Расы сверхъестественных существ. Самые страшные монстры из «Сверхъестественного

Кратко о статье: Говорят, будто фэнтези основано на британском фольклоре. Но многие яркие образы Старой Англии, такие как келпи, боггарты и баргесты, в наши дни незаслуженно забыты. «Мир фантастики» исправляет эту несправедливость.

ЧИСТО АНГЛИЙСКОЕ ЧУДОВИЩЕ
СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ СУЩЕСТВА БРИТАНСКИХ ОСТРОВОВ

Сверху к ним навстречу
опрометью бежал крохотный
гоблин - пёстрая рубаха, которая
была ему велика, билась на ветру.
- Эль! - верещал он. - Эль!
Он остановился перед ними, еле
удерживаясь на ногах.
- Он скис! Весь этот заклятый
чан скис!
Клиффорд Саймак,
«Заповедник гоблинов»

Считается, что в основе современной фэнтези-мифологии, сложившейся в середине прошлого века, лежат сказки Британских островов, опирающиеся на великий кельтский эпос... Но не всё, что считается общеизвестным, правда. Лишь немногие из существ, населяющих современные фэнтези-вселенные, имеют отношение к английскому или ирландскому фольклору. А многие образчики настоящей британской нечисти почти не представлены в мирах меча и магии. И это печально, так как речь идёт о существах весьма колоритных, способных украсить собой повествование.

ВОДЯНОЙ КОНЬ



В Средние века одним из наиболее «келпиопасных» районов считались берега озера Лох-Несс. Не исключено, что истинная форма келпи - ящер. Недаром голова озёрного чудовища часто описывается как «лошадиная».

Разговор о чисто английских чудовищах стоит начать с водяного коня. Этот кровожадный оборотень не известен на континенте, но часто встречается на островах. О его распространённости говорит уже обилие имён монстра: келпи, агишки, брэг, баггейн, бугган, глэйштн, грант, дани, фука, пикси-жеребчик, эх-ушге, кабиллушти... В каждом графстве водяного коня именовали по-своему, но представление о нём было одинаковое. Всегда совпадали две основные детали: существо обитало в воде, а выходя на сушу, принимало вид лошади. Описание конской ипостаси оборотня как стройного, божественно красивого животного - классическое, но далеко не самое распространённое. Предания обычно говорят о «лошадке», пони или жеребёнке. Очевидно, мелкие келпи встречались чаще крупных.

Нередко оборотень, кроме лошадиной, имел ещё одну или несколько альтернативных форм - например, телёнка или овечки. А наиболее изощрённые особи перекидывались даже в людей, как правило, в молодых мужчин.



Если верить легендам, келпи не раз подводила жадность. Встретив целую компанию, он «брал на борт» всё новых и новых седоков, пока кто-нибудь не замечал, что лошадь стала длинной, как змея.

Выбор личин может показаться странным, но он был оправдан избранной монстром тактикой охоты. Келпи хотел, чтобы его поймали. Стоило жертве усесться верхом, незадачливый наездник намертво прилипал, и водяной конь уносил его в пучину. Где и пожирал, по странной прихоти оставляя от тела лишь печень или лёгкие. Любопытно, что долго удерживать человека келпи не мог, поэтому, случалось, многие недели добросовестно выполнял обязанности лошади, прежде чем вода оказывалась на расстоянии броска.

Естественно, такой способ ловли хорош только против мужчин. Девушки куда реже пытались захомутать незнакомую лошадь. Другое дело - доверчивый заблудившийся телёнок... А уж тем более - прекрасный принц.

Келпи появлялся как ночью, так и днём. Оборотень мог поселиться везде - в море, озере, реке, даже в мельничной запруде. Конечно, из заливов выходили целые стаи (вернее, табуны), а в небольших водоёмах и речных омутах скрывались лишь отдельные особи. Но и они представляли нешуточную опасность. Рассказывают, что однажды водяной конь унёс и съел сразу семерых детей. А если монстр и не трогал лю- дей, то истреблял овец и коров, разоряя фермеров.

Не все келпи были свирепыми чудовищами - многие из них были всего лишь озорниками. «Искупав» седока в реке, они отпускали его вымокшим до нитки, обескураженным, но невредимым. Кроме того, в их арсенале было множество других злых, но не смертельных шуток. Ведь озорные келпи умели перевоплощаться куда лучше, чем кровожадные. Некоторым из шутников ничего не стоило притвориться не просто человеком, а несколькими людьми сразу.



Мистическую связь между лошадями и водой усматривали многие народы. У греков бог морей Посейдон одновременно «заведовал» и коневодством

РЕЧНЫЕ ЖИТЕЛИ


Мифическая фауна рек и озёр Англии до сих пор не попадала в бестиарии фэнтези-миров. Хотя существа эти воистину поразительны. Например, аванк - то ли покрытый мехом крокодил, то ли огромный хищный бобёр. Не менее удивителен Ламбтонский червь, подстерегающий жертвы на дне неглубоких рек, чтобы обвить и удушить, как питон. Рубить его бесполезно: куски червя ползут друг к другу, соединяются и немедленно срастаются. Но вне конкуренции лламхигин-и-дур - крылатые и хвостатые жабы ростом с человека. Это свирепые охотники, которые нападают на овец и даже похищают одиноких рыбаков с берегов рек. С душераздирающими воплями они выпрыгивают из зарослей, сшибают ошеломлённую жертву в воду и топят.

Как можно судить по старинным преданиям, безвредными шутниками чаще всего становились келпи, живущие вдали от больших водоёмов. В этом есть логика: тому, кто живёт в неглубоком омуте, опасно охотиться на людей. Озлобленные крестьяне могут подкараулить и убить. Келпи можно было поразить обычным железом, которое считалось «антимагическим» металлом. Бойцом же оборотень оказывался неожиданно слабым. Растерзать человека он был способен только под водой.

Никто не знает, как выглядит водяной конь в родной стихии. Обычный, «континентальный» оборотень - всегда человек. Это колдун, умеющий превращаться в зверя (версия о «болезни» или «проклятии ликантропии» возникла лишь в Новое время). Но келпи не принадлежит к роду людскому, даже копировать внешность человека умеет плохо - забывает спрятать конские уши и копыта. С другой стороны, он и не лошадь. Что же это за «оборотень» без истинного обличия?

Есть основания полагать, что келпи на самом деле не выглядит никак. Это лишённый плоти дух рек и морей, творящий тело из подручных материалов и придающий ему законченный вид иллюзиями. В пользу этой версии говорит тот факт, что если водяного коня удавалось убить на суше, его туша обращалась в кучу медуз или гниющих водорослей.

КОБЛИНАИ

На Британских островах гномы известны под названием «коблинаи», или «стуканцы». Созвучие названия с «гоблинами» случайно, но современные фэнтезийные гоблины внешность и подземный образ жизни унаследовали именно от коблинаев.

Стуканец достигает трёх футов ростом. Бороды нет. Кожа тёмная от въевшейся пыли. Длинные руки свисают почти до широких, плоских ступней. Одет в обноски шахтёрской робы и обут в тяжёлые грубые башмаки. Завершающий штрих - цветная бандана, украшающая непропорционально крупную голову. Именно повязка, а не колпак, как у немецких гномов-бородачей.

Сходство между коблинаями и гоблинами чисто внешнее. Стуканцы были добрыми. Если шахтёры проявляли к ним уважение, оставляли в шахтах еду и старую одежду, коблинаи могли указывать жилы и предупреждать об опасностях. В худшем случае обиженный коблинай шумел и кидал небольшие камни. Делить им с людьми было нечего. Сами они руду не добывали, предпочитая весело проводить время. Никто не видел коблиная с топором, да и кирку они брали в руки нечасто.

У берегов Британии обитают два типа русалок. Мерроу - обычные люди с хвостами вместо ног. У них есть перепонки между пальцами рук, но нет жабр. Дышать под водой им позволяют волшебные шапочки, сделанные на суше. Интересно, что мерроу делятся на два пола: женщины ослепительно красивы, а мужчины уродливы и зеленокожи. В отличие от опасных русских мавок, мерроу не топят пловцов. Они даже предупреждают рыбаков о приближении шторма. Души утопленников мерроу заключают в раковины и хранят.

Дружественны людям селки, или роаны - шотландские морские оборотни, принимающие форму тюленя. Селки живут на дне в дворцах из перламутра, но в погожие дни выходят на берег, чтобы порезвиться в человеческом обличии. Нередко, потеряв сброшенную тюленью шкуру и с ней возможность вернуться в море, они навсегда остаются людьми.



Острые уши современные эльфы унаследовали, вероятно, от «плохо превратившихся» келпи. Во всяком случае, в описании другой английской нечисти этот признак не упоминается.


В буках и дубах Англии обитают добрые дриады - «зелёные дамы». Но в берёзах селятся их злобные сёстры - «белые руки». Прикосновение призрачных ладоней к волосам старит его, а к сердцу - убивает.

