Архитектура Киевской Руси в X-XIII веках - Конкурс молодых историков "Наследие предков - молодым". Презентация на тему "Архитектура Древней Руси X – XIII века" Презентация на тему архитектура 10 13 века

* Говорят, что архитектура - это душа народа, воплощённая в камне. К Руси это относится с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и её языческие молельни крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражали свое восприятие строительной красоты, чувство пропорции сияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой архитектура каменная связана с Русью уже христианской. Подобного перехода не знала Западная Европа, издревле строившая и храмы, и жилища из камня. * Дню русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличиеразного рода пристроек - клетей, переходов, сеней. ” Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным дрвением русских деревянных строений. Эта традиция живет и до настоящей поры. * Другой чертой, роднящей всю русскую архитектуру той поры, было органическое сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом. Посмотрите на церкви той поры, и вы поймёте, о чём идёт. Что такое архитектура Руси

Архитектура ДРЕВНЯЯ архитектура, которая восходит к Руси языческой КАМЕННАЯ архитектура, которая связана с Русью христианской

Многоярусность строений Наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней Украшение художественной резьбой Увенчивание башенками и теремами Древняя архитектура «Два всадника» фрагмент украшения Михайловского златоверхого монастыря в Киеве

Каменная архитектура Сооружение церквей по образу и подобию крестово – купольного храма греков (квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу; примыкающие к подкупальному пространству прямоугольные ячейки образуют крест). Храм Успения Богородицы (Десятинная церковь). 986– 996 гг. Киев.

Софийский собор – сочетание славянских и византийских традиций. Собор Святой Софии в Киеве- памятник древнерусского зодчества, главное церковное и общественное здание Киевской Руси. Заложен в 1037 году. Первоначально собор представлял собой крестово-купольный храм с тринадцатью главами. Стены храма были выложены из красного кирпича-плинфы, серого гранитного камня и розового раствора-цемянки -смеси извести, песка и толченого кирпича.

Софийский собор в Новгороде. Софийский Собор в Новгороде – памятник древнерусского зодчества; построен в 1045 – 1050 годах при князе Владимире Ярославиче в детинце - центральной укрепленной части города на более высоком, левом берегу Волхова. Строился по образцу Софии Киевской. Круговые паперти и лестничная башня с дополнительной главой в южной части западной паперти, расширяют пространство собора. Строили собор в основном из камня.

Золотые ворота в Киеве. Золотые ворота - крепостная башня с широким (7, 5 м.) проездом. Они предназначались для торжественного, церемониального въезда в столицу с южной стороны. В силу своей значимости они были каменными. Строили в технике смешанной кладки, которая широко использовалась еще в Древнем Риме. Слои камней перемежевывались с выравнивающими рядами плинфы. На воротах располагалась боевая площадка с несколькими рядами бойниц. Золотые ворота венчала надвратная церковь Благовещенья. Золотые ворота не сохранились. Они были воссозданы в 1982 году по реставрационному проекту И. Лопушанской и С. Высоцкого.

Дмитриевский собор во Владимире. Построен в 1194 -1197 и первоначально входил в комплекс княжеского дворца. Строго продуманные пропорции одноглавого 4 -столпного храма, обилие фасадных скульптурных украшений придают собору величественность и торжественную парадность. В XII в. , по образному выражению одного искусствоведа, по всей Руси прошагали однокупольные храмы – богатыри, сменившие прежние пирамиды. Фрагмент фасада.

