Преподобный иоанн прозорливый. Жития святых

ПРЕПОДОБНЫЙ ИОАНН ПРОЗОРЛИВЫЙ Братья и сестры, сегодня мы обратимся к памяти преподобного Иоанна Прозорливого. Родился он в начале IV века и жил в городе Ликополе (ныне город Асьют) в Среднем Египте и был плотником. В возрасте двадцати пяти лет он ушел в монастырь, где принял монашеский постриг. В течение пятнадцати лет преподобный Иоанн подвизался в разных обителях, потом, желая полного уединения, удалился в Фиваиду на Волчью гору. В уединении святой Иоанн провел пятьдесят лет, никогда не оставляя места своих подвигов. С приходившими к нему людьми он беседовал через небольшое окошко, через него принимал и приносимую ему скромную пищу. Преподобный Иоанн уже после тридцатилетнего пребывания в затворе сподобился от Бога благодатного дара прозорливости. Так, императору Феодосию Великому он предсказал победу над его противниками, Максимом и Евгением, и победоносную войну против галлов. Многим навещавшим его он предсказывал события их жизни и давал наставления. Святой подвижник раздавал приходившим больным освященный елей, помазуясь которым, они исцелялись от различных недугов. Преподобный Иоанн предсказал иноку Палладию, описателю его жития, что он будет епископом. Предсказание прозорливца исполнилось, и Палладий был поставлен епископом в Вифинии.

В своих наставлениях преподобный Иоанн заповедовал прежде всего иметь смирение: «Подражайте по мере сил ваших добродетельной жизни святых отцов и, если исполните все, то на себя не уповайте и собою не хвалитесь. Есть много таких людей, которые, достигнув совершенства в добродетели и возгордившись, ниспали с высоты в пропасть. Тщательно наблюдайте: усердны ли ваши молитвы? не нарушена ли чистота сердца вашего? не занят ли ум ваш посторонними мыслями во время молитвы? наблюдайте, всею ли душою своею вы отверглись от мира? не ходите ли наблюдать за чужими добродетелями, тщеславясь в то же время своими собственными добродетелями? Заботитесь ли о том, чтобы представить собою добрый пример прочим людям? Смотрите, не возомните себя праведными, не возгордитесь каким-либо своим добрым делом. Смотрите, чтобы во время молитвы вам не приходили в голову мысли о вещах мирских, потому что нет ничего безрассуднее, как устами беседовать с Богом, мыслию же быть далеко от Него». Подобными спасительными поучениями, назидательными рассказами и примером равноангельской жизни преподобный принес много духовной пользы людям. Преподобный Иоанн Египетский дожил до глубокой старости и отошел ко Господу в 395 году в возрасте девяноста лет. Преподобне отче Иоанне, моли Бога о нас!

Сегодня суббота Крестопоклонной недели Великого поста и сегодня последняя в этом Посту родительская суббота, или день особого поминовения усопших. Совершается литургия святителя Иоанна Златоуста.

Сегодня Святая Церковь творит память: мц. Матроны Солунской (Фессалоникийской), мчч. Мануила и Феодосия и прп. Иоанна Прозорливого, Египетского (III-IV).

Именинников мы поздравляем с Днем ангела!

Братья и сестры, сегодня мы обратимся к памяти преподобного Иоанна Прозорливого. Родился он в начале IV века и жил в городе Ликополе (ныне город Асью́т) в Среднем Египте и был плотником. В возрасте двадцати пяти лет он ушел в монастырь, где принял монашеский постриг. В течение пятнадцати лет преподобный Иоанн подвизался в разных обителях, потом, желая полного уединения, удалился в Фиваиду на Волчью гору. В уединении святой Иоанн провел пятьдесят лет, никогда не оставляя места своих подвигов. С приходившими к нему людьми он беседовал через небольшое окошко, через него принимал и приносимую ему скромную пищу. Преподобный Иоанн уже после тридцатилетнего пребывания в затворе сподобился от Бога благодатного дара прозорливости. Так, императору Феодосию Великому он предсказал победу над его противниками, Максимом и Евгением, и победоносную войну против галлов. Многим навещавшим его он предсказывал события их жизни и давал наставления. Святой подвижник раздавал приходившим больным освященный елей, помазуясь которым, они исцелялись от различных недугов. Преподобный Иоанн предсказал иноку Палладию, описателю его жития, что он будет епископом. Предсказание прозорливца исполнилось, и Палладий был поставлен епископом в Вифинии.

