Что такое опыт в науке. Жизненный опыт

Каждый человек может своими словами объяснить значение слова «опыт». Словари дают разнообразные определения.

Познакомимся с некоторыми из них:

  • Практически усвоенные знания и навыки.
  • Проведение какого-либо процесса в специально созданных условиях для его изучения.
  • Знание жизни, основанное на том, что пережил, испытал индивид.
  • Проведение проверки научных знаний посредством лабораторных методов.
  • Усвоение человеческим сознанием законов существования мира, полученное через личное взаимодействие с ним.
  • Основное понятие теории познания.

Путем проб и ошибок

Рассмотрим отдельные его виды. Что такое жизненный опыт? Это совокупность событий, которые происходили с человеком в течение всей его жизни. Принято считать, что пережитые ситуации и их характеристики оказывают влияние на систему ценностей индивида и на его внутренний мир.

Сталкиваясь с препятствиями на жизненном пути, человек учится находить решения проблем, приобретая при этом знания и навыки. Попутно индивид получает ответы на интересующие его вопросы и формирует свое отношение к миру.

Контактируя с другими людьми, человек приобретает социальный опыт. Дается следующее определение данного понятия: навыки, необходимые для существования в социуме. На его основе усваиваются ритуалы, обычаи, нормы и принципы поведения, принятые в обществе. Язык, эмоции, ориентиры, взгляды, мировоззрение передаются от взрослых к детям только при помощи него.

В связи с этим обратим внимание на социальный опыт ребенка, основным источником которого является семья. В процессе взросления другим источником становятся образовательные учреждения. Так осуществляется процесс социализации ребенка. При этом он, безусловно, будет иногда ошибаться, и важно не погубить личностные характеристики, индивидуальность ребенка, пытаясь придать ему желаемые особенности поведения.

Следует отметить, что восприятие опыта происходит бессистемно. Вне зависимости от характера и количества передаваемой ему информации ребенок обладает собственным и все воспринимает по-своему.

Личный опыт индивида является важнейшим источником знаний. К нему относят личные решения ребенка, принятые на основе пережитого, а также выработанные привычки. Так, пока ребенок не убедится в чем-то в результате своей деятельности, предупреждения родителей могут не восприниматься им в полной мере.

Личный опыт бывает субъективен или просто травмирует личность. Если человек неуравновешен, его опыт может стать источником предрассудков и суеверий. А мнению здравого и рассудительного человека, основывающемуся на наблюдениях и проверке полученных знаний, будут доверять окружающие.

Самообразование

Социальный опыт – это заслуга не только общества, но и самого индивида. Научитесь извлекать пользу из всего, что происходит вокруг вас. Безусловно, вы учитесь, когда приобретаете опыт, и ошибки – неотъемлемая его часть. Но можно учиться и на чужом примере.

Размышляя над вопросом, что такое опыт, отметим, что он включает в себя наблюдения, обдумывание, переживания и анализ. Исходный материал мы получаем постоянно. На человека воздействует огромное количество факторов, которые влияют на его . Необходимо научиться реагировать только на то, что действительно для вас важно. В противном случае вы рискуете потерять свою индивидуальность и стать орудием в чужих руках.

Занимаясь данным вопросом, нельзя не затронуть понятие роли каждого индивида в обществе. Личность – это система с трёхуровневой структурой. Она включает в себя биологический, психологический и социальный уровни. Последний подразделяется на следующие подуровни:

  • Социологический (включающий опыт, интересы, факторы поведения).
  • Специфически-культурный (ценности и нормы).
  • Нравственный.

Человек, оставаясь такой системой, является частью социума. Как и в любой структуре, человек в обществе играет некую роль. Какую именно роль он будет играть, зависит от самого человека: от его социального и личного опыта. Ему свойственно в течение всей жизни получать опыт, и ошибки будут также присутствовать. Не ошибается тот, кто ничего не делает, поэтому важно продолжать самосовершенствоваться. Автор: Ольга Лупандина

В детстве мне часто говорили: «Ты еще пока многого не понимаешь. Подрастешь, опыта наберешься , как у старших, - тогда поймешь». Тогда я еще довольно смутно понимала, что же такое опыт, но уже мечтала поскорее узнать, чтобы получить его и быть умной , как взрослые.

