Макарий краткая биография. Святитель макарий митрополит московский

Биография митрополита Макария

Митрополит Макарий (в миру Леонид Никитович Свистун) родился 14 сентября 1938 года в Киеве в рабочей семье. В 1956 году окончил среднюю школу. В 1960 году окончил Киевскую духовную семинарию, а в 1965 году – Московскую духовную академию со званием кандидата богословия за курсовое сочинение «Иноки-иконописцы в истории древнерусского искусства». В 1968 году окончил аспирантуру при Московской духовной академии, занимался в Экуменическом институте в Боссэ (Швейцария).
В марте-апреле 1968 года принимал участие в работе III Всехристианского мирного конгресса в Праге, в том же году был делегатом от Русской Православной Церкви на VI Ассамблее Всемирного конгресса Церквей в Упсале (Швеция).
22 мая 1968 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом рукоположен во диакона. 6 июня 1970 года во Владимирском кафедральном соборе в Киеве митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов, + 1978), митрополит Киевский и Галицкий Филарет, митрополит Старозагорский Панкратий (Болгарская Православная Церковь), архиепископ Житомирский и Овручский Палладий (Каминский, + 1978), архиепископ Львовский и Тернопольский Николай (Юрик – впоследствии митрополит, + 1984), епископ Черновицкий и Буковинский Феодосий (Дикун, впоследствии митрополит), епископ Черниговский и Нежинский Владимир (ныне Блаженнейший митрополит, Предстоятель УПЦ) совершили наречение архимандрита Макария во епископа Уманского, викария Киевской епархии.
В неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора, 7 июня, во Владимирском соборе в Киеве была совершена хиротония архимандрита Макария во епископа Уманского, викария Киевской епархии.
В 1970 году Преосвященный Макарий был назначен управляющим Канадской епархией и в этом же году – временно управляющим приходами Московского Патриархата в США. На этом посту пребывал с 1970 по 1975 годы. С 1975 по 1978 год – постоянный представитель Патриарха Московского и всея Руси при Всемирном Совете Церквей. С 1978 по 1982 год – епископ Уманский, викарий Киевской митрополии. В 1979 году возведен в сан архиепископа. С 1982 по 1990 год – управляющий Ивано-Франковской и Коломыйской епархией. В 1990 году назначен управляющим приходами Московского Патриархата в США и временно управляющим Канадской епархией с титулом «архиепископ Клинский, викарий Московской епархии».
В 1992 году назначен управляющим Винницкой и Брацлавской епархией, а в 1994 году в связи с разделением епархии на две – управляющим Винницкой и Могилев-Подольской епархией.
За время своего служения за границей и внутри Отечества архиепископ Макарий исполнял многочисленные послушания церковного чиноначалия, принимая участие в религиозных международных конференциях и в представительских поездках по странам Европы, Азии, Африки и Америки. За ревностные труды митрополит Макарий награжден орденами: святого равноапостольного князя Владимира II степени, преподобного Сергия Радонежского I степени, святого благоверного князя Даниила Московского II степени, преподобных Антония и Феодосия Печерских I степени, святого великомученика Георгия Победоносца (Грузинская Церковь), святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (Болгарская Церковь), Марии Магдалины (Польская Церковь), крестом Гроба Господня (Иерусалимская Церковь) и др.

К середине XVI века Московская Русь становится централизованным православным государством. Это время характерно духовным единением и сплочением Руси. Немало усилий к этому приложил Московский митрополит Макарий. Этот "чудный муж", -- как назвал его летописец, своими неустанными трудами создал целую эпоху в жизни Русской Церкви, Русского государства и русской культуры.

Святитель Макарий родился в 80-х годах XV века. Став священником, он рано овдовел и принял монашеский постриг в Боровском монастыре. Через некоторое время его как образованного и деятельного монаха назначают сначала настоятелем Можайского монастыря, а затем в 1526 году -- архиепископом Великого Новгорода. На эту кафедру более 15 лет не назначали архиерея. Такой мерой великий князь Василий III пытался привести вольнолюбивых новгородцев к полной покорности Москве. Однако Василий понимал, что долгое отсутствие архипастыря может привести к нарушению церковной жизни в епархии. Великий князь искал человека, который смог бы, сохраняя лояльность к Москве, снискать любовь новгородцев. И таким человеком оказался святитель Макарий.

