Незаконнорожденные дети и библия. Отношение к женщине в иудаизме

Февраль 16, 2015 Нет комментариев

Незаконнорожденными (существуют и более грубые названия, которые я не рискую здесь приводить) считаются дети, рожденные от не состоящих в браке родителей, то есть от незаконного союза. Часто произносимое утверждение, что нет незаконнорожденных детей, а есть только незаконные родители, само по себе верно, однако крайне редко действует на наше общество. Существуют дети, к которым словно бы прилеплен ярлык «внебрачный»; дети, которых считают «незаконными». Все осуждение со стороны семьи, общества и религиозных организаций ложится на ребенка и на его мать, хотя в некоторых случаях тень падает и на отца.

В качестве примера реакции общества на детей, рожденных вне брака, можно привести случай, происшедший в 1982 году в Калифорнии. Джон Г. Шмитц, сенатор из этого штата, признался, что у него двое внебрачных детей. Это немедленно попало в заголовки передовиц крупнейших газет1. Пальцем стали показывать на детей, а не на родителей. Один из консервативных коллег Шмитца, член палаты представителей Е. Даннемейер, почти оправдал поведение сенатора. Он якобы сказал корреспонденту «JIoc-Ан — джелес тайме», что оно «по крайней мере свидетельствует о том, что этот парламентарий предпочитает гетеросексуальный образ жизни». Затем, пишет журналист, Даннемейер неодобрительно отозвался о гомосексуалистах и их политической активности, заявляя, что вопрос об отношении к этой активности «гораздо более важен», чем откровения по поводу Шмитца»2. Переведя проблему в другое русло, Даннемейер, таким образом, фактически оправдал Шмитца, и в итоге бремя незаконности так и осталось лежать на женщине и ее двоих детях. Не приходится сомневаться в том, что это саморазоблачение не замедлит сказаться на политической карьере и семейной жизни Шмитца, однако со временем о его внебрачной связи будет забыто, а двое детей, его жертвы, всю жизнь будут нести этот ярлык.

Библия также осуждала как незаконного ребенка, так и его потомков. Во Второзаконии сказано:

Сын блудницы [мамзер, т. е. незаконнорожденный] не может войти в общество Господне, и десятое поколение его не может войти в общество Господне [Втор. 23:2].

Слово «мамзер» обозначало детей, рожденных от любого не одобренного иудейским законом союза, в том числе внебрачных, рожденных от ин — цестуальных связей и т. д. Этот термин применялся во множестве случаев. Несмотря на то, что в рассказе о военном герое Иеффае, чья мать была блудницей, слово «мамзер» не употребляется, современники вполне могли считать его незаконнорожденным. Из своего дома он был выгнан законными сыновьями его отца - они сказали ему: «Ты не наследник в доме отца нашего, потому что ты сын другой женщины» (Суд. 11:2).

Это слово могло быть использовано как ругательство или неодобрительный термин. В книге Захарии (9:6) слово «мамзер» употребляется для описания людей, обосновавшихся в филистимлянском городе Азоте. Автор Послания к Евреям уверен, что подлинные сыновья Божьи будут признаны за их готовность подчиняться; незаконные же дети (нотой) не выдержат испытания на «сыновство».

В Евангелии есть смутные указания на некую тайну вокруг рождения Христа. Идея сверхъестественного оплодотворения Святым Духом могла быть воспринята на мифологическом уровне, но не на биологическом. Евангелие от Матфея утверждает, что Иосиф хотел расстаться с Марией, матерью Иисуса, с которой он был обручен, но не успел вступить в супружеские отношения. Однако во сне ему явился ангел, сообщивший, что Мария беременна от Святого Духа (Мф. 1:18-25). Иосиф явно подозревал Марию в том, что она сошлась с другим мужчиной и ребенок, которого она носит, будет незаконнорожденным.

В Евангелии от Иоанна фарисеи спрашивают Иисуса: «Где Твой Отец?» (Ин. 8:19), и это, возможно, вопрос о законности происхождения Иисуса. С другой стороны, те, кто обращает внимание на этот стих, возможно, слишком. сильно упирают на его историчность. Гораздо проще истолковать этот отрывок как часть теологической прокламации евангелиста, в которой он скорее сам придумывает сюжеты и высказывания, чем передает их. Обычно это Евангелие датируют концом I века н. э., а это означает, что его автор лично не знал Христа.

Поскольку христианская теология обращала такое усиленное внимание на чудо непорочного зачатия Христа, вопрос о Его отце фактически не поднимался. Было принято считать, что родителем мужского пола в случае Иисуса был Святой Дух, несмотря на то, что идея божественного оплодотворения земной женщины не что иное, как обычная литературная выдумка. Либеральные ученые считают, что Иисус - сын Иосифа, а идея божественного зачатия и миф о Сыне Божьем возникли по мере развития церковной теологии. Если сказанное по этому поводу в Евангелии от Матфея так или иначе базируется на фактах, то вполне возможно, что Иисус был незаконнорожденным ребенком.

Представьте себе, что было бы, если бы христианская церковь оставила этот вопрос открытым и признала, что Христос, ее основатель, вполне вероятно, был всего лишь незаконным сыном плотника. Не приходится сомневаться в том, что дети, заклейменные как «внебрачные» только из-за того, что их родители не являются мужем и женой, воспринимались бы в этом случае как полноценные личности. Не исключено, что такие дети вообще были бы избавлены от этого унизительного ярлыка. Однако сверхъестественная концепция победила естественную и дети, зачатые не на брачном ложе, были отторжены от героической фигуры, а ведь она могла бы помочь им улучшить свое положение в обществе и избавить их от позора.

Несмотря на то, что слово «мамзер» применимо в основном к детям, чьи родители не женаты, его употребление может быть расширено: незаконным считался любой брак, заключенный вне ортодоксальной иудейской церковной традиции. Например, в 1972 году израильский раввин Шломо Горен, главный раввин евреев ашкенази (то есть западных), дал разрешение вступать в браки братьям и сестрам, которые считались «мамзерим» (незаконнорожденными, или изгоями) только потому, что их мать не развелась со своим первым мужем по иудейскому закону3. Дети, таким образом, страдали из-за поступка своей матери.

Понятие «незаконнорожденный ребенок» в западной культуре имеет богатую и разнообразную историю. Время от времени обыватели начинали считать, что «незаконное» происхождение оказывает определенное влияние на человека. Семья не должна забывать о том, что ее родоначальник или двоюродный дедушка родился от не освященного церковью и государством союза и все их потомки отягощены этим наследством. Создается впечатление, что установления Второзакония стали частью культуры и грехи отца действительно должны ложиться на его детей до третьего и четвертого колена (Втор. 5:9).

Враждебное отношение общества к незаконнорожденным отражает его реакцию на поведение, которое якобы представляет собой угрозу для семейных устоев. Оно считается «аморальным», поскольку колеблет установившиеся моральные устои. Большинство консервативных религиозных трупп осуждало людей, не зарегистрировавших свои отношения. Это можно объяснить тем, что религиозные организации чаще всего не вдут в авангарде общественных перемен, а плетутся в хвосте, предпочитая поддерживать существующее положение вещей как данное свыше и уделяя внимание не человеческим потребностям, а исполнению божественных предписаний.

