Русская православная церковьфинансово-хозяйственное управление. Высоко-петровский монастырь

Адрес: ул. Петровка, 28/2

Как добраться до Петровского монастыря: от ст. метро Чеховская пройти по Страстному быльвару в сторону возрастания номеров до ул. Петровки и свернуть направо. От ст. метро Трубная пройти вниз по ул. Неглинной до Рахмановского переулка, свернуть направо на пересечении с ул. Петровкй снова свернуть направо и идти до Высоко-Петровского монастыря.

Петровский, или как его еще называют Высоко-Петровский монастырь в Москве принадлежит к числу старейших монастырей столицы. Территория монастыря протянулась на целый квартал между Петровкой, Крапивенским переулком и Петровским бульваром.

Существуют три версии основания Петровского монастыря в Москве. Согласно одной из них, обитель была основана в 1325 году, когда митрополит Киевский и всея Руси Петр принял предложение великого князя Ивана Калиты о переносе митрополитничей кафедры из Киева в Москву. Это способствовало объединению русских земель вокруг Москвы, и было основной целью князя. У этой версии существует и легенда, объясняющая выбор места для строительства монастыря. Будто бы за несколько дней до кончины святого митрополита Петра князь проезжал мимо того места, где стоит нынешний Петровский монастырь. Здесь высилась гора, укрытая снегом. Прямо на глазах князя Ивана снег сошел, а затем и гора исчезла. В ответ на удивительный рассказ князя митрополит Петр ответил: ″Гора высокая - это ты, князь, а снег - я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни″. И будто бы в память об этом событии Иван Калита выстроил на этом месте храм в честь Боголюбской иконы Божией матери.

По второй версии - монастырь был основан самим митрополитом Петром во имя апостолов Петра и Павла, и поначалу назывался Петропавловским, а в начале 16 века был переосвящен во имя своего создателя, святителя и митрополита Московского Петра. И существует третье предположение, которое говорит, что Петровский монастырь был основан Дмитрием Донским, построившим его на месте старой Боголюбской церкви времен Ивана Калиты или возобновил обитель после Куликовской битвы в 1380 году. В Петровском монастыре, в первом из всех московских монастырей был введен общежитный устав, сделал это архимандрит монастыря Иоанн.

По еще одному преданию, местность, на которой был основан монастырь, в древности была селом Высоцким или Высоким, которое находилось на берегу реки Неглинной, и, возможно, принадлежало самому боярину Кучке, и вплоть до конца 16 века не входила в городскую черту. Здесь, ″на Петровке″, располагались имения состоятельных и влиятельных государственных деятелей того времени: князей Щербатова, Гагарина, губернатора Москвы князя Ромадановского и других. Когда реку Неглинную заключили в трубу, улица Петровка превратилась в престижную улицу, которая соперничала с Кузнецким мостом.

С самого начала Петровский монастырь был одним из монастырей-сторожей, расположенных у северных границ Москвы. Обитель понесла большой урон от татарских полчищ, а в 1492 году пожар настолько повредил монастырские строения, что их пришлось отстраивать практически заново. В 1514 году старый деревянный собор разобрали, а на освободившемся месте за три года итальянский архитектор Алевиз Фрязин выстроил новый каменный храм, который освятили в честь митрополита Московского Петра. Судя по всему, заказ на перестройку собора исходил от царственной особы, об этом свидетельствует и участие популярного в те годы архитектора Фрязина.

В старые времена мимо Петровского собора проходила дорога на Божедомку, к ″убогому дому″, куда собирали тела безвестных, самоубийц и скончавшихся насильственной смертью, и там погребали на погосте. В 17 веке из Петровского монастыря дважды в год отправлялся крестный ход. Священнослужители отпевали всех умерших и совершали все необходимые церковные ритуалы.

В конце 17 века по приказу Петра I в Петровском монастыре была отстроена старинная Боголюбская церковь, ставшая усыпальницей Нарышкиных - родственников по линии его матери. С Нарышкиными связано и обновление монастыря в конце 17 века, известно, что семейство жертвовало монастырю значительные средства. Принимал живое участие в судьбе монастыря и император Петр Великий. По указу императора в память о его спасении от заговора царевны Софьи в 1689 году, здесь была построена отапливаемая церковь Сергия Радонежского. А позднее была основана и церковь Толгской иконы Божией Матери, после революции поступившая в Третьяковскую галерею.

