Идея главное что унаследовано из философской мысли. Идея прогресса и ее роль в европейской культуре нового времени

Готовились к посещению Афона, святой Горы, земного удела Божьей Матери, мы задолго до поездки. Перелопатили кучу информации в интернете, прочитали замечательную книгу Александра Дворкина «Афонские рассказы», даже написали на почту паломнического центра Святой Горы в Салоники, (правда ответа мы так и не получили). Знали, что нужно получать Диамонитирион (разрешение на посещение Афона), связаться с монастырями, в коих планируешь остановиться. Все знали, но ничего не сделали. Имели только искреннее желание попасть на Святую Землю! Решили, пусть будет так, как Господь сподобит.
О визите в паломнический центр в Салоники по приезду в Грецию я уже писал : повторяться не буду. И вот, после недельного пляжного отдыха на Халкидиках, 25 августа в 7 утра, взяв с собой в дорогу походный завтрак, мы сели в верного нашего друга Григориуса и направились из Симандры в Уранополис. Дорога лежала через небольшие города Полигирос и Иериссос, а так же через маленькие греческие деревушки, оливковые рощи и виноградники.

1

Солнышко только вставало и было совсем не жарко. Меньше чем за два часа, без всяких приключений мы добрались до портового города Уранополис. Жизнь на причале уже вовсю кипела. Множество небольших грузовиков встали в очередь на паром, большой автобус привез группу паломников, — все собирались попасть на единственный регулярный паром, который отправляется из Уранополиса в Дафни в 9.45 утра.
Времени до отправления у нас оставалось совсем немного, не больше 40 минут, поэтому мы сразу разыскали офис, где выдаются диамонитирионы. Мы предъявили паспорта сотруднику офиса, ещё совсем не уверенные в том, что сможем его получить. Он строго посмотрел на нас, напомнил о запретах в отношении внешнего вида, и выдал заветные документы.


Мы припарковали Григориуса на единственном свободном клочке земли у дороги, — времени искать специальную парковку, о которой я читал в интернете, уже не было, — и направились на паром.

2


При входе на паром специальный сотрудник проверяет диамонитирион паломника, а так же его внешний вид. Я был в длинных, но все-таки шортах, — днем в июле сорокаградусная жара — нормальное явление для Греции, — и меня отправили переодеваться в находящиеся на причале кабинки. Переодевшись, мы зашли на паром и выбрали себе местечко на верхней палубе, чтобы впечатляться видами пока ещё неизвестной для нас Святой Горы. Паломников на пароме всегда много, практически все места на верхней палубе были заняты.

1


Кого здесь только не было, — сербы, румыны, болгары, американцы, греки, и конечно же наши соотечественники. Рядом с нами на удачу присоседилась группа паломников из четырех человек во главе с батюшкой.
И вот, наконец, корабль отчалил от пристани и мы с замиранием сердца стали вглядываться в берега таинственной и такой уникальной земли, внимая рассказам довольно словоохотливого соседа-батюшки. От него мы узнали, что в 2014 году на Афоне случился страшный пожар. Огонь пришел со стороны Греции и уничтожил почти все виноградники, расположенные в северной части Афона. Жара и сильный ветер сводили на нет все усилия пожарных и военных. Огонем были охвачены Моноксилит и русский скит Новая Фиваида, погиб один монах, ехавший по дороге и попавший в огненную ловушку. Всеразрушающая стихия грозила уничтожить Хиландар и Зограф. Тогда советом игуменов монастырей было принято решение идти навстречу друг другу крестным ходом с чудотворной иконой Божьей Матери. И вот, когда они встретились, небо развезлось и полил сильный дождь, который и потушил пожар! Кстати, чудесным образом корпус скита Фиваида остался нетронут огнем.
Следы бушевавшего пожара были видны даже спустя четыре года, обгоревшие места выглядели серыми из-за скудности вновь возраждющейся растительности.
Первая остановка парома — пристань сербского монастыря Хиландар.


