Болдинский монастырь. Свято-троицкий герасимо-болдинский мужской монастырь

Монастырь был основан в 1530 году преподобным Герасимом Болдинским. В XVI веке монастырь неоднократно получал дары: земли от царя, крупные вклады от бояр и состоятельных людей; обитель занималась и собственной торговой и промысловой деятельностью. К концу XVI века обитель владела более 80 селами и деревнями в Дорогобужском уезде, около 20 монастырскими деревнями в других уездах, мельницами, охотничьими и бортными угодьями, скотными дворами, рыбными ловлями. Монастырские подворья и торговые лавки существовали в Дорогобуже, Вязьме, Смоленске, Москве. Монастырь владел мельницами, охотничьими и бортными угодьями, скотными дворами, рыбными ловлями.

Каменное строительство в монастыре развернулось в 1590-х годах. Тогда были выстроены пятикупольный Троицкий собор (взорван, ныне почти восстановлен), колокольня (сохранилась), трапезная палата с церковью Введения во храм Богородицы (сохранились) и стены (перестроены). Согласно гипотезе П.Д. Барановского, в строительстве принял участие государев зодчий Фёдор Конь.

С 1617 по 1654 годы Дорогобужский край находился в составе государства Речь Посполитая. Монастырь опустел; позже его строения были переданы Смоленскому иезуитскому коллегиуму. Монастырь возрождён в 1654 году, когда смоленские земли вновь вошли в состав Русского царства. Обитель не смогла сохранить за собою былых богатств: к концу XVII века ей принадлежало около 20 деревень.

XVIII – начало XX века

В начале XVIII века святителем Иоанном (Максимовичем) в монастыре была открыта типография. В ней печатались богослужебные книги, учебные пособия, сочинения духовно-нравственного содержания, включая труды самого Иоанна, переводы с латыни.

В 1764 году, согласно манифесту, подписанному Екатериной II (1764) у монастыря были отобраны все земли. Большую помощь монастырю оказал благотворитель –князь Андрей Долгоруков.

На 1870-1880-е годы приходится новый расцвет монастыря. Настоятелем был назначен иеромонах (впоследствии архимандрит) Андрей (Васильев). За время его 24-летнего управления монастырем были отремонтированы и перестроены все существовавшие здания и храмы монастыря, построены новые Святые ворота, часовня на месте кельи св. Герасима Болдинсого, деревянные кельи, хозяйственные здания, гостиница для паломников, настоятельский дом, просфорная, мельница на озере, высажен сад (в 700 корней). Он же на основе двух древних текстов написал и издал новое «Житие Преподобного Герасима».

В 1919-1927 годах в монастыре были проведены реставрационные работы под руководством П.Д. Барановского. В бывших монастырских зданиях организован историко-художественный музей, в экспозицию которого, в числе прочих экспонатов, вошли фрагменты изразцовых печей XVII-XVIII веков, деревянная скульптура, собранная М.И. Погодиным. На территорию обители был перевезён деревянный храм из села Усвятье.

Упразднение и возрождение монастыря

В ноябре 1929 года монастырь был официально закрыт. В Троицком соборе разместилось зернохранилище, во Введенском храме – колхозный сырзавод, в часовне – сепаратор для переработки молока.

Во время Великой Отечественной войны Болдинский монастырь был базой партизанских отрядов; в зданиях бывшей обители разместились ремонтные мастерские. В марте 1943 года при отступлении немцы заминировали и взорвали старинные постройки – Троицкий собор, Введенский храм и колокольню.

В 1964 году началась реставрация монастыря по сохранившимся обмерам и фотографиям под руководством П.Д. Барановского. Они продолжаются и поныне (руководитель – ученик Барановского А.М. Пономарёв).

В 1991 году Болдинский монастырь передан Русской православной церкви.

В настоящее время восстановлена каменная стена с четырьмя башнями, колокольня, трапезная палата с Введенской церковью. Среди других построек – деревянный дом игумена, сторожка у Святых ворот, каменный келейный корпус, каменный казначейский корпус на подклете, деревянная часовня на монастырском кладбище. Каменная часовня была перестроена в храм во имя преподобного Тихона Калужского. Троицкий собор освящён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в июне 2010 года.

