Быть милосердным и сострадать другим людям. Примеры милосердия из жизни реальных людей

Как милосердие и правосудие?

Несмотря на кажущуюся противоречивость Божественного милосердия Божественной справедливости, между ними нет ни малейшего взаимного противоречия.

Выражаясь иначе, Божья справедливость всегда милосердна, равно как и Божье милосердие - всегда праведно. В силу своей ограниченности человек бывает не в состоянии одновременно проявлять и максимум милосердия, и максимум справедливости. Отсюда недоумение: как можно одновременно и миловать, и наказывать?

Между тем, для Бога не трудно проявляя милость, проявить справедливость, и наоборот. Любое Божественное действие всегда сопряжено с благостью, всеведением и высочайшей премудростью.

Следовательно, карая грешника, поступает не просто как Грозный Судья, но и как Мудрый, Благой Воспитатель. Хорошо понимая, что для грешника лучше, даже и наказывая его, Он руководствуется не требованием мести, а соображением пользы. В этом и состоит милосердие.

Проявляя же по отношению к людям милосердие, Господь никогда не преступает через нормы справедливости, праведности.

Почему, если Бог безграничен в Своём милосердии, Он не освободит всех вообще грешников от вечных адовых мук?

Отделение праведников от нераскаянных грешников в День Страшного Суда () будет обусловлено не столько Божественным обязательством воздать карой за зло, сколько неспособностью и нежеланием самих грешников жить среди святых, по их нравственным нормам и принципам сосуществования (на основе взаимной любви).

В отличие от Западных воззрений на будущее воздаяние как на юридически необходимое возмездие, Православная связывает возможность наследования не с юридически признанными заслугами того или иного человека, а с его нравственным состоянием: праведник удостаивается Вышних Селений не только, а может быть даже и не столько потому, что заслуживает этого дара, сколько в силу того, что готов и внутренне способен к Небесному жительству.

С другой стороны, если человек не привык слушаться Бога, не желает и не умеет жить в мире с ближними, не радуется общению с Творцом (в нынешней жизни такое общение возможно во время молитвы), то что ему делать в ?

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
()

…кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
()

«…Совершенство христианской, а потому и человеческой, добродетели в обновленном естестве есть благодатное Богоподражательное милосердие, производимое в христианине развитием Божественной благодати, данной ему в Крещении и возделанной заповедями. От такого милосердия является духовная чистота: она питается им, она живет им. Преподобный на вопрос: что есть чистота? отвечал: «Чистота – сердце, исполненное милости о всяком создании».
свт.

«Прекрасны молитва и пост, но их укрепляет милостыня; ибо сказано: милости хочу, а не жертвы (). И Спаситель ублажает милостивых: блажени милостивые; ибо помилованы будут».
прп.

Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
()

Возлюбить Бога всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и возлюбить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.
()

Человек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (). И не будем почитать жизнью время, проведенное без милосердия.
свт.

Однажды ночью во сне один человек услышал голос „Пойдём, я покажу тебе ад“. Тогда он оказался в комнате. Посередине её стоял стол, за ним сидело много людей. На столе была кастрюля, полная еды. Но люди были голодны: они черпали длинными ложками из кастрюли, но не могли поднести ложки ко рту. Поэтому одни из них ворчали, другие кричали, третьи плакали. …Потом он услышал тот же голос „Пойдём, теперь я покажу тебе рай“. Тогда он оказался в другой комнате, где стоял такой же стол с кастрюлей, и также вокруг него сидели люди с длинными ложками. Однако все были сыты и веселы, потому что каждый из них, черпая из кастрюли еду, кормил своей ложкой другого. Теперь ты понимаешь, как можешь ещё в этой жизни ощутить рай? …Творящий добро радуется, потому что утешается Божественным утешением. А делающий зло страдает, и земной рай превращает в земной ад. Уже в этой жизни мы начинаем ощущать рай или ад»
преподобный

После кратковременной земной жизни, – напоминал отец Макарий своим слушателям, – настанет смерть и за нею ответ перед Богом: как мы употребили полученные нами от Него дарования. Богатые, как избранные и доверенные приставники Его сокровищ, – получили от Него богатство, чтобы быть раздаятелями последнего между бедными. […] Бог одинаково любит всех людей и каждого человека в отдельности. Но Он сотворил людей так, что не все обладают одинаковою способностью к приобретению благ земных, что одни обладают ею более, другие менее: где же Его одинаковая любовь к людям? Сотворив не всех людей с одинаковою способностью к приобретению благ земных, Бог возложил обязанность на тех из них, которым дал большие дарования заботиться о тех, которым дал меньшие дарования, дабы таким образом люди, представляя из себя союз связуемого взаимною любовию братства, все наслаждались Божиим даром жизни с ее благами в одинаковой степени. Таков божественный идеал, с которым сотворены люди и от которого они отступили. Человек, живущий только для себя со своей семьей – сознает себя в этом мире как бы врагом всех, потому что из всех помышляет извлекать только пользу; заботясь только о себе, он – один против всех, и чувство, которое наполняет его душу, есть чувство одиночества среди людей и фальшивости положения между ними; напротив, человек, который поставляет одною из целей своей жизни благотворение ближним, живо чувствует себя их братом, и это чувство братства с людьми, дающее сознавать смысл жизни среди них, наполняет сердце человека блаженством, выше которого ничего нет, потому что Господь, который есть любовь, сотворил людей именно для блаженства братской любви. Греховное себялюбие сузило в людях чувство родства до тесных пределов любви к отцу и матери и к своим родным детям. Все люди суть одинаковые дети Божии и все суть братья и что на богатых возложена Богом обязанность оказывать помощь бедным. Спаситель заповедует: возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе, то есть Он заповедует богатым заботиться о бедных столько, чтобы последним так же было хорошо жить, как им самим»

Часто мы видим лишь внешнего человека, поруганного грехом, утопающего в страстях, и не замечаем того образа Божия, который сокрыт под внешними наслоениями. А именно его мы должны увидеть и ему поклониться в каждом из наших ближних.
еп.

Бог… отражается в жизни человека. Так изображает себя солнце в чистой дождевой капле. В дождевой капле мы видим солнце. Но то, что видим в ней,- не солнце. Солнце – там, на недосягаемой высоте. Лишенные славы христианства не лишены другой славы, полученной при создании: это – образ Божий. Если образ Божий будет ввергнут в страшное пламя ада – и там я должен почитать его. И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатка в любви. Воздавай почтение ближнему как образу Божию, – почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей; и деятельность твоя да будет таинственно сообразна (этому) твоему душевному настроению. Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия, – и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь.
свт.

Не презирай бедных. Спросите себя: кто они? – и откроете их величие: они обладают ликом нашего Спасителя… Бедные суть управители нашей надежды, стражи Царства, открывающие врата праведным и запирающие их пред злыми и самовлюбленными; страшные обвинители, горячие защитники.
свт.