С корабля вышла большая группа паломников. Далее монастыри Дохиар и Ксенофонт.

1


1



И вот уже все ближе и ближе наша цель — монастырь святого великомученика и целителя Пантелеимона или как его ещё называют Русcик.

3


На причале паломников встречает монах, который проводил нас до архондарика — монастырской гостиницы. В Русcике это большое шестиэтажное здание ещё дореволюционной постройки с широкими коридорами и витыми чугунными перилами. На дверях архондарика висела надпись, что паломники не принимаются в связи с празднованием Панигира до 9 августа. Не смотря на это, нас все же разместили в коридорах гостиничного корпуса.
Угостившись предлагаемым гостям по афонской традиции узо и лукумом, мы пошли гулять по монастырю. Красота храмов и зданий монастыря, ухоженность садов просто потрясает!

1


3


Но кроме восхищения внешней стороной я ощутил глубокое чувство благоговения от прикосновения к святыне! Cлезы невольно потекли из глаз.
Не смотря на строгий запрет фото и видеосъемки, мы дерзнули запечатлеть эту красоту на фотоаппарат. Однако, камера отказывалась работать, требуя перезагрузить устройство, хотя раньше такого никогда не было и батарейки были свежие. После нескольких попыток включть камеру, мы поняли, что это знак свыше и больше не пытались нарушить запрет!

Эта — единственная фотография, которую нам удалось сделать здесь.


Остальные фото Пантелимонова монастыря — из интернета. В половине первого для нас открыли храм, где хранятся святыни монастыря.


Среди них глава великомученика и целителя Пантелеимона, стопа Андрея Первозванного, честная глава апостола Луки, мощи Иоанна Предтечи, апостолов: Петра, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы; первомученика Стефана, Исаакия Далматского, Дионисия Ареопагита, святителя и чудотворца Николая, бессребренников Космы и Дамиана, Кирилла Иерусалимского, Трифона и многих других. А затем был отслужен молебен по случаю отправки главы великомученика и целителя Пантелеимона в Болгарию. С последующим крестным ходом нам посчастливилось «проводить» мощи Целителя до катера на пристани.
После вечерней службы со всей братией мы были приглашены в трапезную. Помещение трапезной очень большое, расчитанное на большое количество гостей и паломников в праздничные дни.


На левой стене находится фреска с изображением мытарств и воздушной бесовской стражи. Монастырская трапеза скромна, но удивительно вкусная: свежие огурцы и помидры, лапша с грибами, замечательные оливки, монастырский хлеб, холодная вода или компот и арбуз. Отдельно в блюдце на столе всегда присутствует чеснок и лук. Посуда в монастыре исключительно металлическая. Трапеза довольно ограничена по времени, минут 10-15, не дольше. Так что времени на разговоры нет. Во время трапезы читаются жития святых. По средам и пятницам в монастыре всего одна трапеза в день, в остальные дни по две.
По уставу монастырские врата закрываются с заходом солнца. Мы немного побродили по монастырским тропинкам, полюбовались великолепным закатом и отправились отдыхать. Мысли о предстоящем завтра восхождении на вершину Афона не давали заснуть! Выйдя на балкон архондарика я долго глядел на звездное небо и слушал шепот мирно плещущегося внизу моря.
Громкий звон колокольчика разбудил спящих в три часа утра. Так монахи на Афоне призывают всех на утреннюю службу. Обычно служба начинается в половине третьего утра и заканчивается в пол-девятого. Службу служил сам настоятель монастыря игумен Евлогий, благообразный худощавый монах с тихим высоким голосом.
Служба проходила в кафоликоне святого Пантелеимона.


Храм построен в афонском стиле, однако сочетает в себе греческие и русские архитектурные элементы. Характерной особенностью греческих храмов является наличие по периметру стен своеобразных ниш с подлокотниками и откидывающимися сиденьями. Греческое паникадило украшено страусиными яйцами. По легенде страусы, высиживающие яйца, должны непрерывно за ними наблюдать. И если только на мгновение страус отвлечется, яйцо станет бесплодным. Так и каждый христианин должен непрерывно молиться и укрепляться в вере.


