Быть христианином. Что значит: быть христианином

Молитва

Фарисей молился пространно, а мытарь произнес лишь несколько слов: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» - но из храма более оправданным вышел именно он. Это значит, что истинное моление не в многословии, коленопреклонениях, воздеваниях рук и многочисленных поклонах. Истинная молитва, прежде всего, предполагает исследование самого себя и своего душевного состояния, когда мысли и разум молящегося направлены в его душу, и он, чувствуя свою недостойность и греховность и глубоко переживая это, обращается за помощью к Богу.

Во-вторых, истинная молитва - это движение души человека к Небесному Отцу, когда душа почти выходит из тела и устремляется к Царству Божию. В эти мгновения человек ощущает не просто близость с Богом, но и единение с Ним. Когда в сердце пробуждается горячее желание и благодать истинной молитвы, оно жадно тянется к Господу, словно голодный к еде и питью. Во время истинной молитвы человек глух ко всему и тело его ничего не ощущает. Он стоит перед Божиим троном и, чувствуя свое убожество, чувствует при этом и безграничную милость Божию.

В-третьих, истинная молитва делает горячим человеческое сердце и направляет его к добрым делам. В сердце человека она пробуждает добрые намерения и устремления и уничтожает низменные желания и мысли. Молитва заставляет человека делами своими, всей своей жизнью прославлять Господа. Если внешняя жизнь человека выражается в мыслях и действиях, то его духовная жизнь состоит из молитвы и дела. Молитва, которая не претворяется в конкретное дело, не является истинной молитвой. Также и каждое доброе дело, совершенное нами, - это та же молитва, поскольку является плодом последней. В молитве душа человека должна быть смиренна; человек сам должен обличать и обвинять себя, сожалеть о своих грехах и каяться в них, молить Бога о миловании.

Перед молитвой необходимо подготовить к ней душу и сердце. Приступая непосредственно к первой молитве, хорошо настройся на нее и не уподобляйся испытывающим Господа. Прояви скромность, кротость, думай о том, что ты жалкое, лишенные всех духовных достоинств, слабое и греховное создание. Помни, что во время молитвы стоишь перед Господом, пред Которым трепещут ангелы и все небесные силы, но в то же время и перед Всемилостивейшим Отцом, Который насквозь видит наше сердце и ждет, какой духовный дар преподнесем мы ему. В ходе молитвы необходимо, чтобы наши чувства, намерения и душа согласовывались с произносимыми нами словами. После молитвы необходимо, чтобы мы искали возможность осуществления и воплощения в конкретные дела всего того, о чем просили Господа в молитве. Мы плохо живем тогда, когда плохо молимся, и плохо молимся тогда, когда живем плохо. Истинно молится тот, кто в ходе молитвы невольно прослезится.

Быть христианином

Если внимательно понаблюдать за нынешними христианами и представить их душевное состояние, то можно заметить, что они вовсе не задумываются о том, насколько это значительно и сложно - быть христианином, сколько труда и внимания требует исполнение духовных обязанностей. С утра до вечера они предаются земной суете и ни разу не обратят своего сердца к Господу. Даже самая малая опасность и препятствие могут поколебать их стремление к Господу и любовь к Нему, поколебать их веру. Апостол Павел свидетельствует, как трудна и важна христианская жизнь. Для внутреннего укрепления, твердости и стойкости, то есть для полноценной духовной жизни, требуется большая жизненная сила и энергия, причем нельзя полагаться только на свои силы, но нужна и помощь Спасителя.

Быть христианином - это значит вести неустанную борьбу против господствующих в мире злых сил и духов. Потому христианин всегда должен быть вооружен духовным оружием, ибо его духовные враги ежесекундно готовы поглотить его. Прибавим к этому необходимость борьбы с врагами видимыми - злыми людьми, с собственными страстями и порочными наклонностями, которые вечно соблазняют и отдаляют от Господа. Но если мы всегда и везде блюдем нашу великую христианскую веру и укреплены Божией благодатью, то легко воспрепятствуем всякой опасности и с успехом продолжим свое духовное восхождение, преодолевая врагов и соблазны. Апостол Павел учит и тому, каким образом христианин сможет укрепиться. Поскольку этот мир - море лжи и несправедливости, то неминуемо утонешь в нем, если не облачишься правдой и истиной. В своей земной жизни христианин должен хранить в сердце тот мир и покой, что дарованы нам евангельской благодатью. Вера должна быть щитом христианина, а слово Божие - копьем в его руке. Лишь вооруженный подобным образом христианин сумеет победить духовных и телесных врагов, невредимым пройдет сквозь многочисленные опасности и утвердиться в Царствии Божием.

