Марксистско ленинский атеизм. Марксистский атеизм — высшая форма атеизма

Объявил о начале работы:

работа над статьёй о производительном и непроизводительном труде

Работаю над материалами к давно назревшей статье «Производительный и непроизводительный труд (сфера услуг)» в «Энциклопедии маркизма». Источники: учебник политэкономии под ред. Цаголова, статьи в БСЭ, статьи vwr о национальном доходе, доклад rexy_craxy о товарах и услугах. Для меня самого вопрос ясен, но пока затрудняюсь изложить всё связно, последовательно, в «энциклопедическом» стиле и убедительно. Результатом будет, конечно, компиляция, но вопрос именно в последовательности кусков. Будем думать, в общем. Скоро не обещаю.

Я не могу комментировать работы Юрия Финкеля: он и его друзья меня забанили. Сам Юрий Финкель - комически обидчивая, болезненно самовлюблённая личность, одним словом - Козьма Прутков вживе. Но его «труд» - его википедия - образчик вульгарного материализма, и мне кажется, подготовляемая статья должна быть очередным перлом.

Я немного проработал на производстве: всего три года производственной практики в 11-летке. Но Юрий Финкель, видимо, и того меньше, иначе он не делал бы такой разницы между «услугой» и «производством».(Кстати, вопрос разницы между «услугой» и «производством» - хороший показатель наличия вульгарного материализма.)

Обычное (и научное) отличие «услуги» от прочего производства заключается лишь в том, что при услуге продукт деятельности потребляется в момент самой этой деятельности. И всё. А является ли такая деятельность «производительным» трудом или нет зависит от других условий. Однако у Финкеля совсем другое представление - он производит принципиальное различие между фрезеровщиком и, скажем, машинистом товарного паровоза. Ему кажется, что фрезеровщик, как неандерталец, руками преобразует кусок металла, а машинист лишь перетаскивает не им сделанные товары. Он не знает, что работа фрезеровщика в основном такая же - работа по перетаскиванию: взял деталь, закрепил, подвёл к фрезе, отвёл, вынул из патрона, положил в ящик. В конце работы, правда, фрезеровщик делает так милую Френкелю работу вручную: он вручную шабером зачищает обработанные детали от заусенцев - по мысли Френкеля, только тут совершает «производительный» труд.

Вопрос о «производительном» и «непроизводительном» труде поставили уже физиократы. Френкель не понял блеска мысли и ограниченности физиократов. Уже Маркс указал, что при капитализме любая деятельность, приносящая владельцу средств производства прибыль - есть «производительный» труд, а, точнее, просто - труд.

Основные положения научного атеизма, разработанные К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным и развиваемые ныне КПСС и марксистами разных стран, являются высшим этапом в развитии атеизма.

Марксистско-ленинский атеизм является самой последовательной и цельной системой научных материалистических взглядов, опровергающих религиозные воззрения. Так же как марксизм-ленинизм вобрал в себя опыт всех революционных движений человечества, так и марксистско-ленинский атеизм представляет собой качественно новое учение, продолжающее и развивающее передовую атеистическую мысль всех предшествующих эпох.

В марксистско-ленинском атеизме преодолены все недостатки старого атеизма, решены проблемы, которые были выдвинуты в домарксовскую эпоху, ноне получили в то время правильного решения.

Марксистско-ленинский атеизм со всей силой подчеркнул значение социальных корней религии и церкви, то есть социально-экономической основы общества, которая порождает религию и питает ее. Социальными корнями в буржуазном обществе были и есть жестокий гнет эксплуататоров, нищета и забитость трудящихся масс, которые ищут в религии утешение и спасение.

Отличие марксистско-ленинского атеизма от старого заключается и в том, что он впервые рассмотрел религию и церковь не как самостоятельную духовную область, а как надстройку над экономическим базисом общества. Он доказал, что религия и церковь в классовом обществе всегда выполняли роль духовного оружия эксплуататоров.

Марксистско-ленинский атеизм в отличие от предшествующего ему атеизма, который носил абстрактно-просветительский характер, является атеизмом воинствующим. Домарксовский атеизм боролся за просвещение, отстаивал науку, многое делал для духовного освобождения масс, но его представители не понимали, что одним просветительством религию и церковь победить невозможно.

Марксистско-ленинский атеизм считает, что борь» ба за просвещение должна быть подчинена главному- ликвидации социального неравенства, эксплуатации человека человеком, уничтожению политического гнета и войн, а также всех других социальных явлений, порождающих и оживляющих религиозные верования в умах и сердцах людей.

