Истина в философии и науке. Диалектика истины

В основе марксистско-ленинской теории познания лежит при знание объективного существования материального мира и его отражения в человеческом сознании.

Но если мир существует объективно, вне нас и независимо от нас, то и его верное отражение в сознании, то есть наши истинные знания о предметах, явлениях реального мира, по своему содержанию также объективны, независимы от воли и сознания людей. Ведь мыслить человек может только о предметах, явлениях или их элементах, реально существующих. А это значит, что в наших мыслях содержится очень много того, что зависит не от нас, а от самих предметов, о которых мы мыслим.

В. И. Ленин говорил, что объективная истина - это такое содержание человеческих знаний, которое не зависит от сознания и воли людей и соответствует отражаемым предметам, явлениям материального мира. Объективная истина есть правильное отраже ние объективной действительности в человеческих представлениях, понятиях, идеях и теориях.

Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней, писал К. Маркс. Поэтому наши ощущения, представления, понятия, поскольку они возникли благодаря воздействию материальных предметов на наши органы чувств, не являются плодом пустой фантазии, носящей исключительно субъективный характер. Они в своем содержании имеют такие стороны, моменты, которые отражают предметы, явления материального мира. Но поскольку наши мысли представляют собой предметы, «пересаженные в человеческую голову и преобразованные в ней», они содержат в себе нечто такое, что привнесено в них сознанием человека, то есть элементы, моменты субъективного. Наличие элементов субъективного в мыслях объяс няется тем, что познание объективного мира есть всегда челове ческое познание. Отсюда следует, что глубина и достоверность отражения материального мира в сознании в известной мере зависят от познающего, от уровня его развития, от наличия у него опыта и знаний, от личных способностей исследователя.

Ощущения, представления, понятия, говорил В. И. Ленин, это субъективные образы объективных предметов материального мира. Эти образы нельзя назвать ни абсолютно тождественными с пред метами, которые они отражают, ни абсолютно отличными от них.

В связи с этим возникает вопрос: дает ли объективная истина полные, исчерпывающие знания о предмете, или в ней содержится неполное, приблизительное знание о нем? Правильно отвечает на этот вопрос марксистско-ленинское учение об абсолютной и отно сительной истине.

Абсолютная истина - это такая объективная истина, которая содержит в себе полное и всестороннее знание сущности предметов, явлений материального мира. В силу этого абсолютная истина никогда не может быть опровергнута. Познавая предметы, явления, закономерности объективного мира, человек не может постичь абсолютную истину сразу целиком, окончательно, а овладевает ею постепенно. Движение к абсолютной истине совершается через бесчисленное множество относительных истин, то есть таких поня тий, положений, теорий, которые в основном верно отражают явления объективной действительности, но в процессе развития науки и общественной практики непрерывно уточняются, конкретизируются, углубляются; они составляют момент, сторону, сту пень на пути к овладению абсолютной истиной.

Абсолютная истина, писал В. И. Ленин, «складывается из сум мы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного положения относительны, будучи то раз двигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания» 1 .

Пределы нашего познания исторически ограничены, но по мере развития и совершенствования практики человечество все время приближается к абсолютной истине, никогда не исчерпывая ее до конца. И это вполне понятно. Объективный мир находится в непре рывном процессе движения и развития. На любой ступени этого развития мысль человека не в состоянии охватить все многообразие сторон вечно развивающейся действительности, а способна отра зить мир лишь частично, относительно, в границах, обусловленных развитием науки и общественной практики.

Это, однако, не значит, что абсолютная истина представляет собой какой-то заведомо недосягаемый идеал, к которому человек может только стремиться, но никогда его не достигнет. Между

абсолютной и относительной истинами не существует пропасти, непроходимой грани; своей стороной абсолютная истина входит в каждую объективную истину, в каждое подлинно научное положение, в каждую научно обоснованную теорию. Но объек тивная истина содержит в себе моменты и относительности, не полноты.

