Далай-Лама: О Медитации. Тибетские монахи — несколько уроков медитации

Учение Будды – достаточно сложная философская доктрина. Считается, что буддийской школой может называть себя любая группа людей, разделяющая Четыре Благородные Истины и принимающая Прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе. Именно поэтому существуют сотни буддийских направлений; практически каждый буддийский монастырь принимает свои трактовки Учения. Постепенно к изначальному буддийскому учению добавлялись местные верования, специфические практики и воззрения. Поэтому между тибетским буддизмом с его техниками визуализации различных божеств, тантрой, специфическими церемониями и, например, буддизмом тхеравады со скромным ритуалом, почитанием Палийского канона, практикой випассаны существует огромная разница. При этом эти обе традиции считаются буддийскими.
Однако во всех буддийских школах есть общая основа – Четыре Благородные Истины, следование Восьмеричному Пути. Все учителя признают, что Учение Будды содержит в себе три основных раздела – учение о нравственности (на пали – Сила), учение о концентрации (пали – Самадхи) и учение о мудрости (пали – Панья). Чем больше мы знаем об этих разделах, тем проще нам практиковать и следовать по пути улучшения собственной жизни.

Медитация – важнейшая часть буддийского учения. Если буддисты Юго-Восточной Азии практикуют медитацию випассану, то в Тибете больше распространены другие виды медитации. Поэтому имеет смысл воспроизвести те рекомендации по медитации, которые дает глава школы Гелуг, духовный лидер тибетского народа – монах Тензин Гьяцо, больше известный как Далай-лама XIV.

Итак, тибетская буддийская традиция выделяет несколько видов медитации:

а) аналитическая медитация, при которой мы рассматриваем умом какую-то одну тему во всех ее аспектах. Например, так мы можем размышлять о непостоянстве вещей, анализируя то, как они появляются и исчезают

б) однонаправленная медитация, заключающаяся в том, что практикующий сосредотачивает свой ум на одном явлении, одном событии, одном объекте, рассматривая его со всех сторон

в) субъективная медитация, цель которой выработать и принять новый взгляд на вещи. Например, можно вырабатывать в себе доверие. Оно не будет объектом медитации, но будет отношением, чувством, которое вырабатывается во время практики;

г) объективная медитация – это концентрация на конкретном объекте, например, на дыхании

д) медитация-пожелание, когда мы желаем чего-то себе или живым существам. Например, мы можем желать себе Просветления или желать Освобождения близким, желать здоровья, счастья, силы, долголетия

е) умозрительная медитация, при которой практикующий представляет, что обладает качествами, которых у него еще нет. Например, йога божества предлагает нам медитировать на самих себя как на идеальных существ.

Для того, чтобы выбранная практика была успешной нам необходим ряд условий:

а) первопричина – нравственность, которая является основой счастливой жизни. Нравственность позволяет нам контролировать свое тело, речи и мысли, что создаст фундамент практики и создаст защиту от отвлекающих факторов

б) правильное место и время. Лучше всего медитировать вдали от повседневной городской суеты. Найдите тихое, спокойное место, где вас не будут отвлекать. Чем меньше внешних факторов, внешних воздействий, тем результативнее будет практика

в) диета. Рекомендуется не есть перед медитацией, т.к. после еды сознание находится в разобранном состоянии и не может концентрироваться на одном объекте. Также стоит отказаться от мяса. Конечно, есть люди, которым по медицинским показателям нужно есть мясо. Стоит полностью отказаться от поедания мяса животных, убитых специально для вас. Не стоит ни переедать, ни доедать, потому что в этих случаях ум будет занят едой, а не выбранным объектом. После еды приходит некоторая сонливость, которая также является помехой для концентрации

г) необходимое количество сна. От чрезмерного сна ум становится медленным, заторможенным, а от недосыпания – чересчур возбудимым. Будда спал 1,5 часа в день, потому что его сознание было чистым. Обычным людям рекомендуется спать 5-7 часов. Напомним, что медицинская норма сна – 8 часов. Количество сна напрямую зависит от чистоты ума. Если ум занят ощущениями, желаниями, привязанностями, то сон будет долгим и тяжелым. Если ум чист, то сон будет коротким и легким.

