Русский синодальный перевод. Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет

) . Эти слова нужно понимать следующим образом. Если человек полюбил земные сокровища, богатства, предметы роскоши, земные блага и удовольствия, то такой человек уже не думает о приобретении сокровищ небесных, которые дадут ему возможность войти в Царство Небесное. Это произойдет потому, что такой человек ложно будет считать, что наивысшие блага для него находятся на земле и сердце его будет порабощено земными благами, страстями и удовольствиями. У такого человека стремление к земному богатству и наживе превращается в неуемную страсть, подчиняющую алчности всю жизнь человека.

Ненасытная жадность и стяжательство вытесняет из души такого человека все благородные чувства, все мысли, в том числе и о Боге, как ненужные. Сердце такого человека становится неотзывчивым к нуждам ближних, а ум одурманен страстью накопительства. Для приобретения земных сокровищ такой человек может не побрезговать и преступлением и стать на путь греха, что приводит, в конечном счете, к гибели его души. Сердце его сковано мыслями о бренном и земном. И только в земном богатстве он ошибочно видит смысл своей жизни, так как собирает сокровища земные.

В данных словах Иисуса Христа под сердцем понимается стремление души человека к тому, что ей мило. Человек, созерцая весь окружающий мир, останавливает взгляд свой на том, что приятно его душе. У скаредного, алчного человека все помыслы души и сердца связаны только с богатством, с земными сокровищами.

Потому и опечалился юноша при разговоре с Иисусом Христом о жизни вечной, что сердце его было привязано к сокровищам земным – его большому имению. «Некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? ... Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего ещё недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (). Привязанность юноши к своему богатому имению (сокровищам земным) и мешала ему приблизиться к Богу и стать совершенным. Иисус же сказал ученикам Своим: «Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» () .

Согласно христианскому учению, Господь человека делает богатым для того, чтобы этот человек использовал данные Богом богатства на благо людей, то есть своих ближних. Богатый человек должен использовать свои богатства не только для удовлетворения своих собственных, необходимых потребностей (без излишеств), но и на совершение добрых дел – подавать нищим милостыню, жертвовать на храмы, участвовать в благотворительных делах и прочих бескорыстных поступках. «Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! В день бедствия избавит его Господь» (). Вот в таком случае богатый человек земные богатства, данные ему Богом, сделает инструментом служения Богу и людям. И только такое отношение к богатству является по-христиански правильным и разумным. То есть богатый человек земное сокровище должен потратить на приобретение сокровищ небесных. «Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия?» (). «Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» (). «Хорошо богатство, в котором нет греха, и зла бедность в устах нечестивого» ().

Наряду с этим человек, стремящийся приобрести себе нетленные истинные сокровища небесные, всю свою жизнь подчиняет служению Богу, живет и трудится по Божьим законам добра и справедливости, прощает и любит врагов своих, стремится принести людям пользу, не останавливаясь даже перед самопожертвованием. Такой человек, делающий добро людям, и сам соприкасается с добром, и имеет добро в своей жизни от Бога. Так как согласно Закону Божьему «каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал» () . Человек, просвещающий себя и других людей учением Христовым, сам становится ближе к этому учению, и просвещается ещё сильнее от него. «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» () .

Если человек искренне учит других людей посту и молитве, то и сам будет их выполнять добросовестно и прилежно. Если человек искренне удерживает других людей от зла, гордыни и эгоизма, то и сам будет проявлять смирение и кротость и делать добро. Если человек других людей искренне приводит к пути покаяния и исправления, то и сам будет стремиться исправиться и улучшить свою жизнь по Законам Божьим.

Это произойдет потому, что человек, искренне и бескорыстно делающий добро, ещё в большей мере будет стремиться служить Богу и совершать в жизни как можно больше добрых дел и идти праведным путем. И только этот путь, собирания сокровищ небесных, в конечном счете, открывает перед человеком двери в Царство Небесное и дает ему возможность получить вечное блаженство. Поэтому приучайте себя делать добро, воздерживайтесь от зла, чтобы ваше сердце лежало к совершению добрых поступков. И «если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога» () .

