Евхаристический пост перед ночной пасхальной службой. Что такое Евхаристический пост? После Св

Причащение Святых Тайн христианами натощак - древняя общецерковная норма . Её устанавливают 16-е правило святителя Тимофея Александрийского, каноны 41 (50) , 47 (58) Карфагенского Собора и 29-е правило Пято-Шестого Вселенского (Трулльского) Собора. Кроме того, в указанном 47-м каноне отцы Карфагенского собора, говоря о том, что Божественную Литургию можно служить только натощак, делают отсылку к I Вселенскому Собору: «мы слышали о Никейском исследовании веры: о священнодействии, случающемся после обеда, истинно есть, да не ядшими достойно совершается, и тогда утверждено сие» .

Каноны устанавливают не только общий принцип, но и специально оговаривают случаи, когда Литургия служится не в обычное, утреннее, а в более позднее время - после обеда, вечером: при поздней Евхаристии причащение также должно совершаться натощак. В 41-м каноне Карфагенского собора говорится: «Аще же память будет неких в вечернее время скончавшихся епископов или прочих: то да совершится она молитвами токмо, когда совершающие оную окажутся обедавшими» . В процитированном выше 47-м правиле также говорится о том, что при позднем служении Литургии (после обеда) её совершают «не ядшими».

Как известно, одобренный на Архиерейском Совещании РПЦ в 2015 году документ «Об участии верных в Евхаристии», ссылаясь на решение Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года, дозволяет шестичасовой евхаристический пост перед причащением на Литургии Преждеосвященных Даров, если она служится в вечернее время (п. II.2).

Решение Священного Синода в 1968 году было принято в ответ на прошения зарубежных архиереев на основании исторической справки профессора Ленинградской духовной академии Н. Д. Успенского (см. Приложение). Профессор Н. Д. Успенский сообщил, что «прямых правил, которые отменяли бы воздержание и разрешали бы приобщение Преждеосвященными Дарами ядших, нет», но указал, что 29-е правило Трулльского Собора упоминает «неких отцов», разрешавших причащение Святых Даров в Великий Четверг ядшим «по некоторым местным причинам, полезным Церкви». Таким образом, заключает Н. Д. Успенский, «церковная иерархия, очевидно, может разрешать причащение Святых Тайн и на литургии Преждеосвященных, совершаемой вечером ядшими, установив для них пост не в продолжение всего дня, а в несколько часов, насколько это будет признано «полезным для Церкви»«.

Действительно, 41-е правило Карфагенского Собора разрешает в качестве исключения раз в году (в Великий Четверг) причащаться не натощак. Однако канон 29 Трулльского Собора это правило отменил, указав: «Правило отец Карфагенского Собора повелевает, дабы священнодействие алтаря совершаемо было не иначе разве людьми неядшими, кроме единого в году дня, в который вечеря Господня совершается. Святые отцы оные, может быть, по некоторым местным причинам, полезным для Церкви, учинили такое распоряжение. А понеже нас ничто не побуждает оставить благоговейную строгость: то последуя апостольским и отеческим преданиям, определяем, яко не подобает в Четыредесятницу, в четверток последней седмицы разрешати пощение и тем всю Четыредесятницу бесчествовати».

Рассмотрение двух этих правил приводит к следующим выводам:

1) Каноны 41 (50) и 47 (58) Карфагенского собора однозначно говорят, что отцы Карфагенского собора допускали причащение только строго натощак. Единственным исключением был Великий Четверг, никаких других случаев не предполагалось. Поэтому рассматривать этот канон в качестве прецедента для возможности причащаться не натощак в другие дни года некорректно.

Кроме того, будничные дни Великого Поста, когда служится Литургия Преждеосвященных Даров, по своему статусу (как время строгого воздержания) не могут сравниться с Великим Четвергом. Это - торжественный день воспоминания о Тайной Вечере, в который совершается полная Литургия. Очевидно, вкушение пищи до Причастия в Карфагенской Церкви дозволялось не потому, что люди не могли воздерживаться без пищи и питья до Причастия, а в подражание евангельским событиям, когда Господь причастил апостолов уже после вкушения ими трапезы (Лк. 22:20; 1 Кор. 11:25) .

Знаменитый византийский канонист диакон Алексий Аристин, предупреждая возможные попытки пересмотреть канонический запрет и обратиться непосредственно к евангельским событиям Тайной Вечери, писал: «Ибо хотя Господь тайнодействовал Пасху с учениками своими после вечери, но мы не должны, по богословскому гласу, следовать примерам, которые выше нас, а соблюдать обычай Церкви, и священники не вкушая пищи и питья должны приносить в алтаре Святые Дары, точно также и причающиеся их не должны перед сим вкушать пищи и питья» .

2) Но даже если допустить, что 41-й карфагенский канон создаёт прецедент для возможности причащаться не натощак, обязательность евхаристического поста остаётся непреложной, так как отцы Трулльского собора - по статусу Пято-Шестого Вселенского - отменили данное постановление поместного Карфагенского собора. Это решение, принятое на общеправославном уровне, с того времени и доныне стало нормативным для всех Поместных Церквей. Причащение Святых Христовых Тайн должно совершаться натощак всегда, в том числе и на Литургии Преждеосвященных Даров, если она служится в вечернее время.

Для полноты освещения этого вопроса к каноническому анализу хотелось бы добавить несколько аскетико-литургических рассуждений.

Установленное богослужебным уставом служение Литургии Преждеосвященных Даров в соединении с вечерней (здесь не важно, насколько точно в «вечернее» время: в 14:00, 15:00, 18:00) входит в общую систему аскетического подвига Великого Поста, когда вкушение пищи позволяется лишь один раз в день после вечерни. И поэтому воздержание от пищи и питья до Литургии Преждеосвященных Даров в Пост - это одновременно и соблюдение евхаристического поста, и поста Великого.

Стремление соблюсти букву устава о служении этой Литургии в вечернее астрономическое время будет неминуемо приводить к вопросу о возможности нарушения не только Великого Поста, но куда более важной нормы о евхаристическом посте теми, кто не может воздерживаться в течение всего дня. Поэтому церковная икономия реализуется здесь не через сокращение евхаристического поста, а через служение Литургии в более раннее время - что на практике и делается. Поэтому вполне уместно признать: те, кто по состоянию здоровья не могут выдержать длительный евхаристический пост, по смирению да причащаются на полных Литургиях или на тех Литургиях Преждеосвященных Даров, которые служатся в более раннее время.

