Семь мучеников Маккавеев:,,,,,,, матерь их, и учитель их. Страдание святых ветхозаветных мучеников Елеазара священника, семи братьев Маккавеев, матери их Соломонии и иных с ними

Как часто в последнее время мы слышим такое утверждение: «Зачем жить по Закону Божьему, Бог всех нас любит, он отменил все законы, любовь выше закона. Молись, причащайся, ходи в храм и будет с тебя. Никуда не лезь, ни во что не вникай, любомудрие от лукавого». Самое горькое – что такие слова мы слышим чаще и чаще в нашей православной среде. Хотелось бы таким «богословам» привести слова Соломонии, матери семи братьев Маккавеев, которые она говорила им, когда они были мучимы и терзаемы ради веры в Единого Бога и в Божественный Его Закон: «Я не знаю, каким образом вы появились в моем чреве. Это не я наделила вас духом и жизнью. Это не я упорядочила элементы, составляющие каждого из вас. Создатель, Который сотворил род человеческий и Который является началом всех вещей, вернет вам, по Своему милосердию, дух и жизнь, потому что вы презрели самих себя ради Его Закона».

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Адим, Антонин, Гурий, Евсевон, Елеазар, и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха IV Эпифана, который, проводя политику эллинизации населения, ввел в Иерусалиме и по всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Восьмидесятилетний старец, законоучитель Елеазар был одним из первых замученных нечестивцем Антиохом за отказ вкусить свинину – мясо нечистого животного, запрещенного моисеевым Законом. Когда ему посоветовали притвориться ради спасения собственной жизни, он выплюнул кусок мяса, насильно засунутый ему в рот, и сказал: «В нашем возрасте не стоит притворяться! Боюсь я, что многие молодые сойдут с пути из-за меня и моего утаивания мыслей, видя, что Елеазар в свои 80 лет присоединился к чуждым обычаям, и все это из-за короткого отрезка жизни, оставшегося мне. Я могу запятнать и покрыть позором свою старость. И если сейчас я избегу наказания человеческого, то не скроюсь, живой или мертвый, от руки Всемогущего». А ведь мог притвориться, мог и съесть, но своим примером показал молодым братьям Маккавеям что значит Закон, данный Богом и что значит послушание Его святой воле. Да, с приходом Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, многие ветхозаветные законы были отменены, потому что нам был дан Высший Закон – Закон Любви, который мы должны исполнять не менее ревностно, чем древние иудеи исполняли Моисеевы законы.

После мученической кончины благочестивого старца от многочисленных ран от колесования и пыток, к нечестивому беззаконнику Антиоху были приведены ученики Елиазара – братья Маккавеи и их мать, благочестивая Соломония. Их также, как и учителя, принуждали к вкушению нечистой пищи, но все они, как один, оказались достойными подвига святого Елиазара: отказались от вкушения скверны, несмотря на все устрашения Антиоха и его подчиненных. Старший из братьев, отвечая за всех, осмелился выкрикнуть нечестивцу Антиоху: «Мы го­то­вы луч­ше уме­реть, чем престу­пить за­ко­ны». За это царь приказал содрать с него кожу, вырвать язык и отсечь руки и ноги, а после бросить на раскаленную сковороду. Но такая кончина старшего брата не только не испугала остальных братьев, а, наоборот, только воодушевила их на мученический подвиг.

Второму из Маккавеев разорвали плоть железными когтями, а потом растянули на катапульте. Готовый предать душу Господу, он воскликнул по-еврейски: «Нечестивец, ты лишил нас жизни земной, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его Закон, для вечной жизни».

Третий с отвагой протянул руки палачам, высказав уверенность, что обретет их в будущей жизни. Да­же му­чи­те­ли бы­ли изум­ле­ны та­ким му­же­ством юно­ши. Он умер под пыткой колесом.

Четвертый попросил Антиоха придумать для него самые жестокие пытки, чтобы он мог доказать тирану, что готов состязаться в отваге с братьями. Перед тем, как ему вырвали язык, он произнес: «Даже если ты лишишь меня органа речи, Бог услышит голос немых. Сколь приятно лишиться членов ради Бога!».

Стремясь скорее получить награду, пятый сам предстал перед мучителями.

Шестой брат был подвергнут пытке колесом, и когда ему пронзали внутренности, он вскричал: «Наше благочестивое знание непобедимо!».

Самому младшему из семи братьев Антиох стал давать разного рода обещания, попытавшись склонить его мать к тому, чтобы она заставила сына сберечь себе жизнь. Соломония, напротив, призвала юношу перенести все пытки, чтобы она смогла встретить его вместе с братьями в Царстве Небесном. Одушевленный этим порывом, ее сын начал проклинать тирана, предсказывая ему скорое справедливое наказание за гордыню. Он скончался, молясь о том, чтобы его жертва, как и жертва братьев, смягчила гнев Божий против угнетенного израильского народа. По­сле сы­но­вей скон­ча­лась и мать, ра­дост­но благода­ря Бо­га за то, что она са­ма и де­ти по­ло­жи­ли ду­ши за За­кон Гос­по­да Все­дер­жи­те­ля.


Так, эти мужественные люди один за другим посвятили свои жизни Богу, показав, что временные пытки и муки телесные не так страшны, как духовные за неисполнение и попрание Божественных повелений, и настолько кратковременны в сравнении с вечными мучениями, ожидающими отступников веры в жизни вечной, а разум, просвещенный верой, может не только искоренять страсти души, но и торжествовать над мучениями и смертью, имея подтверждение жизни вечной и нетленной.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э., и одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Будем помнить что Господь не отменял свои Законы, а лишь трансформировал их в Закон вечной любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя – иной большей сих заповеди нет» (Марк. 12:30,31) и не забывать, что Православие держится на подвиге мучеников, ради Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Его Божественного Закона претерпевших муки, страдания и бесчестие. Последуем и мы их подвигу и будем чтить Божественные Законы и в час исповедничества помнить подвиг и жертву святых братьев!

“Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов…”
(Втор. 32: 7).

В различные эпохи, в разных странах государство становилось враждебным Церкви, и Церковь превращалась в общину гонимых, обездоленных и отверженных. В такие времена от Церкви, ее руководителей и рядовых членов требовалось особое мужество. Миллионы людей в течение всей истории Церкви – начиная с апостолов Христа и кончая мучениками новейших времен – отдавали свою жизнь за веру, тем самым оставаясь соработниками Христа в Его искупительном деле. Люди, кровью которых сохранилась Церковь, остаются в памяти верующих, и имена их окружены благоговейным почитанием.

Однако не менее достойны почитания и те, кто, не будучи христианами, отдавали жизнь за свой народ, за веру, за “законы отеческие”.

Многие народы в какие-то моменты истории оказывались на острие меча, и судьба таких народов часто зависела от героев духа, которые жертвовали своей жизнью ради блага других и вдохновляли тысячи людей на подвиг. Именно эти герои духа, а не “народные массы”, нередко становятся главной движущей силой истории. В период гонений Антиоха Епифана, во II в. до РХ такими героями в Иудее были мученики Маккавеи.

Основными источниками информации о событиях времен гонений Антиоха IV Епифана для нас являются 1-я и 2-я Маккавейские книги, а также сочинения Иосифа Флавия.

Маккавейские книги – это неканонические священные книги .

Вторая книга не является продолжением первой, а дополняет её, третья Маккавейская книга не имеет ничего общего с двумя первыми. Авторы Маккавейских книг неизвестны. В Александрийском кодексе Греческой Библии есть четвертая Маккавейская книга, её авторство приписывается Иосифу Флавию .

Иосиф Флавий (Iosephus Flavius), собственно Иосиф бен Маттиас (ок. 37 – после 100), древнееврейский историк. Родился в семье священнослужителя в Иерусалиме. Принадлежал к партии фарисеев. Во время Иудейской войны был назначен военачальником в Галилее, хотя, не одобрял восстание против римлян. Сдался римлянам; пользовался покровительством Веспасиана (принял его родовое имя – Флавий), жил в Риме .