Повторяющиеся сказания о водяных конях, скорее всего, объясняются природными условиями Англии и Ирландии. На морском побережье островов нередко можно было видеть следы копыт, уводящие в морскую пучину. Их оставляли табуны обычных лошадей, когда те обходили прибрежные скалы или пересекали залив по обнажившемуся во время отлива дну. Но древние кельты не меньше современных людей любили усматривать в самых заурядных и объяснимых явлениях мистику или заговор.

Британские домовые зовутся брауни, от слова «браун» - «коричневый», «бурый». В честь очень смуглого цвета кожи, не оценить который невозможно, так как брауни чаще всего расхаживают голышом. Почему англосаксонский домовик так напоминает африканца двух футов ростом - тайна веков.



Британские мегалиты - слишком древние и мистические сооружения даже для фэйри. Нечисть избегала и побаивалась их.



Не всякому домовому можно доверить деньги. Кроме брауни, есть ещё доби - внешне неотличимые от брауни, но очень глупые человечки. Доби слишком легко обмануть, и они сами отдадут сокровище первому встречному.


Люди боятся баньши и считают их злыми духами. Но серые плакальщицы не насылают смерть, а только предупреждают о её приближении.

Как и прочие домовые, коричневые человечки считают главным своим занятием помощь по хозяйству. Конечно, разругавшись с хозяевами дома, они могут и вредить, устраивать досадные, но не опасные каверзы. Но в целом брауни существа полезные. Питаются они овощами и фруктами, поэтому охотно присматривают не только за домом, но и за огородом.

Необычно другое. Английский домовой так близок к природе, что не живёт в доме. Брауни селятся в саду, устраивая норы под корнями или гнёзда в кронах деревьев. Убежища эти - колдовские. Днём норы не видны и открываются (в том числе и для самих хобгоблинов) только по ночам.

Умение мастерски маскировать собственные жилища позволяет брауни оказывать своим хозяевам услугу, которая не значится в прейскуранте континентальных домовиков. «Бурые» принимают на хранение ценности. Ведь из нор, в темноте невидимых, а днём уходящих в иное измерение, никто ничего не украдёт.

Ещё одна необычная особенность английского домового - умение менять облик. Разозлённый или напуганный брауни превращается в боггарта - бесформенное лохмато-волосатое чудище с длинными руками и копытцами на ногах. Вероятно, эту форму надлежит считать «боевой», но для человека боггарт совершенно не опасен. Он же маленький.

В близком родстве с брауни находится пак, шаловливый лесной фэйри ростом с ребёнка, любящий сбивать путников с пути и заставлять их подолгу блуждать в трёх соснах. Но лесная жизнь - не сахар, так что и пак при случае охотно переквалифицируется из леших в домовые.

Шотландские домовики - броллаханы и уриски - крупнее, и они постоянно носят воинственное обличие боггарта. Живут же преимущественно на природе, лишь время от времени перебираясь в человеческие поселения. Но самый необычный домовой живёт на острове Мэн. Это файнодери - могучий боггарт ростом с человека. Естественно, прятаться за камином такому богатырю не с руки, да и домашним хозяйством заниматься стыдно. Единственный из всех домовиков, файнодери предпочитает мужскую работу - помогает крестьянам в поле.

Одежда играет удивительно большую роль в британском фольклоре. Некоторые волшебные народы сами ткут себе наряды, но большинство одевается за счёт человека. Реакция фэйри на предложенные обноски очень разнообразна. Некоторые гоблины охотно примут старую куртку в уплату за помощь. Другие же, получив в дар одежду, напротив, могут возгордиться и работать больше не станут. А лесной пак, принципиально расхаживающий нагишом, в ужасе убежит, если предложить ему рубашку или штаны.

Мифология старой Англии полна упоминаний о гоблинах и эльфах. Но заимствованное после норманнского завоевания из старофранцузского языка слово «гоблин» так же, как и родное британское «фэйри», обозначало не какой-то конкретный тип сверхъестественных существ, а всю нечистую силу разом. Очень широко трактовалось и понятие «эльф». Например, водяной конь - типичный гоблин. Брауни же мог именоваться фэйри, хобгоблином или эльфом с равным успехом.

Сам Толкин в раннем стихотворении «Шаги гоблинов» использует слова «гоблин» и «эльф» как синонимы. Позже писатель пришёл к выводу, что неразбериха в терминологии недопустима, и ввёл систему, благополучно действующую до наших дней. Но и в первых набросках Современной Мифологии гоблинами (а затем гномами) именовались нолдоры. Если бы позже Профессор по каким-то причинам не передумал, в нынешних мирах меча и магии высокие гномы или бессмертно-прекрасные гоблины воевали бы против отвратительных ночных эльфов.

Но каким же представал Дивный народ в подлинных средневековых сказаниях Англии? В основу местного фольклора, несомненно, легли кельтские предания об ушедших под холмы племенах богини Дану, и германские - о диковатых лесных и речных духах, альвах. Время шло, бритты и саксы сплавлялись в единый народ, и миф постепенно менялся.

ГРЕМЛИНЫ

Легенды о гремлинах - бесах, облюбовавших технику - появились лишь в прошлом веке. Но возникли они не на пустом месте. Предками гремлинов-авиаторов были британские клабаутерманы - духи кораблей, селившиеся в носовых фигурах. Клабаутерман для судна был как домовой для здания. Одетый по военно-морской моде человечек с трубкой в зубах помогал старательным матросам, наказывал бунтовщиков и лентяев. Его особым расположением пользовался судовой плотник - в те время фактически «старший механик» корабля. Клабаутерманы обожали стук топора и работу по дереву.

Похожие духи - килмулисы - жили на английских мельницах. Они присматривали за порядком и жерновами, требуя в награду только угощение. Да и того не съедали. Рта у киллмулиса не было, только огромный, в половину роста, нос. Так что питались «мельничные» исключительно запахами и мучной пылью.




В крошек-эльфов с крыльями насекомых англичане никогда не верили. Они появились в англоязычной детской литературе лишь в Новое время.

Лишь ирландские дини ши и ферришин с острова Мэн сохранили аристократические замашки. От племён Дану они унаследовали подземные дворцы, из которых иногда ночами, поднимая целые холмы на огненных столбах, выезжали на поверхность, чтобы устроить псовую охоту или рыцарский турнир. Но если дану были роста почти великанского, то дини ши измельчали и редко вырастали выше пяти футов.

Под землёй, в полых холмах, проживало и большинство английских эльфов, именовавшихся по этой причине холмовиками, или хогменами. Это был низкорослый народ, по описанию похожий на хоббитов. Но только отчасти. Хогмены боялись солнца и лишь ночью выгоняли свои стада на подлунные пастбища. Кроме того, холмовики умели наводить порчу, при желании становились невидимыми или меняли внешность. Всеми своими способностями эльфы были обязаны волшебной одежде - стеклянным башмакам или красным колпакам с серебряными бубенчиками.

Отношения между народцем холмов и крестьянами чаще всего оставались добрососедскими. На территории хогменов не рекомендовалось пасти скот. К эльфам нужно было проявлять уважение. За любые услуги, даже самые незначительные, холмовики щедро платили: у каждого подземного эльфа был целый сундук золота. Отношения с хогменами осложняло только то, что жители холмов часто похищали человеческих детей. Взамен они оставляли своих отпрысков-подменышей - низкорослых, уродливых, капризных, но нередко наделённых сверхъестественными способностями.


Много общего с пикси имели водные эльфы - никси, проникавшие из Волшебной страны в мир людей через реки и омуты. Узнать этих фэйри можно было по мокрым волосам и зелёным зубам.

«Собака Баскервилей» из одноимённой повести Артура Конана Дойла тоже тесно связана с мифологией. В Старой Англии огромные чёрные псы с огненными глазами именовались баргестами, боуги или гримами.

По одной из легенд, это псы Одина, отставшие от Дикого Гона. Но «скандинавскую» версию можно поставить под сомнение: баргест слишком похож на другую британскую нечисть. Подобно келпи, он полиморф и способен принять облик рогатого гуманоида с клыками и когтями или чёрного шара. Общее есть у гримов и с баньши: вой баргеста может предвещать скорую кончину. Хотя чаще всего оказывается, что баргест просто пугал.

Ни в одной из форм огнеглазое чудище не пускает в ход клыки. Несмотря на устрашающую наружность и склонность бродить по кладбищам, баргест безвреден. Он всего лишь «голограмма», бестелесный призрак. Баргест - дух-хулиган, юмор которого такой же чёрный, как его шерсть. Если его игнорировать, он обидится и в отместку начнёт, например, звонить в колокола, созывая селян тушить несуществующий пожар.


В отличие от трансильванских вампиров, британские глейстиги перекидываются не в летучих мышей, а в воронов.



