Античная философия включает в себя. Античные философы

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ – исторически первая форма европейской теоретической мысли, ставшая основой развития и культурным горизонтом для всех последующих форм мышления, возникавших в рамках интеллектуального пространства средневековой, новой и современной Европы. Хронологически история античной философии охватывает период св. 1200 лет, с 6 в. до н.э. по 6 в. н.э. Географически перед нами – восточная половина Средиземноморья, где в течение указанного периода времени успели смениться полисная демократия Древней Греции времен независимости, эллинистические монархии, возникшие после распада империи Александра Македонского, Рим республиканский и Рим императорский. Все это время языком античной философии был греческий, хотя безусловно важно постепенное оформление латыни как философского языка (Лукреций, Цицерон, Сенека). Кроме того, для позднего периода, когда античная философия сосуществовала с христианским вероучением, принципиальной особенностью был ее «языческий» характер – соответственно, христианские мыслители 2–6 вв. оказываются за рамками курса истории античной философии (см. Патристика ).

Условная дата начала античной философии – 585 до н.э., когда греческий ученый и мудрец Фалес из Милета предсказал солнечное затмение, условная заключительная дата – 529 н.э., когда эдиктом христианского императора Юстиниана была закрыта Платоновская Академия в Афинах – последняя философская школа античности. Условность этих дат заключается в том, что в первом случае Фалес оказывается «родоначальником философии» (впервые так его назвал Аристотель в «Метафизике», 983b20) задолго до появления слова «философия», а во втором случае история античной философии считается завершенной, хотя несколько выдающихся ее представителей (Дамаский, Симпликий, Олимпиодор) продолжали свою научную работу. Тем не менее эти даты позволяют определить то пространство, внутри которого возможно схематичное изложение разнообразного и разнородного наследия, объединяемого в понятии «античная философия».

Источники изучения. 1. Корпус философских текстов античности, сохранившийся в средневековых рукописях на греческом языке. Лучше всего сохранились тексты Платона, Аристотеля и неоплатоников – философов, представлявших наибольший интерес для христианской культуры. 2. Тексты, ставшие известными ученым только в Новое время благодаря археологическим раскопкам; наиболее важные находки – эпикурейская библиотека папирусных свитков из Геркуланума (см. Филодем из Гадары ), каменная стелла с высеченным на ней эпикурейским текстом (см. Диоген из Эноанды ), папирусы с «Афинской политией» Аристотеля, найденные в Египте, анонимный комментарий 2 в. н.э. к платоновскому «Теэтету», папирус из Дервени 5 в. с толкованием Гомера. 3. Античные тексты, сохранившиеся только в переводе на другие языки: латынь, сирийский, арабский и еврейский. Отдельно можно упомянуть античные историко-философские тексты, которые одновременно являются и перво- и второисточниками по античной философии. Наиболее распространенные жанры античной историко-философской литературы: философские биографии, компендии мнений, в которых учения философов группировались тематически, и школьные «преемства», совмещавшие первые два метода в рамках строгой схемы «от учителя к ученику» (см. Доксографы ). В целом от античности до нас дошла сравнительно небольшая часть текстов, и та выборка, которая сохранилась в силу исторических обстоятельств, может быть признана репрезентативной с оговорками. Исследователям часто приходится обращаться к методам реконструкции источников для восстановления более полной картины философской мысли древности.

Для удобства первоначального обозрения историю античной философии можно разделить на следующие периоды: ранняя греческая философия; софисты и Сократ; Платон и Аристотель; эллинистическая философия; философские школы в эпоху Римской империи; неоплатонизм.

РАННЯЯ ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ИЛИ «ДОСОКРАТИКИ» (6–5 вв. до н.э.). Основные философские центры: Иония (западное побережье Малой Азии), Сицилия, Южная Италия.

Содержательно для этого периода характерен интерес к космологии и натурфилософии: размышление о начале, причине и составляющих элементах видимого космоса , об источнике его движения и жизни, т.е. о его природе (ср. традиционное название всех сочинений периода: «О природе»). Представления о человеке уже осознаются как собственно философская проблематика, однако включаются в контекст учения о космосе как его дополнительный раздел; учение о человеке постепенно обретает черты самостоятельности и развивается от физиологии (человек как элемент космоса) и психологии (псюхе человека как одушевленный элемент космоса) к рационалистической этике, обосновывающей правила поведения в обществе в связи с некоторым идеалом (благом, счастьем).

СОФИСТЫ И СОКРАТ: ЭЛЛИНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ (2-я пол. 5 в. до н.э.). С этого времени основным философским центром Греции становятся Афины. Для данного периода характерен перенос внимания с натурфилософских проблем познания мира на этико-социальные проблемы воспитания человека. Софисты не составляли единой «школы», но вместе их позволяет объединить общее для них стремление к публичным диспутам, профессиональной педагогике, особое внимание к риторике как форме выражения любых идей. Частным образом и по официальному приглашению они посещали различные города (полисы) Греции и за плату давали уроки по различным дисциплинам, которые ныне принято называть «гуманитарными». Воспитание (пайдейа̲ ) как вторая природа человека и как основа человеческого общежития – направляющая идея софистики. Среди их излюбленных приемов была демонстрация зависимости норм морали и законов общежития от волевого решения человека (терминологически закреплено оппозицией «природа – закон»), отчего в историко-философском отношении их взгляды считают релятивистскими. Релятивизм софистов был произволен от общериторических установок и не был формой теоретизирования (ср. упражнение Горгия «О небытии», пародирующее трактат Мелисса «О бытии»). Противопоставление природы и закона (номос – фюсис), отражая одну из наиболее ярких особенностей периода, послужило основой для социального реформаторства софистов. Наиболее известные софисты: Протагор , Горгий , Гиппий , Антифонт , Продик .

