До какого числа длится петровский пост. Когда был установлен Петров пост? Труд над самим собой

В православном годовом календаре есть четыре больших поста, предваряющих четыре важных христианских праздника, по одному на каждый сезон. Эти большие посты – Великий, Рождественский, Успенский и Петров. Сегодня мы расскажем о последнем из них, о Петровом или Апостольском посте, узнаем, какого числа начинается и заканчивается пост в 2019 году, о традициях и приметах, с ним связанных.

Петров или Петровский пост, иногда называемый Апостольским в честь первоапостолов Петра и Павла относится к числу так называемых сезонных больших постов и считается одним из основополагающих в православии. Пост неизменно приходится на летнее время, а вот в отношении продолжительности не все так просто.

Дело в том, что количество дней Петрова поста зависит от даты Пасхи – пост неизменно начинается спустя неделею после Троицы (которая, как известно, не имеет фиксированной даты и празднуется на пятидесятый день после Пасхи). Заканчивается же период воздержания от скоромной пищи всегда в один и тот же день – праздник Петра и Павла, день памяти первоверховных апостолов, 12 июля. Таким образом Петровский пост может длиться как одну неделю, так и все шесть.

Даты начала и окончания Петровского поста в 2019 году

Какого числа начинается Петров пост в 2019 году и какого числа он заканчивается? Ответ на этот вопрос – в датах важнейших православных праздников. Пасха в 2019 году отмечается в воскресенье 28 апреля. Спустя пятьдесят (если брать за начало отсчета дату Пасхи) дней отмечается Троица – 16 июня, тоже в воскресенье. Петровский пост начинается через 8 дней после Троицы – опять-таки за точку отсчета берет дата самого праздника; начало поста неизменно приходится на понедельник. Открываем календарь – и получаем следующие даты:

  • завершится Петров пост в 2019 году 12 июля, в пятницу, то есть последний постный день – четверг 11 июля;
  • весь Петров пост в 2019 году продлится 25 дней.

Как видим, подсчеты несложные, главное – не забывать начинать отсчет с дня указанного праздника.

Немного истории

Апостольский пост – один из самых древних в христианской истории. Первые упоминания о нем относятся к III веку: о нем говорится в Апостольских постановлениях, сборник апокрифических книг, датируемых началом нашей эры. Правда, первоначально этот пост не был самостоятельным – держать его предписывалось тем, кто в силу каких-то причин (болезнь, беременность, дальняя поездка и так далее) не мог поститься перед Пасхой. Пост получил название компенсационного, и лишь в XI веке стал одним из традиционных христианских периодов воздержания от пищи.

Как поститься

Петров пост не столь строг и суров как Великий. Сухоядение, предусмотренное в нем – давняя традиция, соблюдаемая сегодня преимущественно в монастырях. Тем же, кто просто желает очистить душу и тело перед большим праздником – Днем святых Петра и Павла – достаточно исключить из ежедневного рациона скоромную, то есть животного происхождения, пищу.

  • Понедельник – разрешена абсолютно постная пища, приготовленная без добавления растительного масла; блюда можно употреблять в горячем виде.
  • Вторник – разрешена постная горячая пища с маслом (разумеется, растительным) и рыба, преимущественно речная.
  • Среда – сухоядение, то есть под запретом как пища, в приготовлении которой использовалось растительное масло, так и вообще какие-либо горячие блюда.
  • Четверг – день, когда можно включать в меню не только постную еду, но и рыбные блюда.
  • Пятница – сухоядение: запрет на горячую пищу и блюда с маслом.
  • Суббота – дозволяется вкушать горячие блюда, растительное масло, рыбу и морепродукты.
  • Воскресенье – к субботнему меню можно добавить небольшое количество вина, желательно красного типа кагора. Ключевое слово – небольшое, то есть максимум неполный бокал; ни в коем случае не допускается опьянение.

Духовный пост

Но пост – это не только ограничение в еде. Поститься необходимо не просто телом, но душой, ведь ничто не дается без труда, и чтобы получить радость от праздника, к нему приходится долго и трудно готовится.