Грех

Спаситель излечил человека, который в течение 38 лет был тяжело болен, и сказал ему, чтобы не грешил более, иначе навлечет на себя бо льшую беду. Из этих слов следует, что причиной длительной болезни того человека был грех. И каждый грех наносит человеку телесный или душевный вред. Большой грех вызовет большую беду, малый - меньшую. Первым и самым страшным плодом греха станет то, что через грех человек лишится Божией благодати и тем самым погубит свою душу. Грех является и источником многих телесных мучений человека. Например, чревоугодие, то есть принятие чересчур обильной пищи, становится причиной многих заболеваний; человек, сердце и душа которого полны зависти, становится беспокойным, вянет, чахнет телесно - одним словом, впадает в жалкое состояние. И конечно же, наносят вред организму и порождают болезни лень и безделье, так как человеческий организм по своему строению предназначен для труда и движения. Человек, который грешит, не только себя ввергает в болезни и несчастья, но заранее готовит хвори и испытания своему потомству, ибо его телесные или душевные свойства переходят к детям его и на все его потомство. Об этом свидетельствует вопрос, заданный Спасителю Его учениками по поводу слепого от рождения: «Равви! Кто согрешил - он или родители его, что родился слепым?» Каждый грех является таким семенем, которое в свое время обязательно даст горький плод. Кроме того, кто грешит, тот подает очень плохой пример членам своей семьи и окружающим. Такой человек передает тяжелое наследство потомкам, становящимся невольными наследниками его грехов. Господь намеренно увязал какое-либо несчастье с конкретным грехом, чтобы человек, который по природе своей имеет большую предрасположенность к совершению греха, испугался и остерегся. Противоположностью греха являются благодать и добродетель, которые в этой земной жизни становятся источником утешения и счастья для человека.

Соблазны диавола

Не давайте диаволу, то есть искусителю, такого случая или возможности, используя которые, он смог бы приблизиться к вам и погубить вашу душу. Наш лютый духовный враг - диавол - соблазняет и искушает нас ровно в той степени, в какой мы сами предоставляем повод для этого. Причиной и поводом же всегда являются наши злые наклонности, порочные страсти и небрежность. Некоторые люди, по глупости или из-за фарисейства, все свои грехи приписывают диаволу: «Диавол искусил, враг соблазнил…» Но вспомним слова апостола Павла: «И не давайте места диаволу» (Еф. 4: 27), из которых явствует, что мы сами предоставляем диаволу возможность нас соблазнить. Помни, диавол постоянно наблюдает и испытывает тебя: чем ты плох, какие слабые места, плохие черты характера и наклонности живут в тебе? Если обнаружит, что являешься алчным и корыстным, то именно этим ввергнет тебя во множество грехов; если заметит твою горячность и вспыльчивость, то использует их для твоей погибели. Но чаще всего человек тогда предоставляет диаволу место в своем сердце, когда ленится, бездельничает и праздно проводит свои дни.

Добродетель

Недостаточно христианину избегать греха, он должен также взращивать добродетели. Для спасения души мало не быть хищником - должно быть милосердным; мало не любить ложь - должно быть самоотверженным защитником правды; не только не быть прелюбодеем - но и помыслов нечистых не допускать.

Свеча

Зажженная свеча учит тому, как душа наша и сердце должны гореть ярким пламенем пред Господом - молитвы, верности и любви.

Порядочность

Одна из основных задач Церкви - заботиться о порядочности человека. Господь Иисус Христос требует от нас такой порядочности, уверенности в себе и своей правоте, чтобы мы естественным образом вызывали доверие и уважение окружающих, чтобы для подтверждения нашей правоты нам не требовалось много клятв, а чтобы слово наше было твердым, как и дела: да - да, а нет - нет - и никаких клятв. Но так ведут себя только такие люди, и другие верят только тем, чья порядочность и честность всем известны. Некоторые в подтверждение своих слов и доводов постоянно клянутся разными клятвами, но, тем не менее, им не верят, ибо окружающим хорошо известно, что этим людям недостает порядочности и честности.

Что же такое порядочность? Порядочность - это то, когда человек всегда говорит правду и искренен, обязательно в точности исполняет все обещания и заповеди, боится и стыдится лжи, неправедного и хитрого поступка; не будет настаивать на том, в чем твердо не убежден, и не станет обещать того, исполнение чего не в его силах. Короче говоря, порядочность - это то, когда слово и дело человека едины. Что должно пробудить и укрепить в сердце человека порядочность? Сознание того, что честь его дана ему Господом, и он обязан все время помнить об этом, беречь и блюсти свою честь, а также высоту и славу человеческой природы вообще. Природа человека обладает такой честью, которую невозможно переоценить, ибо Сам Творец для ее спасения и просвещения не пощадил даже Сына Своего.

