Конфуцианство и современный мир – короткое эссе - flyinghusky. "Конфуций и его учение о государстве"

Тадзио Гольдгевихт

Конфуцианство – школа философской мысли, созданная Конфуцием, одним из величайших мыслителей и просветителей Китая. В конфуцианской школе некоторые его идеи изменились, подстраиваясь под требования текущей эпохи, и получили дальнейшее развитие последующими мыслителями. Однако, в этой статье я буду рассматривать традиционные учения Конфуция, так как они излагаются в книге «Лунь Юй», известной также как «Кун-Цзы».

В своей статье «Тату в современном Китае - культурный обзор», я писал о том, как многие аспекты традиционной китайской культуры не учитываются, или подменяются заимствованными западными взглядами и идеями, забываются и продолжают жить только в коллективном бессознательном народа (возможно, в будущем я еще рассмотрю это в специальной статье). Говоря о том, что конфуцианство является фундаментом морали китайского общества, нужно иметь четкое представление, какое место оно занимает в жизни современного Китая.

Нужно сказать, что большинство китайцев, по всей видимости, не понимают истинного значения Конфуция.

Когда дело доходит до Конфуция, то отношение к нему китайца будет подобно отношению к чему-то в природе, что надо практически боготворить. Конфуций уже больше чем просто человек, он стал своего рода символом, и олицетворяет собой одновременно и саму страну и ее дух, и китайский народ гордится им. Но здесь важно отметить, что большинство китайцев, по всей видимости, не понимают истинного значения Конфуция. Если вы заговорите о нем с китайцами, они несомненно сразу скажут вам о том, какой он великий человек и наставник, но вместе с тем обнаружится, что они практически не знают его учения. Для некоторых людей это будет говорить о том, что учение Конфуция так глубоко интегрировалось в китайскую культуру, что воспринимается уже просто на бессознательном уровне и не требует специального изучения. Другие люди, включая меня, согласятся с тем, что механическое зазубривание и повторение без понимания – является признаком невежества, и не может расцениваться как достижение высокого уровня, хотя конечно имеет свое значение и роль в социальном аспекте.


Влияние конфуцианства, достигнувшего самого сердца китайской культуры, видно во всем, что делают китайцы, но как я уже писал, - это не значит, что они это понимают. Конечно, было бы здорово, если бы они его понимали, но это не так. И здесь перед нами открываются два аспекта существующего положения вещей: очень красивый и очень грустный. Прекрасный, потому что мы видим, что сила мысли человека, жившего тысячи лет назад, по-прежнему живет и наполняет мысли и поступки миллиардов людей. Это прекрасно, потому что мы видим, что человеческие мысли и идеи продолжают жить, когда самих людей уже не стало, пали династии, в которых жили те люди. В этом чувствуется величие. И вместе с тем грустно, потому что это великое наследие постепенно забывается, воспринимается все более через призму понимания отдельных людей, а величие и значение, - или просто принимаются слепо на веру, или забываются. Это трагично, если не больше.

Человеческое поведение, которое раньше считалось бы аморальным, сейчас становится в порядке вещей.

Изменяется общество, и изменяются нормы принятой в нем морали. Человеческие ценности остаются, но их понимание может (и довольно часто) сильно меняться, некоторые люди говорят о том, что это неизбежный элемент социальной адаптации к меняющимся условиям жизни социума. В нашем современном обществе, некоторые основополагающие социальные ценности остались теми же, что и много лет назад, но их понимание кардинально изменилось. Человеческое поведение, которое раньше считалось бы аморальным, сейчас становится в порядке вещей. Например, честность, когда-то была такой социально-значимой человеческой ценностью и вызывала восхищение, сейчас же, во взглядах наших современников, - это скорее черта некоторых простаков. Ее место заняла позиция извлечения личной выгоды, этим принято руководствоваться в жизни. Да и само понятие нравственности, как комплекса определенных нравственных принципов, уже рассматривается как несовременное.

Но нельзя относиться к этому только с ностальгией. Все это конечно говорит о том, что человечество рановато взяло на себя роль правителей планеты. Мы достигли многого, но еще не можем мыслить коллективно. Нетерпимость и войны все также продолжают сопровождать нас. Для нас не важно, в какую сторону развивается наше общество, для нас важнее думать о том, что мы есть. Мир, в котором нет голода, войны, несбывшихся надежд,существует только в умах дураков, мечтателей и людей, опередивших свое время. Сейчас я тоже не могу сказать, что верю в то, что мы можем жить в мире и гармонии, но мы, безусловно, может решить для себя такую вещь, как справедливый социальный порядок. Возможно, что истинная причина падения моральных ценностей заключается в том, что в большинстве стран мы не имеем справедливого социального порядка.

В конфуцианстве совершенное общество называется «Da Tong». Я думаю, что даже для Конфуция, такое общество было утопичным. Он мечтал о таком обществе, но знал, что это не достижимо, по крайней мере, при его жизни. Осознав это, он понял путь, ведущий к началу реформирования общества, - начать с самого простого: установить базовые социальные ценности, определить их и объяснить их смысл в самых простых терминах, так, чтобы они были понятны самым простым людям.

Вы играете в игры, умножающие ложь.

Я вижу прямую параллель между нашим современным обществом и китайским обществом, времен жизни Конфуция. Как сейчас, так и тогда, есть (было) много путаницы. Ценности, которые когда-то считались важными, представляются незначащими и ненужными. Как и конфуцианство в современном Китае, большинство людей понимает его традиционное значение по умолчанию: каждый должен заботиться о других, совершать добрые поступки и т.д. Этому нас учили дома, в школе, поэтому мы считаем, что это человеческие ценности. Тем не менее, если спросить,положа руку на сердце, - мы еще верим в это? Большинство людей ответили бы: «Да». Но по иронии судьбы, это совсем не означает, что они действительно верят в то, что они говорят, потому что для большинства людей эти ценности являются лишь тем, чему их учили, что должны мы принимать по умолчанию, даже если в душе мы с этим не согласны. Это не согласие является приемлемым, вы привыкли уже носить маски в вашей жизни. Вы играете в игры, умножающие ложь. Есть те, кто еще верит по-настоящему в эти ценности, есть те, кто уже не верит ни во что, есть те, кто не знает, во что верить. Настоящая путаница. Тем не менее, обучение и воспитание людей является одним из решений этой проблемы, и как в древнем Китае, так и сейчас, - учитель является тем, кто ответственен за соответствующее образование.

