Правда ли что до крестовых походах люди. Шокирующая правда: исторические факты о крестовых походах

Еще в 1074 году Григорий VII, по словам некоторых летописцев, выражал желание лично "повести христианских рыцарей на борьбу с врагами господа до гробницы спасителя". Но война с немецким императором затянулась, и он ничего не мог предпринять. Урбан II, укрепив свое положение не только в Риме, но и во всей Италии, мог осуществить наконец заветные мечты Григория VII. Кроме того, Алексей Комнин 1 , царствовавший тогда в Византии, пообещал папе подчинить апостольскому престолу все церкви своей империи, если святой отец побудит властителей Запада вступить в борьбу с неверными. Соблазнившись выгодной сделкой, Урбан II с удвоенной энергией взялся за выполнение давно задуманного плана.

1 (Алексей I Комнин - византийский император (1081 - 1118 гг.). )

Отправившись во Францию, Урбан II созвал Клермонский собор 1 , где было принято решение относительно первого из безумных и преступных походов, известных под названием крестовых.

1 (Клермонский собор - состоялся в ноябре 1095 г. в Клермоне (в Южной Франции). Здание собора не могло вместить всех собравшихся, и папа обратился к народу на городской площади. Официальный текст речи не сохранился, ее по-разному цитируют хронисты. Из 32 постановлений собора лишь одно касалось организации крестового похода: "Всякому, кто единственно ради обета, а не ради приобретения денег и почета отправился в Иерусалим для освобождения церкви божьей, этот путь будет засчитан за полное покаяние". )

Когда собор закончил свою работу, папа, собрав под открытым небом многотысячную толпу, произнес пламенную и воинственную речь, в которой увещевал рыцарей защищать Христа против неверных.

Не забывайте, - воскликнул он под конец, - что бог моими устами обещает вам победу и отдает в ваши руки неисчислимые сокровища неверных! Всякий, кто отправится для освобождения церкви божьей, удостоится венца мученика и заслужит полное отпущение грехов.

Папа издал также указ относительно похода: никто не смеет воспользоваться владениями тех сеньоров, которые отправляются в священный поход, никакие кредиторы не могут преследовать их; всякий, кто поднимет руку на имущество рыцарей, подлежит отлучению.

Надо ли добавлять, что речь первосвященника была встречена с энтузиазмом. Ведь кроме своего благословения, папа наперед давал отпущение за все грабежи и убийства, которые могут быть совершены. Толпа разразилась воплями: "Так хочет господь! Так хочет господь!" Это стало боевым кличем крестоносцев.

Существует легенда, возникшая несколько лет спустя, что настоящим инициатором крестового похода был Петр Пустынник 1 , который убедил папу взяться за это дело. Во время своего паломничества в Иерусалим он заснул в Церкви святого гроба и во сне увидел спасителя, якобы сказавшего ему: "Петр, дорогой сын мой, встань, пойди к своему патриарху и расскажи на твоей родине о гонении на христиан, и побуди верующих освободить Иерусалим от язычников". Петр Пустынник вернулся в Рим и рассказал обо всем папе.

1 (Петр Пустынник (Амьенский) - монах, народный проповедник (1050 - 1115 гг.), призывавший зимой 1095/96 г. в Центральной и Северной Франции к крестовому походу. Его аскетический образ жизни, пламенные проповеди, щедрые раздачи бедноте (за счет даров верующих) снискали ему славу "божьего человека". Собранный им отряд насчитывал 14 тыс. крестьян. Этот "поход бедноты" кончился неудачей. Петр бросил отряд на произвол судьбы и бежал в Константинополь, где дождался прихода рыцарей. )

Историк Жюрье 1 утверждает, что Петр не был отшельником и никогда не посещал "святых" мест, а просто-напросто был агентом папы, который выбрал его за смелость и красноречие проповедником идеи священной войны. "Петр, - добавляет историк, - получил изрядную сумму денег за то, что сумел увлечь одураченных людей на завоевание земли Ханаанской 2 , которая 300 лет орошалась кровью крестоносных фанатиков".

1 (Жюрье, Пьер - французский богослов, протестант (1637 - 1713 гг.). )

2 (Земля Ханаанская - древнейшее название Палестины до завоевания ее евреями во второй половине II тысячелетия до н. э. )

Никогда не совершалось столько чудес, сколько в ту эпоху. У изнуренных голодом и жаждой людей посты и молитвы нередко вызывали видения. Так, одному священнику явился во сне апостол Андрей и, указав место в церкви, где зарыто копье, которым был пронзен Христос, сказал, что это копье даст победу христианам. Когда копье нашли, многие люди стали утверждать, что священник сам зарыл его. Тот предложил подтвердить истину своих слов испытанием огнем, поклявшись, что пройдет сквозь пылающий костер с копьем в руках. Суд божий он выдержал, но почти тотчас умер. Священники устали утверждать, что он погиб якобы потому, что в какую-то минуту поколебался в своей вере. Однако пресловутое копье было причислено к святым реликвиям.

Другой летописец рассказывает, что при невыносимом зное, когда для утоления жажды нельзя было найти ничего, кроме луж зловонной воды, священник, чтобы поднять боевой дух крестоносцев, уговорил их совершить крестный ход вокруг города: так якобы повелел некий святой, явившийся ему во сне. Крестоносцы босиком, вооруженные, трижды обошли город, а потом двинулись штурмовать мечеть, где спрятались мусульмане. "Кровь доходила до колен рыцаря, сидевшего на коне. На минуту они прервали резню, чтобы отправиться босиком на поклонение святому гробу, а затем снова принялись убивать и грабить".

Кроме фанатизма и суеверия, на котором чудовищным образом спекулировало духовенство, были и другие предпосылки, игравшие огромную роль в этом "святом деле". Во всяком случае, как говорит один историк, "если некоторые крестоносцы и стремились прежде всего достигнуть гроба господня, чтобы исполнить свой обет, то вожди их, напротив, хотели использовать их, чтобы завоевать себе княжество на Востоке. Большинство людей отправлялось в Азию лишь из любви к разбоям, а также потому, что на родине уже нечего было грабить".

Один католический автор утверждал: "Эти банды крестоносного войска состояли из авантюристов, клятвопреступников, прелюбодеев, разбойников и убийц; грабеж являлся для них истинной целью этого святого похода". Каноник Гвиберт 1 и иезуит Мэмбур признают, что армия крестоносцев походила на гигантскую банду разбойников.

1 (Гвиберт - Гвиберт Ножанский, французский аббат (1053 - 1124 гг.), автор ряда трудов, в том числе "Деяний бога через франков", посвященных первому крестовому походу. )

Бейль, сторонник реформации, чья терпимость и беспристрастие, однако, были столь велики, что реформаторы обвиняли его в неверии, дает такую оценку крестовым походам: "Кто осмелится назвать эти чудовища воинами Христа? Эти лицемеры только грабили и убивали, насиловали женщин и девушек, оказывавших им гостеприимство. Христиане Азии испытывали при приближении этих гнусных варваров, якобы идущих им на помощь, более гнетущий страх, чем при появлении турок или сарацинов. Несомненно, крестовые походы представляют собой самые отвратительные страницы в истории человечества".

Первая банда крестоносцев отправилась в путь 8 марта 1096 года. Это скопище людей, покрытых лохмотьями, почти сплошь состояло из пехотинцев. Ни у кого из них не было средств для покупки лошадей. Если кто-нибудь умудрялся добыть лошадь, то нужда заставляла продать ее. Предводителем их был Вальтер Голяк, или Безденежный - прозвище достаточно знаменательное. Можно не сомневаться, что освобождение святого гроба меньше всего привлекало этого проходимца. В действительности он мечтал о наживе, о землях на Востоке и замене своего нелестного прозвища каким-либо пышным титулом.

Мы останавливаемся на некоторых подробностях только для того, чтобы точнее обрисовать этих мнимых героев, освященных церковной легендой.

Вальтер направился со своей бандой вдоль рейнских областей к Дунаю, оттуда в Константинополь. Впереди его отряда выступали коза и гусь, священные животные древней германской мифологии. Перед выступлением крестоносцы перебили в рейнских городах евреев, как врагов Христа, и разграбили их дома; когда архиепископ Кельнский спрятал кельнских евреев в первом этаже своего дома, толпа разбила дверь топорами и перерезала несчастных. "В Майнце и Кельне, - говорил монах Гвиберт, - жители устраивали баррикады в своих домах, чтобы спасти себя от этих чудовищ. Матери в исступленном отчаянии душили своих детей, мужья закалывали своих жен, девушки кончали самоубийством, чтобы не попасть в руки безжалостным фанатикам с крестом на плече".

За первой бандой крестоносцев шли полчища в сорок тысяч бродяг во главе с Петром Пустынником, Часть крестоносцев, под водительством монаха Готшалька 1 , погибла в битвах с венграми и болгарами, которые, охваченные гневом и ужасом, решили не пропускать их через свою страну. Некоторое время спустя двести тысяч мародеров обрушились на эти несчастные народы, разрушая города, сжигая деревни, истребляя жителей.

1 (Готшальк - священник, который вел отряд из 6 тысяч крестьян из рейнских областей. Его "войско", занимавшееся грабежами, было полностью уничтожено в Венгрии ).