Иосиф Флавий – известный автор-иудей, перешедший на сторону римлян, а потому сохранивший свою жизнь. Желание угодить своим покровителям-римлянам накладывает очевидный отпечаток на изложение Флавия и на его объяснение причин происходящего. Эти особенности перечисленных источников необходимо учитывать при рассмотрении событий периода гонений Антиоха Епифана.

1. Исторические предпосылки гонений.

Исторические предпосылки восстания Маккавеев сложились в результате захвата Палестины в 332 г. до Р. Х. А. Македонским. После смерти Александра в 323 г. его империя распалась. В западной Азии правила династия Селевкидов, в северной Африке господствовали Птолемеи. В результате борьбы этих династий в 198г. до Р.Х. Палестина стала частью империи Селевкидов . По одним сведениям это произошло в 203г до Р.Х . Другие авторы годом захвата Антиохом Великим Иудеи называют 199г .

Антиох Великий, сам, будучи язычником, однако не изменял теократического строя в Иудее. Всё изменилось с воцарением Антиоха IV Епифана (175-164).

2. Антиох Епифан.

Воспитанный в Риме, пропитанный римской культурой, Антиох IV не считал, что в мире может существовать что-то более серьезное, нежели Рим. Все нестроения, непорядки в других странах существуют потому, что их народы по глупости и упрямству не хотят принять устройства и обычаев Римской Империи.

Не только Антиох IV, но и некоторые евреи разделяли такую позицию: «В те дни вышли из Израиля сыны беззаконные и убеждали многих, говоря: пойдем и заключим союз с народами, окружающими нас, ибо с тех пор, как мы отделились от них, постигли нас многие бедствия» (1Макк.1:11).

Антиох Епифан повел активную работу по «окультуриванию и просвещению диких народов» . Началась компания всеобщей эллинизации.

По мнению некоторых авторов, например Лопухина, прозвище Епифан (Αντίοχος Επιφανής) означает «славный», «со славой явленный» . Рич Робинсон, в опубликованной на сайте «Евреи за Иисуса» статье «Праздник обновления», приводит перевод имени Епифан как Воплощенный Бог .

Таким образом, можно полагать, что называя себя так, Антиох IV повелел евреям поклоняться себе. Со временем так случилось, что в его прозвище Епифан поменялась буква, и Антиох Епифан стал называться Епиманом – Безумным.

Религиозно-идеологические преобразования Епифан начал с удара в «корень», – он позволяет брату первосвященника Онии (2Макк. 3:1), Иисусу, захватить место первосвященника. Антиох IV не только провел в первосвященники удобного для себя человека, но и заработал на этом немало талантов серебра (2 Макк. 4: 8, 9).

Путем подкупа и измены Иисус добивается низложения брата (2Макк.4:7-10), принимает греческое имя Иасон и сам становится первосвященником.

Возглавив греко-иудейскую партию, Иасон начинает вводить языческие обычаи и обряды (2Макк.4:11-15). В Маккавейских книгах особо подчеркивается, что отступники «установили у себя необрезание, и отступили от святаго завета, и соединились с язычниками, и продались, чтобы делать зло» (1Макк.1:15).

3. Гонения Антиоха Епифана.

Гонения становятся широкомасштабными по возвращении Антиоха Епифана из Египта. Вступающего в Иерусалим Антиоха встречал первосвященник Иасоном (2 Макк. 4:21,22).

Антиох не удостоился титула царя законным порядком, поскольку не обладал правом наследования трона. Путь, приведший Епифана к трону, был путем, предсказанным пророком: “И восстанет на место его презренный, и не воздадут ему царских почестей, но он придет без шума и лестью овладеет царством” (Дан. 11: 21).

В борьбу за должность первосвященника включается некий Менелай, брат Симона (2Макк.4:24, 25). Менелай перекупает место первосвященника. Похитив сокровища из Храма, Менелай подкупает почетного сановника Андроника. А чтобы их святотатство не было раскрыто, Андроник убивает первосвященника Онию (2Макк.4:31-34).

Храм разоряется и подвергается поруганию. Начинается насильственная эллинизация Иерусалима, а затем и всей страны.

Иосиф Флавий даёт другую оценку событиям и по другому распределяет ответственность за происшедшее.

Нечестия и поругания Храму приносились руками евреев, по причине алчности и властолюбия одних, и попустительства и нерешительности других. И, хотя, израильский народ в большинстве своем не принимал нововведений, смеялся над ними, но до определенного времени никакого решительного противодействия не оказывал.

“Завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними…” (Иер. 31:32). От этого «Вострепетала земля за обитающих на ней, и весь дом Иакова облекся стыдом» (1Макк.1:28).

Иерусалимский Храм превращается в храм Юпитера Олимпийского. Храм Гаризинский становится храмом Юпитера Странноприимного (2Макк.6:2). Распространяется идолослужение и блуд. Устанавливается обязательное для всех жертвоприношение. Для устройства идольских жертвенников специальные отряды рассылаются по всем населенным пунктам (2 Макк. 6: 2-8). Население в знак лояльности принуждается есть свинину, чем прямо нарушается закон Моисеев (Лев.11:7). Начинаются массовые казни тех, кто держится Завета, хранит священные книги, учит людей Закону. Антиох приказывает убивать тех, кто присутствует при обрезании детей, а самих обрезанных младенцев вешают (1Макк.1:43-64; 2 Макк.6:6,7).

Народ Божий является таковым только в рамках Завета: “Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя” (Быт. 17: 7). Антиох ясно осознавал, что если разорвать Завет, то и народа Божия не будет. А распавшийся, разложившийся народ можно будет эллинизировать, привести к единому имперскому стандарту. «Царь Антиох написал всему царству своему, чтобы все были одним народом, и чтобы каждый оставил свой закон» (1Макк.1:41,42). Увлекшись отстаиванием демократических принципов, римляне потеряли точку отсчета социальных и моральных ценностей. В своей борьбе с инакомыслием Рим стал генератором идей по устройству гонений.

Не Антиох IV изобрел методы гонений, но он практически воплотил и развил методику. «Достижения» Антиоха Епифана стали образцом для всех последующих гонителей вплоть до наших дней. Неважно, знали последующие гонители об антиоховских технологиях или нет. Путеводитель гонителей церкви, которого Господь Иисус Христос назвал «человекоубийцей от начала» и «отцом лжи» (Ин.8:44), всегда подсказывал им эти технологии. На протяжении всей истории человечества мы вновь и вновь видим следы этого «технолога».

Например, по Эдикту Декия все христиане в определенный день в году должны были заявлять о том, что они остаются христианами. Наиболее знатных христиан публично приводили к жертвеннику для принесения языческих жертв. Бывало, что жертвы не приносились, а путем сделок приобретались справки об их принесении.

Во времена Антиоха подобное было предложено и старцу Елеазару (2Макк.6:18-31). Девяностолетний старец проявил верность Богу, стойкость и мужество, «оставив в смерти своей не только юношам, но и весьма многим из народа образец доблести и памятник добродетели». Так же как и Антиох Епифан, Декий приказывал уничтожать священные книги христиан, убивать священников . Массовую реализацию аналогичных сценариев мы видели и в новейшей истории России.

В гонениях Епифана исполнились откровения, записанные в книге пророка Даниила. Пророк предупреждал о грядущей мерзости запустения Храма (Дан. 9:27). О такой же мерзости запустения говорил, вспоминая слова пророка, Господь Иисус Христос (Мф. 24: 15). Святоотеческое толкование книги пророка Даниила говорит, что пророчества относятся частью к Антиоху, а частью – к антихристу .

Видение Даниила содержало подробное предсказание о грядущей истории Греческой империи и особенно о правлении жестокого Антиоха Епифана (Дан. 11:21-45).

Даниил предупреждал, что народу Божьему придется пережить несказанные по силе гонения, которые возглавит не только Антиох, но и антихрист в последние времена существования мира.

Таким образом, можно сказать, что гонения Епифана проецируются и на период новейшей истории. Гонения Епифана прообразовали и фашистские концлагеря (евреи фашистами преследовались по национальному, а, следовательно, религиозному признаку).

Те же методы, но более изощренно, использовали коммунистические гонители в России.