Что такое опыт

Опыт – это все умения и знания, которые мы накопили за жизнь.

Получать мы его можем при помощи:


Географические опыты

Иногда мы употребляем слово «опыт» как синоним слову «эксперимент». На школьных уроках географии мы часто проводили всякие опыты чтобы проще было запомнить то, что написано в учебниках.Один из самых запоминающихся экспериментов был таким:

  • Мы брали кусок пластилина.
  • Пластилин раскатывали несколько плоских тонких лепешек одинакового размера.
  • Лепешки складывались стопочкой друг на друга .
  • Брались за два конца стопки лепешек с разных сторон, сдвигая их друг другу навстречу и немного приподнимая вверх.

И получали настоящие пластилиновые горы, у каждого они были немного отличающимися. Именно так и образуются настоящие горы, когда сталкиваются несколько литосферных плит.


Еще нам показывали, что в соленой воде легче плавать, чем в пресной. Учительница брала два яйца и два стакана воды . В один из них добавлялась соль, в другой - нет .

Оказалось, что в чистой воде из-под крана яйцо идет ко дну . А в соленой плавает. Так что плаванию куда проще учиться именно в море . Жаль только, что глаза щиплет.


Самое забавное, что во время опытов-экспериментов мы тоже получаем жизненный опыт.

Можем ли мы полностью полагаться на жизненный опыт

Конечно же, нам хочется верить, что с годами мы становимся только умнее. Живем себе, накапливаем знания, совершенствуемся.

Но иногда наш опыт может заводить в тупик, если мы делаем из него неправильные выводы.

Еще философ Давид Юм писал о том, что даже те знания, которые получены эмпирически (то есть на основе опыта), не являются абсолютно достоверными. Всегда, даже когда мы стопроцентно убеждены в чем-то, существует вероятность , что мы ошибаемся.


Какие ошибки мы можем допускать, опираясь на опыт

Вы никогда не думали нечто такое: «О, это моя счастливая ручка. Возьму ее на экзамен, ведь всегда, когда я пишу ей, получаю пятерки»?

Если думали, то мне придется вас огорчить – вы допускали логическую ошибку. Называется она «после – значит вследствие» . Причина такой ошибки заключается в том, что мы подсознательно склонны искать взаимосвязь между событиями, даже если на самом деле ее нет.


Иногда эту ошибку называют «голубиным суеверием» . Связано это со следующим экспериментом: голубя сажают в коробку с кормушкой, которая находится за шторкой. Со временем, голубь начинает понимать, что поднятие шторки означает возможность покушать.

Если таким образом открывать доступ к еде достаточно часто, голубь начнет задумываться, за какие такие заслуги его кормят.

И если вдруг несколько раз случайно окажется, что п еред появлением еды голубь хлопал крыльями , ведь эти действия будут казаться ему причиной появления еды. Теперь каждый раз, когда птица захочет поесть, она будет хлопать крыльями , считая, что это откроет кормушку.


Так что если даже если какое-то суеверие лично у вас и сработало пару раз, это совсем не означает, что в них обязательно нужно верить. Ведь иногда даже опыт может нас немного обманывать.

Жизненный опыт, так или иначе, есть у каждого человека. Под жизненным опытом обычно понимается совокупность представлений о мире, которые позволяют составить индивидуальное мнение о том или ином предмете, человеке или явлении. Жизненный опыт, без сомнения, делает нас мудрыми и сильными.

Проблема жизненного опыта

Проблема жизненного опыта заключается в том, что это знание об окружающей действительно приобретается каждой личностью самостоятельно. Чужой жизненный опыт не играет никакой роли в становлении другого человека. Как говорят, каждый должен набить свои шишки, совершить ошибки, которые помогут сделать правильные выводы, приведут к конечной цели. Некоторые люди не спешат принимать чужой жизненный опыт, принимать на веру чьи-то убеждения. Это происходит потому, что нам трудно представить кого-то другим правым, а своим мнением пренебречь. К тому же, чужой жизненный опыт часто становится противоположным нашему собственному. Проблема жизненного опыта заключается в том, что не все люди готовы признавать его наличие. Некоторые охотно продолжают отрицать полученные знания с тем, чтобы как можно скорее постараться забыть прошлое и связанные с ним проблемы.