Особенностью марксистско-ленинского атеизма является его тесная связь с передовой наукой, его опора на достижения научного познания природы и общества. Именно эта особенность позволила марксистско-ленинскому атеизму аргументированно раскрыть бездоказательность религиозных сказок и догм о сотворении мира и человека богом.

Марксизм как учение близок и понятен трудящимся массам. Руководствуясь им, они стремятся сбросить с себя все формы угнетения, в том числе и религиозные. Поэтому и атеизм, вытекающий из этого учения, является наиболее действенным по своему влиянию на широчайшие массы трудящихся.

Сила и жизненность марксистско-ленинского атеизма убедительно подтверждены шестидесятилетней историей советского социалистического общества.

Утверждение и широкое распространение научно-атеистического мировоззрения являются ныне важнейшим фактором социального, экономического и нравственного прогресса социалистического общества, источником роста творческой инициативы трудящихся.

Литература:
Воронцов Г. Марксистский атеизм л его современные фальсификаторы. М., Знание, 1972
История и теория атеизма. М., Мысль, 1974.
Крывелев И. Маркс и Энгельс о религии. М., Наука, 1964. Маслов М. Гуманізм марксистсько-ленінського атеїзму. К., Політвидав., 1974.

АТЕИЗМ МАРКСИСТСКИЙ - высш. форма атеизма, качественно новая ступень в развитии атеистич. мысли. Усвоив все ценное и положит., что было накоплено в процессе предшествовавшего развития атеизма, А. м. преодолел историч. и клас. ограниченность прежних учений, став подлинно науч. теорией, выражающей интересы последовательно революц. и про-грес. силы - рабочего класса. Характеризуя сущность А. м., В. И. Ленин писал: «Марксизм есть . В качестве такового, он так же беспощадно враждебен религии, как материализм энциклопедистов XVIII века или материализм Фейербаха. Это несомненно. Но Маркса и Энгельса идет дальше энциклопедистов и Фейербаха, применяя материалистическую философию к области истории, к области общественных наук. Мы должны бороться с религией. Это - азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идет дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс» (т.17, с. 418). Завоеванием А. м. является раскрытие соц. корней религии как решающего условия в объяснении ее возникновения. В отличие от домарксовских атеистов, А. м. не ограничивается сведением религии к ее земной основе. По словам К. Маркса, эта земная основа «сама должна быть понята в своем противоречии, а затем практически революционизирована путем устранения этого противоречия» (т. 3, с. 2). А. м. свободен от клас. ограниченности, обращен не к отд. представителям образованной части общества, а к широким народным массам, не оставляет никаких лазеек для фидеизма и различных рафиниров. форм поповщины. Он является идеологией рабочего класса, выражает его интересы и стремления, служит делу духовного раскрепощения трудящихся масс от груза пережитков и заблуждений прошлого, осуществляет социологич., гносеологич. и психологич. анализ религии. Социологич. анализ религии позволяет вскрыть соц. причины ее возникновения, эволюции и отмирания, ее место и роль в обществ. жизни и выполняемые ею соц. функции. Гносеологич. анализ дает возможность всесторонне выяснить особенности релит, сознания, «механизм» иллюзорного восполнения действительности, позна-ват. корни формирования религ. верований. Психологич. анализ позволяет понять особенности воздействия религии на психику человека, выяснить природу и особенности религ. чувств и их роль в формировании мировоззрения и поведения личности. В анализе религии А. м. опирается на всю предшествующую атеистич. мысль. Он усвоил то положительное, что было накоплено в процессе многовекового развития культуры. В то же время А. м. преодолел историч. и клас. ограниченность предшествующих атеистич. учений. Он материалистически объясняет источники религ. верований, ставит борьбу с религией в прямую связь с задачами соц. и духовного раскрепощения трудящихся масс, указывает реальные пути преодоления религ. иллюзий. Ф. Энгельс подчеркивал, что должна быть «преодолена научно, то есть объяснена исторически...» (т. 18, с. 578), а с этой задачей может справиться только такая теория, к-рая опирается на прочный фундамент диа-лектико-материалистич. философии. Основополагающими принципами А. м. являются: 1) оценка религии как совокупности идей, порожденных зависимостью человека от стихийных сил природы и определенных соц. условий жизни; 2) выяснение связи между религией и интересами реакц. классов, заинтересованных в увековечивании религ. и соц. иллюзий; 3) уяснение того факта, что борьба с религией есть в первую очередь борьба с теми обществ.-экономич. порядками, извращенным отражением к-рых она является; 4) вывод, что упразднение религии является одной из решающих предпосылок раскрепощения творч. активности масс для борьбы за изменение условий жизни. А. м. ставит задачу - не только освободить человека от религ. заблуждений, но и раскрыть истинную картину мира, свободную от всего потустороннего и сверхъестественного. Гл. задачей А. м. является формирование таких науч. представлений, духовных ценностей и нравств. идеалов, к-рые способны обогатить человека культурн. ценностями, повысить его политич. сознательность. А. м., опираясь на достижения естеств. и обществ, наук, утверждает такой взгляд на , перспективы историч. развития, судьбы человеч. существования на земле, к-рый, с одной стороны, отвергает религ-богосл. интерпретацию, а с другой - дает науч.-обоснован. решение этих фундамент. проблем бытия, воспитывает у человека уверенность в собст. силах, возвышает , ограждает ее от бесплодной растраты своих сил и способностей. Гуманистич. сущность А. м. состоит в том, что для него «критика религии завершается учением, что - высшее существо для человека» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 422). А. м. формирует у трудящихся масс материалистич. , являющееся по своему содержанию и обществ, значимости важным фактором сознательного преобразования действительности, утверждения коммунистич. сознательности и убежденности. А. м. является теоретич. основой системы атеистич. воспитания, позволяет точно определить выбор средств, форм и методов идейн. воздействия на верующих.

