Изображения господа нашего иисуса христа. Молитва "отче наш"

Одно из первых впечатлений человека, вошедшего в православный храм, - это множество образов Бога, Божией Матери и святых, как будто обступающих его со всех сторон. Эти образы, созданные художниками, называются иконами. Вся восточная часть храма, которая, как правило, оказывается прямо перед вошедшим, состоит из икон. Это иконостас. Справа и слева, на столбах храма, на западной стене - везде множество икон. Стены храма расписаны иконописными фресками, и это тоже иконы. И у каждого православного христианина дома обязательно есть иконы, перед которыми он молится, которые освящают его жилище. У кого-то они старые, написанные красками на деревянной доске, у кого-то - бумажные, наклеенные на дощечку. Но суть от этого не меняется.

Слово «икона» греческого происхождения. Оно означает «образ», «портрет». В Византии, откуда на Русь пришла православная вера, так называли любые, даже скульптурные изображения Спасителя, Божией Матери, святых. Почему мы говорим «святая икона», «святой образ»? Иконы освящаются в церкви, и через это освящение им сообщается благодать Святого Духа. Известно множество чудотворных икон, через которые действием благодати совершаются чудеса, подаются помощь и утешение. Молясь перед иконой, мы должны понимать, что сама икона - не Бог, а только образ Бога или святого. Поэтому мы молимся не иконе, а тому, кто на ней изображен. По словам святых отцов и учителей Церкви, «честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз». Это означает, что, поклоняясь образу Бога, мы поклоняемся Ему Самому.

В ветхозаветной Церкви существовал запрет на изображения Бога. Богоизбранный народ жил в окружении язычников, поклоняющихся идолам и изображениям самых диких божеств. Им служили, приносили жертвы, в том числе и человеческие. Господь же через пророка Моисея повелел своим людям не творить себе кумиров, то есть идолов, и не кланяться им как богам. В те времена никто еще не видел Бога. Господь Иисус Христос еще не приходил на землю, и поэтому любое изображение Бога было бы воображаемым, ложным. Во времена первых христиан Господь Иисус Христос часто изображался символически, в виде рыбы или агнца (ягненка). По-гречески «рыба» - «ИХФИС». Буквы, составляющие это слово, являются первыми буквами в словосочетании, которое на русский язык переводится так: «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Поэтому такой символ был особенно распространен. Маленьких рыбок из металла, камня, перламутра часто носили на шее, как мы носим нательный крестик. На них иногда писали слово, обращенное к Господу, - «Спаси», как сейчас пишут на крестиках «Спаси и сохрани». Символом Христа являлось также изображение пеликана, поскольку считалось, что эта птица кормит своих детей своей плотью, разрывая себе грудь. Позже появляются изображения Христа в образе Доброго Пастыря - в виде юноши с овечкой на плечах. Такие изображения часто встречаются на рельефах саркофагов, в которых хоронили знатных людей, чаще всего анонимно исповедующих христианство. Мозаика «Христос - Добрый Пастырь» с овечками возле ног украшает мавзолей Галлы Плацидии в Риме (V в.).

Образы Христа, которые можно назвать иконой в собственном смысле слова, появляются, видимо, не ранее V-VI вв. Одной из первых таких икон можно считать синайский образ Христа Пантократора, написанный в позднеантичной живописной технике энкаустики, виртуозно, в сочной манере, весьма реалистично. Ученые полагают, что эта икона имеет портретное сходство. Икона написана горячим воском в VI веке, в Синайском монастыре Святой Екатерины, где находится и по сей день. Лик Христа сознательно асимметричен, он словно бы состоит из двух разнохарактерных половинок. В одном лике - Бог-Любовь и Бог-Судья. В этом сочетании выражается ветхозаветное понимание Бога как строгого Судии, и новозаветное - как Всемилостивого Спасителя. К ранним изображениям Иисуса Христа следует отнести образ Спасителя в композиции «Преображение» из монастыря св. Екатерины на Синае (VI в.), образ Христа, Грядущего на облаках, из храма свв. Космы и Дамиана в Риме (VI-VII вв.), поясное изображение Пантократора из храма Санта-Мария в Кастельсеприо (VII-VIII вв.). Все они достаточно близки между собой и свидетельствуют, что в предиконоборческую эпоху образ Иисуса Христа в церковном искусстве был полностью сформирован, оставалось сформулировать богословское обоснование, что и было сделано в ходе иконоборческих споров.
Каноническое изображение Бога в человеческом образе было утверждено в IX в.: «Благотелесный... со сдвинутыми бровями, прекрасноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду, цвета пшеницы на вид, по материнской наружности, с длинными перстами, доброгласен, сладок речью, зело кроток, молчалив, терпелив...»
В настоящее время существует два типа изображений Спасителя: 1) в виде Вседержителя и Судии - Царя Царствующих; 2) в том виде, в каком Он был среди людей и совершал свое служение (в том числе в виде младенца или отрока). Иногда можно встретить также изображения Христа в виде ангела.
Способы изображения различны, но узнать на иконах Спасителя легко благодаря одной детали - крестчатому нимбу.
«Нимб» переводится с латинского как «облако, туман, ореол». Нимб - символ нетварного Божественного света, который Спаситель явил ученикам на горе Фавор: «И преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет».
Нимб на иконах Спасителя имеет еще и вписанный крест. Внутри него три греческие буквы, передающие слова Бога «Я есмь Сущий», сказанные Моисею.
Через изображение нимба мы исповедуем во Христе два естества - Божественное и человеческое. Иконописец пишет лик Христа по подобию человеческого лица, и этим исповедуется догмат о том, что Христос «совершенный человек по человечеству». Нимб передает, что Христос и «совершенный Бог по Божеству».
На иконах Христос часто изображается с книгой - она может быть как закрытой, так и раскрытой. Раскрытая книга содержит цитату из Евангелия. Также книга может изображаться и в виде свитка, но символическое толкование всегда одно - спасительное учение, с которым Христос пришел в мир.
Посмотрим теперь на одежды Христа. Обычно Богочеловека изображают облаченным в красный хитон (одежда в виде рубахи) и синий гиматий (плащ, накидка).
Красный цвет символизирует земную и человеческую, синий - небесную и Божественную природы Спасителя.
Обычно на правом плече хитона можно увидеть еще нашивную темную полосу - это клав, в античном мире - знак патрицианского достоинства. На иконах он является символом чистоты и совершенства земной природы Спасителя и признаком его особой мессианской роли.
Иконы Спасителя относятся к шести основным иконографическим типам:

2. Спас Вседержитель (Пантократор)
3. Спас на Престоле

Начнем с главного - с образа Спаса Нерукотворного, иконы икон. В самом его названии уже заложена концепция любой иконы, в которой всегда важное место отводится тому, что лежит за пределами человеческого творчества. В предании сохранились две версии происхождения нерукотворного образа: одна из них была распространена на Западе, другая - на Востоке.

В первой повествуется о праведной женщине Веронике, которая из чувства сострадания отерла лик Спасителя своим платком, когда он нес на Голгофу крест. И чудесным образом лик Христа запечатлелся на ткани. Западная иконография, а с XVII века и русская, изобилует изображениями праведной Вероники, держащей в руках плат с запечатленным ликом.

Вторая история приводит нас в восточный город Эдессу, где царем был Авгарь. Заболев проказой, царь долго и тщетно ищет того, кто бы мог его вылечить. Услышав о Христе, он посылает к нему своего слугу с приглашением посетить Эдессу. Христос отказывается идти, но не отказывается исцелить царя. Попросив принести чистый холст, Спаситель прикладывает свой лик к ткани, и его образ нерукотворно запечатлевается на нем. Когда слуга доставляет чудесный кусок ткани в Эдессу, царь, приложившись, тут же получает исцеление от страшной болезни. Авгарь хранит чудотворный лик как величайшую святыню. Когда однажды город осаждают враги и исход битвы неясен, Авгарь приказывает замуровать святыню в стену над воротами, дабы она не досталась врагу и не была осквернена. Но в самый разгар боя нерукотворный образ являет еще одно чудо - изображение проходит как бы сквозь толщу стены и отпечатывается на фасаде. Видя это непонятное явление, враги поворачивают в страхе от стен города, отказавшись от осады. Таким образом, чудотворный Лик спасает и царя, и целый город. В иконографии, особенно русской, были распространены два типа Нерукотворного образа - «Спас на убрусе», то есть на куске ткани (обычно плат завязан в углах узлами, подчеркнуты складки, обозначена кайма; лик Иисуса Христа - лик человека средних лет с тонкими и одухотворенными чертами, с бородой, разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямым пробором), и «Спас на чрепии», то есть на черепице или камне, когда фоном для лика становится стена или нейтральный фон.

На русских иконах Спас Нерукотворный изображен обычно спокойным, с открытыми глазами. У католиков, напротив, лик Христа пишется страдальческим, иногда с закрытыми глазами, на голове терновый венец и следы крови.

Но во всех вариантах главное - это нерукотворный лик Иисуса Христа. Все версии так или иначе восходят к единому источнику - к Туринской Плащанице, ткани, на которой действительно нерукотворным образом отпечатался не только лик, но и тело Господа нашего Иисуса Христа. История Плащаницы темна и непонятна; когда-то она была в Иерусалиме, у ближайших учеников Господа, затем, видимо, попала в Константинополь (есть версии, что ее путь следовал как раз через Эдессу), но во время разгрома Константинополя крестоносцами она исчезает. Вскоре она вновь появляется в Италии, у родственников казненного магистра ордена тамплиеров. Сейчас Плащаница хранится в Турине, где ее исследуют суперсовременными приборами, но ответ, насколько вероятна подлинность этого удивительного куска ткани с уникальным изображением, пока не получен. Для нас в данном случае важно одно: Плащаница из Турина - прототип или аналог иконографической схемы (и идеи) Нерукотворного Спаса.

Наиболее классичной из русских икон данного типа является, без сомнения, «Спас Нерукотворный» XII в. из Новгорода. На светлом фоне изображен лик в обрамлении крестчатого нимба. Лаконичность и выразительность образа помогает выявить для нас основные элементы этой иконографии: лик, глаза (преувеличенные, с характерным взглядом), крест на нимбе состоит из девяти линеечек, означающих 9 ангельских чинов, славу Божию, тут же греческие буквы οων - Сущий. На фоне - буквы славянские, означающие сокращение имени Иисус Христос. Этот набор элементов будет практически всегда сохраняться как ядро иконографии, на это ядро будут наслаиваться другие элементы - плат, надпись молитвы, ангелы, держащие плат, образ св. Вероники и т. д.