На время поста необходимо исключить из жизни увеселительные и развлекательные мероприятия. Под запретом не только клубы и вечеринки, но и походы в кино, громкая музыка, танцы, просмотры развлекательных передач и чтение «бульварных», то есть развлекательных, книг. В дни поста рекомендуется читать духовную литературу, молится и держать чистоту даже в мыслях.

Смотрите видео о традициях и правилах соблюдения Петровского поста:

Начинается Петров (Петра и Павла) или Апостольский пост , в память о двух самых почитаемых из 12 ближайших учеников Спасителя, апостолов Петра и Павла.

В 2018 году Апостольский пост начинается 4 июня, а закончится 11 июля.

Этот летний пост, который мы часто называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы. Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве (в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте - 2 Кор. II) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой - они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13, 3). По словам святителя Иоанна Златоуста «пост с верою много придает крепости; ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных... тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы всегда почти постились».

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа» - пишет святой Лев Великий.

По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай - после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста. Этот обычай необходимо, усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога.

Установление Петрова поста – раньше его называли постом Пятидесятницы - относится к самым первым временам Православной Церкви. О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».

Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме святой равноапостольный Константином Великим (ум. 337 г.; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по старому стилю - 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста. Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня.

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке - Лев Великий и Феодорит Кирский.

Святой Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: «Народ, постившийся в неделю, следующую за святою Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище».

В народе Петров пост звали просто «петровки» или «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко. Но почему же пост все-таки Петровский ? Почему Апостольский понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой (помните, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом (см. Марк 9, 29)), и поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Святой Троицы (Пятидесятницы), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.

Святые апостолы были такими разными: Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь.

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески - Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки (Мк. 1,29-31).

Павел – злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, трижды отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший.

Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества. Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20). «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, - не для тебя посланы апостолы, - ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…»
(Митрополит Московский Филарет. Слова и речи: в 5 тт. Т. 4. - М., 1882. Сс. 151-152).

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви - каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1).

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28).

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. II, 5); одного - за твердость, другого - за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными, по первенству порядка и трудов. Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы - служители Его (Кол. 1,18).


Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.

В Петров пост 2017 питание довольно разнообразное, так как этот пост не такой строгий, как Великий. По уставу церкви требовалось воздерживаться от скоромной пищи (жирной, калорийной), рыбы, вина, масла, яиц, молока три дня в неделю – понедельник, среду и пятницу. Хлеб во время поста употребляют только из муки грубого помола, черный хлеб. В эти строгие дни Петрова поста ели в основном пищу в сухом виде – вода, хлеб, сырые овощи, никакие блюда специально не готовили – это так называемое сухоядение.

Например, можно употреблять овощи в любом виде, каши, грибы, рыбу в нестрогие постные дни, сухофрукты, соленья, бобовые, соевые продукты, растительное масло.

В честь праздников во время поста на Руси было принято готовить особые пироги - рыбники. Их особенность заключалась в том, что выпотрошенная и вычищенная рыба запекается целиком. Пироги делали открытыми, чтобы рыба была видна, что очень украшало выпечку. Самым же используемым продуктом Петрова поста была и остается разнообразная зелень и блюда из нее. Это и зеленые постные щи, и холодные постные окрошки или ботвиньи, да и любое постное блюдо становится с зеленью аппетитнее и вкуснее.

Употребление определенных продуктов во время поста хорошо сказывается на пищеварительной системе. Организм отдыхает от переваривания тяжелых калорийных продуктов. Так что периодическое голодание или переход на малокалорийную пищу приносит только положительный результат для любого организма.

Вообще к любому посту нужно относиться осмысленно. Неправильно будет выполнять условия поста по пище и не ходить в церковь. Такое поведение будет называться – диетическое питание, голодание, очищение организма. Чтобы очиститься духовно, требуется большая духовная работа, общением со своим настоятелем, выполнение канонов церкви – духовное очищение. Бог не следит за тем насколько правильно миряне выполняют его заповеди. Каждый сам в ответе перед собой за свое поведение. И потому следовать ли посту и каким образом, зависит только от нашего решения и жизненных обстоятельств.