Крестоносцы отдельными отрядами прибыли в Константинополь. Западные рыцари были поражены при виде этого огромного города с мраморными дворцами, золотыми куполами церквей и широкими многолюдными улицами. Богатство вызывало их зависть, а греки-схизматики не внушали почтения. Алексей Комнин приготовил заранее огромные запасы продовольствия для войска и принял ряд предосторожностей, чтобы предупредить грабежи. Но все оказалось бесполезным: крестоносцы срывали свинец с церковных крыш, поджигали дома, убивали землевладельцев, не щадили даже женских монастырей. Подвиги этих ревностных воителей креста невозможно описать.

Анна Комнина 1 , дочь императора (жизнь которого она описала в сочинении "Алексиада"), так рассказывает о подвигах солдат Петра Пустынника: "Они рубили детей на части, заставляли матерей своих жертв выпивать их кровь. Они насиловали природу с мальчиками и юношами, а затем, вешая их, упражнялись во владении мечом на их трупах". По её словам, сам Петр Пустынник подавал своим мародерам пример в разбоях и зверствах. И этого Петра Пустынника церковь рисует нам пламенным апостолом, чем-то вроде пророка!

1 (Анна Комнина - греческая писательница (1083 г. - после 1148 г.), дочь византийского императора Алексея I Комнина, автор "Алексиады" - панегирического сочинения, посвященного ее отцу. Подробно описала события византийской истории с 1069 по 1118 г., в частности отношения греков с крестоносцами и обстоятельства первого крестового похода. )

Даже те немногие, кто покинул родину в порыве искреннего фанатизма, подогретого пламенными речами Урбана II и его агентов, и не принимали участия в грабежах, презирали греков, как еретиков.

Иезуит Мэмбур, чье перо всегда восхваляло действия католической церкви, признавал, что святой престол извлек колоссальные доходы из крестовых походов.

Некоторые прелаты за бесценок скупили владения, которые продавали рыцари, нуждавшиеся в деньгах для снаряжения своих отрядов. Священники, милостиво согласившиеся оберегать имущество рыцарей, не преминули перекачать в свои карманы их доходы. Впоследствии, когда чума, голод, болезни и героическое сопротивление мусульман почти уничтожили армию Христа, многие клирики постарались завладеть доверенным церкви имуществом.

Баснословное умножение богатств церкви - вот основной результат первого крестового похода.

Исламская идеология только подтверждает тезис о том, что сегодняшний конфликт между Западом и мусульманским миром имеет корни, уходящие в Средневековье.Официальное название террористической организации «Аль-Каида» звучит как «Всемирный исламский фронт джихада против евреев и крестоносцев». В декабре 2004 года экстремисты взорвали бомбу у американского посольства в Джидде, заявив, что это было «покушение на одну из крепостей крестоносцев на Аравийском полуострове», - как будто бы на дворе не XXI, а по меньшей мере XII век. Билл Клинтон, выступая в ноябре 2001 года в университете Джорджтауна, заявил, что мы до сих пор расплачиваемся за Крестовые походы.

На европейском Западе думают примерно так же: многие авторы описывают Крестовые походы как исторический прообраз империализма и западного колониализма. В книгах и кино крестоносцев часто представляют как фанатичных интриганов, крайне нетерпимых к благородным и искренним арабам. Разумеется, описание Крестовых походов в черно-белых тонах не поможет узнать о них историческую правду. Сегодня стало «политкорректным» стыдиться Крестовых походов. Большинство христиан утверждает, что война во имя Христово - это извращение евангельского послания и здравого смысла. В то же время христианская догматика не отвергает права на самооборону. Но что же представляли собой Крестовые походы – агрессию, акт религиозной нетерпимости, или же речь шла о вооруженной защите христианского меньшинства на Святой Земле и о защите паломников на пути в Иерусалим?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к источникам как с одной, так и с другой стороны противостояния.

В IV веке благодаря императору Константину стали почитаться святыни, связанные с местом страданий, смерти и воскресения Иисуса Христа. При императоре Феодосии паломничества к этим святыням достигли наибольшего развития. Не только Рим и Константинополь, но и Иерусалим был центром христианства.
В 610 году 14-летний купец Мухаммад имел целый ряд видений, убедивших его в том, что он является последним пророком Божиим. Эти видения были запечатлены его учениками в форме пророческой книги, называемой Кораном. Видения Мухаммада были истолкованы им как дополнение к Божественному откровению, начавшемуся Ветхим Заветом и продолженному в Новом. Поэтому Мухаммад сначала пытался получить признание среди евреев и христиан, но потерпел неудачу. Для евреев Откровение закончилось освящением второго Храма, а для христиан – завершением апостольской эпохи. Отвержение со стороны евреев и христиан привело Мухаммада к убеждению, что и те, и другие отдалились от пути единого Бога, а их писания были фальсифицированы. Мухаммад отреагировал видениями, в которых звучали все более радикальные послания, вплоть до призывов обращать неверных при помощи меча.

Современные ученые объясняют содержание многих посланий основателя ислама плодом подсознательного, а также влиянием гностицизма. Первая жена Магомета, которая была на 15 лет его старше, одно из христианских еретических учений.

Первая попытка представить свои видения публике в Мекке потерпела поражение, поскольку город жил во многом благодаря паломникам к языческому святилищу. Лишь немногие последовали за Магометом и стали в Мекке, но после смерти его жены, которая была и его защитницей, Магомета изгнали из города. Он обосновался в Медине, где со временем организовал войско и повел его на Мекку, взятую в 630 году. Жизнь сохранили только тем, кто последовал за его учением. Языческое святилище Кааб он превратил в святыню новой религии, названной им «ислам», что означает подчинение. Начиная с завоевания Мекки Магомет стал считать войну во имя Бога (джихад) законным средством распространения своей религии. Тем, кто отказывался ее принимать, предписывалось платить подать мусульманам. В 9 суре Корана предписывается: «Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными». Мухаммад начал воплощать эту суру в жизнь. Размах его завоевательной кампании можно сравнить только с деяниями Александра Македонского. Уже в 638 году мусульмане завоевали Иерусалим, и христиане не оказали сопротивления, а подать, которую они должны были выплачивать преемнику Магомета Омару, была ниже, чем та, которую требовала Византия. Омар гарантировал им также безопасность и сохранность имущества, в том числе храмов. Об этом говорится и в Коране: «Нет принуждения в религии» (сура 2). И на других территориях арабы первоначально проявляли терпимость к христианам.

Но вскоре началась иная страница в истории ислама. В Х веке на Святой Земле произошли жестокие столкновения между мусульманами и христианами. В 966 году византийцы отвоевали часть Сирии, а мусульмане объявили джихад, вымещая свой гнев на жителях и святынях Иерусалима. В XI веке особо фанатичный халиф велел уничтожить все христианские символы. Из Иерусалима было выдворено множество христиан, а паломничества из Европы в базилику Гроба Господня были запрещены.

Когда мусульманская угроза нависла над Константинополем, император Алексей 1, несмотря на предубеждение в отношении Церкви Рима, попросил помощи у Папы. Делегация отправилась к Урбану II в 1095 году. Согласно летописям, посланцы императора «умоляли Папу и всех верных Христовых оказать им помощь против язычников для защиты Святой Церкви». Послание произвело большое впечатление на Папу и епископов, которые посчитали эту ситуацию ситуации оправданием для вооруженной защиты. Кроме того, само понятие «священной войны» ввёл не кто иной как Августин Блаженный. Еще предшественник Урбана II поддерживал идею вооруженного освобождения святых мест. Таким образом, в ответе Алексею 1 западные христиане торжественно пообещали помочь бороться против язычников.

Первый крестовый поход был объявлен Урбаном II в ноябре того же года. Он произнес речь перед христианами, собравшимися в Клермон-Ферране, где проходил собор западных епископов. Папа пообещал отпущение грехов тем, кто будет защищать христианские святыни. Он сказал, что «каждый должен собрать деньги и отправиться в путь по весне». В ответ верующие восклицали: «Это угодно Богу!». Целое поколение христиан с энтузиазмом открыло своё призвание.

Таким образом, Крестовые походы начались в следующей ситуации: мусульмане разрушали церкви на Святой Земле и преследовали христиан. Будущее христиан здесь оказалось под тяжелейшей угрозой. Константинополь попросил о помощи, и отказ от этой помощи был бы равноценен неисполнению долга. Наконец, Крестовые походы никоим образом не предполагали «колониализма» или обращения мусульман, но преследовали единственную цель – защиту западных паломников в Иерусалиме.

Эти аспекты побуждают многих историков считать правомерным обращение Урбана II к народу и организацию Крестовых походов. Бытует мнение, будто крестоносцам пообещали трофеи, в том числе и в виде территориальных владений, однако исторические источники не подтверждают этого. Наоборот, в декрете Клермонского собора и в последующих документах крестоносцы призываются защищать святые места, не стремясь к почету и деньгам. Они отправлялись в Иерусалим, оставляя семью и имущество, что в те времена означало действительно полную самоотдачу ради Христа. Об этом свидетельствуют и многочисленные завещания, оставленные крестоносцами, в которых раскрывается искренняя, глубокая вера и желание увидеть места, где жил, умер и воскрес Спаситель. Крестоносцы воспринимали эту поездку как приближение к Раю. Заметим также, что отпущение грехов было обещано не всем, а только тем, кто погибнет в пути или в сражении.

