Стадии углубления медитации. Этапы медитации «осознанное дыхание

С помощью этой техники вы научитесь сосредоточивать своё внимание на различных аспектах, в частности на дыхании, сюжете или мысли для создания положительного чувства расслабленности, мира и благополучия, а также развития навыка вызывать эти ощущения, в любой момент времени и получения других позитивных преимуществ медитации. Не спешите, не следует ожидать быстрых и легких результатов. Необходимо время, чтобы научить ваш разум контролировать мысли, прежде чем вы сможете направлять его на конкретные намерения.

Первый уровень медитации:

Первый этап медитации представляет собой технику концентрации. Как только вы расслабитесь, сосредоточьтесь на дыхании в течение нескольких минут. После того, как вы обнаружите, что вы полностью расслаблены, сосредоточьте внимание на звуках вокруг вас. Постарайтесь не формировать мысли о звуках, а просто слушать их, позвольте своему разуму просто течь вокруг и через звуки, без уточнений и определений этих шумов. Проделайте это упражнение от 15 до 20 минут за раз, направляя ваше внимание на звуки и сосредотачиваясь на дыхании, когда вы будете лучше осведомлены о вашем теле.

Повторяйте это упражнение до тех пор, пока вы не сможете легко следовать известным звукам, звукам, ожидаемым и незнакомым, столь же спокойным, сфокусированным вниманием. Вы можете начать упражняться с любимой, успокаивающей музыкой. Далее, после того, как вы освоите технику концентрации на известных звуках, вы можете сосредотачиваться на классической музыке, которая вам не слишком знакома. Когда вы будете чувствовать себя комфортно, концентрируя внимание на этих мелодиях, без отвлечения на неконтролируемые мысли, вы можете перейти к окончательному упражнению с музыкой.

Окончательная концентрация на звуках, представляет собой концентрацию на необычных звуках, таких как песня китов, вой волков и цифровые звуки. Когда вы сможете следовать за этими звуками без ухода вашего внимания от источника, вы готовы ко второму уровню. Уровень второй может занять несколько недель для того, чтобы вы могли оставаться сосредоточенным от 15 до 20 минут без странствия вашего разума. Дайте себе время. Помните, практика концентрации мыслей с помощью этого упражнения, подобна созданию новых мышц.

Второй уровень медитации:

Второй уровень этой техники для улучшения ваших навыков медитации представляет собой концентрацию, построенную на воображении и возможностях визуализации. После прохождения процесса релаксации и принятия удобной позы, сосредоточьтесь на дыхании на несколько минут, до тех пор, пока вы полностью не расслабитесь. Теперь вы должны создать в вашей голове сцену вашего любимого места. Это любимое место может существовать в реальности или же только в вашем разуме. Не пожалейте времени для тщательного построения детального изображения этого места, так, чтобы вы смогли ощутить воздух, услышать звуки и ощущать запахи, окружающие вас, когда вы поместите себя в центр этого любимого места. Проводите время в этом месте снова и снова, пока вы не сможете быстро и чётко призвать это изображение в нужное вам время. Наряду с изображением придут все чувства благополучия, радости, мира и счастья, которые связаны с вашим любимым местом.

Третий уровень медитации:

Третий уровень развития навыков медитации представляет собой сосредоточение внимания на структурированных мыслях, таких как любимое изречение или афоризм. Выбор широк. Используйте одно из изречений, которое заставляет вас генерировать разведывательные мыслительные процессы. В отличие от предыдущих упражнений, в этом упражнении вы должны позволить своим мыслям свободно течь. Следуйте мыслям посредством образов, чувств и осознания, пока вы не поймёте, что полностью впитали в себя смысл этого афоризма. Это удивит вас глубиной и широтой понимания даже простых изречений.