После службы и утренней трапезы мы долго решали, ждать ли нам прихода парома в 11.30 или идти пешком до пристани Дафни. Было 9 часов утра, и мы, попрощавшись с монастырем и испросив благословения у архимандрита Евлогия, решили отправиться пешком. Первая половина пути до монастыря Ксиропотам проходила по лесной тропе. Кроны деревьев защищали нас от начинающего припекать июльского солнца.

1


Но от Ксиропотама к Дафни идти нужно было уже по пыльной автомобильной дороге. На нашу удачу, как только мы вышли на дорогу, сверху показался автомобиль. Водитель с кавказской внешностью остановился и предложил нас подвести. Так мы сэкономили время и главное силы для предстоящего восхождения на вершину Афона.
Наш паром до скита Святой Анны отправлялся в 12.45 и у нас было достаточно времени, чтобы осмотреть Дафни вдоль и поперек. Пристань включает в себя всего несколько зданий: таможню, кассу с залом ожидания, небольшую гостиницу, почтовое отделение и торговый центр с кафе и парой магазинчиков. Мы выбрали места у таможни, в тени и наблюдали за все прибывающими людьми. В полдень сюда прибывает паром из Уранополиса — основное средство связи с внешним миром. На нем прибывают паломники, монахи, машины с провиантом и стройматериалами.
Пассажиров на паром «Святая Анна» было гораздо меньше, чем из Уранополиса. По пути к скиту мы проезжали монастыри Симонопетра и Дионисиат.


1



На пристань скита Святой Анны вышла группа около 15 человек. И все мы побрели по бесконечной лестнице, ведущей к скиту. Дорога была усыпана продуктами жизнедеятельности мулов, которых активно используют для доставки грузов в монастыри. В полуденный греческий солнцепек это занятие, конечно не из легких! Несколько раз мы останавливались, чтобы передохнуть и напиться воды из источников. Скит Святой Анны находится на высоте около 500 метров над уровнем моря, и добравшись до него мы смогли насладиться отдыхом в тенистой беседке и традиционным афонским угощением: рюмочкой раки, стаканом холодной воды и сладким лукумом. Это было то, что нужно для восстановления сил!
Мы договорились с местным архондариком о предстоящей ночевке по возвращении с горы, отдохнули, помылись в душе, и спустя пару часов тронулись в путь! Монастырское угощение придало нам силы, и мы бодро поднимались начальный отрезок дороги. Постепенно удобные лестницы закончились и началась настоящая горная тропа. На высоте примерно 700-800 метров живет монах отшельник. Сам он на глаза путников старается не показываться, но рядом с его убежищем оборудована часовенка и место для отдыха. Здесь же можно выпить воды из емкости, которую наполняет монах, нося воду с источника.
Было ещё достаточно жарко, не смотря на то, что шел седьмой час вечера.

1


Хорошо ещё, что большая часть тропы проходит по лесу. Поднявшись ещё метров на 200-300 мы обнаружили памятный крест. Возможно, он обозначает выстоу 1000 метров над уровнем моря.

1

1

Виды, открывавшиеся нам за каждым следующим поворотом, эстетически компенсировали нашу усталость.

1



Очередным пунктом в отсчете метров подъема служит развилка. Направо идет дорога, ведущая в Великую Лавру, а налево — к вершине Святой Горы. Это место часто используют для ночевки или стоянки. Это видно по оставленным костровищам и, что прискорбно, по горам мусора.
Далее тропа стала постепенно все круче и круче подниматься вверх. Усталось все больше давала о себе знать. И вдруг на камне вдоль тропы мы увидели отметку: 1430 метров! До Панагии, где мы собирались переночевать, оставалось всего лишь около 70 метров! Последние метры тянулись дольше всего. И вот вдали мы наконец то увидели каменное сооружение.