По большей части общественное осуждение направлено против незамужней матери и ее ребенка. Мать и ребенок представляют собой, в отличие от отца, социологический феномен. Поскольку мать в течение девяти месяцев вынашивает ребенка в утробе и внешние проявления ее беременности свидетельствуют о том, что она занималась сексом вне брака, она является открытой мишенью для общественного осуждения. Ответственность за воспитание ребенка в большинстве подобных случаев ложится на незамужнюю мать. Очень часто она вынуждена жить на пособие, что опять — таки делает ее объектом нападок. Если она будет искать мужского общества, чтобы избавиться от одиночества, она рискует снова забеременеть и навлечь на себя, таким образом, еще большее осуждение.

Не раз говорилось, что нападки на живущих на пособие и одиноких матерей являются завуалированными проявлениями расовых предрассудков. Система общественного устройства, при которой меньшинства вынуждены жить в постоянной нищете, работая на низкооплачиваемой работе и не чувствуя уверенности в завтрашнем дне, также способствует росту числа незаконнорожденных детей. Поскольку чернокожие представляют собой наиболее многочисленное этническое меньшинство, чернокожие одинокие матери и их дети наиболее часто становятся мишенью общественного осуждения.

Кроме того, это осуждение - следствие отношения среднего класса к данной проблеме; особенно ярко оно проявляется, если незаконный ребенок может появиться в их семье. Большинство этих семей могут оплатить аборт и предпочитают, чтобы их дочери избавились от внебрачного ребенка, даже если это противоречит религиозным убеждениям. Отношение общества очень трудно преодолеть. Одна богатая католическая семья отправила забеременевшую дочку-подростка рожать за границу. Ребенка отдали на усыновление. Чувство вины из-за того, что она зачала вне брака и вынуждена была отказаться от своего ребенка, боязнь осуждения со стороны семьи и общества стали причиной глубокой душевной травмы у девушки - ведь она нарушила католические предписания. Потребовалась интенсивная терапия, чтобы помочь девушке.

Семнадцатилетняя мормонка, забеременевшая вне брака, хотела нарушить правила церкви, к которой принадлежала, и сделать аборт. Она посоветовалась со своим духовником, и тот благословил ребенка, находящегося у нее в утробе. Девушка оказалась перед жестоким выбором. Как можно убить чадо, получившее церковное благословение? В то же время как она, беременная, будет продолжать образование и жить среди товарищей по вере?

Не всякая семья смирится с тем, что дочь родила внебрачного ребенка, и далеко не все будут рады внуку или внучке во всякое время и при любых обстоятельствах. В таких случаях из темных углов вылезают семейные привидения, преследующие оступившуюся девушку. Многие родители испытывают стыд от того, что дочь, по их мнению, согрешила против библейских заповедей, касающихся незаконнорожденных детей. Часто такое отношение, не проявляясь в открытую, медленно подтачивает духовный климат семьи. На отца ребенка подобное давление оказывается крайне редко.

В последнее время выявились новые грани проблемы незаконных де

тей. Многие пары живут и растят детей в так называемом гражданском браке, не утруждая себя брачными контрактами и каким бы то ни было узакониванием своих отношений. Любящие друг друга мужчина и женщина заботятся о своей семье. Они убеждены в том, что в основе брака лежит качество отношений. Проблема заключается только в статусе детей. Например, бывали случаи, когда после гибели «незаконного» ребенка некоторые суды отказывали в компенсации не состоящим в браке родителям. И наоборот, у таких детей могут возникнуть проблемы с наследством после внезапной смерти матери или отца, не успевших оставить завещание. В таких случаях суд обычно не заботит, что умерший воспитывал, обеспечивал и любил своих «незаконных» детей и «ненастоящего» супруга. Дискриминация наблюдается даже в системе социального обеспечения, созданной для решения проблем внебрачных детей.

В Швеции понятия «незаконнорожденный» и «внебрачный» ребенок, а также связанные с ними предрассудки давно отмерли, однако в большинстве западных стран ситуация остается прежней. Незамужние матери и их дети находятся под сильным давлением со стороны общества; жестокость сотрудников роддомов, заполняющих свидетельства о рождении; трудности с получением страховки или помощи от общественных организаций; проблемы с получением работы и многое другое.

Отец также может столкнуться с определенными проблемами. В том случае, если не состоящая с ним в браке мать, откажется от ребенка, а отец захочет вырастить его, он может неожиданно обнаружить, что не имеет на то законных прав. Если родители ребенка не состоят в браке, семьей называется пара «мать - ребенок».

Некоторые широко и не очень широко известные женщины открыто заявили о том, что собираются родить ребенка вне брака. Не так давно одна сорокалетняя женщина, психолог по профессии, забеременела при помощи искусственного оплодотворения, проведенного в Нобелевском банке спермы (Калифорния). Работники банка решили, что она замужем, однако она была одинокой и тем не менее публично заявила о том, как счастлива выносить и родить ребенка.

Большинство религиозных консерваторов воспринимают незамужних беременных женщин, мягко говоря, без энтузиазма. Трудно установить, в какой степени то, что говорит Второзаконие о незаконнорожденных детях остается актуальным в современном обществе. Когда мать Тереза работала в Индии, занимаясь проблемами бедных и неприкасаемых и не делая никаких различий между «законными» и «незаконными», церковные иерархи благословили ее деятельность. Но воздержались от каких-либо заявлений, которые могли бы изменить отношение непросвещенного общества к «внебрачным» детям, то есть таким, чьи родители не являются мужем и женой.


Введение

Вероучение иудаизма: особенности мировоззрения

Роль женщины в Танахе

Талмуд о семейной жизни. Женщина в современном иудаизме

Заключение


Введение

иудаизм женщина талмуд семейный

Наша эпоха, характерным признаком которой является ломка старых стереотипов мышления, идеологических схем и становление нового духовного основания общественного развития, остро ставит проблему диалога религий, диффузии, аккультурации, трансформации и адаптации их к современности в условиях духовного плюрализма и культурного диалога.

Отношения «женщина - религия» относятся к числу наиболее парадоксальных отношений в истории развития человечества. В духовных аспектах всех религий женское начало играет важную, а иногда и ведущую роль. Именно единство противоположных начал - мужского и женского - порождает все сущее. Тем не менее, в социально-духовном аспекте почти во всех религиях встречается игнорирование роли женщины, рассмотрение ее как второсортного, даже «нечистого», существа, отведение ей второстепенной роли в религиозной жизни. Женщина, чаще всего, не может быть служителем культа, ей отводят особое место в храме, ограничивают ее функции в системе богослужения. Нередко она рассматривается как главная виновница греха и т.п. И это имело место не только в прошлом, но в значительной мере сказывается в каждой конкретной конфессии и в наше время. Исследование гендерного равенства в нашем мире остается актуальной проблемой.