Существенно изменился характер философского преподавания: вместо школы как общины единомышленников, с единым укладом жизни и постоянной близостью учителя и ученика, ведущих устный диалог, школа становится профессиональным институтом, а философию начинают преподавать профессиональные педагоги, получающие жалованье от государства (императора). В 176 н.э. император Марк Аврелий учреждает (выделяет государственные субсидии) в Афинах четыре философские кафедры: платоническую, перипатетическую, стоическую и эпикурейскую, что четко ограничивает главные философские течения периода. Основное внимание в разных школах уделялось одному – восстановлению авторитетного корпуса текстов для той или иной традиции (ср. издание Андроником текстов Аристотеля, Трасиллом – текстов Платона). Начало эпохи систематического комментирования: если предыдущий период можно обозначить как эпоху диалога, то этот и следующий этап в истории античной философии – период комментария , т.е. текста, созданного по поводу и в соотнесении с другим, авторитетным, текстом. Платоники комментируют Платона, перипатетики – Аристотеля, стоики – Хрисиппа (ср. Эпиктет, «Руководство» § 49; «Беседы» I 10, 8 – о стоической школьной экзегезе, в отличие от платонической и перипатетической, представленной сохранившимися текстами, мы можем судить только по намекам). По замечанию перипатетика Александра Афродисийского (2 в. н.э.) · обсуждение «тезисов» было в обычае у древних философов, «они давали уроки свои именно таким образом – не комментируя книги, как это делают ныне (тогда еще не было книг такого рода), а выставляя тезис и приводя доводы за и против, тем самым они упражняли свою способность находить доказательства, основанные на посылках, принимаемых всеми» (Alex. Aphrod. In Top., 27, 13 Wallies).

Разумеется, устные упражнения не могли быть отброшены, – но теперь это упражнения по объяснению письменных текстов. Разница хорошо видна в новой школьной постановке вопроса исследования (не о предмете, а о том, как понимали предмет Платон или Аристотель): напр., не «вечен ли мир?», а «можно ли считать, что по Платону мир вечен, если в «Тимее» он признает демиурга мира?» (ср. «Платоновские вопросы» Плутарха из Херонеи).

Стремление к систематизации и упорядочиванию наследия прошлого проявилось также и в огромном количестве доксографических компендиев и биографических историй, созданных как раз в этот период с 1 в. до н.э. (наиболее известный – компендий Ария Дидима) до нач. 3 в. (наиболее известные – Диогена Лаэртия и Секста Эмпирика ), и в широком распространении школьных учебников, предназначенных корректно и доходчиво посвящать как учащихся, так и широкую публику в учение великих философов (ср. особенно платонические учебники Апулея и Алкиноя ).

ПОЗДНЕАНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ: НЕОПЛАТОНИЗМ (3–6 вв. н.э.). Завершающий период истории античной философии характеризуется доминированием неоплатонизма , синтетически усвоившего элементы аристотелизма, неопифагореизма и стоицизма при сохранении традиционной платонической догматики (средний платонизм ). Новый синтез имел существенные отличия от предшествующей традиции платонизма, что дало основание ученым в 19 в. ввести в обиход термин «неоплатонизм». Сами неоплатоники называли себя платониками и полагали, что находятся в русле единой традиции, идущей от «божественного Платона». Основные философские центры поздней античности связаны с деятельностью школ неоплатонизма: Рим (Плотин, Порфирий), Апамея в Сирии (где учили Амелий, ученик Плотина, и Ямвлих, возглавивший школу после Амелия, – Сирийская школа), Пергам (Пергамская школа, основанная учеником Ямвлиха Эдесием), Александрия (Александрийская школа : Гипатия, Гиерокл, Гермий, Аммоний, Иоанн Филопон, Олимпиодор), Афины (Афинская школа : Плутарх, Сириан, Прокл, Дамаский, Симпликий).

Плотин считается основателем неоплатонизма, потому что в корпусе его сочинений («Эннеады» ) содержатся все основные понятия неоплатонической философии, которые выстроены им в стройную онтологическую иерархию: сверхбытийное начало – Единое -благо, вторая ипостась – Ум-нус , третья – Мировая Душа и чувственный Космос . Единое недоступно мысли и постигаемо только в сверхумном экстатическом единении с ним, выразимом не обычными языковыми средствами, а негативно, через отрицание (ср. апофатическая теология). Переход от единого к другим уровням бытия описывается в терминах «излучение», «раскрытие», позднее основной термин – «исхождение» (проодос), см. Эманация . Каждая нижняя ступень существует благодаря обращенности к высшему началу и подражает высшему тем, что творит следующее за собой (так ум выступает как начало для души, а душа – для космоса). В дальнейшем эта схема будет подвергнута уточнению и тщательной разработке. В целом для позднего (пост-ямвлиховского) неоплатонизма чрезвычайно характерны систематизм, схоластицизм, мистицизм и магия (теургия). Примечательно отсутствие социально-политической проблематики, так важной для самого Платона; неоплатонизм – это всецело метафизика и теология.

Среди авторитетных для неоплатоников текстов помимо текстов Платона (комментарии на платоновские диалоги составляют основную часть наследия этой традиции) были сочинения Аристотеля, Гомер и «Халдейские оракулы». Комментарии на Аристотеля – вторая по объему часть сохранившегося наследия неоплатонизма; ключевой для комментаторов-неоплатоников стала проблема согласования учений Платона и Аристотеля (см. подробнее Аристотеля комментаторы ). В целом курс философии Аристотеля рассматривался как пропедевтика («малые мистерии») к изучению Платона («большим мистериям»).

В 529 эдиктом императора Юстиниана Афинская Академия была закрыта, и философы вынуждены были прекратить преподавание. Эта дата принимается как символическое завершение истории античной философии, хотя изгнанные из Афин философы продолжали работать на окраинах империи (напр., комментарии Симплики я , ставшие для нас одним из главнейших источников по истории античной философии, были написаны им уже в изгнании).

ФИЛОСОФИЯ – ΦΙΛΙΑ ΣΟΦΙΑΣ. О том, что такое философия, сами античные философы говорили столь же часто, сколь часто им приходилось приступать к начальному философскому курсу. Подобный курс в неоплатонических школах открывался чтением Аристотеля, Аристотель начинался с логики, логика – с «Категорий». Сохранилось несколько «введений в философию» и «введений к Аристотелю», предваряющих школьные комментарии к «Категориям». Порфирий, впервые предложивший рассматривать сочинения Аристотеля как пропедевтику к платоновским, в свое время написал специальное «Введение к Категориям» («Исагог»), которое стало базовым учебником для неоплатоников. Комментируя Порфирия, неоплатоник Аммоний перечисляет несколько традиционных определений, в которых можно различить платоновские, аристотелевские и стоические темы: 1) «познание сущего поскольку оно сущее»; 2) «знание дел божественных и человеческих»; 3) «уподобление Богу, насколько это возможно для человека»; 4) «подготовка к смерти»; 5) «искусство искусств и наука наук»; 6) «любовь к мудрости» (Ammonius. In Porph. Isagogen, 2, 22–9, 24). Наилучшим образом прояснить смысл этих поздних школьных определений, в которых продемонстрированы устойчивость и вместительность традиции, скрепившей собой разнообразные учения более чем тысячелетнего периода в одну «историю античной философии», могли бы все имеющиеся в нашем распоряжении античные философские тексты.

