Цель человека по г с сковороде. Биография сковороды григория саввича

Российская империя

Школа/традиция: пантеизм

Григо́рий Са́ввич Сковорода́ (22 ноября (3 декабря) , село Чернухи Киевской губернии (ныне Чернухинский район Полтавской области) - 29 октября (9 ноября) , село Ивановка Харьковской губернии) - русский и украинский философ, поэт, педагог, писавший свои работы на церковнославянском языке . Иногда Сковороду называют «первым философом Российской империи », хотя сам он был связан с западнорусской традицией XVII века , а не Российской империи конца XVIII - начала XX века .

Биография

Григорий Сковорода родился 22 ноября (3 декабря) в селе Чернухи Полтавской губернии (ныне Чернухинского района Полтавской области Украины) в зажиточной семье казака . Сначала учился в Киевской духовной академии, а затем был отправлен в придворную певческую капеллу (в Санкт-Петербург).
В 1744 году получил увольнение с должности певчего, в звании придворного уставщика, и перебрался в Киев продолжать обучение в академии. Желая постранствовать по миру, притворился сумасшедшим, вследствие чего был исключён из бурсы. Вскоре в качестве церковника при генерале Вишневском отправился заграницу. За три года побывал в Польше, Венгрии (был в Токае), Австрии (по некоторым данным, также в Италии и Германии), овладел несколькими языками, в том числе латынью , древнегреческим, древнееврейским и немецким. Знал как древнюю, так и новоевропейскую философию. В начале 1750-х преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был также домашним учителем. Написал для семинарии «Руководство о поэзии»; когда же переяславский епископ потребовал, чтобы Сковорода преподавал предмет по старине, Сковорода не согласился, вследствие чего был уволен. В - преподавал в Харьковском Коллегиуме. За неортодоксальные мысли, к тому же истолкованные в превратном смысле, дважды был отстранен от работы, но возвращался. Будучи отстранён в третий раз, уже к преподавательской деятельности не вернулся.

В последующие годы Сковорода по большей части вел жизнь странствующего философа-богослова, скитаясь по Слободской Украине, останавливаясь в крестьянских избах. Он отказывался от предлагаемых ему должностей и занятий, посвящая свое время поучению людей нравственности - как словом, так и своим образом жизни. Труды философа при жизни не печатались. Писал на книжном церковно-славянском языке.

Мировозрение

Философские трактаты и диалоги

В своих работах Сковорода почти никогда никого не цитирует и ни на кого не ссылается:

  • Асхань («Симфоніа, нареченная Книга Асхань о познаніи самого себе»)
  • Наркисс («Наркісс. Разглагол о том: узнай себе»)
  • Беседа, нареченная двое, о том, что блаженным быть легко
  • Диалог, или разглагол о древнем мире
  • Разговор пяти путников о истинном счастии в жизни (Разговор дружеский о душевном мире)
  • Кольцо. Дружеский разговор о душевном мире
  • Книжечка, называемая Silenus Alcibiadis, сиречь Икона Алкивиадская (Израилский змий) (1776)
  • Книжечка о чтении священн. писания, нареченна Жена Лотова (1780)
  • Потоп змиин (конец 1780-х)
  • Алфавит мира (Разговор, называемый алфавит, или букварь мира; 1775)
  • Брань архистратига Михаила со Сатаною о сем: легко быть благим (1783)
  • Пря бесу со Варсавою
  • Начальная дверь к христианскому добронравию (1769-1780)
  • Икона Алкивиадская
  • Сад божественных песен

Басни

  • «Басни харьковские» (1774)
  • «Благодарный Еродий»
  • «Убогий жаворонок»
  • «Басня Эзопова»

Цитаты

  • О, Отче мой! Трудно вырвать сердце из клейкой стихийности мира!
  • Мир ловил меня, но не поймал (надпись на могиле).
  • Благословен Господь, сделавший всё трудное ненужным и всё нужное - нетрудным!
  • Бог создал мир так, что все, что нужно, не очень сложно, а все, что сложно - не очень нужно.
  • Той ближче усіх до неба, кому нічого не треба.
  • Всяк должен узнать себе, сиречь свою природу, чего она ищет, куда ведет, - и ей последовать… Конь ли еси? - Носи седока. Вол ли еси? - Носи ярем. Пес ли борзый? - Лови зайцы. Дацкой ли? - Дави медведя.
  • Не все то яд, что неприятно на вкус.
  • Добрый ум делает легким любой образ жизни.
  • Бери вершину и будешь иметь середину.

Ссылки

  • Сковорода, Григорий Саввич - Биография. Библиография. Философские, этические взгляды. Высказывания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Григорий Саввич Сковорода" в других словарях:

    - (1722 1794 гг.) украинский философ, поэт, музыкант, педагог Мы должны быть благодарны Богу, что он создал мир так, что все простое правда, а все сложное неправда (парафраз П. Л. Капицы). Что может быть вреднее человека, обладающего знанием самых… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Григорий Сковорода Сковорода Григорій Савич … Википедия

    - (1722 1794), украинский философ, поэт, музыкант, педагог. С 70 х гг. вёл жизнь странствующего нищего философа; сочинения Сковороды распространялись в рукописях. Продолжал традиции демократической украинской культуры. В философских диалогах и… … Энциклопедический словарь

    СКОВОРОДА Григорий Саввич - (22.11 (3.12). 1722, с. Чернухи Полтавской губ. 29.10(9.11). 1794, с. Пан Ивановка, ныне Сковородиновка Харьковской обл.) философ, поэт, музыкант и педагог. В 1738 г. поступил в Киево Могилян скую академию, но в 1742 г. призван в императорскую … Русская Философия. Энциклопедия

    Сковорода (Григорий Саввич, 1722 1794) украинский философ, сын простого казака; учился в киевской духовной академии, а потом был отправлен в Санкт Петербург в придворную певческую капеллу; в 1744 г. получил увольнение от должности певчего, с… … Биографический словарь

    Украинский философ, поэт, педагог. Учился в Киево Могилянской академии. В 1750‒53 (по др. данным, 1747‒1750) был за… … Большая советская энциклопедия

    - (1722 1794) укр. философ, поэт, педагог. Учился в Киево Могилянской академии, где слушал лекции М. Козачинского, Г. Конисского, С. Тодорского. Преподавал в коллегиумах Переяславля и Харькова. С 1769 вел жизнь странствующего философа. Сочинения С … Философская энциклопедия

    СКОВОРОДА Григорий Саввич - (1722—94), украинский философ, поэт, педагог. С 70 х гг. вел жизнь странствующего нищего философа. Сб. стихов «Сад божественных песней» (написаны между 1757 и 1785), прозаич. цикл «Басни харьковские»; филос. диалоги и трактаты. Соч.… … Литературный энциклопедический словарь

    - (1722 94) украинский философ, поэт, музыкант, педагог. С 70 х гг. вел жизнь странствующего нищего философа; сочинения Сковороды распространялись в рукописях. Продолжал традиции демократической украинской культуры. В философских диалогах и… … Большой Энциклопедический словарь

Жизнь украинского просветителя, философа, поэта и педагога - Григория Саввича Сковороды - вскоре после его смерти обросла легендами. Единственным достоверным источником считается небольшая биография, написанная Н. Коваливским - другом и учеником философа. Биография Григория Сковороды коротко излагает жизненный путь поэта. В ней упущено довольно многое, поэтому некоторые факты из жизни Сковороды остались по сей день сомнительными.

