Св богородице. Кто такая пресвятая богородица

Молясь перед иконами, люди почитают не сам предмет, а то, что он символизирует: великих святых или значимые в религиозном отношении события. Удивительна в этом отношении Божья Матерь — иконы, все образы с ней весьма различны. Они отличаются настолько, словно речь идёт не об одной Богородице, а о многих, каждая из которых бесконечно любит людей и желает помочь им, но делает это по-своему по-особенному.

Среди огромного числа образов Богоматери особенно можно выделить несколько. Каждая из них наделена своей историей, и к ним обращаются с разными вопросами, но все они одинаково значимы для верующего человека.

Икона Божией Матери «Иверская»

Иверская икона Пресвятой Богородицы также называется Вратарницей или Привратницей, поскольку несколько раз она неизвестным образом оказывалась в киоте над входом в обитель, откуда её после уже не убирали. Позднее на месте её расположения был отстроен храм, где она теперь и находится.

Икона легко узнаваема, поскольку на ней правая щека Богоматери отмечена кровоточащей раной. В остальном сюжет более привычен: левой рукой она придерживает младенца, а правая ладонь при этом протянута к нему в молельном жесте.

Иверской Богородице принято молиться об избавлении от всех зол и утешении в беде, спасении от пожара, хорошем урожае.

Дни почитания Вратарницы – 25/12 февраля, 26/13 октября, второй день Пасхальной седмицы (недели).

Икона Божьей Матери «Владимирская»

По одному из преданий, автором иконы являлся апостол и евангелист Лука. По завершении работы он показал дело рук своих Богоматери и она сама благословила икону. Образ показывает Богородицу держащей младенца правой рукой, а её левая ладонь лишь слегка касается одеяний маленького Иисуса, который обнимает свою мать за шею. «Приметой» Владимирской иконы Божьей матери считают виднеющуюся «пяточку» (ступню) Спасителя.

Образ считается чудотворным. Он использовался во время постановления Российских митрополитов и Патриархов, и приобрёл статус главной отечественной святыни. Владимирскую молят о защите от нападений извне, о единстве и избавлении от лжеучений, примирении врагов.

Дни почитания – 3.06/21.05, 6.07/23.06 и 8.09/26.08.

Икона Божьей Матери «Семистрельная»

Согласно своему названию икона изображает Богородицу пронзённой семью стрелами. Считается, что крестьянин Кадниковского уезда, обнаружил её на церковной колокольне, где на неё ступали, считая, что это обыкновенная доска. Семистрельная Божья Матерь, иконы, все образы которой трудно сосчитать имеет более известную разновидность, именуемую «Умягчение Злых Сердец».

По некоторым источникам возраст Семистрельной составляет не менее 500 лет. В 1917 году она находилась в Иоанно-Богословской церкви, но была утеряна и на сегодняшний день её месторасположение неизвестно.

Этот образ иконы Божьей Матери молят об излечении холеры, избавлении от хромоты и расслабления, примирении врагов. День почитания – 13/26 августа.

Икона Божией Матери «Державная»

Образ был обнаружен в одной из подмосковных церквей в 1917-м году, в тот день, когда Николай II отрёкся от престола. Все увидели в этом определённое знамения, хотя конкретная трактовка события могла сильно отличаться в зависимости от того, кто брался рассуждать об этом.

На иконе Богоматерь изображена как Небесная Царица: облачённая в красные одеяния, величественно восседающая на царском престоле, увенчанная короной и нимбом. В ладонях у неё покоятся держава и скипетр, а на коленях сидит младенец Иисус. На сегодняшний день икона находится в Коломенском, в храме «Казанской» иконы Божией Матери.

Основная тема молитв, посвящённых Державной Богородице – правда. Её просят о честности в словах, делах, любви и о сбережении России. День почитания – 2/15 марта.

Некоторые полагает, что Тихвинская была написана ещё при жизни самой Богоматери. Отличительным её признаком можно считать свиток, который младенец держит в одной руке. Пальцы другой руки Спасителя сложены в благословляющем жесте.