Прем 18, 6-9
Пс 32
Евр 11, 1-2. 8-19
Лк 12, 32-48

Слава Иисусу Христу!

Сегодня 19 рядовое воскресенье. Благодарю всех, кто на прошлой неделе был с нами (а я заметил, что на прошлой неделе было исключительно много посещений нашего блога, иногда даже более 650 в день). Спасибо Вам, что Вы с нами! Спасибо Вам, авторы размышлений, авторы комментариев, читатели, Вам, которые молитесь за нас и с нами, которые говорите другим о нашем блоге. Всем Вам желаю, чтобы слово Божие жило в Вас и изменяло Вашу жизнь. На это дело и на следующую неделю, да благословит Вас Всемогущий Бог, Отец и Сын и Дух Святой!

Дорогие братья и сестры!

Что в нашей жизни является сокровищем? Что в нашей жизни заслуживает называться сокровищем?

Иисус сегодня в Евангелии говорит о двух родах сокровищ – сокровища на земле и сокровища на небе.

О сокровищах на земле, говорит, что мы постоянно боимся, чтобы у нас кто-то не украл, чтобы моль не съела… И Иисус находит очень простой выход – бросьте это – «продайте имение и давайте милостыню». Причем, начинает свою речь со слов – «Не бойтесь». Он знает нашу привязанность к разным вещам, к тому, что могу назвать – моё!

И интересно, что Иисус говорит – «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство». Иисус начинает с положительного – Отец хочет вам дать… и дать Царство. Но чтобы Он мог вам дать, нужно место, место в сердце, которое занимает материальное, земное сокровище. Что с ним сделать? – Продайте ваше имение и давайте милостыню. Приготовляйте себе сокровища на небе, там никто у вас не украдет.

Что это значит? Кто-то скажет – И так нам еле хватает, и семья и дети, а тут ещё продать, ещё раздать? Красиво звучит, но как это воплощать? Это нереально?

Вот, в чем проблема! Проблема в нашем сердце, которое сосредоточилось на материальных благах, также таких, которых на самом деле нет.

Мужчина, мечтает купить машину. Этой машины нет, но он мечтает… и работает много, и домой приходит уставший, и для жены, детей его нет, и на молитве не может сосредоточиться – думает о машине. И этой машины нет, но его сердце полностью в машине, которой нет. Эта машина является его сокровищем, потому что в ней его сердце. И в этом случае слова Иисуса – продай, раздай… это значит – перестань думать об этой машине, брось это, это не самое главное – будет что будет, нет так нет… У тебя есть ценнее сокровища – семья, жена, дети, Бог…

Чтобы нам освободиться от таких привязанностей, надо упражняться в том, чтобы больше давать. Иисус говорит – продай, раздай…

Это важно, чтобы мы время от времени отдавали, раздавали, продавали, выбрасывали то, что лежит у нас на сердце. Иногда это мелочь, но так нам жаль это отдать…

Кроме вещей, иногда надо дать время, внимание, силы, помощь, служение.

Не хватает у тебя времени? Тогда возьми себе намерение, чтобы раз в неделю прийти и помочь сестрам Матери Терезы, или проще час поиграть с детьми – быть полностью в их распоряжении – так просто, чтобы кому-то отдать время, которого, как тебе кажется, у тебя нет.

Когда был конклав, мы много и усердно молились к Духу Святому, чтобы послал нам хорошего Папу Римского. Он ответил, дал Папу Франциска, а вместе с ним дал направление для Церкви, для нас, для каждого из нас – Церковь, и люди Церкви, должны жить более скромно.

Итак, недавно своим соотечественникам Папа Франциск сказал: «Всегда есть кто-то, кому сейчас хуже, чем нам!» И очень интересно развивал эту мысль: Папа призвал «подать им руку», «смотреть на них с любовью», «разделять их боль, тревоги и проблемы». «Но важно смотреть на них и помогать им не издалека, - нет! Надо идти к ним навстречу. Таков христианин! Именно этому нас учит Иисус: идти навстречу самым нуждающимся, - так же, как Иисус всегда шел навстречу людям». Он пригласил «смотреть в глаза» тем, кому даем милостыню. «Иисус учит нас, прежде всего, встречаться, и встречаясь, помогать»,- напомнил Папа и пригласил формировать «культуру встречи», особенно в контексте «семейных неурядиц», «проблем в среде», «неприятностей на работе». Не надо бояться встречаться с теми, кто нуждается в нас, «кто переживает плохие времена». «Всегда есть кто-то, кому сейчас хуже, чем нам!».

