Архистратиг михаил в чем помогает. Как и где правильно повесить лик

Кто такой архангел Михаил? Какую роль он играет в жизни Православной Церкви и христианской веры? Об этом Вы узнаете, прочитав нашу статью!

вождь небесного воинства

Говорят, сатана ставит себе в большую заслугу, что заставил живописцев НЕ ИЗОБРАЖАТЬ себя поверженным под ногами Покровителя рода человеческого.

Упоминается в канонических книгах:

Дан. 10:13; 12:1.

Иуд. ст. 9.

Откр. 12:7-8.

Один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви.
Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово “ангел” на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность - мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка “архи” к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами.

Имя Михаил - на еврейском значит “Кто, как Бог”.
Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, - по-видимому тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них - архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также архангелы Рафаил , Уриил , Салафиил , Иегудиил и Варахиил , упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8, 16, 9, 21; Лук. 1, 19-26). В книге Товита архангел Рафаил говорит о себе: “Я - Рафаил , один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго” (Тов. 12, 15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является архангел Михаил.

В Писании именуется “князем”, “вождем воинства Господня” и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование “архистратиг”, т. е. старший воин, вождь. Так, архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. “И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною”. Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле, как о противнике диавола. (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18).

В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх. 33, 9, 14, 26-28; 4 Цар. 19, 35).

Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник “Собора” (т. е. совокупности) святых ангелов во главе с архангелом Михаилом 8 ноября (нов: 21 ноября).

В книге «Руководство к написанию икон святых угодников» говорится о том, что святой Архангел Михаил «изображается попирающим (топчущим ногами) люцифера и, как победитель, держащим в левой руке на груди зеленую финиковую ветвь, а в правой руке копье, на верху коего белая хоругвь, с изображением красного креста, в ознаменование победы Креста над диаволом.» (Академик В. Д. Фартусов, Москва, Синод. Тип., 1910, стр.226).

Русский Златоуст, Архиепископ Херсонский Иннокентий в назидание писал: «Он первый восстал против люцифера (сатаны), когда сей восстал против вседержителя. Известно, чем закончилась эта война, низвержением денницы (сатаны) с неба. С тех пор Архангел Михаил не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за церковь и чад ее.

… Посему для тех, кои украшаются именем первого из Архангелов, всего приличнее отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашнею войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением» (Седмь Архангелов Божиих, М., 1996, стр. 5-6).

Вы прочитали статью Архистратиг (Архангел) Михаил . Читайте также:

: 21 ноября, Собор архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных - христианский праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 21 ноября по новому стилю (8 ноября - по старому). Совершается праздник в ноябре - девятом месяце от марта (раньше с марта начинался год). Дело в том, что, согласно христианскому богословию, существует девять ангельских чинов. А восьмой день месяца (по старому стилю) - указывание на будущий Собор всех сил небесных, который состоится в день Страшного Суда. Святые отцы называли Страшный Суд «днем восьмым».

Когда празднуется Собор Архистратига Михаила

Празднование Собора архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных совершается 21 ноября по новому стилю (8 ноября - по старому). Это непереходящий праздник.

Что можно есть на Собор Архистратига Михаила

Поста в этот день нет, то есть православные христиане могут есть любую пищу.

Ангельские чины

Чины ангельские бывают трех иерархий. Высшая - это Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (в переводе «Пламенеющие, Огненные»). Средняя - Господства, Силы и Власти. Низшую - Начала, Архангелы и ангелы.

Все чины небесных сил называют ангелами. Ангел значит «вестник». Это отражает их предназначение - доносить до людей Божию волю, быть защитниками и учителями людей. Архангел Михаил стоит над всеми девятью чинами и поэтому называется архистратигом.

Мы знаем также имена других архангелов: Гавриил («сила Божия»), Рафаил («врачевание Божие»), Уриил («свет Божий»), Селафиил («молитвенник Божий»), Иегудиил («славящий Бога»), Варахиил («благословение Божие»), Иеремиил («возвышение к Богу»).

Архангел Михаил

Архангел Михаил в переводе с древнееврейского значит «кто, как Бог» или чуть по-другому, с вопросительной интонацией - «кто, как Бог?». Его называют архистратигом, потому что он возглавил небесное воинство, которое восстало на отпавших от Бога ангелов и их предводителя Денницу. Денницу мы знаем также как Люцифера, что в переводе означает «утреннаяя звезда». Этого ангела Господь наделил великими совершенствами, но за свою гордыню и восстание против Творца Денница был низвергнут с Неба.

В чем помогает Архангел Михаил, о чем молятся Архангелу Михаилу

Согласно иерархии чинов ангельских, Архангелы благовествуют о людям о Тайнах Божиих, открывают нам Божию волю. Исторически на Руси Архангелу Михаилу молились о помощи в избавлении от скорби, при входе в новый дом и на основание дома, о покровительстве царского трона и, вообще, государства, о спасении и сохранении России.

История празднования Собора Архистратига Михаила

Праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных был установлен постановлением Лаодикийского собора, который состоялся примерно в 363 году - за несколько лет до Первого Вселенского Собора.

Архангел Михаил в Ветхом Завете

Предание Церкви, которое почитается верующими наравне со Священным Писанием, говорит о том, что Архангел Михаил был участником многих ветхозаветных событий. Например, указывал дорогу израильтяням во время исхода из Египта - в виде облачного столпа днем и огненного столпа ночью. Кроме того открыл Иисусу Навину волю Господа на взятие Иерихона и перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, заключенному в рве со львами.

