Какими способами католицизм боролся с реформацией кратко. Борьба католической церкви с еретиками

Экономическая наука каждый год привлекает все больше и больше новых амбициозных абитуриентов. В чем причина такого повального увлечения? Уж не в тех ли золотых горах, которые обещают работодатели будущим экономистам? Давайте разбираться вместе. Сегодня, дорогой читатель, мы ответим на вопрос о том, что изучает экономика.

Предмет изучения экономики

Следует отметить, что экономическая наука имеет как прикладное направление изучения, так и теоретическое. Первое из них занимается изучением ведения народного хозяйства. Экономическая теория в свою очередь изучает использование ограниченных ресурсов человеком или группами людей. Задача прикладной экономики - это применение всех разработок в рамках теории на реально существующих объектах действительности.

Что изучает экономика предприятия? Ответ на этот вопрос кроется в понимании классификации отраслей экономической науки. Давайте посмотрим на нее, чтобы выяснить, к какой отрасли относится сфера изучения одного предприятия. Классификация по масштабу исследования:

  • Микроэкономика изучает деятельность отдельных фирм, домохозяйств, обособленных производств и государств.
  • Макроэкономика углубляет знания человека о расходовании ресурсов в рамках национального хозяйства.
  • В последнее время в экономической науке появились отрасли, которые изучают более частные аспекты. Наноэкономика занимается развитием теории и прикладных инструментов в области индивидуального расходования средств одним человеком. Мезоэкономика изучает экономическую деятельность субъектов государства (регионов, республик, районов). Интерэкономика пытается разобраться в процессах, происходящих в мировой экономике. Ну а мегаэкономика видит своей целью изучение всего мирового хозяйства.

Таким образом, дорогой читатель, экономика предприятия - это отрасль микроэкономики. Нижеследующий список ответит на вопрос о том, что изучает экономика организации (предприятия):

  • Природа выбора именно тех благ, которые используют люди;
  • Почему предприятия и организации выбирают именно такие способы производства и формы построения структуры своих ресурсов;
  • Изучается рынок в разрезе. Как создается рыночное равновесие, каким образом возникает именно такая рыночная структура и т.д.;
  • Каким образом и по каким причинам формируются цены на товары и услуги; по каким принципам и правилам происходит обмен материальными благами; как сделать эти отношения более эффективными для рынка и т.д.
  • Каким образом возникает дисгармония при несовпадении различной информации от предприятий, производящих по своей сути одинаковый товар или услугу; как эта ситуация складывается на всей сфере покупки и продажи и т.д.
  • Как образуется экономическая неэффективность в ситуации влияния выборов одного человека на выборы другого; каким образом покупатели влияют друг на друга и т.д.
  • Каким образом многие типы экономических благ могут привести экономику в нестабильное положение.

На все эти вопросы пытается ответить микроэкономическая наука, которая, без сомнения, занимает лидирующие позиции в составе всей экономики.

Читая эту главу, обратите внимание на следующие понятия:

потребности

блага и услуги

экономические блага

производство

факторы производства

продукт

производительность

разделение труда

закон убывающей отдачи

Экономическая наука изучает экономику. Но что же такое экономика? Слово это греческое по происхождению и состоит из двух частей: "ойкос" - дом, хозяйство и "номос" - закон. Значит, экономика в буквальном смысле - это законы ведения домашнего хозяйства (вспомним однокоренное слово "экономить"). Но в наше время слово "экономика" имеет иной, более широкий смысл. Оно стало относиться к хозяйству не только одной семьи, но и общества в целом.

Потребности и редкость

Мы можем сказать, что экономическая наука изучает, каким образом общество и отдельные его члены "сводят концы с концами", распоряжаются имеющимися у них ресурсами: природными богатствами, способностями и энергией людей, техникой и знаниями для достижения своих целей. А главная из этих целей - выживание человека, семьи и всего общества. Для того, чтобы выжить, каждый человек должен удовлетворять свои основные потребности, т.е. есть, пить, спать, одеваться, иметь жилище и т.д.

Человек удовлетворяет свои потребности с помощью благ и услуг. Блага - это продукты питания, одежда, мебель, автомобили, книги и т.д. - предметы, удовлетворяющие ту или иную человеческую потребность. Парикмахеры, продавцы, мастера по ремонту обуви или телевизоров, музыканты оказывают своим клиентам услуги . Они не создают новых предметов, но их работа тоже приносит людям пользу и удовлетворяет их потребности.

На протяжении почти всей мировой истории удовлетворение этих потребностей на минимальном уровне, гарантирующем жизнь, было очень трудной задачей для большинства людей. Даже сейчас в некоторых странах Африки люди умирают от голода. Имеющихся ресурсов не хватает, чтобы накормить быстро растущее население. Но даже в самых благополучных странах потребности людей никогда не бывают полностью удовлетворены. Человек отличается от всех остальных живых существ тем, что его потребности в принципе безграничны. Сытый медведь не пойдет на охоту. Сытый, одетый, обутый, имеющий крышу над головой человек захочет:

Во-первых, удовлетворять свои основные потребности на более высоком уровне: есть вкусно, одеваться модно, иметь более удобное и просторное жилище.