д) правильная поза. Лучше всего для медитации подходит поза лотоса. Рекомендуется подложить под ягодицы подушку, чтобы поясница была выше коленей, держать спину прямой. Руки можно сложить у живота. Принято класть правую руку на левую, т.к. считается, что в левой руке течет грязная кровь, а потому она должна быть ближе к земле.

Также для успешной практики нужно правильно выбирать объект медитации. От объекта зависит то, на что мы концентрируем свой ум, какие явления и процессы будем рассматривать.
Самые распространенные и результативные объекты медитации – это

а) Дыхание. Процесс дыхания является основным наблюдаемым процессом в практике всех буддийских школ. Можно следить за тем, как воздух проникает в легкие через нос, можно концентрироваться на глубине дыхания, можно визуализировать то, как чистый воздух наполняет собой верхние органы тела и нижние, как он проходит через чакры, можно задерживать дыхание на определенное время для восстановления ритмов работы сердца и ритмов прохождения энергий.

б) наши чувства, мысли, ощущения, явления. Так мы сосредотачиваем свой ум, например, на непостоянстве и всецело рассматриваем его. Это называется утверждением через осознание.

в) первая буква вашего имени, начертанная на сияющем диске вне или внутри вашего тела.

г) наблюдение процессов тела и психики, которые обычно используются в практике випассана. Например, исследование ходьбы – как появляется намерение сделать шаг, как двигается нога, какие мышцы напрягаются и проч.

д) образы Учителей. Мы можем медитировать на образ Будды или, что будет полезно для христиан, на образ Иисуса Христа. Для этого мы должны визуализировать их в своем сознании.

Для медитации главными помехами являются вялость или перевозбужденность ума. Следует отметить, что ум, как музыкальный инструмент, нуждается в настройке. Напомним, что Будда осознал суть Срединного Пути, когда услышал разговор двух музыкантов о том, как настраивать струны ситара: если струну не дотянуть, она не произведет звук, если струну перетянуть, то она лопнет. Так же и ум должен быть не слишком вял и сонлив, но и не слишком возбужден.

Сила, способная помочь добиться результативной практики, - это внимание к выбранному объекту. Мы постоянно должны проверять, чем занят наш ум, и возвращать его к созерцанию, если ум блуждает. Постоянное внимание и осознанность – это то, что поможет добиться хороших результатов в медитации. Ясность ума должна быть напряженной и настороженной, чтобы в нем не проявлялось даже намека на вялость или усталость. Не стоит также стараться добиться многочасовой твердой сосредоточенности сразу при первых же медитациях.

Следует помнить, что медитация, как и любая практика, требует опыта и развития умений. Рекомендуется не нагружать себя сразу длительными практиками сосредоточения, а практиковать несколько раз в день в течение 10-15 минут. Так вы научитесь мгновенно концентрировать ум и столь же быстро визуализировать нужные объекты.

Медитация

(Лекция Далай-ламы XIV-го)

Школа Золотого Жезла Мудрости

Итака, штат Нью-Йорк

Я очень счастлив прийти в ваш центр. Кое-что мне известно о вашей деятельности здесь, меня восхищают ваши взгляды и цели – познать многие системы. Я намереваюсь пояснить вкратце и в общих чертах отдельные моменты, а затем мы сможем пообщаться неформально. Если вы спрашиваете: «Имеют ли люди права?», я отвечу: «Да, имеют.»

Что же это такое – иметь человеческие права? Представление о них возникает на основе действительного врожденного проявления Я в нашем сознании и состоит в том, что мы естественно хотим счастья и не желаем страданий. Именно жажда быть счастливым и не страдать является основанием довода о существовании прав человека.

Многие уровни счастья возможно достичь, а страдание можно облегчить. Миллионы и миллионы людей в этом мире ищут путь обретения счастья и устранения страданий и считают найденный ими – лучшим способом. Все большие схемы мирового развития, т. е. 5-летние или 10-летние планы, возникают из-за желания счастья. Собравшиеся здесь сегодня ищут средства, отличающиеся от обычных в доставлении счастья и уменьшении мук. Мы главным образом занимаемся техниками, в основе которых – способности к внутреннему изменению мышления.