В работе «Материализм и эмпириокритицизм», обобщая марк систское учение о соотношении абсолютной и относительной исти ны, В. И. Ленин писал: «С точки зрения современного материализма, т. е. марксизма, исторически условны пределы приближе ния наших знаний к объективной, абсолютной истине, но безуслов но существование этой истины, безусловно то, что мы приближаемся к ней. Исторически условны контуры картины, но безусловно то, что эта картина изображает объективно существующую модель. Исторически условно то, когда и при каких условиях мы по двинулись в своем познании сущности вещей до открытия ализари на в каменноугольном дегте или до открытия электронов в атоме, но безусловно то, что каждое такое открытие есть шаг вперед «безусловно объективного познания». Одним словом, исторически ус ловна всякая идеология, но безусловно то, что всякой научной идеологии (в отличие, например, от религиозной) соответствует объективная истина, абсолютная природа» 1 .

Существо марксистско-ленинского учения об абсолютной и от носительной истине в том и состоит, что оно рассматривает относи тельную истину как момент, этап, ступень познания абсолютной истины. Поэтому всякая подлинно научная истина представляет собой в одно и то же время и абсолютную истину, поскольку она в основном правильно отражает определенную сторону объективного мира, и относительную истину, поскольку она отражает эту сторону объективной действительности неполно, приблизительно.

Диалектико-материалистическая трактовка абсолютной и отно сительной истины имеет важное значение для борьбы против релятивизма (от лат. ге1а1гуиз - относительный), который не признает объективности научных знаний, преувеличивает их относительность, подрывает веру в познавательные способности мышления и в конечном счете ведет к отрицанию возможности познания мира.

Но борьба против релятивизма не означает отрицания вообще относительного характера той или иной истины. В. И. Ленин ре шительно подчеркивает, что материалистическая диалектика признает относительность наших знаний, но не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле исторической условности пределов приближения наших знаний к абсолютной истине.

Марксистско-ленинское учение об истине направлено не только против релятивизма, но и против догматиков, считающих, что наши знания состоят из «вечных» и неизменных истин. Оно решительно отвергает метафизический взгляд на истину как на собрание закон ченных, неизменных положений, которые остается только заучить и применять во всех случаях жизни. Подчеркивая огромное значение, которое имеют в процессе познания законы, понятия, общие теоретические положения и т. п., диалектический материализм вместе с тем отмечает, что их нельзя абсолютизировать. Даже такие общие положения, истинность которых доказана и проверена прак тикой, нельзя применять к частным случаям формально, без учета конкретных условий данного явления.

Поскольку мир находится в состоянии непрерывного измене ния, развития, обновления, то и наши знания о нем »е могут быть абстрактными, неизменными, пригодными на все времена и для всех случаев жизни. Человеческое познание представляет собой непрерывный процесс уточнения старых и раскрытия новых, ранее неизвестных сторон объективного мира. Чтобы отражать непрерыв ное развитие действительности, наши знания должны быть гибкими, подвижными, изменчивыми. Новое, зарождающееся очень часто не укладывается в рамках старых, привычных понятий и представлений. В старые истины нужно непрерывно вносить измене ния, уточнения, отражающие новые закономерности, которые не сет в себе рождающееся, новое.

Б. истины

В. красоты

Г. пользы

Д. успеха

Способ непосредственного постижения истины без обоснования с помощью доказательств есть...

А. интеллект

Б. интуиция

В. мышление

Г. представление

Д. ощущение

Оценка информации как истинной без достаточных логических и фактических обоснований называется...

Б. восприятием

В. знанием

Г. обманом

Д. иллюзией

Заблуждение отличается от лжи и дезинформации...

А. большей распространенностью

Б. свойством непреднамеренности

В. степенью объективности

Г. степенью субъективности

Д. степенью обоснованности

Марксистское понимание истины основывается на:

А. когерентной концепции истины

Б. конвенциональной концепции истины

В. корреспондентской концепции истины

Г. прагматической концепции истины

Д. религиозной концепции истины

Корреспондентская (классическая) концепция истины предполагает, что...

А. высказывание истинно, если то положение дел, о котором утверждается в высказывании, имеет место в мире

Б. высказывание истинно, если оно логически дедуцируется из исходных постулатов некоторой непротиворечивой теории

В. высказывание истинно, если его практическое использование ведет к достижению цели

Г. высказывание истинно, если оно соответствует принятым соглашениям

Материальная, чувственно-предметная деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов обозначается в марксизме понятием…

Б. политика

В. практика

Г. производство

Д. экономика

Главным критерием истины для диалектического материализма является (-ются)...