Ничто так не приуменьшает и не принижает высоту человеческой природы, как ложь и хитрость. Необходимо помнить, что без порядочности человек не сможет быть ни хорошим христианином, ни хорошим гражданином. Христианство - это исполнение того обещания, которое мы дали Господу при святом крещении, в частности о том, что будем чистыми, правдивыми, любящими Бога и близких. Кто лишен порядочности, тот не сможет исполнить этот обет. Плохим и небрежным христианином является тот, кто не помнит об этом обещании.

В этом земном мире наша жизнь, частная и гражданская, полностью зависит от порядочности. Нет человека, который не был бы связан с кем-нибудь каким-либо условием и обязательством. Наша обязанность - соблюдать эти обязательства, а именно: быть любящими родителями, хранить чувство братства, уважать родственников, быть верными в дружбе, правильно строить взаимоотношения между старшими и младшими, быть честными в торговле… Все эти многочисленные и многогранные отношения базируются на определенных условии, обязательствах и их исполнении. В обществе, где царит порядочность, чтят и уважаются честь и достоинство друг друга, всех членов общества, каждое дело успешно, а где этого нет, там жизнь человека тяжела.

Порядочность - это украшение священнослужителя. Первейшим его качеством должна быть порядочность. Если пастырь лишен этого качества, то это несказанная беда для паствы. Его лживость и неправедность, словно яд, отравляют паству.

Порядочность необходима людям любой профессии, будь то государственный чиновник, купец или домохозяйка. К сожалению, сегодня многие думают, что порядочностью ничего не добьешься и не выгадаешь и что порядочность приводит человека ко многим неприятностям и скорбям. Такие взгляды распространены и преобладают там, где царят невежество и безнравственность. Представим на минуту, что все это так и что человек может разбогатеть ценой потери порядочности и чести! Человек ни при каких обстоятельствах не вправе идти на такой компромисс со своей совестью, он не должен продавать честь и достоинство за деньги. В такой ситуации человек, если он христианин, должен вспомнить евангельские слова: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мк. 8: 36-37).

Мы часто забываем, каким образом должен человек оберегать и защищать свои честь и достоинство. Мы должны знать, что каждая ложь, каждая подлость, каждая хитрость, каждый низменный поступок лишают нас чести и достоинства. Если уважаешь себя и желаешь заслужить уважение других, то, прежде всего, должен блюсти свою порядочность. Для христианина наиболее ценным сокровищем являются его честь и достоинство, потому лишиться их смерти подобно. Если желаешь называться человеком, храни честь и достоинство, поступая порядочно.

Иисус говорит, что истинного верующего можно определить по результатам его жизнедеятельности («по плодам их узнаете их» (Мф. 7: 16).») Бывают люди, которые кажутся на первый взгляд очень благочестивыми, много и правильно говорят о вере, но на самом деле, как христиане, стоят немногого. А почему? Потому что не выполняют на деле заповедей . Вот и задаются часто вопросом люди: каким должен быть в миру истинный православный христианин, чтобы это не было лишь внешней оболочкой, только формальностью?

Один из самых ярких библейских примеров тому – фарисеи. Иисус Сам говорил о таких людях, что они лицемерно долго молятся, любят славу, сребролюбивы, обижают слабых и незащищенных.

Прежде, чем брать пример с человека, который выставляет себя истинным христианином, необходимо внимательно проследить за его поступками. Истинные христиане обычно стараются не выделяться из толпы, но их удивительные дела окрашены благородством и готовностью к самопожертвованию. Причем, в них не должно быть ни мелочности, ни лицемерия, ни, что не менее важно, мазохизма.

Истинные христиане чаще всего кажутся простыми радостными людьми без особых дарований и особых проблем. Дело в том, что дарования и проблемы они чаще всего по скромности скрывают от других, и соглашаются выставлять их напоказ только при крайней необходимости.

Плоды истинного христианина меняют его жизнь и жизнь его близких, наполняют их теплом и светом. Истинный христианин старается помогать ближнему, не поступать корыстно, и служить Богу и близким всем сердцем. Как сказал кто-то из святых отцов — ты можешь хоть лоб разбить, кладя поклоны, хоть тысячу молитв читать и объездить все святые места – но если нет никаких плодов твоей деятельности, твой путь к Богу пуст, как та смоковница, которая не давала урожая и была уничтожена. Если нет любви к своим ближним, сострадания сердечного, нет видения своих грехов и покаяния сердечного, нет и христианской жизни. Так, фарисейство одно.


- Мир христианский многолик и многообразен. И человеку несведущему трудно найти в нем истину. Как-то раз я спросила у одного американского христианского миссионера, к какой конфессии он принадлежит, на что он мне ответил: "Я просто христианин". Для многих понятие "христианин" сводится лишь к исполнению десяти ветхозаветных заповедей, но интуитивно мы понимаем, что "христианин" - это нечто большее. Что же значит: быть христианином? Об этом мы размышляем сегодня вместе со священником Аркадием Штейнбергом.