…Любовь к ближнему и служение благу ближнего во имя этой любви – главнейшая нравственная обязанность христианина, и только тот, кто положит душу свою за други своя, спасёт её, а „иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю“. (Мф. XVI ,25). Молитва за других, болезновать душой за грехи людей и с любовью о них молиться – это жертва, равной которой нет ничего на свете; молитва – это „слёзы ребёнка“ – как сказано у поэта; молитва – чистейшая – самая святая созерцающая любовь; кто не любит, тот не может молиться!.. Любовь – альфа и омега нашей жизни; она есть душа нашей души. Кто не любит, тот „…яко медь звенящая или кимвал звяцаяй“ (1 Кор. XIII ,1): мы не можем сеять добро кругом нас, если его нет в нас; мы не можем дать другим того, что сами не имеем. В блаженстве любви заключается то блаженство, которое обещано праведникам за гробом. Оно начинается здесь на земле; но вполне раскроется тогда, когда человек увидит „лицом к лицу“ то, что он теперь постигает отчасти, „якоже зерцалом в гадании“. Любовь к ближнему и любовь к Богу не два, а одно чувство, проявляющееся под двумя различными формами. Любви к Богу может противоречить только ложная любовь к людям, которая ставит тварь выше Бога; о такой любви говорит Спаситель: „иже любит отца или матерь паче мене, несть мене достоин; иже любит сына или дщерь паче мене, несть мене достоин“ (Мф. X ,37). Любовь к Богу невозможна без любви к людям и наоборот. Кто любит Творца, тот любит и творение Божие – особенно то, которое носит на себе образ Христа. Любя творение, мы необходимо любим и Творца. В творении мы познаём и любим Творца, и творения мы любим постольку, поскольку в них отражаются божественные совершенства. Чем больше мы привязаны друг к другу, тем ближе к нам Бог; чем меньше, тем он дальше от нас. Представим себе геометрический круг. Центр его – Бог; радиусы – люди. Чем радиусы ближе к центру, тем меньше между ними расстояние; чем дальше, тем промежуток больше. Все материальные частицы земного шара влекутся силою притяжения к центру; на пути они сталкиваются, взаимно притягиваются, и все объединяются в одном центре. Люди также стремятся к Богу. Общая цель связывает их воедино и образует из них одну семью, в которой Бог – Отец, все люди – братья…
прот.

Подлинно, великая вещь – человек, и драгоценная – муж милостивый. Милостыня бывает тогда, когда подается с усердием, со щедростью, когда ты думаешь, что не даешь, а получаешь, когда ты как бы получаешь благодеяние, когда ты как бы приобретаешь прибыль, а не теряешь; иначе это не было бы и благодеянием, потому что милующему другого нужно радоваться, а не роптать. В самом деле, не нелепо ли, если ты, освобождая другого от печали, сам предаешься печали?
свт.

Нам жизнь дана, чтобы любить,
Любить без меры, без предела,
И всем страдальцам посвятить
Свой разум, кровь свою и тело.

Нам жизнь дана, чтоб утешать
Униженных и оскорбленных,
И согревать и насыщать
Нуждой и скорбью угнетенных.

Нам жизнь дана, чтоб до конца
Бороться со страстями, с ложью
И насаждать в свои сердца
Одну святую Правду Божью.

А правда в том, чтобы любить,
Любить без меры, без предела
И всем страдальцам посвятить
Свой разум, кровь свою и тело!..
схиигумен

Люди тратят деньги без цели и не думают о своём ближнем, которому нечего есть. Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим: сном, покоем и тому подобным. Только жертвуя, человек пребывает в родстве со Христом, потому что Христос есть Жертва
преп.

Тот истинно милостивый, кто беседует со всяким сердечно, а не умом или устами, кто отдает всякому искреннее, сердечное почтение, нелицемерно, – словом, кто объемлет всех и носит всех любовью в сердце своем, презирая все вещественное, что становится препятствием в любви между им и ближним, – тот истинно милостив. Все жертвы и милостыни нищим не заменят любви к ближнему, если нет ее в сердце; потому, при подаянии милостыни, всегда нужно заботиться о том, чтобы она подаваема была с любовью, от искреннего сердца, охотно, а не с досадою и огорчением на них. Самое слово милостыня показывает, что она должна быть делом и жертвою сердца и подаваема с умилением или сожалением о бедственном состоянии нищего и с умилением или сокрушением о своих грехах, ибо милостыня, по Писанию, очищает всяк грех (). Кто подает милостыню неохотно и с досадою, скупо, тот не познал своих грехов, не познал самого себя. Милостыня есть благодеяние прежде всего тому, кто ее подает. Милостыня хороша и спасительна, когда соединяется с исправлением сердца от гордости, злобы, зависти, праздности, лености, чревоугодия, блуда, лжи и обмана и прочих грехов. А если человек не заботится об исправлении сердца своего, надеясь на свою милостыню, то он мало получит пользы от нее, ибо что одною рукою созидает, то другою разрушает. Благотвори бедному доброхотно, без мнительности, сомнения и мелочной пытливости, памятуя, что ты в лице бедного благотворишь Самому Христу, по писанному: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе (). Знай, что милостыня твоя всегда ничтожна в сравнении с человеком, этим чадом Божиим; знай, что твоя милостыня есть земля и прах; знай, что с вещественною милостью непременно должна об руку следовать духовная: ласковое, братское с чистосердечною любовью обращение с ближним; не давай ему заметить, что ты одолжаешь его, не покажи гордого вида. Подаваяй, сказано, в простоте, милуяй с добрым изволением (). Скупец вещи ценит, а человека не ценит, которому вещи нужны; вещи жалеет, а человека не жалеет, хотя человек бесценное существо. Себе не жалко, а другому жалко; себя любит, а другого нет. Ибо кто станет протягивать руку без нужды? Когда подаешь просящему, который (кажется) не беден, здоров и по-видимому не заслуживает подаяния, – отчего сердце твое пожалеет для него поданной милостыни, – покайся в этом, ибо и нам божественная Любовь подает блага свои, тогда как мы имеем их и без того довольно (иначе сами бы были нищими). Гордыня возбуждает в богачах презрение к нищим и злобу и готовность их стереть с лица земли, как будто они не по праву живут на ней и ходят по ней! О, друзья Бога моего, бедные нищие братья мои! вы истинные богачи по духу, а я истинно нищий, окаянный и бедный. Вы заслуживаете истинного уважения от нас, обладающих в изобилии благами мира сего, но нищих и скудных делами добродетели: воздержания, кротости, смирения, незлобия, искренности и сердечной теплоты к Богу и ближнему»
св. прав.

Что есть Милосердие? Милосердие есть любить (своих личных) врагов, благословлять проклинающих, добро творить ненавидящим, творящим нам напасть, изгоняющим нас, защищать гонимых и проч… Помни, что человек великое, дорогое существо у Бога, но это великое создание, по падении в грех, есть немощное создание, подверженное тысячам слабостей; люби его, почитай его, но и вместе переноси его немощи, слабости, страсти, проступки. – Люби ближнего своего – грешный грешного – как самого себя (;19). – Немощи немощных носите, и таким образом исполните закон Христов (;1, ;2). Велики эти слова: размысли о них глубже. Они то же значат, что слова молитвы Господней: Мы оставляем (прощаем) должникам нашим… Помни всегда, что ближний, кто бы он ни был (особенно) из христиан, есть член Христов (в настоящем или в будущем), хотя и больной, да ведь ты и сам больной, и всегда с уважением и любовью принимай его, от души беседуй с ним и угощай его и ничего не пожалей для него: ни пищи, ни пития, ни одежды, ни книг, ни денег, если он в них нуждается. Господь за него воздаст тебе. Мы все Его дети, и Он – все для нас. Мы все грешники, а возмездие за грех – напасти, беды, скорби, болезни и смерть (;23). Чтобы избавиться от грехов, надо молиться, а чтобы молиться надо иметь веру и упование (не отчаиваться в людях)… Любовь христианская лучше предпочитает терпеть все внешние неудобства жизни, тесноту, отсутствие чистого воздуха, убытки, нежели из-за этих внешних и подобных неудобств допускать нетерпение, огорчение, раздражение, озлобление, ропот на стесняющих по нужде или по капризу характера, или по желанию пожить за чужой счет, на чужое спокойствие. Любовь все терпит и все переносит с ущербом для себя, для своей материальной и телесной жизни: ибо, где любовь, там благодать Божия и всякое добро, там спокойствие, там довольство. Христианин претерпевает все, только бы не лишиться благодати Божией, которая для него величайшее из благ.
св. прав.