1


Подойдя ближе, мы поняли, что будем ночевать здесь не одни!
Рядом с домом ходили люди, собирая хворост. Ещё в Пантелеимоновом монастыре опытный проводник предупреждал нас, что на подходе к Панагии нужно собирать шишки для розжига очага. Но, как раз, ближе к месту, ни одной шишки мы не увидели. Видимо, все было собрано уже давно до нас! Какова была наша радость, когда прислушавшись, мы услышали русскую речь!!! Оказалось, что группа русских паломников под руководством батюшки незадолго до нас прибыла на Панагию. Они уже собрали дров, растопили очаг и даже заварили чай в большом русском самоваре.
С большим удовольствием мы попили чаю и перекусили нашими скромными запасами. Познакомились. Ребята были из Москвы. Они собирались подняться на вершину к рассвету, для чего они должны были подняться часа в три ночи. У них с собой были фонарики.
После ужина нас пригласили присоединиться к ним на молитву. Панагия представляет из себя довольно вместительное сооружение. При входе расположен зал с очагом, колодцем с чистой водой, большим столом. Слева от зала находится спальня с двухярусными кроватями. А прямо за залом есть церковь! Вот там мы и совершили вечернее богослужение с чтением акафиста Божией Матери. Небольшое помещение было озарено лишь мерцанием церковных свечей и лампад. Осознание того, где мы находимся и почти ощутимое Божие присутствие делало эту службу незабываемой!
Выйдя после молитвы наружу, на небе мы увидели мириады звезд. Созвездия, Млечный путь, падающий метеорит… Такого неба мы не видели никогда!

1


Жаль, что ночевать решили в помещении, где было достаточно душно, а не на улице.
Сквозь сон я услышал, как в три часа ночи встали и собрались наши соседи. Фонарей у нас не было, поэтому мы должны были дождаться рассвета. Когда мы встали в пятом часу утра и вышли из помещения, в темноте ночи видели вереницу их светящихся огней. В очаге ещё тлели угли, и мы разожгли из оставшегося хвороста очаг. Сварили кофе, немного перекулсили и стали собираться в путь.
Вдруг, я почувствовал острую боль в левой икре. Да такую, что еле мог переступать, хромая. Может, это было следствие долгого похода или твердого ложа, — не знаю. Но я четко понимал, что с такой болью не смогу подняться на вершину, — ведь до неё ещё 500 метров высоты, и тем более одолеть обратную дорогу вниз. Как ни пытался я разминать и растягивать ногу, боль не унималась. Посоветовавшись, мы решили потихоньку спускаться вниз. Было, конечно очень жаль, что приходилось возвращаться, так и не достигнув цели и у самого её порога. Видимо, грехи не пускали меня покорить Святую Гору!
И я стал искренне молиться Божией Матери, прося прощения и смиряясь с тем, что случилось. Мы стали собираться в дорогу. И вот, почти собравшись, я вдруг понимаю, что боль отступила! Я походил немного, — не хромаю, боли нет. Случилось маленькое чудо! Тогда мы решили все-таки идти наверх.

Подъем от Панагии до вершины Афона самый крутой. Далеко внизу оставалась Панагия.

1


Тропа проходит по открытым склонам. Даже летом, когда внизу тридцатиградусная жара, на вершине дует холодный сильный верет. К тому же вокруг ходили тяжелые тучи и вот мог пойди дождь, сделав горную тропинку ещё и скользкой! Где то на середине подъема мы встретились с нашими соотечественниками, которые уже спускались с горы.
И вот, мы наконец достигли вершины Афона!

3


2


Чувства, возникающие, когда ты, преодолев значительные трудности, достигаешь заветной цели, тем более, когда эта цель — Святое место, трудно передать словами! Уж точно не хотелось думать о суете жизни, происходящей там, — в миру.
На вершине горы установлен 3-хметровый поклонный крест.