Прежде, чем ответить на вопрос: "Что значит: быть христианином?", - нужно понять, кому будет адресован ответ. Христианам? Для них этот ответ ясен. Людям, которые считают себя не христианами? Скорее всего, для них наши объяснения ничего значить не будут. Таким образом, мы приходим к выводу, что ответ на этот вопрос будет интересен, в первую очередь, тем, кто только идет к пониманию христианской жизни, кто только начинает к ней приобщаться. Человек этот, как минимум, крещен, иногда ходит в церковь, но чувствует все-таки какую-то недостаточность в своей жизни, ощущает и знает, что для звания христианина ему чего-то не достает. Откуда знает? Эти представления берутся из какого-то идеала или даже нормы, которую себе человек представляет. Вопрос - что же это за норма? На этот вопрос мы и попробуем ответить.

Итак, первое. Очевидно, что для того, чтобы быть христианином, надо быть крещеным. Потому что если человек не крещен, то трудно его и называть христианином. Ясно, что крещение необходимо, но недостаточно. Крещеных полно, а христиан почти нет. Второе. Человек должен ходить в церковь и молиться, то есть иметь какое-то непосредственное общение, соприкосновение с Богом, естественно, веруя в Него по-христиански. Достаточно ли этого? Ясно, что недостаточно. Потому что и молиться можно по-разному. Некоторые говорят: "У меня Бог в душе, я дома молюсь, зачем мне ходить в церковь?", - то есть, люди создают себе альтернативы. Обобщая сказанное, приходим к выводу: конечно, нужно ходить в церковь, нужно молиться, нужно, чтобы Бог был в душе, но этого все равно мало.

Обратимся теперь к такому понятию, как вера. Это "сильное" понятие. Нужно веровать во Христа. Причем не просто абстрактно веровать - и бесы веруют и трепещут, зная, что их ждет суд Божий. Вера нужна конкретная, вера спасающая. И к этому понятию уже труднее подойти. Вот, допустим, я верую. Верую во Христа, верую, что Он - Спаситель, верую, что Он - действительно Сын Божий. Во все верую, и в церковь хожу, и молюсь, и все, что от меня требуется, я делаю, но изнутри-то у меня все равно какой-то "червяк" сидит. Внешне я, вроде бы, христианин. Но внутренне я не уверен, что угоден Богу. Значит, только верить тоже недостаточно, хотя это и необходимо.

Что же мы имеем в итоге? Человек в церковь ходит, молится, верует, исповедуется, причащается, посты соблюдает - в общем, старается жить по-христиански. Достаточно ли этого? У католиков этого было бы достаточно. У православных - нет. Потому что внутрь себя трудно заглянуть. Вроде бы каешься, а грехи совершаешь одни и те же, и не из раза в раз, а из года в год. Видишь грех, а ничего с ним поделать не можешь. В таком случае - христианин ли я? В общем, ситуация - караул!

Так почему же, если все эти внешние действия мы выполним и соблюдем, мы еще не чувствуем, что мы христиане? Нашу жизнь можно сравнить со стрельбой по мишеням. Мы - как солдат, который видит впереди мишень, стреляет - и все мимо. Вроде бы правильно все делает: целится, курок нажимает, а пуля - когда попадет, а когда и в "молоко". Так же и человек. Он мечется по жизни в поисках счастья и все равно находится в неудовлетворенном состоянии. Почему? Мне кажется, это происходит потому, что цель у нас потеряна, цель христианской жизни. И действительно, ведь какая-то цель должна нами преследоваться, и мы не должны эту цель из виду упускать.

Обычно, когда говорят о цели христианской жизни, сразу вспоминают преподобного Серафима Саровского, его беседу с Мотовиловым. Стяжание Духа Святого - вот она, цель, а все посты, молитвы наши, коленопреклонения, чтение Священного Писания и добрые дела, которые мы творим, являются только средством. Но должен сказать, что мы совершенно другие, мы не понимаем, что это такое - стяжание Духа Святого - и как этого добиться. Должен сказать, что преподобному Серафиму принадлежит одно замечательное высказывание. Один из монахов Саровской обители спросил его: "Как мне спасти других людей? Вот у меня родственник погибает, как мне молиться за него?" Преподобный ответил: "Радость моя, стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся". Надо стяжать мир в своей душе. Для нас это понятие кажется уже более близким. Но даже такого объяснения нам недостаточно. Какова все-таки цель? Спасение. Наверное, с этим все согласятся. Все, что мы делаем, мы делаем для того, чтобы спастись. Конечно, не в утилитарном смысле спастись, не в католическом, то есть избежать наказания Божия. Спасение надо понимать в более широком смысле. Это перерождение, которое начинается при крещении и продолжается на протяжении всей жизни человека во Святом Духе. Мы как-то должны избавиться от греха. Вспомним проповедь Христа: покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное (Мф. 4, 17). Вот цель - войти в Царствие Божие, войти в реальное соприкосновение с Богом, жить по воле Божией, быть в единении с Богом, минимум - в нравственном, максимум - в духовном. Когда Святой Дух сошел на апостолов, они Его передавали другим людям, и Господь… ежедневно прилагал спасаемых к церкви (Деян. 2, 47). Так написано в Деяниях святых апостолов. Спасение давалось через Церковь; значит, чтобы стяжать Святого Духа, нужна Церковь. Кто-то из святых отцов сказал: "Отворяющие врата Царствия впустят нас туда не по тому, сколько мы постились, а по тому, найдут ли в нас черты, делающие нас похожими на Христа". Итак, похож ли ты на Христа? То есть, христианин ли ты? Выполняешь ли ты евангельские заповеди? А исполнить их ты можешь только посредством труда. Если ты хотя бы внешне пытаешься приобрести христианские добродетели, то действием Духа Святого они действительно становятся твоими, ты действительно становишься похожим на Христа.