Прекратив свое существование, античная философия стала значимым фактором развития европейской философской мысли (ближайшим образом повлияв на формирование христианского богословия и средневековой схоластики) и остается таковым вплоть до сегодняшних дней. Язык античной философии не утратил живости звучания. В то время как одни термины навсегда остались техническими терминами только философии греков (арете , атараксия ,

Энциклопедии и словари:

1. Pauly Α., Wissowa G, Kroll W. (hrsg.). Realencyclopädie der klassischen Altertumswissenschaft, 83 Bände. Stuttg., 1894–1980;

2. Der Neue Pauly. Enzyklopaedie der Antike. Das klassische Altertum und seine Rezeptionsgeschichte in 15 Bänden, hrsg. v. H.Cancik und H.Schneider. Stuttg., 1996–99;

3. Goulet R. (ed.). Dictionnaire des philosophes antiques, v. 1–2. P., 1989–94;

4. Zeyl D.J. (ed.). Encyclopedia of Classical Philosophy. Westport, 1997.

Подробные изложения истории античной философии:

1. Лосев А.Ф. История античной эстетики в 8 т. М., 1963–93;

2. Guthrie W.К.С. A History of Greek Philosophy in 6 vols. Camhr., 1962–81;

3. Algra K., Barnes J., Mansfeld J. , Schofield M. (eds.), The Cambridge History of Hellenistic Philosophy. Cambr., 1999;

4. Armstrong A.H. (ed.). The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy. Cambr., 1967;

5. Grundriss der Geschichte der Philosophie, begr. v. Fr. Ueberweg: Die Philosophie des Altertums, hrsg. v. K.Prächter, völlig neubearbeitete Ausgabe: Die Philosophie der Antike, hrsg. v. H.Flaschar, Bd. 3–4. Basel–Stuttg., 1983–94 (тома 1–2 готовятся к печати);

6. Reale G. Storia della filosofia antica, v. 1–5. Mil., 1975–87 (англ. пер.: A History of Ancient Philosophy. Albany, 1985);

7. Zeller E. Die Philosophie der Griechen in ihrer geschichtlichen Entwicklung, 3 Teile in 6 Bänden. Lpz., 1879–1922 (3–6 Aufl.; Neudruck Hildesheim, 1963).

Учебные пособия:

1. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. СПб., 1912 (переизд. 1996);

2. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981;

3. Он же. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991;

4. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985;

5. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность (пер. с итал.). СПб., 1994;

6. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995;

7. История философии: Запад – Россия – Восток, кн. 1: Философия древности и средневековья, под ред. Н.В.Мотрошиловой. М., 1995;

8. Адо Пьер. Что такое античная философия? (пер. с франц.). М., 1999;

9. Canto-Sperber M., Barnes J., Brisson L., Brunschwig J., Vlastos G. (eds.). Philosophie grecque. P., 1997.

Хрестоматии:

1. Переверзенцев С.В. Практикум по истории западноевропейской философии (Античность, Средневековье, Эпоха Возрождения). М., 1997;

2. Vogel С. de (ed.). Greek Philosophy. A collection of texts selected and supplied with some notes and explanations, vol. 1–3. Leiden, 1963–67;

3. Long Α.Α., Sedley D.N. (eds. and trs.). The Hellenistic Philosophers, 2 v. Cambr., 1987.

Пособия по истории греческой культуры и образования:

1. ЗелинскийФ.Ф. Из жизни идей, 3-е изд. Пг., 1916;

2. Он же. Религия эллинизма. Пг., 1922;

3. Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция), пер. с франц., М., 1998;

4. Йегер В. Пайдейа. Воспитание античного грека, пер. с нем. М., 1997.

Литература:

1. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. М., 1927 (переизд. 1993);

2. Он же. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930 (переизд. 1993);

3. Он же. Эллинистически-римская эстетика I–II вв. н.э. М., 1979;

4. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979;

5. Богомолов А.С. Диалектический логос. Становление античной диалектики. М., 1982;

6. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980;

7. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII–VI вв. до н.э., Л., 1985;

9. Anton J.P., Kustas G.L. (eds). Essays in Ancient Greek Philosophy. Albany, 1971;

10. Haase W., Temporini H. (eds.), Aufstieg und Niedergang der Römischen Welt. Geschichte und Kultur Roms im Spiegel der neueren Forschung, Teil II, Bd. 36, 1–7. В.–Ν. Υ., 1987–98;

11. Mansfeld J. Questions to be settled before the study of an author or a text. Leiden–N. Y.–Köln, 1994;

12. Irwin T. (ed.). Classical Philosophy: Collected Papers, vol. 1–8. N. Y, 1995;

13. The Cambridge Companoin to early Greek philosophy, ed. by A.A.Long. N. Y, 1999.

Продолжающиеся издания:

1. Entretiens sur l"Antiquité classique, t. 1–43. Vandoevres–Gen., 1952–97;

2. Oxford Studies in Ancient Philosophy, ed. J.Annas et al., v. 1–17. Oxf, 1983–99.

Библиографии:

1. Marouzeau J. (ed.), L"Année philologique. Bibliographie critique et analytique de l"antiquité gréco-latine. P., 1924–99;

2. Bell A.A. Resources in Ancient Philosophy: An Annotated Bibliography of Scholarship in English. 1965–1989. Metuchen–N. J., 1991.

Средства Internet:

1. http://cailimac.vjf.cnrs.fr (разнообразная информация по классической античности, в т.ч. последние выпуски Марузо);

2. http://www.perseus.tufts.edu (классические тексты в оригинале и переводе на англ.);

3. http://www.gnomon.kueichstaett .de/Gnomon (библиографии работ по античной культуре и философии);

4. http://ccat.sas.upenn.edu/bmcr (Bryn Mawr Classical Review – обзоры литературы по античности).

ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ

философия античность космоцентризм материализм

Античная философия представляет собой совокупность учений, развивавшихся в Древней Греции и в Древнем Риме с VI в. до н. э. по VI в. н. э. Обычно в античной философии выделяют три периода:

Первый, период натурфилософии (6 в. до н. э.) - на первый план выходят проблемы философии природы. Первый период заканчивается появлением философии Сократа, которая кардинальным образом изменила характер античной философии, поэтому его также называют периодом досократиков.