Становление философских взглядов

Будущий просветитель родился в 1722 году на Полтавщине, в селе Чернухах, в небогатой казацкой семье. Первичное образование он получил в сельской школе, а с 12 лет учился в Киево-Могилянской академии. С перерывами Сковорода проучился в академии 19 лет. Ее библиотека стала для него кладезем знаний. В учебе будущий философ всегда был первым, поэтому педагоги его уважали, а другие ученики на него равнялись. За время обучения в академии Григорий досконально выучил латинский, греческий, церковнославянский, польский и немецкий языки. В меньшей степени он знал еще несколько языков. Сковорода Григорий Саввич, кроме иностранных языков, очень любил литературу и философию.

Российский период

В 1741 году Григорий Сковорода, краткая биография которого стала предметом нашего сегодняшнего разговора, отправился в Россию. В Москве и Санкт-Петербурге он пел в придворной капелле. Кстати говоря, музыка была еще одной страстью Григория. Он на протяжении всей жизни исполнял песни, как свои, так и других авторов, играл на скрипке, флейте, дудке, гуслях и бандуре.

Европейский период

В 1744 году, состоя при дворе императрицы Елизаветы, Сковорода вернулся в Киев, но ненадолго. Со свитой генерал-майора Ф. Вишневского он отправился в Венгрию, где планировалась стройка церкви русского консульства. В ней Григорий получил должность певчего. Вишневский пригласил с собой Сковороду не только потому, что тот прекрасно пел. Немаловажным был также тот факт, что начинающий философ был прекрасным собеседником, хорошим переводчиком и, наконец, земляком Вишневского. В период с 1745 по 1750 год Сковорода с генералом посетили Австрию, Польшу, Словакию, а также Италию. В Италии Григорий обрел массу интересных знакомств и на протяжении трех лет обучался в университете Галле у известного на тот момент физика и философа Х. Вольфа.

Возвращение на родину

Как можно заметить, биография Григория Сковороды изобилует путешествиями. В 1753 году он сменил образ кочующего философа на образ оседлого мудреца, однако ненадолго. Вернувшись в Украину, мужчина устраивается преподавателем поэзии в Переяславском коллегиуме. За основу своего курса он берет собственный учебник, не лишенный новаторских, смелых постулатов. Переяславскому епископу такая методика пришлась не по вкусу, поэтому он потребовал, чтобы Сковорода доносил свою дисциплину до детей в классическом виде. Григорию, конечно же, не понравилось, что епископ, будучи совершенно некомпетентным в искусстве пиитики, поучает его. Философ ответил на оскорбление латинской поговоркой, которая констатирует малограмотность священнослужителей на артистическом поприще. Вопрос об отстранении Сковороды с должности преподавателя поэзии был решен духовным судом.

Работа у помещика

В 1754 году помещик С. Томара пригласил Сковороду стать учителем его сына Василия. Григорий согласился и проработал на этой должности до 1759 года, в результате между ним и учеником возникла настоящая дружба, которая продолжалась всю последующую жизнь философа. Как вспоминал В. Томара, его отец попросил чтобы тот порекомендовал ему образованного наставника с хорошими манерами. Митрополит сразу же указал на Сковороду, ведь последний был умен, знал языки и хорошо «держал себя на публике».

Вторая попытка стать преподавателем

С 1759 до 1764 год Григорий преподавал поэтику в Харьковском коллегиуме, где основная часть преподавателей принадлежала к духовенству. После нескольких лет работы ему сказали, что остаться на этой должности можно лишь при условии принятия монашества. Но поэт твердо сказал, что не хочет «увеличивать число фарисеев». Дело в том, что Григорий Сковорода как философ находил смысл жизни в скромности и всецелом аскетизме. Он «отстранялся от всего ненужного, дабы обрести нужное». Жизнь монахов не соответствовала принципам Григория, поэтому он покинул коллегиум, однако через четыре года все же вернулся. На этот раз его задачей было преподавание «Катехизиса» в отдельных классах, где готовили инженеров, артиллеристов, архитекторов и топографов. Здесь на деятельность философа никак не могли повлиять устои заведения. Сковорода учил молодежь не религиозным догматам, а «поиску в себе человека», и под видом Закона Божьего преподавал курс христианской этики. Буквально через год философ был разоблачен и уволен.

Путешествия по Слабожанщине

Сковорода Григорий Саввич поселился недалеко от Харькова в селе Гужинском, в небольшом домике на территории лесной пасеки. Здесь он написал такие философские произведения, как «Асхан» и «Наркис». Вскоре Григорий переехал в село Гусинку недалеко от Харьковской области. Там он также поселился на лесной пасеке, что находилась на территории имения Розальон-Сошальских.

На протяжении последних 25 лет жизни Сковорода проповедовал свои взгляды среди народа. Философия Григория Сковороды кратко выражается словом «аскетизм», он предпочитал развивать навыки и не возводить в культ вещи. В простой одежде, с самыми необходимыми вещами и книгами в котомке, философ обошел пешком весь Слобожанский край. На отдых он останавливался в деревенских хатках или имениях помещиков - Донец-Захаржевских, Тевяшовых, П. Щербинина, Я. Правицкого, а также у своего ученика Н. Коваливского. Григорий Сковорода, философия которого была необходима людям, останавливался жить там, где были умные собеседники, или же, наоборот, у людей, чей интеллектуальный и образовательный уровень нужно было повысить.

Философ не прекращал частного обучения молодых людей. Иногда он отправлялся в Киев и Москву, чтобы поработать там в библиотеках с целью изучения античной поэзии. Он побывал также в Воронежской, Курской, Орловской и Таганрогской областях. А вот путешествие на Кавказ, в гости к ученику В. Томаре, не состоялось из-за ухудшения здоровья философа.