Особенности жизненного опыта

Что дает жизненный опыт личности? Прежде всего, возможность всегда иметь выбор. Имея определенный жизненный опыт, человек обладает завидной свободой: он сам решает, когда и как ему поступить. Это замечательное преимущество, ведь только свободную личность можно назвать вполне состоявшейся и зрелой. При отсутствии жизненного опыта личность будет теряться, искать поддержки у окружающих. Но чем старше мы становимся, тем проще принимать решения. Постепенно личность привыкает брать ответственность на себя, задумываться о последствиях своих шагов. Что входит в особенности жизненного опыта? Рассмотрим подробнее.

Индивидуальный опыт

Жизненный опыт одного человека – это его непреложная истина. Она не всегда соответствует представлениям и мировоззрению других людей. Если для одного самой большой ценностью является семья и дети, то для другого крайне важны карьера, рост по служебной лестнице. Было бы неправильно обвинять оппонента в том, что он не соответствует вашим ожиданиям. Проблема понимания между людьми заключается в том, что они не хотят уступать друг другу, принимать отличную от своей точку зрения.

Жизненный опыт – это величайшее благо, духовное богатство, к которому нужно относиться крайне бережно. Это сокровище требует к себе пристального внимания и уважения. Лишь небольшой процент людей умеют ценить то, чем в действительности обладают, и это поистине счастливые личности. Жизненный опыт всегда способствует формированию определенного взгляда на мир. Это мнение складывается из тех событий, которые вызывают в душе конкретный эмоциональный отклик. Индивидуализация жизненного опыта подчеркивает основные ценности человека, то, как он принимает решения, какое окружение рядом с ним находится. Из одних и тех же событий отдельные люди вынесут разные впечатления, сформируют индивидуальный жизненный опыт.

Зависимость от ярких впечатлений

В процессе познания мира мы накапливаем различные впечатления, которые впоследствии учат нас распознавать информацию, делить ее на составляющие. Этому способствует как раз наличие жизненного опыта. Привычка давать оценку происходящим событиям обусловлена определенным жизненным опытом. Если с детства человек привык принимать от близких людей доброту, душевное тепло, был окружен вниманием и лаской, у него сформируется позитивное отношение к окружающей действительности. В противном случае он будет вынужден всю жизнь сражаться с воображаемыми «монстрами», существующими только в его голове.

Жизненный опыт формирует зависимость от впечатлений. Позитивные образы сказываются на личности положительным образом: она учится доверять близким людям и миру в целом. Жизненный опыт необходим для формирования приоритетов. Отношение к окружающим людям и событиям тоже полностью зависит от жизненного опыта. Самое важное – суметь накопить в сердце достаточное количество ярких и приятных эмоций. Чем более насыщенными и позитивными они будут, тем интереснее получится и сам жизненный опыт.

Умение действовать быстро

Жизненный опыт каждого из нас представляет собой величайшее благо. Принятие решений полностью зависит от того, насколько точно человек умеет формулировать цель, ставить перед собой реальные задачи. Умение действовать быстро, без раздумий – бесценное качество. Конечно, страхи и сомнения полностью исключить из жизни нельзя, но можно их сделать неотъемлемым составляющим богатого жизненного опыта.

Жизненный опыт всегда подскажет, как правильно поступить. Вам не придется долго мучиться и сомневаться в правильности своего очередного решения. Вот почему некоторые действия человек выполняет достаточно просто, словно на автомате – ему помогает опыт. При его отсутствии начинают одолевать сомнения, паническая неуверенность в себе и страхи. Их нельзя избежать, важно приобрести необходимый жизненный опыт, прежде чем двигаться вперед.

