Церковный Православный праздник февраля. Преподобный Макарий Александрийский

* Преподобного Макария Великого, Египетского (ок. 390-391). * Святителя Марка Евгеника, архиепископа Ефесского (1457). Блаженного Феодора, Христа ради юродивого, Новгородского (1392). Преподобного Макария Римлянина, Новгородского (XVI-XVII).
Мучениц Евфрасии девы (303) и Феодосии. Святого Ианнуария. Преподобных Макария Александрийского (ок. 394-395), Антония, столпника Марткопского (VI), Мелетия Валлисиота. Святителя Арсения, архиепископа Керкирского (VIII). Святителей Арсения, архиепископа Керкирского (VIII), Феодосия, епископа Анкирского, Григория Богослова (перенесение мощей, 950). Преподобных Макария, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII), Макария, диакона Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского (обретение мощей, 1652). Священномученика Петра пресвитера (1918). Священномученика Николая (Восторгова) пресвитера, Нижегородского (1930).

День Преподобного Макария Великого, Египетского

Преподобный Великий Макарий прославлен Церковью за исключительное самопожертвование в отшельническом деле спасения своей души. Скончался Макарий в 391 году, в основанном им монастыре. Чудеса и видения Макария были описаны пресвитером Руфином, а житие составил преподобный Серапион, епископ Тмунтский. Мощи Макария Великого находятся в Италии, в городе Амальфи и в Египте в монастыре Макария Великого. Богословское наследие Макария Великого составляют пятьдесят слов (бесед), семь наставлений и два послания. Основной темой сочинений является духовная жизнь христианина в форме аскетического уединения. В ряде своих своих сочинениях Макарий аллегорически толкует Библию (например, Беседа о видении Иезекииля). Сочинения преподобного Макария включены в 34-й том Patrologia Graeca.

Родители преподобного Макария, священник Авраам и жена его Сарра, были, подобно великим праотцам бесплотны до глубокой старости.
После нападения варваров на Египет они переселились на окраину Египта в селение Птинапор, вблизи пустыни Нитрийской, и там у них родился сын Макарий. Когда мальчик подрос, родители женили его, но юноша вскоре овдовел. После кончины жены преподобный Макарий укрепился в своем желании избрать иноческий путь.
Проводя время в труде и молитве, он ухаживал за своими престарелыми родителями. Когда же они отошли ко Господу, преподобный Макарий раздал оставшееся имение на поминовение родителей, об упокоении которых стал постоянно молиться. Господь послал ему опытного духовного наставника в лице старца, который помог ему устроить себе келию, научил его плести циновки, чтобы зарабатывать на хлеб. Через некоторое время местные жители узнали о юном отшельнике, который вдали от селения проводил время в строгом уединении и молитве, и сообщили о нем местному епископу. Тот поставил Макария чтецом в церковь, но преподобный, стремясь к иноческому уединению, ушел из селения и поселился в другом месте.
Живя отшельником, преподобный подвергался тяжелым искушениям: в его хижину вползали змеи, вокруг бродили дикие звери, но святой Макарий пел псалмы, и все страшные видения рассеивались. Тогда враг рода человеческого, видя свое бессилие, решил оклеветать святого: дочь одного из поселян забеременела и по наущению своего любовника оклеветала святого. Разъяренные родители и подстрекаемые ими жители селения напали на келию, выволокли оттуда преподобного, нещадно избили и бросили полумертвого. Когда преподобный пришел в себя, родители девицы потребовали, чтобы он давал им деньги на пропитание. Преподобный Макарий все перенес с кротостью и лишь стал усерднее плести циновки, чтобы заработать нужные деньги.
Так продолжалось до наступления родов. Роженица несколько дней мучилась, не разрешаясь от беременности. Не перенеся мук, она созналась в своей клевете. Устыженные родители грешницы и все соседи просили у преподобного прощения, а он, узнав об этом, возблагодарил Бога за возвращение доброго имени и скрылся из того селения. Три года он прожил в Нитрийской горе, а затем ушел на гору Фиранскую к преподобному Антонию Великому и стал его учеником. Долгое время преподобный Макарий подвизался вместе со своим учителем, а затем по его благословению удалился в Скитскую пустыню (в северо-западной части Египта), где просиял великими подвигами. Когда преподобный Макарий достиг 40 лет, он был посвящен в сан иеромонаха и получил великий дар исцеления: разрушая диавольские козни, он исцелил околдованную молодую женщину, помазанием елея излечил от проказы девушку. В это время преподобный Макарий был избран настоятелем (аввой) иноков, живших в Скитской пустыне.
Достигнув высокой степени духовного совершенства, преподобный получил дар вызывать к жизни умерших. Так, например, он посрамил еретика Геранита, смущавшего братию рассуждениями о невозможности воскресения мертвых, воскресив умершего инока; отверз уста одного убитого, получив от него оправдание для невинного человека, обвиняемого в убийстве. Но когда окружающие попросили преподобного узнать имя убийцы, он отказался, сказав: «Мне должно оправдать невинного, но не мое дело карать виновных».
Преподобный Макарий поучал свою паству с глубоким смирением и кротостью. Показывая инокам путь борьбы с соблазнами, он говорил, что заставить диавола отступить и прекратить искушения можно не постом (диавол вообще не принимает пищи), не бдением (диавол вообще не спит), а, как ему признался сам диавол, только смирением.
В соседнем Келлийском монастыре (недалеко от Нитрийской пустыни) подвизался другой Макарий, называемый Александрийским (†394-395, память также 19 января), который часто навещал преподобного Макария Великого и вместе с ним молился в пустыне.
С воцарением императора Валента (364-378), разделявшего ересь ариан, началось гонение на православных. Арианский епископ Лукий занял престол епископа Александрийского Петра и повелел изгнать всех иноков из пустыни.
Воины схватили обоих старцев и отвезли их на один из островов Средиземного моря, где жили язычники.
У жреца острова была бесноватая дочь, встретившая прибытие преподобных дикими криками. По молитве преподобных бес вышел из девицы и она обрела разум. Увидев это чудо, отец ее и все жители острова приняли христианство. Узнав об этом, епископ Лукий устыдился и повелел возвратить преподобного Макария Великого в его скит, а преподобного Макария Александрийского - в его монастырь.
Вернувшись в обитель, святой Макарий Великий продолжал назидать братию своим высоким примером. Братия обители горячо любила преподобного и говорила, что милосердие его к людям и всепрощение безграничны, что своей любовью он стремиться покрыть все человеческие грехи.
Когда преподобный достиг 97 лет, ему явились святые Антоний Великий и Пахомий Великий и провозвестили ему кончину на 9-й день после их явления.
Преподобный собрал в тот день всю братию, простился со всеми и отошел ко Господу. Многие из братии наитием свыше видели святых угодников и Бесплотные Силы, которые встречали душу преподобного Макария. Житие преподобного Макария Великого составил святитель Серапион, епископ Тмуитский (Нижний Египет) в IV веке. Мощи святого Макария покоятся в Италии, в г. Амальфи.

День преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского.

