Растрелли андреевская церковь. Андреевская церковь – шедевр архитектурного стиля барокко

Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня есть устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал ученикам, которые были с ним: " Видите ли горы эти? На этих горах засияет благодать Божья, будет город большой, и соорудит Бог много церквей". И сойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел из горы этой, где со временем будет Киев, и пошел вверх по Днепру..." - так Нестор-летописец в своей "Повести временных лет" рассказывает интересную легенду о пребывании первого из апостолов Христа на киевской земле. Было ли это так, или нет история не знает, но легенда интересная.

Еще в XII-XIII на месте пребывания апостола находилось несколько церквей, которые по или иным причинам исчезали почти бесследно. Последняя церковь, которая имела название Крестовоздвиженськой сгорела в1677 году.В 1690 году появляется первая Андреевская церковь, которая была деревянной, но со временем она сама по себе разваливается. С тех пор на горе был установлен, т.н. Андреевский крест. В середине 18-го столетия по заказу императрицы Елизаветы начинается строительство Андревской церкви. Существовало несколько проектов новой церкви, но преимущество отдали итальянцу Бартоломео Расстрелли. Все работы по проектом Расстрелли выполнял архитектор Иван Мичурин, который существенно дополнил итальянского творца шедевров. Интересно, что некоторое время строительство не начиналось, так как столкнулось с неожиданной преградой - священники вовсе не желали снимать освященный крест, который все еще стоял на горе и чинили этому акту всяческие преграды. Но так или иначе в 1749 году храм начал строиться.

Андреевскую церковь часто называют лебединой песней выдающегося мастера отечественной архитектуры Бартоломео Растрелли. Возвышается она на одной из круч Старокиевской горы на месте бывшего бастиона Старокиевской крепости.

Построена Андреевская церковь по заказу императрицы Елизаветы Петровны. Проект здания разработан Б. Растрелли в 1748 году, строительные работы велись в 1749-1754 гг. под руководством известного московского зодчего Ивана Мичурина. В создании храма участвовали многие специалисты Петербурга, Москвы, Киева, поэтому Андреевская церковь - памятник творческого содружества русских и украинских мастеров.

За свою историю церковь многократно ремонтировалась. Уже в первые годы по окончании строительства она пришла в запущенное состояние, поскольку после смерти Елизаветы Петровны царский двор перестал интересоваться киевскими постройками. Освящение храма состоялось лишь в 1767 году. В XIX веке несколько раз ремонтировались верха здания, что привело к грубому искажению первоначальной формы очертания купола и утере его декора. В таком виде памятник находился до 70-х годов XX века.

С 1917 по 1953 год неоднократно проводились работы по укреплению фундаментов Андреевской церкви и холма, на котором она стоит, по отведению подпочвенных вод, выполнялся ремонт фасадов, интерьера, производилась консервация живописи и резьбы.

В 1970 году по заказу Софийского заповедника из Венского музея Альбертина были получены фотокопии хранящихся там растреллиевских чертежей Андреевской церкви. По этим чертежам киевские реставраторы (проект архитектора В. Корнеевой) в 1978 году восстановили первоначальную форму купола, и этот замечательный памятник русского и украинского зодчества предстал перед киевлянами таким, каким его проектировал Б. Растрелли.

Андреевская церковь - одна из самых ярких построек стиля барокко, который распространился в отечественной архитектуре и искусстве в конце XVII - середине XVIII в. Придя с запада, этот стиль подвергся влиянию местных традиций и приобрел своеобразные национальные черты.

Для барочных сооружений характерны парадность, эффектность, живописность и динамичность архитектурных форм, богатство декора, яркая контрастная окраска стен, обилие позолоты. Все эти черты присущи Андреевской церкви.

Чтобы поставить храм на вершине холма, строители возвели под ним стилобат в виде двухэтажного жилого здания, примыкающего к срезу кручи. Его завершает огражденная балюстрадой паперть, куда ведет с улицы широкая чугунная лестница. Андреевская церковь - крестообразная в плане постройка, вытянутая по оси запад - восток. Ее размеры 31 х 20 метров, высота - 47 метров. Высота стилобата (с фундаментами) - 15 метров. Внутри церковь перекрыта одним большим куполом диаметром 10 метров. Однако снаружи это пятиглавый храм: четыре декоративные малые главки поставлены на контрфорсы, размещенные по диагонали здания, что создаёт эффект традиционного пятиглавия храма. Силуэт церкви построен на контрасте между массивной центральной главой и изящными угловыми куполами, направляющими движение архитектурных масс ввысь. В оформлении фасадов впервые объединены лепной декор и чугунное литье.