И если о роли женщины в христианстве или исламе сказано довольно много, то отношение к женщине в иудаизме мало освещено в нашей стране. Авраамистическая традиция, в основе которой лежит иудаизм, стала доминирующей в мире, она влияет на многие социально-культурные процессы, что делает тему работы более актуальной. Изучение роли женщины в иудаизме позволит стимулировать процессы взаимного влияния и обмена между религиями и культурами, что может содействовать утверждению морали, функциональному освоению духовного наследия традиционных религий мира.

.Вероучение иудаизма: особенности мировоззрения


Иудаизм - одна из самых древних мировых монотеистических религий, которая возникла в конце II тыс. до н.э. среди евреев - народа проживающего на территории современного Израиля и прилегающих территорий. Сегодня эту религию исповедуют 15 млн. человек во всем мире, большинство из которых этнические евреи Израили, США, Великобритании, Франции, стран СНГ. Главными священными книгами в иудаизме являются Танах - Ветхий Завет, содержащий заповеди данные Богом праотцу евреев - Аврааму. А также Тора - Пятикнижие пророка Моисея, написанное около 1300 г. до н.э. Основу веры составляет представление о едином всемогущем и вездесущем Боге Яхве (Иегове), создавшем мир и избравшим евреев в качестве «своего» народа - хранителя чистой веры, неискаженных заповедей. На основе священного писания сложился набор обрядов ритуалов, элементов, составляющих иудейский культ. Иудаизм положил основание другим мировым религиям - христианству и исламу.

Существуют пять основных форм или сект иудаизма в современном мире - ортодоксальная, консервативная, реформаторская, реконструктивная и гуманистическая. Убеждение и требования каждой группы сильно отличаются, но короткий перечень традиционных верований включает в себя следующее:

Бог есть Творец всего сущего, Он - единый, бестелесный (не имеет тела, Он - Дух), и только Ему нужно поклоняться как абсолютному правителю вселенной;

Первые пять книг Библии на иврите были откровением Моисею Бога. Они не будут изменены или дополненные в будущем;

Бог общался с еврейским народом через пророков;

Бог контролирует деятельность людей, Он вознаграждает их за добрые дела и наказывает за зло.

Хотя христиане основывают значительную часть своих верований на тех же еврейских Писаниях, между ними и иудеями (или евреями - значения не всегда тождественны) существуют значительные отличия: последователи иудаизма, как правило, считают, что первостепенную важность имеют действия и поведение, а убеждения выходят из действий. Это противоречит консервативным христианским убеждениям, в которых вера имеет приоритетное значение, а действия являются результатом этой веры.

Иудейская вера не принимает христианской концепции первородного греха (веру в то, что все люди унаследовали грех Адама и Евы, когда не послушались Божьих указаний в Эдемском саду). Иудаизм настаивает на начальной доброте мира и его жителей как творений Божьих.

Последователи иудаизма могут освятить свою жизнь и приблизиться к Богу, выполняя «мицвот» (Божьи заповеди). Спаситель не нужен или не является доступным как посредник.

Все аспекты иудейской жизни регулируют 613 заповедей (Закон), которые содержатся в книге Левит и других книгах. Десять Заповедей, изложенных в книге Исход (20:1-17) и Второзаконии (5:6-21), являются кратким изложением Закона.

Мессия (помазанник Божий) придет в будущем и снова соберет иудеев на земле Израиля. Там состоится общее воскресение мертвых. Иерусалимский храм, разрушенный в 70 г. н.э. римлянами, будет восстановлен. Соответственно иудеи не признают Иисуса Христа Мессией и Спасителем, равно, как и отвергают веру в Мухаммада - как порока Бога. Но некоторые из течений признают реальное существование Иисуса Христа. Одни считают Его моральным учителем. Другие усматривают в Нем пророка, чьи слова неверно истолкованы христианами, лжепророка или христианского идола. Некоторые секты иудаизма не могут даже называть Его Имя из-за запрета произносить имя кумира.

Иудеев часто называют избранным Богом народом. Это не означает, что они в какой-то мере считаются лучше других людей. Библейские тексты, такие как Исход (19:5), просто заявляют, что Бог избрал Израиль для получения и изучение Торы, для поклонения Ему, для отдыха в субботу и празднования Господних праздников. Евреи не были избраны, чтобы бы быть лучше других, они были просто избраны, чтобы стать светочем для язычников и благословением для всех народов. Иудаизм - это преимущественно национальная религия, большинство иудеев - евреи. Переход представителей других национальностей в иудаизм не приветствуется большинством течений и является довольно сложным. В России сегодня проживают около 230 тыс. иудеев. В основном они представлены консервативным и реформистским движением. Права женщин - иудеек охраняются Конституцией РФ и законодательством о религиях.

В религии иудаизма центральное место занимает семья. Значительное количество религиозных праздников одновременно являются и семейными праздниками. Самый важный и них - еженедельный Шабат (евр. - суббота), который начинается вечером в пятницу с закатом солнца. Хозяйка зажигает светильник Шабату и осуществляет молитву о своем труде, своей семье и просит Бога благословить вех членов семьи и хозяйство. В этот день стол накрывается чистой скатертью, на него ставится чаша с вином и две ковриги (халы). Перед Шабат - ужином глава семьи провозглашает прославление, похвалу добропорядочной жене и стихотворения из Торы о сотворении мира (Бытие 2,3). После этого он от имени Бога благословляет хлеб и вино. В этот день верующий иудей не работает, не пользуется транспортом и не берет в руки никаких орудий, если только не возникает опасности для жизни, которая автоматически снимает все субботние запрещения.

Главный праздник иудеев - Песах (Пасха) выпадает на 15-й день месяца нисана - в апреле или марте. Он символизирует возрождение израильской нации после выхода из Египта и обретение евреями Земли Обетованной.

Помимо Танаха и Торы у иудеев также есть Талмуд - большой кодекс религиозно-юридических правил, что регламентируют все стороны общественной и личной жизни верующих. Создавался он на протяжении IV в. - IV в. до н.э. До этого правила передавались в устной традиции. Талмуд состоит из Мишны и Гемары. Поскольку Гемару писали в Вавилоне (во время Вавилонского пленения евреев), то сложилось два варианта Талмуда: Палестинский и Вавилонский. Мишна в них одинакова, а Гемара (Тосефта) - отличается. Палестинский Талмуд был написан чуть раньше, Вавилонский - позже.

Мишна содержит 6 разделов (63 трактата), которые регулируют вопросы, связанные с земледелием, проведением религиозных праздников, родственно-брачными взаимоотношениями, нормами гражданского и криминального права, осуществления жертвоприношений, соблюдением ритуальной чистоты.

В Гемарах, состоящих также из шести разделов содержатся правила молитв, проведения праздников, вступления в брак, отношений между родителями и детьми, мужчинами и женщинами, воспитания детей, в т.ч. обучения их ремеслам, выбора и применения наказаний за проступки, законы обрядовости, храмовой службы, ритуальной чистоты, жертвоприношений и др. сторон культа.

Именно Талмуд в большей мере определяет правила жизни иудеев, включая место женщины в обществе и семье.


