У тебя есть личная просьба к святому? Что взять с собой на поклонение мощам свт. Николая Чудотворца

Каждый день не менее 20 000 паломников в Москве стоят в большой очереди, чтобы попасть к частичке мощей Николая Чудотворца. Мощи будут находиться в российской столице до 13 июля, потом еще на две недели их перевезут в Санкт-Петербург, а затем доставят обратно в Италию. На специальном сайте http:// nikola2017. moseparh.ru можно найти актуальную информацию на каждый день где начинается очередь к мощам Николая Чудотворца и насколько она длинная.

Если рассматривать будний денек, как правило, поток паломников, желающих попасть к святыне, не становится меньше. В частности, в десять утра 10 июля очередь ожидания составляла в среднем девять часов, для буднего дня это средняя цифра. В дни субботу и воскресенье количество паломников увеличивается, следовательно, какая очередь к - на 15-20 часов. Организаторы поклонения на своем официальном сайте на который ссылка дана в первом абзаце этого материала подчеркивают, что такая оценка очереди является приблизительной и она может изменяться.

Важно! Утром в будний день от Фрунзенской набережной, дом 54, это место, откуда начинается очередь к мощам Николая Чудотворца. Рядом находится станция метро «Фрунзенская» и «Спортивная». Со станции метро «Фрунзенская» нужно будет повернуть налево, по подземному переходу перейти на сторону Комсомольского проспекта. Расчетное время в очереди на середину дня 10 июля составляло девять часов.

Сколько человек уже посетило мощи

Мощи Николая Чудотворца привезли месяц назад в храм Христа Спасителя, очередь с тех пор точно не становилась меньше. Уже можно подводить какие-то итоги: мощам за месяц успело поклониться более 500 000 человек, география паломников самая разная, в очереди приходится часто стоять от 10 часов и более.

Когда было принято решение привезти частичку мощей почитаемого на Руси Николая Чудотворца в Москву, то организаторы не могли предположить, насколько огромным будет интерес людей. С каждым днем с момента, когда мощи оказались в храме Христа Спасителя, количество паломником только увеличивается. Очередь к мощам воспринимается людьми как испытание, которое надо пройти перед тем как соприкоснуться со святыней. В очереди царит дружелюбная атмосфера, люди знакомятся, вместе молятся.

Такую большую очередь нужно контролировать и для этого привлекают волонтеров. Ежедневно они дежурят по несколько смен в составе до двухсот человек. В первую неделю нахождения мощей в Москве было задействовано 4000 волонтеров, а сейчас уже спустя месяц можно смело говорить о цифре в 10 000 волонтеров.

Информация с официального сайта, сколько человек посещает мощи каждый день и общее число паломников.

Почитание мощей в православной традиции

Привезены мощи Николая Чудотворца в Москву в 2017 году были в конце мая, очередь на поклонение сформировалась сразу и, можно посмотреть статистику с официального сайта, она каждый день точно не становится меньше. Многих верующих интересует вопрос, как рядом соседствует христианская традиция поклонения мощам и то, что человека после смерти нужно обязательно похоронить. Служители церкви подчеркивают, что люди испокон веков поклонялись уже первым христианским мученикам: приходили на их могилы и вскоре такая традиция стала не отделимой от православной церкви.

Поклонение мощам является частью веры и это сложно объяснить человеку, как многое другое, что присутствует в христианстве испокон веком. Какие-то вещи объяснить вовсе не нужно: их следует обязательно прочувствовать. Если удастся отстоять очередь и прикоснуться к святыне, то человек сам на телесном и духовном уровне сможет найти ответы на вопросы.

Чтобы посмотреть, откуда очередь к мощам Николая Чудотворца и сколько стоять, можно каждый день утром и в обеденное время заходить на официальный сайт http:// nikola2017. moseparh.ru , где информация актуальная и постоянно обновляется в режиме онлайн.

Об этом Патриарх Кирилл и Папа римский Франциск договорились во время исторической встречи в Гаване.

С 22 мая по 12 июля они будут доступны для поклонения в храме Христа Спасителя в Москве, а после их перевезут в Санкт-Петербург, предположительно в Александро-Невскую лавру.

Событие уникальное, почти тысячу лет мощи лежали в храме под многотонной мраморной плитой в итальянском городе Бари. В Москву святыню привезли в специальном ковчеге 21 мая, накануне для памяти Николая Чудотворца. Уже на следующий день верующие могли приложиться к святыне, что и сделали 18 тысяч 600 человек.

В первые дни поток паломников был настолько большим, что пресс-секретарю Патриарха священнику Александру Волкову пришлось собрать журналистов и разъяснить правила паломничества: не стремиться на поклонение в первые дни и не создавать ажиотаж, не искать легкого пути к святыне.

«Если мы и в Москве не можем отстоять трех-четырех-пятичасовую очередь, тогда зачем нам это все нужно? Смысл в том, чтобы человек совершил некоторое, хотя бы краткое паломничество к святыне, потратил хотя бы какое-то время, свои физические силы и применил бы какое-то усилие для того, чтобы поклониться святому угоднику Божьему. В противном случае в этом поклонении не будет никакого смысла. Как в магазине: пришел, взял что-то за какие-то деньги и пошел обратно. Это не магазин, а церковь», — сказал священник.

Кажется, что организаторы предусмотрели всё. Следуя инструкции, смотрю сводку о состоянии очереди на сайте. На 12.00 конец очереди следовало искать в районе метро «Фрунзенская».

Ориентировки, конечно, условные, количество стремящихся поклониться предугадать нельзя. В 16.00 конец очереди было проще искать у станции «Парк культуры». У турникетов на выходе стоят две девушки в салатовых накидках — это волонтеры. У них можно расспросить дорогу.

«Прямо и направо, там увидите», — советуют они. На выходе из метро снова встречают «салатовые» девушки. Они рассказывают более подробно: «Прямо, там светофор и бульдозер, перейдете дорогу и увидите». Светофор и бульдозер нашлись, а вот конец очереди — нет.

Священник: Пробую быть волонтером, указывающим верный путь. Пока идем, спрашиваю паломниц, зачем им эти поиски. Они отшучиваются. Но одна из них, Марина из Москвы, говорит, что у нее мечта простая — выйти замуж, пишет c. Ее мечта созвучна большинству россиян, для которых семья одна из главных причин счастья, а еще дети и здоровье (ВЦИОМ).

За безопасностью паломников следят более двух тысяч блюстителей порядка. Вежливая охрана в камуфляже подсказывает, как найти вход. Постовой регулирует движение, отдавая приоритет пешеходам. Волонтеры помогают на протяжении всей очереди. Дежурит «скорая помощь». Для тех, кто не успел прихватить с собой бутерброд, организовано платное питание на полевых кухнях.

— Некоторые паломники дежурят ночью, для них приготовлены специальные автобусы, но смысла в ночевке нет, в среднем очередь движется от двух до четырех часов, — рассказали «РГ» в пресс-центре штаба. — Внутри храма дежурят волонтеры, которые тоже могут оказать необходимую помощь. Приложиться к святыне следует один раз, не задерживаясь.

Доступ к мощам открыт до 12 июля ежедневно с 8.00 до 21.00. При большом потоке паломников организаторы советуют встать в очередь до 17.00, чтобы успеть попасть в храм до закрытия.

О чем просить святого?

