Происхождение имени савва и его значение. Что означает имя савва, тайна имени

Имя Савва имеет несколько трактовок. Согласно основной версии происхождения, оно возникло от древнегреческого имени Саббас, корни которого связаны с арамейским словом «саба» и обозначает «старец», «мудрец». Некоторые исследователи склонны считать его краткой формой древнегреческого Саббатиос, которое имеет значение «суббота». Также можно встретить мнение о древнееврейском происхождении имени и такую трактовку как «стрелец». Согласно другим данным, оно имеет еще и арабские корни и в переводе означает «неволя».

Астрология имени

  • Знак Зодиака: Козерог
  • Планета-покровитель: Сатурн
  • Камень-талисман: гранит
  • Цвет: пепельный
  • Дерево: граб
  • Растение: эдельвейс
  • Животное: белка
  • Благоприятный день: суббота

Черты характера

От имени Савва буквально веет мягкостью и теплом, которым его обладатель щедро делится не только с близкими людьми, но и со всеми, кто нуждается в добром слове. Но это не бесхарактерный человек, добротой которого пользуются все, кому не лень, а цельная, очень нравственная и чистая натура, чуждая сплетням и интригам. Он знает, что такое верность и преданность, стараясь всю жизнь следовать «правильным» идеалам.

Тайна имени раскрывается при знакомстве с Саввой. Его характер с самого детства не причиняет родителям хлопот, поскольку он растет здоровым, спокойным и добродушным, но в меру рассудительным и осторожным ребенком. Эти качества остаются с ним на всю жизнь. Но без «ложки дегтя» не обходится - такому человеку присуще чересчур развитое, даже обостренное чувство собственного достоинства, а также некоторая вспыльчивость, «взрывоопасность». С возрастом и опытом его характер выравнивается, точнее он уже умеет контролировать себя, чтобы не выдать окружающим свои истинные переживания.

Кроме того, этот мужчина немного тщеславен, в глубине души наслаждается общественным признанием и четко осознает свое превосходство над окружающими.

Увлечения и хобби

Красивое имя Савва присуще человеку, рано проявляющему интерес к хорошей литературе, развитию интеллекта и собственной эрудиции. Он не любит активный отдых, шум дискотек и крики толпы, поэтому свободное время предпочитает проводить на берегу предрассветного озера с удочкой в руках или на диване с книжкой, стремясь к одиночеству.

Профессия и бизнес

Обычно мужчине с этим именем удается получить достаточно хорошее образование. Но так уж складывается жизнь, что реализовать в полной мере все свои таланты у него не выходит. Очень часто причина кроется в его открытом характере, мешающем «прогибаться под изменчивый мир». Ему сложно быть руководителем - он лучше отойдет в сторону и понаблюдает за ситуацией, чем вмешается и попробует ее изменить. Поэтому Савва - это, скорее, имя хорошего исполнителя, а не лидера.

В бизнесе его может ожидать значительный успех, причем именно из-за характерной только ему осторожности. А хорошее чувство юмора позволяет обладателю данного имени спокойно переживать свои неудачи. Из него может получиться отличный врач, архитектор, актер. Также ему подходят профессии, не требующие работы в команде.

Здоровье

С самого детства у Савки крепкое здоровье, которое может подорвать тяжелый труд и масса негативных эмоций. В принципе, у него редко встречаются какие-то хронические заболевания, он не склонен к воспалениям и его «не берут» вирусы.

Секс и любовь

Сексуальность и страстность Саввы напрямую зависит от женщины, находящейся рядом с ним. Он способен быть безгранично чувственным. Но будучи очень осторожным, даже трусоватым в интимной жизни, реализовать свои сексуальные фантазии с каждой женщиной не может, опасаясь возможных последствий и ощущая некоторую брезгливость.

Савва быстро возбуждается, но при этом не забывает о партнерше. Для него очень важна ее оценка его личных талантов. Поэтому чем больше одобрения высказывает девушка, тем активнее он действует, стараясь довести даму до оргазма любым способом, обожая длинные нежные прелюдии.

