Владыка иоанн белгородский и старооскольский. Митрополит иоанн - губкинская епархия

1. Ваше Высокопреосвященство, Благословите! Каковы Ваши впечатления от образования Белгородской митрополии? Как Вам в новом сане? Заранее благодарю за ответ.

Данила Колесников

Сегодня мы можем говорить о торжестве исторической справедливости — восстановлении Белгородской митрополии. В 1667 году Большой Московский Собор принял постановление об учреждении Белгородской митрополии. В настольной грамоте первому Белгородскому митрополиту Феодосию говорится: «Почтеся Белгород престолом митрополии, во утверждение и расширение благочестия и на просвещение светом благоразумия и учение людей, Богоспасенного ради множества стада Христова овец упасения». Позднее, Белгородская митрополия была реорганизована в связи с тем, что губернским городом стал Курск. 7 июня 2012 года произошло историческое событие - возрождение Белгородской митрополии, которая в своем составе имеет 3 епархии: Белгородско-Старооскольскую, Валуйско-Алексеевскую и Губкинско-Грайворонскую. Конечно же, быть митрополитом - это прежде всего большая ответственность перед Богом и Священноначалием нашей Церкви, потому что сегодняшние взаимоотношения Церкви, общества и государства требуют максимальной прозрачности в действиях, правильного распределения сил по благословлённым Священноначалием направлениям развития —духовного служения, миссионерского служения, социального служения, катехизаторского, образовательного. Возрождение Белгородской митрополии будет способствовать тому, что новые епископы будут уделять больше внимания приходскому служению, создадут условия для реализации решений Архиерейских Соборов, с тем, чтобы Церковь помогала бы преображать нашу жизнь изнутри.

2. Ваше высокопреосвященство, дорогой владыка! Скажите, когда ожидать канонизации старца архимандрита Серафима (Тяпочкина)? Спасибо.

Владислав, Московская обл

Надо сказать, что уже на протяжении 15 лет епархиальная комиссия по канонизации святых совместно с общецерковной работают над этим сложным вопросом. Сложность заключается в том, что согласно требованиям, предъявляемым к канонизации, все документы, касающиеся периода заключения приснопамятного архимандрита Серафима (Тяпочкина), протоколы допросов необходимо полностью восстановить и представить в комиссию. Процентов восемьдесят документов мы уже нашли, остаются еще некоторые документы, которые либо утеряны, либо пока еще не обнаружены. Этот процесс продолжается, и мы надеемся, что, когда мы исполним все необходимые требования, которые предъявляются данной комиссией, чаемая нами канонизация будет совершена.

3. Ваше высокопреосвященство, могут ли быть крещены дети, если их родители не участвуют в таинствах и не выражают желания посещать богослужение по воскресным дням? Много таких примеров перед глазами.

Андрей, г. Волгоград

Конечно, детей нужно крестить. Часто бывает, что родители, равнодушные и не участвующие в Церковной жизни, в момент возникновения какой-либо трудности, связанной либо со здоровьем ребенка, либо с другими жизненными проблемами приходят к вере, а испытания подвигают их к тому, чтобы стать активными прихожанами нашей Церкви. Если же ребёнок не крещен, то за него нельзя помолиться. Родители должны предоставить Господу Богу возможность оберегать их детей. Когда совершается таинство Крещения - ребенок становится христианином и тогда по молитвам Церкви происходит благодатное воздействие на ребенка. Важно также, чтобы восприемники - крестный отец и крестная мать- были людьми верующими. Как правило, воцерковленные восприемники играют колоссальную роль в духовном становлении детей. По молитвам верующих восприемников и будут воспитываться такие дети. Даже если родители крещены, но невоцерковлены, восприемники могут наполнить жизнь детей христианским содержанием.

4. Здравствуйте, скажите, пожалуйста: мне которую ночь снится Архангел-Михаил, к чему это? не помню о чем мы с ним разговариваем, только помню что он снился…

Христина, г. Астрахань

В традиции Церкви нет разгадывания снов. Но, как мы знаем из Священного Писания, многие наставлялись во сне и в Ветхом Завете, и в Новом Завете: святому праведному Иосифу именно во сне были откровения и он слушал Голос Божий, и действовал, как Господь повелевал ему. В данном же случае, нужно поисповедоваться и рассказать духовнику о смущающем Вас сне. После исповеди нужно причаститься и затем посмотреть, будут ли эти сны возвращаться.

5. Ваше Высокопреосвященство, возможно ли получить благословение на регистрацию гражданского брака между крёстным и матерью крестника. Женщина находилась в разводе, когда взяла в крестные отцы для своего сына близкого знакомого. Вскоре они решили зарегистрировать свои отношения, но случайно узнали, что совершили тяжкий грех по незнанию и своему невежеству. Что теперь делать в такой непростой ситуации? Возможно ли получить благословение на регистрацию брака или эти люди должны оставить друг друга. Помогите, что делать?

Елена, г. Краснодар

Русская Православная Церковь иногда не принимала в полном объёме греческую практику, ограничивающую браки из-за духовного родства вплоть до пятой степени, как, например, в сепаратных указах 1873 и 1875 годов. Но даже в этих указах РПЦ ограничила браки в духовном родстве между воспринимающим и вдовствующей матерью воспринятого.

Наша Кормчая книга признаёт эти нормы как безусловные и неустранимые препятствия к браку. Основной смысл слова «икономия» в контексте канонического права обозначает обязанность церковных руководителей решать церковные вопросы согласно с этим Божиим планом, домостроительством о спасении мира, точнее — в духе Божиего человеколюбия, Божией премудрости и Божией воли о спасении человека. Можем ли мы в данном деле применить икономию, как «снисхождение к немощам человеческим, в виду необходимости, для устранения больших опасностей, во имя высшего морального или церковного блага»? Советую Вам обратиться к правящему архиерею той епархии, где Вы проживаете с изложением более полных обстоятельств вашей ситуации. Важно отметить, что здесь речь идет не об «исключении из правил», а о цели самих правил, — созидании Божиего дома - Церкви.

