Брахма — творец Вселенной. Внешний вид и атрибуты

Человека с давних времен определяет вера. Религия объединяет многие народы, способствует их развитию, становится основой культуры, создает моральные принципы и учения. Еще на первых этапах человеческого существования вера была нераздельна с сознанием. Давая имена богам, создавая правила, по которым должны жить люди, проводя ритуалы и обряды, первый человек закладывал основы религий, которые впоследствии раздробились на много направлений. Нельзя утверждать, что одна вера хорошая, а вторая не может отображать истину, ведь каждый видит мир по-своему, и это не может быть источником осуждений. В Индии известна божественная Брахма, Вишну и Шива. Первый из них является создателем вселенной. Слово «брахма», или «брама», переводится с санскрита как «жрец» и несет в себе начало всех начал.

Брахма - первый индийский бог

Многие исследования показывают, что культ Брахмы был центральным в индуизме только в доведический период. Позже он был заменен учениями Шивы и Вишну. Причиной этого стала популяризация концепции Шакти. Согласно ней, у каждого бога есть своя Сила или Шакти - супруга и главная вдохновительница, и именно соединение с этой Шакти создает мир. В этом плане бог Брахма, что символизирует творение вселенной, не нужен.

Стоить отметить, что ведический период характеризуется переосмысленными взглядами на этого бога. Идея о творце всего сущего не умирала, ведь его место занял Бог Отец - Вишвакармане (он имеет четыре руки с разных сторон). Считается, что он является прототипом Брахмы в пуританском учении. Идея об этом боге формировалась не один век и поддавалась постоянным изменениям. Брахма долгое время оставался центральным богом в индуизме, что поменялось только после прихода ислама.

Иконография

Бог Брахма, описание которого дает именно иконография, приобретает много видов. Обычно он изображается с четырьмя ликами и четырьмя руками. Его волосы выглядят неаккуратно, пребывают в каком-то хаосе, борода заостренная. Как накидку бог Брахма использует шкуры что создает контраст между белым цветом его одежды. Изображенный на колеснице с семью лебедями или на лотосе, он держит сосуд с водой и четки.

Он медитирует, и поэтому его глаза прикрыты. При этом существует еще много разных представлений о том, как выглядит это божество. Например, цвет его кожи на одних изображениях может быть золотым, на других - красным, колесница может быть запряжена гусями, а не лебедями. В некоторых его олицетворениях можно увидеть нимб. Брахма почти всегда изображается бородатым и является единственным богом в индуизме с такой особенностью, хотя и в этом пункте есть исключения.

Состояния Брахмы

Существует классификация состояний, в которых может пребывать Брахма. Первый получил название йогического, и в нем это божество предстает в величестве своего духа и его достижений. Он излучает полное самоудовлетворение. Именно в первом состоянии он ценен для аскетов и подвижников. Второе называется бхога и несет более светский характер.

Обычный вид Брахмы, естественные атрибуты, одна или больше жен - это характерно для мирян. В третьем состоянии (вира) этот бог олицетворяет доблесть и почитается царями и воинами. Абхичарика - четвертый вид Брахмы - это изображение твердого и устрашающего бога. Такое грозное состояние характерно для тех, что хочет избавиться от своих недоброжелателей.

Атрибуты-символы

Брахму можно узнать по свойственным ему атрибутам. Самой знаменитой особенностью считается наличие ликов. Они обозначают стороны света и имеют свои наименования: север - Атхарваведа, запад - Самаведа, восток - Ригведа, юг - Яджурведа. Четыре руки также символизируют эти направления. В одной из них Брахма держит тару с водой. Это объясняется тем, что основой мира является камандала (вода), которая неотъемлема во всех творениях Брахмы.

Четки во второй руке - это время, которое не может быть вечным. Лебеди или гуси, которые двигают колесницу с Брахмой, являются олицетворением локов (миров). Земля же представлена лотосом, который рождается из пупка Вишну.

Происхождение голов Брахмы

Индийский бог Брахма считается творцом материальной вселенной, который сам возник из лотоса и не имеет материнских связей с другими божествами. После рождения он создал одиннадцать предков человечества - Праджапати. Семь Сапта-риши - его главных помощников в творении земли, были созданы из ума и стали его сыновьями. Из своего же тела бог Брахма сотворил женщину, которая позже стала известна под многими именами - Гаятри, Сатарупа, Брахмани и т. д. Он поддался чувству любви и был поражен красотой своей дочери. Когда она отвернулась от него влево, Брахма не мог перестать ею любоваться, и так родилась вторая голова. Когда она снова и снова поворачивалась от него, появлялся еще один лик. Потом она поднялась вверх, и Брахма сотворил пятую голову.

– третий. Брахма – это Бог Созидания. Он традиционно считается Создателем всей вселенной.

В Веданте, тонкое космическое тело, называемое Хиранья-гарбха , считается Творцом, Брахмой. Тонкое тело индивидуума состоит из его интеллекта и разума, т.е. из всех его мыслей. Тонкое космическое тело – это совокупность всех тонких тел всех живых существ. Тонкое тело индивидуума ответственно за создание своего грубого физического тела и за мир объектов, которые его окружают. Другими словами, это оборудование ума-разума проецирует физическое тело и мир. Если это оборудование отсутствует, тогда отсутствуют и физическое тело, и мир. Таким образом, совокупность всех тонких тел всех живыхсуществ, Хиранья-гарбха , и есть Создатель всей вселенной, олицетворенный в Брахме.

Проявленный мир многообразия возник из непроявленной Реальности. Чтобы отметить это, Брахма описывается рожденным из пупка Вишну (который представляет Вечную Реальность), в тот момент, когда Он показан лежащим на великом змее Ананте в Молочном Океане.

Одно из ранних иконографических описаний представляет Брахму четырехликим Богом, сидящим в лотосе. В своих четырех руках он держит сосуд с водой (камандалу ), манускрипт (веды ), инструмент для жертвоприношения (щрува ) и четки (мала ). Он носит шкуру черной антилопы, а его средство передвижения – лебедь (хамса ).

Это описание божества, равно как и других божеств в Индуизме, несет мистический символизм. Бог, сидящий в лотосе, указывает, что Он навсегда укоренен в Вечной Реальности. Лотос представляет Реальность, являющуюся основой его существования. Четыре головы Брахмы символизируют четыре Веды. Его четыре руки, так же как и у других Богов, означают четыре внутренних аспекта человеческого существа (Антахкарна ), а именно: ум (манас ), интеллект (буддхи ), эго (ахамкар ) и сознание (читта ). Благодаря этим четырем аспектам функционируют мысли, и они же являются проявлением Чистого Сознания.