В заключение хотелось бы привести отрывок из статьи протоиерея Андрея Ткачёва, который по рассматриваемой теме пишет: «Непривычно длинный евхаристический пост - единственное серьезное вопрошание на пути к вечерней литургии Преждеосвященных Даров. Но разве не для этого и существует пост, чтобы ощутить голод и жажду, некую тонкую слабость в теле и легкую сухость во чреве? Разве мы совсем уже отказались от трудов, усилий, воздержания и годны только на то, чтобы ублажать свои немощи? Стоит только попробовать, и людей, готовых к борьбе и молитве, окажется больше, чем мы думали. Дети на этой службе не причащаются. Для них есть суббота и воскресенье. Скажут: мол, старики не могут долго без лекарств и еды. Но и для них есть суббота и воскресенье. А те, кто может не есть и не пить до вечера, кто силен и крепок, кого по молодости и по избытку сил тревожат плотские страсти, пусть терпят и борются с собой. Скажу вам больше: на поверку оказывается, что старики готовы не есть и молиться в ожидании Причащения нередко чаще молодых. Да и молодые люди жаждут подвига чаще, чем нам кажется...» .

Таким образом, служение Литургии Преждеосвященных Даров в вечернее время и причащение на ней задумано для сильных духом и телом. Те, кто не в состоянии понести подвиг длительного воздержания, могут причащаться в другое время.

Иерей Алексий Кнутов , кандидат богословия

01.04.2016

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Представление Преосвященного митрополита Сурожского Антония, Патриаршего Экзарха в Западной Европе, от 2 октября с.г.:

«Ваше Святейшество! Обращаюсь к Вашей архипастырской мудрости со следующим делом:

Ввиду предельной разбросанности верующих, живущих даже в самом Лондоне на расстоянии нескольких часов езды от единственной нашей церкви, и невозможности для громадного большинства, работающего с самого утра, посещать утренние богослужения в будние дни, почти все верующие лишены во время Великого поста возможности участвовать в совершении Преждеосвященной литургии.

Обращаюсь поэтому к Вашему Святейшеству с просьбой разрешить применение на территории Западноевропейского Экзархата Церковного устава, предусматривающего совершение литургии Преждеосвященных Даров вечером.

Прежде чем поставить перед Вашим Святейшеством этот вопрос, я совершил в прошлом году несколько Преждеосвященных литургий по вечерам. Это было воспринято верующими очень положительно и дало возможность многим из них участвовать. Служащий священник постился с полуночи, а верующие, желавшие причаститься Св. Тайн, воздерживались от пищи, питья и курения в течение семи предшествующих часов, т.е. от полудня.

Я надеюсь, что Вы благословите это возвращение к уставной практике, которая уже дала на опыте добрые плоды».

2. Представление Преосвященного архиепископа Нью-Йоркского и Алеутского Ионафана, Патриаршего Экзарха Северной и Южной Америки, от 29 июля с. г.:

«Ваше Святейшество, милостивый наш Первосвятитель и Отец! Местные условия жизни в пределах вверенного мне Экзархата все более остро ставят перед нами вопрос о необходимости перенести совершение литургии Преждеосвященных Даров во время Святой Четыредесятницы на вечернее время.

Совершение литургии Преждеосвященных Даров в обычное время лишает верующих, занятых работой в учреждениях и на предприятиях, возможности посещать это богослужение. Если же эта литургия была бы перенесена на вечернее время, когда верующие свободны от занятий, наша паства имела бы возможность присутствовать за богослужением.

Поэтому я сыновне обращаюсь к Вашему Святейшеству и смиреннейше прошу внять просьбе и благословить нам совершение литургии Преждеосвященных Даров в вечернее время.

В этой связи дерзаю обратиться к Вашему Святейшеству с еще одной просьбой.

Если литургия Преждеосвященных Даров будет совершаться в вечернее время, естественно, возникнет необходимость причастия верующих за этой литургией. Да и сами священнослужители, совершающие литургию, будут причащаться.

Это, в свою очередь, вызывает вопрос о времени воздержания от пищи и пития перед совершением литургии, т. е. перед причащением.

Ввиду этого я смиреннейше прошу Ваше Святейшество обсудить одновременно и этот вопрос и найти приемлемое его решение в духе церковных правил и с учетом немощей человеческих и церковной икономии».

3. Историческую справку по вопросу причащения Святых Тайн натощак профессора Ленинградской духовной академии Н. Д. Успенского от 15 октября с. г.:

«Господь Иисус Христос установил Таинство Причащения после вечери, и апостолы причастились Божественного Тела и Крови после принятия пищи (Лк. 22, 20; 1 Кор. 11, 25). Такого порядка в совершении Евхаристии, как освященного примером Самого Господа, держались апостолы и за ними христиане первых поколений.

Увеличение числа членов христианских общин и связанная с этим трудность устройства общих вечерних трапез, или агап, вызвала отделение Евхаристии от агапы и перенесение первой на утреннее время. Эта первая в истории Евхаристии реформа проводилась не одновременно во всех Церквах. В некоторых Церквах, как, например, Римской, это нововведение имело место уже в середине II века (св. Иустин Философ, Апология, гл. 65-67), в других, в частности в Египте, еще в V веке Евхаристию совершали вечером (Сократ, Церковная история).

Перенесение Евхаристии с вечера на утро само по себе вызвало в жизни новый порядок - причащение Св. Тайн натощак. Эта традиция становилась всеобщей по мере того, как распространялся порядок совершения Евхаристии утром. Свидетельством происходившей перемены порядков причащения Св. Тайн является 41-е правило Карфагенского Собора. Собственно, это правило было принято в Италии на Иппонском Соборе 393 года (прав. 28) и вошло потом в Кодекс правил Карфагенского Собора. Это правило гласило: «Святое Таинство алтаря да совершается людьми не ядшими. Исключается из сего единый в году день, в который вечеря Господня совершается. Аще же память будет некиих в вечернее время скончавшихся, епископов или прочих: то да совершится она молитвами токмо, когда совершающие оную окажутся обедавшими». Из этого правила можно сделать вывод, что еще в конце IV века в отдельных Церквах, как Иппонская, существовала древняя практика причащения Св. Тайн по принятии пищи. Собор, очевидно, следуя новому порядку, как общераспространенному, запрещает причащение после принятия пищи, делая в этом отношении исключение для Великого четверга.