Текст памятной доски, установленной в 1918 г. на здании Румянцевской библиотеки в Москве согласно плану «монументальной пропаганды», обещал: «Железной рукой загоним человечество к счастью!». В еще большей мере, нежели Храм Иерусалимский, пострадал православный Храм Христа Спасителя. И если Иерусалимский Храм после епифановских гонений был очищен от осквернения, то Храм Христа Спасителя пришлось отстроить вновь. Везде угадывается одна и та же рука. И это неудивительно, потому что «в пророческих книгах одно и то же речение относится и к ближайшей перспективе, и ко временам новозаветным или даже к последним временам» .

Итак, гонители соединяются в единую цепь: от гонения Антиоха до гонений последних времен. Тут главное не в личности гонителя, а в принципе противления Богу и активной борьбе с Христом и христианством. Все, кто активно выступал и выступает против Христа, боролся и борется с христианством, заражен духом антихриста.

О гонениях Антиоха Епифана существуют свидетельства и других авторов. Так, Посидоний (ок. 135-51 до н. э.), древнегреческий философ-стоик, крупнейший представитель Средней Стои, возмущаясь, писал: «Ведь Апион имеет дерзость заявлять, что в этом святилище иудеи поместили ослиную голову, поклоняются ослу и считают его достойным благоговейного почитания. Это открылось, по его словам, когда Антиох Епифан ограбил Храм, обнаружив и эту золотую голову, стоящую огромных денег…» . Из приведенной цитаты мы узнаем, что ещё с древних времен «творцы новостей» часто не могли устоять перед соблазном «выложить информационную бомбу». Автор «инструкций» и здесь ясно просматривается: ” Когда говорит он ложь, говорит свое ” (Ин. 8:44). Этими методами также пользуются все гонители вплоть до новейшего времени. В наше время эти приемы развились, умножились и стали более изощренными технологически.

4. Ветхозаветные мученики за веру.

Православная Церковь почитает святых мучеников, пострадавших за веру во времена гонений Антиоха Епифана. Среди них, упоминавшийся ранее старец Елеазар, отроки Макавеи, семь братьев, пострадавшие до смерти, но не отступившие от закона Моисеева (2Мак. 7: 1-41). Братья были умерщвлены на глазах друг у друга, мать скончалась последней. Подвиги Елеазара и Маккавеев прообразовали подвиги сонма исповедников и мучеников за Христа.

Такую же смерть во времена гонений за Христа ок. 305г. приняли св. мученики Кирик и Иулита, пострадавшие в г. Тарсе, родине ап. Павла.

Как и Соломония, укреплявшая дух сыновей перед казнью, Иулитта наставляла своего сына Кирика.

Св. Григорий Богослов говорил о том, что не многие христиане чествуют мучеников Маккавеев, т.к. они пострадали до Христа. Но, по мнению св. Григория, все ветхозаветные праведники достигали совершенства не иначе, как через веру во Христа .

Память мучеников Маккавеев прославляется Церковью 14 августа н.с. Церковь называет братьев Маккавеев: «благородные отрасли благородной матери» .

В тропаре св. мученикам Кирику и Иулитте, принявшим подобную смерть, также поется: «Яко лоза благоплодная, Иулитта честная, грозд зрел принесла еси Цареви всех Богу, сына твоего, Кирика славного…».

Повествование о мученической смерти братьев Маккавеев и их матери содержит и важное догматическое учение.

Во-первых – это единственное в Ветхом Завете прямое указание на то, что мир сотворен из ничего (2 Макк. 7:28). Основываясь на этом, мы отвечаем «совопросникам века сего», что сотворение мира из ничего не христианское изобретение, ветхозаветная церковь также знала об этом.

Во-вторых – это воскресение. Веру в него исповедует один из братьев (2 Макк. 7: 14). Подтверждением истинности такой веры служат слова Господа Иисуса Христа: «и изыдут творившие добро в воскресение жизни…» (Ин. 5: 29).

5. Восстание Маккавеев.

Гонения развивались и ужесточались, в конце концов, стало казаться, что оставшиеся благочестивые евреи не выдержат дальнейших испытаний. И, когда, казалось бы, надежды не осталось, произошло восстание Маккавеев.

Во главе восстания становится священник из первосвященнического рода Маттафия (1 Макк. 2:1). Маттафия убивает иудея – отступника, собравшегося принести жертву идолам. Убивает царского посланника, и вместе с пятью сыновьями уходит в горы (1 Макк. гл. 2). Около трех лет командовал Маттафия партизанским отрядом. Перед смертью Маттафия назначил всем «вместо отца» Симона, а военачальником Иуду. За военные успехи Иуда получил прозвище Маккавей (Маккаби – молот). Со временем это прозвание перешло ко всем борцам за независимость Иудеи. Отсюда и название движения. Небольшая группа людей под руководством Иуды Маккавея заставила греко – сирийцев покинуть Иудею.

Интересен момент принятия положений Закона с рассуждением. Этот момент прообразовывает слова Господа Иисуса о субботе: “И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы” (Мк.2:27).

Не желая осквернять субботнего покоя, бежавшие от гонителя в горы евреи, не предпринимали попыток к самозащите в субботу. Враги этим пользовались, безнаказанно истребляя людей. Тогда было принято решение: «кто бы ни пошел на войну против нас в день субботний, будем сражаться против него, дабы нам не умереть всем, как умерли братья наши в тайных убежищах» (1 Макк. 2:41).

В одном из эпизодов повествования Иуда Маккавей во время молитвы видит убитого первосвященника Онию (2 Макк. 15: 12-14). Это доказывает то, что молитвенное общение живых и умерших признавалось и в ветхозаветные времена. В то время Церковь также приносила жертвы за умерших. Примером тому служит принесение Иудой Маккавеем жертвы очищения за носивших языческие амулеты убитых воинов .

6. Очищение Храма.

Довольно скоро Иуда и его сподвижники отвоевывают Иерусалим и Храм. Храм очищается от мерзости, возобновляется богослужение. Взамен оскверненного складывается новый Жертвенник. Камни старого откладывают до прихода верного пророка (1 Макк. 4:41-55).

В честь очищения Храма и победы над Антиохом евреи празднуют Хануку .

О начале празднования Хануки сложилось много легенд. В самой известной рассказывается о том, что запаса масла для меноры в Храме оставалось только на день. Для приготовления новой порции масла было необходимо восемь дней. Менора горела все время, пока не была приготовлена новая порция. Поэтому Хануку и празднуют восемь дней, каждый день зажигая новую свечу на меноре.

Эта история не упоминается ни в одной из летописей Маккавейского восстания. В первый раз о чудесном масле было написано в Талмуде, через много лет после восстания. По свидетельству Д. Брикера, Ханука празднуется восемь дней, потому что Маккавеи решили с опозданием отметить Суккот (праздник Кущей). Царь Соломон также освятил Храм в этот день.

По Промыслу Божию именно в этот день, на этом празднике, Господь Иисус Христос открыл людям: «Я и Отец – одно» (Ин. 10:22-30).

Праздник как бы противопоставляет безумство Антиоха, называвшего себя Епифан – Бог Явный, и Божественное откровение человеку воплотившегося Господа.

Те, кто приняли Антиоха с его с новым именем, сотрудничали с ним, прообразовали собой иудеев, не принявших Господа Иисуса Христа.

7. Заключение.

Перед смертью Антиох Епифан сильно болел. Раскаялся, обещал в случае выздоровления принять иудаизм. Евреям вернули свободу вероисповедания, отдали захваченное в Храме, вышел указ о богослужении в Храме и принесении в нем жертв.

Антиох умирал горькой и мучительной смертью (2 Макк. 9: 5-28). «Так этот человекоубийца и богохульник, претерпев тяжкие страдания, какие причинял другим, кончил жизнь на чужой стороне в горах самою жалкою смертью» (2Макк.9:28).

С этого момента прекратились религиозные гонения. Иуда стал первосвященником. Война потеряла религиозный смысл и продолжилась как национально – освободительная. Был заключен союз с Римом. Текст договора, в котором оговаривалось право евреев на проведение религиозных обрядов и богослужение в Храме, записали на медных таблицах и повесили в Капитолии .

Маккавеи стали независимыми правителями страны и родоначальниками Асмонейского (Хасмонейского) рода князей, по имени Маттафии Асмонея.