Николай Чудотворец считается защитником путешественников, нуждающихся, несправедливо осужденных, вдов и сирот. Чаще всего к святому обращаются с просьбой исцелить от тяжелой болезни, помочь в безвыходной ситуации, избавить от нужды, выйти замуж, сохранить мир в семье.

Льготным проходом могут воспользоваться только люди с ограниченными возможностями, которые могут передвигаться на колясках или костылях. Инвалида на коляске может сопровождать только один человек. С собой возьмите паспорт, справку об инвалидности и ИПРА (индивидуальная программа реабилитации или абилитации). Проход для инвалидов находится на пересечении улицы Остоженка и Соймоновского проезда (на углу возле ресторана «Ваниль»).

При желании вы можете встать в очередь уже в 05.30-06.00, вход в очередь в это время осуществляется в районе Крымского моста (проход от ст. м. «Парк культуры»).

Дорога к святыне

Паломникам надо проехать до станции метро «Парк Культуры» (кольцевой) и пройти пешком до Пречистенской набережной (район Крымского моста), где можно встать в очередь и пройти к Храму Христа Спасителя.

При увеличении числа паломников очередь продлевается до пересечения Фрунзенской набережной с 1-й Фрунзенской улицей (проход от ст. м. «Фрунзенская», выйдя из метро, надо повернуть направо и перейти по подземному переходу на другую сторону Комсомольского проспекта, далее пройти по 1-й Фрунзенской улице до набережной).

В случае, если очередь будет еще более вырастать, вход в нее будет сдвигаться в сторону Лужников; в таком случае надо будет ехать до станции метро «Воробьёвы горы».

Информация для верующих, приезжающих в Москву из других епархий.

Советы паломникам:

Учитывая летнее время и возможность длительного пребывания в очереди, рекомендуется:
— взять с собой запас воды в пластиковой бутылке (в пластмассовых бутылках по 0,5 л);
— одеваться по погоде (с учётом прогнозов метеослужб);
— находиться в головном уборе;
— при наличии медицинских показаний — взять с собой лекарственные препараты, которые вы регулярно принимаете.

Руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков в интервью RT рассказал, как проходит поклонение мощам Николая Чудотворца в храме Христа Спасителя. В субботу, 10 июня, очередь к христианской святыне протянулась более чем на 8 км, в среднем людям приходится проводить в ней по 13—14 часов. За две с половиной недели у мощей святого уже побывало более полумиллиона человек.

— Отец Александр, расскажите о первых итогах пребывания святыни в Москве.

— Первые итоги самые позитивные, поскольку когда мы начинали готовиться к этому событию, то не очень представляли себе, сколько будет людей. С одной стороны, сейчас лето и многие могли разъехаться, но, с другой, оповещение о привозе мощей не было организовано заранее, поэтому было ощущение: вдруг люди не придут? Но мы с радостью опровергаем свои опасения, потому что люди идут, и мы видим, что количество паломников увеличивается практически с каждым днём. <...>

Уже более 500 тыс. человек посетили мощи, которые ещё более месяца будут находиться в Москве. Люди из самых отдалённых епархий приезжают в столицу, составлены графики прибытия групп из России, Белоруссии, с Украины, и иногда нам даже приходится ограничивать количество паломников, которые приезжают издалека. <...>

Есть огромный запрос со стороны людей поклониться этой святыне — и это очень радостно и важно. Это доброе событие, и мы видим, как много верующих людей в нашем народе, насколько важно для многих людей как поклониться святыне, так и отстоять эту очередь.

Обычно очередь воспринимается как некоторая необходимая, но всё же неприятная составляющая результата. Здесь же люди с радостью находятся в очереди, и мы видим, что они радостно молятся вместе. Практически не возникает конфликтов.

— Какие основные сложности, с которыми приходится сталкиваться? Наверняка есть трудности с пожилыми и маломобильными паломниками, а также с гражданами с детьми?

— Мы уже не в первый раз работаем с властями Москвы по организации удобств паломников, и очень благодарны, что они постоянно помогают. <...> У нас создан общий штаб, который постоянно решает все возникающие вопросы. На плечи этих людей ложатся вопросы по организации очереди. <...>

Недавно мы поняли, что если мы для всех людей, для которых в другой ситуации можно и стоило бы сделать исключение, его сделаем, то из этих людей с исключениями была бы очередь не меньше, чем та, что стоит сейчас. К сожалению, мы вынуждены сознательно довольно жёстко ограничивать людей с теми или иными особенностями, которые просят подойти к мощам вне очереди.

Мы понимаем, что возникают точечные обиды и недовольства, и просто смиряемся с этим, потому что не можем по-другому решить вопросы для такого количества людей. Вместе с тем для инвалидов первой группы и людей с грудными детьми возможен доступ практически без очереди с другой стороны. Точечно вопросы с такими людьми нам удаётся решать.

— Сколько всего задействовано волонтёров и насколько это добровольный порыв?

— На протяжении последних трёх-четырёх лет в Москве создано православное добровольческое движение. Оно возникло и сверху, и снизу. Это была просьба патриарха, и её очень горячо поддержали снизу, так что теперь только в Москве несколько тысяч добровольцев, которые трудятся в самых разных направлениях, — молодых и среднего возраста людей, которые готовы тратить своё время и силы.

И они, конечно же, были привлечены как некая база для помощи в очереди. Но их недостаточно, и постоянно проходит набор добровольцев: уже несколько тысяч человек в режиме ротации находятся в очереди — люди самых разных профессий, званий, чинов. Это очень важное дело, потому что это сознательное, добровольное движение, объединяющее людей вокруг доброго дела.

Они самостоятельно, без каких-либо вызовов, списков и указаний собираются, просто для того чтобы быть здесь и помогать другим людям. Это очень важный опыт для всего нашего общества.

В день проходит две-три смены по 200 человек, значит, в неделю проходит около четырёх тысяч волонтёров. И они меняются, так что более 10 тыс. волонтёров прошло за это время.

  • Верующие в очереди к храму Христа Спасителя, где сейчас находится ковчег с частицей мощей святителя Николая Чудотворца

— Вы сказали, что паломники приезжают в том числе из Белоруссии и с Украины. Б ыли ли какие-то сложности в свете непростой ситуации с Украиной?

— Мы не слышали о каких-то сложностях, и паломники из Украинской православной церкви приезжают из тех областей, откуда достаточно просто приехать на территорию России. Проблем пока не возникало, но мы понимаем, что для многих православных людей на Украине было бы огромным событием, если бы власти Украины не создавали бы препятствий для их нахождения в России. К сожалению, пока так, но мы будем рады всем нашим прихожанам с Украины.

— Один из самых частых вопросов, которые задают наши читатели: как сама традиция поклонения мощам соотносится с другой традицией, согласно которой человек должен быть похоронен? Многие открыто называют кощунством то, что происходит отделение кусочков тела усопшего и поклонение им. Как на это отвечает РПЦ?

— Почитание мощей, останков мучеников и других святых имеет традицию на протяжении всей истории церкви. Уже первые христианские мученики находили поклонение: когда их хоронили, потом на их могилы приходили молиться первые христиане. Затем на протяжении всей истории церкви почитание мощей святых всегда было естественной и неотъемлемой частью церковной традиции. В этом нет ничего нового.