Чудеса, связанные с именем Архангела Михаила

С именем Архистратига Михаило связано множество чудес. Вот лишь одна из историй. Архангел Михаил спас афонского отрока. Юношу хотели утопить грабители: мечтали заполучить роскошную сокровищницу, которую тот случайно нашел. В память об этом чуде болгарский царедворец Дохиар построил на Афоне храм в честь архангела Михаила. Найденное отроком золото пошло на убранство церкви.

Есть и чудеса, которые произошли на русской земле. Например, в Волоколамском Патерике можно прочитать рассказ преподобного Пафнутия Боровского о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород».

Чудо Архангела Михаила в Хонех

Чудо Архистратига Михаила в Хонех произошло в IV веке. Как говорит легенда, во Фригии (внутренняя область на западе Малой Азии) находился храм, построенный в честь Архистратига Михаила. Около того храма тек источник, в котором, по молитве Архангелу Михаилу, исцелилась немая дочь одного из местных жителей. В благодарность небесному заступнику мужчина возвел здесь храм. К источнику за исцелением шли не только христиане, но и язычники, многие из которых отрекались от идолов и обратились ко Христовой вере.

В храме святого Архистратига Михаила в течение 60 лет пономарил благочестивый Архипп. Однажды язычники задумали уничтожить храм и убить пономаря. Для этого они соединили две горные реки в одно русло и направили их течение на храм. Святой Архипп горячо молился Архангелу Михаилу, и Архистратиг явился ему, жезлом открыл в горе расселину и увел в нее воды бушующего потока. Храм остался невредимым. Место, где совершилось чудо, получило имя Хоны, что означает «отверстие», «расселина». Отсюда - название «чудо Архангела Михаила в Хонех».

Икона Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

На иконах Архангелов изображают в соответствии с родом их служения. Михаил попирает ногами дьявола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой - копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Гавриил написан с райской ветвью, которую он принес Деве Марии в день Благовещения, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа - в левой. Рафаил держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу. Уриил держит в поднятой правой руке на уровне груди обнаженный меч, в опущенной левой руке - «пламень огненный». Селафиил изображен в молитвенном положении, смотрящим вниз, руки сложены на груди. Иегудиил в правой руке держит золотой венец, в левой - бич из трех красных (или черных) веревок. На одежде Варахиила изображено множество розовых цветов, а Иеремиил держит в руке весы.

Молитвы Архистратигу Божиему Михаилу

Молитва первая Архистратигу Божиему Михаилу

Святый и великий Архангеле Божий Михаиле, неисповедимыя и пресущественныя Троицы, первый во Ангелех предстоятелю, рода же человеческого приставниче и хранителю, сокрушивый со воинствы своими главу прегордаго денницы на небеси и всегда посрамляяй злобу и коварства его на земли!

К тебе с верою прибегаем и тебе с любовию молимся: буди щит несокрушим и забрало твердо Святей Церкви и православному отечествию нашему, ограждая их молниеносным мечем твоим от всех враг видимых и невидимых. Буди наставник премудр и споспешник всем православным христианом, износя им от Престола Царя царствующих просвещение и силу, радость, мир и утешение. Буди вождь и соратай непобедим Христолюбивому воинству нашему, венчая его славою и победами над супостаты, да познают вси противляющиися нам, яко с нами Бог и святии Ангели Его!

Не остави о Архангеле Божий, помощию и заступлением твоим и нас, прославляющих днесь святое имя твое; се бо, аще многогрешнии есмы, обаче не хощем в беззакониих наших погибнути, но еже обратитися ко Господу и оживленным быти от Него на дела благая. Озари убо ум наш светом Божиим, да возможем разумети, что есть воля Божия о нас благая и совершенная, и ведети вся, яже подобает нам творити и яже презирати и оставляти. Укрепи благодатию Господнею слабую волю и немощное произволение наше, да утвердившеся в законе Господни, престанем прочее влаятися земными помыслы и похотьми плоти и ради тленнаго и земнаго вечная и небесная безумне забывати. Над всеми же сими испроси нам свыше истиннаго покаяния, нелицемерную печаль по Бозе и сокрушение о гресех наших, да остающее нам число дней временнаго жития нашего во изглаждении зол, содеянных нами, совершим. Егда же приближится час скончания нашего и свобождения от уз бреннаго сего телесе, не остави нас, Архангеле Божий, беззащитных противу духов злобы поднебесных; обыкших преграждати души человечестей восход в горняя, да, охраняеми тобою, безпреткновенне достигнем оных преславных селений райских, идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная, и сподобимся узрети Пресветлое лице Всеблагаго Господа и Владыки нашего и Тому воздати славу, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая Архистратигу Божиему Михаилу

О святый Михаиле Архангеле, светлообразный и грозный Небеснаго Царя воеводо! Прежде Страшнаго суда ослаби ми покаятися от грехов моих, от сети ловящих избави душу мою и приведи ю к сотворшему ю Богу, седящему на Херувимех, и молися о ней прилежно, да твоим ходатайством послет ю в место покойное.

О, грозный воеводо Небесных Сил, предстателю всех у Престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче, крепкий воеводо Небеснаго Царя! Помилуй мя грешнаго требующаго твоего заступления, сохрани мя от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольскаго, и сподоби мя непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго суда Его. О, всесвятый великий Михаиле Архистратиже! Не презри мене грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби мя тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы, недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы Вышних сил.

Кондак Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Архистратизи Божии, служителие Божественныя славы, Ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите и велию милость, яко Безплотных Архистратизи.

Интересные факты об Архангеле Михаиле

Считается, что именно Архангел Михаил являлся и помогал Жанне д’Арк. Архистратиг поручил Жанне осуществить ее миссию - короновать Карла VII в Реймсе. По легенде, при освобождении Орлеана от англичан Михаил в окружении всего сонма ангелов, сияя появился в небе и сражался на стороне французов.