VI Вселенский Собор отменил вышеназванное правило в части причащения в Великий четверг ядших, объяснив, что такое исключение в отношении Великого четверга могло быть сделано «по некоторым местным причинам, полезным для Церкви» (прав. 29).

Что касается причащения Преждеосвящёнными Дарами, то оно ведет свое начало от древнехристианского обычая принятия Св. Тайн или «самопричащения» на дому Св. Тайнами, приносимыми из храма, где совершалась Евхаристия. О таком обычае упоминает Тертуллиан (письмо к жене). День и час причащения устанавливал сам причастник. Этот обычай был поддержан анахоретами и от них вошел в монастырское богослужение. Монахи причащались или по совершении утреннего правила, или, что, очевидно, было связано с различной строгостью соблюдения поста, вечером. Чинопоследование изобразительных - это древнее правило или порядок причащения братии в конце утреннего богослужения, а литургия Преждеосвященных возникла на основе причащения Преждеосвященными Дарами вечером. В IV и V веках, когда стал утверждаться, как всеобщий, порядок причащения натощак, приобщение Преждеосвященных Даров - утром ли, вечером ли - также совершалось натощак. Это в итоге привело к перенесению литургии Преждеосвященных Даров на первую половину дня, хотя она начинается чинопоследованием вечерни.

Если совершать литургию Преждеосвященных Даров вечером, то, очевидно, встанет вопрос с воздержанием в этот день от принятия пищи до вечера. Прямых правил, которые отменяли бы это воздержание и разрешали бы приобщение Преждеосвященными Дарами ядших, нет. Однако на основании того же 29 правила VI Вселенского Собора, которое гласит, что «святые отцы оные» (т. е. Иппонского и Карфагенского Соборов) разрешали причащение Св. Даров в Великий четверг ядшим «по некоторым местным причинам, полезным Церкви», церковная иерархия, очевидно, может разрешать причащение Св. Тайн и на литургии Преждеосвященных, совершаемой вечером ядшими, установив для них пост не в продолжение всего дня, а в несколько часов, насколько это будет признано «полезным для Церкви».

4. Отзыв Преосвященного архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия по этому вопросу от 27 ноября 1968 года:

«Вполне согласен с высказываемыми в представлениях Высокопреосвященнейших Экзархов Антония и Ионафана соображениями о желательности совершения литургии Преждеосвященных Даров вечером, равно как и с правилами о сроках поста для приобщающихся и служащих. Могу только сказать, что вечерние Преждеосвященные литургии должны вводиться с осторожностью, в зависимости от местных условий и состава верующих. Они легче могут быть введены среди православных западного происхождения, чем среди русских, легче среди молодежи, чем среди старых. В Бельгии оно совершается уже в Бельгийской Православной Миссии, а в Голландии -в Гронингене, у о. Иоанна Хавемана».

Постановили:

1. Благословить в храмах Московского Патриархата совершение вечером Божественной литургии Преждеосвященных Даров там, где правящий архиерей сочтет это полезным.

2. При совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее шести часов; однако воздержание перед причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально, и его могут держаться имеющие физическую крепость.


Под причащением натощак в соответствии с устойчивой традицией понимается полное воздержание от пищи и питья с полуночи до святого причащения (п. II.2 документа «Об участии верных в Евхаристии», принятого на Архиерейском совещании РПЦ в 2015 году). Сам факт этой традиции свидетельствует о том, что преобладающим в ней является не физиологическое отсутствие в желудке какой-либо пищи и питья, а именно сам подвиг воздержания от вкушения чего-либо до Святого Причастия при наступлении нового астрономического дня. Это означает, что дискуссии, связывающие воздержание перед причащением со временем, необходимым для переваривания пищи, понижают аскетическое понимание евхаристического поста до поста всего лишь «технологического».

В скобках указывается нумерация канонов Карфагенского собора по Книге правил.

Епископ Никодим (Милаш), комментируя этот канон, пишет: «Среди правил Никейского собора (I всел.) нет такого постановления, но возможно, что об этом, так же как о дне празднования Пасхи и о разрешении священникам жениться, рассуждали на Никейском соборе и сделано было соответственное заключение, хранящееся в тех актах, которые принесли с собой бывшие на соборе африканские отцы (Карф. 1)» (Никодим, еп. Далматинско-Истрийский. Правила Православной Церкви. М., 2001. Т. II. C. 197).

Объясняя этот канон, епископ Никодим указывает, что «правило приводит ещё тот случай, когда после обеда приходится совершить поминование (παράθεσις, commendatio) по некоторым умершим, причём служилась по обычаю и Литургия. Относительно этого правило постановляет, что Литургию может совершать только не обедавший священнослужитель, если же пообедал, то поминование должно ограничиваться только молитвами без Литургии» (Там же. С. 191).

Владыка Феодор Вальсамон, комментируя 29-й канон Трулльского Собора, пишет: «Святые отцы, собравшиеся в Карфагене, зная, что Господь наш Иисус Христос совершил свою таинственную Пасху и преподал бескровную Жертву уже после того, как совершил с своими учениками законную Пасху и вкусил от нее, повелели, чтобы диаконы и священники, прикасающиеся к Святыне, были не ядшими в остальное время, но в Великий Четверток священнодействовали после вкушения пищи» (Правила Святых Вселенских Соборов с толкованиями. М., 2000. С. 374).

Из его объяснения на 41-й (50-й) канон Карфагенского Собора (Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. М., 2000. С. 501).

Здесь можно отметить, что совершение этой Литургии в некоторых храмах РПЦ совсем уже вечером (после 17:00) превосходит в этом отношении даже строгую афонскую традицию, по которой Литургию Преждеосвященных Даров служат на несколько часов раньше (около 14:00 в пересчёте с так называемого византийского времени).

Андрей Ткачёв, протоиерей. Литургия Преждеосвященных Даров. http://www.pravoslavie.ru/46030.html Дата публикации: 19.04.2011.

Журнал Московской Патриархии. 1969. № 1. С. 3-5.