Мир и благоденствие были недолгими. Начались внутренние смуты, разделение народа на партии и секты. Симон Маккавей был коварно убит собственным зятем Птоломеем.

Во время гонений Антиоха Епифана было уничтожено до сорока тысяч евреев . Кроме того, десять тысяч евреев было обращено в рабство .

Гонения распространились по всей Иудее. Но, сея ужас, Антиох добился только того, что среди евреев с каждым днем усиливалась ненависть к оккупантам и желание избавиться от сирийского господства.

В Слове 15-м св. Григорий Богослов как бы проецирует ситуацию в Иудее времен Антиоха Епифана на ситуацию в Византийской империи времен Юлиана Отступника . И там и здесь – нечестивый царь, который принуждает подданных отречься от веры в единого Бога и принять язычество. И там и здесь – граждане, лояльные своему царю во всем, кроме того, что касается веры: когда есть выбор между царем земным и Царем небесным, они предпочитают последнего.

Именно на подвиге исповедников веры и строится Церковь, именно кровью мучеников сохраняется и возрастает истинная вера. Как писал Тертуллиан: «Кровь мучеников – семя церкви».

Антиох Епифан стал предтечей всех последующих гонителей. Во время гонений Антиоха исполнились многие пророчества.

Св. Григорий Богослов писал, что гонения Епифана прообразовали и искупительный подвиг Господа Иисуса Христа .

Проявленные в период гонений стойкость и верность Завету с Богом позволили не только защитить независимость, но и сохраниться самому народу.

8. Литература.

1. Библейская энциклопедия. Под ред. архим. Никифора. Изд. Свято – Троице – Сергиевой Лавры, 1990.

2. Геннадий Егоров, иер. Священное Писание Ветхого Завета. Часть 1. М.: Изд-во ПСТГУ,2005.

3. CD-ROM. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия (2 CD). «Кирилл и Мефодий», 1999.

4. Флавий И. Иудейская война. Электронная версия. По изданию: Иосиф Флавий. Иудейская война / Пер. с нем. Я.Л.Чертка. – СПб., 1900.

5. Даули Тим. Библейский атлас. Российское Библейское общество, 2003.

6. Лопухин А. П. Библейская история Ветхого Завета. Первое заграничное издание. Монреаль, 1986.

7. Josephus, Contra Apionem, II, 79-80, 89, 91-96. Интернет – версия по материалам трехтомника М.Штерна Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме, Москва-Иерусалим, 1997-2002.

8. Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Изд. Отд. Московского Патриархата, 1993.

9. Еп. Илларион (Алфеев). Жизнь и учение св. Григория Богослова. Электронная версия. Сайт Саратовской епархии РПЦ.

10. Флавий И. Иудейские древности. Электронная версия. По изданию: Иосиф Флавий. Иудейские древности / Пер. с греч. Г. Г. Генкеля.- Спб, 1900. В 2-х томах.

11. Древний мир. Энциклопедический словарь. М.: Центрополиграф, 2001.

12. Григорий Богослов. Слово 15, произнесенное в присутствии отца, который безмолвствовал от скорби, после того как град опустошил поля. http://ni-ka.com.ua/files/gbg115.rar

Ю.М. Куклев

Библейская энциклопедия. / Под ред. архим. Никифора. Изд. Свято – Троице – Сергиевой Лавры, 1990. С. 447.

Во втором веке до нашей эры сирийский царь Антиох Зпифан, яркий приверженец эллинизации, решил уничтожить в Иерусалиме иудаизм. Но сделать это оказалась намного сложнее, чем он предполагал. В 170 году до н.э. Антиоху пришлось ввести в город дополнительные войска.

Это помогло, но ненадолго. В 168 году до н. э. город восстал. Пришлось снова увеличить воинский контингент. Мятеж был жестоко подавлен.

Оскверненный алтарь

Антиох оскорбил иудеев, превратив святой для них Иерусалимский храм в святилище Зевса. Храм по приказу царя был осквернен — на его алтарь возложили свиную голову. Понимая, что иудеи не смирятся с этим надругательством над своей верой, царь все же решил любым путем заставить их поклоняться греческим богам, тех же, кто продолжит исповедовать иудаизм, полностью уничтожить.

На всякий случай все городские укрепления Антиох приказал сравнять с землей, чтобы в случае очередного восстания его армии не пришлось снова их преодолевать. Более того, царь построил в Иерусалиме крепость для своих солдат.

Но искоренить иудаизм не удалось. И это несмотря на пытки и постоянные публичные казни приверженцев иудаизма.

Мужество старца

В 166 году до нашей эры сирийские солдаты схватили законоучителя Божьего Елеазара, вина которого заключалась в том, что он не пожелал отказаться от иудаизма и свято соблюдал все его законы. Учителю Елеазару исполнилось тогда 90 лет.

Поскольку старец являлся одним из самых благочестивых, мудрых и уважаемых законоучителей, Антиоху было очень важно его сломить. Он понимал, что если добьется своего, то воля других ревностных приверженцев иудаизма может ослабнуть. Было решено заставить Елеазара осквернить уста свининой, вкушать которую иудеям категорически запрещалось Законом Божьим. Но как ни добивались этого его мучители, они ничего не могли поделать со старцем. Тогда сочувствовавшие законоучителю язычники принесли разрешенное его верой мясо — говядину — и предложили обмануть Антиоха. Елеазар мог съесть это мясо, притворяясь, что с отвращением употребляет свинину. Таким образом он не осквернит своих уст, не будет подвергнут пыткам и останется жить. Но почтенный старец ответил, что никогда на это не пойдет.

И тогда царь решил устроить для Елеазара ад на земле. Палачи хотели его и унизить, но оказались униженными сами, потому что даже самые страшные пытки не заставили старца им подчиниться. Изуродованному Елеазару, не зная уже как умножить его страдания, влили в окровавленные ноздри крепкий уксус и живым бросили в огонь.

Царский гнев

Затем арестовали и учеников Елеазара: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Адима и Маркелла Маккавеев. Вместе с ними была схвачена и мать братьев Маккавеев — Соломония.

Антиох предложил им, дабы избежать участи Елеазара, отказаться от Господа Саваофа и начать поклоняться Зевсу. Но никто из Маккавеев согласия на это не дал. И снова, как старца, их пытались заставить вкусить свиное мясо. Но принудить к этому не смогли. Тогда по приказу царя сирийцы начали избивать их бичами. И тогда старший брат сказал Антиоху, что они готовы умереть, но от законов Саваофа все равно не отступятся.

Разгневавшись, царь приказал разжечь огонь под сковородами и котлами. Библия свидетельствует, что Антиох придумывал такие страшные пытки, каких, по его мнению, выдержать было просто невозможно, а видя, что волю иудеев сломить не может, впадал в ярость. Старшему из братьев на глазах у его родных отрезали сначала язык, затем содрали с него кожу, после чего отрубили руки и ноги. Заметив, что юноша еще дышит, Антиох распорядился бросить его на раскаленную сковороду.

Теперь Антиох ничуть не сомневался в том, что остальные Маккавеи устрашены и не посмеют больше ему противиться. Со второго брата, чтобы окончательно сломить его волю, сначала сняли скальп и только затем приказали ему есть свинину. Но когда, несмотря на страшную боль, и он отказался выполнять прихоть сирийца, с ним расправились точно так же, как и со старшим братом. Затем и еще четыре брата, которые не уступили воле даря, также скончались в страшных муках.

Материнское сердце

В живых теперь оставался самый младший брат. Антиох понимал, что если ничего не добьется и от него, то будет унижен перед своими подданными, и поэтому стал уговаривать Маккавея отказаться от иудейского Бога. Царь клялся, если юноша покорится, обогатить его и пожаловать ему высокую должность. Затем Антиох обратился к Соломонии и сказал, что у нее есть возможность не только спасти жизнь единственному теперь своему сыну, но и увидеть его богатым, влиятельным и счастливым. Мать ответила, что она согласна повлиять на сына и обратилась к нему на своем, непонятом Антиоху языке.

