Когда было рождение иисуса христа. Тайны Библии

Диакон Артемий Сильвестров опровергает либеральный миф о том, что православные в не то время празднуют Рождество Христово …

В эти предпраздничные дни либеральная бульварная пресса наполняется сетованиями на тему, что вот, мол, все-то неправильно у этих христиан вообще, а у православных в особенности, дескать, неправильно они празднуют Рождество - не тем числом, не в ту дату и не в том году и т.д. И, действительно, в атеистической (а первоначально - в оккультной) мифологии существует тезис о том, что Иисус Христос, мол, родился не в декабре и не в январе! Хотя никакой аргументации подобных утверждений не предоставляется, но коли сомнение посеяно, то нашим долгом будет рассмотреть и раскрыть вопрос - когда же, на самом деле, родился Иисус Христос?

В каком году родился Иисус Христос?

Да, действительно, та дата, которая обозначена, как год рождения Иисуса Христа на сегодняшний день в известной степени условна! Эту дату установил римский архивист монах Дионисий Малый в 525 г. Он получил ее в результате скрупулезных подсчетов этапов правления различных римских императоров и консулов. Основываясь на этих исчислениях, он установил, что Господь Иисус Христос родился в 754-ом году от основания Рима. Здесь следует напомнить, что до 525 г. не было «сплошного» или общего летоисчисления - чаще всего время определялось «годом от основания Рима», а еще чаще даты были совсем условные - «такой-то год консульства такого-то консула» или «такой-то год правления такого-то императора». И в этом отношении установление единой хронологической «линейки» есть несомненная заслуга Дионисия Малого.

Увы, но позже более детальная проверка показала, что исчисление Дионисия оказались ошибочными. Архивист ошибся как минимум на 5 лет, и в действительности Иисус Христос родился пятью годами раньше, нежели было обозначено. Однако, расчеты Дионисия, положенные в основу «церковного календаря», с X века сделались общераспространенными в хрониках государственных летоисчислений христианских стран (как и продолжается поныне). Но, как было сказано выше, на сегодняшний день большинством хронологов эта «эра» признается ошибочной!

Историческое несоответствие обнаружилось при детальном анализе евангельских повествований и светских хроник: Ирод Великий, по приказу которого избивались младенцы, среди которых (как думал Ирод) присутствует Богомладенец Христос, умер за 4 года до «Рождества Христа» (согласно дионисианской хронологии). А из Евангельских повествований (Мф. 2:1-18 и Лк 1:5) мы ясно видим, что Христос родился еще во время царствования этого жестокого иудейского царя, правление которого, согласно различным историческим данным, приходится с 714 по 750 гг. от основания Рима. Умер Ирод за восемь дней перед Пасхой в 750 г, вскоре после лунного затмения, которое приходилось согласно наблюдению астрономов в ночь с 13 на 14 марта 750 года. Иудейская же Пасха выпадала в тот год на 12 апреля. Все вышеприведенные данные позволяют утверждать, что царь Ирод умер в начале апреля 750 г., а, соответственно, Христос никак не мог родиться на четыре года позже - в 754 г, т. к. это будет противоречить Евангельским повествованиям.

Пытаясь установить иную точку опоры для вычисления даты Рождения Иисуса Христа, исследователи сосредоточили пристальное внимание на иных исторических данных, сообщаемых в Новом Завете в контексте рождения Богомладенца. Так, в область их внимания попала общенародная перепись, упоминаемая в Евангелии от Луки 2:1-5. Эта перепись, в которой принял участие и Сам Господь, была начата по повелению императора Августа в 746 г. Однако Иудея была глухой провинцией Римской империи и государево повеление об исчислении подданных дошло до нее уже в последние годы царствования Ирода. Вследствие этой переписи, в Палестине произошло народное восстание. Ирод подверг его зачинщика некоего Февду сожжению 12 марта 750 г. Вследствие скорой смерти Ирода перепись была приостановлена. Возобновить и закончить перепись удалось «когда Сириею управлял Квирин» (Лк. 2:2). Однако исследователи склоняются к тому, что Дева Мария, Иосиф и Богомладенец вошли в исчисление граждан Римской империи, все же, в «первую волну» обсуждаемой переписи - еще при жизни Ирода Великого.

Еще один исторический аспект, сообщаемый Евангелием, помогающий установить год рождения Иисуса Христа, связан с жизнью св. Иоанна Крестителя. Согласно Евангелию от Луки (3: 1) св. Иоанн Предтеча выступил на проповедь в пятнадцатый год правления Тиверия Кесаря. По выражению Евангелиста Луки, Господу Иисусу было в это время «лет тридесять» (Лк. 3: 23), т. е. 30. Известно, что император Август принял Тиверия в соправители за два года до своей смерти в январе 765 г, т. е. в 763 г., а соответственно «пятнадцатый год правление Тиверия Кесаря» начинался в январе 779 г. Несложными арифметическими вычислениями мы вполне можем определить год рождения Иисуса Христа, как 749 г. от основания Рима.

Очень важное свидетельство дают нам в этом отношении астрономические вычисления. Согласно данным Евангелия, Крестная смерть Господа Иисуса Христа произошла в тот год, когда еврейская Пасха наступала вечером в пятницу. А, согласно уже упомянутым астрономическим вычислениям, таковое сочетание могло прийтись только на 783 г. Иисусу Христу на тот момент шел тридцать четвертый год от Рождения. И, опять же с помощью несложных арифметических вычислений, мы получаем, что Он родился в 749 г. от основания Рима.

749 г. - самая оптимальная и исторически обоснованная дата Рождения Иисуса Христа, которая не противоречит ни Евангельскому повествованию, ни светским хроникам. Но, если мы рассмотрим совокупность традиций разных церквей и христианских исповеданий, то в плане даты рождения Иисуса Христа мы наткнемся на «разброс» в 7 лет. Самая ранняя датировка - 747 г. Именно эта дата считалась официальной и в нашей Церкви до реформы Патриарха Никона - а у старообрядцев и по сей день считают именно этот год годом Рождения Спасителя. Так же считал известный немецкий математик, астроном, механик, оптик Иоганн Кеплер. С его точки зрения именно в 747 г. (от основания Рима) произошла некая констелляция планет (взаимное расположение небесных светил или планет, когда одна планета скрывается за другой, или несколько друг за другом, и они многократно увеличивают свечение в одной точке). Для стороннего земного наблюдателя сие астрономическое явление выглядит, как небывало яркая звезда. Именно таким образом понимал Кеплер упоминаемую в Евангелии Вифлеемскую звезду. Кстати, на эту же дату (747 г. от основания Рима) по причине данного астрономического явления указывал и известный российский церковный историк В.В.Болотов. Самая поздняя дата Рождения Христа, как уже говорилось - 754 г. (западная традиция).