Второй период - период классической античной философии (4 - 5 вв. до н. э.), связан с именами Сократа, Платона и Аристотеля.

Третий период - эллинистически-римская философия (3 в. до н. э. -- 6 в. Н. э.), развивавшаяся в Древней Греции и в Древнем Риме, представлена такими течениями, как эпикурейство, скептицизм, стоицизм и неоплатонизм.

Основной чертой античной философии в первый период является космоцентризм, опирающийся на традиционные для греков представления о мире как гармоничном единстве, отраженные в самом понятии «космос». Все усилия представителей ранней античной философии были сосредоточены на постижении причин происхождения материального мира, выявление источника его гармоничного устройства, некоторого руководящего принципа, который получил названия первоначала (архэ).

Ответы на вопрос о начале мира были различны. Так, представители милетской школы античной философии Фалес и его ученики утверждали в качестве первоначала одну из природных стихий. Такая позиция в истории философии носит название наивного натурализма.

Фалес утверждал, что все происходит из воды, Анаксимен - из воздуха, Анаксимандр предлагает вариант эфира «апейрон».

Представитель города Эфесса, великий философ Гераклит, который считается создателем диалектики - теории развития, также предложил свой вариант первоначала - Логос - огненное первоначало и в то же время мировой порядок.

Основой учения Гераклита являлась проблема противоположностей. Он открывает, что мир состоит из борющихся противоположностей и эти противоположности соотносительны (не существует верха без низа, права без лева и др.). Гераклит использует образ войны для описания борьбы противоположностей: «Война всеобща» -- пишет он. Однако Гераклит замечает не только борьбу, но и единство противоположностей. По его мнению противоположности являются причиной движения, развития, изменения мира. Он описывает вселенную как поток - нечто вечно становящееся, движущееся, текучее и изменяющееся. Гераклит считал, что борьба противоположностей предстает гармонией и единством если смотреть на мир в целом.

Отходом от идей наивного натурализма является философия известного математика и геометра Пифагора. С его точки зрения превоначалом мира является число, как некий принцип порядка. Свидетельством прогресса здесь является то, что в качестве первоначала предлагается нечто нематериальное, абстрактное.

Венцом размышлений философов досократического периода следует признать учение Парменида, представителя элейской школы философии. Парменид известен как создатель одного из основных понятий философии термина «Бытие». Бытие это термин, акцентирующий внимание на факте существования предметов и явлений окружающего нас мира. Парменид выявляет основные свойства бытия как первоначала мира. Оно едино, неделимо, бесконечно и неподвижно. В этом отношении бытие Парменида это совокупность связей между явлениями мира, некий принцип, обуславливающий единство мира как целого. Парменид выражает свое понимание бытия в известном тезисе: «Бытие есть, а небытия нет», подразумевая под этим выражение единства мира. Ведь мир без пустот (небытия) это мир, где все взаимосвязано. Примечательно, что Парменид не разграничивает Бытие и мышление. Для него «бытие и мысль о бытии» одно и то же.

Однако образ Бытия без пустот не предполагает движения. Решением этой проблемы был занят Зенон. Он заявил, что движения не существует и выдвинул в защиту этого положения и ныне поражающие аргументы (апории).

Отдельно следует рассмотреть философию представителей античного материализма: Левкиппа и Демокрита. О жизни и учении Левкиппа известно крайне мало. Его сочинения не сохранились, а славу создателя завершенной системы атомизма несет его ученик Демокрит, полностью заслонивший фигуру учителя.

Демокрит был представителем античного материализма. Он утверждал, что в мире существуют только атомы и пустота между ними. Атомы (от греч. «неделимый») мельчайшие частицы, из которых состоят все тела. Атомы различаются по размерам и форме (шаровидные, кубические, крючковидные и т. д.).

Начало классического периода античной философии связывают с кардинальным изменением предмета философских размышлений - так называемым антропологическим поворотом. Если мыслителей ранней античности интересовали вопросы происхождения и устройства вселенной, то в классический период происходит поворот интереса к изучению проблем человека и общества. Прежде всего, это относится к философии софистов.

Софисты - античная философская школа, существовавшая в 5-4 вв. до н.э. Ее наиболее известные представители, так называемые старшие софисты: Протагор, Горгий, Гиппий. Софисты были известны как непревзойденные мастера красноречия. При помощи хитроумных рассуждений, зачастую использующих ошибки логики, они запутывали собеседника и «доказывали» очевидно абсурдные тезисы. Такого рода рассуждения получили название софизмов.

Софисты также учили желающих мастерству публичных выступлений. При этом они не гнушались брать плату за свои уроки, чем вызывали недовольство и упреки со стороны других мыслителей.

В основе философии софистов лежит принцип относительности. Они считали, что не существует абсолютных истин, истин «самих по себе». Существуют лишь относительные истины. Критерием этих истин софисты объявили человека. Как утверждал Протагор, один из основателей софистики: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Это означает, что именно человек определяет, что будет считаться истиной в данный момент. Причем то, что является истиной сегодня, может не быть ею завтра, а то, что является истиной для меня - не обязательно истина для другого человека.

Одним из наиболее известных мыслителей античности является афинский мудрец Сократ (469 -- 399 гг. до н. э.). Сократ не оставил после себя сочинений и все, что о нем известно, мы знаем лишь в изложении его учеников. Сократ был близок к школе софистов, часто использовал элементы софистики в своих рассуждениях, хотя и не разделял их философских взглядов. В частности, он заявил, что абсолютные истины существуют, более того, он считал, что их можно обнаружить в разуме (душе) любого человека.

По мнению Сократа, нельзя научить знанию или его передать, можно лишь пробудить его в душе человека. Метод рождения истины из глубин души человека Сократ называл Майевтикой (акушество). Майевтика представляла собой искусство последовательного, методичного расспрашивания человека таким образом, чтобы из простых и очевидных для него истин произошло понимание более сложных.

Основу метода рассуждений Сократа в рамках подобного рода диалогов составила ирония. Сократ «подсказывал» собеседнику правильное направление рассуждений, сводя его точку зрения к абсурду, подвергая ее насмешке, что зачастую приводило к обидам.