По преданию балканских христиан, Архангел Михаил научил мучеников Флора и Лавра искусству управлять лошадьми. Именно поэтому на местных иконах Флора и Лавра часто изображают с конями, поводья которых держит в руках Архистратиг.

Коптские христиане посвятили святому Михаилу главную реку Египта - Нил. Копты переняли византийскую традицию празднования в честь архангела Михаила, но перенесли его дату на 12 ноября. Также 12-го числа каждого месяца в Коптской Церкви совершается специальная служба в воспоминание святого Михаила, а 12 июня, когда Нил выходит из берегов, Архистратига славят за разлив реки и будущий урожай.

Митрополит Антоний Сурожский. Об именах и ангелах. День Архистратига Михаила.

«Никто как Бог» – в этом выразилось все знание великим Архангелом своего Бога. Он Его не описывает, он Его не объясняет – он встает и свидетельствует. В этом его приобщенность к сиянию Божества, и в этом мера, в которой он являет это сияние и открывает нам путь к тайне Господней своим словом и тем именем, которое выражает весь его непостижимый опыт непостижимого Бога.

Есть место в книге Откровения, где тайнозритель Иоанн повествует нам, что когда придет время и мы все будем в Царстве Божием, то каждый получит имя таинственное, которое знает только Бог, дающий его, и познает тот, кто его получает. Это имя как бы содержит в себе всю тайну человека; этим именем сказано все о нем; этого имени никто не может знать, кроме Бога и получающего его, потому что оно определяет то единственное, неповторимое соотношение, которое существует между Богом и Его тварью – каждой, единственной для Него тварью.

Мы носим имена святых, которые прожили и осуществили на земле свое призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны бы вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Ведь он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя, но научиться от жизни того или другого человека, святого или даже грешного, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно.

И вот сегодня мы празднуем честь и память Архистратига Михаила в окружении Ангелов Господних. Ангелы – это вестники; Ангел – это тот, кого Господь может послать с поручением и кто до конца, совершенно исполнит его. Может показаться странным, что целую группу тварей Господних мы называем именем, которое обозначает их должность, их служение, словно в них нет ничего другого. И на самом деле это так, и в этом их святость: очищенные, сияющие Божиим светом, по слову Григория Паламы и наших богослужебных книг, они являются вторыми светами, отблесками вечного света Божественного. В них нет той непрозрачности, той потемненности, которая позволяет нам называться именем, и это имя и есть определение нашего места перед лицом Божиим и нашего места в творении Господнем. Они – светы вторые.Что это значит?

Это значит, что некий божественный свет льется через них беспрепятственно, свободно, широкой рекой; но не просто как по пустому желобу, не только как через безжизненное стекло, а так, как льется, и искрится, и сияет, и множится свет, когда он падет на драгоценный камень, дойдет до его сердца и оттуда ответным сиянием бьет в стороны, озаряя, а порой и ослепляя своей красотой.

Это образ подлинной святости, и в этом отношении они действительно Ангелы, потому что мы их узнаем, переживаем только как сияние Божественного света, сияние не уменьшенное, не потемненное, но сияние приумноженное и радостотворное, приносящее жизнь, – а сущность их бытия и сущность их святости остаются тайной между ними и Богом, Который познает глубины Своей твари…

Но их личная святость явлена нам еще особо тем отдельным именем, которым каждый из них назван. Некоторые из этих имен вошли в Священное Писание, были открыты опыту Церкви и показывают нам, в чем их особая святость. Архистратиг Сил Небесных, которому посвящены многие среди нас здесь и многие в стране Российской, назван Михаилом. «Михаил» – слово еврейское, и оно значит «Никто как Бог»; и это слово выражает все стояние великого Архангела, когда Денница восстал против Бога, желая утвердить себя в некоторой, хотя бы тварной, обособленности и самостоятельности, и когда встал великий Архангел Михаил и произнес одно это слово, которое определило все для него: «Никто как Бог», и утвердило его в таком отношении с Богом, что сделало его хранителем врат райских. «Никто как Бог» – в этом выразилось все знание великим Архангелом своего Бога. Он Его не описывает, он Его не объясняет – он встает и свидетельствует. В этом его приобщенность к сиянию Божества, и в этом мера, в которой он являет это сияние и открывает нам путь к тайне Господней своим словом и тем именем, которое выражает весь его непостижимый опыт непостижимого Бога.

На иконах Архангел Михаил изображается в латах, с пламенеющим мечом в руке. Он попирает дракона, который знаменует собою зло; Архангел стоит во вратах рая, не давая войти в это святое и священное место тем, кто к этому не готов; и еще он изображается на тех вратах иконостаса, через которые духовенство выходит из алтаря: священник с Евангелием, на Великом Входе, или дьякон на ектении; и это те врата, через которые в литургическом, богослужебном порядке никто не входит во Святая Святых, в алтарь.

Другой Архангел, Гавриил, чье имя означает «Крепость Божия», изображается на тех вратах, через которые дьякон во время богослужения входит обратно в алтарь. Гавриил – тот, который возвещает нам, что дверь открыта, чтобы нам снова войти в присутствие Божие; что сила Божия явлена, что Бог победил и мы спасены. От Евангелиста Луки мы знаем, что Архангел Гавриил принес Захарии весть о рождении Иоанна Крестителя, он же возвестил Деве Марии, что Она обрела благодать у Бога и родит миру Спасителя; поэтому мы видим его на иконах с оливковой ветвью в руках – знаком примирения Бога с миром.