Однако, все-таки, поиски даты Рождества Христова на основании некоторых астрономических явлений (таких как констелляция планет) не могут быть с богословской точки зрения признаны удовлетворительными. Все-таки та звезда вела себя необычно - она указывала волхвам определенный последовательный путь, а не просто некоторый общий вектор движения. Приведя их с востока на запад в Иерусалим, она вдруг повернула на юг чтобы привести волхвов в Вифлеем и более того остановилась над вертепом (хлевом), где находились ясли Богомладенца. Для кометы, а уж тем более для планет или звезд подобное поведение недопустимо. Поэтому уже в IV в. свт. Иоанн Златоуст полагал, что это был ангел, принявший вид звезды. Промысл Божий говорит с людьми на языке ясном и интересном для них самих. Поэтому при всем нашем уважении к науке вообще и к И.Кеплеру, в частности, не стоит с христианской точки зрения придавать особое значение их астрономическим вычислениям в плане идентификации Вифлеемской звезды и установления времени Рождества Иисуса Христа.

Какого числа родился Иисус Христос?

Что же касается более точной даты - в каком месяце, в какой день родился Иисус Христос, то нужно честно сказать, что Церковь не запомнила этого события с хронологической точностью. Однако не торопитесь обвинять христиан в непоследовательности и небрежности. Такая «забывчивость» объясняется тем, что для первых поколений христиан центром всей их религиозной жизни было Воскресение Христа - они были потрясены Пасхальным чудом. Именно с Пасхального приветствия «Радуйтесь» апостолы начинают свою проповедь, обращаясь к иудеям и язычникам. Их взор обращен к будущему, в некую эсхатологическую перспективу - «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22: 20). На тот момент не ощущалось насущной потребности оборачиваться назад, составлять хронологии, этапы земной биографии Христа и т.д.

Предназначение Церкви и Ее будущее для ранних христиан значило много больше, нежели какие-то земные вехи. Отражение этой пасхальной радости мы можем наблюдать и в наши дни - до сих пор в нашей Церкви память святых празднуется в день их смерти, а не в дни рождения. Так же и тогда - память о смерти и Воскресении Христа у первых христиан была настолько остра, что воспоминания об обстоятельствах Его жизни, в том числе и дата Рождения, уходили на второй план и скрупулезно не изучались.

Однако, из внимательного прочтения Евангельских текстов, мы можем определить время года (даже месяц), когда родился Христос. Техника рассуждений такова: первое событие Новозаветного цикла - рассказ о Рождении св. Иоанна Крестителя. Отцом св. Иоанна был священник Захария, служивший в Иерусалимском храме. Согласно Евангелию от Луки, зачатие св. Иоанна произошло после возвращения Захарии из Иерусалимского храма домой после прохождения т.н. священнической чреды. При учреждении храмового священства царем Давидом было установлены 24 чреды служения священников-левитов (т.е. очередность служения). Всего было 24 чреды, говоря современным языком - 24 священнических «бригад», каждая из которых, поочередно сменяя друг друга, сроком по 2 недели служила в храме. И так проходил целый год. Священник Захария был из Авиевой чреды, которая, согласно Священному Писанию, была 8-я по счету (из 24). Еврейский богослужебный календарь начинался с месяца «нисан» (или «авив»), т.е. с марта-апреля современного календаря. Тогда заступала на служение 1-я чреда. Если мы прибавим к нисану 4 месяца (т. е. 8 чред), то получим июль-август. Это время служения священника Захарии. После окончания своей чреды Захария пошел к себе домой в Галилею - это долгий путь, предполагающий прохождение почти всей Палестины.

«После сих дней зачала Елисавета» (Лк. 1: 22) - говорит нам Евангелие. Т.е. время зачатия св. Елизаветой св. Иоанна Крестителя можно условно отнести на сентябрь! В церковной традиции именно 25 сентября (по старому стилю, по новому 6 октября) празднуется день памяти Зачатия св. Иоанна Крестителя. Добавляя к этому 9 месяцев, мы получаем дату рождения св. Иоанна Предтечи - 24 июня по церковному календарю (7 июля по новому стилю). Но пока св. Елисавета была беременна, произошло еще одно очень важное событие - на 6-й месяц ее беременности Архангел Гавриил благовествует Деве Марии бессеменное зачатие Богомладенца и повелевает Ей идти навстречу Ее родственнице Елисавете. Из этого видно, что между зачатием св. Иоанна Крестителя и зачатием Иисуса Христа проходит 6 месяцев. Соответственное временное расстояние существует и между днями их рождения. Если св. Иоанн Креститель рождается 24 июня, то, прибавив 6 месяцев (учитывая особенность лунного календарь), получаем дату Рождения Христа - 25 декабря (7 января по новому стилю). Это наиболее текстологически аргументированная дата Рождества Христова. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что и эта дата до известной степени является условной.

Под конец хотелось бы развеять еще один миф. В псевдонаучной литературе можно встретить утверждение, что праздник Рождества Христова был якобы введен Церковью, для того чтобы вытеснить приходящийся на конец декабря языческий праздник бога-солнца. Собственно, доля правды в этом утверждении имеется, только нужно отметить некоторую погрешность сей конспирологической теории, которая подразумевает, что причина, производящая некоторое следствие, может быть исключительно одна и мотив некоторых действий может быть только один. Это не так - и причин и мотивов может быть несколько! Действительно, в III в. Рождество Христово отмечалось в составе праздника Богоявления (Теофании), который приходился, как и сейчас на 6 января (19 января по новому стилю). В этот день вспоминалось и Рождение Христа, и выход Его на общественную проповедь (собственно Богоявление). Но в конце IV века в Риме было принято решение, что такое событие как Рождение Христа заслуживает отдельного воспоминания, отличного от выхода уже взрослого Христа на проповедь. И дата Рождения Христа была в значительной степени ясна. И как раз в эти дни еще заскорузлая языческая традиция привыкла праздновать день рождения бога Митры - бога Солнца в митраизме (митраизм до принятия христианства был распространенной религией в Риме). И тогда Церковь мудро решила не менять календарно-народные привычки, но поменять сам предмет, само содержания праздника. Язычники праздновали день рождения солнца, христиане не стали ломать эту привычку, Церковь просто указала - Кто есть Истинное Солнце и чей этот День Рождения - Тебе кланятися Солнцу правды и Тебе ведети с высоты Востока, Господи, слава Тебе!