Десять лет спустя некий монах Роберт, основываясь исключительно на устных свидетельствах, передал обещания Папы в ином виде, приписывая ему то, чего не подтверждают документальные источники, а именно обещание материальных преимуществ.

С Крестовыми походами связана фигура Петра Отшельника, который организовал «крестовый поход оборванцев», собрав разных людей, в том числе и не самых порядочных. Он не имели ничего общего с крестоносцами, отправленными Папой. Не имея достаточных средств, последователи Петра финансировали свой поход своеобразным рэкетом, жертвами которого стали, в частности, евреи. В октябре 1096 года «оборванцы» сами стали жертвами сельджуков, от которых спаслись только три тысячи человек, присоединившихся затем к официальному Крестовому походу.

Осада Иерусалима в июле 1099 года длилась пять месяцев. Она завершилась чудовищной кровавой бойней. В некоторых мусульманских источниках утверждается о гибели 100 тысяч человек, но это не может быть правдой, так как в 11 веке Иерусалим насчитывал не более 10 тысяч жителей. Точно так же, в некоторых источниках говорится о массовой гибели евреев, но в архивах синагоги Каира упоминается о многочисленных иудеях, эмигрировавших в Египет после захвата Иерусалима христианами.

Успех осады был недолгим. Христиане восторжествовали в Иерусалиме только на 88 лет, после чего войско крестоносцев было разбито Саладином. В 1291 году году пала Акра, последний бастион христиан. Ни один из семи Крестовых походов, организованных позднее для освобождения святых мест, не имел успеха первого.

Для мусульман Иерусалим является третьим святым городом после Мекки и Медины, потому что Магомет однажды видел во сне, как он посещает Храмовую гору на «небесном коне». Мусульмане не простили христианам то, что их «благородное святилище» оставалось в течение века в руках у «неверных». Кстати, в тот период мусульмане никоим образом не были ограничены в своих правах, в том числе на свободу вероисповедания. Как христиане в их землях, они должны были только платить особую подать. Один испанский мусульманин, Ибн Джубайр, побывавший в этих местах в период христианского владычества, писал, что мусульмане там живут даже лучше, чем в исламских землях.

Мы рассказали о Крестовых походах в узком, первоначальном смысле этого термина, то есть о кампаниях Католической Церкви по освобождению святых мест. Крестовыми походами в литературе называют также другие кампании, организованные, например, против еретиков, - но это уже совсем другая история.


«Случилось то сразу после Пасхи. Еще не дождались мы Троицы, как тысячи отроков тронулись в путь, бросив работу и кров свой. Иные из них едва на свет появились и минул им только шестой год. Другим же впору было выбирать себе невесту, они же выбрали подвиг и славу во Христе. Заботы, им порученные, они позабыли. Те оставляли плуг, коим недавно взрывали землю; те выпускали из рук тачку, их тяготившую; те покидали овец, рядом с которыми сражались против волков, и думали о других супостатах, магометанской ересью сильных… Родители, братья и сестры, друзья упорно уговаривали их, но твердость подвижников была неколебима. Возложив на себя крест и сплотившись под свои знамена, они двинулись на Иерусалим… Весь мир называл их безумцами, но они шли вперед».

Примерно так средневековые источники повествуют о событии, всколыхнувшем все христианское общество в 1212 г. Десятки тысяч немецких и французских детей, увлеченные непостижимым порывом, отправились в далекий Иерусалим, чтобы снова освободить Гроб Господень из рук магометан - «одинокий гроб Иисуса Христа, который - и это позор всех христиан и несмываемый позор каждого христианина - долгие годы пребывает в руках нечестивых».

За четверть века до того знаменитый султан Салах ад-Дин, или Саладин, нанес поражение крестоносцам и очистил от них Иерусалим. Лучшие рыцари Западного мира пытались вернуть утраченную святыню. На пути к Святому граду погиб Фридрих Барбаросса. Не добился победы и Ричард Львиное сердце.

Легче оказалось взять православный Константинополь, чем мусульманский Иерусалим. Казалось, дело крестоносцев потерпело полную неудачу. Все благоволило магометанам. Как вдруг разнесся слух, что освободить святыни дано лишь детям, лишенным грехов и пороков. Странное поветрие, словно «амок», снизошло на христианский мир. Множество детей, тихих, простых, добродушных, внезапно покидали свои дома и отправлялись в неведомые края.

В мае 1212 г., когда детское войско двигалось через Кельн, в его рядах насчитали около 25 тысяч девочек и мальчиков. Они шли в Италию, чтобы сесть на корабли и переправиться через Средиземное море в Палестину.

В хрониках XIII в., как подсчитали современные историки, пятьдесят один раз упоминается этот таинственный поход, который получил впоследствии название «крестового похода детей». Многое в этих сообщениях кажется настолько фантастичным, что напоминает скорее легенду. С другой стороны, многое в этих хрониках выглядит столь достоверно и даже натуралистично, что нельзя им не верить.

Впрочем, независимо от того, все ли подробности той давней трагедии донесены до нас правдиво или же средневековые летописцы, наряду с истинным и очевидным, добровосовестно вписывали в свои анналы любые доходившие до них слухи и поверья, все равно их рассказ глубоко затрагивает самые основы тогдашнего мышления.

Люди той эпохи пережили на своем веку немало катастроф. Они стали очевидцами распада самой великой державы того времени - Византийской империи. Им довелось видеть, как Господь за их грехи отвернулся от них и позволил мусульманам отвоевать Иерусалим. Рубеж XII-XIII вв. - время напряженных духовных исканий и страшных заблуждений. Сотни тысяч людей, как и в наши дни, увлекаются учениями различных сект - еретических сект. Вся Южная Франция охвачена ересями. Люди бросают свои дома, расстаются с богатством и, движимые таинственным духом, спешат проповедовать. Катары отвергают Ветхий Завет и создают свою церковь. Вальденсы не признают молитвы и иконы, отказываются платить налоги, нести воинскую службу. Их учения распространяются по всей Европе.

В самом конце XII в. для борьбы с сектантами учреждается инквизиция.

Появляются официально разрешенные секты - орден францисканцев (1210г.) и орден доминиканцев (1216 г.). Казалось, весь христианский мир пришел в движение, спеша избавиться от грехов и обрести утраченную было веру. Поколение фанатичных родителей породило поколение обезумевших детей.

Автор хроники, процитированной нами вначале, несомненно был очевидцем тех бурных событий. Ведь он жил в Кельне, по улицам которого тянулись толпы «чад Божьих», шедших в поход, и, значит, сообщал об увиденном вовсе не из вторых или третьих рук.

Его рассказ датирован 1216г. К тому времени он уже знал, чем кончилась эта благочестивая авантюра, начинавшаяся как безобидный анекдот. «Многие из них добрались до Меца, прежде чем их вынудили вернуться, другие - до Пьяченцы и даже до Рима. Иные достигли Марселя. Прибыл ли кто из них в Святую Землю и что с ними сталось, неведомо. Известно только одно: многие тысячи отправились в этот путь, но немногие возвратились домой».

Началась эта странная история, как явствует из других хроник, с того, что некий деревенский мальчик по имени Николае, живший в окрестностях Кельна, пережил удивительное видение (по одним данным, ему было шестнадцать лет от роду, по другим - не исполнилось и десяти). Ему явился ангел, объявивший, что Гроб Господень будет освобожден не мечом, но миром. Этот подросток, очевидно, обладал всеми задатками харизматического лидера. Он рассказывал об увиденном с такой подкупающей искренностью, что тысячи людей стали собираться, чтобы послушать его. Мальчик, отмеченный ангельской печатью, сделался всеобщим любимцем. «Где он ни появлялся, он непреодолимо привлекал к себе детей», - писал Бернгард Куглер в «Истории крестовых походов». - Его проповеди слушали, как в свое время концерты «Битлз». Ряды его поклонников росли, как ряды секты «Аум Синрике». Поверившим в него юный ритор обещал, что пойдут они, как Моисей, «среди моря по суше». Впереди ждало их «вечное царство мира», что утвердится в Иерусалиме.

В считанные недели всколыхнулись все земли в низовьях Рейна. Все пришло в движение. Много было сочувствующих. Народ наперебой предлагал детям-крестоносцам помощь. Если где-то их «армию» и не пускали в город, то горожане выносили в поле питье и еду, щедро угощая всех пустившихся в путь.

Лишь немногие умы остались стойки к такому искушению. Авторы некоторых хроник неодобрительно отозвались о всеобщем увлечении, называя самого Николаев и тех, кто пошел за ним, латинским словечком stuiti, «глупцы», или даже именуя их «орудиями Дьявола».