Ничто из здешнего не есть благо – ни веселье, ни богатство, ни драгоценная одежда, но все это имеет только название блага. Часто эти предметы бывают еще причиною нашей погибели, когда мы будем пользоваться ими не надлежащим образом. Так богатство тогда было бы благом для обладателя, когда бы он тратил его не на веселье только, не на пьянство и вредные удовольствия, но, умеренно пользуясь весельем, остальное раздавал бы бедным на пропитание: тогда богатство – благо!
свт. Иоанн Златоуст

Если б справедливо было утверждаемое тобою, что от юности сохранил ты заповедь любви, и столько же воздавал каждому, сколько и себе: то откуда у тебя такое огромное имение? Попечение о нуждающихся расточительно для богатства. Если б одевал ты нагого, если б отдавал хлеб свой алчущему, если б дверь твоя отверста была всякому страннику, если б ты был отцом сирот, если б сострадал ты всякому немощному: то о каком имении стал бы ты скорбеть теперь? Давно бы ты позаботился расстаться с деньгами, если бы любил своего ближнего.
свт.

Ни в чем человек так не подобен Богу, как в способности творить добро.
свт.

Скажи же мне, что у тебя собственного? Откуда ты взял и принес с собою в жизнь? …Богатые, захватив всем общее, обращают в свою собственность, потому что овладели сим прежде других. Если б каждый, взяв потребное к удовлетворению своей нужды, излишнее предоставлял нуждающемуся, никто бы не был богат, никто не был и скуден. Не наг ли ты вышел из матерняго чрева? Не наг ли и опять возвратишься в землю?
свт. Василий Великий

Не только тот убийца, который оружием убивает, но и тот, который путь к смерти стелет, или не избавляет от смерти, когда может. Не помогаешь утопающему в воде, когда можешь… не избавляешь от рук убийц брата твоего, когда можешь… не пускаешь в дом свой от мороза трясущегося… презираешь уязвленного и лежащего на дороге… отнимаешь у ближнего своего одежду, которою он одевается; отнимаешь пищу, которой насыщается… не питаешь от голода погибающего… опечаливаешь брата злобою своей… как мечом, уязвляешь его языком… – словом, отнимаешь у ближнего нужное для жизни – убиваешь его. Не помогаешь бедствующему, когда можешь, – убиваешь брата своего, ибо не отвращаешь способ, через который смерть приходит. Ты не помогаешь ему, другой от этого отказывается, и так без помощи оставшийся брат погибает. Ты, и другой, и третий, которые не помогли ему в бедствии его, в погибели его виновны, ибо могли отвратить погибель его помощью своею, но не хотели; не хотели, поскольку любви не имели.
свт.

Не подают милостыни потому, что, мол, пропьют и т. д. Если и пропьет, то это меньший грех, чем то озлобление, которое мы в нем возбуждаем нашим отказом, и та черствость и осуждение, которое мы в себе культивируем.
свящ.

Не имеешь денег, но имеешь хотения; отрекись от них, и посредством их совершай благое. Не можешь благотворить рукою телесною? Благотвори правым произволением: аще согрешит к тебе брат твой, остави ему (), по слову Господню; и это составит для тебя великую милостыню… Великое дело, если кто, имея деньги, подает убогим; миловать же ближних в согрешениях их настолько больше, для получения прощения грехов, во сколько душа, по естеству своему, честнее тела.
преп.

Ибо как разлив одного источника утучняет много пространных равнин; так и богатство одного дома достаточно для спасения множества бедных, – если только скупое и необщительное сердце, как камень, попавший при выходе, не задержит разлива.
свт.

Пока благополучно плаваешь, простирай руку потерпевшему крушение. Одно для всех море, одни мятущиеся волны, подводные камни, утесы, скалы и прочие опасности житейского мореплавания одинаково страшат плавателей. Пока ты не страдаешь, пока безопасно переплываешь море жизни, не проходи немилосердно мимо потерпевшего крушение. Кто порукою тебе в постоянстве благополучного плавания? Ты не достиг еще пристани упокоения. Твоя жизнь еще не дошла до берега, ты еще носишься по морю жизни. Каким проявишь себя к потерпевшему несчастье, такими будут и спутники твоего плавания.
свт. Григорий Нисский

Тот милостив, кто в мысли своей не отличает одного от другого, но милует всех.
преп.

Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, – и не будет услышан» (). А мы часто дивимся отчего Бог не слушает молитв наших? Оттого что бывали, верно, случаи, когда мы затыкали уши свои от речей, которыми умаливал нас нуждающийся.
свт.

Живые отличаются от мертвых не только тем, что смотрят на солнце и дышат воздухом, но тем, что совершают что-нибудь доброе. Если они этого не исполняют, то… ничем не лучше мертвых.
свт.

Мелкие хорошие поступки – это вода на цветок личности человека. Совсем не надо человеку голодному или давно голодавшему съесть полпуда хлеба – достаточно съесть полфунта, и уже его организм воспрянет. Жизнь сама дает удивительные подобия и образы важности маленьких дел. Чтобы всквасить бочку с тестом, совсем не надо ее смешивать с бочкой дрожжей. Достаточно положить совсем немного дрожжей – и вся бочка вскиснет. То же и доброе: самое малое может произвести огромное действие. Вот почему не надо пренебрегать мелочами в добре и говорить себе: “Большое добро не могу сделать – не буду заботиться и ни о каком добре”. Большое добро есть лишь крыша, возведенная на стенах – кирпичиках – малого добра. Так спасается человек: от малого происходит великое. “Верный в малом” оказывается верным в великом.
архим.

Мало помалу, помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Это и значит возлюбить ближнего как самого себя.

Кто дает волю доброму движению своего сердца, тот обогащается прежде всего сам – в его душу входят светлая, целительная сила, радость, мир, врачующие все болезни и язвы нашей души. Жестокосердый, наоборот, сжимает свое сердце, он впускает в него холод, вражду, смерть.
свящ.

Лишь в мыслях своих миллионер обладает своими миллионами. На самом же деле они обладают миллионером, который в большинстве случаев бывает ими связан, принужден к определенному образу жизни, прикреплен к определенному кругу людей, вынужден иметь вокруг себя подозрение, ложь, лесть, зависть, подобострастие, неискренность, покушения на свою жизнь – физическую и душевную. Апокалипсис про такое богатство говорит очень определенно: Ты говоришь о себе, я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды, а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг (). В обратном значении этого выражения можно было бы сказать про какого-нибудь материально бедного человека, богатого добрыми и светлыми чувствами и самоотверженными поступками, но видящего лишь свою бедность, свое ничтожество земное: Ты говоришь, что ты беден, худ, и нищ, и во всем имеешь нужду, а не знаешь, что ты богат во Христе, богат в вечности, и этого богатства, доставляющего тебе вечное блаженство, никто не может от тебя отнять… Собственность есть проводник любви Божьей и человеческой. Но люди часто из корысти делают ее проводником ненависти к Богу и к человеку. Разве все это не рабство, не каторга, увеличивающаяся по мере увеличения состояния? Велико ли то, что можно купить за деньги? Находится ли в числе покупок м и р д у ш и – высшее счастье? Эта прозрачная гармония жизни есть Царствие Божие внутри нас. Благословенна собственность, основанная на любви к Богу и на свободе сердца. «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет». Даруемая собственность приносит благословение. Похищаемая – низводит проклятье. Подлинное обладание человеческое сокрыто лишь в этой евхаристической собственности, идущей от Бога и к Богу чрез человека. «Мое только то, что я отдал», – говорит св. . Отдал… кому? – Богу, нуждающимся людям. Как написано: «расточил, раздал нищим, правда его пребывает во век» (). Человек может сделаться богатым и щедрым в делах милосердия. Среди богатых есть «спрятавшие его для себя», зарывшие богатство в землю, и есть люди, отдавшие его Богу, начавшие себя считать лишь призванными как можно справедливее его распределить в мире. Да, если бы все люди прониклись до конца этим истинным созерцанием реальности, как иначе пошла бы жизнь их; как разлетелись бы и исчезли все ужасные человеконенавистнические теории, одна другую сменяющие в мире, и воцарилось бы одно правильное, настоящее христианское отношение к ценностям земли.
архим.