6. Благословите, владыка Иоанн. Я являюсь студентом московской духовной семинарии. Проживаю в Москве. Последние полгода я работал в одной православной организации, занимающейся изготовлением церковной утвари, расположенной в Москве. Руководитель этой организации - епископ Русской Православной Церкви, но из отдаленной епархии. В характере руководителя были частые увольнения сотрудников по различным обстоятельствам. В один день, по причине напряженной обстановки в организации, главный бухгалтер попросила уволить ее по собственному желанию, на что руководитель ответил согласием, но с неодобрением. После этого он подошел ко мне, как к помощнику вышеуказанного бухгалтера, и спросил: - "Как она поступила?". Я ответил, что ничего греховного в ее действиях не вижу. Руководитель вступил со мной в полемику и убеждал, что мне нужно согласиться с тем, что эта женщина предатель, а если я не соглашаюсь с этим, то я сам являюсь предателем и иду против архиерея. Позже я сказал, что я не могу согласиться с его мнением, так как меня укоряет совесть сказать про эту женщину плохое. В этот же день я был уволен с работы. Также руководитель сказал, что накладывает вето на мое священство и никакой другой архиерей его не сможет снять. Вето было наложено по его словам потому, что я противлюсь и не хочу раскаяться, упрям в своем мнении. Покаяться перед ним я не могу, так как пойду вразрез с моей совестью. Мой вопрос: Я принадлежу другой епархии, потому, как мне по-христиански должно отнестись к данному запрету архиерея? Спасибо.

С уважением, Дмитрий, г. Москва

Это канонический вопрос. Опуская за рамки все обстоятельства, я должен сказать, что так как Дмитрий принадлежит другой епархии, то такие серьезные прещения, как запрет на рукоположение или священнослужение может выносить только правящий архиерей той епархии, из которой он поступал или же священноначалие того духовного заведения, в котором он учится. Все остальные вопросы, связанные с его работой в коммерческой структуре, даже если она организована архиереем, регулируются Трудовым кодексом.

7. Здравствуйте Владыка Иоанн. Мне 28 лет, у меня есть семья, жена и сын, которому скоро будет 3 года. Мы в браке уже 5 год, венчались, и на тот момент были на одной ступени духовной жизни, если честно сказать была вообще та ступень. В момент рождения сына, у меня были сложная ситуация в отношениях со знакомыми мне людьми, и как следствие на работе, в большинстве по моей вине. Я искренне просил Господа и Царицу Небесную о помощи, и все мои переживания прошли как сон, но в моей душе все перевернулось. Я начал постепенно соблюдать посты, молится, читать, чаще бывать в храме, исповедаться и причащаться, искренне стараться вести благочестивый образ жизни. Не все получается, но самое главное, что на этом пути я стою один, я не на кого не давлю, не настаиваю. Жена, родитель, большинство родственников, друзья, я их всех люблю и ценю, но никто меня не поддерживает, многие молчат, что ворчит, и так далее. Я хотел спросить у Вас, Владыка Иоанн, как вести себя в семье, что делать. У меня нет духовника, хотя я и общаюсь с многими священниками, но не нашел ответ. Я стараюсь молится утром, когда все спят, и вечером, когда все уснули, посты я в большинстве соблюдаю, на это никто негативно не обращает внимания, прошу Господа о единстве семьи в духе, но может все таки я делаю что-то не так. Переписываясь с одним священником, по интернету, (он живет в другом городе, но я читал много его публикаций, как в Украине, так и в России) он написал мне, что надо вернуться назад и быть рядом с женой и идти вместе. Я прочитал подтверждение его слов не только у него. Но как понять их буквально, дома вообще не постится, или соблюдать его так, как представляет его жена, минимум ходить в церковь, или дельт это в тайне, без обмана. Но у нас маленький сын, и я искренно хочу, чтобы он вырос, усвоил и жил верой, любовью и надежной на Бога.

Андрей, г. Полтава

Универсальный совет в этом случае дать непросто. Я бы предложил, чтобы Ваша жена пришла на беседу к священнику, с которым Вам, Андрей, нужно предварительно обсудить сложившуюся в семье ситуацию. Вы венчаны, а это означает, что взяли на себя определенные обязательства и перед Господом, и перед людьми. Пытаться самому наставить жену, я думаю, будет непросто, потому что нет пророков в Отечестве своем. Это может только усугубить отдаленность. И самое главное, нужно выработать такую модель поведения, которая с одной стороны, будет способствовать лучшему взаимопониманию в семье, а с другой стороны, не нанесет урона Вашим духовным чувствам.

8. Ваше Высокопреосвященство! Расскажите, как проходят заседания Священного Синода? По какому принципу избирают в епископы?

Даниил Асатов

Существуют требования к поставлению в епископы. И эти требования описаны в канонических правилах и в Уставе Русской Православной Церкви. Епископ должен быть не моложе 30 лет, иметь добрые свидетельства от внешних, имеется ввиду, что репутация должна быть не порочащей его. Богословское образование также является необходимым фактором, потому что ему придется разбирать богословские ситуации и учитывать канонические тонкости при своем служении. Кандидат во епископы должен иметь характеристики от других архиереев, которые могли бы засвидетельствовать его благочестие, веру, здоровый образ жизни и способности к организации Церковной жизни.