Об Архангеле Рафаиле мы читаем в книге Товита, как он сопутствовал сыну его Товии и исцелил Товита и его невестку, и имя его означает «Исцеление Божие»; и о других Архангелах и Ангелах говорит нам Священное Писание; и вера Церкви, опыт христианский говорят нам об Ангелах-хранителях.

О дне памяти святого, имя которого мы носим, мы говорим, что это «день нашего Ангела». И в каком-то смысле, в смысле нашего посвящения святому это верно; но с разными святыми людьми – как и с окружающими нас простыми людьми – общение у нас складывается по-разному: одни нам лично ближе, через молитву и через их житие, которому мы хотели бы подражать; другими мы восхищаемся как бы издали. С Ангелом же Хранителем отношения наши совсем иные: мы ему поручены, и он – Хранитель наш, независимо как бы от того, обращаемся ли мы к нему, помним ли вообще о нем или нет, – как наши мать и отец, с которыми у нас неразрушимая связь, что бы мы ни думали, как бы ни поступали по отношению к ним, как бы ни вели себя…

И еще: один человек на земле был назван вестником и Ангелом веры церковной: это Креститель Иоанн, и о нем мы читаем слова, именно подобные тому, что я сейчас говорил об Ангелах. О нем начало Евангелия от Марка говорит: Он – глас вопиющего в пустыне… Он глас, он – только звук Господня голоса, он – Ангел, потому что через него говорит Сам Бог, а сам он о себе говорит, что ему надо умаляться, чтобы в полную меру встал перед людьми образ Господень.

Это – путь на земле; мы должны малиться, умаляться, постепенно терять то, что кажется таким драгоценным, а на самом деле есть сгущенность нашего видимого естества. Мы должны постепенно делаться прозрачными, чтобы стать как бы невидимыми - как драгоценный камень невидим и обнаруживается только тем светом, который, ударяя в него, осиявает все вокруг. Тогда мы как будто теряем что-то из своего временного существа, но для того только, чтобы приобрести неотъемлемое познание Бога, единственное, которое каждый из нас, кто называет себя «я», может иметь и которое он может явить всем другим, потому что каждый из нас познает Бога единственным и неповторимым образом. Наш путь - от земли на Небо, от тяжелой нашей воплощенности в просветленность и прозрачность… Ангелом на земле является неложный свидетель - Иоанн Креститель, который на пути, и Тот, Кого Священное Писание называет «Великого Совета Ангел» - Бог, пришедший во плоти.

Вот те образы, те мысли, те думы из нашего почитания Ангелов, из нашей любви к ним, из нашего с ними общения в молитве и их заступления за нас, которые нам могут помочь найти путь нашей собственной души от земли на Небо, от собственной потемненности к совершенному просвещению. Молитвами святых Ангелов и Архангелов да даст нам Господь, отрешившись от себя, вольной волей, любовью к Богу, начать умаляться до того, чтобы полной мерой воссиял Сам Бог в каждом из нас. Аминь.

Архангельский собор в Кремле

Собор святого Архистратига Михаила в Кремле издревле был усыпальницей великих князей и русских царей. В старину его называли «церковью святого Михаила на площади».

История Архангельского собора восходит к XIV веку. В 1333 году первый великий московский князь Иван Калита заложил белокаменную церковь во имя святого Архангела Михаила, которого русские люди считали покровителем воинов. В 1505-1508 годах на месте древнего храма был возведен новый величественный собор. Строительством руководил приглашенный великим князем венецианский архитектор Алевиз Новый.

С момента своего основания вплоть до XVIII столетия Архангельский собор служил местом упокоения московских князей и царей. Надгробные памятники князьям со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах располагаются под сводами храма в строгом порядке. Гробницы династии Рюриковичей - вдоль стен храма. Гробницы царей из династии Романовых - у юго-западного и северо-западного столпов. Первый русский царь Иван Грозный и два его сына погребены в особой царской усыпальнице, устроенной в алтарной части собора.

Среди наиболее почитаемых святынь Архангельского собора были мощи святого князя Михаила Черниговского, погибшего мученической смертью в Золотой Орде и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Останки святых не предавали земле, а помещали в особые ковчеги - раки, предназначенные для поклонения верующих. Рака с мощами царевича Дмитрия установлена у юго-западного столпа под резной каменной сенью.

Стенописью собор был впервые украшен в царствование Ивана Грозного. От этой древней росписи сохранились лишь небольшие фрагменты на столпах храма и несколько композиций в алтаре и царской усыпальнице. В 1652-1666 годах собор расписали заново - работала большая артель русских мастеров. Работами руководил знаменитый царский живописец Симон Ушаков.

Среди святых, изображенных на столпах храма, мы видим княгиню Ольгу, великого князя Владимира, крестителя Руси, его принявших мученическую смерть сыновей Бориса и Глеба, князей Андрея Боголюбского, Александра Невского, Даниила Московского. Уникальной особенностью росписи Архангельского собора является цикл надгробных портретов: в нижнем ярусе над захоронениями князей-Рюриковичей написаны их «воображаемые» портреты. Эта «портретная» галерея исторических лиц открывается изображением великого московского князя Ивана Калиты и завершается изображением Георгия Васильевича, младшего брата Ивана Грозного.

Иконостас собора, увенчанный Распятием, устроен в царствование Федора Алексеевича Романова в 1679-1681 годах. Все иконы написаны мастерами царской Оружейной палаты. Лишь в местном, нижнем ряду сохранилось несколько древних икон. Справа от Царских врат, находится храмовая икона собора - «Архангел Михаил в деяниях», созданная около 1399 года. По преданию, эта икона была написана по заказу вдовы Дмитрия Донского монахини Евдокии в память о великом князе и его победе в битве на Куликовом поле.