От юности возлюбив чистое и целомудренное житие и отвергнувши суетные прелести мира, преподобный Савва пришел к преподобному Сергию Радонежскому и принял от него иноческий постриг.
Под руководством великого наставника преподобный Савва проводил жизнь свою в строгом воздержании и непрестанном бдении, заботясь о соблюдении чистоты душевной и телесной. Непрестанно упражнялся он в церковном пении и чтении, а в свободное от молитвы и церковных служб время занимался каким-либо рукоделием, боясь праздности - матери пороков. Подвижник любил безмолвие и избегал бесед с другими. Видя успехи преподобного Саввы в духовной мудрости, преподобный Сергий поставил его духовником всей братии монастыря.
В 1380 году великий князь Димитрий Иоаннович, после победы над татарским ханом Мамаем, пришел в обитель преподобного Сергия. Он хотел воздать благодарение Богу, даровавшему победу, и исполнить свой обет в случае победы воздвигнуть монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Великий князь просил преподобного Сергия найти место для обители.
Преподобный Сергий, обойдя много пустынных мест, пришел на реку Дубенку, протекавшую к северо-западу от Троице-Сергиевой Лавры. Сюда пригласил преподобный великого князя и, согласно с его желанием, основал здесь храм Успения Богоматери и общежительный монастырь. Настоятелем нового монастыря преподобный Сергий выбрал преподобного Савву. Приняв благословение от святого старца, преподобный Савва начал управлять Дубенским монастырем.
25 сентября 1392 года преподобный Сергий преставился ко Господу. Некоторое время по смерти преподобного, обителью управлял его ученик - преподобный Никон. Однако вскоре преподобный Никон пожелал жить в безмолвии, и тогда братия возвели на игуменство преподобного Савву. По прошествии 6 лет преподобный Савва, ища безмолвия, оставил управление обителью, после чего братия вновь возвели на игуменство преподобного Никона. Преподобный Савва остался подвизаться в Троицкой лавре.
Около 1398 года Звенигородский князь Георгий Димитриевич, бывший духовным чадом преподобного Саввы, пригласил старца посетить его дом и преподать благословение Божие всем домашним. По приезде преподобного в Звенигород, князь открыл ему тайное желание свое основать обитель близ Звенигорода на горе Сторожевской и просил своего духовника остаться для ее устроения и быть в ней игуменом. Пав пред иконою Богородицы, со слезами просил преподобный Савва Ее покрова для пустынного места и остался на уединенной горе. Там святой устроил небольшой деревянный храм в честь Рождества Богородицы и близ него поставил себе хижину. Скоро слух о его богоугодной жизни призвал к нему многих, искавших безмолвия и молитвенного уединения. Преподобный с любовью принимал приходивших к нему.
В 1399 году князь Георгий Димитриевич, по велению своего брата великого князя московского Василия Димитриевича, должен был идти воевать с болгарами. Перед выступлением в поход благочестивый князь пришел за благословением к своему духовному отцу. Преподобный Савва осенил князя честным крестом и сказал: «Иди, благоверный княже, и Господь будет с тобою, помогая тебе. Врагов своих ты одолеешь и благодатью Божией здоровым возвратишься в свое отечество». Приняв от святого старца благословение, князь Георгий Димитриевич собрал свои войска и пошел на болгар, покорил много городов и областей и с победой возвратился в свою вотчину.
С радостью благодарил князь преподобного Савву за его молитву. Он сделал щедрое пожертвование в монастырь и учредил трапезу братии. На его пожертвования были благоустроены келлии для братии, и обитель была обнесена деревянной оградой. Но лучшим памятником трудов святого подвижника и благотворительности князя Георгия Димитриевича остается существующий и поныне величественный обширный каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный на месте прежней бедной маленькой деревянной церкви. Благочестивый князь делал также и другие богатые приношения монастырю, среди которых были земли и несколько сел, освобожденных от княжеских податей.
Между тем смиренномудрый старец преуспевал в добродетелях и дарованиях духовных. Бодрствуя над другими, он еще более непрестанно и неослабно бодрствовал над собою. Монастырь его украшался, и имя преподобного Саввы прославлялось везде вокруг, как и имя Сторожевской обители. Со всех сторон стекались к нему иноки, ища руководства в духовной жизни и монашеских подвигах. Миряне приходили к нему, прося наставлений. Опасаясь и бегая земной славы, преподобный Савва ушел для подвигов за версту от монастыря и там, в глубоком овраге, под сенью густого леса, ископал себе тесную пещеру, где в совершенном уединении и безмолвии, в покаянии со слезами молился Господу. Молитву и богомыслие преподобный чередовал с рукоделием и, невзирая на свои преклонные лета, не переставал сам трудиться для обители: своими руками он выкопал колодец под горою, который и поныне доставляет прекрасную воду для обители.
Так жил он сам и к тому же побуждал учеников своих. Он достиг глубокой старости и мирно почил 3 (16) декабря 1406 года. 19 января (1 февраля) 1652 года после многочисленных чудес и исцелений, совершавшихся по молитвам преподобного Саввы, по желанию царя Алексея Михайловича, последовало торжественное открытие святых мощей угодника Божия.

Преподобный Макарий Александрийский

Преподобный Макарий Александрийский был современником и другом св. Макария Египетского. До 40 лет он занимался торговлей, затем крестился и удалился в пустыню. Через несколько лет подвижнической жизни он был посвящен в сан пресвитера и поставлен настоятелем монастыря «Келлии», находившегося в египетской пустыне, между Нитрией и Скитом. Св. Макарий Александрийский, подобно Египетскому, был великим и учительным подвижником и сотворил много чудес. Услышав о каком-нибудь особенном подвиге того или другого инока, старался подражать ему в этом подвиге. Так, слыша, что некий инок употребляет в один день только один фунт хлеба, он ел столько же и даже меньше. Решил он как можно меньше спать, для этого он 20 суток оставался под открытым небом, терпя днем солнечный жар, а ночью холод. Чтобы умертвить в себе плотскую страсть, он садился в болото нагим и давал комарам жалить тело свое. Однажды св. Макарию принесли винограду. Сильно хотелось ему съесть ягоды, но он, чтобы победить в себе это желание, отослал ягоды к иноку более слабому. Инок этот, тоже желая сохранить воздержание, послал ягоды к другому, а тот -к третьему и так далее, и ягоды снова появились у Макария. Тогда Макарий удивился воздержанию своих учеников и возблагодарил Бога. Раз пришла святому горделивая мысль идти в Рим исцелять больных. Он насыпал в мешок песку и долго ходил с этой ношей по пустыне, пока не утомил тело, и мысль оставила его. Св. Макарий Александрийский скончался в 395 г. будучи 100 лет. Она написал «Слово об исходе души», находящееся в Следованной псалтири.

Блаженный Феодор

Блаженный Феодор родился и жил в Новгороде. Еще будучи отроком, он начал строгий пост: ел очень мало, а в среду и пятницу совсем ничего не ел. Достигши совершенного возраста, он принял на себя подвиг юродства: ходил босиком и полунагим, спал в холоде и жаре на улице, что давали ему другие - раздавал бедным, ночи проводил в молитве. Когда оскорбляли его словами и побоями, он переносил все благодушно и молился за оскорбляющих. В его вре-мя подвизался на Софийской стороне Новгорода другой юродивый, Николай Качанов (память его 27 июля). Для изображения вражды между новгородцами они часто гоняли один другого, каждый со своей стороны в городе. Блаженный Феодор предсказал однажды новгородцам голод, в другой раз - пожар, говоря: «Берегите хлеб. Здесь чисто будет». Провидя свою кончину, он говорил новгородцам: «Прощайте, иду далеко». Скончался в 1392 г. Чудотворные мощи его почивают в Георгиевском храме, где он был погребен по его завещанию.