9. Ваше Высокопреосвященство, готовясь ко Святому Причастию, можно ли при приёме пищи употреблять растительное масло, а также сладости (мёд, варенье, джем, козинаки, халву, мармелад и др.)? Обязательно ли ежедневно утром и вечером полностью вычитывать правила вечерние и утренние? И есть ли какое-то минимальное правило (рекомендация) по прочтению утром и вечером молитв?

Петр, г. Москва

Все, что Вами перечислено, является продуктами растительного происхождения, поэтому их можно употреблять в пищу, готовясь ко Святому Причастию. Правило желательно вычитывать полностью. Бывают ситуации, когда человек хочет причаститься, но находится в дороге. В этом случае предусмотрено краткое правило преподобного Серафима Саровского. Подготовка к Причастию, несомненно, должна сопровождаться постом, сугубой молитвой, духовной работой над собой и, самое главное, перед причастием необходимо приготовиться к исповеди. Это духовная работа заключается во внутренней сосредоточенности, внимательном отношении к своим поступкам. Чтобы не забыть, люди обычно записывают то, что они хотели бы рассказать на исповеди. А вот как обнаружить грех - здесь важно сравнивать свои поступки с 10 заповедями Божьими. Когда человек осознанно вчитывается в Заповеди и осмысливает их, то ему ярче вырисовываются те грехи, которые он так или иначе в своей жизни допускает.

10. Ваше Высокопреосвященство, будьте добры вразумите как в наше современное время определиться с духовным отцом, с тем человеком с которым рука об руку сможешь идти ко спасению. Как понять, что это именно он, чтобы не получилось, что будешь бегать от одного духовника к другому? С момента воцерковления прошло примерно три года, все чаще ловлю себя на мысли, что хочу стать служителем церкви, но есть много но (супруга хоть и крещена, не живет христианской жизнью, дети уже взрослые и тоже очень редко ходят со мной в храм, а силой вести не правильно, вот и получается: живу в одних искушениях и без помощи и поддержки и вразумления духовника). Помолитесь о мне грешном, чтобы вразумил Господь и направил на путь истинный, либо спасаться как служителю Церкви, либо как мирянину. Спаси, Господи!

Сергий, г. Екатеринбург

Воцерковление всегда сопровождается искушениями и, к сожалению, рассчитывать на понимание своих ближних порой не приходится. Не случайно, Христос, обращаясь к своим последователям, назвал их Своей семьей. Это не значит, что нужно разрушать свою семью, но стремление стать активным прихожанином нужно в себе постоянно разогревать. Совершать это нужно под руководством духовника. Выбрать духовника рационально очень сложно, важно слушать, что подсказывает сердце. Как правило, это происходит совершенно неожиданным образом, когда на исповеди или просто при встрече со священником человек вдруг понимает, что это и есть его духовник. Будем молиться, чтобы раб Божий Сергий быстрее нашел такого духовника.

11. Здравствуйте. Я заранее приношу извинения, так как не очень хорошо знаю таинства и обряды, но меня смущает один факт. При Крещении человеку дается ИМЯ, то ИМЯ, с которым родители ребенка представляют его, Нашему Отцу, Господу Богу, Его нового Раба и Дитя. Однако человек вступающий в какой либо сан, становясь посредником между, чего таить, Нами грешными и Господом Нашим, меняет ИМЯ данное ЕМУ при Крещении. При этом ссылаясь на Иисуса давшего Авраму Имя Авраам!!! Даже если с этим согласиться, возникает еще ряд вопросов.

Антон, г. Пенза

В древности дать кому-либо имя означало установить свою власть. В Ветхом Завете мы читаем, что в процессе пленения людей, пленившие нарекали новыми именами плененных и, тем самым показывали, что этот человек находится в их власти. Когда человека постригают в монахи, то Церковь дает ему Свое имя. Говорят, что он по своей воле становится воином Христовым и Церковь обозначает наречением нового имени то, что после пострижения в монахи этот человек отрекается от мира, и согласно обетам, живет в послушании Церкви. Наречение нового имени означает установление новой власти. Священнику, который женат, при рукоположении не меняют имя, данное ему при крещении. Это правило действительно только для монашествующих. В данном случае имеет место традиция, которая действует с древних времен: новое имя обозначает новое духовное состояние человека.

12. Ваше высокопреосвященство, я слышал что есть две тенденции в нашей Церкви в вопросе противодействия деструктивным культам: 1) Видеть в них религиозное движение и пытаться, богословски собеседуя, убеждать адептов в их заблуждениях 2) Считать их криминальными структурами и направлять всю работу на информирование общественности в их противоправных действиях (А.Л.Дворкин) Какой точки зрения придерживается Синодальный отдел?

Конрад, г. Верхние Серги

Апостол Петр призывает нас быть терпеливыми по отношению к заблудшим, так как «Борьба наша не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной» (Еф. 6, 12). И с этой точки зрения мы рассматриваем адептов сект, как людей, духовно пораженных недугом. Мы всячески пытаемся помочь им выздороветь, но часто эти духовные недуги сопровождаются противоправными действиями, которые направлены на нарушение не только духовных, но и гражданских законов. И в этом случае вопрос переходит уже в правоохранительную область.

13. Владыка, благословите. 1. Сегодня среди ученых в области журналистики и медиалингвистики идет дискуссия о феномене "православная журналистика". Как это явление можно рассматривать в системе Русской Православной Церкви? 2.Можно ли рассматривать православную журналистику как форму миссионерской ответственности мирян? 3. На какие проблемы в обществе должны быть направлены материалы журналистов, пишущих на православную тематику?