А. логическая непротиворечивость

Б. практическая деятельность

В. самоочевидность

Г. однозначность

Д. неизменность

Свойство истины, характеризующее ее независимость от познающего субъекта, - ...

А. абсолютность

Б. абстрактность

В. объективность

Г. реальность

Д. субъективность

Зависимость истины от условий, места и времени выражается в понятии ...

А. «абсолютность»

Б. «абстрактность»

В. «заблуждение»

Г. «конкретность»

Д. «объективность»

Постклассическое направление западноевропейской философии, представители которого поставили вопрос о познавательном статусе философского знания, получило название...

А. марксизм

Б. прагматизм

В. позитивизм

Г. экзистенциализм

Д. фрейдизм

Кому принадлежит следующее высказывание: «Человеческий дух по самой природе своей, в каждом из своих исследований пользуется последовательно тремя методами мышления, по характеру своему существенно различными и даже прямо противоположными друг другу: сначала теологическим методом, затем метафизическим и, наконец, положительным методом»?

А. Л. Витгенштейну

Б. О. Конту

В. Т. Куну

Г. К. Попперу

Д. Г. Спенсеру

Какое направление позитивизма носит так же название «эмпириокритицизм»?

А. неопозитивизм

Б. классический позитивизм

В. второй позитивизм

Г. постпозитивизм

Д. экзистенциализм

Мировоззренческие ориентации, в основе которых лежит признание или, соответственно, отрицание значения науки как общественного эталона и как достаточного условия для решения общественных проблем, обозначаются такими парными понятиями как:

А. альтруизм - эгоизм

Б. идеализм - материализм

В. рационализм - эмпиризм

Г. сциентизм – антисциентизм

Д. прогрессизм - консерватизм

Какую из научных дисциплин О. Конт поставил в основание своей «иерархии наук»?

А. астрономию

Б. биологию

В. математику

Г. физику

Д. социологию

Какое из направлений объединяет таких ученых как М. Шлик, Б. Рассел, Л. Витген-штейн ?

А. неопозитивизм

Б. классический позитивизм

В. второй позитивизм.

Г. постпозитивизм

Д. прагматизм

Представителю какого философского направления принадлежит следующее высказывание: Кому принадлежит следующее высказывание: «Большинство предложений и вопросов, высказанных по поводу философских проблем, не ложны, а бессмысленны»?

А. марксизма

Б. прагматизма

В. позитивизма

Г. экзистенциализма

Д. фрейдизма

Какое из приведенных предложений является общей посылкой неопозитивизма ?

А. предложения наук, использующих описания предметов в терминах наблюдения, должны быть адекватно переведены на предложения из тех терминов, которые используются физикой

Б. реальное знание должно быть сведено к конечным и простым метафизическим сущностям – «логическим атомам»

В. логика и математика есть формальные преобразования в языке науки

Г. только те предложения имеют смысл, которые допускают сведение к предложениям, фиксируемым непосредственный чувственный опыт индивида или записи ученого