Сейчас образ размещён в московской Тихвинской церкви. Списки с него размещены во многих других церквях, монастырях и храмах.

Тихвинской молятся о возвращении зрения, изгнании бесов, излечении детей и избавлении от расслабленности суставов в случае паралича. День почитания – 26/9 июня.

Первое упоминание образа связано с 12-м веком. История гласит о том, что после наступления Батыя на Городецкий монастырь, всё обратилось в пепел, но икона осталась абсолютно невредима. Позднее Василий Костромской, узревший явление Богоматери, переправил образ в Кострому, в собор Феодора Страстилата. Это и дало ему известное ныне название.

На иконе Спаситель находится на правой руке Богоматери. Правой же ладонью Богородица поддерживает его ножку. Сам младенец прижимает к Матери лицо и левой рукой обнимает её за шею.

Молить Феодоровскую Богородицу нужно о благополучном разрешении трудных родов. Дни почитания: 27/14 марта и 29/16 августа.

Скоропослушница в чём-то напоминает Тихвинскую Божью Матерь (она тоже является образом типа Одигитрия – Путеводительница). Её относят к числу чудотворных икон. Место создания Скоропослушницы – святая гора Афон, а ныне она пребывает в стенах монастыря Дохиар.

История, связанная с этим образом, гласит о монахе из глупого интереса закоптившем лик Богородицы. За это он был лишён зрения. Продолжительными молитвами монах смог вернуть его и с тех пор икона «слышит» просьбы всех страждущих и помогает им.

Молиться Скоропослушнице нужно, прежде всего, об излечении от слепоты, хромоты и расслабления, а также об избавлении от плена и спасении людей попавших в кораблекрушении. День почитания – 9/22 ноября.

Богородица - покровительница и Святая Дева, наиболее почитаемая в христианском мире. Ее называют Дева Мария, Богородица, Пресвятая Дева. В христианстве она считается матерью Иисуса Христа. Она самая почитаемая и величайшая из всех святых.

Носит святое имя Богородица, потому что родила Сына Божьего, Иисуса Христа, которого весь христианский мир считает Всемогущим Богом.

Богородица родилась в городе Назарете, что в Галилее. Родителями Марии были святая Анна и святой Иоаким. Они были уже совсем немолодой семейной парой, и у них не было детей. Однако Анне было видение ангела небесного о том, что она скоро родит ребенка. Родилась девочка, назвали ее Мария. До трёх лет девочка жила вместе с родителями. Затем вместе с остальными детьми она воспитывалась в где очень много молилась. После достижения совершеннолетия она ушла из храма, так как ей был избран супруг. Это был мужчина из колена Давида, престарелый мужчина Иосиф Обручник. Иосиф был избран, потому что накануне произошло чудо - его посох необыкновенным образом расцвёл. К Марии явился ангел Гавриил, он объявил о том, что она будет матерью, долгожданного и обещанного Мессии. Зачала Мария его посредством Святого Духа. Было предсказание о том, что Богородица родит сына, который спасёт свой народ от грехов. Закончила свою жизнь она в городе Иерусалиме через 12 лет после вознесения Христа, ей было 48 лет. Смерть Марии ознаменовалось её Вознесением на третий день, а в последний миг ее жизни к ней явился сам Иисус Христос.

Ака́фист - это песнь, или точнее жанр православной церковной гимнографии, которую исполняют стоя. Акафист Пресвятой Богородице может читаться в составе молебна и других богослужений. Особенно рекомендуется делать это на утрене праздника под названием Похвала Пресвятой Богородице. Это одно из главных пений в христианском мире. Акафист Пресвятой Богородице - это благодарственная песнь, которая обращена к самой Богородице. Все христиане почитают по-особому образ Царицы небесной, отдают ей почести и восхваляют деяния ее.

Акафист Пресвятой Богородице - это и благодарность той, которая является Заступницей всем православным людям. Именно о ней каждый православный человек думает, когда обижен, унижен, находится в горестях и в бедствии. Акафист Пресвятой Богородице говорит о том, что эта святая ждет искреннего человеческого покаяния. Грешников она наставляет на путь истинного христианина и помогает обернуться к праведной жизни. Она протягивает руку помощи всем, кто обращается к ней и даже тем, кто живет в грехе, но просит о помощи.