Здание опирается на каменные столбовые фундаменты, которые были сооружены И.Ф.Мичуриным взамен предусмотренных в проекте свайных. В связи со сложными гидрогеологическими условиями участка (насыпные и просадочные грунты, высокий уровень грунтовых вод), он закладывает фундаменты разной глубины: со стороны Днепра 13,9 а со стороны Андреевского спуска -12,9 м от поверхности площадки паперти, И.Ф.Мичурин внес изменения и в инженерную часть проекта, заменив деревянные конструкции купола кирпичной кладкой и построив деревянную лестницу подход вместо подъезда к церкви (в 1844 г. лестница была заменена на чугунную).

За всю свою историю время, когда она выполняла свою прямую функцию, можно пересчитать на пальцах одной руки. Неудачное местонахождение и, вследствие этого, угроза постоянных сдвигов - вот те причины, которые ставили Андреевскую на границу полного уничтожения. Уже в1787 году, после смерти Елизаветы, храм приходит почти в полное запустение. Лишь вмешательство русской императрицы Екатерины спасло церковь. В 1843 году в следствии сильного сдвига церковь дает трещину. Нужна была немедленная реставрация, которую и сделали, правда, утратив при этом некоторые элементы Растрелли. В начале 20-го столетия храм снова сталкивается с теми же проблемами. Его полная реставрация за чертежами Растрелли была осуществлена Владимиром Николаевым в 1900 году.

Экстерьер поражает богатством декора. Стены здания и барабаны куполов расчленены по вертикали пилястрами и колоннами коринфского (первый ярус) и ионического (второй ярус) ордеров. Цоколь, стены и барабаны куполов завершаются карнизами сложного профиля. Круглые окна (люкарны) обрамляет роскошный лепной орнамент, на фронтонах размещены чугунные картуши с монограммой императрицы Елизаветы.

Живописность фасадов усиливает яркая раскраска: на бирюзовом фоне стен выделяются белые колонны, пилястры, карнизы, сверкают позолотой чугунные капители, картуши, по граням темно-зеленого купола извиваются золоченые гирлянды.

Тот же принцип декора сохранен в интерьере, который воспринимается единым архитектурным объемом. Здесь также расчлененные плоскости стен сочетаются с богатой позолоченной лепкой, обрамляющей окна-люкарны и украшающей купол. Главным акцентом в интерьере является иконостас. Это трехъярусное монументальное сооружение мягких криволинейных очертаний. На пурпурном фоне выделяются позолоченные пилястры, карнизы и богатые резные обрамления икон, имеющих разнообразные размеры и сложные контуры. Поверхность царских врат покрыта сплошным кружевом резьбы. В декор введена скульптура - головки херувимов, фигуры ангелов, трехфигурная группа "Распятие", завершающая иконостас.

Б. Растрелли руководил всеми работами по оформлению интерьера. Он выполнил не только проект иконостаса, но и его рисунок-шаблон в натуральную величину, по которому петербургские резчики Иосиф Домаш и Андрей Карловский изготовили все резные детали. Монтированием иконостаса в Киеве руководил мастер Иоганн Грот. За иконостасом в алтаре находится надпрестольная сень на витых позолоченных колонках, украшенных гирляндами цветов. В интерьере привлекает внимание кафедра для проповедника, которую поддерживают две позолоченные фигуры ангелов. Большой интерес представляет живопись Андреевской церкви середины XVIII века - иконы иконостаса, роспись кафедры, картины в куполе, написанные масляными красками на холсте. Большую часть икон (25 штук) выполнил в Петербурге художник И. Вишняков с учениками. Живопись на оборотной стороне иконостаса создали украинские художники И. Роменский и И. Чайковский. Наибольшую ценность имеют работы талантливого русского живописца Алексея Антропова: роспись кафедры, купола, большая картина "Тайная вечеря" в алтаре, часть икон в иконостасе. На иконе "Успение Богородицы" сохранилась его подпись.