Диакон Артемий Сильвестров , руководитель православного молодежного миссионерского центра Новосибирской митрополии, помощник благочинного Новосибирского городского округа по катехизации и работе с молодежью, помощник руководителя молодежного отдела Новосибирской митрополии, помощник председателя подотдела катехизации отдела образования и просвещения Новосибирской митрополии, помощник председателя подотдела по воскресным школам отдела образования и просвещения Новосибирской митрополии

Сколько времени прошло с момента Рождества Христова? Странный вопрос, подумает большинство. Какой сейчас год? Вот столько лет и прошло. Как родился, так и начали заново годы считать. Эх, если бы так всё было просто. Когда он родился (а даже убежденные атеисты сам факт существования Иисуса не отрицают), дату никто фиксировать не посчитал нужным, в книги не вносили и всезнающих баз данных еще не придумали.

Католики, например, считают, что случилось это 25 декабря. Тогда и отмечают эту дату. А православные празднуют 7 января, по старому стилю. В западных странах принято на Рождество устраивать сценические представления с участием девы Марии, новорожденного Иисуса и мудрецов-волхвов, принесших ему дары. В России принято проводить торжественные богослужения.

Согласно Библии, Иисус родился в хлеву. По текстам Евангелия от Луки, Мария, будучи беременной, пришла в город Вифлеем. "И родила Сына Своего первенца, и спеленала его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице." Место рождения, таким образом, установлено по крайней мере с точностью до города.

А вот дата Рождества (в смысле - рождения) Христова точно не установлена. В Библии дата не указана, а лишь даются некоторые намеки. Точные число и год начали искать уже в первые столетия нашей эры (однако, уже к тому времени прошло немало лет, живых очевидцев не осталось, а культура ведения документации еще не прижилась). Античные ученые получали весьма разные результаты - от 8 года до н. э., до 6 года н.э. (в пересчете на наше летоисчисление). В итоге всех устроила дата - 1 год н.э. Ее и зафиксировал один из папских архивариусов Дионисий Малый в 525 году.

Откуда взялся день - 25 декабря? Апологетом этой даты был Святой Иоанн Златоуст. Его доводы были таковы: Иоанн Предтеча был зачат 23 сентября, а на шестой месяц после этого произошло Благовещенье Девы Марии - о непорочном зачатии. Которое, в свою очередь, случилось 25 марта. А через девять месяцев 25 декабря родился Иисус Христос.

Этой версии, однако, противоречит тот довод, что только в 354 году появляется первое упоминание о праздновании рождества Христова 25 декабря - в день зимнего солнцестояния, солнцеворота. И напрашивается гипотеза, что праздник 25 декабря был введен церковью для того, чтобы подменить, приходящиеся на то же самое время языческие торжества по поводу рождения непобедимого бога-Солнца.

Однако, и с годом-то не всё до конца ясно!

Из священных текстов известно: "В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правлении Квириния Сириею (Лука). Собственно, ради постановки на учет Мария и пошла в Вифлеем, где и родила. Матфей подтверждает, что " …Иисус родился в Вифлееме". И добавляет: "…во дни царя Ирода…". Беда в том, что имеющихся источников недостаточно, чтобы определить кто и когда правил, поскольку в те времена была принята система летоисчисления по правящему царю: год такой-то правления Ирода. И все. Кто за кем не всегда можно точно сказать, не говоря уж о точных датах.

По всем имеющимся документам, выходит разброс с 12 года до нашей эры до 4 года нашей. На помощь могут придти астрономы, поскольку волхвы ведь говорили, что "видели звезду Его на востоке…". "И се, звезда… шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец" (Матфей). Это - знаменитая "путеводная звезда", она же - Вифлеемская, символ её и сейчас украшает каждый год рождественские елки.

Предположим, что волхвы наблюдали некое реальное астрономическое событие. Считается, что на роль "путеводной звезды" лучше всего подходит комета Галлея. Кстати, именно в виде кометы изобразил "Вифлеемскую звезду" итальянский художник Джотто в 1301 году на своей картине, посвященной рождению младенца Иисуса. Специалисты и отыскали и более надежные источники - например, наблюдения древне-китайского астронома Ма Туан Лина. Из них следовало: комета Галлея впервые показалась 26 августа 12 года до нашей эры. Получается, что и рождество надо передвинуть назад. Комета Галлея была видна по утрам в созвездие Близнецов. И двигалась к границе созвездий Льва и Девы. На 13-й день комету можно было наблюдать вечерами. Затем она обогнула Млечный Путь и ушла к югу. Видна была, в итоге, 63 дня. Но никак не до декабря.

Волхвы, предположительно, направлялись в Иудейское царство из соседнего - Набатеи. И двигались все время на запад. "Звезда", она же комета, шла как бы перед ними - с севера на юг. Не понятно, правда, как возникла иллюзия, что она остановилась. Но произошло это в Вифлееме Галилейском. Там волхвы и нашли, возможно, единственную семью, в которой имелся новорожденный. Им оказался Иисус. Современные расчеты показывают, что в созвездие Льва комета вошла в первых числах сентября и направилась к звезде Регул - "маленький царь". Тогда-то, по мнению ученых, волхвы и заметили ее в предрассветные часы на восточной стороне неба. А поскольку Созвездие Льва связывали с именами Иуды и его "колена", то появление тут новой звезды, да еще рядом с Регулом, можно было расценить как знамение о рождении нового "царя иудейского".

Однако 7 сентября комета вышла из созвездия Льва. Стало быть, делают вывод специалисты, Иисус должен был родиться где-то между первыми числами сентября по 7-е. Но на 12 лет раньше, чем принято сейчас считать.

Впрочем, путеводной звездой, возможно была и не комета.

В конце 2010 года британский астроном Марк Томпсон (Mark Thompson) еще раз усомнился в кометной версии. А стало быть и в дате рождения Иисуса. И главный довод ученого состоит в том, что жители Иудеи не заметили на небе ничего особенного. Комета же наверняка привлекла бы их внимание. По этой же причине отвергается взрыв сверхновой, которому тоже иногда отводится роль "путеводной звезды".