Это та часть нашей православной веры, которую довольно сложно объяснить человеку внешнему, как и многое другое, что есть в христианстве. То, что, может быть, и нуждалось бы в каком-то объяснении на пальцах, но не получается: мы какие-то вещи не можем объяснить, потому что их можно только почувствовать. Те сотни тысяч людей, стоящих в очереди к святыне, чувствуют и знают больше, чем задающие недоуменные вопросы. <...>

Есть такое выражение: к пустому колодцу за водой не ходят. То же самое и здесь — не ходят люди, когда понимают, что не получат ожидаемого, не получат помощи. В целом, поклонение мощам святых не является каким-то идолопоклонством или чем-то, нарушающим традиции захоронения людей. Это просто разные вещи. Что касается мощей святых, то мы уже говорим об останках тех людей, которые в духовном смысле слова перестали быть людьми — они стали святыми, и по нашей вере Бог действует в материальном мире таким образом, что сохраняет нетленными их останки.

Это то, что мы называем чудом, то, что мы не можем объяснить, но к чему можем прикоснуться и через это прикосновение ощутить некую незримую духовную связь с Небом.

— Но как объяснить сам момент разделения останков святых на множество частиц?

— Эта тема связана с духовным восприятием. Когда мы говорим о мощах святых, то имеем в виду останки тех людей, которых люди особенно почитают. И при их особом желании поклониться этим святым останкам они хотят как бы приблизить их к себе, то есть немного приблизить к себе кусочек Царствия Небесного. Поэтому естественное желание людей иметь рядом частичку святого: его одежды, тела, вещей — нормально и понятно даже нерелигиозному человеку.

Мы часто храним какие-то вещи наших усопших родных, чтобы ощущать связь с ними. Эта связь действительно сохраняется в вещах, потому что мы верим, что в нашем материальном мире необъяснимым образом присутствует некая энергия, связанная с другим миром. И через вещи эта связь осуществляется. Думаю, что святые, наоборот, радуются тому, что они своими мощами могут находиться рядом со множеством верующих.

  • Агентство городских новостей «Москва»

— После прибытия мощей в Москву многие СМИ разместили информацию, в каких ещё московских (и не только) храмах есть частицы мощей святителя Николая, как бы намекая, что нет смысла стоять в очереди. Как вы объясните то, что люди всё же стоят, и почему нужно поклониться именно этой святыне, а не какой-то другой частице, которая хранится в другом храме?

— Никто не скрывал и не скрывает, что во многих храмах, в том числе московских, есть частицы мощей святителя Николая Чудотворца, как и многих других святых. Этот факт не отменяет того огромного события, которое произошло. Это вещи разного уровня. Можно сказать, что с духовной точки зрения прибытие именно этой аутентичной части мощей из Бари — само по себе огромное событие, которое имеет особое значение. Через эту частицу мощей мы чувствуем прямую связь со святым, который там находится своими мощами, и впервые за 900 лет от них отделена часть.

Так устроено, что, выражаясь светским языком, та или иная икона или святыня имеет более сильное действие, чем другая. <...> В каждом доме есть иконы Божьей Матери, но лишь отдельные иконы являются чудотворными. Мы всем иконам воздаём почитание, но какие-то из них являются особыми. То же самое и здесь.

— И напоследок: какой совет вы можете дать паломникам, которые ещё хотят поклониться мощам?

— При довольно большом опыте организации паломничеств, кроме каких-то самых очевидных условий, связанных с погодой, всё остальное очень сложно прогнозировать. Почему-то в какой-то день приходит очень много народа, а в такой же день через неделю — на 10 тыс. меньше. Чем это объясняется, сложно сказать. <...>

Очевидно, что в выходные и при хорошей погоде людей приходит больше, впрочем, в дождь количество паломников катастрофически не уменьшается. Такое проявление готовности стоять до конца — это наша русская черта. Есть общие рекомендации практического порядка: брать с собой головной убор, воду, удобную обувь и набраться терпения. Я бы не стал предлагать какие-то конкретные действия. Главное — успеть приложиться к мощам святителя Николая Чудотворца.

— Кстати, говоря о дожде: страшный ураган повлиял как-то на очередь, разбежались люди?

— Мы опасались за людей, но, слава Богу, ничего не произошло, никаких дополнительных мер не потребовалось. Люди попали под дождь, но всё прошло благополучно. Все живы-здоровы. Достоять до конца — в крови нашего человека.

Часть мощей святителя Николая Чудотворца в воскресенье спецрейсом будут доставлены из итальянского города Бари в московский храм Христа Спасителя, сообщает ТАСС . Впервые за почти тысячелетнюю историю православные россияне смогут поклониться одному из самых почитаемых святых, не покидая страну.

Покровитель путешественников и любимый волшебник

Святитель Николай, называемый в народе Николаем Чудотворцем и Николаем Угодником, почитается в православной, католической, лютеранской и англиканской церквях. Он родился в III веке в приморском городе Патары в Ликии, на окраине Византийской империи. Николая воспитали богатые и знатные родители. В юношестве он вместе с семьей переехал в портовый город Миры, где и прожил всю жизнь. Николай совершал чудеса еще при жизни: спасал тонущих моряков, исцелял больных, помогал бедным, был сердечен и милосерден к окружающим его людям. За это его и стали называть Чудотворцем.

Один из самых почитаемых святых стал покровителем моряков, путешественников и детей. Неслучайно святой послужил прообразом современного Санта-Клауса. По легенде, один богатый, но обанкротившийся человек, отчаявшись, чуть не продал трех своих дочерей в публичный дом. Узнав об этом, святитель тайно подбросил в окно его дома три мешочка с золотом и тем самым спас семью от разорения. Один из этих мешочков случайно угодил в чулок одной из девушек, лежащий на полу. Именно после этого в Европе зародилась традиция вешать у изголовья чулки в ожидании, что святой Николай положит в них подарки. В начале XVII века голландцы, почитавшие святителя Николая, основали в Америке колонию Новый Амстердам - современный Нью-Йорк. В их произношении Синтерклаас и стал называться Санта-Клаусом.

К концу XIX века легенда и традиция одаривания детей в день именин святого Николая пришла из Европы в Россию. На Руси Николин день был выходным и отмечался особенно торжественно. Люди всей семьей шли в храм на литургию, после нее собирались на обеде за праздничным столом, а потом устраивали массовые гулянья на зимних улицах.

Мощи святителя и встреча предстоятелей двух церквей

В 1087 году мощи святого были перенесены из Мир Ликийских (нынешняя Турция) в Бари, где по указу папы римского Урбана II был построен величественный собор. С тех пор сюда прибывают тысячи паломников из разных уголков России. Даже табличка с указанием на базилику Святого Николая написана на двух языках - итальянском и русском. Для православных специально открывают доступ к мощам, а около 20 лет назад разрешили даже проводить православную службу непосредственно в крипте (подземной части) католической базилики.

Учитывая, сколь велика любовь россиян к Николаю Чудотворцу, а также трудность и дороговизну паломнической поездки в Италию, на исторической встрече в Гаване в 2016 году, Предстоятель Русской Православной церкви патриарх Московский и всея Руси Кирилл и глава Католической церкви папа Римский Франциск приняли судьбоносное решение.

Впервые за 930 лет пребывания мощей на итальянской земле, часть их будет отделена и доставлена в Россию, чтобы к святыне смогли прикоснуться все желающие.

Как отмечают специалисты, процедура отделения части мощей стала очень сложной задачей. «Крипта находится ниже уровня моря и сами мощи расположены под тремя каменными блоками, которые были уложены еще в то время.