Хотя вся живопись Андреевской церкви написана на религиозные сюжеты, она по манере исполнения представляет собою светские картины с характерными для стиля барокко эффектными позами, нарядными одеждами, обилием бытовых деталей, пейзажами и натюрмортами. Это реалистичное, жизнеутверждающее искусство, лишенное религиозного аскетизма. Живопись органично связана с резьбой, лепным декором и архитектурными формами здания.

На западных стенах трансепта находятся две картины XIX века - "Выбор веры князем Владимиром" неизвестного автора и "Проповедь апостола Андрея" художника Платона Бориспольца. Это большие исторические полотна, содержание которых связано с рассказами древнерусских летописей. Выполнены эти работы в характерной манере классицизма.

В целом интерьер Андреевской церкви - светлый, нарядный, мажорный - производит впечатление парадного дворцового зала.

По своей художественной выразительности, смелости и оригинальности замысла Андреевская церковь является одним из шедевров отечественного зодчества XVIII века. Совершенство линий, четкие пропорции, удивительная гармония форм и окружающего ландшафта принесли этому памятнику всемирную славу.

В 1968 году Андреевская церковь объявлена музеем. В нынешнее время Андреевская церковь отреставрирована. К главным святыням церкви принадлежит частица мощей Андрея Первозванного, привезенная из Италии и хранящаяся в специальном ковчеге. Паломников привлекало дарованное императором Александром Евангелие в драгоценном, усыпанном бриллиантами, окладе.



К глубочайшему сожалению, этот шедевр архитектуры в нынешнее время может рассматриваться только как украшение города, поскольку принадлежит Греко-Католической униатской конфессии.

АНДРЕЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1747—1753 гг. (Андреевский спуск, 23)

Построена по проекту В. В. Растрелли московским архит. И. Ф. Мичуриным. Размещена над обрывом Старокиевской горы, доминирующей над Подолом,ни месте, где в начале XIII в. была возведена . Великолепно расположенное на вершине холма здание стало одним из основных компонентов, формирующих панораму города со стороны Днепра.

Первоначальный проект, составленный в 1745 г. архит. И.-Г. Шеделем и инж.-полк. Де-Боскетом, был в Петербурге отклонен. В 1748 г. утвержден проект В. В. Растрелли. Уже с 1747 г. началась подготовка к строительным работам. В сооружении Андреевской церкви принимали участие русские и украинские мастера. К 1753 г. здание в основном было закончено, но отделочные работы длились до 1767 г. Живописные работы выполнены известными живописцами А. П. Антроповым и И. Я. Вишняковым. Алтарь расписан украинскими мастерами И. Роменским ц И. Чайковским.

Построенная на подмываемом ключами склоне, которому угрожали обвалы и оползни, церковь нуждалась в частых ремонтах. В 1786 — 1800 гг. отвели от фундаментов грунтовые воды и отремонтировали ее. В 1815 г. сильная буря сорвала купола. Необходим был капитальный ремонт. В 1816 г. архит. А, И. Меленский сделал чертежи фасада и плана и послал их в Петербург. В 1825 — 1828 гг. по ним здание отремонтировали. Черепичную кровлю заменили железной, но при этом купола утратили декор и изменили форму.

В 1844 — 1846 гг. церковь заново оштукатурили, дополнили поврежденную кладку фундамента, деревянную лестницу на террасу заменили чугунной, купола покрыли новым железом. Этими работами руководил архит. П. И. Спарро. В 1865 г. проведены работы по укреплению склонов и фундаментов. В 1866 г. заменили обветшавшие деревянные конструкции куполов, приблизив их форму к запроектированной В. В. Растрелли, храм и здание-стилобат отремонтировали.

В 1891 г. центральный купол был поврежден молнией и при восстановлении в 1894 — 1895 гг. его форма была значительно изменена. В 1896 г. В. Н. Николаев составил чертежи, по которым в 1900 г. куполу вернули форму, которую он имел до ремонта 1894 — 1895 гг. Значительные восстановительные работы проведены в 1949 — 1952 и в 1965—1967 гг. Наиболее существенным стал последний этап реставрации, проведенный в 1974 — 1979 гг. На основании исследований (архит. В. И. Корнеева) было установлено тождество первоначального проекта В. В. Растрелли с чертежами, хранящимися в графическом собрании музея «Альбертина» в Вене (Австрия), и составлен проект реставрации. Памятнику возвращен первоначальный вид, восстановлена форма и декор завершения, возобновлены утраченные детали чугунных украшений, позолочены купола и декор. Проведены работы по реставрации и консервации настенной живописи и резьбы.