Во-вторых, у него появляются новые потребности: в медицинском обслуживании, образовании, развлечениях и т.д. Человеку захочется иметь автомашину, телевизор, собственный дом. Наши потребности, как правило, всегда опережают наши возможности, поэтому большинство благ и услуг являются редкими, или ограниченными, - мы не можем свободно получить их в том количестве, в каком захотим. Есть и исключения: например, воздух, которым мы дышим, вода - там, где ее много, например, на берегу большой реки или озера. Такие блага нельзя назвать редкими. Но экономическая наука занимается только редкими благами и услугами (они называются также экономическими). Правда, граница между экономическими и неэкономическими благами и услугами подвижна. Для людей, живущих в пустыне, питьевая вода является экономическим благом, для тех, кто живет рядом с химическим комбинатом или на улице с сильным автомобильным движением, экономическим благом может стать и чистый воздух. (Чтобы приобрести его, придется, например, снять дачу в другом районе.) Когда все удобные для сельскохозяйственной обработки участки уже заняты, становится экономическим благом и земля.

И наоборот, если общество располагает обильными ресурсами, то может свободно и бесплатно предоставить каждому человеку определенный уровень образования или медицинского обслуживания. В этом случае они являются неэкономическими услугами для каждого гражданина в отдельности, но не для общества в целом, поскольку оно должно платить заработную плату врачам и учителям, содержать школы и больницы.

Производство. Производительность

Поскольку почти все блага являются редкими, т. е. не существуют в природе в готовом виде и в нужном количестве для удовлетворения наших потребностей, общество должно постоянно заниматься их производством. Производством называется процесс воздействия человека на природу с целью создания экономических благ или оказания услуг. Для осуществления производства необходимо, чтобы соединились природа, человек и техника. Экономисты называют эти три фактора производства немного иначе: земля, труд и капитал.

Земля нужна не только в сельском хозяйстве, на ней необходимо разместить фабричные здания и другие необходимые постройки. Кроме того, экономисты относят к этому фактору все необходимые для производства природные ресурсы, воду, воздух и тот природный материал, который подвергается переработке (его называют также сырьем). Труд включает всех работников, в том числе инженеров и служащих. Под капиталом (или средствами производства) понимаются такие производственные ресурсы, как здания, сооружения, станки, машины и пр., - все блага, которые произведены ради производства.

Результат производства называется продуктом . Для изготовления продукта, собственно, и затевается производство. Однако и каждому производителю, и обществу в целом далеко не все равно, какой ценой получен продукт, каких затрат стоит его изготовление. Наилучший способ производства - тот, при котором данный продукт можно произвести с наименьшими затратами. Поэтому важно использовать более производительные ресурсы, дающие более высокую отдачу. Так, производительность труда работника измеряется количеством продукта, которое он производит в единицу времени. Опытный слесарь делает за час пять деталей, а новичок на том же станке - только одну. Это значит, что производительность труда опытного рабочего в пять раз выше. Производительность капитала, например станка, можно измерить выпуском продукта в расчете на единицу его мощности (одну лошадиную силу). Предположим, что тот же опытный слесарь, перейдя со старого станка на современный, в два раза более мощный, сможет изготовить не пять, а 20 деталей в час. Это значит, что производительность нового станка (с учетом разницы в мощности) в два раза выше, чем старого. Производительность земельных участков в земледелии измеряется их урожайностью - например, центнерами пшеницы, собранной с одного гектара.

Чем выше производительность труда, капитала, земли, тем меньше часов труда, киловатт-часов электроэнергии, гектаров земли и других ресурсов потребуется затратить для производства данного продукта.

Разделение труда

Каждая семья в принципе может производить все необходимое своими силами: выращивать хлеб и скот, делать весь необходимый инвентарь, шить одежду из своего льна, развлекать себя собственным пением и т.д. Такой вид хозяйства, когда семья производит все, что ей нужно, своими силами и не зависит от других людей, называется натуральным хозяйством. Полностью натуральным может быть разве что хозяйство Робинзона Крузо на необитаемом острове. Однако в очень близких к натуральному хозяйству условиях жили крестьяне средневековой Европы, Индии, Китая.

