Критика готской программы краткое содержание. О работе Карла Маркса «Критика Готской программы

3. «Критика Готской программы»

К. Маркса

и ее теоретическое значение

Одна из важнейших работ Маркса – «Критика Готской программы» – представляет собой замечания на проект программы Социалистической рабочей партии Германии и была написана в 1875 г., в период острой борьбы с лассальянством. Программа партии, принятая на объединительном съезде эйзенахцев и лассальянцев в Готе 22 – 27 мая 1875 г., представляла собой шаг назад по сравнению с программой, существовавшей до съезда в Готе Социал-демократической рабочей партии (эйзенахцы), содержала принципиальные уступки лассальянцам (Всеобщий германский рабочий союз). В философском плане Готская программа означала существенное отступление от научных основ пролетарского революционного движения и определенный возврат к метафизическому и «идеологическому» способу рассуждения, свойственному «старому миросозерцанию». Недаром в 1874 г. Ф. Энгельс в «Добавлении к предисловию 1870 г. к „Крестьянской войне в Германии“» подчеркнул необходимость для социал-демократов большего внимания к теоретико-методологическим вопросам. Энгельс писал: «…Обязанность вождей будет состоять в том, чтобы все более и более просвещать себя по всем теоретическим вопросам, все более и более освобождаться от влияния традиционных, принадлежащих старому миросозерцанию, фраз и всегда иметь в виду, что социализм, с тех пор как он стал наукой, требует, чтобы с ним и обращались как с наукой, то есть чтобы его изучали» .

Написанные в 1875 г. Марксом критические замечания к проекту Готской программы были опубликованы Энгельсом в 1891 г., когда возник вопрос о пересмотре программы и эта публикация могла бы иметь практические последствия. Содержание этого произведения Маркса имеет чрезвычайно большое как политическое, так и теоретическое значение, в том числе и для дальнейшего развития исторического материализма. «Критика Готской программы» – важнейший программный документ научного коммунизма. По теоретическому значению она непосредственно примыкает к работе Маркса «Гражданская война во Франции». Маркс опирается в ней на опыт Парижской Коммуны, теоретически обобщенный в «Гражданской войне…», и на идеи «Капитала». Как указывал Ленин, главное теоретическое содержание «Критики Готской программы» состоит в анализе диалектической связи между развитием коммунизма и отмиранием государства.

В центре внимания Маркса в этом произведении находится проблема коммунистической общественно-экономической формации, и Маркс делает шаг вперед в ее разработке. «Маркс, – пишет Ленин, – ставит вопрос о коммунизме, как естествоиспытатель поставил бы вопрос о развитии новой, скажем, биологической разновидности, раз мы знаем, что она так-то возникла и в таком-то определенном направлении видоизменяется» . Говоря о возникновении новой общественной формации и ее становлении, Маркс отмечает: «Мы имеем здесь дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а, напротив, с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло» . Проблема родимых пятен старого общества – это в определенной своей части есть вопрос о борьбе за преодоление пережитков капитализма в быту и сознании людей.

Выступая против утопических, иллюзорных лассалевских представлений о возникновении нового общественного строя и исходя из исторического опыта Парижской Коммуны, Маркс приходит к великому теоретическому открытию, которое имело огромное практическое значение для будущей истории. Он сформулировал с классической ясностью ответ на вопрос о характере переходного периода от капитализма к коммунизму и о характере государства на протяжении этого периода. «Между капиталистическим и коммунистическим обществом, – пишет Маркс, – лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата » [там же, с. 27]. Маркс рассматривает переходный период и диктатуру пролетариата как объективную закономерность развития всех стран, вставших на путь социалистической революции.

Второе очень важное теоретическое положение Маркса в «Критике Готской программы» заключается в констатации того неизбежного факта, что коммунистическое общество проходит две последовательные и исторически неизбежные фазы своего развития – социалистическую и собственно коммунистическую. Это гениальное предвидение, которое полностью подтверждается в наши дни. Оценивая теоретическое значение «Критики Готской программы», Ленин писал: «Великое значение разъяснений Маркса состоит в том, что он последовательно применяет и здесь материалистическую диалектику, учение о развитии, рассматривая коммунизм как нечто развивающееся из капитализма. Вместо схоластически-выдуманных, „сочиненных“ определений и бесплодных споров о словах (что социализм, что коммунизм), Маркс дает анализ того, чт"o можно бы называть ступенями экономической зрелости коммунизма» .