Возрождён монастырский некрополь. Среди сохранившихся захоронений – могила семьи Вистицких, с металлической оградой и двумя гранитными колоннами, в том числе Степана (Стефана) Вистицкого, автора одного из первых учебников по тактике и его сыновей – Михаила Степановича (генерал-майор, в 1812 году был назначен М.И. Кутузовым генерал-квартирмейстером русской армии) и Степана Степановича (генерал-майор, в конце 1812 году возглавивший Смоленское ополчение).

Монастырь имеет подворья в Дорогобуже и в Сафонове.

Однажды, молясь в глубокой ночи, преподобный Герасим услышал звон множества колоколов. Благовест повторился и на вторую, и на третью ночь. Святой отправился на колокольный звон.

Неподалеку он обнаружил поляну близ речки, поразившую его своей необычной красотой. Здесь, под ветвями могучего дуба, подвижник и приютился, назавтра же поставив крест. Так было положено основание Болдину монастырю.

Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь - это мужской монастырь, в деревне Болдино в Смоленской области в 18 километрах от города Дорогобужа.

Герасим Болдинский - монах русской православной церкви. Основал мужской монастырь

Герасим Болдинский, в миру Григорий, родился в 1490 году в Переяславле-Залесском. Уже с детства посещал храм. Мальчика приняли в Горецкий храм послушником, где он и принял постриг. Герасим молился, соблюдал посты, помогал в строительстве храмов и келий.

в этом году появился на свет Герасим Болдинский, в миру Григорий

Затем Герасим решил жить в отшельничестве, подальше от земной суеты. Поселился жить в лесу со зверями и змеями. Очень много раз на него нападали разбойники и жестоко избивали его, но он терпел и только лишь молился.

«Однажды, - читаем в Житии святого, - проходившие мимо свирепые люди… ругались на преподобного, зло били и влачили его».

Существует предание, что Герасима просили быть крестным Ивана Грозного.

Подвижник часто голодал и мерз в своей маленькой и ветхой хижине. Чтобы не пропасть от голода, он ставил при дороге кузов для сбора милостыни и жил подаянием добрых путников.

И был у него один защитник: на дереве, под которым стояла келья преподобного, свил себе гнездо ворон, взявший на себя, в отсутствие преподобного, охрану его жилища и кузовка.

Бывало, ворон своим криком отгонял не только человека, пытающегося украсть у святого кусок хлеба, но и голодного, свирепого медведя.

После того, как Герасим заложил основание монастырю, местным жителям это совсем не понравилось. Они обратились к начальству с просьбой посадить в тюрьму подвижника. И наместник не в чем, не разобравшись, посадил Герасима за решетку.

Но Господь не оставил праведника. Когда вершился неправедный суд, в келью вошел посланник от государя. Он хорошо знал отца Герасима. Увидев святого, посланник поклонился ему и попросил благословения.

столько лет было отцу Герасиму, когда он умер

На вопросы же изумленного наместника сказал, что это великий подвижник стоит перед ними в унижении. Тогда же наместник пал к отцу Герасиму в ноги, прося прощения.

«Суд над преподобным привел не к унижению, а к прославлению имени Герасима»

говорится в Житии святого.

Он испросил позволения построить обитель, о чем впоследствии говорил:

«в пустыне сей, зовемой Болдино, в нейже разбойницы живяху, в Дорогобужском уезде, в лето от Рождества Христова 1528 года, Божиим изволением и помощию создах обитель сию, общежительный монастырь».

Перед кончиной преподобный Герасим призвал к себе игуменов и иноков, основанных им монастырей, рассказал им о своей жизни и дал последние свои наставления.

В житии святого мы можем видеть эти слова:

«Помните, - увещевал многочисленных учеников преподобный Герасим, - обеты ваши, которые произносили перед Богом, сохраняйте ангельский образ и отрекайтесь от мира…».

в этот день на 65 году жизни скончался преподобный Герасим


Преподобный Герасим

Из дошедших письменных источников известно, что мощи преподобного почивали под спудом, так что даже при сооружении нового собора на месте прежнего захоронение не потревожили.

Почему старца Герасима уже после кончины отнесли к святым?

Произвели вскрытие могильной ямы 17 июля 2001 года. Анализ извлекаемого грунта показал, что захоронение пребывало совершенно нетронутым.

Это говорит о том, что мощи Герасима были нетленны. И после извлечения все в этом убедились.

