Когда нужно отдавать закят аль фитр. Когда следует выплачивать закят аль-Фитр? Кто обязан выплачивать закят аль‑фитр

إِنَّ الْحَمْدَ لِلَّهِ نَحْمَدهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَهْدِيهِ وَنَعُوذُ بِاللهِ مِن شُرُورِ أَنفُسِنَا وَمِن سَيِّئَاتِ أَعْمَالِنَا، مَن يَهْدِ اللهُ فَلاَ مُضِلَّ لَهُ وَمَن يُضْلِلْ فَلاَ هَادِيَ لَهُ، وَأَشْهَدُ أَن لاَ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ، وَأَشْهَدُ أَنَّ سَيِّدَنَا مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ صَلَوَاتُ اللهِ وَسَلاَمُهُ عَلَيْهِ وَعَلَى كُلِّ رَسُولٍ أَرْسَلَه.

أَمَّا بَعدُ عِبَادَ اللهِ، أُوصِيكُمْ وَنَفْسِيَ بِتَقْوَى اللهِ الْعَلِيِّ الْعَظِيمِ

قال الله تعالى في القرآن الكريم ﴿قُل هُوَ الله أَحَد

Хвала Аллаhу Всевышнему, существующему вечно без начала и без конца. Мы восхваляем Творца, Который даровал нам Веру и истинную религию и дал нам разум, с помощью которого мы отличаем истину от заблуждения. Хвала Всемогущему Создателю, Который Своей милостью послал нам Пророка Мух аммада! Мы возвеличиваем Аллаhа за то, что даровал нам быть последователями самого лучшего из созданных Пророка Мух аммада, мир Ему, оградив верующих от идолопоклонничества.

Просим Всемогущего Аллаhа даровать ещё больше почтения, милости и благословения Пророку Мух аммаду, а также Его братьям - Пророкам и Посланникам, мир Им всем!

Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаhа, Единственного, у Которого нет соучастника и свидетельствую, что Мух аммад Его раб и Посланник, послан для всего человечества и джиннов.

Советую вам и себе быть богобоязненными, соблюдать то, что повелел Аллаh Всевышний и избегать то, что Он запретил.

Аллаh Всевышний сказал в Священном К ур`ане (Сура «Аль-Бак араh», Аят 197):

وَتَزَوَّدُوا فَإِنَّ خَيْرَ الزَّادِ التَّقْوَى وَاتَّقُونِ يَا أُوْلِي الأَلْبَابِ

Это означает: «Запасайтесь же (для следующей, вечной жизни), ибо лучший припас - это благочестие. Будьте богобоязненными, о, обладающие разумом!» .

Дорогие единоверцы! Благоразумный тот, кто берет поучительный урок из жизни, видя, как быстро идет время, проходят годы. И все это для того, чтобы заполнить каждое мгновение своей жизни благом, поклонением и покорностью Создателю, чтобы Аллаh одобрил наши дела. Это нужно успеть до наступления смерти. Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал:

" الْكَيِّسُ مَنْ دَانَ نَفْسَهُ، وَعَمِلَ لِمَا بَعْدَ الْمَوْتِ، وَالْعَاجِزُ مَنْ أَتْبَعَ نَفْسَهُ هَوَاهَا، وَتَمَنَّى عَلَى اللَّهِ "

Это означает: «Разумный тот, кто управляет своими желаниями и работает для того, чтобы быть счастливым в следующей жизни после смерти. А слабый тот, кто следует на поводу своих низменных желаний и страстей, совершая грехи и при этом возлагая надежду на милость Творца».

В месяц Рамада н закрываются врата ада и открываются врата рая. Предводители шайтанов заковываются в цепи. Поэтому в этот благословенный месяц старайтесь сделать больше благих деяний, одно из которых выплата Закята Аль-Фит р .

Уважаемые мусульмане!

Закят Аль-Фитр - это милостыня за тело верующего. Она является обязательной для каждого мусульманина, имеющего дополнительные средства, кроме своих долгов и тех средств, которые необходимы ему для обеспечения потребностей его самого и тех, кто находится на его обеспечении, если они мусульмане.

Напоминаю вам о Закяте Аль-Фит р, который становится обязательным для тех, кто застал последнюю часть месяца Рамада н и первую часть месяца Шауу аль. И это происходит, когда человек дожил до захода солнца последнего дня Рамада на, но если на свет появился новорожденный после захода солнца последнего дня месяца Рамада н, то за него не обязательно давать Закят Аль-Фит р.