Взойдя на Новгородскую кафедру, Макарий показал себя как мудрый архипастырь и талантливый администратор. Он за короткий срок сумел восстановить и наладить епархиальную жизнь, заслужив своей деятельностью любовь новгородцев. Одним из первых начинаний Макария, согласно летописи, была организация миссии среди поморцев. Он принимает активные меры и по распространению христианства на северных окраинах своей епархии. Макарий начинает капитальный ремонт обветшавшего Софийского собора -- главной новгородской святыни. Летописное сообщение о благоукрашении Макарием Софийского храма впервые за всю историю летописания так пространно и обстоятельно. Летописец отмечает, что даже у скептически настроенных новгородцев "пропадало всякое недоверие к новому архиерею, когда они видели преобразившийся собор и его труды на благо епархии". Одновременно с ремонтом Софии шло обновление других обветшавших храмов, а также строительство новых. В течение десяти лет в одном только Новгороде было построено свыше 30 церквей. Возводя храмы, Макарий заботился и об их убранстве. При нем достигают своего расцвета мастерские, где изготавливаются предметы церковной утвари и иконы. Другим важным начинанием святителя явилась монастырская реформа. Макарий вводит общежительный устав в большинстве новгородских монастырей. После этой реформы, согласно летописи, стало расти число иноков.

Однако, более всего святитель Макарий знаменит своими литературными трудами. Он предпринял попытку собрать воедино все книги, читаемые на Руси. Таким образом, появились знаменитые "Великие че тьи-мине и" -- сборник, включавший большинство произведений духовной литературы Древней Руси. В целом его объем занимает около 30 тысяч листов. Труд этот, начатый в Новгороде, Макарий продолжил и позднее, став в 1542 году митрополитом Московским.

Начало первосвятительства Макария пришлось на сложное время политических интриг и дворцовых усобиц при малолетнем Иване Грозном. Его предшественники были сосланы в дальние монастыри спорящими между собой боярскими партиями. Видя борьбу бояр за власть, митрополит Макарий ясно осознавал необходимость устроения на Руси царского единодержавия. Именно поэтому в 1547 году он венчает юного Ивана Грозного на царство, полностью соблюдая византийский церковный обряд коронования императоров. Через некоторое время от Константинопольского патриарха была получена грамота, признающая царское достоинство за Иваном и его потомками. Таким образом, православный мир окончательно признал рождение нового Московского царства. Эти обстоятельства заставляли по-новому осмыслить и статус Русской Церкви. Чуть позже, менее чем через пол столетия, московских митрополитов нарекут патриархами. Немало сделал для этого митрополит Макарий, которого называют "собирателем Русской Церкви".

Святитель Макарий возродил соборное начало в церковной жизни Руси. При нем через каждые полтора-два года собирались соборы, на которых принимались важные решения по церковному устроению. Первые из них были посвящены утверждению духовного величия Русской Церкви. На них были канонизированы 39 новых русских святых. Эти соборы вызвали большой духовный подъем в русском обществе. Летописец радостно замечает: "Теперь сияет земля русская славою святых своих по всей вселенной". Канонизация святых в свою очередь способствовала развитию русской книжности, литературы и иконописи.

Не забывал митрополит Макарий и о внутренних проблемах Русской Церкви. В 1551 году был созван собор, который получил название "Стоглав". Этот собор был призван искоренить нестроения и содействовать упорядочению христианской жизни на Руси.

С именем митрополита Макария связано еще одно начинание, имевшее огромное значение для дальнейшего культурного развития России -- начало книгопечатания. Решение о необходимости открытия типографии было принято на стоглавом соборе. Однако святителю так и не удалось увидеть результаты этой работы. Лишь в 1564 году, через год после кончины первосвятителя, вышло в свет первое издание -- знаменитый московский Апостол.

Разносторонняя деятельность митрополита Макария поражает. Он и монах-аскет, и писатель-богослов, и умелый организатор, и труженик на ниве духовного просвещения. Всегда и ко всем доброжелательный, митрополит Макарий принадлежал к тем избранным людям, которые одним своим присутствием облагораживают и возвышают окружающих. Его вклад в развитие русской культуры и государственности огромен.