Это был важный шаг вперед в развитии марксистской теории общественного развития. Маркс характеризует основные особенности двух фаз коммунистической общественно-экономической формации, более подробно останавливаясь на низшей из них. Опираясь на разработанную в «Капитале» теорию воспроизводства и на закономерности объективного развития социалистического общества, он раскрывает наиболее существенные особенности присущих ему процессов производства и распределения, подвергая при этом основательной критике тезис Лассаля о получении рабочим при социализме «неурезанного», или полного, продукта труда.

Социализм в области экономики означает непрерывное расширение производства. Коллективный трудовой доход представляет собой совокупный общественный продукт, из которого на нужды общества «урезается» та или иная общественная доля его. Из получаемого совокупного общественного продукта, пишет Маркс, необходимо вычесть:

«Во-первых , то, что требуется для возмещения потребленных средств производства.

Во-вторых , добавочную часть для расширения производства.

В-третьих , резервный или страховой фонд для страхования от несчастных случаев, стихийных бедствий и так далее» .

Эти вычеты являются экономической необходимостью. Кроме них, замечает Маркс, существуют и другие необходимые вычеты и из той части совокупного общественного продукта, которая предназначается для потребления, а именно:

«Во-первых, общие, не относящиеся непосредственно к производству издержки управления .

Эта доля сразу же весьма значительно сократится по сравнению с тем, какова она в современном обществе, и будет все более уменьшаться по мере развития нового общества.

Во-вторых, то, что предназначается для совместного удовлетворения потребностей , как-то: школы, учреждения здравоохранения и так далее.

Эта доля сразу же значительно возрастет по сравнению с тем, какова она в современном обществе, и будет все более возрастать по мере развития нового общества.

В-третьих, фонды для нетрудоспособных и пр., короче – то, что теперь относится к так называемому официальному призрению бедных» [там же].

Трудовой доход, таким образом, оказывается по необходимости «урезанным» в интересах неурезанного использования всего общественного продукта для удовлетворения потребностей общества. Это была первая эффективная попытка раскрыть закон распределения совокупного общественного продукта при социализме. «Вместо туманной, неясной, общей фразы Лассаля („полный продукт труда – рабочему“) Маркс дает трезвый учет того, как именно социалистическое общество вынуждено будет хозяйничать» . Перед нами образец диалектико-материалистического социального анализа.

Большое теоретическое значение имеет тезис Маркса о принципах распределения в коммунистической общественной формации, а в этой связи – анализ проблемы равенства.

Прежде всего Маркс обращает внимание на то, что лассальянцы извращают реалистическое понимание распределения и факта зависимости его от того или иного способа производства: понятие распределения связано у них с правом и зависит от последнего. Между тем, во-первых, распределение, как и право, в своем содержании определяется способом производства. Во-вторых, к вопросам распределения необходим конкретно-исторический подход. «Всякое распределение предметов потребления, – пишет Маркс, – есть всегда лишь следствие распределения самих условий производства. Распределение же последних выражает характер самого способа производства… Вульгарный социализм (а от него и некоторая часть демократии) перенял от буржуазных экономистов манеру рассматривать и трактовать распределение как нечто независимое от способа производства, а отсюда изображать дело так, будто социализм вращается преимущественно вокруг вопросов распределения» . Формы распределения в коммунистической формации зависят от степени зрелости и развития производительных сил. На низшей фазе «каждый отдельный производитель получает обратно от общества за всеми вычетами ровно столько, сколько сам дает ему. То, что он дал обществу, составляет его индивидуальный трудовой пай» [там же, с. 18].

Анализируя равное право на долю общественного продукта в условиях низшей фазы, Маркс говорит, что это еще не равное право. «Поэтому равное право здесь по принципу все еще является правом буржуазным , хотя принцип и практика здесь уже не противоречат друг другу, тогда как при товарообмене обмен эквивалентами существует лишь в среднем , а не в каждом отдельном случае» [там же, с. 19]. Вскрывая противоречивую природу понятия равенства, Маркс требует и при анализе его подходить к понятию конкретно-исторически.

Неравенство принципа распределения при социализме состоит в том, что один человек физически или умственно превосходит другого и может произвести больше продукта, один способен работать производительно дольше, чем другой, один женат, а другой нет, у одного больше детей, чем у другого, и т.д. Поэтому при равном труде один человек фактически может получить больше другого. Неравенство диалектически вырастает из своей же противоположности – равенства. Маркс добавляет, что в первой фазе коммунизма «равенство состоит в том, что измерение производится равной мерой – трудом» [там же]. Данный принцип является наиболее справедливым в условиях уровня развития производительных сил, достигаемого при социализме.