Кирпичная оштукатуренная, в плане — крест, западная ветвь которого удлинена для устройства притвора. В углах креста поставлены мощные пилоны, завершенные четырьмя стройными главами, вместе с куполом образующими пятиглавое завершение. Церковь поставлена на двухэтажное здание-стилобат, ко входу ведет чугунная лестница. Стены декорированы поставленными на высокий цоколь пилястрами с чугунными позолоченными капителями коринфского ордера, завершены фронтонами. Угловые пилоны с трех сторон украшены парами колонн на высоких пьедесталах. На фронтонах чугунные позолоченные картуши с вензелем. Интерьер церкви украшает лепной декор в стиле барокко. Привлекает внимание интересная по формам резьба, выполненная по рисунку В. В. Растрелли. Важное место в оформлении интерьера занимают картины «Проповедь апостола Андрея скифам» (худож. П. Г. Борисполец, 1847 г.) и «Выбор веры князем Владимиром». С 1968 г. Андреевская церковь стала филиалом

Андреевская церковь является важнейшим компонентом силуэта Киева. Принадлежала к лучшим произведениям русского архитектора В. В. Растрелли. Памятник по праву считается одним из шедевров мировой архитектуры.

Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 1, стр. 16-17, издательство "Будивэльнык", 1983-1986 год



10 ноября 2018 г. Андреевская церковь передана в "безвозмездное постоянное пользование" Константинопольскому Патриархату для совершения богослужений, религиозных обрядов, церемоний и процессий. Её использование Константинопольским Патриархатом будет осуществляется с соблюдением законодательства Украины об охране культурного наследия.

Андреевская — это один из выдающихся образцов архитектуры XVIII века, выполненных в стиле барокко. Она является самым узнаваемым и посещаемым туристическим объектом Киева.

Основной эффект, который производит Андреевская церковь в Киеве , - это гармоничное соединение всех ее частей в одном едином порыве ввысь. Глядя на нее создается впечатление, что она едва касается земли. Этот памятник архитектуры знатоки рекомендую рассматривать в разное время суток. Для этого можно поселиться недалеко, например в отеле Premier Hotel Rus https://hotelrus.phnr.com/ и прогуляться к храму на рассвете и закате.

Предыстория Андреевской церкви

Летописцем Киево-Печерского монастыря Нестором в «Повести временных лет» поведана история о том, как Андрей Первозванный, направляясь с учениками в Рим, остановился на ночлег на Днепровской круче. Здесь он установил деревянный крест и предрек, что на этом месте воссияет Божья благодать и вырастет великий город с многочисленными храмами.

С XIII века на этом месте, называемом Андреевской горой, возводилось множество деревянных, а затем каменных церквей, стертых с лица земли временем, природными катаклизмами, войнами и пожарами. А первый храм, посвященный апостолу, был возведен в 1690 году и простоял недолго. В 1724 году на его месте был установлен большой деревянный крест.




История киевской Андреевской церкви

Андреевская церковь должна была стать частью будущей Киевской резиденции императрицы Елизаветы, состоявшей из храма и Царского дворца, спроектированных одним из выдающихся зодчих XVIII столетия - придворным архитектором Ф.-Б. Растрелли. Непосредственно самим строительством Андреевской церкви руководил талантливый российский И. Мичурин.

Закладка первого камня в фундамент будущей церкви, на которой присутствовала коронованная особа, состоялся осенью 1744 года. Так как место строительства располагалось на холме, подмываемом подземными водами, предварительно были проведены большие работы по их отводу, а также сконструирован массивный каменный ленточный фундамент (стилобат), который планировалось совместить с двухэтажными покоями священников и папертью.

Для осуществления замысла Растрелли к выполнению проекта были привлечены лучшие специалисты. К примеру, чугунные украшения фасадов и плиты пола отливались на заводах Тулы, а детали иконостаса и иконы были заказаны Петербургским мастерам.

