Когда георгий кочетков служит в новодевичьем монастыре. Георгий Кочетков,иерей,за штатом Московская епархия РПЦ МП (р.1950)

Атака кочетковцев на
«Русскую линию» продолжается


Итак, как мы уже сообщали в нашем ЖЖ,теперь в качестве «адвоката» священника Георгия Кочеткова
выступил заштатный клирик Павел Адельгейм …


Подробности от "Русской линии":

"Вчера на "Портале-Credo.Ru" было опубликовано открытое письмо заштатного священника Псковской епархии Павла Адельгейма в редакцию сайта «Русская линия» в связи с нашим сообщением «Почему Патриарх поддерживает кочетковцев?». Удивительно, но письмо, адресованное нам, отец Павел отправил не в нашу редакцию, а главному редактору "Портала-Credo.Ru" Александру Солдатову, который и прислал на нашу редакционную почту это обращение.

Отец Павел Адельгейм обвиняет автора записки, легшей в основу заметки «Почему Патриарх поддерживает кочетковцев?», в несправедливой оценке творчества священника Георгия Кочеткова. Заштатный священник, в частности, пишет: «"Возвеселити же ся и возрадовати подобаше" православному священнику об успехе христианской проповеди, которой свящ. Георгий Кочетков отдал десятки лет своей жизни и пастырского служения. А вместо радости находим удивление: "Почему Патриарх его поддерживает?" Да потому, что о. Георгий делает большое и значимое дело христианского просвещения, научения и тайноводства в Церкви».

«Возмущение Автора "записки-обращения" сосредоточено на проблеме богослужебного языка и традиции "вечери любви". Первый вопрос рассматривался на Соборе 1917 г., получил неоднозначное решение, допускающее адаптацию богослужебного языка к пониманию смысла. Агапы представляют древнюю традицию Церкви и не вступают в противоречие с богослужением или вероучением. Что же касается "духа благочестия, нравственности и веры в братствах о. Георгия", - можно только пожалеть, что другие церковные структуры от них отличаются. В братствах о. Георгия живёт дух свободы и любви, взаимопонимания и терпимости, которыми оскудели приходы и епархии РПЦ», - полагает отец Павел Адельгейм.

Мы понимаем желание отца Павла Адельгейма защитить почитаемого им священника Георгия Кочеткова, но мы, в отличие от отца Павла, не можем сделать вид, будто не было итогового заключения Комиссии Русской Православной Церкви по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова. Напомним, что данная Комиссия была создана в мае 2000 года по распоряжению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями священника Георгия Кочеткова, по их мнению, входящими в противоречие с догматическим православным вероучением, Святоотеческим наследием и вековыми традициями Русской Православной Церкви. Комиссия проанализировала опубликованные богословские изыскания священника Георгия Кочеткова и пришла к выводу, что опубликованные им работы содержат целый ряд заблуждений догматического, литургического и канонического характера и адекватно отражают суть его вероучительной деятельности.

В заключение Комиссии, в частности, говорится, что «в трудах свящ. Георгия Кочеткова не только не исповедуется догматическое учение Православной Церкви, утвержденное Вселенскими Соборами и заключенное в форму, смысл и содержание Никео-Цареградского Символа веры, но в них предлагаются составленные свящ. Георгием Кочетковым новые символы веры, в которых отсутствует православное учение о Святой Троице».

Кроме того, по мнению членов Комиссии, священник Георгий Кочетков искажает православное учение о Лице Господа Иисуса Христа и образе Его Воплощения, не верит, что Пресвятая Дева Мария есть Богородица, не верит в то, что Она неизреченно и безмужно зачала во чреве Своем Сына Божия от Духа Святаго, считает, что Причастие в Церкви происходит освященными хлебом и вином, а не Пречистым Телом и Честною Кровию Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, учит, что Вселенские Соборы приносили больше вреда, чем пользы, они рождали большие расколы и разделения, отменяет некоторые из вероучительных решений Вселенских Соборов, объявляя их ошибочными и устаревшими, постоянно противопоставляет свое учение учению Православной Церкви, что неоднократно позволяло обвинять его в распространении сектантского духа, вносящего разлад и смущение в общецерковную жизнь, стремится создать собственную "церковь", со своим собственным вероучением, экклезиологией, иерархией и духовной практикой, при этом видимым образом оставаясь в лоне Русской Православной Церкви и симулируя свою легитимность, считает, что служение на русском языке, помимо улучшения усвоения вероучения, имеет вторую, не менее, а может быть более важную миссию: демифологизировать церковное мышление, которое засорено "мифологически-неправдоподобными, сказочными формами библейского, догматического, литургического традиционного христианского сознания", не только подвергает сомнению святость некоторых святых, но даже и действенность их крещения.