После было определено Архиерейский Собором Русской Православной Церкви, 2 - 3 февраля 2016 года имя Преподобного Герасима было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

История создания Троицкого монастыря уходит еще в 1528 год

Монастырь был построен на берегу реки Болдинки. Создана обитель была в 1528 году.

Началось развитие монастыря очень активно. От начала постройки до 17 века строились храмы, набиралась братия.

В 1580 - 1590-х годах в Болдинском монастыре развернулось большое каменное строительство. Автором всего монастырского комплекса был известнейший московский мастер Федор Конь.


Федор Савельевич Конь - известный и легендарный из русских зодчих средневековья. Автор каменных строений в Болдинском монастыре в 1580 - 90 гг. Памятник установлен в Смоленске

Затем в 1611 году монастырь был захвачен поляками. В это время в нем размещался католический орден иезуитов, во владении которых он находился до 1655 года.

С 1656 года монастырь вновь был освящен как православный. В 1919 - 1927 годах в монастыре были проведены реставрационные работы.

В ноябре 1929 года монастырь был официально закрыт. В Троицком соборе сделали зерновое хранилище.

Во время Великой Отечественной войны Болдинский монастырь был базой партизанских отрядов.

В зданиях бывшей обители размещались ремонтные мастерские. В марте 1943 года во время Великой Отечественной войны при отступлении, немцы заминировали и взорвали храмы и колокольню.

В 1964 году началась реставрация монастыря по сохранившимся обмерам и фотографиям под руководством Петра Барановского.

В 1991 году Троицкий Болдин монастырь был передан Русской Православной Церкви.

Также на территории построены еще 2 храма

Также на территории построен храм Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

Это каменный двухэтажный трапезный Введенский храм с келарской палатой. Был построен в 1590-е годы.


Введенский храм освятил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл 4 декабря 1997 года

Рядом с Введенским храмом построен придел в честь святителя Митрофана Воронежского. Храм во время войны в 1943 году был взорван.

Также на территории находится еще один храм.

в этом году взорвали Введенский храм на территории Болдинского монастыря

Храм святителя Тихона Задонского.

В мае 1991 г. митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл освятил храм в честь Тихона Задонского.


На месте первой келии преподобного Герасима, у древнего дуба в 1890-х годах братией обители поставлен небольшой каменный храм в честь преподобного Тихона Калужского. В 1990 году был восстановлен

Осенняя пора…. Располагает к долгим и задумчивым прогулкам. На Смоленщине много мест, где можно спокойно и с удовольствием провести время. Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь — наиболее древний из существующих и действующих сегодня монастырей в Смоленской области. Обитель находится в лесу в 17 км от города Дорогобужа. Добраться можно только на машине, общественный транспорт ходит редко. Правда дорога отличная, асфальт проложен до самого монастыря и все благодаря приезду на освещение вновь восстановленного Троицкого собора митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, ныне нашего патриарха.

Здесь очень красиво, безлюдно, девственная природа, много красивых видов еще по дороге от города к монастырю. Место известное и для историков, и для паломников, поэтому вполне сможете самостоятельно найти много информации об этой обители. Хотя если договориться заранее о приезде, то кто-нибудь из братии с удовольствием проведет вам экскурсию. Расскажет легенду о житие старца Герасима и становлении монастыря. Кстати вариантов много, как и у любой сказки, но самая прижившаяся приблизительно такого содержания: «В древнем городе Переславле-Залесском в далеком 1489 году родился мальчик, и нарекли его Григорием. Будучи тринадцатилетним подростком, прибился он к подвижнику Даниилу и стал жить вместе с ним в монастыре. В девятнадцать принял постриг и был наречен в иночестве Герасимом. Честно исполнял свое служение в Троицком Даниловом монастыре, который был построен в Переславле-Залесском на «богодельне», ну то есть при больнице)). Ухаживал за больными и немощными короче. Потом стал шить для них обувь, за что получил прозвище «кожешвец». Переступив тридцатилетний порог, монах Герасим отправился в паломничество. В 1528 году он поселился близ Московской дороги (ныне Старо-Смоленская). Времена были мутные, в лесах промышляло много разбойников. Говорят, что старца часто и много избивали и грабили, но он раз за разом восстанавливал свое скромное жилье. По одной из легенд первой его братией, кстати, и стали те самые разбойники. В 1530 году ему было видение, что недалеко от его хижины зазвонили в лесу колокола, и опустился на землю божественный свет, и забил из земли ключ, а посреди того места стояло дерево, огромный раскидистый дуб. И отправился Герасим пешком в Москву, бить челом перед великим князем Василием III о разрешении основать на этом месте святую обитель. Собственно разрешение получил и возвратился благополучно назад. Кстати, пока возводилась обитель, сам старец, как гласит легенда жил в дупле того самого огромного дуба. Сам дуб конечно не сохранился, но посреди монастыря, как говорят местные, стоит детеныш того самого дерева)). Дела видимо продвигались хорошо и уже в 1535 году со своим учеником преподобный отправился в Вязьму, где позже основал Иоанно-Предтечев женский монастырь, а в сороковых годах еще одну обитель в Брянских лесах. Умер Герасим 1 мая 1554 года в основанной им обители. Мощи святого находятся по сей день в Троицком соборе Болдинского монастыря».