Савва не любит чересчур активных женщин. Выбирает непритязательных и не форсирующих события партнерш, поскольку ему крайне тяжело решиться на долгие серьезные отношения. Поэтому зачастую даже при намеке на будущий брак он предпочитает уходить.

Семья и брак

Характеристика имени позволяет утверждать, что и в браке Савва сохраняет свою целостность и чистоту, полностью «растворяясь в семье». Хотя ему не помешало бы стать более открытым и не стесняться проявлять свои чувства. Такой мужчина не терпит тайн, поэтому у него не бывает тщательно законспирированных любовниц и уж тем более мимолетных интриг - он умеет любить и хорошо помнит данную когда-то клятву верности.

Савва очень любит своих детей. Стараясь быть достойным примером сыновьям, он в сочетании с хорошей генетикой передает им многие свои качества. Но дочь становится настоящей его слабостью. Буквально растворяясь в ней, он позволяет маленькой принцессе даже сесть себе на голову.

Мужское имя Савва имеет арамейские корни и означает “старик”. Но некоторые исследователи этого имени считают, что оно могло также произойти от греческого названия мужчины из народа сабой. В советские времена имя Савва было довольно распространённым на территории нашей страны, но теперь встречается очень редко.

Характеристика имени Савва

Имя Савва наделяет своего обладателя творческим характером, немного неуравновешенным, но духовно чистым. Как правило, это хорошо воспитанный, приятный, немного погружённый в себя мужчина. Таким Савва формируется ещё в детстве, когда является простым, неуверенным в себе мальчиком, который не любит шумных мальчишеских компаний, предпочитая играть в одиночестве. В школе обладатель этого имени малозаметен, но такая роль его вполне устраивает. Учиться он очень любит, а вот с детьми сходится плохо, прежде всего потому, что он более развит и ему с ними попросту скучно. Взрослый Савва тоже довольно избирательно относится к кругу своего общения. Он, конечно, может поддержать любую беседу, обычно его даже считают симпатичным и приятным человеком, но для того, чтобы стать настоящим другом Саввы нужно обладать недюжинным интеллектом и терпеливостью.

Совместимость со знаками Зодиака

Имя Савва подойдёт мальчику, родившемуся под зодиакальным знаком Рака, то есть с 22 июня по 22 июля. Этот знак сделает из Саввы человека более весёлого, открытого для общения, но при этом сохранит его склонность к одиночеству и меланхолии.

Плюсы и минусы имени Савва

Какие же положительные и отрицательные стороны можно отметить в имени Савва? Конечно, оно способно понравиться многим родителям, подыскивающим для своего ребёнка редкое, но привычно для уха россиян имя, тем более что его можно легко “уменьшить” до Савика и Савушки. Но стоит учесть, что имя Савва довольно неблагозвучно сочетается с русскими фамилиями и отчествами, а его обладатели — мужчины закрытые и зачастую эксцентричные, тяжело сходящиеся с людьми.

Здоровье

Здоровье у Саввы крепкое, он редко болеет или жалуется на самочувствие.

Любовь и семейные отношения

В семейных отношениях Савва проявляет себя хозяйственным и внимательным мужем. Он остро чувствует потребность в том, чтобы о ком-то заботиться, хотя и редко говорит близким о своей любви. Супруге Саввы следует помнить, что его никогда не стоит торопить, особенно же в проявлении своих чувств. Он точно станет чудесным отцом, и детки уж смогут растопить его ледяную маску.

Профессиональная сфера

В профессиональной сфере Савве близка работа, связанная с творчеством. Он может стать хорошим режиссёром, журналистом, писателем, психологом, издателем, сценаристом, работником в сфере рекламы, дизайнером.

Именины

Именины по православному календарю Савва отмечает множество раз в году, например, 25 января, 1 февраля, 5 марта, 7 апреля, 19 мая, 26 июня, 21 июля, 2 августа, 9 сентября, 11 октября, 13 ноября, 5 декабря.

По Хигиру

Имя Савва древнееврейского происхождения. Означает: неволя, плен.

Маленький Саввушка обычно растет крепышом, ни его здоровье, ни поведение не доставляют родителям никаких проблем: это жизнерадостный, добрый и спокойный ребенок.