Любой пост – это воспитание души человека. Если он преодолеет такие испытания, будет много времени уделять молитвам и осмыслению своих поступков, значит у него сильный дух и он сможет преодолеть любые испытания. У такого человека вера сильная и дух его ничем не сломить. Многие люди, пусть не верующие, тоже хотят провести испытание постом. Осторожно в дни поста следует вести себя тем, у кого есть проблемы со здоровьем, беременным женщинам, детям. У них рацион питания остается свой привычный и пост на них строго не распространяется.

Можно ли играть свадьбу в Петров пост или не стоит? Что касается проведения свадебной церемонии в Петров пост, то священники рекомендуют отложить венчание и начало семейной жизни до его окончания. А узаконить свой брак в ЗАГСе можно.

Есть красивое выражение: «Пост и молитва – это два крыла, которые поднимают христианина в Царство Небесное». Что ж, если это так, и если молитва должна быть проста и разумна, то и пост должен быть прост и разумен. Мы уже обсуждали это во время Великого поста. Пост должен быть по силам и без молекулярно-ингредиентого подхода. Ради Христа. Ради преображения Духом Божиим нашего истлевшего или истлевающего естества.

Наша внутренняя убежденность в правоте Слова Божия вместе с покаянием и жизнью в Церкви должна дать нам самое творческое основание для нашего апостольства - мир сердечный, иное, по сравнению с миром суетным отношение к Богу, Церкви, человеку и себе самому. Мир, любовь, прощение , сострадание, сочувствие, боль сердечная о неправде и несправедливости - противоположные ненависти и равнодушию качества души-христианки.

Мы должны дать Богу привить эти добрые вещи к ветвям нашей личности. Прирастить нас к Себе Самому, Он - лоза, мы – ветви. И без Него не можем творить ничего. Все в Боге и обретает свою ценность, в том числе и благовествование. Самое приличное занятие в пост.

Заметка о Петровом посте:


Так готовились святые
Петр и Павел,
Пока были живые,
И Бог их прославил.

В понедельники и среды,
А еще и в пятый день -
Полагали наши деды
Нужно сухояденье.

А во вторник с четвергом
Ужин подели с врагом,
И питайся рыбой только,
Чтоб из поста больше толка.

Петровский (Петров) пост — один из четырех постов, установленных православной церковью, начинается неизменно через неделю после дня Святой Троицы в понедельник - в 2018 году выпадает на 4 июня.

Петров пост, который также называют Апостольским, завершается всегда 12 июля — в день памяти Святых апостолов Петра и Павла, поэтому продолжительность поста зависит от даты празднования Пасхи и в разные годы длится от 8 до 42 дней.

Петров пост считается нестрогим — мирянам в этот период следует воздерживаться от молочной и мясной пищи, но можно вкушать рыбу во все дни, кроме среды и пятницы.

Когда и зачем установили пост

Петровский пост, который раньше называли постом Пятидесятницы, установлен в апостольские времена и относится к самым первым временам православной церкви.

Но особенно он утвердился после того, как были построены в Риме и Константинополе храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение церквей свершилось 29 июня (по новому стилю — 12 июля) и с тех пор этот день стал особенно торжественным как на Востоке, так на Западе.

© photo: Sputnik / Владимир Федоренко

Именно в честь этого праздника пост называется Петропавловским (сокращенно Петровским) или апостольским - в православной церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

Петров пост совершается в память апостольского служения. Церковь призывает к этому посту по примеру Святых апостолов, которые по принятии даров Святого Духа, постом и молитвою готовили себя к всемирной проповеди Евангелия и таким же образом приготовляли и преемников своих на то же служение.

Петровский пост — это не только память о прошлых гонениях от внешних врагов. Евангелие гласит, что главным врагом является не тот, который убивает тело, а тот, который коренится внутри души.

Часто вновь крещеные люди забывали о любви к Богу и ближнему и возвращались к прежним грехам. Пост напоминает о такой опасности. Он не оставляет места легкомысленной восторженности, а настраивает на великий труд.

По словам святителя Иоанна Златоуста "пост с верою много придает крепости; ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных… тот, кто молится как должно и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы почти всегда постились".

Два разных пути к Иисусу

Святые апостолы Петр и Павел были очень разными, как и пути, которые привели их к Иисусу. Симон, прозванный Петром, старший брат апостола Андрея Первозванного, простой, необразованный, бедный рыбак, был одним из любимых учеников Христа.