Михаил Петрович Булгаков - в будущем митрополит Макарий, выдающийся русский историк, богослов и общественный деятель, родился 1 октября 1816 года в бедной семье священника Флоровской церкви села Суркова Курской епархии. Рано лишившись отца, он был привезён в Белгород и определён в уездное духовное училище. После окончания училища Михаил Булгаков поступил в Белгородскую духовную семинарию, которой заведовал ректор о. Елпидифор (Бенедиктов), инок высокого аскетического подвига и чистоты. Именно он оказался тем человеком, кто оказал в эти годы значительное влияние на юношу, сумел увлечь иноческим примером нравственного совершенствования, познакомил с произведениями епископа Иннокентия (Борисова), бывшего тогда ректором Киевской Духовной академии. Под влиянием личностей этих двух известных людей и сложились те основные стороны характера М. Булгакова, которым он оставался верен всю жизнь: прямота, внутреннее благородство, жажда духовного совершенствования и тяга к постоянному труду.

Учась в семинарии, М. Булгаков увлекался поэзией Василия Андреевича Жуковского, и в пору выхода из стен Киевской Духовной академии (в 1841 году), став уже монахом, он пишет стихотворение ("Три гимна"), в котором торжественно объявляет себя "поклонником" "Святой Истины", служению которой отныне посвящает всю свою жизнь: Истине "всего себя я отдаю, и гимн любви, гимн благодарный я целой жизнью пропою". Этому трогательному юношескому обету он остался верен навсегда.

В 1841-1842 гг. Макарий Булгаков читает в Киевской Духовной академии курс лекций по церковной и гражданской истории, а затем его переводят в Санкт-Петербургскую Духовную академию (СПбДа), где проходят 15 лет напряженнейшей и плодотворной деятельности иеромонаха Макария, в том числе и в качестве ректора Академии. В 1850 году состоялась архиерейская хиротония 34-летнего Макария (Булгакова) во епископа Винницкого, викария Каменец-Подольской епархии. В эти годы он пишет много работ по истории Церкви; особенно интересна статья под названием "Три памятника русской духовной литературы XI века", открывшая науке духовного писателя глубокой древности - монаха Иакова. Уже одно это открытие могло бы увековечить имя владыки Макария (Булгакова) в литературе и истории.

Именно в годы работы в СПбДа Макарий Булгаков положил начало своей знаменитой "Истории Русской Церкви". В основу своего понимания духовной истории России владыка Макарий положил подход к Русской Церкви, как к части единой Вселенской Апостольской Соборной Церкви. Собственно, история Русской Церкви виделась ему в неразрывной связи с историей Церкви Вселенской. Важным элементом исторической концепции митрополита Макария (Булгакова) явилась убеждённость автора в том, что России и Российскому государству было предопределено свыше родиться и пребывать именно в лоне православного христианства, быть исторически связанной с Византией, пусть уже не существующей как государство, но существующей духовно как "Восточно-православное кафолическое единство". И Русь, и Русская Церковь, по мнению владыки Макария, были особо отмечены Богом: "Разом, почти в один год, положены были первые основы Русского государства и Русской Церкви; разом потом, как бы рука об руку, устроялись они мало-помалу в продолжение целого столетия; почти разом получили они и полное, окончательное образование"; "зачем это угодно было Господу, чтобы наше Отечество и наша Церковь возымели и образовались вместе? Не хотел ли Он таким образом сочетать их между собою ещё с первой минуты самыми неразрывными узами, как сочетавает душу с телом в человеке? Не хотел ли Он, чтобы с тех пор, подобно душе с телом, они составляли как бы одно нераздельное существо, жили одною общей жизнью, всецело сохраняя и свои отличительные свойства?". Это доверие к Промыслу Божию, преданию и пророчествам, а также принцип восстановления цельной картины легендарного прошлого через творческое истолкование Божественных указаний, отеческого предания, уважение к каждой исторической "случайности", - легли в основу методологического подхода владыки Макария к написанию своего труда по истории Русской Церкви. Его произведение стало не только трудом по истории Церкви, но и фундаментальной базой для изучения истории Русского государства.