Репутация философа

В период с 1770 по 1780 год, как говорил Н. Коваливский, и добрая, и дурная слава распространилась о Сковороде по всей Украине. Кто-то его ругал, кто-то хвалил, но и те и другие хотели видеть его. Несмотря на то что философ любил уединение, он не сторонился компаний единомышленников и друзей. До глубокой старости Григорий Саввич любил петь и играть на музыкальных инструментах в кругу товарищей.

В этот период философ создал ряд известных произведений и научил морали не один десяток людей. Стихи по мотивам библейских текстов, которые были написаны в 1753-1785 годах, он объединил в сборник под названием «Сад божественных песен».

Последние дни

Предрекая скорую смерть, философ в 1794 году отправился в село Хотетово Орловской области к своему любимому ученику и другу Н. Коваливскому. Вернувшись, поселился на Харьковщине, в селе Ивановке. Ныне это село называется Сковородиновкой. Именно здесь величайший философ закончил свой жизненный путь. Согласно преданию, Сковорода сам вырыл себе могилу в саду, оделся в чистую одежду, положил собственные рукописи под голову и, накрывшись свитой, навеки заснул. Так и закончилась биография Григория Сковороды. Согласно его завещанию, на надгробии философа сделали надпись: «Мир ловил меня, но не поймал».

Произведения

Биография Григория Сковороды (на русском языке ли, на украинском - не столь важно) лишь передает факты о жизни философа, а чтобы узнать все его величие, необходимо познакомиться с его работами. Многочисленные произведения Сковороды делятся на философско-богословские и литературные. Среди первых богословских трактатов отмечают произведения «Наркис» и «Асхан», которые были посвящены самопознанию человека. Свой взгляд на религию, и в частности христианство, философ изложил в курсе лекций «Начальные двери к христианскому благонравию» (1766 г.), который он читал в Харьковском коллегиуме. Лучшими произведениями Сковороды считаются «Алфавит мира» и «Дружественный разговор о душевном спокойствии». Оба они посвящены теме человеческого счастья и написаны в 1775 году.

Среди можно отметить сборник поэм «Басни Харьковские» (1774 г.). Каждая из басен состоит из объяснения ее истинного смысла. Отмечают также басни «Благодарный Еродий» и «Убогий жаворонок». Первая из них посвящена вопросам воспитания, а вторая - душевному спокойствию. Обе басни были написаны в 1787 году. Многие литературные гении остаются в нашей памяти не только благодаря своим произведениям, но и крылатым фразам, преуспел в этом и Григорий Сковорода. Цитаты и эпиграммы философа надолго остались в памяти людей. Кстати говоря, многие из них были написаны латынью. Приведем некоторые из афоризмов:

  • Излишки порождают - скуку, скука же - душевную тоску, а кто болеет этим, того не назовешь здоровым.
  • Не все то яд, что неприятно на вкус.
  • Бери вершину и будешь иметь середину.
  • Безумцу свойственно горевать за утраченным и не радоваться тому, что осталось.
  • О, если бы можно было писать так же много, как и мыслить!
  • У тех, кто душой низкий, лучшее из всего написанного и сказанного становится наиболее плохим.
  • Уподобляйся пальме: чем крепче ее сжимает скала, тем быстрее и прекраснее поднимается она кверху.
  • Нет ничего опаснее коварного врага, но нет ничего ядовитее притворного друга.

Распространение произведений

Шедевры Григория Сковороды расходились по миру в виде рукописей, которые его друзья переписывали и передавали своим знакомым. Сам автор также переписывал и дарил близким людям свои трактаты. Таким образом, его наследие разошлось по Украине, России, Молдове, Венгрии, Польше и Румынии. Рукописи попадали как в крестьянские хатки, так и в богатые имения, а также жилища духовенства и мещан. Некоторые песни философа конца XVIII в. попали в русские песенники, а композиция «Всякому городу нрав и права» исполнялась слепыми кобзарями как народная.

Оценка литературных произведений

Философия Григория Сковороды (кратко мы уже коснулись основных моментов) прослеживалась даже в его литературных произведениях. Многие критики осуждали несовершенную форму сочинений философа, хотя и признавали их содержательность и искренность. Эти произведения сравнивали с драгоценным камнем, который еще не прошел должной обработки, или садом, где наряду с культурными растениями растут дикие кустарники. Автор всегда воспринимал критику с юмором и на подобные оценки отвечал, что он «глиняная черная сковорода, пекущая белые блины».

По мнению других читателей, биография Григория Сковороды напоминала жизненный путь русского ученого М. Ломоносова. Оба они занимались поэзией, были философами и учеными и, что самое главное, вышли из народа. Стоит отметить, что в 1830-х годах сведущие в литературе люди относили Сковороду к классикам украинской литературы наряду с Квиткой-Основьяненком, Гулагом-Артемовским и Котляревским. По мотивам песни «Ой, птичка желтобока» русский писатель В. Капнист написал стихотворение «Чижик».

Григорий Сковорода, философия и поэзия которого много значила для украинских литературных классиков, изображен в некоторых произведения коллег. В повести «Близнецы» Тараса Шевченко он был эпизодической фигурой, однако это не помешало персонажу своими моралистическими и педагогическими идеями повлиять на ход сюжета. Савватий Сокира - один из персонажей произведения - унаследовал от своего отчима, ученика Сковороды, привычку жить в гармонии с природой и зарабатывать своим трудом, читая при этом оригинальные произведения Вергилия и Гомера. А П. Кулиш, также увлеченный жизнью великого философа, посвятил ему произведение под названием «Грицко Сковорода. Старорусская поэма». В 1861 году благодаря отмене крепостничества и послаблению цензуры стало возможным издать произведения Сковороды. Это было знаменательным событием в культурной жизни Украины.

Оценка философских учений

Итак, с литературными произведениями все более или менее понятно, другое дело - философия. По словам современников поэта, наибольший резонанс в среде критиков вызывал Григорий Сковорода как философ. Кратко описать его философские постулаты сложно. Некоторые исследователи считали Григория Саввича мистиком, другие, наоборот, рационалистом. Однако в 1894 году, когда профессор Харьковского университета Д. Багаллей издал все известные философские работы Сковороды, ученые смогли дать однозначную оценку его творчеству.

Чтобы стать счастливым, по мнению Сковороды, нужно хранить радость в сердце и мир в душе, жить в гармонии с природой и не противиться судьбе. Особый акцент он делает на том, что не стоит заниматься делом, к которому не лежит душа, ведь это противоречит «воле Божьей», которая постоянно пребывает в каждом из нас, и проку от подобной деятельности не будет никакого, один лишь вред.