Верный ученик Христа, Петр с самого начала всюду следовал за своим Учителем. Он был свидетелем почти всех событий земной жизни Спасителя, а том числе Его Преображения на горе Фавор и молитвы в Гефсиманском саду. Петр проповедовал учение Христово в основном среди таких же простых иудеев, как он сам.

© photo: Sputnik / Рыбчинский

Савл, в последствии названный Павлом, сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, "книжник и фарисей". Он принадлежал к числу тех ревнителей Закона, которые стремились в точности исполнить все его требования.

Будущий апостол, который не знал Иисуса Христа в Его земной жизни, преследовал христиан как богохульников и отступников от иудейского закона. В своем рвении он даже выпросил у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными.

Но однажды ему явился Сам Христос. После этого видения страшный враг христиан раскаялся и стал трудиться на их благо. Он проповедовал Христа не только среди евреев, но и среди язычников — людей, которые не знали Единого Бога. Благодаря его усилиям христианство перестало быть чисто еврейским религиозным движением.

Пути Господни неисповедимы

В жизни каждого из них был переломный момент, сделавший их теми, кем они стали. Савлу Воскресший Иисус Христос явился по дороге в Дамаск и спросил его: "Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?". С этого момента в его жизни изменилось все - он "прозрел", принял христианство и посвятил свою жизнь проповеди Того, Кого он прежде гнал.

Для Петра таким переломным моментом стало отречение — накануне распятия он обещал Христу, что и под страхом смерти не оставит Его, на что Христос ответил: "…В эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня". Пророчество сбылось — до первого крика петуха Петр трижды отрекся от Иисуса Христа.

Только после покаянных слез Петра прозвучали обращенные к нему слова Спасителя: "…Паси овец Моих". Но прежде Он задал ему очень простой вопрос: "Любишь ли ты Меня?" Задал его трижды, так что Петр даже расстроился, но трижды отрекшийся — трижды исповедал свою любовь.

Петр и Павел — вдохновенный простец и неистовый оратор, олицетворяют собой духовную твердость и разум - два столь необходимых миссионерских качества.

По преданию, оба великих апостола были казнены за веру в один день. Петр был распят на кресте вниз головой, а Павел как римский гражданин был приговорен к более почетной казни — ему отрубили голову.

Когда завершается пост

Несмотря на то, что Петровский пост не имеет конкретной даты начала - завершается он всегда 12 июля. В этот день православная церковь поминает первоверховных апостолов Петра и Павла.

Это древний праздник, который называют по-разному — "Петров день" или "Петровки" и так далее, а полное название звучит так - День святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

История данного праздника уходит своими корнями в глубокую древность, когда еще в 258 году в этот день в Рим были перенесены мощи этих апостолов. Однако содержание данного события утратилось в веках, и теперь этот праздник воспринимается как поминание мученичества обоих апостолов.

Церковь призывает в этот день задуматься о смирении и мученичестве, а также оценить духовный подвиг каждого из апостолов. Мученичество в православии - одно из ключевых явлений. Именно пойти на муки и смиренно их принять - высший духовный подвиг.

В этот день служится божественная литургия в память о первоверховных апостолах. Если праздник приходится на среду или пятницу, он включается в Петров пост и является постным, а если на остальные будние дни недели, тоже входит в Петров пост, но в меню допускается некоторое послабление: к примеру, допускается растительное масло, яйца, молочные продукты.

Ну а если праздник выпадает на выходные, то поста в этот день нет, соответственно можно вкушать все, что душа пожелает.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Апостолы Петр и Павел были призваны на служение Иисусу Христу и Церкви по-разному, однако по преданию оба окончили свою жизнь мученически — апостол Петр был распят вниз головой на кресте, а Павел — обезглавлен мечом. Поэтому Петров пост еще называется Апостольским.

Начало Петровского поста не имеет постоянной даты — он всегда начинается в понедельник через неделю после праздника Святой Троицы (Пятидесятницы) - в 2017 году выпадает на 12 июня, отмечает Sputnik Грузия.