Атеистический словарь.- М.: Политиздат . Под общ. ред. М. П. Новикова . 1986 .

Смотреть что такое "АТЕИЗМ МАРКСИСТСКИЙ" в других словарях:

    Атеизм - Запрос «Бога нет» перенаправляется сюда; об альбоме группы «ДК» см. Бога нет (альбом). Один из символов атеизма, стилизованное изображение атома … Википедия

    - (от греч. «а» отриц. частица и theos бог; букв. безбожие) система взглядов, отвергающих религ. представления (веру в бога, в бессмертие души, в воскресение из мертвых и т. п.) и религию в целом. А. как система взглядов не сводится только к… … Атеистический словарь

    Марксистский … Атеистический словарь

    Раздел атеизма, изучающий закономерности возникновения, становления и развития атеистич. идей. На всех этапах историч. развития атеистич. идеи были непосредственно связаны с материалистич. философией, достижениями в области естеств. и… … Атеистический словарь

    Иллюзорный образ, наделенный сверхъестеств. свойствами, являющийся гл. объектом поклонения почти во всех религиях. Во всех развитых религиях Б. приписываются качества всесовершенной личности, создавшей мир и управляющей им в соответствии с собств … Атеистический словарь

    МАТЕРИАЛИЗМ - (от лат. materialis вещественный) многозначная идея, которой чаще всего придается один или некоторые из следующих смыслов. 1. Утверждение относительно существования или реальности: только материя существует или является реальной; материя является … Философская энциклопедия

Вторая половина XIX века

Во второй половине XIX века атеизм получил известность под воздействием философов-рационалистов и вольнодумцев. Многие известные немецкие философы того времени, такие как Людвиг Фейербах, Артур Шопенгауэр, Карл Маркс и Фридрих Ницше, отрицали существование божеств и были критиками религии.

Атеизм русских революционных демократов. Атеизм в марксизме

Классики марксизма-ленинизма пытались научно обосновать атеизм. Теоретической основой марксистского атеизма является диалектический иисторический материализм.

«Марксизм есть материализм. В качестве такового, он так же беспощадно враждебен религии, как материализм энциклопедистов XVIII века или материализм Фейербаха. Это несомненно. Но диалектический материализм Маркса и Энгельса идёт дальше энциклопедистов и Фейербаха, применяя материалистическую философию к области истории, к области общественных наук. Мы должны бороться с религией. Это -- азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идёт дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс». (В. И. Ленин, ПСС, т. 17, с. 418.)

Основополагающие принципы марксистского атеизма:

Зарождение религии является результатом развития идеи зависимости человека от стихийных сил природы, бессилия изменить условия своей жизни, страха смерти.

Использование этих идей имущим меньшинством общества для установления их связи с религиозным культом ради узурпации и сохранения власти.

Положение, что борьба с религией это неотъемлемая часть борьбы с несправедливым общественно-экономическим порядком, установленным правящими классами.

