Колонны в карнаке. Карнакские храмы

Религиозный комплекс храм Амона в Карнаке , на северной окраине Луксора был крупнейшим религиозным местом древнего мира, которая охватывала около 100 га. Он первоначально называлась«Ипет-Исут», что означает «самые избранные места». Комплекс располагается на берегах реки Нил. Храм карнак, после знаменитых пирамид, наиболее известное археологическое место в Египте. Храм Амона в Карнаке — это впечатляющий набор храмов, которые были частью города Фивы, столицы древнего Египта, империи в эпоху царства царей.

Из чего состоял Храм Амона в Карнаке?

Храм Амона в Карнаке состоит из 4 основных частей. Самые крупные и известные из них это участок под называнием «Амона — ра», поскольку это единственное, доступное место для туристов. Еще есть три части недоступных для туристов участков это «Мут», «Монти» и храм Аменхотепа.

Главное божество, на которое поклонялись в древности Карнаке, был египетский Бог Амон, а храм находится в самом центре этого комплекса. Так же, в комплексе присутствует храм «Монти» который расположен на севере, и храм «Мут», которая находится на юге. Кроме основных храмов, в комплексе есть также и другие более несколько мелких храмов и часовен. Эти храмы под названием «Хонсу», «Осириса», «Хек-Жет» и «Опет».

В храмном комплексе Амона в Карнаке есть проспект, во главе сфинксов (символа Бога Амона), которые стоят перед гигантской пилоной, где расположен большая статуя царя Рамсеса II. Первый пилон не был закончен, вблизи этого пилона, имелись некоторые остатки из сырцового кирпича для пандуса. Который является единственным примером, из чего был построен храм Карнак.

Из чего состоит Храм Амона в Карнаке?

Храме Амона в Карнаке есть самый большой и великолепный Гипостильный зал. На этот зал можно пройти через второй Пилон. А этот зал является одним из самым знаменитым, произведением античной архитектуры в современном мире. Этот зал начали строить во время правления самого Аменхотепа III, и он был завершен при внуке царя Рамсеса II. В этом зале все потолки, стены, и колонны окрашены в натуральные цвета земли. Крыша зала имеет высоту 24,99 метров, и поддерживается 12 папирусными колоннами, которые были установлены в два ряда, по шесть штук. Эти колонны сделаны из песчаника. А, кроме того, для каждой строки основных колонн примыкают семь строк — 9 столбцов по 12,80 метров в высоту каждый. Итого получается 134 колонн, которые имеют прекрасный вид. Зал украшают рельефы, которые изображают сцены из самой Египетской мифологии. В то время как его внешние удивительные стены Гипостильного зала украшены баталиями из сцен царствования семьи Рамсеса II.

Третий Пилон, который был построен во время Аменхотепа III, в этой зоне имеются несколько впечатляющих обелисков, таких как обелиск Тутмоса I, который имеет размер 21,34 метров в высоту и весом 143 тонн и обелиск «Хатшепут», один из них женщина фараона, его размер 29,57 метров в высоту и вес 320 тонн, который был посвящен Богу Амону. Четвертые и пятые пилоны были построены Тутмосом I, которые были меньшего размера, чем третий пилон.

Храм Амона в Карнаке — это замечательное место, которое можно туристам посетить с 6:30 утра по 5:30 вечера. Экскурсии организованы на нескольких языках.

История Храма Амона в Карнаке

Строительство комплекса Карнак начат 12-й династией, это было в период с 1991 г. — 1785 г. до н.э. А первый храм комплекса был построен и посвящен Богу Фива и Монти. Тем не менее, постройка храма длилась около 900 лет. Почему, так долго строилась эти храмы? Потому что, другие династии фараонов добавляли другие свои постройки: храмы, святыни, пилоны.

В свое время храм Карнак являлась частью древнего, знаменитого города Фивы. Она была культурным центром и столицей египетской империи. Так же комплекс Карнак был в течение длительного времени главной религиозной достопримечательностью Египта. Но, тем не менее, этот храм в свое очередь был заброшен, когда фараон Эхнатон решил взять власть в свою руки, и отказался от поклонения Богу Амону, и заменили его Богом солнца Атоном. Затем Эхнатон построил новую, другую столицу и храмы. После того, как Эхнатон умер народ перестал, поклонятся Атону. В свою очередь Фиванские жрецы быстро уничтожили все постройки Эхнатона. Затем, Карнакский храм снова стал прежним религиозным центром Египта.