Имя Савва - теплое, мягкое, и его обладатель тоже щедр на душевное тепло, которое он дарит и родным, и друзьям, и просто незнакомым людям, нуждающимся в этом тепле.

Савва - прежде всего цельная натура, духовно чистый человек. Он чужд мелочности, интриг и склок. Он тянется к знаниям, рано проявляет интерес к литературе, но не к боевикам и дешевым детективам, а к той, что дает пищу его уму. Свою цельность он сохраняет и в браке, не размениваясь на мимолетные интрижки. Сыновья Саввы наследуют характер своего отца. Бескомпромиссность этих мужчин, верность принципам нередко оборачиваются им во вред - их карьера никогда не движется по накатанной дороге. Там, где не мешало бы пригнуться, чтобы гроза прошла мимо, Савва будет стоять во весь рост.

Есть у Саввы еще одна черта, выделяющая его среди прочих - тяга к одиночеству. Это не «хоровой» человек. В большой шумной компании, уединившийся в углу со своим транзистором, он может казаться несколько бесцветным. На самом деле его внутренний мир богат и многоцветен.

Савва получает неплохое образование, но реализовать свои способности до конца не может.

Среди мужчин с таким именем можно встретить врачей, архитекторов, переводчиков, актеров.

Это гармоничные люди, живущие в согласии с окружающим миром.

По Д. и Н. Зима

Значение и происхождение имени: "Старец" (арамейск.)

Энергетика имени и характер: Энергетика имени Савва отличается независимостью, решительностью и силой. Несмотря на свою уравновешенную твердость, оно тем не менее способно наделить своего носителя достаточной импульсивностью. Неудивительно, если в характере Саввы будет некоторая эксцентричность и взрывоопасность. Внешне он может производить впечатление довольно уравновешенного и умеющего держать себя в руках человека, однако за этой спокойной маской частенько скрываются сильнейшие эмоции.

Вообще, для Саввы очень характерна колоссальная уверенность в себе, в которой нередко можно уловить оттенок сознания собственного превосходства. Он очень самолюбив, но едва ли испытывает слишком уж острую потребность в самоутверждении, по крайней мере, главной причиной его эксцентричности является не столько самолюбие, сколько страстность характера и стремление к лидерству.

В общении Савва обычно достаточно открыт и, увы, далеко не всегда пытается сдерживать свои эмоции. В некоторых случаях он может действительно держать себя в руках, но иногда готов поддаться первой же блажной идее, пришедшей в голову. Нередко это способно всерьез осложнить ему жизнь, иной раз Савва способен ни с того ни с сего вдруг нагрубить кому-либо или просто поднять человека на смех, не особо задумываясь о последствиях, однако его обычно выручает то, что он редко когда проявляет упорство в конфликте. Такое ощущение, что, выпустив свои эмоции из бутылки, он тут же теряет к ним интерес и даже готов пойти на мировую. Помогает также и его чувство юмора.

Бывает, правда, что жизнь обходится с Саввой довольно круто, и не раз, обжигаясь на своей эксцентричности, он теряет присущую ему самоуверенность и, наоборот, начинает чересчур осторожничать, однако подобное случается не так уж часто. В целом он имеет неплохие шансы добиться успеха в жизни, в том числе и в самостоятельном бизнесе и, пожалуй, единственное, что ему можно пожелать, – это быть повнимательнее к окружающим и особенно к своим близким. Чуть больше тепла и заботы не повредит ни им, ни самому Савве.

Секреты общения: В общении с Саввой желательно не забывать о его непредсказуемости, он и сам порою не знает, куда его занесет в следующий момент. Однако избежать с ним конфликта можно тем, что просто постараться проявить выдержку и самому не потерять равновесие. Обычно в людях Савва наиболее всего ценит самостоятельность, трезвость ума, точность и чувство юмора.

След имени в истории:

Савва Мамонтов

Говорят, что у богатых свои причуды. Несомненно, самой поощряемой причудой богатых является меценатство, символом которого, в свою очередь, и стал в свое время главный акционер железной дороги и владелец нескольких заводов Савва Мамонтов (1841–1918).