В своих наставлениях преподобный Иоанн заповедовал прежде всего иметь смирение: «Подражайте по мере сил ваших добродетельной жизни святых отцов и, если исполните все, то на себя не уповайте и собою не хвалитесь. Есть много таких людей, которые, достигнув совершенства в добродетели и возгордившись, ниспали с высоты в пропасть. Тщательно наблюдайте: усердны ли ваши молитвы? не нарушена ли чистота сердца вашего? не занят ли ум ваш посторонними мыслями во время молитвы? наблюдайте, всею ли душою своею вы отверглись от мира? не ходите ли наблюдать за чужими добродетелями, тщеславясь в то же время своими собственными добродетелями? Заботитесь ли о том, чтобы представить собою добрый пример прочим людям? Смотрите, не возомните себя праведными, не возгордитесь каким-либо своим добрым делом. Смотрите, чтобы во время молитвы вам не приходили в голову мысли о вещах мирских, потому что нет ничего безрассуднее, как устами беседовать с Богом, мыслию же быть далеко от Него».

Подобными спасительными поучениями, назидательными рассказами и примером равноангельской жизни преподобный принес много духовной пользы людям. Преподобный Иоанн Египетский дожил до глубокой старости и отошел ко Господу в 395 году в возрасте девяноста лет.

Братья и сестры, хотелось бы также уделить некоторое время разговору о памяти наших почивших сродников. Сегодня последняя в этом Великом посту родительская суббота, следующий день особого поминовения усопших будет уже только после Пасхи, на Радоницу. Вообще говоря, в нашем богослужебном уставе каждая суббота носит характер заупокойной службы. Но как праздники в Типиконе имеют градацию на двунадесятые, великие, полиелейные и шестиричные, так же и дни поминовения усопших имеют свое деление.

Установлены две Вселенские поминальные субботы: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, называемому также праздником Пресвятой Троицы). Основной смысл этих Вселенских (то есть общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений - в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни всем, кто соединен с нами высшим родством - родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.

Собственно родительскими субботами являются субботы 2-я, 3-я и 4-я (то есть сегодняшняя) Великого поста. В эти дни Церковь призывает нас компенсировать своей молитвой ту лень и нерадение о молитве за наших почивших сродников, что мы проявляли весь год, а особенно в Великом посту. К тому же в этот период литургия служится не каждый день, а значит и поминовение на проскомидии не совершается.

Но с течением времени в уставе Русской Православной Церкви возникло еще несколько дней особого поминовения усопших. Димитриевская родительская суббота в ноябре связывается с победой благоверного князя Дмитрия Донского на Куликовом поле в 1380 году. В День победы 9 мая поминаются почившие наши сродники, участвовавшие в Великой Отечественной войне. И, конечно же, Радоница - во вторник после Антипасхи (на Фоминой седмице), когда мы идем на кладбище, для того чтобы навестить могилы своих родных и близких и прославить Бога за его славное и всехвальное Воскресение. Необходимо еще раз отметить, что праздник Радоница отмечается только русскими православными христианами, у православных Греции и Ближнего Востока такого праздника не установлено.

Причиной возникновения Радоницы в первую очередь стало то, что это первый день после Пасхи, в который совершается поминовение усопших. Церковь в этот день как бы делится пасхальной радостью с умершими. По обычаю после богослужения в храме благочестивые христиане идут на кладбище, где делятся пасхальной радостью с усопшими родными. Но до Пасхи еще далеко, братья и сестры, и сегодня не забудем усердно помолиться за наших почивших сродников.

Преподобне отче Иоанне, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

9 апреля Русская Православная церковь чтит память преподобного Иоанна Прозорливого, называемого также Египетским. Он прожил 50 лет в уединенной келье, уйдя от мира. Но мир сам пришел к нему в лице простых людей и императоров - прося о помощи и молитве.

Отшельники

На протяжении всей человеческой истории были люди, которые тоньше чувствовали окружающий мир, желали посвятить свою жизнь высшей цели. Зачатки монашеской жизни были известны еще во времена Ветхого Завета, однако в знакомом нам виде правила совместного или уединенного поселения ради посвящения себя Богу оформились уже после земной жизни Христа.