Использование этих методов откроет перед вами мир управления мыслей, направленного внимания и более глубокого понимания себя и других людей. Сосредотачивая внимание на дыхании во время выполнения медитации, вы начнёте подсознательно ассоциировать появляющееся чувства мира и расслабления, которые приносит медитация, с процессом обращения внимания на процесс дыхания. И в тот момент, когда вы столкнётесь со стрессовой ситуацией, вы сможете вызвать эти чувства простым замедлением дыхания и сознательной релаксацией мышц. С помощью этой техники, расслабление и чувство благополучия будет доступно всегда, когда это будет действительно необходимо.

Первой стадией вполне оправданно можно считать сам факт начала занятий медитацией. Это объясняется тем, что человек, выделяя время на медитацию , уже тем самым предпринимает сознательное усилие, направленное на собственный внутренний, духовный рост. И такая позиция является антиподом душевной лености, апатии и безразличия, которые ведут к регрессу духовной составляющей человеческой личности.

Следующая стадия определяется тем, что человек, медитируя, начинает ощущать все более выраженную, полную релаксацию . Далее идет уже стадия, характеризующаяся достижением способности отстраненного наблюдения. По индийским канонам, это состояние, при котором медитирующий, наблюдая окружающую его реальность, остается при этом покоящимся в себе зрителем. Это состояние пассивное, и характеризуется оно прежде всего безличностью наблюдения, при котором медитирующий сосуществует с внешним миром, но никак не противопоставляет себя ему и тем паче не пытается осуществить какое-либо вмешательство в течение событий (даже мысленное). Это уже можно считать интуитивным состоянием, потому как аналитический компонент сознания выключен. Наконец, высшей ступенью медитативного опыта является достижение просветления, или «состояния сверхсознания», которое в индийской духовной традиции именуется «сатори».

Можно привести сумму характеристик такого состояния, однако нельзя забывать, что все они в той или иной степени - суть внешние, не главные проявления. Интенсивность этих переживаний не поддается словесным формулировкам, но можно выделить целый ряд общих моментов:

  • хорошее настроение (спокойствие, умиротворенность);
  • ощущение единства с окружающим, осознание себя как неотъемлемой части Вселенной;
  • изменение пространственно-временных соотношений;
  • обостренное восприятие глубокого и всеобъемлющего смысла во всей окружающей реальности;
  • легкое приятие и осмысление вещей, которые рациональное сознание рассматривает как совершенно парадоксальные.

Очень важно, таким образом, усвоить, что медитация - это веками сложившаяся система духовной практики , которая позволяет человеку сначала взять на себя ответственность за содержание своих мыслей, а далее и овладеть полной властью над состоянием своего сознания. Медитация создает в человеке центр тишины и спокойствия - ее нередко называют нулевой точкой. Из этой точки вы сможете отстраненно наблюдать за потоком сменяющих друг друга чувств, мыслей и побуждений.

Нельзя с уверенностью сказать, сколько времени пройдет, все зависит от ваших индивидуальных особенностей, но, проявив достаточное постоянство в стремлении познать себя, вы непременно на каком-то этапе обнаружите, что не просто наблюдаете поток, но видите его истоки, перед вами раскрывается скрытый смысл того, что происходит вокруг вас. Собственно говоря, само слово «медитация» происходит от латинских слов «двигаться к центру». Как показано выше, именно это и происходит в процессе медитации - без напряжения, не прилагая никаких чрезмерных усилий, вы вдруг оказываетесь в самом центре себя. Словно с какого-то возвышения вы отчетливо видите происходящее и можете ясно осознать, что для вас по-настоящему важно, а что нет.

При этом вся динамика медитативных переживаний отнюдь не носит характера постепенного последовательного движения от одних переживаний к другим. Медитирующий может с легкостью очень быстро переходить от одного переживания к другому, ощущать их вместе и снова возвращаться к первому. С другой стороны, сами переживания могут сильно варьировать в контексте глубины ощущений.

Первой стадией вполне оправданно можно считать сам факт начала занятий медитацией. Это объясняется тем, что человек, выделяя время на медитацию, уже тем самым предпринимает сознательное усилие, направленное на собственный внутренний, духовный рост. И такая позиция является антиподом душевной лености, апатии и безразличия, которые ведут к регрессу духовной составляющей человеческой личности.