Спас Вседержитель (Пантократор)

Вторым наиболее распространенным иконографическим типом является изображение Христа Пантократора, в русском переводе получившее наименование Вседержитель или в более камерном варианте - Спаситель, а нередко и просто Спас. Спас Вседержитель (Пантократор) - это еще одна икона, которую можно увидеть в каждом православном храме. (Обычно фреска или мозаика «Пантократор» находится в центральной купольной части церкви). На иконе Христос предстает перед нами облаченным в гиматий и хитон. Лик Спасителя отражает возраст Христа периода проповедничества: у него прямые волосы, спускающиеся на плечи, небольшие усы и короткая борода. Правая рука благословляет, левая поддерживает закрытое или раскрытое Евангелие. Различаются несколько вариантов композиций - изображение фигуры в рост, поясное изображение и сидящий на престоле. Все три варианта представляют собой различные подходы к образу Христа, различные его интерпретации. Наибольшее распространение этот иконографический тип получил в монументальной живописи. В наиболее ранних памятниках мы встречаем в куполе изображение композиции «Вознесение», например, в храме св. Софии в Салониках в IX в., где Христос, поддерживаемый ангелами, удаляется в небо, вокруг стоят апостолы и Богоматерь. Еще более ранний вариант - вокруг креста в куполе изображены ангелы и символы евангелистов - такая композиция украшает свод Архиепископской капеллы в Равенне VI в. Обе композиции трактуют свод храма как небо, куда удалился по Вознесении Христос и откуда он должен сойти в последний день. Храм есть место ожидания Второго пришествия Господа. Таким образом, композиция в куполе оказывалась проекцией реального переживания скорой встречи со Спасителем. Постепенно из двух вариантов «Вознесения» выкристаллизовался один - Христос Пантократор в окружении небесных сил. Трактоваться эта композиция стала в более спокойном космическом плане - Христос-Пантократор, творящий вселенную, держащий ее в своей руке. Таков образ Христа Пантократора в храме св. Софии в Киеве (XI в.) и в Новгороде (XIII в.), в монастыре Дафни в Греции (XI в.), в монастырях Константинополя - Кахрие Джами и Фитие Джами (XIV в.) и во многих других памятниках. К такому иконографическому типу относится и образ «Христос Вседержитель» в главном куполе Владимирского собора в Киеве (1848-1926 гг.) работы Виктора Михайловича Васнецова.

Во время работы над образом Христа Вседержителя Васнецов писал: «Я опять ищу лик Христа - немалая задача, задача целых веков! Искания мои в соборе, конечно, слабая попытка найти его образ, но я истинно верую, что именно русскому художнику суждено найти образ Мирового Христа… И как радостно, что у искусства нашего такой великий идеал, - есть чем жить».

«Я верю, что нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма, - это уже поистине и дело народное, и дело высочайшего искусства».

Также весьма распространенным иконографическим типом является поясное изображение Иисуса Христа с Евангелием, также называемое Пантократор. Простая иконографическая схема служит сосредоточению внимания молящегося на лике и благословляющем жесте. Примером такого рода иконы является рублевский Спас из Звенигорода, центр деисусного чина. Рублевский образ Спаса из звенигородского чина - это не только художественная вершина, но прежде всего откровение богословское и мистическое, потому что образ Христа в этой иконе раскрыт в удивительной полноте и гармонии, соединяющей ум и сердце.

Но чаще такой образ помещали в местном ряде, возле Царских врат. Местоположение выбрано неслучайно: Христос вводит молящегося в Царство Божие. («Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется». Ин. 10.9). Обычно на этой иконе Спаситель изображен с закрытым Евангелием, так как, подходя к вратам, мы только приближаемся к той тайне, которая откроется во всей полноте в последний день, в день Суда, когда «все тайное станет явным», с Книги Жизни будут сняты печати и Слово будет судить мир. Но иногда этот принцип нарушается, и образ Спасителя в местном ряду предстает перед нами с открытым Евангелием. Так стали писать с XVII в.

Иконографический тип Вседержитель распространен и в моленных иконах, небольших, имеющих хождение в быту: это личные и келейные иконы, дорожные образки, нагрудные медальоны. Здесь в равной степени представлены образы с закрытым и открытым Евангелием.

В ранних русских иконах встречается иконографический вариант еще более сокращенный - Спас Оплечный. Две великолепные иконы такого рода находятся в Успенском соборе Московского Кремля - Спас Оплечный и Спас Ярое Око, обе написаны в самом начале XIV в.

В более поздний период получил распространение тип иконографии Христа, именуемый Царь царем или Христос Великий Архиерей. На иконах этого типа Спаситель представлен в царской или священнической одежде, изукрашенной золотом, и в венце в виде то ли короны, то ли тиары. Этот иконографический тип имеет западное происхождение и вошел в русскую иконографию только в конце XVII в. Одна из наиболее известных икон подобного типа принадлежит кисти иконописца А. И. Казанцева, написана в 1690 г.

Спас на Престоле

Спас на престоле - эта икона имеет много общих черт с предыдущим изображением (книга, благословляющая рука), но фигура Христа всегда изображается восседающей на престоле в полный рост. Престол - символ Вселенной, всего видимого и невидимого мира, а кроме того - знак царственной славы Спасителя. Здесь Христос воспринимается как Царь Небесный и как Судия. Такие композиции также весьма широко распространены в монументальной живописи. Особенно любили такие изображения в Византии, где рядом со Спасителем изображали императоров и императриц, выражая тем самым идею сакральности императорской власти. Византия часто рассматривала небесную и земную иерархии как зеркальные по отношению друг к другу. Подобные композиции мы находим в главном храме Константинополя, в соборе св. Софии: например, Христос между Константином IX Мономахом и императрицей Зоей (южная галерея, XI в.). Но чаще всего Христу на троне предстоят ангелы, как мы можем видеть в соборе Торчелло (Италия, XII в.). Могут встречаться варианты смешанного типа, например, Христос на троне с коленопреклоненным императором Львом VI, справа и слева в медальонах помещены изображения Богоматери и архангела Гавриила (как бы повторяя схему Благовещения), такая мозаика расположена над входом в собор св. Софии Константинопольской (IX в.).

Икона Спас в Силах относится к иконографии Пантократора и представляет довольно распространенный сюжет. В убранстве русского православного храма эта икона занимает особое место - в центре иконостаса, что соответствует важности заключенных в нее значений. Образ Второго пришествия Иисуса Христа, икона Спас в Силах, отображает ключевое событие христианской религии так, как его представляли себе пророки.