В 1690 году на месте собора, построенного Алевизом Фрязиным, возвели новый храм. Одновременно со строительством храма у монастыря появились каменные стены, сохранившиеся до наших дней. По указу Петра I Петровскому монастырю было передано конфискованное имущество некой Мавры Замыцкой - вдовы царского стольника, также в обитель был передан портрет шелка патриарха Никона во весь рост, выполненный из натурального шелка, принадлежавший опальному князю Василию Голицыну.

В 1812 году каменные гробницы Нарышкиных, украшенные красным бархатом и образами, разграбили наполеоновские солдаты, ожидая обнаружить в них несметные сокровища. В Боголюбской церкви наполеоновский маршал Мортье, выполнявший обязанности губернатора Москвы, выносил смертные приговоры москвичам, обвиняемым в поджогах.

После революции 1917 года Петровский монастырь приютил архиереев, которые утратили свои кафедры, а в 1926 году был окончательно закрыт. Усыпальница Нарышкиных была частично разрушена. В монастырских палатах открылась шляпная мастерская, начала работать чайная. В Сергиевской церкви оборудовали спортивный зал, а в братских кельях была размещена экспозиция Государственного литературного музея. Петровский собор монастыря стал складом художественных фондов.

В 1950-х годах в Петровском монастыре начались реставрационные работы, растянувшиеся на очень продолжительное время. Наконец, в 1990-х годах обитель вновь была открыта, и в ее стенах начал свою деятельность Российский Православный университет.


Историческая справка:


1325 г. – приблизительная дата основания Петровского монастыря
1492 г. - пожар настолько повредил монастырские строения, что их пришлось отстраивать практически заново 1514 г. - старый деревянный собор разобрали, а на освободившемся месте за три года итальянский архитектор Алевиз Фрязин выстроил новый каменный храм, который освятили в честь митрополита Московского Петра
конец 17 века - по приказу Петра I в Петровском монастыре была отстроена старинная Боголюбская церковь, ставшая усыпальницей Нарышкиных
1690 г. - на месте собора, построенного Алевизом Фрязиным, возвели новый храм
1812 г. - каменные гробницы Нарышкиных, украшенные красным бархатом и образами, разграбили наполеоновские солдаты
1917 г. - Петровский монастырь приютил архиереев, которые утратили свои кафедры
1926 г. – Петровский монастырь закрыли
1950-е г.г. - в Петровском монастыре начались реставрационные работы
1990-е г.г. - обитель вновь была открыта, и в ее стенах начал свою деятельность Российский Православный университет

Монастырь изначально был создан за пределами Москвы, в селе Высоком – отсюда и соответствующая приставка в его названии. Его основание связывается с именем митрополита Петра, перенесшего свою кафедру из Владимира в Москву в 1325 году. Расцвет обители приходится на 1680-1690-е годы, когда его главными жертвователями были Нарышкины – родственники Натальи Кирилловны, второй жены царя Алексея Михайловича и матери Петра I. Именно в это время формируется в целом существующий облик Высоко-Петровского монастыря.

С 1514 года сохраняется практически в неизменном виде собор митрополита Петра, по которому монастырь получил свое название. Небольшая столпообразная одноглавая церковь в плане представляет собой восьмилистник, крупные выступы которого направлены по сторонам света, а малые расположены между ними. Собор строился архитектором-итальянцем Алевизом Фрязиным – ранее таких церквей в Москве было несколько, схожим образом выглядел храм святой Варвары на Варварке, но до наших дней дошел только собор в Высоко-Петровском монастыре. Две других соборных церкви построены позже: холодная, в честь Боголюбской иконы Божией Матери, в 1684–1685 годах, а также теплая, во имя преподобного Сергия Радонежского, в 1690 году. В Боголюбской церкви на средства царя Петра I создана фамильная усыпальница Нарышкиных, его родственников по материнской линии. Церковь выстроена в традиционном русском стиле. Сергиевский же храм построен в память о событиях 1689 года, когда Петр I был вынужден спасаться от заговора стрельцов и царевны Софьи в Троице-Сергиевом монастыре. В нем нашла воплощение стилистика нарышкинского барокко: богаты украшенные белокаменной резьбой порталы, оконные наличники с «разорванными фронтонами» и раковины вместо традиционных кокошников, венчающие четверик, с пятиглавием.