Праздники являются неотъемлемой частью нашей социальной жизни, многие из которых касаются лично нас, наших близких и друзей. Многим явлениям человеческого существования на земле посвящены праздники и особые дни. Наша профессия, работа, любовь, дети, отдых, медицина, окружающий мир - на все найдется свой праздник в российском и мировом календаре.

Наряду с государственными праздниками, тесно вошедшими в нашу жизнь, особое значение для многих имеют церковные, православные праздники. Ведь духовная составляющая нашей жизни гораздо более важна, чем телесная. Самые необходимые нам любовь, радость, счастье, душевное равновесие и покой - все эти чувства непосредственно связаны с нашей душей.

Почти каждый день церковь отмечает какой-либо важный православный праздник - будь то исторический день жизни Христа на Земле, жизни и деятельности его учеников и последователей. Безусловно, каждый церковный праздник важен для верующего человека.

Однако многие православные церковные даты не так распространены, как государственные, и чтобы о них узнать, этим нужно реально заинтересоваться и проникнуться. Мы собрали для Вас календарь церковных праздников в феврале. Узнайте, в какой день февраля происходило важное историческое религиозное событие.

Какой сегодня церковный праздник 1 февраля празднует православная церковь. Сегодняшний день богат на праздники, по церковному календарю сегодня 8 праздников:

  • Мытаря и фарисея — Сплошная седмица. Подготовка к строгому Великому Посту. Седмица названа в честь библейской притчи про мытаря и фарисея.
  • Макарьев день — Преподобного Макария Великого, Египетского
  • Церковь чтит память Макария Великого — христианского святого, отшельника родом из Нижнего Египта. Годы жизни: ок. 300-391. В 360 году основал монастырь в Нитрийской пустыне, который позже назвали в его честь. Написал духовные беседы, наставления и послания.
  • Преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского — Праздник в честь обретения мощей святого Саввы — основателя и первого игумена Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского) монастыря в Звенигороде. Это событие произошло 19 января (1 февраля по новому стилю) 1652 года.
  • Священномученика Петра Скипетрова, пресвитера — День чествования новомученика Петра Скипетрова. Был диаконом в Исаакиевском кафедральном соборе, настоятелем Скорбященской церкви. Работал законоучителем. 1 февраля 1918 года его убили красногвардейцы в Александро-Невской Лавре. К лику святых причислен в 2001 году.
  • Святителя Марка Евгеника, архиепископа — Почитание святого Марка Евгеника, архиепископа Ефесского. Активно защищал Православие на Флорентийском Соборе. Умер в 1457 году.
  • Блаженного Феодора Новгородского — Чествование памяти святого Феодора родом из Новгорода. Обладал даром прозорливости и пророчества. В зрелом возрасте принял подвиг юродства (отказ от мирских благ). Жил в нищете, соблюдал строгий пост. Умер в 1392 году.
  • Преподобного Макария Римлянина, Новгородского — Приурочен святому Макарию родом из Рима. Жил в XVI-XVI ст. Много лет провел в уединении. Основал монастырь на реке Лензи и был его игуменом. Построил Успенскую церковь. Обладал даром прозорливости и чудотворения.
  • Преподобного Макария Печерского, диакона — Празднование памяти диакона Макария. Жил в ХIII-ХIV вв. в Киево-Печерском монастыре. Обладал даром чудотворений.

Народный календарь: Макарьев день

Другие названия: Макар; Макар-весноуказчик; День Макария; Макар ясный; Макарий Великий; Макаров (Макарьев) день

История праздника

Родители преподобного Макария, священник Авраам и его жена Сарра, были, подобно великим праотцам, бесплодны до глубокой старости.

После нападения варваров на Египет они переселились на окраину Египта в селение Птинапор, вблизи пустыни Нитрийской, и там у них родился сын Макарий. Когда мальчик подрос, родители женили его, но юноша вскоре овдовел. После кончины жены преподобный Макарий укрепился в своем желании избрать иноческий путь.

Господь послал ему опытного духовного наставника в лице старца, который помог ему устроить себе келию, научил его плести циновки, чтобы зарабатывать на хлеб. Через некоторое время местные жители узнали о юном отшельнике, который вдали от селения проводил время в строгом уединении и молитве, и сообщили о нем местному епископу. Тот поставил Макария чтецом в церковь, но преподобный, стремясь к иноческому уединению, ушел из селения и поселился в другом месте.

Живя отшельником, преподобный подвергался тяжелым искушениям: в его хижину вползали змеи, вокруг бродили дикие звери, но святой Макарий пел псалмы, и все страшные видения рассеивались. Тогда враг рода человеческого, видя свое бессилие, решил оклеветать святого: дочь одного из поселян забеременела и по наущению своего любовника оклеветала святого.

Разъяренные родители и подстрекаемые ими жители селения напали на келию, выволокли оттуда преподобного, нещадно избили и бросили полумертвого. Когда преподобный пришел в себя, родители девицы потребовали, чтобы он давал им деньги на пропитание. Преподобный Макарий все перенес с кротостью и лишь стал усерднее плести циновки, чтобы заработать нужные деньги.

Когда преподобный Макарий достиг 40 лет, он был посвящен в сан иеромонаха и получил великий дар исцеления: разрушая диавольские козни, он исцелил околдованную молодую женщину, помазанием елея излечил от проказы девушку. В это время преподобный Макарий был избран настоятелем (аввой) иноков, живших в Скитской пустыне.

Преподобный Макарий поучал свою паству с глубоким смирением и кротостью. Показывая инокам путь борьбы с соблазнами, он говорил, что заставить диавола отступить и прекратить искушения можно не постом (диавол вообще не принимает пищи), не бдением (диавол вообще не спит), а, как ему признался сам диавол, только смирением.

Когда преподобный достиг 97 лет, ему явились святые Антоний Великий и Пахомий Великий и провозвестили ему кончину на 9-й день после их явления.

Преподобный собрал в тот день всю братию, простился со всеми и отошел к Господу. Многие из братии наитием свыше видели святых угодников и Бесплотные Силы, которые встречали душу преподобного Макария. Мощи святого Макария покоятся в Италии, в городе Амальфи.


Традиции и обряды

В Макарьев день нежелательно работать. В данный народный праздник сложилась традиция встречаться с близкими и друзьями за чашкой горячего чая.

В этот день принято растапливать самовар при помощи валенок. Считается, что после этого валенки обретают силу излечивать болезни ног. Тот, кто будет их носить, сможет вылечить ноги и оградить себя от других недугов на целый год.

Особое внимание уделяется огню в печи. Если удается разжечь сразу все поленья так, что устье печки становится золотым, значит, в доме будет царить мир и достаток.

В этот день принято произносить специальные слова, заговаривающие зубную боль.

Те, кому нужна помощь в просвещении ума, молятся святому Иоанну Златоусту.

Народные приметы на 1 февраля

Если на Макария метет метель, значит, именно такой будет погода в течение всего февраля месяца. Говорят: «метель на Макария – весну долго ждать».

Чудо Ягодница - 3-5 кг свежей клубники каждые 2 недели!