В соответствии с названием икона представляет Христа в окружении небесных Сил, которые наряду с Господствами и Властями составляют вторую сферу ангельской иерархии. К первой же и наивысшей сфере относятся такие чины, как Престолы и Серафимы, которые наиболее приближены к Богу и в ряде случаев также изображаются на иконе.

Иконография Спаса в Силах сложилась в XIV-XV вв. на основании видения, изложенного в книге пророка Иезекииля и описания Теофании (явление Бога), данного в Откровении Иоанна Богослова. В Откровении Иоанна сказано так: «Престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду… И перед престолом - море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола - четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет».

Основанный на библейских текстах иконописный канон Спаса в Силах тщательно соблюдается по сей день.

Итак, Христос, восседающий на престоле, изображен на фоне красного квадрата, на который последовательно наложены синий круг (овал) и красный ромб. Собственно, на сочетании двух основных цветов, красного и синего, и строится вся композиция. Это символизирует соединение во Христе антиномических начал - милости и истины, огня Духа и воды Живой, божественной и человеческой его природы, непознаваемости и воплощения и т. д. Красный нижний квадрат означает землю - четырехугольник всегда прочитывается как земная фигура (четыре стороны света, четыре стихии и т. п.). В четыре конца земли проповедуется Евангелие Царства и в четырех уголках квадрата изображаются символы евангелистов. Символы распределяются следующим образом: ангел символизирует евангелиста Матфея, телец - Луку, лев - Марка, орел - Иоанна. Следующая фигура - синий круг означает небесную сферу, мир бесплотных сил или ангельских чинов. Нередко этот небесный свод изображается как бы затканным ангельскими головками. Собственно, все, что изображено вокруг фигуры Христа, и есть изображения небесной иерархии - подножие престола с колесами и даже сам престол тоже не что иное, как изображение различных небесных сил. Один из чинов ангельской иерархии так и называется Престолы, другие также носят весьма показательные названия: Силы, Власти, Начала и т. д. И всех их заключает в себе данная иконографическая схема.

И, наконец, фигура Христа, парящая в воздухе, вписана в красный ромб. В отличие от нижнего квадрата, также красного, этот верхний ромб обозначает огонь, сходящий с небес, огненную природу божества. Бог говорит к нам из среды огня. Обычно Спаситель облачен в одежды двух цветов - красный хитон и синий гиматий, что символизирует соединение двух природ, божественной и человеческой, иногда - в одеждах золотого цвета, что обозначает сияние его славы. Правой рукой Христос благословляет, левой придерживает раскрытую книгу. Образ книги раскрывается здесь и как Книги Жизни, в которой вписаны имена спасенных, и Книги Откровения, запечатанной семью печатями, открыть и прочесть которую никто не может, кроме Агнца. Это и Книга Завета и Закона - Библия и собственно Евангелие - Благая Весть, которую в мир принес Спаситель, и то Его сокровенное учение, которое «горько во чреве и сладко в устах» (Откр. 10.9). И, наконец, символ самого Господа Иисуса Христа, который есть Слово Божие, пришедшее в мир. В ранних памятниках христианского искусства так и изображали Христа в виде символической композиции «Этимасия» - книги, лежащей на престоле (например, храм Успения в Никее, VII в.).

Рассмотрим тексты, которые обычно избираются для написания на открытых страницах книги. Чаще всего это слова из Евангелия от Матфея: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Образ Божественного Судии и образ Страшного Суда приобретают в этом контексте особое звучание, выраженное в Новом Завете словами апостола Иакова: «Милость превозносится над судом». Иногда на раскрытом Евангелии можно прочесть следующие варианты текстов: «Я - свет миру» (Ин. 8.12), «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин. 7.24) и т. д. Все эти варианты имеют одну цель - открыть перед человеком возможность встать лицом к лицу с Богом, в его Свете и Слове, которое есть «меч обоюдоострый, который проникает до разделения души и духа, составов и мозгов» и «судит помышления и намерения сердечные2 (Евр. 4.12).

Образ Спас в силах - это целый богословский трактат, исполненный посредством живописи и символического языка. Благодаря этому в русских храмах образ «Спас в силах» становится центром не только иконостаса, но и всего храма, отчасти повторяя изображение Христа Пантократора в куполе. Можно сказать, что Спас в Силах несет в себе образ храма - Христос, как уже говорилось, изображается на фоне символических фигур: красного квадрата и синего круга, которые символизируют землю и небо, что одновременно повторяет и символическую схему храма: земной куб, перекрытый сферой неба; и это не случайное совпадение, ибо храм является моделью космоса.

Спас в Силах - своего рода точка отсчета в храме, как от камня, брошенного в воду расходятся круги, так и образы святых, предстоящих Христу, образуют деисусный чин, являются образом Церкви небесной, так и мы, стоящие в храме, все вместе, обращенные ко Христу «единомыслием исповемы», образуем Церковь земную.

Одной из известных сегодня икон, относящихся к данному типу иконографии, является знаменитый образ Спас в Силах, написанный Андреем Рублевым для деисусного чина владимирского Успенского собора в 1408 г. Икона, хранящаяся сегодня в коллекции Государственной Третьяковской галереи, является образцом, которому русские иконописцы следуют на протяжении шести веков.

Нередко Спас в Силах является центром отдельных икон, также носящих название Деисус или Предста Царица (по Пс. 44.10) (иногда состав святых сокращен до Богородицы и Иоанна Предтечи). В таком случае иконографическая композиция Спаса в Силах упрощается, изображение его славы дается в сокращенном варианте.