Евхаристический пост

Человеку, желающему причаститься, нужно соблюсти перед этим так называемый евхаристический пост. В настоящее время та его часть, что относится к телесному посту представляет собой воздержание от скоромной пищи (мяса, молока, масла животного происхождения, яиц, рыбы) в течение нескольких дней (от трех до семи). Чем реже человек причащается, тем дольше должен быть телесный пост, и наоборот. Семейные и социальные обстоятельства, такие, как жизнь в нецерковной семье либо тяжелый физический труд, могут быть причиной ослабления поста. Кроме качественных ограничений в пище, должно уменьшить и количество съедаемого, а также избегать посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки, других мирских удовольствий.

Накануне Таинства, начиная с 12 часов ночи, нужно полностью отказаться от пищи, питья и курения (тем, кто страдает этой дурной привычкой) до времени Причастия. Если есть возможность, то накануне Причащения нужно побывать на вечернем богослужении; перед Литургией (накануне вечером или утром перед ее совершением) – прочесть содержащееся в любом православном молитвослове правило ко Причащению . Утром в день Причастия следует прийти в храм заранее, до начала богослужения. Перед Причастием нужно исповедаться или вечером, или непосредственно перед Божественной литургией.

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от злобы и раздражения, осуждения и всяких непотребных мыслей, а также пустых разговоров. Готовясь к Причастию, полезно вспоминать и совет праведного Иоанна Кронштадтского: «Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность пред Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога – на внутреннее исправление свое; например, многие так вычитывают правило ко Причащению. Между тем здесь прежде всего надо смотреть на исправление нашей жизни и готовность сердца к принятию Святых Таин. Если сердце право стало во утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв. Царство Божие не в слове, а в силе (1 Кор. 4; 20)».

Человеку, желающему причаститься, нужно соблюсти перед этим так называемый евхаристический пост. Что же включает в себя евхаристический пост?

Телесный пост

В настоящее время та часть евхаристического поста, что относится к телесному посту представляет собой воздержание от скоромной пищи (мяса, молока, масла животного происхождения, яиц, рыбы) в течение нескольких дней (от трех до семи). Чем реже человек причащается, тем дольше должен быть телесный пост, и наоборот. Семейные и социальные обстоятельства, такие, как жизнь в нецерковной семье либо тяжелый физический труд, могут быть причиной ослабления поста.

Кроме качественных ограничений в пище, должно уменьшить и количество съедаемого, а также избегать посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки, других мирских удовольствий. Супругам в течение поста необходимо воздерживаться от телесного общения.

Духовный пост

Накануне Таинства, начиная с 12 часов ночи, нужно полностью отказаться от пищи, питья и курения (тем, кто страдает этой дурной привычкой) до времени Причастия. Если есть возможность, то накануне Причащения нужно побывать на вечернем богослужении; перед Литургией (накануне вечером или утром перед ее совершением) - прочесть содержащееся в любом православном молитвослове правило ко Причащению. Утром в день Причастия следует прийти в храм заранее, до начала богослужения. Перед Причастием нужно исповедаться или вечером, или непосредственно перед Божественной литургией.

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от злобы и раздражения, осуждения и всяких непотребных мыслей, а также пустых разговоров.

Готовясь к Причастию, полезно вспоминать и совет праведного Иоанна Кронштадтского: "Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность пред Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога - на внутреннее исправление свое; например, многие так вычитывают правило ко Причащению. Между тем здесь, прежде всего, надо смотреть на исправление нашей жизни и готовность сердца к принятию Святых Таин. Если сердце право стало во утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв. Царство Божие не в слове, а в силе (1 Кор. 4; 20)".

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня у нас в гостях клирик Спасо-Преображенского собора Санкт-Петербурга протоиерей Михаил Стрельников. Тема «Проект документа о подготовке ко святому Причащению». Этот проект сейчас активно обсуждается в православной общественности, в частности на сайтах bogoslov . ru , pravmir . ru . Мы решили, что телеканал «Союз» тоже должен принять участие в обсуждении. Батюшка, расскажите об этом документе, о его целесообразности.

Смысл документа состоит в том, чтоб как-то систематизировать подготовку ко святому причащению. Документ своевременен. Мы живем в эпоху евхаристического возрождения. Необходимость постоянного причащения святых Христовых Таин всячески подчеркивается в проповеди священника и становится актуальной. Документ еще находится в стадии разработки. Народ Божий может участвовать в его обсуждении и влиять на его утверждение определенным образом, на его систематизацию, на его обязательные дополнения. В документе ряд вопросов остается еще спорными. Появление его назрело очень давно.

С одной стороны, мы видим, что храмы наполняются людьми, но, с другой стороны, видим странное разделение, на постоянно причащающихся и участвующих в божественной Литургии людей и на тех, кто совсем не участвует в божественной Литургии. Причем те, кто участвует в божественной Литургии, делятся на тех, кто участвуют в ней постоянно и на тех, кто участвует в ней редко, а причащается очень редко. Смысл божественной Литургии в том, чтоб соединится с Христом. И Документ как раз отражает, что раньше были разные традиции причащения. И самая ранняя традиция была, когда причащались ежелитургийно. Причащались абсолютно все.

- Почему изменились форма Литургии и практика Причащения?

В самом документе это отражено. Там дан краткий исторический анализ истории Литургии. Суть Литургии осталась прежней. Не важно, Литургия Василия Великого, Иоанна Златоустого или апостола Иакова, которая совершается очень редко по благословению, или древняя агапа - Литургия одна. Это Тайная вечеря, вечеря любви, на которой Господь «не ложными почивает Таинствами». Господь незримо присутствует в Тайнах. Смысл Литургии не только в приобщении святых Тела и Крови Спасителя, но и в единении-соединении со Христом, единении друг с другом.

Если ночная служба начинается в 23 ч. или в 00 ч. ночи, сколько часов рекомендуется держать пост телесный? Перед Чашей Причащения мы складываем руки крестообразно. В чем смысл этого символического действа?

По поводу необходимого полного воздержания от пищи в документе отражено разделение на этапы подготовки ко Причащению: 1) говенье; 2) евхаристический пост; 3) выполнение молитвенного правила. Вы затронули евхаристический пост. В случае причащения на ночной Литургии (на праздники Рождество или Пасху) или вечером на Литургии преждеосвященных даров рекомендован пост в течение 6 часов. Крестообразное сложение рук на груди означает смирение и выражает осознание собственного недостоинства и духовной нищеты. Мы выражаем благодарность сораспятому нам Господу (Евхаристия переводится как «благодарение»), принесшему крестную жертву во искупление наших грехов.