Песни и скрипки эльфов заставляли, забыв всё на свете, плясать до упаду. Самое удивительное, что волшебная музыка при этом описывалась как фальшивая, однообразная и заунывная.

Кроме подземных эльфов, существовали и лесные - пикси. Жили они, впрочем, не в чащобах, а в параллельном мире - Стране чудес или Волшебной Стране. Но их измерение пересекалось с миром людей именно в лесах, чаще всего вблизи болот или в других уголках, пользующихся дурной славой.

Пикси отличались красотой, а ростом не уступали людям, хотя по желанию могли становиться крошечными или перекидываться в животных. Способностями своими они, как хогмены, были обязаны волшебным шапочкам. Узнать эльфов можно было только по прищуренным, непривычным к свету глазам, а также по расшитой кружевами и бубенцами одежде психоделических расцветок. Эльфы предпочитали носить ярко-зелёные рубашки, голубые куртки и бриджи, красные чулки и колпаки. Видимо, они полагали, что именно такая цветовая гамма лучше всего гармонирует с их рыжими или золотистыми волосами. Не исключено, впрочем, что они, как и другие ночные существа, просто являлись дальтониками.



Добро пожаловать в Страну чудес!

Насколько можно судить, основным, если не единственным занятием пикси в нашем мире было заманивание людей в Волшебную страну. О целях этого мероприятия летописи молчат, но, судя по разнообразию и изощрённости методов ловли, результат был чрезвычайно важен для эльфов. В ход шли круги на полях и подброшенный на тропинки волшебный дёрн - ловушки, ступив в которые жертва проваливалась в иной мир. Блуждающие огоньки заводили путников если не прямо в Дивнолесье, то на облюбованную эльфами поляну. Ожидая гостей, пикси времени не теряли - устраивали пикник и пляски под луной. Присоединяться к их веселью сказания настоятельно не советовали. Опаснее всего было принимать от фэйри угощение: оно гарантировало полную амнезию и пробуждение в Стране чудес.

Как правило, эльфы селились целыми общинами. Исключение составляли ирландские лепреконы, предпочитавшие уединение. В остальном эти карлики полностью соответствовали описанию эльфов. Жили они под землёй и прятали горшки с золотом, применяя для маскировки тайников приёмы, явно заимствованные у брауни. Как и прочие фэйри, лепреконы обожали крикливую одежду в стиле XVII века, то есть той эпохи, когда сказки были записаны и облик существ стал каноническим. До этого момента эльфы носили праздничные крестьянские наряды, соответствующие моде текущего века.

Как и прочие жители холмов, лепреконы варили пиво, отведав которого, можно было потерять память либо и вовсе отправиться в Дивную страну без обратного билета. Обожали ирландские гномы и вино, но делать его сами не умели. Так что наткнуться на лепрекона чаще всего можно было не в лесу, а в собственном винном погребе. Некоторые из них даже селились среди бочек и превращались в погребных духов - клариконов. Эти духи безжалостно карали слуг, тайком прикладывающихся к хозяйским запасам.

Как известно, эльфы - лучшие лучники в фэнтези. Но почему волшебный народ стал ассоциироваться с оружием, в Средние века считавшимся слабым и плебейским? Вероятно, в основе мифа лежит «эльфский болт» - крошечная отравленная стрелка, которую холмовик мог пустить в обидчика. В средневековой Англии внезапную необъяснимую смерть часто списывали на происки обиженных фэйри.

Британские фэйри делятся на Благой и Неблагой дворы. Первый объединяет не очень злые народы. Второй - очень злые. Границу определить трудно.

ЧУДИЩЕ ИЗ ШКАФА


Баги (они же багабу, богглы, багбиры или буки) - это монстры, преследующие исключительно непослушных детей. Они делятся на дневных и ночных. Типичный ночной баг мохнат, у него цепкие ледяные ладони и небольшой рост, что позволяет ему скрываться в шкафу или под кроватью. Как правило, чудище лишь пугает, корчит рожи из тёмных углов. И только самых негодных мальчишек и девчонок баг хватает и пытается утащить в своё пыльное логово. Всегда неудачно.

У каждого из дневных багов есть собственное имя, внешность и сферы деятельности. Например, Ленивый Лоренс подстерегает воришек в чужих фруктовых садах. А длинноволосая, вооружённая кривыми когтями Дженни Зелёные Зубы хватает сорванцов, купающихся в прудах и реках без присмотра старших. Дженни - единственный баг-убийца. Она не шутит.

Традиционные средства - распятие, молитва или железная иголка, спрятанная за воротом, - бессильны против багов. Если ночные чудища хотя бы боятся света, то дневные баги убегают лишь при появлении взрослых.

К безусловно злым гоблинам относятся красные колпаки - клыкастые карлики, живущие в развалинах и красящие шапки человеческой кровью. В отличие от других фэйри, колпаки не боятся железа. Компанию им в развалинах составляют сприганы, уродливые злобные гномы, также использующие сталь и способные вырастать до размеров крепостной башни. В подземельях скрываются корреды, внешность которых в страшном сне не приснится: черная кожа, красные светящиеся глаза, острый горб на спине, когти и копыта. Спасти от корредов может только музыка, к которой владеющие магией чудища неравнодушны. Если развеселить корреда, он предскажет судьбу.

Очень опасны шотландские вампиры - глейстиги и бааван ши, красавицы, скрывающие под длинными зелёными платьями козьи или оленьи копыта. Но и среди глейстигов встречаются добрые, готовые помочь если не каждому человеку, то тем, кто им понравится.

В Англии каждый гоблин сам выбирает свой Двор. Ведь волшебный мир - не загробное царство. Добро и зло существуют в нём так же, как и в мире реальном. Сказка должна очаровывать, а не поучать.

Что почитать?
Роберт Бёрнс (в переводе Маршака) «Стихи»
Клиффорд Саймак «Заповедник гоблинов»
Вальтер Скотт «История Шотландии. Дедушкины рассказы»
Уильям Шекспир «Макбет»
«Корриганы» (комикс)
«Чуть-чуть безумства: Иггук» (комикс)

Во что поиграть?
Heroes of Might and Magic 3 (1999)
Baldur’s Gate 2: Shadows of Amn (2000)
Neverwinter Nights (2007)

Он рисовал комиксы, создавал иллюстрации для фантастических книг, но для меня наибольший интерес представляют его работы, вошедшие в книгу «Иллюстрированная книга японских монстров» (Illustrated Book of Japanese Monsters), которая вышла в 1972 году. В книге рассказывается о ёкай, сверхъестественных существах, описанных в японских легендах. Если вы хотя бы немного знакомы с популярной японской культурой, начиная от аниме, типа Naruto, заканчивая современными японскими ужасами, типа «Звонок», то обязательно увидите, как в них преобразовывается богатое культурное наследие Японии. К сожалению, я нашла только 16 иллюстраций Годжина Ишихары, но и это богатство.


Перед вами каппа, разновидность водяных. Каппа известен по всей Японии, хотя его внешний вид различается в разных районах страны. Каппу чаще всего представляют, как нечто среднее между черепахой и лягушкой. На макушке у каппы блюдце. Оно всегда должно быть наполнено водой, если в блюдце нет воды, каппа потеряет всю свою силу и в скором времени умрет. Каппа любит реки и болота, он любит шалить, но зачастую не вредит человеку. Каппа больше всего любит огурцы и сумо))


Джорогумо – «связывающая невеста», «паук-блудница». Известна также, как Tsuchigumo. Это ёкай, который может превращаться в красивую соблазнительную женщину, предлагающую мужчинам жениться на ней, или женщину, укачивающую ребенка. Джорогумо завлекает мужчин, начинает играть на лютне, да так красиво, что жертва и не замечает, как он уже опутана паутиной и съедена. Согласно легендам паук становится джорогумо, когда проживет 400 лет.


Это Kubire-oni, что можно перевести, как демон-душитель. «Они» представляют собой целый класс, который близок западным демонам. «Они» обычно огромные, отвратительные людоеды с большими когтями и рогами. «Они» похожи на людей, но могут обладать множеством глаз и пальцев. Цвет кожи чаще всего синий или красный. Изображается обычно в набедренных повязках и с огромными железными молотами, называемыми канабо.


Этот ёкай называется рокурокуби, его отличительная особенность - возможность вытягивать шею до невообразимой длины. Днем их не отличить от людей, но ночью открывается их истинная суть. Рокурокуби обладает способностью менять лицо, подражая ужасным демонам, чтобы сильнее пугать людей. Интересно, что рокурокуби, которые могут спокойно существовать в человеческом обществе, порой живут обычной жизнью со смертными супругами. Тем не менее, они не могут избавиться от своей натуры и продолжают ночью пугать людей, иногда даже не подозревая об этом на утро. Легенды гласят, что люди становятся рокурокуби после смерти, если нарушают заповеди Будды.