Оленья шкура указывает на то, что искатель, стремящийся достичь состояния Брахмы, должен сначала строго соблюдать дисциплину как брахмачари . Соблюдая дисциплину, искатель должен внимательно изучать и делать выводы из духовных писаний, что подразумевает манускрипт в одной из рук Брахмы (в той руке, что символизирует интеллект). С таким самоконтролем и дисциплиной, руководствуясь знаниями священных писаний, он должен использовать свое физическое тело в самоотверженном и преданном служении для общего благополучия. На это указывает инструмент, используемый во время жертвоприношений, который Брахма держит в руке, означающей эго. Когда эти три духовные практики стали частью искателя, его ум становится свободным от чувственных преследований внешнего мира. Только такой ум, который устремлен внутрь и относительно спокоен, способен сконцентрироваться (дхарана ) и произносить мантры (джапа ), на что указывает третья рука (ум) с четками (мала ). Медитация является последней ступенькой и процессом, благодаря которому искатель переходит из своей ограниченной индивидуальности в безграничное состояние Самореализации. На это указывает сосуд с водой (символ аскетизма) в четвертой руке, означающей сознание.

Бог Брахма использует лебедя в качестве своего средства передвижения. Смысл в том, что Реализованный человек пользуется в жизни уникальным качеством, принадлежащим лебедю. Лебедь, согласно индийской мифологии, может отделять молоко от воды, если они смешаны. Аналогично, реализованный человек признает одну Высшую Истину, присущую всем многочисленным явлениям.

Бог Создатель должен обязательно обладать знанием созидания, т.е. знанием самого процесса творения. Поэтому супругой Брахмы является Богиня Знания, Мать Сарасвати .

Жизнь в этом мире – это проявление принципов созидания, разрушения и поддержки. Фактически, все эти принципы взаимосвязаны. Видимое разрушение – это не что иное, как предшественник всего нового строения, они идут рука об руку и являются двумя сторонами одной монеты. Конец утра является началом дня, а конец вечера – началом ночи и т.д. Так и Брахма, Вишну и Шива, символизирующие созидание, поддержку и разрушение, по сути, являются одним целым принципом существования.

Эта идея хорошо иллюстрируется в образе бога Даттатрейи : у него три головы – Брахмы, Вишну и Шивы, что говорит о неразделимости этих принципов. Божество Даттатрея всегда изображается в сопровождении четырех собак, которые символизируют четыре Веды. Собака – одно из наиболее преданных животных в мире, она следует за хозяином при любых обстоятельствах. Так и Веды сопровождают реализованного человека во всех его действиях, мыслях и желаниях.

Все создания возникают из Викшепы (волнения мысли). Эта викшепа-шакти и есть Бог Брахма, орудие ума-разума. Человек, состоящий, в сущности, из своего ума и интеллекта, уже пробудил эту энергию (викшепа-шакти ) и осознал Брахму. Поэтому поклонение и пробуждение Брахмы не практикуется никем.

И все-таки, существует несколько храмов в честь Брахмы. В них Он почитается учеными и королями (вождями) для создания творческих идей на благо людей. Вожди поклоняются Ему для укрощения своего эго и создания планов на благо своей нации. Аналогично, ученые ищут творческого вдохновения, вспышек новых мыслей, раскрывающих тайны Природы.

Поклонение Брахме не популярно в Индии. Это так, потому что идея творения не приемлема для искателя Истины. Ведь именно работа мыслей завуалировала Высшую Реальность. Все духовные искатели пытаются избавиться от мыслей и сохранить это состояние пока Истина не проявится Сама.

Творец Вселенной, нерождённый, неизменный,
Прибежище движущихся и неподвижных творений,
Брахма есть Первопричина, Хранитель и Разрушитель,
в нём заключено всё сущее

«Маркандея-пурана», глава 42, «Рождение Брахмы»

И значальным творцом Вселенной в ведической культуре считается бог Брахма . В составе триады главных божеств ведического пантеона - Тримурти (санскр. त्रिमूर्ति - ‘три лика’, триединое божество) - Брахма является создателем Вселенной в начале времён, в то время как Вишну - её хранитель на протяжении периода её существования, а Шива - разрушитель Вселенной в конце времён. Такой тройственный божественный союз олицетворяет собой единство ипостасей трёх божеств, заключает в себе идею троичности Вселенной, так как все три божества являются проявлениями единой божественной сути в различных её аспектах. Эпическая поэма «Хариванша-пурана», формально считающаяся дополнительной 19-ой книгой «Махабхараты», так трактует идею триединства божественного проявления Вселенной: «Он есть Вишну, он также есть и Шива, и Шива есть также и Брахма: одно существо, но три бога - Шива, Вишну, Брахма».

Брахма и сотворение Вселенной

Брахма - творец Вселенной со всеми её многочисленными созданиями, при этом он сам является первым рождённым созданием во Вселенной. Мир был проявлен им из первопричины в изначальной пустоте - вселенского яйца Махадивьи. В нём Брахма сидит на лотосе, произрастающем из пупа Вишну, который есть первооснова всего сущего, и создаёт материальный мир. Изначальная пустота - это абсолютное всё, то есть Брахма, будучи содержащим в себе всю Вселенную, проявляет её в видимой форме. Корень самого слова «Брахма» означает ‘расширение’, ‘увеличение’; изначальная форма бытия была сокрыта в нём, и он эманировал из себя всю природу - проявил её из абстрактной, непроявленной вечности в конкретную, зримую субстанцию. Лотос олицетворяет собой абстрактную и конкретную Вселенную, потому и является священным цветком, символизирующем чистоту, совершенство и духовное пробуждение. Его семена содержат миниатюрный прообраз будущего цветка, так и Брахма проявляет этот мир по своему прообразу. Вселенское яйцо является символом Вселенной, проявленной из центра - зародыша. Аллегория яйца, из которого была проявлена Вселенная, символизирует «сгусток» энергий всех будущих живых существ.

Тотчас же введя меня в иллюзорное состояние силой Своей Майи, Шива в ходе Своей Лилы, поместил меня в Лотос, растущий из пупа Вишну. Вот почему я стал известен как "Рождённый в лотосе" и как "Золотой зародыш"

«Шива-Махапурана». Глава 7

Все мы пребываем в иллюзии существования, находимся под покровом майи (санскр. माया - ‘иллюзия’, ‘видимость’). Вселенная возникла из мирового яйца, в котором спит Брахма. Так что наш реальный проявленный мир - это лишь сон Брахмы, создателя этого мира.

Наша Вселенная постоянно расширяется, что научно доказано современными учёными-астрофизиками, и это лишь подтверждает сведения, содержащиеся в древнейших текстах Пуран, согласно которым, изначально в диаметре Вселенная составляла 500 миллионов йоджан (8 млрд км), однако к концу времён она вырастет до 9,5 млрд км. Таким образом, древнейшие источники священных знаний хранят точные данные о масштабах проявленной Вселенной.