После смерти первых апостолов память о деяниях Христа стала ослабевать. Те, в ком горело пламя веры, и кто помнил чудные первоначальные дни Иерусалимской церкви - покидали города и отправлялись в отдаленные места. Их назвали монахами, что в переводе с греческого значит «уединенные».

Отшельники добровольно отрекались от семей и всего своего имущества и спасались, сознательно отстраняясь от соблазнов в уединении. Они строили себе нехитрые жилища неподалеку друг от друга, чтобы иметь возможность молиться уединенно, но в случае чего, прийти на помощь собратьям.

На самой заре христианства побег в пустыню часто был единственной возможностью выжить, сохранив свою веру, поскольку христиан преследовали. Богословское обоснование появилось чуть позже. За прообраз бралась история жизни в пустыне Иоанна Крестителя. Так отшельничество стало главным путем к духовным подвигам.

Главным идеологом отшельнического монашества считают Антония Великого. И до него люди уходили в пустыню, но именно к Антонию, как к человеку, «освятившему отшельническую жизнь», постоянно шли люди, видя его духовную мудрость и желая научиться вести духовно-созерцательную работу над собой. Вскоре монашеские общины, или Лавры, подобные тем, которые основал Антоний Великий, распространились по всей территории Синайского полуострова, на берегах Нила, а также в пустынях северо-западной части Египта. Чуть позже, в конце IV века, здесь появятся первые монастыри-общежития, так называемые киновии, которые вскоре распространятся по всему Египту, а затем начнут развиваться и в Западной церкви.

Пустынник

Иоанн Прозорливый жил в Египте, в IV веке. Точная дата его рождения неизвестна, а умер он в 394 году нашей эры - на полвека позже святого Антония Великого. Современники говорили: что был Иоанн столпом веры не меньшим, чем сам Антоний, основатель монашества.

Иоанн родился в годы гонений на христиан - доходило до того, что его мать, Иулиания, прятала Иоанна вместе с сестрой от преследователей. Мать была христианкой сама и воспитывала в вере детей.

В 25 лет, овладев ремеслом плотничества, Иоанн решился покинуть родной дом, отказаться от всего земного и посвятить всего себя молитве. Его мать надеялась, что он вскоре вернется. Но Иоанн ушел в глубь пустыни, чтобы остаться там навсегда.

Первый шаг на пути к служению Богу - отречение от своей воли. Как пишет в своем труде «Пустыня. Очерки из жизни древних подвижников» Евгений Поселянин, Иоанн нашел себе наставника - одного старого подвижника, чтобы тот научил его послушанию и смирению. Наставник приказал Иоанну каждый день поливать сухую палку, пока она не даст корни. И Иоанн прилежно исполнял его указание целый год, ни разу не ослушавшись, при том, что за водой по пустыне нужно было идти за пару километров.

Житие за авторством Дмитрия Ростовского, сообщает, что Иоанн построил себе в пустыне три келии под одной крышей. В одной - молился, в другой - рукодельничал, в третьей - спал и принимал пищу. В таком уединении святой пробыл пятьдесят лет, никогда не выходя из кельи. С приходившими к нему людьми Иоанн общался через небольшое оконце в двери.

Чудеса и предсказания

Спустя 30 лет жизни в затворе Иоанну открылся дар пророчества. Узнать через Иоанна волю Божью приходило с каждым годом все больше людей, даже из отдаленных стран. Приходили и императоры. Так, святой предсказал Феодосию Великому, что тот победит гонителей христиан - императора Максима и Евгения - и завладеет всей Галилеей, оставив ее своим детям в наследство.

Житие сообщает о многочисленных чудесах - своей молитвой Иоанн открывал глаза слепцам, изгонял недуги, избавлял от смертельных опасностей. Отцам, которые подвизались в пустыне недалеко от него, он оставил множество поучений: преподобный рассказывал им истории о коварстве демонов, и о том, что даже после долгих лет жизни в уединении, отшельник должен держать ухо востро - бесы рядом, и только и ждут, чтобы напасть и увести монаха с дороги.