Юрий, г. Белгород

Вы знаете, в самих вопросах уже содержится ответ. Действительно, православная журналистика — это одна из форм миссионерской ответственности мирян. Если внимательно прочитать «Концепцию миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», то в разделе понимания миссии, есть такой пункт, в котором говорится о том, что миссия Церкви способствует тому, что привычный образ жизни преображается изнутри. Православная журналистика отличается тем, что она не просто высвечивает недостатки общества, а говорит о том, как их можно излечить. Акцент делается не на сенсацию, не на сиюминутное привлечение внимания, не на коммерческий интерес, а на выявление социальной болезни и способов ее лечения. В этом смысле по своей направленности православная журналистика имеет свои законы жанра. Такое качество, как миссионерская ответственность мирян, присутствует в православной журналистике. Православная журналистика должна касаться всех проблем общества. Важно не то, какова эта проблема, а то, как на неё посмотреть и как научить людей её оценивать и решать с точки зрения именно православной веры.

14. Здравствуйте Ваше Высокопреосвященство, благословите! У меня такой вопрос: какова на сегодняшний день работа синодального миссионерского отдела, в чём суть работы этого отдела? как она влияет на церковь? Большое спасибо, с уважением и сыновней любовью!

Кирилл, г. Пушкино

По благословению Святейшего Патриарха и Священноначалия Церкви, миссионерский отдел сейчас находится на передовой позиции касательно дальних епархий Русской Православной Церкви. Магаданской, Якутской, Чукотской, Камчатской, Южно-Сахалинской, Тувинской, Киргизской епархиям необходимо активное участие миссионеров. Главной задачей Миссионерского отдела является организация миссионерских станов в этих епархиях, миссионерских школ для мирян (такая задача поставлена практически во всех епархиях нашей Русской Православной Церкви). И еще одна задача: придать обучающему процессу в школах миссионерский характер. Выполняя благословение Святейшего Патриарха, мы разработали стандарт миссионерских практик для студентов наших духовных школ, семинарий, духовных академий, православных институтов и университетов. Сделано это для того, чтобы процесс обучения в семинарии или духовных школах, православных университетах или институтах имел направленность, связанную с развитием миссионерского служения нашей Церкви.

15. Владыка Иоанн, как Вы относитесь к существующей у исповедников практике, когда священнику подается листок с перечислением грехов? С одной стороны - это подспорье, ведь зачастую человек теряется и многие грехи забывает, не озвучивает на исповеди; с другой стороны, на мой взгляд - меньше в этом личного труда и мужества.

Сергей Рязанцев, г. Белгород

Человек, когда составляет этот список, уже трудится духовно. Я уже об этом говорил, что перед исповедью обязательно нужно прочитать Заповеди Божьи и услышать голос совести в своей собственной душе для того, чтобы отреагировать на него. Хуже если человек не написав, забыл и потом мучается от того, что что-либо не досказал на исповеди.

16. Читаете ли вы сообщество Вконтакте «Белгород. Это интересно». Если да, то как вам? если нет, то почему?

Сергей, г. Белгород

Я не просто читаю. У нас существует группа православной молодежи, которая очень внимательно отслеживает все то, что происходит в социальных сетях и реагирует на это. А если возникают какие-то трудности, они обращаются ко мне за советом, так что я тоже в этом активно участвую.

17. Высокопреосвященнейший Владыко! Благословите! Не секрет, что сейчас деятельность Синодального Миссионерского Отдела ограничена канонической территорией Русской Православной Церкви, но при этом заповедь Спасителя о миссионерстве: "Итак, идите, научите все народы" (Мф.28:19) не ограничивается народами располагающимися на этой территории. Будет ли в будущем деятельность отдела, в котором Вы являетесь председателем, распространяться на народы за пределами России и стран СНГ? Спаси Вас Господь!

р.Б. Илия из г.Котельники, МО

Правильно было бы говорить не о канонической территории, а территории пастырской ответственности. В нашей семинарии мы воспитали выходца из Индонезии отца Иоасафа, который открыл 5 приходов Русской Православной Церкви на территории Индонезии. Он является воспитанником нашей семинарии, моим пострижеником (я его постригал в монахи).

Там где есть необходимость в организации приходов, особенно среди наших соотечественников или же просто среди людей, которые хотят услышать православие, мы вместе с ОВЦС и Секретариатом по Зарубежным организациям действуем так, чтобы наша миссионерская деятельность распространялась и за пределами Российской Федерации и стран СНГ.

18. Владыко! Белгород и Белгородская область являются теми территориями России, куда с удовольствием приезжают на постоянное жительство множество жителей других республик бывшего СССР. Естественно, что переселяясь на новое место, люди привносят с собой не только часть привычной им культуры, но и свои религиозные воззрения. К сожалению, на постсоветском пространстве в период 90-х - двухтысячных годов развилось множество объединений (сект) протестантского и иного толка. Как следствие, в Белгороде и области, образовались религиозные объединения не православного толка, с включением значительного числа вновь приезжих. Вопрос 1. Ваше мнение по данному вопросу Вопрос 2. Ваши предложения по действию священнослужителей и мирян для укрепления православия и противодействию сектам не только на Белгородчине, но и на всей канонической территории Русской Православной Церкви.

Александр, г. Алматы, Республика Казахстан

В «Концепции миссионерской деятельности» мы уже обратили внимание на необходимость работы с мигрантами, поскольку миграционные процессы очень сильно влияют на общекультурный фон того или иного региона. На Белгородчине благодаря усилиям духовной и светской власти переселенцы занимаются тем, что изучают « Основы православной культуры», потому что подавляющее большинство жителей Белгородской области, порядка 90 %, исповедуют православие. Что касается сект, а мы сталкиваемся с этим явлением, то мы пытаемся через прихожан, через мирян объяснять адептам основы православия. В этом смысле усиливается значение приходов, самих прихожан, поэтому мы организовываем школы для мирян. Активно действуют молодежные школы, которые занимаются подготовкой миссионеров, способных рассказать о православии доступным языком, не искажая смысла. И в результате, имеем множество случаев присоединения к православию тех, кто ушел в секты, как правило, это люди, приехавшие к нам из других регионов и, жившие в районах, где не было рядом храмов. В данном случае, отсутствие храмов и привело их к сектам. Думаю, для исправления ситуации важно общее действие всех православных христиан и активность мирян.