Спас Эммануил - образ Христа в возрасте двенадцати лет. (Лик Спасителя соотносится с евангельским текстом: «И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник»). Эммануил переводится как «с нами Бог». У Исайи, старшего из четырех ветхозаветных пророков Израиля, читаем: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил» (Ис.7.14). Отрок-Христос изображается в хитоне и гиматии и со свитком в руках. Образ встречается сравнительно редко.

Тип Христа Эммануила появился в иконографии довольно рано. Такие изображения можно видеть в мозаиках Равенны, в частности в Сан-Витале, VI в. - здесь он имеет вполне самостоятельное значение, не являясь дополнением к образу Богородицы, как это нередко трактуют. Такое же самостоятельное значение приобретает этот иконографический тип в ранних домонгольских, оглавных, так называемых ангельских деисусах, где Спас Эммануил изображен с предстоящими ангелами. Видимо, подобные композиции использовали для низких алтарных преград, когда высоких иконостасов на Руси еще не было. Такой деисус конца XII в. можно видеть в экспозиции Третьяковской галереи.

Тема Предвечного Младенца, Эммануила, «рожденного, не сотворенного», развивается в иконографии XIV в. в византийском и балканском искусстве, тогда появляются композиции типа «Недреманное око». В основе иконографической схемы стихи 120-го псалма – «Не дремлет и не спит Хранящий Израиля». Подобные композиции помещали над входом в храм. На Руси также была известна эта иконография, например, соловецкая икона сер. XVI в. На вершине горы на ложе возлежит Спас Эммануил, над ним парит ангел с опахалом. Справа от Христа - Богородица (по отношению к зрителю Богородица расположена в левой части иконы), напротив нее архангел, держащий крест. Можно предположить, что здесь изображен архангел Гавриил, поскольку в паре с Богородицей обе фигуры повторяют схему Благовещения, открывшего миру тайну воплощения и спасения.

Спас Благое Молчание - еще более редкая икона Христа. Если Спас Эммануил и Спас Нерукотворный изображают Христа таким, каким он был на земле, а Спас в силах - таким, каким он придет в конце времен, то Спас Благое Молчание - это Христос до Своего прихода к людям. И это единственное изображение Христа, где в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда. Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спаситель изображается в ангельском чине, как юноша в белой мантии с широкими рукавами. Руки сложены и прижаты к груди, за спиной - опущенные крылья. Икона передает ангельский образ Сына Божьего - Христа до воплощения, Ангела Великого Совета.

Завершая краткий обзор иконографии Иисуса Христа, вернемся вновь к основе основ иконы - тайне Воплощения Слова Божия. Образ, явленный нам однажды в лице Иисуса Христа, освещает всю нашу жизнь, открывает возможность в нас становления и восстановления образа Божия, а также преображения всего мира.

«Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4.12). Особенно это касается образов Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, каждая икона которого есть ступенечка к нему самому, маленькая ниточка, связывающая образ и первообраз. Предстоя иконе, мы предстоим самому Богу, но не потому, что Бог в иконе, а потому, что икона есть знак его присутствия и призыва к нам.

Икона не есть гарантия нашего спасения, но помощь на пути к нему, в этом смысле особенно неоценимое значение имеют образы Спасителя. Православная аскетическая практика уделяет иконе особое место, чтобы человека вела от видимого к невидимому не собственная фантазия и пустые мечтания, а Слово Божие, облеченное в образы.

О практически-аскетическом аспекте иконопочитания митрополит Филарет Московский писал так: «Чтобы в поисках присутствия Божия ум не впадал в химерические представления, чтобы мысли сосредотачивались и ограждались от рассеянности, святой образ Бога, являвшегося во плоти, представляется одновременно взору чувственному и созерцанию духовному и собирает мысли и чувства, внешние и внутренние, в едином созерцании Божественного».

Сегодня я хочу рассказать об особенных 12 иконах, которые написаны в нашей мастерской и по нашему мнению, обязательно войдут в историю. Каждый из этих образов уникален и за каждый из них мы искренне переживаем, как за родного ребёнка, которого отправляем во взрослую жизнь. Многое предстоить увидеть и пережить иконе в новом доме - и радость и утраты. Одни образы станут храмовыми и будут нести свет и надежду в сердца молящихся, а другие - станут семейной святыней и духовным наследием.

Как бы то ни было, с Богом.

Спас Нерукотворный

«Спас Нерукотворный» почитается как самая удивительная и значимая икона христианского мира. О её явлении существует несколько легенд, но все они сходятся в одном - оригинальный образ проявился на платке как отпечаток лика Иисуса Христа, после того, как Он утер этим платком лицо. Считается, что глядя на икону нерукотворного Спасителя, мы можем видеть Его подлинные черты, не искаженные интерпретацией художника.


Икона Божьей Матери, Звезда пресветлая

Икона с изображением Божией Матери, получившая название «Звезда Пресветлая», впервые была обнаружена в 1700 году в Муроме в Соборе Пресвятой Богородицы. Она была написан на деревянной доске темперой, а внизу иконы была подпись «Сии пречудный образ звезда пресветлая пресвятая владычицы Богородицы небеснии царицы». Ее авторство приписывается Муромскому иконописцу Александру Казанцеву.
Пред иконой Божией Матери «Звезда Пресветлая» молятся об укреплении христианской веры во всем мире и спасении человечества. Перед этим образом женщины также воссылают свои молитвы к Богоматери о семейном счастье, рождении и воспитании здоровых детей, а также о покровительстве их родным и близким.


Первые шаги Иисуса Христа

"Первые шаги Иисуса". Икона находится в монастыре св. Герасма Иорданского, что стоит в трех километрах от места на Иордане, где крестился Спаситель.? Монастырь св. Герасима Иорданского образован в 5 веке на юге Иорданской долины около места впадения реки Иордан в Мертвое море и там, где останавливалось Святое Семейство по дороге в Египет.