1

1

А ещё там идет строительство новой церкви Преображения Господня. Старый беломраморный храм, построенный русскими доброделателями в конце 19 века простоял 124 года и был разобран в 2010 году для постройки нового железобетонного храма по повелению священноначалия Великой Лавры, к которой относится эта территория. Новый храм почти уже сооружен, идет активное благоустрйство прилежащей территории. Наравне со строителями тяжелую работу исполняют и монахи! Мы сами видели, как один пожилой седовласый монах бодро мешал лопатой бетон.

2


Насладившись потрясающими видами, мы достали иконы, купленные в Пантелеимоновом монастыре, зажгли свечи и помолились в храме. Говорят, что иконы, побывавшие на вершине Святой Горы, обладают особой силой.
К сожалению, как бы хорошо не было в этом священном месте, нужно было возвращаться обратно. Малоопытные путники наивно полагают, что спуск с горы легче подъема. Так думали и мы. Однако, напряжение задней группы мышц ног при спуске значительно сильнее, и под конец наши ноги просто дрожали от усталости! Где то на середине пути мы встретили двух американцев, ещё достаточно бодро поднимающихся в гору. Они спросили нас, реально ли подняться и спуститься с горы в один день и где, если что можно остановиться на ночлег. Глядя на них, мы с содроганием подумали, сколько же им ещё нужно преодолеть!
После полудня мы вернулись в скит Святой Анны.

... В этой единственной в мире православной монашеской республике словно остановилось время . Географически Святая гора Афон находится в восточной части греческого полуострова Халкидики, высотой 2033 метра над уровнем моря. Но высота для ее жителей - понятие не так физическое, как духовное. Для них оно означает подняться над греховной жизнью. Да и сами расстояния здесь измеряют молитвами, а не метрами.

Нога земной женщины на территорию Афона не ступала полторы тысячи лет , а все монахи почитают только Небесную Мать - Богородицу. Афон считают ее земным уделом. Чудеса здесь происходят на каждом шагу, а слова молитвы льются так легко, как нигде в мире. Именно поэтому здесь всегда море паломников. Больше всего их приезжает на Афон во времена постов. На Святой горе чувствуешь, что не ты выбираешь дорогу, а она тебя.

Молитва за весь мир - круглосуточно

... По церковному преданию, около двух тысяч лет назад на Афоне поклонялись Аполлону . В 44 году от Рождества Христова, вскоре после Вознесения Спасителя, буря пригнала сюда корабль, где находилась Пресвятая Дева. Судно, на котором Богоматерь вместе с апостолами направлялась на Кипр, из-за непогоды причалило к берегу Афона. Богородица сошла на землю полуострова и благословила его. Золотой идол Аполлона не выдержал благодатного присутствия Пресвятой Девы, при ее приближении застонал и упал в море. Пораженное увиденным, под влиянием необычной силы проповеди Христа все население острова приняло христианство.

Первые аскеты - монахи пришли сюда в VII веке . С тех пор женщинам на острове появляться запрещено (даже вьючные животные здесь - только мужского пола). По преданию, так повелела сама Богородица, которая взяла Афон под свое покровительство. Она время от времени являлась монахам и помогала им в строительстве монастырей. С тех пор Пресвятую Деву считают игуменьей Святой горы. Ее незримое присутствие здесь чувствуется везде. Как свидетельство этого - облачко, неизменно стоит над вершиной Афона. Это действительно чудо! Представьте себе, все облака движутся, а оно стоит на месте. Это облачко бывает больше, меньше, светлее, темнее, почти черное, но оно постоянно над Афоном! Даже раз увидеть его - благословение Божие.

Сейчас Афон - самостоятельная монашеская республика с местным правительством и особыми законами . На ее территории - 20 монастырей и более десятка скитов. Некоторые монахи селятся в отдельных кельях или в труднодоступных пещерах. На Афоне живут по византийскому времени. Новая эпоха здесь наступает с заходом солнца. В два часа ночи, когда весь суетный мир спит, здесь начинается первая утренняя служба. Всего на острове одновременно отправляется до трех сотен литургий.