Диалектика-материалистическая концепция истины базировалась на принципах активного отражения действительности, признания объективности истины, а также на раскрытии механизмов процесса постижения истины. Всякая ис- тина, коль она является отражением объективного (т.е. существующего независимо от человека) мира, включает в себя содержание, которое не зависит от че- ловека и человечества. По форме наши знания субъективны, они представляют собой продукт познавательной деятельности, человеческой активности. По со- держанию же истины объективны: это содержание суть отраженная реальность, а сама эта реальность не зависит от человека. Поэтому всякая истина представ- ляет собой объективную истину. Таким образом, постулат (принцип) объектив- ности характеризует ее с точки зрения содержания знания. Признавать объек- тивную истину, значит признавать, что мир существует независимо от нас, объективно, и, что наше знание способно адекватно, т.е. верно отразить мир. Отрицание же объективной истины подрывает науку, низводя ее до простой ве- ры, конвенции (соглашения).
Одной из попыток совершенствования классической концепции истины является семантическое определение истины, данное польским логиком А. Тарским (1902-1984) в его работе «Понятие истины в форма лизованных языках». Цель данного подхода заключается не в опровержении классической концепции истины, а в ее совершенствовании, рационализации, ибо, как считал А. Тар- ский, любая реконструированная формулировка понятия истины должна соответствовать аристотелевскому ее определению и отвечать двум требованиям: материальной адекватности и формальной непротиворечивости. Например, ут- верждение «снег бел» - истинно, если снег действительно бел (т.е. формулиров- ка или предложение обозначает определенную ситуацию в реальности и отвеча- ет первому требованию - материальной адекватности); «Р» истинно - имя этого предложения в рамках формализированного объектного языка. Формулируя второе требование - формальной непротиворечивости, - Тарский осуществляет формально-логическое уточнение классической концепции истины. В этом плане его теория истины является логической, а не философской теорией, поскольку она предполагает перевод предложения «Р» из формализованного объектного языка в метаязык (греч. meta- после, за, позади; это язык, на основе которого
происходит исследование объектного языка), в котором оказывается возможным построить непротиворечивое определение истины.
В современной философии предпринимаются попытки критического пере- смотра классической концепции истины и замены ее некоторыми альтернатив- ными подходами. В данном случае истина лишается ее классического статуса и трактуется как такое знание, которое непротиворечиво, самосогласованно, коге- рентно (истоки данного подхода можно увидеть у Канта, с точки зрения которо- го существует взаимная согласованность, единство чувственного и логическо- го, что и определяет содержание и смысл истины; эта тенденция прослежива- ется в рамках неопозитивизма, когда истина рассматривается как логическое совершенствование системы знания); как форма психического состояния лич- ности (Кьеркегор); как ценность, которая не существует, но значит (Риккерт); как идеальный конструкт (Н. Гартман); как такое знание, которое полезно для человеческих действий (что характерно для прагматизма и его представите- лей Ч. Пирса, У. Джемса и др.). При таком подходе отвергается принцип объ- ективности знания. Так, с точки зрения прагматизма, реальность внешнего мира недоступна для человека, поэтому единственно, что может установить человек, это не соответствие знаний действительности, а эффективность, полезность знаний. Именно полезность и есть основная ценность человеческих знаний, ко- торая достойна именоваться истиной.
Оставаясь лишь в пределах знания, не представляется возможным решить вопрос о критерии истинности. Единственной формой выхода за пределы знания является практика, практическая деятельность людей. Практика - уникальный процесс, который обеспечивает контроль за истинностью наших знаний. В прак- тике решается вопрос соотношения знания и реальности.
К самой практике необходим исторический подход, ибо всякая практика представляет собой жизнь общества в различных его измерениях в определен- ных исторических условиях, а значит и практику как критерий истины необхо- димо рассматривать исторически. Это означает, что практика представляет со- бой единство абсолютного и относительного. Момент абсолютности практики оз- начает, что именно этот критерий позволяет установить объективную истинность знания, его соответствие реальности. Относительность практики как критерия истины выступает тогда, когда мы рассматриваем отдельный отрезок историче- ского развития в соответствии с достигнутым уровнем практической деятельно- сти людей. Так, практика греков не могла установить факт делимости атомов, который был установлен в конце XIX века. На современном этапе развития
практика не может подтвердить все теории, гипотезы, обосновываемые учены- ми. Однако практика - единственный процесс, который обеспечивает контроль за истинностью наших знаний.

Диалектико материалистическая концепции истины строится на классическом принципе соответствия. Понимая познание как отражение объективной действительности, диалектический материализм развивает учение об объективной, абсолютной и относительной истине, Понятие объективной истины выражает убеждение в том, что человеческое знание субъективно по форме в силу того, что всегда является знанием субъекта - конкретною человека, научною сообщества и т. д. Под объективной истиной диалектический материализм понимает то содержание сознания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Иными словами, сознание человека являясь высшей формой отражения, независимо от воли субъекта принципиально способно более или менее достоверно отображать объективный мир. Под абсолютной истиной диалектический материализм понимает, с одной стороны, знание: которое не может быть опровергнуто в дальнейшем ходе развития науки, с другой стороны, полное, исчерпывающее знание об объекте. Понятия абсолютной и относительной истины представляют истину как процесс, как движение через относительные истины к абсолютному, но фактически достижимому идеалу исчерпывающего знания объекта. Д

Если конечной и опосредованной целью познания является прак­тика, то непосредственная его цель - истина. На всех своих этапах развития истина неразрывно связана со своей противоположностью - заблуждением, которое является постоянным и необходимым ее спутником.

Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности. Заблуждения затрудняют постижение истины, но они неизбежны, есть объективно необходимый момент движения познания к ней, одна из возможных форм этого процесса. Например, в форме такого «грандиозного заблуждения», как алхимия, происходило формирование химии как науки о веществе.

Заблуждения многообразны по своим формам: научные и вненаучные, эмпирические и теоретические и т.д. Заблуждения следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в корыстных целях - и связанной с этим передачи заведомо ложого знания - дезинформации. Если заблуждение - характеристика знания, то ошибка - результат неправильных действий индивида и любой сфере: ошибки логические, фактические, ошибки в вычислениях, в политике, в повседневной жизни и т.п.

Те или иные заблуждения рано или поздно преодолеваются: (Либо «сходят со сцены» (как, например, учение о «вечном днигателе»), либо превращаются в истинные знания (превращение алхимии в химию).

Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, истина - это правильное отражение действительности.


Основных свойства, признаки истины:

Объективность - первый и исходный признак истины, который означает, что истина обусловлена реальной действительностью, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей.

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт. Для характеристики этого признака истины применяются категории абсолютного и относительного:

а) абсолютная истина (томнее, абсолютное в истине) понимается, во-первых, как полное исчерпывающее знание о действительности в целом - гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему; во-вторых, как тот элемент знания, который никогда не может быть опровергнут в будущем (например, «все люди смертны.);

б) относительная истина (точнее, относительное в истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания.

Истина всегда конкретна - это значит, что любое истинное знание всегда определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами, которые, познание должно учесть как можно точнее.

Итак, - и это необходимо подчеркнуть особо - объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина - это не разные «сорта» истин, а одно и то же истинное знание с. этими своими характерными признаками (свойствами).

Изучение вопроса об истине и заблуждении будет незавершенным без рассмотрения проблемы критерия истины т.е. того, каким образом можно отграничить истину от заблуждения. В истории философии предлагались разные критерии, наиболее адекватно и содержательно этот вопрос разработан в диалектико-материалистической философии.

В качестве решающего критерия истины здесь считается общественная практика во всем объеме своего содержания, а также в целостном историческом развитии. Дополнительным, вспомогательным, производным от практики является логический, теоретический критерий истины.

Среди критериев истинности знания назывались всеобщность необходимость, очевидность, логическая непротиворечивость, эмпирическая и практическая подтверждаемость.

Поиск истины направлен на выявление соответствующих объекту изучения и (или) анализа фактов, отражающих его в действительности. Впервые близкое к этому определение дал Аристотель.

Впоследствии философы неоднократно обращались к данному понятию. Так, Монтень полагал, что существует исключительно субъективная истина. Он исходил из невозможности получения знаний, которые полно и достоверно отражали мир. Это течение впоследствии получило название скептицизм.

Бэкон придерживается другой позиции. С его точки зрения, объективный характер истины нельзя не признавать. Но он устанавливается исключительно опытным путём. Всё, что нельзя подвернуть проверке, подвергается сомнению. Такие критерии истинности наблюдаются в эмпиризме. Ещё один довольно любопытный подход продемонстрировал Юм. Его критерием истины является ощущение. Философ считал, что мир можно и нужно познавать органами чувств, эмоциями, интуицией. Его критерии истины неоднократно подвергались критике, но нашли довольно широкий отклик в литературе, особенно в поэзии.

Рассмотрел понятие истины и великий философ Иммануил Кант. Он критиковал чрезмерную рассудочность, считая ту самонадеянной, и стал основателем агностицизма. Мыслитель полагал, что истина и её критерии никогда до конца не будут изучены, потому что это просто невозможно. Он создал понятие «вещи в себе», непознаваемого.