.Роль женщине в Танахе


Мужчина и женщина, согласно Торе, как части Танаха, внутренне взаимосвязаны: только вместе, в семье, они, дополняя друг друга, представляют целостное существо. Поэтому мужчина и женщина созданы Богом для взаимной любви и уважения. Не мог они жить друг без друга также потому, что от этого зависит продолжение человеческого рода.

Создав людей, Бог дал им заповедь «плодиться и размножаться», благословил их сексуальную жизнь. Иудаизм рассматривает семейную и сексуальную жизнь в браке как наибольшие ценности. Стыд, связанный с сексуальной жизнью, напряженное к нему отношение - считается следствием греха. В Торе сказано, что до того, как Адам и Ева согрешили, они были наги и не стыдились этого (Быт. 2.25).

Заповедь семейной жизни и любви - это первая заповедь, которую дал Творец людям: мужчина «прилепится к жене своей; и будут одной плотью» (Быт. 2.24).

Слово «своей», как подчеркивают комментаторы, означает, что безгрешная, счастливая сексуальная жизнь завещанная Богом возможна только в семье. Вне ее оно превратится в свою моральную противоположность и не принесет людям счастья. «Единая плоть», которой должны стать муж и жена, - это их дети.

Принципиальное равенство мужчины и женщины перед Богом не означает их равенства в религиозной жизни. Им предназначено выполнять разные заповеди, причем религиозные требования к женщине существенным образом мягче, чем к мужчине. Разность их служения нашла отражение и в молитве. Мужчина каждый день благодарит Бог за то, что Он не создал его женщиной, женщина - именно за то, что создал ее женщиной.

Об уважении, которым окружена женщина в иудаизме, свидетельствует, в частности, и то, что принадлежность ребенка к еврейству определяется не по отцовской, а по материнской линии.

Однако, Танах подает и негативные примеры отношения к женщине. В Старом Завете, особенно в книге Исход (Исх.20,17) указывается иерархия женщины: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего».

Женщина в отдельных фрагментах Танаха рассматривается как часть материальной собственности мужчины, наряду с жильем, рабами, домашним скотом и другими необходимыми вещами. Мужчина в иудейской традиции имел больше полномочий, в отличие от женщины. Часто в текстологии Старого Завета для обозначения мужчины употребляется еврейское слово «бааль», что означает - хозяин. О том же самом говорится в книге Бытия: «… и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою». (Быт 3:16)

Израильская семья ко времени написания Танаха называлась «бет-ав», т.е. «дом отца». В отличие от дома женщина оценивалась в меньшую сумму, но больше, чем раб. Статус рабыни тогда приравнивался к статусу быка.

Другие примеры неравенства женщины можно найти:

в книге Судей, особенно в рассказе о судье Иеффае. Описывается, как он приносит свою дочь в жертву, и, кажется, никому даже в главу не пришла мысль усомниться в правовой силе действий - ни священнослужителям, ни даже самой дочери судьи Иеффая;

в книге Бытия, из истории праведного Лота проясняется другая ситуация: когда дом Лота окружили жители города Содом и требовали выдать им трех путешествующих, которые остановились у него, для группового насилия, гостеприимный Лот предложил для их удовлетворения своих дочерей вместо этих путешественников: «Вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно» (Быт. 19:8);

в книге Исход, особенно в старинном еврейском праве не допускалось, чтобы женщина могла обесчестить другую женщину через сексуальные отношения с ее мужем, так как мужчина не может совершить прелюбодеяние. Мужчина мог иметь сексуальные отношения с другой женщиной безнаказанно, а посещение им проститутки не бесчестило ни его как мужчины, ни его жены. К тому времени проституция считалась простым естественным явлением, вместе с тем даже необходимой. Здесь можно вспомнить сюжет об Иуде и его невестке Фамари.

Если же взглянуть с христианской точки зрения, а отчасти и с точки зрения ислама, то все это расценивается как супружеская измена и является проявлением нелюбви и неуважения к жене, вместо нежности, любви, заботы, доверия друг к другу. Неприемлемо это и для современной религиозной и даже светской морали. Отец имел право продать свою дочь в рабство, так как это подтверждалось законодательством Торы о нормативности рабовладельческого строя. Продажа в рабство была фактической продажей в наложницы.

Если еврейский мужчина имел малейшее подозрение в супружеской измене, он имел право заставить свою женщину пройти сквозь унизительный обряд проверки ее верности. Женщина же по отношению к мужчине такого права не имела. По закону Моисея (Торы) за супружескую неверность женщину забрасывали камнями. Однако, при разбирательстве особых доказательств не требовалось. Эта заповедь, скорее всего, была причиной гибели многих женщин, часто даже невиновных в измене.

Женщины получали право наследования имущества лишь тогда, когда вообще не оставалось наследников по мужской линии.

Еще хуже обстояли дела в криминальном праве древних иудеев. Если мужчина насиловал девственницу, которая еще не была помолвлена, то в таком случае он обязан, был вступить с ней в брак, заплатив ее отцу определенную сумму денег. Историки говорят, что это постановление могло выглядеть гуманным (иначе «обесчещенная» женщина не смогла бы даже надеяться вступить в брак с другим мужчиной), но оно приносила психологические страдания многим женщинам. Ведь фактически Тора их заставляла выходить замуж за насильников. С другой стороны это правило позволяло любому мужчине силой получить женщину.

По древнему иудейскому закону инициировать развод имел право только мужчина, если супруга чем-то не устраивала его. До недавнего времени эта заповедь являлась причиной многих личных трагедий, семейных драм, не позволяя женщине уйти от жестокого, несправедливого, не любящего ее и детей супруга.

Возможно, именно поэтому отношения к женщине как к простому второстепенному существу стало основанием для характерных пророческих прообразов в Старом Завете. Даже ветхозаветные пророки, желая показать отступления израильского народа от Бога, часто сравнивали его (народ) с проституткой или неверной женщиной (Ер.16, 23, Ос. 1,3). Подобное можно найти и в апокрифических, и второканонических текстах, повествующих о ненависти к женщинам. Так в книге Иисуса, сына Сирахового есть такие строки: «От женщины - начало греха, а через нее мы все умрем» (Сир. 25,27). Хотя в Синодальном переводе Библии смысл книги Сираха смягчён.

Очевидно, что противоречия между гуманистическими и антигуманными женоненавистническими выпадами Танаха против женщин сглаживает именно Талмуд, как регулятор общественной и семейной жизни, сформированный на основании более поздних обычаев.


3.Талмуд о семейной жизни. Женщина в современном иудаизме


Как мы отметили ранее, Талмуд определяет особую ценность семьи в иудаизме. В нем также обсуждается вопрос, что сохраняет свою важность и сегодня: в какой момент человек становится человеком? Мудрецы Талмуда отвечают: в момент зачатия. Такое понимание, естественно, делает аборт в иудаизме морально невозможным, так как он равнозначен убийству. Хотя в Израиле и других странах, где проживают иудеи, аборты официально разрешены. Но процедура получения разрешения на аборт в Израиле очень сложная. Для этого женщина должна обратиться в специальную комиссию. Имеют право на аборт женщины, страдающие тяжелыми заболеваниями и патологиями плода, несовершеннолетние девушки, жертвы сексуального насилия, одинокие женщины с низким уровнем дохода, женщины, забеременевшие в результате внебрачной связи и проходящие срочную армейскую службу. Во всех остальных случаях комиссия вынуждена будет отказать в операции.