Умейте доверять своему жизненному опыту, тогда с честью сможете выходить из самых затруднительных положений. Он необходим нам, чтобы активно действовать, полагаясь на собственную интуицию и мировоззрение.

Таким образом, жизненный опыт является неотъемлемым составляющим самопознания, пожалуй, главным его компонентом. Он помогает нам сохранить душевное равновесие в минуты тяжелых испытаний, приободряет в неудачах, заставляет вновь поверить в себя после сокрушительного падения.

Это единство навыков и знаний, которое приобретается всеми людьми в процессе их жизнедеятельности, с самого детства, с того самого момента, как будущий член общества начинает получать впечатления, переживать, наблюдать и осуществлять практические действия. К тому же опыт является одним из основных понятий теории познания. Однако стоит рассмотреть его в традиционном понимании.

Жизненный опыт

О нём необходимо рассказать в первую очередь. Что такое жизненный опыт? Так принято называть совокупность событий, происходящих в рамках биографии одного и того же человека. Это, можно сказать, его индивидуальная история или даже социальная биография.

Считается, что количество пережитых ситуаций и их глубина являются определяющими факторами жизнеёмкости каждого индивида, равно как и его духовный мир. Ведь опыт вырастает из переживаний, страданий, победы воли над желаниями и достижений. Всё это приводит к мудрости.

Принято считать, что жизнь человеку как раз и дана для того, чтобы он приобрёл этот опыт. Такова цель земного существования. Чтобы обрести опыт, человек целиком погружается в жизнь, проходя сквозь препятствия, переживая бури, которые доставляют немало неприятностей. Но именно в их решении у него, зачастую, удаётся найти ответы на многие волнующие вопросы.

Существование в обществе

Оно способствует накоплению социального опыта, который представляет собой совокупность навыков, необходимых для участия в жизни общества.

Что такое опыт в данном контексте? Это практическое знание о совместной жизнедеятельности людей, которое было зафиксировано в нормах и принципах поведения, а также в традициях, моральных предписаниях, ритуалах и обычаях. К нему же относятся чувства, рефлексы, эмоции, ориентиры, взгляды, точки зрений, языки и системы мировоззрений.

Знание обо всём перечисленном передаётся из одного поколения в другое. Без этого общество невозможно. Если бы в один момент всё население, кроме детей до 3-4 лет, исчезло, то цивилизация бы вымерла. Ведь у малышей не получилось бы освоить все навыки человечества. Это невозможно без передачи социального опыта от взрослых, владеющих им людей.

Об индивидуальности

Важно затронуть вниманием и тему, касающуюся того, что такое опыт самостоятельности. Чаще всего его испытывают дети и подростки. Чуть реже - взрослые люди. Проявляется он в те моменты, когда человек начинает что-то делать самостоятельно, без руководства, советов или опеки со стороны.

Этот опыт особенно важно приобретать детям. Если они не получат такой возможности, то им нечего будет осмыслять. При этом необходимо, чтобы у ребёнка был человек, с которым он мог бы посоветоваться (родитель, преподаватель, опекун, кто-то из родственников). В противном случае его собственный опыт самостоятельности окажется пустым или несовершенным. Это неправильно. Опыт должен быть «обработан». Вот пример - ребёнок может сам на слух подобрать простейшую мелодию на фортепиано. Но сыграть её правильно, «нужными» пальцами, с учётом всех знаков и пауз, у него получится лишь после совместной работы над произведением с взрослым. И подобных примеров тысячи.

Профессиональный аспект

Помимо всего вышеперечисленного детям в процессе их обучения в школе рассказывают о том, что такое релевантный опыт работы. Это важно для их будущего профессионального ориентирования.

Релевантным называется тот опыт работы, который человек приобрёл по определённому профилю. Если кандидат приходит на собеседование в частную клинику, где он хочет работать хирургом, то владельца учреждения, в первую очередь, интересует то, сколько лет потенциальный сотрудник протрудился по данной специальности.