Не отказывай в пропитании нищему и не утомляй ожиданием очей нуждающихся; не опечаль души алчущей и не огорчай человека в его скудости; не смущай сердца уже огорченного и не откладывай подавать нуждающемуся; не отказывай угнетенному, умоляющему о помощи, и не отвращай лица твоего от нищего; не отвращай очей от просящего и не давай человеку повода проклинать тебя; ибо, когда он в горести души своей будет проклинать тебя, Сотворивший его услышит моление его. …Приклоняй ухо твое к нищему и отвечай ему ласково, с кротостью; спасай обижаемого от руки обижающего и не будь малодушен, когда судишь; сиротам будь как отец и матери их – вместо мужа
()

Когда земля пересохла, ее не напоишь несколькими каплями воды: она нуждается в обильном дожде. Какова нужда, такова и помощь быть должна. Равным образом: каково состояние подающего, такова должна быть и милостыня. Богатый давай больше, убогий может дать меньше. …Помогай тогда, когда еще можно помочь, давай, пока не поздно, пока бедняк не пришел в отчаяние, не предался воровству и другим порокам, пока не умер он с голоду и холоду.
свт.

Одно – благотворить друзьям или благотворившим, или за благотворения воздававшим и вознаграждавшим благотворениями – согласно с разумом; другое – благотворить кому бы то ни было, вовсе не воздававшим добром за добро – человеколюбиво; а третье – благотворить расположенным к нам худо, а иногда и делавшим нам даже вред – выше всякого слова.
преп.

И что расточается на зрелища и распутство, не лучше ли было отдать на церкви и монастыри; неужели и десятой части того, что расходуется на содержание… нельзя бы уделить на пропитание вдов и сирот, на освобождение заключенного должника, на пропитание голодающей семьи бедняка? Но первого хочет мир, и оно исполняется, а второе нужно для души и потому не исполняется. И все пойдет на яства и наряды для этого животного тела, но ничего – на милостыни для души. О, несправедливость человеческая! О, несчастье души! Твоя душа, о человек, погибает от голода добрых дел, а тебя это не касается?
свт.

Не нужно думать, что есть только один вид богатства – деньги. Можно быть богатым богатством молодости, иметь сокровище таланта, дарований, обладать капиталом здоровья. Все эти богатства – тоже препятствия к спасению. Богатство материальное порабощает нас, обостряет наш эгоизм, смущает наше сердце, гнетет нас заботами, страхами, требует жертв себе, как ненасытный демон. Не оно служит нам, а мы обычно служим ему. Но не то же ли и с богатствами здоровья, силы, молодости, красоты, таланта? Не так ли и они усиливают нашу гордость, берут в плен наше сердце, отводя его от Бога. Да, поистине блаженны нищие в смысле имущества – как легко им приобрести евангельскую легкость духа и свободу от земных пут, но блаженны и не имеющие здоровья и молодости (потому что страдающий плотью – перестает грешить), блаженны некрасивые, не талантливые, неудачники – они не имеют в себе главного врага – гордости, так как им нечем гордиться…
свящ. Александр Ельчанинов

Всякий мореплаватель близок к кораблекрушению; тем ближе, чем с большей отважностью плывет. Так и всякий обложенный телом близок к бедам телесным, и тем ближе, чем бесстрашнее ходит с поднятым челом, не смотря на лежащих перед ним. Пока плывешь при благоприятном ветре – подавай руку потерпевшему кораблекрушение; пока наслаждаешься здоровьем и богатством – помоги страждущему. Не дожидайся того, чтобы узнать из собственного опыта, какое великое зло есть бесчеловечие и какое великое благо есть сердце, открытое терпящим нужду. Не желай дожить до того, чтобы Бог вознес руку Свою () на возносящих шею свою и пренебрегающих убогими. Вразумись чужими бедами. Дай хотя самую малость бедному: и то не будет малостью для того, кто во всем нуждается, и для самого Бога, если подаяние будет по силе. Вместо великого дара принеси усердие. Ничего не имеешь? Утешь слезою. Великое врачевство злополучному, когда кто-то от души пожалеет о нем; несчастие много облегчается искренним соболезнованием. Ты, человек, не должен считать человека хуже животного, которое закон велит тебе поднять, когда оно падает в ров, или привести к хозяину, когда заблудится (; )… Если мы обязаны и к бессловесным быть милостивыми, то сколь же велика должна быть любовь наша к тем, кои одного с нами рода и достоинства? Так учат нас и разум, и закон, и справедливейшие из людей, которые полагают, что лучше благотворить, нежели принимать благодеяния, и что милость дороже корысти.
свт. Григорий Богослов

…А если стал пред нами нищий, который едва может говорить от голода, – отвращаемся от того, кто одного с нами естества, гнушаемся им, поспешно бежим прочь, как бы страшась, что, пошедши медленнее, сделаемся участниками в том же бедствии. И если он, стыдясь своего несчастия, потупляет взоры в землю, говорим, что промышляет лицемерием. Если же, понуждаемый жестоким голодом, смотрит на нас смело, опять называем бесстыдным и наглым. Если, по случаю, покрыт крепкою одеждою, которую кто-нибудь ему подал, гоним его от себя, как ненасытного, и клянемся, что нищета его притворная. А если прикрыт согнившими рубищами, опять гоним прочь за зловоние. …Кто имеет возможность уврачевать зло, но добровольно и по любостяжательности откладывает сие, того, по справедливости, можно осудить наравне с убийцами. Кто обнажает одетого, того назовут грабителем; а кто не одевает нагого, хотя может это сделать, тот достоин ли другого какого названия? Алчущему принадлежит хлеб, который ты у себя удерживаешь; обнаженному – одежда, которую хранишь в своих кладовых; необутому – обувь, которая гниет у тебя; нуждающемуся – серебро, которое закрыто у тебя. Поэтому всем тем делаешь ты обиду, кого мог бы снабдить.
свт. Василий Великий

Крепкий пусть помогает немощным, усердный утешает малодушного, трезвенный возбуждает объятого сном, постоянный подает советы непостоянному, воздержанный вразумляет беспечного и бесчинного.
преп.