Борисов Павел, Золотов Алексей 10 класс Архитектура – вид искусства, который входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. Деревянная архитектура, которая восходит к Руси языческой Каменная архитектура, которая связана с Русью христианской Деревянная архитектура многоярусность строений увенчивание башенками и теремами наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней украшение художественной резьбой «Два всадника».11-12 век. Фрагмент украшения Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. Каменная архитектура Сооружение церквей по образу и подобию крестово – купольного храма греков (квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу; примыкающие к подкупальному пространству прямоугольные ячейки образуют крест) Храм Успения Богородицы (Десятинная церковь). 986–996 гг. Киев. Софийский собор – сочетание славянских и византийских традиций. Собор Святой Софии в Киевепамятник древнерусского зодчества, главное церковное и общественное здание Киевской Руси. Заложен в 1037 году. Первоначально собор представлял собой крестовокупольный храм с тринадцатью главами. Стены храма были выложены из красного кирпичаплинфы, серого гранитного камня и розового раствора-цемянки -смеси извести, песка и толченого кирпича. Софийский собор в Новгороде Софийский Собор в Новгороде – памятник древнерусского зодчества; построен в 1045 – 1050 годах при князе Владимире Ярославиче в детинце - центральной укрепленной части города на более высоком, левом берегу Волхова. Строился по образцу Софии Киевской. Круговые паперти и лестничная башня с дополнительной главой в южной части западной паперти, расширяют пространство собора. Строили собор в основном из камня. Софийские соборы в Полоцке и Чернигове. Софийский собор в Полоцке Софийский собор в Чернигове Золотые ворота в Киеве. Золотые ворота - крепостная башня с широким (7,5 м.) проездом. Они предназначались для торжественного, церемониального въезда в столицу с южной стороны. В силу своей значимости они были каменными. Строили в технике смешанной кладки, которая широко использовалась еще в Древнем Риме. Слои камней перемежевывались с выравнивающими рядами плинфы. На воротах располагалась боевая площадка с несколькими рядами бойниц. Золотые ворота венчала надвратная церковь Благовещенья. Золотые ворота не сохранились. Они были воссозданы в 1982 году по реставрационному проекту И. Лопушанской и С. Высоцкого. Храмы - богатыри В XII в., по образному выражению одного искусствоведа, по всей Руси прошагали однокупольные храмы – богатыри, сменившие прежние пирамиды. Фрагмент фасада Дмитриевский собор во Владимире. Построен в 1194-1197 и первоначально входил в комплекс княжеского дворца. Строго продуманные пропорции одноглавого 4-столпного храма, обилие фасадных скульптурных украшений придают собору величественность и торжественную парадность. Архитектура в годы правления братьев Боголюбских Белокаменный дворец в селе Боголюбове Церковь Покрова на Нерли Успенский собор во Владимире Основной чертой архитектуры Древней Руси является резьба по камню. Удивительное это искусство мы видим на стенах соборов во Владимиро – Суздальской Руси, Новгороде и других русских городах. Природный ландшафт. Софийский собор в Новгороде Боголюбово. Храм Покрова на Нерли Резиденция владимирского князя.

«Церковь Покрова на Нерли в Боголюбово» - Но наиболее ранние из дошедших до нас икон Покрова относятся к XIV-XV векам. Церковь Покрова построена на рукотворном холме. Церковь Покрова на берегу Нерли. Храм в вечернее время. Высота галереи составляла 5.5 метров. Легенда создания церкви. Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, История создания церкви.

«Церковь Покрова на Нерли» - Церковь Покрова на Нерли. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м. Архитектурные особенности церкви. Церковь в искусстве. Памятник мирового искусства. Храм кубического типа. Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы. Лебедь-храм, плывущий по волнам времени. Стены церкви украшены резным рельефом.

«Архитектура Руси 14-16 века» - Изборская крепость. Луковка. Церковь Спаса. Строительство периода XIII-XVI в.. Гранатовитая палата Московского Кремля. Собор Спаса – Преображения в Твери. Оружейная палата. Церковь Федора Стратилата. Церковь Спаса Преображения. Собор Василия Блаженного в Москве. Храм вознесения в селе Коломенском. Архитектура России в XIV-XVI вв.

«Архитектура Руси 14-15 века» - «Богоматерь Донская». Архитектура и живопись в XIV – XVI вв.. «Кремль – алтарь России» М.Ю. Лермонтов. Андрей Рублёв. Грановитая палата. Архитектура. Благовещенский собор Московского Кремля. Проблема урока. Успенский собор Московского Кремля. «Апостол Павел». Строительство храма Василия Блаженного. Архангельский собор был возведен в 1505-1508 гг..

«Храм Покрова на Нерли» - Традиционная для владимиро-суздальского зодчества белокаменная резьба. Место для постройки церкви. Храм Покрова на Нерли. В русской архитектуре нет памятника более лирического. Внутреннее пространство церкви. Церковь Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества. Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году.