Значит, на небе случилось нечто менее значительное, однако заметное для мудрецов-волхвов. Томсон считает, что дело в наложении на звезду Регул (это самая яркая звезда в созвездии Льва) самой яркой планеты Юпитера. В рузельтате образовалась искомая "путеводная звезда". Однако и это явление не дает точную дату. Компьютерное моделирование показывает, что примерно 2 тысячи лет назад Регул и Юпитер соединялись трижды: 14 сентября в 3 году до нашей эры, 17 февраля 2 года до нашей эры и 8 мая 2 года нашей эры.

Австралийский астроном Дэйв Ренеке (Dave Reneke) считает, что Иисус родился 17 июня 2 года до нашей эры. А роль Вифлиемской звезды он отводит слиянию на небе Юпитера и Венеры. К аналогичным выводам пришли и в Университете Индианы (Indiana University) под руководством профессора астрономии Холлиса Джонсона (Hollis Johnson). Тогда вместо 2011 года наступил уже 2013.

Даже церковные иерархи иногда вносят сумбур в умы своей паствы. Недавно отличился Архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс во время выступления по телеканалу Би-би-си (ВВС). Тогда он назвал события, связанные с появлением младенца Иисуса на свет, всего-лишь легендой. "Доказательства существования волхвов практически отсутствуют" - заявил Архиепископ. Единственное упоминание о мудрецах с Востока встречается в Евангелии от Матфея, и оно весьма туманное.

Таким образом, по Томпсону вместо 2011 года наступил то ли 2014, то ли 2013, по Уильямсу - 2013. В любом случае, конец света предсказанный календарем майя мы уже проскочили.

Ответ на этот вопрос имеет огромную важность, если вспомнить, что летоисчисление в странах, где распространено христианство, ведется "от рождества Христова". Год рождения Иисуса делит всю историю на "до нашей эры" (или "до рождества Христова") и "нашу эру" (или "после рождества Христова"). Таким образом, изменение года рождения Иисуса заставит пересмотреть всю хронологию исторических событий.

Попытки установить год рождения Христа по датам сопутствующих событий (годов правления императоров, царей, консулов и т.п.) не привели к какой-либо конкретной дате. Скорее всего, Иисус родился между 7 и 5 годами до н. э.

Возьмем библейский рассказ об избиении младенцев, который присутствет в Евангелии от Матфея. Царь Иудеи Ирод, узнав, что родился младенец, которому богом был якобы обещан иудейский престол, приказал убить в стране всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет. В Иудее действительно был царь по имени Ирод, но правил он, если пользоваться нашей хронологией, с 37 по 4 год до нашей эры. Получается, что или Иисус родился не менее чем за 5-6 лет до своего рождения, или Ирод избивал младенцев спустя 4 года после своей смерти.

В Евангелии от Луки говорится, что Иисусу было 30 лет на пятнадцатом году правления римского императора Тиберия, который правил с 14 по 37 год нашей эры. Таким образом, получается, что Иисус Христос родился за целый год до даты своего рождения.

По свидетельству того же Евангелия от Луки, в год рождения Христа в Иудее была проведена перепись населения. Ее предпринял римский сановник Квириний. Однако факты истории говорят, что Квириний начал править в Иудее не ранее 7 года нашей эры. И опять получается, что или Иисус родился на 7 лет позже своего рождения, или Квириний стал править на 7 лет раньше, чем это было на самом деле.

В различных современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 г. до н.э. (момент прохождения кометы Галлея, которая могла быть Вифлеемской звездой, о чем речь пойдет далее) до 7 г. н.э., когда проводилась единственная известная перепись населения в описываемый период. Даты после 4 г. до н.э. маловероятны по двум причинам. Во-первых, по евангелическим и апокрифическим данным Иисус родился во времена Ирода Великого, а тот умер в 4 г. до н.э. (по другим данным в 1 г. до н.э.). Во-вторых, если принять поздние даты, то получается, что ко времени своей казни Иисус был бы слишком молод.

Год рождения Христа в том виде, в котором мы его используем, вычислил римский монах Дионисий Малый в 6 веке. Он расчитывал даты пасхи по лунному календарю и заметил, что совпадения дат празднования пасхи происходят ровно через 532 года. Он был поражен, что начало этого 532-летнего периода совпадает со временем, когда, по свидетельству евангелистов, жил Иисус. Дионисий увидел в этом случайном совпадении знак божий и принял его за божественное свидетельство о времени рождения Иисуса.

Формулировка "от рождества Христова" стала использоваться в документах с 1431 года.

Остановимся более подробно на некоторых моментах, связанных с годом рождения Иисуса.

Библия

Вот как описывается рождение Иисуса в Евангелии от Матфея:

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. ... [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. (Мф 2:1-9).

Здесь описаны, по сути, два события, которые объединены в одно:

1. вспышка новой звезды,

2. движущаяся звезда, то есть, вероятнее всего, пролет кометы через Солнечную систему.

Рассмотрим эти события по порядку.

1. Вспышка новой звезды

Посмотрим на приведенную картину. На ней мы видим Луну, а ниже нее - еще одно светило. Причем это не протая звезда на небе, а нечто, сопоставимое по яркости с самой Луной. Такое явление напоминает вспышку новой звезды.

Вспышка звезды – это взрыв угасающей звезды. Такие взрывы называют сверхновыми. В результате образуется облако газов, разлетающихся в разные стороны, образуя иногда скопления и туманности.

Можно ли увидеть невооруженным взглядом вспышку сверхновой, ведь оптических наблюдательных приборов у волхвов, надо полагать, не имелось?

По сведениям древних китайских и корейских хроник о необычайных небесных явлениях, происходивших в период с 10 г. до н.э. по 13 г. н.э., вспышка яркой новой звезды зафиксирована весной 5 г. до н.э. в непосредственной близости от Бета созвездия Козерога. Эту новую можно было наблюдать на восточной стороне неба до солнечного восхода в течение 70 дней.

Самая яркая сверхновая, отмеченная в исторических записях, наблюдалась в созвездии Волка в 1006 году. На основании сохранившихся записей о наблюдениях установили, что видимая звездная величина сверхновой была сопоставима с освещенностью от Луны. Следующим по яркости является взрыв 1054 года, в результате которого появилась Крабовидная туманность в созвездии Тельца. Она оставалась видимой для невооруженного глаза в течение нескольких месяцев и сияла столь ярко, что была различима даже днем, а ночью при ее свете можно было читать. В 1987 году наблюдалась последняя сверхновая, видимая невооруженным глазом – в Большом Магеллановом Облаке.

Таким образом, увидеть невооруженным глазом вспышку сверхновой можно, но неизвестно, была ли вспышка в те времена, к которым принято относить рождение Иисуса.