Чудо-ягодница Сказочный сбор подходит для подоконника, лоджии, балкона, веранды – любого места в доме или квартире, куда падает свет солнца. Получить первый урожай можно уже через 3 недели. Чудо-ягодница Сказочный сбор плодоносит круглый год, а не только летом, как на огороде. Срок жизни кустов от 3 лет и больше, со второго года можно добавлять в почву подкормки.

Морозный день – к жаркому лету.
Теплая погода на Макария – примета того, что первая половина лета будет дождливой.

Много звезд на небе 1 февраля – зима будет продолжительной, и потепления пока что ждать не приходится.
Завируха 1 февраля – Масленица также будет с вьюгами.

Безоблачная погода – к ранней и теплой весне.
Капель на Макария – примета того, что скоро наступят весенние дни.

Если первый день февраля выдался солнечным – весна придет рано, а последний месяц зимы будет теплым и ясным.
С крыш капель 1 февраля – придет ранняя весна.

Метель долго не проходит – весь месяц будет мести до самой Масленицы. Особенно точной эта примета считалась, если мести начинает в середине дня.
Звездное небо 1 февраля – зима будет долгой

Если переступить порог дома со словами «Из дома иду барином, а в дом вернусь боярином», то можно обезопасить себя от болезней и неприятностей на весь год Чтобы дети хорошо учились, в этот день молятся Иоанну Златоусту.

1 февраля можно заговаривать зубы – удается вылечить различные хвори.
Если все поленья при растопке печи 1 февраля загораются сразу, год проживешь в достатке.

В ночь на 1 февраля снятся вещие сны, многие из которых сбываются уже на следующий день.
Чаепитие на день Макария помогает избавиться от болей в животе

Именины в этот день празднуют: Антон, Арсений, Ефим, Макар, Марк, Николай, Пётр, Фёдор.

1 февраля - Макарьев день. Макарий. Великий, Ясный. Макарий солнечный. Макарий – погодоуказник. Преподобный Макарий Египетский родился в Египте около 301 г. После смерти родителей и своей жены отправился в пустыню, где предался молитве и богомыслию. Каков Макарий, таков и весь февраль. Ясный, солнечный Макарьев день - ранняя вес­на. «На Макария капель - в весну раннюю верь». Если на Макарья метель, то на всю Масленицу погода метельная. Какова погода первого числа, таков и весь фев­раль. Природа начинает обновляться, очищаться и принимать новый облик. Отсюда в этом месяце такое обилие очистительных обрядов – идет подготовка к встрече весны. В этот день самовар полагалось поставить пораньше . Макар валенком раздует самовар. С угольев дым передастся следам-подошвам, и тогда никакая хвороба не пристанет к ногам. Тепло от угольев – ногам на здоровье. «Нашему Макарке все огарки». «Вот таким вот макаром вышло». Раньше означало, что в светлом состоянии дело было сделано. Именинни­ки: Макарий, Федора, Арсения, Савва, Марк, Антон.

2 февраля – Ефим. Преподобный Евфимий Великий из г. Мелитивы близ р. Евфрат в Армении. На 30-м году жизни отправился к святым местам в Иерусалим. Старался уединённо провести всю жизнь в пустынях Египта. Ефимий Метельный. Ефимкины недели. Второй день фев­раля показывает весну: Если солнечно - к ранней весне, пасмурно - жди поздних заморозков. Если ветер - к сырому году. ""На Ефимия метель - вся Масленица - метельная"". «Помело метлой на Масленицу, приедет сударыня Масленица метельная». Отождествляли ветер с дыханием земли. Если ветер унесет детские пеленки, то память ребенка и его мысли улетят вместе с ветром. Св. Касьяну подчинены все ветры, которые он держит на двадцати цепях под двадцатью замками. День святого Касьяна празднуют один раз в 4 года – 29 февраля. Именины у Инны, Риммы, Ефима, Лаврентия.

3 февраля – Максимов день. Максим Исповедник. Родился в Константинополе ок. 580 г., получил разностороннее образование. Стал первым секретарём императора Ираклия (611-641). Пришедший к власти жестокий и грубый Констанс (642-668) был сторонником ереси монофелистов, за что по просьбе Максима был осуждён всей Церковью на Лютеранском Соборе. После чего Констанс II приказал подвергнуть пыткам прп. Максима – отрезали язык и отсекли правую руку и сослали в Колхиду. Но тут Господь явил неизречённое чудо: он смог говорить и писать. Скончался 13 августа 662 года. В этот день принято было думать о семейном счастье. Если в жизни что-то не ладилось, то муж и жена выходили с крыльца, взявшись за руки. Подходили к яблоньке и отряхивали снег – иней неразведенными руками. Обряд – отряхивание всех бед и невзгод с семейной пары. Ясная заря к морозу.

День празднования иконы Божией Матери Ватопедской «Отрада» («Утешение»), исцеляющей и утешающей в скорби и болезнях. В 1852 году отец Серафим Святогорец завещал людям земли Русской обращаться к Ватопедской Богородице «с молитвенным воплем и страдальческими слезами» и веровать, «что гнев Божий в какой бы степени ни разразился вокруг вас, но державная десница Небесной Заступницы отклонит его…». Храм в честь иконы Божией Матери «Отрада» на Ходынском поле: г. Москва, ул. Поликарпова. Д. 16. Метро «Беговая». День празднования иконы Божией Матери «Закланная», находящейся в древнем Ватопедском монастыре на Афоне, ей молятся при эпидемиях и от несчастных случаев. День празднования иконы Божией Матери Ктиторской, которая находится в Ватопедском монастыре на Афоне, стоит в алтаре соборного храма, почему называется еще «Алтарницею». Справа при иконе неугасимо и поныне горит свеча. День празднования иконы Божией Матери Одигитрии Ксенофской. С незапямятных времён хранилась в соборе Афонского Ватопедского монастыря, но в 1730 году исчезла и обнаружилась в Ксенофской обители, до которой три часа пути, после её возвращения опять явилась в Ксенофе. Усмотрев в этом промысел, братия обители оставили чудотворный образ в Ксенофе. Именины у Максима, Агнии, Валериана, Евгения, Виктора.

4 февраля Тимофей (апостол) - Полузимник т.е. ползимы прошло. «Тимофеевский мороз ползимы с собой унес». «Не диво, что Афанасий – ломонос морозит нос, подожди тимофеевских морозов». Начало метелей. Если в этот день в полдень будет видно солнце, то весна будет ранней, если метет метель - вся неделя метельная. Тимофеевские морозы. Вверх по стеклу под­нимаются побеги «снежных растений» - к морозу, наклонились - к оттепели. Именинники: Тимо­фей, Анастасия, Макарий, Петр, Георгий, Гаврил.

5 февраля Агафон Полухлебник. Половина запасов к этому времени была уже съедена. «Зима-кума поизвела закрома!». «Счет да мера, то и вера!». На Руси самым почитаемым на столе всегда был хлеб.

День памяти преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского, к которому обращаются при потере аппетита, бессоннице и параличе. Именины у Геннадия, Агафона, Климента.