Сам Брахма и есть Вселенная, а каждая частица её - его проявление.

Брахма - лишь причина сотворяемого при совершении творения, и от него исходят энергии-шакти сотворённого, становясь причиной возникновения предматерии, за исключением этой единственной причины, нет иной, которой бы мир был обязан своим существованием

«Вишну-пурана», книга 1, глава IV, 51-52

Космические циклы мироздания. День и ночь Брахмы

Образ Брахмы, погружающегося в сон и бодрствующего, формирует представления о времени, представляющем собой систему космических циклов. Когда Брахма бодрствует, на протяжении «дня Брахмы», он создаёт Вселенную, но засыпая, вновь растворяет её.

Жизнь Брахмы длится сто лет. Таким образом, наша Вселенная существует в течение 311 040 000 000 000 земных лет (далее по тексту - з.л.), соответствующим ста божественным годам Брахмы (Маха-кальпа). «Кальпа» на санскрите कल्प - ‘порядок’, ‘период’, ‘эпоха’, а «маха» (महा) означает ‘большой, великий’, соответственно «Маха-кальпа» означает ‘великий век’. Этому периоду проявления космической божественной энергии, противопоставляется период, когда по истечении жизни Брахмы, Вселенная прекращает своё существование, начинается Маха-пралайя («пралайя» на санскрите प्रलय - ‘разрушение, растворение’, «маха-пралайя» - ‘великое разрушение’) - период непроявленной Вселенной, продолжающийся тоже сто лет (311,04 трлн. з.л.), по завершении его приходит время рождения для нового Брахмы, и теперь он начинает новый цикл создания и уничтожения Вселенной. Согласно тексту «Бхагавата-пураны» («Шримад-Бхагаватам»), Вселенная входит в тело Вишну и пребывает там до начала возрождения и наступления следующего цикла кальп.

Один год Брахмы длится 3 110 400 000 000 з.л., а месяц (всего их двенадцать) равен тридцати дням Брахмы, соответствующим 259 200 000 000 з.л. Божественные сутки составляют 8 640 000 000 з.л. Таким образом, день Брахмы равен по продолжительности его ночи и составляет 4 320 000 000 з.л.

День Брахмы, или Кальпа, представляет собой период активности Вселенной. За день Брахмы протекают четырнадцать Манвантар, проходит 1 000 Маха-юг (Дивья-юг или Чатур-юг). Одна Манвантара («манвантрары», на санскрите मन्वन्तर, - время, когда правят прародители человечества Ману) составляет приблизительно 71 Дивья-югу, так, в течение дня Брахмы царствуют четырнадцать Ману, один Ману правит в период, соответствующий 306 720 000 з.л., включая временные интервалы меж ними (точное значение - 308 571 429). Одна Маха-юга насчитывает 4 320 000 з.л., и она подразделяется на 4 юги, следующие одна за другой, среди которых: Сатья-юга, или Крита-юга, (1 728 000 з.л.), Трета-юга (1 296 000 з.л.), Двапара-юга (864 000 з.л.) и Кали-юга (432 000 з.л.). Каждую новую югу предваряет время сумерек, или «сандхья», и последующий период - «сандхьянса», которые длятся 1/10 времени соответствующей юги.

Ночь Брахмы, или Пралайя, - время отсутствия активности, период покоя, в промежутках между днями Брахмы, уничтожается всё, что было проявлено в материальной форме, однако, субстанции остаются в ожидании начала нового дня, происходит частичное разрушение, природа «отдыхает», в отличие от более длительного периода, Маха-пралайи, по истечении жизни Брахмы, когда всё существующее растворяется в первичную субстанцию, из которой новый Брахма создаст вновь Вселенную в новом цикле творения. Необходимо иметь в виду, что «рождение» и «смерть» Брахмы - это метафоры, описывающие процессы, подобно тому, как Солнце «рождается» на заре и «умирает» с последними лучами на закате.

Согласно Ведам, на данном этапе мы находимся в Швета-Вараха-Кальпе (кальпа воплощения «Вепря»), с начала жизни Брахмы прошёл 51 божественный год, и это первый день (Кальпа) второй парардхи - второй половины жизни Бога-творца.

Когда мир был единым океаном, Владыка познал, что в водах находится Земля. Поразмыслив, Праджапати захотел её поднять и принял иное тело; - подобное тому, как и прежде в начале кальп он перевоплощался в рыбу, черепаху и прочих, так и теперь он предстал в обличье вепря - Варахи

«Вишну-пурана», книга 1, глава IV, 7-8

Идёт седьмая манвантара Шраддхадевы (Вайвасваты) Ману, 28-ая Дивья-юга, четвёртая эпоха которой - Кали-юга - берёт своё начало в 3102 г. до н. э., получается, что в нынешнюю Кали-югу мы прожили порядка 5 120 лет, и до окончания этого периода осталось около 426 880 лет.

Изображение бога Брахмы

Брахма изображается в виде четырёхликого бога (четыре лика представляют 4 Веды (Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхараведа), либо 4 Юги, либо 4 стороны света, которые он обозревает, дабы всё подмечать в сотворённом мире). В руках у Брахмы можно увидеть следующие атрибуты: скипетр, иногда ковш или ложку, символично отражающие Брахму как повелителя яджн; камандалу (сосуд), наполненную водой священной реки Ганги, символизирующей изначальную субстанцию, из которой возникла Вселенная; акшамала (чётки, которые нужны для отсчитывания вселенского времени), а также Веды, как символ знания, или цветок лотоса, как символ проявленного космоса. Вахана (ездовое животное) Брахмы - лебедь, олицетворяющий божественную мудрость.

Брахма восседает на лотосе, что олицетворяет его вечную божественную суть, либо в колеснице, запряжённой семью лебедями, представляющими семь миров (локи).

Жена Брахмы

Согласно текстам Пуран, жена Брахмы - богиня знания и мудрости Сарасвати (санскр. सरस्‍वती - ‘полноводная’ - являющаяся олицетворением священной реки), порождённая им путём произнесения священного слога; по одной из легенд, она настолько очаровывает его своей божественной красотой, и он создаёт себе четыре лика, чтобы безотрывно лицезреть её.

Жена бога символизирует женское проявление божественной творческой энергии, изначальную природу (Пракрити), материальную первопричину Вселенной, её женское основополагающее начало. А Бог Брахма, отделившись от первопричины бытия, оживляет изначальную природу своим выдохом.

Богиня Сарасвати покровительствует искусствам, наукам, ремёслам, мастерству, почитается также как создательница языка санскрита и алфавита деванагари (санскр. देवनागरी - ‘божественное письмо’). У супруги Брахмы множество разных имён, одно из них - Савитри, что означает ‘солнечная’.