Папа не только говорит, он сам конкретно, очень интересно действует. Вот два дня назад мы могли прочитать в Радио Ватикана, следующие новости:

«Большой неожиданностью стал для всех незапланированный визит Папы Франциска в промышленную зону Града Ватикан. Святейший Отец тепло приветствовал и поблагодарил работников ватиканских столярных и кузнечных мастерских, электростанции и санитарно-технического цеха. Это стало также большой радостью для прохожих, которые оказались в этом районе Ватикана и смогли увидеть Папу вблизи и поздороваться с ним.
Оператор ватиканской электростанции Алессандро Де Грегори рассказал об этой встрече: «Мы разговаривали с коллегами здесь, в отделении, где работаем 24 часа в сутки, — и вдруг увидели подъезжающий автомобиль. Мы посмотрели друг на друга и сказали: ‘Неужели, правда? Кажется, это Папа…’. Действительно, это был Святейший Отец вместе с монс. Сандро Мариотти. За 10 лет моей работы такое случилось впервые. Это действительно очень приятный сюрприз. Папа был рад зайти к нам в гости, и все мы были счастливы — ведь это он пришёл к нам, а не наоборот».

Простой жест, а какой глубокий, оригинальный, неожиданный. Такой маленький сюрприз. Думаю, что не надо быть Папой Римским, чтобы такие неожиданные, приятные сюрпризы друг другу делать. Такие простые жесты, это и есть сокровище, которого вор не украдет и моль не съест.

И ещё одно событие, жест Папы: «Папа Франциск получает много писем от простых людей, которые делятся с ним своими бедами и радостями. В этом убедился на своем опыте Микеле Ферри, брат убитого в июне итальянского предпринимателя, написавший Святейшему Отцу о своей боли и о кризисе веры после гибели брата.
«Добрый день, Микеле, это Папа Франциск»: услышав эти слова в телефонной трубке, Микеле сначала подумал, что кто-то неудачно пошутил. Но буквально через мгновение понял, что это на самом деле Папа. Потому что говоривший сразу же сослался на слова из письма: Папа читал его, как сам он признался, со слезами на глазах».

Вот так говорит и действует Папа Франциск, которого Дух Святой дал нам, как ответ на наши молитвы, а через него показывает то, о чем мы сегодня слышим: Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе сокровище на небесах, куда вор не приближается, и где моль не съедает.

А у нас, хорошим примером из последнего времени, примером заботы о сокровище на небе, являются реколлекции супружеских пар. Двадцать семей оставляют на три дня обычную жизнь, чтобы размышлять над сокровищем веры, чтобы каждый день и часть одной ночи стоять на коленях перед пресвятыми дарами…

Вот это показывает, что человеку важно, это сокровище ценнее любых денег.

Но если мы решили, выбрали, что мое сокровище, это сокровище на небе, и если мы хотим, чтобы оно было главным, Иисус дает нам ещё одно предупреждение. Ты за это сокровище отвечаешь.

Ответственность, это важная черта христианина, это важная черта человека.

Также ответственность за веру, за отношения с Богом – за вечность.

«Будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими».

«Кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут».

Мы утешаем себя – столько людей хуже себя ведет, меньше верит, практикует – но они может меньше и получили? Ответственность, чтобы сокровища веры не потерять, не поцарапать, не затоптать.

Поэтому предлагаю в конце несколько вопросов:

Является ли Бог самым главным сокровищем моей жизни, на первом месте в жизни?

О чем думаешь чаще всего на молитве? Куда уходят мысли?

Как долго, после того, как проснешься, Бог ждет сигнала от тебя?

Евангелие от Матфея. Глава 6, с 14 по 21 стих.