Как я уже писал, общество во времена Конфуция, как и в наше время, было очень разнородным и сумбурным. Так происходило потому, что моральные ценности, которые должны быть основой социального поведения и взаимодействия были не востребованы. Конечно, и тогда и сейчас они не утеряны, вроде бы есть и известны. Однако, в нашем современном обществе нельзя поручиться за то, что человек будет ими руководствоваться в своих поступках. Наверное, такие же нормы поведения и морали были и в то время, возможно даже были отдельные нормы поведения для разных слоев общества. Тем не менее, Конфуций чувствовал, что общество больно, и эта болезнь проистекала из непонимания этих нравственных ценностей, непонимания пользы от того, чтобы руководствоваться ими в жизни. Демонстрируя удивительную степень уверенности в себе, которая порой рассматривается некоторыми как его гордыня, Конфуций не только говорил, что общество больно, но и говорил о том, что у него есть лекарство от этой болезни – его собственные учения.

Поскольку та социальная обстановка, в которой мы сейчас находимся, напоминает ту, которая была во времена Конфуция, я считаю, что наставления, которые давал мастер могут (и актуальны) применяться и сейчас. На первый взгляд может показаться сомнительным, что в нашем современном обществе применимы учения, созданные тысячи лет назад, но после более глубокого анализа, мы можем ясно увидеть, почему это не так. Прежде всего, учение Конфуция – это не инструкции для китайского народа, это именно учение, которое имеет социальную цель. Китай тех времен не существует сейчас. Конфуций вел и активную международную деятельность. Он путешествовал по разным странам и везде старался донести до людей свои идеи. Поэтому нельзя сказать, что его доктрина ориентирована именно на китайцев, и западные люди также могут извлечь из нее пользу. Кроме того, мы должны иметь в виду, что западные люди, как люди, не так уж отличаются от китайцев, как многим хотелось бы думать. Да, мы многое делаем и понимаем по-разному, но в основном, мы принимаем одни и те же общечеловеческие ценности, хоть зачастую и подходим к их осмыслению с разных сторон.

Я считаю, что в какой-то степени мы пожертвовали важности моральных ценностей в обмен на их принятие в качестве «социальных стабилизаторов».

Образно говоря, мы с боем достигли тех позиций, на которых сейчас находимся, и я считаю, что мы должны гордиться тем, чего достигли. Хотя нам предстоит пройти еще долгий путь, но можно с уверенностью констатировать, что за последние века мы добились многих социальных улучшений нашей жизни. Некоторые даже считают, что мы достигли пика своего социального развития, и что такого никогда не было раньше. Хотя это утверждение и кажется верным, но надо признать, что мы пожертвовали ради этого рядом вещей, и даже если жертва является, безусловно, часть игры, я думаю, что мы должны посмотреть немного глубже на то, чем мы пожертвовали. Я считаю, что в какой-то степени мы пожертвовали важностью моральных ценностей и их ролью в качестве "социальных стабилизаторов". Социальные стабилизаторы - это те элементы, которые способствуют благосостоянию общества в целом, путем поощрения более сбалансированного взаимодействия между людьми, таким образом, позволяя обществу быть более устойчивы и гармоничным. Как я уже писал, наше общество сложно назвать гармоничным. На мой взгляд, это происходит потому, что, ради прогресса, мы пожертвовали несколькими такими социальными стабилизаторами. Об этом говорит целый ряд признаков. Одним из них будет тот факт, что западное общество, хоть и демонстрирует поразительное улучшение в социальной сфере, но мир все так же остается нестабильным, погибающим от насилия, нетерпимости и других заболеваний. Точно так же, как и во времена Конфуция.

Основой учения Конфуция является учение о морали. Другие школы философской мысли и заложенные в них религиозные элементы также оказали определенное влияние на его учение. Но религиозность, существование Бога или Богов, отношения между людьми и "сверхъестественным" - это все вторичное (по меньшей мере, для него). Для Конфуция главенствующее место занимали идеи справедливого общественного порядка и гармонии. Он считал, что социальный порядок был самым основным требованием, и что другие цели и идеи должны рассматриваться только после достижения этого. Мастер понял, что здоровое сплоченное общество, включающее в себя бескорыстные возвышенные идеи и принципы, - это лучший путь для достижения личного блага каждого.

Поняв, что истинное благо – это благо для общества, он закладывает фундамент построения справедливого общества.

Поняв, что истинное благо – это благо для общества, он закладывает фундамент построения справедливого общества. Возможно, Конфуций понял, что люди эгоистичны по своей природе, и что единственный стимул, который заставляет их работать – это работать для своей пользы. Затем он добавил концепцию, личную пользу, непосредственно касающуюся социального порядка, - того, что у вас нет, вы получите в последствие. Таким образом, он обеспечил то, что даже несмотря на эгоистичную мотивацию поступков человека, он все равно совершает действия, направленные на благо общества. Отличное воплощение здорового цинизма. Здесь нет места для романтики, самообмана и лицемерных суждений о величии человеческой расы, есть просто неоспоримый довод, что мы, как люди, имеем мотивацией наших действий стремление к личному благу.

Все, чего человеческое общество хочет добиться или достичь, улучшение условий жизни, прав человека, международного признания или внутренней стабильности, оно может достигнуть, только если уже есть базовый уровень социального порядка. Для Конфуция, социальный порядок означал две вещи: то, что люди понимают свою роль в обществе и то, что они ее выполняют. Для него общество было подобно высокоточной машине. Такая машина состоит из разных частей, каждая со своими функциями, и каждая часть машины должна хорошо работать, чтобы машина в целом работала. Конфуций говорит о обществе, в котором люди знают свои функции и знают как их выполнять. Очевидно, что нельзя описать все многообразие ролей, которые выполняют люди в обществе, и Конфуций, чтобы научить своих учеников, дал описание некоторых основных функций, выполняемых людьми и тех требований, которые предъявляются к человеку на его месте.

То, насколько хороши социальные взаимодействия, будет определять благосостояние нации.

Конфуций говорит в основном о трех видах таких социальных взаимоотношений. Это отношения между человеком и членами его семьи, отношения с другими людьми и отношения человека и власти. То, насколько хороши социальные взаимодействия, будет определять благосостояние нации. В рамках этих социальных взаимодействий, мастер рассматривает основные роли, такие, как отец, сын, брат, друг, правитель, министр т. д. После определения этих ролей, он переходит к описанию базовых ценностей, которые будут определять то, как социальное взаимодействие должно происходить. Такие ценности, как доброжелательность, надежность и мужество - объяснил подробно, а также их социальное значение и функции.