Изображают её, как правило, в образе красивой женщины в белом, что олицетворяет чистоту и свет её сути, сидящей на лотосе, в её четырёх руках представлены следующие атрибуты: акшамала, книга, вина (музыкальный инструмент - как символ искусства; высочайшего звука небесных сфер, где двойственность бытия растворяется в сознании, и оно очищается от влияния гун материальной природы; также может являться символом разностороннего развития и гармонии). Ваханой её так же, как и у Брахмы, является лебедь, который обладает способностью отличать правду от лжи, что символически означает необходимость умения различать истину от ложного знания, которые сводят с истинного Пути искателя. Зачастую рядом с богиней присутствует павлин - это птица Солнца, символ мудрости, красоты и бессмертия.

Сарасвати олицетворяет истинное знание. Она выступает помощницей всем тем, кто стремится познать суть бытия и выйти за рамки привычных представлений о жизни, познать истину. Она сопровождает человека на его духовном Пути, позволяет постичь священные писания, преодолев омрачения и другие препятствия.

Первые творения Брахмы

В начале времён Брахма своей волей, начинает творить Вселенную и, проявив четыре типа творческих сил, Брахма создаёт богов, асуров, прародителей человечества и людей. Объединившись с водами первичного океана, Брахма принимает частицу тамаса в себя. Изначально Брахма, приняв аспект ночи (качество косности, пассивности - проявление гуны Тамаса), создаёт асуров (а-суры, что означает «не боги»), затем он отбрасывает это тело, в которое проник тамас, и оно становится ночью. Приняв форму дня, в состоянии благостного восторга, он создаёт богов, и, отбросив тело, оно становится днём. Всё так же находясь в качестве благости (проявление гуны Саттвы), как и в предыдущем теле, но уже в вечерние сумерки, думая о себе, как об отце Мира, он творит прародителей человечества (питары), отбрасывая и это тело, оно становится сумерками меж днём и ночью. И, наконец, Брахма становится утренними сумерками (качество страстности - гуна Раджаса), или рассветом, и порождает людей, тело Брахмы становится сумерками, разделяющими ночь и день. Так, Брахма впоследствии создаёт и всех других живых существ.

Итак, создав четыре основных вида существ - богов, асуров, питаров и людей, он далее создавал подвижные и неподвижные вещи, якшей, пишачей, апсар, киннаров, ракшасов, птиц, скот, диких животных, змей и всё, что изменчиво или неизменно, всё, что тленно или нетленно. Все существа наделяются теми же свойствами, какими были наделены когда-то, и так неизменно происходит снова и снова, при каждом творении

«Маркандея-пурана», глава 45 «Порядок Творения»

В зависимости от времени творения, существа проявляют активность в определённое время суток: люди - утром, боги - днём, асуры - ночью, а питары - вечером. Символическим отображением дня, ночи и сумерек являются тела Брахмы, проявляющиеся в форме трёх гун материальной природы, так что все сотворённые Брахмой существа, от богов до людей, подвержены воздействию трёх гун.

Сыновья Брахмы

Брахма породил семь духовных сыновей - Великих Риши (Саптариши (санскр. सप्तर्षि - ‘семь мудрецов’), которые были призваны помочь ему в процессе творения Вселенной. Они являются прародителями живых существ. Изначально в «Ригведе» упоминаются семь Риши, однако, они ещё не «индивидуализированы» и не имеют имён. Позднее их количество достигает девяти: в «Вайю-пуране» и «Вишну-пуране», к семи Риши добавляются ещё по одному.

Так что, согласно текстам Пуран, Брахма породил силой духа своего наделённых разумом сыновей, подобных себе, имена которых: Бхригу, Пуластья, Пулака, Крату, Ангирес, Маричи, Дакша, Атри и Васиштха.

Первый сын - Маричи (санскр. मरीचि - ‘светящийся огонёк’), рождённый от души Брахмы. Самым известным сыном Маричи является Кашьяпа, который выступает прародителем богов и асуров, людей и других живых существ, олицетворяет изначальное единство всего сотворённого во Вселенной.

Очи Брахмы сотворили его сына Атри (санскр. अत्रि - ‘поедающий’) - отец Бога луны - Сомы, а также бога Дхармы, защищающего справедливость.

Третьим сыном Творца Вселенной является великий Ангирас (санскр. अंगिरस्), который был порождён от уст Брахмы и выступал посредником меж богов и людей.

Четвёртый сын Брахмы Пуластья (санскр. पुलस्त्य) произошёл из правого уха Творца.

Пятый сын Творца Пулаха (санскр. पुलह) проявился из левого уха Брахмы.

Шестой, рождённый из ноздрей Брахмы, - Крату.

А седьмым был Дакша (санскр. दक्ष - ‘ловкий’), родился из большого пальца правой ноги Творца.

Восьмой сын, рождённый из кожи Брахмы, был Бхригу (санскр. भृगु - ‘сияющий’), который является хранителем небесного огня Агни, который он передал людям.

Девятый сын, рождённый разумом Брахмы, - Васиштха (санскр. वसिष्ठ - ‘великолепный’).

Не стоит понимать буквально рождение сыновей Брахмы из определённых частей тела отца, это аллегории того, что все они являются божественными творениями, неотделимые от Творца-прародителя, частицы его божественной сути, а каждая частица Бога есть сам Бог, вышедший из самого себя.

Варны, сотворённые Брахмой, или какая каста появилась из ступней ног Брахмы

Стрела Брахмы

Как твёрдый алмаз или Индры стрела громовая, Была сотворённая Брахмой стрела роковая, Чей путь преградить не смогла бы скала вековая!

«Рамаяна»

Брахма создал оружие, которое возможно активировать лишь посредством воспевания соответствующих мантр. Такое оружие было доступно лишь воинам, владевшим знанием того, как привести её в действие на тонком плане посредством звуковых вибраций, создаваемых воспеванием мантр, а также умевших и прекратить её действие. Брахмастра на санскрите (ब्रह्‍मास्‍त्र) означает ‘стрела Брахмы’ или ‘оружие Брахмы’ («астра» - ‘остриё’, ‘копьё’, ‘стрела’). В древнеиндийском эпосе «Рамаяна», в части, повествующей о гибели Раваны, описывается стрела Брахмы:

В её острие было пламя и солнца горенье,
И ветром наполнил создатель её оперенье,
А тело стрелы сотворил из пространства.
Ни Меру, ни Мандаре не уступала она по размеру.
Стрела златопёрая все вещества и начала
Впитала в себя и немыслимый блеск излучала.
Окутана дымом, как пламень конца мирозданья,
Сверкала и трепет вселяла в живые созданья.
И пешим войскам, и слонам, и коней поголовью
Грозила, пропитана жертвенным жиром и кровью,
Как твёрдый алмаз или Индры стрела громовая,
Была сотворённая Брахмой стрела роковая,
Чей путь преградить не смогла бы скала вековая!
Железные копья она рассекала с разлёта
И с громом обрушивала крепостные ворота.
Стрела, о которой небесный напомнил возница,
Блистала роскошным своим опереньем, как птица.
И - смерти приспешница - ратников мёртвых телами
Кормила стервятников эта несущая пламя.
Для вражеской рати была равносильна проклятью
Стрела Праджапати, что Раме была благодатью!