Мужчина должен выделить милостыню за себя, свою жену (мусульманку) и своих детей, не достигших половой зрелости, а также за каждого бедного родственника, на которого по Шари’ату он должен расходовать свои средства, как отец, мать и так далее. Нельзя выдавать Закят Аль-Фит р за богатых родителей или совершеннолетних детей без их разрешения. Поэтому нужно быть внимательными, так как много людей не знают этого правила и выдают Закят Аль-Фит р за совершеннолетних детей без их разрешения, из-за этого обязанность выдавать Закят Аль-Фит р остается на совершеннолетних детях.

Закят Аль-Фит р можно отдавать на протяжении всего месяца Рамада н или в день Праздника Разговения, но не позже захода солнца этого дня. Лучше всего сделать это в день Праздника до выполнения Праздничного Намаза.

При выделении Закята Аль-Фит р должно быть сделано намерение о выдаче обязательного Закята, а если выданная милостыня превышает обязательный размер Закята, то нужно сделать намерение, что остаток сверх обязательной милостыни передается в качестве с адак а.

Уважаемые братья и сестры! Закят Аль-Фит р по школе имама Аш-Шафи‘ий и Маликий - это 1 с а ‘ наиболее употребляемого в пищу продукта, то есть 4 пригоршни, каждая из которых - это объем полных обеих ладоней среднего мужчины. А по школе имама АбуХ анифа Закят Аль-Фит р составляет ½ с а ‘ пшеницы или муки, или 1 с а ‘ фиников или изюма, или ячменя, или же их стоимость, даже если дается бумажными деньгами. 1с а ‘ в школе имама АбуХ анифа - это 6 пригоршней. Так, например, если выдавать по стоимости муки или пшеницы, то достаточно 50 рублей за одного человека.

В К ур`ане сказано что, существуют восемь категорий людей которым можно выдать Закят Аль-Фит р в наше время и нашей местности наиболее часто встречаются две из них: это фак ыры и мискины.

  • Факыр то есть нищий, по Шари’ату нищим считается человек не имеющий даже половины того, что ему необходимо для существования.
  • Мискин то есть нуждающийся, это человек который имеет больше половины того, что необходимо для жизни, однако не обеспечивающее достаток.

Выделение Закята Аль-Фит р желательно начинать с родственников (бедные братья, их дети, тети, дяди со стороны матери, со стороны отца, их дети и другие родственники), соседи, знакомые, жители села, города и так далее.

Кому Закят Аль-Фит р не выдается: родителям, бабушке, дедушке; детям, внукам; муж жене, жена мужу; не мусульманам; богатым; на нужды мечети, строительство дорог и тому подобное.

Дорогие мусульмане, как бы мы не старались, но в одной проповеди трудно дать всю информацию о Закяте Аль-Фит р. Поэтому стремитесь изучать нашу религию, получать знания и узнавать ответы на вопросы у достоверных учителей.

Пусть будет принят ваш Пост! Пусть будут прощены ваши грехи! Просим Аллаhа даровать еще больше сил и крепкого здоровья для соблюдения Законов Бога, а также увеличение религиозных знаний и укрепление веры!

هَذَا وَأَسْتَغْفِرُ اللَّهَ لِي وَلَكُمْ

__________________________________________________________________

الْحَمْدُ للهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ وَالصَّلاَةُ وَالسَّلاَمُ عَلَى نَبِيِّهِ الْكَرِيمِ وَعَلَى ءَالِهِ وَأَصْحَابِهِ الطَّيِّبِينَ الطَّاهِرِينَ، عِبَادَ اللهِ أُوصِيكُمْ وَنَفْسِيَ بِتَقْوَى اللهِ الْعَظِيمِ

قال الله تعالى ﴿ إِنَّ اللَّهَ وَمَلَائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ ۚ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيمًا﴾

اللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ كَمَا صَلَّيْتَ عَلَى سَيِّدِنَا إِبْرَاهِيمَ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا إِبْرَاهيمَ وَبَارِكْ على سيّدِنا مُحمدٍ وَعلى آلِ سيِّدِنا مُحمدٍ كما بارَكْتَ على سيِّدِنا إبراهيمَ وعلى آلِ سيدِنا إبراهيمَ في العالَمِينَ إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيد

اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِلْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ الأَحْيَاءِ مِنْهُمْ وَالأَمْوَات