Так как это не эссе, посвященное предметному разбору положений конфуцианского учения, я не буду детально разбирать и рассматривать эти взаимодействия. На мой взгляд, сказанного уже достаточно, чтобы понять, что эти социальные взаимодействия являются жизненно важными для существования сбалансированного общества. Отсутствие же их представляет социальный хаос, очень похожий на то, как мы сейчас и живем, маскарад под вуалью социального прогресса. Поэтому, важно признать провал не только в использовании, но и в определении моральных ценностей в современном обществе. В настоящее время, мы не только не знаем, как применить в нашей жизни нравственные ценности, но и не понимаем, как научить людей видеть выгоду для себя в том, чтобы им следовать. Во-первых, такое заявление может быть встречено с недоверием - в конце концов, почему мы должны иметь определенные моральные ценности и использовать их? Похоже, что в наш современный век мы просто забываем о некоторых социальных элементах, которые были достигнуты нами в напряженной борьбе и самопожертвовании. Мы забываем то, за что так долго боролись, и на место этому приходит ложь и лицемерие. Почти каждый готов рассуждать о нравственности и ее социальной значимости, но верят ли они в то, о чем говорят? Возможно, что люди не только эгоистичны по своей природе, но и еще ленивы и трусливы. Чтобы увидеть, как это происходит, надо только обращать внимание на мелочи, и пример за примером, это будет обнаруживаться. Именно мелочи способны приоткрыть завесу лицемерия и показать нам, кто мы есть на самом деле и то, что мы действительно думаем.

Наверное, конфуцианство не панацея от того социального хаоса, что мы сейчас имеем, но, во всяком случае, это честный взгляд и подход к человеческой природе и к тому, что действительно определяет наши поступки. Честный взгляд на способы достижения социального порядка, достижение личного блага, которое будет одновременно являться коллективным благом.

Кафедра гуманитарных и общественных дисциплин

Творческая работа по теме:

"Конфуций и его учение о государстве"

Составила:

Студент 1 курса

Проверила:


Введение_________________________________________________________3

1. Личность Конфуция_____________________________________________4

1.1. Биографический портрет_____________________________________4

1.2. Основы философских взглядов________________________________4

1.3. Конфуцианство_____________________________________________5

2.Концуций и государство__________________________________________7

2.1. Правила и вежливость_______________________________________7

2.2. Суждения Конфуция о государстве ____________________________9

2.3. Правитель в Китае и концепция истинного правления____________10

Заключение______________________________________________________12

Список используемых источников и литературы_______________________13


Введение

Анализируя высказывания Конфуция о государстве ощущаешь как бы изменения тональности. Голос учителя становится более строгим, подчас даже резким. По-видимому, личный опыт пребывания, пусть даже кратковременного, на высших административных постах убедил Конфуция, что управлять людьми и государством - задача не из легких.

Идеи Конфуция оказали влияние на цивилизацию всей Юго – Восточной Азии. Он был самым известным китайским учителем, философом и политиком – теоретиком. Нам будет очень полезно изучить деятельность Конфуция в историческом контексте.

Мировым религиям свойственен повышенный интерес к биографиям обожествляемых основателей. Так основу христианского канона составляют Евангелия, т.е. жизнеописание Иисуса. И рассказ о жизни Учителя - весьма важная часть конфуцианского учения.

Однако, как у Магомета и Будды, канонической биографии Конфуция нет. Ее приходится реконструировать по материалам многочисленных источников, свидетельства которых не всегда аутентичны и иногда не коррелируют между собой.

Пройдут века, и бюрократия превратит понятие уступчивость и вежливость, в неотъемлемую часть правил. Правда, вежливость уже будет трактоваться по - иному и сведется лишь к слепому следованию сложившимся церемониям и впоследствии на западе получит наименование китайских церемоний.


1. Личность Конфуция

1.1. Биографический портрет

КОНФУЦИЙ (Кун-цзы) (ок. 551-479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Основные взгляды Конфуция изложены в книге "Лунь юй" ("Беседы и суждения"). Конфуций, латинизированная форма от кит. Кун Фу-цзы - учитель Кун. Отец его, который был старше матери на 46 лет, умер, когда Конфуцию было три года, мать - когда ему было шестнадцать лет. В молодости ему пришлось быть управляющим складами и надсмотрщиком над стадами. В возрасте 27 лет он получил должность помощника при совершении жертвоприношений в главной кумирне царства Лу. В 50 лет впервые оказался на государственной службе, однако пост первого советника в Лу (496 до н. э.) покинул почти сразу же, уйдя в отставку. Следующие 13 лет он посещал властителей позднечжоуского Китая, стремясь склонить их к принятию своего этико-политического учения. Миссия успеха не имела. В конце концов, Конфуцию пришлось целиком посвятить себя педагогической деятельности. Он считается первым частным учителем философии в Китае.

1.2. Основы философских взглядов

Подчеркивая свою приверженность традиции, Конфуций говорил: "Я передаю, но не создаю; я верю, в древность и люблю ее". Золотым веком для Китая Конфуций считал первые годы правления династии Чжоу (1027-256 до н. э.).

Прототип нормального общественного устройства Конфуций видел в добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них (жэнь, принцип "человечности"), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью (и, принцип "справедливости"). Особенно подчеркивалась важность исполнения сыновнего долга (сяо - "сыновняя почтительность"). Мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства благоговения перед "ритуалом" (ли), то есть моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству.

Конфуций поощрял традиционный для Китая культ предков как средство сохранения верности родителям, роду и государству, в состав которого как бы входили все живые и умершие. Долгом всякого "благородного мужа" (цзюнь - цзы) Конфуций считал бесстрашное и нелицеприятное обличение любых злоупотреблений. Конфуций не был основателем религии, и на вопрос одного из учеников о загробном мире как-то ответил: "Не научившись [честно] служить людям, можно ли [достойно] служить духам?". Однако после его смерти в его честь были воздвигнуты храмы и стал складываться религиозный по форме культ Конфуция как первоучителя человечества.