В прошлом многие мудрецы изложили техники исправления, упражнения, трансформации сознания, и для нас весьма важно уважать все системы, которые учат любить человека и преследовать общие цели. Почитая и изучая разные системы, каждый откроет уникальные, наиболее полезные и подходящие ему техники, чтобы практиковать их. Мы должны делать это, потому что такие учения не имеют особой ценности до тех пор, пока не станут выполняться в нашей ежедневной жизни.

Направления философской мысли можно применять для обучения дисциплине ума и последовательности его выводов. Но медитация – это самое важное, особенно на начальных этапах совершенствования. Возможно сегодня, когда я объясню эту тему, мы могли бы приступить к практическому занятию.

Прежде всего обратите внимание на свою позу: сложите ноги в наиболее удобное положение, позвоночник держите прямо, как стрелу. Расположите ваши руки в позиции медитативного равновесия: на расстоянии четырех пальцев ниже пупка левую руку поместите под правую, а большие пальцы соедините так, чтобы они образовывали треугольник. Такое размещение рук связано с точкой внутри тела, откуда проистекает внутренний жар.

Наклонив слегка шею, оставьте в покое рот и зубы, как обычно, и коснитесь кончиком языка неба у верхних зубов. Пусть глаза смотрят пристально и свободно, для этого нужно, чтобы они были направлены на кончик носа; они могут быть устремлены и на пол перед вами, если это кажется более естественным. Не открывайте глаза слишком широко и насильно не закрывайте их, оставьте их слегка открытыми. Иногда они будут закрываться сами по себе, это нормально. Даже если ваши глаза открыты, когда ваше ментальное сознание прочно установится на объекте, видимое глазами не будет беспокоить вас.

Те из вас, кто носит очки, помните, что при снятых очках смутность для вас будет менее опасной при возбуждении и более опасной при расслаблении. Сможете ли вы тогда различить стену перед вами? Когда она перед вами, постарайтесь определить, что менее опасно – возбуждение или рассеянность. Такого рода решения могут прийти только посредством вашего собственного опыта.

Для медитации на объекте созерцания существует подразделение объектов на внешние и внутренние. Давайте начнем медитировать на внешнем объекте созерцания. К примеру, это может быть тело Будды – для тех, кто любит взирать на Будду, или крест – для тех, кому он нравится, или какой-нибудь другой подходящий символ. Мысленно представьте этот объект примерно в четырех футах (~1, 3 м) перед вами на высоте бровей. Объект должен быть размером приблизительно 2 дюйма (~5 см) высотой и излучать свет. Постарайтесь воспринять его как бы тяжелым, так как это будет вас успокаивать, а его блеск будет мешать вам рассеиваться. Когда вы сосредоточитесь, прилагайте усилия в двух направлениях: во-первых, сделайте объект созерцания ясным, и во-вторых, сделайте видение его устойчивым.

Является ли что-нибудь вашему уму? Беспокоят ли ваши глаза чувственные объекты перед вами? В этом случае будет правильным закрыть их, но с закрытыми глазами не является ли вам красноватое видение? Если, закрыв глаза, вы видите красное и вас тревожит, как вы будете видеть воочию, это означает, что вы слишком вовлечены в процессы зрительного сознания. Тогда вам следует постараться отвлечь внимание от зрения и перевести его на процессы ментального сознания.

Причины, мешающие устойчивости объекта созерцания, колеблющие его, заключаются либо в возбуждении, либо, говоря обобщенно, в рассеянности. Задача – прекратить это, направить ваш ум строго внутрь так, чтобы интенсивность способности схватывать начала понижаться. Отозвать ум извне помогут раздумья о том, что заставляет вас быть более рассудительным и немного грустным. Эти мысли могут способствовать вашему усилению восприятия объекта, ибо бытие сознания слишком тонко. Для того чтобы понизить или потерять нечто, вам лучше научиться задерживаться на объекте созерцания.