Хвала Аллаху. Достоверно приводится, что пророк ﷺ обязал мусульман выплачивать закят аль-фитр в количестве одного са` фиников или ячменя, и велел делать это до того, как люди выходят на праздничную молитву. В двух “Сахихах” (сборники хадисов Бухари и Муслима) приводится от Абу Саида ал-Худри – да будет доволен им Аллах: “Мы выплачивали его во времена пророка ﷺ в размере одного са` еды или одного са` фиников, или одного са` ячменя, или одного са` изюма”.
Одни ученые растолковали, что под едой в этом хадисе подразумевается пшеница. Другие ученые сказали, что это то, что принято есть в данной местности, будь это пшеница, кукуруза, просо и так далее. И это мнение верное, так как закят аль-фитр – это помощь богатых бедным, и мусульманин не должен в виде помощи давать то, что не принято есть в его стране. И нет сомнения в том, что рис более распространенная и привычная еда, чем ячмень, который упоминается в хадисе. Поэтому не является ошибкой давать рис в качестве закята.
Обязательным является выплата закята со всех людей в размере, равном одному са` пророка ﷺ , а это четыре полные равные горсти двух его рук, как это разъясняется в словарях и других источниках. В современном измерении это количество приравнивается приблизительно к трем килограммам. И если мусульманин выплатил один са` рисом или другим продуктом, более принятым в его стране, этого вполне достаточно, даже если этот продукт не упомянут в данном хадисе, согласно наиболее правильному из двух мнений ученых. И нет ничего ошибочного в том, что он отмеряет его количество на весах, если он выплачивает его в размере приблизительно трех килограмм.
Выплата закята аль-фитр является обязанностью каждого – большого и маленького, мужчины и женщины, свободного и несвободного из мусульман. Однако не обязательна для плода беременной женщины согласно единогласному мнению, но желательно, как это делал Усман – да будет доволен им Аллах.
Также является обязательным выплатить закят аль-фитр до праздничного намаза и не разрешается откладывать это на потом. Не запрещено выплачивать его за день или два до праздника. Известно из слов ученых, что начало времени выплаты закят аль-фитр приходится таким образом на 28-ую ночь рамадана, так как в месяце может быт 29 или 30 дней. И именно так делали сподвижники пророка.
Предназначен закят аль-фитр для бедняков и нуждающихся. Приводится от ибн Аббаса – да будет доволен им Аллах: “Пророк обязал выплачивать закят аль-фитр для очищения постящегося от пустословия и ругани и кормления бедняков. И кто выплатил его до праздничного намаза, это будет принято от него, а кто выплатил после – то это будет для него как садака” (приводит абу Дауд, шейх Албани сказал хадис хасан).
Не разрешается его выплата в денежном эквиваленте согласно мнению джумхура ученых, и это более подтверждено далилями, и нужно выплачивать его продуктами, как это делал пророк ﷺ и его сподвижники, и как сказали об этом большинство ученых этой уммы (Сборник фетв шейха ибн Бааза 14/200).
Таково решение шейха ибн Бааза – да будет милостив к нему Аллах – относительно закята аль-фитр. И он сказал, что величина его – приблизительно 3 килограмма. И также постановила Постоянная Комиссия по изданию фетв (9/371).
Шейх ибн Усеймин сказал, что один са` риса равняется 2100 граммам (Фетвы о закяте, стр. 274 – 276).
Это разногласие – следствие того, что са` – это мера объема, а не веса. Однако ученые перевели его в вес для удобства и точности расчета, а также известно, что вес различных зерен отличается, и среди них ест более легкие и более тяжелые, поэтому вес одного са` различных видов зерен может отличатся друг от друга. А также недавно собранные зерна тяжелее чем те, которые собраны давно. Поэтому если в мерах предосторожности человек выплатил больше этого, это будет лучше для него.
А Аллах знает лучше.

Милость Всевышнего к Его рабам безмерно велика. Дав нам благословенный месяц Рамадан, в который мы очищаем свои души от греха посредством поста, молитв и благодеяний, Он даже позаботился о том, чтобы мы могли искупить прегрешения, совершенные в этот период очищения. И искупление это в виде особой милостыни совершается в пользу нуждающихся.

Закят аль‑фитр - «пожертвование (милостыня) разговения», которое выплачивается за каждого члена семьи, включая детей (в том числе младенцев) до наступления праздника Ид аль‑Фитр (Ураза-байрам), то есть до начала праздничной молитвы.