Часто перед Чашей Причащения задается вопрос: «Готовились ли ко Причащению?». И странно, что не задают вопроса: «Готов ли ко святому Причащению?». Какова практика и традиция?

Священник не задает вопроса «Готов ли ко святому Причащению?» потому, что к нему нельзя быть готовым. Нужно лишь готовиться. Подготовка к Причащению - это не зарабатывание права причаститься. Это заблуждение. Нельзя заработать право причащаться, потому что ты вкушаешь Самого Бога: чуждый Богу становится Богу своим, тленный становится нетленным. Подготовка к Причащению - это подготовка к достижению определенного духовного состояния.

Я, читая правило, констатирую, что «я ни к чему не подготовился». Мы же говорим в следующих словах: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живого, пришедый в мир грешные спасти, от них же первый (или первая) есмь аз», что мы первые от грешников. Не самый достойный, а самый последний, и, несмотря на это, дерзаю вкусить Тела и Крови Господа! Я желаю освятиться для спасения души и тела.

Отец Михаил, в подготовку ко Причащению входит пост. Документ говорит, что причащающиеся каждую неделю должны сохранить хотя бы однодневный пост. Как вы считаете, это тезис бесспорен?

Этот тезис не бесспорен. Сама подготовка складывалась исторически и была различной. Она должна быть дифференцированной, потому что нельзя возлагать на всех одинаковую нагрузку. Главное понять следующее: от степени воцерковленности и духовного развития, от возрастных особенностей человека, от занятости его на работе, от степени загруженности в иных сферах, зависит и подготовка ко Причащению. Все перечисленное нужно учитывать духовнику.

По поводу говенья мы имеем распоряжение (глава из Типикона): «Хотящий причаститься должен поститься 7 дней. В исключительном случае он должен поститься 3 дня. В особо исключительном случае он должен поститься 1 день».

В случае же причащения человека 1 раз в год речь идет о говенье в течение недели. Но если человек воцерковился, живет церковной жизнью, поститься все среды и пятницы, все многодневные посты, необходимости поститься накануне воскресного дня нет.

Отец Михаил, как быть, если нет вечерней службы в пятницу, а я должен на ней быть, я хочу в субботу утром ехать в храм на Таинство Исповеди?

Необходимо вечером обязательно посетить богослужение накануне причащения на утренней (субботней или воскресной) Литургии. Вспомним, что все правила, постановления, посты, молитвы совершаются нами с целью возблагодарить Бога, потрудившись по возможности. Если вы не смогли быть на вечерней службе в пятницу, если нет в городе другого храма, придите домой, и помолитесь от души. Если вы читаете все необходимые молитвы: три Канона (желательно с Акафистом), читаете полностью Последование ко святому Причащению (состоящее из Канона и 10 либо12 молитв), плюс вечернее правило в полном объеме, и добавите в нагрузку что-то еще, этого будет достаточно. Но не забывайте главное: предполагается чистая совесть и примирение с ближними людьми! Нужно почитать Евангелие, что не менее важно, и у всех домашних попросить прощения. Важно состояние сердца!

Отец Михаил, когда у нас в храме начинается Причащение, наш настоятель с чашей в руке говорит: «Все расступитесь, пропустите вперед мужчин». И в маленьком храме начинается давка и толкотня. Это действительно так должно быть?

Дело в том, что насильственно такие воспитательные моменты навязываемы быть не могут. В Таинстве венчания свеча дается сначала мужчине, потом женщине, напояется сначала мужчина, потом женщина. В церкви принято поступать не так как в обществе, в котором женщину обычно вперед пропускают и где мужчины галантность проявляют к женщине. В церкви такие понятия изначально правильно устроены. Грубость настоятеля в таких случаях не допустима и нужно вести разъяснительную работу.В первую очередь причащаются не мужчины, а дети. И потом причащаются люди пожилые, плохо стоящие на ногах. Давайте вспомним слова Евангелия: «Нет уже ни Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе».

Все должно быть в любви. И если люди расталкивают локтями других, пытаясь дойти до чаши, то это говорит о том, что они ничего не поняли из того, что читали перед Таинством: того, что я самый недостойный и самый первый из грешников. И я только последним могу подойти к Чаше.

Отец Михаил, в одном из комментариев к документу, представленному на межсоборном присутствии я прочел такую мысль: «Те каноны, которые благословляют читать мирянам перед Таинством Причащения - это взаимозаменение тех канонов, которые мы слышим на утрене. Если человек, побывав на утрене, прослушал каноны, то ему достаточно прочитать только Правило ко Святому Причащению». Как вы относитесь к этому?

Если человек действительно внимательно стоял за богослужением и был сосредоточен, не отвлекался и его ум и слух были заняты тем, что читается и поется, то чтение домашних канонов, которые были прочитаны в церкви, необязательно. Бывают ситуации, что не во всех храмах читают внятно, не во всех храмах читают так, как это положено, иногда читают торопливо и в ущерб самому тексту, самому смыслу богослужению - время службы удлиняется. Что человек услышал? Может достаточно прочитать 3 канона, но так чтоб их все люди услышали!

Речь идет и о редактировании канонов, так как они иногда переведены с греческого по методу кальки, и это получается пустой набор слов. И даже мы стоящие в храме, имеющие богословское образование, спрашиваем друг у друга, поняли ли мы, что чтец читает? Я говорю, что понял 20 процентов. А что поняли прихожане?! Вопрос… Все это требует комплексного подхода, и не модернизации, не реформы, а более доступного понимания человеком смысла богослужения! Ради чего богослужение и составлено. Ведь великолепные стихиры и великолепное каноны написаны.

Отец Михаил, вот когда на исповеди перед священником человек покаялся, назвал содеянные грехи, и покаялся в грехе «гражданского брака» как называют блудное сожительство, батюшка ему сказал: «приходите на исповедь, но причащать вас не буду». Мне кажется, что в Причащении вся сила, которая удержит от дальнейшего повторения названного греха. Может я не права?

Вопрос сложный. В одной стороне в документе сказано, что причащаться могут все, состоящие в официальном государственном браке (не церковном) и хранящие верность друг другу. Церковь считает такой брак не греховным сожительством. В этом случае священник не имеет права запрещать причащаться. А с другой стороны, гражданский брак - бич нашего общества. Он носит повальный характер среди нашей молодежи, к сожалению. Это прискорбное явление, вызывающее горечь. Люди соединяются не для того, чтобы совместно нести иго и бремя Христовы, идти взявшись за руки через все трудности жизни, а относятся потребительски друг ко другу, и ко своему союзу также.