19. Добрый вечер. у меня вопрос. Может ли существовать брак со старообрядкой. и при каких условиях?.. Как же воспитывать детей и как быть:.она в свой храм пошла, а я в свой, был я в старообрядческом храме, но у нас в 100 крат лучше.

Иван, г. Белгород

Это православие в разных обрядах, поэтому нет канонических препятствий к заключению таких браков. Нужно находить разумный компромисс в вопросе существования древнего обряда и православия в Вашей семье, и вопросе воспитания детей.

20. Здравствуйте, Владыка Иоанн! В интернете можно увидеть фотографии, на которых священнослужители запечатлены в алтаре или в момент совершения чина проскомидии. Я знаю, что алтарь - это место особенно священное, доступное только для священнослужителей, а проскомидия - это таинство. Рассматривая такие фотографии, получается мы (миряне) визуально присутствуем там, где нам нельзя быть? Допустимо ли вообще делать такие фотографии, а тем более размещать их в интернете?

Елена, г. Минск

Я думаю, что допустимо. Мы часто совершаем миссионерские литургии без иконостаса, а также литургии на площадях. В качестве примера можно привести литургию, которую Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершал на Соборной площади в Белгороде, во время празднования 100-летия канонизация святителя Иоасафа епископа Белгородского чудотворца. На литургии присутствовало 40.000 человек и на возвышении, символизирующем алтарь, иконостаса не было. Люди могли видеть то, как совершается проскомидия. Греха в этом нет.

21. Доброго времени суток. Подскажите, пожалуйста, как мне быть? 3 года назад я крестила дочку своей подруги, а сейчас у неё родился сын, и моя уже кума хочет что бы я крестила его. Можно ли 2 раза быть кумой?

Лилия, г. Белгород

Можно. Канонические правила не ограничивают количество по данному вопросу. Важно, чтобы Вам хватило сил на молитву и на помощь Вашим крестникам.

22. Почему Бог допускает смерть младенцев. Дети не виноваты, у них еще нет греха, чтобы отвечать за него. Как утешить родителей в их горе?

Андрей, г. Белгород

Смерть младенцев - это всегда трагедия, которая вызывает множество вопросов и толкований. Бог не сотворил Смерти. Смерть явилась следствием первородного греха, который вошел в этот мир грехопадением Адама и Евы. Этот грех, который получает распространение в грехах родителей, довлеет над жизнью младенца.. Если, например, родители употребляют наркотики, злоупотребляют алкоголем, то их дети несут печать грехов матери и отца, их жизнь подвергается еще большей опасности. Не Бог их умерщвляет младенцев, а грех, который сопровождает жизнь родителей, убивает детей.

23. Глубокоуважаемый владыка Иоанн! Слышала о программе, реализуемой в Белгородской области, «100 сел - 100 храмов». Расскажите, пожалуйста, подробнее.

Екатерина, г. Белгород

Этот проект звучит иначе: каждое сельское поселение должно иметь свой храм. Там где нет храма - строится, там где есть - реставрируется. К юбилею, 100-летию канонизации святителя Иоасафа епископа Белгородского на Белгородчине были отреставрированы практически все храмы, которые были построены до революции. Вместе с тем, сейчас строится более 20 храмов. Они возводятся там, где никогда их не было, но в этих крупных населенных пунктах люди хотят иметь свой храм, куда они могли бы придти со своими духовными нуждами.

24. Простите не знаю, как правильно к Вам обращаться. Владыко! Моя дочь в младенчестве крещена тайно (жена была мусульманка, сейчас уже православная). Чуть позже тёща совершила над ней обряд по мусульманским канонам. Сейчас дочь хочет венчаться. Ей надо креститься заново? Спасибо!

Михаил из г. Балашиха

Вашей дочери не надо креститься заново, достаточно прочитать молитву имянаречения для того, что бы вернуть христианское имя, если оно менялось. Это сделает священник. Затем нужно будет поисповедоваться, причаститься и венчаться.

25. Можно ли православному священнику быть донором(сдавать кровь)?

Даниил из г. Артемовск

Конечно, можно. Священник этим самым спасает жизнь других людей.

Дата рождения: 1 сентября 1960 г. Страна: Россия Биография:

Родился 1 сентября 1960 г. в г. Иркутске в семье служащих. Окончив с отличием среднюю школу № 1 г. Шелехова, в сентябре 1977 г. поступил на исторический факультет Иркутского государственного университета им. А. Жданова.

По окончании университета преподавал в институте и поступил в аспирантуру Новосибирского государственного университета, одновременно пел в хоре Знаменского кафедрального собора г. Иркутска.

В 1984 г. по собственному желанию оставил преподавание, после чего совмещал послушание иподиакона и директора свечного завода Иркутского епархиального управления.

В 1985 г. в связи с переводом архиепископа Ювеналия на Курскую кафедру переехал в г. Курск, где нес послушание келейника архиепископа, а затем личного секретаря.

В сентябре 1985 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а в 1988 г. в .

В декабре 1989 г. по благословению (будущего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси) направлен в , где 30 марта 1990 г. был пострижен в монахи с именем Иоанн в честь митрополита Тобольского и всея Сибири Иоанна, чудотворца.