Непроходимая дверь Образ Божией Матери

Икону Божией Матери «Непроходимая дверь» точнее именовать «Непроходимая врата». Свое название она получила по эпитету в молениях и гимнах Богородице, как и многие другие богородичные иконы, например, и т. п.

Божья Матерь здесь изображена по иконографическому типу «оранта», то есть «молящаяся», с предстоящими Богородице людьми - живыми и перешедшими в мир иной, святыми и грешными. Таким образом, данная икона наглядно показывает нам, что Матерь Божия предстательствует пред Господом за всех людей независимо от их звания и сословия, бедные они или богатые, святые или грешные, живут на земле или умерли. За всех Богородица будет просить Сына Своего и Бога нашего помиловать нас, если только мы обращаемся к ней за помощью, прославляем ее в своей жизни, как и все люди, изображенные на иконе.


Ангел Хранитель

Ангел-хранитель появляется в нашей жизни в момент совершения таинства крещения. Это Божий Посланник, бесплотная сила, которая на протяжении всей жизни оберегает нас, помогает обрести правильный путь, утешает в момент печали, старается остеречь от дурного поступка и «протягивает руку помощи», когда мы пытаемся выбраться из духовной ямы, если всё же совершили недоброе действие.

К Ангелу-хранителю можно обращаться с просьбами о помощи в абсолютно любых делах, ибо в православии считается, что Ангелы являются нашими наставниками, посланными Господом Богом. Распространено мнение, что человеческое интуиция есть не что иное, как глас Ангела-хранителя: через внезапное чувство тревоги он пытается предупредить нас об опасности или, напротив, через светлое чувство радости и благодати - подтолкнуть к совершению богоугодных дел.


Молитва задержания

Молитва задержания - это молитвенное правило, которое было составлено старцем Пансофием Афонским в 1848 году, дабы удерживать силой Божией диавола в его действиях. Также эти молитвы читают для избавления от всякой людской злобы, зависти и подлости. Это молитвословие рекомендовано подвижникам благочестия для ежедневного чтения.

В основе молитв задержания лежит Святое Писание. В иных случаях молитвы обращены к опыту святых, о котором повествует Святое Предание Церкви. Чтение этих молитв не только просвещает ум, но и сердце, вселяя в него искреннею веру, что Бог в силах остановить любое зло и защитить уповающего на Него в любой ситуации, какой бы безвыходной она не казалась человеку. Однако, при чтении этих молитв непременно надо иметь сердце смиренным, а ум не лукавым, ибо от лукавого и несмиренного молитвенника Бог отвращается. Нельзя так же читать эти молитвы, полагаясь только на силу их слов, ибо не слова творят чудеса и не слова помогают в нуждах, но только Бог, внимающий нашим молитвенным словам.

Считается что Молитва Задержания останавливает врагов, колдунов, недоброжелателей злых людей.


Святой Александр Медем

Икона Святого Мученика Александра Медема. Этот образ новомученика был создан впервые. Весь жизненный подвиг в 10ти сценах и одном жесте, Господи Благослови.

Трубчевская икона Божией Матери.

Была писана в городе Трубчевске (Брянская область) иеромонахом Чолнского мужского монастыря Евфимием в 1765 году, как значится в надписи на иконе. Затем икона оказалась в Троице-Скановом монастыре в Наровчате.

В 1930-е годы, после разграбления и закрытия монастыря в Наровчате, икона попала в районный краеведческий музей А. И. Куприна, где пролежала почти 50 лет в пыли и забвении. С иконы были сняты драгоценные камни, серебрянная риза, её использовали как стол для экспонатов. В 1975 году, при очередной описи музейных ценностей против строки "Трубчевская икона Божией Матери" написали: "утеряна". Но в 1993 году икона была обнаружена и возвращена прежнему владельцу. Ныне эта чудотворная икона отреставрирована и вновь пребывает в Троице-Скановом монастыре.

Семь веселий Богоматери

Источник иконографии - книга "Небо Новое" игумена Киевского Братского монастыря Иоанникия Голятовского (Иоанникий Голятовский. Небо Новое. Могилев, 1699.

Первое веселие в небе имею яко девством ангелов и достоинством святых превышшая. Второе в небе веселие имею яко в мире содеваю. Третие в небе веселие имею яко мне вси небесные жители повинуются. Четвертое веселие в небе имею аще хощу, Сына умолю. Пятое веселие в небе имею яко сподобилася еси сести близ Святыя Троицы. Шестое веселие в небе имею яко аз есмь мати людей оскорбленых иже ко мне притекают". (В тексте есть седьмое веселие - "Седьмое веселие в небе имею моя радость в веке не скончится").

Собор 12ти Святых Целителей

В собор двенадцати святых целителей входят святые, которые прославились своим даром чудесных исцелений, которым их наделил Бог. Этот образ был написан русскими иконописцами в 1980 году, на основе греческого образа «Собора 21 святого целителя» и русского образа «Собора 12 святых апостолов». В данный собор вошли:

  • Косма мученик, врач
  • Дамиан мученик, врач
  • Кир преподобный
  • Иоанн преподобный
  • Пантелеймон великомученик
  • Ермолай священномученик
  • Сампсон преподобный
  • Диомид мученик
  • Фотий мученик
  • Аникита мученик
  • Фалалей мученик
  • Трифон мученик

Хотя они не единственные среди христианских святых, обладавших даром исцеления, встречаются они наиболее часто. В данном соборе есть как святые, которые изначально были врачами по профессии (например, Косма и Дамиан, Пантелеймон Целитель), так и те, кто не лечил людей, пока Господь не наделил их этим даром - исцелять не столько благодаря знаниям, сколько благодаря обращению за помощью к Богу.