«Рамаяна», ч.108, «Гибель Раваны

Это оружие упоминается не только в «Рамаяне», но также и в «Махабхарате», её описание встречается в таких ведических текстах, как Дханур-Веда, где подробно рассказывается о науке ведения боя, и в Сканда-Пуране, где упоминается также о разнообразных видах оружия, применявшегося во времена битв между богами и асурами. Действие брахмастры распространяется на все три мира, которые разрушаются под действием мощных ослепительных лучей Сурьи, и противодействовать ей может лишь такая же брахмастра, однако, столкновение двух стрел Брахмы приведёт к разрушению Вселенной, ибо действие такого оружия подобно космическому пожару Самвартака, происходящему в конце времён.

P. S. Для понимания истинной сути Брахмы, не стоит ограничивать свой разум материалистическими представлениями об образе бога, как некоего человекообразного существа, изволившего проявить весь мир в материальной форме. Изображения богов с присущими человеку атрибутами, как правило, заключают в себе антропоморфные представления, которые должны быть восприняты нами как аллегории и метафоры, олицетворяющие определённые аспекты божества.

Индии является индуизм. Название религии произошло от названия реки Инд, на которой располагается страна. Это название было введено англичанами. Сами же индусы называют свою религию санатана дхарма , что можно перевести как извечный порядок, извечный закон. Последователей индуизма насчитывается более 700 млн. Они живут и в других странах Южной Азии, особенно много их в Непале. Становление индуизма происходило на протяжении длительного времени и прошло несколько стадий развития. Одной из первых религиозных систем на территории Индии был ведизм.

Ведизм

Становление индуизма имеет богатую историю. Первые религии Индии возникли в результате синтеза нескольких этнокультурных компонентов. В IV-III тыс. до н.э. на территории Индии в городах Мохенджо-Даро и Хараппа уже сложилась развитая цивилизация. Открытие этой цивилизации произошло только в XX в., и до сих пор в ней остается много загадочного. Однако уже можно сказать, что элементы верований народов, населявших эти города, вошли в более поздние религиозные системы. Так, кулып буйвола , о котором можно судить по сохранившимся отпечаткам, существует и в современной Индии. Сохранились также культы некоторых деревьев. Предположительно, характер священнодействия носил оргастическую форму с сильным элементом эротики, с возбуждающими пением и плясками.

Веда

Основным системообразующим фактором индийской религии стала религия древних ариев , которые во II тысячелетии до н.э. стали проникать на территорию Индии. Арии были светлокожими и светловолосыми людьми, а местные племена — дравиды и протодравиды имели иссиня-черный цвет кожи. Древние арии были язычниками, обожествлявшими и одухотворявшими животных, растения, явления природы. Главным религиозным действием был ритуал жертвоприношений, в том числе и человеческих. Вся сложная религиозная практика постепенно была сведена к каноническим, священным текстам — Ведам. Всего их четыре:

  • Ригведа — сборник гимнов богам;
  • Яджурведа — сборник жертвенных формул;
  • Сама- веда — сборник жертвенных песнопений;
  • Атхарваведа — сборник заговоров и заклинаний.

Позднее Веды были дополнены брахманами , содержащими разъяснения и толкования Вед, араньяками - наставлениями для отшельников, упанишадами - размышлениями, поучениями по поводу устройства мира, сущности человека и смысла ритуала. На основе всех этих текстов можно составить представление о ведийской .

Боги ведизма

В Ведах можно найти упоминание о множестве богов. Большая часть гимнов посвящена Индре - богу грозы, дождя, молодому царю богов. Индра играет ключевую роль в ведийском пантеоне. Он сделал возможным переход от хаоса к порядку, одержав победу над огромным змеем Bритрой , олицетворявшим изначальный хаос. В целом пантеон богов не поддается однозначной систематизации. Происхождение большинства богов связано с обожествлением космоса, природы и стихийных явлений. Бог Дьяус - бог неба, Притхиви — богиня земли, Агни — бог огня, Сома — бог жертвенного напитка, Митра — бог, следящий за порядком и соблюдением договора. Веды содержат мифы о сотворении мира, взаимоотношениях между богами, влиянии богов на жизнь людей и др.

Поскольку арии были кочевым народом, ритуалы (прежде всего жертвоприношения) совершались под открытым небом на специально выбранных и подготовленных площадках. Многие ритуалы были связаны с царем, его рождением, посвящением на царство. Был широко распространен культ предков , которые мыслились вечно существующими в некоем неопределенном месте, а это значит, что у древних ариев еще не существовало представления о переселении душ. Ритуалы совершались жрецами — брахманами.

По мере развития , усложнения его структуры, влияния местных верований изменялась и религия ведизма. Новой ступенью в развитии становится брахманизм.

Брахманизм

Касты в брахманизме

На стадии развития брахманизма появляется представление о первочеловеке Пурушу , который дает начало всем людям и всему живому на земле. Легенда о Пурушу закрепляет складывающуюся кастовую систему в Индии. Она рассказывает о некоем космическом , который сам себя приносит в жертву, в результате чего возникают мир и его части. Из разных частей тела Пурушу произошли люди, относящиеся к разным кастам (от португ. — «чистый») — сословиям. Эти сословия изолированы, они не должны вступать в общение друг с другом. Из уст Пурушу возникла высшая каста — брахманы (жрецы, знатоки священных текстов), из плеч — кшатрии (воины и правители), из бедер — вайшьи (земледельцы, торговцы), из ступней — шудры (слуги, зависимые люди). Существовала и еще более низкая прослойка, называемая неприкасаемыми. Члены первых трех каст, считавшихся высшими, по достижении зрелости проходили обряд посвящения и назывались «дваждырожденными». Применительно к ним формируется учение об обязанностях человека в разные периоды жизни (варна-ашрама-дхарма) . В детском возрасте человек ведет жизнь ученика, потом должен вступить в брак и стать примерным домохозяином; вырастив детей, он должен покинуть дом и вести жизнь монаха, отшельника-санньясина. В брахманизме формируется понятие о Брахмане — безличном Абсолюте, сущности, основе и причине мира, а также Атмане - индивидуальном, духовном начале в человеке, его сокровенной сути, тождественной Брахману и стремящейся к слиянию с ним. Постепенно возникает идея о круговращении бытия — сансаре, о перерождениях — инкарнациях индивидуальной души во все новые телесные оболочки, о карме - законе, определяющем следующее рождение, о мокше - идеале, к которому должна стремиться каждая душа, заключающемся в избавлении от перерождений и воплощений.