В июне 1990 г. назначен ректором возрождающегося Курского духовного училища и возведен в сан игумена, а в декабре 1991 г. в связи с преобразованием училища в духовную семинарию назначен ректором Курской духовной семинарии.

В 1993 г. возведен в сан архимандрита.

Решением Священного Синода от 22-23 февраля 1993 г. избран епископом Белгородским, викарием Курской епархии, с сохранением обязанностей ректора Курской духовной семинарии.

Решением Архиерейского Собора 1994 г. назначен председателем рабочей группы по планированию возрождения православной миссии на канонической территории Русской Православной Церкви.

Определением Священного Синода от 18 июля 1995 г. в связи с образованием Белгородской епархии был назначен епископом Белгородским и Старооскольским.

В декабре 1995 г. создал Миссионерский православный благотворительный фонд Русской Православной Церкви, в который в качестве учредителей вошли РАО «Газпром», банк «Кремлевский» и др.

Решением Священного Синода от 26 декабря 1995 г. освобожден от должности ректора Курской духовной семинарии.

Решением Священного Синода от 17 июля 1996 г. назначен ректором новообразованной (с миссионерской направленностью).

Является действительным членом-академиком Петровской академии наук, Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения, а также почетным профессором Белгородского государственного университета.

Образование:

1982 г. — Иркутский государственный университет.

1988 г. — Ленинградская духовная семинария.

1992 г. — Ленинградская духовная академия.

Место работы: Белгородская духовная семинария (с миссионерской направленностью) (Ректор) Место работы: Синодальный миссионерский отдел (Председатель) Место работы: Белгородская митрополия (Глава митрополии) Епархия: Белгородская епархия (Правящий архиерей) Награды:

Церковные:

  • 2008 г. — св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
  • 2010 г. — прп. Серафима Саровского II ст.;
  • 2018 г. ― св. блгв. кн. Даниила Московского III ст.;
  • 2019 г. — прп. Сергия Радонежского III ст.
  • орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • орден свт. Иннокентия Московского.

Проповедует в России.

Родился 1 сентября 1960 г. в г. Иркутске в семье служащих. Окончив с отличием среднюю школу № 1 г. Шелехова, в сентябре 1977 г. поступил на исторический факультет Иркутского государственного университета им. А. Жданова.

По окончании университета преподавал в институте и поступил в аспирантуру Новосибирского государственного университета, однако в 1983 г. по собственному желанию оставил преподавание в институте и был принят в церковный хор Знаменского кафедрального собора г. Иркутска.

В 1984 г. совмещал послушание иподиакона архиепископа Иркутского и Читинского Ювеналия и директора свечного завода Иркутского епархиального управления. В 1985 г. в связи с переводом архиепископа Ювеналия на Курскую кафедру переехал в г. Курск, где нес послушание келейника архиепископа, а затем личного секретаря. В сентябре 1985 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а в 1988 г. в Ленинградскую духовную академию.

В декабре 1989 г. по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (будущего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси) направлен в Курскую епархию, где 30 марта 1990 г. был пострижен в монахи с именем Иоанн в честь митрополита Тобольского и всея Сибири Иоанна, чудотворца. 4 апреля 1990 г. был рукоположен в сан диакона, а 7 апреля - в сан пресвитера. В июне 1990 г. назначен ректором возрождающегося Курского духовного училища и возведен в сан игумена, а в декабре 1991 г. в связи с преобразованием училища в духовную семинарию назначен ректором Курской духовной семинарии. В 1993 г. возведен в сан архимандрита.

Решением Священного Синода от 22-23 февраля 1993 г. избран епископом Белгородским, викарием Курской епархии, с сохранением обязанностей ректора Курской духовной семинарии. 4 апреля 1993 г. хиротонисан во епископа Белгородского. Решением Архиерейского Собора 1994 г. назначен председателем рабочей группы по планированию возрождения православной миссии на канонической территории Русской Православной Церкви. Определением Священного Синода от 18 июля 1995 г. в связи с образованием Белгородской епархии был назначен епископом Белгородским и Старооскольским.

В декабре 1995 г. создал Миссионерский православный благотворительный фонд Русской Православной Церкви, в который в качестве учредителей вошли РАО «Газпром», банк «Кремлевский» и др. Решением Священного Синода от 26 декабря 1995 г. назначен председателем новообразованного Синодального миссионерского отдела. Решением Священного Синода от 26 декабря 1995 г. освобожден от должности ректора Курской духовной семинарии. Решением Священного Синода от 17 июля 1996 г. назначен ректором новообразованной Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью).

18 февраля 1999 г. возведен в сан архиепископа. Является действительным членом-академиком Петровской академии наук, Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения, а также почетным профессором Белгородского государственного университета. С декабря 2004 г. возглавляет комиссию по духовной безопасности при Полномочном представителе Президента РФ по Центральному федеральному округу. С 22 марта 2011 г. - член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 7 июня 2012 г. назначен главой новообразованной Белгородской митрополии и временным управляющим Валуйской епархии. 18 июля 2012 г. возведен в сан митрополита. Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Свято-Троицкого Холковского мужского монастыря пос. Чернянка Белгородской обл.

Награды:

2010 г. - орден прп. Серафима Саровского II ст.;
2008 г. - орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
орден свт. Иннокентия Московского.

2013 г. - государственный орден Украины «За заслуги» III ст.;
2013 г. - почетный профессор Белгородского государственного института искусств и культуры;
государственный орден Дружбы;
медаль «За заслуги перед землей Белгородской» I ст.;
нагрудный знак коллегии главных редакторов региональных газет России «Четвертая власть. За заслуги перед прессой».