Но Соломония поступила так, как подсказывало ей сердце. Она сказала юноше, что смерть его братьев не напрасна, умоляла не поддаваться увещеваниям царя, потому что Бог, за которого они в мучениях умирают, не оставит их и снова соединит всех вместе. «Я верю, — произнесла эта мужественная женщина, — что мой младший сын проявит себя настоящим мужчиной и не устрашится жестокого убийцы». И тогда юноша обратился к Антиоху: — Претерпевая эти краткие мучения за свой народ, мы обретаем вечную жизнь, а ты, нечестивый преступник, знай, что тебе предстоит по суду Божию понести праведное наказание. Ты познаешь еще всемогущество нашего Господа, но не будет тебе от него прощения.

Антиох так разгневался, что приказал обойтись с младшим Маккавеем еще жестче, чем с его братьями…

Соломония склонилась над обезображенными телами своих сыновей и, помолившись Господу, умерла. Ее материнское сердце не смогло выдержать такого горя.

Возмездие

«Взирая на пролитие крови рабов своих, Господь умилосердился над народом еврейским: Он воздвиг среди них Иуду, происходившего из священнического рода и прозванного Маккавеем».

Восстание, поднятое евреями во главе с Иудой, окончилось поражением войск Антиоха. Главный иудейский храм был освобожден от идолов, очищен и освящен. В память этого выдающегося для евреев события появился праздник Ханука.

Антиох же вскоре после своего поражения тяжело заболел. Внутренности его стали гнить, в них завелись черви. Смрад от царя шел такой, что не помогали никакие благовония. Ни лекари, ни греческие боги помочь Антиоху не смогли, и тогда, как и предсказывал младший Маккавей, царь вынужден был признать всемогущество Саваофа. Но Господь не пожелал его простить, и Антиох умер в страшных муках.

Маккавеи – ветхозаветные мученики.
Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н.э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец – законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твердостью пошел на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твердо перенес муки, как и его старшие братья.
После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

В этот же день отмечается праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, в народе именуемый «Медовым Спасом»

Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Ведь слово «спас» от слова «Спаситель», а слово – не пустой звук, тем более, если это – имя. В особенности, если это имя Божие.
За последнее время мы привыкли, что накануне праздников Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Его Преображения и Нерукотворного Образа, в СМИ обязательно появляются «просветительские» материалы на их тему. К сожалению, зачастую они выдержаны в ключе земледельческой магии, что сводит на нет пользу даже той информации, которая хотя бы вскользь дается о сути праздников.

Мы порой слишком привыкаем к словам и словосочетаниям, не задумываясь, что слово – продукт своеобразного «круговорота веществ в природе». Те или иные представления и понятия обретают имена в результате формирования своего содержания.

В храм на праздники ходить, фрукты-овощи святить! И всё! Такое, вот, «настоящее», но только никакое не Православие получается.

Беда, разумеется, не в народной культуре и не в крестьянских традициях. Ведь не в меде да овощах-фруктах проблема. Традиции эти красивы, исполнены глубокого смысла, да только глубина эта становится парадоксально недостижимой именно из-за преобладания обрядного начала!
Прилагательное («медовый», «яблочный», «ореховый», «хлебный») определяет в религиозном сознании содержание существительного «Спас». Не то, чтобы все напрочь забыли о каком «Спасе» речь, хотя и подобное бывает, как, например, на Западе, когда, празднуя «Рождество», многие не знают, что именно они так весело отмечают, Чей День Рожденья справляют.

Аграрная составляющая теснит изначальное содержание понятий этих праздников. Достаточно перевести внимание, сместить акценты, и подмена произведена.
Удручающее впечатление производят многие люди, приходящие в эти праздники в храм освятить конкретные банки с медом, плоды. Они или приходят к концу службы только, чтобы получить «ритуально-магическую услугу», и скучают, порой не очень терпеливо дожидаясь, «когда начнется», или еще хуже: являются довольно рано, чтобы удобно расположить свое приношение на столе и потом не отводят очей от своих кульков, «отстаивая» службу, но не участвуя в ней.

Постоянным прихожанам еще как-то удается объяснить, что освящаются не только конкретные плоды, а весь урожай тем, что его начатки приносятся в жертву, т.е., принесенное, по идее, должно оставаться в храме или там же раздаваться, и этой жертвой освящается все, что у тебя на огороде, в саду, на пасеке, дома, в магазине и на базаре, наконец, то, что ты собираешься приобрести и кормить свою семью – все это освящается твоим «принесением начатков Богу»: жертвой благодарения Небесному Отцу за Его заботу о нас, грешных, без которой ни урожая не было бы, ни средств, приобрести пищу.
Если вдуматься, эти праздники между собой очень крепко связаны. Только не аграрной составляющей.

Освящение мака к Маккавеям отношения не имеет

Слово «маккавей» произошло от арамейского «makkaba» - «молот» (как оружие на врагов), также связывается с еврейским «makkevet», имеющим то же значение. С русским «веять мак» это слово просто созвучно, но в народном сознании память мучеников Маккавеев прочно связалось с освящением мака и приготовлением блюд из него.

Однако не будем спешить осуждать наших «полуязыческих» предков. Неизвестно, знали бы люди вообще о существовании святых братьев, если бы не эта традиция. К тому же, хорошо приготовленные блюда с маком - это просто вкусно.
Но водителям не стоит забывать, что какое-то время после их употребления тест на опиаты может показать, что вы находитесь в состоянии наркотического опьянения.



В изложении святителя Димитрия Ростовского

Прежде чем начать повествование о страданиях святых мучеников, имена которых здесь, на земле, записаны в "Книгах Маккавейских", а на небе - в книгах жизни вечной, уместно, в виде краткого предисловия, предварительно сообщить о бывших в те года смутах в Иерусалиме 1 и о гонениях на благочестивых иудеев, соблюдавших закон Божий; те и другие сначала возбудили сами лживые законоучители и властолюбивые первосвященники иерусалимские; когда же, по попущению разгневанного Господа, иудеи подпали под власть языческих народов, то эти смуты и гонения усилились до такой степени, что святой город исполнился крови и святыня Божия - мерзости.

Первое великое и страшное разрушение Иерусалима, произведенное Вавилонским царем Навуходоносором, было во дни царя иудейского Седекии, о чем сообщается в житии святого пророка Иеремии 2 и в житии святого пророка Иезекииля 3 . Спустя семьдесят лет после этого разорения иудеи, по милосердию Божию, избавились от плена и возвратились в Иерусалим; во святом городе снова возникли прекрасные здания, и вновь построенный храм Божий, подобно первому, был благолепно украшен; эта история возвращения из плена, обновления Иерусалима и храма подробно излагается в книгах Ездры и Неемии. Число людей Божиих быстро увеличивалось: они скоро расселились по Палестине в том же порядке и почти в том же количестве, как и прежде; святой город, верный закону Божию, долгое время процветал в благочестии, наслаждаясь спокойствием под управлением своих первосвященников-князей. Он пользовался славою и уважением ото всех, хотя и находился под властью языческих царей. Многие языческие цари и князья, будучи идолопоклонниками, чтили, однако, Бога Израилева и посылали в Иерусалим храму Господню дары (2Макк.3:2); они с особенным уважением относились и к первосвященникам; например, Александр, царь Македонский, увидев вышедшего ему навстречу первосвященника Адду, поклонился ему до земли; войдя же в Иерусалим и храм Божий, он принес дары и жертвы Господу Саваофу. Подобным образом поступали и другие языческие цари. Царь египетский Птоломей Филадельф послал множество даров в Иерусалим храму Господню и написал первосвященнику Елеазару, прося его прислать книги святого Писания и сведущих мужей, которые бы могли их перевести с еврейского языка на греческий; преемник Птоломея Филадельфа Птоломей Филопатор, победив сирийского царя Антиоха Великого пришел в Иудею, и в Иерусалиме, в храме Господнем, принес благодарственную жертву единому истинному Богу. Также и Антиох Великий, победив в свою очередь египтян, пришел в Иерусалим, чтобы поклониться истинному Богу; во святом храме он принес множество жертв с благодарственными молитвами и щедро одарил первосвященника и других начальников иудейских. В таком уважении находился Иерусалим и храм Божий у язычников; об этом упоминает и святое Писание, когда говорит, что сами цари почитали место и прославляли церковь великими дарами (ср. 2Макк.3:2). Подобное отношение со стороны язычников к Иерусалиму продолжалось до те пор, пока начальники его, пребывая в страхе Божием, соблюдали закон Господень, ведя богоугодную жизнь; когда же они забыли закон Божий, то на них, как и прежде, обрушились многочисленные бедствия. Началом их послужило следующее обстоятельство.