А дата Троицы зависит от дня празднования Пасхи, поэтому начало Петрова поста приходится на разные даты и длится от 8 до 42 дней.

Суть и значение поста

Петров пост установлен в апостольские времена и относится к самым первым временам православной церкви. Раньше его называли постом Пятидесятницы. Петровским или Апостольским пост стал после возведения храмов Святым апостолам Петру и Павлу в Константинополе и Риме.

Петров пост, как и любой из четырех многодневных постов в году, призывает к самосовершенствованию, к победе над грехами и страстями и готовит христиан постом и молитвой к празднованию дня Святых апостолов Петра и Павла.

Священнослужители считают, что духовная жизнь без поста невозможна — эта истина подвижническая, за которую заплачено кровью. Но Петров пост — это не только память о прошлых гонениях от внешних врагов.

Согласно Евангелию, главный враг не тот, кто убивает тело, а тот, который коренится внутри души. История помнит случаи, когда крещеные люди забывали о любви к Богу и ближнему и возвращались к прежним грехам, а пост напоминает о такой опасности, отмечают служители церкви.

Для христианина голод, отказ от пищи сами по себе не являются благом, так как потребность в пище естественна для человека. Пост служит воспитанию воли, которая важна для нравственности, так как постясь человек учится подчинять свои телесные потребности духу.

© Sputnik / Юрий Кавер

В дни поста церковь призывает задуматься о смирении и мученичестве, а также оценить духовный подвиг каждого из апостолов. Мученичество в православии — одно из ключевых явлений. Именно пойти на муки и смиренно их принять — высший духовный подвиг.

Петров пост также дан для того, чтобы наверстать упущенное в Великом посту. Это выход для тех, кто по болезни, в путешествии, или по другим причинам не смог соблюдать Великий пост перед Пасхой.

Что можно и нельзя есть в Петров пост

Петров пост, в отличие от Великого, не такой строгий. Начинается он в понедельник, на 57-й день после Пасхи (через неделю после Троицы). В 2017 году он выпадает на 12 июня, а последним днем поста является 11 июля. Соответственно в 2017 году он длится 30 дней.

В этот период также нельзя есть мясо, молочную продукцию, яйца, но разрешается рыба в некоторые дни недели. Основу постного стола составляет овощи, зелень и блюда, приготовленные из них, а также крупы, фрукты, ягоды и сухофрукты.

Во время этого поста на понедельник предписано употребление горячей пищи без масла, по вторникам, четвергам, субботам и воскресениям разрешена рыба, в среду и пятницу - сухоядение (хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед). А в выходные дни допускается немного вина.

© Sputnik / MARIA TSIMINTIA

Исключение составляет последняя пятница Петровского поста, которая выпадает на 7 июля. В этот день православная церковь празднует Рождество Иоанна Предтечи - Крестителя Спасителя, поэтому вкушать рыбу разрешается.

День памяти Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который празднуют 12 июля, не входит в пост. Однако, если он выпадает на среду или пятницу, то является постным, но невысокой степени строгости - разрешена пища с маслом, рыба и вино.

Святой Серафим Саровский говорил, что "истинный пост состоит не в одном изнурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел бы съесть, отдать алчущему (голодному, жаждущему)… Пост состоит не в том только, чтобы есть редко, но в том, чтобы есть мало; и не в том, чтобы есть однажды, но в том, чтобы не есть много".

Как нужно поститься

Петров пост считается самым легким постом за весь календарный год. Но даже приступая к такому, не самому строгому, посту, нужно посоветоваться со своим духовником и лечащим врачом, если у вас есть какие-либо хронические заболевания.

Вообще, мирянам положен не такой строгий пост, как монахам, для которых Уставом предусмотрены более строгие правила. Во время поста из меню также следует исключить продукты быстрого приготовления, то есть фаст-фуд, кондитерские изделия и выпечку.

В тоже время следует помнить, что пост — это духовное очищение и только на втором месте стоит воздержание от пищи. Оно должно способствовать не потере веса, а укреплению в человеке духовного начала. Поэтому очень важно во время поста молиться, исповедаться и причащаться.

Но, если мирянину по каким-либо причинам нельзя соблюдать все правила поста, он может ограничивать себя в иных, негастрономических вещах. Например, не смотреть в пост телевизор или не пользоваться социальными сетями в интернете.