Выдающимся достоинством главного творения митрополита Макария явилась чрезвычайная фактическая полнота, ставшая для историков Русской Православной Церкви своего рода сокровищницей, - такой же, как для исследователей гражданской истории является "История" С.М. Соловьёва. Митрополит Макарий, будучи знатоком русских рукописей, собрал в своём труде весь известный ему материал, сообщил много новых текстов в объёмистых приложениях к томам первой половины своей "Истории" и сделал множество ценных указаний в обстоятельных примечаниях.

После неудачи России в Крымской войне перед мысленным взором владыки встает вопрос об обновлении социального и правового уклада в стране. Направление его прежней деятельности, патриотизм, вера в великое предназначение Русской Церкви помогли ему встать в ряды передовых деятелей этого времени. Он продолжал трудиться над "Историей Русской Церкви", издавал журналы "Духовный вестник" и "Харьковские епархиальные ведомости". В 1867 году архиепископ Макарий исходатайствовал Высочайшее утверждение правил присуждения премий за лучшие научные труды по церковным и светским дисциплинам. На поощрение развития науки владыка Макарий передал все гонорары, полученные за публикацию своих научных работ - 120 тыс. рублей, - огромная по тем временам сумма!

В 1869 г. владыка Макарий стал архиепископом Виленским и Литовским. Не оставляя при этом научной работы, он активно занялся восстановлением Православия в Северо-Западном крае, страдавшем от католического и униатского засилья. Труды владыки Макария на Виленской кафедре принесли богатые плоды: 293 возрождённых и заново построенных храма и новые тома "Истории Русской Церкви". В 1869 году по его инициативе и под его редакцией был издан новый устав духовных академий, устанавливавший такой же порядок присвоения учёных степеней, как и в светских университетах. Это дало большой стимул развитию церковно-исторической науки.

В 1879 году владыка Макарий был назначен митрополитом Московским и Коломенским, членом Святейшего Синода. Всего три года митрополит Макарий управлял Московской епархией, но, как всегда, успел сделать очень многое для своей паствы. В этот период владыка трудился уже над 13-м томом своей "Истории".

Полностью воплотить в жизнь свой монументальный замысел по истории Русской Церкви митрополит Макарий не успел. Смерть прервала работу над трудом, который владыка успел довести до середины XVII в.

Митрополит Макарий скончался 9 июня 1882 года и был погребён в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. 11 июня 2004 года у стен Духовной семинарии, где учился будущий митрополит Макарий (Булгаков), белгородцы установили памятник своему великому земляку.

(1428-1563) - Пострижение и монашеское воспитание получил в Пафнутиевом Боровском монастыре, где всецело проникся учением Пафнутия, отличительной чертой которого, по словам современного биографа, было чувство меры. Из архимандритов Можайского Лужецкого м-ря Макарий в 1526 г. поставлен был архиепископом Новгородским, а в 1542 г. возведен боярской партией (Шуйскими) на престол митрополита московского и всея Руси, хотя он и был убежденным приверженцем иосифлян, считавших самодержавие царя необходимым оплотом православия. Шуйские рассчитывали, по-видимому, на мягкость характера Макария, которая помешала ему сыграть видную политическую роль в царствование Иоанна IV. Макарий не принимал непосредственного участия в низвержении Шуйских; как в эпоху влияния Сильвестра и Адашева, так и по падении их он сохранял положение высшего официального царского советника, но советы его никогда не превращались в требования. Иоанн Грозный всегда с любовью и уважением отзывался о своем отце-митрополите. Уважением проникнуты и все отзывы современников Макария, к какому бы лагерю они ни принадлежали; даже кн. Курбский, ненавидевший иосифлян, не решается резко выражаться о Макарии. Недружелюбно относятся к Макарию новейшие историки (Карамзин и мн. др.), считающие его главным виновником всех постановлений Стоглавого собора.