Акафист богородице говорит об особенном отношении к непорочным душам, к людям с чистым сердцем и добрыми помыслами. Люди с высшей духовностью и чистотой сердца ясно ощущают присутствие сына ее, Бога в момент обращения к святой. Акафист Богородице призывает бережно сохранять Божие слово и жить так, как жила Дева Мария - в совершенной чистоте.

Иконы Богоматери считаются чудотворными, так как человек имеет духовную связь с Богом, через заступничество Пресвятой Богородице - это молитвы, которые приносят мир и благоденствие в семейные отношения. Например, если вы собираетесь вступить в брак, помолитесь возле иконы Пресвятой Богородицы под названием «Неувядаемый Цвет».

Слова, которые звучат обычно перед этой иконой, это просьбы о том, чтобы правильно выбрать супруга или супругу, об избавлении от ссор в семье. Очень чистые, пламенные слова молитвы, звучащие от самого сердца, помогут вам обрести то, о чем вы так просите, а также позволит добиться примирения в случае ссоры в семье. Молитвы Пресвятой Богородице наполнены главным смыслом - чистотой и целомудрием.

Супруги, Иоаким и Анна, происходили из знатного рода и были праведны пред Богом. Имея богатства вещественное, они не были лишены и богатства духовного. Украшенные всеми добродетелями, они беспорочно соблюдали все заповеди закона Божия. На каждый праздник благочестивые супруги отделяли от своего имущества две части, – одну отдавали на церковные потребности, а другую раздавали нищим.

Своею праведною жизнью Иоаким и Аннатак угодили Богу, что Он сподобил их быть родителями Пресвятой Девы, предизбранной Матери Господа. Из этого одного уже видно, что их жизнь была свята, богоугодна и чиста, так как у них родилась Дщерь, Святейшая все святых, угодившая Богу больше всех, и херувимов Честнейшая.

В то время на земле не было более угодных Богу людей, нежели Иоаким и Анна, по непорочной их жизни. Хотя в то время можно было найти и многих живущих праведно и угождающих Богу, но эти двое превзошли всех своими добродетелями и явились пред Богом самыми достойными того, чтобы от них родилась Божия Матерь. Такая милость им не была бы дарована богом, если бы они действительно не превосходили всех праведностью и святостью.

Но как Сам Господь имел воплотиться от Пресвятой и Пречистой Матери, так подобало и Матери Божией произойти от святых и чистых родителей. Подобно тому как земные цари имеют свои порфиры, сделанные не из простой материи, а из златотканной, так и Небесный Царь восхотел иметь Пречистою Своею Матерью, в плоть Которой как в царскую порфиру, Ему должно было облечься, рожденную не от обыкновенных невоздержных родителей, как бы из простой материи, но от целомудренных и святых, как бы из материи златотканной, прообразом чего служила ветхозаветная скиния, которую Бог велел Моисею сделать из багряной и червленой материи и из виссона (Исх.27:16).

Скиния эта прообразовала Деву Марию, вселившийся в Которую Бог имел «с человеки пожити» как написано: «се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними» (Откр.21:3). Багряная и червленая материя и виссон, из которых была сделана скиния, прообразовали родителей Божией Матери, Которая произошла и родилась от целомудрия и воздержания, как бы от багряной и червленой одежды, и совершенства их в исполнении всех заповедей Господних, как бы от виссона.

Но сии святые супруги, по Божию изволению, долгое время были бездетны, – дабы в самом зачатии и рождении такой дочери была явлена и сила Божией благодати, и честь Рожденной и достоинство родителей; ибо неплодной и состарившейся женщине родить иначе невозможно, как по силе благодати Божией: здесь действует уже не природа, но Бог, побеждающий законы природы и уничтожающий узы неплодия. Родиться от неплодных и престарелых родителей – большая честь и для самой рожденной, потому что она рождается того не от невоздержных родителей, но от воздержных и престарелых, каковыми были Иоаким и Анна, которые пятьдесят лет жили в супружестве и не имели детей.