В августе 1767 года церковь была освящена, но императрица Елизавета до этого дня не дожила. Впоследствии царский двор перестал интересоваться судьбой Андреевской церкви.




Архитектурный шедевр

В плане помещение церкви имеет форму креста. Центральный купол оригинальной формы окружают 4 изящные башни с меньшими главами на вершинах. Первоначально купола имели небесно-голубую окраску, но в ходе реставрационных работ в 70-е годы XX столетия их цвет был заменен на благородный малахитовый.

В соответствии с творческой манерой Ф. -Б. Растрелли, пышность декора нарастает снизу вверх, завершаясь великолепием рельефных деталей маковок и бани. Благодаря этому здание церкви кажется легким и стройным.

Стены храма богато украшены вычурной позолоченной лепниной и деталями из бронзы, обрамляющие французские окна-люкарны. Ко входу ведет широкая чугунная лестница, которая до XIX века была деревянной.

Во внутреннем убранстве храма особо выделяется великолепный иконостас пурпурного цвета, на фоне которого золоченые карнизы и пилястры выглядят особенно эффектно. Неизменно восхищают чудесные росписи свода и иконы в роскошных рамах.

За годы своего существования здание Андреевской церкви неоднократно получало повреждения от оползней, затоплений, ударов молнии, ураганных порывов ветра. Многочисленные реставрации негативно отразились на ее архитектуре. Только после нахождения в 1974-1979 годах чертежей Растрелли храм снова обрел задуманные его создателем внешние архитектурные формы и большую часть внутреннего убранства.

Андреевская церковь не одно столетие вызывающая всеобщее восхищение своей изысканной самобытностью, без сомнения была и остается редким примером гармоничного слияния природного ландшафта и архитектуры созданной человеческим гением.

    - (Церковь святого Андрея) православные храмы, названные в честь апостола Андрея Первозванного: Андреевская церковь (Калининград), Храм Святого апостола Андрея Первозванного храм в Калининграде, освящён в 2007 году. Андреевская церковь… … Википедия

    Православный храм Ильинская церковь … Википедия

    Православный храм Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке … Википедия

    Столица Украины. Название Киев впервые упоминается в летописи под 860 г. Структура названия позволяет видеть в нем притяжательную конструкцию, образованную от др. русск. личного имени Кий (палка, дубинка) с помощью суффикса ев и понимать его… … Географическая энциклопедия

    Столица Украины (с 1934), город герой, центр Киевской обл., порт на р. Днепр. Железнодорожный узел. 2635 тыс. жителей (1991). центр машиностроения (в т. ч. станкостроение, транспортное машиностроение, точное приборостроение), электротехническая и … Большой Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Киев (значения). Город Киев укр. Київ … Википедия

    Город, столица УССР (с 1934). Один из крупнейших промышленных, культурных и научных центров СССР; центр Киевской области. Крупный узел железнодорожного, шоссейного и воздушного путей сообщения. Расположен на живописных берегах среднего… … Большая советская энциклопедия

    Столица Украины (с 1934), город герой, центр Киевской области, порт на р. Днепр. Железнодорожный узел. 2630 тыс. жителей (1996). Центр машиностроения (в том числе станкостроение, транспортное машиностроение, точное приборостроение, электротехника … Энциклопедический словарь

Андреевская церковь наряду с Лаврой и Софией является одной из визитных карточек Киева и знаменита во всем мире. Хотя подобные объекты меня интересуют меньше метро и прочего индастриала, за последние месяцы у меня накопилось немало карточек с этим великолепным сооружением и в какой-то момент стало ясно, что вместо обычного набора фотографий с очередной крыши, просто необходимо что-то написать и о самой церкви, а заодно и показать ее в деталях. Хотя, казалось бы: кто ее не видел? Тем не менее, про такой шедевр архитектуры еще раз написать, думаю, лишним никогда не будет.