Следующая стадия определяется тем, что человек, медитируя, начинает ощущать все более выраженную, полную релаксацию. Далее идет уже стадия, характеризующаяся достижением способности отстраненного наблюдения. По индийским канонам, это состояние, при котором медитирующий, наблюдая окружающую его реальность, остается при этом «покоящимся в себе зрителем». Это состояние пассивное, и характеризуется оно, прежде всего безличностью наблюдения, при котором медитирующий сосуществует с внешним миром, но никак не противопоставляет себя ему и тем паче не пытается осуществить какое-либо вмешательство в течение событий (даже мысленное). Это уже можно считать интуитивным состоянием, потому как аналитический компонент сознания выключен. Наконец, высшей ступенью медитативного опыта является достижение просветления, или «состояния сверхсознания», которое в индийской духовной традиции именуется «сатори».

Можно привести сумму характеристик такого состояния, однако нельзя забывать, что все они в той или иной степени - суть внешние, не главные проявления. Интенсивность этих переживаний не поддается словесным формулировкам, но можно выделить целый ряд общих моментов:

  • хорошее настроение (спокойствие, умиротворенность);
  • ощущение единства с окружающим, осознание себя как неотъемлемой части Вселенной;
  • изменение пространственно-временных соотношений;
  • обостренное восприятие глубокого и всеобъемлющего смысла во всей окружающей реальности;
  • легкое приятие и осмысление вещей, которые рациональное сознание рассматривает как совершенно парадоксальные.

Очень важно, таким образом, усвоить, что медитация - это веками сложившаяся система духовной практики, которая позволяет человеку сначала взять на себя ответственность за содержание своих мыслей, а далее и овладеть полной властью над состоянием своего сознания. Медитация создает в человеке центр тишины и спокойствия - ее нередко называют «нулевой точкой». Из этой точки вы сможете отстранено наблюдать за потоком сменяющих друг друга чувств, мыслей и побуждений. Нельзя с уверенностью сказать, сколько времени пройдет, все зависит от ваших индивидуальных особенностей, но, проявив достаточное постоянство в стремлении познать себя, вы непременно на каком-то этапе обнаружите, что не просто наблюдаете поток, но видите его истоки, перед вами раскрывается скрытый смысл того, что происходит вокруг вас. Собственно говоря, само слово «медитация» происходит от латинских слов «двигаться к центру». Как показано выше, именно это и происходит в процессе медитации - без напряжения, не прилагая никаких чрезмерных усилий, вы вдруг оказываетесь в самом центре себя. Словно с какого-то возвышения вы отчетливо видите происходящее и можете ясно осознать, что для вас по-настоящему важно, а что нет.

При этом вся динамика медитативных переживаний отнюдь не носит характера постепенного последовательного движения от одних переживаний к другим. Медитирующий может с легкостью очень быстро переходить от одного переживания к другому, ощущать их вместе и снова возвращаться к первому. С другой стороны, сами переживания могут сильно варьировать в контексте глубины ощущений.

Медитация и аура

Собственно говоря, сегодня никто не знает точно, каким именно образом действуют на человека медитативные методики. Тем не менее, достаточно глубокого понимания данной проблемы можно достигнуть, проанализировав именно то общее звено, которое присуще всем без исключения формам медитации, то есть объекта, предназначенного для концентрации внимания. Такой объект, как стимул для сосредоточения, можно рассматривать, как наиболее принципиальную характеристику процесса медитации. Его роль заключается в том, чтобы дать возможность интуитивному типу мышления, который в науке принято соотносить с активностью коры правого полушария головного мозга, выйти на первый план и занять место активного рационального сознания (обусловливаемого активностью коры левого полушария) и стать доминирующим. Объект концентрации может осуществлять блокировку продуктивной активности левого полушария путем вовлечения его в какую-то монотонную деятельность - сосредоточение на мантре, на дыхании и т. д., что приводит к торможению активности левого полушария. То есть при эффективном использовании объекта концентрации меняется весь характер процесса обработки информации головным мозгом. Когда рациональный ум молчит, интуитивный путь приводит к исключительному познанию.