Наконец чрез таковое рождение открывается достоинство и самих родителей, так как они после долгого неплодства родили радость всему миру, чем уподобились святому патриарху Аврааму и благочестивой супруге его Сарре, родившим, по обетованию Божию, Исаака в старости (Быт.21:2). Однако, без сомнения, можно сказать, что рождество Богородицы выше рождения Авраамом и Саррою Исаака. Насколько сама рожденная Дева Мария выше и более достойна посчести, нежели Исаак, настолько больше и выше достоинство Иоакима и Анны, нежели Авраама и Сарры.

Этого достоинства они не сразу достигли, но только усердным постом и молитвами, в душевной горести и в сердечной скорби умолили о сем Бога: и скорбь их обратилась в радость, а бесчестие их явилось предвестником великой чести, и усердное прошение руководителем к получению благ, и молитва – лучшей ходатаицей.

Иоаким и Анна долгое время скорбели и плакали, что у них нет детей. Однажды Иоаким в большой праздник приносил в Иерусалимском храме дары Господу Богу; вместе с Иоакимом и все израильтяне приносили свои дары в жертву Богу. Бывший в то время первосвященник Иссахар не захотел принять даров Иоакима, потому что он был бездетным.

«Не должно, – говорил он, – принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно и благословения Божия: наверное, у тебя есть какие-нибудь тайные грехи».

Также и один еврей из колена Рувимова, вместе с прочими приносивший свои дары, укорял Иоакима, говоря:

– Зачем ты хочешь прежде меня принести жертвы Богу? разве ты не знаешь, что ты недостоин приносить дары вместе с нами, ибо ты не оставишь в Израиле потомства?

Укоры сии очень опечалили Иоакима, и он в сильно скорби ушел из храма Божия посрамленным и униженным, и праздник для него обратился в печаль, а праздничная радость сменилась скорбью. Глубоко скорбя, он не возвратился домой, но ушел в пустыню к пастухам, пасшим его стада, и там плакал о неплодстве своем и о поношении и укорах, сделанных ему.

Вспомнив про Авраама, праотца своего, которому уже в преклонном возрасте Бог даровал сына, Иоаким стал усердно молить Господа, чтобы Он и его сподобил такого же благоволения, услыхал бы его молитву, помиловал бы и отнял от него поношение со стороны людей, даровав в старости плод его супружеству, как некогда Аврааму.

– Да буду я, – молился он, – иметь возможность именоваться отцом ребенка, а не бездетным и отверженным от Бога терпеть укоры от людей!

К сей молитве Иоаким присоединил пост и сорок дней не вкушал хлеба.

– Не буду есть, – говорил он, – и в дом свое не возвращусь; пусть слезы мои будут мне пищею, а пустыня сия домом, до тех пор пока не услышит и не отнимет от меня поношение Господь Бог Израилев.

Точно также и жена его, будучи дома и услыхав, что первосвященник не хотел принять их дары, укоряя в неплодстве, и что муж ее от великой скорби удалился в пустыню, плакала неутешными слезами.

– Теперь, – говорила она, – я несчастнее всех: Богом отвержена, у людей в поношении и мужем оставлена! о чем плакать теперь: о вдовстве ли своем, или о бесчадии, о сиротстве своем или о том, что не удостоилась называться матерью?!

Так горько плакала она все те дни.

Рабыня Анны, по имени Юдифь, старалась ее утешить, но не могла: ибо кто может утешить ту, печаль которой глубока, как море?