Однако эти упреки тонули в море энтузиазма. «Собралась толпа в двадцать тысяч мальчиков, девочек, а также беспорядочного сброда» (Б. Куглер) и двинулась из Кельна на юг. Автор хроники, которая велась в городе Трир, что лежит в 150 км к югу от Кельна, также видел этих детей. По его словам, на одежде Николаев красовался щит, «словно крест в форме буквы «тау», что почитается знаком святости и чудотворной силы». В ту пору многие знали, что точно такой же крест носит на своей одежде и один из самых известных людей того времени - Франциск из города Ассизи. «Быть может, и юного воина Христова ждет теперь та же слава?» - говорили одни. «Та же скандальная слава», - думали другие. Но был ли Николае францисканцем?

Это сейчас Франциск Ассизский почитается как католический святой, проживший, очевидно, образцовую жизнь. Время сгладило все неровности биографии, оставив одно имя и заслуги. Современникам, особенно поначалу, было куда труднее оценить поступки Франциска. К нему, как ни к кому другому, подходит фраза: «Полюбите нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит». Прежде чем Франциск стал знаменитым, его биографию, пишет Г.К. Честертон, вполне можно было уместить в две строки: «Порочный юноша скатывается на самое дно, буквально копошится в грязи».

Тот самый Франциск - а был он примерно на пятнадцать лет старше нового подвижника, Николаев - уже успел прославиться как безумец и отъявленный скандалист. От него отвернулись родные и близкие; им возмущались власти церковные и светские. Он требовал от своих сторонников бедности, целомудрия и послушания; он хотел, чтобы всю жизнь они оставались неприкаянными бродягами. Он ненавидел законы и оружие; он считал, что богатство и власть портят людей. Он шел по грани, разделявшей церковь и ересь, увлекая за собой все больше «братцев» и все сильнее рискуя кончить жизнь на костре. Лишь в 1210 г. его положение в обществе стало в какой-то мере прочным. Папа Иннокентий III позволил ему создать свою «официальную секту» - орден францисканцев.

Его возвращение из Рима было таким же іриумфальньїм, как и пришествие Николаев. Толпы людей стекались к нему «Говорят, что все жители - мужчины, женщины, дети - бросили работу, деньги, дома и прямо, как были, пошли за братцами, умоляя принять их в воинство Господне», - пишет Г.К. Честертон.

В 1212 г. судьбы Николаев и Франциска, наконец, сошлись в одной точке.

Итальянский подвижник тоже задумал отправиться в крестовый поход. Только он не звал за собой толпы людей, не думал их телами вымостить путь в царство мира. Вся его армия состояла из него одного. Он задумал уехать к магометанам, в Сирию, чтобы там убедить их отказаться от своей ереси и почитать Господа нашего Христа. Он свято верил в то, что людей надо не убивать, а воспитывать.

Забегая вперед, скажем, что в 1219 г. Франциск приехал в Египет, где в то время крестоносцы осаждали крепость Дамиетту, и, проникнув к султану аль Калилу, принялся наставлять его в основах христианства. Его поведение было столь необычно и бесстрашно, что изумленный правитель не наказал неверного, лишь отослал его прочь. «Мост, который мог бы соединить Восток и Запад, рухнул сразу, оставшись навсегда одной из несбывшихся возможностей истории». Но прежде чем был разрыв с незваным миссионером, была расправа с непрошеными гостями - детьми.

Странное, даже зловещее сходство есть в биографиях Николаев и Франциска. Оба умели увлечь за собой людей. По одному слову любой их сторонник готов был оставить все, что имел. Оба явились укрепить веру в Христа и принести мир на землю. Один спас жизни тысячам бедняков; другой погубил тысячи детских душ.

Поневоле вспоминается афоризм Дж. Ньюмена: «Если Антихрист похож на Христа, то и Христос, наверное, похож на Антихриста». 25 июля 1212 г. юные «воители Христа» прибыли в Шпейер. Тамошний монах оставил следующую запись: «И случилось великое паломничество, шли мужи и девы, юноши и старцы, и все это были простолюдины». Через месяц, 20 августа, «толпа немецких ребят, малышей, женщин и девиц» во главе с Николасом достигла итальянского города Пьяченца. Местный хронист отметил, что они спрашивали дорогу к морю. В те же дни в Кремоне видели толпу детей, пришедших сюда из Кельна.

В субботу 25 августа 1212 г. в Геную, один из крупных портовых городов того времени, вошли необычные странники. Их взорам открылось море, которое они жаждали перейти или хотя бы переплыть.

Хронист Огерий Панис пишет, что насчитал семь тысяч мужчин, женщин и детей. На их одеждах были нашиты кресты; на спине они несли котомки; некоторые сжимали в руках трубы или посохи, как принято у пилигримов. Панис сообщает, что многие на следующий день покинули город, чем-то удрученные.

Он не написал, что расстроило их.

Другой генуэзский хронист сообщает, что Николае со своими сторонниками направились на побережье. Настал «момент истины». Все собравшиеся ждали великого чуда. Вот-вот Николае «прострит руку на море и разделит его». Вот-вот пилигримы двинутся посуху вплоть до Святой земли. Все ждали и ждали, но чудо так и не свершилось.

Трудно понять, что случилось, когда тысячи людей разом поняли, что все они одурачены похвальбой юного хвастуна. Хронисты пересказывают эту часть истории сбивчиво и невнятно. По одному источнику, многие из разочарованных «крестоносцев» остались в Генуе, ибо уже не имели сил на обратный путь, вновь перейти Альпы. Другой источник сообщает, что некоторые из странников были похищены пиратами прямо на побережье. «Так они исчезли навеки». Другие вроде бы отправились в Пизу. Там они погрузились на два корабля и поплыли в Святую Землю.

По некоторым данным, часть этого безоружного «войска Христова» добралась до Рима, где перед ними выступил сам папа Иннокентий III. Именно тогда он с укоризной произнес, адресуясь ко всему христианскому миру: «Эти дети пристыжают нас; пока мы спим, они радостно идут, чтобы завоевать Святую землю».

Звучная фраза! Она побудила к новому наступлению на Египет, султан которого владел Палестиной (правда, Пятый крестовый поход начался в 1217 г., уже после смерти Иннокентия). Вот только историки теперь сомневаются, произошла ли в самом деле встреча первосвященника с паствой, готовой пойти на край света ради сбережения древних святынь. По крайней мере, в подробных анналах Ватикана за 1212 г. ни единым словом не упомянуто об этой встрече.

Быть может, она лишь красивая легенда, придуманная в утешение тем, кто искал Землю обетованную, кто мечтал совершить подвиг ради своих братьев во Христе и пал от их же бездушия.

«Обратный путь уничтожил почти весь остаток этого детского войска, - писал Б. Куглер. - Сотни их падали от истощения в странствии и жалким образом погибали на больших дорогах. Нескольким удалось найти приют в добрых семьях и своими руками зарабатывать себе пропитание, но большинство погибло».

Не ясно, что приключилось с самим Николасом. Известия о нем противоречивы. Одни летописцы говорят, что вместе с немногими верными ему людьми он отправился на юг Италии, стремясь попасть в Бриндизи, в город, откуда без успеха надеялся бежать Спартак, но на пути туда Николае, как и античный вождь, умер. Другие говорят, что он все же прибыл туда. По некоторым данным, он добрался даже до Иерусалима и через несколько лет, с оружием в руках, воевал плечом к плечу с участниками Пятого крестового похода. Уже упомянутый нами хронист из Трира сообщает, что епископ города Бриндизи помешал ему продолжать путь в Палестину. Он как будто узнал, что отец Николаев задумал продать в рабство сарацинам всех юных крестоносцев.

Трудно, да, пожалуй, уже и невозможно, разобраться в этом хитросплетении противоречащих друг другу фактов, отделить поэзию от правды, а признание от клеветы.

В потемках истории исчезают незадачливый пророк, его отец и почти все его сторонники. Их судьба не вполне ясна, но вряд ли можно сомневаться в том, что она весьма печальна.

В общем-то, известия о «крестовом походе детей» скорее задают вопросы, чем отвечают на них. Начнем с того, что само наименование этой странной авантюры неточно. «Крестовым походом» в узком смысле этого слова называется военный поход, начатый по призыву римского папы с согласия императора Священной Римской империи и королей Англии и Франции. Ничего подобного в этой истории мы не видели. В средневековых хрониках случившееся называли commotio («движение») или peregrinatio («паломничество»). Кроме того, нигде не упоминается, что у участников этой авантюры было оружие. А какой же военный поход без этого? Они шли сражаться за Святую землю, но не мечом и копьем; они уповали лишь на Божью помощь. Сперва перед ними должно было расступиться море, потом, очевидно, должны были пасть стены крепостей. Как только первое чудо не состоялось, они разуверились и в другом.

Растерянно сжимая свои посохи, котомки и трубы ~ единственное, что взяли с собой в путь, - они устало смотрели вдаль. Их разом оставили силы. К морю спешила «дикая, неутомимая орда». Она разбилась о первое же препятствие. На берегу огромного моря растерянно топтались слабые, сломленные люди, не зная, куда ж им идти.

Участников «движения» называют, не делая различий, детьми. Однако из уже приведенных нами цитат видно, что публика была очень пестрой; здесь были представлены люди всех возрастов: «Шли мужи и девы, юноши и старцы»,

«толпа ребят, малышей, женщин и девиц». Правда, преобладала в толпе молодежь. Большинству участников этого необычного паломничества не было и двадцати лет; многие, наверное, были моложе пятнадцати лет. Только этот факт оправдывает укоренившийся эпитет «детский».