Но бывают люди верующие, которые не могут уговорить человека, с которым живут, который ни мужем, ни женой не является, вступить с партнером в брак. Верующая «половина» об этом скорбит, но по любви не может оставить человека. Тут уже на усмотрение священника остается вопрос. Надо осторожно относиться духовнику, священнику к вопросу запрета на причащение. Тут мы можем судить строго, а можем идти по пути икономии, то есть врачевания недуга. Если человек осознал правомочность такого союза, то при покаянии можно допустить до Причащения.

Отец Михаил, читая молитвы, я часто не понимаю старославянских слов и смысл. Наш священник говорит: «Зато их хорошо понимает тот, кто бежит из твоего дома, из-за этого твой дом становится чистым». Так ли это?

Мы молимся Господу Иисусу Христу, а не врагу нашего спасения. В молитве всегда участвуют 2 стороны. Тот, к кому обращена молитва, и тот, кто обращается в молитве. Важно, чтоб человек понимал, что он читает. Важно купить словарь «старославянских слов и выражений» и там посмотреть значение слов, которых и так немного в этих молитвах.

Отец Михаил, давайте перейдем к вопросам Таинства Исповеди. Вопрос тут связан с практикой, когда практически всю Литургию стоит очередь ко священнику на исповеди. И человек не молится, а думает о своих делах и грехах, и переживает, успеет ли он поисповедоваться перед Причастием.

Проблема действительно есть. И возникла она еще при праведном Иоанне Кронштадтском, когда он стал причащать очень многих людей. Стали возникать большие очереди. Но он устраивал общую исповедь, на которой покаянное настроение и состояние души всех молящихся приводило к тому, что все сокрушались сердцем и произносили свои грехи. Это было его дерзновением и духовным подвигом! Вряд ли это повторимо.

Но мы видим большие очереди людей, стоящих к аналою. В нашем храме мы отчасти попытались решить этот вопрос. Теперь у нас за Литургией исповедует не один священник, а два священника. Но все равно не справляемся с такими двумя очередями до окончания Литургии. И прихожане жалуются на то, что им приходится стоять и переживать.

Надо подойти дифференцированно: если человек никогда не исповедовался и не причащался, то я такому человеку советую: пожалуйста, придите в будний день, не в воскресные дни или дни Двунадесятых праздников! И тогда это будет подробная исповедь, необходимая вам. А для тех людей, которые исповедуются постоянно, встает вопрос: а необходимо ли их постоянно исповедовать?! Чистота исповеди не может равняться чистоте Евхаристии!

Чистота Евхаристии - это каждый раз обожение, которое каждый воскресный день проходит. А исповедь не может совершаться еженедельно, потому что мы не находимся в монастыре, где послушник поверяет свои помыслы духовнику каждый день. В миру такое невозможно. Тогда исповедь, к сожалению, носит формальный характер.

Если богобоязненный христианин не совершает вопиющих грехов, каяться можно до бескончености. Можно перейти в другую крайность: человек перестанет исповедоваться совсем. Так что вопрос требует осмысления! В документе он решен следующим образом: говорится, что на Светлой седмице надо насладиться «пиром веры», пиром явствами. А этот пир - Сам Господь, поэтому мы должны причащаться на Светлой седмице. И если человек причащается на Светлой седмице, он должен быть освобожден от еженедельной исповеди. И причащаться в дни святок, когда нет поста.

Отец Михаил, я являюсь крестной мамой своей 6-месячной внучки. Я причащаю ее, и заметила, что у нее после причастия появилась аллергия на щеках. У священника эта реакция ребенка вызвала недоумение. Как вы думаете, что случилось?

Да, действительно недоуменный вопрос. Может быть, аллергия возникла на шерсть, кто носит шерстяной платок? Это вопрос надо подробнее исследовать. Поговорите со священником. Дают ли младенцу запивать после причастия Даров? Возможно это реакция на запивку, а не на Кровь Христову. Я затрудняюсь что-то сказать.

Отец Михаил, нужно ли поститься перед Причащением тем людям, которые причащаются регулярно, и в среды и пятницы постятся?

Нужно ли говеть один день? 64-ое апостольское правило говорит, что в субботу поститься нельзя кроме одной субботы, которая называется Великой, накануне дня Воскресения Христова! Поэтому вопрос отпадает сам собой. Если человек причащается каждое воскресенье и живет такой активной евхаристической жизнью, то он постится только в среду и пятницу, и во дни постов, установленных Святой Церковью.

- Отец Михаил, как пересилить себя и придти на исповедь человеку, который совершал гнусные дела?

Есть стыд к погибели, а есть стыд во спасение. Стыд к погибели - это случай, когда человек по ложному стыду боится открыть грехи. Это словно ты приходишь к врачу, и болезнь связана с чем-то неприличным, и ты, стесняясь, боишься развязать эту рану и подвергнуть ее рассмотрению и врачеванию врачом.

Эта необходимость раскрытия своей души и своей совести, для очищения и исцеления самим Господом. Мы каемся самому Христу. Священник только свидетель. Нужно найти в себе силы, и не затягивать с этим! Грех сомнения будет все усиливаться и усиливаться. И один грех тянет за собой следующий грех. Это будет груз, который будет тяготеть.

Отец Михаил, как подойти к исповеди неформально и осознанно? И еще вопрос. Священники же живут по другому распорядку. Они не исповедуются перед каждым Причастием, и причащаются каждую Литургию. Как сопоставить эти факторы?

Священник чисто технически не в состоянии исповедаться перед каждой божественной Литургией. Священники служат чаще, чем причащаются те миряне, которые, причащаются ежевоскресно.

Если речь идет о том, что нужно освобождать от постоянной исповеди христиан, которые причащаются ежевоскресно, то священник, всегда служащий Литургию, не в состоянии каждый раз исповедоваться. А священник, который служит на деревенском приходе, и не имеет другого священника, он исповедуется тогда, когда у него появляется такая возможность. Поэтому не совсем правильно сравнивать, священник ведет жизнь по-другому.