Пусть будет известно и то, что не все богатые будут осуждены на мучения; также и не все убогие и нищие будут посланы в рай. Много и богатых окажется в Царстве Небесном, много и нищих будет в геенне огненной. …Те богатые, которые приобретают себе богатство от безгрешных промыслов, от своих собственных трудов, от справедливых сборов, которые, кроме того, милосердны и благоподатливы, – такие, как мы сказали раньше, покупают себе великое спасение. Не слышим ли мы, что многие, бывшие в жизни сей богатыми, ныне находятся в Царстве Небесном? Богат был царь Давид, не нищие были и святые праотцы Авраам, Исаак и Иаков, а все они спасены. Также и в новой благодати много было царей, вельмож, богатых и славных, о которых мы знаем, что они спасены, и некоторые из них даже в святцах считаются между святыми. …Нищие же, убогие, которые ленятся работать и трудиться, а питаются воровством, крадут или на разбой идут, или другое что-либо делают худое, или ищут пропитания только от милостыни, от подаяния людского, и лезут в глаза людям, точно смола, хотя другие могли бы и трудиться, и зарабатывать себе хлеб, – такие не получат себе в будущей жизни милости Божией и Царства Небесного. …Таким образом, богачи праведные и добродетельные и в сей жизни богаты, и в будущей жизни наследуют богатство Небесное. Нищие же воры, плуты, пропойцы, лежни, трутни, лодыри и тунеядцы и здесь нищи, и там будут нищи, а сверх того они будут осуждены и на муку вечную, горе имеющим и в лицемерии принимающим, или могущим помогать себе и хотящим принимать от других, ибо кто имеет и принимает в лицемерии или по праздности, вместо того, чтобы, трудясь, и другим помогать, тот понесет от Бога наказание, потому что похитил кусок бедных, – от чего да избавит нас Христос Бог Своим милосердием!..
свт.

Когда даешь, давай щедро, с озаренным радостью лицом. И давай более просимого. Не делай различия между богатым и бедным. Не доискивайся, достоин он или недостоин. Пусть для тебя все люди будут равны, тогда и недостойных ты можешь привлечь к добру. Господь вкушал пищу за одним столом с мытарями и блудницами. Он не удалял от Себя недостойных, и таким образом привлекал всех. Поэтому уравнивай всех людей, даже неверных и убийц, деланием добра и оказанием чести и в каждом умей видеть твоего брата по естеству, даже если он по незнанию уклонился от истины.
преп. Исаак Сирин

Земледелец, имея надежду, что семя его, брошенное в землю, принесет ему больший плод, чем посеяно, не перестает сеять. Но несмысленные же, глупые люди… думают, что только то имение не погибает, которое истрачено на видимое, то есть на суету и прихоти мира сего. Потому они и сами не на милостыню, но на плотские похоти тратят имения свои, а над теми, которые расточают и дают убогим, смеются.
свт. Тихон Задонский

Не суди о сем, кто достоин и кто недостоин (твоей благотворительности). Может случиться, что, выбирая достойнейших, ты и ошибешься. Если же кто на этот счет сомневается, то лучшим пусть находит он недостойному добро оказать ради достойного, чем осторожность соблюдать по отношению к менее достойным и заподозрить старательного. Твои разборчивость и взвешиванье, кому по всей справедливости приличествует твое даяние и кто не достоин его, делают возможным, что ты и о некоторых из друзей Божиих вознерадишь. Но за это возмездием служит вечное наказание огнем. Оттого же, что сподряд всем нуждающимся ты даешь, происходит, с необходимостью, что и тех привлекаешь ты в круг своих благодеемых, которые могут исходатайстовать тебе спасение у Бога. Не суди, следовательно, чтобы самому тебе не быть судимым; какою мерою мерите, такою и вам будут мерить, мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною тебе будет возвращено (; ). …Радостный благодетель есть тот, кто радуется, раздавая, и не скупится подобно (богато) сеющему, чтобы богатую и жатву снять; дает он без ворчливости, без брани и печали, участливо; это истинная благотворительность. Но еще лучше этого тот, о коем Господь в другом месте говорит: Всякому, просящему у тебя, давай (). Такая щедрость поистине Богу свойственна. Вот учение о совершеннейшем: не ожидать просьбы, а самому того отыскивать, кто достоин благодеяния. Открой сердце твое для всех, не отвращая презрительно взоров твоих от тел их, ни к старости их не относясь немилосердно. Если и очень беден кто-либо из них или уродлив, или болен, не питай в твоей душе досады и не отворачивайся от него. Все это представляет собой лишь со вне на нас наброшенное одеяние; это есть лишь орудие нашего вступления в мир, дабы мы в этой общей школе могли меж собой обращаться… К чему после этого для Бога обнаружение еще каких-нибудь иных тайн любви? За каждого из нас предал Он Свою, стоющую всей вселенной жизнь. Он желает и от нас пожертвования этого друг за друга. А если мы обязаны жизнь свою слагать за братьев и желаем войти в этот союз со Спасителем, то стоит ли нам скряжнически у себя удерживать то, что принадлежит этому миру, что собою представляет нечто нищенское, чуждое (нашему существу) и бренное?

Что такое милосердие, в каких людских поступках оно проявляется – актуальный вопрос. Современный мир имеет развивающуюся большими темпами технологическую революцию, упростившую повседневную жизнь каждого из нас. В гонке за личными благами, незаметно мелькают чужие проблемы, но кто захочет остановиться, подать руку помощи нуждающемуся в поддержке, ведь у каждого свои заботы.

Милосердие - что это?

Доброта сердца, перенимающая чужие страдание и проблемы, желание протянуть руку помощи, невзирая на вину или невиновность человека – вот что значит милосердие. Основа любви к ближнему, наличие которой помогает спасать жизни и решать чужие проблемы, проявлять понимание, оказывать помочь другому – избавлять ближнего от трудных обстоятельств. Тесно связанные с милосердием черты характера:

  • сострадание;
  • сочувствие;
  • доброжелательность;
  • забота;
  • бескорыстность;
  • понимание;
  • снисхождение;
  • гуманность.

Что такое милосердие - нравственное , в котором человек проявляет безвозмездную опеку к ближнему, потратив собственный ресурс – время, деньги, здоровье. Проявляя милосердие человек, может получить незаслуженный упрек (моральное оскорбление) в глазах окружающих, которые принимают милосердие за проявление незаслуженного уважения или элементарной глупостью.


Милосердие в христианстве

В религии милосердие – важная добродетель, указывающая, что проявление заботы к ближнему - это проявление любви к Господу и что каждый человек «создан по подобию Божьему». Всепрощающая любовь, выражается в христианской милости проявить ее можно по отношению к душе и телу нуждающегося. Добрые христианские дела, проявление которых спасают человеческую душу:

  • навернуть грешника от заблуждений;
  • не просвещенному подать урок доброты и истинны;
  • дать мудрый совет находящемуся в трудных обстоятельствах или опасности;
  • дать утешение пребывающему в печали;
  • не отвечать злом на злой поступок;
  • прощать обидчиков;
  • молиться за ближних.

Дела телесной милости к ближнему:

  • накормить голодного;
  • напоить жаждущего;
  • одеть нагого;
  • посетить больного;
  • посетить узника в темнице;
  • приютить странника;
  • похоронить умершего.

Для чего нужно милосердие?

Стремление жить в мире, наполненном радостью и приятными взаимоотношениями, заложено в человеке. Милосердие и доброта – фундамент гармоничных отношений во многих религиях и древних культурах, им посвящены работы философов. Строить отношения в социуме по принципу справедливости легко анализируя ошибки другого человека, но такая позиция лишает возможности получить снисхождение в трудную минуту.