Со слов Ибн Умара передается:

«Пророк предписал выплату закят аль‑фитр в размере одного саа фиников либо одного сааячменя за невольника, свободного, мужчину, женщину, взрослого и детей из числа мусульман».

Закят аль‑фитр был вменен в обязанность мусульманам в месяце шаабан во втором году по хиджре. Это пожертвование делается для очищения постящегося от мелких прегрешений, которые он мог совершать в период поста (пустословие, бесполезные поступки и пр.), и используется для материальной помощи неимущим.

Со слов Ибн Аббаса передается следующее:

«Пророк (мир ему и благословение) предписал закят аль‑фитр как очищение для постящегося от пустых разговоров и как пропитание для неимущих. Он (закят аль‑фитр) принимается, если человек выплатит его до праздничной молитвы. Если закят аль‑фитр будет выплачен после молитвы, то он принимается как обычная милостыня».

Кто обязан выплачивать закят аль‑фитр?

Закят аль‑фитр обязателен для всех мусульман, которые имеют продукты питания или материальные средства, достаточные для обеспечения себя и членов их семьи один день. Глава семьи выплачивает закят аль‑фитрза себя и за тех, кто находится на его попечении.

Размер закят аль‑фитр

Закят аль‑фитр выплачивается в размере одного саа пшеницы, ячменя, фиников, изюма, творога, риса, кукурузы либо других продуктов питания. Имам Абу Ханифа разрешал выплачивать закят аль‑фитр в виде денежной суммы, равной стоимости указанной меры продуктов.

Когда выплачивать закят аль‑фитр?

Большинство исламских богослововов считают, что закят аль‑фитр следует выплачивать в конце месяца Рамадан. Разногласия имеются лишь по поводу конкретного времени. Так, по мнению таких ученых, как Ас‑Саури, Ахмад, Исхак, Аш‑Шафии и Малик, закят аль‑фитр необходимо выплатитьпосле захода солнца в последний день поста, так как наступает время разговения. Согласно Абу Ханифе, Аш‑Шафии (более раннему его мнению) и другим, время выплаты закята наступает с восходом солнца в день Ид аль‑Фитр.

Разногласие по поводу времени выплаты закят аль‑фитр напрямую связано с богословским вопросом: нужно ли выплачивать закят за новорожденного, появившегося на свет в период между заходом солнца в последний день Рамадана и восходом в день Ид аль‑Фитр? Согласно первому мнению, приведенному выше, выплачивать закят за ребенка в этом случае не нужно, поскольку он родился после захода солнца, то есть после наступления времени выплаты закят аль‑фитр. Согласно второму мнению, за младенца придется выплатить закят, так как он родился до восхода в день праздника.

Можно ли выплатить закят аль‑фитр в другое время?

По мнению большинства ученых, разрешается выплатить закят аль‑фитр за один или за два дня до праздника. Со слов Ибн Умара передается:

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение) велел нам выплачивать закят аль‑фитр до того, как люди выйдут на праздничную молитву».

Нафи сказал:

«Ибн Умар выплачивал закят аль‑фитр за день или за два дня до молитвы».

Что касается того, можно ли выплатить закят еще раньше, то в этом вопросе имеются разногласия. Абу Ханифа, к примеру, считал, что выплатить закят аль‑фитр можно с наступлением месяца Рамадан. Имам Аш‑Шафии также утверждал, что выплатить закят аль‑фитр можно в начале месяца Рамадан, а Малик и Ахмад разрешали выплачивать закят за день или два до праздничной молитвы.

По мнению богословов, обязанность выплаты закят аль‑фитр не снимается с мусульманина, который опоздал с его выплатой, но становиться своего рода долгом, который полагается отдать, даже если он достиг престарелого возраста.

Имам Ибн Расалян сказал:

«Запрещено откладывать выплату закят аль‑фитр… Промедление с выплатой является греховным поступком, подобно совершению молитвы в неположенное время. К тому же в хадисе сказано: «Он (закят аль‑фитр) принимается, если человек выплатит его до праздничной молитвы. Если закят аль‑фитр будет выплачен после молитвы, то он принимается как обычная милостыня».

На кого расходуются средства закят аль‑фитр?

В Коране упоминается восемь категорий людей, на которых расходуется закят аль‑фитр:

«Пожертвования (закят) предназначены лишь
– бедным,
– неимущим,
– тем, кто занимается [сбором и раздачей] закята,
– тем, чьи сердца хотят привлечь к Исламу,
– для выкупа невольников,
– на выплату долгов тех, кто не в состоянии расплатиться с ними;
– на расходы на пути Аллаха,
– путникам.