Почему знания по этой теме важны? Потому что дети должны с ранних лет усвоить, что профессиональное самоопределение важно. Безусловно, десятки тысяч людей, окончивших ВУЗ по одной специальности, работают в итоге в других сферах деятельности. Но именно это в школе и пытаются донести детям - они не должны терять 4 года впустую. Им важно ответственно подойти к вопросу выбора профессии, чтобы получить релевантное образование.

Армия

В России служба обязательна - таков закон. Осознание этого также должно быть привито мальчикам ещё во время их обучения в школе. И кроме этого преподаватели должны объяснить будущим защитникам Отечества, что такое боевой опыт.

Армия - самая настоящая школа жизни. Все парни, находясь на срочной службе, проходят физическую и строевую подготовку, ездят на стрельбища, а также получают определённую специальность (какую именно - зависит от рода войск). Армия учит терпеть неблагоприятные условия и голод, отвечать за сказанное и сделанное, выбирать людей, уважать старших. Служба закаляет во всех планах. После армии парни становятся способными терпеть и делать что-либо, даже если хочется всё бросить. Служба помогает прочувствовать истинную ценность свободы, жизни, здоровья, и, конечно же, близких людей.

Многие считают, что и без армии всё это можно получить. Но так полагают лишь люди, там не бывавшие. Целый год, проведённый в суровых, постоянно ожесточающихся условиях - это и есть боевой опыт, который никогда не забывается.

Практика

Рассказывая о том, что такое опыт, нельзя не отметить вниманием ещё один нюанс. Он касается практики - человеческой целеполагающей деятельности, сопровождающей каждого из нас с самого рождения.

Если понаблюдать за младенцем, то можно заметить кое-что интересное, но в то же время простое. Имеется в виду процесс приобретения им навыков. В один день он еле-еле удерживает в руках игрушку. А уже спустя неделю осознанно берёт ложку за ручку. Впоследствии он учится ходить. Сначала падает, ударяется. Но через некоторое время у него удаётся прочно встать на ноги.

Вот, что такое практический опыт. Мы приобретаем его всю жизнь, вплоть до глубокой старости. Так и есть! Ведь многие люди, достигнув пенсии, решают чему-то научиться. Одни садятся на велосипед, другие отправляются в автошколу, кто-то записывается на курсы изучения иностранного языка. И в ходе занятий они приобретают новый опыт. Кстати, некоторые могут задаться вопросом - почему многим людям так хочется заняться чем-то, накопить знаний? Всё просто. Это - врождённый инстинкт любопытства, который нередко перерастает в любознательность.

Другие виды знаний

Итак, выше было доступно рассказано о том, что такое опыт. Определение понятно, но напоследок хотелось бы отметить вниманием ещё несколько существующих видов знаний.

Помимо перечисленного, есть физический опыт, элементами которого являются ощущения. Эмоциональный опыт подразумевает чувства и переживания. Но это довольно сложное целостное образование, которое интегрирует в себе самые разные типы психических структур.

Также имеет место ментальный опыт, включающий в себя аспекты сознания и интеллекта. А ещё есть религиозный, иначе именуемый духовным и мистическим. Его специфика заключается в максимальной субъективности переживания. Эта же особенность обуславливает невозможность передать данный опыт в неизменном виде другому человеку. Поскольку каждый испытывает свои собственные переживания.