Андреевская церковь является православным храмом, названным в честь апостола Андрея Первозванного. Была сооружена по приказу императрицы Елизаветы Петровны в 1749-1754 гг. на месте, где согласно "Повести временных лет" был воздвигнут крест Андреем Первозванным во время его путешествия на Север. Церковь построена по проекту замечательного архитектора Бартоломео Растрелли, который также является автором таких сооружений как Мариинский дворец в Киеве, Зимний дворец в Петербурге и Екатерининский дворец в Пушкине. Строительство проводилось местными зодчими под руководством московского архитектора Ивана Мичурина. К 1753 г. здание было в основном закончено, а отдельные отделочные работы продолжались вплоть до 1767 г. После смерти Елизаветы в 1761 г. церковью практически никто не интересовался и она была освящена лишь в 1767 г. Тем не менее, служба в ней так и не проводилась: ведь Андреевской церкви не был назначен приход.

1.

Андреевская церковь неоднократно реставрировалась. Задуманная как дворцовая, она вскоре после постройки лишилась опеки царского двора и постепенно начала разрушаться. Грунтовые воды размывали фундамент, в стенах появлялись трещины, частично был поврежден декор. В результате реставраций, которые проводились в течение XIX - начале XX вв. были утрачены некоторые элементы Растрелли и была искажена первоначальная форма куполов. На протяжении XX в. неоднократно проводились значительные ремонтно-реставрационные работы: сооружена новая дренажная система, укреплены колонны, стены, иконостас, ремонтировались своды, карнизы, мраморные полы, возобновлялись утраченные фрагменты лепки, резьбы, реставрировалась живопись.

В 70-80-х годах прошлого века были проведены большие работы по восстановлению церкви в первоначальных формах на основании подлинных чертежей Растрелли. В течение нескольких последних лет вновь проводилась реконструкция, основной целью которой было укрепление склона, на котором стоит церковь.

2. Церковь незадолго до реставрации 70-80-х годов XX в.:

3. Состояние непосредственно перед реставрацией:

4. Масштабная реставрация 70-80-х:

5. После реставрации. Ах, как непривычно не видеть на Андреевском спуске уже привычный там торговый бардак.

6. Сейчас тротуары Андреевского спуска опять загажены торговыми палатками и лотками и по тротуарам даже пройти сложно, не то чтобы найти нормальный ракурс для съемки. Тем более, что по проезжей части практически постоянно кто-то ездит.

7. Но не будем о грустном, вернемся к церкви.

8. Чтобы возвести церковь на краю холма, ее поставили на двухэтажный фундамент-стилобат, на каждом этаже которого размещается по восемь комнат.

9. Высота самой церкви почти 50 м. Церковь имеет только один купол диаметром 10 м и четыре декоративные малые главки, что создает эффект традиционного пятиглавия храма.

10. Со стороны улицы к церкви ведет крутая чугунная лестница. Вокруг самой церкви обустроена пятиугольная терраса, с которой открывается вид на Андреевский спуск, Подол и Днепр.

11.

12. Здание опирается на каменные столбовые фундаменты, сверху которых установлены декоративные главки. В связи со сложными гидрогеологическими условиями (насыпные и просадочные грунты, высокий уровень грунтовых вод), фундаменты были заложены разной глубины.

13. Во время последнего укрепления склона были вынужденно срезаны деревья, которые росли на склоне, и теперь виды в сторону Подола и Андреевского спуска с террасы ничем не закрыты.

14.

15. Церковь построена в стиле барокко, для которого характерны парадность, эффектность, живописность и динамичность архитектурных форм, богатство декора, яркая контрастная окраска стен, обилие позолоты.

16. И действительно: Андреевская церковь поражает богатством и эффектностью внешней отделки.

17. Стены здания и барабаны куполов расчленены по вертикали пилястрами и колоннами коринфского и ионического ордеров. Круглые окна (люкарны) обрамляет роскошный лепной орнамент, на фронтонах размещены чугунные картуши с монограммой императрицы Елизаветы.

18. Живописность фасадов усиливает яркая раскраска.

19. Архитектурным деталям церкви можно смело посвящать отдельный пост.

20. Они прекрасны.

21.

22.

23. Интерьер церкви - единый архитектурный объем, в котором четко читается крестообразный план сооружения. Главным акцентом здесь является иконостас красного цвета высотой более 23 м. На иконостасе размещены 39 икон разной формы и содержания. Окна, двери, ниши, купол церкви декорированы богатой лепкой с позолотой. Изначальный чугунный пол в конце XIX в. был заменен мрамором.