Так предписано Аллахом. Воистину, Аллах - знающий, мудрый» (Коран, 9:60).

Бедные являются первыми, в чью пользу распределяются собранные средства, ибо хадис гласит:

«Пророк (мир ему и благословение) предписывал закят аль‑фитр как очищение для постящегося от пустых разговоров и как пропитание для неимущих».

Также со слов Ибн Умара передаются следующие слова Посланника (мир ему и благословение), сказанные им в отношении неимущих:

«Обогатите их в этот день» (в другой версии хадиса сказано: «Освободите их от хождения в этот день»).

Кроме того, некоторые ученые, в том числе Абу Ханифа, разрешали раздавать закят аль‑фитр немусульманам, согласно следующему аяту из Корана:

«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из‑за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит справедливых» (Коран, 60:8).

«Ислам для всех!»

Теги:

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта

Объем и мера садака фитр, закята и фидии определены в свое время самим Пророком Мухаммадом (мир ему и благословление Всевышнего)

Считанное время остается до окончания Священного Рамадана, завершается ураза – один главных столпов Ислама. Праздник Ид аль-Фитр (праздник Уразы) наступает сразу же после окончания месяца рамадан и приходится на 4 июня. В этот день по обычаю состоятельные люди раздают малоимущим, нуждающимся и сиротам милостыню, так называемую садака фитр. Кстати, можно ее раздавать и не дожидаясь праздничного дня, в любой день Рамадана.

Смысл ее, как описывается в хадисах Посланника Аллаха (мир ему и благословление Всевышнего), заключается в том, что садака фитр устраняет те недочеты и шероховатости, которые могут иметь место во время уразы у постящегося, и увеличивают надежду человека, что она будет воспринята Всевышним в полном объеме. Глава семьи обычно раздает садаку фитр за свою супругу и детей. Если в семье до начала месяца Рамадан появился младенец, садака выделяется и от его имени. Если дети уже взрослые и имеют возможность самостоятельно зарабатывать средства или живут со своими семьями отдельно от родителей, то они выплачивают садаку фитр самостоятельно.

В этом году минимальный размер фитр-садака (милостыня разговения) равна 100 рублям. Для тех же, кто выплачивает закят, то это сумма составляет 600 рублей. Эти суммы устанавливаются из расчёта стоимости перловой и пшеничной крупы, фиников и изюма. Нисаб для выплаты закята по золоту – 230 тысяч.

В хадисе от Анаса бин Малика говорится: “Ураза, которую соблюдал правоверный в Священный Рамадан, повисает как бы между небом и землей и только после раздачи садака фитр она возносится на небеса”. (Имам Дайлами)

Как заявляют богословы: “Мусульмане выделяют часть своего состояния страждущим, и это деяние воспитывает в них милосердие”. Считается предпочтительным раздавать садака фитрза два-три дня до наступления Ураза-байрама. Таким образом между людьми в некоторой степени достигается социальное равенство. Как считают правоверные, пусть и они возрадуются так, как это делаем мы. Сумма и объем садака фитр не зависит от прихоти религиозных деятелей или улемов, а привязаны они к средним расценкам фиников и ячменя на тот период в данной местности. Садака фитр раздается бедным и нуждающимся людям, а также тем, тем у кого нет жилья или кто голодает. Те же кто неизлечимо болен или не имеет возможности соблюдать уразу, обязаны кормить ежедневно в течение Рамадана какого-нибудь нищего. Садака-фидия относится именно к этим категориям лиц и ее сумма в этом году определена в размере 200 рублей.

Советом улемов сумма закята определена в размере нисаба (минимальной суммы) 230 тысяч рублей, которая зависит от стоимости унции золота на мировом рынке. Отправной точкой служат объем золота весом 84 грамма. Иными словами выводится сумма стоимости 84 граммов золота в денежном выражении и устанавливается сумма нисаба.

В том случае, если у лица имеется в наличии драгоценные металлы, ценные бумаги или товары, находящиеся в обороте и общая сумма всего этого состояния превышает 230 тысяч рублей, то сумма закята равна одной сороковой этого показателя, то есть 2,5 процента. Если же такой суммы нет, выплата не производится. Если сумма имеющейся дома наличности и сбережения на счете в банке не дотягивают до 230 тысячи рублей, платить закят не надо.