Члены Комиссии пришли к выводу, что «в воззрениях свящ. Георгия присутствует манихейство и дуализм: изначальное существование в тварном мире наряду с добром и зла, Зла с большой буквы». Комиссия уличила священника Георгия Кочеткова и в других отступлениях от православного вероучения. Из всего вышесказанного Комиссия пришла к выводу, что сочинения священника Георгия Кочеткова, которые он публикует как катехизические, вероучительные книги, «представляют собой опыт построения богословской системы, в существенных моментах уклоняющейся от православного вероучения, содержащей повторения отдельных положений соборно осужденных ересей Керинфа, Павла Самосатского, Оригена, Македония и Нестория». По мнению членов Комиссии, в своем учении священник Георгий Кочетков отступает от Православия, так как его вероучительная система не соответствует догматическому учению Православной Церкви, утвержденному Вселенскими Соборами и заключенному в форму, смысл и содержание Никео-Цареградского Символа веры.

Напомним, что Комиссию Русской Православной Церкви по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова возглавлял протоиерей Сергий Правдолюбов, магистр богословия, профессор Московской духовной академии, заведующий кафедрой литургического богословия Православного Свято-Тихоновского богословского института. В Комиссию входили: протоиерей Максим Козлов, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии, священник Олег Давыденков, кандидат богословия, преподаватель Православного Свято-Тихоновского богословского института, священник Борис Левшенко, доцент, завкафедрой догматического богословия Православного Свято-Тихоновского богословского института, священник Константин Польсков, магистр богословия Парижского богословского института, преподаватель Православного Свято-Тихоновского богословского института, диакон Владимир Шмалий, кандидат богословия, преподаватель Московской духовной семинарии, Петр Юрьевич Малков, кандидат богословия, преподаватель Православного Свято-Тихоновского богословского института.

Может быть отцу Павлу Адельгейму известно о том, что священник Георгий Кочетков раскаялся в этих своих искажениях православного вероучения? Нам об этом ничего не известно. В письме отца Павла к нам также нет ни слова об отказе отца Георгия от своих измышлений.

Хотелось бы также напомнить, что многие известные священнослужители неодобрительно относились к богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова. В частности, недавно принявший мученическую кончину иерей Даниил Сысоев в статье «“Парижское” богословие и неообновленчество» писал, что ему «приходилось неоднократно сталкиваться с людьми, пострадавшими от обновленческой ереси, и надо заметить, что большинство стрел, метаемых в сторону священника Г. Кочеткова и столешниковских глашатаев “обновленного Православия с человеческим лицом”, не достигают своей цели, ибо “стреляющие” не метят в самое сердце этой ереси».

«Действительно, - продолжает отец Даниил, - в некоторых мелочах идеи российских неообновленцев и их практика отличаются от рецептов, прописанных “парижской школой богословия”. Но это лишь следствие земного несовершенства, не дающего (к нашему счастью!) идеям воплотиться в реальной жизни во всей своей красе. Однако сердцевина и у западного, и у российского церковного модернизма одна: отвержение святоотеческого Предания во всей его полноте».

«По опыту моего общения с кочетковцами (как бывшими, так и нынешними), - писал иерей Даниил Сысоев, - должен засвидетельствовать, что в их сознании практически нет места для святоотеческого христианства. Место богомудрых Отцов Церкви занимают у них отцы А. Шмеман, Н. Афанасьев, А. Мень и, конечно, “великий катехизатор, пророк и учитель” священник Г.Кочетков. Это движение имеет собственную догматику, из которой проистекает их собственная литургическая практика и своеобразная мораль, весьма далекая от православной». Может быть отец Павел возразит что-то на это недвусмысленное обличение кочетковцев в ереси?!