Иоанн, митрополит Белгородский и Старооскольский (Попов Сергей Леонидович)

Страна: Россия

Биография:

Родился 1 сентября 1960 г. в г. Иркутске в семье служащих. Окончив с отличием среднюю школу № 1 г. Шелехова, в сентябре 1977 года поступил на исторический факультет Иркутского Государственного университета им. А. Жданова.

По окончании университета преподавал в институте и поступил в аспирантуру Новосибирского государственного университета, однако в 1983 году, по собственному желанию, оставил преподавание в институте и был принят в церковный хор Знаменского кафедрального собора г. Иркутска.

В 1984 году совмещал послушание иподиакона архиепископа Иркутского и Читинского Ювеналия и директора свечного завода Иркутского епархиального управления.

В 1985 году, в связи с переводом архиепископа Ювеналия на Курскую кафедру, переехал в г. Курск, где нес послушание келейника архиепископа, а затем личного секретаря.

В сентябре 1985 года поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а в 1988 году в Ленинградскую духовную академию.

В декабре 1989 г. по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, будущего Святейшего Патриарха, был направлен в Курскую епархию, где 30 марта 1990 г. был пострижен в монахи с именем Иоанн, в честь митрополита Тобольского и всея Сибири Иоанна, чудотворца.

4 апреля 1990 г. был рукоположен в сан диакона, а 7 апреля в день Благовещения Пресвятой Богородицы был рукоположен в сан пресвитера.

В июне 1990 г. назначен ректором возрождающегося Курского духовного училища и возведен в сан игумена, а в декабре 1991 г. в связи с преобразованием училища в духовную семинарию был назначен ректором Курской духовной семинарии.

В 1993 г. возведен в сан архимандрита.

Решением Священного Синода от 22-23.02.1993 г. архимандрит Иоанн (Попов), ректор Курской духовной семинарии, назначен епископом Белгородским, викарием Курской епархии с сохранением обязанностей ректора.

Решением Священного Синода от 4 апреля 1993 г. рукоположен в сан епископа с титулом Белгородский.
По решению Архиерейского Собора 1994 г. назначен председателем Рабочей группы по планированию возрождения православной миссии на канонической территории Русской Православной Церкви.

18 июля 1995 г. определением Священного Синода в связи с образованием Белгородско-Старооскольской епархии был назначен епископом Белгородским и Старооскольским.

В декабре 1995 г. создал Миссионерский Православный благотворительный Фонд Русской Православной Церкви, в который в качестве учредителей вошли РАО «Газпром», банк «Кремлевский» и др.

По решению Священного Синода от 26 декабря 1995 г. назначен председателем новообразованного Миссионерского отдела Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 26 декабря 1995 г. освобожден от должности ректора. Решением Священного Синода от 17 июля 1996 года образована Белгородская православная духовная семинария (с миссионерской направленностью). Преосвященный Иоанн, епископ Белгородский и Старооскольский, назначен ректором образованной семинарии.

Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн является действительным членом-академиком Петровской академии наук, Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения, а также почетным профессором Белгородского государственного университета.

С декабря 2004 года возглавляет комиссию по духовной безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации по Центральному федеральному округу.

Решением Священного Синода от 7 июня 2012 г. (журнал № 49) назначен главой новообразованной Белгородской митрополии и временным управляющим Валуйской епархии.

Образование:

1982 г. - Иркутский государственный университет.

1988 г. - Ленинградская духовная семинария.

1992 г. - Ленинградская духовная академия.

Место работы: (Ректор) Место работы: (Председатель) Епархия: (Правящий архиерей) Епархия:

Валуйская епархия

(Временный управляющий) Место работы:

Белгородская митрополия

(Глава митрополии)

Награды:

Церковные:

  • 2010 г. - орден прп. Серафима Саровского II ст.;
  • 2008 г. - орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
  • орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • орден свт. Иннокентия Московского.

Светские:

  • государственный орден Дружбы;
  • медаль «За заслуги перед землей Белгородской» I ст.;
  • нагрудный знак коллегии главных редакторов региональных газет России «Четвертая власть. За заслуги перед прессой».

Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн отметил, что большинство молодых людей проводит своё время в информационном пространстве, в социальных сетях, при этом необходимо, чтобы они там общались со священнослужителями.

«Почему это так важно сегодня? В дискуссии, касающейся актуальных вопросов о смысле жизни, семьи, вопросов будущего, важно сделать так, чтобы голос священнослужителя всегда присутствовал при этом. Нам важно создать такие площадки, потому что не хватит всех нас для того, чтобы встретиться, скажем, со студенческой аудиторией. Зная то, что множество молодых людей сейчас находятся в этой виртуальной реальности, нам необходимо участвовать в формировании направленности дискуссии по тому или иному вопросу. Я знаю священнослужителей, которые успешно осуществляют эти программы. Мне кажется, благочинным надо стимулировать, когда кто-то из священнослужителей ведёт форум. Надо помогать ему, обозначать проблемы, которые необходимо обсудить на этом форуме, тогда мы многие проблемы, которые встают перед нами сегодня, могли бы решить», – сказал владыка. (ИА « »)

О крещении в сознательном возрасте человека

Владыка уверен, что если крещение происходит в сознательном возрасте человека, то с ним перед таинством необходимо проводить соответствующую беседу.

«Просто крестить сегодня губительно. Потому что люди, не зная веры, в дальнейшем наполняют своё сознание каким-то суррогатом», – сказал митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн (ИА « »)

Про посещение кладбища в день Пасхи

Как считает глава Белгородской митрополии, традиция посещать кладбище в день Пасхи особенно укрепилась во времена Советского Союза, т. к. это был единственный способ отмечать праздник. Изначально же она идёт от первых христиан. Они праздновали Пасху в катакомбах и совершали Божественную литургию на могилах мучеников.