В IV веке до н.э., когда греки захватили Египет, они переехали в столицу царства Александрию и это положило начало конца религиозного центра. Тем не менее, комплекс Карнак даже начали более уважать во время Римского правления Птолемеевской династии. Но, в 323 г. н.э. император Константин — великий принял христианство и в 346 г. н.э. он приказал в свою очередь закрыть все языческие храмы. После этого Карнакский комплекс забросили и построили четыре христианских церквей внутри корпуса.

Древняя египетская культура в середине века была совсем забыта. Даже местоположение великолепной Фивы было неизвестно. И только в XVI веке один венецианский путешественник подробно описал храм Амона в Карнаке. Спустя некоторое время путешественники написали целую летопись о храме Карнак и других самых важных памятников Древнего Египта, которые произошли в течении в течение XVII и XVIII столетий, вплоть до 1798 года.

Сегодня храм Амона в Карнаке после, египетских пирамид является самых известным и посещаемым местом в Египте. Это один из самых знаменитых примеров величие древней страны фараонов. Он так же, является великолепным источником информации для современных археологов всего мира, которые хотят найти ответ о еще загадочных историях Великой египетской цивилизации.

Это типичный храм Египта - прямоугольной формой, чей фасад обращен к Нилу, а дорогу, ведущую к фасаду, украшают многочисленные сфинксы. Вход в Карнакский храм – это пилон, перед которым размещены монументальные обелиски и статуи фараона. Затем, вы видите изумительное храмовое сооружение, где есть места для вознесения молитв, несколько библиотек, колонные залы. Находясь внутри храме в Карнаке, можно лицезреть историю Древнего Египта, вырезанную в виде рисунков и иероглифических надписей на колоннах и стенах. Эти изображения рассказывают об славной истории великого царства.

Построил и украсил этот величественный храм знаменитый зодчий Древнего Египта – Иненни, но дальнейшее улучшение, расширение и развитие Карнакского храма, заняло две тысячи лет. Над ним, в свое время, смогли поработать самые выдающиеся архитекторы и мастера Египта, каждый новый фараон Египта, и даже римские императоры, внесли свою лепту в его усовершенствование. За годы существования, храм в Карнаке стал огромным комплексом, включающим: Храм бога Амона-Ра, Храм Птаха, Храм Аменхотепа II, Храм Маат и так далее. Каждый следующий фараон, приходящий к власти, старался переделать храм под свои вкусы, придавал ему больше шика. Когда на трон взошла новая девятнадцатая династия, появилась необходимость увеличения храмового комплекса Карнака. Именно тогда он обрел грандиозные масштабы, лишь новый пилон был по длине сто пятьдесят шесть метров.

Карнакский храм состоит из тридцати трех храмов, залов, а его общая площадь занимает больше двух квадратных километров. Храм Амона-Ра в Карнаке –самая интересная часть архитектурного комплекса. Это огромное здание начали строить при фараоне Аменхотепе Третьем, а затем строительство продолжили следующие приемники трона Египта: Сети I и Рамзес II. Особенно удивляет посетителей гипостильный зал, имеющий пятьдесят два метра в длину, сто три метра в ширину, тут сто сорок четыре колонны, по двадцать три метра в высоту, и по десять метров в окружности, расположенные в шестнадцать рядов, по всей поверхности, расписанные яркими барельефами. Главный зал с колоннадами, по размерам равняется Собору Святого Петра в Ватикане или Собору Святого Павла в Лондоне.

Еще одним великим детищем новой династии фараонов и частью комплекса храмового комплекса Карнака, стал Храм богини Мут, расположившийся южнее Храма Амон-Ра. Это строение с трех сторон окружено водами озера Ишру. В Древнем Египте, в водах этого озера производились омовения статуй богов жрецами, а в небольшом помещении рядом, жили священные птицы бога Амона - гуси. Храм является довольно строгим сооружением, с величественной главной колоннадой и статуями египетской богини Мут – женщины, с головой льва. Но на сегодняшний день, Храм богини неба Мут сильно разрушен и сохранился частично, в виде развалин и руин.

На берегу священного озера Ишру расположен еще один важный египетский символ - большой жук-скарабей, находящийся на постаменте, экскурсоводы рассказывают, что есть поверье, согласно которого, обошедший этот постамент с жуком несколько раз и загадавший желание, получит не только его исполнение, но и обретет удачу на всю оставшуюся жизнь. А вот древние египтяне говорили, что колонна является древними часами, отмеряющими время этого мира. Ежегодно колонна на несколько миллиметров погружается вглубь земли, по легенде, когда жук-скарабей исчезнет из виду, на планету Земля придет конец света.