Этические проповеди философа хоть и имели религиозную направленность, включали в себя много «еретических» (с точки зрения привычной религии) суждений. Григорий Саввич признавал познаваемость мира и оставался на позициях В первую очередь он всегда рассматривал проблемы самопознания человека. Моделью идеального общества Сковорода представлял некую «горную республику», в которой царит равенство и счастье. Путь к этой самой республике, по его мнению, лежал через воспитание в себе человека, которое должно быть призванием каждого из нас. Чтобы изменить существующий порядок вещей в обществе, по мнению философа, нужно не бороться против этого порядка, а стремиться к духовной свободе.

В большинстве своих философских трактатов Сковорода явно склоняется к материализму, однако именно дуалистические взгляды натолкнули его на создание теории «трех миров». Первый из них называется «макрокосмосом» и отождествляет природу. Второй - «микрокосмос» - это человек. И третий - «мир символов» - представляет собой нематериальный мир, воплощенный в Библии. Каждый из этих миров имеет материальное и духовное воплощение, причем второе является господствующим. Трактуя Святое Писание, Сковорода искал в нем аллегорическое содержание, не удовлетворяясь буквальным пониманием.

Ученые, исследовавшие философское наследие Григория Саввича, сравнивают его с Сократом. Странствующий философ из Украины олицетворяет интеллектуальное пробуждение общественности в конце XVIII в. О сильном авторитете Сковороды среди украинского населения говорят слова Н. Костомарова в статье «Слово о Сковороде» (1861 г.): «Мало можно отметить столь народных личностей, каким был Григорий Саввич, которых так любил и помнил народ. От Воронежа до Киева в домах висят его портреты. Всякий знает о нем…». Вот таким был для людей Григорий Сковорода. Биография (на русском языке в том числе) дает лишь некоторое представление о личности этого философа. Чтобы узнать о его глубоких взглядах больше, рекомендуется прочесть его труды и литературу, посвященную жизни мыслителя и поэта.

Образ Сковороды воплотили многие деятели культуры из Украины. Художники И. Ижакевич и С. Васильковский посвятили поэту и философу картины «Сковорода в дороге» и «Народ слушает песни Сковороды». В. Зноба и И. Кавалеридзе создали его скульптурные портреты. И. Кавалеридзе, кроме того, написал сценарий и снял картину «Григорий Сковорода» в 1959 году. В честь философа, кроме села на Харьковщине, названы улицы в Харькове, Киеве, Одессе и Полтаве.

Григорий Сковорода родился 22 ноября (3 декабря) 1722 года в селе Чернухи (ныне Чернухинского района Полтавской области Украины) в семье казака. Сначала учился в Киевской духовной академии, а затем был отправлен в придворную певческую капеллу (в Санкт-Петербург).

В 1744 году получил увольнение с должности певчего, в звании придворного уставщика, и перебрался в Киев продолжать обучение в академии. Желая постранствовать по миру, притворился сумасшедшим, вследствие чего был исключён из бурсы. Вскоре в качестве церковника при генерале Вишневском отправился за границу. За три года побывал в Польше, Венгрии (был в Токае), Австрии (по некоторым данным, также в Италии и Германии), овладел несколькими языками, в том числе латынью, древнегреческим, древнееврейским и немецким. Знал как древнюю, так и новоевропейскую философию.

В начале 1750-х преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был также домашним учителем. Написал для семинарии «Руководство о поэзии»; когда же переяславский епископ потребовал, чтобы Сковорода преподавал предмет по старине, Сковорода не согласился, вследствие чего был уволен. В 1759-1769 преподавал в Харьковском Коллегиуме. За неортодоксальные мысли, к тому же истолкованные в превратном смысле, дважды был отстранён от работы, но возвращался. Будучи отстранён в третий раз, уже к преподавательской деятельности не вернулся.

В последующие годы Сковорода по большей части вёл жизнь странствующего философа-богослова, скитаясь по Слободской Украине, останавливаясь в крестьянских избах. Он отказывался от предлагаемых ему должностей и занятий, посвящая своё время поучению людей нравственности - как словом, так и своим образом жизни. Труды философа при жизни не печатались.

Умер 29 октября (9 ноября) 1794 года в селе Пан-Ивановка Харьковской губернии (ныне село Сковородиновка Золочевского района Харьковской области).

Мировоззрение

Образцом для своего богословия Сковорода считал александрийскую школу, а также особо почитал Сенеку и Марка Аврелия.

В своей философии Сковорода был близок к пантеизму. Мироздание он видел состоящим из трех миров - макрокосма (вселенная), микрокосма (человек) и некоей «символической» реальности, связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей (например, с помощью священных текстов вроде Библии). Каждый из этих миров состоит из «двух натур» - видимой (тварной) и невидимой (божественной).

Сковорода уделял значительное внимание не только христианской традиции в философии, но и античному наследию, в частности идеям платонизма и стоицизма. Исследователи находят в его философии черты как мистицизма, так и рационализма. Г. С. Сковороду нередко называют первым философом Российской империи. За свой необычный образ жизни, а также из-за того, что большинство своих философских сочинений Сковорода написал в диалогической форме, он получил также прозвание «русского Сократа».

В исследовании наследия Сковороды есть несколько тенденций. В частности, советскими учёными он интерпретировался обычно как просветитель, антиклерикал и демократ. Русская религиозная философия начала XX века рассматривала его как своего начинателя. Между тем, современный исследователь А. В. Малинов приходит к выводу, что у Сковороды вообще не было философской системы или философского учения в строгом смысле слова: «Он мудрец и учитель жизни, в творчестве которого обнаруживается школьный синкретизм философских, богословских, филологических проблем и языков».

А.Ф. Лосев из оригинальных идей Сковороды выделял его учение о сердце, мистический символизм в учении о трех мирах и представление о двух сущностях мира, видимой и невидимой.

Память

Несколько исследовательских учреждений и вузов Украины носят имя Г.С.Сковороды:

  • Институт философии НАН Украины
  • Харьковский национальный педагогический университет
  • Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет

В с. Сковородиновка действует Национальный литературно-мемориальный музей Г. С. Сковороды. Портрет Григория Сковороды и два выполненных им рисунка помещёны на 500-гривенной купюре.

  • Почтовые марки и банкноты
  • Почтовая марка СССР, посвящённая Г. С. Сковороде, 1972 год (ЦФА (ИТЦ) #4186; Скотт #4034)

    Почтовая марка Украины, посвящённая Г. С. Сковороде, 1997 год

    Григорий Сковорода на купюре в пятьсот гривен, 2006 год

Философские трактаты и диалоги

В своих работах Сковорода почти никогда никого не цитирует и ни на кого не ссылается.

Исключение составляет огромный пласт цитат из Священного Писания.