6 февраля - Аксинья (Ксения). Весноуказательница, Полузимница, Полухлебница (перелом зимы), половина старого хлеба съедена. «Какова Аксинья, такова и весна». ""Метель на Ксению - сметет корма, ведро - весна красная"". «Полузимница делит зиму попалам да неровно, к весне мужику тяжелее». Если при еде упали хлебные крошки , то их необходимо было поднять, поцеловать и съесть или бросить в огонь и сказать: «Извини, Боженька!». Крошки, оставшиеся от трапезы, можно скармливать только птицам, так как в птицах воплощаются души умерших. Хлеб должен всегда стоять на столе , чтобы в доме был достаток . Девушки и женщины, рожденные в этот день , спешили вынести на свет Божий, на солнце одежды, в которых готовились Масленицу встречать. Чтобы одежда дух весны-красны перенимала. «Сохрани, Господи, мое добро, даруй крепости, даруй здорового духа!». Февраль холодный и сухой - август жаркий. Теплый февраль приносит холодную весну. В феврале сильные морозы - короткая зима.

День памяти святой блаженной Ксении Петер­бургской (Ксении Григорьевны Петровой) , исцеляющей болезни желудка и облегчающей постинсультное состояние. Ксения Григорьевна Петрова родилась в С.-Петербурге в XVIII веке. После внезапной смерти мужа 26-летняя вдова раздала своё имущество, надела мужской костюм и стала скитаться под именем своего мужа – Андрея Фёдоровича. Христианский подвиг юродства – добровольно избранный путь спасения, когда, при кажущемся безумии, человек исполнен истинной мудрости. Часто блаженная заходила в дома благочестивых христиан, и там водворялись мир и согласие. Больные часто после её посещения быстро выздоравливали. За долгое терпение Господь наградил Ксению даром прозрения. Тело её погребено на Смоленском кладбище в г. С.-Петербурге. И много знамений начало совершаться у её гроба. По молитвам над её могилкой страждущие получали исцеления, в семьях водворялся нарушенный мир. Со временем над могилой блаженной Ксении была построена часовня, к которой стекались её многочисленные почитатели. Часовня Святой блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище, где хранятся её мощи и икона: С.Петербург, ул. Камская 24, рядом с храмом Смоленской иконы Божией Матери, на строительство которого святая тайно каждую ночь носила камни. Именины у Ксении, Герасима, Анас­тасии, Тимофея, Ивана.

7 февраля - Григорий Богослов. Весноуказатель. Каков день с утра до полудня, такова будет и первая половина следующей зимы, а с полудня до вечера - другая ее половина.

День памяти преподобного Анатолия Оптинского , Старшего. К святому обращаются с молитвой при разных недугах, в особенности при сильных головных болях. День памяти иконы Божией Матери «Утоли моя печали», находится в московском Николо-Кузнецком храме. Перед иконой молятся о помощи в скорби, печали и в самом отчаянии, об избавлении от болезней и скорбей телесных, от греховных страстей, обуревающих сердце человека. Эта икона была принесена в Москву казаками в 1640 году, в царствование Михаила Федоровича. На иконе Богомладенец держит свиток, на котором написано: «Суд праведен судите, милость и щедроты творите каждый ко ближнему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите». День празднования иконы Божией Матери «Не рыдай Мене, Мати». В эпоху Иоанна 4 Грозногобыли явлены несколько небольших, так называемых « молельных» икон. На иконе изображено оплакивание Христа Его Матерью. Перед иконой молятся в скорби и печали, за страждущих близких и за детей. Именины у Владимира, Анатолия, Григория, Александра, Виталия, Кирилла, Петра, Тимофея, Феликса, Филиппа.

8 февраля Федор Студит. День святых Аркадия, Ивана, Иосифа, Марии, Семена. Заметуха – метель снежная. В этот день случались морозы. «Федор Студит землю студит». Каков день, такова и весна. В этот день наблюдали за птицами: «Синица с утра запоет - мороз еще придет». «Если ночью иней, снегопада днем не будет». Катали по блюду горох. По звукам, издаваемым катающимися горошинами, угадывали силу предстоящих снежных вихрей. Рожденному в этот день варили кашу гороховую, веря, что станет он таким же крепким, как горох. Горох в поминальной обрядности – пища мертвых. Его раскидывали по углам и бросали за печь для того, чтобы души умерших не плакали и могли поесть. Считали, что в этот день покойники по земле тоскуют . Именинники: Мария, Аркадий, Федор, Иван.

9 февраля – Перенесение мощей святого Иоанна Златоуста. Златоустьев огонь. Великий вселенский учитель скончался в 407 г. в г. Команы на пути к месту ссылки, осуждённый по проискам императрицы Евдоксии за смелое обличение пороков, царивших в Константинополе. В 438 году при императоре Феодосии II , сыне Евдоксии, хотели перенести мощи святого в Константинополь, но не смогли их поднять. Тогда император, поняв свою ошибку, написал послание свт. Иоанну, в котором смиренно просил прощения за себя и свою мать. Послание зачитали у гроба святителя и после этого легко подняли мощи, внесли их на корабль и доставили в Константинополь, в церковь святых Апостолов.

Февраль все студит да знобит. Метели колкие, вьюги неустанные. Вот и топит хозяюшка свою печь так, чтобы занимающиеся огнем поленья осветили устье печи, «озолотили» ее своим огненным сиянием.

10 февраля - Ефрем Ветродуй, Сирин, Запечник, Прибаутник, Сверчковый заступник. Собор новомучеников и исповедников Российских: прп. Ефрема Сирина, прп. Феодосия Тотемского, прп. Ефрема Новоторжского, прп. Ефрема Печерского, еп. Переяславского, прп. Палладия пустынника, прп. Исаака Сирина, еп. Ниневийского. Свидетельство даже до смерти истины Христовой в Церкви Божией именуется мученичеством.

На Ефрема ветер - к сырому и холодному году"". Именины домового. Вслед за почитанием огня-батюшки и домовой свои именины празднует. На Ефрема домового закармливают, оставляя ему еду и молоко, говорят: ""Хозяин - батюшка побереги"". «Славен февраль метелью, а март - капелью».

День памяти преподобного Ефрема Сирина , исцеляющего многие недуги и дающего терпение при затяжных заболеваниях. День памяти иконы Божией Матери «Суморинская-Тотемская». Этой иконой был благославлен преподобный Феодосий, которому таким образом разрешалось построить храм в городе Тотьма Вологодской губернии во времена Иоанна Грозного. Мощи преподобного Феодосия (Суморина) почивают в главном Вознесенском храме основанного им монастыря. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Именин­ник Ефрем, Исаак, Леонтий.

11 февраля – день святых Герасима, Игната, Лаврентия, Романа, Юлиана, Якова. Ведьмы устраивали в этот день пережины , заломы травы сухой, снегом занесенной, на полях. Только чертополох не трогают. Яблочки, ягоды рябины, калины, битые морозом, оживляют жизнь рожденного в этот день. Кто морозом бит – того жизнь отогреет. Битый морозом – не кланяется угрозам. Настало время, когда звериный род берет рост. В лесу идут яростные битвы за право владеть лесными крепями. Тот, кто родится на следующий день , тому уготовано заботиться о лесном звере и птице. Покровитель звериного рода бог Велес, то 12 февраля – в день звериного свадебника, родится человек, наделенный функциями бога Велеса.

Перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца. Был предан мученической смерти в 107 году за исповедание христианской веры в Риме: по повелению императора Траяна его бросили на растерзание диким зверям.

12 февраля –Василий Теплый. Собор вселенских учителей и святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В Константинополе, столице православной Византийской империи, некогда долго происходили споры о том, кому из великих учителей и святителей следует оказывать особое почтение. В 1084 году все три святителя явились в видении митрополиту Евхаитскому Иоанну и, объявив, что они равны перед Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти, который мы совершаем и поныне.