Между собой они сообщаются небольшими отверстиями диаметром 6 см», - рассказал ТАСС директор Института судебной медицины профессор Университета Бари Франческо Интрона, занимавшийся извлечением реликвии.

Именно через это отверстие с использованием медицинского оборудования и было извлечено левое девятое ребро святителя Николая. Многие отметили символичность выбора ребра, находящегося со стороны сердца, которое, по словам современников, горело любовью к людям.

Подготовка к пребыванию мощей в России

Мощи прибудут в Москву накануне дня памяти святителя Николая. Учитывая всю уникальность данного события, был проведен целый комплекс мероприятий для транспортировки святыни. Специально для этого события ювелирами подмосковного поселка Софрино был сделан ковчег из драгоценных металлов весом около 40 кг. Именно в нем частица мощей Николая Чудотворца прибудет сегодня специальным рейсом в российскую столицу.

Сопровождать ценный груз будет специальная делегация, в состав которой вошли митрополит Волоколамский Иларион, а также губернатор области Апулия и мэр города Бари, которые примут участие в праздновании Дня славянской письменности и культуры.

Из аэропорта кортеж с реликвией отправится в Храм Христа Спасителя, где их встретят верующие во главе с предстоятелем РПЦ патриархом Кириллом, который возглавит праздничное вечернее богослужение в этот день.

О том, что мощи святителя Николая прибыли в столицу, узнает без преувеличения весь город. Как только автомобили кортежа въедут в Москву, колокола всех храмов возвестят москвичей об этом радостном событии.

Информация для паломников

Доступ верующих к мощам будет осуществляться по следующему графику: 22 мая с 14:00 до 21:00, с 23 мая по 12 июля ежедневно с 8:00 до 21:00. Очередь будет формироваться от Крымского моста, ближайшие станции метро «Парк Культуры» Кольцевой и Сокольнической линий. Однако организаторы предупредили, что в случае большого количества паломников, очередь продлят до метро «Фрунзенская» или «Воробьевы горы». Информация о фактической длине очереди будет доступна на официальном сайте принесения мощей nikola2017.ru и в соответствующих группах в социальных сетях.

Для удобства паломников на всем протяжении очереди будут организованы так называемые «шлюзы». Там будут организованы точки питания, разместятся машины скорой помощи и автобусы, в которых можно будет отдохнуть. На всем протяжении очереди будут дежурить сотрудники полиции и волонтеры, которые будут распределять потоки людей, раздавать воду и оказывать всю необходимую помощь.

Организаторы подчеркивают, что доступ к мощам будет осуществляться только в порядке общей очереди, без специальных пропусков и возможности подъезда на автотранспорте. Единственное исключение будет сделано для паломников с нарушениями опорно-двигательного аппарата и грудничковыми детьми.

Поскольку в очереди, возможно, придется провести несколько часов, советуем одеваться по погоде, взять с собой воду, влажные салфетки и продукты, которые не испортятся за это время (фрукты, орехи, шоколад и т. д.). Одежда не должна быть вызывающей: шорты, майки, высокие каблуки лучше оставить дома. Напоминаем, что женщины в храме должны обязательно покрывать голову, поэтому не забудьте платки.

Как отметил руководитель пресс-службы патриарха Московского и Всея Руси, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Москве Александр Волков, главное - это настрой, с которым совершается поклонение Николаю Чудотворцу.

«Главное, что должно быть внутри человека - это его смирение и готовность сделать некое усилие. Без духовного подвига невозможен результат. Да, человек отстоит в очереди, зайдет в храм, приложится к мощам. Но если он будет в раздраженном и немирном состоянии, никакой пользы это не принесет. Поэтому нужно набраться терпения и сил, как физических, так и духовных, и тогда это паломничество принесет пользу душе, останется в памяти и сердце каждого, кто придет к мощам святителя Николая», - советует священник.

Все о религии и вере - "молитва к мощам николая чудотворца в москве" с подробным описанием и фотографиями.

22 мая 2017 года в столицу России была привезена часть мощей святителя Николая Чудотворца. Священники назвали несколько важных условий поклонения святыне.

Появление мощей святителя Николая вызвало ажиотаж среди православных христиан: очередь к мощам не иссякает ни днем, ни ночью. К сожалению, известны несколько случаев резкого ухудшения самочувствия паломников, не подготовленных к долгому ожиданию надлежащим образом.

Представители церкви подготовили повторный свод правил для паломников, желающих поклониться святыне: они касаются как заботы о физическом самочувствии, так и молитвенного послушания.

Каждый паломник должен позаботиться о комфортном и безопасном ожидании в очереди к мощам. Каждому желающему прикоснуться к святыне приходится ждать своей очереди не менее 8-9 часов. В такой ситуации вполне возможно ухудшение физического самочувствия, упадок сил и обострение хронических заболеваний.

Чтобы сократить риск, организаторы советуют паломникам взять с собой:

  • не менее 2 литров питьевой воды;
  • раскладной стул;
  • зонт;
  • теплую верхнюю одежду на случай внезапного похолодания;
  • необходимые лекарства.

Этот простой набор позволит ожидающим своей очереди людям не переутомиться и сохранить здоровье.

Священнослужители призывают православных уважительно относиться друг к другу. К сожалению, усталость, долгое ожидание и эмоциональная нагрузка дают о себе знать. За время ожидания многие паломники успевают не только познакомиться между собой и завести дружбу, но и «вылить» негативные эмоции на своих братьев и сестер во Христе.

Такое поведение никак не поможет паломникам приобщиться к благодати, заключенной в частице мощей Николая Чудотворца. Священники советуют людям не забывать, ради чего они пришли к храму Христа Спасителя, и отстраняться от мирских забот с помощью молитвы.

Мощи святого Николая будут находиться в Москве до 12 июля, после чего будут перевезены в Санкт-Петербург до 28 июля. Мы желаем вам мира в душе и присутствия благодати Божьей в каждом вашем слове. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

Журнал о звездах и астрологии

каждый день свежие статьи об астрологии и эзотерике

Паломничество к мощам святой Матроны Московской в 2016 году

Мощи святой Матроны Московской считаются одними из самых чудодейственных. Именно поэтому паломничество к ним набирает все большую.

25 храмов в Москве, где есть мощи святого Николая Чудотворца

21 мая 2017 года в Москву были доставлены мощи святителя Николая. Это событие привело к многокилометровой очереди желающих.

В Москву привезли мощи Николая Чудотворца

21 мая мощи святителя Николая Чудотворца доставили в Россию. Это событие имеет необычайную важность для каждого верующего. .

Икона «Избранные святые»

Икона «Избранные святые» почитается в православном мире особо. Ее невероятная сила способна помочь каждому прихожанину. Икона «Избранные.

Паломничество в Дивеево к мощам Серафима Саровского

Дивеево расположенное в Нижегородской области - одно из самых важных мест в России для православных верующих. Многие едут сюда.

Что взять с собой на поклонение мощам свт. Николая Чудотворца

Паломничество к мощам святителя Николая связано с немалым напряжением сил при нахождении в очереди. Для того чтобы постараться получить пользу для своей души, важно правильно подготовиться к нему, понять, как все будет происходить.

скрыть способы оплаты

скрыть способы оплаты

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

  • В воскресенье - православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.