Во дни праведного первосвященника Симона, восхваляемого в книге Иисуса сына Сирахова (50:1), когда в Азии и Сирии царствовал Селевк, сын Антиоха Великого, был в Иерусалиме некоторый муж по имени Симон, происходивший из колена Вениаминова; ему поручено было заведование сокровищами храма, управление слугами церковными и начальство над воинами, составлявшими церковную стражу. Из гордости и ненависти он всегда оказывал сопротивление первосвященнику и производил смуты в народе; не вынося угроз и увещаний, которые первосвященник часто бывал вынужден ему делать, Симон задумал учинить зло не только последнему, но и всей церкви. С этою целью он пошел к военачальнику Сирии и Финикии Аполлонию и сообщил ему о сокровищах церковных: Симон сказал, что в хранилищах при храме находятся бесчисленные богатства, где вместе с сокровищами церковными хранятся безмерные сокровища, принадлежащие всему народу, при этом он добавил, что все эти богатства могут перейти в руки царя (2Макк.3:5-6). Аполлоний передал сообщение Симона царю, отличавшемуся своим корыстолюбием. Последний тотчас же послал в Иерусалим с войском хранителя царских сокровищ Илиодора, чтобы вывезти упомянутые сокровища в царское хранилище. Когда Илиодор, по прибытии в Иерусалим, начал отбирать церковные богатства и грабить деньги, собранные и хранимые для пропитания нищих и странников, вдов и сирот, то его, как подробно сообщает это 3 глава второй книги Маккавейской, постигло наказание Божие: он подвергся такому жестокому бичеванию со стороны ангелов, что чуть не умер, и, поэтому, принужден был возвратиться к царю, не исполнив его приказания. Вскоре после этого царь Селевк был убит своими приближенными; ему наследовал его родной брат Антиох, прозванный Епифаном, то есть светлым; он отличался еще большею испорченностью, чем его предшественник. Некоторые чаще называли Антиоха Епимином, то есть безумным: он безумно восстал на истинного Бога и на храм Его, являя собою образ будущего антихриста 4 . В Иерусалиме возникли большие смуты. Брат первосвященника Онии, Иасон, желая получить священноначалие, пошел к царю и купил у него сан первосвященника за большое количество денег. Желая угодить царю, этот недостойный властолюбец выразил пред ним свою любовь к эллинским 5 гражданским законам, нравам и обычаям и обещался вводить их среди евреев: получив за свои деньги и обещания власть первосвященника, Иасон лишил ее своего брата, святого Онию, и начал на место существовавших у евреев добрых гражданских законов вводить языческие беззакония. При подошве горы Сиона он устроил места для зрелищ, училища, в которых проходились греческие философские учения, устроил и палестры для игр юношей; Иасон завел даже, вопреки прямому запрещению закона, во святом городе блудилищные дома, где безнаказанно совершалось прелюбодеяние; эти непотребные дома посещались главным образом юношами, обучавшимися эллинским искусствам. Введя нечестие эллинское в Иерусалиме, Иасон многих отвратил от истинного богопочтения, так что даже священники оставляли храм Божий для зрелищ, бегов, борьбы и других игрищ и бесчиний языческих 6 ; еще более ими увлекались люди юные и нетвердые в законе: они восхваляли эллинские законы и обычаи и, забывая закон Божий, легко склонялись к нечестию. Люди же твердые в законе и истинно-благочестивые, видя совершающиеся в Иерусалиме беззакония, не могли не воздыхать о разорении завета Господня и об осквернении святого города; они оплакивали и своих единоплеменников, идущих по следам слепого вождя - Иасона, который из любоначалия оставил Бога и Его закон, продал отеческое благоверие и ввел в среду народа Божия столько поводов к соблазну и падению. Иасон пользовался своею, незаконно приобретенною, властью три года, после чего был изгнан другим, подобным ему властолюбцем и приверженцем эллинского нечестия, - Менелаем; таким образом Иасон сам должен был претерпеть то, что ранее причинил брату своему праведному Онии. Менелай дал царю большее количество денег и за это получил власть первосвященника; изгнав Иасона, он добился у нечестивого вельможи царского насильственной смерти и прежде бывшему первосвященнику, праведному Онии. Однако и Менелай не долго пробыл первосвященником: власть первосвященника у него отнял брат его Лисимах, давший царю еще более денег; Менелай, подобно Иасону, также подвергся изгнанию. Лисимах был убит народом за воровство церковных сосудов и денег. Менелай, желая отомстить за смерть своего брата, купил у царя право наказать иерусалимлян смертью и многих из них, совершенно невинных, лишил жизни, вместе с тем он снова получил у царя власть первосвященника (2Макк.4:23-50). Подобные нестроения и смуты в Иерусалиме, возрастание с каждым днем языческого нечестия и открытое совершение беззаконий прогневали Господа, и приблизился Его праведный, воздающий по делам суд. Явилось дивное знамение, предвозвещавшее грядущий на город гнев Божий: в воздухе видели полки воинов; облеченные в золотые одежды и со шлемами на головах, воины, сидя на конях, вступали между собою в битву, держа в руках обнаженные мечи и копья; одни из них посекали друг друга мечами, другие поднимали вверх копья и щиты, третьи пускали друг в друга стрелы, - словом делали всё, обычно совершающееся во время сражений; от броней и оружия воинов исходил огненный блеск (2Макк.5:2-3). Это страшное, наводящее ужас, видение продолжалось до сорока дней. Жители Иерусалима пребывали в великом страхе и недоумении; каждый из них невольно спрашивал сам себя: что же это хочет быть? В это время в Иерусалим пришло ложное известие, что будто бы царь умер в битве с египтянами: он, действительно, ушел тогда на войну в Египет. Наиболее благочестивые из Иерусалимлян радовались, торжествовали и веселились, полагая, что злой и нечестивый царь на самом деле погиб. Когда же стало известно, что последний не умер, но жив и возвращается из Египта в Сирию, то они решили более не подчиняться ему и не платить дани; поэтому они приготовились для борьбы с ним. Узнав об этом, царь пришел в сильнейшую ярость и пошел с войском к Иерусалиму; иерусалимляне закрыли перед ним ворота, но не могли оказать ему достаточно сильного сопротивления, потому что среди самих осажденных возникли разногласия: уклонившиеся в эллинское нечестие, среди них особенно лжепервосвященник Менелай, питали к царю расположение. Взяв с помощью своего войска город, царь велел без пощады избивать не только всех встречающихся на улицах, но и входить в дома для убийства мужей, жен, старцев, юношей и младенцев; в три дня число убитых достигло восьмидесяти тысяч; связанных и брошенных в темницы было сорок тысяч; почти столько же роздано воинам в качестве пленных. В гордости своей царь, под предводительством предателя отечества и закона - Менелая, осмелился войти в храм Божий; здесь он взял золотой алтарь, золотой светильник, золотые кадильницы и все драгоценные сосуды, пожертвованные царями для украшения храма; он захватил также завесу, венцы и другие золотые украшения и, найденное им, скрытое золото и серебро. Опустошив и осквернив храм Божий, разорив город и наполнив его кровью и рыданиями, царь возвратился в Антиохию, а в Иерусалиме и по всей Иудее Антиох оставил для пыток над израильтянами еще более чем сам он, жестоких мучителей (2Макк.5:5-22).