Но этот принцип не остается неизменным. «На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!» [там же, с. 20].

В «Критике Готской программы» Маркс ставит очень важный вопрос об отмирании государства при коммунизме. «Возникает вопрос: какому превращению подвергнется государственность в коммунистическом обществе? Другими словами: какие общественные функции останутся тогда, аналогичные теперешним государственным функциям»? [там же, с. 27]. Государство при коммунизме отмирает, но от государственности остаются некоторые общественные функции, приобретающие, конечно, качественно новый вид и характер.

Вопрос о государственности в условиях коммунистической общественно-экономической формации поставлен Марксом здесь еще в самой общей форме, пока без учета тех корректив, которые связаны со сформулированными им положениями о двух ее фазах. Позже Ленин в «Государстве и революции» (1917) и в других работах развил и конкретизировал эту проблему, рассмотрев принципиальные особенности существования и функционирования государства на низшей фазе коммунистического общества. Но уже в своих работах 70-х и 80-х годов XIX в. Маркс и Энгельс указали на диалектику государственности во всемирной истории, диалектику ее отмирания в будущем.

В своей критике лассальянства Маркс большое внимание уделяет разоблачению ложности идей Лассаля о возможности постепенного превращения капитализма в социализм, осуществляемого с помощью буржуазного государства, которое субсидирует «производительные товарищества». Тем самым, показывает Маркс, Лассаль отрекся от классовой борьбы и революционного преобразования капиталистического общества. Маркс также критикует национализм лассальянцев. «В противоположность „Коммунистическому манифесту“ и всему предшествующему социализму, Лассаль подходил к рабочему движению с самой узкой национальной точки зрения» [там же, с. 22]. Этот взгляд переняли создатели Готской программы, в которой ничего не было сказано об интернациональных задачах германского рабочего класса, ее авторы по сути дела игнорировали эти задачи.

Подведем итоги. В «Критике Готской программы» Маркс развил и конкретизировал учение о коммунистической общественно-экономической формации, мастерски применив в своем анализе материалистическую диалектику к общественному процессу и реализуя могучую силу предвидения, присущую историческому материализму. Маркс дал классическую формулировку тезиса о том, что между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит определенный переходный период, которому соответствует государство диктатуры пролетариата, четко сформулировал положение о двух фазах коммунистического общества, дав характеристику специфических черт каждой из них. Маркс проанализировал проблему равенства в различных исторических условиях, в особенности в рамках двух фаз коммунистического общества, рассмотрел и обосновал различные формы распределения на низшей и высшей фазах коммунизма, поставил вопрос о пережитках капиталистического общества в условиях социализма и об исторической неизбежности их последующей ликвидации. Тем самым Маркс, как отмечал Ленин, указал на то, что суть государства диктатуры пролетариата состоит не только в насилии по отношению к эксплуататорским классам, если они не перестают сопротивляться, но и в хозяйственной и вообще организаторской деятельности, направленной на строительство основ коммунизма.

Учение Маркса о будущем развитии коммунистических отношений стало вкладом огромной теоретической и практической важности в социальную философию марксизма.

Как ответ на предлагаемую программу социал-демократической партии . Является одним из последних значительных сочинений Маркса и традиционно относится к числу важнейших произведений марксизма .

Первоначально работа не предполагалась к публикации. Она вышла в свет уже после смерти Маркса в 1891 году, изданная Энгельсом , который в предисловии объясняет причины, побудивших его к публикации данного текста.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    Марксистский кружок (2/06/2014)

Субтитры

Работа является критикой положений проекта программы предполагаемой будущей объединённой германской рабочей партии. Готская программа предполагала умеренный, эволюционный путь к социализму, а не революционный, насильственный подход марксистов. Маркс подверг резкой критике близость многих идей программы к лассальянству , считая, что «программа никуда не годится».

Работа содержит наиболее подробное заявление Маркса о вопросах революционной стратегии: обсуждается диктатура пролетариата как необходимый элемент в период перехода от капитализма к коммунизму , пролетарский интернационализм, построение партии рабочего класса.