2. Комета

На многих старинных изображениях Вифлеемская звезда показана с хвостом, что подтверждает гипотезу о комете, как, например, на приведенной картине. А если присмотреться к приведенной чуть выше картине рождества, можно заметить, что ангелы в правом верхнем углу как бы несут некий светящийся объект с хвостом.

Хочется отметить, что в древние времена прохождение кометы считалось источником зла. Почему волхвы приняли ее за благое известие - не совсем понятно.

Всего комет в Солнечную систему залетает довольно много. Однако далеко не все они видны невооруженным глазом с поверхности Земли.

Когда заходит речь о комете, чаще всего вспоминают комету Галлея. Это единственная короткопериодическая комета, видимая невооруженным глазом на небе. Период обращения ее вокруг Солнца – 75-77 лет. Каждый раз период изменяется вследствие притяжения других планет, в первую очередь Юпитера и Сатурна. Последнее прохождение кометы было в 1986 году. Исходя из этого, можно вычислить все ее предыдущие появления. Такие вычисления были сделаны астрономами: 1910, 1835, 1759, 1682, 1607, 1531, 1456, 1378, 1301, 1222, 1145, 1066, 989, 912, 837, 760, 684, 607, 530, 451, 374, 295, 218, 141, 66, -12 (12 год до н.э.). Начиная с 1456 года, расчеты подтверждаются документальными данными астрономических наблюдений кометы.

Получается, что, как ни крути, а в 1-м году нашей эры комета Галлея никак не могла появится около Земли.

Может быть, это была другая комета? Не короткопериодическая, а долгопериодическая?

Кроме того, в астрономии известны случаи, когда за короткий промежуток времени яркость кометы увеличивается в сотни тысяч раз, из-за чего невидимая невооруженным глазом комета становится на время видимой, а потом опять затухает. Такова, например, комета Холмса, которая в 2007 году всего за 48 часов увеличила свою яркость в 400 тысяч раз. На данный момент это самая сильная зафиксированная вспышка кометы. Кстати, открыта эта комета была тоже благодаря аналогичной вспышке. Есть зафиксированные случаи вспышек других комет, благодаря которым они становились видимыми.

Может быть, именно такая "звезда" шла и остановилась, то есть перестала быть видимой? Тогда, может быть, никакой новой звезды не вспыхивало, а вспыхнула именно комета?

Палея

Еще одним источником сведений о дате рождения Иисуса является Палея – памятник древнерусской литературы византийского происхождения, излагающий ветхозаветную историю с дополнением апокрифических рассказов.

Палея – это старая церковная книга, в настоящее время вышедшая из употребления, но до 17 века заменявшая собой Ветхий завет для русских читателей. Палея освещала также и новозаветные события, иногда дополняя Евангелия. При этом Палея существенно отличалась от привычного сегодня Ветхого завета. Это был не просто вариант Библии, а самостоятельная книга. Но она освещала те же события, что и современная каноническая Библия.

В Палее указаны три даты, относящиеся к Иисусу: дата рождения, дата крещения и дата распятия. Причем все три даты записаны в двух форматах: дата от сотворения мира (или дата от Адама) и дата в старом индиктовом формате.

Индиктовые даты записывались тремя числами:

  • индикт, который менялся от 1 до 15 и снова сбрасывался на 1;
  • круг Солнцу, который менялся от 1 до 28 и снова сбрасывался на 1;
  • круг Луне, который менялся от 1 до 19 и снова сбрасывался на 1.

Числа 15, 28 и 19 являются взаимно простыми, и любое их сочетание повторяется только через количество лет, равное произведению этих чисел: 15 x 28 x 19 = 7980. Следовательно, на отрезке времени продолжительностью 7980 лет индиктовый способ однозначно задает год.

Посмотрим теперь на даты, записанные в Палее в этих двух форматах:

Сразу бросается в глаза, что год распятия указан 5530. Ведь Иисусу было 33 года, когда его распяли. Почему же тогда не 5533? А вот крестился Иисус, судя по Евангелию от Луки, в 30-летнем возрасте, поэтому 5530 год больше подходит для крещения.

Но 5500 год от сотворения мира должен быть записан как индикт 10, круг Солнцу 12, круг Луне 9. В 5530 году индикт был 10, круг Солнцу 14. В 5533 году индикт был 13, круг Солнцу 17.

Есть только два возможных способа расшифровать указанную в Палее тройку дат в точном соответствии с евангельским описанием: от рождества до крещения – 30 лет, от крещения до распятия – 3 года.

Первый вариант: 87 г.н.э., 117 г.н.э., 120 г.н.э.

Второй вариант: 1152 г.н.э., 1182 г.н.э., 1185 г.н.э.

Опять нет попадания в 1 год н.э.

В нынешнее время под зодиаком понимается нечто, имеющее отношение к астрологии, гаданию по звездам и предсказаниям судьбы.

Но так было не всегда. В Древнем Египте под зодиаком понимался достаточно точный способ записи дат.

Что представляет собой египетский зодиак? На нем в виде круга изображены 12 созвездий, которые составляют зодиакальный пояс: Овен, Телец, Близнецы и т.д. В центре круга - Солнце. В этом круге движутся планеты и Луна. Созвездия представляют собой как бы циферблат, а планеты - стрелки, которые перемещаются относительно созвездий. Если в определенный день зарисовать положение планет и Луны относительно созвездий, как раз и получится зодиак, в котором записана дата этого дня. А само расположение планет относительно созвездий называется гороскопом.

Такой способ записи дат имеет большое преимущество: он не зависит от точки отсчета, которая всегда выбирается относительно чего-то (сотворения мира, рождества Христова и т.д.).

Созвездия, Солнце, планеты и Луна на зодиаке изображаются с помощью различных символов.

Кроме символов, описывающих определенную дату, на зодиаке указываются положение планет и Луны в дни летнего и зимнего солнцестояния, а также весеннего и осеннего равноденствия. То есть на одном зодиаке может быть до 5 гороскопов: 1 основной, содержащий дату события и до 4 вспомогательных, чтобы можно было однозначно определить основную дату.

В 1826 году в Лондоне была издана книга "Астрология" Эбенезера Сибли. В ней приведен рисунок с зодиаком, изображащем дату рождества Иисуса. Об этом говорит надпись в середине рисунка и изображение рождества, помещенное под ним.

Этот зодиак считается церковью еретическим.

Кроме этого...