Недостаточно владеть лишь устойчивостью. Нужно также иметь чистоту. Обретению чистоты препятствует расслабленность, которая вызывается чрезмерными наклонностями сознания. Сначала ум становится распущенным, а это может привести к вялости, в которой, теряя объект созерцания, вы как бы впадаете в темноту. От этого можно даже заснуть. Когда это случается, необходимо поднять или увеличить способность восприятия. Технически это выглядит так: думайте о чем-то вам нравящемся, что доставляет вам радость, или отправьтесь мысленно на высокую площадку, откуда открывается безбрежный обзор. Эта техника заставит сникший ум умножить возможности схватывания объекта.

Посредством вашего собственного опыта нужно определить, когда способность к восприятию становится слишком возбужденной или чересчур расслабленной, и подобрать наилучшую практику для понижения или повышения соответственно.

Объект созерцания, представляемый вами видимым, должен удерживаться в сознании вниманием. За всем этим вы пристально наблюдаете, как будто из-за угла, до тех пор пока не увидите объект ясно и прочно. Способность заниматься подобным подсматриванием называется самонаблюдением. Оно возникает, когда достигается сильное устойчивое внимание, но к несвойственным функциям самонаблюдения можно отнести присматривание время от времени за умом – пребывает ли тот под влиянием возбуждения или расслабленности. Когда вы хорошо разовьете внимание и самонаблюдение, вы будете в состоянии схватывать причины расслабления и возбудимости до того, как они начнут действовать, и воспрепятствовать их возникновению.

В буддийских текстах говорится о четырех основных препятствиях, которые необходимо преодолеть для того, чтобы достичь успеха в медитации. Первое из них? Возбужденность, или рассеянность. Это препятствие проявляется на грубом уровне ума и представляет собой тенденцию к рассеянности мысли. Второе препятствие? Притупленность и вялость, или сонливость. Третье? Тонкая притупленность, под которой понимается неспособность ума удерживать остроту восприятия и ясность. И, наконец, самый тонкий уровень? Тонкая возбужденность, которая рождается из преходящей, изменчивой природы нашего ума.

Возбужденность, или рассеянность

Когда наш ум слишком беспокоен, он становится раздражимым и легко возбудимым, и тогда наши мысли начинают бросаться вдогонку за разными идеями и объектами, отчего мы испытываем либо подъем, либо подавленность. Излишняя возбужденность ведет к самым разным настроениям и эмоциональным состояниям. В противовес ей, тонкая притупленность ума, возникая, приносит с собой временное облегчение. Она может быть довольно приятной, потому что несет успокоение. Но, несмотря на это, она в действительности является препятствием в медитации. Я заметил, что, если птицы и звери накормлены, они становятся полностью расслабленными и довольными. Когда мы слышим, как урчит довольный наевшийся кот, то можем сказать, что он находится в состоянии тонкой притупленности.

Притупленность

Притупленность затрагивает более грубые уровни ума, в то время как тонкая притупленность, которая в некотором смысле является результатом грубой притупленности, ощущается на более тонком уровне. В действительности, созерцателю очень трудно отличить подлинное медитативное погружение от тонкой притупленности. Это оттого, что в тонкой притупленности сохраняется некоторая степень ясности. Вы еще не потеряли из фокуса объект медитации, но живость восприятия уже отсутствует. Поэтому, хотя и сохраняется некоторая ясность восприятия объекта, все же этому состоянию ума не достает жизненной силы. Серьезному созерцателю очень важно научиться проводить различие между тонкой притупленностью и подлинным медитативным погружением. Это крайне необходимо еще и потому, что существуют разные степени тонкой притупленности.

Возбужденность

Другое препятствие? Возбужденность, когда мы пребываем в рассеянном состоянии ума с множеством отвлечений. Это распространенная проблема, с которой мы сталкиваемся, как только пробуем сфокусировать свое внимание на определенном объекте. Мы обнаруживаем, что наше внимание очень быстро утрачивает силу, мы начинаем отвлекаться, идем на поводу у разных идей и воспоминаний, которые могут быть как приятными, так и неприятными.