В стародавние времена монастыри были богатыми землевладельцами, Болдиснкая обитель частенько получала земли и от государя и знати, вел монастырь и свою торговлю, а так же занимался промыслом. Времени с тех пор утекло много, несколько раз он был разорен, заброшен, забыт, но каждый раз восставал как Феникс из пепла. Уже в 1764 году Екатерина II своим манифестом отобрала все имущество и все земли у монастыря и больше века монастырь был в запустении, пока 1870 х годах не наступил новый рассвет. Был назначен новый настоятель, который за 24 года своего правления в принципе обновил и перестороил весь монастырь, даже был посажен шикарный сад в 700 корней. А уже в начале XX века начались серьезные реставрационные работы, правда, на мой взгляд, странно, что сразу после революции, а именно 1919 году стали заниматься святой обителью. Хотя, как и все в России весьма логично, 1929 году монастырь официально был закрыт. Как и большинство церквей в советский период использовался под зернохранилище, сырный завод и сепаратор для молока. Во время Великой Отечественной войны был базой для партизан, в зданиях монастыря размещались мастерские. В 1943 году центральный Троицких храм был заминирован и взорван фашистами при отступлении. Современная реставрация началась в 1964 году. В конце XX века, будучи студенткой, и вашей покорной слуге посчастливилось поучаствовать в разборах завалов центрального храма.)) Сегодня монастырь восстановлен фактически полностью, причем хочется отметить, по последнему слову техники. Несмотря на месторасположение, реально в глухом лесу, обитель имеет водоснабжение, электроснабжение и даже газифицирована. В Троицком соборе даже полы теплые. Выстроены гостиницы для паломников со всеми удобствами, так что если кто-то желает потрудиться во славу Господа, это пожалуйста. А если желания работать нет, то уж прогуляться по этим живописным местам точно стоит.
По ощущениям, это место одно из самых умиротворяющих. Тихое, красивое, завораживающее. Причем не только внутри монастыря, но и на прилегающей территории.



Вокруг монастыря деревня Болдино. Несколько жилых домов, несколько заброшенных, но не вызывающих чувство запустения.
За деревней есть место, где по преданию стояла хижина преподобного, путь указывает большой крест на холме.


Несколько лет назад пытались отреставрировать его колодец, даже нашли остатки старого деревянного венца, но что-то пошло видимо не так и колодец, как таковой не функционирует, но дойти до него не будет лишним, ибо с холма открывается потрясающий вид на обитель, где можно устроить хорошую фотосессию. Так что приезжайте, не пожалеете, сейчас самое время. Красивой Вам Болдинской осени)).

Монастырь расположен на берегу речки Болдинки в 18 км от города Дорогобужа, на Старой Смоленской дороге. Основана обитель в 1528 г. преподобным Герасимом Болдинским. Со дня основания и до начала XVII века монастырь быстро развивался: строились храмы, собиралась братия. В 1580-1590-х гг. в Болдинском монастыре развернулось большое каменное строительство. Автором всего монастырского комплекса был известнейший московский мастер Федор Конь. В 1611 г. монастырь был захвачен поляками, в нем разместился католический орден иезуитов, во владении которых он находился до 1655 г. С 1656 г. монастырь вновь был освящен как православный.