Итак, когда в самом деле родился и жил Иисус - тайна, покрытая мраком.

Но в пользу того, что Иисус жил в средние века веке, говорит еще один вполне официальный исторический факт.

Одна из оглашенных причин крестовых походов 11-13 веков - отомстить евреям за распятие Христа. То есть христиане шли мстить евреям за убийство своего уважаемого учителя и проповедника.

Если бы распятие состоялось лет за 20-30, пусть даже 50 до крестовых походов, такая причина выглядела бы вполне логично. Крестоносцы шли мстить еще живым свидетелям распятия Иисуса или их детям. Точно так же Мухаммед в 622 году вынужден был покинуть Мекку, но затем в 629 году (через 7 лет) вернулся со своими последователями и завоевал ее. То есть еще раз: если между распятием и отмщением небольшой промежуток времени, то выглядит все вполне логично.

Но если Иисуса распяли в 33 году, а первый крестовый поход состоялся в 1096, то их разделяет аж целая тысяча с хвостиком лет. Христианам вдруг через 1000 лет пришло в голову, что надо пойти и отомстить за смерть учителя. С тем же успехом Россия может сейчас объявить войну Монголии, чтобы отомстить за монголо-татарское иго. Конечно, любая война ведется за ресурсы, а религия - лишь инструмент, но не цель. Тем не менее, сама идея пойти и отомстить через 1000 лет выглядит как-то нелепо.

Во все времена людей волновал вопрос - когда родился Иисус. С тех пор прошло не одно тысячелетие, а ученые, теологи, историки, даже искусствоведа и литераторы до сих спорят о дате и месте рождения Иисуса Христа.

Год рождения Иисуса

Начнем с того, что Иисус является совершенно реально существовавшей личностью, в наше время споров на эту тему не возникает. А если жил, значит, есть число, месяц и год, когда родился Иисус Христос. Библия говорит, что в день рождения его сна на небе горела яркая звезда. Ученые доказали, что такой звездой могла быть комета, которая как раз в то время была видна с Земли в Иудее (Израиле). Этот факт неоспорим. А вот с датой, когда комета пролетела над Землей, опять у многих ученых возникают разногласия. Если собрать многие высказанные мнения, то определится временной отрезок, в течение которого родился Иисус. Это с 12 года до нашей эры по 4 год нашей эры. Это время правления царя Ирода, когда он вел свою войну с младенцами. Этот факт тоже исторически доказан. Конечно, 16 лет большой промежуток времени, но за давностью лет и из-за огромной противоположности документальных свидетельств в виде Евангелие, даже такой разброс можно считать полным попаданием в цель. Эти даты позволяют нам доподлинно ответить на вопрос, в каком году родился Иисус.

Дата рождения Иисуса

Теперь можно остановиться на числе рождения Иисуса. Мы празднуем Рождество в декабре-январе из-за разницы в календаре. 26 декабря отмечается католическое Рождество, 7 января – православное. А что же говорят ученые об этих датах? Даже в православных религиозных источниках можно прочитать, что рождение Христа было весной, 25-27 марта. Об этом говорят описания этого события во всех источниках. Но 26 декабря на тот момент праздновался языческий День солнца. И дабы отучить население от «плохого» праздника, древние церковники узаконили Рождество именно в этот день. Это мнение современной православной церкви!

Современные астрологи тоже занимаются исчислением даты рождения Иисуса Христа. Герман Ломов написал целый труд «И это все о Нем», посвященный именно дате рождения Христа. Он свел воедино исследования многих астрологов, живших в разных городах, странах и веках. Исследователи человеческих судеб по звездам выстроили гороскоп Христа и вычислили его точную дату рождения (на их взгляд) – 24 декабря.

Место рождения Иисуса

С местом, где родился Иисус, такой путаницы нет, версия одна. Отец его Иосиф и мать его Мария жили до момента зачатия Мессии в Назарете. Но перед родами ангел известил Иосифа о том, что ребенок должен родиться в Вифлиеме. Поэтому Фифлием – город, в котором родился Иисус. Туда семья и отправилась, прямо накануне рождения младенца. Как только Иисус родился и волхвы вознесли благую весть, а пастухи увидели звезду, все побывали в том хлеву, где отдыхала Мария с младенцем и принесли им свои дары. После этого из-за преследований Ирода семья бежала в Египет. Прожили они там недолго, Ирод скончался в скором времени. Иисуса родители привезли обратно на родину, в Назарет, еще в младенческом возрасте.

История убеждает лучше! (Рождественская ель и Рождество - вся правда)

"Рождественская ель - знак света Христа, убежден Бенедикт XVI

Ватикан, 19 декабря, ZENIT - Agnuz - Рождественская ель - знак "лучезарного света" Христа, отметил Папа Бенедикт XVI на встрече с делегацией из Австрии, в которую вошли как миряне, так и священнослужители.

Делегация прибыла из австрийского города Эфердинг, подарившего Ватикану 27-метровую ель, которая уже установлена и украшена на площади св. Петра.

"На Рождество радостное известие о воплощении Искупителя раздается во всех частях мира: Долгожданный Мессия соделался человеком и обитал среди нас", - сказал Святейший Отец, обращаясь к своим гостям в Апостольском дворце.

"Своим ярким присутствием, Иисус рассеял тени порока и греха и принес человечеству радость божественной ослепительной любви, знамением и напоминанием чего служит рождественская ель", - добавил Епископ Рима.

В этом смысле, продолжил он, ель служит приглашением человеку принять в свое сердце дар радости, мира и любви Иисуса.

Австрийская делегация также представила Понтифику другие, небольшого размера елки, который украсят некоторые комнаты в Ватикане."

http://www.agnuz.info - католический сайт

Ниже предлагаем факты истории, свидетельствующие о подлинном происхождении Рождественской ели и Рождества.