Закят выплачивается бедным (тем, у кого низкий прожиточный минимум, и не имеется нисаб), тем, кто не имеет места жительства, пищи, тем, кто занимается сбором закята, кто не имеет возможности расплатиться с долгами и путникам. По канонам шариата на средства, полученные в форме закята, мосты, мечети, медресе не возводятся. Все эти деньги выплачиваются только конкретным физическим лицам.

В средствах массовой информации представителями общественности порой высказываются различные мнения и толкования по поводу объема и суммы садака, выделяемых в месяц Рамадан. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что объем и мера садака фитр, закята и фидии определены в свое время самим Пророком Мухаммадом (мир ему и благословление Всевышнего). Надо помнить и то, что все это направляется на нужды бедных и страждущих.

18:53 2019

Имам Ибн Хумам, известный специалист по ханафитскому праву, писал: Фитр-милостыня обязательна для каждого свободного мусульманина. (Комментарий к «Фатх-уль-Кадир». – 2:285)

Доказательство

Все теологи основывают свое мнение на следующих хадисах:

1) Как сообщал Ибн Умар (да будет доволен им Аллах), пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязал каждого мусульманина – будь он рабом или свободным, мужчиной или женщиной, молодым или старым, – выплачивать 1 саа фиников или ячменя. Он велел производить выплату до совершения выхода на праздничную молитву. (Бухари. Сахих. – 1:409)

2) По словам Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал фитр-милостыню обязательной. Она очищает постящегося от недостойных поступков и речей и является источником пропитания для бедных. При выплате фитр до праздничной молитвы, уплаченное считается принятой милостыней. Если же выплата производится после молитвы, это лишь обычная милостыня. (Абу Дауд. Сунан. – Стр. 263)

Есть немало иных повествований, говорящих о том же.

Условия, делающие выплату фитр обязательной:

1) Ислам: согласно всем четырем мазхабам, фитр выплачивают только мусульмане. (Комментарий к «Фатх-уль-Кадир». – 2:286) 2) Свобода (не быть в рабстве): все теологи соглашаются с тем, что раб не обязан выплачивать фитр. (Там же) 3) Наличие нисаба (определенного достатка) для фитр.

Правило основано на хадисе: Милостыня обязательна лишь для обеспеченных. (Ахмад. Муснад. – 10:7)

Если человек обладает нисабом, он обязан выплачивать фитр, если нет, то нет. Установление нисаба свойственно лишь для ханафитского мазхаба. В маликитском, шафиитском и ханбалитском мазхабах выплачивать фитр обязаны те, у кого есть излишки на ночь и праздничный день для самого себя и иждивенцев. (Мавахиб-уль-Джалиль. – 3:257; Мугни аль-Мухтадж. – 1:594; Аль-Мугни. – 4:301)

Установление нисаба основано на том факте, что фитр-милостыню часто называют «фитр-закятом». Например, именно так она названа в сообщении Ибн Умара в «Сахих» Бухари, повествовании Абу Сагида Худри в «Сахих» Муслима. Соответственно, полагают, что для фитр тоже имеется свой нисаб.

В ханафитском мазхабе имеется три нисаба, каждый из которых приводит к разным правилам:

1) Нисаб, делающий обязательным закят: иметь в собственности средства стоимостью 612,36 г серебра. Здесь важно, чтобы эти средства имели потенциал для увеличения. Например, потенциалом для увеличения обладают животные (верблюды, коровы, овцы), поскольку воспроизводятся и потому способны на увеличение своей численности. Есть также активы, которые имеют потенциал для роста, хоть и не растут, как животные, сами по себе. То есть с помощью данных активов возможно получение прибыли. Соответственно, сюда относят золото, серебро, деньги.

2) Обладание любым имуществом за пределами своих потребностей в размере 612,36 г серебра. Такой нисаб приводит к следующему:

– фитр-милостыня становится обязательной; – нельзя быть получателем закята; – обязательным становится жертвоприношение; – человек обязан материально обеспечивать свою семью.

Для этого вида нисаба необязательно, чтобы имущество имело возможность воспроизводства или было товаром для продажи. Необязательно также, чтобы человек обладал им в течение целого лунного года (в отличие от первого вида нисаба). Если человек обладает вторым видом нисаба, он еще не обязан уплачивать закят, но зато должен выплатить фитр.

3) Обладание пропитанием на один день. Некоторые говорят, что речь здесь идет о 153,09 г серебра. Наличие такого достатка приводит к следующему:

– нельзя попрошайничать; – можно получать закят.