Конечно, делать все необходимое самому очень неудобно. Во-первых, ограничено время. Во-вторых, у всех людей разные способности и склонности. Например, жителям деревни было бы лучше, если бы изготовлением сельскохозяйственных орудий занимался один человек - кузнец, а стадо пас другой - пастух. Тогда другие жители могли бы не тратить на это время, а занялись бы выращиванием хлеба, овощей и иными делами, которые получаются у них лучше всего. Такая организация производства, при которой каждый специализируется на производстве какого-то одного продукта, называется разделением труда . Более умелый и опытный в своем деле работник-профессионал тратит на производство одного изделия гораздо меньше времени и сил, чем тот, кто занимается многими делами, но от случая к случаю. Пример успешной специализации - хорошо известная компания "Макдональдс". В отличие от обычных ресторанов с обширным меню рестораны "Макдональдс" специализируются на изготовлении немногих блюд. При этом каждый работник отвечает за изготовление только одного блюда. В результате типичный обед в "Макдональдсе": котлета (гамбургер), жареная картошка и коктейль - может быть приготовлен за 50 секунд! В США услугами "Макдональдсов" ежедневно пользуется 14 млн. тех, кто хочет поесть быстро и сравнительно дешево. Экономисты говорят, что у специалиста выше производительность труда.

Разделение труда и специализация могут быть не только между работниками одной фирмы, крестьянами одной деревни или ремесленниками одного города. Оно существует и между деревнями, и между городами, и между странами. Прежде всего это бывает вызвано различными природными условиями. Например, в России хорошо растет картофель, а в Узбекистане можно собрать хороший урожай винограда:

При натуральном хозяйстве оба государства затрачивали бы массу сил и времени, других ресурсов на то, что у них плохо получается (какие-то сорта винограда можно выращивать и в средней России, и даже за Полярным кругом, если построить там теплицы и расходовать очень много топлива для их обогрева). Специализация позволяет им экономить все это и добиваться высокой производительности труда. Часто специализация того или иного района основана на имеющихся у жителей трудовых навыках - например, с давних пор славятся тульские оружейники и другие мастера по обработке металла.

Возрастающая и убывающая отдача

Экономистов всегда интересовало, как производительность ресурсов связана с их количеством. Как правило, при добавлении дополнительных единиц факторов производства объем выпускаемой продукции растет. Но что происходит в это время с производительностью?

Рассмотрим такой пример. Допустим фермер, работая в одиночку, может сложить в день одну копну сена. Сделать это не так-то просто: надо накосить сено, сгрести его в одну кучу, сложить в копну, погрузить на тележку, привезти в амбар и разместить там наилучшим способом. Предположим, наш фермер нанимает работника и вдвоем им удается сделать три копны за день - производительность труда увеличилась до полутора копен в день. Дело не в том, что новый работник сильнее или опытнее первого. Просто вдвоем они могут разделить операции между собой, а, как мы знаем, разделение труда повышает производительность.

Далее предположим, что, наняв второго работника, фермеру удается увеличить дневную выработку до шести единиц - производительность труда возросла до двух копен в день. До сих пор наш фермер имеет дело с возрастающей отдачей. Но, наняв третьего работника, фермер получил прирост выработки, равный двум копнам, четвертого - одной копне, пятого - полкопны. Производительность труда снижается! Это означает, что производство вступило в стадию убывающей отдачи. Дело в том, что слишком много работников не могут одновременно выполнять работу и начинают просто мешать друг другу, если количество других факторов производства (капитала, земли) ограничено.

Такое, разумеется, бывает при увеличении не только числа работников, но и других применяемых факторов производства. Так, в нашем случае фермер может бороться с убывающей отдачей труда, увеличивая вместе с численностью работников количество тележек и других инструментов. Но рано или поздно он столкнется с тем фактом, что площадь его земельного участка ограничена, и большому количеству тележек там просто не развернуться. Поэтому, начиная с некоторого объема производства, производительность или отдача ресурса падает. Это явление получило название закона убывающей отдачи.

A. Экономическая наука изучает, каким образом общество и его члены распоряжаются имеющимися у них ресурсами для удовлетворения своих потребностей

Б. Ресурсы, как правило, ограниченны, потребности же людей безграничны. Поэтому большинство благ и услуг являются редкими (экономическими).

B. Для удовлетворения своих потребностей общество и его члены должны заниматься производством. Для этого необходимо соединение трех факторов производства: земли (природных ресурсов), труда (людских ресурсов) и капитала. При этом люди стремятся, чтобы факторы производства использовались с наибольшей производительностью.

Г. Рациональная организация производства благ и услуг основана на разделении труда - специализации каждого работника на производстве какого-то одного продукта, которое ведет к увеличению производительности труда, а значит, позволяет каждому человеку и обществу в целом лучше удовлетворять свои потребности.

Д. При увеличении производства производительность факторов производства вначале растет, а затем начинает падать, так как действует закон убывающей отдачи.

Предмет и метод экономической теории. Микро- и Макро- экономика.

Экономика

Следовательно предметом экономической теории является производственные отношения между людьми, которые включают в себя отношения производства, распределение объема и потребления экономических благ и услуг.

Основной метод исследования, используемый экономической теорией - моделирование экономических явлений и процессов . Этот метод привел к возникновению других методов.