Куда поехать, чтобы приложиться к мощам Николая Чудотворца

Несмотря на то, что Святитель Николай умер 17 веков назад, вопрос, где находятся сейчас мощи Чудотворца, волнует православных верующих. Исследователи продолжают писать книги об этом удивительном Угоднике Божьем.

Но в житии, чудесах, которые приписывают великому Мирликийскому епископу, немало разночтений.

Это не удивительно, ведь многих храмов и монастырей, где хранились святыни и иконы, сегодня нет.

Рождение будущего Чудотворца около 270 г. Семья, в которой он родился, была состоятельной, проживала в Ликии, в городе Патары. Православные родители верили в учение Спасителя Христа. Свое предназначение видели в оказании помощи тем, кто нуждается.

Николай много времени проводил в храме у дяди, настоятеля Николая Патарского. Когда подрос, был в нем чтецом, затем священником.

Когда умерли родители, отдал состояние нищим, и решил продолжать церковное служение. Вскоре стал епископом Мир Ликийских (сегодня Демре, Анталия в Турции).

Новый епископ пришелся по душе прихожанам, благодаря отзывчивости, справедливости. Но с язычеством боролся, был непримиримым по отношению к еретикам.

Сохранилось множество легенд, а всех чудес, которые совершил Святой и не перечтешь. Например:
  1. В городе Мире начался страшный голод. Святитель начал горячо молиться, город был спасен.
  2. Святитель всегда помогал тем, кто в море. Было спасено множество моряков, судна которых терпели крушение.
  3. Если в тюрьмах оказывались люди, не заслуживающие наказания, то он помогал им молитвами. Каким-то образом они оказывались на свободе.

Никто не может назвать точную дату смерти. Известно только, что был он глубоким стариком. Дата смерти между 345 и 351 годами. Посмотрев фильм «Чудотворец» Аркадия Мамонтова, рассказывающий об архиепископе Мир Ликийских, можно узнать много полезного и интересного.

Его почитали во многих местах земного шара, хотели заполучить частичку останков в свои храмы.

После смерти Святителя похоронили в городе Миры. На Ликию в 11 веке нападали сельджуки. Ликийцы решили уйти в горы и забрать с собой останки св. Николая. Когда об этом узнали итальянцы из Бари, почитавшие Святителя, они решились на кражу останков.

Это случилось в 87 году 11 века. Итальянцы под покровом ночи напали на храм. Святотатствовать грабители не стали, монахов не убили, а только связали. Таким образом, большая часть останков была похищена. Реликвию доставили в Бари и устроили большой праздник 9 мая (по новому стилю).

Местонахождение останков в наше время

Каждый год в один и тот же день, в Базилику заходят священнослужители, чтобы собрать миро. Его источают останки. Миро разбавляют святой водой. Паломники из разных уголков земного шара увозят его с собой. Освященное маслице помогает в исцелении людей.

В городе Мира, после похищения итальянцами, оставалась еще часть мощей. Но им не суждено было остаться на родине. Вскоре ее похитили и увезли в Венецию. Теперь святыня находятся в двух гробницах. То, что они подлинны, доказано антропологом Луиджи Мартино.

Сегодня останки Святителя покоятся в двух разных церквях с одноименным названием:

  • в Бари основная часть;
  • на острове Лидо в Венеции.

Паломники каждый год стараются попасть в эти церкви, чтобы помолиться святому.

Как молиться

Православные люди молятся перед иконой Святого Угодника или у его мощей. Верующие вот уже несколько тысячелетий приезжают с разных концов земли. С какой бы просьбой не обращались христиане, они всегда получают помощь.

Чаще всего взывают к праведнику, чтобы:

  1. Помог детям, людям, находящимся далеко от дома и попавшим в беду.
  2. Пришел в дом достаток.
  3. Дочери вышли удачно замуж.
  4. Св. Угодник считается покровителем детей, ему молятся о мудрости в воспитании и помощи в учебе.
  5. Невинно осужденные оказались на свободе.
  6. Покровительствует морякам и путешественникам.

Людям, которые обращаются с молитвой, нужно иметь помыслы чистые и добрые. Тогда Чудотворец помогает пережить трудные ситуации, случившиеся в жизни.

Святым маслом следует рисовать крест на больных местах и совершать молитву. Как правило, ее нужно произносить, отбросив ненужные мысли, стоя перед иконой дома или в Храме.

Следует встать как можно раньше и в тишине воздать хвалу Божьему Угоднику. А молитвенные слова на ночь успокаивают, спится легко и спокойно. Если есть желание, то молиться можно столько, сколько душе угодно.

Молитва тогда помогает, когда верующий с чистой душой посещает церковь, горячо молится, живет христианской жизнью. Многие прихожане знают наизусть семь видов молитв, посвященных Святителю.

Но не нужно ограничиваться только молитвами. Намного больше чудес свершается после чтения акафиста. В нем особые слова, которые помогают справиться с любыми трудностями.

Многие женщины смогли родить долгожданных детей, обратившись с молитвой к Святому. Есть люди, которым чтение акафиста и горячие молитвы к Чудотворцу помогли преодолеть тяжелые недуги и страшные болезни.

Как доехать к мощам

Мощи Святого Угодника Божьего находятся по адресу: Италия, город Бари, Базилика Святого Николая. Её построили в 11 веке. Люди со всего мира находят любую возможность, чтобы прикоснуться к святыне. Бывают здесь и верующие из России.

Что касается паломничества, то оно стало активным в 19 - начале 20 века, когда в Бари построили православную Церковь Святителя Николая. До Старого города Бари - три километра. Новая церковь имеет широкое подворье, способное поместить большое число верующих людей со всего света.

Можно присоединиться к паломнической группе, приехав в Бари организованно. Если же принято решение добираться до Бари самостоятельно, то транспортное сообщение здесь хорошо развито:
  1. Прямого авиасообщения с Италией нет, поэтому сначала придется прилететь в какой-нибудь итальянский город или в Германию, а уже потом в Бари. Европейцам проще, поскольку существуют сезонные рейсы.
  2. Другой способ – железнодорожный транспорт.
  3. Можно также добираться из городов Италии на автобусе.
  4. Из Хорватии, Черногории, Албании, острова Корфу ходят паромы.

Несмотря на то, что Николай Чудотворец жил и творил чудеса много веков назад, люди продолжают в него верить. Вера приносит положительные плоды. Многие на себе прочувствовали чудеса, которые им подарил святой Угодник.

Как мироточат мощи Святого Николая Чудотворца, смотрите в следующем видео:

Что нужно сделать перед тем, как поклониться мощам Николая Чудотворца - протоиерей Чаплин

Но перед тем как увидеть святыню, верующие должны совершить несколько действий, заявил корреспонденту Nation News протоиерей, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Всеволод Чаплин .

Для начала необходимо отметить, что Николай Чудотворец один из самых почитаемых в мире, и особенно в России святых. На Руси, после принятия христианства он как и зимний дед Санта-Клаус тоже был в очень большом почете. Согласно житию святитель Николай родился в III веке и жил в семье ревностных христиан греческой колонии Патара, что в малоазийской римской провинции Ликия. С девства мальчик был весьма набожен и рано посвятил себя и свою жизнь христианству. Он считается покровителем путешественников и мореплавателей, поскольку умел молитвой усмирять стихию.

Кроме того, святой совершал огромное количество добрых дел, при этом он не кичился своими подвигами - например, святитель Николай, будучи человеком далеко не бедным (досталось большое наследство - прим. ред.),охотно раздавал деньги нуждающимся. Как-то раз, он тайно облагодетельствовал трех бесприданниц.