Обладатели третьего вида нисаба (наименьшего из трех) не обязаны уплачивать фитр, на них нет обязанности жертвоприношения в дни хаджа. (Ашраф-уль-хидая. – 3:161)

Иными словами, согласно ханафитскому мазхабу, фитр-милостыня обязательна для тех, кто имеет активы любого рода, превышающие базовые потребности, как минимум, на 612,36 г серебра.

Кто должен платить

Согласно всем четырем мазхабам, при выполнении приведенных выше условий фитр платят за самого себя и своих малолетних иждивенцев.

Имам Хаскафи писал, что при выполнении указанных условий мусульманин должен заплатить фитр за себя и своих малолетних детей, не обладающих нисабом. То же правило применимо к людям, страдающим от слабоумия. (Дурр-уль-Мухтар. – Стр. 140)

Если дети не достигли половозрелости, но при этом обладают нисабом, их опекун имеет право выплатить фитр из их имущества. (Фатава Хиндия. – 1:211)

Муж не обязан выплачивать фитр за жену и взрослых детей. Причина в том, что фитр человек обязан выплачивать лишь за тех, кто находится под его полной опекой и материальным обеспечением. В случае малолетних детей оба условия выполняются, поэтому фитр за них выплачивать обязательно. В случае же жены эти условия не выполняются: у мужа имеется лишь ограниченная опека в рамках брачных прав, и он обязан обеспечивать жену лишь в отношении ее обычных трат, одежды, еды и жилья. Полной опеки нет и в случае половозрелых детей. Они считаются взрослыми. К тому же отец не обязан их обеспечивать. Поэтому ни за половозрелых детей, ни за жену мужчина фитр выплачивать не обязан. Но при этом у него есть такое право: если хочет, он может это сделать. (Комментарий к «Фатх-уль-Кадир». – 2:289–290)

Женщина, обладающая нисабом, обязана выплатить фитр за себя, замужем она или нет. (Имдад-уль-фатава. – 2:110). Половозрелые дети, обладающие нисабом, также обязаны выплатить за себя фитр.

Стоит отметить, что мужчина не обязан выплачивать фитр за родителей, малолетних братьев–сестер и своих родственников. Но если он выплатит фитр за них, это разрешается. (Аль-фикх-уль-ислами ва адиллятуху. – 2:903)

Подводя итог, можно сказать, что все мужчины и женщины обязаны выплачивать фитр при выполнении указанных ранее условий.

Что отдавать

Ислам – образ жизни, который можно практиковать в любую эпоху и в любом месте. Многие предписания основаны на простых принципах: календарь – на новолуниях, молитва – на положении солнца в небе, пост – на рассвете и закате, наказание прелюбодея – на побивании камнями. Оценка материальной благотворительности зачастую тоже основана на стоимости простых и доступных товаров – зерновых.

Абу Сагид Худри (да будет доволен им Аллах) говорил: Во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) мы раздавали фитр-закят за каждого малолетнего и взрослого, свободного и порабощенного в размере 1 саа пищи, сыра, ячменя, фиников или изюма. (Муслим. Сахих. – 2:106)

Как рассказывал Ибн Умар (да будет доволен им Аллах), пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел раздавать 1 саа фиников или ячменя. Ибн Умар говорил, что впоследствии сподвижники отдавали половину саа пшеницы вместо фиников и ячменя. (Бухари. Сахих. – 1:411)

Шейх Башар Бакри Арраби в предисловии к ханафитской книге «Любаб» писал, что 1 саа соответствует 3,2 кг. На это указывают и иные книги и комментарии. А половина саа – это 1,632 кг. (Любаб фиш-шарх-иль-китаб. – Стр. 169)

Основываясь на приведенных хадисах, имам Касани писал, что выплату нужно производить по одному из следующих вариантов:

– 1 саа ячменя, – 1 саа фиников, – половина саа пшеницы, – 1 саа изюма. (Бадаи-ус-санаи. – 2:540)

Имам Ибн Хумам писал, что все, кроме пшеницы, раздается в размере 1 саа, а пшеница – в размере половины саа. Он говорил, что этой точки зрения придерживались Муавия, Таус, Сагиб ибн Мусаиб, Ибн Зубейр, Сагид ибн Джубейр и др. (Комментарий к «Фатх-уль-Кадир». – 2:228)