Другой известный священник протоиерей Константин Буфеев также прямо называет кочетковщину ересью и сектой. Он квалифицирует это явление церковной жизни как «самочинное сборище (парасинагогу)». Священник отмечает, что «все эти самочинные сборища имеют регулярный характер, проводятся несколько раз в месяц и не имеют никакой связи с православным храмовым богослужением».

По мнению отца Константина, «есть все основания расценивать действия кочетковцев как раскольнические». «Главный грех кочетковцев, - полагает протоиерей Константин Буфеев, - заключается в проведении ими так называемых "агап", которые представляют собой самое настоящее кощунство, глумление над святым евхаристическим таинством тела и крови Христа Спасителя. В таком случае они оказываются хульниками, еретиками». «Кочетковщина еретична не только в своих проявлениях, но и в глубинной своей сущности, а именно в своей экклезиологии. Священник Кочетков сознательно размывает границы Церкви, при этом совершая двойной грех. (…) Ересь кочетковщины является одной из частных разнородностей ереси экуменизма, поскольку о. Георгий Кочетков предложил свой практический вариант "синтеза" Православия и баптизма», - пишет в статье «Ересь ли кочетковщина?» отец Константин.

В настоящий момент кочетковцы стремятся скрыть многочисленные факты сектантской, необновленческой и еретической деятельности своего основоположника, именно поэтому они так рьяно взялись за опровержение нашей публикации «Почему Патриарх поддерживает кочетковцев?», в которой четко и лаконично дается оценка истинного характера деятельности отца Георгия Кочеткова. Исходя из этого, мы не можем внять увещеваниям отца Павла Адельгейма и других кочетковцев и признать деятельность священника Георгия Кочеткова в полной мере соответствующей Православию.
Русская линия

К нам на службы в храм приходят кочетковцы. Как к ним надо относиться?

— Вы знаете, что самое страшное — это навешивать ярлыки: кочетковцы, никониане. Не надо этого делать, Боже вас упаси! Отец Георгий Кочетков — это канонический священник Русской Православной Церкви. Он находится в каноническом общении с Патриархатом и епископатом, причащается, исповедуется, служит. В той части его деятельности, которая вызывает критику у Церкви, мы его критикуем. Это нормально. Апостол Павел говорил: «Надлежит быть и разномыслиям между вами» (1 Кор 11,19). Для чего? «Чтобы открылись... искусные». Но если мы с вами психологию внешнего мира принесем в Церковь, то погубим наших людей.

Пока то или иное явление в Церкви не осуждено Собором, не предано критике и не отвержено, ни в коем случае не нужно выносить о нем своего критического радикального отношения. Что касается отца Георгия Кочеткова — он много доброго делает. Ведет большую миссионерскую работу, есть Филаретовская школа. Как же мы можем игнорировать эти добрые на-чинания? Поэтому я очень бы попросил всех тех людей, которые болеют за чистоту Православия, понимать следующее: в нашей огромной стране, в нашей огромной Церкви мы никогда не будем иметь единомыслия по всем вопросам. Мы должны научиться жить в единой Церкви с некоторыми элементами разномыслия. Важно уметь отделять овец от козлов, плевелы от пшеницы. И там, где реальные плевелы, давать бой, а где их нет, снисходить любовью. Я думаю, что мы отца Георгия вместе со всеми его последователями исцелим любовью, и тот потенциал, который

они имеют, используем во благо Русской Православной Церкви.

Ваши телевизионные передачи имеют большую популярность. Жалко, что идут 10 минут. Не хотели бы Вы увеличить время в эфире?

— Они идут 15 минут, а не 10, в неудобное время. Это не от меня зависит. А рейтинг этих передач, действительно, очень высокий. Самый высокий у господина Галкина — есть такой актер, а на втором месте Митрополит. (Владыка улыбается.) Я не хочу себя сравнивать с Галкиным, но это свидетельствует о том, что люди смотрят и слушают. Но время очень неудобное: одни еще не встали, другие только зубы чистят. Время передачи зависит от телезрителей. Если они обращаются на канал, если пишут, требуют, то там могут это принять к сведению и изменить время передачи.