В 1919-1927 гг. в монастыре были проведены реставрационные работы под руководством П. Д. Барановского. В бывших монастырских зданиях организован историко-художественный музей. В ноябре 1929 г. монастырь был официально закрыт. В Троицком соборе разместилось зернохранилище, во Введенском храме - колхозный сырзавод, в часовне - сепаратор для переработки молока.

Во время Великой Отечественной войны Болдинский монастырь был базой партизанских отрядов; в зданиях бывшей обители размещались ремонтные мастерские. В марте 1943 г. при отступлении немцы заминировали и взорвали храмы и колокольню. В 1964 г. началась реставрация монастыря по сохранившимся обмерам и фотографиям под руководством П. Д. Барановского.

В 1991 г. Болдинский монастырь передан Русской Православной Церкви. В 2001 году в монастыре были обретены мощи преподобного Герасима Болдинского.

В настоящее время практически все постройки монастыря восстановлены. Возрожден монастырский некрополь.

Свято-Троицкий собор

Деревянный соборный храм в честь Святой Троицы с приделом во имя преподобного Сергия Радонежского построен в 1530-е гг. рядом с первыми постройками обители. Каменный собор в честь Святой Троицы с приделами во имя апостола Иоанна Богослова и благоверных князей Бориса и Глеба построен в 1585-1591 гг., по преданию, на средства инока Николая, из дворянского рода Арсеньевых. Собор был расписан фресками в византийских традициях на сюжеты из евангельских притч московскими государевыми иконописцами. В соборе хранился древний почитаемый образ Казанской иконы Божией Матери. Храм взорван в 1943 г. В 1991-2000 гг. проведены раскопки руин храма. В 2009 г. закончено восстановление Троицкого собора.

Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы

Каменный двухэтажный трапезный Введенский храм с келарской палатой построен в 1590-е г. В 1843 г. при настоятеле игумене Никодиме на втором этаже трапезной, рядом с Введенским храмом устроен придел в честь святителя Митрофана Воронежского. Храм взорван в 1943 г. Первый этаж восстановлен в 1960-e гг. Реставрационные работы проведены в 1995-1997 гг. Возрожденный из руин Введенский храм освящен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом 4 декабря 1997 г.

Церковь святителя Тихона Задонского

На месте первой келии преподобного Герасима, у древнего дуба в 1890-х г. братией обители поставлен небольшой каменный храм в честь преподобного Тихона Калужского. В 1990 г. восстановлен. В мае 1991 г. митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл освятил храм.

Патриархия.ru

Расположен в лесистой местности вблизи от старой Смоленской дороги, на берегу искусственного озера, устроенного в пойме речки Болдинка. Основан в 1530 г. Герасимом - иноком Горицкого монастыря в Переславле-Залесском. Первой постройкой здесь была деревянная Троицкая церковь с Сергиевским приделом, освященная в 1530 г. В 1580-90-е гг. созданы главные каменные сооружения монастыря. Доминантой нового ансамбля стал Троицкий собор в центре вытянутой прямоугольной территории. К юго-западу от него расположилась трапезная палата с церковью Введения. Колокольню возвели посредине площадки, ограниченной с востока собором, а с юга - трапезной палатой. В приходо-расходных книгах монастыря за 1592 г. несколько раз упоминается имя церковного мастера Терентия. Был связан с монастырем и знаменитый "государев мастер" Федор Конь - строитель Смоленской крепости. В 1594 и 1606 гг. он и его пасынок делали крупные денежные вклады в монастырь. Вследствие польско-шведской интервенции монастырь с 1611 по 1655 г. занимали иезуиты. В 1656 г. он снова стал православным, однако крупные строительные работы в нем уже не велись. В 1770-е гг. построена кирпичная ограда монастыря взамен существовавшей ранее деревянной. В нач. 19 в. монастырь был разграблен частями наполеоновской армии, превратившими его помещения в тюрьму для русских солдат, а Троицкий собор - в конюшню.