А исключительное познание может осуществляться исключительно через посредство тонких энергий. Таким образом, задействуется уже аура. Выражаясь в общих чертах, вполне допустимо сказать, что медитация есть один из способов тренировки ауры, сродни гимнастике для тела физического.

Виды медитации многообразны. Некоторые из них обращены к внутренним силам, внутренней энергии, самосознанию. Другие - к внешним предметам, таким как слова, свет или звуки. Методология может быть различной, но в любом случае медитация - это значимый для человека опыт внутреннего развития и самосовершенствования. И не надо отчаиваться, если на первых порах вам будет трудно: нередко должно пройти несколько недель периодической медитативной практики, прежде чем человек ощутит первые результаты.

В отношении самой медитации важно понять, что всякая методика есть лишь инструмент, средство для установления контакта с собственным внутренним миром. В частности, приятные ощущения при медитации не должны стать самоцелью - медитативная техника изначально предназначена для чего-то куда более важного. Кроме того, необходимы настойчивость и труд. Не менее важно знать и о том, что практика медитации приносит человеку поистине огромную пользу независимо от того, как далеко он продвинулся на своем пути духовного развития.

Существует поистине огромное количество свидетельств о том, что аура человека, погруженного в медитацию, претерпевает значительные изменения, причем бесспорно положительные: ее сияние усиливается, цвета становятся более насыщенными, и т. п.

Практика

Существует множество различных приемов медитации, но нет и не может быть какой-то единой «правильной» техники. Поэтому, переходя к практической части, следует напомнить: любая методика имеет и достоинства, и недостатки. Поэтому из них необходимо выбрать (в самом идеальном случае - чисто интуитивно) ту. что оптимально подходит именно вам. При этом, если целью изначально является укрепление или развитие ауры. это должно постоянно оставаться в центре внимания. Не забывайте о том, что уже только размышляя о своей ауре, мы в значительной степени укрепляем ее - и в этом нет никакой мистики. Судите сами: что есть мысли, образы? Все это формируется энергиями тонкого плана, из которых состоит и аура. А при размышлении о ней создается своего рода «подпитывающий ток» этих энергий. Таким образом, практическая польза налицо.

Основные правила

Существует несколько таких правил, которым желательно следовать, обучаясь медитации.

Прежде всего необходимо найти спокойную обстановку, лишенную как внешних, так и внутренних раздражителей. Очень важно иметь (особенно в процессе обучения) тихую комнату, отгороженную от тех, кто в данный момент не медитирует. Снимите трубку с телефонного аппарата и вообще сделайте все, что можно, для уменьшения внешних шумов. Если вы не можете совсем избавиться от шума, как это обычно бывает в многонаселенном доме, включите запись с тихой инструментальной музыкой, или же используйте любую из многочисленных имеющихся в продаже записей, имитирующих различные природные шумы. Как уже отмечалось, даже ровный гул вентилятора или кондиционера может эффективно замаскировать внешний шум. Вы можете также уменьшить или совсем выключить освещение в комнате. Теперь, когда внешняя среда стала более спокойной, следующим шагом должно стать обеспечение спокойствия и внутренней среды. Один из способов состоит в уменьшении мышечного напряжения, которое является одним из самых серьезных препятствий для успешной медитации. Затратьте некоторое время на то, чтобы расслабить мышцы.

Релаксация

Перед началом упражнений необходимо научиться произвольно, приводить себя в такое состояние, когда тело максимально расслаблено, но ум остается активным. Сказать, как обычно, просто - куда труднее добиться этого на практике. Тем не менее, приведенные ниже упражнения могут помочь вам. Нужно только помнить о том, что каждый человек индивидуален, и рассматривать любые конкретные рекомендации не как служебную инструкцию, но как примерное руководство, предназначенное для творческой интерпретации или даже подлежащее полной переработке с целью «подстроить» его под себя.