Получать помощь не требуя взамен отплаты – развиваться духовно, вкладывать свою лепту для изменений в лучшую сторону, привносить в мир добро, дарить радость. Никто не знает, в какую трудную минуту возникнет его нужда в помощи, кто окажется рядом – сделает милосердный поступок, невзирая на социальный статус или прошлые ошибки. Отрывать от сердца частичку доброты и заботы всегда приятно.


Что значит - быть милосердным?

Быть милосердным значит, что направленное другому человеку благо отдано безвозмездно – не для всеобщей похвалы, публичного признания или последующего благодарения. Милосердие успокаивает совесть – подаренный шанс протянуть руку помощи человек не отверг, а в силу своей возможности облегчил жизненные обстоятельства находящегося в худом положении дел. Милосердие погашает гнев, подавляет эгоизм, а это возможность накопить духовные богатства:

  • мудрость;
  • радость;
  • простоту в общении;
  • искренность;
  • человеколюбие.

Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

Милосердие и сострадание, сделанное анонимно, считается высшей степенью добродетели. Проявление таких качеств не простая задача – отнять собственные средства и силы для помощи чужому человеку, великодушный поступок, достойный уважения. Основные принципы милосердного отношения основываются на любви к ближнему, проявленной заботе и оказанной помощи. Быть милосердным значит:

  • забыть о личной выгоде;
  • идти на уступки забывая причиненные обиды;
  • уметь выслушать;
  • подавить страх (приходя в больницу не думать о том, что можно заразиться болезнью);
  • жертвовать деньги нуждающимся (доступную долю средств, незначительную для подающего человека);
  • находить час для чужих проблем (навещать родственников и знакомых – престарелых, инвалидов, сирот);
  • помогать в простых повседневных вопросах (показать адрес, предостеречь об опасности, дать подсказку для решения вопроса, помочь человеку с ограниченными физическими способностями).

Почему человек должен быть милосердным?

Проблема милосердия и нехватки любви к окружающим влечет страдания в окружающем мире и людских сердцах. Принцип личной выгоды – создавать себе комфортные условия, невзирая на проблемы других людей - тешит самолюбие и множит эгоизм. Быть милосердным - значит принимать активное участие в решении чужих проблем, умножать доброту, дарить любовь, изменять мир в лучшую сторону. Вспоминая фразу китайского мудреца Лао Цзы о милосердии, можно сказать его словами: «Кто берет – наполняет ладони, кто дарит – наполняет сердце».

Милосердие в современном мире

Любовь и милосердие понятия связанные между собой в религии. Дела, совершенные для облегчения страданий другого, выраженные без любви - являются чувством жалости, иногда подкрепленные упреками и холодным расчетом. Милосердие в нашей жизни, проявленное с любовью подкрепляет духовно, дарит надежду на изменения в лучшую сторону, спасает в трудную минуту жизнь, дарить душевное спокойствие, учит, что добрый поступок непременно выше, чем злой.

Нужно ли милосердие в наше время?

Милосердие в наше время – зеркало, показывающее нравственный облик личности. Современный мир наполнен контрастами, социальный статус, разделяющий людей, показывает, что бедному и простому легче разделить страдания нуждающегося, ибо они ему знакомы. Богатому и знатному нет дела к элементарным заботам и проблемам других людей, даже если он в состоянии оказать помощь и устранить проблемы для тысяч людей.

Как много статей написано на тему милосердия. Одни пытаются раскрыть суть этой добродетели, вторые - показать её значимость, а третьи и вовсе опровергают её бескорыстие. И все же суть милосердия, как и прежде, ускользает от них, словно утрешний сон, растворяющийся в глубинах сознания.

А все потому что нельзя просто взять и описать обычными словами такое явление, как милосердие. Пример - вот что нужно для лучшего понимания. Ведь только благодаря ясным образам человек способен понять мысли другого человека. А иначе написанный текст так и останется лишь буквами на экране.

Толковый словарь дает нам довольно сухое значение этого слова. Согласно ему, милосердие - это всего лишь проявление сострадания к другому человеку. Это прощать друг друга, отбросив назад все амбиции и предубеждения.

Казалось бы, дополнить эту формулировку нечем. Но, перечитывая эти строчки снова и снова, постепенно убеждаешься в том, что здесь чего-то не хватает. Как будто в тени осталось что-то недосказанное, способное расставить все по своим местам.

Ведь милосердие - это не просто чувство внутри нас. Это мощная сила, способная вершить благие дела. И если понять ее, осмыслить и научить ей других, то вскоре мир изменится навсегда. Но давайте обо всем по порядку.

Невидимый мир нашей души

Итак, как лучше понять Что же, для этого нужно заглянуть внутрь себя. Попытаться рассмотреть тот далекий, неведомый мир, в котором обитают наши чувства. Ведь именно там рождается и вызревает милосердие.

Но оно не может долго существовать одно. Без любви к ближним и доброты в сердце милосердие быстро угасает. Поэтому милосердными могут называться лишь те, кто воспитал в себе эти добродетели. Осознание этого факта поможет лучше понять природу рассматриваемого нами понятия, так сказать, увидеть его истоки.

Зачем нужно милосердие?

Рассуждая на тему милосердия, невозможно не поинтересоваться: «А разве оно так важно в современном мире?» Вопрос вполне оправданный. Ведь сейчас эпоха прогресса, миром правят а почти все знакомства основываются на взаимной выгоде. Разве в таком обществе милосердие не утратило своей значимости?

Ответ кроется в самом вопросе. Да, мир сейчас становится намного суровее, ведь капитализм и вечная конкуренция сделала нас похожими на хищников. Но именно поэтому добро и милосердие так важны сейчас. Не будь их, люди давно бы перегрызли друг другу глотки в погоне за своим кусочком счастья.

Милосердие - это сдерживающий барьер, который не позволяет человечеству упасть в пропасть своих амбиций и желаний. Оно, словно небольшой плот, удерживает нас на плаву в море грехов и пороков. Именно поэтому современный мир так сильно нуждается в такой добродетели, как милосердие. Пример, доказывающий истину этого утверждения, легко можно найти в реальной жизни. Ведь каждый день кто-то совершает акт милосердия по отношению к другим. Это может быть обычное подаяние бедняку или же сбор денег на нужды детского дома.

В чем разница между христианским и светским милосердием

Стихи о милосердии - привычная норма для христианской общины. Многие псалмы и откровения посвящены этой теме. Оно и неудивительно, ведь милосердие к другим - это основная добродетель для верующего человека. Но есть ли разница между обычным проявлением сострадания и тем, что проповедуют христиане?

Нужно понимать, что любой христианин желает попасть в рай, а иначе какой смысл в его вере? Естественно, с этим утверждением можно поспорить, и все же... вряд ли найдется человек, который добровольно захочет отправиться в ад. Но сейчас не об этом. Куда важнее то, что за проявлением христианского милосердия практически всегда стоит желание угодить Богу. То есть именно он является тем фактором, что влияет на сострадание верующего.

Если говорить о светском милосердии, то оно исходит непосредственно из сердца. Его источником являются и ценности индивидуума. Такой человек не ждет похвалы и награды свыше, его цель - само милосердие. Пример этого можно увидеть в тех ситуациях, когда люди пытаются решить определенные накормить голодающих, дать кров бездомным, помочь раненым и так далее.

Милосердие - пример самого благородного чувства

Хотя совсем неважно, что является источником этого чувства. Ведь, благодаря тем поступкам, что совершает человек под его воздействием, мир становится лучше изо дня в день. Помощь сиротам, доставка медикаментов в борьба с голодом в африканских деревнях - все это стало возможным только благодаря усилиям людей, в сердцах которых горит пламя милосердия.