«Это, прежде всего человек, который оставил истинную веру от заблуждений и именно поэтому он называется правилом веры. Очень важно сегодня помнить, что мощи одно время предоставили католики и не нужно считать, что этот жест отменяет убеждение православных людей в том, что их и только их вера является истинной. А если воссоединится мировое христианство, то оно может воссоединиться только на основе православной веры», - поясняет протоиерей Чаплин.

В РПЦ Николай Чудотворец считается «всех предстателем и заступником, скорбных утешителем, столпом благочестия, верных поборником». Великий святой умер в середине IV века в глубокой старости, оставшись в народном сознании символом глубокой веры. Однако уже в 1087 году его мощи перевезли в итальянский город Бари, где они находятся и поныне.

Сегодня выстроилась огромная очередь к храму Христа Спасителя в Москве, куда накануне из Италии доставили мощи святого. Колона людей растянулась от храма Христа Спасителя до Крымского моста.

«В этот раз очередь будет безо всяких льготных проходов, так устроено не только для того, чтобы показать равенство людей перед лицом святыни, но и для того, чтобы люди могли понести определенный подвиг - все-таки стояние очереди, пусть даже в течение часа-двух, это какое-то усилие. Тем более оно помогает духовному воспитанию человека. Ну и вот такое усилие, как и паломничество, точно так же как и длительная молитва перед святыней - это нечто что воспитывает человека. Дело в том, что человек, состоящий из души и тела, должен прославлять бога, как телом, так и душой. А может быть стоит подходить к мощам не в первые, и не в последние дни их пребывания в столице. Может быть, где-то в начале и середине июля народу будет поменьше», - сообщает священнослужитель.

Он же напоминает, что перед посещением мощей, человеку верующему, впрочем, как и любому россиянину, необходимо молиться.

«Возьмем человека, который ранее не посещал святыню, но в этот раз решил попробовать приобщиться. Перед тем как пойти в храм, человеку необходимо молится. Прежде всего, молится, пусть даже своими словами, если человек не знает молитву. А можно приобрести в любом храме акафист святителю Николаю и попробовать его почитать в этой очереди. Может быть, какие-то слова покажутся непонятными, но можно спросить у рядом стоящих, что эти слова означают», - объясняет Чаплин.

По его же мнению, люди должны приходить к святыне не для того, чтобы просто посмотреть на мощи, они должны поклоняться Николаю Чудотворцу, «чтобы он помог не только в житейских делах, но и помог достичь вечного божие царства».

«Мы слишком много молимся о наших житейских нуждах - о здоровье, об успехах, об устройстве каких-то наших дел, но прежде всего надо молиться о том, чтобы святитель помог нам войти в вечное божие царство. Это в жизни главное. А так конечно молиться можно обо всем, но при этом, не забывая, что главное, а что второстепенное», - заключает протоиерей.

Напомним, частицу мощей Николая Чудотворца привезли в Москву специальным рейсом из папской базилики итальянского Бари. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл торжественно встретил святыню в храме Христа Спасителя. С 22 мая по 12 июля мощи будут доступны для поклонения в храме Христа Спасителя. С 13 по 28 июля они будут представлены в Санкт-Петербурге.

Тетюхин объяснил, почему присоединился к движению Putin Team

Ученые назвали грибы создателями кислорода в атмосфере Земли

Актеры из "Иронии судьбы" не видят трагедии в отказе "Первого канала" от показа фильма

Дуров обвинил россиян в сбоях работы сервиса Telegraph

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ЭЛ № ФС 77 – 68370 от 30.12.2016, выдано Роскомнадзором

Можайское благочиние

Святитель Николай в Москве: идти к мощам обязательно?

Зачем идти к святыне? Если Бог - Дух, зачем прикладываться, разве нельзя помолиться издалека, что же, Бог не услышит? Как «передается» благодать? И можно ли нести фото близких?

Священник Максим Крижевский, старший преподаватель кафедры Культурологии ПСТГУ

Встреча со святым

В храмах Москвы есть множество великих святынь. Но если привозят, вот как сейчас, мощи святителя Николая, одного из самых известных и любимых в России святых, частицы мощей которого есть во множестве московских храмов, все бегут. Зачем?

Ну, смотрите: вот приезжает к вам очень дорогой для вас человек. Можно, наверное, помахать ему издалека. А можно подойти и пожать ему руку.

Святыня - это не просто останки, вещи, чудотворные иконы или какие-то предметы, которыми святые пользовались при жизни.

Все, что связано со святыней - это событие , связанное с жизнью святого в Царстве Божием, и может быть, с моей жизнью на земле.

И в этом свете вопрос, зачем идти к одной святыне, частицы которой есть в других храмах, получает новый смысл.

Я сам в какой-то мере поддался этому соблазну и начал рассуждать так же «технологично»: есть в одном месте, зачем же бежать в другое?

Когда в 2011 году к нам в Москву привозили Пояс Пресвятой Богородицы, я тоже сначала так подумал: ну что, я служу, причащаюсь, к частице Ризы Богородицы в Соборе Христа Спасителя прикладываюсь регулярно. И когда меня от Патриархии послали на послушание беседовать со стоящими в очереди в храм Христа Спасителя, и я прикоснулся к Поясу, я понял: это же Богородица приехала! Сама Пресвятая Богородица пришла в нам! Как же не пойти, не встретиться с Ней?

То, что Ее Пояс привезли в Россию, причем впервые, - ведь это сюжет из Ее жизни, совершенно новый сюжет, событие, которое происходит здесь и сейчас! Да, Она присутствует в Москве и в других святынях, но впервые Ее Пояс был вывезен с Ватопеда, горы Афон, Ее удела. Это Она о нас так сегодня позаботилась, так выразила свою любовь!

Думаю, так и с мощами святителя Николая.

Ведь для христианина время - категория нелинейная. Когда мы празднуем Благовещение, мы же не просто вспоминаем, как более 2000 лет назад архангел Гавриил принес Деве Марии и всему миру Благую весть. Мы празднуем это как Благую весть, которую мир получает вновь и вновь!

Как и другие праздники, как и Воскресение Господа мы не просто вспоминаем за каждой литургией, а приобщаемся Его воскресению.

Вот, например, икон Богородицы очень много, но каждый ее образ - это событие в Ее исторической жизни, Ее участие в жизни какого-либо человека.

И человек чувствует это, хотя и не всегда может объяснить, почему ему так хочется прийти, вроде нет конкретных просьб. Но есть радость встречи.

Я потом очень благодарил Бога за то, что меня туда направили в эти дни. Я смотрел на людей и думал, что сам бы поленился прийти, сидел бы и умничал, а когда все увидел, то понял, что происходит, какой я бесчувственный.

Многих искренне верующих отпугивает сама мысль о том, что придется «пробиваться» к святыне, в толпе, в ажиотаже, а помолиться хочется в тишине и «без свидетелей».

А на литургии мы тоже молится «без свидетелей»? Слово «литургия» в переводе с греческого означает «общее дело». И на ней, между прочим, выстраивается очередь к причастию, иногда длинная.

Конечно, когда на литургии тебя теснят со всех сторон, это не способствует молитве. Понятно и желание уставших от многолюдия москвичей побыть с Богом в тишине. Но поэтому в этом вопросе нет никаких руководств и инструкций: когда, кому и у какой святыни надо побывать.