14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,

15, А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

17, А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,

18 Чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,

20, Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,

21 Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

(Мф, 6, 14-21)

В сегодняшнем евангельском отрывке Господь научает учеников своих, что внимание человека должно быть направлено внутрь сердца. Грехопадение подвергло человека мутации — рассудок находится в рассеянности по миру. Если Вы начнете молиться, читать утреннее, вечернее правило или Евангелие, увидите, как мысли начинают разлетаться по впечатлениям и памятным событиям. Человек, живущий внешней жизнью, не может не жить рефлекторно, не реагировать на внешнее. Сила ума тратится на это. Но внимание должно быть направлено внутрь нас, об этом учат нас святые отцы. Господь говорит: «Человек, пусть внимание твое не будет сосредоточено на вещах внешних». Он говорил о тайном творении милостыни: «И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Нельзя молиться напоказ. Это не значит, что нужно специально прятаться от людей, но не нужно искать их внимания. Если человек углубляется в Богообщение — самая главная ценность для него появляется внутри. Если сравнить: Бог, Божественная слава — и земные вещи, временные, ограниченные. Если спросить: «Что лучше?» Любой человек скажет: «Бог». Все, что с Ним связано — вечно, бесценно. Но это происходит только, когда происходит перенастройка человека.

«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Что отделяет нас от Бога и делает неспособными к восприятию Божественной благодати, с помощью которой мы можем общаться с Ним? Грехи, которые убивают человека. Неверные — выбор ума, сочувствие сердца, направление воли приводят человека к ошибке, искажают его и повреждают. Для всякого человека, желающего снова быть с Богом, самой главной проблемой становится: «Как бы мне избавиться от грехов, выздороветь и научиться не ошибаться». Без Бога абсолютно точно не получится. Но есть условие: если ты желаешь, чтобы общение с Богом было живым и плодотворным, живи с ближними в мире, чтобы не было обид, раздражения и зла. Все это ожесточает человека, делает его грубым, он становится иным, неспособным к принятию Божественной благодати. Каждый из нас знает, как тяжело на душе после ссоры, сильного гнева, как обиды мучают и жгут сердце, мешают нам любить и жить. Все Божии призывы говорят о принципах, после жизни по которым которых нас ждет Царство Небесное. В этих словах мы можем увидеть удивительную любовь к людям и отеческую заботу: Господу нас жалко, Он не хочет, чтобы мы мучились в скандалах, ссорах, внутренней тяжести и помрачении. Христианство говорит не о будущем — о настоящем. Царство Божие может быть в твоем сердце уже сейчас, а не когда-то потом. Хочешь, чтобы в твоем сердце была радость — прости людей, будь с ними в единодушии. Тогда твое сердце будет способно к радости, и Бог будет рядом с тобой. Ты сам себя делаешь живым или мертвым, а Бог лишь напоминает об этой правде.

Далее Господь говорит о посте, который очень важен. Пост не является лишь воздержанием от пищи, но воздержанием от того, что мне мешает жить правильно. Правильная жизнь — это жизнь, которая делает нас живыми, когда внутри легко, хорошо и мирно, на душе покой, ты со всеми в согласии, тебе хочется жить, трудиться и молиться. В молитве ты исполняешься счастья от встречи с Богом. Такая должна быть наша жизнь. Пост необходим, чтобы убрать то, что тебя делает тяжелым, мрачным, озлобленным, зависимым. Если говорить в двух словах: пост нужен ради встречи с Богом. А если постишься ради похвалы людской, ты — безумец. Твоя диета ничего тебе не даст, только ослабит тебя, утомит, а если ставишь ее как способ похвастаться, то утомишься от поиска человеческой славы. Ты, несчастный, выбрал свою награду: похвалили тебя — и тебе хорошо две минуты.