Главное заключается в том, что с напряженным телом невозможно добиться ни расслабления, ни концентрации. И задача сложна: полностью освободиться от повседневных забот, сфокусироваться на вхождении в измененное сознание, но при этом раскрепостить свой разум.

Но прежде всего, учитесь эффективно расслаблять тело. Возможно, эти упражнения окажутся полезными для процесса установления самого начального этапа взаимопонимания не только с вашим телом, но и с внутренним Я.

Упражнения

  • Лягте на жесткую поверхность. Если не можете лечь, сядьте в удобное кресло. Закройте глаза. Прислушайтесь к своему дыханию. Сосредоточьтесь на своем дыхании, дайте ему углубиться. Сделайте несколько глубоких вдохов-выдохов, плавно перемещая диафрагму на вдохе вниз так, чтобы живот подался вперед, и наполняя легкие воздухом снизу вверх. Выдохните и расслабьтесь так, чтобы вместе с выдохом ушло напряжение.
  • Последовательно напрягите и расслабьте каждую мышечную группу. Поочередно напрягите и затем расслабьте все мышечные группы своего тела. Начните с ведущей руки. Согните руку в запястье, как будто вы хотите положить тыльную сторону кисти на предплечье. Подержите ее в таком положении от 5 до 10 секунд. Обратите внимание на возникшее напряжение. Опустите кисть и расслабьтесь. Отметьте разницу. Снова напрягите и расслабьте руку. Далее пауза в 30 секунд, во время которой сделайте медленный вдох животом и выдох. Повторите эту процедуру с другой рукой. Потом повторите в следующей последовательности: напряжение - расслабление - напряжение - расслабление для мышц:
предплечий,
верхней части рук,
лба,
челюстей,
шеи,
груди,
живота,
спины,
ягодиц,
ноги ступней.

Между каждой парой мышечных групп делайте глубокий вдох и выдох, с каждым разом все больше расслабляясь.

  • Избавьтесь от всякого напряжения. Поработав со всеми мышечными группами, дайте им окончательно расслабиться. Если какие-то мышцы не окончательно избавились от напряжения, проведите с ними еще один цикл напряжение - расслабление. Представьте себе, как напряжение вытекает из вашего тела, подобно невидимой жидкости. Каждый раз при напряжении и расслаблении напоминайте себе, что расслабление сильнее, чем предшествующее напряжение.

Медитировать нужно, сидя в комфортной для вас лично позе. Но желательно при этом держать голову, шею и спину по одной вертикальной линии. Для поддержания такой позы необходимо незначительное мышечное напряжение, достаточное в то же время для того, чтобы не заснуть, и создающее оптимальную позу для обучения медитации.

по материалам из книги: Бубличенко Михаил - "Ваша аура - путь к духовному совершенству"

Описание последовательных стадий, наблюдаемых при медитация

Описание стадий

Желающему испытать все то, что может дать человеку медитация, с самого начала следует уяснить: это не решение математической задачи и не отжимание от пола. Не столько важен результата, сколько попытка его достижения. Уже в древнейших индийских источниках прямо говорится о том, что каждое осуществление попытки достижения сатори гораздо важнее, чем действительное переживание этого состояния.

Отсюда должна быть ясна вся значимость первой стадии – то есть самого факта начала медитативной практики. Человек, выделяя время на медитацию, предпринимает тем самым сознательное усилие, направленное на собственный внутренний, духовный рост. Уже сама такая позиция по определению является антиподом столь распространенной среди нас «душевной лености», апатии, безразличия и, как. результат, неумолимого духовного регресса.

Второй вехой на пути является возникновение более чем обычно выраженной релаксации. На этом этапе пациент самостоятельно вызывает у себя стабильное состояние углубленной релаксации. Оно представляет собой состояние бодрствования, в котором метаболические процессы обмена несколько замедляются – тому есть экспериментальные подтверждения, описанные в соответствующей литературе.