На рубеже 19-20 вв. на месте кельи преподобного Герасима возведена небольшая кирпичная церковь («часовня"). Тогда же были переделаны Святые ворота ограды и сооружены небольшие жилые и хозяйственные постройки, в том числе дом настоятеля и просфорная. В начале 20 в. архит. П.Д. Барановский (1892-1984) тщательно исследовал сооружения монастыря и на основании археологических обмеров составил проекты реставрации. В 1920-е гг. под его руководством были конструктивно укреплены трапезная палата и шатровая церковь Введения, восстановлены декоративные элементы их фасадов - кокошники у основания шатра и карнизы. На территории монастыря устроили музей. Его закрыли - одновременно с местной общиной верующих - уже в 1929 г. В годы Великой Отечественной войны в монастыре располагались штаб советских войск и ремонтные оружейные мастерские. Фашистские захватчики при отступлении в марте 1943 г. взорвали основные сооружения монастыря: Троицкий собор, трапезную палату с церковью Введения и колокольню. Это древнейший на Смоленщине монастырский ансамбль, фрагментарно сохранивший оригинальные произведения зодчества 16-17 вв. В 1964 г. под руководством П.Д. Барановского были начаты реставрационные работы. С 1969 г. они ведутся под руководством A.M. Пономарёва. После передачи ансамбля Русской православной церкви (1990) здесь возведены новые сооружения с внеисторическим обликом, искажен силуэт церкви Введения, а от собора по-прежнему остаются руины (данные на 1997 год).

Трапезная. Двухэтажное здание с пристроенными к восточной стороне церковью Введения и Келарской палатой, сходное с трапезными палатами Пафнутьево-Боровского монастыря и Успенского монастыря в Старице. Первый этаж восстановлен в 1975 г.; второй и северное крыльцо - в 1997 г. Кирпичные стены покрыты известковой обмазкой. Между этажами проходил профилированный поясок. Окна первого этажа на западной стене обрамлены прямоугольными наличниками. Введенская церковь завершилась монументальным кирпичным шатром над небольшим восьмериком. В основании шатра прошел пояс кокошников (по два на грань). Нынешний деревянный шатер на целых шесть метров ниже первоначального и едва виден за кокошниками. Завершает его высокая шлемовидная главка. Реставраторы надеются, что с появлением необходимого финансирования исторический облик шатра будет восстановлен. Внутри помещения первого этажа трапезной были заняты под склад, кухню и другие хозяйственные нужды. Основное помещение второго этажа - квадратная одностолпная палата. Проемы в ее восточной стене ведут в церковь Введения и Келарскую палату. В интерьерах были изразцовые печи.

Ограда. В виде кирпичной стены охватывает всю территорию монастыря. Утраченные прясла, завершение стен и четыре угловые башни восстановлены в 1993 г. Стены с внешней стороны расчленены лопатками на прясла, в которые вписаны неглубокие фигурные ниши. В северной стене ограды находятся Святые ворота, перестроенные в нач. 20 в. в русском стиле. Арочные ворота и калитки на других сторонах ограды (местами переложенные) намного проще.

Просфорная. Небольшое прямоугольное одноэтажное кирпичное здание у северной стены монастыря. В южной и восточной стенах прорезаны по два оконных проема с лучковыми перемычками. Основная плоскость фасадов оформлена в виде неглубокой прямоугольной ниши. С западной стороны примыкал деревянный прируб, замененный в 1990 г. кирпичной пристройкой.

Дом настоятеля . Деревянное одноэтажное здание у восточной стены монастыря. Прямоугольный сруб был обшит тесом. В четырехскатной кровле с западной стороны (по главному фасаду) было устроено большое слуховое окно. Шесть окон западного фасада были украшены наличниками с накладной резьбой. Здание сгорело в 1984 г., и в 1993 г. на старом фундаменте возвели нынешнюю постройку в прежних объемах. При строительных работах 1991-97 гг. под братские кельи был приспособлен бывший дом казначея (к востоку от трапезной палаты) и появились два новых келейных корпуса - в северо-восточной и в западной частях монастырской территории.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. Москва, «Наука», 2001 г.



Болдин Свято-Троицкий монастырь, 3 класса, в 15 верстах от города Дорогобужа, при реке Болдинке. Основан в 1528 году подвижником Герасимом Болдинским, который скончался 1 мая 1554 года и покоится здесь. С 1611 года по 1655 год монастырь находился во власти иезуитов; возобновлен в 1656 году. В монастыре находится чудотворная Казанская икона Божией Матери.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Болдинский монастырь - наиболее древний из существующих и действующих сегодня монастырей в Смоленской области. Располагается примерно в 15 километрах на восток от города Дорогобужа. Недалеко от монастыря проходит старая Смоленская дорога. Болдинский монастырь был основан преподобным Герасимом в 1530 году. Герасим ставил своей подвижнеческой целью содание православных монастырей на землях, перешедших от Литовского княжества к Московскому государству. Спустя некоторое время Болдинский Свято-Троицкий монастырь превратился в очень влиятельный и богатый православный монастырь Смоленщины. Богатство Болдинского монастыря росло и пополнялось за счет крупных пожертвований бояр, пожалования государем земель, собственной достаточно активной экономической деятельности.