Вывод, что упразднение религии освободит творческую активность эксплуатируемого большинства для борьбы за достойное трудящегося человека существование.

Гуманистическая сущность атеизма, по словам Маркса, заключается в следующем:

критика религии завершается учением, что человек -- высшее существо для человека.

Широко известно высказывание, приписываемое Марксу, что религия -- это опиум народа (не «опиум для народа»):

религия -- это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она -- дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа.

Некоторые исследователи считают, что Маркс всего лишь зафиксировал популярное в то время выражение. Первым же, кто сравнил религию и опиум был Новалис ещё в 1798 году:

Ваша так называемая религия действует как опий: она завлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силы

XX столетие

Атеизм в XX столетии, особенно в форме практического атеизма, распространился во многих обществах. Атеистические мысли нашли признание во многих других обширных философиях и мировоззрениях, таких, как экзистенциализм, объективизм, светский гуманизм, нигилизм, логический позитивизм, марксизм и феминизм

Логический позитивизм и сциентизм проложили дорогу для неопозитивизма, аналитической философии, структурализма и натурализма. Неопозитивизм и аналитическая философия отказались от классического рационализма и метафизики в пользу строгого эмпиризма и эпистемологического номинализма. Сторонник аналитической философии Бертран Рассел считал, что христианский бог не более вероятен, чем боги-олимпийцы. В своей ранней работе Людвиг Витгенштейн попытался отделить метафизику и язык сверхъестественного от рациональных рассуждений. Альфред Айер, ссылаясь на приверженность эмпирическим наукам, заявлял о бессмысленности религиозных утверждений и невозможности их проверки. Родственный прикладной структурализм Леви-Стросса объявлял человеческое подсознание источником религиозного языка, отрицая его трансцендентальное значение. Джон Финдлей и Джон Смарт утверждали, что существование бога не является логически необходимым. Натуралисты и материалистические монисты, такие как Джон Дьюи, рассматривали естественный мир как основу всего, отрицая существование бога или бессмертность.

В XX веке атеизм господствовал в СССР. Коммунистическая партия с 1919 года открыто провозглашала в качестве своей задачи содействовать «отмиранию религиозных предрассудков».

Э. В. Рамасвами Наикер (Перияр), известный индийский атеистический лидер, боролся против индуизма и брахманов, которые дискриминировали и разделяли людей во имя кастовой системы и религии. Особенно много внимания Перияр привлёк в 1956 году, когда он надел на муртииндусского бога Рамы гирлянду из башмаков и сделал ряд антитеистических заявлений.

В 1966 году, в ответ на заявления ряда теологов о смерти бога, очередной номер журнала TIME вышел с вопросом «Бог умер?» на обложке. В журнале приводилась статистика, согласно которой приблизительно каждый второй человек в мире жил в антирелигиозных странах, а миллионы людей в Африке, Азии и Южной Америке, по всей видимости, даже не знали о христианском боге.

В следующем году албанское правительство во главе с Энвером Хомджей объявило о закрытии всех религиозных организаций в стране, провозгласив Албанию первой атеистической страной. Статья 37 конституции Албании 1976 года гласила, что «Государство не признает никакой религии и поддерживает атеистическую пропаганду c целью насаждения в народе научного материалистического мировоззрения». В соответствии с этой статьёй осуществлялось уголовное преследование за осуществление (даже тайное) религиозных обрядов.

В Демократической Кампучии, в официальном атеистическом государстве, осуществлялись массовые убийства по признаку вероисповедания. С 1975 по 1979 год за исповедание религии в Кампучии было убито свыше 180 тысяч буддистов, христиан и мусульман.

Эти меры усилили негативное отношение к атеизму, особенно в Соединённых Штатах, где были сильны антикоммунистические настроения, несмотря на то, что некоторые известные атеисты придерживались антикоммунистических взглядов. После падения Берлинской стены число активных антирелигиозных режимов существенно уменьшилось. В 2006 году Тимоти Шах изPew Research Center заметил: «наблюдается всемирная тенденция во всех основных религиозных группах: увеличивается доверие к религиозным движениям, увеличивается их влияние по сравнению со светскими движениями и идеологиями». Поль Грегори и Фил Цукерман полагают, что это миф, и утверждают, что реальная ситуация намного сложнее и тоньше.