Третья стадия характеризуется достижением способности совершенно отстраненного наблюдения. По индийским канонам, это состояние, при котором медитирующий, наблюдая окружающую его реальность, остается при этом «покоящимся в себе зрителем». Это состояние пассивное, и характеризуется оно, прежде всего, безличностью наблюдения, при котором медитирующий «сосуществует» с внешним миром, но никак не противопоставляет себя ему и тем паче не пытается осуществить какое-либо вмешательство в течение событий (даже мысленное). Это уже можно считать интуитивным состоянием, потому что аналитический компонент сознания выключен.

В какой-то степени сродни этому ощущению явление так называемого дорожного гипноза. Ему подвержены водители на монотонных скоростных автомагистралях. Если дорожные столбы стоят на определенном расстоянии друг от друга, то при какой-то постоянной скорости этот периодический раздражитель зрительного анализатора входит в резонанс с биоритмами головного мозга. Человек может заснуть, видеть сны наяву, а в отдельных случаях резонанс даже вызывает внезапный судорожный припадок по типу эпилептического.

Данный феномен многократно и подробно описан и приводится здесь лишь как пример, в самых общих словах. Важно только заметить, что в подавляющем большинстве случаев водитель совершенно не утрачивает способности управлять автомобилем; т. е. это состояние не является сном как таковым: при возникновении критической ситуации водитель реагирует на нее адекватно.

Наконец высшей ступенью медитативного опыта является достижение «просветления», или «состояния сверхсознания».


Можно привести массу характеристик такого состояния, однако нельзя забывать, что все они в той или иной степени – суть внешние, не главные проявления. Интенсивность переживаний просто не поддается словесным формулировкам – об этом говорили еще за тысячелетия до нашей эры и продолжают говорить по сей день все, кто испытал «сатори».

И тем не менее определенные моменты являются достаточно общими, что дает возможность представить их в виде схемы.


Хорошее настроение (спокойствие, умиротворенность); ощущение единства с окружающим, осознание себя как неотъемлемой части всей Вселенной (в философии это называют союзом микрокосма (человек) с макрокосмом (вселенная); непередаваемость ощущений словами; G изменение пространственно-временных соотношений; обостренное восприятие глубокого и всеобъемлющего смысла во всей окружающей реальности; легкое приятие и осмысление вещей, которые рациональное сознание рассматривает как совершенно парадоксальные.

При этом вся динамика медитативных переживаний отнюдь не носит характера постепенного последовательного движения от одних переживаний к другим. Медитирующий может с легкостью, очень быстро переходить от одного переживания к другому, ощущать их вместе и снова возвращаться к первому. С другой стороны, сами переживания могут сильно варьировать в контексте глубины ощущений. Что небезынтересно - очень часто случается так, что скука и обилие отвлекающих мыслей в начале сеанса предшествуют более глубоким переживаниям в процессе медитирования. Потому и нельзя позволять себе раздражаться из-за навязчивых мыслей – они неизбежны, и следует лишь научиться мягко отодвигать их в сторону, вновь и вновь возвращаясь к выбранному для концентрации объекту.

Медитация и оценочный подход вообще практически несовместимы между собой. Любая оценка немедленно активизирует парадигму «успех – неуспех», что не имеет никакого смысла с позиций медитативной практики, как это было уже показано выше.

Иное дело, что вполне можно перечислить компоненты, однозначно способствующие медитации: спокойное окружение; удобная поза; все, что может облегчить для вас лично концентрацию на избранном для этого объекте (музыка, свет, цвет, запах); наконец уверенная изначально пассивная установка.

Спокойное окружение при медитации

Это отсутствие внешних стимулов, которые могут помешать вхождению в состояние медитации. Место для упражнений, отвечающее данному требованию, порой бывает нелегко найти, но вы должны проявить определенную изобретательность. Очень важно учитывать такую возможность для нивелирования отвлекающих моментов, как звук – лучше всего для одних подходит музыка, для других – постоянный монотонный шум (гудение вентилятора или кондиционера). Ровный шум низкой или умеренной силы уже сам по себе нередко оказывает релаксирующее воздействие. Кроме того, можно закрыть глаза повязкой и (или) использовать "затычки для ушей с целью блокировки внешних раздражителей. Но все это, как показывает опыт, может потребоваться лишь на самых первых (и самых трудных) шагах к. овладению медитативной техникой.