Маркс признаёт, что на пути к коммунизму будет «первая фаза коммунистического общества», в которой «право производителей пропорционально доставляемому ими труду». В описании нижней фазы Маркс заявляет, что работник «получает от общества квитанцию в том, что им доставлено такое-то количество труда (за вычетом его труда в пользу общественных фондов), и по этой квитанции он получает из общественных запасов такое количество предметов потребления, на которое затрачено столько же труда. То же самое количество труда, которое он дал обществу в одной форме, он получает обратно в другой форме» (см. также


Критика готской программы - критический разбор проекта программы германской социал-демократии, подготовленного к Готскому съезду. Написана Марксом в 1875 г., опубликована впервые Энгельсом в 1891 г. Показав, что проект состоит из лассальянских мелкобуржуазных фраз и что авторы его обошли коренной вопрос пролетарского движения - вопрос о диктатуре пролетариата, - Маркс развивает принципы, изложенные в « » (см.), формулирует политические требования пролетарской партии.

Здесь он впервые сформулировал необходимость переходного периода между капитализмом и социализмом: «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата. Рассматривая диктатуру пролетариата как орудие построения коммунизма, Маркс показывает, что коммунистическое общество проходит две фазы. В первой своей фазе оно не может быть свободным от традиций капитализма и во многом ещё носит на себе «родимые пятна» старого общества.

Принцип распределения в первой фазе коммунизма: каждый работает по способностям и получает по количеству и качеству труда. На высшей фазе коммунизма производительность труда настолько поднимется, что даст возможность создать изобилие продуктов, и общество сможет написать на своём знамени: каждый работает по способностям, получает по потребностям. «Великое значение разъяснений Маркса, - писал Ленин,- состоит в том, что он последовательно применяет и здесь материалистическую диалектику, учение о развитии, рассматривая коммунизм как нечто развивающееся из капитализма. Вместо схоластически-выдуманных, «сочиненных» определений и бесплодных споров о словах (что социализм, что коммунизм), Маркс дает анализ того, чтб можно бы назвать ступенями экономической зрелости коммунизма». «Критика Готской программы» является образцом научной разработки революционной программы пролетарской партии, образцом непримиримости ко всякому оппортунизму.

Лидеры германской социал-демократии долгое время тщательно скрывали от масс этот важный документ научного коммунизма. Энгельс счёл нужным перед Эрфуртским съездом германской социал-демократической партии, где предстояло принять новую программу, опубликовать «Критику Готской программы» как «нечто совершенно новое и к тому же в высшей степени своевременное и актуальное». «Критика Готской программы» была опубликована вопреки сопротивлению оппортунистов из II Интернационала.

Значение слова "«Критика готской программы»"

«Критика готской программы», произведение К. Маркса, в котором содержатся важнейшие положения, подытоживающие развитие теории научного коммунизма и экономического учения марксизма за 30 лет. Написана в апреле - начале мая 1875 под названием «Замечания к программе германской рабочей партии» в качестве критического разбора проекта программы, подготовленного к объединительному съезду социал-демократов в Готе. Впервые опубликована в 1891 Ф. Энгельсом. Во 2-м изд. соч. К. Маркса и Ф. Энгельса работа напечатана в 19-м т.

На основе экономических исследований, проведённых в «Капитале» , Маркс в «К. Г. п.» даёт характеристику основных черт двух фаз коммунистического общества: первой, низшей фазы - социализма и высшей фазы - полного коммунизма. В коммунистическом обществе, основанном на общественной собственности на средства производства, - писал Маркс, - «... производители не обменивают своих продуктов; столь же мало труд, затраченный на производство продуктов, проявляется здесь как стоимость этих продуктов, как некое присущее им вещественное свойство, потому что теперь, в противоположность капиталистическому обществу, индивидуальный труд уже не окольным путем, а непосредственно существует как составная часть совокупного труда» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 18). Вместе с тем на первой фазе коммунизма, когда общество выходит из недр капиталистического общества и поэтому сохраняет в экономическом, нравственном и умственном отношениях «родимые пятна» последнего, господствует принцип распределения по труду, т. е. по существу тот же принцип, который регулирует обмен товаров, принцип обмена эквивалентов: «... каждый отдельный производитель получает обратно от общества за всеми вычетами ровно столько, сколько сам дает ему» (там же). Социализм обеспечивает равенство людей по отношению к средствам производства, т. к. ликвидируется частная собственность на средства производства и эксплуатация человека человеком. Вслед за тем Маркс характеризует высшую фазу коммунистического общества, когда исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда и вместе с тем противоположность между умственным и физическим трудом, «... когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!» (там же, с. 20).