«Думаю, не существует запрета посещения кладбища на Пасху. Существует запрет на совершение заупокойных богослужений. Потому что Христос воскрес. Когда люди собираются на Пасху и приводят в порядок могилки своих предков, в этом нет никакого греха», – сказал владыка. (ИА « »)

Про нравственность и основы православной культуры

«В обществе колоссально много нравственных запросов на чистоту, открытость взаимоотношений, верховенство закона. И сейчас, если бы восстановили преподавание основ православной культуры, то дети могли бы совершенно спокойно воспринять те ценности, о которых мы очень много говорим. Давайте сделаем так, чтобы это были наши жизненные ценности, а не просто рассуждения. Моё мнение, что сегодня как никогда востребована православная культура». (ИА « »)

«Мы с каждым годом из-за нового закона об образовании теряем потенциал налаженной системы преподавания основ православной культуры, а ведь никто порой не понимает, что та мирная обстановка в нашей области в значительной степени обеспечивается теми молодыми людьми, которые прошли через обучение основам православной культуры, которым говорили о мире, о примирении, о необходимости почитания Бога, родителей, традиций. Это колоссальная воспитательная роль. А когда мы говорим о создании солидарного общества, то на какой основе мы можем его создавать, если наши дети не будут знать истинных ценностей, нравственных ценностей?» (ИА « »)

Про любовь и семейные ценности

Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн , что демографическая проблема начинается с ответственного отношения к семье.

«Главное – любовь как дар Божий нуждается в постоянном воспитании. Семья, отношения внутри семьи, отношение к традициям. Самое большое достижение России сейчас - это защита семьи. Нам надо семью возвышать и охранять. Помогать молодым, чтобы у них был образец для подражания. Учиться любить, сострадать как венценосные страстотерпцы». (ИА « »)

Про любовь и фанатизм

В чём отличие истинной любви от фанатизма? Подобно тому, как глобализация стандартизирует, так и фанатики. Например, закон шариата заменят светские законы. В чём главная проблема? Эти люди абсолютно не видят в другом человеке образ подобно Божьему. Они считают, что все должны ходить, как они. И этот фанатизм заключён в том, чтобы внешние формы сделать главными, чтобы все были одинаковы. Здесь нет любви, здесь есть только желание подлинного навязывания под видом религиозных благ, поэтому всегда Церковь говорит, что истинная любовь – это просветление, единство и многообразие. Любовь не ищет своего, а фанатизм всегда ищет своё в абсолютном послушании. (ИА « »)

Про ток-шоу

Посмотрите, что происходит на телеканалах. Они же хамят друг другу. Плюют, проклятия шлют. Издеваются, как хотят. И это всё транслируют. А потом говорят: почему мы такие нетерпеливые.

Думаю, что надо выключать телевизор, когда начинается любое ток-шоу. Ничего хорошего там не скажут. Все роли распределены. Они получают деньги в одной кассе. Почему я должен смотреть этот спектакль, хамский, абсурдный? (ИА « »)

Про параллельные миры

Мы не знаем, где, на какой планете есть ещё жизни. Планеты с обратной стороны солнца нам не видны, там возможна какая-то жизнь, цивилизация. Но, как у Вознесенского, параллельные миры, думаю, существуют. (ИА « »)

О неоязычестве

Неоязычество, к сожалению, сейчас распространяется и в различных структурах, связанных с охраной государства. Это удобно: человек не отвечает за свои действия, способен на преступление, оправдывая это жертвой. В России мы ответственны за громадную территорию, на нас колоссальное напряжение, и если мы будем сталкиваться друг с другом, это может привести к гибели цивилизации. Неоязычники – губители России. (ИА « »)

Про преграды для развития волонтёрства

Две причины, которые стоят на пути развития нашего добровольческого движения. Это политизация, от которой бежит большинство молодых людей, и поголовная коммерциализация этих проектов. Евгений Степанович правильно поднял вопрос: куда вкладывать средства на развитие добровольчества? С моей точки зрения важно иметь ресурсные центры, где будут готовы некие программы, куда добровольцы могут вложить свои знания, силы и время. (ИА « »)

Про религиозные граффити в Белгороде

«Если эти граффити не кощунственны, являются выражением искренних чувств молодых людей, то это надо приветствовать. Потому что такой порыв изобразить Божью Матерь или ангела, если он родился у молодого человека, значит его сердце наполнено этими образами. Важно, чтобы это было сделано достойно, с любовью и хорошим вкусом».

Главное – это должно быть законно, отметил владыка.

«Тут ещё очень важно соблюсти какую-то меру, чтобы это не приносило неудобства людям, скажем, на фасаде частного дома – это будет нарушение закона. Это надо делать в каком-то отдельном месте. Может, властям надо подумать о том, чтобы перед праздниками отвести такое место и устроить конкурс на такой вид современного искусства». (ИА « »)

Про гадания

Я должен сказать, что в крещенские вечера готовятся к Крещению. А вот это [гадание], как в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»: всякая нечисть там восстаёт перед Рождеством, как Ирод Великий восставал. Гадание – это служение сатане, очень многие люди, которые были подвержены различным спиритическим опытам – вызываниям духа, гадания, где суженый должен появиться, – потом искалеченными оказываются духовно. Человек приходит на исповедь, а он безвольный человек. Нужно много приложить усилий, чтобы возвратить ему эту волю. (ИА « »)

О моде на бороду

На Руси была такая традиция: борода подчёркивала прежде всего то, что человек живёт самостоятельно, что он является семьянином или монахом. То, что он уже избрал определённый путь жизни. Также борода – символ принадлежности к православной церкви. Это естественное наше состояние, это то, что из нашего тела. А не то, что мы приносим в наше тело. (ИА « »)

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...