Радует то, что увидеть проявление этой добродетели можно не только на экране, но и в реальной жизни. Парень, помогающий старушке перейти дорогу; добрая женщина, ежедневно подкармливающая бездомных псов; неизвестный писатель, читающий сказки в детском приюте; тысячи волонтеров, сдающие кровь для нужд больницы... Все они - яркие примеры человеческого милосердия, разбивающие привычные стереотипы современного мира.

Отвечают полицейский, студент-медик из Малайзии, «Владимир Ленин», школьница, писатель, офицер, израильский инженер на пенсии, историк философии, начальник юридического отдела из Челябинска. Опрос на улицах Москвы показал, что милосердия не хватает всем, но люди понимают это слово по-разному.

Павел, 24 года, полицейский

– Что для вас милосердие?
– Это доброта.

– Нужно ли в современном мире милосердие?
– Конечно, нужно, потому что мир стал жестоким. Люди стали более эгоистичными, это проявляется в жадности каждого отдельного человека. Потому что каждый человек хочет выжить в данной среде и не хочет помочь другому. А помогать нужно всем.

– Даже тем, кто сам виноват в своей беде, например алкоголикам?
– Если человек неизлечим, то это же не значит, что ему нельзя помочь.

– Приходилось ли вам сталкиваться с милосердием в своей жизни.
– Я сирота, и родственники взяли меня в семью и довольно сильно мне помогли в плане воспитания, становления идей, мыслей и мечты на будущее. Для меня это много значило. Если потеряешь обоих родителей, то нет особого желания к чему-то стремиться.

– В вашей работе есть место милосердию?
– Вот поймали мы какого-то преступника, который ограбил человека. А сколько людей пострадали? У кого-то он, может быть, последнее забрал? Его поимка – это милосердие по отношению к тем, кто мог стать следующей жертвой.

– Расскажите какой-нибудь конкретный случай из вашей жизни.
– Была драка на вокзале. Я был одет не по форме и шел по вокзалу, увидел, как незнакомые мне люди дерутся, и я их разнял.
–Как вам это удалось, это же не так просто?
–Ну как, репа то не маленькая.

Игорь, 30 лет, начальник юридического отдела компании по производству насосного оборудования


– Это сострадание не только к близким, но и вообще, ко всем окружающим. Сочувствие, выражающееся в определенной помощи людям в трудные для них моменты.


– Обязательно. Без милосердия никуда. Если у нас в наших сердцах не будет милосердия, то мы и людьми себя считать не имеем права. Без милосердия появляется равнодушие к общим проблемам, человек начинает замыкаться на себе, на своих благах, становится безразличным. Я считаю, у нас такого не должно быть в обществе.


– Я лично и наша компания помогаем детскому дому и дому престарелых в Челябинской области. Мы организуем детские праздники, недавно построили игровые площадки, а в дом престарелых собираем необходимые вещи. Есть группа людей, которые проявляют неравнодушие. Это не только личная вера, но еще и воспитание.

Аравинден, студент-медик из Малайзии

– Что для вас значит милосердие?
– Милосердие – это когда один человек помогает другому, это должно происходить везде. Милосердие нужно, чтобы снять груз с плеч некоторых людей.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– На прошлой неделе я ехал в метро, и одна дама ехала с большой сумкой и не могла спуститься. Она попросила меня о помощи, и я помог ей, а потом пошел дальше. А дальше была еще одна лестница, и я решил дождаться женщины и помочь ей еще раз, и она сказала «спасибо большое».

– В вашей стране больше милосердия?
– Да, конечно. Я живу в России три года. Жизнь людей здесь и в Малайзии сильно отличается. Я не вижу здесь людей, которые помогают окружающим. Между тем, это обычное дело в моей стране, я это видел множество раз. Где бы ты ни был, если у тебя на улице что-то случилось, к тебе подходят и спрашивают «чем могут вам помочь». А здесь люди просто проходят мимо и не обращают внимания, им все равно.

«Владимир Ильич Ленин»

– Что для вас значит милосердие?
– Если жалеть человека, который сам себе вредит, сам себя в гроб загоняет, например, пьяниц, то это не милосердие. Наверное, их не стоит жалеть, потому что они сами выбрали себе дорогу. Но если человек заболел или как-то иначе попал в беду по независящим от него причинам, тогда естественно можно проявить милосердие.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– Я в своей жизни стараюсь больше надеяться на свои силы и больше сам помогаю, чем мне помогают. Несколько раз было, что и мне помогли, но в основном препятствуют. Здесь, например, наши доблестные органы сделали преступников, таскают и таскают в свое отделение.

Я подарил племяннику квартиру. Дочке оставил другую квартиру. А когда уйду, то сразу осчастливлю большое количество родственников, потому что заработал не Ленине за 20 лет на четыре квартиры и собираю на пятую.

Когда я начинал, то надеялся, что у меня будет собственный самолет – так резво все начиналось. Но вдруг всего этого не стало, поэтому остановился на квартирах.

С меня начали копировать образ, но другим «Ленинам» как-то не везет. Я думал, кто-нибудь меня превзойдет, появится нормальный, достойный Ленин. Когда они приходили, от меня зависело, оставить их здесь или нет – я имел влияние на милицию. По доброте своей я решил ладно, пусть работают. Мало того, дарил им вещи с собственного плеча, то пиджак, то кепку. Но все они начали вместо того, чтобы идти вверх, опускаться, стали алкоголиками. Деньги легкие, под рукой, они их зарабатывают и сразу пропивают. Получилось, что вместо добра я причинил им зло.

Евгения, 16 лет, школьница

– Что для вас значит милосердие?
–Сейчас так мало милосердия и у нас, и везде. Люди помогают только если заболел, например, ребенок, и надо его вылечить, но и то очень мало. Люди становятся злыми, становится меньше добра, мир деградирует.

– Почему вы так думаете?
– Из-за людей, их поступков. Люди и знакомые мне, и незнакомые в интернете смеются над больными, над немощными. Это плохо, и это я считаю злым. Или они говорят в лицо одно, а за спиной могут говорить совсем по-другому, и на самом деле они оказываются совсем другие, скрывают свои эмоции и свой характер.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– Я помогаю больным детям или могу немного денег подать прохожим на улице или положить в ящик для сбора на какую-нибудь операцию. Могу помогать родным, в том числе душевно. Например, если у них проблема, то можно подсказать решение, а если человек плохо себя чувствует, то помочь ему добрым словом, как-нибудь поддержать. Может, это и есть милосердие?

Сергей Павлович, писатель, бывший энергетик

– Что для вас значит милосердие?
– Милосердие это сложное понятие. Для некоторых людей милосердие – это так, знаете, развлечение. А настоящее милосердие – это когда ты отдаешь последнее и действительно хочешь помочь кому-то.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– Я писатель и эту тему тоже прорабатывал. За всю жизнь, а она у меня была большая, так чтобы по-настоящему милосердие, такого не было. Доброта была, забота, а милосердия – не было. Милосердие это что-то более высокое.

В мое время люди как-то лучше относились друг к другу. Так воспитывают сегодня – ты должен сам побеждать, быть эгоистом и все пробивать в этой жизни. Основа сегодняшней жизни – конкуренция.

Вот я читал, что Шварценеггер за годы своей актерской карьеры в своих фильмах убил 549 человек. Хотя он не очень много убивал, а больше красовался. Такие фильмы немножко вызывают жестокость. Особенно много в детских играх, непрерывно убивают и убивают. Для многих сейчас убийство человека – это уже так, ничего особенного.