Другие монастырские храмы играли вспомогательную роль. Так, в 1694 году на Петровке были построены новые Святые врата, над которыми появилась трехъярусная колокольня с надвратной церковью Покрова Богородицы, служившей в качестве домового храма настоятелей монастыря – их корпус примыкает к Святым вратам с севера. Южнее расположен храм Толгской иконы Божией Матери, созданный архитектором И.Ф. Мичуриным на средства статс-дамы А.К. Нарышкиной в 1744 году в память спасения Петра I от стрельцов, которое произошло в день памяти этого богородичного образа. Западный фасад этой церкви разрывает стену и выходит на Петровку, но входа здесь не существовало – ранее тут был киот для иконы. Наконец, над южными хозяйственными воротами, выходящими в Крапивенский переулок, в 1753–1755 году возведена церковь святого Пахомия Великого, позднее переосвященная во имя святых апостолов Петра и Павла. Она возникла на основе существовавших ранее на этом месте белокаменных ворот усадьбы Нарышкиных. Ими же были созданы палаты на углу Петровки и Крапивенского переулка, превращенные в монастырские кельи: их фасад украшен богатыми оконными наличниками с завершениями в виде ступенчатых гребней.

Монастырь был упразднен в 1926 году, но окончательно богослужения прекратились в 1929 году, когда был закрыт последний храм – Боголюбский. Здания оказались заняты различными конторами, бывшие нарышкинские палаты оказались в ведении Государственного Литературного музея. Возвращение богослужений началось в 1992 году, когда Сергиевский храм передали верующим, а в настоятельском корпусе разместился Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. Церкви Высоко-Петровского монастыря получили статус патриаршего подворья, а в 2009 году он был возобновлен как монашеская обитель. В южном пролете Святых врат создан новый храм Казанской иконы Божией Матери. Реставрация монастырских построек еще продолжается.

АДРЕС: 127051, Россия, город Москва, улица Петровка, 28.

Время работы: Ежедневно с 7:00 до 19:00

Метро: «Трубная», «Чеховская», «Пушкинская», «Тверская»

Телефоны:
+7 495 623 75 80 (храм Сергия Радонежского, по общим вопросам)
+7 495 236-94-24 (канцелярия, факс)
+7 495 621 37 30 (кадровая служба, бухгалтерия, юридическая служба)
+7 903 670 64 74 (паломническая служба, Роман Криницын)

E-mail:
[email protected] (помощник наместника, канцелярия)
[email protected] (паломническая служба)
[email protected] (пресс-служба; послушник Богдан (Семенюк)

Звонки принимаются:
Понедельник-пятница с 10:00 до 19:00

РЕСТАВРАЦИЯ

В 2016 году по Программе предоставления субсидий из бюджета города Москвы в Высоко-Петровском монастыре начались работы по реставрации на двух объектах культурного наследия федерального значения. Ими стали:

  1. Церковь Пахомия , 1753-1755 гг.». Адрес: ул. Петровка, д. 28, стр. 7. Ныне храм Петра и Павла.
  2. «Ансамбль Высоко-Петровского монастыря, конец XVII – начало XVIII вв. Колокольня с надвратной церковью , 1690 г.». Адрес: ул. Петровка, д. 28, стр. 3. Надвратный храм освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Договор подряда заключен с ОАО «Реставрационные компании». Авторский надзор: ФГУП «Институт по реставрации памятников истории и культуры «Спецпроектреставрация».

Подрядчики выставили леса и реставрируют фасады.

Планы на 2016 год

По храму Петра и Павла: реставрация белокаменных фасадов и декора; ремонтно-реставрационные работы в интерьерах, устройство полов; воссоздание окон и дверей; ремонт и реставрация крыши; устройство системы водостока.

По колокольне с надвратной церковью: реставрация фасадов, лепного декора; реставрация покрытий полов верхних ярусов, гульбища и интерьеров; реставрация межъярусных лестниц; воссоздание окон и дверей; ремонт главы (промывка позолоченных поверхностей), окрытие выступающих частей здания; устройство системы водостока.