Какая тональность должна быть при подготовке православных передач на телевидении?

— Боже упаси придерживаться искусственной тональности. Старайтесь почувствовать жизнь народа, задеть за живое. Постарайтесь общаться на том языке, на котором разговаривают люди, сказать об истинности и красоте Православия. Когда я начинал готовить телевизионные передачи, мне посоветовали выступать в облачении. Я сказал: нет, в облачении жарко. Предложили в клобуке. Да, в клобуке хорошо, но очень многие люди не понимают, что такое клобук. А я должен быть понятен абсолютно для всех — буду выступать без всякого клобука, в одной рясе. Рясу я не могу снять, это моя одежда, я в ней постоянно хожу. Меня спрашивали: на каком языке вы будете говорить? Я буду говорить на своем языке — языке своей культуры, своего воспитания. Буду обращаться на простом, понятном для всех людей языке, рассказывать им о Христе, о Евангелии, чтобы не было восприятия Церкви как некоего фольклора, музейного экспоната. Самое главное — научиться говорить на современном языке, но не на пошлом языке, который разрушает нравственность и ценности бытия.

Я убежден, что тема языка — одна из самых важных сегодня в Церкви и церковной проповеди. Меня как-то спросили: а можно в церкви смеяться? А почему нет? А можно в церкви аплодировать? Тысячу раз я выступал в греческих церквах, и мне аплодировали. Почему в Греции можно, а в России нельзя? Другой разговор, что мы не должны создавать никакой культурной экстравагантности. Если у нас не принято аплодировать — не надо, если не принято смеяться, не надо смеяться. А если уж кто-то засмеялся, то, пожалуйста, не отлучайте этого человека от Церкви.

Отец Георгий Кочетков – выдающийся священник Русской православной церкви Московского Патриархата, известный миссионер, приведший в церковь более пятнадцати тысяч человек, талантливый проповедник, основатель Преображенского содружества малых православных братств (ПСМБ), богослов, литургист, создатель целостной системы оглашения (катехизации), создатель и ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ). Отец Георгий является автором большого числа статей и книг по сакраментологии, миссиологии, катехетике и др. богословским дисциплинам. О. Георгий является сторонником переводов богослужебных текстов, он – автор семи томов переводов православного богослужения на современный церковный русский язык.

Отец Георгий Кочетков – действующий священник РПЦ. Более пятнадцати лет по воскресным дням и праздникам он служит в Новодевичьем монастыре в Москве. Помимо этого, о. Георгий служит праздничные синаксарные богослужения в часовне Культурно-просветительского центра «Преображение», а также часовне СФИ.

Детство. Светское образование

Юрий Серафимович Кочетков родился 5 октября 1950 года. Его крестили с именем Георгий, когда ему было десять лет. Веру, по словам о. Георгия, он обрел еще во время учебы в школе: пришел к христианству через искусство эпохи Возрождения. Он хорошо учился, а также охотно делился тем, что знает, поэтому еще учась в 7-м классе, он уже водил своих одноклассников на экскурсии по храмам Кремля. В школьные же годы Георгий впервые прочел Священное Писание.

В 1972 г. будущий священник Георгий Кочетков заканчивает общеэкономический факультет Института народного хозяйства им. Г.В. Плеханова. Затем поступает в аспирантуру, но кандидатскую работу не защищает, т.к. поступает в Ленинградскую духовную академию (ЛДА). При этом полный семинарский курс сдает экстерном (28 экзаменов).

Рукоположение. Храмы. Духовное образование

С конца 70-ых годов известный священник отец лично готовил Георгия Кочеткова к принятию священнического сана. В 1983 г. архиепископ Выборгский Кирилл (ныне патриарх Московский и всея Руси) рукополагает его в дьяконы, после чего его вскоре должны были рукоположить во пресвитеры. Но этого не случилось из-за запрета уполномоченного Совета по делам религий. Отец Георгий сможет принять священнический сан только спустя шесть лет. Во пресвитеры его рукоположит митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в Успенском храме Новодевичьего монастыря 24 сентября 1989 года.