Теперь вспомним о тех учениках Христовых в Антиохии, о которых написал евангелист Лука в книге Деяний святых апостолов: целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами (Деян. 11, 26). То есть, христианами стали называться те, кто учился у Христа. Чему? Жизни, тому, чтобы быть таким, как Он. Чему же все-таки надо учиться у Христа? Ответ, опять же, в Евангелии: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас, - говорит Христос, - возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня (Мф. 11, 28). Прямо говорит: Возьмите иго Мое . Что это за иго? Мы знаем, что каждый должен нести свой крест, но иго Христово - это не только свой крест. Он нес крест за весь род человеческий. Поэтому апостол потом и добавляет: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6, 2). Возьмите иго Его на себя. И еще Он говорит: Научитесь от Меня, потому что Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Тот покой, которого не имеет душа, не чувствующая, что она - христианка. Важнейшие свойства христианина - кротость и смирение. Смирение - это не слабость, не пассивность, а сила духа в преданности воле Божией и любви к людям. Как у Серафима Саровского - "стяжи дух мирен". Вот это главное.

- Батюшка, а существует ли конкретный рецепт того, как человек может избавиться от грехов, от своей внутренней испорченности, или душа сама, методом проб и ошибок должна искать путь ко спасению?

Мы учимся. Например, какой прок, если человек учится в школе, а в результате ничему не научится? Получит он аттестат? Нет. Нужно прилагать усилия, Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). Другими словами, с самим грехом нужно бороться и верить, что Бог, если ты искренне и честно это делаешь, поможет тебе, и ты победишь эти грехи.

- Но покаяться ведь трудно, легче просто осознавать свой грех .

Это, в некоторой степени, можно сопоставить с покаянием. Главное, что здесь нужно - это надежда и вера. Мы никогда не сможем сказать о себе, что покаялись абсолютно. Так только католики говорят. Франциск Ассизкий, например, говорил: "Я не знаю за собой никакого греха, которого бы я не искупил покаянием". А истинное покаяние - внутри человека. Когда человек только головой думает, что будет смиренным и кротким, а в сердце у него царит духовный разлад, то, конечно, ему трудно чего-то добиться.

- К такой жизни стремились первые христиане, когда мир еще не был расколот на христианские конфессии. Кстати, можем ли мы католиков или протестантов называть христианами?

Мы их называем христианами, потому что они исповедуют какие-то христианские нормы жизни. Но дерево по плодам познается. Вот мы православными называемся, но и нам трудно сказать о себе, что мы христиане. Однако, у нас есть та самая малая закваска, которая квасит все тесто. У католиков она другая. Там подсчет идет, производятся расчеты с Богом. Если не хватает тебе добрых дел для покрытия грехов, можешь купить индульгенцию, она существует у католиков до сих пор. То есть тебе трудиться над собой не надо, у тебя нет цели стать истинным христианином. Для католичества важны совершаемые действия: надо делать добрые дела. Для Православия важно не столько сами действия, сколько результат или цель, к какой они ведут: быть и стать по-настоящему добрым, чтобы добрые дела стали органическими и естественными для доброго человека.

- Если быть христианином так непросто, то имеем ли мы право сказать, что мы христиане, если нас спросят - кто мы?

Если ты ученик Христа - да. Ученики стали называться христианами . Вот критерий. Ты ученик? Учишься ты у Христа или ты живешь в мирской суете? Когда миряне пришли к преподобному Иоанну Лествичнику и сказали: "Мы, миряне, не можем жить такой аскетической жизнью, как вы, монахи. Как же нам спастись?" Он же им ответил: "Всякое добро, которое можете делать, делайте и будете недалеко от Царствия Божиего". То есть, надо бороться со злом и понуждать себя на добро.