Однако в брахманизме было слишком жесткое кастовое разделение, при котором религиозными, мистическими проблемами могли заниматься только представители высшей касты — брахманы. В связи с этим, а также в результате дальнейшего развития общества появляются религиозные направления, которые провозглашают более демократические порядки и находятся в оппозиции к официальному брахманизму. К таким направлениям прежде всего относились джайнизм и буддизм. Но буддизм скоро был вытеснен за пределы Индии и стал , а джайнизм в силу своих особенностей никогда не получал широкого распространения и остался религией национальной, не слишком популярной, но очень влиятельной.

Джайнизм

Основателем джайнизма считается кшатрий Вардхамана , живший в VI в. до н.э. До 30 лет он вел жизнь мирянина, а затем ушел из мира и долгие годы странствовал. Достигнув высшего знания и получив титул Махавира Джина , что в переводе означает «великий герой», он долгие годы проповедовал новую веру, обратив в нее много учеников. На протяжении долгих лет его учение передавалось в устной традиции, но в IV или III в. до н.э. на вседжайнском соборе в городе Паталипура была сделана попытка создания писаного канона. Эта попытка закончилась расколом джайнов на две группы: дигамбаров (одетых светом) и шветамбаров (одетых в белое). Расхождения этих школ затронули некоторые элементы обрядности, условий жизни верующих и общины в целом, но по основным вопросам сохранялось согласие.

Стержнем вероучения джайнов является самосовершенствование души — дживы для достижения мокши. Этого может добиться представитель любой касты, а не только брахман, если будет соблюдать определенные условия. Задача каждого стремящегося к освобождению джайна сводится к избавлению от кармы как липкой основы, вместе с которой исчезает и вся прилипшая к ней грубая материя, склонная к постоянному круговороту бытия. Для выполнения этой задачи необходимы следующие условия:

  • вера в истинность доктрины;
  • совершенное знание;
  • праведная жизнь.

Обеты джайнов

Осуществляя последнее условие, члены общины джайнов принимали на себя пять основных обетов:

  • не причинять вреда живому (так называемый принцип ахимсы, которого придерживались все индусы, но джайны следовали ему особенно строго);
  • не прелюбодействовать;
  • не стяжать;
  • быть искренним и благочестивым в речах.

К этим обязательным добавлялись дополнительные обеты и ограничения, ведущие к сокращению удовольствий и наслаждений в жизни.

Особый слой в среде джайнов составляли монахи-аскеты, полностью порывающие с нормальной жизнью и как бы становящиеся эталоном для всех других. В монахи мог пойти любой джайн, но не все выдерживали тяготы этого пути. У монахов не было имущества, они не имели права пребывать на одном месте более 3-4 недель, кроме сезона дождей. Монах внимательно следит за тем, чтобы не раздавить невзначай какое-либо мелкое животное, он ограничен в еде, ест не более двух раз в сутки, живет милостыней; крайней формой аскезы является отказ от пищи, голодная смерть. Дополнительные обеты весьма изощренные: абсолютное молчание на протяжении долгих лет; пребывание на холоде или на солнце; многолетнее нахождение на ногах. У дигамбаров рвение и аскеза доходили до крайних пределов. Они должны были употреблять пишу через день, ходить абсолютно нагими (одетые светом); передвигаясь, подметать землю опахалом, прикрывать рот кусочком марли, чтобы ненароком не проглотить насекомое, и др.

Крайность требований джайнизма ограничила распространение этого направления в Индии. Ни земледельцы, ни ремесленники или воины не могли быть джайнами, так как по роду своей деятельности не могли соблюдать принцип ахимсы. Только интеллигенция и финансовые круги общества становились правоверными джайнами. Этим объясняется тот факт, что джайнизм, число последователей которого никогда не превышало 1% населения Индии, все же сыграл в ее истории важную роль.

Индуизм

Постепенно влияние религиозных направлений, оппозиционных брахманизму, становилось слабее и в Индии начинает формироваться религиозная ситуация, которая наиболее точно выражается в понятии «индуизм». Индуизм можно определить не только как религию индусов, но и как образ жизни, включающий всю сумму жизненных принципов и норм, социальных и этических ценностей, верований и представлений, обрядов и культов, мифов и легенд, будней и праздников. Индуизм терпим к любой , появляющейся на земле Индии. Он с легкостью ассимилирует любую веру, делая ее богов воплощениями богов индуизма. Однако в основе индуизма все же лежат верования, идущие от ведизма и брахманизма. В индуизме нет четкой церковной организации, подобной тем, которые имеются на Западе; он опирается на кастовую систему общества, которую иногда называют краеугольным камнем индуизма.

Боги в индуизме

Постепенно в индуизме складывается идея Тримурти — индуистской триады главных богов — Брахмы, Шивы и Вишну. Каждый бог выполняет присущую ему функцию. Брахма считается творцом мира, Вишну — его охранителем, а Шива разрушает мир в конце каждого временного цикла. Культовое значение Брахмы незначительно. Во всей Индии существуют всего два посвященных ему храма. Вишну и Шива пользуются огромной популярностью и образуют два мощных течения, получивших названия вишнуизм и шиваизм.

В основе вишнуизма лежит культ бога Вишну и связанных с ним Кришны и Рамы. На основе анализа индийской мифологии можно сделать вывод, что благодаря Вишну достигается синтез сотворенного мира, его структура и целостность. Четырехрукий Вишну обычно изображается возлежащим на плывущем по первобытным водам вселенной тысячеглавом драконе Шеше. Когда Вишну просыпается, из его пупка произрастает лотос, в венчике которого сидит Брахма. В мифологию Вишну включено представление об аватарах - периодических появлениях его в мире в облике зверя или человека. Каждое такое появление Вишну связано с определенной функцией, которую он должен выполнить для спасения людей. Человеческое воплощение впервые произошло в образе царевича Рамы, затем Кришны, Будды и т.д. Вишнуиты почитают также его супругу Лакшми. Культ Лакшми связан с культами плодородия и животных. Самостоятельно индусы почитают Лакшми как богиню удачи и процветания и любящую супругу.

Со 11 в. начинается интенсивное развитие вишнуизма, что в немалой степени связано с популярностью образов Рамы и Кришны — аватар Вишну.