Онмораки - демон-птица, рождающаяся из духов недавно умерших людей. Миф говорит о том, что онмораки это призраки людей, которые не получили должного захоронения и жаждут мести.


Некомата - это ёкай, представляющий собой кота-оборотня. Согласно японским представлениям более сильная форма бакенеко (демонический кот), или просто старый бакенеко. Дословный перевод означает что-то типа раздвоенная кошка, что связано с поверьем, что у этого ёкая два хвоста. Коты в Японии традиционно связаны со смертью, демонические коты олицетворяют смерть, сопровождаемую проклятием. Чем старее кошка и чем хуже с ней обращались, тем сильнее будет ёкай. Некомата обладает способностью к некромантии. Охотясь на своих обидчиков, некомата заманивает их видениями умерших родственников.


Тэнгу, наряду с каппой, является одним из самых известных японских ёкаев. Изображается в облике мужчины огромного роста с красным лицом, длинным носом, иногда с крыльями. Обладает огромной силой и является мастером холодного оружия. Их чары смущают людей, они обитатели гор и защитники святых мест и храмов. Тэнгу могут стать наставниками достойных людей, но чаще издеваются над людьми и пугают их. Существует карасу-тэнгу - тэнгу «ворон» (младший тэнгу), который выглядит, как человек с головой ворона, он олицетворяет тэнгу, опасного для людей, и ямабуси тэнгу - тэнгу монах-отшельник, похожий на странствующего старика, который олицетворяет защитника людей.


Tenjō-sagari - демон, обитающий на потолке. Все смотрели «Проклятие»? Знакомые мотивы, не так ли?))


Enma Dai-O или начальник ада родом из буддизма. Бог Яма, судящий людей после смерти.


Kyubi no kitsune - девятихвостая лисица. Кицуне мудрые ёкай, известные своей хитростью. Они способны принимать человеческий облик и обладают большой магической силой. Чем больше хвостов у кицуне, тем старше и могущественнее это волшебное животное. Максимальное количество хвостов - девять. Легенды гласят, что новый хвост появляется у той лисицы, которая прожила 100 лет. Мех девятихвостой лисицы по поверьям становится белым или золотым, и она обретает способность видеть и слышать все, что происходит в мире.


Это Баку - пожиратель снов и кошмаров. Баку - не только традиционный ёкай, но и тапир по-японски, что сказывается на облике древнего духа. Впрочем, древние тексты описывают баку, как химеру с хоботом слона, глазами носорога, хвостом быка и лапами тигра.


Yūrei (юрей) – неупокоенный дух. Если человек умер в результате насильственной смерти, или охваченный сильными желаниями (месть, ненависть, горе) или если погребальные обряды не были произведены или произведены с ошибками, то его душа (рейкон) превращается в призрак. Длинное белое кимоно, используемое для погребения, длинные черные спутанные волосы, компания из парочки блуждающих огоньков, - вот облик классического японского призрака. Обитают в тех местах, где были убиты, или где лежат их неупокоенные тела. Можно успокоить, проведя погребальные обряды над найденным телом, убить их убийцу, или устранить причину предсмертных эмоций.


Yamasei или горный дух. Ничего о нем не знаю, но напоминает гоблина, этакий мелкий пакостный дух.


Rashomon no oni - людоед, обитающий возле ворот Расёмон. Согласно легенде в десятом веке периода хэйен, этот ужасающий демон жил на воротах Расёмон в Киото, убивая людей, которые хотели через них пройти. Сразившись с знаменитым самураем Watanabe no Tsuna, демон потерял свою руку, которую затем хитростью забрал у самурая, держащего ее в качестве трофея в сундуке. Однако, к воротам Расёмон демон больше не вернулся.


Waira - горный демон, напоминающий химеру. Больше никакой информации не удалось найти.


Nure-onna или женщина-змея. Имеет женскую голову и змеиное тело. Ее описания мало разнятся в различных источниках. Встречается информация, что она достигает трехсот метров в длину, что у нее змеиные глаза, динные когти, клыки и прекрасные волосы. Она, как правило, обитает на берегу, где моет свои длинные волосы. Некоторые легенды гласят, что этот ёкай лишь хочет уединения и гневается, если оно нарушено. Другие же утверждают, что женщина-змея питается людьми. Она как будто держит в руках ребенка, которого люди предлагают понести вместо нее. Если они отказываются нести колыбельку, она становится невероятно тяжелой и не дает им убежать. Женщина-змея своим длинным языком высасывает всю их кровь.

  • Current Mood: delighted

Если во сне вы обладаете магическими способностями - умением летать, владеете магией, читаете мысли и др. - то, видимо, это сон об обретении власти. Очень часто в таком сне подобные силы будут только у вас, и вы используете их, чтобы добиться определенного свершения: побега, победы в битве или спасения других.

Иногда эти силы распространяются на окружающих или встречают сопротивление с их стороны. В этом случае разум приводит ваши силы в соответствие с вашими потребностями, он дает вам возможность хотя бы во сне полностью привести в порядок свой внутренний мир.

Толкование снов из Сонника Лоффа

Сонник - Фантастические существа

Доводилось ли вам когда-нибудь смотреть перед сном фильм "Годзилла"? По большей части фантастические существа наших сновидений навеяны фильмами ужасов. Однако зачастую они наделены силой и разрушительным потенциалом, которые способны оставить глубокий след в нашей памяти. В этих случаях невероятные создания являются олицетворением неизведанных опасностей, которые вызывают в нас чувство страха и растерянности.

Побывает, что нам снятся менее фантастические существа, которые вызывают в нас смешанные чувства. Подобные образы могут нести в себе черты близких друзей или любимых животных, а могут быть и простым отображением любимых литературных или мифологических персонажей. Такие образы, несомненно, носят положительный характер.

Толкование снов из

{ ArticleToC: enabled=yes }

Известно, что до появления христианства, наши предки были язычниками. О богах, которым они поклонялись, поговорим в другой раз. Но, кроме богов, в верованиях славян была масса сверхъестественных существ, населяющих практически все, что окружало человека. Одних славяне считали сверхъестественные существа добрыми, поскольку те мирно сосуществовали с людьми, помогали им и всячески оберегали. Других же относили к злым, за то, что те вредили людям и были способны на убийство. Впрочем, была и третья группа сверхъестественных существ, которых нельзя было отнести ни к добрым, ни к злым. Все известные сверхъестественные существа хоть и являются представителями малочисленных видов, все же представлены не одной особью.

Видео: Сверхъестественные существа в славянской мифологии

Мифологические создания отличаются друг от друга внешним видом, способностями, ареалом обитания и образом жизни. Так одни сверхъестественные существа внешне похожи на животных, другие на людей, а третьи не похожи ни на кого. Кто-то из них обитает в лесах и морях, другие живут непосредственно рядом с человеком, иногда даже в их домах. В славянской мифологии отсутствует какая либо классификация сверхъестественных существ , зато довольно подробно описывается их внешний вид, образ жизни, способы как задобрить тех или иных сверхъестественных существ или как выжить при встрече с представителями опасных для человека видов.

Всех сверхъестественных существ из сказок и мифов описать невозможно, но с некоторыми мы знакомы с детства, из сказок и историй. Вот некоторые из этих сверхъестественных существс .

Алконост

Алконост – полуптица-получеловек. Тело у алконоста птичье, с красивым радужным опереньем. Голова у него человеческая, часто на нее надета корона или венок, также алконост имеет человеческие руки. По природе своей алконост не агрессивен и не представляет прямой опасности для человека, но, все же, может невзначай навредить ему, если тот подойдет слишком близко к гнездовью, или будет находиться рядом, когда птица поет свою песнь. Защищая себя или своих птенцов, полуптица-получеловек способна погрузить всех окружающих в беспамятство.

Анчутка

Анчутка – маленький злой дух. Рост анчуток составляет всего несколько сантиметров, их тела покрыты шерстью и имеют черную окраску, а головы у них лысые. Характерной особенностью анчутки является отсутствие пяток. Считается, что нельзя произносить вслух его название, так как анчутка сразу же на него откликнется и окажется прямо перед тем, кто произнес.

Обитать анчутка может почти везде: чаще всего духа можно встретить в поле, в бане или на водоеме, так же он предпочитает селиться поближе к людям, но избегает встреч с более сильными сверхъестественными существами. Впрочем, различная среда обитания накладывает особенности на внешний вид и поведение злых духов, так можно выделить три основных подвида анчуток: банные, полевые, водяные или болотные. Полевые анчутки самые мирные, не являются людям, если те сами не позвали их. Банные и болотные анчутки любят попроказничать, но шутки у них злые и опасные, нередко приводящие к смерти человека, так болотный анчутка может схватить пловца за ногу и утащить его на дно. Банные анчутки часто пугают людей стонами, являются им в различных обликах, да и просто могут заставить человека уснуть или потерять сознание.