1.3. Конфуцианство

Конфуцианству следовали китайцы более двух тысячелетий. Оно традиционно служит предметом изучения, источником ценностей и социальным кодексом китайцев. Иногда конфуцианство рассматривается как религия, а иногда как философия. Конфуций изучал способы мышлений и действий, которые могли бы восстановить порядок и гармонию. Он привлёк 3000 учеников, 72 из которых стали его последователями. Конфуцианство стало считаться одной из шести основных философских школ. Во время правления династии Хань (206 – 220 г.г. до н.э.) конфуцианство стало государственной ортодоксальной философией. Классическими текстами которые занимают важное место в конфуцианской традиции, являются: Шу цзин (книга истории), Ши цзин (книга песен), И цзин (книга перемен), Ли цзин (собрание ритуалов) и Чунь цю (летопись). В современном Китае конфуцианство как школа мысли и практики сошло со сцены. Но его принципы и парадигмы всё ещё сохраняются глубоко в китайской культуре.


2. Конфуций и государство

2.1. Правила и вежливость

Учение Конфуция не содержит главы, специально посвященной устройству государства, как нет разделов о человеке, либо об обществе. Конфуцианскую модель приходится реконструировать по отдельным суждениям. Его понимание государственного устройства еще более ценно потому, что он сам был на государственной службе и как мы это уже видели служба эта была успешной. Но Конфуций не видит государство в отдельности от общества и единичного человека. Все его учения в этой области взаимосвязаны. Некоторые его высказывания носят иносказательный характер и, поэтому, не могут быть восприняты однозначно. Это может исказить суть учения, как оно искажалось китайской бюрократией на протяжении многих веков.

Согласно разработанной Конфуцием схемы государственного устройства управление государством и обществом базировалось на ли ("правилах") им он предавал большое значение.

Правила, по сути, устанавливали морально-этические основы жизни человека, общества и государства в целом. Значение ли весьма объемно. Сюда входят и Жень ("человеколюбие") и, прежде всего, любовь к ближнему, сяо - сыновья почтительность, уважение к старшим и подчинение им, честность и искренность; постоянное стремление к внутреннему совершенству, вежливость и др. Причем жан (вежливости) он считал важным элементом в государственном управление. "Учитель сказал: "Можно ли управлять с помощью вежливости, не возникнут ли трудности? Но если не придерживаться вежливости в управление, то будут ли существовать правила?!". Вежливость по-сути означала верность ритуалам и на политическом уровне служила своего рода политической культурой. Почтение к старшим и любовь к ближнему в равной степени относилось как к семье в отдельности, так и к государству в целом, где правитель становился главой "семейства". Идея заключалась в том, чтобы ввести древнекитайские традиции в рамки государственного закона. Но закон тот должен был быть условным, потому что мы знаем, как Конфуций относился к фа цзя (легистам), выступавшим за насаждение закона силой. В своем учении Конфуций большое значение возлагал на внутрисемейные отношения. "Если наставлять народ путем введения правления, основанного на законе, поддерживать порядок угрозами, то народ станет бояться наказаний и потеряет чувство стыда. Если наставлять народ введением правления, основанного на использование правил, то в народе появится стыд, и он станет послушным".

Для того чтобы создать правила, которые бы оставались жизнеспособными в течение долгого времени Конфуций предлагал использовать принцип "хе" (гармония, борьба противоположностей). "Правила надо создавать через достижение единства, через разногласия".

Большое внимание он уделял "главе семейства", чей образ был тщательно интегрирован в ли как один из основных ее элементов. Для Конфуция и его Учения был очень важен личный пример в реализации правил. Цзынь-цзы ("совершенно мудрый") по Конфуцию носитель правил, не должен находится в отдаление от государственного правления, а должен наоборот быть активным членом общества и государственным мужем. Именно на образе цзынь-цзы основана идея государственного правления с помощью ли. Еще раз надо сказать о роле личного примера в реализации учения. "Если правитель любит ли, то никто из народа не посмеет быть непочтителен; если правитель любит справедливость, то никто из народа не посмеет, не последовать ему; если правитель любит искренность, то никто из народа не посмеет скрыть свои чувства". В роле правителя у Конфуция должен выступать цзынь-цзы.

2.2. Суждения Конфуция о государстве

В своих суждениях о государстве он выделял два социальных слоя: управляющие и управляемые. Под управляющими он понимал цзынь-цзы как "благородного чиновника". Но это не значит, что только аристократы могли быть такого рода чиновниками, но он также допускал и приток "новой крови" из других социальных групп. Но, в общем, он хотел, чтобы "пахари возделывали землю, а способные управлять управляли". Представление о "благородном чиновнике" Конфуций как обычно раскрывает на конкретном примере. "Учитель сказал о Цзы Чане (самый выдающийся дипломат и политик Древнего Китая): "Он обладает четырьмя Дао благородного мужа: в своих поступках он проявляет чувство самоуважения, находясь на службе вышестоящих, он проявляет чувство ответственности, воспитывая народ, проявляет чувство доброты, используя народ, проявляет чувство справедливости". Теперь попробуем расшифровать значения этого высказывания.

Первым по важности из всех дао цзынь-цзы Конфуций считает личную независимость, т.к. это выделяет личность от общей массы. Второе определяет цзынь-цзы как человека уважающего принцип подчинения вышестоящему, более старшему. Это делает систему управления государством более надежной.

Два последних касаются взаимоотношений "благородного чиновника" с народом. Третье Дао - воспитание народа, т.е. воплощение в жизнь одной из важнейших составных частей учения Конфуция. Сановник, если он истинный "благородный муж", должен быть учителем народа, т.е. должен воздействовать на него только добротой и личным примером, а если он начнет опираться на закон (как легист), то это будет не воспитание народа, и народ потеряет, сыновни чувства к такому правителю (чиновнику), а сам он перестает быть конфуцианцем.

Четвертое дао - использование народа. Речь идет о том, каким образом, какими методами следует использовать народ на государственных повинностях (трудовых, воинских), какую налоговую политику проводить, как вершить суд. Во всей этой сфере контактов с народом претендент на звание цзынь-цзы должен всегда исходить из принципа и (справедливости). Только сочетание четырех перечисленных Дао дает в итоге право называться цзынь-цзы.