Учение Сократа об истине имело и этическую составляющую. Основная проблема этики, с точки зрения Сократа - достижение единой точки зрения относительно общечеловеческих истин. Любое зло происходит от незнания. Другими словами, человек совершает злой поступок не оттого, что желает совершить зло, но от неправильного понимания добра. Логическим продолжением является тезис Сократа о том, что любое знание по определению является добром.

Жизнь Сократа закончилась трагедией: он был обвинен в богохульстве своими соотечественниками и был казнен. Сократ оставил после себя множество учеников, которые в последствии основали свои собственные философские школы. К так называемым сократическим школам относят: академию Платона, киников, киренаиков, мегариков.

Одним из наиболее известных учеников Сократа, продолжателем классической античной традиции стал Платон (427 -- 347 гг. до н. э.). Платон является создателем масштабной системы объективного идеализма. Его учение о мире идей стало одним из самых влиятельных в истории западноевропейской философии. Идеи Платона выражены в произведениях, имеющих форму жанровых сцен, диалогов, основным героем которых выступал его учитель Сократ.

После смерти Сократа, Платон основал свою собственную философскую школу в пригороде Афин (названную в честь местного героя Академа). Основу его философских взглядов составляет учение об идеях. Идеи (греч. «эйдос») - объективно существующие образования, неизменные и вечные, составляющие идеал или образец для всего в нашем мире. Идеи нематериальны, они познаваемы лишь при помощи разума и существуют независимо от человека. Они находятся в особом мире - мире идей, где составляют особого рода иерархию, на вершине которой находится идея блага. Мир вещей, то есть мир, в котором живет человек, был создан, по мнению Платона, посредством наложения идей на бесформенную материю. Этим объясняется то, что группам вещей в нашем мире соответствуют идеи из мира идей. Например, множеству людей - идея человека.

Представления о мире идей лежат в основе гносеологии и социальной философии Платона. Так процесс познания, согласно Платону, представляет собой ничто иное, как припоминание идей из мира идей.

Платон считал, что душа человека бессмертна и во время своих перерождений созерцает мир идей. Поэтому каждый человек, если применить к нему метод расспрашивания, может вспомнить идеи, которые видел.

Структура мира идей определяет структуру государства. Платон создает проект идеального государственного устройства в произведении «Государство». Оно, по мнению Платона, должно содержать три сословия: философы, стражники и ремесленники. Философы должны управлять государством, стражники - обеспечивать общественный порядок и защиту от внешних угроз, а ремесленники - производство материальных благ. В идеальном государстве Платона предполагалось уничтожение институтов брака, семьи и частной собственности (для представителей сословий стражников и философов).

Еще одним величайшим философом античности стал ученик Платона Аристотель (384 -- 322, гг. до н. э.). После смерти Платона Аристотель покинул академию и основал свою собственную школу философии - Ликей. Аристотель выступил систематизатором всего античного знания. Это был скорее ученый, нежели философ. Главная задача Аристотеля была в том, чтобы избавиться от мифологизирования и неясности понятий. Он разделял все знание на Первую философию (собственно философию) и Вторую философию (конкретные науки). Предмет первой философии - чистое, беспримесное бытие, которое и есть идеи Платона. Однако в отличие от Платона Аристотель считал, что идеи существуют в единичных вещах, составляют их сущность, а не в отдельном мире идей. И познать их можно, лишь познавая единичные вещи, а не при помощи припоминания.

Аристотель выделяет четыре вида причин, на основе которых происходит движение и развитие мира:

  • -- материальная причина (наличие самой материи)
  • -- формальная причина - это то, во что превращается вещь
  • -- движущая причина - источник движения или преобразований
  • -- целевая причина - конечная цель всех превращений

Каждую вещь Аристотель рассматривает с точки зрения материи и формы. Причем каждая вещь может выступать как материей, так и формой (глыба меди - материя для медного шара и форма частиц меди). Образуется своего рода лестница, наверху которой находится последняя форма, а внизу - первая материя. Форма форм есть бог или перводвигатель мира.

Период Эллинизма - это период кризиса греческого общества, распада полиса, захвата Греции Александром Македонским. Однако, поскольку македонцы не имели высокоразвитой культуры, они полностью заимствовали греческую, то есть эллинизировались. Более того, они распространили образцы греческой культуры на всей территории Империи Александра Македонского, которая простиралась от Балкан вплоть до Инда и Ганга. В то же время начинается развитие Римской культуры, также много позаимствовавшей у греков.

В это время производится поиск путей духовного обновления. Не создано ни одной принципиально новой концепции. Мощным направлением был неоплатонизм, развивавший идеи Платона. Влиятельным направлением того времени был Эпикуреизм, названный по имени его основателя Эпикура. Эпикур что правилом общественной жизни должно быть выражение «Проживи незаметно» (в отличие от социального активизма классической античности). Целью человеческой жизни Эпикур объявлял удовольствие. Он делил удовольствия на три группы: 1. Полезные и не вредные 2. Бесполезные и не вредные 3. Бесполезные и вредные. Соответственно учил ограничивать вторые и избегать третьих.

Кинизм - влиятельное философское учение, основателем которого был Антисфен, но духовным лидером -- Диоген Синопский. Смысл формулировок Диогена состоял в отвержении и разоблачении великих иллюзий, двигавших поведением людей:

1) погони за удовольствиями; 2) очарованностью богатством; 3) страстного желания власти; 4) жажды славы, блеска и успеха -- всего того, что влечет к несчастью. Воздержание от этих иллюзий, апатия и самодостаточность -- условия зрелости и мудрости, а в конечном счете счастья.

Еще одним влиятельным направлением был Скептицизм, основанный в 4 в. до н. э. Пирроном. Скептики считали, что никакое суждение человека не может быть истинным. Следовательно, необходимо воздерживаться от суждений и достичь полной невозмутимости (атараксии).

Стоики предлагают иную позицию. Это философия долга, философия судьбы. Эту философскую школу основал в 6 в. до н. э. Зенон. Видные ее представители -- Сенека, учитель Нерона, император Марк Аврелий. Позиции этой философии противоположны Эпикуру: доверься судьбе, покорного судьба ведет, а непокорного тащит.

Сократ совершил в философии коренной переворот. Поняв, что натурфилософия во многом безразлична человеку, Сократ переиначивает основное философское вопрошание: в чем природа и главное содержание человека? Не физику, а этику ставит Сократ на первое место. Именно философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот. В этой связи Сократ придает первостепенное значение тому, что человек есть существо познающее, разумное.