По истечении некоторого времени, Антиох разослал по всему царству указ, чтобы все его подданные без различия племени исповедовали вместе с ним одних и тех же греческих богов и держались одних и тех же греческих законов. Не только все язычники согласились исполнить этот указ, но даже и из иудеев многие ему повиновались: они принесли жертвы идолам и осквернили субботу. Спустя немного дней после издания указа, царь послал из Антиохии в Иерусалим одного из своих советников - старца, родом афинянина, с поручением принудить всех евреев отречься от отеческих законов, поклониться идолам и вкусить от идоложертвенного мяса; он дал особое повеление заставлять евреев есть свиное мясо, запрещенное законом. Вместе с тем Антиох приказал храм Господень превратить в идольское капище: поставить в нем идола Юпитера и назвать его храмом Юпитера Олимпийского. Посланный царем старец в сопровождении войска пришел в Иерусалим и приступил к исполнению повеления царева: он осквернил храм Господень, поставив в нем идолов, которым приносил мерзкие жертвы, понуждая к тому же и людей Божиих. Многие из евреев, не имевшие твердости душевной, поспешили принести жертвы идолам; те же из них, которые отличались твердостью в вере, бежали в горы и пустыни и здесь, спасаясь от мук и охраняя себя от скверн языческого служения, скрывались в пещерах и пропастях. Оставшиеся же в городе были схвачены и с горестью в душе принуждены были, повинуясь насилию, идти в день рождения царя и другие языческие праздники для принесения жертв идолам; не хотевшие делать этого подвергались мучениям (2Макк.6:1-9). Все жители Иерусалима были объяты великим страхом, так что никто не осмеливался открыто назваться иудеем, праздновать день субботний, обрезывать своих детей, вообще исполнять предписания закона Моисеева: у всех пред глазами стояли будущие муки и смерть. В это время присланному царем мучителю было донесено, что две женщины иудеянки обрезали по своему закону рожденных ими младенцев. Тогда мучитель велел схватить этих женщин и водить их для поругания по городу, привесив за шею младенцев к сосцам; потом их сбросили с городской стены вниз головою; таким образом матери с младенцами приняли мученическую кончину. Узнав также о некоторых иудеях, что они собираются в ближайшие к городу пещеры для празднования субботы, мучитель приказал всех их сжечь огнем (2Макк.6:10-11).

После этого был схвачен один из первых книжников, священник по имени Елеазар, человек уже престарелый, украшенный сединами, весьма благообразный видом, славный своею мудростью и благочестием; его все знали, как одного из самых первых законоучителей в Иерусалиме: он был одним из семидесяти двух толковников, переведших святое Писание с еврейского языка на греческий царю египетскому Птоломею Филадельфу. О страданиях этого честного отца в святом Писании повествуется следующее. Когда Елеазара привели к мучителю и, заставляя есть, начали насильно влагать ему в уста свиное мясо, то он согласился лучше умереть славною мученическою смертью за закон Божий, нежели сохранить чрез его нарушение бесчестную и прогневляющую Бога жизнь. Таким образом Елеазар по собственной воле пошел на муки; дорогой он отплевывался, потому что принужден был устами коснуться нечистого мяса; он подавал пример другим богобоязненным иудеям, которым также угрожала смерть за соблюдение закона Божия, самым делом научая их, что не должно совершать греха ради сохранения земной жизни, не должно из привязанности к ней нарушением закона прогневлять Бога. Некоторые из язычников, давно знавшие Елеазара, жалея его, принесли ему тайно вместо свиного, другое, не запрещенное законом мясо, и говорили на ухо:

Возьми это и ешь пред всеми вместо свиного; все, видя, что ты ешь мясо сочтут его за свиное, которое приказывает есть царь, и ты, таким образом, избегнешь мук и смерти.

Но благоразумный и благочестивый старец, не задумываясь, отвечал им:

Я скорее соглашусь пойти в ад, нежели прогневать Господа моего нарушением Его святого закона, и не должно мне, достигшему столь преклонных лет, лицемерить на соблазн многих юных: когда они увидят, что я делаю то, что вы мне советуете, то скажут: "Вот Елеазар уже в глубокой старости оставил древний закон наших отцов для закона язычников", - и из-за моего лицемерного поступка они отступят от истинного Бога и погибнут, глядя на мой пример; из любви к временной жизни, они начнут презирать закон Божий и уклонятся в эллинское нечестие, а я посрамлю свою старость, явившись виновником погибели стольких душ. Если я избегну мук от людей, то карающей десницы Божией я не избегну ни во время жизни на земле, ни после смерти за гробом; лучше мне умереть теперь, и умирая твердо, не падая духом при мучениях за святой закон, я украшу мужеством свои седины и оставлю юным добрый пример для подражания.

При этих словах святого Елеазара повлекли на мучения, и те люди, которые сначала выражали ему свое сожаление, теперь, после его речи, воспылали на него гневом и яростью. Во время великих мучений, когда от лютых ран священник Божий уже приближался к смерти, он сквозь стоны обратился к Господу:

Всеведущий и о всех милосердствующий Господи, Ты ведаешь и то, что я, хотя и мог бы избежать смерти, однако с радостью и любовью охотно принимаю жестокие раны, подвергая тяжким мучениям свое тело: ибо страдаю для прославления Твоего святого имени.

Сказав это, он скончался, оставив не только юношам, но и всем иудеям в своей смерти пример мужества (2Макк.6:18-31). Повествование священных книг о страданиях святого Елеазара дополняется еще следующим преданием: после жестокого биения ему влили в ноздри крепкий уксус, издававший отвратительный запах, и затем бросили в огонь, - он же, помолившись Богу, чтобы Господь принял его мучения и смерть, как жертву за весь народ еврейский, предал дух свой.

После мученической кончины святого Елеазара были схвачены вместе с матерью семь братьев; так как они принадлежали к знатному роду, то их для испытания отправили к самому царю в Антиохию. Здесь, вопреки прямому запрещению закона, царь заставлял их есть свиное мясо, что почиталось явным знаком отступления от Господа Саваофа, в Которого верили евреи, и приражением к нечестию эллинов, в которое уклонялись боящиеся мук иудеи. Упомянутые семь братьев, ученики пострадавшего священника и учителя иерусалимского Елеазара, хорошо помнили его наставления и пребывали непоколебимы в своем благочестии: они не повиновались царю, ни за что не соглашаясь преступить закон. За это их подвергли долгим мучениям, биению бичами и воловьими жилами. Об их страданиях и безбоязненном дерзновении пред мучителем святое Писание во 2 книге Маккавейской повествует так. Один из братьев, старший возрастом, приняв на себя обязанность ответа, сказал царю:

О чем ты хочешь спрашивать, или что узнать от нас? Мы готовы лучше умереть, нежели преступить отеческие законы.

Тогда царь, озлобившись, приказал разжечь сковороды и котлы. Когда это было исполнено, царь тотчас велел у юноши, принявшего на себя ответ, отрезать язык, содрать кожу, отсечь члены тела, в виду прочих братьев и матери. Лишенного всех членов, но еще дышащего мученика царь велел отнести к костру и жечь на сковороде; когда же от сковороды распространилось сильное испарение, братья вместе с матерью увещевали друг друга мужественно претерпеть смерть, говоря:

Господь Бог видит и по истине умилосердится над нами, как Моисей возвестил в своей песни пред лицом народа; "и над рабами Своими умилосердится".

Когда умер первый, вывели на поругание второго и, содравши с головы кожу с волосами, спрашивали, будет ли он есть (свиное мясо), прежде нежели начнут мучить, отсекая по частям его тело? Он же, отвечая на родном языке, сказал: нет. Поэтому и он принял мучения таким же образом, как первый, и при последнем издыхании сказал:

Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной.

После того третий брат подвергнут был поруганию, и на требование дать язык, тотчас выставил его, неустрашимо протянув и руки, и мужественно сказал:

От неба я получил их, и за законы его не жалею их и от него надеюсь опять получить их.

Сам царь и бывшие с ним изумлены были таким мужеством отрока, как он ни во что вменял страдания. Когда скончался и этот, таким же образом терзали и мучили четвертого. Будучи близок к смерти, он так говорил:

Умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит; для тебя же не будет воскресения в жизнь.

Затем привели и начали мучить пятого. Он, смотря на царя, сказал:

Имея власть над людьми, ты, сам подверженный тлению, делаешь, что хочешь; но не думай, чтобы род наш оставлен был Богом. Подожди, и ты увидишь великую силу Его, как Он накажет тебя и семя твое.

После этого привели шестого, который, готовясь на смерть, сказал:

Не заблуждайся напрасно, ибо мы терпим это за себя, согрешивши пред Богом нашим, от того и произошло достойное удивления 6 . Но не думай остаться безнаказанным ты, дерзнувший противоборствовать Богу.