Опираясь на разработанную в «Капитале» теорию воспроизводства и исходя из того, что распределение предметов потребления представляет собой лишь следствие распределения самих условий общественного производства, Маркс формулирует существенные особенности распределения совокупного общественного продукта в коммунистическом обществе: возмещение потребленных средств производства, расширение производства, резервный фонд; издержки управления, совместное удовлетворение потребностей, фонды для нетрудоспособных, индивидуальное потребление. В этой связи Маркс подвергает критике характерные для мелкобуржуазного социализма представления об уравнительном характере распределения в коммунистическом обществе.

Резюмируя своё учение о государстве, основанное на изучении опыта предшествующих революций и классовой борьбы в буржуазном обществе, Маркс в «К. Г. п.» впервые устанавливает историческую неизбежность особой стадии перехода от капитализма к коммунизму с соответствующей формой государства, решительно подчёркивая необходимость пролетарской диктатуры как важнейшей предпосылки революционного социалистического преобразования общества. «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата» (там же, с. 27).

В «К. Г. п.» Маркс развил также важнейшие вопросы тактики классовой борьбы пролетариата. Он резко выступил против включения в программу положения, будто по отношению к рабочему классу все остальные классы составляют «лишь одну реакционную массу», и показал, что это положение отрицает союз пролетариата и крестьянства. Маркс вскрыл реакционное содержание лассалевского «железного закона заработной платы», увековечивающего нищету пролетариата.

«К. Г. п.» относится к числу важнейших, основополагающих работ Маркса.

К его работе «К. Г. п.» непосредственно примыкает письмо Энгельса А. Бебелю от 18-28 марта 1875 по поводу того же проекта программы. Подвергнув критике тезис о надклассовом характере государства, Энгельс подчёркивает, что пролетариат нуждается в государстве прежде всего в интересах подавления своих противников. Мысли Маркса и Энгельса по вопросу о коммунистическом обществе и о государстве получили дальнейшее развитие в трудах В. И. Ленина, особенно в его работе «Государство и революция» .

В. С. Выгодский.

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978

Критика готской программы («Кри́тика го́тской програ́ммы»,)

произведение К. Маркса, в котором содержатся важнейшие положения, подытоживающие развитие теории научного коммунизма и экономического учения марксизма за 30 лет. Написана в апреле - начале мая 1875 под названием «Замечания к программе германской рабочей партии» в качестве критического разбора проекта программы, подготовленного к объединительному съезду социал-демократов в Готе. Впервые опубликована в 1891 Ф. Энгельсом. Во 2-м изд. соч. К. Маркса и Ф. Энгельса работа напечатана в 19-м т.

На основе экономических исследований, проведённых в «Капитал е», Маркс в «К. Г. п.» даёт характеристику основных черт двух фаз коммунистического общества: первой, низшей фазы - социализма и высшей фазы - полного коммунизма. В коммунистическом обществе, основанном на общественной собственности на средства производства, - писал Маркс, - «... производители не обменивают своих продуктов; столь же мало труд, затраченный на производство продуктов, проявляется здесь как стоимость этих продуктов, как некое присущее им вещественное свойство, потому что теперь, в противоположность капиталистическому обществу, индивидуальный труд уже не окольным путем, а непосредственно существует как составная часть совокупного труда» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 18). Вместе с тем на первой фазе коммунизма, когда общество выходит из недр капиталистического общества и поэтому сохраняет в экономическом, нравственном и умственном отношениях «родимые пятна» последнего, господствует принцип распределения по труду, т. е. по существу тот же принцип, который регулирует обмен товаров, принцип обмена эквивалентов: «... каждый отдельный производитель получает обратно от общества за всеми вычетами ровно столько, сколько сам дает ему» (там же). Социализм обеспечивает равенство людей по отношению к средствам производства, т. к. ликвидируется частная собственность на средства производства и эксплуатация человека человеком. Вслед за тем Маркс характеризует высшую фазу коммунистического общества, когда исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда и вместе с тем противоположность между умственным и физическим трудом, «... когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!» (там же, с. 20).

Опираясь на разработанную в «Капитале» теорию воспроизводства и исходя из того, что распределение предметов потребления представляет собой лишь следствие распределения самих условий общественного производства, Маркс формулирует существенные особенности распределения совокупного общественного продукта в коммунистическом обществе: возмещение потребленных средств производства, расширение производства, резервный фонд; издержки управления, совместное удовлетворение потребностей, фонды для нетрудоспособных, индивидуальное потребление. В этой связи Маркс подвергает критике характерные для мелкобуржуазного социализма представления об уравнительном характере распределения в коммунистическом обществе.