Метод научной абстракции - Отвлечение в процессе познания от внешних явлений, не экономических сторон, выделение более глубокой сущности предмета или экономического явления

Метод функционального анализа - Используется зависимость функция-аргумент для проведения экономического анализа и выведения заключений

Метод графических изображений - Этот метод позволяет оценить соотношение между различными экономическими показателями, их поведение под влиянием изучаемой экономической ситуации

Метод сравнительного анализа - Сопоставление частных и обобщающих показателей с целью выявления наилучшего результата

Метод Экономико-математического моделирования - Описание экономических явлений на формализованном языке с помощью математических символов и алгоритмов

Индуктивный и дедуктивный методы - Индуктивный метод - выведение положений, теорий и выводов из фактов - от фактов к теории. При использовании дедуктивного метода экономисты опираются на случайный наблюдения, логику и интуицию, на основе основе которых формируется предварительная гипотеза. Дедукция и индукции представляют собой взаимодополняющие методы исследования.

Метод позитивного и нормативного анализа - Позитивный метод исследует фактическое состояние экономики; нормативный метод определяет конкретные условия и экономические аспекты, которые желательны, либо нежелательны в обществе

Практические мероприятия - Проведение практических мероприятий с целью подтверждения выдвинутой экономической гипотезы

В зависимости от объекта исследования экономику подразделяют на:

Микроэкономика - раздел экономической теории, который исследует поведение отдельных экономических субъектов (фирм, отдельных предприятий, учреждений).

Макроэкономика - раздел экономической теории, который изучает функционирование экономики страны в целом.



Производство и его основные ресурсы и факторы. Понятие производственной и социальной инфраструктуры. Общественное производство и общественное богатство.

Производство - процесс воздействия человека на вещества и силы природы, с целью создания продуктов и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей человека.

Ресурсы - это совокупность всех материальных благ и услуг, используемых человеком для производства необходимой ему продукции.

Экономические ресурсы (Факторы производства) включают четыре группы:

Природные ресурсы (земля)

полезные ископаемые

водные ресурсы

Природный фактор производства отражает влияние природных условий на производственные процессы, использование в производстве природных источников сырья и энергии, полезных ископаемых, земельных и водных ресурсов, воздушного бассейна, природной флоры и фауны.

Инвестиционные ресурсы (капитал)

сооружения

оборудование

Фактор «капитал» представляет задействованные в производстве и непосредственно участвующие в нем средства производства.

Трудовые ресурсы

Труд - совокупность всех физических и умственных способностей людей используемых при процессе производства.

Трудовой фактор представлен в процессе производства трудом занятых в нем работников.

Предпринимательский талант

Предпринимательская способность - умение организовать производство, принимать решения по управлению бизнесом; быть новатором.

Фактор научно-технический уровень производства выражает степень технического и технологического совершенства производства.

Производственная инфраструктура - инфраструктура, обеспечивающая материальное производство: железные и шоссейные дороги, водоснабжение, канализация и т.д. В широком смысле в производственную инфраструктуру входит и управление предприятием, и финансы, т.е. всё, что необходимо для процесса производства, но технологически в него не входит.



Социальная инфраструктура - совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения. Сюда относятся: жилье, его строительство, объекты социально-культурного назначения.

Общественное производство - процесс создания материальных благ, в том числе предметов потребления, необходимых для существования общества. Производство является общественным вследствие разделения труда между членами общества. Производство организуется с целью удовлетворения потребностей людей Производство предметов потребления осуществляется трудящимися с помощью средств производства. состоит из трех основных элементов: - трудящихся; - средств производства; - предметов потребления, Степень обобществления элементов производства (принадлежности обществу, а не частным лицам) является критерием прогрессивности общественно-экономической формации.

Общественное богатство выступает как результат процесса производства. Это воплощенное в материальных благах накопленный прошлый труд предшествующих поколений.

Рентабельность продукции.

Производительность труда - это показатель эффективности труда, который определяется по количеству или объему производимой продукции в единицу времени на одного работника.

Или, производительность труда в общем случае это сколько приходится произведенной продукции в единицу времени на одного человека.

Свойства олигополии

Доминирование на рынке небольшого количества продавцов-олигополистов

Очень высокие барьеры для вступления в отрасль

Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм.

Небольшое количество товаров-заменителей продукции олигополистов

Монополистическая конкуренция - тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

Наиболее трудно изучаемая форма отраслевых структур. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.

Общим экономическим равновесием называется такое состояние национальной экономики, при котором на всех рынках одновременно обеспечивается равенство спроса и предложения, и ни один из этих экономических агентов не заинтересован в изменении объема своих закупок и продаж.

Ситуацию рыночного равновесия можно представить графически, совместив в одних осях координат графики спроса и предложения:

Точка В на рисунке получила название точки равновесия спроса и предложения, а ее проекции на оси абсцисс и ординат соответственно точками равновесного объема производства (Q0) и равновесной цены (P0). Итак, ситуация равновесия на рынке означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателю такое равновесие - выражение максимальной эффективности рыночной экономики.