Храм бога Хонсу в Карнаке – место, куда египтяне приходят молиться о чудесах исцеления. Он, в отличии от храма его матери Мут, очень хорошо сохранился, но так как находится в самой дальней части, редко посещаем рядовыми туристами, а зря, потому что тут совершенно потрясающие интерьеры и изумительные росписи. Про статую Хонса – покровителя медицины ходят легенды: рассказывают, что если искренне обратиться к древнему божеству с молитвами о здоровье, то оно обязательно поможет. И многие местные жители верят в это и в нашем двадцать первом веке.

Самым святым местом Карнакского храма, является довольно небольшой камень черного цвета, раньше являвшийся алтарем, на котором лежал «Камень Ипет Соут» - «Матерь Вселенной», это некое подобие «философского камня», доставленного в Древний Египет из Атлантиды, согласно старинной легенды. А в священных египетских папирусах, о «Камне Ипет Соут» говорится, что это «сокровище мира» досталось фараонам от самых богов. Но затем камень был вывезен с территории храма в Карнаке в Гималаи, точнее в Шамбалу, которая сокрыта от взора простых смертных в Тибетских горах.

Интересной достопримечательностью Карнакского храма является обелиск царицы Египта – Хатшепсут, высотой в тридцать метров, признанный самым большим в стране. На поверхности обелиска высечена история ее коронации. В давние годы, вершины древних памятных обелисков покрывало золото и серебро.

Храмы Карнака и Луксора объединяет протяженная «Аллея сфинксов», они вырублены из цельных каменных глыб, и увенчаны бараньими головами. Данная аллея зовется – «Тропа богов», потому что по ней, в дни религиозных праздников Древнего Египта, священная золотая барка, несущая статую бога Амона-Ра, двигалась из одного святилища в другое.

Сегодня Карнакский храм Египта – считается крупнейшим религиозным комплексом в мире, и является основным государственным святилищем Древнего Египта. Этот исторический памятник туристы посещают также часто, как и знаменитые Пирамиды Гизы, ведь храмовый ансамбль Карнака может многое рассказать о древней, и невероятно интересной, египетской истории и культуре.

В храм Карнака можно приехать с групповой экскурсией, но тогда вы будете привязаны к своей туристической группе и ограничены по свободному времени, поэтому лучше сделать это самостоятельно. Нужно сесть на автобус в Хургаде, Макади-Бэй, Сафаге, Эль-Гуне, Эль-Кусейре и проехать около пяти часов, а еще один вариант - заказать речной круиз по реке Нил, с остановкой в Карнакском храме. Если решите приехать сюда самостоятельно, то постарайтесь быть на месте, в семь часов утра, потому что с девяти часов власть тут захватывают многочисленные групповые туристы, и тотчас забываешь о спокойствии, тишине и возможности что-либо сфотографировать без лишних людей в кадре и без очереди за удачным ракурсом.

В древнем городе Фивы, более чем на 80 гектаров растянулся Карнакский храм. Его часто называют храмом, не понимая, что этот термин означает что-либо в единственном числе. Карнакский же храм в действительности является комплексом монументальных религиозных сооружений, расположенных вблизи реки Нил на территории современного города Луксор, построенного на месте древних Фив.

Мифы и факты

Легенда гласит, что храм Амона в Карнаке был домом священной статуи главнейшего божества. В августе, во время разлива Нила, начиналась пышная праздничная церемония: статую Амона выносили из храма и несли аллеей сфинксов в для обновления Бога-царя, вместе с обновлением земли после долгой засухи. Там фараон молился богам, прося благословения на новый год. Затем он выходил к народу, все становились лицом к Нилу и пели хвалу реке. Ликующие египтяне в лодках размахивали пальмовыми ветвями и горящими факелами. Затем статую Амона в золотой барке доставляли по священному озеру обратно в Карнакские внутренние палаты, пряча от непосвященных глаз.

В отличие от многих , Карнакский не был построен одним фараоном или даже в течение правления одной династии. Строительство началось в XVI веке до н.э. и продолжалось более 1300 лет. Около 30 фараонов внесли свой вклад в создание комплекса, добавив , пилоны, часовни и обелиски посвященные богам Фив.

Карнакский храм уникален не только среди египетских храмов. Это самое крупное древнее религиозное сооружение в мире, которое также считается крупнейшим музеем под открытым небом. Никогда еще священные храмы не достигали таких размеров, а убранство не отличалось такой пышностью. Только гипостильный зал Карнака размером 103 на 52 метра содержал 144 колонны высотой до 20 метров, которые не смогли бы обхватить пять человек! Громадный пилон у входа превосходил своим размахом все предыдущие: 156 метров в длину и 40 метров в высоту!