Удобная поза во время медитации

Удобная поза – второе из перечисленных условий для физически пассивной медитации. Мышечное напряжение и скованность однозначно препятствуют процессу медитации. В самом начале обучения необходимо искать такое положение, которое максимально комфортно для вас и при котором, вместе с тем, большая часть веса тела имеет под собой прочную опору. Исключением являются лишь голова и шея. Однако какое-то физиологичное мышечное напряжение должно сохраняться, в противном случае возможно засыпание. Но если держать спину выпрямленной, а голову и шею – без опоры, то это поддержит достаточное мышечное напряжение, которое одновременно не является заметным и обременительным. Недаром классическая поза для медитации в индийской традиции – это широко известная поза «лотос».

Объект концентрации

Наличие объекта концентрации – это не просто условие, без него медитация вообще невозможна как таковая. Именно этот компонент является связующим звеном для всех форм медитации, в том числе и методик с использованием какого-то рода физической активности – как, скажем, в йоге. Только концентрация на чем-либо дает возможность изменить свой привычный способ мышления.

Ее еще нередко называют по-другому – «пассивной волей», или «пассивным вниманием». Очень многие приверженцы медитации утверждают, что это один из наиважнейших элементов. Что же означают данные термины? Суть в том, что, имея такую установку, вы должны как бы «позволить» медитативному процессу возникнуть – в противоположность тому, чтобы стремиться его хотя бы отчасти контролировать. Вы можете достичь успеха лишь после того, как прекратите активное воздействие на свой внутренний мир и откажетесь от всякого вмешательства в происходящие там изменения.


Правильность пассивной установки можно попытаться определить самостоятельно. Ниже перечислены типичные вопросы, которые задает себе новичок, пытающийся медитировать прежде, чем необходимая установка была достигнута.

«Все ли я делаю правильно?»

«Сколько времени это займет?»

«Как определить – получается хоть что-то или нет?»

Озабоченность этими и подобного рода вопросами говорит о том, что вы пока целиком сосредоточены не на самом процессе, а на внешних результатах – пассивная установка отсутствует. Это указывает на ваш чрезмерно аналитический подход, что недопустимо. Чем больше вы станете размышлять над такими вопросами, тем меньше вероятность успеха.

Необходимо усвоить, что любого рода отвлекающие мысли являются совершенно нормальным компонентом вхождения в медитацию, и появление их неизбежно. Но при пассивной установке вы учитесь, распознавая отвлекающие мысли, безо всякого раздражения возвращать свое внимание к объекту концентрации.

Очень многие люди, недостаточно знакомые с природой и происхождением медитации, часто путают медитацию с конкретными формами ее использования.

Способы медитации представляют собой лишь набор приемов, заимствованных из древневосточной философии, иногда – в сочетании с современными релаксационными методиками.

Хотя медитация чрезвычайно широко используется в рамках отдельных специфических религий, утверждение, что медитации представляют собой религиозный обычай, равносильно тому, что вино является религиозным средством только из-за того, что во многих религиях оно используется для церемоний. Потому что медитация – это, прежде всего, эффективный способ успокоения разума, позволяющий как минимум уменьшить тревогу и снять стрессовое напряжение.

Неправильно могут быть поняты как теоретические, так и чисто практические аспекты медитации – это понятно, поскольку само понятие медитации, как видим, определить довольно нелегко. Однако всегда следует помнить о том, что медитация не есть физиологическое состояние. Она не является также каким-то особым психологическим состоянием, и мало отношения имеет к религии.

Научиться самоконтролю и управлению своими мыслями и эмоциями не так сложно, и самым сильным инструментом для этого является медитация.

О полезных свойствах медитативных практик было известно еще в давание времена, но люди по-прежнему используют их для повышения внутренний энергии, избавления от проблем и даже исполнения желаний.
Если медитация не приносит пользы, значит, практика проводится неправильно. Эти рекомендации помогут вам в совершенстве освоить медитативные техники прямо у себя дома.