Регулирование равновесной цены идет по двум основным направлениям:

Первое направление: Рыночная цена устанавливается на уровне, значительно превышающем точку равновесия. В этом случае предложение товаров превышает их спрос, а поэтому на рынке образуется зона перепроизводства благ. В таких условиях устанавливается конкуренция среди продавцов. Сначала какая-то их часть, а затем и все снижают цену, которая начинает движение к точке равновесия. После массового снижения цен продукты раскупаются, а зона их перепроизводства исчезает.

Второе направление: Рыночная цена опускается ниже равновесной точки. Тогда спрос превышает предложение и, естественно, возникает зона нехватки товаров. В этом случае обостряется конкуренция среди покупателей. Отдельные лица, а потом и все повышают цену и она движется по направлению к равновесной цене.

21. Эластичность спроса и предложения. Ценовая эластичность спроса.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ - чувствительность величины спроса и предложения товаров к изменению цен на эти товары. Эластичность измеряется относительным (в процентах, долях) изменением величины спроса и предложения при изменении (как правило, увеличении) цены на 1%.

Эластичность спроса позволяет почти точно измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается через коэффициент эластичности. Различают эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, а также перекрестную эластичность по цене 2-х товаров.

1)Эластичность спроса по цене показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %.

2)Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %.

3)Перекрёстная эластичность спроса - это отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие (комплементы)

Эластичность предложения - степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.

Эластичность предложения зависит от: 1) особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен); 2) временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке); 3) зависит и от (не)способности данного товара к длительному хранению.

22. Что такое капитал? Современные определения капитала.

Капитал -совокупность товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли, богатства.

Капитал создается за счет сбережений, которые увеличивают возможности потребления в будущих периодах из-за относительного сокращения текущего потребления. В связи с этим индивиды, осуществляющие сбережения, сопоставляют текущее потребление с будущим.

Различают две основные формы капитала :

физический капитал , представляющий собой запас производственных ресурсов, участвующих в производстве разнообразных благ; к нему относятся машины, инструменты, здания, сооружения, средства передвижения, запасы сырья и полуфабрикатов;

человеческий капитал - капитал в виде умственных способностей, приобретенных в процессе обучения или образования или посредством практического опыта.

В современной экономической науке капитал рассматривается как абстрактная производительная сила, как источник процента. Это означает признание того факта, что какой угодно элемент богатства, приносящий его владельцу регулярный доход на протяжении длительного времени, можно рассматривать как капитал

Экономика как наука и экономика как хозяйство. Что изучает экономика и каковы её функции.

Экономическая теория (Экономика) - это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.

экономика - как наука , совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.

экономика - как хозяйство есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.

Экономика изучает экономические отношения людей между собой.

Функции экономики:

Познавательная - теоретически объясняет, как функционирует хозяйство, каковы причины, природа, последствия экономических процессов.

Прогностическая - заключается в формировании научных основ прогнозирования перспектив научно-технического и социально- экономического развития

Практическая - на основе позитивных знаний дает рекомендации, предлагает «рецепты» действий, объясняет, какой должна быть экономика.

Критическая позволяет выявлять достижения и недостатки различных форм производства.

Воспитательная связана с формированием определенного мировоззрения, взглядов по различным экономическим вопросам, затрагивающим интересы всего общества.

2. Основные этапы (генезис) экономической теории. Что такое "Экономикс".

История экономической теории насчитывает 8 экономических школ, этапов развития экономики.

Меркантилизм ( 16-17 вв) - сущность учения сводится к определению источника происхождения богатства. Богатство отождествлялось с деньгами, чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.

Различают ранний (увеличение денежного богатства законодательным путем) и поздний (необходимо продавать больше чем покупать) меркантилизм.

Физиократы (18 век)- явились выразителями интересов крупных землевладельцев. Изучали влияние природных явлений на экономику общества.Источником богатства является труд только в земледелии.

Классическая политическая экономика (конец 18 - 1-я пол.19 вв) - Основная идея-идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен. Стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление; Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего

Марксизм ( 2-я пол. 19 - 20 вв) - (теория научного социализма (коммунизма)) представлена принципами: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равных труд, всеобщая и полная занятость. Попытка людей построить общество без частной собственности, экономику государственного типа, регулируемую из центра. Основная идея В процессе труда человек отчуждает результаты своего труда в результате чего стоимостная характеристика резко уменьшается.

Марженализм (вторая половина 19 в)- использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Стоимость любого блага или товара зависит от его предельной полезности для потребителя. хз надо это или нет.

Неоклассическая экономическая теория (конец 19 - начало 21 вв) - Экономическое хозяйство рассматривается как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.

Кейнсианство (20 - начало 21 вв.) - служит важнейшимтеоретическим обоснованием государственного путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы.