В своем имении Абрамцево Мамонтов создал "приятный тип жизни", окружив себя лучшими художниками, которые не чувствовали себя "свадебными генералами" в гостях у привередливого барчука, – напротив, все признавали исключительную интеллигентность Мамонтова, его искренность и непоказную щедрость. В Абрамцеве художникам "было легче дышать и свободнее творить": так, именно там Врубель написал знаменитую картину "Демон", а Васнецов почти закончил "Три богатыря".

Любознательную натуру Мамонтова привлекало все красивое и гармоничное – изобразительное искусство, музыка, литература, себе же он отводил в этом весьма скромную роль щедрого богача. Тем не менее творческое начало Мамонтова было очевидно всем, кроме него самого, недаром многие считали его своим учителем. Среди таких людей был и Станиславский, охотно признававший, что в режиссуре он является последователем Саввы Мамонтова.

-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --

ЗНАЧЕНИЕ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ. О происхождении имени Савва нет однозначного мнения. По одной версии, оно арамейского происхождения и означает: старец, дед. По другой - это имя древнееврейского происхождения, означает: неволя, плен, вино, старец. Это теплое и мягкое имя.

ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ
Савва Венефалъский, преподобный, 10 сентября (27 августа).
Савва Вишерский, Новгородский, преподобный, 14 (1) октября.
Савва Готфский, Муссовский (Валахийский), мученик, 28 (15) апреля.
Савва Крыпецкий, Псковский, преподобный, 9 сентября (27 августа).
Савва Московский, преподобный, 26 (13) июня.
Савва Новый, иеромонах, 7 апреля (20 марта).
Савва Освященный, Муталаскский, игумен. Восьми лет от роду ушел в Каппадокийский монастырь, основал вблизи Иерусалима лавру, защищал православную веру от еретиков, 18 (5) декабря.
Савва Охридский, равноапостольный, исповедник, 9 августа (27 июля).
Савва Печерский, в Ближних (Антониевых) пещерах, 7 мая (24 апреля), 11 октября (28 сентября).
Савва I Сербский, архиепископ, 25 (12) января, 12 сентября (30 августа).
Савва II Сербский, преподобный мученик, 21 (8) февраля, 12 сентября (30 августа).
Савва Синайский, преподобный мученик, 27 (14) января.
Савва Сторожевский, Звенигородский, игумен, 1 февраля (19 января), 16 (3) декабря.
Савва Стратилат, Римский, мученик Савва Стратилат, воевода, утешал в темнице христиан, потом и сам объявил себя христианином, за что после мучений был утоплен в реке (III в.), 7 мая (24 апреля).

ЗОДИАК ИМЕНИ. Козерог.

ПЛАНЕТА. Сатурн.

ЦВЕТ ИМЕНИ. Пепельно-серый.

КАМЕНЬ-ТАЛИСМАН. Гранит.

РАСТЕНИЕ. Граб, эдельвейс.

ЖИВОТНОЕ. Белка.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ. К людям относится без предвзятости.

ТИП. Рязанский мужик с южным темпераментом.

ИМЯ И ХАРАКТЕР. Поведение маленького Саввушки не доставляет родителям никаких проблем. Это жизнерадостный, добрый и спокойный ребенок. Взрослый Савва - талантливый человек.
Савва относится к окружающему миру снисходительно. Это не <хоровой> человек. В большой шумной компании, уединившись в углу со своим транзистором, он может казаться несколько бесцветным.

ПСИХИКА. Савва - прежде всего цельная натура, духовно чистый человек. Он чужд мелочности, интриг и склок. Не сожалеет об упущенном.

ИНТУИЦИЯ. Савва - гармоничный человек, живущий в согласии с окружающим миром.

ИНТЕЛЛЕКТ. Внутренний мир Саввы богат и разнообразен. Он получает неплохое образование, но реализовать свои способности до конца не может. Однако к знаниям постоянно тянется.

НРАВСТВЕННОСТЬ. Щедр на душевное тепло. Дарит его и родным, и друзьям, и просто незнакомым людям, нуждающимся в этом тепле. Там, где не мешало бы пригнуться, чтобы гроза прошла мимо, Савва стоит во весь рост.

ЗДОРОВЬЕ. Обычно растет крепышом. Проблем со здоровьем нет. Однако он все принимает близко к сердцу.

СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Не разменивается на мимолетные интрижки. Однако тоскует по восхищению им.

БРАК. Свою цельность сохраняет и в браке. Сыновья наследуют характер своего отца.

УВЛЕЧЕНИЯ. Любит отличия, мечтает о наградах и почестях, но больше всего ему нравится подчиняться установленному порядку. Есть у Саввы еще одна черта, выделяющая его среди прочих,- тяга к одиночеству.

ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Среди мужчин с таким именем можно встретить врачей, архитекторов, переводчиков, актеров. Савва проявляет интерес к литературе, но не к боевикам и дешевым детективам, а к той, что дает пищу уму.

БИЗНЕС. Савва - широко мыслящий и неординарно действующий изобретательный мудрец. Склонен к повиновению и дисциплине. Принятие решений сопровождается у него страхом совершить ошибку. Но при этом он обладает чувством ответственности и справедливости. Его бескомпромиссность, верность принципам нередко оборачивается ему во вред: его карьера никогда не движется по накатанной дорожке.

ЗНАМЕНИТОСТИ. Савва Новгородец - один из шести храбрецов, прославившихся в битве на берегах Невы в 1240 г. Он пробился к златоверхому шатру шведского вождя и подрубил столб, который поддерживал шатер. Падение шатра лишило воеводу возможности возглавить сражение, что сильно ободрило новгородцев.
Голованивский, Дангулов, Кулиш, Мамонтов, Морозов, Рагузинский-Владиславич, Чевакинский.

Каждому православному при крещении дают имя. С ним он идет по жизни, если не захочет кардинально изменить его на каком-то этапе. Желая иноческого жития, человек меняет имя, доказывая свою готовность к полному духовному перерождению. Все народы мира знают, что перемена имени — перемена судьбы. Именно поэтому у языческих народов существовало табу на имя собственное, подменяемое другим именем. Но вот вопрос: что происходит, когда меняется не все имя, а только его часть? Насколько такая перемена влияет на дальнейшую жизнь? И влияет ли вообще? А, может, такая перемена — лишь констатация факта, что жизнь уже изменилась?

Эти вопросы давно не давали мне покоя. С тех самых пор, как прочла в Библии: «Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов » (Быт. 17: 4-5). И еще: «И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее » (Быт. 17: 15-16). Правда, в еврейской энциклопедии дана несколько иная трактовка имен: «Бог повелел, чтобы отныне Аврам именовался Аврахамом (возведение этого имени в Библии к ав хамон гоим — «отец толп народов» носит характер народной этимологии), а Сарай — Сарой, и чтобы «весь мужской пол в доме Авраама был обрезан» . Как бы там ни было, но бездетные доселе праотцы стали основателями рода, которому дан завет: «Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя » (Быт. 17:7). Начало новой династии ознаменовано переменой имени — поворотный момент для всей истории человечества.

Поворотным моментом для русской истории стал, безусловно, раскол Русской Церкви XVII века. Всем, кто задался целью изучить раскол, рано или поздно становится ясно, что его нельзя воспринимать только в религиозном ключе. Мозаичные исследования по «книжной справе», деканонизации русских подвижников веры, реформе иерархического устройства Церкви при Петре и т.п. факты складываются в «мастерски» выполненную мозаику. Картина, сложенная из кусочков событий, говорит о том, что на Руси была проведена не просто церковная реформа, а масштабная реформа по дерусификации нашей истории и культуры.

Одним из мозаичных аспектов реформы является сфера ономастики — науки об именах собственных. Ранее нам приходилось писать о культурологическом отличии имен Николы и Николая, о различении русскими людьми этих имен. Однако проблема различного написания и произношения имен собственных куда глубже, чем кажется на первый взгляд. В Деяниях святых апостолов есть четкая фраза, указывающая христианам на важность и значение имени Спасителя: «…и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись » (Деян. 4:11-12). Это апостольское изречение стало отправной точкой для горячей полемики, которая развернулась вокруг имени Христа. Напомним уже цитированного нами в другом материале (« ») протопопа Аввакума. В главе «О изменении благолепоты церковныя и о развращении книг» он пишет: «Не токмо святыя книги изменили, но вся речи, силы и имена преложив на странныя пословицы. Глаголют бо Ісуса Христа — “Іисусом”, Николу чюдот[ворца] — “Николаем”, великомученицы Парасковии — “Параскева”. Да многим святым имена преложили и пременили, да терпит им Христос свет и Никола чюд[отворец] до суднаго дне, тогда им весь указ будет».