И, наконец, своё понятие истины ввёл Декарт. Несмотря на то, что большинству известна, в основном, его знаменитая фраза, у этого философа и математика оказалась целая система взглядов. У него истина это знание, достоверность которого проверяется самим же разумом. Учёный уделяет внимание возможности человека быть себе самому критиком. Что включает в себя самонаблюдение, анализ и работу с выводами. Введя этот критерий истины, Декарт основал рационализм.

Споры по поводу критерия истины продолжаются и сегодня. Однако чтобы продемонстрировать знание обществознания, нужно понимать существующие точки зрения. Быть знакомыми с ними – это не значит автоматически соглашаться. При поиске ответа на вопрос о том, верны ли следующие суждения об истине, можно и нужно руководствоваться не только знаниями, но и логикой. Но знание обществоведческого материала обычно демонстрируется конкретными предполагаемыми ответами, причём даже если вы с ними по разным причинам не согласны. Есть учебный план.

Итак, главным критерием истины для диалектического материализма является практика. Вообще современный подход многое впитал от ряда философов. И говоря о том, что является критерием истины, можно выделить три основных способа проверки. Итак, это:

1. Чувственное переживание

Несмотря на то, что органы зрения могут нас обманывать, существует большая вероятность того, что получаемая ими информация – правда. Вот её понимание уже зависит от того, что подразумевается под тем или иным понятием.

2. Теоретическое обоснование

Истина это знание, которое проверяется законами логики и науки. Если какой-то факт им противоречит, его правдивость подвергается сомнению.

3. Практика как критерий истины

Необходимо пояснить, какой смысл вкладывают сегодня в этот подход. Вообще он трактуется максимально широко. Но основным моментом здесь стала возможность изучить что-либо в лабораториях, получить данные эмпирическим путём, исследовать или сам объект, или следы, который носит материальный мир.

Последний пункт нуждается в большем пояснении. Так, нельзя не считаться с условиями окружающей действительности. В ней динозавры вымерли, хотя правда то, что они были. Тем не менее изучать их сегодня довольно затруднительно. В то же время они оставили свой след в истории. Есть и другие примеры: далёкие космические объекты являются очень неудобным предметом исследования. Тем не менее удалённость во времени, в пространстве не становится причиной усомниться в том, что и то, и другое, как минимум, существовало. Так что трудность исследования не сказывается на признании правды.

Виды истины

Истина это знание, которое может быть исчерпывающим или неполным, в зависимости от доступности объекта изучения, от наличия материальной базы, имеющихся знаний, уровня развития науки и так далее. Если о конкретном явлении или предмете уже всё известно, последующие научные открытия не могут такой файт опровергнуть, то это – абсолютная истина, абсолютной истины на самом деле не очень много, потому что практически все сферы науки развиваются, наши знания об окружающем мире постоянно пополняются. И нередко – трансформируются.

Если говорить об абсолютных истинах, то ярким примером могут стать такие утверждения: человеческое тело смертно, живым организмам нужно питаться, планета Земля движется вокруг своей оси. В большинстве случаев критерием истины практика стала, хотя далеко не всегда. Солнечная система во многом изучалась сначала аналитически, расчётами, а потом факты уже подтверждались эмпирически.

Ещё обществоведы рассматривают такое понятие как относительная истина. В качестве примера можно привести устройство атома, которое постоянно уточнялось. Или же человеческую анатомию: врачи с определённого момента перестали заблуждаться по поводу работы большинства органов, но они не всегда ясно представляли себе те или иные внутренние механизмы. Заметно, что здесь очень помогла диалектика, потому что только практикой критерии истины в медицинской сфере устанавливались. Что очень наглядно демонстрирует, как сугубо теоретические и прикладные сферы могут пересекаться. Другие истории на эту тему можно найти в Сети, если поискать данные на тему «практика критерий истины».

Также стоит разобраться с тем, что является объективной истиной. Ее принципиальное отличие – независимость от человека, его сознания и деятельности. В целом, можно остановиться и на перечисленных трех разновидностях. Есть и другие классификации, но с этими видами обязательно нужно ознакомиться (этого требует план). Впрочем, если вы хотите уточнений, выберите понятие истины ее критерии в Интернете. Сегодня не составит труда найти более развёрнутую информацию по любому из философских учений и высказываний на обсуждаемую тему.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...