  • Начальная дверь к христианскому добронравию (1769-1780)
  • Икона Алкивиадская
  • Сад божественных песен

Басни

  • «Басня Эзопова»

Библиография

Издания трудов Сковороды

  • Сковорода Г. С. Сочинения в стихах и прозе. - СПб., 1861. - (5 трактатов, стихотворения, переписка и др.; изданы И. Лысенковым).
  • Собрание сочинений Г. С. Сковороды. Том I. С биографией Г. С. Сковороды М. И. Ковалинского, с заметками и примечаниями В. Бонч-Бруевича. СПб., 1912. - (Издан только 1-й том предполагавшегося двухтомника).
  • Сковорода Г. С. Сочинения: в 2 тт. - К., 1961.
  • Сковорода Г. С. Сочинения: В 2 тт. - (Сер. Философское наследие). - М.: Мысль, 1973. - (Под ред. В. И. Шинкарука. По сравнению с собранием сочинений 1961 г., добавлены два ранее неизвестных диалога, впервые опубликованных в 1971 г. - Observatorium и Observatorium specula).

О нём

  • Багалей Д. И. Украинский странствующий философ Г. С. Сковорода. - Харьков, 1923.
  • Барабаш Ю. Я. «Знаю человека…» Григорий Сковорода: Поэзия. Философия. Жизнь. - М., 1989.
  • Билыч Т. А. Г. С. Сковорода - выдающийся украинский философ XVIII века. - Киев, 1953.
  • Лощиц Ю. М. Сковорода. - М., 1972. (Серия: ЖЗЛ).
  • Малинов А. В. Философские взгляды Григория Сковороды. - СПб., 1998.
  • Попович М. В. Григорій Сковорода: філософія свободи / М. В. Попович. - К.: Майстерня Білецьких, 2007. - 256 с.
  • Софронова Л. А. Три мира Григория Сковороды. - М.: Индрик, 2002. - 464с.
  • Табачников И. А. Григорий Сковорода. - М.: Мысль, 1972. - 208 с. - (Мыслители прошлого).
  • Тычина П. Г. Сковорода: симфония. - М., 1984.
  • Ушкалов Л. В., Марченко О. В. Нариси з філософії Григорія Сковороди. - Харків: Основа, 1993. - 152с.
  • Ушкалов Л. В. Біблійна герменевтика Григорія Сковороди на тлі українського барокового богомислення // Збірник Харківського історико-філологічного товариства. - 1999. - Т.8. - С.23-44.
  • Чернишов В. В. Scientia divina: вчення Г. С. Сковороди про вищу науку // Практична філософія. - 2007. - № 2. - С.167-173.
  • Чернишов В. В. Вчення Г. Сковороди про особистість любомудра-благовісника // Науковий вісник Чернівецького університету. Збірник наукових праць. Випуск 346-347. Філософія. - С.136-141
  • Чернишов В. В. Г. Сковорода та філософія Просвітництва // Г. С. Сковорода і образи філософії. Збірка наукових статей / Науковий редактор О. М. Кривуля. - Харків: Майдан, 2007. - С.18-32.
  • Чернышов В. В. Философия жизни Г.Сковороды. (Историко-философский контекст) // Філософія і світ повсякденності. Збірка наукових статей / Науковий редактор О. М. Кривуля. - Харків: Видавництво «АТЛАС», 2008. - С.230-242.
  • Чернишов В. В. Тема часу в тематичній структурі діалогу Г. С. Сковороди «Разглагол о древнем міре» // Дні науки філософського факультету - 2004: Міжнародна наукова конференція (12-13 квітня 2006 року): Матеріали доповідей та виступів. К.: Видавничо-поліграфічний центр «Київський університет», 2006. - Ч.ІІ. - 145с. - С. 36-38.
  • Чернышов В. В. Понятие «Materia ?terna» у Г. С. Сковороды // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.): в 5 т. Т.2. - М.: Современные тетради, 2005. - 776с. - С.346-347.
  • Чернышов В. В. Поиски смысла жизни в философии Г.Сковороды // Учення Г.Сковороди про дух, духовність та істину: історія і сучасність // Матеріали ІІ Міжнародної науково-теоретичної конференції: Наукове видання. - Суми: Вид-во СумДУ, 2007. - С.152-154.
  • Чижевський Д. І. Нариси з історії філософії на Україні // Чижевський Д.І. Філософські твори: у 4-х тт. / Під заг. ред. В.Лісового. - Т.1. - К.: Смолоскип, 2005. - XXXVIII+402с. - С.1-162.
  • Чижевський Д. І. Філософія Г. С. Сковороди // Чижевський Д.І. Філософські твори: у 4-х тт. / Під заг. ред. В.Лісового. - Т.1. - К.: Смолоскип, 2005. - XXXVIII+402с. - С.163-388.
  • Шабловский Е. С. Г. С. Сковорода. - М., 1972.
  • Шевчук Т. Факты и мифы о заграничном периоде жизни Г. Сковороды. - В: 35 години катедра «Обща и сравнителна литературна история» Великотърновски университет. Велико Търново, 2010,
  • Шкуринов П. С. Мировоззрение Г. С. Сковороды. - М., 1962.
  • Эрн В. Ф. Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение. - М., 1969.

Озвучте свое мнение!

Григорий Сковорода: философ, раскрывший суть украинской нации в 18 веке

Сковорода Григорий Саввич, родился 3 декабря 1722 года в городке Чернухи на территории Полтавской области, умер в возрасте 71 года 9 ноября 1794 года в селе Ивановка на Харьковщине. Легендарный украинский философ, гуманист-просветитель, баснописец, поэт и педагог.

Философия - суть познания и в истории каждой нации были личности , сформулировавшие как глубинные основы своего народа (актуальные до сих пор), так и заложившие мощный импульс вектору развития философской мысли, а затем и культуры всего государства. Как

  • Лао-Цзы (6-5вв. до н.э.) стал основателем даосизма, открывший "Великий путь" для народов Китая;
  • Эпикур (341-270 вв. до н. э.) раскрыл у жителей Афин "безмятежность духа" и стремление к "радости наслаждений", которые через 2.3 тыс. лет (!) не могут понять аналитики МВФ и Евросоюза;
  • Омар Хайям (1048-1122). Персидский и таджикский поэт и философ в своих известных четверостишиях. (рубаи) поведал мудрость свободы человека и его вольнодумства при тирании, по которым по сей день мир учится "мудрости, коварству и тонкостям нравов Востока";
  • Георг Гегель (1770-1831) в Германии, вывел 3 закона диалектики, положивших основу немецкого рационализма и смут революций, марксизма и 2-х мировых войн, родившихся в родной для него Германии.
  • Украина дала миру Григория Скороводу, вошедшего в список 100 величайших философов мира , наряду с Сократом и Эпикуром, Конфуцием и Лао-Цзы, Коперником и Джордано Бруно, Дени Дидро и Людвигом Фейербахом, чьи наследия изучаются на философских факультетах всех без исключения ВУЗов мира, т.к. благодаря этим людям каждая нация обрела эпитет, определивший на многие столетия ее будущее - воинственность для одних наций, покорность и почитание власти у других народов, скрупулезностью и педантичностью у третьих, свободолюбие и бунтарство у четвертых и т.д.