Я четыре года жил на Кубе, там милосердие может быть проявить сложно, потому что все с одинаковым уровнем достатка, но люди там были добрее.

Н., 39 лет, историк философии и религии

– Что для вас значит милосердие?
– Никогда не задумывалась об этом. Русский язык такой богатый. Составное слово – милующее сердце.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– По отношению ко мне – да. С моей стороны – намного реже. У меня, например, очень тяжело заболела мама, у нее нашли рак, и я фактически осталась одна с этой бедой. Я заканчивала институт, поступала в аспирантуру, и денег у меня не было совсем, а оплачивать надо было все.

Я сразу подготовилась к тому, что попаду в страшную передрягу, чуть ли не до продажи квартиры. Все люди, с которыми я встречалась, может быть, видя мой возраст, не взяли с меня ни копейки, все врачи помогали как могли. А когда надо было заплатить очень большие деньги за химиотерапию, они сделали так, что мы смогли получить ее бесплатно.

Я вылечила маму. От меня не потребовалось продавать квартиру, хотя я бы это сделала. Для меня это был колоссальный акт милосердия, абсолютно не банальный. Причем сопли никто не разводил – есть у человека работа, и он ее делал. Очень конкретно, очень спокойно, меня буквально водили за руку по этапам лечения. И я пришла немного в себя. В итоге врачи сохранили не одну, а две жизни.

– Что, вы совсем никому не помогали?
– Почему никому? Что я, совсем урод что ли? Деньги я даю, просто целенаправленно – не нищим, а конкретным людям, которых я знаю. Старым, соседям, близким. Я не совершаю каких-то поступков. Это очень просто, делать какие-то посильные конкретные вещи, без совершения «акта милосердия». Покупаю, например, достаточно дорогие лекарства одинокому человеку, который не может их купить.

Или моя мама лежала в палате, в которой было девять человек. Нет ни санитарок, никого. Приди, помоги, убери, правильно? Все в пыли, убери ты эту пыль, людям дышать легче станет. То есть какие-то элементарные вещи. Не думаю, что это милосердие. С другой стороны, людям полегче стало, доброе слово от меня услышали. Может быть, боль несколько уменьшилась.

Константин, 41 год, офицер

– Что для вас значит милосердие?
– Как гражданин России я считаю, что милосердие – это бескорыстная помощь.

– Нужно ли милосердие и почему?
– Нужно обязательно, потому что оно является одной из основ общества. Если в обществе отсутствует милосердие, то оно само себя погубит. Воины, идущие на войну, должны быть уверены, что если они погибнут, их семьи будут поддержаны. А воины, вернувшиеся с войны, должны быть уверены, что их государство тоже поддержит. Так же и социальные катаклизмы, которые дорого обходятся многим слоям общества.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– Конечно. Я долго служил в Азии, приходилось спасать людей, которые попадали в тяжелые ситуации. Мы там служили, места пустынные, поселки через 150-200 километров, а морозы зимой бывают по 30-40 градусов.

Ситуации разные были: техника ломается, местное население, охотники, иногда застревали в глуши, мы их спасали. На стойбищах до сих пор сакманщиками работают без документов славяне, в том числе русские. Они бегут из рабства, их ловят, это ни для кого ни секрет. Беглых мы тоже спасали.

Эйтан Дегани, пенсионер из Израиля, бывший инженер

– Что для вас значит милосердие?
– Это способность одного человека действовать с любовью по отношению к другому человеку или множеству людей, или к животным. Это способность давать другому. Лично для меня милосердие это действовать с личным чувством по отношению к другим. Я не уверен, равняется ли милосердие состраданию. Сострадание – это видеть другого с высшей точки зрения, понять, чего он хочет, и помочь ему с этим.

– Нужно ли милосердие в современном мире?
– Не знаю, понимает ли кто-нибудь мир, если только он не смотрит на него с религиозной точки зрения. Религиозная точка зрения дает общую картину с Богом и так далее. Мир нуждается в милосердии. Чем больше мир стремится смотреть на все с точки зрения экономики, тем меньше он замечает людей. Он думает только о развитии, о том, как заработать больше денег, и он не заботится о людях.

То же самое можно сказать про политиков и олигархов. Вы слышали про 99%, что элита составляет менее 1% населения, и им принадлежат все богатства? Это несправедливость по отношению к остальным людям. Повсюду в мире сейчас восстания и беспорядки. В Испании, России, в США на Уолл-стрит. Конечно, правительства действуют без сострадания. Они действуют с точки зрения того, как управлять людьми. А я бы хотел, чтобы политики смотрели на людей с большим состраданием, а не с этой эгоистичной точки зрения «как сохранить правительство». Да и некоторым религиям нужно больше сострадания.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– Да, вчера мы остановили такси… Надеюсь, это не пойдет в КГБ? Нет? Хорошо. Мы увидели женщину с табличкой и попросили водителя такси остановиться. Она выглядела бедной, а на табличке было написано, что у нее двое детей. Все трое из нас, сидевшие в такси, дали ей немного денег. Это произошло просто автоматически.

МИЛОСЕРДИЕ сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию. В европейской христианской культуре идея милосердия… … Философская энциклопедия

Милосердие - Милосердие ♦ Charité Бескорыстная любовь к ближнему. Милосердие – вещь весьма полезная, ибо далеко не всякий ближний способен вызвать в нас бескорыстный интерес. Поскольку к ближнему мы по определению относим любого человека без… … Философский словарь Спонвиля

Божье милосердие.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. милосердие сострадание, сердобольность, сострадательность, жалость, сердоболие Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

милосердие - (милосердие) незаслуженные доброта и сострадание А. Человеческое милосердие 1. Заповедь быть милосердным милосерден Господь: Лк 6:36 призыв к милосердию: Рим 12:8; Иуд 22 милосердие важнее, чем жертва: Ос 6:6; Мих 6:6–8; Мф 9:13 2. Выражение… … Библия: Тематический словарь

- (христианство) христианская добродетель Милосердие см. Благотворительность Caritas Romana («милосердие по римски») … Википедия

МИЛОСЕРДИЕ, милосердия, мн. нет, ср. (книжн.). Готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Проявлять милосердие. Взывать к милосердию. ❖ Сестра милосердия, брат милосердия см. сестра, брат. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

МИЛОСЕРДИЕ, готовность помочь кому нибудь, проявить снисхождение к кому нибудь из сострадания, человеколюбия, сердечного участия, деятельная помощь кому нибудь, вызванная этими чувствами … Современная энциклопедия

Сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия различного рода помощь, благотворительность и т. п … Большой Энциклопедический словарь

МИЛОСЕРДИЕ, я, ср. Готовность помочь кому н. или простить кого н. из сострадания, человеколюбия. Проявить м. Взывать к чьему н. милосердию. Общество «М.». Действовать без милосердия (жестоко). Сестра милосердия женщина, ухаживающая за больными … Толковый словарь Ожегова

Англ. charity; нем. Barmherzigkeit. 1. Деятельное сострадание и конкретно выраженная доброта по отношению к нуждающимся, обездоленным. 2. Одна из дарованных свыше добродетелей во всех мировых религиях, способствующая преодолению греховности и… … Энциклопедия социологии

Сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия различного рода помощь, благотворительность и т. п. Политическая наука: Словарь справочник. сост.… … Политология. Словарь.

Книги

  • Милосердие , Ласло Немет. Роман известного венгерского писателя Ласло Немета (1901 - 1975) повествует о сложных переживаниях молодой девушки, ищущей для себя в жизни, в отношениях с окружающими, в любви, на врачебном…

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...