Что посмотреть

За аллеей сфинксов и первым пилоном находится храм Фиванской триады: Амона – бога солнца, его супруги Мут и их сына Хонсу – бога луны. У входа в гипостильный зал стоит колосс Рамзеса II, в ногах которого изображена одна из его дочерей. Барельефы зала повествуют о жизни и подвигах фараона.

В глубине Карнакского комплекса возвышается огромный 39-метровый обелиск из красного гранита. Второй обелиск не выдержал испытания временем и его обломки разбросаны вокруг.

Слева от южного двора находится священное озеро, в водах которого омывались жрецы перед совершением ритуалов. На берегу стоит огромный гранитный жук-скарабей, установленный Аменхотепом III. Египтяне верят, что если обойти вокруг этой статуи семь раз и дотронуться рукой, то загаданное желание обязательно сбудется.

В Карнакском храме каждый вечер проводится световое и звуковое шоу, в котором показана история Фив как религиозного центра Египта. Шоу проходит на нескольких языках. Проверьте расписание, когда будет представление на русском языке. Большая часть строений находится под открытым небом, в том числе музей, так что будьте готовы к открытому солнцу, пользуйтесь солнцезащитными кремами и не забудьте взять воду.

На противоположном берегу Нила находится - второй по величине храмовый комплекс Египта. Недалеко расположены и . А если останутся силы, рекомендую посетить - ворота в загробный мир, охраняющие самые загадочные тайны фараонов.

Карнакский храм (Karnak) открыт с 6.00 до 18.00 в летнее время и с 6.30 до 17.30 зимой.
Стоимость: 80 LE (около 8.3 €), студенты - 40 LE.
Как добраться: находится в 2 км от Луксора, откуда можно добраться на такси. В Луксор можно добраться на автобусе из Хургады, Макади-Бэй, Сафаги, Эль-Гуны, Эль-Кусейра (4-5 час.) Из Каира есть много речных круизов по Нилу с остановкой в Карнаке.

В эпоху Среднего царства власть фараонов постепенно ослабляла, потому прекратилось возведение крупных пирамид, началось массовое сооружение наземных и пещерных храмов и гробниц. В пещерных гробницах этого периода, кроме ордера с геометрически правильными формами колонн, встречаются также и имитация сводчатых покрытий, опирающихся на балки, поддерживаемые колоннами протодорического ордера (гробница в Бе-ни-Хасане, первая треть II тыс. до н. э.).

Выдающийся образец храмовых построек этого периода - органически вписанный в горный ландшафт ансамбль храмов в Дейр-эль-Бахри, в его храмах и гробницах применен ордер с геометрически правильными формами колонн различных типов.

Наиболее совершенным воплощением культового ансамбля стали знаменитые фиванские храмы Ипет Реc и Ипет Сут, посвящённые богу Амону-Ра. Сегодня они известны как храмы в Луксоре и Карнаке.

В древности они были соединены трёхкилометровой аллеей сфинксов, по которой проходили торжественные религиозные процессии.

1. Храм Амон-Ра в Карнаке.

Н
ебольшой египетский городок Луксор, расположенный в Верхнем Египте, на восточном берегу Нила, приобрел свою всемирную известность благодаря тому, что в самом его центре сохраняются развалины Фив – великого города древности, слава о котором гремела по всему античному миру. Некогда Фивы были столицей Древнего Египта. Египтяне называли этот город Уасет, в Библии он упоминается под именем Но, а Гомер в «Илиаде» именует его «стовратными Фивами».

«Золотой век» Фив наступил в XV веке до н. э., в эпоху Нового царства. В этот период фараоны XVIII династии превратили Фивы в город, чья слава «покорила весь мир». Именно тогда были созданы прославленные ансамбли Карнакского и Луксорского храмов.

Храм в Карнаке с его воротами, внутренними двориками и залами, бесчисленными колоннами, скульптурами и обелисками – значительнейший храмовый комплекс Древнего Египта. Он назывался Ипет-Сут и долгое время являлся главным святилищем страны. Все фараоны эпохи Нового царства считали своим долгом и первостепенной заботой обустраивать и украшать его, привлекая для этого лучших зодчих, скульпторов и художников Египта. Храм в Карнаке посвящен богу Амону – во времена Нового царства он был признан ипостасью бога Солнца Ра. В честь Амона-Ра, «царя всех богов», слагались гимны, в его честь строились величественные храмы.