Человека отличает от других существ душа, считает Сократ. Душа - это способность человека осознавать, проявлять мыслительную активность, быть совестливым и моральным, добродетельным. Потенциал души реализуется в познании, недостаток последнего есть невежество. Тело человека не довлеет над его душой, наоборот, оно является инструментом души. Сократ занимается телесными упражнениями, но еще больше душевными. Без последних нельзя воспитать в себе добродетели, среди которых главные - мудрость, справедливость, умеренность. Развивая свои добродетели, человек достигает гармонии души, даже физическое насилие не может ее разрушить. А это означает, что человек становится свободным. В этом и состоит его счастье.

Платон - выдающийся мыслитель античности, ученик Сократа, он развивает его представления. Стратегия та же: на первом плане этика, а не натурфилософия. Сердцевину же философии Платона составляет концепция идей.

Вещи не рассматриваются Платоном только в их кажущемся столь привычным эмпирически-чувственном существовании. Для каждой вещи фиксируется ее смысл, идея, которая, как выясняется, для любой вещи данного класса вещей одна и та же и обозначается одним именем. Есть множество лошадей, карликовых и нормальных, пегих и вороных, но у всех у них есть один и тот же смысл лошадность. Соответственно можно вести речь о благом вообще, прекрасном вообще, зеленом вообще, доме вообще.

Идея - это то самое единое, которое составляет суть многообразия. Итак, проблему единого и многого Платон разрешает следующим образом: единое это идея, а ее проявления это многое. Идея соотносится как с материальными так и с душевными явлениями. Сам Платон связавает сущность идеи с понятием прекрасного. Известно много прекрасных вещей. Но каждая вещь прекрасна по-своему, поэтому нельзя прекрасное связывать с одной вещью, ибо в таком случае другая вещь уже не была бы прекрасной. Но все прекрасные вещи имеют нечто общее - прекрасное как таковое, это их общая Идея, или Эйдос, или Сущность. Все три термина - идея, эйдос, сущность - обозначают одно и то же, единое. Прекрасное как идея присуще вещам в разной степени, поэтому есть более и менее прекрасные вещи. Платон не считал все идеи равнозначными. Вслед за Сократом он превыше всего ставил идею блага. Для него благо было причиной всего прекрасного как в мире, так и в жизни людей. Так, мир познаваем благодаря благу. Благо, по Платону, это - мировой принцип. Современные философы придают благу более земное содержание, они обычно считают его ценностью, сознательно избранным человеком образом действия по достижению добра, успешного совместного жительства людей.

Аристотель - великий ученик Платона, учившийся у него 20 лет. Накопив огромный потенциал, Аристотель развил собственное философское учение. Аристотель перенес акцент философской мысли с идеи на форму.

Аристотель рассматривает отдельные вещи: камень, растение, животное, человека. Всякий раз он выделяет в вещи материю (субстрат) и форму. В бронзовой статуе материя - это бронза, а форма - очертания статуи. Сложнее обстоит дело с отдельным человеком, его материя - это кости и мясо, а форма - душа. Для животного формой является животная душа, для растения - растительная душа. Что важнее - материя или форма? На первый взгляд кажется, что материя важнее формы, но Аристотель не согласен с этим. Ведь только благодаря форме индивид становится тем, чем он является. Значит, форма есть главная причина бытия. Всего причин четыре: формальная - сущность вещи; материальная - субстрат вещи; действующая - то, что приводит в движение и обуславливает изменения; целевая - во имя чего совершается действие.

Итак, по Аристотелю, единичное бытие есть синтез материи и формы. Материя - это возможность бытия, а форма есть осуществление этой возможности, акт. Из меди можно сделать шар, статую, т.е. как материя медь есть возможность шара и статуи. Применительно к отдельному предмету сущностью оказывается форма. Форма выражается понятием. Понятие справедливо и без материи. Так, понятие шара справедливо и тогда, когда из меди еще не сделали шар. Понятие принадлежит уму человека. Выходит, что форма - это сущность и отдельного единичного предмета, и понятия об этом предмете.

Аристотель по праву гордился тем, что им была развита, причем содержательнейшим образом, проблема цели. Цель - по-гречески телеос. Исходя из этого учение о цели называют телеологией. Цель есть, по Аристотелю, наилучшее во всей природе. Главенствующая наука та, "которая познает цель, ради которой надлежит действовать в каждом отдельном случае...". Конечной инстанцией поступков людей оказываются их цели, целевые приоритеты. Телеология, развитая Аристотелем, оказывается мощным инструментарием в деле понимания человека, его деяний и общества.

Последняя реальность - бог. Для Аристотеля форма в своей динамике выражает иерархичность бытия. Из меди можно изготовить много вещей, но медь остается медью. Намного более иерархично ведет себя форма. Сравним: форма неживых предметов - растительная форма - животная форма - форма (душа) человека. Это сравнение поднимает нас по лестнице форм, причем значение материи ослабевает, а формы - возрастает. А если сделать еще шаг и заявить, что есть чистая форма, освобожденная от материи? Аристотель твердо убежден, что этот шаг, предельный переход, вполне состоятелен и необходим. Почему? Потому что тем самым мы обнаружили перводвигатель всего, а значит, принципиально объяснили все многообразие фактов движения. Бог, как и все доброе и красивое, притягивает, влечет к себе, это не физическая, а целевая, финальная причина.

Бог Аристотеля - это перводвигатель. Это еще и ум, более развитой, чем человеческий. Бог неподвижен. Как источник движения он не имеет причину движения, ибо нам пришлось бы за одной причиной движения открывать другую и так далее, без конца. Бог - конечная причина движения; само это утверждение имеет смысл, если считать бога неподвижным. Итак, бог умственно совершенен, он источник всякого движения, неподвижен, не имеет истории, значит, вечен. Бог Аристотеля бесстрастен, он не принимает участия в делах людей.

Аристотель - основатель логики. В трудах Аристотеля высокой степени совершенства достигла логика. По сути, именно Аристотель впервые изложил логику систематично, в виде самостоятельной дисциплины. Логику обычно понимают как науку о законах мышления. Аристотель сумел выделить три закона логики.