«А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Постись ради Бога, чтобы быть с Ним. Но мы привыкли к вниманию, оценке, мы с детства так воспитаны: «Посмотри, как на тебя люди смотрят, что они о тебе подумают». Радости наши все вовне нас, от этого все мы глубоко несчастны. Сколько лет не проживи — всегда недостаток чего-то, постоянный страх, неуверенность, неудовлетворенность в том или ином, ожидание, что все наладится само собой, а это время никак не наступает. Но по-другому не может быть: человек — духовное существо, для Бога сотворенное. В Боге только человек может найти полнейшее удовлетворение, а все остальное — моль, ржа и воры, которые крадут твои богатство. Пусть твое сокровище будет не вне, а внутри, только не в себе самом, а в Боге. Начни искать Его в сердце своем — и Господь не замедлит тебя поддержать и вести дальше по пути спасения. Благословение Господне да пребудет со всеми нами.

Расшифровка: Наталья Маслова

Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Моли́тесь же так:

«Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь».

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, - тьма, то какова же тьма?

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело - одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что пить?» или «во что одеться?» Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

Ввиду этого Спаситель рассматривает богатство и с другой стороны, как я выше упомянул: «где сокровище » человека, говорит Он, «там и сердце » его. То есть, хотя и ничего подобного не случится, но немалый для тебя вред будет заключаться в том, что ты будешь прилеплен к земному, будешь рабом вместо свободного, отпадешь от небесного, не в состоянии будешь помыслить о горнем, а только о деньгах, о процентах, о долгах, о прибытках и гнусных корчемствах. Что может быть бедственнее этого? Такой человек впадает в рабство, более тяжкое, чем рабство всякого раба, и, что всего гибельнее, произвольно отвергает благородство и свободу, свойственные человеку. Сколько ни беседуй с тобой, имея ум, пригвожденный к богатству, ты не можешь услышать ничего полезного для себя. Но как пес в логовище, прикованный к заботам о деньгах крепче цепи, бросаешься ты на всех приходящих к тебе, - занимаешься только тем, чтобы для других сохранить лежащее у тебя сокровище. Что может быть бедственнее этого? Но так как мысль эта превышала понятие слушателей, и как вред, так и польза, проистекающие от богатства, для многих не были очевидны, и, чтобы понять это, нужен был ум довольно проницательный, то Спаситель, после предварительного объяснения, и сказал: «где сокровище » человека, «там и сердце » его. Поясняя то же самое далее, Он обращает речь от умственных предметов к чувственным, именно говорит: «светильник для тела есть око» (Мф. 6:22) . Смысл слов Его таков: не закапывай в землю ни золота, ни чего-либо другого тому подобного, потому что сокровище ты собираешь для червя, тли и для воров. Хотя ты и сбережешь его от этих истребителей, но не сохранишь своего сердца от порабощения и прилепления ко всему земному, - потому что где будет сокровище твое, там будет и сердце твое. Напротив, если будет твое сокровище на небе, то не только имеешь ту выгоду, что сподобишься за это небесных почестей, но еще и здесь получишь награду, возносясь на небо, помышляя и заботясь о небесном, так как очевидно, что ты туда же перенесешь и ум свой, куда положишь свое сокровище; наоборот, когда ты положишь свое сокровище на земле, то будешь испытывать совершенно противное.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Прп. Макарий Великий

ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

Он поручает нам удалиться от мира и быть нищими в отношении всех видимых вещей и не иметь земной заботы, но день и ночь бдеть у дверей (своего сердца) и ожидать, когда Господь, отворив заключенные сердца, излиет в нас дар Духа. Он говорит, чтобы мы отвергли золото, серебро и родственные узы, продали имущество и раздали бедным и воссокровиществовали его на небесах; «потому что где сокровище твое - там будет и сердце твое ». Господь видит, что сатана, действуя чрез богатство, принуждает мысли человека к тому, чтобы они поникли к заботе о материальных и земных вещах. Поэтому Бог, заботясь о твоей душе, говорит тебе отречься от этого, чтобы ты хотя бы поневоле искал небо и имел сердце у Бога; так что если бы ты и захотел опять вернуться к твоему имуществу, то (уже раздав его бедным) и не нашел бы уже ничего и, хочешь не хочешь, был бы принужден взирать туда, куда ты воссокровиществовал и отослал его, то есть - на небо, «потому что где сокровище твое, там будет и сердце твое ».

Собрание рукописей типа I. Слово 53.