Однажды Анна печальная пошла в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула из глубины сердца и, возведя свои глаза, полные слез к небу, увидала на дереве птичье гнездо с маленькими птенцами. Зрелище сие причинило ей еще большую скорбь, и она с плачем начала взывать:

– Горе мне бездетной! Должно быть, я самая грешная среди всех дщерей Израилевых, что одна пред всеми женами так унижена. Все носят плод своего чрева на своих руках, – все утешаются своими детьми: я же одна чужда сей радости. Горе мне! Дары всех принимаются в храме Божием, и за чадородие им оказывают уважение: я же одна отвержена от храма Господа моего. Горе мне! Кому я уподоблюсь? ни птицам небесным, ни зверям земным: ибо и те приносят Тебе, Господи Боже, плод свой, я же одна неплодна. даже с землею я не могу сравнить себя: ибо она прозябает и выращивает семена и, принося плоды, благословляет Тебя, Небесного Отца: я же одна бесплодна на земле. Увы мне, Господи, Господи! Я одна, грешная, лишена потомства. Ты, Который даровал некогда Сарре в глубокой старости сына Исаака (Быт.21:1-8), Ты, Который отверз утробу Анны, матери Твоего пророка Самуила (1Цар.1:20), призри ныне на меня и услыши молитвы мои. Господи Саваоф! Ты знаешь поношение бездетства: прекрати печаль сердца моего и отверзи мою утробу и меня неплодную соделав плодоносною, дабы рожденное мною мы принесли Тебе в дар, благословляя, воспевая и согласно прославляя Твое милосердие.

Когда Анна с плачем и рыданием так восклицала, явился ей ангел Господень и сказал:

– Анна, Анна! услышана твоя молитва, воздыхания твои прошли сквозь облака, слезы твои явились пред Богом, и ты зачнешь и родишь Дщерь преблагословенную; чрез Нее получат благословение все племена земные и будет даровано всему миру спасение; имя ей будет Мария.

Услышав ангельские слова, Анна поклонилась Богу и сказала:

– Жив Господь Бог, если родится у меня дитя – я отдам его на служение Богу. Пусть он служит Ему и прославляет святое имя Божие день и ночь во всё время своей жизни.

После сего, исполнившись неизреченной радости, святая Анна быстро пошла в Иерусалим, чтобы там с молитвою воздать благодарение Богу за Его милостивое посещение.

В то же самое время Ангел явился и Иоакиму в пустыне и сказал:

– Иоаким, Иоаким! Услышал Бог молитву твою и благоволит даровать тебе благодать Свою: жена твоя Анна зачнет и родит тебе дщерь, рождение которой будет радостью для всего мира. И вот тебе знамение, что я благовествую тебе истину: иди в Иерусалим к храму Божию и там, у золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я возвестил то же самое.

Иоаким, удивленный таким ангельским благовестием, славословя Бога и благодаря Его сердцем и устами за великое милосердие, с радостью и веселием поспешно отправился в Иерусалимский храм. Там, как и возвестил ему ангел, он нашел у золотых ворот Анну, молящуюся Богу, и рассказал ей об ангельском благовестии. Также и она поведала ему о том, что видела и слышала ангела, возвестившего о рождении у нее дочери. Тогда Иоаким и Анна прославили Бога, сотворившего им такую великую милость и, поклонившись Ему в святом храме, возвратились в свой дом.

И зачала святая Анна в девятый день декабря месяца, а восьмого сентября у ней родилась дочь, пречистая и Преблагословенная Дева Мария, начало и ходатаица нашего спасения, о рождестве Коей возрадовались и небо и земля. Иоаким по случаю Ее рождения принес Богу великие дары, жертвы и всесожжения, и получил благословение первосвященника, священников, левитов и всех людей за то, что сподобился благословения Божия. Потом он устроил в доме своем обильную трапезу, и все с веселием прославляли Бога.

Подрастающую Деву Марию родителя Ее берегли, как зеницу ока, ведая, по особенному откровению Божию, что Она будет светом всему миру и обновлением естества человеческого. Посему они воспитывали Ее с такою тщательною осмотрительностью, какая подобала Той, Которая имела быть Матерью Спасителя нашего. Они любили Ее не только как дочь, столь долгое время ожидаемую, но и почитали, как госпожу свою, помня ангельские слова, сказанные о Ней, и провидя духом, что должно над Ней совершиться.