2.3. Правитель в Китае и концепция истинного правления

Также, для получения права называться цзынь-цзы, надо быть человеком в высочайшей степени образованным. Это условие Конфуция произвело на свет культ знания в Китае. Конфуций тем самым открыл путь в цзынь-цзы для всех, обладающих стремлением и упорством в получение знаний (т.к. для земледельцев не по средствам было получать образование, то аристократия была единственным источником пополнения чиновничества в Китае).

Возвышение правителя в государстве осуществлялось путем знамений Неба (культ которого тогда зарождался в Китае) и проводилось чиновниками и из чиновников (если они были цзын-цзы). Бюрократия, являясь носителем ли в государстве, получила в конфуцианстве своего верного покровителя, и дало ей право на законное (легитимное) свержение не устраивающего их правителя (этим бюрократия часто пользовалась), путем выгодного для себя толкования правил или природных явлений.

"Благородный муж (правитель) боится трех вещей веления Неба, великих людей и совершенномудрых". Тем самым правитель постоянно находился под угрозой "совершенномудрых", которые по своему произволу могли сделать из правителя изгоя. Но с другой стороны и правитель наделялся по Конфуцию Жень (человеколюбием). И, по словам Конфуция, "только обладающий человеколюбием по-настоящему любить [кого-нибудь из] людей, и ненавидеть [кого-нибудь из] людей". Эта часть трактовалась правителями ханьского периода следующим образом, что правитель имеет уникальное в государстве право казнить и миловать, кого сочтет нужным.

Нетрудно заметить, что рассуждения о "благородном муже" на примере Цзы Чаня имеют самое непосредственное отношение к представлениям Конфуция о государственном устройстве и об обязанностях высшей администрации. Воззрения эти носили очевидный утопический характер: по конфуцианской модели государства чиновники и правитель обязаны, прежде всего, заботится о благе государства и народа, для которых доверие народа высшее достояние.

У Конфуция также существовало несколько концепций по истинному правлению. Двумя наиболее известными являются концепция "исправление (упорядочение) имен" и "правитель должен быть правителем". По сути, вторая есть прямое следствие первой.

"Правитель, должен быть правителем" надо понимать в сочетании с предыдущим принципом, т.к. они комплексно отражают главную мысль Конфуция об "истинном правление". Государь должен быть мудрейшим из совершенномудрых и, следовательно, в силу своей мудрости и приверженностью ли должен обладать народной любовью и признательностью.


Заключение

В общем, конфуцианская концепция государства была очень популярна в Китае на протяжении многих веков. Под ее знаменем Китай объединился. На ее основе было создано и плодотворно существовало ханьское государство, ее принципы, будучи не столь безобидными, в сочетание с принципами легистов, как это уже было показано на примере их использования в личных целях, тем не менее, смогли обеспечить стабильное существование Поднебесной империи. Конфуцианство до сих пор является одной из крупнейших мировых религий и предметом исследования современных политологов, теологов, философов, лингвистов, историков и искусствоведов всего мира.

Нужно заметить, что Конфуций, будучи сторонником авторитарной системы, в то же время был противником изменений абсолютизации власти. Его модель государства свидетельствует о том, что Конфуций стремился ограничить права властителя. В этом, по-видимому, одна из причин возникновения концепции благородного мужа - прообраза будущего “совершенного” бюрократа.

Малявин В.В. – Конфуций. М.: Молодая гвардия, 1992. – 37-103 с.

Знаменитый китайский философ и мыслитель затрагивает проблему процесса познания и его форм, их единства, и в частности посвящено чувственной форме познания. Проблемы познания были и остаются актуальными в обществе всегда, так как человек во все времена пытался познать себя, мир, добраться до истины. К тому же, познавательную деятельность многие философы выделяли как главную способность, отличающую человека от животного. По мнению автора, познание очень сложный процесс, в ходе которого не стоит полностью опираться на знания, получаемые с помощью органов чувств, так как познавательная способность чувств ограниченна, и они не могут дать человеку всей полноты знаний об изучаемом объекте.

На мой взгляд, в процессе познания важно, чтобы чувственная форма была тесно связана с рациональной. Это позволит добиться получения истинного знания об объекте и не попасть в заблуждение.

Рассмотрим теоретическое обоснование проблемы. Как известно из курса обществознания, познанием называют процесс приобретения знаний. Наряду с трудом и игрой, познание является ведущей деятельностью человека, цель которой состоит в получении объективных знаний об окружающей действительности, т.е. истины. Выделяют чувственную форму познания и рациональную. Структура первой складывается из таких элементов как ощущение, восприятие и представление. Ощущения помогают нам изучить отдельные свойства предметов и явлений. Например, каждый может ощутить запах или вкус малины, или скажем, тепло и холод. В ходе восприятия у человека создается целостное видение всех свойств предмета. Так, у человека, рассматривающего картину, каждую ее деталь, формируется целостный облик в своем сознании. Посредством представления в сознании человека сохраняется определенный образ предметов и явлений без их непосредственного взаимодействия. Человек, покинув музей, вечером может вспомнить об этой картине, если она произвела на него впечатление. Вместе с тем наши чувства не всегда передают реальное положение дел. Например, ложка в стакане с водой выглядит искривленной. Не доступны человеческому восприятию многие явления и процессы социальной жизни, скажем духовные ценности – убеждения, вера, совесть. Именно в этом и заключается сложность познания мира по средствам чувственного познания.

Ярким примером ограниченной познавательной способности чувств может служить сама история, случившаяся с Конфуцием и описанная в китайском энциклопедическом произведении «Вёсны и осени господина Люя». Суть ее в том, что пока ученик Конфуция готовил рис, сам философ уснул. Проснувшись и открыв глаза, он вдруг увидел, что его ученик якобы выхватил из котла немного риса и съел. Конфуций сделал вид, что ничего не заметил, но решил удостовериться в честности ученика. Он рассказал ему о приснившемся покойном отце и о том, что теперь необходимо почтить его память и принести жертву его душе лишь чистой нетронутой пищей. Ученик ответил, что это невозможно, так как в котел упал уголек, и его пришлось достать и съесть, чтобы устранить недоброе предзнаменование! И мыслитель, вздохнув, произнес вышеупомянутую нами фразу.

Как вы видите, Конфуций столкнулся с ограниченной возможностью чувств отобразить и познать характер человека и ввел себя сначала в заблуждение по поводу честности своего ученика. Но, думаю, не стоит категорически отрицать и не доверять своим чувствам, ведь это единственный канал связи человека с окружающим миром, без которого человек утратит способность и к познанию, и к мышлению. Именно чувства дают нам тот материал, на котором базируется рациональное познание. Конкретным фактическим примером можно назвать историю развития современной аэродинамики. Так, Н.Э. Жуковский, основоположник аэродинамики, прежде чем разработать математическую модель крыла для летательных аппаратов, наблюдал за полетами птиц. Налицо взаимосвязь двух форм познания.