    Какие глубинные черты характера открыл Григорий Сковорода у украинцев еще в 18 веке и какое наследие нам оставил?

    Подвиг Григория Сковороды.

    «Мир ловил меня, но не поймал» , - говорил то ли в шутку, то ли всерьез Григорий Саввич Скоровода то ли о себе, то ли о всей украинской нации в целом. Рассматривая личность Сковороды, целесообразно более детально обратить внимание на несколько основополагающих граней его гигантского таланта, раскрывающего всю ту же суть... украинской нации вообще. Для своих современников и благодарных потомков Григорий Саввич запомнится как:

    1. Философ, учение которого о любви, свободе и жизни сохраняет актуальность через много веков после смерти автора. Сковороду называют проповедником философии любви и свободы. Разработанная философом концепция житейской мудрости поражает даже людей в 21 веке, которых удивить чем-либо нелегко.

    Для объяснения современникам, чем примечателен Григорий Сковорода, уместно использовать сравнение с человеком-хиппи, который волею судьбы родился в украинском городке первой половины 18 века. Родившегося в семье малоземельного казака Григория Саввича сравнивают с известными мыслителями древности, называют украинским Сократом.

    Сковорода является единственным европейским философом, который доказывал верность собственного видения мира всей своей жизнью. Мыслитель говорил, что у каждого человека в жизни есть свое предназначение, задачей каждого из нас является поиск единственно верного пути, особенной миссии на земле. Сковорода учил, что самое необходимое обычно дается человеку легко и без лишних трудов. Если же желаемое не дается – значит и добиваться обладания им не следует, поскольку действия людей наперекор судьбе влекут за собой всемирный хаос.

    Современные ученые ставят Сковороду в один ряд с такими знаковыми мыслителями античности, как Анахарсис, Платон, Сократ и Аристотель. Основателями античной философии, как известно, являются греки. Но за почти 2 тысячи лет, прошедших со времени завершения эпохи античности, Греция не дала миру ни одного мыслителя, которого можно сравнить с Григорием Сковородой.

    Собственные мысли, как и Платон, Сковорода излагал в формате диалогов. Этот стилистический прием дает возможность мыслителю разграничивать человеческую сущность, деля ее на видимую и невидимую составляющую. Созерцание человеком самого себя со стороны для философа является путем к более глубокому познанию сути.

    Концепция мировоззрения Сковороды рассматривала философию, как способ познания человеком самого себя, поиска своей миссии. Божью искру в каждом из живущих на земле философ описывал, как некое подобие посудины. У каждого человека в начале его пути есть посудина индивидуального объема, которую Всевышний наполняет талантом для последующего его использования человеком. Момент осознания человеком собственного предназначения Сковорода называл реализацией Божьего замысла.

    Главной целью философии Сковорода называл поиск счастья, гармонии, жизненного баланса. Григорий Саввич является первым и единственным в мире странствующим философом, который сочетал жизнь с учением, постоянным усовершенствованием самого себя. Всей своей жизнью он довел, что счастье человека не зависит от места и времени, плоти или крови, не содержится в высокой должности, власти или богатстве.

    2. Патриот и борец за украинскую независимость - вторая основополагающая черта и философского наследия Сковороды и украинской нации в целом. Аналогичный подход использовал мыслитель к себе – в возможность служения собственному народу он просто не верил. Вместо этого, одной из своих целей определял развитие в людях священной любви к Отчизне.

    Сковорода очень тяжело перенес уничтожение имперскими властями Запорожской Сечи. С мягкостью, свойственной мыслителям, он отстаивал идею формирования украинской государственности. Возрождение украинской нации после удара, нанесенного царским режимом, философ видел через акцент на особенностях ментальности – верховенстве морального закона, высокой духовности, чистоте человеческих сердец, душевном покое. Также в числе отличительных характеристик представителей украинской нации Сковорода называл способность к самопожертвованию, спокойствие, ум и стремление к справедливости.

    Негативно относился мыслитель к господству большого государства над меньшими. Как истинный свободолюбец, Сковорода отвергал предложения царского дворца о переезде и дальнейшей безбедной жизни. По причине губительности идей, провозглашаемых философом, для режима он представлял собой немалую опасность. В стремлении изолировать Сковороду, избежать распространения его идей, императрица Екатерина II приглашала философа в Петербург, на что получила довольно дерзкий ответ о том, что Родины поэт не бросит.

    Творчество и идеи Сковороды оказали влияние на культурное наследие Украины и всего мира. Искусствоведы констатируют наличие отголоска концепций, разработанных Сковородой, в произведениях , и ряда других украинских талантов. В мировом масштабе по причине актуальности идей через много лет философа сравнивают с Буддой, Зороастром и даже Иисусом;

    3. Педагог-новатор, постоянно пытающийся выйти за рамки общепризнанных канонов и методы преподавания которого царскому режиму не пришлись по душе. На протяжении определенных периодов своей жизни Сковорода работал учителем. Для детей некоторых зажиточных помещиков он был надомным педагогом, преподавал и в учебных заведениях. Педагогический талант Сковороды был настолько блестящим, что он разработал собственную методику обучения богословью.

    Вместо распространенной в то время зубрежки философ-богослов стремился, чтобы его ученики освоили в первую очередь умение мыслить, анализировать, делать собственные выводы. Подобное новаторство не приходилось по нраву властям того времени, нередко карьера учителя заканчивалась бесславно. Однако успехи учеников педагога-просветителя можно рассматривать, как объективный показатель качества его преподавания.

    Новатором в педагогической отрасли Сковорода был и в вопросе оценивания знаний и обучаемости учеников. Успешные спудеи оценивались им показателями «весьма остр», учеников, схватывающих все на лету, педагог называл «зверок вострой». Если речь шла о студентах отстающих – отметками могли стать формулировки «туп», «весьма туп», «сущий бестолковщина». Известно, что разработанная Сковородой градация предусматривала 12 показателей, поэтому его можно смело называть основателем двенадцатибальной системы в оценивании знаний учащихся.