Удвоение «и» в имени Спасителя — буквальное калькирование греческого имени. При транскрипции справщики ориентировались не на устную традицию греческого языка, не на произношение, а только на написание, которое не учитывало также нормы и русского языка. Не говоря уже о том, что изменение имени Христа влекло искусительное толкование слов молитвы. Некоторые сторонники старой веры считали, что никониане молятся «Господу и Ісусу Христу», намекая на то, что их «господом» стал антихрист. Против этого выступил Ксенос в «Окружном послании», написанном против «богохульных мудрований».

Не обожествляя имя Спасителя, чуткое ухо наших духовных предков уловило лживую политику книжных справщиков, безоглядно нарушающих основные законы родного языка. А вот для контраста позитивный пример. В поэме Александра Блока «Двенадцать», соблюдая ритмику и нормы языка, поэт пишет:

Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.

У Сергея Есенина есть стихотворение, которое так и называется «Исус-младенец». Думаю, подобные примеры можно еще привести.

Ассимиляция новых имен, пришедших из неславянских языков, началась сразу после принятия Русью Крещения. В древнерусской письменности встречались варианты одного и того же имени, его разночтения. Нет оснований утверждать, что в средневековой Руси были обязательные списки имен, «канонические» святцы, т.к. они постоянно редактировались и дополнялись. Исследователи А. В. Суслова и А. В. Суперанская считают, что история так называемых календарных имен отражает взаимодействие русского народного языка и церковнославянского, официального языка русской православной церкви. Этот процесс проявился в преобразовании личных имен, в приспособлении «христианских» имен к условиям русской языковой среды .

Рубежом в русской антропонимии явился XIV век, когда началось складывание централизованного государства. Тогда же возросло влияние церкви на все сферы жизни, что не могло не отразиться и на именах. Так постепенно исчезали «вторые» имена, имевшие языческое происхождение. Андрей Кобыла и Федор Кошка канули в прошлое. Постепенно возникла оппозиция народной и литературной формы имен: Авдотья — Евдокия, Настасья — Анастасия, Ефимья — Евфимия и т.п.

И. И. Срезневский в середине XIX века опубликовал месячные Минеи XI-XIII веков. Они доказывают, что древнерусские переписчики богослужебных книг были хорошо образованными людьми, которые зафиксировали наиболее приемлемые варианты имен в той именно орфографии, которая соответствовала их живому звучанию: Катерина, Нестер, Демьян, Куприян , а не те, которые зафиксированы в более поздних церковных книгах: Екатерина, Нестор, Дамиан, Киприан и т.д. Освоение новых имен древнерусским языком шло посредством перестановки гласных и согласных звуков, замены некоторых звуковых сочетаний на более привычные для русского уха, которые соответствовали особенностям нашего языка, а также образованием уменьшительных и ласкательных форм. Например, еврейское имя Иоанн (Iōḥānān — Йоханан) получает русскую форму Иван, а в просторечии сокращается до Вани.

Раскол Русской Церкви стал очередным этапом реформы языка. Наряду с «правкой» богослужебных текстов изменению подверглись календарные имена. В результате произношение и написание многих личных имен оказалось максимально приближенным не к греческим, а к юго-западным церковным традициям. К тому же из-за скорости «книжной справы» никоновские издания имели опечатки. «Таким образом, сложившаяся в русском языке традиция произношения и написания календарных имен была в XVII веке разрушена в законодательном порядке» . В церковный обиход насильственно вернули те имена, от которых отказалась русская устная традиция.