«Московское зодчество» - Церковь Вознесения в Коломенском. Красная площадь. Площадь, вымощенная брусчаткой, является пешеходной зоной. От площади к берегу Москвы-реки ведёт покатый Васильевский спуск. Гранатовая палата в Кремле. Московский Кремль. Архитектура Московкого княжества. Кремль имеет 20 башен. Покровский собор. Внутреннее убранство храма.

Всего в теме 25 презентаций

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ (X–XIII ВЕКА)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • основные памятники древнерусской письменности и книжности X–XIII вв.;
  • основные жанры и памятники древнерусской литературы X–XIII вв.;
  • особенности развития и основные памятники древнерусской архитектуры X– XIII вв.;
  • особенности развития и основные памятники древнерусского изобразительного и декоративно-прикладного искусства X–XIII вв.;

уметь

  • определить после прочтения жанр памятника древнерусской литературы;
  • описать и охарактеризовать иконописное изображение;
  • определить по иллюстративному материалу основные техники декоративно-прикладного искусства;
  • различить региональные особенности архитектурных и иконописных школ и традиций;

владеть

  • методикой поиска информации в библиотечных и электронных ресурсах по изучаемому периоду и изучаемой проблематике;
  • представлениями о содержании понятий "культура", "искусство" применительно к истории Древней Руси и различных русских земель XII – начала XIII в. (по регионам).

Ключевые термины и понятия : крестово-купольный храм, икона, иконостас, фреска, книжность, летопись, житие, повесть, патерик, православная культура.

Ключевые имена : Ярослав Мудрый, Андрей Боголюбский, Иларион, Кирилл Туровский, Никон, Феодосий Печерский, Владимир Мономах, Нестор, Боян, Игорь Святославич.

Архитектура

Сохранившиеся памятники русской архитектуры домонгольского времени представляют собой в основном церковные постройки или крепостные (фортификационные) сооружения (Золотые ворота Киева, Владимира и т.д.). Жилые дома большей частью строились из дерева и до наших дней не дошли.

Первые русские храмы построены византийскими зодчими. Заимствованная из Византии форма храмовой архитектуры представляет собой так называемый крестово-купольный храм.

Этот тип культового сооружения сформировался в византийской архитектуре раннего Средневековья путем изменения заимствованной из античной архитектуры базилики и соединения ее с типом купольного храма. Вытянутая по оси базилика имеет три продольных нефа. Со временем появился поперечный неф, и базилика приобрела крестообразный план. В таком виде строились христианские храмы католического мира в Средневековье и Новое время. В Византии трансформация базилики продолжилась: продольный неф сократился, соединившись с поперечным в единый объем, а на пересечении нефов появился купол, ставший доминантой всего сооружения. В таком виде тип крестово-купольного храма был заимствован из Византии на Русь после принятия христианства и закрепился в русской архитектуре (вплоть до настоящего времени).

Византийские храмы строились из плинфы – плоского кирпича. Ряды плинфы перемежались слоями известкового раствора. В сооружениях XI в. применялась техника с так называемым утопленным рядом : с известной периодичностью очередной ряд кладки то выступал от поверхности стены на несколько сантиметров, то отступал от нее вглубь. "Утопленные" ряды образовывали продольные борозды, которые заштукатуривались и превращались таким образом в светлые полосы. Вся стена храма становилась полосатой, что создавало декоративный эффект. В русских храмах XII в. начали применять порядовую технику кладки, т.е. без "утопленного" ряда. Слой раствора, правда, делали шире, чем ряд плинфы, от чего храм также становился полосатым, но эти полосы были мельче и выглядели менее нарядно.

Первые храмовые постройки на Руси были осуществлены опытными мастерами, приглашенными из Византии, поэтому ранние русские храмы имеют большие размеры. Самая ранняя каменная церковь – Десятинная в Киеве – возведена в конце X в. (991–996). Она не сохранилась, но насколько можно судить на основании фундаментов, это была постройка крестово-купольного типа, весьма больших размеров даже для Византии, что и неудивительно: ведь Десятинная церковь строилась как главный храм Киева.