«Василий земле бока греет» - начинают чернеть проталины по косогорам. «Снежные хлопья стали крупными - к оттепели». Красная луна – к большому ветру. Сильный ветер – к сырому году. Именины у Василия, Григория, Ивана, Ипполита, Петра.

13 февраля – день памяти бессребреников мучеников Кира и Иоанна, которым молятся при незаживающих ранах и кровотечениях. Св. Кир был знаменитым врачом в г. Александрии. Лечил не только телесные болезни, но и душевные, многих язычников обратил ко Христу. Воин Иоанн – благочестивый христианин стал последователем св. Кира. В 311 году были подвергнуты пыткам и обезглавлены.

14 февраля - Трифон Перезимник, Звездопад, Мышегон. Предпразднество Сретения Господня. Небо звездно - весна поздняя, звездопад - весна тихая. «На Трифона звезд много - весне длинная дорога». На Трифона снег – весна будет дождливая. Если начнутся холода - весна будет холодная, поздняя. Если к концу дня небо затягивается слоем белых облаков, будет хорошая погода. Февраль – месяц свадеб . Девицы молятся о женихах. На Трифона в старину заговаривалимышей, чтобы не портили скирды с хлебом.

День памяти святого мученика Трифона . Молитвы к святому помогают избавиться от сильных неврозов и депрессии. Храм Рождества Христова в Измайлове, где хранится икона Мученика Трифона с частицами мощей: г. Москва, ул. 2-я Советская д. 16. Именины у Трифона и Петра .

15 февраля - Сретение Господа нашего Иисуса Христа , Сустретьев день. «Сретение - зима с летом встретились». Слово «сретенье» означает «встреча». День считался первой встречей весны. Освящают в церкви свечи, которые зажигают в тяжелые и трудные моменты жизни, для душевного успокоения. Какова погода на Сретение, такова и весна будет. В этот день обычно бывает оттепель. «Зима весну заморозить хочет, да от своего хотения только потеет». В Сретенье утром снег - урожай ранних хлебов, в полдень ---урожай средних хлебов, к вечеру - урожай поздних хлебов. На Сретенье капель ---урожай пшеницы, а ветер - плодородие фруктовых деревьев, метель - весна поздняя, да холодная. Если солнце перед закатом выглянет сквозь облака - прошли последние морозы, если солнце вовсе не покажется, впереди еще суровые Власьевские морозы. Если выпадет снег - весна будет затяжной и дождливой, если оттепель - ранней и теплой.

Празднование иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение». На сороковой день после Рождества Пресвятая Дева и Иосиф Обручник, согласно заповеди Божией, принес младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы представить Его пред Богом ипринести положенную жертву. «… Был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нём. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришёл он по вдохновению в Храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нём. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - И Тебе Самой оружие пройдет в душу, - да откроются помышления многих сердец». На иконе это пророчество Деве Марии изображено видимыми символическими знаками: семь воткнутых в сердце мечей – по три справа и слева и один меч внизу. В Святом Писании цифра 7 обозначает «полноту» чего-либо, в данном случае полноту горя и печали сердечной. Празднование иконы совершается и в неделю Всех Святых. Подобное изображение имеет икона Божьей Матери «Семистрельная». Празднование иконы «Сретение Господне». На иконе старец Симеон изображен держащим Спасителя на руках. Празднование иконы Божией Матери «Державная». Явление иконы – 2/15 марта 1917 года, в день отречения от престола императора Николая||. Сейчас эта икона находится в Казанской церкви Коломенского.

16 февраля Попразднество Сретения Господня. Симеон, Анна, Власий. В народе носит название Починки. На Власия большие лужи, то до 24 февраля будет 7 холодных утренников, три до Власа (24 февраля), три – после и один на самого Власа. С этого дня предписывалось начинать чинить летнюю сбрую, орудия труда. «На Симеона – расчинай починки». Древние историки сообщают, что египетский царь Птолемей II Филадельф пожелал пополнить свою знаменитую Александрийскую библиотеку текстами священных книг. Среди 72 ученых, прибывших в Александрию для перевода Священного Писания на греческий язык, был и прав. Симеон. Когда Симеон переводил книгу пророка Исаии, то, прочитав в подлиннике слова: «Се, Дева во чреве примет и родит Сына», решил, что слово Дева употреблено здесь ошибочно, вместо слова Жена, и хотел исправить текст. В этот момент ему явился Ангел и удержал его руку, говоря: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». Празднование иконы Божией Матери Волокаламская. Именины у Анны, Власа, Николая, Семена, Романа.

17 февраля Попразднство Сретения Господня. Никола Студеный. «Сту­деный день - шубу снова надень». « На Студеного Николу снега навалит гору». Этот день считался одним из самых холодных в феврале. Обычно стоят сильные морозы и идет снег. Редкий год на Руси в этот день не было морозов. Вокруг луны два тусклых кольца – к сильным морозам. Наступает время звериных свадеб.

День памяти преподобного Кирилла Новоезерского. Молитвы к преподобному спасают от инфекционных заболеваний . День памяти благоверного великого князя Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского. Был сыном великого князя Всеволода Большое Гнездо. Он родился в 1189 году, в 1212 году вступил на Владимирский великокняжеский престол и отличался воинской доблестью и благочестием. В 1237 году на Русскую землю вторглись монголо-татарские завоеватели. Князь Георгий отправился с войсками на север для соединения с другими князьями. В 1238 году произошла битва на реке Сити, в которой немногочисленная дружина святого князя была разбита, сам Георгий пал в бою. Име­нины у Николая, Георгия [Егора, Юрия], Кирилла.

18 февраля Попразднство Сретенья Господня. Агафья Коровница. Ага­фья коров оберегает от болезней. «На Агафью коровья смерть ходит». Чтобы избежать коровьей смерти – жгли ветки вереска и окуривали дымом хлев. Особенно заботились о коровах кормилицах, говорили: «С маслом да сметаной и бабушкин лапоть съешь». Мороз в этот день предвещает дружную весну, сухое и жаркое лето. Св. Агафия была дочерью именитых родителей из г. Панорм (Палермо) в Сицилии. Во время гонения при императоре Деки (249 – 251г.г.) как христианка, она была подвергнута жестокому глумлению, но являлся св. ап. Петр и исцелял её от ран. Когда изумлённые палачи опять подвергли её пыткам, в городе началось землетрясение. Опасаясь гнева народа и кары небесной св. Агафия была отослана в темницу, где, воздав благодарение, мирно предала свой дух Богу.

День празднования иконы Божией Матери «Взыскание Погибших», исцеляющей от инфекционных заболеваний и алкоголизма, а также помогает сиротам и малолетним детям. Эта чудотворная икона приплыла по Волге к Саратову в 1666 году, была явлена местному воеводе Кадышеву и стала родовой реликвией этого дворянского рода. Известно чудесное исцеление возле иконы неизлечимого больного сына графа Шереметьева. Храм Живоначальной Троицы в Хохлах, где хранится список иконы: г. Москва, Хохловский пер., д. 12. метро – «Китай-город». День празднования икон Божией Матери Елецкой-Черниговской, Сицилианской или Дивногорской. Именины у Макара, Феодосьи, Агафьи, Марии.