Из монастырского колодца, который здесь всего в 20 метрах от моря, паломники пьют вкусную родниковую воду . К тому же выдолбили этот глубокий колодец в каменной скале. Паломники недоумевают, как можно было определить, что здесь бьет источник. Местные монахи отвечают: они молились и просили Бога указать место, где есть пресная вода. И Господь услышал их молитвы.

Чудес здесь больше всего в мире

... Дары волхвов Богомладенцу Иисусу, сохранившиеся до наших дней , 700-летняя виноградная лоза, одна ягодка которой исцеляет бесплодие, храм, построенный за один день. Вряд ли есть хоть одно место в мире, где можно увидеть столько чудес и священных реликвий. В каждой афонской обители - мощи святых и чудотворные иконы.

Монастырь с тысячелетней историей Ватопед - один из тех, которые больше всего посещают паломники. Здесь хранятся: часть Животворящего Креста Господня, честный Пояс Пресвятой Богородицы, частицы мощей 14 святых и великомучеников, среди них - Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Пантелеймон, Димитрий Солунский.

Среди Богородичных икон обители восемь считаются чудотворными , самые известные из них - «Отрада и утешение» и «Пантанасса», или «Всецарица». В намоленных храмах всегда людно. Здесь царит особая благодать. Монахи утверждают, что сама Пресвятая Дева помогает всем, кто с верой просит у нее помощи в болезнях телесных и душевных. Как свидетельство этого - многочисленные драгоценности, которыми в благодарность чтят верующие чудотворные образы.

С молитвой - на кухню, на огород и в мастерскую

... Молитва и пост, пост и молитва . Так проходят на Афоне месяцы, годы, десятилетия. Еда в монастырях простая - овощи, фрукты, каши. Блюда из рыбы на монастырской кухне готовят только по большим праздникам. Хлеб монахи пекут сами по старинным рецептам. В Ватопеда даже процесс его приготовления - священнодействие. На праздник Воздвижения Животворящего Креста и в какой-то из дней Крестопоклонной недели в Великий пост в маленькую мисочку перед службой кладут муку, сыплют соль и заливают водой. К концу литургии тесто подходит само, без дрожжей. Эту чудо-опару хранят целый год, маленькую частичку из нее добавляют каждый раз, когда пекут хлеб. И всегда тесто подходит само, без дрожжей.

Приютить и накормить всех путников независимо от их вероисповедания монахи считают почетной обязанностью. Именно поэтому трапезная Ватопед, например, вмещает до полутысячи человек.

- Кормили нас постной пищей раз в день , - вспоминает один из паломников. - С собой можно было взять яблоко, мандарин или апельсин. Впрочем, как ни странно, на таких продуктах у нас хватало сил целыми днями путешествовать Афоном. За стол садились вместе и вместе вставали. При выходе наместник всех благословлял. Что особенно поразило - после каждой трапезы монахи - повара смиренно склонялись перед нами в низком поклоне. Так они на всякий случай просили прощения, если их блюда кому-то не понравились. Окончания трапезы под стенами монастырской столовой обычно ждали полсотни котов. Каждый раз кто-то из монахов выносил им два ведра остатков обеда.

Монахи на Афоне трудятся не только на кухне . У каждого свое послушание. Кто-то ухаживает за овощами на грядках, кто-то - за садами и виноградниками. Есть и такие, которые вяжут кресты на продажу, изготавливают лампадки, рисуют иконы.

Труд, молитвы и пост - рецепт долголетия афонских монахов . Обычно они доживают до глубокой старости. И до конца своих дней придерживаются ревности в молитвах и сохраняют бодрость духа. Единицы из них достигают высшего совершенства в познании Бога. Таких Богородица наделяет даром провидения.