Рассказывал он и об одном отшельнике, который молился в пустыне и совершенно не вкушал земной пищи. Ангел Божий, увидев это, приносил ему пищу небесную, но, чтобы отшельник не испугался или не возгордился, ангел передавал еду для него через другого человека. Иоанн рассказывал эту поучительную историю, но братия считала, что этим подвижником был он сам, говоря о себе в третьем лице из скромности.

Перед самой своей кончиной Иоанн повелел братии оставить его на три дня. Когда же монахи пришли к преподобному, то нашли его коленопреклоненным - а душа его тем временем уже отправилась в рай.

Преподобный Иоанн Прозорливый Египетский родился в начале IV века, жил в городе Ликополе (Средний Египет) и был плотником. В возрасте двадцати пяти лет он ушел в монастырь, где принял монашеский постриг. В течение пятнадцати лет преподобный Иоанн подвизался в разных обителях, потом, желая полного уединения, удалился в Фиваиду на Волчью гору. В уединении святой Иоанн провел пятьдесят лет, никогда не оставляя места своих подвигов. С приходившими к нему людьми он беседовал через небольшое окошко, через которое принимал и приносимую ему скромную пищу. Преподобный Иоанн уже после тридцатилетнего пребывания в затворе сподобился от Бога благодатного дара прозорливости. Так, императору Феодосию Великому (379-395) он предсказал победу над его противниками, Максимом и Евгением, и победоносную войну против галлов. Многим, навещавшим его, он предсказывал события их жизни и давал наставления. Святой подвижник раздавал приходившим больным освященный елей, помазуясь которым, они исцелялись от различных недугов. Преподобный Иоанн предсказал иноку Палладию, описателю его жития, что он будет епископом. Предсказание прозорливца исполнилось, и Палладий был поставлен епископом в Вифинии (Малая Азия).

Преподобный Иоанн в своих наставлениях заповедовал прежде всего иметь смирение: "Подражайте по мере сил ваших добродетельной жизни святых отцов и, если исполните все, то на себя не уповайте и собою не хвалитесь. Есть много таких людей, которые, достигнув совершенства в добродетели и возгордившись, ниспали с высоты в пропасть. - Тщательно наблюдайте: усердны ли ваши молитвы? не нарушена ли чистота сердца вашего? не занят ли ум ваш посторонними мыслями во время молитвы? наблюдайте, всею ли душою своею вы отверглись от мира? не ходите ли наблюдать за чужими добродетелями, тщеславясь в то же время своими собственными добродетелями? Заботитесь ли о том, чтобы представить собою добрый пример прочим людям? Смотрите, не возомните себя праведными, не возгордитесь каким-либо своим добрым делом. Смотрите, чтобы во время молитвы вам не приходили в голову мысли о вещах мирских, потому что нет ничего безрассуднее, как устами беседовать с Богом, мыслию же быть далеко от Него. Это часто случается с теми, которые не столько отрекаются от мира, сколько заботятся о том, чтобы угодить миру. Человек, помышляющий о многих вещах, предается попечениям о мирском и тленном, но, предаваясь попечению о мирском, человек не может уже духовными своими очами видеть Бога. Человеку, всегда помышляющему о Боге, должны быть чужды мысли о всем суетном. Тому же человеку, который достиг некоторого познания Бога (полного познания Бога никто не может достигнуть), открываются тайны Божии, и он видит будущее как настоящее и, подобно святым, творит чудеса и получает по молитве своей все, что ни попросит от Бога...

Любите безмолвие, чада, пребывая всегда в Богомыслии и моля всегда Бога о том, чтобы Он даровал вам ум чистый, свободный от греховных помыслов. Достоин похвалы, конечно, и тот подвижник, который, живя в мире, упражняется в добродетели, оказывая странноприимство или подавая милостыню, или помогая в трудах другим, или пребывая постоянно без гнева. Такой человек достоин похвалы, потому что пребывает в добродетели, исполняет заповеди Господни, не оставляя и земных дел. Но лучше того и достоин большей похвалы будет тот, кто, пребывая постоянно в Богомыслии, от вещественного восходит к невещественному, предоставляя вещественное попечению и заботе других, сам же стремясь к Небесному, постоянно предстоя пред Богом, отрешившись от всего мирского и уже не привязываясь снова к миру попечениями о земном. Такой человек близок к Богу, Которого он прославляет непрестанно в молитвах и псалмопениях".