19 февраля Попразднство Сретенья Господня. Вукола Телятник. На Вуколу - начало весеннего отела коров. Именины у Марии, Максима, Ивана, Юлиана.

20 февраля – Отдание праздника Сретения Господня. День преподобных Парфения и Луки. Феня – Спасовы коренья. Пекут пирожки с луком. На Луку полуденный (южный) ветер - к урожаю яровых. «Коли солнце заходит красно – к холодному лету, к ветрам колючим. Облака плывут высоко – к хорошей погоде». Начало таять с северной стороны – к теплому лету. Женщина, рожденная в этот день , ведала силой трав, а особенно силой кореньев. И знала она, как всякий корень в печи утворить, приготовить из него настой, какие болезни тем корнем можно излечить. В этот день доставали высушенные пучки травы лапчатки, которую называли в народе могущницей. Могущницу теперь называют калганом. В лапчатке заключена крестная сила растений. Этот день был самым главным для приготовления отваров и настоек из могущницы. Зима – матушка на исходе, вот и подпитывали себя лучком да отваром из лапчатки. Именины у Луки, Федора, Порфирия.

21 февраля - Захарий Серповидец. Захарию – C ерповидцу в старину молились бабы – жницы. Крестьяне доставали и осматривали сер­пы для жнива, кропили их святою крещенскоюводою. «Не тогда серпы точить, когда на жниво идти». «Не обережешь вовремя кривого серпа – не нажнешь в поле и снопа». ""Сильные морозы – короткая зима"". Святцы называют Захария - серповидцем потому, что он в одном из пророческих откровений видел свиток, летающий по воздуху, изогнутый наподобие огромного серпа. И в этом свитке – откровение Божие о грядущем, о земле родной. Лишь тому, кто в этот день родился , дано прочесть, что в этом свитке написано. И прежде чем прочесть написанное, должен человек развернуть свиток так, чтобы об острие не поранить себя. Рожденный в этот день просил Господа: «Дай, Боже, чтобы не посекло меня время, как бесплодную смоковницу!». Именины у Захара, Федора, Кирилла, Саввы, Макара.

22 февраля Никифор и Панкрат. Отдание праздника Сретения Господня. День Валентины капельницы. «Зима убегает темными ночами ». Теперь сильный мороз бывает чаще лишь ночью. На Никифора начинали плести лапти. Старые лапти необходимо выбрасывать на задворки, а не бросать их в печь. В последнем случае будут болеть и преть ноги. Припасы подходили к концу. «Не у всякого Панкрата в закромах богато». «Панкрат на подмогу тороват». Именины у Геннадия, Иннокентия, Никифора, Панкрата, Василия, Геннадия.

23 февраля - Прохор. «На Прохора и зима заохает». Хоть февраль злится, но весну чует. «До Прохора старуха охала: « Ох, студено! Пришел Прохор да Влас, никак скоро весна у нас!». Поворот к теплу. Если в феврале холодно и сухо – август будет жаркий. Пробуждение растений, согласно поверьям, начиналось достаточно рано. В день святого Трифона (14 февраля) в оживающих деревьях начинают двигаться соки. Прп. Прохор происходил из Смоленска и принял пострижение в Киево-Печерском монастыре. Жил в строгом воздержании, вместо хлеба употреблял лебеду, за что получил прозвище «лебедника». Когда наступил на Руси голод, Прохор готовил из лебеды свой «хлеб», который раздавал нуждающимся, и вкус этого хлеба был лучше пшеничного, при условии, что его брали с благословением преподобного. При отсутствии соли прп. Прохор, собрав золу из всех келий, раздавал нуждающимся и по его молитвам зола становилась чистой солью. Скончался в 1107 г. и был погребен в Ближних пещерах.

День памяти священномученика Харалампия , целителя различных недугов, и в частности психических расстройств. Храм Архангела Михаила в Тропареве с крестильным храмом Всемилостивого Спаса, где хранится частица мощей святого священномученика Харалампия: г. Москва, пр-т Вернадского, д. 90. День празднования иконы Божией Матери «Огневидная». На иконе изображена одна Богородица без Младенца Иисуса Христа. Главное, что обращает внимание – цвет иконы: густо красная одежда и красный отсвет. Символизирует пролитую за человечество кровь Агнца Искупителя Иисуса ХРИСТА. Именины у Валентины, Павла, Анны, Антона, Василия, Галины, Семена, Порфирия, Прохора.

24 февраля – Влас – скотий покровитель. Власий - сшиби рог с зимы. В этот день бабушка шла в хлев и от каждой скотинки отрезала по клочку шерсти . После чего из этой шерсти она выплетала обережные пояски и косицы на запястья внучкам. И получалось, что детишки оказывались под покровом и защитой самого бога Велеса – скотьего бога. И каждый год бабушка повторяла этот обряд внове, чтобы перезаключить и подтвердить договор с богом Велесом. Нетрудно заметить, что в феврале много дней, посвященным святым – покровителям скота. Это время отела, и каждая хозяйка хотела, чтобы все прошло благополучно, отсюда такое почитание скотьих заступников. Власевские морозы последние завершающие зиму. Последние сильные морозы, но весна уже на пороге. Они бывают настолько сильными, что напоминают январские холода. «Пришел Власий – пришли и последние зимние морозы». Семь крутых утренников: три до Власа да три после Власа. «Власий морозом корове рог сшибает». «Прольет Власий маслица на дороге - зиме пора убирать ноги». Однако весна на пороге - санный путь уже не тот.

День памяти священномученика Власия , епископа Севастийского. Молитвы к святому помогают избавиться от заболеваний носоглотки. День памяти преподобного Димитрия, Игумена Прилуцкого, Вологодского чудотворца , помогающего при расстройствах речи и неврозах. Начиная с 15 века, вся святая Русь с особой любовью почитала праведного Димитрия Прилуцкого. К нему часто обращались монахи и простые люди ради душевного исцеления. Неоднократно встречался с прп. Сергием Радонежским и под его влиянием удалился в вологодские леса. Великий князь Дмитрий Донской попросил преподобного стать крестным одного из своих сыновей. Недалеко от Вологды обосновал Спасский Прилуцкий монастырь. В 15 – 16 веках – один из самых крупных и известных монастырей, куда на богомолье приезжали великие князья, а его игумены – короновали царей. Скончался преподобный 11 февраля 1392 года. В 1996 году во вновь открывшуюся обитель по благославлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия был помещен список с самой древней святыни – иконы Вологодского чудотворца. Спасо-Прилуцкий мужской монастырь: Вологодская обл. г. Прилуки. Храм Преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского чудотворца, на Девичьем поле, где находится престол чудотворца: г. Москва, ул. Б.Пироговского д. 6 . Именины у Власа, Всеволода, Дмитрия, Гавриила, Федора.

25 февраля - Мелентий и Алексей. День Алексея рыбного. Выставляли на утренний мороз посевное зерно, веря, что тронутые морозом семе­на дадут лучший урожай. Выносили на мороз лен и пряжу, чтобы отбеливать их, молились, чтобы вся свежесть и сила утреннего морозца перешла на пряжу, чтобы пряжа впитала всю силу последнего зимнего месяца. Утренняя заря особенную силу имеет: Боженька проснулся и смотрит на мир явленный. И отблеск глаз его и есть зорька утренняя. Говорили: «Позарнишь пряжу после Власия, будешь с деньгами на Масленицу». Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте.