Подводя итог, мы убедились, что процесс познания мира является одним из наиболее сложных и противоречивых видов деятельности человека. Чувственное познание имеет определенные возможности и границы и, чтобы не попасть в заблуждение, следует в процессе познания полагаться на обязательное участие и единство и чувственного и рационального познания.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Конфуций (551 – 479 до н.э.) - латинизированная форма китайского Кун Фу-цзы - Учитель Кун, Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжунни. Конфуций - первый китайский философ, личность которого исторически достоверна, основатель конфуцианства - государственной религии Китая.

Учение Конфуция основывалось на естественном стремлении человека к счастью и занималось вопросами этики и житейского благоразумия. Философское направление в конфуцианстве (натуральный дуализм) возникло в конце XI в.

Родился в Цзоу в...

Китайские летописцы ведут генеалогию своего реформатора от полумифического богдыхана Хоан-ти, изобретателя цикла и компаса, царствовавшего за 2637 лет до н. э. По их словам, большая часть предков Конфуция отличалась выдающимися способностями и занимала важные административные, военные и гражданские посты в государстве.

На одного из этих предков, жившего в VIII в. до н. э. указывают, между прочим, как на большого любителя и знатока старинных обычаев и древней истории - наследственная черта...

Ваш ум – всё. Вы становитесь тем, что думаете
Будда
Если боишься - не делай, а если делаешь, то уже ничего не бойся

Чингисхан
Кто не понял своего прошлого, вынужден пережить его снова

Будда
Не принимай никакой негатив. Пока ты его не принял, он принадлежит тому, кто его принёс

Будда
Тот, кто вмешивается в чужую Судьбу, никогда не пройдет свою собственную

Пауло Коэльо
Тысячи свечей можно зажечь от единственной свечи, и жизнь ее не станет короче. Счастья не становится...

Критики говорят, что, пожалуй, одним из главных моих недостатков в поэзии является та форма стиха, которую я выбрал и которой пытаюсь придерживаться. Ну что ж, как говорили древние «нет пророка в своём отечестве», и вновь добродетель нарекают пороком. Готов спорить, что те классические формы, к которым питает любовь наша ортодоксальная поэтическая литература, создавались их творцами не в качестве закрепления общедоступного и общепринятого, а как ярые и смелые эксперименты, встречающие шквал...

… Бесконечность Вселенной и загадки бытия, – где искать Первооснову жизни, кто заложил первый кирпич в Архитектуру мировой культуры? Эти вопросы волновали и волнуют сейчас всех любознательных, всех тех, кто неравнодушен к судьбам мира, кто ищет пути счастья для всех в этом далеко несчастливом мире, в котором мы живем…

Если верить истории, впервые серьезно задумались над этими проблемами древнегреческие мыслители-натурфилософы Фалес, Пифагор, Гераклит, Демокрит и многие другие, которые...

В последнее время, все чаще слышатся разговоры о политике сегрегации, и ясное дело, что сторонников такой политики не мало, по той простой причине, что мало кто из граждан понимают, что есть такое сегрегация и следовательно возразить что либо против такой политики просто не в состояние, вследствие своего ограниченного образования и инфантильного восприятия.

Сегрегация [лат. segregatio - отделение] -политика принудительного отделения какой-либо группы населения. Разделение людей в обществе на...

…и пока понятия Свобод, в Русском самосознание, закаляются как алмаз в недрах земли, следует уделить внимание материи Государства, но не в традиционном смысле государственности, а в аспектах взаимоотношений индивидов, т.е. граждан государства, между собой:

На первый взгляд, коэффициент полезности и важности государства, заключаются в производственных мощностях и в природно-ресурсном потенциале, а также в физической безопасности и экономической стабильности страны. Но на самом деле это далеко...

О, слишком долго, в сумраке могилы,
Сыны могучих предков, спали вы!
У Правды, у Надежды мощны силы,
Проснитесь, встаньте, гордые, как львы!
И троны притеснителей пред вами,

Услышавши стремительный ваш бег,
Падут во прах, и свежими ветрами
Тот жалкий прах рассеется навек,
И Идол, убеждавший вас к бессилью,
Развеется неуловимой пылью!
[Перси Биши Шелли 1792-1822]

Истина априори всеобщее тождество!
Ибо Истин, относительно чего либо, не может быть несколько или множество...

Смысл человеческого существования он видел в утверждении в Поднебесной высшей и всеобщей формы социально-этического порядка «дао», или пути. Главными проявлениями дао он считал гуманность, справедливость, чувство собственного достоинства, сыновью почтительность, верность и милостивость. В этой статье речь пойдет об изречениях и афоризмах Конфуция.

Конфуцианство в Китае

Если выражаться современным языком, то можно сказать, что Конфуций - это главный бренд Китая. Ведь самоидентификация народа связана с выбором личности, которая его представляет максимально точно и ярко. На самом деле это не такой простой вопрос. На твердом и обширном китайском фундаменте из древнейшей исторической и философской мысли мира высится фигура Конфуция, мудрость афоризмов и поучений которого действительно заслуживает почитания.

Личность

Как упоминается в «Исторических записках» Сыма Цяня, древнекитайского историка и энциклопедиста, Конфуций был рожден в «диком браке». Такое понятие, как «дикий брак», означает, что родитель в преклонных летах позволил себе связь с молодой наложницей. Отец его скончался, и Конфуций воспитывался в неполной семье. Он стал первым китайским педагогом, который преподавал всем желающим за связку сушеного мяса. Так, школа заменяла ему родственное объединение. Само его имя Кун Фу Цзы (на китайском) говорит о его призвании, ведь «фу-цзы» переводится как «учитель, мудрец, философ».

Конфуций жил в эпоху раздробленности и борьбы множества царств. Век непростой, однако тем и примечательный, посему и был назван золотым веком китайской философии. В Китае стать философом означает стать учителем и получить школу. Конфуций путешествовал по различным странам со своими учениками и предлагал свои услуги по управлению государством - сейчас это называется менеджментом. Деятельность его поистине уникальна, ее результаты сильно отразилась на жизни общества в 6-5 веках до нашей эры. Несмотря на новаторскую тенденцию своего учения, Конфуций настаивал на возвращении к истокам, то есть на переосмыслении уже имевшихся знаний.