Тут уж не обойтись без объяснений филолога. В старинных хрониках приверженцы Николаев обычно именуются словом pueri. В переводе с латинского это слово означает «отрок», но, например, в Средние века на Руси «отроками» называли не только детей, подростков, юношей, но и слуг, рабов. В Западной Европе в начале XIII в. понятие pueri толкуется столь же расширительно. Если у человека не было ни земли, ни имущества (в ту пору наследство доставалось только старшему сыну), ему ничего не оставалось, как идти в поденщики, пастухи, слуги. Таких людей, «нищих, что детей малых», тоже звали pueri.

Итак, крестовый поход детей впору назвать «паломничеством бесправных простолюдинов». Его участники напоминают тех несчастливых бедняков, что в 1096 г. доверчиво ринулись за Петром Пустынником и нашли лишь свою смерть.

В тот бесславный поход беднота тоже брала с собой жен и детей. Как все повторяется!

Кстати, некоторые ученые связывают с «детским крестовым походом» происхождение легенды о крысолове из города Гамельн, о которой мы расскажем подробнее в отдельной статье. Напомним, что, ловко наигрывая на флейте, тот увлек за собой всех детей, и больше их в городе никто не видел. Словно в неведомый поход они выступили…

Почему же столько людей, и малых, и старых, готовы были по первому зову отрока-агитатора устремиться в неизвестные края? Почему им не сиделось на месте? Дело в том, что в Европе к XIII в. изменились условия жизни. С тех пор как под ударами варваров погибли античные полисы, страны Европы на протяжении многих столетий были «странами без городов». И вот все переменилось. Крохотные, жалкие огороженные местечки в XIII в. начали стремительно расти. Произошла «городская революция». Стремительно развивалась торговля. Благополучие людей росло. Рождаемость резко увеличилась. Возникло перенаселение.

Этот демографический взрыв постепенно расшатывал устои феодализма.

Земля не могла прокормить избыток крепостных людей. Не в силах найти себе занятие в деревне, они бежали в города, где сам «воздух делал людей свободными», нанимались в поденщики, отправлялись расчищать пустоши. Пропасть между нищетой и богатством увеличивалась. Именно среди таких неприкаянных людей - «нищих, что детей малых» - нашлось много желающих отправиться в Палестину, чтобы, наконец, поселиться на своем клочке земли в этой стране, по праву принадлежащей христианам.

Церковные и светские власти почти не обращали внимание на кризис, назревавший в христианском мире. Их заботили лишь междоусобные распри.

Даже во время Третьего крестового похода (1189-1192), когда решалась судьба государств, созданных крестоносцами на Востоке, английский и французский короли продолжали враждовать. В решающий момент часть армии во главе с королем отплыла во Францию, бросив первые европейские колонии на произвол судьбы.

В начале XIII в. ожесточенные войны шли уже в самой Европе. Отправившись в 1202 г. из Венеции в Египет крестоносцы попали, в конце концов, в Константинополь и разграбили его. Вместо Гроба Господня они обрели золото, серебро и другие сокровища, предпочитая, как сетовал сам Иннокентий III, «земные блага небесным».

В 1209 г. армия французского короля Филиппа II Августа, позорно бежавшего из Палестины, вторглась в Лангедок - богатую область на юге Франции, обособившуюся от севера страны (сам король в этом походе не участвовал). В Лангедоке были очень популярны учения еретиков - катаров и вальденсов.

Поэтому на первый взгляд, война имела религиозную подоплеку. Защитники христианской веры сражались против людей, ее осквернивших. Однако и здесь на первом плане были экономические и политические интересы: королевство Франция поглотило соседнюю, более развитую страну.

Римский Папа Иннокентий III хорошо сознавал растущую пропасть между бедными и богатыми - пропасть, в которую грозил рухнуть весь подвластный ему мир. Видя, что народ отворачивается от церкви, он попытался спасти то, что можно спасти. Именно в 1212г. папа изо всех сил пытается направить в полезное русло энергию множества обездоленных, злых, готовых на все людей. Он подстрекает их к войне с магометанами.

В том же 1212 г. (воистину в этот год все митингуют и призывают сразиться с нечестивыми: юноши и церковные иерархи, бродячие безумцы и безумные короли!) на Пиренейском полуострове разыгрывается важнейшее сражение, определившее судьбу арабских владений в Европе.

Правители Кастилии, Наварры, Португалии и Арагона давно мечтали сокрушить власть альмохадов - исламских фундаменталистов, что мешали продвижению испанцев на юг полуострова. Сейчас, объединив свои силы, они готовились к войне. Узнав об этом, папа приветствует «верных своих слуг», называя грядущий территориальный захват «войной за веру». Папа надеется, что победа, если попустит Бог, вселит в души христиан радость, ободрит и укрепит их; он ожидает, что общество снова охватит энтузиазм; начнется духовный подъем.

В феврале 1212г. кастильский король Альфонс VIII возвестил о скорой битве. По всей Европе прокатывается волна воодушевления. 16 мая, накануне войны, римский папа организует шествие в Риме, чтобы показать, что церковь целиком поддерживает войну с альмохадами. Многие историки полагают, что подобные шествия проходили также в разных уголках Германии и Франции.

Возможно, Николае сам был увлечен царившими в обществе настроениями и именно это побудило его начать свой «крестовый поход» на Иерусалим, собрав под свои знамена нищих, детей, женщин и стариков.

В те дни добровольцам был открыт путь на Восток и Запад. Люди побогаче могли ехать в Испанию, снарядившись для войны с маврами. Бедные патриоты христианства отправлялись в пеший поход. Две армии почти одновременно двинулись на мусульман; одна рассеяла их, другая рассеялась сама. 16 июля 1212г. близ местечка Лас-Навас де Толоса войско арабов было напрочь разбито христианами. Реконкиста стала необратимой. «Варвары Запада» выиграли свой первый в этом году «крестовый поход». Второй, в который вел людей Николае, окончился на итальянском побережье. Но был еще и третий поход; он тоже начался весной 1212 г. - весной «всеобщей мобилизации христиан».

Невероятно, но в том же 1212 г. в те месяцы, когда по всей Германии собираются в ополчение дети, подобная страсть охватила и французских отроков. Хронисты сообщают о появлении некоего мальчика-пастуха по имени Стефан, жившего в деревушке Клуа, к западу от Орлеана.

В мае 1212 г. (эта дата лишний раз показывает, как бурлит христианский мир!) он объявил об удивительной истории, что приключилась с ним. Он подал нищему еду, а тот вложил ему в руку письмо, отправленное самим Иисусом, и просил его как можно скорее передать это священное послание королю Филиппу Августу.

К сожалению, хронисты не знают ничего о содержании этого неземного письма. Но и без того видно, что Стефан - такая же харизматическая фигура, как и Николае, в те же дни собирал свое ополчение. У него нашлись и помощники; с песнями и молитвами они приводили к Стефану целые толпы пилигримов. Весь народ сочувствовал и гордился юными героями. Дошло до того, что люди порицали родителей, мешавших своим детям отправиться в путь. Армия Стефана, как и Николаев, разрослась в считанные дни. И вот уже два безоружных войска готовы выступить в поход, чтобы сокрушить врагов своим благочестием.

Согласно одной из хроник, которая велась в Лаонском монастыре, юный полководец собрал под свои знамена около 30 тысяч «детей» (puen). Вместе с ними он отправился в Сен-Дени, где находился также замок самого короля. У него-то Стефан и просил аудиенции.

Но король не принял его, а, наоборот, недолго думая, отослал детей, большинству из которых не исполнилось двенадцати лет. Что стало с самим Стефаном, история умалчивает.

Впрочем, хроника, составленная впоследствии неким монахом, рассказывает и о дальнейшей судьбе этих детей. По его словам, французские pueri - как и юные немцы - по-прежнему стремились попасть в Святую землю. Их ряды полнились уже не только детьми, но и взрослыми - крестьянами, ремесленниками, священниками и даже преступниками. Они пересекли всю Францию и достигли Марселя. Здесь они ожидали (какие поразительные параллели!), что волны расступятся и пропустят их в Иерусалим.

Однако чудо не состоялось. Море надо было пересекать вплавь. Тут-то и пришли на помощь купцы, коих звали Хуго Железный и Вильгельм Свинья.

Впрочем, две эти дьявольские фигуры со своими мрачными прозвищами вовсе не выдуманы летописцем. Их имена упоминают и другие источники. Известно, что Фридрих II, захватив этих преступных торговцев, велел их казнить. Пока же их уста источали мед и лесть. Они готовы были везти «поборников Христа за воздаяние Божие».

Они предложили детям подняться на семь имевшихся у них кораблей и обещали отвезти их в Иерусалим. Во время бури два корабля перевернулись у берегов Сардинии, у острова Сан-Пьетро; все пассажиры утонули. Остальные достигли мусульманской земли. Вот только приплыли корабли не в Палестину, а в Алжир и египетскую Александрию. Здесь детей продали на невольничьем рынке. Один из обращенных в рабство через восемнадцать лет вернулся в Европу и рассказал об ужасной судьбе его товарищей. Сам он пользовался некоторыми привилегиями, ибо умел читать; позднее его и вовсе освободили. Другие, если они вообще выжили, по-прежнему влачат жалкую участь рабов.