Выполнение заповедей «плодиться и размножаться», «прилепиться к жене» с точки зрения иудаизма несовместимо с формами крайнего аскетизма, отрицающего семейную жизнь или рассматривающего ее как что-то маловажное, как уступку животной природе человека, как что-то, предназначенное для духовно слабых людей, не способных жить исключительно духовной жизнью.

В еврейской истории были отдельные (далеко не все) выдающиеся люди, которые жили без семьи. Но они скорее являлись исключением. В древности существовало даже монашеское движение - ессеи, повлиявшее на христианское мировоззрение. Однако оно не оставило в иудаизме заметного следа.

Семья в понимании евреев - это не препятствие, а необходимое условие для служения Богу. Такое высокое значение семейной жизни соседствует с целиком трезвым взглядом на человеческую природу, на то, что люди, к сожалению, часто не способны хранить верность. В иудаизме развод не поощряется, но и не запрещается.

В Талмуде сказано, что мужчина может разойтись с женой даже из-за подгоревшего завтрака. Размышляя над этим неожиданным текстом, один толкователь делает замечание, что людям, для которых подгоревший завтрак может стать поводом для развода, действительно лучше разойтись.

В Талмуде сказано, что муж должен любить свою жену, как самого себя, а уважать больше, чем самого себя (Йевамот, 62б, Сангедрин, 76б). Также говориться, что «Мужчина должен есть и пить меньше, чем ему позволяют средства; одеваться так, как ему позволяют средства; уважать жену и детей больше, чем позволяют ему средства» (Хулин, 846). Значит, жена и дети для иудея являются главной ценностью. В доме мужчина следует советам своей жены, которая выполняет более легкую работу. Относительно внешнего вида и поведения женщины иудейское правило гласит: «нескромно вести себя на улице - как в спальне, и в спальне - как на улице».

Жена рассматривается как помощник мужа, любящий советчик и друг, утешитель. Традиционно женщина не работала в сфере ремесла или торговли, кругом ее обязанностей были домашние дела и сельское хозяйство. Но со временем она освоила новые сферы деятельности. Брачный союз подобен отношениям Бога с человеком, он крепок и никто из супругов не должен его разрушать. Если жена будет мужу «служанкой» в хорошем смысле этого слова, то и он будет ей «слугой», но если она попытается властвовать, то муж будет с ней суров. Супруги в равной мере занимаются воспитанием детей, благословляют их на вступление в брак.

В религиозной жизни ортодоксальных иудеев женщина считается неполноценной, поэтому их синагоги разделены на женскую и мужскую части. Однако в других течениях женщина может ходить в синагогу вместе с мужчинами, и, как мы убедились, отправлять некоторые ритуалы дома. Но она не может быть священнослужителем, что характерно в основном для всех религий мира. В древности в Иерусалимском храме могли обучаться и служить девочки до начала полового созревания, например, предание гласит, что в Храме воспитывалась Богородица. Во время менструации и после родов женщина считается нечистой и по их окончании должна совершить ритуальное омовение.

Однако, модернизация современных религий и гендерное равенство не обошли и иудаизм. Реформистский иудаизм, широко распространённый в Израиле призывает к равенству мужчин и женщин во всех сферах жизни. Богослужения правятся на национальном языке, для женщин и мужчин одновременно, головной убор стал не обязательным для представителей обоих полов. С 1983 года представители консервативного иудаизма в США отошли от ортодоксии, разрешив рукополагать в раввины женщин. Главный центр консервативного иудаизма находится в Нью-Йорке, где расположена Еврейская богословская семинария. Хотя в таких странах как Россия и Израиль это течение отсутствует. В Израиле женщины активно борются за свои религиозные права, в частности за права молиться перед иудейской святыней - Стеной Плача, что раньше разрешалось делать только мужчинам. В 2013 году Верховный Суд Израиля отменил запрет на женскую молитву у этого культового места. Против этого выступают в основном представители ортодоксального иудаизма, подкрепляя свое мнение выдержками их Танаха. В целом эту ситуация очень схожа с положением женщин в странах ислама, где сторонники фундаментализма стараются сохранить гендерное неравенство, рассматривая священные тексты лишь под одним углом зрения.

На сегодняшний день женщины в Израиле, где иудаизм является основной религией, во всем равноправны с мужчинами. Они получают хорошее образование, могут претендовать на те рабочие места, что и мужчины, защищать свои прав в судах.

Замуж израильтянки выходят теперь позже, сказывается общемировая тенденция. Однако брак, как и развод, заключается не через светские органы, а через раввинов. Брачный контракт, составленный лишь в адвокатской конторе, не имеет юридической силы. Дети, рожденные в незарегистрированном браке, имеют равные права с детьми, рожденными в законном браке. «Гражданские» браки становятся все более популярными. Во многом это обусловлено либеральностью законодательства, а также нежеланием пар вступать в официальный религиозный брак. В израильском законодательстве отсутствует понятие фактических брачных отношений и поэтому их определение выработано судебной практикой, т.е. прецедентными решениями Верховного суда.

Среди верующих иудеев сильна практика эндогамии - браков исключительно с представителями своей нации и веры.

Молодые люди могут свободно общаться и встречаться до свадьбы. В случае развода иудеи обращаются в раввинский суд, при этом инициатором может выступать женщина. Имущественные вопросы чаще оговариваются заранее в брачном контракте - ктуба, что признается в синагоге и юридических фирмах. Подобное положение закреплено в Законе «Об имущественных отношениях между супругами» от 1973 г. Закон установил, что брачный договор, а также его изменения должны быть закреплены в письменной форме. Договор утверждается судом по семейным делам либо, если договор подписан до брака, должен быть заверен нотариусом, либо в момент брака - оформляющим брак. Например, если будущие супруги - евреи, то оформление брака происходит в раввинате (высшем духовном органе), и раввин вправе утвердить данный договор. В этом случае полномочия раввина равны полномочиям суда. Кроме того, договор о разводе между супругами, утверждённый судом, приравнивается к договору об имуществе между супругами.

Если супругами не составлен брачный договор, либо в нём не определен раздел той части имущества, которая подлежит разделу, то имущество делится пополам. Исключается лишь то имущество, которое супруги получили по наследству или которое было у них в собственности до заключения брака или если они его получили как подарок. Это правило распространяется также на пособие от Института национального страхования или на компенсацию за ущерб здоровью или в случае смерти. То есть если из ста совместных шекелей 70 - принадлежат мужу и 30 - жене, то при отсутствии брачного договора либо пункта, регулирующего порядок раздела данного имущества, оно будет разделено между супругами пополам, то есть каждый получит по 50 шекелей.

Женщины активны в политической жизни, в правительстве Израиля немало женщин. В связи с процессами секуляризации в обществе, страна стала довольно терпима к сексуальным меньшинствам и феминистическому движению.