Если у церковного человека есть сомнения, он может спросить у духовника, если нет - он поступает так, как подсказывает сердце.

Вот побывал человек в Иерусалиме, приложился ко многим святыням, а тут в Москву тоже привезли святыню, - надо идти «обновлять благодать»?

Разве мы не регулярно молимся, исповедуемся, причащаемся? Когда мы после причастия грешим и теряем благодать, мы с сожалением о своих грехах приносим покаяние и укрепляемся Святыми Христовыми Тайнами.

Во всем этом есть повторяемость. Вся жизнь в Церкви строится по определенному кругу: суточному, годичному. Повторяются службы, праздники.

Наша человеческая природа энтропийна, человеку свойственно забывать, остывать.

Мы сейчас помним, переживаем, а в какой-то момент нам для укрепления и поддержки опять необходимо вернуться в то же символическое окружение, чтобы снова понять, как общаться с Богом.

Мы нуждаемся в восстановлении и обновлении своих сил, очищении своей памяти. Не случайно святые отцы называют исповедь вторым крещением, когда восстанавливается мир человека с Богом, с Церковью.

А если у человека нет личных отношений с тем святым, мощи которого привезли, нет никакого особого чувства близости? Но этот святой велик, все идут. Может человек сохранить дистанцию или это будет как-то неблагочестиво?

Это будет искренне. Бог видит наше сердце и лучше понимает, что у нас на душе, чем мы сами. Не всегда можно понять, надо или не надо идти к святыне.

Общение с Богом происходит на глубоко личном уровне, а каждый человек уникален. И что именно происходит в тайне общения души с Богом, никому не ведомо.

Какой этап отношений сейчас у человека с Богом - кто точно на это ответит? Никакие схемы здесь не подходят, они могут быть только ориентирами.

Один мой знакомый считал приезд Пояса не то что пиаром, но все же некой акцией. Но к Поясу пошел, сохраняя при этом скепсис.

А когда приложился, с ним произошло невероятное: он ощутил такой мир в душе и любовь к нему Пресвятой Богородицы, что словами почти ничего не мог выразить, кроме восклицаний: «Как хорошо!».

Вот то, чего мы, православные, порой боимся, помня о хранении чувств, трезвении и пр. А тут не сработала защита, пробило этого скептика, потом он так радовался, как ребенок. Человек этот много лет уже в Церкви.

Но и хорошо, что мы всего не знаем, потому что в противном случае возникал бы соблазн свести все к схеме, превратить в технологию. Господь хранит тайну, потому что он уважает нашу свободу.

«Развели православные язычество»

Паломники в очереди в храм Христа Спасителя к дарам волхвов. Фото с сайта rtvi.com

Нередко можно услышать обвинения верующих, стремящихся непременно приложиться к святыне, освятить на ней какие-то предметы, в язычестве, магизме. Действительно, зачем прикладываться? Бог по-другому не услышит?

Бог и по-другому услышит. Один священник, дежуривший в храме Христа Спасителя во время пребывания Пояса Богородицы, мне рассказывал, что исцеления были в самой очереди, то есть у тех, кто еще не прикоснулся к Поясу, а только собирался. И таких исцелений было больше, чем непосредственно у святыни.

Но никакого язычества в самом желании прикоснуться к святыне нет.

Разве можно упрекнуть в язычестве кровоточивую жену, прикоснувшуюся к одежде Господа, тут же получившую исцеление, да еще и похвалу от Него? («Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя». Мф 9: 20-22).

Святыня и оставлена нам Богом для того, чтобы мы могли и телесно, а не только умозрительно, мистически, духовно, участвовать в богообщении.

Бог сотворил мир из материи, освятив ее духом, наш Спаситель был богочеловеком, Сама Церковь - это Тело Христово, - на этом основании и стоит наше отношение к святыне.

В основе природы святыни - действия тех божественных нетварных энергий, о которых свт. Григорий Палама говорил, что они не есть Сущность, но из Нее исходят.

Эти энергии присутствуют в каждой точке исторического существования Бога и его святых. Собственно, эти точки мы и называем святынями.

Для верующего человека они остаются источниками благодати.

Святой Иоанн Дамаскин писал, что «святые и при жизни исполнены были Св. Духа, когда же скончались, благодать Святаго Духа присутствует и с душами, и с телами их в гробницах, и с фигурами, и со святыми иконами их, - не по существу, но по благодати и действию».

Почему святыни не всем «помогают»?

Христос похвалил кровоточивую жену за ее крепкую веру, по которой она получила исцеление. Но многие приходят с очень крепкой верой и даже с последней надеждой, но не все получают помощь. Почему?

Потому что вера нужна не только дерзновенная, но и смиренная. Не только в то, что Господь силен нас исцелить, помочь, но и в то, что Ему лучше ведомо, что человеку нужно: поболеть или исцелиться, что-то получить или подождать.

Это смиренная вера помогает принять Его волю, не настаивать на своем. Ведь Бог помогает исцелиться, если это помогает нашему спасению, то есть важно не только в земной жизни, но и в жизни вечной.

«Да будет воля Твоя», - таков истинный мотив любого христианского прошения, в этом и проявляется согласие двух воль, Божественной и человеческой, - синергия, как говорят богословы.

Спаситель Сам нам подает такой пример согласия с Божественной волей и послушание ей, и послушания не по долгу, тем более корысти, а по любви.

Только в христианстве отношения между творением и Творцом - это отношения любви. Конечно, бескорыстные отношения с Богом, когда уже нет страха, по слову ап. Иоанна, а есть только любовь, - это наша цель, по сути, это святость. Но мы к этому призваны, и Бог дает нам эту возможность, снисходя к нашей немощи, младенчеству, предлагая идти путем сначала наемника, а потом сына.

Именно доверие Богу, признание Его воли большей, нежели своя, открывает для человека подлинные отношения с Богом, отношения со-бытия, причастия Его божественной жизни.

И именно в этом - принципиальная разница с язычеством.

Христианские философы эту разницу видят к двух модусах отношения человека к Богу и миру: иметь или быть?

Христианин, приступая к святыне, хочет не иметь, а быть, то есть он хочет не просто что-то получить от Бога, а он хочет быть «вместе с Богом», приобщения Богу. Для него именно это - самое важное.

Язычник, приступая к святыни, хочет иметь. В «иметь» есть некая интровертная направленность.

Для язычника идол - средство, использовав которое согласно определенной инструкции (ритуалу), можно получить то, что просишь. Это отношения чистой выгоды, корысти. Сам идол при этом человеку просящему может быть вовсе неинтересен, он для него - источник того, что можно взять.

Приступая к святыне или к тому, что он считает святыней, язычник предполагает, что он должен знать особый код, пароль. Таким образом он уже изначально предполагает свою способность управлять ею. Языческая молитва может заканчиваться каким-то юридическим определением, типа: дай мне то-то, а я тебе за это то-то. И это в лучшем случае.

Есть ритуалы, когда надо какое-то количество раз протанцевать вокруг костра, и все получится. А вот если не получится, то тут можно с «богом» и расквитаться.

Например, у якутов в некоторых древних традициях шаманизма есть такая форма, как наказание «богов», если они не помогают.

Я сделал все, что положено! Честно исполнил все предписания, но если «бог» не помог, я его высеку, я даже его выкину и нового вырежу (из дерева, кости), раз старый испортился.