Карнакский храм представляет собой грандиозный архитектурный комплекс, строившийся в течение столетий при нескольких поколениях фараонов. Уже к началу периода Нового царства в Карнаке существовал небольшой храм Амона. Фараон Яхмос I украсил его колоннами из кедра, драгоценной утварью – вазами для благовоний, сосудами и жертвенниками, выполненными из розового гранита, лазурита, малахита, золота и серебра. Крупное строительство началось здесь в правление фараона Тутмоса I. Перестройкой храма руководил выдающийся древнеегипетский зодчий Инени, однако построенный им монументальный колонный зал не сохранился – он был разрушен в результате последующих переделок.

При фараонах XVIII династии, преемниках Тутмоса I, храм в Карнаке продолжал строиться и расширяться. Большие работы развернулись здесь во времена царицы Хатшепсут, по приказу которой был разобран колонный зал, а вместо него воздвигнуты тридцатиметровой высоты «обелиски царицы Хатшепсут», высеченные из асуанского гранита. Их украшали навершия из электра – сплава золота и серебра. Работами руководил придворный зодчий царицы Хатшепсут – Сенмут, который построил один из пилонов храма. Однако преемник царицы, Тутмос III, уничтожил все, построенное предшественницей, и выстроил новое здание храма, в котором особенно изысканное оформление получил «Зал Анналов». На его стенах Тутмос III, желая увековечить свои победоносные военные походы, приказал высечь многочисленные рельефы и тексты, рассказывавшие о подвигах фараона.

С
егодня храм Амона в Карнаке находится в руинах, которые, тем не менее, продолжают производить колоссальное впечатление. Недаром Карнак – один из самых популярных туристических маршрутов.

Храм Амона представляет собой вытянутый прямоугольник. Его окружает массивная стена, к воротам которой ведут две дороги, одна со стороны Нила, другая – из Луксора. Обе дороги обрамляют два ряда сфинксов с головами баранов (
баран – символ бога Амона). Попасть на территорию храма и в его внутренние помещения можно через десять ворот-пилонов, сооруженных в виде массивных порталов с двумя монументальными, суживающимися кверху башнями по сторонам. Эти пилоны – своеобразные вехи строительства храма: каждый их них возведен в правление одного из фараонов. В свое время на пилонах стояли мачты из кедра с развевающимися на них флагами.

Центральный пилон имеет высоту 44 м, ширину – 113 м, а толщина его стен составляет 15 м. За ним расположен широкий внутренний двор, окруженный колоннадой. У входа в храм сохранились руины вестибюля, перед которым некогда стояла колоссальная статуя Тутмоса III. От вестибюля к Нилу тянется колоннада из двух рядов колонн высотой в 20 м с капителями в виде цветков папируса. Сейчас колонн двенадцать, а первоначально было на две больше – на их месте при фараоне Хоремхебе был сооружен очередной пилон.

Через следующий пилон с гигантскими статуями фараонов перед ним посетитель храма через все более и более сумрачные помещения и залы попадал в Большой гипостильный зал – святилище Амона. Сооружение Большого гипостильного зала началось во времена фараона Хоремхеба, но свои окончательные размеры и архитектурное убранство он приобрел только при фараонах XIX династии – Сети I и Рамсесе II Великом. Гипостильный зал отличается гигантскими масштабами построек и необыкновенной пышностью декоративного убранства. Площадь зала составляет 5000 кв. м, а высота достигала 24 м. Крышу поддерживали шестнадцать рядов колоссальных колонн. Всего здесь было установлено 134 колонны, и наибольшие из них имеют высоту 20,4 м, а высоту – 3,57 м. Колонны центрального нефа с капителями в виде расцветших папирусов достигали высоты 19,2 м, а колонны боковых проходов, изготовленные в виде нераспустившихся папирусов, – 14,7 м.

«Все виденные вами досель здания, хотя бы вы обтекли весь земной шар – игрушки перед этим столпотворением! – писал побывавший в Карнаке в 1830-х годах русский путешественник А.С. Норов. – Этот лес колонн, величины невообразимой, и где же? Внутри здания, повергает вас в глубокую задумчивость о зодчих». Зодчими, оставившими самый заметный след в истории Карнакского храма, и в частности, строившими Большой гипостильный зал, были Иуп и его сын Хатиаи. Последнего хроники называют «воздвигающим великие колонны в храме Амона».

К
олонны «Зала Анналов», расположенного по главной оси храма, увенчаны либо цветком лотоса, либо цветком папируса. Это геральдические эмблемы Древнего Египта: папирус считался символом Нижнего Египта, а лотос – Верхнего. Гладкие стволы колон сплошь покрыты рельефами ритуального и исторического содержания, иероглифическими надписями. Именно из храма в Карнаке берет свое начало древнеегипетская традиция увековечивать воинские доблести фараонов в монументальных рельефных композициях.