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Мне предложена тема о христианстве: что значит “быть христианином” и как быть христианином в современном мире.

В каком-то отношении быть христианином очень просто. Христианин - это ученик и друг Христов; оба эти понятия смежны, хотя есть и различия. С одной стороны, мы ученики Христовы, Его последователи, и поэтому должны учиться от Него через Евангелие тому, во что Он верит, тому, как Он учит нас жить. Я не случайно употребил выражение “во что Он верит”. Как-то в России молодой офицер на ступенях московской гостиницы “Украина” поставил мне вопрос: “Хорошо, вы верите в Бога. А Бог-то - во что Он верит?” И я ему ответил: “Бог верит в человека”.

Это первый момент в христианской жизни: вместе с Богом верить в человека, начиная с себя самого. Христос не случайно нам говорит, что мы должны любить ближнего, как самих себя. Любить - значит быть готовым делать всё возможное для того, чтобы любимый человек ликовал в жизни, рос в полную меру своих возможностей и был достоин своего человеческого звания. Поэтому первое, чему нас учит Христос, когда мы делаемся Его учениками это - верить в человека, надеяться на всё от него и любить его, даже ценой собственной жизни.

Опять-таки, когда я говорю “ценой собственной жизни”, это не обязательно означает смерть, потому что можно целую жизнь отдать для одного человека или для какой-нибудь группы людей, без того чтобы умереть от этого в прямом смысле слова, телесно. Мученики умирали телесно, свидетельствуя о своей вере во Христа. Но мы часто должны вымирать и умирать для того, чтобы другой человек мог дышать свободно, ожить, найти простор в своей жизни. Иначе сказать: должны жертвовать собой, забывать о себе для того, чтобы помнить о другом человеке. Никто большей любви не имеет, как тот, кто жизнь свою готов отдать ради своего ближнего. А жизнь может быть долгая, трудная, когда человек ни о чем не думает, что относится к нему, а только о возможности служить другому человеку, другим людям. Вот первый шаг: быть учеником Христа значит верить в человека, начиная с себя и продолжая всеми другими.

Но верить означает, что мы убеждены, что в каждом человеке есть свет, есть добро. Свет во тьме светит ; тьма не всегда этот свет принимает, но тьма не в состоянии заглушить или потушить свет. Свет имеет самобытность, силу, жизнь; тогда как тьма - отсутствие всего этого; это очень важно себе представить.

Конечно, кроме этого мы находим в Евангелии много указаний о том, каким образом осуществлять свою веру в человека вместе с Богом, как мы можем вместе с Богом надеяться до последнего мгновения на то, что даже преступник может стать достойным своего человеческого звания. И это случается. Бывает, что человек проживет недостойно в течение всей своей жизни, а оказавшись лицом к лицу с возможностью, больше того: с уверенностью, что ему грозит смерть, вдруг опомнится и станет совершенно иным человеком. Человек может прожить преступником и умереть праведником. Это подразумевает святой Серафим Саровский, когда говорит о том, что начало жизни, ранние годы детства и конец жизни большей частью покойны, светлы и хороши, но в середине жизни бывает сплошная буря. С этим мы должны считаться, когда думаем о себе и о других.

Часто говорят: для того, чтобы быть христианином, надо выполнять заповеди Христовы. Конечно; однако заповеди Христовы - не приказы, которые Он нам дает: мол, надо прожить так, надо прожить этак, а если не проживешь таким образом, то будешь за это наказан… Нет, заповеди Христовы - это Его попытка нам образно показать, какими мы могли бы быть, если стать и быть настоящим, достойным человеком. Поэтому заповедь Христова - это не приказ, а откровение перед нашими глазами о том, какими мы призваны быть и можем быть; какими мы, следственно, и должны быть.