Резюмируя своё учение о государстве, основанное на изучении опыта предшествующих революций и классовой борьбы в буржуазном обществе, Маркс в «К. Г. п.» впервые устанавливает историческую неизбежность особой стадии перехода от капитализма к коммунизму с соответствующей формой государства, решительно подчёркивая необходимость пролетарской диктатуры как важнейшей предпосылки революционного социалистического преобразования общества. «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата» (там же, с. 27).

В «К. Г. п.» Маркс развил также важнейшие вопросы тактики классовой борьбы пролетариата. Он резко выступил против включения в программу положения, будто по отношению к рабочему классу все остальные классы составляют «лишь одну реакционную массу», и показал, что это положение отрицает союз пролетариата и крестьянства. Маркс вскрыл реакционное содержание лассалевского «железного закона заработной платы», увековечивающего нищету пролетариата.

«К. Г. п.» относится к числу важнейших, основополагающих работ Маркса.

К его работе «К. Г. п.» непосредственно примыкает письмо Энгельса А. Бебелю от 18-28 марта 1875 по поводу того же проекта программы. Подвергнув критике тезис о надклассовом характере государства, Энгельс подчёркивает, что пролетариат нуждается в государстве прежде всего в интересах подавления своих противников. Мысли Маркса и Энгельса по вопросу о коммунистическом обществе и о государстве получили дальнейшее развитие в трудах В. И. Ленина, особенно в его работе «Государство и революция ».

В. С. Выгодский.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

  • Критика
  • Критика и самокритика

Смотреть что такое "Критика готской программы" в других словарях:

    Критика Готской программы - Критика Готской программы работа Карла Маркса, написанная им в 1875 году. Традиционно относится к числу важнейших произведений марксизма. Первоначально не предполагалась к публикации, а потому вышла в свет уже после смерти Маркса в 1891… … Википедия

    «КРИТИКА ГОТСКОЙ ПРОГРАММЫ» - программный документ науч. коммунизма, написанный К. Марксом в нач. мая 1875 в виде «Замечаний к программе германской рабочей партии». Работа представляет собой кри тич. разбор теоретич. ошибок, содержащихся в проекте программы… … Философская энциклопедия

    "КРИТИКА ГОТСКОЙ ПРОГРАММЫ" - произведение К. Маркса; представляет собой критич. замечания на Проект программы Герм. рабочей партии, выработанный для объединит. съезда с. д. рабочей партии Германии (эйзенахцев) и лассальянского Всеобщего герм. рабочего союза в Готе в 1875 … Философская энциклопедия

    «КРИТИКА ГОТСКОЙ ПРОГРАММЫ» - произведение К. Маркса (1875), в к ром сформулированы осн. положения науч. коммунизма о соц. революции, о переходном периоде от капитализма к социализму, о революц. диктатуре пролетариата, о двух фазах развития коммунистич. общества, о стратегии… … Атеистический словарь

    Научный социализм - Эту страницу предлагается объединить с Научный коммунизм. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/18 августа 2012 … Википедия

    Каждому по труду - Каждому по труду принцип распределения, который, согласно взглядам теоретиков социализма и коммунизма, установится в экономике первой фазы социализма, до его перехода во вторую фазу коммунизм. Принцип распределения по труду состоит в… … Википедия

    КОММУНИЗМ - 1) утопическая концепция, отстаивающая возможность или даже необходимость построения в обозримом будущем совершенного общества, исключающего частную собственность, тяжелый, монотонный труд и неравенство людей; 2) будущее, совершенное в указанных… … Философская энциклопедия

    МАРКС - (Marx) Карл, полное имя Карл Генрих (1818 1883) нем. философ, социолог и экономист, один из наиболее глубоких критиков капитализма и основателей современного социализма. Творчество М. оказало серьезное воздействие на социальную мысль и социальные … Философская энциклопедия

    Германия - (лат. Germania, от Германцы, нем. Deutschland, буквально страна немцев, от Deutsche немец и Land страна) государство в Европе (со столицей в г. Берлин), существовавшее до конца второй мировой войны 1939 45. I. Исторический очеркБольшая советская энциклопедия

    ГЕРМАНИЯ - (нем. Deutschland). *** *** *** Исторический очерк В истории Г. можно выделить след. осн. периоды: 1) первобытнообщинный строй на терр. Г. и начало зарождения классового общества (до 6 в. н. э.). 2) Раннефеодальный период (6 11 вв.), в котором… … Советская историческая энциклопедия


Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...