Правдива ли эта история? Кораблекрушение у берегов Сардинии не выдумано. Папа Григорий IX (1227-1241) велел соорудить на острове Сан-Пьетро часовню, чтобы почтить память утонувших. Она существует по сей день.

Однако историки не уверены в том, что рассказ во всем соответствует действительности. Возможно, хронист - некий Альберих фон Труафонтен, - повествуя о блудных сынах Европы, смешал в своем рассказе сразу две похожие истории, случившиеся в одно и то же лето - в Германии с Николасом и во Франции со Стефаном. Так, он буквально точь-в-точь повторяет сообщение кельнского летописца о том, что часть pueri добралась до Марселя, мечтая отплыть оттуда в Иерусалим. Не исключено, что в этой части хроники Альберих на самом деле рассказывает о судьбе сподвижников Николаев. Они - и сам Николае с ними - угодили в рабство. Возможно, так закончились оба похода.



Возможно, страшный рассказ о продаже доверчивых крестоносцев родился из слухов, возникших, когда участники этой авантюры так и не вернулись домой.

Конечно, остается немало вопросов. Но в общих чертах картина ясна. Восемь столетий назад Европа переживала кризис. Ее население постоянно росло.

Все больше молодых, энергичных людей не имели за душой ничего и не знали, куда приложить свои силы. С отчаянной решимостью они шли за проповедниками, коих было немало. Ряды еретиков и сектантов полнились. Появились самозваные вожди, готовые повести паству хоть на край света. Не жадность пытались пробудить эти люди в своих приверженцах - ее вполне хватало настоящим рыцарям-крестоносцам, готовым ради богатой добычи разграбить любую страну и город. Нет, их вдохновляла только идея. Они мечтали вернуть хрисгианскому миру земли, которые им были утрачены, и разве что надеялись получить «той землицы клочочек». Но они не хотели применять ни оружие, ни силу. Они полагались лишь на чудо - на веру, что «движет горами и морями». В их безумной затее очень ярко отразился образ мышления средневекового человека. Эта эпоха была временем коллективных переживаний. Словно огромный резонатор, толпа усиливала каждое слово, каждый жест проповедника. И тогда тысячи людей, старых и малых, бросали свои дома, оставляли имущество, чтобы послужить Господу и вернуть потерянные Им святыни. Словно волны, поднятые бурей, «воины Христовы» носились по всей Европе. Им мнились лишь подвиги, не награды! Что ж, подвиг в ту пору был доступен каждому, ибо свершить его было легче, чем вынести тяготы жизни. Увы, им не суждено было попасть в Святую землю, обещанную сладкоустым ангелом. Они поверили, но вера не привела их никуда.

В двухтысячелетней истории христианства тема Крестовых походов всегда была актуальной и, в то же время, насыщенной предубеждениями. «Рядовому» католику часто приходится сталкиваться с обвинениями в адрес Церкви об этом «темном пятне». Но что же правда, а что — не более чем миф? И как следует понимать эти события?

На европейском Западе думают примерно так же: многие авторы описывают Крестовые походы как исторический прообраз империализма и западного колониализма. В книгах и кино крестоносцев часто представляют как фанатичных интриганов, крайне нетерпимых к благородным и искренним арабам. Разумеется, описание Крестовых походов в черно-белых тонах не поможет узнать о них историческую правду. Сегодня стало «политкорректным» стыдиться Крестовых походов. Большинство христиан утверждает, что война во имя Христово — это извращение евангельского послания и здравого смысла. В то же время христианская догматика не отвергает права на самооборону. Но что же представляли собой Крестовые походы – агрессию, акт религиозной нетерпимости, или же речь шла о вооруженной защите христианского меньшинства на Святой Земле и о защите паломников на пути в Иерусалим?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к источникам как с одной, так и с другой стороны противостояния.

В IV веке благодаря императору Константину стали почитаться святыни, связанные с местом страданий, смерти и воскресения Иисуса Христа. При императоре Феодосии паломничества к этим святыням достигли наибольшего развития. Не только Рим и Константинополь, но и Иерусалим был центром христианства.

В 610 году 14-летний купец Мухаммад имел целый ряд видений, убедивших его в том, что он является последним пророком Божиим. Эти видения были запечатлены его учениками в форме пророческой книги, называемой Кораном. Видения Мухаммада были истолкованы им как дополнение к Божественному откровению, начавшемуся Ветхим Заветом и продолженному в Новом. Поэтому Мухаммад сначала пытался получить признание среди евреев и христиан, но потерпел неудачу. Для евреев Откровение закончилось освящением второго Храма, а для христиан – завершением апостольской эпохи. Отвержение со стороны евреев и христиан привело Мухаммада к убеждению, что и те, и другие отдалились от пути единого Бога, а их писания были фальсифицированы. Мухаммад отреагировал видениями, в которых звучали все более радикальные послания, вплоть до призывов обращать неверных при помощи меча.

Современные ученые объясняют содержание многих посланий основателя ислама плодом подсознательного, а также влиянием гностицизма. Первая жена Магомета, которая была на 15 лет его старше, исповедовала одно из христианских еретических учений.

Первая попытка представить свои видения публике в Мекке потерпела поражение, поскольку город жил во многом благодаря паломникам к языческому святилищу. Лишь немногие последовали за Магометом и стали проповедовать в Мекке, но после смерти его жены, которая была и его защитницей, Магомета изгнали из города. Он обосновался в Медине, где со временем организовал войско и повел его на Мекку, взятую в 630 году. Жизнь сохранили только тем, кто последовал за его учением. Языческое святилище Кааб он превратил в святыню новой религии, названной им «ислам», что означает подчинение. Начиная с завоевания Мекки Магомет стал считать войну во имя Бога (джихад) законным средством распространения своей религии. Тем, кто отказывался ее принимать, предписывалось платить подать мусульманам. В 9 суре Корана предписывается: «Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными». Мухаммад начал воплощать эту суру в жизнь. Размах его завоевательной кампании можно сравнить только с деяниями Александра Македонского. Уже в 638 году мусульмане завоевали Иерусалим, и христиане не оказали сопротивления, а подать, которую они должны были выплачивать преемнику Магомета Омару, была ниже, чем та, которую требовала Византия. Омар гарантировал им также безопасность и сохранность имущества, в том числе храмов. Об этом говорится и в Коране: «Нет принуждения в религии» (сура 2). И на других территориях арабы первоначально проявляли терпимость к христианам.

Но вскоре началась иная страница в истории ислама. В Х веке на Святой Земле произошли жестокие столкновения между мусульманами и христианами. В 966 году византийцы отвоевали часть Сирии, а мусульмане объявили джихад, вымещая свой гнев на жителях и святынях Иерусалима. В XI веке особо фанатичный халиф велел уничтожить все христианские символы. Из Иерусалима было выдворено множество христиан, а паломничества из Европы в базилику Гроба Господня были запрещены.

Когда мусульманская угроза нависла над Константинополем, император Алексей 1, несмотря на предубеждение в отношении Церкви Рима, попросил помощи у Папы. Делегация отправилась к Урбану II в 1095 году. Согласно летописям, посланцы императора «умоляли Папу и всех верных Христовых оказать им помощь против язычников для защиты Святой Церкви». Послание произвело большое впечатление на Папу и епископов, которые посчитали эту ситуацию ситуации оправданием для вооруженной защиты. Кроме того, само понятие «священной войны» ввёл не кто иной как Августин Блаженный. Еще предшественник Урбана II поддерживал идею вооруженного освобождения святых мест. Таким образом, в ответе Алексею 1 западные христиане торжественно пообещали помочь бороться против язычников.

Первый крестовый поход был объявлен Урбаном II в ноябре того же года. Он произнес речь перед христианами, собравшимися в Клермон-Ферране, где проходил собор западных епископов. Папа пообещал отпущение грехов тем, кто будет защищать христианские святыни. Он сказал, что «каждый должен собрать деньги и отправиться в путь по весне». В ответ верующие восклицали: «Это угодно Богу!». Целое поколение христиан с энтузиазмом открыло своё призвание.

Таким образом, Крестовые походы начались в следующей ситуации: мусульмане разрушали церкви на Святой Земле и преследовали христиан. Будущее христиан здесь оказалось под тяжелейшей угрозой. Константинополь попросил о помощи, и отказ от этой помощи был бы равноценен неисполнению долга. Наконец, Крестовые походы никоим образом не предполагали «колониализма» или обращения мусульман, но преследовали единственную цель – защиту западных паломников в Иерусалиме.

Эти аспекты побуждают многих историков считать правомерным обращение Урбана II к народу и организацию Крестовых походов. Бытует мнение, будто крестоносцам пообещали трофеи, в том числе и в виде территориальных владений, однако исторические источники не подтверждают этого. Наоборот, в декрете Клермонского собора и в последующих документах крестоносцы призываются защищать святые места, не стремясь к почету и деньгам. Они отправлялись в Иерусалим, оставляя семью и имущество, что в те времена означало действительно полную самоотдачу ради Христа. Об этом свидетельствуют и многочисленные завещания, оставленные крестоносцами, в которых раскрывается искренняя, глубокая вера и желание увидеть места, где жил, умер и воскрес Спаситель. Крестоносцы воспринимали эту поездку как приближение к Раю. Заметим также, что отпущение грехов было обещано не всем, а только тем, кто погибнет в пути или в сражении.