Равноправие простирается так далеко, что женщины обязаны нести службу в армии. Если они не могут сделать этого по религиозным соображениям, то они должны пройти аналогичный срок службы в госпитале. Однако, от службы в армии, как правило, отказываются только представительницы ортодоксального течения.

В целом отношение к женщине в иудаизме, по сравнению с другими религиями является гуманным, умеренным и демократичным.


Заключение


Иудаизм является одной из древнейших монотеистических религия мира. В своем традиционном вероучении он, подобно многим другим религиям, развивал идею вторичности женщины по отношению к мужчине (сюжет о создании Евы из ребра Адама), ее подчиненности мужу, однако при этом делал акцент на заботе мужа о жене, на уважении к женщине как к матери. Священные тексты иудеев Танах (Ветхий Завет) и Тора (Пятикнижие Моисея), написанные почти три тысячи лет назад отражали довольно противоречивые тенденции. С одной стороны в некоторых частях Ветхого Завета женщина выступает в качестве рабыни, бесправной и всецело подвластной мужчине (отцу, мужу, брату). С другой стороны, Тора закрепляет принципиальное равенство мужчины и женщины, как творений Бога. Скорее всего, в этом противоречии отразилась борьба древних языческих традиций Ханаана, которые евреи переняли от кочевых индоевропейских племен и новых более гуманных традиций иудаизма.

Как бы там ни было, большинство гендерных противоречий сглаживает Талмуд - свод правил жизни иудеев. Он рассматривает брак как священный акт единения мужского и женского начала - равноправных и равноценных творений Бога. А в обязанность мужу вменяет любить и заботиться о жене и детях. Согласно ему женщина имеет минимум ритуальных обязанностей в доме, но ограничена в религиозной жизни.

Сегодня в большинстве течений иудаизма, кроме ортодоксального ответвления, женщины получили равные права с мужчинами в светской, семейной и духовной жизни. Так в Израиле, где иудаизм исповедуют 75% жителей, женщины активно реализуют себя в семье, на работе, в общественных организациях, в политике и даже служат в армии. Законом защищены их имущественные права в браке, не допускающие дискриминацию даже тех женщин, что не вступали в официальный религиозный брак. В целом гендерная проблема в иудаизме успешно решена.

Список использованной литературы


1.Библия. - М.: Российское Библейское общество, 2011. - 1248 с.

.Вихнович В.Л. Иудаизм. - М.: Академия исследования культуры, 2010. - 224 с.

.Вихнович В.Л. 2000 лет истории евреев в России. - М.: Академия исследования культуры, 2012. - 608 с.

.Воробьев Е.В. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Государстве Израиль. - М.: Издательство МГИМО, 2099. - 155 с.

.Гурьева К.А. Гендерный подход в изучении религиозных аспектов феминизма // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 20. С. 24-26.

.Дубсон Б.И. Современный Израиль. Социально-экономические очерки. - М.: Международные отношения, 2014. - 376 с.

.Курганова У. Иудаизм. - М.: Фолио, 2013. - 160 с.

.Лбова Я.М.. Федорова Е.Л. Культура семейных отношений древних евреев (по данным Ветхого Завета) // Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета. 2009. № 4. С. 101-108.

.Мишне Тора (Кодекс Маймонида). Книга 4. Женщины. - М.: Книжники, 2014. - 1040 с.

.Николас де Ланж. Иудаизм. Древнейшая мировая религия. - М.: Эксмо. 2012. - 360 с.

.Пятикнижие Моисеево. В современном русском переводе. - М.: Источник жизни, 2011. - 502 с.

.Талмуд: Мишна и Тосефта. - М.: Триумф, 2011. - 430 с.


Первая перепись еврейского населения в Синае дала цифру в 603 550 мужчин старше двадцати лет. Если исходить из практической демографии, можно предположить, что по меньшей мере еще треть населения была моложе двадцати. Соответственно, общее число еврейских мужчин (не считая левитов) было около миллиона. Но мы читаем, что первенцев было всего 22 273. Как так?

Получается, в среднестатистической семье было около пятидесяти сыновей, а всего детей порядка сотни. До двадцати лет доживали не более пяти- семи детей среднестатистической матери. Следовательно, в каждой семье было около пятнадцати жен.

Далее есть два варианта. Первенцы определялись не по нуклеарной, а по расширенной семье. У современных бедуинов нет понятия нуклеарной семьи, или семьи-пары. У них семья – это мини-клан, в который входит до четырех поколений (включая живых прадедов), а также двоюродные братья и сестры. В такой расширенной семье вполне может быть пятнадцать жен.

В Исходе 11:5 мы читаем о первенце рабыни, но это не означает, что число первенцев соответствовало числу матерей. Дети рабов считались не семьей, а имуществом хозяина, и входили в семью их матерей. Еврейские патриархи имели по нескольку жен и наложниц, но при этом у них был только один первенец.

Феномен расширенной семьи (мини-клана) объясняет левиратный брак. Брат умершего не создавал новую семью с женой своего брата, а просто восстанавливал отношения внутри расширенной семьи. В этом смысле левиратная жена не меняла семью, а по-прежнему относилась к тому же мини-клану.

Исаак ввел жену в «шатер своей матери». Тогда не существовало концепции нуклеарной семьи, а все женщины клана жили в одном шатре.

Сара дала Аврааму свою рабыню, чтобы она произвела ребенка, который бы считался отпрыском Сары. Тора и представить себе не могла современную романтизированную семью.

Современная семья, состоящая из мужа и жены, – это романтическое изобретение, не имеющее отношения к иудаизму. Патриархи были многоженцами. Пророк Самуил осуждал царей за то, что у тех было слишком много жен; предполагалось, что нескольких жен вполне достаточно.
Романтизм приводит к обратным результатам. Он уменьшает размер семей, т.к. родители полагают что обязаны обожать каждого ребенка и вообще жить только для него. Вовсе нет. Обязанности родителей по отношению к детям ограничены одеждой, едой и образованием; нет никакой нужды лезть из кожи вон, чтобы угодить отпрыскам. Мы можем жить в свое удовольствие и все равно быть отличными родителями. Дети должны быть счастливы уже тем, что получили от нас в подарок жизнь, и не могут требовать еще и нашу жизнь.
Романтизм ухудшает реальное положение жены. В полигамных семьях, терпимых к наложницам и проституткам, женам был гарантирован высокий статус. Становясь старыми, они все равно могли быть уверены в поддержке и уважении. Новые женщины их мужа не конкурировали с ними, и не было почвы для ревности. И у мужа не было нужды разводиться, поскольку он сохранял и старую, проверенную, уважаемую жену, и получал жену молодую.