Еще не надо как-то выделять священника. У нас нет кастовости, у нас есть посвящение в рукоположении. У нас нет преимущества, а есть огромное бремя и тяжесть перед Богом за пасомых. Священник должен показывать пример как пастырь.

Что касается вопроса неформальной и осознанной исповеди. Чтобы исповедь перестала быть формальной, необходимо учится исповедоваться. Ведь по опыту я вижу, что исповедь у всех разная. Кто-то перечисляет грехи и не сокрушается сердцем. Кто-то не может от сокрушения сердца вымолвить ни слова. Просто приходит на исповедь и рыдает. Рыдает не от саможаления, а от сокрушения сердца. Чтобы научится исповедоваться, необходимо осознать свой грех, произнести грехи.

Советую использовать труды архимандрита Иоанна (Крестьянкина) - «Опыт построения исповеди», «В помощь кающимся». Также прочитайте святителя Феофана Затворника.

Отец Михаил, также в этом документе затрагивается вопрос так называемой «женской нечистоты». Как такой термин уместен в Новом Завете?

Да, понятие ритуальной нечистоты - понятие ветхозаветное. Оно перешло в христианство от недоосмысления того, что есть понятие ритуальной нечистоты. Мы видим в Новом Завете пример видения апостола Петра. «И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь». ( - ред. ) Это имеется ввиду, что для Бога теперь все равны: все народы, оба пола, все возрасты людей. Понятие ритуальной нечистоты в Новом Завете не может иметь места в принципе. Я предлагаю вообще не говорить о женской или мужской нечистоте. Нечистота отныне либо физическая, либо греховная. Промежуточной нечистоты быть не может.

От физической нечистоты мы избавляемся омыванием тела, а от духовной - покаянием. То, что происходит с женщинами раз в месяц, а у некоторых и чаще, называется скорее женской немощью, а не нечистотой. Почему святой Дионисий Александрийский называет женщину, в состоянии женской немощи «она нечиста душой»? Это не совсем соответствует учению Нового Завета. В документе упоминаются правила древних соборов, и так же говорится, что женщина в состоянии женской немощи не может причащаться. Это ошибка, не смотря на то, что там достаточная комиссия межсоборного присутствия работала. Никто не посмотрел, что 19 правило Лаодикийского собора говорит, что никто кроме духовенства не может входить в алтарь. О женщинах вообще ни слова. А 44 правило Лаодикийского собора говорит о недопустимости в алтарь в женщин.

Сборник «Постановления святых апостолов» через епископа Климента Римского (380 г. от Р.Х.) говорит: «Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени во сне, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться или касаться Библии, или причащаться евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими; ибо Соломон говорит о праведных, чтобы каждый уготовил себя так, чтобы Бог, когда спят они, хранил их, а когда встают, говорил с ними.

В самом деле, если ты, жена, думаешь, что в продолжении семи дней, когда бывает у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, что если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющею в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, всеконечно, присущ тебе, потому что Он не ограничен местом, а ты имеешь нужду в молитве, в евхаристии и в пришествии Святого Духа, как нимало не согрешившая в том. Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение кровей, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, но одно нечестие и беззаконная деятельность». Это неполная еще цитата.

То же самое говорит переписка между папой римским Григорием Двоесловом и Августином Кентерберийским (апостол Англии в 6 веке по Р.Х.): «Если женщина имеет немощное состояние, но физически способна принять Святые Дары, то она может принять Святые Дары». Послание Афанасия Великого к монаху Амону (356 г.) говорит о том же самом. Также мы вспоминаем женщину из Евангелия, страдающую кровотечением и исцеленную Спасителем.

Сейчас средства гигиены развиты так, что женщина ведет активный образ жизни. Она может посещать бассейн и спортивный зал. А мы доходим до какой-то крайности, превращаемся в фарисеев. Я знаю одну жалобу женщины на священника, который не благословлял ее в таком состоянии, потому что боялся оскверниться. Это уже перегиб сознания! Наше духовенство не вышло еще из ветхозаветных представлений.

Если женщина не может физически придти в храм, не приходите. А если женщина болеет и имеет проблемы, и она нуждается в Причастии, как ее можно лишить причащения? Конечно, можно причащать!

Отец Михаил, какой вывод мы делаем из этого документа, и какой результат мы надеемся получить на архиерейском соборе, который примет окончательный вариант?

Я бы призвал всех нас, дорогие зрители, быть более активными в обсуждении этого документа на форумах! Если мое выступление вызовет неоднозначную реакцию у верующих, это хорошо. Это не будет равнодушием! А то всей страной обсуждаются ненужные вопросы, а то, что касается самого главного церковного Таинства, находится в тишине, и не видит активной позиции мирян. Надо вносить свои аргументированные предложения, исходя из пользы Церкви! На первом месте - не приспосабливание себя к Подготовке ко Причащению, а польза для всей Церкви. И правила должны быть широкими и все должны проявить активность.

- Отец Михаил, наша передача подошла к концу. Спасибо, что пришли, спасибо за интересный разговор. До новых встреч, дорогие телезрители!

Ведущий: Михаил Кудрявцев

Расшифровка: Олег Сиротин

Мы оставили напоследок таинство Божественной Евхаристии и говорим о нем отдельно не только потому, что оно - величайшее из всех церковных Таинств, но и потому, что по поводу его связи с постом образовалась крупная проблема, не раз обсуждавшаяся в недрах Церкви.

Эта тема до наших дней продолжает занимать как пастырей Церкви, так и многих верующих. Несмотря на то, что не было принято никакого официального церковного решения, возникавшие в последние годы дискуссии и высказывавшиеся мнения способствовали правильному подходу к этому вопросу как с богословской стороны, так и на практическом уровне.

Нет никакого сомнения, что основная цель, ради которой совершается таинство Божественной Евхаристии - это причащение верных . Участие верных в совершении таинства немыслимо без высшей точки этого участия - причастия Телу и Крови Господним. В древней Церкви от причащения отлучались только тяжко согрешившие, которые и удалялись с церковного собрания до начала Литургии верных, то есть собственно таинства Евхаристии.

Это - кристально ясное учение Священного Писания и всего церковного Предания, то есть наших богоносных Отцов, священных правил и древнейшей церковной практики.