24. Б. Растрелли руководил всеми работами по оформлению интерьера. Он выполнил не только проект иконостаса, но и его рисунок-шаблон в натуральную величину, по которому петербургские резчики И. Домаш и А. Карловский изготовили все резные детали. Иконостас изготовлен из липы с покрытием сусальным золотом. Живопись выполнена И. Вишняковым с учениками (25 икон), А. Антроповым, который расписал кафедру, купол, ряд икон иконостаса и образов в алтаре, а также украинскими мастерами И. Роменским и И. Чайковским., которые расписали обратную сторону иконостаса, которую вместе с алтарем увидеть, к сожалению, непросто - доступ туда закрыт:(

25. В декоре имеются скульптуры - головки херувимов, фигуры ангелов и т.п..

26.

27. Купол:

28. В этом году церкви наконец вернули ночную подсветку:

29. В силу своего расположения, изначального статуса и постоянных реставраций, Андреевская церковь церковью практически никогда не была. С 1968 г. церковь является музеем (филиал Национального заповедника "София Киевская").

Андреевская церковь в Киеве (Украина) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Андреевская церковь, заложенная в 1744 году на крутом берегу Днепра к приезду Елизаветы I, - единственная сохранившаяся в Киеве постройка работы известного архитектора В. В. Растрелли. Построенный в стиле барокко храм имеет форму креста, в центре возвышается единственный купол, а четыре угла украшают декоративные башенки с маковками поменьше.

Андреевскую церковь часто называют лебединой песней выдающегося мастера отечественной архитектуры Бартоломео Растрелли. Возвышается она на одной из круч Старокиевской горы на месте бывшего бастиона Старокиевской крепости.

Андреевская церковь - одна из самых ярких построек стиля барокко, который распространился в отечественной архитектуре и искусстве в конце XVII - середине XVIII в. Придя с запада, этот стиль подвергся влиянию местных традиций и приобрел своеобразные национальные черты.

Для барочных сооружений характерны парадность, эффектность, живописность и динамичность архитектурных форм, богатство декора, яркая контрастная окраска стен, обилие позолоты. Все эти черты присущи Андреевской церкви.

Чтобы поставить храм на вершине холма, строители возвели под ним стилобат в виде двухэтажного жилого здания, примыкающего к срезу кручи. Его завершает огражденная балюстрадой паперть, куда ведет с улицы широкая чугунная лестница. Андреевская церковь - крестообразная в плане постройка, вытянутая по оси запад - восток. Ее размеры 31 х 20 метров, высота - 47 метров. Высота стилобата (с фундаментами) - 15 метров. Внутри церковь перекрыта одним большим куполом диаметром 10 метров. Однако снаружи это пятиглавый храм: четыре декоративные малые главки поставлены на контрфорсы, размещенные по диагонали здания, что создаёт эффект традиционного пятиглавия храма. Силуэт церкви построен на контрасте между массивной центральной главой и изящными угловыми куполами, направляющими движение архитектурных масс ввысь. В оформлении фасадов впервые объединены лепной декор и чугунное литье.

За всю свою историю время, когда она выполняла свою прямую функцию, можно пересчитать на пальцах одной руки. Неудачное местонахождение и, вследствие этого, угроза постоянных сдвигов - вот те причины, которые ставили Андреевскую на границу полного уничтожения. Уже в1787 году, после смерти Елизаветы, храм приходит почти в полное запустение. Лишь вмешательство русской императрицы Екатерины спасло церковь.

Живописность фасадов усиливает яркая раскраска: на бирюзовом фоне стен выделяются белые колонны, пилястры, карнизы, сверкают позолотой чугунные капители, картуши, по граням темно-зеленого купола извиваются золоченые гирлянды.

Хотя вся живопись Андреевской церкви написана на религиозные сюжеты, она по манере исполнения представляет собою светские картины с характерными для стиля барокко эффектными позами, нарядными одеждами, обилием бытовых деталей, пейзажами и натюрмортами. Это реалистичное, жизнеутверждающее искусство, лишенное религиозного аскетизма. Живопись органично связана с резьбой, лепным декором и архитектурными формами здания.

Легенды Андреевской церкви

Адрес: Киев, ул. Андреевский спуск, д. 23.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...