Росписи потолка и перекрытий имитировали синеву неба, усеянного золотыми звездами. Сегодня от кровли не осталось и следа, и остатки зала находятся под открытым небом. Стены и колонны гипостильного зала покрывали многочисленные цветные рельефы, общая площадь которых составляла 24,3 тысячи квадратных м. На стенах и колоннах сверкало золото, тонкими листочками которого были покрыты детали колонн и рельефов. Никогда еще древнеегипетские храмы не украшались с такой пышностью.

В Большом гипостильном зале были установлены колоссальные монолитные статуи царей, среди них – статуи фараона Рамсеса II Великого и его жены Нефертари. С именем Рамсеса II связан третий большой период строительства в Карнакском храме. Сцены, запечатленные на стенах храма, рассказывают о деяниях этого фараона, покровительствуемого богами. На одной из стен Карнакского храма бог Амон вручает фараону Рамсесу II символы его власти. Далее следуют сцены жертвоприношений, совершаемые Рамсесом II. И всюду со стен храма на зрителя смотрят боги: Хнум, с телом льва и головой барана, Гор с головой сокола, Осирис и Исида. Часто встречаются изображения скарабея – священного жука, символизировавшего в Древнем Египте вечный процесс смерти и возрождения.

Х
рам Амона в Карнаке иногда называют «каменным архивом Египта». На стенах, пилонах, колоннах и карнизах храма, среди гимнов богам и ритуальных текстов находятся многочисленные надписи, повествующие об исторических событиях эпохи Нового царства: истории военных походов и сражений, обстоятельства восхождения на престол фараонов, списки царей Египта и т. п.

С южной стороны храма находится Священное озеро. На нем находилась пристань, к которой причаливали сделанные из кедра священные ладьи со статуями великой триады богов – бога Солнца Амона-Ра, его супруги богини неба Мут (Нут) и их сына Хонсу, бога Луны. Отсюда брала свое начало торжественная процессия, связанная с ритуалом встречи и перенесения в святилище священной ладьи. Эта церемония происходила в храме ежегодно и собирала толпы паломников. Путь священной ладьи лежал через залитые солнцем дворы храма в сумрачный гипостильный зал, а далее – в погруженное в темноту главное святилище, освещавшееся лишь светом неугасимых светильников. От света к тьме – таков был путь, по которому веками шли древнеегипетские жрецы и вели за собой во тьму безропотные толпы своих приверженцев, подавленных циклопическим величием жилища древнего бога, где все производило впечатление величественности, сверхчеловеческой мощи и таинственности…

К южной части храмового ансамбля примыкают храмы богини Мут и бога Хонсу. В древности их окружали обширные «священные сады». Храм богини Мут начал закладывать еще Сенмут, зодчий царицы Хатшепсут. Храм Хонсу был построен при фараоне Аменхотепе III. Аллея сфинксов с бараньими головами ведет от него к другому великому храму Египта – храму Амона-Ра в Луксоре.

Храмы Карнака и Луксора
Кармак - современное название одного из крупнейших храмовых комплексов и религиозных центров Древнего Египта. На протяжении примерно двухтысячелетий (вплоть до рубежа новой эры, когда начался римский период в древнеегипетской истории) Карнак являлся по сути средоточием государственного религиозного культа, определявшего идеологию и направленность духовных исканий богословов страны на Ниле.

В восприятии египтян Карнак был особым местом в ряду других святынь Египта. Об этом говорит уже само его название: по-древнеегипетски храмовый комплекс именовался Ипет- Сут, что, по мнению известного российского египтолога О. И. Павловой, можно перевести как «избранный местами (пребывания)». Причина его избранности понятна: хотя в Кармаке почитались многие египетские боги, начиная с эпохи Среднего царства (точнее, с XII династии) он - главное святилище бога Амона,которого позднее, в греко-римской античности, не случайно отождествляли с верховным богом Зевсом (Юпитером). Имя Амон переводится как «сокрытый», «невидимый». Такое определение в принципе приложимо к любому божеству Древнего Египта, однако Амон в египетском пантеоне обладал редкими функциями: это был бог воздуха, или ветра (греческое слово «пневма», обозначающее эту стихию, стало в христианстве обозначением Святого Духа, и в то же время бог-творец. Предположительно Амона особенно почитали в Гермополе, в среднем течении Нила. Когда же при фараонах XI династии развернулась борьба за объединение Египта под властью Фив - будущего стольного города в Верхнем Египте, начал складываться культ Амона Фиванского, освящавший царскую власть п единство государства.