В конце 80-ых годов отец Георгий служил настоятелем Троицкого храма в г. Электроугли (Московская область), затем – с 1990 по 1994 год – он был настоятелем Владимирского собора бывшего Сретенского монастыря в Москве, который был передан РПЦ по просьбе о. Георгия и его прихожан. Духовные чада отца Георгия помогали восстанавливать храм.

В августе 1990 года из числа тех, кто проходил катехизацию у о. Георгия Кочеткова рождается Преображенское братство. В сентябре того же года возникает инициативная группа братчиков во главе с о. Георгием – православное просветительско-благотворительное братство «Сретение». Именно эта группа ходатайствует о передаче Русской церкви храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках. Отец Георгий становится его настоятелем – вплоть до 1997 г.

Во время учебы в ЛДА, с 1980 по 1983 гг., о. Георгий – патриарший стипендиат и иподьякон ректора академии архиепископа Выборгского Кирилла (Гундяева). Но блестящего студента отчисляют с последнего курса из-за миссионерской и катехизической деятельности (этому также поспособствовал уполномоченный из Совета по делам религий). После чего отец Георгий только в 1990 году смог завершить свое духовное образование, окончив Московскую духовную академию. В 1993 г. он успешно защищает магистерскую (кандидатскую) диссертацию в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже. Тема работы – «Таинственное введение в православную катехетику». Благословение на защиту получает от патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Миссионер. Катехизатор

Благодаря отцу Георгию – его глубокому интересу к каждому человеку, свидетельству о вере, совместным поездкам по духовным местам и совместным походам в храм – многие люди приходили к желанию креститься. В 1971 году еще у Юрия Кочеткова появился первый крестник – . С конца 1970-х катехизация уже ведется регулярно в больших группах в помещениях, предоставленных священником Аркадием Шатовым (ныне – епископ Пантелеимон).

Со временем отец Георгий создает систему оглашения, которая опирается на святоотеческую традицию. Эта система оглашения на сегодняшней день является наиболее целостной и полной в Русской православной церкви. Ежегодно несколько сотен человек проходят и завершают длительное оглашение, после которого, как правило, становятся активными мирянами Русской православной церкви.

Ректор СФИ

Еще в 1980-ые годы, о. Георгий думал о создании духовной школы. Первые двенадцать учеников начали учиться в созданной им Высшей Христианской Школе в 1988 году. Сегодня СФИ является аккредитованным вузом, имеющим государственную и церковную лицензии. Подробнее об СФИ смотрите на сайте www.sfi.ru .

Перевод богослужений на русский язык

Со времен учебы в ЛДА отец Георгий ведет работу по русификации и переводу на русский язык литургических текстов. Переведенные им молитвы использовал владыка Кирилл, ректор ЛДА, в 1980-е годы, читая их над оглашаемыми.

Усилиями отца Георгия мы можем прочесть и услышать на русском языке основной корпус неизменяемых текстов православного богослужения: .

Критика. Гонения

Отец Георгий за активную церковную деятельность не раз подвергался разной критике, а также клевете и гонениям. О. Георгия и Преображенское братство ложно обвиняли в сектантстве, ересях, избиении священника, непослушании иерархии, неообновленчестве и модернизме. В некоторых епархиях членов Братства безосновательно отлучали от причастия, пытались запретить оглашение, требовали «покаяться» и отречься от своего духовного отца, организовывали травлю в СМИ и без объяснения причин отказывали в участии в церковных мероприятиях.

Многие обвинения со временем отпали сами собой. То, в чем раньше Братство и о. Георгия обвиняли (катехизация, общинная жизнь, регулярное причастие), сейчас становится общецерковной нормой или, по крайней мере, многими признается таковой. Тем не менее, есть люди, продолжающие тиражировать беспочвенные обвинения.

Преображенское братство

Одно из основных направлений служения отца Георгия связано с собиранием общин и братств. С момента основания Преображенского содружества малых православных братств (Преображение, 1990 г.) отец Георгий Кочетков является его духовным попечителем.

Аккаунт священника Георгия Кочеткова в Facebook

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...