В этом учении и в практике, которую изначально приняла Церковь, как условие жизни во Христе указывается частое, как можно более частое участие верных в Божественной Евхаристии - "постоянное причащение" , как учили в своем труде, посвященном данному вопросу, два наших Отца, живших не так давно - святой Макарий Нотарас, епископ Коринфский, и святой Никодим Святогорец.

Хотя сейчас, в эпоху богословского невежества, положение дел изменилось, и среди многих верующих распространилась иная практика, она, конечно, является не церковным Преданием, но, напротив, отступлением от него и проявлением упадка церковной жизни.

Итак, мы должны часто приступать к Божественной Евхаристии. Естественно, вопрос о том, как часто причащаться, мы должны решать не одни, а вместе со своим духовным отцом - верным проводником по жизни во Христе. Только таким образом мы можем быть уверены в том, что к нашему участию в Таинстве нет препятствий и оно отвечает своему основному условию - духовной чистоте, которая абсолютно необходима для достойного, а не недостойного причастия Телу и Крови Господним, согласно учению апостола Павла (I Кор., XI, 26-29).

Апостол пишет: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от этого Хлеба и пьет из этой Чаши (I Кор. XI, 28). Это "испытание", которое, по словам апостола, является для нас необходимым приготовлением к Божественному Причащению, состоит именно в тщательной проверке нашей духовной чистоты и включает в себя испытание совести, исповедь, жизнь в страхе Божием, любовь к ближнему и примирение с нашими братьями.

Помимо духовной чистоты, в чем еще состоит наше приготовление к Божественному причащению? Священные правила яснейшим образом предписывают, что верные, клирики и миряне, должны приступать к Божественной Евхаристии натощак, то есть с пустым желудком, "дабы священнодействие совершаемо было людьми не евшими" , согласно 29 правилу VI Вселенского Собора. Как замечает Аристин, один из выдающихся толкователей священных правил, живший в XII веке, "хотя Господь и тайноводствовал учеников после вечери, но не должно нам, по богословному гласу, следовать непосильному для нас примеру, но последовать церковному обычаю и священникам приносить святые дары к жертвеннику натощак, а причащающимся их также приходить натощак" .

Это явно и из практики, которая существовала при причащении за Литургией Преждеосвященных Даров, когда она совершалась вечером по средам и пятницам. Верные, собираясь причаститься Божественной Евхаристии, ничего не вкушали до времени причащения. Исключение из этого общего правила делается, согласно 9 правилу святого Никифора Исповедника, только для умирающих, которым разрешается давать Евхаристию "и по вкушении пищи".

Другое условие, которого требуют священные правила, - воздержание перед Божественным причащением. Как духовенство, совершающее Божественную Литургию, "Божественных Тайн касающиеся освященные", так и верные, собирающиеся приступить к Божественному Причащению, накануне должны воздерживаться - "от своих воздержатися сожительниц". Святой Никодим Святогорец, объясняя 13 правило святого Тимофея Александрийского, делает вывод, что супруги не должны иметь плотского общения по субботам и воскресеньям (и вообще по всем праздникам), поскольку в этот день совершается Литургия и они должны готовиться к участию в Божественном причащении.

Чистота, необходимая для нашего участия в Божественной Евхаристии, требует, согласно правилам, чтобы женщины не причащались во время месячных, но чтобы сначала очистились, и уже после этого приступали к Божественному причащению (см. 2 правило святого Дионисия Александрийского и 7 правило святого Тимофея Александрийского). Тот же запрет действует и по отношению к мужчинам, то есть, им также не следует причащаться, когда накануне ночью у них было истечение, то есть поллюция во время сна.

После всего сказанного выше об установленных правилами условиях для собирающихся причаститься верных, вернемся к нашему первоначальному вопросу: постимся ли мы и если да, то до какой степени, перед Божественным Причащением?

Ни древняя церковная практика, ни священные правила не предусматривают никакого особого поста для тех, кто собирается приступить к Евхаристии. В апостольские времена, и даже после, верные причащались после общей вечери (ужина). Конечно, позднее это по многим причинам прекратилось и благоговение перед Божественным причащением побудило Церковь определить, чтобы верные причащались натощак, то есть чтобы они воздерживались от любой пищи и от воды со времени ужина или, по меньшей мере, с полуночи накануне причащения. Церковные правила предписывают только этот евхаристический пост и никакого другого.

То, что перед Божественным Причащением нет особого поста, видно и из практики, которой издревле следуют клирики. Собираясь служить Литургию, они соблюдают только основной евхаристический пост, то есть воздерживаются от пищи и воды с полуночи до окончания Литургии.

Хотя, вероятно, и можно считать проявлением благоговения распространенный обычай трехдневного поста без масла перед Божественным причащением, который до наших дней содержат многие христиане, но он не обоснован истинным Церковным Преданием. Он вошел в церковную жизнь в эпоху богослужебного упадка и, к сожалению, до нашего времени связан с неоправданно редким участием многих верующих в таинстве Евхаристии, а во многих случаях, это особенно верно для нашей эпохи, с их нежеланием соблюдать установленные Церковью многодневные и однодневные посты.

Если буквально соблюдать этот обычай трехдневного поста, то, к сожалению, верные никогда, кроме Пасхи, не смогут причащаться по воскресеньям, поскольку правила запрещают пост в субботу. Однако таким образом уничтожается пасхальный характер воскресного дня и во время воскресного церковного собрания, церковного собрания по преимуществу, верные остаются вдали от Вечери Господней, будучи всего лишь простыми зрителями священнодействия!

Подводя итог, заметим: несомненно, пост всегда полезен . В том числе и перед Божественным причащением, хотя Церковь и не предписала такого поста. Но только этот пост, соблюдаемый верующим добровольно или по совету духовника, не должен становиться препятствием к нашему частому участию в Евхаристии - тому, чего требует природа этого Таинства, что настоятельно подчеркивают священные правила и что подтверждается древней церковной практикой.

Те верные, которые могут причаститься в воскресенье, непременно долж-ны соблюдать пост без масла в пятницу. В субботу из уважения к каноническому запрету на пост, они употребляют за обедом растительное масло. Напротив, вечером пусть вкушают чтонибудь попроще: легкий ужин, сушеные или свежие фрукты. Таким образом мы и соблюдаем священные правила, запрещающие пост в субботу, и до какой-то степени и телесно готовимся к участию в воскресной Евхаристии.

Пост перед Божественным причащением
Постимся ли мы, и если да, то до какой степени перед Божественным причащением?

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...