Указанные продукты можно отдавать как таковые, или же можно раздать их стоимость в денежном эквиваленте. Впрочем, согласно имаму Мухаммаду Шейбани, равняться нужно только на стоимость пшеницы, а не ячменя и фиников. (Радд-уль-Мухтар. – 3:322)

Теологи указывают, что смысл фитр – в обогащении бедных и удовлетворения их нужды. Это можно легко осуществить деньгами и другими товарами. Поэтому можно раздавать любые товары, имеющие ценность не менее 1,6 кг пшеницы. (Аль-фикх-уль-ислами ва адиллятуху. – 2:909–910 ; Бадаи-ус-санаи. – 2:543)

Иными словами, можно отдать либо указанные продукты в указанном количестве, либо иную ценность (деньги) стоимостью не менее 1,6 кг пшеницы. При расчете стоимости пшеницы нужно опираться на цены местности, в которой проживают эти люди. Ибн Нуджейм Мисри говорил: Товары оцениваются в том городе, где они находятся. (Аль-Бахр-ур-раик. – 2:400)

Когда отдавать фитр

Обязательной уплата фитр становится на рассвете праздничного дня (1-го шавваля). (Бадаи-ус-санаи. – 2:544). При этом рекомендуется уплатить фитр до посещения места проведения праздничного намаза. (Комментарий к «Фатх-уль-Кадир». – 2:305)

Дозволенной является уплата и до праздничного дня. Ибн Умар говорил: Люди раздавали фитр за день-два до праздника. (Бухари. Сахих. – 1:411)

В нынешние времена лучше уплачивать фитр заранее, за много дней до конечного срока. Сама идея фитр в том, чтобы принести беднякам пользу в праздничный день. Уплата фитр в мечети (молельне) непосредственно до праздничного намаза, как это сейчас принято на Западе, нивелирует цель фитр. Поэтому в идеале стоит отдавать фитр заранее, чтобы милостыня успела в срок дойти до адресатов. (Китаб-уль-фатава. – 3:362)

Если кто-то не заплатил фитр до праздничного намаза, он может совершить оплату и после него, однако такая задержка порицается. (Нур-уль-идах. – Стр. 162)

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: Если платите фитр до намаза, эта милостыня считается принятой, если после – обычной. (Абу Дауд. Сунан. – Стр. 263)

Среди теологов есть разные мнения по поводу того, насколько заранее можно платить фитр. Предпочтительным мнением является то, что уплата разрешена даже до рамадана. Впрочем, лучше всего производить оплату во время рамадана, как о том говорят все теологи. (Китаб-уль-фатава. – 3:363)

Кто получает фитр

Теологи единогласно считают, что фитр получают те же категории лиц, что и в случае закята. Основой данного правила служит следующий аят:

Пожертвования – лишь для бедных, нищих и сборщиков, а также для завоевания сердец исламом, освобождения рабов, должников, для расходов на пути Аллаха и путников. Таково предписание Аллаха. А Аллах – Знающий, Мудрый. (Коран, 9:60)

В аяте перечисляются восемь категорий лиц:

1) Бедняки – люди, у которых нет излишка над собственными нуждами в размере 612,36 г серебра. 2) Нищие – те, у кого, согласно мнению некоторых теологов, положение еще хуже, чем у бедняков. Отличие от первой категории носит технический характер, у обеих категорий нет излишка в любой форме в размере нисаба над собственными нуждами. 3) Сборщики закята – те, кого исламское правительство назначило ответственными за сбор закята. В нынешние время эта категория не применяется. 4) Те, чьи сердца завоевываются, – способ выплаты закята в первые годы ислама. Закят тогда могли давать:

– тем неверующим, которые, как думали, после получения пожертвования примут ислам; – руководителям неверующих для спасения верующих от их зла; – только что принявшим ислам для поднятия их духа.

5) Освобождение рабов – для выкупа рабов с целью их освобождения. В нынешние времена не применяется. 6) Должники – человек, который, несмотря на наличие у него определенных активов, находится по уши в долгах, превышающих стоимость его активов. 7) Находящиеся на пути Аллаха. Согласно большинству теологов, здесь подразумеваются лишь те, кто участвует в джихаде (священной войне). 8) Путники – те люди, которые в дороге попали в отчаянное положение и не имеют доступа к личным средствам. В настоящее время денежные переводы по всему миру проводятся в считанные минуты. Те, кто может их получить, не имеют права на закят и фитр.

Таким образом, в настоящий момент закят и фитр могут получать только бедные, нищие, должники, участники джихада и путники.

Муфтий Фараз ибн Адам

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...