ИСТОРИЯ

Высоко-Петровский монастырь основан в XIV веке святителем Петром, митрополитом Киевским и всея Руси. Святитель перенес митрополичью кафедру в Москву. Это явилось очередной важной вехой в становлении города как церковного и государственного центра Руси. Среди строителей и благодетелей обители: князья Иоанн Калита и Димитрий Донской, великий князь Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Петр I, святитель Филарет, митрополит Московский. В храмах монастыря совершали богослужения святители Митрофан Воронежский и святитель Тихон, Патриарх Московский. Девять клириков, насельников и прихожан монастыря прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Архитектурный ансамбль Высоко-Петровского монастыря формировался с начала XVI-го до середины XVIII веков и представляет собой хорошо сохранившийся архитектурный памятник «Нарышкинского барокко».

Самый древний храм обители – Собор святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси, возведен в начале XVI века архитектором Алевизом Фрязиным, строителем Архангельского собора Кремля. Святыня воздвигнута на месте более древнего деревянного храма.

В 1684 году, во время паломничества в Боголюбово Натальи Кирилловны и ее царственного сына, Петру был подарен список с чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери. Ради чудес, бывших от этого образа и в память о своих убиенных дядьях, юный царь подписал Указ о строительстве над могилами своих дядей каменного храма в честь Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы. Деревянный Покровский храм повелел разобрать и престол его перенести в задуманный тогда же новый надвратный храм в монастырской колокольне. В Боголюбском соборе был поставлен список чудотворной иконы, привезенный царем из Боголюбского монастыря. Боголюбский собор монастыря стал родовой усыпальницей бояр Нарышкиных, предков и родственников императора Петра I.

Борьба Петра I за власть со своей сводной сестрой Софьей, фактически правившей государством за юных царей, в 1689 году завершилась полной победой будущего императора. Предшествовало этому, однако, бегство 17-летнего царя, извещенного о готовящемся покушении стрельцов, из Москвы в Троице-Сергиев монастырь. В память об этом спасении и в благодарность святому Сергию по Указу Петра I в 1690–1693 годах на границе между прежней территорией Высоко-Петровского монастыря и бывшей усадьбой Нарышкиных был возведен трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского, прототипом которого послужил построенный несколькими годами ранее трапезный храм в Троице-Сергиевой Лавре. В знак особой близости обители и венценосной семьи крест главного купола Сергиевского и Боголюбского храмов был увенчан знаком царской короны.

Значительный ущерб монастырю был причинен во время Отечественной войны 1812 года. В нем остановились на постой около тысячи французских кавалеристов. Все храмы обители были осквернены и разграблены, хотя ризницу и особо ценные реликвии архимандрит Иоанникий успел вывезти в Ярославль. Маршал Мортье, назначенный Наполеоном военным губернатором Москвы, устроил в монастыре свою резиденцию. Здесь он приговаривал к смертной казни москвичей, подозревавшихся в поджогах города. Их расстреливали у стен обители со стороны Петровского бульвара и тут же в монастыре, у колокольни, хоронили. Одновременно с этим в обители была устроена скотобойня. Однако при этом хозяин бойни решил оказать некое покровительство оставшимся в обители монахам и позволил им в одном из храмов совершать богослужения. По воспоминаниям современников, церковь не могла вместить всех молящихся. Здесь, как и в некоторых других храмах оккупированной Москвы, за богослужениями возносились молитвы о победе русского оружия.

9 (22) сентября 1918 года в Высоко-Петровском монастыре произошло последнее заседание Совещания епископов по регламенту работы Священного Поместного Собopa Православной Российской Церкви. На нем председательствовал Святейший Патриарх Тихон. Святитель Тихон неоднократно совершал богослужения в Высоко-Петровском монастыре во время престольных праздников храмов обители.

По Декрету «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 января (2 февраля) 1918 года все церковное имущество было национализировано. Последний храм на территории монастыря был закрыт в 1929 году.

Но даже когда в 1918 году монастырь был официально закрыт, а все церковное имущество – национализировано, здесь в 1920-1930-е годы продолжала тайно действовать монашеская община. Это была крупнейшая в СССР монашеская община, жизнь которой строилась по монастырскому уставу, где процветало старчество (воспринятое от Зосимовой и Оптиной пустыней) и совершались монашеские постриги (а чтобы не привлекать к себе лишнего внимания властей – труд в светских учреждениях вменялся послушникам как святое монастырское послушание).