Полигамия была гораздо выгоднее для женщин, чем моногамия. В типично левом духе раввины решили улучшить Божий закон, но в результате только испортили отлично настроенную систему. Со временем жена теряет привлекательность в глазах своего мужа, который все еще пребывает в активной стадии сексуальной жизни. Согласно Торе, он может общаться с проститутками, либо взять новую, более молодую жену, либо продолжать жить со старой и тяготиться такой жизнью. Первые два варианта раввины полностью закрыли, запретив и полигамию, и проституцию. Сегодня, если мужчина несчастлив в браке со старой женой, ему приходится разводиться и искать новую. Следовательно, раввины сделали женщин более уязвимыми.
Полигамия – оптимальное решение. Муж приводит в дом молодую жену, а старая не просто остается в доме, но еще и повышает свой социальный статус, поскольку становится главой женской половины клана. Изгонять ее нет смысла: она была и продолжает оставаться уважаемой женщиной, матерью его детей, а утрату привлекательности она воспринимает как жизненный факт, с которым ничего не поделать.
Отношение Торы к полигамии видно еще и по запрету жениться на двух сестрах, потому что они будут соперничать за мужа и ссориться. Если между женами нет родственных связей, этой проблемы не будет, особенно при явной разнице в возрасте и статусе.

Евреи женились очень рано, практически в детстве. Именно этим объясняется библейский запрет на секс до брака. Иначе обстоит дело в наши дни, когда даже религиозные еврейские девушки зачастую выходят замуж после двадцати. Секс им биологически необходим в течение нескольких лет до брака. Даже в древности, секс до брака вообще не наказывался, если он в итоге оканчивался браком. Тора создала удивительно сбалансированную законодательную систему; когда евреи изменили ее важнейший компонент (брачный возраст), концепция девственности до брака немедленно развалилась.

Патриархи не озабочивались возрастом своих невест. Когда Иаков встретил Рахель, она была настолько юной, что он мог сразу же поцеловать ее – что совершенно исключено в бедуинской культуре по отношению к половозрелой девушке. Иаков немедленно попросил у Лавана Рахель в жены. Еврейские либералы, которые озабочены детскими свадьбами в Афганистане, не знают своих священных текстов. Поскольку Рахель была достаточно привлекательна 14 лет спустя, когда Иаков на ней все-таки женился, то в момент обручения ей явно было меньше десяти лет. Единственным нормальным, по сегодняшним меркам, персонажем в этой ситуации был Лаван, который вынудил Иакова ждать, пока Рахель повзрослеет.

Наши праотцы подают нам пример, но их браки с несколькими женами и наложницами выглядят странно. Иосиф, ассимилированный придворный еврей, женился на дочери египетского жреца. В лучшем случае, это был жрец монотеистического культа бога Ра, который позже, при исходе, стал частью иудаизма.

Самым загадочным был брак Моисея: он женился на дочери мадианского первосвященника. Проблема в том, что мадианитяне были печально известны своим идолопоклонством и ритуальными сексуальными оргиями. Евреи согрешили с мадианскими женщинами, что привело к гневу Бога и гибели мадианитян. Моисею было приказано истребить мадианитян – своих любимых родственников. Это было его последнее задание перед смертью. Жена Моисея была точно таким же идолопоклонником, как и все ее племя; первоначально их сын Гершон был не обрезан, и даже его последующее обрезание напоминает языческий ритуал: мадианская женщина (а не Моисей) сама выполняет обряд, чтобы установить “завет крови” с небесными силами. Моисей не воспринимал всерьез свою жену и в один прекрасный день просто отослал ее к родителям. У нее не было никаких шансов пройти сегодня ортодоксальный гиюр – как, впрочем, и у Моисея.

Впоследствии Моисей не изменил своим эксцентричным брачным привычкам и взял в жены эфиопку. Тогда его родственники взбунтовались. Классические комментаторы долго пытались объяснить, что плохого в дополнительной жене; скорее всего, объяснение коренится в пресловутом косноязычии Моисея. Он владел еврейским языком не так хорошо, как эфиопским; если верить мидрашским и аггадическим источникам, Моисей провел в Эфиопии довольно много времени. Неудивительно, что он решил вернуться к старым привычкам и связям и взял жену-кушитку. Моисея так вдохновила прямая связь с Богом, что он решил, что ему можно все – против чего жестко выступили его брат и сестра.

Или взять патриарха Иегуду: вот он идет по дороге и встречает одинокую женщину по имени Тамар. Он как ни в чем ни бывало подходит к ней и предлагает козу в обмен на секс. Библия ни намеком не осуждает Иегуду. Более того, среди соплеменников Иегуды это было обычным делом: Иегуда настаивал на полном расчете с женщиной, в противном случае его поступок считался бы бесчестным. В отношениях с проститутками явно существовал особый кодекс чести. Даже та легкость, с которой Иегуда подошел к дорожной проститутке, показывает, что они не были для него в новинку.

Тора запрещает проституцию еврейским женщинам (“не отдавай твоих дочерей…”), но красноречиво не упоминает ничего об иностранных проститутках. Евреям запрещено общаться с иностранками, чтобы они не отвели их от иудаизма: “Он идет за ней, как вол на убой”. С проститутками это не так: за ними не нужно ухаживать, общение с ними скоротечно, а влияние на еврейских мужчин незначительно. В определенном смысле Тора относится к проституткам как к врачам: нет ничего постыдного в том, чтобы сходить к врачу противоположного пола. Все сугубо профессионально.

Тора подробно регулирует поведение мужчин с генитальными истечениями, что лишний раз доказывает насколько легкомысленно древние евреи относились к супружеской верности. Причем, законодатель даже не предполагал, что супружеская верность станет более популярной, и установил законы для гонореи навечно.

Тора осуждает еврейскую проституцию как осквернение. Таким образом, это вопрос ритуальной чистоты, а не нравственности. Поскольку от других народов чистота не требуется, ничто не мешает им заниматься проституцией. Прибегать к услугам проститутки тоже не считается осквернением в Торе, поэтому евреи могут это делать свободно.

Мудрецы придерживались того же мнения. Рабби Шимон бар Йохай комментировал стих “Соломон любил иностранных женщин” (1 Царей 11:1): “Он прелюбодействовал с ними” (Иерусалимский Талмуд Сангедрин 2:6). Рабби Бар Йохай имеет в виду, что Соломон не женился на них и поэтому не нарушил заповеди. Для чрезвычайно авторитетного рабби Бар Йохая, развратное поведение Царя Соломона не нарушало заповедей. Заодно, насладитесь расизмом нормальных евреев: еврейским мужчинам разрешается развратничать только с нееврейками.
Песнь Песней должна приводить в ужас сегодняшних моралистов: царь-многоженец преследует девочку-подростка, которая не озабочивается сохранением девственности до брака.

Для замужних евреек проституция была запрещена, как и все формы внебрачных связей. Причина очевидна: Тора защищает семью от чужих детей.

Тора не ограничвает сексуальную жизнь разведенных женщин. Можно предположить, что им даже разрешалось заниматься проституцией, т.к. Тора запрещает лишь отдавать “твою дочь” для проституции, а не заниматься ей добровольно.