Добро и зло

Следует изучить изречения и афоризмы Конфуция о добре и зле.

Словно подтверждая мудрость многих религиозных течений и предвосхищая христианскую идеологию, Конфуций взывает к рассудку и осознанности человека фразой: «Не делай другому того, чего не желаешь себе». Из века в век сия мудрость базируется на непричинении вреда окружающим, так как, как говорят в народе, расплата за далекие от благости поступки последует либо неминуемо, либо со временем, либо отразится на жизни потомков. Совершая какое-либо действие, мы отправляем определенную информацию в пространство, что создает определенный заряд энергии, который бумерангом настигает нас в самый неожиданный момент. Когда мы делаем хорошие вещи, мы притягиваем благостное в свою жизнь, и наоборот.

Говоря об афоризмах Конфуция о добре и зле, нельзя не упомянуть еще такое изречение: «Попытайтесь хотя бы немного быть добрее, и тогда вы увидите, что будете не в состоянии сделать дурное деяние». Трактовать данное выражение можно следующим образом: однажды встав на путь добра, мы формируем у себя в голове блок неприятия всего недостойного в поведении осознанного и развитого человека, что просто не дает нам вновь опуститься, ведь так мы предадим самих себя. Вкусив однажды что-то лучшее в нашей обыденности, мы тоскуем по нему всем сердцем, а от старого бежим. Так происходит развитие.

Афоризмы Конфуция о смысле жизни

«Всю жизнь можно проклинать темноту, а ведь можно зажечь хотя бы маленькую свечку». Это высказывание Конфуция, древнего мыслителя и философа, пропитано глубочайшей мудростью. Как часто мы теряем ориентир, забываем оглядываться на все прекрасное, что есть в нас, в других людях, окружении, и зацикливаемся на негативной стороне жизни. Достаточно лишь зажечь в себе огонек одной приятной мысли, как жизнь начинает приобретать новые краски. Расцветая изнутри, мы преображаемся и внешне, так же мы влияем на окружающих. Так мы сами создаем себе свою реальность.

"Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик - кто падал и вставал". Это можно назвать одним из лучших афоризмов Конфуция. Как точно подмечено - всякая неудача приводит к успеху. "Падать" полезно и нужно, если человек умеет извлекать урок. Высота наших достижений определяется глубиной ямы, в которую мы попали. Каждый раз, терпя неудачу, поражение, радуйтесь - ведь вам есть, куда расти, вы не потерянный вариант для общества и планеты, вам еще предстоит поработать над собой.

«На самом деле жизнь проста, но мы настойчиво её усложняем». И в самом деле, все сложное - завуалированное простое. Каждый сложный предмет можно разобрать на незамысловатые составляющие, именно это помогает постичь что-то сложное. Разобравшись с простыми вещами, мы способны разгадать что-то, ранее казавшееся нам абсурдным. Еще смысл этого высказывания кроется в том, что нам скучно с понятными нам вещами, нам нужна таинственность, вычурность, некий пафос и сложность в исполнении. К примеру, блюда простые и блюда изысканные. Иногда нужно применить недюжинные способности, чтобы выявить ингредиенты какого-либо явства, пресыщенного различными специями и добавками. Так мы отходим от простой истины - простота ведет к здоровью, ведь полезная еда - это не всегда вкусная (на первый взгляд) пища, прошедшая минимум термической обработки. Нам же подают блюда, которые могли, помимо различных рассолов, пройти через кастрюлю, сковороду, духовку, только чтобы попасть на ваш стол. Казалось бы, к чему такие ухищрения? Все кроется в жадности и ненасытности человеческой натуры, неспособной долго наслаждаться малым.

Афоризмы Конфуция и их толкование - о воспитании

«Самое прекрасное зрелище на свете — это вид ребёнка, который уверенно идет по жизненной дороге после того, как вы показали ему правильный путь». Многие из нас еще те самые дети, которые не нашли свое предназначение. А все оттого, что нас воспитывали дети, бредущие во тьме. Да, по жизни нужно быть ребенком, но целеустремленным - чтобы глаза горели, а руки делали. Ленность и праздность ведут к разрушению личности. Истинный ребенок - существо творческое, готовое в любой момент заниматься любимым делом.

О правлении

К афоризмам Конфуция о государстве мы отнесли следующее: "Если ты чрезмерно усерден на службе, то можешь потерять расположение государя. Если ты чрезмерно радушен в дружбе, потеряешь расположение друзей". Можно сказать, что данная цитата заключает в себе мысль о том, что навязчивость и стремление всем угодить лишь отталкивают. Не стоит сильно стараться, чтобы нравиться окружающим. И стоит ли стремиться заполучить расположение другого человека? Не проще ли и спокойнее быть самим собой, без ужимок и самооограничений? Не бойтесь отказывать людям, если их предложения противоречат вашим принципам и установкам. Так вы, наоборот, заслужите уважение окружащих как человек, на которого можно положиться в трудную минуту. Честность с самим собой ведет к честности с окружающими. На каком-то невидимом уровне люди способны чувствовать, льстят им или нет. И это во многом формирует дальнейшее их отношение к человеку.

"Если сам прям, то всё исполнят даже без приказания. А если сам не прям, то слушаться не будут, несмотря на приказ твой". Человек, меняющий свое мнение, у которого семь пятниц на неделе, не способен удерживать свою персону в качестве авторитета для подданных лиц. Будучи неуверенной в себе, такая личность может оказаться неблагонадежной в управлении страной или домашним хозяйством - разбазарит все до черного дня своими противоречивыми идеями и инфантильными решениями. Человек в руководстве должен отличаться прямотой взглядов и мыслей, чтобы максимально точно донести их до окружения.

"Стыдно быть бедным и занимать низкое положение, если в государстве царит закон; равно как стыдно быть знатным и богатым, когда в государстве царит беззаконие". Это высказывание может подойти под абсолютно любое государство, ведь сейчас в мире не так много стран, где у власти находятся благородные люди, а закон справедлив и человечен.