Наиболее же достойна удивления и славной памяти мать, которая, видя, как семь ее сыновей умерщвлены в течении одного дня, благодушно переносила это в надежде на Господа. Исполненная доблестных чувств и укрепляя женское рассуждение мужеским духом, она поощряла каждого из сыновей на родном языке и говорила им:

Я не знаю, как вы явились во чреве моем: не я дала вам дыхание и жизнь; не мною образовался состав каждого из вас. И Творец мира, Который образовал природу человека и устроил происхождение всех, опять даст вам дыхание и жизнь с милостью, так как вы не щадите самих себя за Его законы.

Антиох же, думая, что его презирают, и принимая эту речь за поругание себе, убеждал самого младшего, который еще оставался, не только словами, но и клятвенными уверениями, что и обогатит и осчастливит его, если он отступит от отеческих законов, что будет иметь его другом и вверит ему почетные должности. Но как юноша нисколько не внимал, то царь, призвав мать, убеждал ее посоветовать сыну сберечь себя. После многих его убеждений она согласилась уговаривать сына. Наклонившись же к нему и посмеваясь жестокому мучителю, она так говорила на родном языке:

Сын! сжалься надо мною, которая девять месяцев носила тебя во чреве, три года питала тебя молоком, вскормила и вырастила и воспитала тебя. Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя всё, что на них, познай, что всё сотворил Бог из ничего, и что так произошел и род человеческий. Не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих и прими смерть, чтобы я, по милости Божией, опять приобрела тебя с братьями твоими.

Когда она еще продолжала говорить, юноша сказал:

Чего вы ожидаете? Я не слушаю повеления царя, а повинуюсь повелению закона, данного отцам нашим чрез Моисея. Ты же, изобретатель всех зол для евреев, не избегнешь рук Божиих: мы страдаем за свои грехи. Если для вразумления и наказания нашего живой Господь и прогневался на нас на малое время, то Он опять умилостивится над рабами Своими; ты же, нечестивый и преступнейший из всех людей, не возносись напрасно, надмеваясь ложными надеждами, что ты воздвигнешь руку на рабов Его; ибо ты не ушел еще от суда Всемогущего и Всевидящего Бога. Братья наши, претерпевши ныне краткое мучение, получили жизнь вечную, а ты, по суду Божию, понесешь праведное наказание за превозношение. Я же, как и братья мои, предаю и душу и тело за отеческие законы, призывая Бога, чтобы Он скоро умилосердился над народом, и чтобы ты с муками и карами исповедал, что Он един есть Бог, и чтобы на мне и на братьях моих окончился гнев Всемогущего, праведно постигший весь род наш.

Тогда разгневанный царь поступил с ним еще жесточе, нежели с прочими, негодуя на посмеяние. так и этот кончил жизнь чистым, всецело положившись на Господа (2Макк.7:2-40). Видя это, блаженная матерь, - имя ей Соломония, - исполнилась неизреченной радости, что предпослала Господу детей своих непорочными; ставши над телами их, она простерла вверх руки свои и, помолившись с теплыми радостными слезами, предала дух свой в руки Божии. Так скончалась матерь с детьми своими, положив души за закон Господа Вседержителя 7 .

Взирая на пролитие крови рабов Своих, Господь умилосердился над народом еврейским: Он воздвиг среди них Иуду, происходившего из священнического рода и прозванного Маккавеем. С воинскою силою Иуда оказал мужественное сопротивление нечестивому Антиоху и после победы заставил удалиться его военачальников. Затем он предал смерти всех, уклонившихся в эллинское нечестие, и очистил храм от идолов, о чем пространно повествуют книги Маккавейские.

Царя же Антиоха еще в здешней жизни постиг праведный суд Божий. Он подвергся ужасной болезни: внутренности его начали гнить и переполняться червями, причем от него исходил нестерпимый смрад. Тогда, по пророчеству юнейшего из мучеников (2Макк.7:34-35), нечестивый Антиох невольно должен был признать всемогущество хулимого им ранее истинного Бога, и после своих гонений обратился к Нему с молитвой. Но Господь не даровал милости тому, что сам не оказывал ее другим: Антиох, не принеся искреннего раскаяния, умер злою смертью, возбуждая у всех мысль о справедливом суде Божием. Все прославляли всесильного Бога, как и ныне прославляется Он ото всех родов и всегда будет прославляться в бесконечные веки. Аминь.

Тропарь, глас 1:

Болезньми святых, имиже о тебе пострадаша, умолен буди Господи, и вся наша болезни исцели, человеколюбче, молимся.

Кондак, глас 2:

Премудрости Божия столпи седмочисленнии, и божественного света светильницы седмосвещнии, Маккавеи всемудрии, прежде мучеников превелии мученицы, с ними же всех Богу молитеся, спастися почитающым вас.

______________________________________________

1 Иерусалим - главный город древней Палестины.

4 Антиох IV Епифан, царь сирийский 176-164 гг. до Р. Хр., захвативший престол после смерти своего брата, отличался непомерной гордостью (2Макк.5:21; 9:8); он называл себя Богом и принял прозвание Олимпийского Зевса; он повелел, чтобы все его подданные поклонялись одному только богу - Олимпийскому Зевсу, с которым он отождествлял себя; т.е. Антиох в действительности приказал поклоняться себе как Богу (2Макк.6:7). Среди иудеев находились люди, склонные к язычеству в греческой форме; они представляли из себя особую партию в Иерусалиме, которая находила поддержку у Антиоха (1Макк.1:11-15). В 175 г. благочестивого первосвященника Онию низвергнул брат его Иисус, переменивший свое имя на греческое Иасон, купивший у Антиоха сан первосвященника и получивший позволение ввести греческие игры, что еще более увеличило число изменников истинной религии. Спустя три года, Иасона низвергнул Менелай, предложивший большую цену за должность первосвященника, которую он удерживал самыми низкими способами: так Менелай убил Онию (2Макк.4:23-50). - Антиох предпринял поход на Египет и уже рассчитывал всецело покорить его, но был остановлен слухами о нападении римлян (в 168 г.). Между первым и вторым походами на Египет Антиох ограбил храм Иерусалимский (1Макк.1:21), а при окончательном возвращении из Египта он приказал отменить поклонение Иегове, обрезание, почитание субботы и различие между чистым и нечистым; священные книги он велел сжечь; велел воздвигнуть алтари, на которых, под угрозой смерти, всякий должен был приносить жертвы Олимпийскому Зевсу (1Макк.1:41; 2Макк.5:24);15 Кислева в 168 г. в храме был поставлен жертвенник Олимпийскому Зевсу (2Макк.6:2; 1Макк.1:54) и 25 Кислева совершено было первое жертвоприношение, на горе Гаризим установлено было поклонение Зевсу Ксению (2Макк.6:2). Но многие оставались преданными своей вере, не взирая на ужасные пытки (1Макк.52:64; 2Макк.6:7). Во главе верных стал священник Маттафия. В Модине, близ Иоппии, он убил сирийского начальника пред языческим жертвенником, и началось вооруженное восстание иудеев. Антиох решил подавить его военною силою; нужда в деньгах заставила его разделить свое войско на две части; с одною половиною он отправился сам в восточные провинции для сбора подати (2Макк.8:10; 1Макк.3:34), а другую часть отдал под начальство Лисания, который был на голову разбит Иудой Маккавеем, а иудеи овладели храмом. 25 Кислева 165 г., через три года после совершения первого языческого жертвоприношения, храм с большою торжественностью был очищен и освящен, при чем было постановлено ежегодно совершать празднество в воспоминание славного дня (1Макк.4:59), получившего название "Праздник Обновления" (Иоан.10:22). Между тем Антиох имел мало успеха на Востоке; он пытался, было, ограбить богатый храм Нанеи в Елимаиде, но был прогнан жителями и умер в 164 г. в Табе вслед за получением неприятных известий из Иудеи (1Макк.6:4). в В.З. Антиох изображается противником Господа, Его народа и Завета (1Макк.1:10), в Новом - как прообраз антихриста (Откр.13:5).

5 Эллинский - греческий.

6 Т.е. гонение и мучение иудеев.

7 Кончина святых мучеников относится к 166 г. до Р. Х.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...