Традиции и обычаи

По церковным канонам, таинство брака — венчание не совершается в период церковных праздников, постов и индивидуальных храмовых праздничных дней. Соответственно, свадьба во время Петровского поста и в Петров день не разрешена.

Чтобы прожить долгой и счастливой семейной жизнью, рекомендуется переждать Петров пост. Также нужно отложить зачатие детей до окончания поста. Согласно народным обычаям, свадьба в Петров пост не проводилась и по другим причинам.

Петров пост проводится летом, в сезон разгара полевых работ, поэтому сложилась многовековая традиция не проводить свадьбы в это время. Этой традиции придерживается и современная сельская молодежь.

Еще более древняя традиция утверждает, что души умерших в это время посещают Землю, и веселые празднования являются неуважением к их памяти.

Приметы на Петров пост

Во время поста не стоит стричься — волосы будут редкими. В пост не шьют и не занимаются рукоделием — руки будут слабые. Кто в Петров пост деньги даст в долг, тот сам три года из долгов не вылезет.

© Sputnik / Евгений Панасенко

Брак, заключенный в пост, — недолгий, в семье не будет согласия, и она скоро распадется. Если в Петров пост, на исходе луны, дотронуться бородавкой до сухой ветки, сказав при этом: как в пост на блюде мясо пусто, так чтобы и бородавке было негусто, — то бородавка засохнет и отпадет. Если поминки совпали с постом, то по правилам и помины должны быть постными. Но нет ничего страшного и в том, что на столе в такой день стояла скоромная еда. Если во время поста, при застолье, кто-нибудь будет уговаривать постящегося человека поесть мяса, высмеивая его или пост, то он будет тяжело и долго умирать.

Петров пост — не время для гаданий, обрядов, выполнения магических ритуалов. Так вы можете накликать беду на себя и своих близких, оставшись без поддержки высших сил. Лучше посвятить время молитвам и искренне попросить желаемого у Неба.

Если в первый день поста идет дождь, то урожай будет отменным. Три дождя за один день — год обещает быть богатым на радостные события.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Кстати, не пропустите: у Sputnik Молдова активные ленты в

Петров пост (Апостольский пост, Петровка ) - это один из четырёх многодневных годовых постов, который установлен в честь святых апостолов Петра и Павла, постившихся с целью приготовления себя к евангельской проповеди (Деян. 13, 3). Петров пост начинается через неделю после и, в отличие от всех прочих многодневных постов, имеет различный период по продолжительности: от 8 до 42 дней, в зависимости от пасхального цикла. Заканчивается он всегда в день , 12 июля (29 июня ст. ст.).

Петров пост в 2018 году: 4 июня - 11 июля

«В царствование того Нерона пришел некто, Симон по имени, египтянин, волхв, творя видения многие, и назывался Христом. Слышал же Петр апостол о нем, и пришел в Рим. Когда он шел в Рим через Антиохию Великую, прилучилось умереть Евводу, епископу и патриарху Антиохийского града. И принял чин епископский Игнатий, и святой Петр повиновался. Случилось умереть в те годы Марку апостолу в Великой Александрии, епископу бывшему там и патриархом. И принял от него епископство Аниан, ученик его, как Феофил написал. Поспешил же апостол Петр в Рим. И узнал, где пребывает Симон волхв, и пошел к нему; и обрел пса великого у врат его, цепями привязанного. Симон его из-за прихода Петра привязал, и приказал, чтобы не входили к нему, если только не повелит Симон. И сей обнюхивал хотящих войти к Симону. Петр же увидел пса, такого великого и страшного, и узнал от стоящих пред вратами, что, если не повелит Симон псу, то не даст войти сей пес никому; но, наскочив, пес умерщвляет всякого входящего. Петр же взял пса за цепь, отвязал его и сказал ему: «Иди к Симону и скажи ему человеческим голосом: Петр, раб Бога Вышнего, войти хочет». Пес же пошел; и прибежал, когда тот учил некоего волшебным прелестям, и, став посредине, человеческим голосом глаголал к Симону: «Петр, раб Бога Вышнего, прийти хочет к тебе». Они же, слыша пса, глаголющего человеческим голосом, удивились, глаголя: «Что есть этот Петр, или какова сила его, о котором глаголет пес? Как (он) сделал пса человеческим голосом (говорящим), сотворив его послом?» И сказал Симон к стоящим и дивящимся Петру: «Человек сей пусть вас не устрашает. Ибо, вот и я велю ему тем же человеческим голосом ответ творить». И сказал Симон псу: «Велю тебе, иди и скажи Петру человеческим голосом: Симон тебе говорит, приди и войди». И пришел к Симону Петр. И боролся с Симоном Египетским Петр, когда творил он чудеса. И одолел Петр Симона волхва, и творил исцеления, и веровали Петру многие и крестились. И поэтому в Риме мятеж великий восстал и буря из-за Симона; и творили чудеса (оба).