Тонкая возбужденность

Четвертое препятствие? Тонкая возбужденность, это один из видов возбужденности, но здесь речь идет преимущественно об отвлечениях на приятные объекты. Это препятствие выделяется в отдельную категорию, потому что приятные мысли более всего отвлекают нас от медитации. Это могут быть воспоминания о прошлом или мысли о чем-то приятном, или же размышления о том, что нам хотелось бы испытать. Воспоминания и мысли такого рода зачастую становятся главным фактором, препятствующим успешной медитации.

Из этих четырех препятствий главными являются возбужденность и тонкая притупленность ума.

Как же нам преодолеть эти препятствия? Грубая притупленность, в частности, тесно связана с нашим физическим состоянием. Если, например, мы не высыпаемся, то наш ум может впасть в состояние притупленности. Если мы неправильно питаемся? употребляем не те продукты, недоедаем или переедаем, то это также может повлечь за собой состояние притупленности. По этой причине монахам и монахиням не рекомендуется принимать пищу после обеда. Воздерживаясь от послеобеденных трапез, монахи и монахини могут сохранить ясность ума, которая будет способствовать медитации. Кроме того, пробудившись на следующее утро, они будут ощущать особую остроту восприятия. Итак, правильное питание служит весьма эффективным противоядием от притупленности ума.

Если мы затронем проблему тонкой притупленности, то считается, что она возникает в ходе медитации потому, что нам не достает бдительности, а наша энергетика находится на низком уровне. Когда это происходит, нужно постараться поднять себе дух, и один из лучших способов сделать это? преисполниться радости, подумав о своих достижениях или о позитивных аспектах жизни и так далее. Это основное противоядие от тонкой притупленности.

В целом, тонкая притупленность считается нейтральным состоянием ума в том смысле, что не является ни благим, ни пагубным (то есть не способствует ни благим, ни пагубным мыслям и поступкам). Однако может происходить следующее: в начале медитационной сессии ум может быть настроен на добродетельный лад. Например, созерцатель пребывает в однонаправленном сосредоточении на непостоянной природе бытия. 3атем, в какой-то момент, его сосредоточенный ум утрачивает памятование и скатывается в состояние тонкой притупленности, хотя в начале практики его состояние было весьма позитивным.

Возбужденность возникает, когда мы находимся в чрезмерно приподнятом расположении духа или нас что-то очень обрадовало. В качестве противоядия нам нужно применить следующий метод? мы должны попытаться сбить радостный настрой ума. Этого можно достичь с помощью мыслей и идей, которые естественным образом настраивают нас на мрачный лад, например, о смерти, мимолетности жизни или о том, что страдание заложено в самом факте человеческого существования.

Эти методы могут применяться в контексте всех важнейших религиозных традиций. Рассмотрим в качестве примера теистическую религию. Если в медитации обнаруживается излишняя грубая или тонкая притупленность ума, то можно поднять дух, думая о милости господней или о милосердной природе Господа. Эти мысли могут наполнить вас ощущением радости, подъема и избавить ваш ум от притупленности. Подобным образом, если проявляется излишняя возбужденность, то необходимо подумать, например, о том, как нечасто нам удается жить в соответствии с заветами и наставлениями Господа, или вспомнить о первородном грехе. Это незамедлительно породит в нас смирение и несколько умерит наш душевный подъем. Таким образом, эти практики могут применяться в разных религиях.

Итог

Давайте подведем итог. Для того чтобы преодолеть четыре препятствия в медитации, и особенно основные из них (возбужденность и тонкую притупленность), необходимо искусно применять два ментальных фактора: памятование и бдительность. Бдительность помогает нам неусыпно следить за своим умом, чтобы в любой момент понимать, находится ли он во власти возбужденности или отвлечений, или же сфокусирован на объекте медитации, или скатился в состояние притупленности. Когда мы осознали состояние своего ума, то опираемся на памятование, которое позволяет вернуть свое внимание к объекту медитации и в дальнейшем удерживать на нем сосредоточение. Таким образом, мы можем сказать, что практика памятования? это суть медитации.