Не имея значения как политический деятель, Макарий занимает видное место в истории русской церкви и литературы. В бытность свою новгородским архиепископом Макарий, как последователь Иосифа Волоцкого, вводил в монастырях своей епархии общежитие и заботился о водворении и распространении христианства между северно-русскими инородцами. Идеей централизации как в государстве, так и в церкви проникнута канонизация святых, предпринятая Макарием как митрополитом московским. Местное почитание или непочитание святых поддерживало обособленность областей, а иногда носило и прямо политический характер. Так, в Новгороде до последних годов независимости его не было чествования преп. Сергия, который считался покровителем Московского государства и потому особенно почитался в Москве. Канонизация святых, произведенная Макарием, имела целью заменить областные священные предания преданиями общерусскими и подчинить первые центральному контролю. Как по количеству канонизованных святых (см.), так и по форме канонизации деятельность соборов 1547 и 1549 гг. представляет собой явление небывалое в русской истории. После этих соборов при митрополите Макарии канонизовано было еще 6 святых. Видными эпизодами в истории русской церкви при Макарии являются и соборы, созванные по поводу ересей Башкина (см.) и Косого (см.).

Наконец, стремление Макария ко всестороннему улучшению положения церкви и народной нравственности, к устранению нестроений, коренившихся в особенностях быта отдельных областей, выразилось в созвании Стоглавого собора 1551 г., постановления которого известны под именем Стоглава (см.). Макарий был не только по сану своему первоприсутствующим на соборе, но и по образованию и начитанности стоял выше всех других членов его. Как редакция всего Стоглава, так и большая часть ответов на царские вопросы (да и самых вопросов) бесспорно принадлежит Макарию. На это указывает сличение многих мест Стоглава с сочинениями Макария, явившимися раньше собора. Так, 3 и 33-я главы Стоглава часто представляют выдержки из послания Макария в Свияжск ("Акты Истор.", I, 287), 52-я глава - из послания к царю в Казань (ibid. 290); постановления собора о церковных имуществах исходят из тех же данных, на которых основан "Ответ" Макария Иоанну, писанный раньше соборного постановления. Крупнейшую заслугу Стоглава и преимущественно Макария составляет открытие в Москве первой типографии для печатания священных книг по исправленным образцам. Лишившись со смертью Макария своего защитника, типография была разрушена фанатической чернью, а типографщики должны были бежать за границу. Через 10 лет после смерти Макария была нарушена и неприкосновенность церковных имуществ, которую он столь энергично защищал. Ближайшее потомство не воздало Макарию по его заслугам: московский собор 1667 г., предав анафеме Стоглав, обвинил его в "простоте и невежестве".

Объединительным характером отличается и литературная деятельность Макария. Еще в бытность свою архиеп. новгородским Макарий поставил себе задачей собрать все "чтомые книги, яже в Русской земле обретаются". В результате получился громадный сборник "великих Миней Четий"; о содержании, отношении к предшествовавшим аналогичным попыткам и дальнейшей судьбе этого сборника см. Минеи. Для собирания старых и составления новых житий русских святых Макарий собрал вокруг себя многих деятелей, в числе которых были известный дьяк Дм. Герас. Толмачев и боярский сын Вас. Мих. Тучков. Сам Макарий был между ними не только руководителем и редактором, но и ревностным сотрудником. Макарий окончательно утвердил в нашей агиографической письменности то направление, которое возникло еще в XVI в., когда на первый план слагатели житий стали выдвигать нравственное назидание читателя; бесхитростное изложение заменяется витиеватым "плетением словес", народный язык вытесняется церковно-славянским, вместо прежней краткой молитвы присоединяются похвальные слова в честь святого и описания чудес, совершавшихся по его кончине в разные времена. Такой характер носят как переделки старых редакций, так и вновь составленные при Макарии жития; число последних достигает 60. В последние годы своей жизни Макарий, главным образом, занимался Степенной книгой (см.), и здесь играя роль руководителя и, по всей вероятности, редактора. И в этой первой попытке обработки русской истории он выдвинул на первый план всероссийское значение Москвы. Наконец, Макарию приписывают еще составление "сводной кормчей книги" и "великой книги правила келейного и путного". Из литературных произведений, написанных самим Макарием, сохранились одно поучение, три речи, четыре послания и одна грамота. Поучение и речи Макария отличаются поразительной для того времени простотой и безыскусственностью изложения, чем и подтверждается свидетельство летописца, удивлявшегося способности Макария говорить всем удобопонятно. Послания написаны с обычной в тогдашней письменности искусственностью, витиеватостью, многоречием.

Ср. Н. Лебедев, "Макарий, митрополит всероссийский" (М., 1877) и ст. Заусцинского в "Журнале М. Н. Пр.", 1881 г., №№ 10 и 11.