Как научиться медитировать новичку

Первый этап. В первую очередь вы должны осознать необходимость этих знаний, а также их цели. Важно, чтобы вы решили, для чего вам необходимо уметь правильно медитировать. Как только вы найдете ответ на этот вопрос, вы сможете достичь положительного результата.
Второй этап. Правильно выбранное место поможет вам быстрее получить эффект медитации. Но зачастую именно на этом этапе у многих людей возникают сложности. Медитировать нужно в спокойной обстановке, так как именно спокойствие и отсутствие шума помогут вам максимально сосредоточиться. Но найти такое место удается не всегда, особенно если вы находитесь в доме, где помимо вас постоянно обитают и другие домочадцы. В этом случае нужно найти наиболее уединенное место в квартире и попросить близких вести себя потише. Тогда окружающая обстановка не будет отвлекать вас, а значит, избавиться от стресса и усталости будет гораздо проще.
Третий этап. Довольно часто новички задаются вопросом о том, сколько минут нужно медитировать, чтобы почувствовать результат. Ответа на этот вопрос нет, так как каждый человек решает сам для себя, сколько времени ему требуется, чтобы получить эффект от медитации. Оптимальное время - 10-20 минут. Но это не значит, что вы должны неукоснительно соблюдать это правило.
Заниматься медитацией следует тогда, когда у вас будет на это время, желание и необходимость. Заставляя себя делать это, вы не сможете достаточно расслабиться и добиться ожидаемого результата. Четвертый этап. На данном этапе начинается момент подготовки. Для начала вам необходимо установить таймер, благодаря которому вы сможете выявить среднюю продолжительность медитации. Это правило не является обязательным и служит лишь для того, чтобы вы сами могли контролировать и отмечать свои результаты.
Во время медитации многие люди включают успокаивающую музыку, классические композиции и звуки природы. Но делать это не обязательно. Если шум не позволяет вам сконцентрироваться, то медитировать лучше в полной тишине.
Перед началом медитации рекомендуется проветрить комнату, так как духота не позволит вам расслабиться и достичь гармонии, а значит, и пользы данное занятие не принесет.
Пятый этап. Выбор удобной позиции также зависит от вас. В классическом варианте рекомендуется принимать позу лотоса, но для новичков она является довольно сложной. Самое главное, чтобы во время медитации ваша спина была ровной. Некоторые люди предпочитают медитировать, сидя на стуле или на полу, но делать это можно и стоя. Попробуйте помедитировать в разных положениях, чтобы подобрать наиболее удобное для себя.
Шестой этап. Настало время приступить к самой медитации, и мы предлагаем вашему вниманию самый распространенный и простой вариант. Вам необходимо сделать следующее:
закройте глаза и постарайтесь избавиться от ненужных мыслей; выполните дыхательную гимнастику (глубоко вздохните и выдохните); продолжайте выполнять дыхательную гимнастику и контролируйте свой разум; как только у вас возникнут какие-либо мысли, представьте, как вы «выбрасываете» их; контролируйте ощущения и перемены, которые происходят с вами во время медитации; чтобы было проще избавиться от негативных мыслей, считайте количество вдохов и выдохов; как только вы сможете ощутить спокойствие и умиротворение, откройте глаза; не торопясь выйдите из положения.Возможно, изначально вы не сможете добиться хорошего эффекта, но с каждым разом медитация будет приносить вам больше пользы, а медитировать станет гораздо проще.
Седьмой этап. Для достижения лучших результатов необходимо прилагаться усилия. Для начала начните увеличить время медитации и в идеале старайтесь медитировать каждый день. Прежде чем медитировать в других местах, научитесь в совершенстве выполнять техники в домашних условиях. Если вы заметите, что ваши показатели улучшились, не стоит останавливаться на достигнутом. Выполняя технику каждый день, вы заметите положительные изменения не только в своем состоянии, но в жизни.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...