Все святые, входящие в этот Собор, лечили совершенно безвозмездно, за что их часто называют бессребренниками или безмездниками.

Икона Господь Вседержитель с житейными клеймами

Особенностью образа является то, что кроме центрального образа Христа, на иконе написаны важнейшие события в Православие. Образ Святой Троицы (Гостеприимство Авраама), Рождество Христово, Преображение и Вознесение Господне, и конечно Воскрешение Христово. Слева и Справа центральной фигуры расположены предстоящие, Пресвятая Богородица и Святой Иоанн Предтечи.

По сути, это домашний иконостас в одной иконе.

Собор святых покровителей охотников и рыболовов

Образ, впервые написанный в 2005 году по инициативе Русского охотничьего клуба, и включающий в себя образы 20 святых, каждый из которых так или иначе прославился явленными им чудесами или особым покровительством в делах охоты и рыболовства. По центру иконы размещен образ Иисуса Христа, а над ним пять различных икон с изображением Пресвятой Богородицы - «Знамение», «Озерянская», «Казанская», «Тихвинская» и «Федоровская», которые также связаны с явленной помощью охотникам и рыболовам.

Данный образ представляет собой особую ценность и покровительствует всем, кто занят добычей дичи или рыбы по своему роду деятельности. Написание благословил сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Но надо отметить, что Русская Православная Церковь, не поощряет браконьерство, поэтому не стоит просить помощи у святых и Господа перед этой иконой тем, кто занимается незаконным промыслом.

Воскресение Христова «Сошествие во ад» - одна из древнейших икон. Сын Божий спустился в ад, и у его ног – поверженные врата преисподней. Спаситель открыл доступ к Свету и жизни во Христе. Господь на иконе написан как Светодавец в священном сиянии в форме миндалевидного овала. Его одеяния как будто из золотой нити, в них нет земной объемности и тяжести. За всем этим – духовность Его тела, и истина: «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия». А тела тех, кто во аде, тяжки и темны, будучи причастными ко греху. Глубок духовный смысл Воскресения Христова, и его не выразишь однозначно. Вот почему и есть немало иконографических вариаций темы, которые соответствует церковному канону. Он возник из живого опыта Церкви, стал плодом соборного постижения Воскресения. Глядя на икону, мы понимаем, что именно этот сюжет наиболее ярко свидетельствует о победе Иисуса Христа над мраком греха и бездной отчаяния. Воскресная песнь по чтении Евангелия. Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Молитва Святой Пасхе
О, Священнейший и Величайший Свете Христе, Возсиявый всему миру паче солнца в Воскресении Твоем! В сей пресветлый и преславный и спасительный лень Святыя Пасхи, ликуют вси ангели на небеси и всяка тварь веселится и радуется на земли и всякое дыхание прославляет Тя, Творца своего. Днесь отверзошася райския врата, и свободишася умершия я во ад сошествием Твоим. Ныне вся исполнишася света, небо же земля и преисподняя. Да приидет убо Твой свет и в наши мрачныя души и сердца и да просветит нашу тамо сущую нощь греха, да и мы сияти будем светом правды и чистоты в пресветлыя дни Воскресения Твоего, яко же новая тварь о Тебе. И тако просвещеннии Тобою изыдем свещеноснии во сретении Твое, исходящему Тебе из гроба, яко Жениху. И яко возвеселил еси в пресветлый день сей явлением Своим святых дев зело заутра с миры ко гробу Твоему пришедших, тако и ныне просвети нощь глубокую страстей наших и возсияй нам утро безстрастия и чистоты, да узрим Тя сердечными очесы краснаго паче солнца Жениха своего и да услышим паки вожделенный глас Твой: Радуйтеся! И тако вкусивши Божественныя радости Святыя Пасхи еще зде на земли, да будем причастницы Твоея вечныя и великия Пасхи на небесех в невечернем дни Царствия Твоего, идеже будет веселие неизреченное и празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Лица Твоего доброту неизреченную. Ты бо еси Истинный свет просвещаяй и освещаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе слава подобает во веки веков.
Аминь.

Икона Бога Саваофа считается очень древней и уникальной. Его изображения в иконографии прослеживаются с давних времен. Бог – отец был изображен в виде мудрого седовласого старца, его лик размещался на треугольнике, который символизирует Святую Троицу.

Немного истории

Согласно православной традиции имя Господа Саваофа переводят как «Господь воинств». Поэтому, в отличие от других имен Всевышнего, которые встречаются в Библии, словом Саваоф акцентировал его силу и могущество. Запрет на любые изображения Бога-отца поставил Московский Собор, мотивируя это тем, что Бог – это дух, которого никто не видел, нежели лицезрели Иисуса Христа. Но, несмотря на запрет, изображения Бога Саваофа продолжали наноситься на стены храма. Поэтому и в древних и в современных церквях можно видеть иконы Саваофа.

Известные списки иконы Саваофа

В современно мире многие специалисты считают древнюю икону Саваофа – самым старинным и загадочным видом православной иконописи.

Известны два списка этой древней иконы Саваофа:

  • Богоматерь Знамение – икона, изображающая восседающего на Небесном престоле Бога — отца Саваофа, в виде мудреца с восьмиконечным нимбом на голове и поднятыми к небу руками. На коленях у него изображен Христос Эммануил. В круге изображен голубь, как символ Святого Духа. Внизу иконы Саваофа расположен образ Богоматери Знамение.


  • Отечество – представлен как религиозный образ Новозаветной Троицы, но без изображения Божьей Матери. На этой иконе Господь Саваоф изображен также в виде мудреца. Его изображали в белоснежных одеяниях, восседающего или ступающего по облакам. Существует еще один образ иконы Отечество Господа Саваофа, где он изображен со святыми, справа – Даниил, слева – Симеон. Справа у подножия престола стоит апостол Фома.