Этими и подобными спасительными поучениями, назидательными рассказами и примером равноангельской жизни преподобный принес много духовной пользы людям.

Преподобный Иоанн Египетский дожил до глубокой старости и отошел ко Господу в 395 году, в возрасте девяноста лет.

В течение пятнадцати лет преподобный Иоанн подвизался в разных обителях, потом, желая полного уединения, удалился в Фиваиду на Волчью гору. В уединении святой Иоанн провел пятьдесят лет, никогда не оставляя места своих подвигов. С приходившими к нему людьми он беседовал через небольшое окошко, через которое принимал и приносимую ему скромную пищу. Преподобный Иоанн уже после тридцатилетнего пребывания в затворе сподобился от Бога благодатного дара прозорливости. Так, императору Феодосию Великому (379 – 395) он предсказал победу над его противниками, Максимом и Евгением, и победоносную войну против галлов. Многим, навещавшим его, он предсказывал события их жизни и давал наставления. Святой подвижник раздавал приходившим больным освященный елей, помазуясь которым, они исцелялись от различных недугов.

Преподобный Иоанн предсказал иноку Палладию, описателю его жития, что он будет епископом. Предсказание прозорливца исполнилось, и Палладий был поставлен епископом в Вифинии (Малая Азия).

Преподобный Иоанн в своих наставлениях заповедовал прежде всего иметь смирение: “Подражайте по мере сил ваших добродетельной жизни святых отцов и, если исполните все, то на себя не уповайте и собою не хвалитесь. Есть много таких людей, которые, достигнув совершенства в добродетели и возгордившись, ниспали с высоты в пропасть. Тщательно наблюдайте: усердны ли ваши молитвы? Не нарушена ли чистота сердца вашего? Не занят ли ум ваш посторонними мыслями во время молитвы? Наблюдайте, всею ли душою своею вы отверглись от мира? Не ходите ли наблюдать за чужими добродетелями, тщеславясь в то же время своими собственными добродетелями? Заботитесь ли о том, чтобы представить собою добрый пример прочим людям? Смотрите, не возомните себя праведными, не возгордитесь каким-либо своим добрым делом. Смотрите, чтобы во время молитвы вам не приходили в голову мысли о вещах мирских, потому что нет ничего безрассуднее, как устами беседовать с Богом, мыслию же быть далеко от Него. Это часто случается с теми, которые не столько отрекаются от мира, сколько заботятся о том, чтобы угодить миру. Человек, помышляющий о многих вещах, предается попечениям о мирском и тленном, но, предаваясь попечению о мирском, человек не может уже духовными своими очами видеть Бога. Человеку, всегда помышляющему о Боге, должны быть чужды мысли о всем суетном. Тому же человеку, который достиг некоторого познания Бога (полного познания Бога никто не может достигнуть), открываются тайны Божий, и он видит будущее как настоящее и, подобно святым, творит чудеса и получает по молитве своей всё, что ни попросит от Бога…

Любите безмолвие, чада, пребывая всегда в Богомыслии и моля всегда Бога о том, чтобы Он даровал вам ум чистый, свободный от греховных помыслов. Достоин похвалы, конечно, и тот подвижник, который, живя в мире, упражняется в добродетели, оказывая странноприимство или подавая милостыню, или помогая в трудах другим, или пребывая постоянно без гнева. Такой человек достоин похвалы, потому что пребывает в добродетели, исполняет заповеди Господни, не оставляя и земных дел. Но лучше того и достоин большей похвалы будет тот, кто, пребывая постоянно в Богомыслии, от вещественного восходит к невещественному, предоставляя вещественное попечению и заботе других, сам же стремясь к Небесному, постоянно предстоя пред Богом, отрешившись от всего мирского и уже не привязываясь снова к миру попечениями о земном. Такой человек близок к Богу, Которого он прославляет непрестанно в молитвах и псалмопениях”.

Этими и подобными спасительными поучениями, назидательными рассказами и примером равноангельской жизни преподобный принес много духовной пользы людям.

Преподобный Иоанн Египетский дожил до глубокой старости и отошел ко Господу в 395 году, в возрасте девяноста лет.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...