Она же, исполненная Божественной благодати, таинственно обогащала тою же благодатью и своих родителей. Подобно тому как солнце своими лучами освещает звезды небесные, уделяя им частицы своего света, так и богоизбранная Мария, как солнце, озаряла лучами данной ей благодати Иоакима и Анну, так что и они были исполнены Духа Божия, и твердо веровали в исполнение ангельских слов.

Когда отроковице Марии исполнилось три года, родители ввели Ее со славою в храм Господень, сопровождая с возженными светильниками, и посвятили Ее на служение Богу, как то обещали. По прошествии нескольких лет после введения Марии во храм, святой Иоаким умер, восьмидесяти лет от рождения. Святая Анна, оставшись вдовою, покинула Назарет и пришла в Иерусалим, где пребывала около своей Пресвятой Дочери, молясь беспрестанно в храме Божием. Прожив в Иерусалиме два года, она почила о Господе, имея 79 лет от рожденя 2.

О, сколь благословенны вы, святые родители, Иоаким и Анна, ради Преблагословенной вашей Дочери!

Сугубо благословенны вы ради Сына Ее, Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого получили благословение все народы и племена земные! Справедливо вас святая Церковь наименовала Богоотцами 3, ибо мы знаем, что от Пресвятой вашей Дочери родился Бог. ныне предстоя Ему близко на небе, молитесь, да уделится и нам хотя некая часть вашей радости нескончаемой. Аминь.

Тропарь, глас 1:

Иже в законней благодати праведни бывше, младенца богоданнаго породиша нам, Иоаким и Анна: темже днесь светло тожествует, весело празднующи, божественная церковь честную вашу память, славящи Бога, воздвигшаго рог спасения нам в дому Давидове.

Кондак, глас 2:

Радуется ныне Анна, неплодства разрешившися соуз, и питает Пречистую, созывающи вся воспети, даровавшаго от чрева ея человеком едину Матерь и неискусомужную

Почему мы почитаем Богородицу? Какую роль отводят Богородице христиане разных конфессий? Как не допустить появления лжеучений о Богородице? Почему мы должны просить Матерь Божию молиться о нас? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Геннадий Фаст, священник Успенского кафедрального собора Енисейска (Красноярский край).

Почитание Божией Матери имеет Евангельское основание. Дева Мария в разговоре с Елисаветой восклицает: «Ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1, 48). Протестантам, которые относятся к Божией Матери просто с уважением, можно задать такой вопрос (показав это место в Библии) – что вы за «роды», если не хотите ? Простое уважение, причисление Богоматери к значимым персонажам Нового Завета – это так сказать познавательное отношение. А ублажение обязательно включает в себя молитву. Поэтому в Православной, Католической, Древневосточных Церквах всегда присутствует богослужебное, молитвенное почитание Божией Матери.

Протестанты считают Богоматерь обычной женщиной, на месте которой могла оказаться и любая другая. Но, конечно, православный христианин не может согласиться, что Матерью Господа могла стать любая женщина. Потому что Бог не мог прийти в мир насильно – для этого нужно было согласие человека принять его. Прародительница людей – Ева была создана непорочной и свободной. Поэтому неизвестно, как правильнее назвать то, что произошло после ее грехопадения – изгнание Евы из рая или изгнание Бога из сердца. Богоматерь совершила обратное действие – приняла Бога в своем сердце. В этом смысле она является для нас второй прародительницей, только уже не по плоти, а по духу. Учение о Деве Марии как о второй Еве было заложено уже во втором веке в трудах святого Иустина Философа и святого Иринея Лионского.

Протестанты также допускают, что Дева Мария после Христа рождала других детей. При этом они ссылаются на то, что в Евангелии Христос назван первенцем. Однако то, что Иисус именуется первенцем, вовсе не означает, что у него были младшие братья. В Ветхом Завете есть установления, которые касаются первенцев. А если в семье был один ребенок, то эти установления касались его и он, соответственно, назывался первенцем. Наша Церковь всегда верила в приснодевство Марии (то есть девство до, во время и после рождения Иисуса). Иконографически это обозначается тремя звездочками – на челе и плечах Богородицы. Этот постулат принципиально важен для нас потому, что приснодевство знаменует собой победу над тлением природного естества.