О чем просят и как молятся перед иконой Господа Саваофа

Икона Бога Саваофа считается исповедальной. Молятся перед ней, прося отпущения грехов. Обращаться стоит к Богу в покаянной форме, прося у Него сил не поддаться греховным мыслям и не совершить безнравственные деяния.

Подле нее можно просить о самом сокровенном, судьбоносном для человека

Многими чудесами прославилась икона Господа Саваофа, которая находится во Владимирской области в Свято-Никольском женском монастыре.

За многие года известно более сотни случаев излечения от бесплодия. Многие семейные пары, которые годами ждут и просят у Господа Саваофа продолжение рода, получили желаемое.

Молитва Богу Отцу Господу Саваофу

О, Всемогущий Державный Царю! Воссидяй на облацех, почивая в Вышних, иже есть Благословен на тверди небесной. Свят, Свят, Свят Господь Саваоф исполнь небо и земля славы Твоея! Осанна в Вышних! Исполни, Боже Вседержителю, сие наше смиренное моление и прошение раб твоих, да будут ушеса Твоя внемлюще гласу молений наших, святый Господи! Милостиво призри и услыши нас, рабов Твоих от земли на небо вопиющих Тебе: спаси, сохрани и помилуй нас, избави от всяких бед и напастей и всякого зла, защити Духом Святым во дни и нощи и на всякий час подаждь ми победы и всем, Тебе молящимся, силу Твою Божественную, Благодать чудодейственную, силу и крепость исполненную. Силою Честного и Животворящаго Креста Господня победи всех врагов наших видимых же и невидимых, сотвори их, яко овцы, и развей их, яко прах пред лицем ветра, да познают имя Твое, Господи да постыдятся во веки, яко Ты еси Вышний по всей земли и несть студа уповающим на Тя во веки веков. Аминь.

Для того, чтобы Бог услышал, нет необходимости ездить по святым местам, совершать паломничество, главное – быть по- настоящему верующим человеком.

И даже, несмотря на нескончаемы церковные дебаты, которые не утихают и по сей день, иконы Бога Саваофа остаются неотъемлемой частью православных храмов.

Вопрос об изображении Бога Отца на иконах является очень сложным и очень спорным. Он обсуждался и на Вселенских соборах, и на соборах православной церкви, в частности, на Стоглавом соборе в 1551 году и на Большом Московском соборе в 1666-1667 годах, которые постановили, что иконы Бога Отца неканонические. И все же почти в каждом православном храме такое изображение есть.

Почему нельзя изображать Бога Отца

Такие поборники почитания икон как св. Иоанн Дамаскин и св. Феодор Студит утверждали, что икона Бога не может быть написана, так как мы Его не видим, в отличие от Бога Сына – Иисуса Христа, у Которого было две ипостаси – человеческая и божественная, и святых, которые были людьми. Как сказано у Иоанна (1:18), «Бога не видел никто и никогда».

Святые отцы отвергали иконы Господа, так как это антропоморфный, то есть созданный по образу и подобию человека, образ Бога Отца. Богословы определяют Бога Отца как первую, начальную и причинную ипостась Святой Троицы.

Учение о триединстве Пресвятой Троицы

Триединство Пресвятой Троицы является основным христианским догматом. Она едина в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Бог Святой Дух (изображается в виде Голубя), которые в одно и то же время и не слитны между собой, и являются нераздельными проявлениями одной из сущностей Господа. Это так называемая Троица Ветхозаветная, лучшим воплощением которой в русской иконописи стала «Троица» Андрея Рублева.

На знаменитой иконе Андрея Рублева «Троица» явлено символическое воплощение Троицы в соответствии с каноном. Однако икона «Отечество», которую нередко именуют «Новозаветной Троицей», изображает Ее совершенно иначе, хотя три обличья Господа и должны символизировать Триединство Его.

Здесь Бог Отец предстает в виде величественного старца с седой бородой, восседающего на престоле; Бог Сын – в виде Христа Эммануила (Эммануил – обозначение Иисуса-отрока), а на груди Его, в сфере – Голубь, символизирующий Бога Святого Духа.

Икона «Отечество» очень древнего происхождения: первое из дошедших до нас датируется началом 11 века

Она была широко распространена и, несмотря на негативное отношение церкви, ее можно увидеть в иконостасе многих храмов. Как правило, ее помещают на иконостасе в верхний праотеческий чин, чтобы она как бы осеняла собой все пространство храма.

Крайне редко встречается . С формальной точки зрения это как бы изображение Новозаветной Троицы, так как в медальонах на груди Господа изображены и две другие ипостаси Троицы (Бог Сын и Бог Святой Дух), но основное внимание приковано к Лику Бога Отца.

Почему икона Бога нужна верующим?

Иисус учил: «Будьте как дети». Если спросить любого ребенка, как он представляет себе Бога Отца, то он наверняка скажет, что это добрый (или строгий, но справедливый) дедушка с большой белой бородой, который сидит на облаках. Если ребенок уже знаком с основами православия, он может добавить, что там сидит еще Иисус Христос и летает голубь Святой Дух (примерно, как на иконе «Сопрестолие»).

Это, конечно, очень примитивное и наивное представление, но простому человеку важно иметь перед собой зримый образ своего Небесного Отца, Который прозревает все наши мирские дела и способен защитить нас. Но и мы чувствуем свою ответственность перед Ним: создавая человека, Он наделил его свободой воли, поэтому только от нас зависит, выберем мы праведный путь или греховный. А богословские тонкости большинству верующих недоступны.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...