Правды ради надо сказать, что в то время в языковых формах имен еще ощущался некоторый «колебательный процесс», связанный с освоением новых земель. Ранее в деловой переписке неправильное или в унизительной форме написанное имя могло повлечь обвинение в нанесении бесчестья. Поэтому 25 марта 1675 года был издан указ, которым предписывалось: «будет кто в челобитье своем напишет в чьем имени или в прозвище, не зная правописания, вместо о а , или вместо а о , или вместо ь ъ , или вместо iь е , или вместо и i , или вместо о у , или вместо у о , и иные в письмах наречения, подобные тем, по природе тех городов, где кто родился, и по обыклостям своим говорить и писать извык, того в безчестье не ставить и судов в том не давать и не разыскивать» . Однако кардинального значения на утверждение новых языковых норм в именах собственных данный указ не имел.

По мнению вышеупомянутых исследователей, нормы русского произношения имен, сложившиеся к XIV веку, сохранились преимущественно в староверческой среде. В этих нормах отсустствовали удвоенные гласные и согласные, а также двоегласные сочетания: Филип, Исак, Аврамий, Иван, Федор . В результате исправлений XVII века, господствующая церковь, напротив, стала пользоваться формами Филипп, Исаак, Авраамий, Иоанн, Феодор , не соответствовавшими нормам живого русского языка. Так что обвинения староверов в приверженности «букве», а не духу закона, при взгляде на развитие отечественной ономастики, выглядят более чем одиозными.

В XVIII-XIX веках, под влиянием заимствований из западноевропейских языков слов с удвоенными согласными (напр., нем. Offizier ), начался обратный процесс. Согласные стали удваиваться в тех именах, в которых удвоения не было изначально: Иларион — Илларион, Сава — Савва и т.д. Поворотным моментом в деле унификации имен стало издание святцев Санкт-Петербургской синодальной типографией в 1891 году. По епархиям Российской Империи был разослан указ. В нем строго предписывалось давать имена крещаемым только по данному месяцеслову. В статье «Журнала Московской Патриархии» №12 за 2006 г. отмечается, что в конце XIX — начале XX века Церковь издавала только месяцесловы, но не календари: «До сего дня узаконенными церковными месяцесловами являются следующие три, изданные по благословению Святейшего Синода: 1) Месяцеслов всех святых, празднуемых Православною Восточною Церковию. СПб., 1891; 2) Христианский месяцеслов. М., 1900; 3) Верный месяцеслов всех русских святых. М., 1903» . Обращаю ваше внимание на слово «узаконенные».

Говорить о западном влиянии на синодальную церковь банально. Ономастика дает интересные примеры такого влияния. В «Современном словаре личных имен» приводятся краткие характеристики каждого имени. Например:

Сава рус. 1) орф. в-т им. Савва; 2) сокр. к Савватий, Савелий и др.

Савва * рус. [из греч. Sabba(s) усечение им. Sabbation см. Савватий; до XVII в. писалось с одним в ] .

Очевидно, что имя Савва — калька с греческого, без учета норм русского языка, сократившего имя до удобного в произношении имени Сава. Или: Иларион * рус. [из греч. Hilarion < hilaros весёлый]; орф. в-т Илларион; разг. Ларион; ит. Ilarione Иларионе; рус. сокр. Лара, Ларик; ср. Иларий. Илёр фр. см. Иларий . Заметьте, что удвоение согласной в имени — лишь орфографический вариант. Изначально даже в греческом языке двойной согласной не было!

В середине ХХ века сформировалась акустическая теория речеобразования. Одним из родоначальников ее стал шведский инженер-акустик и фонетист Гуннар Фант. Теория использует технические характеристики частоты основного тона человеческой речи и другие малопонятные гуманитариям вещи. При знакомстве с этой теорией мне врезалось в память понятие об «акустическом теле» слова. Справедливо заключить, что свое акустическое тело имеет имя человека. Логично также сделать вывод, что сложившаяся к XVII веку система русских имен полностью соответствовала акустическим характеристикам именно русской речи. И нет никакого здравого смысла в том, чтобы писать и произносить церковные имена на иностранный манер. И если в языке — душа народа, то ломка языка — это попытка трансформировать наши души. Можно перекроить русское платье на немецкий манер, но русский язык на «немецкий» — нельзя. Да и само слово «немцы» недаром произошло от понятия «немота». Протопоп Аввакум предупреждал: «Не подобает бо своего языка уничижати, а странными языки украшати рещи».

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...