Десять лет спустя некий монах Роберт, основываясь исключительно на устных свидетельствах, передал обещания Папы в ином виде, приписывая ему то, чего не подтверждают документальные источники, а именно обещание материальных преимуществ.

С Крестовыми походами связана фигура Петра Отшельника, который организовал «крестовый поход оборванцев», собрав разных людей, в том числе и не самых порядочных. Он не имели ничего общего с крестоносцами, отправленными Папой. Не имея достаточных средств, последователи Петра финансировали свой поход своеобразным рэкетом, жертвами которого стали, в частности, евреи. В октябре 1096 года «оборванцы» сами стали жертвами сельджуков, от которых спаслись только три тысячи человек, присоединившихся затем к официальному Крестовому походу.

Осада Иерусалима в июле 1099 года длилась пять месяцев. Она завершилась чудовищной кровавой бойней. В некоторых мусульманских источниках утверждается о гибели 100 тысяч человек, но это не может быть правдой, так как в 11 веке Иерусалим насчитывал не более 10 тысяч жителей. Точно так же, в некоторых источниках говорится о массовой гибели евреев, но в архивах синагоги Каира упоминается о многочисленных иудеях, эмигрировавших в Египет после захвата Иерусалима христианами.

Успех осады был недолгим. Христиане восторжествовали в Иерусалиме только на 88 лет, после чего войско крестоносцев было разбито Саладином. В 1291 году году пала Акра, последний бастион христиан. Ни один из семи Крестовых походов, организованных позднее для освобождения святых мест, не имел успеха первого.

Для мусульман Иерусалим является третьим святым городом после Мекки и Медины, потому что Магомет однажды видел во сне, как он посещает Храмовую гору на «небесном коне». Мусульмане не простили христианам то, что их «благородное святилище» оставалось в течение века в руках у «неверных». Кстати, в тот период мусульмане никоим образом не были ограничены в своих правах, в том числе на свободу вероисповедания. Как христиане в их землях, они должны были только платить особую подать. Один испанский мусульманин, Ибн Джубайр, побывавший в этих местах в период христианского владычества, писал, что мусульмане там живут даже лучше, чем в исламских землях.

Мы рассказали о Крестовых походах в узком, первоначальном смысле этого термина, то есть о кампаниях Католической Церкви по освобождению святых мест. Крестовыми походами в литературе называют также другие кампании, организованные, например, против еретиков, — но это уже совсем другая история.


В последнее время в новостях часто упоминаются Крестовые походы. Президент Буш совершил ошибку, назвав «крестовым походом» войну против терроризма, и подвергся резкой критике за то, что произнёс слова столь агрессивные и оскорбительные для мусульман всего мира. Если они оскорбительны, то интересно, насколько часто ими пользуются сами арабы. Усама бин Ладен и мулла Омар не раз называли американцев «крестоносцами», а идущую сейчас войну — «крестовым походом против ислама». Вот уже десятки лет арабы Ближнего Востока постоянно именуют американцев «крестоносцами» или «ковбоями». Несомненно, в мусульманском мире Крестовые походы — живой факт.
Не забыли о них и на Западе. Несмотря на многочисленные противоречия между Востоком и Западом, к Крестовым походам большинство представителей как той, так и другой культуры относятся одинаково. Общепринято то мнение, что Крестовые походы — чёрное пятно в истории западной цивилизации вообще и Католической Церкви в частности. Всякий, кто рвётся полить грязью католиков, не замедлит вытащить из-за пояса Крестовые походы и инквизицию. Часто именно Крестовые походы используются в качестве классического примера того зла, которое может породить организованная религия. Среднестатистический прохожий что в Нью-Йорке, что в Каире согласится, что Крестовые походы — коварное, циничное и ничем не спровоцированное нападение религиозных фанатиков на мирный, процветающий и утончённый мир ислама.

Так было не всегда. В Средневековье мы не нашли бы в Европе ни одного христианина, который не считал бы Крестовые походы самым благим деянием. Даже мусульмане уважали идеалы крестоносцев и благочестие своих противников. Все изменилось с появлением протестантской Реформации. Для Мартина Лютера, выбросившего за борт христианские доктрины об авторитете Папы и об индульгенциях, Крестовые походы стали не чем иным, как хитрым ходом жадного до власти папства. Он даже утверждал, что воевать против мусульман значит воевать против Самого Христа, ибо это Он послал турок наказать христианский мир за безверие. Когда султан Сулейман Великолепный со своей армией начал вторжение в Австрию, Лютер переменил мнение касательно необходимости сражаться с ним, но в осуждении Крестовых походов остался твёрд. В последующие два столетия на Крестовые походы обычно смотрели через призму собственной конфессии: протестанты их демонизировали, католики — превозносили. А что касается Сулеймана и его наследников, тем хватало того, что Крестовых походов больше не происходило.

Современный взгляд на Крестовые походы родился в ходе Просвещения XVIII века. Большинство философов, как, например, Вольтер, считало средневековое христианство злокозненным предрассудком. Для них Крестовые походы были массовым перемещением варваров, ведомых фанатизмом, жадностью и похотью. С тех пор просвещенческий подход к Крестовым походам то выходил из моды, то опять приобретал популярность. В романтический период и в начале XX века их хвалили как порождение благородства (но не веры). Однако после Второй мировой войны общественное мнение решительно повернулось против них. Историки, видевшие Гитлера, Муссолини и Сталина, питали отвращение к войне ради идеологии — какой бы та идеология ни была. Итог этим чувствам подвёл сэр Стивен Рансиман (Runciman) в своем трехтомном труде «История Крестовых походов» (1951-1954 гг.) Для Рансимана Крестовые походы представлялись мерзкими, аморальными актами нетерпимости во имя Бога. Люди Средневековья, принимавшие крест и шедшие на Ближний Восток, были циничными злодеями, алчными хищниками или наивными обманутыми глупцами. Прекрасно написанный труд стал вскоре считаться образцовым. Почти что без чьей-либо еще помощи Рансиману удалось определить современный общепринятый взгляд на Крестовые походы.

С 1970-х годов Крестовые походы стали привлекать внимание множества учёных, дотошно лезших в самые мелкие детали. В результате мы теперь знаем о священных войнах христианства намного больше, чем когда-либо до сих пор. Но плоды десятков лет научной работы медленно входят в общественное сознание. Отчасти в этом есть вина профессиональных историков, которые обычно вынуждены публиковать работы крайне специальные, с трудом доступные тем, кто не принадлежит к академическим кругам. Но верно и то, что современные элиты, со всей очевидностью, не желают расставаться с воззрениями Рансимана. Популярные книги о Крестовых походах по-попугайски повторяют Рансимана — ведь иначе выйдет непопулярно. То же самое можно сказать и о других средствах передачи информации, таких, как, скажем, снятый BBC/A&E многосерийный документальный телефильм «Крестовые походы» (1995), где в роли ведущего выступил прославившийся в комедийном шоу «Монти Пайтон» Терри Джонс. Чтобы придать ему ореол авторитета, режиссёры сделали нарезку из интервью ряда выдающихся историков-специалистов по Крестовым походам. Проблема была в том, что историки не соглашались с идеями Рансимана. Но это было не так страшно. Режиссёры просто отредактировали записи так, чтобы казалось, будто историки говорят то же, что Рансиман. Как в ярости сказал мне профессор Джонатан Райли-Смит (Riley-Smith): «Я у них говорю не то, что думаю на самом деле!»

Так какова же подлинная история Крестовых походов? Конечно же, она весьма объёмна. Но за последние двадцать лет написано много хороших исторических книг, в которых она в основном изложена. Так что, учитывая ту груду материалов, в которых ныне представлены Крестовые походы, проще будет рассказать не о том, какими они были, а о том, какими они не были. Итак, вот перед вами ряд наиболее распространённых мифов и то, почему эти мифы — неправда.


Миф № 1: Крестовые походы представляли собой неспровоцированную агрессию против миролюбивых мусульман.

Это полная ерунда. Со времён Мохаммеда мусульмане стремились к завоеванию христианского мира. И, кстати, неплохо в этом преуспели. За несколько столетий постоянных завоевательных походов мусульманские армии захватили всю Северную Африку, Ближний Восток, Малую Азию и почти всю Испанию. Иными словами, к концу XI столетия силы ислама заняли две трети христианского мира. Палестина — родная земля Иисуса Христа, Египет — родина христианского монашества, Малая Азия, где посадил семена первых христианских общин св. Павел — все это была не периферия христианства, а самое его сердце. И ведь на этом мусульманские империи не остановились. Они продолжали натиск на запад, к Константинополю, в конце концов пройдя через него и вторгнувшись в саму Европу. Если речь идёт о неспровоцированной агрессии, то только с мусульманской стороны. В какой-то момент все, что осталось от христианского мира, вынуждено было либо защищаться, либо умереть, став жертвой исламского завоевания. Первый Крестовый поход был созван Папой Урбаном II в 1095 году в ответ на настойчивые мольбы о помощи, исходившие от византийского Константинопольского императора. Урбан призвал рыцарей христианского мира прийти на подмогу своим восточным братьям. Поход должен был стать делом милосердия, освободить христиан Востока от мусульманских захватчиков. Иными словами, с самого начала Крестовые походы были оборонительной войной. Вся история Крестовых походов на Восток — ответ на мусульманскую агрессию.