Влияние религии Амона заметно усилилось в период XII династии (XX-XVIII вв. до н. э.). Тогда-то фараон Сенусерт I и возвёл в Карнаке небольшой изящный храм «из камня белого прекрасного», куда в празднества помещали священную барку Амона, изготовленную из знаменитого ливанского кедра (использовавшегося, кстати, и при постройке иерусалимского Храма). В Белом храме, как его называют египтологи, проводился праздник хеб-сед, во время которого совершалось таинство возрождения физических сил стареющего фараона, после чего он как бы вновь венчался на царство, символизируя тем самым и неиссякающее благоденствие для всего Египта. Белый храм ещё в глубокой древности разобрали в ходе одной из реконструкций Карнака, но значительная часть блоков, из которых он был построен, сохранилась в составе других сооружений, благодаря чему в XX в. храм удалось воссоздать.

Разбирать старые постройки и использовать их камень для возведения новых было обычным делом в Древнем Египте. Поэтому история Карнака не известна в деталях. Однако ясно, что расцвет его относится к эпохе Нового царства, когда главной святыней Карнака стал колоссальный (размером 600 х 550 м) храмовый комплекс, посвящённый Амону.
В древности храмовый ансамбль был обнесён стеной и включал в себя множество обширных помещений, дворов, залов, аллей-переходов, обелисков, пилонов, статуй. Сейчас от грандиозного архитектурного шедевра уцелело далеко не всё, но даже то, что сохранилось, потрясает своим величием. Остальные храмовые постройки, по словам некоторых путешественников, меркнут перед впечатляющими останками Карнакского храма. Это действительно ярчайший образец храмового зодчества Древнего Египта последних двух тысячелетий его существования.

До наших дней сооружение дошло примерно в том виде, какой оно имело в XIV-XI вв. до и. э. С запада к нему ведёт частично уцелевшая доныне аллея сфинксов. Египетские сфинксы, как правило, имеют тело льва и голову фараона, но утех, что находятся перед храмом Амона, голова овна (барана) - священного животного этого бога. Сфинксы символизируют царственную силу, покровительствующую добру и безжалостную к злу, поэтому мифические существа, расположенные в два ряда перед входом в храм, были призваны многократно увеличить его защиту от злых сил.

Аллея завершается перед гигантскими пилонами, их композиционное решение восходит к архитектуре более ранних погребальных сооружений эпохи Древнего царства. За пилонами - обширный двор, а за ним - знаменитый гипостиль (закрытое помещение с несколькими рядами колонн) Карнакского храма. Все его 134 колонны (до 20 м в высоту и около 3,5 м в диаметре), расположенные в 16 рядов, некогда были увенчаны капителями в форме цветков лотоса и связок папируса, характерными для Египта эпохи Нового царства. Да и сами колонны воспроизводили форму связок из стеблей этих священных для египтян растений: лотос издревле ассоциировался с колыбелью Солнца на заре творения - с тем «великим лотосом», что «поднялся из первичных вод». Папирус, символика которого столь же многозначна, как и лотоса, в конструкции храмов, видимо, развивал его тему и означал произрастание, процветание. Ведь сам египетский храм (во всяком случае, со времён Нового царства) воспринимался как место ежедневного мистического обновления Вселенной.
За гипостилем располагаются пилоны всё новых и новых врат, некогда покрытых золотом, серебром, медью и бронзой. Они выстроены анфиладой по оси комплекса и ведут в другие помещения храма, более затемнённые. Святая святых Карнака - сравнительно небольшая комната, погружённая во мрак, символизирующий покров тайны, окружающий божество, или изначальный сумрачный хаос, в котором восходит лучезарная заря творения.

Таким образом, композиция храма Амона разворачивалась по горизонтали, а не по вертикали; в соответствии с данным архитектурным решением по горизонтальной оси возрастала и «степень сакральности» храмовых помещений. Почти готическая устремлённость к небу в египетском храме была свойственна лишь обелискам у входа.

Они соотносились только с «вратами таинства», а не с самим местом его совершения - в этом отличие египетского (и вообще древнейшего восточносредиземноморского) храма от тех форм, что развились позднее в христианстве и исламе, индуизме и буддизме. Разумеется, глубоко сакральная горизонтальная ось есть и в церквах, и в мечетях (она указывает соответственно на алтарь и на михраб), однако вертикальная устремлённость здесь постоянно подчёркивается богословским осмыслением элементов конструкции здания. Можно сказать, что египетский храм выражал в своих зримых формах прежде всего не идею «горения к небу», а идею мистериальности - последовательного прохождения через врата различных ступеней посвящения в мистерии.