<…> повелел Он оставить золото, серебро, родство, продать имение, раздать нищим, положить это в сокровищницу и искать сего на небесах: «идеже бо есть сокровище твое, ту будет и сердце » твое. Господь знал, что сатана чрез это берет силу над помыслами и вводит их в заботу о вещественном и земном. Посему-то Бог, промышляя о душе твоей, повелел отречься от всего, чтобы и по неволе взыскал ты небесного богатства и обратил сердце свое к Богу. Ибо если и пожелаешь возвратиться к тварям, то окажется, что не владеешь ничем видимым; и тогда, хочешь или не хочешь, принужден будешь ум свой обратить к небу, где собрал и положил все в сокровищницу: «идеже бо есть сокровище твое, ту будет и сердце твое ».

Собрание рукописей типа II. Слово 11.

Прп. Максим Исповедник

Когда приметишь, что ум твой с услаждением занимается предметами вещественными, и любезно пребывает в помышлениях о них: то знай, что ты любишь их более, нежели Бога. Ибо идеже есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше , глаголет Господь.

Главы о любви.

Прп. Нил Синайский

ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

Сказано: «идеже есть сокровище» твое, «ту будет и сердце» твое (Мф. 6:21) . Ибо каковы занятия, таков, без сомнения, и образ мыслей, и к чему устремлены занятия, того держатся и воспоминания, и ум. Посему должно более обращать трезвенное внимание на сокровище небесное и некрадомое.

Письма на разные темы. Пресвитеру Серапиону.

Блж. Иероним Стридонский

ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

Это нужно относить не только к деньгам, но и ко всем вообще страстям [или: имуществам]. Для прожорливого богом служит его чрево. Итак, он имеет сердце там, где и сокровище [или: есть сокровище]: сокровище любящего роскошь человека суть изысканные блюда; для ленивого - забавные игры, для любовника - похоть: Всякий находится в рабстве того, что одерживает над ним победу (2 Пет. 2:19) .

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 21-23 ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма

Он говорит это: если ты пригвоздил свой ум заботой об имуществе, то ты погасил свой светильник и омрачил свою душу, ибо как глаз, когда он чист, то есть здоров, освещает тело, а когда худ, то есть нездоров, оставляет его во мраке, так и ум ослепляется заботой. Если же ум омрачен, то душа делается тьмой, а тем более тело.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше

Сердцем здесь назвал ум. Он говорит: если даже ничего из того не бывает, однако вообще, где ваше сокровище, там будет и ум ваш. Но не малый вред для души в том, что ум пленен здесь, связан многоразличною заботою об охранении сокровища, порабощен такой тирании и не смеет перейти к другой мысли.

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

Сердце всегда более занято тем, что для него дорого, что оно любит, к чему привязано; в чем человек поставляет свое высшее благо, к тому и лежит сердце его. Итак, чтобы истинно направить стремления нашего сердца, необходимо, чтобы предмет его стремлений был истинен, свят и чист. Сокровища небесные - добродетели; вот к чему должно быть привязано сердце христианина.

Толковое Евангелие.

Лопухин А.П.

ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

Смысл ясен. Жизнь человеческого сердца сосредоточивается на том и около того, что человек любит. Человек не только любит те или иные сокровища, но и живет, или старается жить около них и вместе с ними. Смотря по тому, какие сокровища человек любит, земные или небесные, и жизнь его бывает или земной или небесной. Если в сердце человека преобладает любовь к земным сокровищам, то небесные отходят для него на задний план и наоборот. Здесь, в словах Спасителя, глубокое обличение и объяснение тайных, сердечных человеческих помышлений. Как часто мы заботимся, по-видимому, только о небесных сокровищах, но сердцем своим привязаны бываем только к земным, и самые наши стремления к небу бывают только видимостью и предлогом для сокрытия от посторонних взоров нашего любвеобилия к сокровищам только земным. Вместо “ваше” Тишендорф, Вест. Хорт и другие - “сокровище твое,” “сердце твое”. Может быть, в recepta и многих курсивных “твое” заменено словом “ваше” для согласования с Лк. 12:34, где “ваше” не подлежит сомнению. Цель употребления “твое” вместо “ваше”, может быть, заключалась в том, чтобы обозначить индивидуальность сердечных склонностей и стремлений человека со всем их бесконечным разнообразием. Один любит одно, другой другое. Знакомое всем выражение “у меня сердце лежит” или “не лежит к тому-то” почти равнозначно евангельскому выражению 21 стиха. Его можно перефразировать так: «где находится то, что ты считаешь своим сокровищем, туда будут направляться и сердечные помыслы твои, и любовь твоя”.