Как говориться, с любого коня можно упасть в две стороны. Есть и те, которые возводят Деву Марию в ипостась Бога. Достаточно вспомнить секту «Богородичный центр», возникшую в 1980-х годах. Ее члены стали причащаться Тела, Крови Христа и Слез Богоматери. А поскольку это было «новейшее откровение», то Бог в сознании этих людей ушел куда-то в давнее прошлое. И не пришлось долго ждать, как в Киеве появилась женщина, которая назвала себя Богоматерью (возникло так называемое «Белое братство»). Повод для возникновения таких явлений давать нельзя. А сегодня в наших храмах можно увидеть «Псалтирь Божией Матери», где слово «Господь» просто-напросто заменено словом «Богородица». Это недопустимый прием, хотя книга и издавалась по благословлению епископов. Как можно в богооткровенных молитвенных книгах заменять имя Господа именем кого бы то ни было?! Через пророка Исаию Бог говорит: «Не дам славы Моей иному» (Ис. 42, 8). Сама Богородица смиренно говорила: «Се, раба Господня» (Лк. 1, 38).

Чтобы не допустить подобных перегибов, очень важно помнить, что христианская вера – монотеистична, то есть мы верим в единого Бога. Представьте две ситуации. Первая: человек молится Богу, Богородице, ангелам, святым. Вторая: Богородица, ангелы, святые и сам человек – все вместе молятся Богу. В каком случае речь идет о православии? Конечно, во втором. А первая ситуация очень близка к политеизму, то есть многобожию.

Если мы направляем свои молитвы разным адресатам, ищем ответственного за каждую сферу нашей жизни, то это уже не христианство, а нечто, близкое к язычеству. А вместе с тем в домах православных христиан нередко можно увидеть святой уголок, в котором стоит множество разных (и, конечно же – икона Божией Матери), а вот иконы Спасителя очень часто нет. То есть, потерян главный адресат не только наших молитв, но и адресат, к которому взывают ангелы и сама Богородица.

Часто встает вопрос о различии в почитании Богородицы у православных и католиков.

Догматически православное почитание Божией Матери, можно сказать, чище, ближе к христианским первоистокам (хотя в быту можно встретить все, что угодно – и у них и у нас). Например, католики говорят, что Богоматерь сама была непорочно зачата и родилась без прародительского греха. Но если это возможно, то почему всех остальных нельзя было освободить от прародительского греха? И еще получается, что Мария безгрешна от рождения. Но нуждается ли человек, который изъят из области греха, в Боге-Спасителе? Сама Мария говорит в Евангелии: «И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк. 1, 47). И еще один вопрос: если – это возмездие за грехи, то что есть ? Мы умираем, потому что причастны греху. Христос умер, потому что взял наши грехи на себя. А что тогда смерть Богородицы? Католики отвечают на этот вопрос учением о Вознесении Божией Матери. У меня был забавный случай, когда к нам в храм Успения Божией Матери приехали туристы-католики. Они никак не могли понять, какому же празднику посвящен храм. А я не мог взять в толк, почему они не понимают, пока не догадался сказать – храм Вознесения Божией Матери. Только тогда они все поняли. Другими словами, у католиков подменено вознесением , а сама Богородица начинает иногда именоваться «соискупительницей». Ватикан возбранил дальнейшее догматическое развитие этих взглядов. Но как можно возбранить то, чему уже дан повод? К счастью, в православных догматах нет таких искажений, наша догматика чиста. А вот практика, к сожалению, иногда не соответствует догматам.

До нас дошли очень немногие воспоминания и свидетельства о Богородице.

Новый Завет мало говорит о Марии. Есть предания, хотя об их достоверности судить сложно. Почему-то получается, что чем дальше от времени земной жизни Девы Марии, тем более подробными становятся свидетельства. Не всегда понятно, откуда берутся новые детали. Существуют описания внешности и образа земной жизни Богоматери. Например, у нее были удлиненные черты лица, что отражено в иконографии. Известно, что Мария жила в Иерусалиме, никогда не выходила на улицу без сопровождения девиц, любила молиться в Гефсиманском саду. Перед ей было явление Архангела Гавриила. Само довольно подробно описано.