И услышав о мятеже, Агриппа-епарх поведал царю Нерону, говоря: «Есть некие в сем городе, чудеса творящие друг против друга. Один нарицает себя самим Христом, а другой глаголет, что (тот) не Христос, но волхв, ибо я - Христов ученик». И тогда царь Нерон повелел привести пред собой Симона волхва и Петра, и Пилата привести из темницы. И введены были к царю, и вопросил Симона Нерон: «Ты ли Христос?» Он же сказал: «Я». И сказал Петр: «Это не Христос. Ибо я - Его ученик и при мне на небеса взошел». И после этого призвал Пилата и спросил его о Симоне: «Сей ли Тот, Кого предал ты на распятие?» И, приступив, Пилат сказал: «Это не Христос». Также и о Петре вопросил его: «А сего знаешь ли, ученик ли Его есть»? Он же сказал: «Истинно. И ввели его ко мне иудеи как ученика Его, и отвергся (он), говоря – я не ученик Его. И отпустил (я) его». И тогда Нерон и Симона, как солгавшего, нарекшись Христом, которым он не был, а также и Петра, обличенного Пилатом, как отвергшегося от Христа, повелел изгнать. И изгнаны были из дворца. И пребывали в Риме, творя чудеса друг против друга.

Симон же повелел привести быка великого и сказал (нечто) в ухо быку, и тотчас умер бык. И чудно было (это). Петр же, молитву сотворив, пред всеми сделал ожившим быка, что было большим чудом. Симон же, понимая, что Петр препирает его Писанием и Божьим словом, испытанию быть (другому) захотел. Ушел со многим срамом, побежденный, ибо был скверный многоумелец диявольским деяниям, неумелец же духовному учению. Ибо был научен волхованию и козням сатанинским, как никто иной до него. Не сомневался, так как (был) диавольским зломышлением и злодеяниями славен, ибо кумиров творил, и в огне валяясь, не обжигался, по воздуху летал из каменья хлебы творил, змеем бывал и в золото превращался, двери затворенные и запертые отворял, и железные узы сокрушал; на вечерях идолов, всякие страсти представляющих, творил, и сосудам, сущим в доме, самим носиться на службу творил, как бы кому-то носящему их, невидимому; тени многие пред собою устраивал, глаголя, что это души умерших. Многие же как отравителя и прелестника его обличить пытались, но изменяли (это мнение) после празднеств, когда, волов заклав и напитав их различно, так, что невозможно (было) исцелиться, в (то же) беснование прелагались. И иное множайшее творил при помощи служащих ему бесов, и с их помощью не только себя в иные образы человеческие и скотские преображал, (но) что хотел, то и творил.

И некогда искал его кесарь, (чтобы схватить) как волшебника; и чтобы избежать этого, облик свой переложил на Фафста (Фавста) ученика Петрова. И в таком образе (тот) пришел к Петру, гоним будучи всеми, из-за такого непреподобного вида, в который был обличен. Воззрел же Петр на него и увидел его в печали и слезами одержимого, и сказал: «Симоном волхвом, Фавст, изменение твое было (сделано), ибо кесарь его ищет; (он же) убоялся и убежал, свой образ на тебя возложив, чтобы тебе быть пойманному и убитому, и скорбь великую нам, и печаль сотворить. Но Бог (этого) людей соблазнителя и врага истине изменит; и изменит тебя от Симонова образа, и первый (образ) тебе подаст вскоре». И вдруг со словами (этими) так и стало, всем нам видящим (это). Такое и тому подобное насылать, (как) говорит Климент, (был) обучен и творил в Сирии. И в Риме же, по изгнании от лица Неронова, как и прежде речено было и написано в Деяниях святых апостолов.