Конечно, в этих практиках еще не было понятия о монотеистическом Откровении, поэтому для них вопрос, откуда у нового идола возьмется божественная сила, не стоял. Работал принцип: есть пароль, я его набрал и вошел, а если не вошел, надо что-то делать.

Этот принцип работает в языческой религии и сегодня, несмотря на то, что некоторые его культы стремятся к монотеистическому сознанию. Но всегда в язычестве нарушается равновесие синергии.

Как мировоззрение, отношение к миру, пусть и неотрефлектированное, язычество очень распространено. Не секрет, что многие люди, идущие сегодня ко христианским святыням, идут с чисто языческими мотивами. Может быть, неосознанно.

И тогда, если они не получают просимого, возникает разочарование, обида: как же так, был, стоял, приложился, а то, что просил - не получил. Значит, зря ходил? Не сработало?

А почему не получил, на благо ли это ему - во всем этом человек разбираться не хочет, потому что это предполагает труд, честное заглядывание в себя, и можно встретить то, что тебе не понравится, а это внесет беспокойство в жизнь. Но именно такой взгляд на себя и мог бы стать первым шагом к истине.

Но, на самом деле, просящий человек всегда что-то получает от Господа, да, не всегда то, что сам просит, но то, что ему нужней в данный момент. И очень важно прислушаться, чтобы не пропустить - что же хочет дать тебе вот сейчас Господь?

А между двумя полюсами: иметь и быть, в общем, все мы находимся, кто-то к какому-то полюсу ближе, кто-то дальше. Наверное, в абсолютной точке полюса «иметь» находится Денница.

Нужны ли святому фотографии наших близких?

Было замечено, что православные прикладывают к святыням фотографии близких, которые не могут прийти. Это неправильно? Почему? Добрая воля есть: человек верит, очень хотел прийти, и близкий думает: пусть он тоже прикоснется к святыне. Он поступает так из любви, мотив хороший.

Все зависит от того, каким смыслом человек наполняет это действие, как он сам себе объясняет эту связь: почему он решил принести именно фотографию? И от этой связи очень многое зависит. Как люди церковные, мы должны понимать, что просто молитвы достаточно, я подошел, от всего сердца помолился, зачем же еще прикладывание фотографии?

- Получается, если я сам прикладываюсь, это нормально, а фото близкого - уже магизм? Непонятно.

Если, прикладывая фотографию, я святому так намекаю, чтобы он «запомнил» в лицо моего ближнего, которого надо исцелить, подстраховываю святого, на всякий случай, от ошибок, тогда я выстраиваю, пусть неосознанно, связь магическую, манипулирую святыней.

Сам термин святой - святость - означает отделенный от обычного, профанного. И если мы к святыне прикладываем какой-то предмет, то он тоже должен быть уже не профанным.

Он должен значить что-то в наших отношениях с Богом, иметь богослужебное символическое значение. Можно прикладывать крестики, иконки, четки, можно даже платок, который вы надеваете в храм, для молитвы. А, прикладывая предмет, не имеющий отношения к нашей духовной жизни, мы пытаемся привнести в область священного несвященные смыслы. Вот есть традиция, что крещальную рубаху потом не надевают.

Есть и такая традиция, что предметы, вещи из храма нельзя использовать в простом быту, обиходе. Например, если ковер лежал в алтаре, его нельзя стелить ни в трапезной части храма, ни в притворе. То есть существует определенная иерархия предметов в наших отношениях с Богом. Обратного хода нет - это неблагочестиво.

- Если человек идет к святыне, не понимая четко даже своих мотивов, принесет ли это ему пользу?

Мы очень мало знаем о том, как и с чем человек идет к святыне. В очереди к Поясу я видел детей, которые уже в детскую очередь не проходили, но все равно были еще маленькими для многочасового стояния, их привела мама, поставила и они стояли по 10 часов, не понимая, в чем они участвуют, и не имея к тому личного отношения. Может, это малодушие, но мне до сих пор больно их вспоминать. Не знаю, надо ли бы было их вести? Я не мог себе ответить на этот вопрос.

Конечно, ребенок может получить милость от Бога по вере матери, даже если она не церковная, но она пришла, привела ребенка, значит, она на что-то надеялась, это уже усилие и направление воли. Не знаю.

Но в очереди были и такие, которые пришли даже не по языческим соображениям, а по принципу: все идут и я должен, ведь чем больше толпа, тем большим психологическим магнетизмом она обладает. А если человек не понимает смысла происходящего, ему легче подпасть под эффект массового психоза. И вот пришел такой человек, и что? А мы не знаем. Господь видит сердце человека. Может быть он, отстояв в очереди, вдруг испытал к окружавшим его людям какие-то чувства сострадания, и Пресвятая Богородица коснулась и его сердца. Это тайна.

Есть мнение, что если бы не было предварительных объявлений о том, что, например, Спиридон Тримифунтский помогает в решении финансовых проблем, а Пояс Богородицы - исцелиться от бесплодия, а святитель Николай - вообще «во всем», паломников было бы гораздо меньше.

Пожалуй, большинство людей, приходящих к святыням, которые в последнее время привозят в Москву, - это люди нецерковные. И им очень не хватает разъяснений: что такое святыня, зачем к ней идти? Думаю, Церкви такую работу нужно начинать еще до того, как святыню привезут. И не в церковных СМИ, где все это есть, а по центральным каналам ТВ провести несколько передач с разъяснением в понятных для людей формулировках, может быть, с прямой связью в вопросах- ответах.

Это поможет предупредить и нелепые ситуации, которые случаются, и несчастные случаи. И многие подходили бы к святыне уже с совершенно другим отношением. Конечно, всегда нужно взвешивать свои силы. Если человек не имеет возможности по состоянию здоровья или другим причинам, например, выстоять длинную очередь, в этом нет ничего предосудительного. Во время обострения болезни есть другие возможности молиться Богу, чем стоять по 20 часов на холоде, жаре или ветре.

Сегодня стало очень много копий святынь, например, копий отпечатка стопы Богородицы, Гроба Господня. Такое тиражирование сакрального не грозит благочестию?

От того, что крестов много, наше отношение ведь к Кресту не меняется. Копирование - это один из способов выражения смысла, инструмент человеческой памяти. Повторение для религиозных культур - наиболее распространенная форма такой передачи смысла. Есть «эксклюзивные» повторения - отпечаток стопы Пресвятой Богородицы в Почаеве, на горе Вознесения, другие святыни, связанные с непосредственным физическим контактом святого. Но любая икона - уже копия. Принцип копирования получил осмысление на Седьмом Вселенском соборе (787).

Хотя нельзя не согласиться, что проблема тиражирования святынь есть. Мы видим, как на каждом углу висят календари с иконами вместе с календарями с котятами.

Но главная опасность девальвации святыни - в неблагоговейном к ней отношении. Если вам не удается сохранить здоровое духовное напряжение, внимание и любовь к святыням, лучше не надо прикладываться к ним, не покупать их изображение.

Надо соизмерять свои действия и свои возможности. Ведь почитание икон - это тоже духовный труд. Иконы нужны для того, чтобы им молиться. Они дают возможность ощутить себя в присутствии Бога, Богородицы, святых. И если вы не чувствуете способности молиться тем иконам, которые вы дома развесили, благочестивее будет даже оставить только те, которым вы молитесь, читаете тропарь, а остальные поставить одна за другой, чем вообще их игнорировать.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...