Богородица – великая молитвенница и наша духовная Матерь. Слова, услышанные апостолом Иоанном от Христа – «Се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 27) – мы относим и к себе. Ее молитва имеет большую силу. Когда Моника, мать блаженного Августина, плакалась епископу о том, что ее сын ведет беспутный образ жизни, он сказал ей, что дитя таких слез погибнуть не может. То есть даже слезы земной матери бывают такими, что ее сын не может погибнуть, хотя до поры идет не спасительным путем. Богородица плачет о каждом христианине и молится Господу обо всех, кто прибегает под Ее покров. И мы тоже надеемся, что дети Ее слез погибнуть не могут.

От редакции:

В издательстве “Никея” вышла книга протоиерея Геннадия Фаста “Кто Она для нас? Православное учение о Богородице”.

Для верующих православных людей личность Пресвятой Богородицы вызывает особо трепетное отношение и любовь. Это не случайно, ведь по православному мировоззрению Божия Матерь является главной заступницей и ходатаицей за людей перед своим Сыном и Богом Иисусом Христом.


Само рождение Пресвятой Девы явило собой удивительное чудо. Родители Богородицы Иоаким и Анна были безплодны. Всю свою жизнь они молили Бога о даровании им дитя. Однако просимое благочестивая чита получила только лишь в старости, когда сложно было представить рождение ребенка по естественным физиологическим законам (родителям Богородицы было более семидесяти лет на момент рождения Девы Марии). Такое удивительное событие стало лишь предзнаменованием того, кем суждено было стать рожденному ребенку.


Пресвятая Богородица стала Матерью второго Лица Святой Троицы - Иисуса Христа. При этом, для православных людей не остается сомнений в том, что Матерь Божия является девой до рождества, в рождестве и . Это очередное великое чудо, которое имеет место .


Пресвятая Богородица была той, кто воспитывала младенца Христа. Она понимала, что рожденное от нее дитя является обещанным Мессией и Спасителем мира (именно так возвестил архангел Гавриил Деве Марии в день перед зачатием Христа). Божия Матерь знала о чудесах, совершаемых Христом. Евангельское повествование передает рассказ о первом чуде Господа. Христос на браке в Кане Галилейской превратил вино в воду. Это удивительное событие имело место после просьбы Богородицы ко Христу. Божия Матерь заметила, что на браке кончилось вино. Это повествование дает явное указание на то, какое дерзновение имеет Божия Матерь к своему Сыну и Богу. Православные люди верят, что нет ничего невозможного для Божией Матери. Именно она готова исполнить праведные просьбы молящихся и испросить у Бога великие милости роду человеческому.


Пресвятая Богородица всем своим сердцем прочувствовала материнскую скорбь, видя своего умирающего на кресте Сына. Божия Матерь понимала, что только таким жестоким образом человечество могло заслужить спасение и обрести возможность примирения с Богом.


Пресвятая Богородица именуется Царицей неба и земли. В отличие от архангелов, ангелов и святых, к которым верующие обращаются с просьбой о мольбах перед Богом, у Богородицы христиане вымаливают спасение. Обращение «Пресвятая Богородице, спаси нас» уже плотно вошло в богослужебную христианскую жизнь.


Божия Матерь является главной покровительницей каждого человека. Она как любящая мать болезнует о каждом своем чаде. Все это и стало поводом к тому, что для православных христиан Богородица так любима и близка. Свою любовь к Деве Марии народ проявляет не только в возношении молитв, но и в построении величественных архитектурных сооружений. Существует множество храмов и монастырей, освященных в честь Божией Матери. Установлены различные церковные праздники, посвященные Деве Марии. Сама же Богородица на протяжении постхристианской истории не оставляла своих чад, являя многочисленные свои чудотворные иконы, которые до настоящего времени почитаются как христианские святыни и приносят великое облегчение в различных невзгодах многим людям.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...