При Ярославе Мудром в 1130-е гг. в Киеве был возведен Софийский собор (исследователи считают наиболее вероятной летописную дату строительства – 1037 г.). Однако София Киевская не самый ранний из сохранившихся древнерусских храмов. Таковым следует считать Спасо-Преображенский собор в Чернигове, построенный при черниговском князе Мстиславе Владимировиче. Похороны Мстислава в Спасо-Преображенском соборе в 1036 г. проходили во время строительства храма. Летописец так описывает недостроенный храм: человек, стоящий на лошади, мог дотянуться до верха стен. Следовательно, Спасо-Преображенский собор был заложен несколько ранее Софии.

Оба храма крестово-купольного типа, но София имеет разветвленную систему галерей, обилие глав, поэтому крестово-купольная схема в ней просматривается с трудом. Конструкция черниговского собора более проста: шестистолпный пятиглавый храм с нартексом (дополнительным поперечным нефомв западной части) и двумя лестничными башнями, ведущими на хоры. Две лестничные башни имеются и в киевском Софийском соборе, но там они инкорпорированы в сложную систему галерей и не примыкают непосредственно к главному объему храма. Без лестничных башен в ту эпоху было не обойтись: поскольку внутристенных лестниц не устраивали, то только по специальной пристроенной лестнице можно было попасть на хоры, которые располагались либо над входом, либо, как в Софии Киевской, еще и вдоль северной и южной стен собора, представляя собой своеобразные балконы. На хорах (по-древнерусски – полатях) церковную службу слушали представители княжеской семьи с приближенными. Такой обычай русские князья переняли у византийских императоров. По этой причине почти все кафедральные и княжеские храмы домонгольской Руси имели лестничные башни.

Киевская София стала образцом еще для двух Софийских соборов, построенных в XI в.: Софии Новгородской (1045–1050) и Софии Полоцкой (1050-е). Хотя эти соборы строились с явной ориентацией на киевскую Софию, у всех Софийских храмов был общий образец – Софийский собор в Константинополе, являвшийся кафедральным для всей Константинопольской патриархии, в состав которой входила и Киевская митрополия.

В XII в. зарождаются региональные архитектурные школы, каждая со своими особенностями, повлиявшими на последующее развитие русской архитектуры. Так, в Новгороде сложилась традиция строительства небольших по объему одноглавых церквей, инициаторами возведения которых выступали жители конца (района) или улицы, а также купеческие корпорации (например, церковь Ивана на Опоках). Храмы строились в смешанной технике: использовались и плинфа, и камень. Зодчие, по всей видимости, были из местных, что объясняет небольшой размер и толстые стены новгородских храмов: ведь строить приходилось с большим запасом прочности. Близкой к новгородской традиции оказывается псковская архитектурная школа, поскольку в это время Псков входил в состав Новгородской земли.

В Галицко-Волынском княжестве в первой половине XII в. работали западноевропейские мастера, строившие в романских традициях – из белого камня (известняка). Западное влияние в Галицкой земле было столь велико, что во второй половине XII в. там появились храмы в форме квадрифолия и ротонды (круглые в плане). Есть данные, согласно которым в первой половине XIII в. использовались витражи, что свидетельствует уже о влиянии западноевропейской готики.

Исследователи полагают, что от галицкой традиции берет начало белокаменное строительство во Владимиро-Суздальском княжестве. Первые белокаменные храмы там появляются во время правления Юрия Долгорукого, чья дочь была замужем за галицким князем Ярославом Осмомыслом. Самым ранним из сохранившихся памятников является церковь Бориса и Глеба в Кидекше (1140-е), самый поздний из каменных храмов времени Юрия Долгорукого – Спасо-Преображенский собор в Переславле Залесском (1150-е).

Почти все постройки времени Юрия Долгорукого представляют собой небольшие крестово-купольные одноглавые храмы с минимальным декором. Храмовая архитектура времени Андрея Боголюбского более разнообразна. Сохранились Успенский собор (1158) и Золотые ворота (ок. 1164) во Владимире, фрагмент княжеского дворца в Боголюбове (1150-е) и церковь Покрова на Нерли (середина XII в.). Согласно летописи, Андрей пригласил иностранных зодчих, что подтверждается современными исследованиями. Полагают, что во Владимире работал итальянский или немецкий архитектор: в постройках времени Андрея Боголюбского появляется резная фасадная скульптура, подобная той, которая украшает романские храмы Западной Европы того времени.