Михайлов день - народные обычаи празднования Собора Архистратига Михаила

На Руси Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных был одним из самых веселых праздников. С этого дня скот загоняли в хлева - на зимний корм. Устраивали широкое застолье, звали в избу гостей. Пекли пироги, подавали к столу свежий медом. Гулянье могло длиться целую неделю - так крестьяне готовились к строгому Рождественскому, или Филипповскому, посту.
За несколько дней до Собора Архистратига Михаиласвященник с причтом ходили по домам прихожан и служили молебны. Хозяева в благодарность угощали их ковригой хлеба или деньгами - от 5 до 15 копеек со двора.

21 ноября — сплошной ангельский день. В православном календаре он звучит как собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Почему именно этот архангел «возглавляет» небесные воинства? Какие чудеса из Ветхого и Нового Завета связанны с ним? Об этом мы и расскажем далее.

Кто, как Бог?

Верховному Ангелу — Михаилу — досталось необычайное имя, что с еврейского переводится «Кто, как Бог». Архангел Михаил заслужил у верующих еще одного название — Архистратиг. Что значит это слово? Старший воин или вождь. Почему этому небесному вестнику уделяют столько внимания? В чем заключается его первоверховность? С этим негласным статусом связанно библейское повествование.

Небесная война

Библия дает сведения о произошедшей на небе войне. Это было еще до сотворения человека. Возгордившийся Денница восстал против своего Творца. Вместе с противником Бога последовала и часть ангелов. «Ополчение» против неблагодарных ангелов, превратившихся в бесов, возглавил Архистратиг Михаил.

Вот как это событие описано в книге Откровения:

И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною (Откр. 12:7-9).

С этой историей связана традиция изображать верховного ангела с огненным мечом в руках или непосредственно во время низвержения дьявола.

Но это далеко не единственное упоминание Архангела Михаила в Библии. Он, как небесный посланник от Всевышнего народу Израильскому, фигурирует в книге пророка Даниила (Дан. 10:13, 21).

Этот небесный воин вспоминается и в пророчестве о судном дне:

И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге (Дан. 12:1).

Считается, что именно Архистратиг Михаил помогает Иисусу Навину и израильскому народу на пути к земли Обетованной. Некоторые исследователи Священного Писания даже предполагают, что по Чермном море израильтяне шли вслед за Михаилом. Ангел в виде огненного столпа заставил море расступиться. Считается, что этот же Божий помощник спас трех израильских отроков от смерти в огненной печи.

В Ветхом Завете можно найти еще несколько историй удивительной помощи некого небесного вестника. Обычно этого посланника отождествляют с Михаилом.

Нельзя предполагать, что архангел Божий связан только с ветхозаветной историей и в Новом Завете уже не фигурирует. Самый известный пример помощи этого ангела в нашем мире — это так называемое чудо Архистратига Михаила в Хонех, вспоминаемое 19 сентября.

Почему заговорила немая девочка?

Это событие произошло в IV веке в Иераполе — сегодня турецкий город Памуккале. В этой местности находились Михайловская церковь и источник с целебной водой. Храм выстроил один благочестивый человек, дочерь которого исцелил Архангел Михаил. А произошло это так.

Жителю Лаодикии, у которого росла немая дочь, во сне явился вестник Божий и сказал, что его ребенок обретет дар речи. Для этого надо сходить к целебному источнику и выпить из него воды.

Отец, в то время еще далеко не верующий и соответственно не крещенный, все равно осознал промыслительность видения. Вместе с дочерью он отправился к источнику. И девочка действительно заговорила после того, как испила чудотворной воды.

Отец с дочерью поблагодарили небесного помощника и приняли крещение. Возле источника со временем выстроили храм, покровителем которого стал Архистратиг Михаил. На этом месте многие люди получали исцеления. Среди них были даже язычники, затем уверовавшие и принявшие крещение. Именно с идолопоклонниками и связана еще одна удивительная история.

Кто сделал расселину в горе?

При Михайловском храме служил некий благочестивый пономарь Архипп. Благодаря его миссионерству многие язычники становились христианами.

За это другие идолопоклонники возненавидели Архиппа и решили разрушить церковь и убить пономаря. Для исполнения лукавого замысла они соединили в одно течение две горных реки и направили эту разрушающую силу на храм.

Архиппа усердно молился покровителю храма. И совершилось чудо: явившийся Архистратиг Михаил ударил своим мечом по горе, высек в ней широкое отверстие, куда и направил водный поток.

Испуганные язычники сбежали, а христиане благодарили своего покровителя за помощь. Это удивительное место получило название Хоны — переводится как «расселина», «отверстие».

Молитва Архистратигу Михаилу

По сегодняшний день к Архангелу Михаилу обращаются верующие в самых разных жизненных ситуациях. Ему молятся о преодолении ересей и расколов в Церкви. Также он считается покровителем воинов. Его защиты просят и при бесовских искушениях.

Предлагаем вам ознакомиться с текстом молитвы Архистратигу Михаилу:

О святый Михаиле Архангеле, помилуй нас, грешных, требующих твоего заступления, сохрани нас, раб Божьих (имена) , от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертного и от смущения диавольскаго и сподоби нас непостыдно предстати Создателю нашему в час страшного и праведного Суда Его. О всесвятый, великий Михаиле Архистратиже! Не презри нас, грешных, молящихся тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби нас тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.

Вы также можете посмотреть мультфильм о чуде Архангела Михаила:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Кто такой Архангел Михаил? Это ангел, упоминаемый по имени в некоторых библейских книгах. Божественный Михаил - главное небесное творение, самый уважаемый Архангел в исламской религии, христианстве и иудаизме. Православные верующие называют его Архистратигом - главой святой армии Ангелов и Архангелов. Его день празднуют 6 (19) сентября, 8 (21) ноября.