Для Аристотеля этика в отличие от физики и математики есть практическая наука. Последней целью и последним благом является счастье. Но что такое счастье? Счастье для Аристотеля - это не жизнь, растраченная на удовольствия, наслаждения и развлечения, это не почести и успех и не богатство, а совпадение добродетели человека с внешней ситуацией. Добро связывается с обилием добродетелей, зло с их скудостью. Аристотель особенно высоко ценил следующие добродетели: разумная мудрость, практическая мудрость, рассудительность, мужество, умеренность, щедрость, правдивость, дружелюбие, любезность. Превыше всего Аристотель ставил разумную мудрость, ибо это та добродетель, с помощью которой постигается любая реальность, благодаря ей постижим и бог. Гармоническим сочетанием всех добродетелей является справедливость.

Философские учения Сократа, Платона, Аристотеля имели колоссальное значение для формирования мировой философской традиции. Сократ положил предел моральному релятивизму софистов, собственной жизнью утвердив этический образец философа. Платон создал последовательное и продуманное идеалистическое учение, повлиявшее на формирование многих последующих философских школ, в особенности философии средневековья. Аристотель - вершина античной философии, его учение о первопричинах бытия и разработка законов логики стали образцом глубины философской мысли.

Является античная философия. Ее родоначальниками выступают древние греки и римляне. В арсенале мыслителей того времени «инструментами» познания были тонкая умозрительность, созерцание и наблюдение. Античные философы первыми начали ставить перед собой вечные вопросы, волнующие человека: с чего берется начало всего окружающего, бытие и небытие мира, единство противоречий, свобода и необходимость, рождение и смерть, назначение человека, нравственный долг, красота и возвышенность, мудрость, дружба, любовь, счастье, достоинство личности. Эти проблемы актуальны и сегодня. Основой для формирования и развития философской мысли в Европе послужила именно античная философия.

Периоды развития философии античности

Рассмотрим, какие основные проблемы решала античная философия, этапы развития ее как науки.

В развитии древнегреческой и древнеримской философской мысли условно можно разграничить четыре важных этапа.

Первый, досократовский, период выпадает на VII -- V ст. до нашей эры. Он представлен деятельностью Элейской и Милетской школ, Гераклита Эфесского, Пифагора и его учеников, Демокрита и Левкипа. Они занимались вопросами законов природы, построения мира и Космоса. Значение досократовского периода трудно переоценить, ведь именно ранняя античная философия во многом повлияла на развитие культуры, общественной жизни и Древней Греции.

Характерной особенностью второго, классического, периода (V -- IV ст. является появление софистов. Они перенесли свое внимание с проблем природы и Космоса на проблемы человека, заложили основы логики и способствовали развитию Кроме софистов, ранняя античная философия в этот период представлена именами Аристотеля, Сократа, Платона, Протогора. В это же время начинает формироваться и римская философия, в которой определяются три основных направления -- эпикуреизм, стоицизм и скептицизм.

За период с IV по II век до н. э. античная философия проходит третий, эллинестический, этап развития. В это время возникают первые философские системы, глубокие по своему содержанию, появляются новые философские школы -- эпикурейская, академическая, перепатетики и другие. Представители эллинистического периода переходят к решению этических проблем и морализаторству именно в то время, когда эллинская культура переживает упадок. Именами Эпикура, Теофраста и Карнеада представлен этот этап в развитии философии.

С началом нашей эры (I -- VI столетия) античная философия вступает в свой последний период развития. В это время ведущая роль в принадлежит Риму, под влиянием которого оказывается и Греция. На формирование римской философии большое влияние оказывает греческая, в частности, ее эллинестический этап. В философии Рима формируются три основных направления -- эпикуреизм, стоицизм и скептицизм. Для этого периода характерна деятельность таких философов, как Аристотель, Сократ, Протогор, Платон.

Третий-четвертый века -- время возникновения и развития нового направления в античной философии -- неоплатонизма, родоначальником которого был Платон. Его идеи и взгляды во многом повлияли на философию раннего христианства и философию средневековья.

Так возникла античная философия, этапы развития которой породили интересные идеи: идею всеобщей связи всех явлений и вещей, существующих в мире, и идею бесконечного развития.

Именно в те времена сложились гносеологические направления -- Демокрит, являясь, в сущности, материалистом, предположил, что атом является мельчайшей частицей любого вещества. Эта его идея опередила века и тысячелетия. Платон, придерживаясь идеалистических взглядов, создал диалектическое учение об отдельных вещах и общих понятиях.

Философия античных времен стала одной из самостоятельных С ее помощью была сформирована целостная картина мира. Античная философия позволяет проследить весь путь становления теоретической мысли, полный нестандартных и смелых идей. Многие вопросы, которые пытались решить древнегреческие и древнеримские философские умы, не утратили своей злободневности и в наше время.


Античная философия (VI в. до н. э.- V в. н. э.). - Возникновение и развитие философии в древней Греции и Риме неразрывно связаны с развитием рабовладельческого строя, сменившего первобытно-общинный строй. Основой всей жизни античного мира был рабский труд. «Без рабства не было бы греческого государства, греческого искусства и науки...». Распад родового строя в древней Греции сопровождался возникновением городов, развитием ремесла и торговли. Рост производства, разделение труда между земледелием и промышленностью, ставшее возможным только при рабстве, колонизация и развитие торговых связей с другими народами - всё это привело к расцвету древнегреческой культуры. Под влиянием развития производства, торговли, мореплавания, а также общественной политической жизни растёт интерес к исследованию природы.

Старое религиозно-мифологическое мировоззрение всё больше уступает место стремлению проникнуть в сущность объективной действительности и законов её развития. На этой почве выросла древнегреческая философия. Она выступала как нерасчленённая, всеобъемлющая наука, как наука наук, включавшая в себя вследствие неразвитости научного мышления все области знания. История древнегреческой философии - это история борьбы первоначального, наивного материализма против различных идеалистических учений, это борьба материалистической линия Демокрита и идеалистической линии Платона. Борьба эта была основана на противоположности мировоззрений рабовладельческой демократии и реакционной аристократии.

Можно установить три периода в развитии античной философии. Первый период - VI в. до н. э. Это - философия периода образования рабовладельческого общества. Первоначальный, наивный материализм, который был одновременно стихийно-диалектическим взглядом на мир, представлен на этом этапе (см.) и (см.). Философы милетской школы- Фалес (см.), Анаксимен, Анаксимандр - исходили из признания единого, вечно движущегося материального первоначала.