Следующий этап владимиро-суздальской архитектуры приходится на правление Всеволода Большое Гнездо. В 1185 г. от пожара сильно пострадал владимирский Успенский собор. Появилась угроза его разрушения. Приглашенные Всеволодом мастера, также западноевропейского происхождения и выучки, окружили собор галереями и пристроили еще четыре главы. Получилось сложное архитектурное сооружение, пятиглавие которого впоследствии стало атрибутом кафедрального собора в России XVI-XVII вв.

Из построек времени Всеволода выделяется придворный Дмитриевский собор во Владимире, возведенный в 1190-е гг. Четырехстолпный одноглавый собор уникален тем, что его стены покрыты белокаменной резьбой, в которой присутствуют такие редкие для средневековой иконографии сюжеты, как борьба Геракла со львом, вознесение Александра Македонского на небо и пр. В одной многофигурной композиции исследователи видят семейный портрет самого Всеволода с сыновьями. Традиция украшать храмы белокаменной резьбой продолжилась и при сыновьях Всеволода. Среди их построек самой выдающейся является Георгиевский собор в Юрьеве Польском, возведенный накануне монголо-татарского нашествия.

Татаро-монгольское нашествие прервало архитектурные традиции Руси. Исключением стали новгородские и псковские земли, до которых войско Батыя не дошло. Наработки новгородской архитектуры второй половины XIII в., развитые в XIV–XV вв. в новгородских и псковских землях, пришли в центральную Россию, но гораздо позднее, в XV в.

Слайд 1

Архитектура древней Руси В X – начале XIII века

Составила: учитель Основ православной культуры МБОУ СОШ №2 г.Кольчугино Косацкая Татьяна Павловна

Слайд 2

Слайд 3

Введение Хронология памятников архитектуры охватывает длительное время - с XII по начало XX века. Наиболее ранние - памятники домонгольского времени, то есть до нашествия монголо-татар в 1237 году. Большую и разнообразную группу составляет архитектура XVI - XVIII веков. Конец XVIII - начало XX века принадлежит к губернскому времени; здания этой поры относятся к определенным архитектурным стилям; как правило, известны архитекторы этих зданий. Период имеет внутреннюю хронологию: - I этап - время единой Киевской Руси (X - начало XII века); - II этап - время феодальной раздробленности (начало XII - начало XIII века), когда в ряде княжеств велось собственное каменное строительство. Выделяют 5 архитектурных школ, в том числе Северо-Восточной Руси. К этой школе и к этому этапу принадлежат белокаменные памятники Владимиро-Суздальского музея-заповедника: Кидекши (церковь Бориса и Глеба), Владимира (Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы), Боголюбова (дворец князя Андрея Боголюбского, церковь Покрова на Нерли); - III этап - начало XIII века. К этому этапу относится Рождественский собор в г. Суздале.

Слайд 4

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше
От суздальской торговой площади, мимо Васильевского монастыря лежит дорога в село Кидекшу, где в 4 км к востоку от Суздаля сохранилась древняя белокаменная церковь - один из первых храмов владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий получил от Галицкого князя готовую дружину мастеров-зодчих, и за короткое время - к 1152 году - эта дружина построила несколько белокаменных церквей в разных городах Залесья, в их числе церковь Бориса и Глеба в Кидекше. Село Кидекша - древнее, дославянское. Стоит оно посреди поля, вблизи устья речки Каменки. "Каменка" - это и есть перевод с угро-финского "Кидекша". Здесь эта речка с каменистым дном сливается с Нерлью, текущей в Клязьму. Борисоглебская церковь была, возможно, центром княжеского двора, окруженного земляной насыпью. В Кидекше не сохранилось никаких дворцовых строений, кроме самой церкви. Да и пробыл здесь Юрий Владимирович недолго: в 1155 г. сел он на Киевское княжение, где вскоре и умер. Борисоглебская церковь производит сильное впечатление суровой простотой: от нее так и веет русским средневековьем княжеских усобиц, насупленным молчанием неприступной крепости, богатырской статью. Нет еще ни пояса колонок, ни стенных рельефов - только робкая аркатура, узкий поребрик да простые профили чуть углубленного портала. Мастерство дружины, принявшей, очевидно, местных новичков, еще не было совершенным. Впоследствии рухнул верх и в XVII в. перестроен под четырехскатную кровлю с крошечной главкой. С XIV в. был здесь мужской монастырь, а с XVIII в. - сельский приход.