Институционализм (20 - начало 21 вв.) - Исследолвание всех хозяйственных явлений со стороны политических методологических и правовых вопросов. Характеризуется отходом от от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам. Человек - главный экономический ресурс.

Монетаризм (20 - начало 21 вв.) - Экономика способна к саморегулированию и основная задача государства это регулирование денежных потоков

ЭКОНОМИКС - отрасль экономической науки, раскрывающей на макро- и микроуровнях законы бизнеса, методы хозяйствования, экономической политики и т. п. термин экономикс вытесняет термин политическая экономия. Это экономическая теория, часть экономической науки, изучающая теоретические основы экономических процессов.

Об экономических проблемах люди стали задумываться задолго до нашей эры. Слово «экономика» греческого происхождения и впервые было использовано древнегреческим автором Ксенофонтом (ок. 430-355 или 354 до н. э.) в качестве названия своего трактата. И только немногим более трехсот лет назад появились ученые, которые стали обобщать и систематизировать знания об экономической действительности. Это было время становления рыночной экономики.

Почему именно тогда появилась экономическая наука?

Это связано с тем, что на протяжении большей части истории человечества основные вопросы экономики (что, как и для кого производить) чаще всего решались либо в соответствии с традициями и обычаями, либо по приказу главы государства. Поэтому действия людей были предопределены и предсказуемы и необходимости в экономической науке не возникало. В рыночной экономике решения по основным экономическим вопросам стал принимать свободный, самостоятельный производитель. Ученых заинтересовало, как лее работает эта «свободная и саморегулируемая» экономическая система, по каким закономерностям протекают в ней экономические процессы. Экономическая наука как занятие профессиональных ученых возникла вместе с рыночной экономикой.

Ученые-экономисты стремились изучить как общие взаимосвязи крупных элементов рыночного хозяйства (например, занятость, внешняя торговля, экономическая политика государства), так и отдельные проблемы (например, спрос и предложение, рыночная конкуренция).

Что же было предметом внимания ученых? В первую очередь такие универсальные проблемы экономики, как ограниченность ресурсов и экономический выбор (с этими основными понятиями экономической науки вы познакомились в обществоведческом курсе основной школы).

Потребности общества в связи с увеличением численности населения, ускорением научно-технического прогресса, углублением культурных связей и обменов постоянно возрастают и становятся практически безграничными. Напротив, экономические возможноети - те реальные ресурсы, которые общество может направить на удовлетворение потребностей, всегда, в каждый данный момент являются ограниченными. Общество постоянно сталкивается с необходимостью разрешения этого противоречия и проблемой экономического выбора. Как при имеющемся объеме ресурсов полнее удовлетворить существующие потребности? Эту проблему и пытается решать экономика - наука выбора.

Экономическая наука изучает различные области и законы развития хозяйства на разных уровнях. Так, часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое, - это макроэкономика. Ее предметом являются, например, проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и защите интересов общества.

Микроэкономика - это часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику. Она изучает проблемы выбора, с которыми сталкиваются отдельные участники экономической деятельности. Например, взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров и услуг, предпринимателей и наемных работников на рынке труда и т. д. Вместе с тем микроэкономика изучает функционирование отдельных рынков и отраслей. Она объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему направляются на строительство новых предприятий, развитие отраслей промышленности, как на деятельность отраслей и рынков влияет политика государства.

Оба уровня экономического анализа (макро- и микроэкономики) использования ограниченных ресурсов связаны между собой. Например, если анализируются причины роста цен на продукцию нефтеперерабатывающего завода, то это микроэкономическая проблема. Анализ решения об антимонопольной политике государства в отношении предприятий нефтедобывающей отрасли - предмет макроэкономики. При этом поведение отдельных участников экономической деятельности (производителей, фирм) во многом зависит от состояния дел в экономике всей страны.

Современный этап экономического развития характеризуется высокой взаимозависимостью национальных экономик в мировом масштабе. Поэтому экономическая теория обязательно предполагает рассмотрение проблем взаимосвязи национальных экономик с мировым хозяйством. Законы развития мирового хозяйства изучает самостоятельная часть экономической науки - мировая (международная) экономика . Предметом ее исследования могут быть международная торговля товарами и услугами, движение капиталов, обмен в области науки и техники, международные валютные отношения и др.

Экономическая наука исследует также функционирование и взаимодействие таких экономических институтов, как государство, предприятие, семья и домашнее хозяйство.

Выявленные учеными устойчивые, существенные взаимосвязи между экономическими явлениями, процессами, отношениями позволяют на практике более эффективно решать экономические задачи.

В последующих параграфах этой главы вы будете знакомиться с основными научными идеями и трудами (в этом вам поможет не только учебный текст, но и обращение к документам в конце каждого параграфа) таких выдающихся мыслителей, внесших вклад в экономическую науку, как А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Д. Кейнс, А. Маршалл, а также современных ученых, в том числе представителей российской школы экономической мысли.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Потребности человека безмерны (чем больше у него есть, тем больше ему хочется).