Здесь говорят не уста, а сердце

... Афон - это нечто глубокое, личное, и словами такие ощущения передать трудно . Так убеждают те счастливцы, кому хоть раз удалось побывать на Святой горе. Все паломники единодушно утверждают, что домой возвращаются другими людьми, причем у каждого своя миссия посещения святыни. Афон - действительно святое место, где ничто тебя не отвлекает от главного. Здесь слезы - только от радости, а душа поет.

Идея прогресса – главное, что унаследовано из философской мысли ХVII-XIX вв. современными общественными науками. Это была идея светская, уходившая от интеллектуальной традиции Европы средних веков, когда во всем мыслился Божий промысел; идея, представлявшая собой новую могущественную и всеобъемлющую сверхтеорию, все объяснявшую в настоящем, прошлом и будущем существовании человечества. Суть идеи и существующих в ее рамках концепций и представлений потрясающе проста. С немногими временными отклонениями все человеческие общества движутся естественно и закономерно «вверх» по пути от нищеты, варварства, деспотизма и невежества к процветанию, цивилизации, демократии и разуму, высшим проявлением которого является Наука. Это, также, и необратимое движение от бесконечного разнообразия особенностей, которые нерационально поглощали человеческую энергию и экономические ресурсы, к миру унифицированному на основе единой, простой и наиболее разумной организации. Таким образом, это движение от плохого к хорошему, от незнания к знанию, что давало этой благой вести нового времени этический заряд, фундаментальный оптимизм и реформаторское рвение. Познание различных проявлений этого процесса - экономического, политического, культурного и т.д.- выявляло взаимосвязь и взаимозависимость всех указанных факторов и порождало множество споров и глубоких разногласий, например, по вопросу о том, что является главным двигателем прогресса: развитие разума или же рост средств производства. Вне споров оставалось то положение, что человечество на своем предопределенном историческом пути вперед и вверх проходит универсальные этапы, из чего и исходили все остальные теоретические построения и интерпретации.

Важно отметить, что идея прогресса со всем ее понятийным аппаратом, системой ценностей и представлений не была исключительной принадлежностью ученых мужей, а пронизывала все слои общества, войдя в общепринятый обиход мышления, по инерции неуязвимый. Даже когда реальная действительность вступала в конфликт с этим мироощущением (а такое случалось нередко), противоречие отметалось как случайное и преходящее, в то время как вера в прогресс и его вариации оставалась непоколебимой. Менялась мода на слова: «прогресс», «модернизация», «развитие», «экономический рост» и т.д. По-разному звучали обоснования: «цивилизаторская миссия», «экономическая эффективность», «братское содействие», «рациональное развитие». Однако в самой своей сути идея прогресса обнаружила необыкновенную живучесть.

Наиболее зримым «материальным» воплощением и инструментом идеи прогресса, стало современное государство с его узаконенным представлением общенациональных интересов, претензией на безусловную целесообразность бюрократического устройства, на объективную необходимость управлять людьми во имя прогресса и связанное с этим право распределять привилегии, навязывать пути и способы функционирования. «Прогресс», «развитие», «экономический рост» стали главным идеологическим обоснованием миссии государства. В этом плане различия между «Востоком» и «Западом» до 1991 г. были куда менее радикальны, чем принято было считать. Вот причина, почему после окончания «холодной войны» многое изменилось куда меньше, чем ожидалось. Идеи глобализма деятельности транснациональных компаний и усиливающийся диктат США посредством Мирового валютного фонда не многое изменили в государственно-прогрессистских идеологиях и формах власти. Не случайным поэтому является и то, что проявления протеста на «Востоке» и «Западе», на «Севере» и «Юге» часто принимают формы ярой антигосударственности. Образ грубо навязчивой бюрократии «Старшего Брата», чье всепроникновение в человеческую жизнь делает ее невыносимой, никогда не был столь актуален, как теперь, хотя недовольство часто проявляется в цинизме и в стремлении уйти от «всевидящего глаза» в большей степени, чем в открытых выступлениях.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...