Какой бы формой медитации вы ни занимались, самое важное? не терять памятование и постоянно прилагать усилия. Нереалистично было бы ожидать, что результаты медитации проявятся очень быстро. Необходимо на протяжении долгого времени прилагать большие усилия.

Аналитическая медитация, пусть даже если мы не используем этот термин, постоянно применяется в нашей повседневной жизни и практически в каждой профессии. Возьмем для примера предпринимателя. Для достижения успеха ему необходим острый аналитический ум. В ходе переговорного процесса он должен взвесить все «за» и «против». Отдает он себе в том отчет или нет, он применяет те же самые аналитические навыки, которые мы используем в медитации.

Время от времени необходимо отдыхать, если вы долго и упорно работали. Недопустимо доходить до отвращения от работы на благо всех живых существ.

Смотрите, что бы неблагоприятные условия на вас не повлияли слишком пагубно.

Уклоняйся от нападения клеш, решительно их атакуй. Если выронишь меч памятования, то тут же его подбери.

Вы должны быть пластичны на уровне ума и тела.

Совершенство сосредоточения

3 вида сосредоточения:

  1. Сосредоточение, которое сохраняет ум и тело в блаженстве.
  2. Сосредоточение, приводящее к развитию высших качеств. Например, ясновидения.
  3. Сосредоточение: переживание или состояние единства первых двух. В котором исходит свет разного цвета, который очищает Вселенную, то есть весь мир и живых существ.

Шаматха - это ум, однонаправлено сосредоточен на одном объекте.

Медитативная концентрация наиболее важна. И на мирском уровне и на духовном.

Медитация может быть безобъектная и объектная.

Если ум отвлекается, то такой человек оказывается в клыках омрачающих эмоций.

Представим себе, что наш ум отвлечен, то ему легко попасться клешам.

Нужно снизить уровень активности, занятости, найти уединенное место, тихое и спокойное. Там где нет лая и т.д. У практика должно быть меньше целей, занятий.

Если можете практиковать в горах, то тогда у ума будет способность к проникновению.

Есть предписания практиковать на заходе и восходе в горах.

Меньше материальных мыслей, концептуальных. Если ум одержим материальным благополучием, то медитация не получится.

Во время медитации вы должны быть свободны от притупленности и возбужденности ума.

Нужно обладать прочными знаниями этих вещей. Если вы не знаете, какие противоядия нужно применять, какие есть изъяны, то тогда вы не заметите на какой крючок попадетесь.

Если у вас нет радом учителя, который может контролировать ваш каждый шаг, то вам нужны знания.

Меньше мирских видов занятий. Сперва устремись к шаматхе, отвергнув радости жизни. Если вы хотите отсечь привязанность к мирским занятиям и целям, то думай о том, что Вы - не вечны и объект привязанности не вечен. Это понизит привязанность.

Чем больше вы обращаетесь к мирским удовольствиям, тем больше неконтролируемых желаний у вас появляется.

Прежде чем заниматься медитацией, нужно отсечь воспоминания о прошлом.

Пережив светоносную природу ума, вы способны познать, что ум пустотен.

Если на умении познавать и на светоностности ума будете оставаться, то это полезно.

Когда сохраняете сосредоточение на объекте, но нужны качества ума:

  • Стабильность - это сохранение концентрации на объекте. Этому может мешаться привязанность.
  • Бдительность - это живое свежее переживание объекта. Ясность.

Ум туп, ленив - это притупленность.

Нужно преодолеть ментальную притупленность. Стабильности противодействует ментальная возбужденность. Когда ум под воздействием ментальной притупленности, наш ум устает от объекта, тогда его нужно сделать более активным. Когда он чрезмерно активен, то нужно его успокоить, т.е выровнять состояние.

Разожгите чувство радости для активного состоянии. Это можно получить, размышляя о качествах Будды. Когда он слишком активен, но нужна медитация на непостоянство и природу страданий.

Нам нужно применять соответствующие противоядия, чтобы справиться.

Если ум уходит на другой объект, то возвращаем его на объект.

Различают 2 аспекта:

  1. То - что требует усилий
  2. То, что не требует усилий

В Тибете лучше всего шаматху объединяли с практикой божеств и капель, каналов.