Для незамужних евреек запрет на сексуальные отношения очень мягок: достаточно было выйти замуж за мужчину, с которым она переспала. Формально закон разрешает незамужней женщине иметь секс с любым евреем, после чего она должна выйти за него замуж и они могут немедленно развестись. Тора не требует пожизненного брака. Выражение Соломона “жена твоей юности” символически относится к иудаизму в противоположность иностранным религиям. Раввинское высказывание «когда человек разводится с женой своей юности, даже алтарь Бога проливает слезы» основано на неправомерно буквальном прочтении Малахии 2:13, где “женой юности” ясно названа Тора, в отличие от впоследствии усвоенных евреями языческих обычаев. Рабби Акива считал, что если мужчина нашел более красивую женщину, чем его жена, то он имеет право на развод (Гиттин 90а на стих «если она не найдет благоволения в его глазах». Рабби имел в виду, что если отношения дошли до того, что муж с вожделением смотрит на красоту других женщин, то лучше развестись.)

Но, быть может, внебрачные связи нарушают подразумеваемую часть брачного контракта? Только не с точки зрения Торы. Исход, Мишпатим: муж обязан только предоставлять жене пищу и одежду и исполнять свои супружеские обязанности; в этом весь брачный контракт. Именно из соображения супружеских обязанностей исходил средневековый раввинистический запрет многоженства: если человек способен удовлетворять сексуальные потребности нескольких жен, этот запрет безоснователен. Рабби Гершом, сам имея двух жен, запретил многоженство на несколько сотен или одну тысячу лет – этот срок истек. Недавно раввинистический суд в Хайве разрешил еврею взять вторую жену, потому что его первая жена затягивала развод и мешала ему вступить в повторный брак.

Еврейский брак не требует от мужа исключительного отношения к женам. Муж имеет право брать новых жен и наложниц. Это универсальный стандарт, общий для всех культур. Институт наложниц практиковался в Китае, в мусульманском мире существует полигамия, а христиане приходят к этому же путем внебрачных связей и разводов. В Европе с незапамятных времен существуют все виды внебрачных отношений от проституции до наложниц.

В традиционных расширенных семьях необходимости в разводе не было. Однажды став членом семьи, жена оставалась им до самой смерти. Тамар была вдовой и жила в доме своего отца. Хотя формально она была обручена с сыном Иегуды, она была свободной, поскольку Иуда отказался отдать ей своего сына в левиратный брак. Поскольку она была свободной женщиной, утратившей девственность, ей не запрещались сексуальные отношения. Однако когда выяснилось, что она беременна, Иегуда постановил, что ее нужно сжечь. Это было возможно только при условии, что она по-прежнему считалась членом семьи Иегуды со всеми соответствующими правами и обязанностями. Пожилые жены получали материальное содержание, и предполагалось, что они не будут вмешиваться в брачные дела своих мужей.

Умеренная полигамия – мощный эволюционный ресурс. Она обрывает линии несостоятельных мужчин, не способных выиграть борьбу за жен. Если мужчина и не умен, и не богат, и не красив, то эволюция, пожалуй, не так уж и неправа.

(Беседа о некоторых особенностях Иудаизма)

  1. О воспитании детей.

В Пятикнижии не единожды говорится о том, что одной из главных Заповедей еврея, является обязанность отца учить своего сына и внука Законам, которые Творец дал евреям. Именно благодаря этому еврейский народ сохранился до нашего времени. Всё, о чём пойдёт речь ниже, относится только к евреям, а не к "гражданам еврейской национальности", как я объяснил выше.

Воспитание начинается задолго до появления ребёнка на свет. В еврейской семье, как правило, много детей, до 10-и и более. Поэтому дети растут в условиях "домашнего коллектива", когда есть возможность видеть реальные отношения между родителями и детьми в различных жизненных ситуациях, и из этого выучивать те нормы поведения, которые потребуются в будущем. Т.о., когда юноша и девушка в 18-20 лет идут под свадебный балдахин, они уже знают, как содержать дом, растить детей, соблюдать все положенные заповеди. Молодожёны начинают жить самостоятельно в отдельной квартире, снятой или купленной, как правило, в том районе, где живут родители невесты.

Евреи в Израиле и во всём мире стараются селиться компактно, чтобы обеспечить наиболее благоприятную среду для воспитания детей и строго соблюдения Субботы и Праздников. В таком районе имеется реальное или символическое ограждение от соседних территорий, и в Субботу прекращается движение транспорта. Когда требуется экстренная медицинская помощь, то транспорт въезжает и выезжает с территории района.

Обучение мальчиков и девочек ведется раздельно, начиная с 3-х лет в соответствующих учебных заведениях. Мальчиков учат мужчины, а девочек – женщины. В 3 года мальчик начинает учить буквы еврейского алфавита, а к 5-и годам он уже умеет читать и начинает учить Пятикнижие. В 10 лет он начинает учить Мишну, а в 13 лет - Талмуд. С 3-х лет отец берёт сына по Субботам в синагогу, и к 5-6-и годам ребёнок уже читает молитвы вместе с взрослыми. В каждом доме обычно много книг, посвящённых изучению и выполнению Законов Творца, в том числе и для детей.

В еврейском доме нет телевизора или компьютера для детей. Радио, как правило, не включается, и новости не слушают. Иногда используются кассеты и диски с еврейской музыкой и песнями, которые включаются перед Субботой и в Праздники. Однако в большинстве семей родители и дети умеют петь, и, как правило, в Субботу и в Праздники поют во время праздничной трапезы. Причём отец и мальчики сидят за одним столом, а мать и девочки за другим. Песни поют только мужчины и мальчики. В пятницу вечером за каждым праздничным столом, до начала благословления Субботы, хозяин дома и мальчики поют песню, посвящённую матери – хозяйке дома:

Кто найдет жену добродетельную? выше жемчугов цена ее. Уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка. Она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает она шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она подобна купеческим кораблям и приносит хлеб свой издалека. Встает она еще ночью, раздает пищу в доме своем и урок служанкам своим. Она думает о поле и приобретает его; от плодов рук своих сажает виноградник. Туго перепоясывает чресла свои и укрепляет мышцы свои. Вкушает благоприобретения свои – не гаснет ночью светильник ее. Протягивает руки свои к прялке и длани ее держат веретено. Длань свою простирает бедному и простирает руки свои нищему. Не опасается она за семью свою при снеге, ибо вся семья ее одета в алую ткань. Она делает себе ковры, виссон и пурпур – одежда ее. Муж ее известен в городских воротах; он заседает со старейшинами страны. Она делает покровы и продает, и пояса доставляет купцам. Крепость и достоинство – одежда ее, и смеется она над грядущим днем. Уста свои открывает она с мудростью, и кротко наставление на языке ее. Она наблюдает за ходом дел в доме своем, и хлеба леностного не ест. Встают дети ее, – и восхваляют ее; муж ее также превозносит ее: "Многие дочери (жены) преуспели, но ты превзошла всех их!" Обманчива прелесть, и суетна красота: жена, боящаяся Господа, прославлена. Дайте ей от плода рук ее, и, да прославят ее в воротах (города) деяния ее.

Текст этой песни взят из книги Притчи Царя Соломона (31.10-31).

Я прожил в Израиле около двадцати лет, большую часть времени среди евреев, и, только, дважды слышал о том, что молодые разошлись, причём на первом месяце жизни. В этом случае, на первом месяце, раввинский суд разводит и не задаёт вопросов.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...