Миф № 2: крестоносцы носили кресты, но на самом деле их интересовали лишь трофеи и земли. Благочестивые банальности были для них лишь прикрытием хищнической алчности.

В своё время историки верили, что рост населения Европы привёл к кризису: появилось слишком много благородных «вторых сыновей», обученных рыцарскому делу, но не получавших по наследству феодальных земель. Крестовые походы, таким образом, представлялись им предохранительной отдушиной, позволявшей отправить этих воинственных господ подальше от Европы, туда, где они могли бы раздобыть себе земель за чей-нибудь чужой счёт. С появлением компьютерных баз данных современные учёные разрушили этот миф. Теперь мы знаем, что именно «старшие сыновья» Европы откликнулись на призыв Папы в 1095 году, и так же было и при следующих походах. Участие в Крестовом походе было невероятно дорогостоящим делом. Чтобы собрать необходимые для этого средства, владетелям приходилось продавать или закладывать свои земли. А королевство за морем никого не интересовало. Как и нынешний солдат, средневековый крестоносец гордился тем, что исполнял свой долг, но тосковал по дому. После впечатляющих успехов Первого Крестового похода, когда в руках крестоносцев оказался Иерусалим и большая часть Палестины, почти все крестоносцы вернулись домой. Лишь горстка осталась укреплять завоёванные территории и управлять ими. Трофеи также были скудны. Хотя, конечно, крестоносцы и мечтали о несметных богатствах процветающих восточных городов, практически никто из них даже не окупил своих расходов. Но деньги и земли не были главной причиной, по которой они отправились в Крестовый поход. Вместо этого они желали искупить свои грехи и добиться спасения, совершая добрые дела в далёких странах.

Миф № 3: когда в 1099 году крестоносцы захватили Иерусалим, то перебили всех мужчин, женщин и детей города, так что его улицы были по щиколотку залиты кровью.

Это любимый пример, используемый для демонстрации злокозненной природы Крестовых походов. Недавно его привёл в своей речи в Джорджтауне Билл Клинтон, назвав одной из причин, по которым Соединённые Штаты стали мишенью мусульманского терроризма (хотя для пущего эффекта г-н Клинтон поднял уровень крови до колена). Несомненно, после того, как крестоносцы взяли Иерусалим, в городе было много убитых. Но понимать это нужно в историческом контексте. Общепринятый нравственный стандарт всех европейских и азиатских цивилизаций вплоть до Нового времени состоял в том, что город, оказавший сопротивление и взятый силой, принадлежит победителям. Сюда входили не только строения и товары, но и жители. Вот почему каждый город или крепость должны были хорошенько подумать о том, сумеют ли они выстоять против осаждающей их армии. Если нет — разумно было вступить в переговоры об условиях сдачи. В случае Иерусалима его защитники сопротивлялись до последнего. Они рассчитывали на то, что огромные стены города удержат крестоносцев до того момента, когда подойдёт подмога из Египта. Расчёт оказался неверным. Как следствие, когда город пал, он был предан разграблению. Многих убили, но и многих других отпустили за выкуп или просто так. По современным меркам это кажется жестоким. Но средневековый рыцарь указал бы, что при современной войне от бомбардировок гибнет куда больше неповинных мужчин, женщин и детей, чем можно убить мечами за один-два дня. Нужно заметить также, что в тех мусульманских городах, которые сдавались крестоносцам, жителей никто не трогал, они сохраняли свою собственность и могли свободно практиковать свою религию. А что касается улиц, залитых кровью, ни один историк не сочтёт их чем-либо иным, как литературной условностью. Иерусалим — большой город. Чтобы залить его улицы кровью на три дюйма глубиной, нужно перебить куда больше народу, чем жило не то что в нем, а и во всем том регионе.

Миф № 4: Крестовые походы были лишь средневековой формой колониализма, облачённой в религиозный наряд.

Важно помнить, что средневековый Запад не был могущественной доминирующей культурой, вторгающейся в примитивный, отсталый регион. Могущественным, богатым и процветающим был мусульманский Восток. Европа была «третьим миром». Государства крестоносцев, основанные по итогам Первого Крестового похода, не представляли собой католические плантации на мусульманской земле, подобные тому, как британцы колонизировали Америку. Католическое присутствие в крестоносных государствах всегда было невелико и едва ли достигало 10 процентов от их населения. В это число входили правители и магистраты, а также итальянские купцы и члены военных орденов. Подавляющее большинство населения крестоносных государств составляли мусульмане. То есть это не были колонии в том смысле, в каком так называются плантации или даже фактории (например, в Индии). Это были аванпосты. Конечной целью существования крестоносных государств была защита святых мест Палестины, особенно — Иерусалима, и обеспечение безопасной среды для посещающих их христианских паломников. Не было митрополии, с которой крестоносные государства поддерживали бы экономические отношения, не было дохода, который извлекали бы из них европейцы. Напротив — расходы на Крестовые походы, необходимые для того, чтобы поддержать латинский Восток, ложились существенным бременем на ресурсы Европы. В качестве аванпоста крестоносные государства сосредотачивали своё внимание на военной сфере. Они держались до тех пор, пока мусульмане воевали друг против друга, но стоило тем объединиться, как они смогли разрушить крепости, захватить города и в 1291 году окончательно изгнать христиан.

Миф № 5: Крестовые походы были также направлены против евреев.

Ни один Папа никогда не созывал Крестового похода против евреев. Во время Первого Крестового похода шайка отбросов общества, не связанная с главным войском, явилась к городам Рейнской области и решила грабить и убивать обнаруженных там евреев. Отчасти ею двигала чистая жадность, отчасти — ошибочное убеждение, будто евреи, распявшие Христа, являются законной целью войны. Папа Урбан II и его преемники решительно осуждали нападения на евреев. Местные епископы и другое духовенство и миряне пытались защищать евреев, хотя и не всегда успешно. Аналогично и в начале Второго Крестового похода группа ренегатов перебила в Германии много евреев, пока св. Бернар не нагнал её и не положил этому конец. Эти «осечки» крестоносного движения были нежелательным побочным продуктом двигавшего крестоносцами энтузиазма. Но целью Крестовых походов они не являлись. Если использовать современную аналогию — во время Второй мировой войны кое-кто из американских солдат, находясь за границей, совершил преступления. За это они были арестованы и наказаны. Но совершение преступлений не было целью Второй мировой войны.

Миф № 6: Крестовые походы были столь порочны и отвратительны, что имел место даже детский крестовый поход.

Так называемый «Крестовый поход детей» 1212 года не был ни крестовым, ни детским. Речь идет об особенно крупной вспышке народного религиозного энтузиазма в Германии, приведшей к тому, что некоторое количество молодых людей, в основном подростков, объявило себя крестоносцами и двинулось по направлению к морю. По пути они встретили массовую поддержку населения, а также немало присоединившихся к ним бандитов, разбойников и попрошаек. В Италии движение раскололось и в конце концов завершилось тем, что Средиземное море не расступилось, чтобы пропустить его участников. Папа Иннокентий III не объявлял его Крестовым походом. Напротив, он неоднократно призывал тех, кто не носит оружия, оставаться дома, внося свой вклад в военные действия путем постов, молитв и милостыни. В данном случае он похвалил за рвение молодежь, прошедшую столь дальний путь, после чего велел ей возвращаться по домам.

Миф № 7: Папа Иоанн Павел II принёс извинения за Крестовые походы.

Загадочно, учитывая, сколько Папу критикуют за то, что он как раз не извинился прямо за Крестовые походы, когда просил прощения у всех, кому несправедливо повредили христиане. Недавно Иоанн Павел II действительно извинился перед греками за то, что в 1204 году участники Четвёртого Крестового похода разорили Константинополь. Но и тогдашний Папа, Иннокентий III, выражал аналогичные сожаления. Это тоже была трагическая «осечка», для предотвращения которой Иннокентий сделал все, что мог.

Миф № 8: мусульмане, живо помнящие Крестовые походы, имеют все причины ненавидеть Запад.

На самом деле мусульманский мир вспоминает Крестовые походы так же, как Запад — то есть неправильно. Оно и понятно. Мусульмане черпают свои знания о Крестовых походах из тех же тухлых исторических работ, на которые полагаются на Западе. В своё время мусульманский мир гордился Крестовыми походами как своей большой победой. Ведь, в конце концов, победили-то в них мусульмане. Но западные авторы, нервно относящиеся к наследству современного империализма, переделали Крестовые походы в агрессивные войны, а мусульман — в тихих страдальцев. Тем самым они стёрли века триумфальных побед ислама, предложив взамен лишь утешение безвинной жертвы.

Проф. Т. Мэдден , Catholic Dossier, 01/02 2002 г.

О. Мартынов , пер. с англ. (

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...