"История отступления Языческие обряды и праздники вкрадывались в христианство параллельно с другими лжеучениями, о которых мы уже писали: культом святых, днем солнца, иконами и т. д. Поэтому, чтобы не повторяться, мы остановимся на некоторых обрядах и праздниках, с которыми сегодня сталкивается каждый из нас. Рождество Одним из крупнейших и наиболее почитаемых праздников, отмечаемых многими христианами, является Рождество. "Из документов явствует, что только в первой половине 4 века римские христиане начали официально праздновать Рождества Христа 25 декабря. Почему выбор пал именно на этот день, не на какой-нибудь еще? Этот день является днем зимнего солнцестояния, когда длина дня начинает увеличиваться и сила солнца возрастает. Язычники-римляне праздновали в этот день рождение непобедимого солнца "Dies natalis Solis Unvicti", праздновали шумно… с пиршествами, обменом подарками. Деловая жизнь в эти дни останавливалась, учреждения не работали, школы были закрыты, не приводились в исполнение приговоры… Такое "присоединение" языческого праздника к христианской церкви было одобрено далеко не сразу и далеко не всеми христианами. Сирийские и армянские христиане обвинили римских христиан в принятии языческого культа, хотя их самих можно было упрекнуть в том, что они праздновали Рождество 6 января, когда отмечался день рождения бога Осириса, отождествляемого также с солнцем. Блаженный Августин призывал своих братьев во Христе устраивать 25 декабря праздник не в честь солнца, а в честь Того, Кто это солнце сотворил. Еще в 5 веке папа Лев Великий (440-461) пишет в своем пасторском послании: "Есть среди нас такие, которые считают, что праздновать надо не столько рождение Христа, сколько восход нового солнца…". Таким образом, дата 25 декабря как день рождения Христа была как бы навязана церкви верующими, которые, согласно древним народным обычаям, отмечали в этот день очередную перемену в природе. Эти извечные традиции укоренились глубоко в сознании людей, и не удивительно, что христиане - главным образом простой люд - не могли и не хотели с ними расставаться. И церкви, бессильной искоренить эти обычаи, ничего не оставалось, как приспособить их к своим нуждам и вложить в них новое содержание" [*1]. Прямую связь между днем поклонения богу солнца Митре (египетскому Осирису, вавилонскому Таммузу) признают и сами православные священники. Так, Александр Мень (псевдоним Э. Светлов. - А.О.) отмечает: "Следы огромного влияния митранизма сохранились, однако, и поныне. О нем говорит хотя бы тот факт, что с 25 декабря, "дню рождения солнца", было в 4 веке приурочено празднование Рождества Христова. Святой Иустин и Тертуллиан еще во 2 веке поражались сходству некоторых обрядов митранизма - с церковными. Христианские писатели говорили, что это демоны, соблазняя верных, подражают Церкви" [*2].

Доктор исторических наук, профессор И. С. Свенцицкая пишет в своей работе "Раннее христианство: страницы истории" (стр. 175): "С 4 века 25 декабря - праздник рождения "Непобедимого солнца" - стал отмечаться как праздник Рождества Христова". В предыдущих главах мы уже писали, что культ солнца является древнейшим среди языческих верований.

Одной из древних языческих религий, оказавших большое влияние на формирование религиозных взглядов жителей Киевской Руси, был культ Тенгри. Он был распространен у степных народов - тюрков, гуннов, монголов и др. В его основе лежало поклонение Человеку-солнцу Тенгри-хану (у чуваш - Тура, у монголов - Тэнгер, у бурят - Тэнгэри). Соприкасаясь на протяжении многих веков с этими народами, славяне многое переняли у них, преломив сначала через свои национальные языческие верования, а затем через принятое христианство. Какие же праздники отмечали поклонники Тенгри-хана? "Самым большим праздником считалось Богоявление. Праздник приходился на 25 декабря, когда после зимнего солнцестояния день начинает прибывать и Человек-небо Тенгри-хан выходит в мир.

В этот день полагалось приносить в дом елки - послание от более древнего бога Йер-су, которому поклонялись алтайские народы около 3 тысяч лет назад. У кипчаков именно ель издревле была священным деревом. Обычай почитания ели тюрки принесли в Восточную и Центральную Европу, куда забросила их волна великого переселения народов. В долинах Дуная, Днепра, Дона, Волги праздник этот наверняка существует со времен Аттилы" [*3].

В анналах истории мы находим подтверждение тому, что день солнца 25 декабря отмечался с глубокой древности, еще в Вавилоне. Таким образом, вводя празднование Рождества 25 декабря, император достигал сразу две цели: во-первых, он оставлял язычникам их любимый праздник со всеми его атрибутами, во-вторых, угождал и христианам, наполнив этот день христианским содержанием и символикой. Этот же метод использовали и другие правители, в частности киевский князь Владимир, крестивший Русь.

Итак, мы увидели, что тот праздник Рождества, который соблюдают многие христианские конфессии, имеет чисто языческие корни и обязан своим появлением политической конъюнктуре римского правительства.

Что же говорит нам о праздновании Рождества Священное Писание? Оказывается, ничего! Нигде в Библии нет упоминания о повелении праздновать Рождество. Более того, Писание вообще не сообщает дату рождения Иисуса Христа. Нам вообще неизвестен не только день или месяц, но и год рождения Спасителя мира. Бог в Своем Слове, видимо, не случайно сокрыл от нас эту дату. И прежде чем ответить на вопрос: "Почему?", давайте посмотрим, как отмечается праздник Рождества во многих домах: богато накрытый стол, непременный атрибут которого - выпивка, множество гостей, шутки, песни, танцы, разговоры обо всем, но только не о Христе.

Однако все бывают довольны: и время весело провели, и исполнили обряд - отметили Рождество Христа. Религию Живого Бога заменили ритуалом, поклонением не Христу, но Дню! Не поэтому ли Бог и сокрыл подлинную дату Рождения Христа в Библии?

А все же, можем ли мы по Писанию предположить хотя бы, в какое время года родился Христос? Да, приблизительно можем. На территории Израиля, в районе Вифлеема, где родился Христос, в зимнее время года трава не растет, нередко выпадает даже снег, и выпас скота не производится.

* * *

"Ель - символ храбрости, смелости (до дерзости, безрассудства), приподнятого состояния духа, верности, бессмертия, долголетия, царских достоинств, надежды, жизни. Она символизирует также пламя, огонь.

Новогодняя, рождественская ель воплощает общую идею плодородия. На первый взгляд, этот символ не имеет никакого отношения к тюркской культуре. Однако обратимся к книге Мурада Аджи "Полынь Половецкого Поля": "Казалось бы, рождественская ель … Заметьте, не дуб, не кедр, не сосна, а именно ель! Ее появление ныне связывают с именем Христа. Но в Палестине ели не растут, в Египте - тоже. Первые христиане, жившие в Средиземноморье, не могли видеть елей. Как не могли видеть белого медведя или кенгуру. Значит, праздник ели - это "чужой" праздник в христианстве, он привнесен в Европу и на Ближний Восток, не говоря уж об Африке.У кипчаков же именно ель издревле была священным деревом. И не только у них, но и у других народов Сибири и всей глубинной Азии. Ель впускали в дом. В ее честь устраивали праздники еще три-четыре тысячи лет назад. Очень древняя традиция, которая связанна с Йер-су. Этому богу кипчаки поклонялись до принятия ими тенгрианства. Он пребывал в центре Земли, как раз "там, где, - согласно легенде, - расположен ее пуп и растет гигантская ель".