У Фа-леса это - вода, у Анаксимена- воздух, у Анаксимандра - бесконечная неопределённая материя - «апейрон». Гераклит также считал началом всего сущего материальную стихию - огонь, из которого путём борьбы противоположностей происходят все формы действительности. Он учил о всеобщей текучести вещей, сущность мирового процесса он сводил к закономерным преобразованиям вечной материи. Диалектика Гераклита явилась одной из высших ступеней, достигнутых древнегреческой философией. Материалистические школы - милетская и эфесская - боролись с идеалистическими и антидиалектическими взглядами пифагорейской и элейской школ. Представители пифагорейской школы (основатель - Пифагор) развивали мистическое учение о числе как сущности всех вещей и учение о «гармонии» в природе и в обществе, исключающей борьбу противоположностей. Элейцы (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс) противопоставили представлению об изменчивости и многообразии природы учение о неподвижном и неизменном бытии. Элейцы своим метафизическим тезисом о неподвижном бытии, исключающем многообразие явлений и изменчивость природы, открывали дверь идеализму.

Второй период - V в. до н. э. Это - философия периода расцвета древнегреческой рабовладельческой демократии. На этом этапе предмет философии расширился и углубился. На первый план выступили вопросы строения материи, теории познания, проблемы общественной жизни. Вопрос о строении материи стал в центре внимания всех трёх материалистических школ V в. до н. э., связанных с именами Анаксагора, (см.) и (см.). Анаксагор принимал за основу существующего материальные частицы -«семена вещей» («гомеомерии»), из сочетания которых образуются качественно подобные им тела.

Для объяснения движения Анаксагор вводит внешнюю силу - «нус» (мировой ум), который понимается им как тончайшее и легчайшее вещество. Эмпедокл учил о четырёх «корнях» всего сущего (огонь, воздух, вода и земля), приводимых в движение двумя материальными силами - «любовью» и «ненавистью». В атомистическом учении Демокрита античный материализм достигает высшей точки своего развития. Демокрит был «первым энциклопедическим умом среди греков»), наиболее выдающимся представителем единой нерасчленённой науки древнего мира. В основе существующего лежат, по Демокриту, два первоначала: атомы и пустота. Атомы, т. е. неделимые частицы материи, вечны и неизменны. Возникновение и уничтожение бесконечных миров и всех природных вещей - результат сочетания атомов, движущихся в пустоте.

Учение Демокрита об атомах было механистическим. У (см.), первых профессиональных учителей «мудрости» и красноречия, центром философских исследований является человек и его отношение к миру. Основная группа софистов по своим социально-политическим взглядам примыкала к рабовладельческой демократии, по философским - к материалистическому лагерю. Для другой группы софистов характерны реакционные, антидемократические воззрения. Наиболее яркий представитель софистов материалист Протагор объявляет человека «мерой всех вещей», а ощущения. - единственным источником познания. В противоположность материалистическому учению Демокрита складывается философия (см.) - главы идеалистического лагеря античной философии, идеолога аристократической реакции. Непосредственным предшественником Платона был (см.),- представитель идеалистического, религиозно-этйческого мировоззрения.

В основе философии Платона лежит противопоставление выдуманного им мира вечных и неизменных идей изменчивому, несовершенному, согласно его взгляду, миру вещей, являющемуся лишь тенью мира идей. Борясь против достижений античной науки, Платон учит о сотворении мира божественным творцом, о бессмертии и переселении душ, сводит познание к воспоминанию души о мире идей, созерцавшихся ею до вселения в тело. Общественно-политические взгляды Платона, как и его философские взгляды, были реакционными. Борьба между материалистической философией Демокрита и идеалистической философией Платона составляет центральный пункт всей истории древнегреческой философии. Уже в этой борьбе в полной мере сказались всё прогрессивное значение материализма в истории науки и реакционная роль идеализма. Борьба между философскими взглядами Демокрита и Платона была выражением политической борьбы между рабовладельческой демократией и аристократией.

Итог достижений древнегреческой философии и естествознания подводит «энциклопедическая наука Аристотеля» . (см.) выступил с опровержением платоновской теории идей. В решении основного вопроса философии Аристотель колебался между материализмом и идеализмом. Материя рассматривалась им как косная и инертная, а движущим и творческим началом признавалась нематериальная форма. Аристотель сыграл значительную роль в развитии диалектики и логики. Он исследовал формы мышления. Третий период - философия периода кризиса и упадка рабовладельческого общества. В этот, эллинистический, период от философии, выступавшей как всеобъемлющая, нерасчленённая наука, стали отпочковываться положительные науки, частные науки, разрабатывавшие методы точного исследования природы. Материалистическая линия античной философии была продолжена в этот период (см.) и его школой.

Эпикур - материалист, атеист и просветитель - возрождает атомистическое учение Демокрита и защищает его от нападок мистиков и теологов. Эпикур вносит в это учение ряд видоизменений. Основное в них- концепция спонтанного (обусловленного внутренними причинами) отклонения атомов от прямой линии, в силу которого становится возможным их столкновение. Целью философии Эпикур считал счастье человека, для достижения которого надо освободиться от религиозных предрассудков и овладеть знанием законов природы. Последователем и популяризатором учения Эпикура в древнем Риме был (см.) (I в. до н. э.). Начиная с III-II вв. до я. э. в результате общего кризиса и разложения рабовладельческого строя происходит упадок философии. Разнообразные школы эллинистической и римской эпохи (академики, стоики, скептики и др.) выражают явную деградацию философской мысли в сторону идеализма и мистики.

Представители идеологии империализма прибегают к фальсификации античной философии для борьбы с современным материализмом и наукой. Особую ненависть реакционеров вызывают материалистические учения. Демокрит, Эпикур и другие античные материалисты объявляются безнравственными и не достойными названия философов. Одновременно делаются попытки возродить реакционное учение Платона об идеях и «идеальном» государстве, приспособить это учение для пропаганды религиозной мистики и политики эксплуататорских классов.

Классики марксизма-ленинизма высоко оценили представителей древнегреческого материализма и диалектики. Энгельс указывал, что древнегреческие философы были «прирожденными стихийными диалектиками» («Анти-Дюринг», 20) и рассматривали природу без идеалистических шор. Ленин в своём конспекте гегелевских «Лекций по истории философии» клеймит все попытки идеалиста Гегеля принизить значение материалистических идей Демокрита и Эпикура. В работе « » (см.) Ленин противопоставляет линию Демокрита и линию Платона в философии как выразителей материализма и идеализма. И. В. Сталин в своей работе «О диалектическом й историческом материализме» отмечает значение древнегреческой диалектики.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...