ОПЫТ

компонент познават. деятельности, посредством к-рого обеспечивается непосредств. связь системы знания с познаваемым объектом. По своей психологич. форме О. выступает как непосредственное знание предметов и зависимостей, чувственно "данных" познающему субъекту. Логич. структура О. основывается на единстве непосредственного и опосредованного знания; то, что психологически выступает для отд. индивида как констатация непосредственно данного, логически и исторически является воплощением активной предметной деятельности обществ. субъекта. В истории философии О. понимался по-разному. Для философов-материалистов О. – это отражение предметов, существующих независимо от сознания человека; для идеалистов-эмпириков действительность тождественна субъективному О. "...Толкование понятия опыт разделяло классических материалистов и идеалистов" (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 136). В антич. и ср.-век. европ. философии проблема О. вставала в связи с решением общего вопроса о взаимоотношении и сравнит. ценности разума и чувственности в познании, а границы того и другого определялись не всегда достаточно четко (так, в философии Платона врожденные идеи, невыводимые из чувственного О., считались тем не менее непосредственно воспринятыми душой тогда, когда она еще не соединилась с телом). Эмпирич. философия 17–18 вв. утвердила тезис, что все знание происходит из О. Для нее выделение О. как констатации данного, в отличие от деятельности размышления, приобретает принципиальный характер: если все знание происходит из О., то получаемые в О. "идеи" есть те исходные элементы, результатом комбинации к-рых является система знания в целом. Попытки понять О. как чистую "данность" и отождествить содержательность знания с фиксацией этой "данности", начатые материалистом Локком, доводятся до логич. конца в философии идеалиста Юма, к-рый, подобно Локку, начинает с сенсуализма и эмпиризма, но в конечном счете приходит к выводу, что ничто нельзя осознать путем О. и наблюдения. Так метафизич. эмпиризм, делая все логич. выводы из своих посылок, приходит к самоотрицанию. Попытку возрождения субъективно-идеалистич.. эмпиризма Беркли и Юма в 20 в. предпринял махизм в концепции "чистого О.", подвергнутой критике Лениным в работе "Материализм и эмпириокритицизм". В частности, Ленин раскрыл эклектичность употребления понятия О. махистами и показал, что в таком употреблении О. "...прикрывает и материалистическую" и идеалистическую линию в философии, освящая их спутыванье" (там же, с. 135). В 20 в. возникают и такие направления субъективно-идеалистич. эмпиризма, к-рые пытаются преодолеть психологизм и разграничить логич. и психологич. элементы О. Дж. Мур и Рассел, используя аппарат математич. логики, формулируют т.н. концепцию "чувственных данных" (sense-data), понимая под последними не элементы О. как психологич. процесса, осуществляющегося в индивиде, а те внешние для познающего индивида содержания, к-рые он воспринимает и к-рые якобы не являются ни физическими, ни психическими по своей природе. При этом акцент делается уже не на анализе "чистого О.", а на логич. конструировании системы мира и знания из неких мнимых чувственно логизированных сущностей – "чувственных данных". Логич. позитивизм пытается продолжить феноменалистскую программу Рассела, но в ряде пунктов он вынужден существенно отойти от эмпиризма, в частности отказаться от осн. понятия эмпирич. философии – понятия О. Вопрос о том, какова должна быть структура языка науки – будет ли это вещный язык или же язык чувственных данных, решается путем свободного выбора, подчеркивает Карнап (см. "Значение и необходимость", М., 1959, с. 301–02). Эмпирич. концепция О. приводила к абсурдным следствиям, заставлявшим отрицать само понятие О. и по др. линии. Еще Локк обратил внимание на то, что познающему субъекту непосредственно в О. дан не только мир внешних ему предметов, но и факт переживания субъектом самого себя как чего-то внутреннего, отличного от внешнего объекта. Последний факт Локк назвал "внутренним" О., в отличие ог "внешнего" О. – познания предметной действительности. Под влиянием Локка в зап.-европ. философии и психологии сложилась концепция, согласно к-рой во внутр. О. субъект и объект познания полностью" совпадают, сливаются. Такого рода опытное знание является якобы совершенно непосредственным и в то же время совершенно достоверным, т. к. не может быть ничего достовернее знания субъектом своих собств. состояний. Отличие психологии от остальных наук усматривалось в том, что она имеет дело именно с внутр. миром субъекта, исследуя его при помощи интроспекции. Однако развитие интроспективной психологии выявило невозможность достичь сколько-нибудь убедит. результатов на этом пути. Бихевиоризм предложил отказаться от субъективистского изучения "внутр. мира" субъекта и заменить его "объективным" методом изучения внешних реакций организма на окружающие его условия, но реакция на "интроспекционизм" привела бихевиоризм к отказу от понятия О. вообще. Т.