Храмовый комплекс в Карнаке не раз перестраивался при XXII и XXV династиях, при Птолемеях. Почти каждый фараон считал | ^ своим долгом что-то привнести в главное культовое сооружение страны. Постепенно были возведены меньшие по размерам храмы других божеств, создано священное озеро Амона размером 110 х 70 м (священные озёра во времена Нового царства стали обязательной частью храмовых комплексов), вырыты несколько каналов. Здания окружили священные сады с чёткой, регулярной планировкой. При храме Амона появился «Дом жизни» - библиотека, где хранили и переписывали священные папирусные свитки, изучали математику и медицину. Перестройки, к счастью, не затронули основы планировки и архитектурного решения Карнака, как и его великолепные интерьеры. В храме Амона на внешней стороне стен гипостиля до сих пор видны некоторые рельефы, иллюстрирующие военные подвиги Рамсеса II, на внутренней - рельефы на религиозные сюжеты. Ранее все они были раскрашены, чаще голубой и жёлтой красками, и инкрустированы золотом, а потолок храма был небесносиним, усеянным золотыми звёздами.

Примерно в 3 км от Карнака в эпоху Нового царства воздвигли ещё один великолепный храмовый комплекс, посвящённый Амону, - Луксор. Аллея сфинксов соединяла оба религиозных центра, и каждый год по ней из Карнака в Луксор отправлялась праздничная процессия. Так что в сущности они представляли собой единственный комплекс, входящий и состав грандиозного культового центра, каковым являлись тогда Фивы.

Архитектурное решение Лекторейкого комплекса во многом сходно с Карнакским. Его главная часть, созданная преимущественно в XV-XIII вв. до н. э., также включает в себя могучие пилоны врат, внутренние дворы и гипостиль. Стены Луксорского храма покрыты многочисленными рельефами, в том числе повествующими о жизни фараонов и об исторических событиях далекого прошлого.

Долгое время Карнак и Луксор оставались оплотом древнеегипетских традиций. Но в период религиозной реформы Эхнатона (1368-1351 гг. до н. э.) фиванские храмы Амона сильно пострадали: утверждая единый культ бога Атона, по приказу фараона уничтожали в первую очередь изображения повсеместно чтимого Амона, сбивали его имя в надписях. Однако после смерти Эхнатона почитание Амона в Карнаке, Луксоре, да и во всём Египте очень быстро восстановилось: древняя фиванская религия Амона была, по-видимому, не менее возвышенной, чем почитание Атона (солнечного диска, дарующего жизнь), и глубже проникла в миросозерцание египтян.

В I тысячелетии до н. э. культ Амона распространился и за пределами Египта, прежде всего в царстве Куш (Древняя Нубия). Оракул Амона в ливийском оазисе Сива (к западу от Египта), по преданию, посещали
даже такие царственные особы, как.Александр Македонский и Клеопатра. На рубеже новой эры Карнак, средоточие культа Амона, был предан забвению почти на два тысячелетия. И систематически его начали изучать только с середины XIX столетия.

Образы Карнакского храма
Запечетленные в Карнааском храме образы становятся вполне понятными лишь через знакомство с богословскими осмыслениями древних египтян. В эпоху Нового царства Амон, древний бог почитается не только как бог-творец общеегипетского уровня, но также отождествляется с богом Солнца Ра. Остальные боги воспринимаются отныне как различные проявления приобретшего черты вселенского божества, — в этом нетрудно увидеть сходство с библейским пониманием Бога. О том же свидетельствуют и фиванские богословские тексты (помимо широко известной реформы Эхнатона, монотеизм которой неоднократно сопоставлялся с библейским богословием).
Отдельные фрагменты из гимнов Амону, вероятно звучавшие и в Карнакском храме, говорят о его «безначальности» и невозможности полного постижения. Подобные образы встречаются и в Библии, и в святоотеческой христианской литературе.

Нет ли здесь противоречия? Даже боги не знают «настоящего вида» Амона, однако изображения его в Древнем Египте (и, разумеется, в Карнакском храме) существовали — преимущественно в виде человека с головой овна (барана). Вот как объясняется это несоответствие в одном древнеегипетском тексте об Амоне, приведённом в книге И.Г. Франк-Каменецкого «Памятники египетской религии в фиванский период»: «Лик его подобен овну, таинственными образами он скрывает себя, дабы никто не познал его тайны».

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...