Церковный праздник Иверской иконы Божией Матери, исцеляющей глухоту и другие тяжёлые заболевания. Храм Вознесения Христова в Сокольниках, где хранится список Иверской иконы Божией Матери: г. Москва, Сокольническая пл., д. 63. Именины у Алексея, Антона, Евгения, Марии.

26 февраля – Мартиниан – угодник: считался на Руси избавителем от блудных страстей. (По другому – эмоций). Преподобный Матиниан Афинский 25 лет проводил подвижническую жизнь в пустыне близ города Кесарии Палестинской, удостоившись от Бога дара исцеления болезней. В полдень в этот день выходили на поля и окликали звезды, окликали умерших родных, близких. Глядели в этот день в небо долгошенько, припоминая весь свой славный род. Верили, что если долго смотреть в этот день на звезды, то глазам от чистого сияния Божиих очей прибудет зоркости. Чтобы глазки всю жизнь яркими и зоркими были, беременным советовали чаще пить укропную воду , чтобы у новорожденного были красивые глаза, пить укропную воду после родов, чтобы было больше молока. Укропная вода очень хорошо слабит, а следовательно, активно помогает выводу из организма ненужных и вредных для него веществ. В организме происходит очистка крови и белков, а так как глаза представляют собой белковые образования, то и будут у новорожденного глазки красивые и чистые. Именинники Мартиниан, Симеон, Савва, Зоя, Фотинин.

27 февраля – Кирилл Указник. Кирилл поля утучняет. Снег оседает – поля утучняет. Рожденный в этот день утаптывал вокруг своего огрода поля, идя по солнцу, тем самым творя обережный круг. На Кирилла хо­рошая погода - к морозам.

День памяти преподобного Марона , пустынника Сирийского, который ещё при жизни исцелял от горячки и лихорадки. Блаженный Феодит в своем повествовании рассказывает о необычных способностях Марона при жизни так: «На глазах всех горячки были погашаемы силою его благословения и исступление прекращалось, и демоны обращались в бегство, и различные болезни исцеляемы были одним врачеством – молитвою и благословением подвижника». Храм Преподобного Марона Пустынника (Благовещения) в Старых Панех: г. Москва, ул. Якиманка, д. 32. День памяти благоверного князя Михаила и боярина его Федора. 1246 год – князья русские шли на поклон Батыю и получали из его рук «ярлык» на владение тем или иным городом. Князь Михаил, отправляясь в Орду, получил наказ от своего духовного отца: не уподобляться другим князьям, не поклоняться их идолам, ни пищи от них не принимать, ни питья, исповедовать только волю христианскую, ибо не подобает христианам поклоняться твари. За отказ поклониться – были казнены слугами Батыя, что явилось подвигом, олицетворяющим непокорённую Русь, надежду освобождения от рабства. Именины у Кирилла, Михаила, Валентина, Михаила, Федора, Вениамина, Исаака, Константина.

28 февраля – Онисим-Овчар, Анисим Зимобор. Овчарник. Длинные сосульки - к долгой весне. Зима с весной начинают борьбу - кому идти вперед, а кому вспять повернуть. Зима становится безрогой. «Придет скоро март – капельник – заплачет зима – старуха». «На Анисима овчары окликают звезды, чтоб овцы ягнились». Ждали прибытка к стадам коз, овец и окликали небесную высь: «Пошли, Господи, бяшек и билль тридевять голов». «На Анисима зарнят пряжу (выставляют моток на утренник, т.е. на заре, и вся пряжа от этого будет бела)».

Большая вода предвещает хороший сенокос. Рожденному в этот день приносили в дар только что появившуюся на свет козочку или овечку, тулуп или шапку из овчины, чтобы здоровьица ему прибывало от домашней скотинки.

День празднования Виленской и Далматской икон Божией Матери. Именинники: Анисим, Ефросинья, Михаил, Иван.

29 февраля - Касьян завистливый, злопамятный, недоброжелатель, немило­стивый, скупой. В этот день когда-то крестьяне ста­рались не выходить из избы. «Касьян на что ни взглянет - все вянет».

Сын благочестивых родителей-христиан Макарий родился около 300 года в селении Пижижвир в Нижнем Египте. Еще в юности он стал чтецом в местной церкви, потом, по настоянию родителей, женился, но рано овдовел, стал пресвитером, а после кончины родителей, когда ему было около 30 лет, ушел в пустыню, выдолбил там в горе две пещеры и несколько лет жил отшельником. А потом, вспомнив, что еще в своем родном селении слышал о святом Антонии, решил отправиться к этому подвижнику, чтобы научиться у него настоящей монашеской аскезе.

Антоний встретил его с радостью. По преданию, издали увидев Макария, он сказал бывшим рядом ученикам, что от этого путника произойдут духовные дети и внуки, которые будут следовать его святым наставлениям. Но когда Макарий хотел было поселиться рядом с ним, согласия он не получил.

По совету Антония он удалился в Скитскую (Нитрийскую) пустыню в 90 км на северо-запад от Каира в сторону Александрии — самую неприспособленную для жизни из всех египетских пустынь. Паломник, посетивший Египет в IV веке, писал о ней как об ужасно болотистом месте с плохой водой и с множеством мошкары и комаров — здесь и сегодня больше десятка небольших богатых содой озер, которые на несколько месяцев в году пересыхают.

После кончины Антония Великого, около Макария стали собираться братия. "Все они умоляли преподобного Макария, чтобы он сделал их монахами, позволил им жить около него и наставлял их в следовании по Божию пути. Кто бы ни пришел к нему, преподобный, согласно с данным ему свыше повелением, принимал всех, и каждого наставлял и направлял особым путем".

Так в середине IV века впервые появилась новая, созданная им форма монашеской жизни — скит, где двах-три брата жили в кельях, построенных в одной ограде.

Позднее, "заметив, что множество явившихся подвижников радостно идет по своему пути, преподобный Макарий соединил их всех около себя и велел им взяться за дело постройки маленькой церкви, которую они и воздвигли".

Так он стал преемником и продолжателем дела преподобного Антония.

Вокруг Макария в Скитской пустыне сформировалась первая монашеская многонациональная община — египтяне, греки, эфиопы, армяне, нубийцы, палестинцы, итальянцы, галлы. О жизни и подвигах скитских старцев повествует "Скитский патерик". К концу IV века в Скиту было уже четыре монастыря, то есть четыре центра, где имелась церковь.

Последний свой монастырь преподобный Макарий основал около 360 года. Он сохранился до наших дней, носит имя Макария Великого (Абу-Макар), и в нем по-прежнему обитают коптские монахи.

Но мирно прожить всю жизнь в пустыне святому старцу не довелось. При императоре-арианине Валенте его вместе с Макарием Александрийским сослали на пустынный остров, населенный язычниками, где им пришлось освоить новое для себя поприще — миссионерство, причем так успешно, что со временем крестили всех местных жителей, после чего им разрешили вернуться в свои пустыни.

Скончался преподобный Макарий в 391 году в основанном им монастыре. Наследниками его дела стали многочисленные ученики, а на писаниях его и его школы воспитывались поколения аскетов во все века.

Богословское наследие Макария Великого составляют несколько десятков бесед, наставлений и посланий, основная тема которых - духовная жизнь христианина.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...