В любое время, даже если вы обуты, одеты и имеете крышу над головой, вы мечтаете о чем-то еще: новом смартфоне, пятой паре туфель или заколке для галстука.

При этом финансовое положение не играет большой роли. Один желает получить билет в кино за 200 рублей, а другой — приобрести наручные часы за 1 млн долларов.

У нас общество потребления, и вокруг этого строится вся экономика . Но что это такое? ? Что она изучает? Давайте разбираться вместе.

Определение экономики и ее история

Экономика — это хозяйственная деятельность , направленная на удовлетворение потребностей людей и общества в целом путем создания и использования жизненных благ.

Кембриджский словарь дает определение экономики как системы торговли и промышленности, в которой используется богатство страны.

Также экономикой называется комплекс научных дисциплин , изучающих производство товаров и услуг, их распределение и потребление. В английском языке для определения экономической науки используется слово economics, а для системы хозяйствования – economy.

Пока кто-то занимается поставкой и распространением товаров и услуг существует и экономика. Ее развитие связано с развитием .

Как менялась экономика с годами

Древняя экономика была основана на натуральном хозяйстве . Основные потребности удовлетворялись за счет внутренних ресурсов. Обмен, если он существовал, происходил без посредства денег, путем простой меновой торговли. Общественное разделение труда отсутствовало или было мало развито. В чистом виде натуральное хозяйство было развито в доклассовом обществе.

По мере развития общества и роста разделения труда в городах, а порой и в сельских общинах появляется товарное производство . В средневековье обмен продуктами происходит через торговлю. В качестве валюты применяется серебро, бронза, медь, золото.

«Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда.»
К. Маркс

Капитал используется для захвата земель, чтобы затем вернуться в виде товаров. Появляются торговые предприятия и первые банки. Понимание, что такое экономика в тот период, прежде всего охватывало торговлю.

С развитием государственного управления, существующие в то время правительства стали пытаться контролировать торговлю . Они вводят таможенные пошлины. Начинают работать государственные секторы экономики. Крупные банкиры финансируют национальные проекты и войны.

С этого периода экономика становится национальной и рассматривается как хозяйственная деятельность граждан .

Привела к глубоким изменениям в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности, добыче, транспорте. Она затронула практически все аспекты повседневной жизни человека.

Система производства и разделения труда способствовала массовому выпуску товаров, что привело к бурному экономическому росту . Наступление Промышленной революции ознаменовало важный поворотный момент в истории человечества.

После двух войн и разрушительной Великой депрессии политики искали новые подходы к влиянию на экономические процессы. Вместо преобладающей раньше теории свободной торговли, правительства стали придерживаться точки зрения более жесткого контроля государства над рынками.

Путем манипулирования совокупным спросом государства стали смягчать экономические проблемы. Такая политика в конце 1950-х привела к новому экономическому росту Америки и стран Европы, получившему название экономического чуда.

На современном этапе развития все большую роль в экономических процессах приобретает «сектор услуг». Распространение интернет-технологий ведет к росту значения электронной коммерции и электронного бизнеса. Это приводит к размыванию границ между странами и появлению новых моделей экономик , отличающихся от традиционных.

Экономика как наука - что она изучает

«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».
Лоренс Питер

Зарождение экономической науки связано с ограниченностью ресурсов, используемых для получения благ. Невозможность удовлетворить безграничные потребности, ставит субъекты (домашние хозяйства, компании, государства) перед постоянным выбором:

  1. Что производить?
  2. Какие использовать технологии?
  3. Кого и как привлечь к производству?
  4. Для кого предназначены результаты работы?

Поиск эффективных путей расходования ресурсов для повышения благосостояния граждан и общества в целом – основная функция экономической науки.

Предметом изучения являются субъекты хозяйственной деятельности – люди, отдельные хозяйства и общество в целом. Поэтому экономику относят к социальным наукам . Economics или экономическая теория – это познание мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, формулирование законов хозяйствования.

По масштабу исследований выделяют макро- и микроэкономику. Микроэкономика фокусируется на индивидуальных потребителях и производителях. Это может быть человек, бизнес или государственная организация. Микроэкономика изучает как люди торгуют друг с другом, как и предложение товаров.

Макроэкономика изучает закономерности на уровне отрасли, государства или мира в целом. Рассматриваемые темы включают в себя государственную фискальную или денежно-кредитную политику, уровень , изменения валового внутреннего продукта, бизнес-циклы, которые приводят к буму или спаду производства, депрессиям.

7 научных школ экономики перевернувших мир

«Экономическая наука чрезвычайно полезна как форма занятости экономистов».
Джон Кеннет Гэлбрейт

Экономика как наука прошла очень длинный путь. Считается, что слово «экономия» придумал древнегреческий поэт Гесиод (8-7 века до н.э.), который писал, что «для преодоления скудости труд, материалы и время должны быть правильно распределены».