    Известен также случай, когда Сковорода работал домашним учителем у сына Стефана Томары, дворянина, чье имение размещалось возле Переяслава. Сына дворянина учитель обучал языкам, которых сам знал великое множество, и словесным наукам. У педагога и ученика сложились дружеские, доверительные отношения. Однажды за неверное рассуждение Сковорода пожурил мальчика словами «Ах ты, свиная голова!».

    Неоднозначную фразу услышал кто-то из слуг, тут же об этом узнали родители ученика. За недостойное обращение педагог лишился места работы и пропитания. Позже дворянин уговорил Сковороду продолжить занятия с сыном. Со временем ученик сделал международную карьеру, он даже был русским послом при дворе турецкого султана.

    В 1805 году в Харькове основано университет, первый ВУЗ нового времени в Украине, второй по престижности после Киево-Могилянской академии. Средства, необходимые для начала работы учебного заведения собрали помещики региона после инициативы Василия Каразина. Они собрали 618 тысяч рублей, сумму на то время просто фантастически большую. Затем оказалось, что большинство помещиков-меценатов были учениками Сковороды.

    4. Терпимость к любой религии присутствовала и у Григория Сковороды и то же самое мы видем у украинской нации по сей день, предлагая средний путь между «курганами буйнаго безбожія» и «подлыми болотами рабострастнаго суевѣрія»..

    Многогранная личность, которой, несомненно, был Григория Саввич, просто не могла не встретить на своем пути занимательные ситуации. Из некоторых моментов биографии знаменитого украинца можно точнее понять, каким удивительным человеком был Сковорода:

  • родителей потерял в 9 лет, после чего был взят на воспитание монахами;
  • по причине разъездов европейскими странами и непродолжительной карьеры придворного хориста, на курс обучения в Киево-Могилянской академии потратил 19 лет. В европейских странах он обучался, в том числе и искусству писать музыку;
  • все свободное от обучения время проводил в библиотеке. В компании книг молодому человеку никогда не было скучно. Он знал огромное количество языков – как древних, так и современных;
  • часто философ говорил, что единственное, чего в жизни стоит бояться, – это скука. И тут же добавлял, что лучше держаться подальше от «разрумяненных обезьян из раскрашенного гроба, именуемого светом»;
  • знаменитую фразу «Мир ловил меня, но не поймал», которую философ велел разместить на своем надгробии, специалисты трактуют по-разному. Одной из гипотез является оценка слова «мир» именно как обозначение светского общества. Известно, что Сковороде предлагали и высокие должности при императорском дворе, где об украинском мудреце знали хорошо, и обеспеченную жизнь духовного сановника.
  • На все поступающие заманчивые предложения мыслитель отвечал, что время свое не продает. Крылатой фразой стало изречение Сковороды «Только тогда человек осознает ценность времени, когда оно безвозвратно потеряно»;

  • одним из псевдонимов Сковороды является «Григорий Варсава» (сын покоя);
  • согласно одному из мнений, именно Григорию Саввичу принадлежит фраза «Даст Бог день – даст Бог пищу». Странствовал он Украиной с небольшим багажом. При себе путешественник имел 2-3 предмета одежды, посох, свирель и Библию, едой впрок никогда не запасался;
  • при жизни книги философа не издавались. Мудрость мыслителя сохранилась для потомков в виде нескольких рукописей, которые переписывались друзьями Сковороды;
  • любовь к свободе стала причиной того, что философ за всю жизнь так и не связал себя узами брака. Романтическое чувство у Сковороды было, но перспектива оседлой, размеренной жизни оказалась для него слишком страшной участью. Из храма, где происходило его венчание, философ сбежал, сделав выбор в пользу свободы;
  • человек одаренный, удивительно умный и талантливый, при желании он мог взять от жизни все. Однако все земные блага он отдал судьбе, попросив взамен только одну, но самую значительную ценность – свободу;
  • способ жизни философа также весьма примечателен. Ел он всего 1 раз в сутки – только после захода солнца и исключительно растительную пищу. На сон Сковорода выделял не более 4 часов своего драгоценного времени ежесуточно;
  • распространенной является легенда о последних часах жизни великого философа. В последние дни свои он гостил у помещика Андрея Ковалевского в селе Ивановка (сейчас – Сковородиновка). С приближением последнего часа он очертил прямоугольник под липой в саду и начал копать. Изумленному садовнику объяснил, что готовит для себя последнее прибежище.
  • По завершении работы 72-летний философ вернулся в комнату, зажег огарок свечи и уснул. Наутро хозяева обнаружили, что копал себе могилу под развесистой липой Сковорода не просто так, поскольку во сне Григорий Саввич умер. Сейчас уже невозможно установить, правдива эта история или просто придумана ради красивой легенды, историки данных не подтверждают;

  • на протяжении длительного времени не была даже известной дата рождения Сковороды. Только в одном из писем философа к его ученику и другу Михаилу Ковалинскому содержится рассказ о праздновании дня рождения. Письмо является единственным свидетельством даты рождения украинского гения;
  • после смерти мудреца минуло более 220 лет. Идеи Сковороды сохраняют актуальность, что дает основания современникам говорить о мыслителе, как о пророке.
  • Биография Григория Сковороды.

  • 1738 год – поступает в Киево-Могилянскую академию;
  • 1742-1744 – солирует в придворном хоре царицы Елизаветы;
  • 1750-1753 – поездка Европой, после возвращения в Украину начинает писать стихи и научные труды;
  • 1755 год – поездка в Москву, где Сковорода проживал в Троице-Сергиевской лавре, и возвращение обратно в Украину;
  • 1757 год – написание первых поэтических произведений, вошедших в сборник «Сад божественных песен»;
  • 1759-1960 годы – преподаватель пиитики в духовном коллегиуме Харькова, откуда ушел после ссоры с архимандритом Гервасием;
  • в 1961 году Сковорода возвращается к преподаванию в коллегиуме, где работает вплоть до начала периода странствования, (1769 год);
  • с 1969 года и до самой смерти философ странствует, преимущественно любимой Слобожанщиной. В процессе путешествия родной землей он набирается знаний, пишет философские труды, которые посвящает друзьям и близким.
  • Увековечивание памяти Григория Сковороды.

    Именем философа по Украине названо не только огромное количество улиц, но и целые населенные пункты. Образ выдающегося мыслителя кроме многочисленных монументов можно встретить даже на купюре номиналом в 500 гривен.

    (1722-1794)

    «Мир ловил меня, но поймать не смог» — эти слова высечены на могильном камне одного из первых русских философов - Григория Саввича Сковороды. Прошло три столетия. Эта яркая личность стала легендой.