Словосочетание «Архангел Михаил» сложено из пяти коротких словес: «арх ангел ми ка эл». Здесь слово ангел с греческого переводится как «посланник», но если добавить «арх», получится «высший посланник».

«Ми ка эл» дословно вопрошает «Кто как Бог?», в то же время означая «никто не равен Господу». Однако допускается модификация - «который, как эл». «Эл», или «Эль», в древнерусских переводах, как правило, означает «Бог». Необходимо отметить, что это слово совершенно неоднозначно и его значение исторически множество раз менялось. Итак, словосочетание «Архангел Михаил» можно перевести так: «Главный посланник, владеющий полномочиями Эля». В Ветхом Завете Михаил трактуется как «представитель Господа, защитник израильского народа».

Почитание в христианстве

В этой статье мы изучим иконы Архангела Михаила. Кто же это такой? Почему его изображали на иконах? Христиане Архангела Михаила именуют Архистратигом. Ведь он является командующим святой ангельской армии, охраняющей Божий закон. По сути данный образ существует с апостольского периода. Изучая древние традиции, в Великих Четьях-Минеях можно найти, как митрополит Макарий рассказывает: «Господь установил как некое могучее оружие и оберег Михаила Архистратига против дьявольской силы». В этом облике Михаил известен как попечитель и сподвижник «воюющей Церкви», т. е. фактически всех, кто верен Богу и выступает против сил зла.

Этот святой, если исходить из присвоенной ему роли на Страшном суде, стал считаться защитником душ усопших. Ему Господом были вверены души Авраама и Богородицы при перемещении их на небо.

Почему верующие почитают иконы Архангела Михаила? Да потому, что у его образа в молитвах просят исцеления. Ведь он является победителем злых духов, которые считаются в христианстве источником болезней. В Малой Азии существует бесчисленное число источников, посвящённых святому Михаилу. В Константинополе этот архангел почитался как величайший небесный целитель. Его главной святыней считают Михалион, который находится в восьмидесяти километрах от столицы Византийской империи. В легендах указано, что именно в этом месте он показался повелителю Константину.

Интересно, что коптские христиане посвятили Архангелу Михаилу главную египетскую реку - Нил. Эти верующие приняли традицию Византии празднования в честь Михаила, но дату перенесли на 12 ноября. В Коптской церкви также 12 числа каждого месяца проводится специальная служба, на которой вспоминают этого святого. А когда Нил выходит из берегов, 12 июня, отмечается праздник в честь Архангела Михаила и возносятся благодарности ему за разлив реки.

Иконография

Что представляют собой иконы Архангела Михаила? Этот чудотворец в иконописи очень часто рисуется с копьём-тростью в одной руке и особым зерцалом-сферой в другой. Сфера эта была передана Михаилу Господом и является символом предвидения.

Более поздние иконы Архангела Михаила изображают попирающим сатану ногами. Причём триумфатор левой рукой держит финиковую зелёную ветвь, а правой - копьё с белой хоругвью, на которой червлёный крест виден (является символом победы Животворящего креста над сатаной). Очень часто на изображении Михаил в руках держит горящий щит и меч.

В целом, начиная с XII века, образы Святого Михаила предстают в ансамбле Страшного суда. Иконописцы его рисуют суровым ратником с весами, одну чашу которых сатана пытается перевесить. Некоторые Михаила пишут как сопроводителя душ усопших на Страшный суд: он взвешивает греховные и правые дела людей.

Очень интересно разглядывать старинные иконы. Архангел Михаил на них представлен как стражник Сил Небесных, скачущий на жеребце либо убранный в боевую амуницию. Частенько его можно увидеть либо на северных дверях иконостаса, либо среди ангелов на картинах.

А какая икона Архангела Михаила написана лучше всех? Здесь невозможно ответить однозначно, но мы можем отметить «Чудо Святого Михаила в Хонех», «Собор блаженного Михаила» и «Явление божественного Михаила Иисусу Навину».

Изображения святого

Название

Описание

Архангел Михаил (из деисуса)

Помимо рисунков в полный рост, имеются ещё и поясные варианты.

Парадный Архангел Михаил

Архангел, разодетый в одежды византийских придворных, изображён в качестве стража Господа. В руках он держит символ власти - «мерило» (жезл). Некоторые иконописцы в его руке рисуют лабарум (рукоять с полотнищем) - военный императорский штандарт. Он может быть изображён в парадных одеяниях: далматике и лоре, вышитых брильянтами и золотом сапогах.

Блаженный Михаил

Образ святого в боевых доспехах. Эта версия картины появилась в иконографии «Явление божественного Михаила Иисусу Навину».

Михаил протыкает копьём лукавого.

Святой зажиточного старика попирает ногой (пытается задушить). Картину можно встретить в балканских фресках и иконах.

Блаженный Михаил Воевода

Святой нарисован летящим на крылатом красном жеребце. Эсхатологическая сцена. Пламенное создание, возвещая завершение эпохи, трубит. В одной руке оно победно держит Евангелие, а в другой - крест восьмиконечный и копьё, которым дьявола ввергает в геенну. Под копытами крылатого коня нарисованы разваливающиеся земные государства. Между его руками переливается всеми цветами радуга. В верхней части картины в небесах перед горним престолом виден Спас Эммануил.

Чудо божественного Михаила в Хонех

Святой вонзает в змея копьё. Справа может быть видна каланча со старцем.

Диво о Флоре и Лавре

Михаил стоит на вершине горы. Справа и слева от него нарисованы Флор и Лавр, снизу пасутся лошади.