Свой расцвет монастырь получил в конце XVI - начале XVII веков. В это время во владении монастыря находились боле сотни российских деревень и сел, несколько мельниц, бортные и охотничьи угодья, скотные дворы, рыбные ловли, в таких городах как Дорогобуж, Вязьма, Москва, Смоленск у него имелись свои монастырские подворью и тоговые лавки. В самом конце XVI века в Болдинском Свято-Троицком монастыре было развернуто крупное каменное строительство. Возводились пятикупольный Троицкий собор, трапезная палата с церковью Введения во храм Богородицы, колокольня.

Большой "удар" по Болдинскому монастырю нанесло Смутное время, попавшее на начало XVII века, и нашествие поляков. С 1617 по 1654 годы Дорогобужскиие земли находились под управлением Польского королевства, а в нем государственной религией являлось католичество. Монахи монастыря во время Смуты большей частью покинули его, а затем земли и сам монастырь был передан Смоленскому иезуитскому коллегиуму (учебное заведение католической церкви).

После 1654 года, когда Москва вновь отвоевала у поляков Дорогобужскую землю, монастырь был восстановлен, однако владения его заметно были сокращены, и составляли ко второй половине XVII века около двух десятков деревень. 1764 год ознаменовался тем, что императрица Екатерина II отобрала у монастырей их земли, которые впоследствии были розданы дворянам. Это стало причиной упадка монастырей, очень большое количество которых из-за бедности становились недействующими. В это время выжить Болдинский монастырь смог благодаря благотворительным взносам прихожан, одним из крупных пожертвователей был князь Андрей Долгоруков.

Монастырь испытывает свой расцвет в 70-80 годы XIX века. Настоятелем был назначен иеромонах, а затем архимандрит Андрей (Васильев). В его управление, в течение 24 лет, были восстановлены и отремотированы все храмы и здания монастыря, построены новые Святые ворота, кельи, постройки для хозяйственных нужд, гостиница, настоятельский дом, мельница на озере, просфорная, посажен огромный сад. На месте, где когда-то была келья преподобного Герасима (основателя), примерно в 50 м от монастыря, была отстроена каменная часовня. На основе древних списков архимандрит Андрей написал и издал "Житие преподобного Герасима".

В начале XX века (1919-1927) под руководством П.Д. Барановского в Болдинском монастыре ведутся восстановительные работы, создается историко-художественный музей. В это же время в Болдино перевозится деревянный храм из села Усвятье. В конце 1929 года советская власть своим распоряжением закрывает Болдинский монастырь. В дальнейшем Троицкий собор отводиться под зернохранилище, в часовне устанавливается сепаратор для переработки молока, трапезный Введенский храм переоборудуется под колхозный сырзавод.

Во время Великой Отечественной войны монастырь выполнял роль одной из баз партизан, тут же размещены были ремонтные мастерские. Отступая с Дорогобужских земель, немецкие войска заминировали и подорвали все каменные постройки монастыря. Послевоенные годы привели руины монастыря в полное запустение. Кирпич от разрушенных построек местные жители постепенно использовали на свои нужды. Лишь в 1964 году, руководствуясь сохранившимися фотографиями и обмерами, под руководством П.Д. Барановского вновь начинаются реставрационно-восстановительные работы. Теперь ими руководит ученик Петра Дмитриевича - А.М. Пономарев.

С 1991 года Болдинский Свято-Троицкий монастырь передан Православной церкви. На территории монастыря восстановлена каменная стена с четырьмя башнями, Троицкий собор, трапезная палата с Введенской церковью, колокольня, деревянный дом игумена, сторожка у Святых ворот, каменный келейный корпус, деревянная часовня на монастырском кладбище, каменный казначейский корпус на подклете. Каменная часовня при восстановлении была перестроена в храм во имя преподобного Тихона Калужского. На земле монастыря восстановлена семейная могила Вистицких. Здесь упокоились Степан (Стефан) Вистицкий, он являлся автором одного из первых учебников по тактике, его сыновья: Михаил Степанович, генерал-майор, в 1812 году был назначен М.И. Кутузовым генерал-квартирмейстером всей российской армии, Степан Степанович, генерал-майор, в конце 1812 года возглавлял Смоленское ополчение, освобождавщее смоленские земли.