Митрополит Макарий - Всероссийский митрополит, Глава Русской церкви 16 века.

Детство митрополита

Митрополит Макарий является одним из ярких представителей православной церкви. Родился он в 1482 году, и его детство было омрачено разными событиями.

Отец его умер после рождения сына, так что Макарий остался сиротой. Мать ушла в монастырь. После рождения его назвали Михаил, но потом он поменял себе имя на Макарий.

Макарий, как и его мать, решил посвятить свою жизнь монашескому подвигу. С этой целью он избрал Пафнутиево-Боровский монастырь. В это время из монастыря уже ушел Иосиф Волоцкий.

Становление

В монастыре он молился, исплнял подвиг послушания и смирения, много трудился. Монастырское хозяйство переживало период расцвета. Стараниями Макария многое изменилось. Сам он интересовался и изучал иконописание.

В 1526 году происходит перелом в его судьбе. Он становится архиепископом Новгородским и Псковским. Огромные культурные богатства Новгорода поражают его, и он начинает их тщательно изучать.

Он выясняет, что в Новогородской земле много язычников, и посылает своих священников и монахов разорять языческие капища и крестить язычников. Также это время Макарий занимается постройкой новых храмов и реконструкцией новых. Ремонтирует Софиевский собор, приглашает художников для украшения храмов. Под его руководством делают новую церковную утварь.

Макарий много помогает своим соотвечественникам. Известно, что в то время в Великом Новгороде был мор и болезни. Макарий хоронит мертвых, ухаживает за больными, молится за всех. Его стараниями составляется новый летописный свод.

В монастыре были работы и Дионисия, по ним Макарий учился художественному мастерству. Так, были привезены новые фрески, поновлены старые. Люди смотрят на его деятельность с одобрением, по мнению большинства, возрождает исконную русскую веру. Макарий способствует развитию на Руси книгопечатного дела. Он приглашает мастеров-печатников в Москву, и они открывают там типографию.

В это время группировка князей Шуйских низлагает митрополита Иоасафа, и Макарий становится митрополитом Московским и Всея Руси 19.03.1542г. Он борется с Шуйскими, защищая малолетнего Ивана Грозного. Макарий учит царевича жизни, и способствует его возведению на престол. Также митрополит проводит большую работу по канонизации святых, и помогает составлять их житие.

Макарий был человеком добрым, Шуйские хотели воспользоваться им, чтобы иметь влияние на . Но оказалось, что Макарий сторонник иосифлян, и он хочет сделать их главными в государстве.

Митрополит Макарий является сподвижником царя. В 1552 году он предсказывает царю победу над неверными при Казани. И его прогноз оправдывается. В 1547 и 1549 годах он созывает соборы, которые затем получили название Макарьевских. На этих соборах решается вопрос почитания святых. В 1551 году под руководством Митрополита Макария проходит Стоглавый собор, на котором рассматривается вопрос о моральном облике православного христианина.

В это время проходит Стоглавый собор, и Макарий принимает деятельное участие в его работе. Митрополит изменял жития, добавляя в литературные произведения церковнославянские слова. Под его руководством проходил сбор всех необходимых данных.

«Великие Четьи-Минеи» составлены во многом благодаря его заслугам, и также он написал жития новых святых. За короткий срок Макарий смог наладить жизнь церкви и епархии. Многие люди видели преображение епархии, и считали, что все это происходит благодаря трудам Макария.

Он основал множество мастерских, где создавались иконы и предметы утвари. Поэтому многие уважали и чтили его. К людям относился ровно и не делил их на богатых и бедных. Многим помогал, выкупал пленных у татар.

Митрополит Макарий известен как «Собиратель русской церкви». Он всегда отстаивал интересы церкви, и помогал своим собратьям. Он добился того, чтобы у церкви не отбирали земли. Выступал против попыток государственных органов ограничить права церкви.

Про Макария сохранилась самая лучшая память. Он состоял в , которая в 1560 году была распущена. Всех ее членов судили, кроме Макария. Царь его бесконечно уважал.

После крестного хода, посвященного мученику Никите в сентябре 1563 года, митрополит простудился и заболел. Его не стало 31.12.1563 года. Погребен в Успенском соборе Московского Кремля. К лику святых причислен в 1988 году. День памяти 30 декабря.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...