Аналитическая Медитация позволит научиться быстро испытывать радость. Например, медитация на природу Будды.

Сознание-совокупность моментов осознования. Это как четки.

Я - независимо от тела и ума. Так считают низшие школы, но это, всего лишь, ярлык для обозначения. Представление о "Я" как реально, независимо существующим является ошибочным.



Ваше мнение очень важно для меня в плане дальнейшего развития сайта! Поэтому, голосуйте, пожалуйста, за статью если она вам понравилась. а если не понравилась.. тоже голосуйте. :) См. "Рейтинг" ниже.

Or правильной позы для медитации до тайных тантрических поучений - в этой книге Далай-лама разъясняет самые разные аспекты буддийской практики. Основываясь на собственном опыте следования многовековой традиции тибетского буддизма, Его Святейшество рассказывает о том, как преобразовать негативные эмоции и обрести понимание природы реальности.В конце каждой главы есть конспект для ежедневной практики.

Далай-лама ХIV (Нгагва́нг Ловза́нг Тэнцзи́н Гьямцхо́) - самый известный в мире духовный лидер, глава школы тибетского буддизма Гелуг и лидер Тибетского правительства в изгнании (до 2011 года). Тибетские буддисты верят, что Далай-ламы являются воплощениями бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары, который перерождается на Земле в человеческом теле для того, чтобы помогать людям. А сам Далай-лама часто подчеркивает, что учение Будды может принести пользу не только буддистам, но людям всех культур и религий.

Тэнцзи́н Гьямцхо́ родился 6 июля 1935 года в тибетской деревне Такцкер, в бедной крестьянской семье, и был девятым из шестнадцати детей в семье. В своих книгах и выступлениях он нередко упоминает о том, что простое происхождение позволило ему лучше понимать людей и помогать им.

В 1937 году, после смерти XIII Далай-ламы, в деревню Такцер прибыла группа лам в поисках нового воплощения Далай-ламы. После определенных испытаний они признали таковым двухлетнего Тэнцзи́н Гьямцхо́. В 1939 году он переехал в столицу Тибета, Лхасу, и в 1940 был возведен на трон.

С 6 лет Далай-лама обучался по традиционной тибетской системе, куда входили «пять больших наук» (логика, тибетское искусство и культура, санскрит, медицина, буддийская философия) и «пять малых» (поэзия, музыка и драматическое искусство, астрология и словесность). В 25 лет Далай-лама получил высшую ученую степень геше лхарамба (доктора буддийской философии).

В 1950 году в Тибет вступили войска народно-освободительной армии Китая. Его Святейшество, которому было тогда всего 16 лет, был вынужден принять на себя политические полномочия, став главой государства и правительства. В течение 9 лет Далай-лама пытался установить мир с Китаем. В 1959 году жесткие меры китайской армии привели к тибетскому восстанию, которое было беспощадно подавлено: погибли около 87 000 тибетцев. После этого Далай-лама покинул Тибет и получил политическое убежище в Индии. Вслед за ним в изгнание последовало около 80 тысяч тибетцев. Эти события нашли отражение в западных фильмах «Семь лет в Тибете», «Кундун».

С 1960 года Далай-лама проживает в индийском городке Дхарамсала, которую называют «маленькой Лхасой». Там расположена штаб-квартира тибетского правительства в изгнании.

В 1973 году Его Святейшество впервые посетил Запад. С тех пор он делает это регулярно. Многие зарубежные институты и университеты присудили ему награды и почетные ученые степени за блестящие труды по буддийской философии и по межрелигиозному диалогу, решению международных конфликтов и вопросов, связанных с нарушением прав человека и загрязнением окружающей среды. В 1989 году Его Святейшество получил Нобелевскую премию мира за провозглашение ненасильственной борьбы за свободу Тибета.

На протяжении 30 лет Далай-лама проводит серьезные исследования совместно с западными учеными в области космологии, физики, квантовой физики, философии и психологии. Цель - повысить уровень знаний, осознанности, сострадания у населения планеты в целом, и тем самым остановить войны, сократить разрыв между богатыми и бедными и сделать мир счастливее.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...