На протяжении всей истории настоятелями монастыря часто назначались ректоры духовных академий. Обитель, несмотря на свою скудность, предоставляла свою территорию и здания нуждающимся церковным образовательным учреждениям: в 1786 здесь нашли приют десять воспитанников Славяно-греко-латинской академии; с 1822 по 1834 год – предоставлены помещения для Заиконоспасского уездного духовного училища.

С 1863 года и до революции 1917 года в стенах монастыря располагались: Общество любителей духовного просвещения, епархиальная библиотека и филиал Варнавинского общества трезвости.

Несколько лет после революции при общине монастыря продолжала действовать подпольная Московская духовная академия.

С 1991 года в храмах обители стала восстанавливаться приходская жизнь и начали совершаться богослужения.

10 октября 2009 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода в обители возродилась монашеская жизнь.

Главной святыней монастыря является чтимая икона со святыми мощами святителя Московского Петра.

Церковь Пахомия

MINOLTA DIGITAL CAMERA

Processed by: Helicon Filter;

Надвратный храм Покрова Пресвятой Богородицы

Не большим преувеличением будет сказать, что Высоко-Петровский монастырь – это место, в котором «зарыт» секрет того, как Москва из небольшого города, в котором совсем не было каменных храмов, превратилась в великую столицу России.

История монастыря

Началось все примерно 700 лет назад, когда князь Юрий Данилович, борясь за Великое княжение, отбыл на два года по делам государственным, оставив править городом своего брата Иоанна. Молодой князь Иоанн, сын Даниилы Московского и внук Александра Невского, был богобоязненным человеком и хотел всегда иметь возможность обращаться за духовным советом к мудрому святителю. Поэтому он пригласил из Владимира в Москву погостить Русского Митрополита Петра.

Знакомство молодого князя и святого старца стало судьбоносным для русской земли. Они подружились, и святитель решил остаться в малолюдной Москве. Он был склонен к уединению и попросил разрешение выстроить монастырь на высоком берегу речки Неглинной, возле селения Высокое. Летописи не сохранили точной даты, но у историков есть веские основания предполагать, что это произошло в 1315-1317 годах. Обитель была названа в честь его небесного покровителя.

Митрополит завещал похоронить себя в Кремле, в Успенском соборе. Постепенно все больше нитей церковной, духовной, а за ними и государственной жизни тянулось к этим святым мощам, к Москве. Вся православная Русь обращала лицо свое и помыслы к благодати Божией, царящей в храме на месте погребения святого. Постепенно маленькая Москва стала огромным городом-объединителем раздробленных Русских земель.

Все героические и трагические события, проходившие в первопрестольном граде, оказались неотделимы от жизни Высоко-Петровского монастыря. Вместе со столицей монастырь страдал от набегов татар и поляков, от разрушительных войн и пожарищ, вместе с нею он восстанавливался и украшался стараниями Великих князей и простых горожан.

Достопримечательности обители

Особая близость храма к царской семье дала право Высоко-Петровскому монастырю называться в народе «государевым богомольем». В конце XVII века монастырь обнесли крепкой каменной стеной, имевшей изнутри вид полуарок, из-за чего эта непреступная «крепость» выглядит на удивление легкой и воздушной.

Главная святыня в монастыре – мощи святого Петра, митрополита Киевского и Московского, и каждое утро, ровно в семь часов, над ними монахи совершают молебен. Хранятся в Высоко-Петровском монастыре частицы мощей других святых: Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Спиридона Тримифунтского и, переданные несколько лет назад из Киева, частицы мощей всех святых Киево-Печерской лавры.

Сама церковь имеет уникальную архитектурную форму в виде восьми лепестков, она была спроектирована в таком виде в 1514 году (архитектор Алевиз Фрязин Новый). В 1684 году церковь Боголюбской Богоматери была оснащена роскошным декором в стиле московского барокко. В юго-западной части есть часовня над могилой монаха Киприяна (Нарышкина К. П.), дедушки Петра I. Сам Великий Петр тоже был в монастыре, в честь этого события была воздвигнута Трапезная церковь Сергия Радонежского.

В наши дни Высоко-Петровский монастырь имеет огромную историческую, архитектурную ценность, а кроме того он по-прежнему остался одним из главных центров духовной силы православных. Посещение монастыря оказывает умиротворяющее действие, очищает душу от тревог и вселяет уверенность, что все будет хорошо.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...