    Изречения философа превращаются в хлестские цитаты. Его записывают в свои учителя как христианские социалисты, так и антицерковные либералы. Григория Сковороду одинаково делают символом сторонники украинской независимости и апологеты общеславянского единства. Его называют первым русским неоплатоником и русским же апостолом. Эпитафия оказалась самой точной. Ибо нам до сих пор так сложно поймать этого неординарного человека.

    Родился Григорий Сковорода 3 декабря 1722 года в селе Чернухи Киевской губернии. Отец его был вольным, но бедным человеком, простым казаком. С детсва Гриша привык ценить свободу, какой бы ценой она не доставалась. Стремлением к истинной свободе была проникнута вся его философия. Собственно говоря, нам сложно отделить учение Сковороды от его жизни. Его метко сравнивают с Сократом, чью жизнь невозможно отделить от учения, а учение от жизни.
    Свое первоначальное образование Гриша получал в приходской церкви, его учителем был местный дьякон. Другим учителем была природа. Все свободное время он проводил за церковными книгами. Или гулял, неустанно изучая прекрасное божественное творение - окружающий мир.
    В 16 лет (1734) он поступает учиться в Киево-Могилянскую академию, где изучает греческий, латынь, еврейский и немецкий языки, а также различные науки. Он читает как светских, так и церковных классиков. Окончив академию, Григорий Сковорода оказывается в Санкт-Петербурге, при дворе Елизаветы Петровны. Но, по правде сказать, за это он должен быть благодарен не своей учености, а своему певческому таланту.

    Прошло еще несколько лет и Григорий оказывается в составе русской миссии в Токае. В течении 5 лет он путешествует по Венгрии, Австрии, Польше, а также Пруссии. Везде он продолжает свое образование. Так, в Вене он неоднократно бывал на лекциях философа Вульфа, где познакомился с современной немецкой философией и богословием. В 1759 году, по возвращении на Родину, он начинает свою педогогическую деятельность, которой так и не суждено было состояться. Дважды Сковорода вынужден покинуть преподовательский состав Харьковского коллегиума из за неодобрения начальства.

    Его критика схоластической поэзии, уровня и методологии гуманитарных наук и жизни церкви делает его изгоем среди профессоров.

    «Весь мир спит, — говорил с кафедры Сковорода, — спит глубоко протянувшись, будто ушиблен, и наставники, пасущие израиля, не только не пробуждают, но еще поглаживают, глаголяще: спи, не бойся, место хорошее, чего опасаться?»
    Дорогой жизни Сковороды стало его удивительное учительство. Он стал учителем народным, самым доступным и чистым, в глубоком смысле этого слова. Сковорода проповедует на ярмарках, в селах, играет на флейте, поет в полях и на озерах. Он становится дорогим гостем всех, любящих свободу и правду. Помногу бывает в украинских и русских монастырях.


    Надо сказать, что ничто Сковорода не критиковал так сильно, как церковь: за формализм в обрядах, излишние богатства, торговлю, политизированность и коррумпированность. Но критика эта была обоснованной. Это подтверждает тот факт, что у Сковороды было много друзей и покровителей среди церковных иерархов, в том числе архимандритов и епископов.

    У духовенства вызывало уважение его воцерковленность, сочетающаяся с грамотностью. Так, настоятель Троице-Сергиевой лавры предлагал ему место главного библиотекаря, лишь бы удержать такого человека.

    А монахи Киево-Печерской лавры, где так часто любил бывать Сковорода, неоднократно уговаривали его принять постриг и остаться с ними. Но Сковороду было не удержать и он продолжал свои странствия. Не принимая иночества, Сковорода проявлял все лучшие его качества: совершенная нищета и бездомность, сопряженные с нравственной чистотой, постничество (он совсем не ел мяса), совершенная любовь к людям, жажда чистоты церковной, ревность по Богу, жизнь во Христе, — вот образ этого философа.

    Любовь к Богу - основа существования Сковороды и всего его философского миросозерцания. Изучая и постигая Библию, живя по ней, мы приходим таким образом к Богу.

    Осуществить это соединение возможно не только после смерти, но и при жизни, только так можно обрести счастье. «Это счастье, или «мир душевный», есть Царство Божие». Не нужно ехать за счастьем куда-то, — счастье близко всем, оно — в каждом человеке. Оно заключается в том, чтобы человек познал себя, свою безмерную сущность, свой образ Божий.
    Сковорода учил не только философии, но и молитве. Учил, что молиться необходимо тайно, пребывая наедине с Господом. В полнощное время он подолгу блаженно молился, переживая в себе рождение нового, Христова человека.
    Опытом духовной жизни он достиг большой остроты чувства жизни мира и человеческой жизни. Сковорода угадывает людей, он чувствует надвигающиеся бедствия, предсказывает эпидемию в Киеве. Его хорошо знали и любили, как в России, так и на Украине. Все считали за честь принять его у себя и подольше задержать. Но он путешествует с места на место.

    Высокий, худой и величавый, с одной сумкой через плечо, с Библией и свирелью он странствует по деревням и поместьям. Свои трактаты он пишет, останавливаясь в лесных урочищах, на пасеках, всегда в уединении и молитве. Его беседы, изречения и «крылатые» слова записывались, переписывались, распространялись. Его стихи, сказания, басни шли в народ, распевались кобзарями. Учителем всего народа он был в полном значении этого слова, — так из среды его поклонников образовалась группа, во главе с В. Н. Каразиным, будущим основателем Харьковского университета.

    Умер Сковорода так же чисто и «человечно», как и жил. В августе 1794 семидесяти-двухлетним стариком он путешествует по Орловской губернии, откуда возвращается на Украину, в родную Слобожанщину, и останавливается в селе Пан-Ивановке у своего друга Коваленского. Чувствуя приближение своей кончины, он говорит о ней; у местного священника он исповедуется.



    Самый день его смерти описан И. И. Срезневским. «За обедом Сковорода был необычайно весел и разговорчив, рассказывал про прошлое, про свои путешествия, про трудные моменты жизни. После обеда все встали, очарованные его красноречием. Сковорода незаметно вышел из дома. Долго ходил по неровным дорогам. Минул день; под вечер Коваленский пошел искать Сковороду и нашел его под большою липою. Солнце заходило, последний луч пробивался между листьями. Сковорода, с заступом в руке, копал могилу.
    Вернулись домой. Сковорода удалился в свою комнату, переменил белье, помолился Богу и, положив под голову Библию и тетради своих творений, лег, сложив накрест руки». Так закончилась земная жизнь С ковороды.
    Его похоронили на высоком берегу, около рощи, на любимом его месте, где он при восходе солнца играл на своей флейте.

    Последние материалы раздела:

    Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
    Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

    В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

    Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
    Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

    Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

    Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
    Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

    Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...