Анчутка способен становится невидимым. Кроме того этот злой дух может принимать любую форму и, например, обратится и зверем и человеком. Другой способностью духа является возможность мгновенного перемещения в пространстве.

Анчутки боятся железа и соли, если злой дух схватил вас, то его нужно ткнуть чем-то железным и тогда он тот час же вас отпустит. Но совсем избавится от анчуток очень сложно, так если они облюбовали какое-то место или здание, то выгнать их оттуда можно лишь уничтожив строение в огне и засыпав пепелище солью.

Бабай

Да-да, тот самый Бабай, которым многих пугали в детстве. Название «бабай», видимо, произошло от тюркского «баба», бабай — старик, дедушка.Этим словом (возможно, и в напоминание о татаро-монгольском иге) обозначается нечто таинственное, не вполне определенного облика, нежелательное и опасное. В поверьях северных районов России бабай — страшный кривобокий старик. Он бродит по улицам с палкой. Встреча с ним опасна, особенно для детей. Бабайка довольно универсальное детское страшилище, которое популярно и в наши дни. Даже современные мамы и бабушки порой могут сказать непослушному дитяте, что если он не будет хорошо кушать то его заберет бабайка. Ведь он ходит под окнами, как и в давние времена.

Баба-яга

Сказочный русский персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма. Считается образ бабы-яги трансформацией образа архаического божества, некогда главенствовавшего в обрядах инициации, посвящения (первоначально, возможно, такое божество имело облик женщины-животного)

Давайте ответим на вопрос: кто такая сказочная Баба-Яга? Это старая злая ведьма, которая живет в глухом лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, погоняя ее пестом и заметая след метлой. Любит полакомиться человечиной — маленькими детьми и добрыми молодцами. Однако в некоторых сказках Баба-Яга вовсе не злая: она помогает добру молодцу, подарив ему что-то волшебное или указав путь к нему.

По одной из версий, Баба-Яга — это проводник в потусторонний мир — мир предков. Она и живет-то на границе миров живых и мертвых, где-то в «тридевятом царстве». А знаменитая избушка на курьих ножках - как бы проходная в этот мир; потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. Да и сама Баба-Яга — оживший мертвец. В пользу этой гипотезы говорят такие детали. Во-первых, ее жилище — избушка на курьих ножках. Почему именно на ножках, да еще и «курьих»? Полагают, что «курьи» — это видоизмененное со временем «курные», то есть окуренные дымом. У древних славян был такой обычай захоронения умерших: на окуренных дымом столбах ставили «избу смерти», в который помещали прах умершего. Такой погребальный обряд существовал у древних славян в VI-IX веках. Возможно, избушка на курьих ножках указывает на другой обычай древних — хоронить умерших в домовинах — специальных домиках, размещенных на высоких пнях. У таких пней корни выходят наружу и действительно чем-то похожи на куриные ноги.

Банник

Банник – дух, обитающий в бане. Выглядит банник как маленький тощий старик с длинной бородой. Одежды на нем нет, но все его тело облеплено листочками от веника. Несмотря на свой размер старичок очень сильный, легко может свалить человека и таскать его по бане. Банник довольно жестокий: он любит попугать тех, кто пришел в баню, страшными криками, также может кидаться горячими камнями из печки или ошпарить кипятком. Если банника разозлить, то он способен даже убить человека, задушив своего врага в бане или заживо содрав с него кожу. Разозлившийся банник так же может похитить или подменить ребенка.

Банник весьма «социальный»: он часто приглашает к себе в гости других злых «попарится», устраивает такие встречи он по ночам после 3-6 смен купающихся, заходить в такие дни в баню опасно. Банник вообще не любит, когда люди тревожат его по ночам.

Больше всего он любит пугать женщин, потому им нельзя ходить в баню в одиночку. Но больше всего банника злит, когда в баню заходит беременная женщина, таких будущих матерей ни в коем случае нельзя оставлять в бане без присмотра мужчин.

Банник способен становится невидимым и мгновенно перемещаться в пространстве в пределах своей бани. Женщины банники – обдерихи способны менять свое обличие оборачиваясь кошкой или даже человеком.

Помимо этого банник способен открывать людям их будущее.

Если соблюдать основные правила, то банник никогда не нападет на человека. Но если банник разозлился, то его можно задобрить: оставив ему кусок ржаного хлеба обильно посыпанного крупной солью, в отдельных случаях необходимо принести в жертву черную курицу, закопав ее под порогом бани. Если же все-таки банник напал на вас, то необходимо выбежать из бани спиной вперед и позвать на помощь домового: «Батюшка, выручи!..». Так же он боится железа.

Берендеи

Берендеи — в славянской мифологии — люди оборачивающиеся медведями. Как правило это были довольно сильные колдуны, либо заколдованные ими люди. Расколдовать такого оборотня мог либо сам колдун, наложивший оборотническое проклятье, либо смерть этого колдуна.

Берегини

Берегини — в славянской мифологии добрые водные духи, в облике женщин. Они живут по берегам рек, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду. Вера в берегинь («живущих на берегу» «оберегающих») была, по-видимому, достаточно распространена в Древней Руси.

Судить о том, что представляли собой берегини, по достаточно отрывочным свидетельствам трудно. Часть исследователей видит в них «предшественниц» русалок или отождествляет их с русалками. Действительно, берегини определенно связаны с водой; им, по-видимому, подвластны и некоторые существенные стороны жизни людей. Поэтому предположение о связи берегинь и русалок небезосновательно.

Водяной

Водяного нельзя назвать ни злым, ни добрым - это своевольный дух, охраняющий свой водоем, который, впрочем, не против подшутить над теми, кто туда пришел. Выглядит водяной как старик с большой бородой и рыбьим хвостом вместо ног, волосы старика имеют зеленый оттенок, а глаза похожи на рыбьи. Днем водяной предпочитает оставаться на дне водоема, а с восходом луны поднимается на поверхность. По водоему он предпочитает перемещаться верхом, в основном плавая на соме.

Он обитает в крупных пресноводных водоемах: реках, озерах, болотах. Впрочем, иногда он выходит на сушу и появляется в ближайших селениях. На водоемах для жилища водяной предпочитает выбирать наиболее глубокие места или места с сильным круговым течением (водовороты, места возле водяных мельниц).

Водяной ревностно охраняет свой водоем и не прощает тех, кто непочтительно к нему относится: провинившегося он способен утопить или сильно покалечить. Впрочем, водяной также может и вознаграждать людей: считается, что водяной может даровать хороший улов, но также он способен оставить рыбака вообще без единой рыбки. Любит и попроказничать: пугает людей по ночам странными криками, может прикинуться утопленником или младенцем, а когда его втянут в лодку или вытащат на берег, он откроет свои глаза, рассмеется и плюхнется обратно в воду.

Водяные живут семьями, обычно водяной имеет множество жен – русалок. Утянутые им на дно люди остаются у водяного в услужении, всячески развлекая хозяина водоема и выполняя различные поручения, впрочем, от него можно откупиться, но цена будет соизмеримая - придется отдать своего первенца.

Бороться с водяным в его родной стихии практически невозможно, однако его можно отпугнуть от себя железом или медью, что в итоге лишь сильнее его разозлит. Поэтому в древности предпочитали не злить водяного, а если уж он рассердился, то его пытались задобрить, бросая в воду хлеб, или принося в жертву животное черного цвета

Волколак

Волколак – человек, способный превращаться в волка (медведя). Волколаком можно стать добровольно и против своей воли. Колдуны часто превращают себя в волколака, чтобы обрести силу зверя. Они способны превращаться в волка и обратно в человека по собственной воле. Для этого колдуну достаточно перекувыркнуться через пень, или 12 ножей, воткнутых в землю острием, при этом если за то время, пока маг был в обличии зверя, кто-то вынет хотя бы один нож из земли, то колдун уже не сможет вернуться обратно в человеческое обличие.

Человек может обратиться в волколака и после проклятья, тогда проклятый не способен сам вернуть себе человеческий облик. Однако ему можно помочь: для того чтобы снять с человека проклятие его надо накормить освященной едой и накинуть на него одеяние, сотканное из крапивы, при этом волколак будет всячески сопротивляться этому обряду.

Волколаки не обладают сверхъестественной живучестью, и их можно убить обычным оружием, однако после смерти оборотни превращаются в упырей и вновь восстают, чтобы отомстить своему убийце. Чтобы не произошло подобного обращения оборотню необходимо запихать в пасть три серебряных монеты в тот момент, когда он будет умирать, либо пронзить сердце колом из боярышника, когда волколак находится в человеческой форме.