о., развитие категории О. в философии метафизич. эмпиризма привело к ее устранению из логики и гносеологии и признанию ее чисто психологич. значения (Карнап), а эмпирич. психология (бихевиоризм) пришла к отрицанию и психологич. значения О. Не более успешной была трактовка О. в метафизич. рационализме, для к-рого объективное знание тождественно математике и механике, а познание рассматривается как формальнологич. расчленение готового, данного содержания, заложенного во "врожденных идеях" и не выводимого из О. То, что не укладывается в рамки механико-математич. науки, объявляется субъективным. Опытное знание трактуется как смутное, "имагинативное" и противопоставляется рациональному, ясному, исходящему из интуитивно очевидных истин. Но такое резкое принижение роли О. в познании оказывается в вопиющем противоречии с практикой развития эксперимент. естествознания, в к-ром с несомненностью обнаруживается логич. связь с О. самых абстрактных и непосредственно не данных в О. теоретич. понятий. Первые шаги к правильному пониманию О. и его роли в познании были сделаны в нем. классич. философии, к-рая исследует познание как развивающийся многоуровневый процесс. При этом высшие уровни, возникая на основе нижележащих, не просто существуют рядом с последними, а взаимодействуют с ними, глубоко перестраивая их организацию. "Существенным для науки является не столько то, что началом служит нечто непосредственное, а то, что все ее целое есть в самом себе круговорот, в котором первое становится также и последним, а последнее также и первым" (Гегель, Соч., т. 5, М., 1937, с. 54). Диалектич. материализм исходит из последоват. материалистич. сенсуализма, но в то же время подчеркивает, что развитие познания характеризуется не просто выявлением содержания, в готовом виде данного в ощущениях, а включением ощущений в более сложные познават. структуры и как результат – появлением такого познават. содержания, к-рое непосредственно в ощущениях не дано. Познание всегда осуществляется в формах, исторически выработанных человечеством, и прежде всего в определ. формах предметной деятельности и языка, к-рые и определяют характер "видения" мира познающим субъектом, характер логич. расчленения действительности в акте О. Будучи единством непосредственного и опосредованного знания, О. выступает как компонент познания всякий раз, когда происходит включение непосредственно данных ощущений в познават. структуры более высоких уровней: на одном этапе развития познания в качестве О. может выступать восприятие, на другом – восприятие, осмысленное в логич. категориях языка, и т.д. В совр. науч. познании О. выступает по крайней мере в двух различных формах: 1) как осмысление данных ощущения и восприятия в терминах обычного языка или в терминах, определяемых через термины обычного языка, т.е. как эмпирич. знание; 2) как осмысление данных ощущения и восприятия в теоретич. терминах. Что же касается -т.н. "внутр. О.", то он является фикцией: осознание субъектом собств. переживаний, по видимости выступающее как непосредств. восприятие нек-рой "внутренней" данности, в действительности предполагает отнесение этих переживаний к реальному индивиду или к реальным внешним предметам как к их источнику. Непосредств. восприятие себя как "Я" есть результат оценки (часто неосознанной) индивидом себя и своих действий с т. зр. обществ. субъекта, выступающего обычно в виде некоего обобщенного "другого человека" (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 62, прим.). В обществ. науках термин "О." нередко употребляется как характеристика деятельности общества, класса, социальной группы, отд. человека (О. классовой борьбы, О. решения определ. задач и т.п.). Понятие О. в этом смысле выражает строение и условия реализации того или иного вида, способа деятельности. В обществ. жизни изучение такого О. необходимо для успешного решения социально-политич. и экономич. задач. Специально обобщению О. революц. борьбы посвящены труды классиков марксизма-ленинизма. В жизни отд. человека приобретение и усвоение О. решения задач является одним из осн. механизмов формирования и развития личности. В филос. анализе О. в этом смысле включается в более широкое понятие практики. Лит.: Локк Д., Опыт о человеч. разуме, [пер. с англ.], М., 1898; Юм Д., Исследование о человеч. разуме, пер. с англ., СПБ, 1904; Кант И., Критика чистого разума, пер. с нем., 2 изд., П., 1915; Рассел Б., Человеч. познание, [пер. с англ.], М., 1957; Xилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965. В. Лекторский. Москва.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...