Поклонение Кресту

Редко встречающаяся икона.

Три юноши в печи огненной

Редко встречающаяся картина ангела в иконописи.

Собор божественного Михаила (и прочих небесных бесплотных сил)

Редко встречающийся образ.

По сути, образ Михаила находится в тех сценах, где небесные воинства служат Христу. Так, в изводе «Служба блаженного Василия Великого» святителю предстоят архангелы с покровенными руками и в диаконских одеждах. Архангел изображён на иконах «Храм архангелов», «Собор святого Михаила». Его можно найти в композициях, где написаны ангельские силы, к примеру «Собор Богородицы», «О Тебе радуется», «Предста Царица одесную Тебе», «Страшный суд».

Чудесная помощь Михаила

В одном из православных храмов висела древняя икона Архангела Михаила «Собор воинства бесплотного». Она нравилась насельницам и прихожанам, и они всегда желали перед ней свечу зажечь, прочесть молитву своему Ангелу-хранителю, изображённым на полотне Архангелам.

На набожных людей глядели одухотворённые лики, над которыми сияли нимбы. Это были не мужские и не женские лики, но глядели они мудро, со странным выражением. Наверное, они что-то пытались сказать или желали посочувствовать. Прихожан одновременно пугала и привлекала чудотворная икона Архангела Михаила. Многие свидетельствовали, что когда молились перед ней, их охватывал мистический ужас.

Русский народ именно к этому архангелу относится по-особенному. Построено немало храмов в его честь, написано неимоверное количество икон. Михаил, изображённый вместе с божественным Гавриилом, украшает боковые врата алтаря. Его силуэты встречаются на церковной утвари, его фигура есть на гербе России, в его честь наименован Архангельск.

В народе ходит поверье, что в случае опасностей именно ему нужно читать молитву. Многие, следуя этому правилу, спасаются чудесным образом. Иные разыскивают православные иконы Архангела Михаила и читают молитвы перед ними. Некоторые замечают, что если обычное прошение помогает, значит, большее действие, сделанное в его честь, поможет ещё больше. И они на Михайлов день (21 ноября) заказывают молебен святому и читают ему акафист. Прихожане даже жертвуют деньги в его имя, приобретают белые цветы и ставят в храмах перед его изображениями. У некоторых появляется желание вышить его лик, смастерить закладку для Евангелия, написать икону…

Стоимость рисунка

Если икона святого Михаила Архангела помогла кому-либо из прихожан, они решают отблагодарить Михаила. У многих появляется стойкое желание заказать картину с его изображением. Но люди долго не могут понять - какую икону им заказать? Вроде бы и картина «Собор бесплотного воинства» хороша, и рисунок «Святой Михаил - суровой небесной армии воевода» неплох.

А сколько же стоят иконы Михаила Архангела? Цена, необходимо отметить, совершенно разная. Иконописцы рассказывают, что если нарисован один персонаж, цена невысокая, а если много - цена будет увеличена. Конечно, иконография архангелов стоит немалых денег. То есть икону можно купить и за 2000 рублей, и за 10 и более (причем намного) тысяч долларов. Ну а старинные образы так и поистине бесценны.

Вроде бы мы разобрали, чем людей привлекает икона Михаила Архангела. От чего защищает она их? Молятся перед святым, изображённым верхом на коне, попирающим древнего змия копием, как перед избранником наивысших владык на Земле. Ведь Михаил является посланником необоримых сил, защитником человечества и победителем дьявола.

Перед его волшебством, которое он творил по воле Господа, перед его грозным изваянием душа дрожит. Язык немеет, если желаешь вымолить у него чего-либо незначительного, вещественных благ, чего-то менее чем спасения отечества и жизни своей, упокоения преставившихся дорогих родных и спасения собственной души.

Михаил и Гавриил

Если день празднования святого Михаила приходится на 8/21 ноября, то ангела Гавриила - на 26 марта/8 апреля.

Итак, продолжаем далее рассматривать, чем же знаменита архангелов волшебная икона. Св. Архангел Михаил, как указывалось выше, считается величайшим и достославным ангелом в иудейских, христианских и исламских преданиях. Он стоит на страже Божьего слова, является защитником иудейского народа, хранителем и целителем. О нём написано во многих писаниях, сказаниях, легендах и рассказах, он нарисован на многих картинах.

Согласитесь, а ведь прекрасна изображающая такого персонажа, как Архангел Михаил, икона! Значение её велико! Ведь святой является сопроводителем души усопшего к Богу. Кроме того, он хранит сон спящих людей. В народе даже бытует прибаутка «Забрал его Святой Михаил», которая обозначает, что преставился человек.

Интересно, что в христианстве одинаково почитаются Архангел Михаил и Гавриил. Икона Гавриила помогает просящим в усыновлении детей. Вообще ему молятся о зачатии детей, об удачном течении беременности. Кроме того, этот святой покровительствует всем, кто работает с малышами в детских садах и школах.

Мы уже знаем, что Михаила рисуют на иконах в виде могущественного воина, в доспехах, с копьём, с весами правосудия, с мечом или щитом. За спиной у него видны два крыла, а на голове сияет дорогая корона. Весьма часто Михаила просят об исцелении, о защите домов от стихийных бедствий и воров, о счастливой жизни в новом жилище.

Святой Гавриил

А что собой представляет божественный Гавриил? Это один из семи архангелов и один из трёх главных ангелов в православии. Он, наряду с Михаилом, почитаем и в православии, и в исламе, и в иудейской религии. Имя Гавриил, если его перевести с еврейского языка, означает «Бог - моя сила». В России это имя трактуется как «Крепость, Мощь Господа».