Волот

Волоты – малочисленная раса могучих великанов, населявшая территорию древней Руси. Некогда волоты были одной из самых распространенных рас, но к началу исторической эпохи практически вымерли, вытесненные людьми. Великаны считаются предками славян, что подтверждается появлением богатырей в людском роду. Волоты стараются не контактировать и не пресекаться с людьми, селясь в труднодоступных местах, предпочитая выбирать для жилья высокогорные участки или труднодоступные лесные чащи, гораздо реже они селятся в степных районах.

Внешне волот ни чем не отличается от человека, если не брать во внимание его гигантские размеры.

Горыныч

Еще один широко известный сказочный персонаж. Змей-Горыныч – общее название драконоподобных сверхъестественных существ. Хотя к драконам он и не относится, а по классификации принадлежит к змиям, во внешнем виде Горыныча много драконьих черт. Внешне Змей-Горыныч похож на дракона, однако обладает многоголовостью. В разных источниках указывает разное количество голов, но чаще всего встречается три головы. Впрочем, большее количество голов скорее указывает на тот факт, что этот змий уже неоднократно участвовал в битвах и терял головы, на месте которых вырастало большее количество новых. Тело Горыныча покрывает чешуя красного или черного цвета, на лапах у змия большие когти медного цвета с металлическим отблеском, сам он имеет большие размеры и внушительный размах крыльев. Змей-Горыныч способен летать и извергать огонь. Чешую Горыныча невозможно пробить никаким оружием. Его кровь способная обжечь, а кровь, пролитая на землю, выжигает ее так, что на том месте еще долго ничего не растет. Змей-Горыныч способен отращивать потерянные конечности, он в состоянии отрастить даже утраченную голову. Также он обладает разумом и способен подражать голосам различных животных, в том числе способен воспроизводить человеческую речь, что отличает его от змиев и делает ближе к драконам.

Гамаюн

Гамаюн – полуптица-получеловек. Тело у гамаюна птичье, с ярким пестрым опереньем, а голова и грудь человеческая. Гамаюн - посланница богов, поэтому почти всю свою жизнь она проводит в путешествиях, предсказывая людям их судьбу и передавая слова богов.

По природе своей гамаюн не агрессивен и не представляет прямой опасности для человека, но обладает тяжелым характером и потому ведет себя несколько высокомерно, относясь к людям как к сверхъестественным существам более низкого порядка.

Домовой

Домовой – добрый дух, хранитель дома и всего, что в нем находится. Выглядит домовой как маленький старик (ростом 20-30 сантиметров) с большой бородой. Считается, что чем старше домовой, тем моложе он выглядит, так как рождаются они стариками, а умирают младенцами. Покровительствует домовым бог Велес, от которого им досталось несколько способностей, например, возможность предсказывать будущее, но главное, конечно, это мудрость и умение лечить людей и животных.

Домовой обитает практически в каждом доме, выбирая для проживания укромные места: за печкой, под порогом, на чердаке, за сундуком, в углу, или даже в печной трубе.

Домовой всячески следит за своим домом и семьей, которая в нем живет, защищает их от напастей. Если семья держит животных, то домовой будет присматривать и за ними, особенно он любит лошадей.

Домовой очень любит чистоту и порядок в доме, а не любит, когда обитатели дома лентяйничают. Но гораздо сильнее он не любит, когда жители дома начинают ссориться друг с другом или неуважительно относится к нему. Рассерженный домовой начинает давать знать о том, что человек не прав: стучит дверьми, окнами; мешает спать по ночам, издавая страшные звуки или крики, иногда даже будит человека, больно щипая его, после чего на теле остаются большие и болезненные синяки, которые тем сильнее болят, чем сильнее рассержен домовой; а в крайних случаях он способен бросаться посудой, писать нехорошие надписи на стенах и устраивать небольшие пожары. Впрочем, серьезного вреда человеку домовой не причинит, а иногда он, обитающий в доме, проказничает и без особой на то причины.

Жар-птица

Жар-птица – птица размером с павлина, да и по внешнему виду более всего напоминает она именно павлина, только обладает ярким золотистым с переливом в красный опереньем. Жар-птицу невозможно взять голыми руками, так как ее оперенье обжигает, при этом жар-птицу не окружает огонь. Большую часть жизни эти птицы проводят взаперти, что в Ирии, что в частных руках их держат в основном в золотых клетках, где они целыми днями поют песни, а по ночам этих удивительных птиц выпускают на кормежку. Любимая еда жар-птиц – фрукты, очень любят они яблоки, в особенности золотые.

Злыдни

Злыдень – злой дух, приносящий нищету дому, в котором поселился. Они находятся в подчинении у навьи. Злыдень невидим, но его можно услышать, иногда он даже разговаривает с людьми, в чьем доме поселился. Злому духу тяжело попасть в дом, так как его туда не пускает домовой, но если уж ему удалось проскользнуть в жилище, то избавится от него очень непросто. Если злыдень пробрался в дом, то он проявляет большую активность, помимо разговоров он может залазить на обитателей дома и ездить на них. Часто злыдни селятся группами, так что в одном доме их может быть до 12 сверхъестественных существ.

Индрик-зверь

Индрик- зверь — В русских легендах Индрик выступает как «всем зверям отец». Он может иметь и один, и два рога. В русских сказках Индрик изображается как противник змея, который мешает брать воду из колодца. В волшебных сказках образ индрика обозначает фантастическое животное, которое добывает главный герой. В некоторых сказочных сюжетах он появляется в царском саду вместо жар-птицы и ворует золотые яблоки.

Кикимора

Кикимора – злой дух, насылающая кошмары на человека. На вид кикимора очень худая и маленькая: голова у нее с наперсток, а тело тонкое как тростинка, она не носит ни обуви, ни одежды и большую часть времени остается невидимой. Днем кикиморы неактивны, а по ночам начинают шалить. По большей части они не причиняют серьезного вреда человеку, в основном лишь устраивают небольшие проказы: то стучат чем-то по ночам, то скрипеть начинают. Но если кикимора невзлюбила кого из членов семьи, то проказы станут куда серьезнее: он начнет ломать мебель, бить посуду, изводить домашнюю скотину. Любимое занятие кикиморы – прясть пряжу: порой сядет ночью в углу и начинает работать, и так до утра, но толку от этой работы нет, лишь спутает нитки, да пряжу порвет.

В качестве места обитания кикиморы предпочитают человеческие дома, выбирая для проживания укромные места: за печкой, под порогом, на чердаке, за сундуком, в углу. Часто кикимор берут в жены домовые.

Иногда кикиморы показываются на глаза людям, предвещая скорые несчастья: так если она плачет, то скоро случится беда, а если прядет, то значит, вскоре кто-то из обитателей дома умрет. Предсказание можно уточнить, спросив кикимору, тогда она обязательно ответит, но только стуком.

Кот баюн

Кот Баюн - персонаж русских волшебных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдёт спасение от всех болезней и недугов - сказки Баюна целебны.

Леший

Леший – дух-хранитель леса. Леший способен менять облик по своему желанию, поэтому сложно сказать каково его истинное обличье, однако чаще всего ему приписывают образ старика с длинной бородой. У него серо-зеленые волосы, вечно запутанные, в которых торчат листья и ветки. В таком облике леший похож на человека, но от последнего его отличает сероватая кожа, отсутствие бровей и ресниц, а также большие зеленые глаза, которые светятся. Свой рост леший также способен изменять: в лесу он может головой доставать до верхушек самых высоких деревьев, а через мгновение, шагнув на луг, стать ниже травы.

Лешие обитают практически в каждом лесу, при этом предпочитают одиночество и потому встретить лес, где обитают сразу два лесовика практически невозможно. Для обитания они предпочитают выбирать труднодоступные лесные чащобы, однако лешие любят обходить свои владения, поэтому встретить их можно практически в любой части леса.

Видео: Леший — сверхъестественное существо славянских преданий и русских сказок

Большую часть времени они ходят по лесу и смотрят все ли в порядке, помогают животным, выкорчевывают больные деревья и отгоняют от леса прочих духов, вредящих ему. Любит леший и повеселиться: пугать зверей, птиц и, особенно, людей. Он может начать кричать на разные голоса, безупречно подражая не только зверям, но и людям, а когда «шутка» удалась, начинает громко хохотать и хлопать в ладоши. Но если лешего разозлить, может он и убить человека: или в топь заведет, или нашлет на него зверей, а то, и вовсе убьет своими руками, выйдя к человеку в облике огромного медведя.