О любви

"Только поистине человечный человек способен и любить, и ненавидеть". В этом высказывании Конфуция мы видим, что сильные чувства, раскрывающиеся в полной мере, способны испытывать люди, которые умеют сопереживать другим, сострадать им, которые смотрят на мир с повышенным чувством справедливости. Там и любовь безграничная, там и ненависть справедливая. Остальные могут испытывать возвышенные и низменные чувства, однако без фанатизма. Здесь же люди, отошедшие от привычных всем животным повадкам, учатся праведному гневу и любви.

"Любовь - это начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Потому что любовь есть то, перед чем преклоняется мудрый человек". Это одна из самых проникновенных цитат и афоризмов Конфуция о любви. Отвергающий любовь глуп, ведь, оставшись без любви, он теряет мотивацию к деятельности, жизни, пробуждению по утрам. Мы должны любить если не людей вокруг себя, то хотя бы вещи, что окружают нас каждый день, иначе жизнь превращается в полнейший хаос. А еще можно понять это как любовь к себе. Только полюбив себя, человек начинает преображаться и совершенствоваться, творить и постигать этот мир. Конфуций, цитаты и афоризмы которого мы рассматриваем в данной статье, был человеком мудрым и глубоким. Поэтому все его изречения, попадая в поле зрения развитого человека, расцветают в мыслительном процессе реципиента.

"Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов" - это один из самых практичных афоризмов Конфуция о любви, который намекает на то, что люди с разными жизненными целями не могут соединять свои судьбы с благоприятными последствиями. Только единый дух влюбленных способен максимально раскрыть потенциал каждого из них и как можно дальше продвинуть их к общей цели.

О счастье

“Есть грубую пищу, пить ключевую воду, спать, подложив под голову собственную ладонь, - во всем этом заключатся особая радость. А богатство и знатность, приобретенные неправедно, для меня как плывущие облака!” Это один из самых ярких афоризмов Конфуция о счастье, который подразумевает под собой поиск блаженства в малом и благочестивом. Будучи удовлетворенным этой толикой комфорта, человек может выжить где и когда угодно, при этом не испытывая крайних лишений, ведь к роскоши он не приспособился. Изобилие же гарантирует деградацию души и тела. А богатство, нажитое нечестным путем, вообще разрушает человека изнутри, пожирает его целиком, превращая в своего самого преданного раба, готового вновь и вновь пускаться в авантюры для сохранения иллюзорной свободы от нищеты. Все эти «плывущие облака», как пыль, рассеиваются в трудные времена или же вредят своему владельцу, ведь он привязан к ним всей душой, а, значит, готов умереть за них.

Еще одна жемчужина из афоризмов Конфуция о счастье: «Учиться и в нужное время прикладывать усвоенное к делу — разве это не прекрасно! Разговаривать с другом, приехавшим из дальних стран, — разве это не радостно! Разве не возвышенно это - не быть по достоинству оцененным миром и не таить обиду!» Здесь мы видим, что Конфуций за счастье почитал не только мудрость, не только человечность, но и уникальность, оторванность от общей массы людей, способность мыслить индивидуально и при всем при этом чувствовать себя органично, не чувствовать себя изгоем, не жаловаться на мир и общество.

О работе

К афоризмам Конфуция о работе было отнесено следущее: "Кто повторяет старое знание и находит в нем что-то новое, тот может быть предводителем". Суть этого высказывания заключается в том, что новаторство можно проявить лишь исходя из ранее известных идей. Нигилизм, строящийся на отрицании ошибок прошлого, здесь не уместен. Прошлое - инструмент ваяния сегодняшнего и будущего нашего состояния, равно как и заглядывая в будущее, мы можем менять настоящее. Пользующийся зананиями предков и извлекающий из них зерна истины способен занимать ведущие должности в государстве, ведь ему известен стародавний секрет правления.

"Человечный муж долго не будет пребывать в стеснённых обстоятельствах, но он также не будет долго находиться в праздности". Это один из афоризмов Конфуция о работе и ленности. Читая эти строки, сразу вспоминаешь русскую народную мудрость: "Делу - время, потехе - час". Здесь, однако, наблюдается некоторое отклонение от привычного нам образа: у Конфуция человек не изнуряет себя работой и находит достаточное время для отдыха, то есть час - делу, час - отдыху. Здесь речь идет о балансе в жизни, который достигается за счет уравновешивания всех аспектов жизни. Хорошая, приятная работа не будет доставлять неудобств и неудовольствия человеку, который за нее возьмется. То есть, найдя дело по душе, можно максимально наслаждаться каждым моментом, не испытывая мук и страданий от ощущения пребывания не в том месте в ненужное время.

Черты характера

Конфуций, мудрые высказывания, афоризмы и цитаты которого мы рассматриваем в данной статье, по словам учеников своих, обладал нравом ласковым и добродушным, отличался терпением и справедливостью, в его рационе преобладала всегда растительная пища, хотя и мяса он не гнушался. Неумерен он был лишь в вине, почитая его за способ медитации, но не упивался никогда до беспамятства. Был он скромен в речах и в пище, разделяя главное и второстепенное. В его жизни всегда большое значение имел имбирь, который, как считается в Китае, нейтрализует вредное влияние мяса и дурманящих веществ.

Находит причины своих неудач в себе самом, а подлый находит их в других". Это замечательное высказывание как нельзя лучше описывает образ жизни людей, которые привыкли винить во всех своих бедах кого угодно, но только не себя. Это не они ленивые и безынициативные, а государство подрывает им "крылья", это не они слабохарактерные, а родители "плохо воспитали". Отговорки всегда можно найти. Поистине сильный духом человек способен признать свое несовершенство и стремится изменить себя во что бы то ни стало.

"Когда встречаешь достойного человека, думай о том, чтобы стать равным ему, а при виде недостойного — загляни в самого себя". Замечать достоинства других - это целое искусство жизни, ведь первоначально человек ищет в других недостатки. Это свойство животного - возвышаться над другими за счет нахождения их слабостей, человечность же предполагает видение бога в другом человеке через восхищение его творчеством, умениями, знаниями. Только развитая личность может увидеть божественное начало в каждом человеке и помочь ему раскрыть эту могущественную силу творения.

"Ничто так легко не возбуждает человека и не доводит его до самозабвения, которое влечет к самым пагубным последствиям, как вспышки досады и гнева, а потому во избежание великих заблуждений необходимо замечать их в самом зародыше". Сколько дров можно наломать, будучи в плохом расположении духа! Человек, не умеющий контролировать свой гнев, не способен управлять своей жизнью.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...