В Святом Писании блаженный Гавриил упоминается как Вестник и Божий посланник людям для спасения человечества. Он также выполняет роль просителя перед Господом о спасении христианских душ. Кроме того, Гавриила именуют ангелом мудрости, благих вестей, милосердия. Именно он рассказывает благую весть деве Марии о рождении Иисуса. Известно также, что Гавриил обучал Моисея в пустыне, ведал ему откровения Господа, раскрывал тайны Бытия, являлся во сне к праведным Анне и Иоакиму, к Иосифу Обручнику.

Из уст в уста люди передают древнее предание, согласно которому Гавриил проводит душу младенца из рая в материнское чрево и до рождения его просвещает. На картинах Святого Гавриила можно увидеть одетым в дорогие одежды, с белой лилией в руке, которую в День Благовещения он подарил Деве Марии, с короной на голове.

Как защищает икона

Ангел Михаил является Архистратигом, что в переводе с греческого означает «главнокомандующий», а с древнееврейского - «никто не равен Богу».

Чем же знаменита икона Архангела Михаила? Молитва, обращённая к ней, защитит душу верующего от всех негативных влияний со стороны противостоящих Всевышнему сил. Этого святого именуют первым защитником и помощником тем, кто свидетельствует о Всевышнем и во всём следует его законам.

Михаил защищает души усопших на их пути к Престолу, дабы они не попали в лапы служителей антихриста. У него же просят защиты воинам и воинству, так как он сам является главнокомандующим всего ангельского войска.

В чём помогает икона

Итак, продолжаем изучать далее чудесные деяния Архистратига Михаила. Молитва перед его изображением способствует избавлению от духовной некрепости, от сомнений в вере, которые происходят от искушений. Необходимо отметить, что соблазны разного рода человеку без помощи свыше сложно преодолеть, их существует неимоверное количество, поэтому очень часто слабеет наша вера.

Главным помощником в этом случае является икона Архангела Михаила. В Москве её можно найти в Тропарёве: именно там находится Церковь святого. Это христианский собор, возведённый в 1693-1694 годах на подмосковной территории Новодевичьей обители. Вообще Михаил везде стоит на защите законов Господа. Кроме того, он покровительствует военным. Интересно, что некогда он был заступником Жанны д’Арк.

Русский флот и лошади

Из воинской истории России известно, что судно «Архангел Михаил» - одна из первых линейных бригантин с 52 пушками на борту (спущена на воду в 1713 году). Её наименование содержало прошение к святому об особой защите молодому военному русскому флоту. Судно строилось на верфях Архангельска, также наименованного в честь Михаила. Необходимо отметить, что к этому святому могут обращаться также и те, которые имеют строительные профессии и занимаются строительством. Ведь он считается и их небесным покровителем.

Когда-то в старину святой Михаил научил мучеников Лавра и Флора управлять лошадьми. Поэтому он является небесным покровителем коннозаводчиков, жокеев, конюхов и всех, имеющих отношение к разведению этих красивых животных.

Случившееся чудо

В целом Архангела Михаила всегда особо чтили на Руси. Благочестивый Боровский Пафнутий в Волоколамском патерике писал о спасении Великого Новгорода. Ему об этом чуде поведали баскаки - татарские сборщики податей с россиян: «А потому Великий Новгород не смогли захватить иноверцы, что по попущению Господа из-за грехов наших мусульманский безбожный повелитель Батый пленил Российскую землю, и пожёг её. И подошёл он к стенам Нового града, и нагнал его Всевышний и с ним Дева Мария. И лишь через явление Святого Михаила запретил идти на него».

Далее Батый подошёл и к граду Литовскому, и к Киеву, и лицезрел в каменном храме написанного над входом божественного Михаила. И указывая на него перстом, сообщил он к князьям своим: «Он не разрешил мне пойти на Новый град». Фактически сам Бог заступился за сей град, поручив его защиту святому Михаилу. Об этом рассказывают не летописцы России, а татарские захватчики русских земель. Данная история весьма убедительна, поскольку исходит она из уст противника. В память о том чудесном освобождении образ Архангела частенько писали на воинских хоругвях русичей.

Бесчисленное количество чудес он совершил в старину. К примеру, рассмотрим чудо «Римская чума». В 590 году Рим посетила страшная эпидемия чумы. Папа Григорий Великий организовал шествие с молебном о спасении города от напасти. Шагая среди паломников возле мавзолея Адриана, он заметил на его вершине святого Михаила, вкладывающего в ножны свой меч. С этой минуты эпидемия стала уменьшаться. На мавзолее в честь этого события соорудили монумент Святого Михаила. А с Х века это строение прославилось как замок Святого Ангела.

Надеемся, данное повествование будет полезно вам в дальнейшем изучении бытия ангелов Господних.

Архангел Михаил - один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви.
Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово “ангел” на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность - мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка “архи ” к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами.

Имя Михаил - на еврейском значит “Кто, как Бог”.
Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, - по-видимому тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них - архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также архангелы Рафаил , Уриил , Салафиил , Иегудиил и Варахиил , упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8, 16, 9, 21; Лук. 1, 19-26). В книге Товита архангел Рафаил говорит о себе: “Я - Рафаил , один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго” (Тов. 12, 15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является архангел Михаил .

Архангел Михаил в Писании именуется “князем”, “вождем воинства Господня” и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование “архистратиг”, т. е. старший воин, вождь. Так, архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. “И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною”. Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле , как о противнике диавола. (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18).

В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх. 33, 9, 14, 26-28; 4 Цар. 19, 35).

Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник “Собора” (т. е. совокупности) святых ангелов во главе с архангелом Михаилом 8 ноября (нов: 21 ноября).

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...