АТЕИЗМ МАРКСИСТСКИЙ - высшая форма атеизма. Классики марксизма-ленинизма, преодолев ограниченность и непоследовательность буржуазного атеизма, поставили атеизм на подлинно научную основу. Характеризуя сущность А. м., В. И. Ленин писал: „Марксизм есть материализм. В качестве такового, он так же беспощадно враждебен религии, как материализм энциклопедистов 18 века или материализм Фейербаха. Это несомненно. Но диалектический материализм Маркса и Энгельса идет дальше энциклопедистов и Фейербаха, применяя материалистическую философию к области истории, к области общественных наук. Мы должны бороться с религией. Это - азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идет дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс" (т. 17, с. 418).

Завоеванием А. м. является раскрытие социальных корней религии как решающего условия в объяснении ее возникновения. В отличие от домарксовских атеистов А. м. не ограничивается сведением религии к ее земной основе. По словам К. Маркса, эта земная основа „сама должна быть понята в своем противоречии, а затем практически революционизирована путем устранения этого противоречия" (т. 3, с. 2).

А. м. свободен от классовой ограниченности, обращен не к отдельным представителям образованной части общества, а к широким народным массам, не оставляет никаких лазеек для фидеизма и различных рафинированных форм поповщины. Он является идеологией рабочего класса, выражает его интересы и стремления, служит делу духовного раскрепощения трудящихся масс от груза пережитков и заблуждений прошлого, осуществляет социологический, гносеологический и психологический анализ религии. Социологический анализ религии позволяет вскрыть социальные причины ее возникновения, эволюции и отмирания, ее место и роль в общественной жизни и выполняемые ею социальные функции. Гносеологический анализ дает возможность всесторонне выяснить особенности религиозного сознания, „механизм" иллюзорного восполнения действительности, познавательные корни формирования религиозных верований. Психологический анализ позволяет понять особенности воздействия религии на психику человека, выяснить природу и особенности религиозных чувств и их роль в формировании мировоззрения и поведения личности.

В анализе религии А. м. опирается на всю предшествующую атеистическую мысль. Он усвоил то положительное, что было накоплено в процессе многовекового развития культуры. В то же время А. м. преодолел историческую и классовую ограниченность предшествующих атеистических учений. Он материалистически объясняет источники религиозных верований, ставит борьбу с религией в прямую связь с задачами социального и духовного раскрепощения трудящихся масс, указывает реальные пути преодоления религиозных иллюзий. Классики марксизма подчеркивали, что религия должна быть „преодолена научно, то есть объяснена исторически..." (т. 18, с. 578). С этой задачей может справиться только такая теория, которая опирается на прочный фундамент диалектико-материалистической философии.

Основополагающими принципами А. м. являются: 1) оценка религии как совокупности идей, порожденных зависимостью человека от стихийных сил природы и чуждых ему социальных условий жизни; 2) выяснение связи между религией и интересами реакционных классов, заинтересованных в увековечивании религиозных и социальных иллюзий; 3) уяснение того факта, что борьба с религией есть в первую очередь борьба с теми общественно-экономическими порядками, извращенным отражением которых она является; 4) вывод, что упразднение религии является одной из решающих предпосылок раскрепощения творческой активности масс для борьбы за изменение условий земной жизни.

А. м. ставит задачу не только освободить сознание человека от заблуждений и предрассудков, но и раскрыть истинную картину мира, свободную от всего потустороннего и сверхъестественного. Главной задачей А. м. является формирование таких научных представлений, духовных ценностей и нравственных идеалов, которые способны обогатить человека культурными ценностями, повысить его политическую сознательность. А. м., опираясь на достижения естественных и общественных наук, утверждает такой взгляд на смысл жизни, перспективы исторического развития, судьбы человеческого существования на земле, который, с одной стороны, отвергает религиозно-богословскую интерпретацию, а с другой - дает научно обоснованное решение этих фундаментальных проблем бытия, воспитывает у человека уверенность в собственных силах, возвышает достоинство личности, ограждает ее от бесплодной растраты своих сил и способностей. Гуманистическая сущность А. м. состоит в том, что для него „критика религии завершается учением, что человек - высшее существо для человека" (Маркс).

А. м. формирует у трудящихся масс материалист, миро-воззрение, являющееся по своему содержанию и общественной значимости важным фактором сознательного преобразования действительности, утверждения коммунистической сознательности и убежденности. А. м. является теоретической основой системы атеистического воспитания, позволяет точно определить выбор средств, форм и методов идейного воздействия на верующих.

Карманный словарь атеиста. Под общ. ред. М.П. Новикова. 7-е изд. М., 1987, с. 20-22.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...