В переводе с греческого термин обозначает «законы ведения домашнего хозяйства», от «ойкос» (οἶκος) — дом, имущество, хозяйство, и «номос» (νόμος) — правила, закон. Проблемы разделения труда, формирования стоимости, обращения денег, богатства, создания «идеального» общества рассматривали античные ученые. Аристотель считал экономику наукой о богатстве .

До наших дней дошел трактат «Экономика» (Ойкономика) афинского историка и политического деятеля Ксенофонта, в котором доказывается важность науки, а также описываются различные способы ведения хозяйства и земледелия.

1. Меркантилизм

Начальная теоретическая школа по экономике появилась в 15-17 веках н. э. и называлась . Меркантилисты приравняли богатство к деньгам. Представители этого направления предлагали богатство граждан и государства повышать накоплением золота и серебра.

Для достижения цели правителям рекомендовали расширять торговлю и копить драгметаллы в казне . Внешнеэкономический обмен последователи теории предлагали строить на принципах разорения соседей, увеличивая экспорт товаров и снижая импорт, тем самым привлекая зарубежное золото в страну.

2. Физиократия

Утверждения меркантилистов опроверг французский экономист Ф. Кенэ. Он основал новое учение – физиократию. Впрочем, сами последователи называли себя экономистами, а термин «физиократизм» («власть природы») введен в оборот позднее Адамом Смитом.

В отличие от меркантилистов, основой богатства страны эта школа считала сельское хозяйство .

Благосостояние государства увеличивается, если стоимость продукции, полученной в сельхозпроизводстве, превышает сумму продукции, потраченной для ее создания. То есть, растет так называемый «чистый продукт». Единственным производительным классом Кенэ считал земледельцев.

Хозяйственный процесс физиократы называли естественной гармонией, в которой нет места государству. Правительству не следовало вмешиваться в экономику, установив законы, которые бы не мешали течению «естественных законов природы».

3. Классическая школа (конец 17 – начало 18 вв)

С появлением классической школы экономическая теория приобретает статус научной дисциплины с названием политическая экономика . Классики свели в единое целое все, что изучает экономика, систематизировали положения, наблюдения, выводы, согласовали категории и понятия.

Первым экономистом в современном значении слова был шотландец Адам Смит (1723—1790). Он заложил основы трудовой теории стоимости и показал значение разделения труда как условия повышения производительности.

4. Марксизм

Карл Маркс и Фридрих Энгельс заложили теорию строительства справедливого общества без . основана на следующих принципах:

  1. средства производства принадлежат обществу, а не частным лицам;
  2. недопустима эксплуатация человеческого труда;
  3. равная плата за труд;
  4. полная занятость.

Для формирования такой модели общества экономика должна полностью регулироваться из центра.

5. Маржинализм

Теория маржинализма сформировалась как ответная реакция на учение К. Маркса. Экономические закономерности изучаются с использованием крайних величин или состояний.

Отвергаются классические подходы к цене товара на основе затрат труда и других факторов. Ценность определяется полезностью продукта , то есть его способностью удовлетворять потребности потребителя.

6. Неоклассическая школа

Неоклассическая школа – это синтез идей классического направления и марженализма. В настоящее время учение преобладает среди западных экономистов.

7. Кейнсианство

Кейнсианство — теория государственного регулирования рынка. Последователи направления предлагают устранять неравномерность спроса и предложения путем изменения денежной наличной массы. Эти меры влияют на занятость, поток , валовый национальный продукт и способствуют преодолению экономических кризисов.

4 типа экономики используемых в мире

В зависимости от того, как решаются основные проблемы и кому принадлежат средства производства, принято выделять 4 вида экономики:

  1. традиционная;
  2. рыночная;
  3. командная (плановая);
  4. смешанная.

При традиционном укладе жизни земля и орудия производства принадлежат племени, а результаты труда распределяются по традициям, передающимся из поколения в поколение.

Такая экономика отторгает любые нововведения, производство ведется по отсталым технологиям с преобладанием ручного труда. Традиционная экономическая система сохранилась в некоторых отсталых странах Африки.

Рыночная экономика основана на частной собственности. Хозяйственная деятельность осуществляется в соответствии с личными интересами и регулируется механизмами рынка. Государство слабо влияет на экономические процессы.

При плановой экономике основные решения принимает власть. Хозяйствующие субъекты не заинтересованы в результатах труда и не имеют свободы выбора.

Смешанная экономика предполагает сочетание частной и государственной собственности. Недостатки рыночной системы сглаживаются государственным регулированием. Государство участвует в предоставлении социальных благ и услуг.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое модернизация Что такое стагнация простым языком Что такое рецессия Что такое рынок - каковы его функции в экономике и какие виды рынков различают

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...