Слайд 5

Борис и Глеб
Фрагмент иконы Владимир, Борис и Глеб из церкви Бориса и Глеба в Кидекше

Слайд 6

Дмитриевский собор
Уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества и пластики домонгольского времени. Храм во имя святого Дмитрия Солунского построил князь Всеволод Большое Гнездо. "Постави церковь камену на своем дворе, в свое имя" - сообщает летопись. Это имя получил при крещении и один из сыновей Всеволода - Владимир, с рождением которого в 1194 г. принято связывать строительство собора. В 1197 г. храм был завершен постановкой иконы св. Дмитрия. Одноглавая, четырехстолпная княжеская церковь невелика, не слишком вместительна. Предмет созерцания и поклонения - сам храм - образ Божьего Града, икона в камне. Потому так гармоничен и строен силуэт здания, так величественны его формы, так красноречиво резное убранство - более 1000 резных камней. Могучее тело венчает золочёная шлемовидная глава, упруго развернуты плечи-закомары, на восток обращен трёхчастный алтарь. От подошвы до пояса стена гладкая, поскольку нижний ярус закрывали галерея и резные лестничные башни, соединившие церковь с княжеским дворцом. Эти древние пристройки разобрали в 1838 г., посчитав за поздние. Рельефы белокаменных соборов, столь много говорившие их современникам, уже спустя два-три века превратились в непостижимую тайну, не разгаданную до конца и сейчас. В этой каменной книге прочитаны лишь отдельные строки и слова, а весь замысел едва проступает. В нем угадывается идея Небесного Града, райский сад, идеальная картина Божьего творения. В XV в. Дмитриевский собор утратил значение княжеского храма, стал бесприходной, а с середины XIX в., после ремонта 1838-1847 гг., приходской церковью. В 1883 г. получил пневматическое отопление, а с южной стороны была построена небольшая звонница (не сохранилась).

Слайд 7

Слайд 8

Успенский собор
Успенский собор - уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества домонгольского времени. В середине XII в. князь Андрей Юрьевич Боголюбский превратил г. Владимир в столицу Суздальского княжества. "Да будет сей град великое княжение и глава всем" - таков замысел князя - "самовластца". Архитектурным и духовным средоточием княжества и новой столицы стал белокаменный Успенский собор, построенный в 1158-1160 гг. на крутом холме над рекой Клязьмой. Своды его поддерживаются шестью столпами, золочёный шлем увенчал главу, вознесённую выше Киевской Софии почти на 33 метра. Теперь уже трудно вообразить первоначальное великолепие Успенского собора: резьбу и золото аркатурно-колончатых фризов, женские и львиные маски, рельефные композиции "Вознесение Александра Македонского", "Три отрока в пещи огненной", "Сорок мучеников Севастийских", полихромные росписи наружных стен, бронзовые кубки и ветрила над закомарами... Успенский собор был задуман кафедральным. Летописи упоминают о целом ансамбле епископского двора: "владычных сенях", "тереме", "столпе", уничтоженных пожаром 1185 г. Здесь же был и княжеский двор. После пожара собор перестроили мастера князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Наследник идеи единовластия, восходящей к эпохе древнего Киева, Всеволод ещё более сблизил облик главной святыни княжества с Киевской Софией - величественной, многоглавой. В 1189 г. вокруг Андреевского собора поднялась как бы двухъярусная галерея, почти доверху окружив старые стены. На галереях появились 4 главы; вместе с центральной они составили пятиглавие, на многие века определившее образец православного храма. По этому образцу построен в ХV в. Успенский собор Московского Кремля.
Фреска в алтаре Успенского собора