Рама - герой древнеиндийского эпоса «Рамаяна». Этот эпос сложился в завершенном, письменном виде за несколько веков до нашей эры и стал одной из основ индийской культуры. «Рамаяна» — любимая поэма индийцев, повествующая о любви и верности, о чести и соблюдении обычаев. Неудивительно, что ее герой Рама был обожествлен в представлении народа как одно из воплощений бога Вишну.

Кришнаизм — ветвь индуизма, которая, не порывая с ним связи, приобрела самостоятельное значение. Кришна - древнее божество. Его имя означает «черный» и свидетельствует о том, что по происхождению он — божество аборигенное. Впервые упоминание о боге Кришну появляется в «Махабхарате» - еще одной знаменитой эпической поэме Индии. Особенно большое значение для понимания учения вишнуизма имеет глава поэмы под названием «Бхагават-гита », что в переводе означает «божественная песня».

В 60-е г. XX в. в США благодаря деятельности индийского проповедника Свами Брамхупада возникает общество «Сознание Кришны », которое быстро приобрело большую популярность. Скоро отделения этого общества появились в Европе, а затем и в России. В настоящее время общество активно действует во многих городах России, в том числе и в Новороссийске. Таким образом, одно из направлений национальной религии индуизма распространяется во всем мире.

Шиваизм

В основе шиваизма лежит культ Шивы, распространенный в основном в Южной и Восточной Индии. Культ Шивы содержит элементы, восходящие к доарийской древности (власть над животными, поклонение лингаму, практика йоги). Ведийским прообразом Шивы является Рудра, бог грома и грозы. Этот бог наводил ужас и порчу на людей. Одним из эпитетов Рудры был Шива (Благосклонный), употреблявшийся с целью задабривания. Рудра понимался древними ариями как воплощение дикой природы, ее стихийной разрушительной силы; вместе с тем это была сила, на которую можно опереться и к которой можно прибегнуть для защиты.

Шиваизм как культовая система складывается, по всей вероятности, во И-I вв. до н.э. Тогда же появляются скульптурные изображения Шивы, завершается формирование его иконографического облика: развевающиеся волосы с полумесяцем, в которых течет река Ганг, тигровая шкура на бедрах, змеи и ожерелье из черепов на шее, третий лобный глаз, огонь которого испепелил бога любви Каму. Число рук может доходить до десяти. Образ и мифология Шивы в основных чертах формируется в «Махабхарате». В целом этот образ многолик и противоречив. Одним из важнейших атрибутов Шивы является лингам , ставший в шиваизме главным объектом поклонения. В храмах число каменных лингамов достигает иногда нескольких сотен. Сочетание лингама и йони (мужского и женского начала) — также типичная композиция в шиваитских святилищах.

Шива — примерный семьянин. Его жена Парвати — дочь царя Гималаев, сыновья — Ганеша с головой слона и Сканда — предводитель войска богов. В развитии шиваизма жена Шивы олицетворяет собой женскую ипостась энергии бога — шакти , на основе которой возник особый культ — шактизм. Воплощением этой энергии стали также многочисленные богини плодородия, наиболее популярные из которых — Дурга и Кали. Шакти — это духовная энергия, которая проявляется при особых обстоятельствах, она тесно сплетена с мужской животворящей силой Шивы.

Большую роль в жизни индусов играют брахманы или священники. Их авторитет беспрекословен. Они занимаются отправлением культа, ухаживают за храмом, занимаются теоретической работой. Однако наряду с брахманами существуют и колдуны , особенно в сельской местности. Широко распространено произнесение мантр (молитв), которым приписывается сверхъестественная сила.

Особое своеобразие придают индуизму многочисленные праздники и обряды, в которых принимает участие огромное количество людей. Это могут быть массовые паломничества к святым местам или грандиозные ритуально-драматические действия, связанные с популярными древнеиндийскими героями, праздник светильников, зажигаемых в честь богини Лакшми, праздники в честь богини Сарасвати и многие другие.

Существует множество семейных праздников и обрядов: свадьба, рождение сына, вручение юноше шнура для «дважды рожденных», похороны. В Индии существуют священные места, где сжигают умерших, а обгорелые останки топят в реке. Десять дней семья носит траур — кусок белой ткани или белые одежды. Долгое время в Индии практиковался обычай сати, согласно которому вдова должна взойти на погребальный костер мужа, чтобы тоже сгореть. Если она этого не делала, это считалось позором не только для нее, но и для всей семьи. С этим обычаем в Индии долгие годы велась борьба. До сих пор здесь большую роль играет кастовая система, определяющая жизнь и судьбу человека.

ТРИМУРТИ

Индуистская триада включает в себя Брахму, Вишну и Шиву (Brahma, Vishnu, Siva) - Создателя, Защитника и Разрушителя, манифестирующих соответственно созидательную, защитную и разрушительную энергии Всевышнего Бога. Брахма олицетворяет Раджас-гуну (Rajo-guna) - качество страсти и желания, причину создания. Шива олицетворяет Тамас-гуну (Tamo-guna) - атрибут мрака и разрушительное пламя, которым поглощается мир. Вишну олицетворяет Саттва-гуну (Sattva-guna) - энергию милосердия и добродетели, которой мир охраняется.

Создание началось с того, что единый Универсальный Дух пожелал разделить себя, что было вызвано Страстью. Из Камы (Kama), или Желания, вышел во внешний мир первобытный бог мужского пола Брахма, который создал три мира и всё сущее. Но акт творения влечет за собой также процессы сохранения и распада, и исходя из этого возникает необходимость в Боге-Защитнике Вишну и Боге-Разрушителе Шиве. Три этих бога, наделенные функциями создания, сохранения и разрушения, составляют основную группу Индуистских божеств. Вокруг них выросла великая система индуистских богов и богинь.

БРАХМА (BRAHMA)

Брахма - один из самых важных богов Индуистского пантеона. Он является причиной создания и, одновременно, создателем. Он зовется Свайямбху (Svayambhu) - саморожденный. Первоначально он был Хиранья-гарбха (Hiranya-garbha) - Золотым Зародышем. Он зовется Питамаха (Pitamaha) - Великий Отец, Камаласана (Kamalasana) - с тех пор, как он сидит на лотосе, вырастающем из пупка Вишну. Он «четырехрукий».

В Ведический период Брахма не был значительным богом. Идея о создателе существовала, но создатель идентифицировался не с Брахмой. Ригведа говорит о Вишвакармане (Vishvakarman) - «творце всего». Он - Бог Отец. Он имел руки во всех четырех направлениях. Ведический Вишвакарман, вероятно, явился прототипом Пуранического (Puranic) Брахмы.