Лихо

Лихо – злое человекоподобное сверхъестественное существо, встречаются как мужские, так и женские особи. Отличается лихо высоким ростом и худощавым телосложением, у него всего один глаз, поэтому видит оно в узком диапазоне. Питается лихо плотью и страданиями людей и животных, обычно оно старается не появляться в крупных поселениях, а большую часть жизни обитает в лесу, питаясь местным зверьем и птицами, чем часто злит лешего. Но если лихо попадется одинокий человек или небольшая группа людей, то тут оно свой шанс не упустит. Пристав к одному человеку оно ввергает того в уныние и питается негативными эмоциями. Такой рацион делает сверхъестественные существа ще сильнее, и чем больше негативных эмоций испытывает «носитель» тем сильнее лихо. Если же ему не удается справиться с волей человека, то сверхъестественные существа предпочтут съесть жертву, нежели отпустить. Когда попадается группа людей, лихо выбирает себе одного, а остальных убивает прямо у него на глазах, опять же чтобы сломить волю человека. Если лихо овладело человеком, то избавиться от него практически невозможно. Оно будет следовать за жертвой повсюду, попутно нападая на тех, кто оказывается рядом с «носителем» и так пока несчастный не умрет, что в принципе наступает довольно скоро, после чего лихо начнет искать себе новую жертву.

В некоторых сказаниях говорится, что лихо отделяет от человека все его радостные воспоминания и светлые чувства и запирает их в какой-нибудь предмет-амулет, который хранит у себя в жилище.

Навьи

Навии (навьи) — от древнерусского навь — духи смерти, духи умерших иноплеменников. Считалось, что они могли насылать болезни на людей и домашний скот, а так же стихийные бедствия.

По ночам навьи носятся по улицам, поражая всех, кто выходит из дома. Люди умирали от ран. Потом навьи стали и денем появляться на конях, но были невидимы. Для спасения от навий надо было не выходить из дома. Чтобы защитить жилища, необходимы были обереги, заговоренные предметы и т.п. Одежда людей включала специальную вышивку с охранительными знаками от навий.

Полевик

Полевик – в славянской мифологии, дух охранитель полей. Относится к духам человеческого хозяйства. Он находится на границе двора и леса. Полевик существо многоликое: он олицетворенное поле, наг и черен, как земля, с разноцветными глазами и «волосами-травой»

Полевик-межевик – «подземный хозяин», обитающий у межевых ям, рвов; он влияет не столько на само поле, сколько на благополучие людей (может «навести» болезнь, погубить скот).

Кстати, среди любителей металлодетекторного поиска распространено поверье о полевом дедушке, помогающим в поисках. Главное-не забыть его задобрить сладким, табаком или спиртным.

Полудница

Полудница, полуденица — шаловливый дух в славянской мифологии. Она развлекается тем что морочит путникам голову насылая на них разные ведения, галлюцинации и мороки.

Рабочий день в деревнях начинался рано, а вот полуденную жару лучше было переждать. Было у древних славян особое мифическое сверхъестественное существо , которое строго присматривало, чтобы в полдень никто не работал. Это Полудница. Ее представляли себе девушкой в длинной белой рубахе или наоборот — косматой страшной старухой. Полудницы побаивались: за несоблюдение обычая она могла наказать, и жестоко — теперь мы называем это солнечным ударом. Так же существуют придания, если встретить полудницу в полдень то она начнет загадывать загадки и если не ответишь то она защекочет человека до смерти.

Русалки

Русалки — В славянской мифологии сверхъестественные существа, как правило вредоносные, в которых превращаются умершие девушки, преимущественно утопленницы, некрещёные дети. Представляются в виде красивых девушек с длинными распущенными зелёными волосами (ср. южнославянских вил, западноевропейских ундин), реже — в виде косматых безобразных женщин (у северных русских). В русальную неделю, следующую за троицей, выходят из воды, бегают по полям, качаются на деревьях, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. Особенно опасны в четверг — русальчин велик день. У славян русалки различались на несколько видов

Сирин

Сирин в славянской мифологии — птица с человеческим лицом, ее пение приносит людям забвение и потерю памяти. Сами птицы не злы, но очень равнодушны. Олицетворяют печаль. Она является предвестницей бедствий и служит посланницей властелина подземного мира.

Трясовицы

Трясовицы — Русские демоны болезни, упоминаемые в заговорах.

Их представляли в виде двенадцати безобразных женщин, насылавших на людей различные болезни. В некоторых текстов заговоров подчеркивается их связь с нечистой силой, поэтому говорится о том, что Трясовицы появляются у постели больного в дьявольском обличьи.

Упырь

Упырь – живой мертвец, восставший из могилы. Внешне упыри практически ничем не отличаются от человека, единственное их отличие - это острые зубы, так все зубы упыря заострены и больше напоминают акулью пасть, нежели человеческую. Обычно в упырей после смерти превращаются колдуны и волколаки, однако живым мертвецом может стать и живой человек, ставший жертвой проклятья.

Днем упыри скрываются в темных, недоступных для солнечного света, местах, чаще всего это склепы и могилы, гораздо реже подвалы домов. С заходом солнца упыри выходят на охоту. Питаются мертвецы различными крупными животными, но предпочитают охотиться на людей. Напав на человека, упырь выпивает всю его кровь, после чего съедает плоть. Существует поверье, что если монстр оставит свою жертву обескровленной, но не съеденной, то она также превратится в упыря.

Хухлик

Хухлик — В русских суевериях водяной хулиганистый чертик. Этот нечистый дух появляется чаще всего из воды и становится особенно активным во время Святок, поэтому его и относят к разряду водяной нечисти. Как и вся мелкая бесовская нечисть хухлики очень любят подшучивать над людьми.

Конечно, это далеко не все сверхъестественные существа, которые окружали языческих славян в их жизни. Да и смена религии полностью не стерла веру в то, что человека окружает много непонятного и непознанного, даже в современном мире.

Видео: Сверхъестественные существа древних славян

Алконост - чудесная птица, жительница Ирия - славянского рая. Лик у нее женский, тело же птичье, а голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от нее нет, в отличие от Сирина. Алконост несет яйца «на крае моря», но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору 7 дней стоит безветренная погода.

Анчутка - существо, связанное с водой, болотом, при этом оно быстро передвигается и летает. На юге России анчутку описывали как водяное страшилище, живущее в реках и прудах: им постоянно пугали детей. Анчутку также иногда называли «беспалым» и «беспятым», что роднило его со всем известным чертом. Как и всякая нечисть, мгновенно отзывается на упоминание своего имени.

Аспид - крылатая змея, которая имеет птичий нос и два хобота. В какие края летать она повадится, те места опустошит. Живет аспид в горах и на землю никогда не садится: только на камень. Его невозможно ничем убить, можно только сжечь.

Баба-яга - лесная старуха-волшебница. Она живет в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы - из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова - человеческая нога, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами. В печи Баба-Яга старается изжарить похищенных детей. У Бабы-Яги одна нога - костяная. Она летает в ступе, заметая след помелом. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить ее образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мертвых.

Беда - демоническое существо, которое странствует по белому свету в поисках людей, обреченных на постоянные несчастья и неудачи. «Беда спит, а по людям ходит», - утверждали в прошлом люди. «Беда ходит не по лесу, а по людям», «Пришла беда - отворяй ворота!».

Ведогон - незримый дух, сопутствующий людям до смерти. Во время сна он выходит из человека и охраняет его имущество от воров, а жизнь - от неприятелей или других, недобрых, ведогонов. Между собой эти духи страшно дерутся, и если в драке ведогона убивают, то и человек его хозяин, вскоре тоже умирает.

Ведьмы (колдуньи) - чаровницы, «потворы», женщины, вступившие в союз с дьяволом (или другой нечистой силой) ради обретения сверхъестественных способностей. Они могли предсказывать будущее, делать яды и приворотные зелья. Колдуньи наделены способностями оборотничества, летать по воздуху, оживлять любой предмет, делаться невидимыми. Для общения с нечистой силой ведьмы слетались на шабаш верхом на помеле, козле или свинье, в которых могли превратить человека.

Вий - известный нам лишь по повести Гоголя насылатель ночных кошмаров, видений и привидений. Это могучий старик с огромными бровями и необычайно длинными ресницами, которые опускаются до самой земли. Брови и веки так густо у него заросли, что совсем затемнили зрение. И поэтому, чтобы вий взглянул на мир, нужно несколько силачей, которые смогли бы поднять ему брови и веки железными вилами. Кстати, слово «вий» означает именно веки. В прошлом вия, представляли как страшного истребителя, который взглядом своим убивает людей и обращает в пепел города и деревни.

Вилы (самовилы) - женские духи, очаровательные девушки с распущенными волосами и крыльями, одетые в волшебные платья: кто отнимал у них платье, тому они подчинялись. Вилы могли летать, как птицы, обитали в горах, владели колодцами и озерами и умели «запирать» воды. Ноги у них козьи, лошадиные или ослиные, они закрывают их белой одеждой. К людям вилы относятся дружелюбно, особенно к мужчинам, помогают обиженным и сиротам. Самовилы умеют лечить, могут предсказывать смерть, но и сами они не бессмертны. Если ее разозлить, она может жестоко наказать.