Я упоминал также, что мы должны быть не только учениками Христа, но Его друзьями. Бывает, ко мне на исповедь приходит ребенок лет семи-восьми и приносит целый список прегрешений. Я слушаю и потом обыкновенно спрашиваю: “Скажи, ты сам чувствуешь себя виноватым или повторяешь мне то, в чем тебя упрекают твои родители?” - “Нет, мама мне сказала, что я должен исповедать то или другое, потому что это ее сердит, этим я нарушаю покой домашней жизни”. Я на это отвечаю: “Теперь забудь это; не о том речь идет. Ты не пришел ко мне рассказывать, на что сердятся твои мать или отец. Скажи-ка вот что: ты о Христе что-нибудь знаешь? Ты читал Евангелие?” - “Ну, мне мама и бабушка рассказывали, и я кое-что читал, да и в церкви слышал”. - “А скажи: тебе Христос нравится как человек? Ты хотел бы с Ним подружиться?” - “Да!” - А ты знаешь, что значит “быть другом”? Друг - человек, который верен другому при всех обстоятельствах жизни, который готов все делать для того, чтобы его не разочаровать, его не обмануть, остаться при нем, если даже все другие от него отвернутся. Друг - человек, который лоялен до конца. Вот представь: если бы Христос был мальчиком в твоей школе и весь класс на Него ополчился, что бы ты сделал? У тебя хватило бы дружбы , то есть верности и храбрости стать рядом с Ним и сказать: если хотите Его бить, бейте и меня, потому что я с Ним… Если ты можешь сказать о Христе, что готов быть таким другом, то можешь дальше ставить перед собой вопросы. Читай Евангелие, ставь перед собой вопросы о том, как можно так прожить, чтобы Его в тебе самом не разочаровать. Как можешь ты так прожить, чтобы Он радовался на тебя, радовался, видя, какой ты человек, каким ты стал ради этой дружбы. Ты понимаешь это?” - “Да”. - “И ты готов на это идти?” - “Да”… Так вот, в этом вся христианская жизнь. Вся христианская жизнь заключается в том, чтобы быть верным другом Христа и постоянно учиться тому, что Он любит, а что для Него отвратительно, что привело к Его смерти, - и соответственно себя вести.

Если перенести эти вопросы и эти зачаточные ответы на современную жизнь, то можно видеть, что это значит. В ранние века христианства быть другом Христовым, быть верным Ему, лояльным Ему значило быть готовым перед лицом ненавидящих Его людей, гонителей веры, которую Он проповедовал, сказать: “Я один из них!” - и, если нужно, пострадать. И не только самому пострадать, - потому что в древности пострадать за Христа считалось честью, считалось самым замечательным, что может случиться в жизни. Есть очень трогательный рассказ в житиях святых. В Риме к Колизею мчится женщина и встречает своего знакомого, который ее останавливает: “Куда ты бежишь? Там христиан мучают!” - “Да, - отвечает она, - я хочу умереть с ними”. - “Но что же ты туда влечешь своего маленького мальчика?” - “А как же! Неужели я лишу его радости умереть за Христа!” Вот так относились в древности. В наше время нам не грозит смерть столь непосредственно, но перед нами постоянно ставится вопрос: ты со Христом или против Него? Даже в самых мелких вещах: ты готов лгать? ты готов обманывать из трусости, ради выгоды?.. Если ты готов это делать, ты не ученик Христа. Ты готов забыть нужду другого человека, потому что она тебе невыгодна или требует от тебя усилий, которые ты не готов отдать? Ты не ученик Христа… Быть учеником Христа не значит все время совершать какие-то героические поступки; это значит изо дня в день героически совершать мелкие поступки; иметь мысли чистые, достойные той любви, которую Бог к тебе имеет; иметь правоту жизни, сколько это возможно, даже с опасностью, даже с риском; это значит не стыдиться своего звания христианина, быть готовым перед людьми сказать: “Да, я Христов; если вы хотите меня отвергнуть, отвергайте, но я не отойду от Христа для того только, чтобы остаться с вами”. И это очень важно. Героические поступки нам даются редко, а ежедневный героизм не нужен. Много лет тому назад отец Сергий Булгаков написал статью “Героизм и подвижничество”. Он говорил о том, что героизм - это момент, когда человек совершает один поступок, которым может кончиться его жизнь или который принесет ему победу; а подвижничество - это та форма жизни, при которой человек постоянно учится у Христа, как жить, постоянно проливает в свою душу свет Христов, постоянно стремится жить достойно своего человеческого звания и достойно Христа.

А если поставить вопрос о том, что такое человеческое звание, опять-таки повторю: посмотри на Христа. Он - единственный во всей истории человечества в полном смысле Человек . Человек без каких бы то ни было дополнительных слов, просто Человек в полном смысле слова. Человек, Который так велик, так прозрачен, так открыт Богу, что Бог и Он сливаются в одно, соединяются в одно, без того чтобы Человек перестал быть самим собой. Это очень важный момент. В рассказе о Воплощении Христа это играет колоссальную, центральную роль. Мы верим в то, что Бог стал человеком, воплотился, но что Иисус, рожденный от Девы, не перестал быть в полном смысле человеком подобным нам. И когда мы ставим вопрос о том, как это возможно, как может Божество и человечество соединиться таким образом, есть ответ у святого Максима Исповедника. Он говорит, что Божество и человечество соединились во Христе, как огонь пронизывает железо, которое положено в жаровню. Ты кладешь в жаровню меч серым, тусклым; вынимаешь - он весь горит светом и огнем: железо и огонь так пронизали друг друга, что теперь можно резать огнем и жечь железом… И вот мы призваны так соединиться со Христом, чтобы Его жизнь стала нашей жизнью. В таинствах, о которых мы будем говорить чуть позже, присутствует именно этот момент. Мы соединяемся со Христом, наше тело делается телом Христовым и в каждом отдельном человеке, и в совокупности всех людей, - настолько, что отец Сергий Булгаков мог сказать, что христианская Церковь является присутствием воплощенного Христа на земле, потому что мы все делаемся членами, частицами Его Богочеловеческого тела. Вот что значит быть христианином.