Петр апостол молитвою своею уморил Симона волхва, хотящего вознестись. Ибо сказал Симон Петру: «Ты глаголешь, что Христос, Бог твой, вознесся на небеса. И вот, я возношусь». И увидел Петр его, возвышающегося в воздух (действием) волхования своего, посреди града Рима. И помолился Петр, и тотчас упал Симон волхв на землю посреди дороги, и разбился, и умер. И кости его лежат и до ныне там, где он пал. Место же, принявшее мерзкое и скверное тело, существует с тех пор, и окрест его ограждение каменное, и слывет как «место Симона». Об этом в Апостольский постановлениях великий Петр так глаголет: «Начало же новых еретиков было от Симона волхва. Тот в Сирии многое сотворил недостойное, и, в Рим придя, во многом церковь извратил волшебством и дьявольскою хитростью, и деяниями. Ибо в Кесарии Стратонской со мной, Петром, беседовал, желая развратить Слово Божие, и с бывшими со мною святыми чадами, Закхеем, когда-то бывшим мытарем, и Варнавой, и Акилой, братом Климента, римлянина, учившегося у Павла, соапостольника нашего и содетельника, о Евангелии, то есть о Благовестии. Трижды с ним о пророческих словесах о нем с ним прелся, и о Божием единоначалии; и победил его силою Господа нашего Исуса Христа, и в безгласие ввел, и бежать его в Италию заставил. Бывшему же ему, как сказано, в Риме, во многом церковь возмутил и многих обратил, к себе привлекая. Язычники же дивились волхованию, и козням, и бесовским деяниям. Тогда некогда в полдень, войдя в театр, Симон сказал: «На воздух поднимусь», перед всеми, дивящимися о сем. Я, Петр, про себя молился; когда он поднимался, бесами летящими несомый по воздуху, и говорил: «На небеса должен я взойти, оттуда же людям благо подать», народ же восхвалял его как бога, простер и я руки на высоту, и помолился Богу: «Да низринется губитель, и сила его да разрушится». И тогда (я) сказал Симону: «Если я - апостол Исуса Христа, а не льстец, как ты, Симон, повелеваю неприязненным силам, да перестанут тебя держать!» И когда я сказал это, и тотчас низпал (он) с шумом великим и разбился. И возопил народ: «Един Бог, коего Петр проповедует»! Так разрушилась впервые Симонова ересь в Риме и большую угасила. Того ради тот день субботний особым именуют римляне, ибо это была та суббота, в которую и молитва, и пост верным. Обычай есть, что молится церковь о своем дидаскале (учителе), трудящимся и печалующемся; так в Деяниях святых апостолов написано, что молитва бывает прилежная в церкви Петра ради, так как в тот день субботний свершилась Христова победа и низпал антихрист Симон».

Услышал же Нерон-царь, что умер Симон из-за Петра; и взят был Петр тогда. И передал, и поставил в епископство Римское Аина (Лина) по имени, из учеников его. И последовал ему, когда его взяли. Петр же сам был телом среднего роста, с короткими волосами, весь седой, и с главою, и с бородою белою, бледный, с припухшими очами, с красивой бородой, долгоносый, бровистый, невысокий, мудрый, вспыльчив, но скоро отходчив, ясен, беседу вел (как бы) Святым Духом и чудеса творил.

И повелел Нерон распять Петра. Петр же умолил епарха, чтобы не прямо во весь рост распятому ему быть, как и Господу, но стремглав (вниз головой). Сего ради распялся Петр так, как изволил, и это было от многого (его) смирения. И был после Петра епископом в Риме Лин, как Евсевий Памфил пишет. Петр же апостол муки принял, будучи распят стремглав, ибо сам апостол заклинал епарха: «Да не как Господь мой распят буду». И скончался святой Петр в консульство Прониана».

Святии славнии верховнии апостоли Петре и Павле, молите Бога о нас.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...