Водка - нечистая сила, которая «водит», заставляет блуждать. Веря, что человек по большей части не сам теряет дорогу, а его «водит» нечистая сила, люди представляли водку по-разному: и невидимой, и неопределенного облика, и в обличье животных, людей. «Вождение» нечистой силой, особенно невидимой либо неясного облика - нечто вроде помрачения; человек не может объяснить, как попал в то или иное место, не может разорвать невидимые круги и выйти на прямую дорогу. Причинами появления рядом с человеком водки обычно считали сказанное вслед недоброе слово, проклятье.

Волкодлак - человек-оборотень, обладающий сверхъестественной способностью превращаться в волка. Его приметой является заметная от рождения «волчья шерсть» на теле. Волкодлак становился упырем, поэтому рот ему после смерти зажимали монетой. В русской литературе А.С. Пушкин первым употребил для них название - «вурдалак».

Воструха - дух, обитающий в жилище, древнейший предшественник домового. Живет он за печкой и караулит воров. Вострухина острого слуха ничто не утаится, там, где он живет, ничего приключиться не может, ничто не пропадет в доме. Даже красоту и непорочность юных девушек, как честь и достояние дома, бережет воструха!

Вурдалаки (упыри и упырицы) - злобные покойники, сродни вампирам, в которых через 40 дней после смерти вселяется нечистый дух. Древние славяне «клали требы», то есть приносили жертвы упырям еще прежде, чем начали поклоняться громовнику Перуну. Упырем становится после смерти человек, рожденный от нечистой силы или испорченный ею (будущего упыря можно узнать по двойным рядам зубов); умерший, через гроб которого перескочил черт; «заложенный» покойник (самоубийца); колдун; волкодлак.

Гамаюн - вещая птица, посланник славянских богов, их глашатай, поющий людям божественные гимны и провещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Когда летит Гамаюн, с восхода солнечного приходит смертоносная буря. Он знает все на свете: о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей.

Деды (дзяды) - духи предков. У восточных и западных славян особый обряд почитания дедов совершался весной на седьмой день после Пасхи (семуха, весенняя радуница или пасха усопших) или осенью (деды, или большие осенины в Белоруссии, костромская дедова неделя, во время которой, умершие родители отдыхали). В жертву покойникам приносилась пища. Души умерших приглашали на угощение в дом: «Деду, иди до обеду!» Дедам посвящалась первая ложка или первый стакан: его могли выливать под стол или ставить за окно, через которое влетали «меньшие» деды, тогда как «большие» входили через дверь.

Злыдень - злой дух, крошечное существо, которое, украдкой поселившись в деревенском доме за печкой, приносит этому дому всяческие несчастья. Как бы ни было велико богатство хозяина, оно быстро сгинет, и на место довольства придет страшная нищета. Сохранилась пословица: «Просились злыдни в гости на три дня, а и в три года не выживешь!» Злыдень имеет не вполне определенный облик - говорит, но невидим. Он может оборачиваться карликом, маленьким ребенком либо нищим стариком. Любит внезапно вскакивать на спину, плечи человека, «ездить» на нем. Злыдней может быть несколько, иногда до двенадцати. Однако, проявив некоторую смекалку, их можно переловить, заперев, заключив в какую-нибудь емкость, чем, кстати, пользуются колдуны, «приручая» их таким образом.

Змиулан - могущественный покровитель черных туч, противник царя Огня и царицы Молоньицы (Перуна, Мокоши), связанный с образами Огненного Змея и Змея Горыныча. Является воплощением хитрости и зла.

Карна и Желя - воплощения палача и горя, связанные с погребальными отрядами.

Коровья Смерть - злое существо, несущее погибель всему крестьянскому стаду. Является оно в образе безобразной, злобной старухи, у которой, вдобавок ко всей ее уродливости, руки с граблями. Она никогда сама в село не приходит, а непременно завозится или заносится прохожим-проезжим человеком. Чтобы оберечься от беды, деревенские женщины ночью совершают древний таинственный обряд опахивания деревни. Если при опахивании попадалось навстречу какое-нибудь животное, или, храни Бог, человек, на него накидывались всей толпой, гнали и старались убить или прогнать подальше. Поверье гласило, что облик того встречного существа принимала сама Коровья Смерть.

Лебединые девы - существа особой красоты, обольстительности и вещей силы. Они исполняют трудные, сверхъестественные задачи и заставляют подчиняться себе саму природу.

Лихо . Его еще иногда называют Лихо Одноглазое, ибо оно сослепу бросается на кого попало, не разбирая ни богатого, ни бедного, ни правого, ни виноватого. Лихо - воплощение неразборчивости, несправедливости судьбы, рока. Иной раз лихо обойдет великого грешника и навалится на хорошего, трудолюбивого человека: и загородный дом его сгорит, и машина сломается, и родственники захворают, да и сам он не будет знать, куда деваться от болезни, а лихо все сидит на шее - и ноги свесило!

Мара - воплощение смерти, мора. Позднее она частично утратила связь со смертью, но сохранила сой вредный для человека характер, способность к оборотничеству.

Мароссы - злые духи, находящиеся в подчинении у деда Мороза. Недаром их имена созвучны! Летом они спят и падают на землю зимой с первыми снежинками. Мароссы бегают по полям по лесам и дуют в кулаки, нагоняя стужу и свирепый ветер своим ледяным дыханием. Пятки их заставляют промерзлую землю и стволы заледенелых деревьев потрескивать, потому и говорят люди, мол, «мороз трещит».

Мороз (Морозко) - старик с длинной седой бородой, бегающий по полям и стуком вызывающий ужасные морозы.

Переруг - недобрый дух, подобный злыдням. Природа переруга явствует из его имени, всех он норовит перессорить, во всякую семью или компанию раздор внести. Одно время переруга почитали как бога и приносили ему жертвы. И жертвенник его никогда не пустовал, ибо каждый стремился задобрить сего сварливого бога: кому же охота, чтобы внезапные ссоры разрушали все начинания и замыслы?! Вместе с тем в святилище переруга всегда не хватало жрецов: они беспрестанно ссорились между собой и дрались. Если же у жертвенника находился только один жрец, то он постоянно щипал себе руку, чтобы себя же, как можно сильнее разозлить и с собой же затем покрепче поссориться.

Полевик (житный дед) - дух, охраняющий хлебные поля. Его любимое время - полдень. Это маленький старичок с черным, как земля, телом, с разноцветными глазами, с волосами и бородою из колосьев и травы. Живет он в поле только весной и летом, во время всходов, роста и созревания хлебов. С начала жнитва наступает для него нелегкая пора: приходится бегать от острого серпа да прятаться в недожатых полосках. В последнем снопе - последний приют его. С ним особенно часто можно встретиться у межи (границы полей). Спать, например, в таких местах ни за что нельзя: детки полевиков, межевички и луговички, бегают здесь и ловят птиц родителям на обед. Если же найдут спящего человека, то навалятся на него и задушат. Дабы полевые духи могли перезимовать без нужды и заботы, крестьянин, следуя стародавнему обычаю, оставляет на полях несколько сорванных яблок, а на току несколько пригоршней обмолоченного зерна и за это ожидает на будущий год хорошего урожая.

Полудницы (ржаницы) - полевые духи. Ее представляли в виде девушки в белом платье, с длинными волосами или косматой старухи, появляющейся в поле и преследующей тех, кто работает в поле. Полудница может свернуть шею, похитить ребенка, оставленного в поле.

Рарог - светозаный огненосный дух, связанный с поклонением огню, домашнему очагу. Его представляли в виде хищной птицы с искрящимися, пламенеющими перьями, вырывающимся из клюва пламенем или в виде огненного вихря.

Сирин - темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса она женщина, а дальше птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете и умирает, причем нет сил, чтобы заставить не слушать ее голос.

Мурашки - призрачные существа, духи робости, малодушия, трусости. Именно они приводят человека в то кошмарное состояние, когда у него «мурашки по коже бегут» (от слова «мура», то есть «мора»), потому что они - верные слуги и служанки Морены - древней славянской богини смерти.

Чур . Имя это до сих пор у всех на слуху. Чур, почитался покровителем и оберегателем границ подземельных владений. На межах своих участков земледельцы насыпали бугры и устанавливали на них деревянное изображение чура, имевшего форму кругляша, короткого обрубка толщиной в руку. На нем вырезались условные знаки, обозначающие владельцев того или иного участка земли. Такие обрубки сохранили свое древнее название во всем известных словах, уцелевших до нашего времени: чурбак, чурбан, чурка. Чурку на межевом бугре никто не смел, тронуть из опасения разгневать духа, который ревностно оберегал границы владений разных хозяев, удерживал дерзких и своевольных нарушителей, останавливал чужую соху, тупил топор. Также, чур, охранял человека и все его добро от чертей, поэтому при опасности до сих пор советуют вспомнить этого духа и сказать: «Чур, меня!», то есть попросить: «Чур, побереги меня!»

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...