Интересно заметить, что Вишвакарман связывался с солнцем с того момента, как солнечные лучи стали рассматриваться как необходимое условие для человеческой жизни и мироздания. В одном из гимнов Ригведа называет Создателем Праджапати (Prajapati). Вот почему позднее, когда Брахма стал Создателем, он отождествлялся с Праджапати Ригведы.

В литературе Сутр (Sutra) Праджапати и Брахма стали отождествляться.
В Ригведе Хиранья-гарбха упоминается как причина Создания. Таким образом, Брахма стал Хиранья-гарбха.

В Пуранической литературе Брахма является Создателем. Говорится, что он породил Праджапатьев (их количество и имена различны в разных Пуранах) с целью создания живых существ. Поэтому Брахма рассматривался как Праотец (Pitamaha).

Он влюбляется в одну из своих дочерей, выступающих под различными именами: Савитри, Брахмани, Сарасвати и др., и становится единым с ней. Чтобы постоянно смотреть на нее он получил четыре головы в четырех направлениях, и пятую голову, обращенную вверх. Он также имел жену, именуемую Гаятри (Gayatri).

Как Шиваиты (Saivites), так и Вишнуиты (Vaishnavites) преуменьшают значение Брахмы. Он появляется из пупка Вишну сидящим на лотосе. Шива отрубает ему пятую голову в наказание за инцест.

До Средних Веков Брахма имел большое значение, но после прихода Ислама он потерял свою важность. Многие легенды рисуют Брахму в неприглядном виде. Пураны предъявляют ему ложное обвинение в том, что он стал причиной смерти Агнистамбхи (Agnistambha). Еще один сюжет рассказывает о том, как Брахма, в то время как его супруга Савитри задерживалась в поездках, совершаемых в целях принесения жертвоприношений Якши (Yaksha`s), тут же находил новую жену. Савитри, приходила в ярость и проклинала его.

Но, несмотря на это, Брахма пользовался авторитетом много веков после того, как распространились эти сюжеты.

Иконографическое представление.

Брахма имеет четыре лика, четыре руки, спутанные волосы, часто короткую заостренную бороду и шкуру черной антилопы в качестве накидки. Он сидит на Лотосе (Padmasana) или в колеснице, запряженной семью лебедями. В одной правой руке он держит четки (акшамала), в другой - сосуд с водой (камандалу). Его взгляд Саумья (Saumya) и Ташмья (Tashmya) - счастливый и спокойный.

Глаза его прикрыты в медитации.

Четыре его лика представляют четыре Веды: восточный - Ригведу (Rig Veda), южный - Яджурведу (Yajur Veda), западный - Самаведу (Sama Veda), северный - Атхарваведу (Atharva Veda).

Четыре его руки представляют четыре стороны света.

Мир возник из воды. Поэтому Брахма несёт воду в сосуде (камандалу).

Четки, которые он перебирает, представляют Время.

Семь Лока (Lokas), миров, представлены семью лебедями (гусями).

Лотос, на котором сидит Брахма, возникает из пупка Вишну, представляя Мани (Mani) - Землю.

В обычной средневековой иконографии у Брахмы четыре головы и столько же рук. Цвет его кожи красный или золотой, одежды - белый. Его вахана - лебедь или гусь. Головы Брахмы господствуют над четырьмя Странами Света, из них изошли четыре древнейшие Веды, так как он является божеством мудрости, а его главная жена - Сарасвати - богиней учености.

У скульптурных фигур Брахмы позади головы обычно имеется нимб (сирасчакра) в виде диска чуть больше головы, прикрепленный сзади к затылку при помощи небольшой перемычки и означающий ореол славы божества. Другие атрибуты Брахмы - сосуд (камандалу) для воды из священного Ганга или для топленого масла, четки (из бусин, акшамала), символизирующие вечность времени и высший аспект божества, связка бумаги из пальмовых листьев или рукописная книга (пуштака) с частью текста четырех вед, священная трава (куша) и ложка (срува) для возлияния на огонь жертвенного масла.

Как правило, статуи Брахмы представляют его в стоячей позе. На голове у него величественная короноподобная прическа существа высшего ранга (джата-мукута), в ушах серьги (ратна-кундала). В правой верхней руке он держит чётки, нижняя - в положении абхайя-мудра. Сосуд камандалу он держит в одной из левых рук, другая - в варада-мудре (жест дарования милости, благодеяния).

Брахма - единственное божество индуизма, изображаемое бородатым, но не всегда. Если он восседает на распустившемся цветке лотоса или на своей вахане - лебеде, то в позе сукх-асана (с одной ногой, свисающей вниз).

Брахме не приписывается никаких воплощений или земных проявлений, и с ним не связаны младшие божества. В своей первоосновной форме Нарайяны Владыка в виде мальчика возлежит на листе священного дерева пипала, плавающего в Первичных Водах с лотосами на их поверхности. Он держит большой палец ноги во рту. Такое его изображение служит символом вечности (замкнутый круг без начала и конца).

Он может изображаться во всех четырех состояниях, имеющихся в классификации шастр, причем его облик и постановка фигуры не меняются. В йогическом состоянии он показывается в своих высших духовных достижениях, лик выражает удовлетворение и глаза закрыты. В таком виде он почитается прежде всего подвижниками и аскетами. Во втором состоянии (бхога, то есть удовлетворенности светского характера) Брахма предстает в обычном виде, с одной или более женами и со всеми вышеупомянутыми атрибутами, иногда с добавлением травы куша, и тогда его статуи служат для поклонения главным образом мирянам. В его третьем аспекте (вира, то есть воинской доблести) он почитается воинами и царями. В четвертом состоянии (абхичарика, то есть грозном и устрашающем) он изображается с несколько сумрачным лицом и предназначается для поклонения тем, кто намеревается уничтожить своих врагов.

Встречаются изображения стоящего четырехликого, но двурукого Брахмы. Черты его безбородого переднего лика мужского типа предстают индивидуализированными, два боковых выглядят более стандартно, более одинаковыми и похожи на женские лица. Тонкая ткань, обвивающая бедра и спускающаяся почти до лодыжек, необыкновенно изящна. Пышная прическа с локонами (джата), характерными для аскета, оттеняет гладкость поверхности тела. Жесты кистей рук и пальцев изысканны и красивы. Отсутствие двух других рук объясняется тем, что здесь образ божества еще близок к человеческому. Помимо обычного шнура (яджнопавиты), необходимого для жреческой варны, свисающего через плечо, на плечо Брахмы накинута шкура оленя (аджина), тоже служащая как бы священным шнуром (аджина яджнопавита). Так как у Брахмы только две руки, он держит меньше атрибутов: в правой руке - четки (акшамала), в левой - сосуд (камандалу). Редко Брахма изображается с двумя руками и с одной головой.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...