Как это применять практически в течение всей своей жизни на земле? Это и сложно, и просто. Если говорить общими словами, конечно, это требует громадного развития понятий; но если говорить о себе, о своей жизни, то это бывает так просто, хотя порой эта простота бывает очень страшная. У меня был товарищ старше меня лет на десять. Когда он был студентом в Париже, он всегда жаловался на то, что он такого высокого роста, широкоплечий, что не может незаметным быть. Помню, как-то раз в метро мальчонка его дернул за рукав и говорит: “Дядя, тебе разве не скучно одному там, наверху стоять?” - потому что мальчик был малюсенький, а Володя был очень рослый. А пришла война, и я от него получил письмо, в котором он между прочим писал: “Я всегда жаловался, что я такой широкоплечий и рослый, а теперь так радуюсь на это: когда бывает стрельба, то два человека могут спрятаться за моей спиной”. Это были не слова, потому что он был на фронте, в него реально стреляли, и он отдавал жизнь. Он не был убит, а жизнь-то он все равно отдавал; то, что эту жизнь у него не отняли, не значит, что он не был готов ее положить за други своя , то есть за другого человека, - не за личного друга, а за того солдатика, который за ним может спрятаться. В таком отношении мы можем в течение всей нашей жизни и в большом, и в малом быть - не героями , потому что это бывает редко, а подвижниками : постоянно двигаться по руслу, постоянно двигаться к тому, чтобы быть все более и более похожими на Христа, все больше радовать Его тем, что мы делаемся похожими на Него, все светлеем, принимая в себя черты Его личности и учась тому, чтo для Него отвратительно и чтo для Него - радость.

Я помню священника, молодого тогда (мне он казался очень ветхим, потому что сам я был мальчиком десяти лет), который меня очень поразил. Я его назову, потому что надо помнить таких людей: отец Георгий Шумкин. Он был священником нашего детского лагеря, и нас, мальчиков, поражало, что он умел всех нас любить без разбора. Когда мы были “хорошими”, его любовь была ликующей радостью; когда мы отпадали от благодати, делались плохими, дурными, его любовь не менялась, только делалась острой болью в нем, болью, которая нас оздоровляла и меняла. Я тогда о Боге ничего не знал, но это меня поразило и осталось в моем памяти и в моем сердце; и раскрылось только тогда, когда я о Боге узнал. Да, Бог нас так любит: Он ликует - и Он умирает на кресте… И эта смерть Христова на кресте (так же, как острая боль в душе и в сердце отца Георгия Шумкина) может быть возрождением нашим и возрождением других людей, потому что многие из нас переменились от того, что не могли вытерпеть вид Его страданий.

Вот, как мне кажется, в простых словах и в масштабе обыкновенной простой жизни, чтo значит быть христианином в современном мире.

«…и ученики в Антиохии
в первый раз стали
называться Христианами». ()

Христиани́н – человек старающийся уподобиться Христу, член созданной Им Церкви. У христианина существует чёткая иерархия ценностей, высшая из которых – Богочеловек Иисус Христос, а всё остальное имеет значение лишь в той мере, в какой соотносится с Ним и приближает к Нему.
В священном Писании наименование христианин встречается три раза (), (), ().

Фраза невоцерковлённый христианин — оксюморон, наподобие женатый холостяк. Готовящийся стать христианином именуется катехуменом или , после крещения он попадает в разряд . Не причащающий более 3-х седмиц подряд без веских причин, переходит в разряд (от Бога, Его Церкви и спасения). Отлучённые — несущие в виде запрета причащаться на определённый срок.

О причинах появления термина христианин пишет : «Пока приверженцы казненного в Иерусалиме около 30 г. галилейского Проповедника Иисуса не покидали пределов Палестины, у них не было ни малейшей нужды в каком-то особом самообозначении. Ведь они, вспомним это, вовсе не собирались «основывать» новую религию, а себя самих считали наиболее верными из иудеев, сумевшими узнать и признать Мессию, когда Он наконец явился. В своем кругу, среди своих все было просто: друг для друга они «братья», в общем отношении к Учителю – «ученики», для враждебно настроенных раввинских авторитетов – «отщепенцы» (евр. «миним» ). Но вот когда ареал их проповеди, распространяясь на север, дошел до столицы на Оронте, тут-то для них понадобилось какое-то более общезначимое, более похожее на термин наименование, которое выражало бы их место среди чужих, в широком мире, фиксировало статус движения наряду с другими движениями, религиозными или еще какими-то».

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...