Слайд 9

Дворец князя Андрея Боголюбского
На подступах к Владимиру, вблизи слияния рек Нерли и Клязьмы, в 1158-1164 гг. раскинулся на высокой береговой гряде "город камен именем Боголюбый".Княжеский замок занял южную часть города, с севера примкнул посад. После татарского разорения Боголюбов остается городом и числится в "списке градом русским" конца XIV в.; впоследствии становится селом, а в советское время поселком. При въезде со стороны Владимира справа вдалеке виднеется луговой простор, а впереди со стороны дороги - остатки древней крепости: заросший пруд на месте рва и холмы - бывший крепостной вал. За каменной оградой с башнями высится ансамбль Боголюбова монастыря; древнейшая часть его - белокаменные памятники княжеского дворца XII в. Княжеский дворец в Боголюбове отличался сказочным великолепием. В кольце земляных валов, рвов и каменных стен вырос белокаменный собор во имя Рождества Богородицы. Собор, подобно Успенскому храму, украшали резные рельефы и фрески, медь и позолота, керамические полы и оконные витражи. Круглые, раскрашенные под мрамор колонны, поддерживали своды. После смерти князя в Боголюбове обосновался мужской монастырь. Древний собор разрушился от ветхости и неумелых переделок и в XVIII в. был заменен новым. Над лестничной башней надстроили шатер колокольни. Место княжеских покоев занял келейный корпус. В XIX в. древние ворота с надвратной церковью сменило новое здание - Успенская надвратная церковь с колокольней, тогда же построили и огромный пятиглавый собор. Они теперь определяют боголюбовскую панораму. Но внимательный взор тотчас отличит благородную древность: белокаменную галерею над аркой и лестничную башню с двумя резными аркатурно-колончатыми фризами, с чудным тройным окном, с внутренней лестницей, вьющейся вокруг колонны. А возле нее - ниша, где лежало тело убиенного князя, в XVIII в. канонизированного церковью.

Слайд 10

Явление Богородицы князю Андрею Боголюбскому
Иконы Св. и Благоверного Андрея Боголюбского
Андрей Боголюбский

Слайд 11

Золотые ворота
Редчайший памятник древнерусской фортификации. Здание построено из белого камня в 1158-1164 гг. владимирским князем Андреем Боголюбским, как главная боевая и проездная башня вновь созданной им крепости. Из пяти внешних ворот крепости уцелели одни - Золотые. Здание представляет собой высокую, мощную башню, прорезанную 14-метровым сводом с арочной перемычкой посередине. Под перемычкой крепились дубовые створы, окованные золоченой медью. Над перемычкой настилалась боевая площадка. Вверху башни, над арочным проемом помещалась церковь Положения риз Богородицы - миниатюрная вариация белокаменного храма. В церковь вела внутристенная лестница. Обход вокруг церкви, окруженный зубчатой стеной, служил второй боевой площадкой. Боевая башня, триумфальная арка, церковь - все сочетается в лаконичной, но яркой и выразительной архитектуре Золотых ворот - главных ворот новой столицы Северо-Восточной Руси, какой стал Владимир при Андрее Боголюбском. С двух сторон башню сжимала земляная насыпь городской крепости, принимая на себя тяжесть от надвратной церкви. В 1238 г. Золотые ворота выдержали натиск монголо-татарской орды и не посрамили себя: татары проникли в город не через ворота, а в пролом деревянной стены на валу. Несмотря на пожары военного и мирного времени, ветхость и незначительные ремонты, облик Золотых сохранился почти без изменений до конца XVIII - начала XIX вв., однако надвратная церковь "стояла без пения праздна многие лета". Только в губернское время здание было серьезно перестроено: валы по бокам отняты, башня окружена пристройками, скрывающими контрфорсы, а надвратная церковь построена заново из кирпича и освящена в 1810 г. Открытый обход вокруг церкви превратился в закрытую галерею. Внутристенная лестница наверх была засыпана, а возобновлена лишь в 1870 г.