В городе Дорогобуже Болдинский монастырь имеет свое подворье, где возведен небольшой деревянный храм, ведет работу по открытию Дмитровского женского монастыря в Дорогобуже.

По материалам сайта http://www.dorogobug.ru/index.php/articles/193-boldinskiy-monastir



Святой Герасим Болдинский, основатель монастыря, поселился неподалеку от этих мест в 1528 г. К Герасиму стали стекаться ученики; в 1530 г. он срубил деревянную Сергиевскую (впоследствии Троицкую) церковь, храм Богородицы, поставил кельи. Так возник Болдинский монастырь со строгим уставом. Монастырь быстро рос: уже при Герасиме в братии было 127 человек. Основатель монастыря, успев вдохнуть жизнь еще в 3 обители, умер Е 1554 г. (66 лет) и был похоронен в созданной им Сергиевской церкви.

В конце XVII ст. монастырь был уже богат и знаменит, отстроил редчайший в провинции ансамбль зданий XVI в. В обители работал даже кирпичный завод для собственных нужд. История сохранила и имена монастырских зодчих. Самый знаменитый из них - Федор Конь, строитель городовой стены Смоленска и крепости Белого города в Москве.

В 1611 г. монастырь был захвачен и разорен поляками. Более того, обитель они отдали иезуитам - из «духовного плена» она освобождена была только в 1655 г. В 1812 г., ограбив обитель, французы превратили ее в тюрьму для пленных русских солдат.

В конце XIX в. монастырь потихоньку ветшал. Сил немногочисленной братии, которой в нач. XX в. управлял уже игумен, не хватало для поддержания в порядке огромных средневековых храмов. Шатровая Введенская церковь стояла закрытой из-за опасности обрушения.

В монастыре было три храма. В приделе св. апостолов Троицкого собора находилась рака, где почивали «под спудом» мощи прп. Герасима. В этом же приделе был похоронен затворник Аркадий, подвизавшийся в обители в кон. XVI в. Другой святыней монастыря была древняя Казанская икона Божией Матери. В подклете собора помещался фамильный склеп кн. Долгоруковых. Монастырю принадлежала Алексеевская часовня, выстроенная в честь рождения Наследника Цесаревича Алексея Николаевича.

После революции Болдин монастырь продолжал действовать - в нём оставалось 13 монахов. В 1921 г. П.Д. Барановский начал здесь реставрацию. К несчастью, не один Барановский интересовался монастырем. В 1922 г. власти конфисковали монастырское имущество, кощунственно вскрыли мощи св. Герасима. В 1928 г. прекратилась реставрация, а еще через год репрессировали всех монахов и директора музея. В обитель вселялись «трудовые коммуны», сельхозартели.

Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен. Но жив был П.Д. Барановский. Обмерив руины, он заметил, что древние здания обрушились не по кирпичику, а большими фрагментами - их можно было вновь «собрать». В 1964 г. началось восстановление. Барановский умер в 1984 г., успев увидеть возрожденной одну лишь Трапезную палату. Но дело его продолжалось. В 1987 г. уже поднялась колокольня. Много сил в деле воссоздания монастыря отдает архитектор-реставратор ученик П.Д. Барановского - А.М. Пономарев.

14 мая 1990 г. в Болдине состоялась первая церковная служба - вечерня в храме XIX в. на месте пещерки св. Герасима. А еще через год, в день памяти св. Герасима, возродился сам монастырь. Наместником его назначен был игум. Антоний. Сегодня в монастыре 20 насельников.

Сохранились и возрождены: трапезная и колокольня (1585-1592 гг.); ограда и башня (XVIII в.); дом казначея (XIX в.); дом игумена (XIX в.); просворня (XIX в.); стены монастыря с башенками по углам (XVIII в.). Построен новый братский корпус в 1994 г.

По материалам сайта http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=smolensk&page=19

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...