Троицкие листки

ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

Непрочно, обманчиво всякое земное сокровище; но если бы оно и прочно было, уже одно то, что люди прилепляются к нему всем сердцем и ради него забывают Бога, есть великое зло и бедствие для души. Почему? «Потому что ты становишься тогда рабом земных твоих сокровищ», - говорит святой Златоуст. ибо где сокровище ваше , где то, чего вы желаете, о чем заботитесь, что любите, там будет и сердце ваше , туда будут постоянно устремлены и взоры ваши, желания ваши, ибо где сердце человека, там и весь человек, вся судьба его. «Если, - говорит святитель Филарет Московский, - сокровище твое на земле, то не думай, чтобы сердце твое нашлось на Небеси - у Бога». - «Немалый для тебя вред, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - если ты будешь прилеплен к земному, отпадешь от Небесного, будешь думать только о деньгах, о процентах, о долгах, о прибылях… Что может быть бедственнее этого? Сколько ни беседуй с тобой, имея ум, пригвожденный к богатству, ты не услышишь ничего полезного и необходимого для тебя». Твое сердце не тронется мольбами несчастных вдов и сирот; оно так же холодно, как металл, к которому прилепилось… Угрюмый и суровый, ты от всех сторонишься, всех подозреваешь, всего боишься… Но не одно богатство может так завладеть сердцем человека: всякая страсть может сделаться его идолом, его сокровищем , с которым ему жаль расстаться. Посмотрите на человека, для которого все сокровище сердца - это плотские греховные удовольствия. Его сердце отравлено ядом разврата, его воображение переполнено нечистотами греха: до того ли ему, чтобы думать о Боге, о Небе, о спасении души? Или вот человек, у которого вся душа занята заботой о почестях, наградах, отличиях, повышениях… Этот честолюбец готов унижаться до раболепства перед сильными мира сего, хитрит, лукавит, жертвует совестью и законом: он не остановится ни перед чем, лишь бы столкнуть ближнего, занять его место. Какое черствое, холодное сердце у этого человека! Придет ли ему на ум позаботиться о будущей жизни, о Царстве Небесном? Его царство, его сокровище - здесь, на земле, в почестях и отличиях земных. А где сокровище его, там и его сердце. Укажем еще пример. Вот женщина, которая всю свою жизнь отдает в жертву страсти к нарядам и убранствам. Нищий так не заботится о куске хлеба насущного, как она тревожится о том, как бы одеться получше других, как бы кто-нибудь не перещеголял ее… А удалось это - в сердце уже подняла голову другая страсть - тщеславие… Когда ей заботиться о детях? Что ей за дело до того, что у мужа недостает средств на обновы для нее? И сколько огорчений, даже несчастий семейных бывает из-за этой пустейшей страсти к нарядам!… Найдется ли в сердце такой женщины место для Бога, для заботы о спасении души?… Но всех таких земных сокровищ , всех греховных привязанностей, к которым склонно наше сердце, и не перечтешь: сколько грехов, столько и идолов, которым человек отдает свое сердце. А для Христова ученика должно быть только одно сокровище - Бог и святой Закон Его. Если ты любишь Бога всем сердцем, всем помышлением твоим, то и все желания твои должны быть обращены к единому Богу. Живи и на земле только для Бога, потому что нигде ни в чем не может наше сердце найти мира и блаженства, кроме как у единого Бога. А Он обитает только в чистой совести, и Сам, Своей благодатью, приходит в наше сердце, но только тогда, когда там будет для Него место чистое, а не скверное…

Троицкие листки. №801-1050.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...