Слайд 12

Храм Покрова на Нерли
Посреди заливного луга, при впадении реки Нерли в Клязьму красуется белокаменная церковь Покрова 1165 г., одно из самых лирических творений древнерусских зодчих. Издалека манит ее белый наряд посреди древесных крон. Изящество форм, грация силуэта, резная декорация преодолевают тяжесть камня. Рельефы - аркатурно-колончатый фриз, женские маски, сюжетные группы - складываются в целую систему, декоративную и философскую. Центральное место в ней принадлежит библейскому царю Давиду, чей образ связывается в богословии с идеей Покрова - покровительства Богоматери. "Житие князя Андрея Боголюбского" связывает строительство этой церкви с гибелью от ран юного князя Изяслава Андреевича после похода 1164 г. в Волжскую Болгарию. Церковь Покрова достойно венчает короткий, но исключительно плодотворный градостроительный период Андрея Боголюбского. Совершенная красота, таинственная глубина рельефов, мемориальный и церковно-исторический смысл - так много всего соединилось в этом небольшом, одиноко стоящем уже более восьми веков храме. Облик храма, такой законченный и цельный, первоначально был иным. Храм окружала галерея, а холм, на котором он стоит, был облицован белым камнем. Царственная ступенчатая церковь продолжала Боголюбовский замок и стольный Владимир, а пристань на оживленном речном пути обеспечивала князю могущество. Сейчас, спустя века, ничто не напоминает о политической злобе дня, лишь совершенная красота смягчает и трогает душу.
Фреска храма Покрова на Нерли

Слайд 13

Рождественский собор Суздальского Кремля
Одно из первых упоминаний о нём содержится в Лаврентьевской летописи под 1222 годом, где говорится, что Рождественский собор создан на месте обрушившегося храма, построенного Владимиром Мономахом в конце XI – начале XII в. Строительство продолжалось с 1222 г. по 1225 г. В отличие от Успенского, собор Рождества Богородицы имел мощные фундаменты, нижняя часть которых была опущена в специальный котлован, а верхняя – скрыта искусственным холмом. Стены собора внутри выложены из кирпича-плинфы и облицованы с обеих сторон мощными блоками известняка. Такое неожиданное сочетание двух характерных для Северо-Востока Руси рубежа XII–XIII веков строительных традиций (плинфяной и белокаменной) в строительстве суздальского собора отличает его от всех остальных памятников Владимиро-Суздальского зодчества. В 1222–1225 гг. фасады стен и порталы храма были богато украшены резьбой по белому камню. XVII век – период больших изменений и строительства собора. В 1634 г. епископ Серапион расписывает собор, при нём же в 1635–1636 годах строится придел святых Феодора и Иоанна. В XIX веке среди наиболее значительных преобразований в его конструкции следует отметить придел Рождества Христова 1815 года и паперть 1896 года с западной стороны основного объёма храма. Проведённая в 1895 году система подземных воздушных каналов калориферного отопления заменила собой предшествующую систему. С 30-х годов XX века закрытый для богослужения собор начинает исследоваться А.Ф. Дубыниным и А.Д. Варгановым. В 1954–55 годах Рождественский собор был освобождён от позднейших обстроек, отреставрирован в 1960-е гг., после чего обрёл свой современный вид.
Фрески Рождественского собора

Слайд 14

Заключение
Архитектура в период X – начала XIII в. достигла высокого уровня развития. Традиционно на Руси возводили постройки из дерева, каменное зодчество получило развитие с X в., с момента принятия христианства. Культовые постройки воплотили в себе лучшие достижения строительного искусства. Греки привезли на Русь технические навыки, художественную систему строительства. Крестово-купольная конструкция православных храмов, сложившаяся в Сирии в VI в., через Византию попала на Русь и была здесь преобладающей до конца XVII в. Все здания имели общие черты: большие размеры, практическое отсутствие декора в экстерьере при богатом интерьере. Художественная система интерьера православного храма, сложившись в то время, осталась практически неизменной до настоящего времени это синтез всех существующих видов искусства: архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства.

Слайд 15

Использованная литература: 1.Храмы России. Энциклопедия. М.,2008г. 2.Православная энциклопедия. М., 2007г. 3.Энциклопедия православного христианина. Электронное издание. М.,2007 г. 4.photosuzdal.ru/photos/suzdal 5. goldinfo.com.uaJPG. 6. www.uer.varvar.ruJPG. 7. www.hramy.ru 8. www.rus-sobori.ru 9. www.temples.ru

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...