Около ели сидел старец в халате и с густой белой бородой, его звали Ульгень. Он бывал добрым и щедрым, а чаще - коварным и злым. Раз в год, зимой, он с добром выходил к людям, дети помогали ему раздавать подарки из торбы (мешка). Ульгень приносил елку, около которой веселились всю ночь. Водили хороводы. Они у кипчаков назывались "индербай" - обязательный элемент праздника.

"Ульгень" в переводе с тюркского означает "умерший". Летом он спал в своем подземном мире, а осенью просыпался. До чего же точный образ! Поразительно, ведь в Сибири вечная мерзлота, почва лишь летом оттаивает на метр-два. Следовательно, Ульгень мог спать только под землей, а когда он просыпался и выходил, замирала природа, начиналась зима. Отсюда - "ульгень", что означает "умерший".

Видимо, отсюда и другая традиция - дно могилы тенгрианского священнослужителя полагалось обкладывать лапами ели. Почему? Тот уходил в царство Йер-су, где ель в особом почете. Почитание ели продолжали и тюркские "европейцы", которых Великое переселение народов привело в Европу. Там этот праздник отмечается наверняка со времен Аттилы. Заслуживает внимания, скажем, такой факт: у славян священным деревом считался дуб, у финнов - береза, у греков - олива, а у южных германцев - ель! Тех самых германцев, которые говорили до XVI века на тюркском языке.

Самое первое упоминание о рождественской елке найдено в эльзасских хрониках 1500 года, ведь более ранние документы, написанные по-тюркски, были уничтожены. А в кельтской Англии рождественские традиции появились совсем недавно. Вокруг украшенной елки англичане стали веселиться" http://www.qirimtatar.by.ru/tamgalar.htm

* * *

"Ель у многих европейских народов почиталась священным деревом. Еще у древнегерманских племен был обычай: накануне воинского похода вожди приходили в еловые леса, почтительно останавливались перед деревьями и произносили таинственные заклинания. А на лапах вечнозеленого дерева развешивали разнообразные дары и украшения, чтобы задобрить лесного духа. Люди считали, что именно в кроне пушистой красавицы обитает этот дух. С тех пор обряд почитания ели перешел в Голландию и Англию, а у нас в России он появился благодаря Петру 1, которому очень понравились разукрашенные лесные красавицы. Особым указом 20 декабря 1699 года царь узаконил празднование Нового года, который до этого отмечался в России в марте или в сентябре. Указ гласил: "Считать Новый год не с 1 сентября, а с 1 января сего 1700 года. А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в весели поздравлять друг друга с Новым годом. По большим и проезжим улицам, у дворов перед воротами учинить некоторые украшения от дерев и ветвей сосновых, еловых, можжевеловых."

http://www.sakhalin.ru/boomerang/der/h1.htm

* * *

"Мировая Ось - важнейший элемент мифологической картины мира: она, поддерживая небосвод, воплощает в себе силы Порядка, Блага, Жизни. Наиболее часто она предстает в образе Мирового Древа [Мифы народов мира. Т.1. С.398], которое соединяет воедино землю, небеса и преисподнюю. Нетрудно догадаться, что речь пойдет о новогодней елке. Обычай наряжать на Новый Год елку пришел в Россию из Европы при Петре I, он имеет немецкое происхождение. Однако почитание ели как священного дерева изначально не германское, а кельтское. В культуре галлов ель была воплощением Древа Жизни (то есть Мирового Древа) благодаря своим вечно зеленым ветвям. Заметим попутно, что на русской почве обычай наряжать елку в народной среде не прижился, кажется, вплоть до революции - это объясняется не столько тем, что елка как символ Нового Года была изначально частью дворянской культуры, сколько другим обстоятельством: ель в народной славянской культуре неразрывно связана с миром мертвых (вспомним и современные похоронные венки), а "переназначить" символ гораздо труднее, чем утвердить новый. Поэтому в современные крестьянские дома елка как символ Нового Года пришла через городскую культуру.

Теперь рассмотрим убранство елки. Как станет видно, каждый вид украшений - мифологичен. Но означает ли это, что символика прошла сквозь столетия в актуальном состоянии, что люди, создавая игрушки, шарики, блестки, сознательно обращались к мифологемам? Конечно, нет! В данном случае, как и во многих других явлениях культуры, мы имеем дело с архетипами, заложенными в нашем подсознании; актуализация архетипов - процесс спонтанный и в подавляющем большинстве случаев неосознаваемый (подробнее см. об этом в наших предыдущих работах: на материале литературы - Баркова 1998 б, на материале изобразительного искусства - Баркова 2001).

На верхушке елки горит звезда. Мы все помним то время, когда эта звезда была красной кремлевской. До того она была восьмилучевой серебряной звездой Рождества, и, кажется, сейчас опять постепенно становится ею. Как это согласуется с тем, что было сказано выше - о том, что символ трудно "переназначить"? Как ни странно, согласуется легко, поскольку цвет и "идеологическая нагрузка" звезды - ни что иное, как вторичная мотивация символа. Глубинное значение этой звезды - вершина Мировой Оси, точка соприкосновения земного и небесного миров, то есть то место в мифологической картине мира, откуда горние силы посылают в срединный мир всё, что люди воспринимают как благо. (Заметим кстати, что звезды на башнях Кремля воплощали ту же мифологему, сколь бы ни были атеистами их создатели - но атеизм лишь способствует актуализации архетипов: на них не накладывается вторичная религиозная семантика. В случае с кремлевскими звездами мифологема читалась открыто: как пелось в советских песнях, свет этих звезд озарял всю страну, то есть они эманировали силу Власти, которая декларировалась как абсолютное благо для всего мира.)"

Архетипы легко меняют вторичную мотивацию, и рождественская звезда - это отнюдь не древнейшая трактовка звезды на вершине Мировой Оси, Мирового Древа. Обратившись к кельтской мифологии, сохранившейся в ирландских текстах, мы видим в качестве Мировой Оси копье верховного бога Луга, наконечник которого - Полярная звезда, центр небосвода

[Похищение Быка из Куальнге.С. 351, 487].

http://mith.ru/alb/mith/newyear.htm

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...