Жак Лакан, французский философ и психиатр: биография. Жак Лакан

Жак Лакан

Жак Лакан ввел в психоанализ понятие «стадии зеркала » и подробно описал феноменологию начала узнавания ребенком себя в зеркале в возрасте от 6 до 18 месяцев как один из важнейших этапов самоидентификации и формирования функций Эго. Развивая идеи Фрейда о бессознательном и особой роли языка, Лакан обосновывает тезис о том, что бессознательное структурировано как язык и одновременно бессознательное - это речь Другого. То, что бессознательное структурировано как язык, вовсе не означает, что бессознательное есть язык, речь идет именно о структуре языка, а точнее о том, что бессознательное структурируется языком и теми воздействиями, которые оказывает на психические структуры ребенка речь других. Язык как социальный феномен (особая структура) существует до рождения младенца, и он с первых дней погружается в «купель» языка, которая и определяет его психическое развитие.

Лакан предложил также новый подход к самой процедуре анализа. Он считал, что, приступая к анализу, любой субъект соглашается занять более конструктивную позицию по отношению к самому себе, нарушая правила, которыми его «опутывали» в процессе воспитания (например, «вначале думай, а йотом говори»). Каждый пациент или анализант должен быть готов к тому, что все сказанное будет не просто выслушиваться, а обсуждаться и истолковываться, так как только таким путем можно выявлять его бессознательные мотивации. Как и у Биона, особое значение Лаканом придавалось возвращению пациенту сказанного им же. Фраза пациента, которая повторяется терапевтом - это уже не просто вариант какой-то беседы, а создание отчужденной формы его внутренних (психических) процессов. Эта фраза уже не принадлежит пациенту, воспринимается «со стороны» (становится отчужденной формой) и, как следствие, воспринимается качественно иначе и позволяет восстановить связь между сознательными и бессознательными структурами психики, которая в обычной (доанали- тической) жизни пациента, как правило, прервана. Однако для восстановления этой связи все, что проявляется в материале пациента, должно быть адресовано Другому.

Структура психики, по Лакану, включает Реальное, Воображаемое и Символическое (однако эта топика Лакана никак не соотносится с топиками Фрейда). Реальное определяет отношение к миру в целом, как некой данности, и в нем доминируют биологические потребности (в некотором роде Реальное подобно Ид). Воображаемое - это некое поле образов, иллюзий и незнания. Одновременно с этим в Воображаемом господствует запрос на признание со стороны окружающих (образно говоря - это взгляд со стороны Другого на самого себя). Именно Воображаемое ответственно за проявления любви и ненависти, агрессивности и нежности (вплоть до крайних проявлений мазохизма и садизма), которые возникают как следствие недооценки или переоценки собственных качеств (как совершенных или - наоборот - ущербных), включая оценку собственной личности как стабильной или неустойчивой. Лакан дополнительно поясняет, что все эти оценки осуществляются с позиций Другого во мне, и часть моего Я всегда находится на стороне Другого, а значит - не вполне принадлежит мне, находится в некой опасности и может быть даже утрачена.

Символическое Лакана выступает своеобразным эквивалентом «культурного порядка». При этом подчеркивается, что в любых проявлениях бессознательного (в том числе в ошибках, в оговорках) обязательно присутствуют элементы языковой организации психики. Наименования предметов и даже отвлеченные понятия (честь, совесть, достоинство, унижение) символизируются языком и проявляются в межличностном общении благодаря обращению к символам того, что означается, и того, как оно означается (означаемого и означающего). Специфически символическое отношение к миру манифестируется желанием, при этом желание (в отличие от потребности) не знает удовлетворения. Аналогичным образом Лаканом описывается также эдипов комплекс, который рассматривается как вступление личности в порядок Символического. В соответствии с этим эди- пальный запрет на обладание относится не только к конкретной матери и исходит не от какого-то реального отца, а соотносится со всей группой воображаемых Других, с тем, что Лакан называет «Именами Отца». Эта структура психики может быть интерпретирована по аналогии с Супер- Эго - как запреты культуры, которые всегда стоят между желаниями и возможностями их реализации.

Лакан описывает основополагающую стадию психического становления ребенка в возрасте от 6 до 18 месяцев, получившую название стадии зеркала. Эта концепция сформировалась под влиянием наблюдений над тем, как животные и человек реагируют на собственное отражение. В этих исследованиях было установлено, что с наступлением возраста около 6 месяцев у детей начинает проявляться способность узнавания собственного отражения, и одновременно с этим дети начинают прилагать особые усилия для исследования связи между собственным телом и его отражением.

Лакан описывает свою стадию зеркала как формирование Я в процессе идентификации с собственным отраженным образом. При этом Лакан исходит из положения Фрейда об отсутствии Я при рождении. «Изначально нет единства, сравнимого с Я; Я должно развиться», - считал Фрейд. Стадия зеркала разрабатывается Лаканом в соответствии с идеей Фрейда о первичном нарциссизме как фазе становления психики, в которой создается представление о себе.

Стадия зеркала

Происходящее на стадии зеркала Лакан определяет как идентификацию, образующую символическую матрицу, которая определяет форму собственного Я, и которая впоследствии будет дополняться вторичными идентификациями. Обретаемое в стадии зеркала представление о себе синтезирует отчасти иллюзорное, но необходимое единство собственного тела и его образа, устанавливает границы внутреннего и внешнего, которые утрачиваются в психозе. Субъект до стадии зеркала проживает тело как аутоэротическую совокупность отдельных его частей, а не как некую целостность, и именно на стадии зеркала «расчлененное» тело обретает единство в образе, идущем извне.

Психика каждого субъекта представлена как сознанием, так и бессознательным, при этом сознательные процессы и желания и бессознательные мотивации далеко нс всегда совпадают, точнее - чаще не совпадают. Фактически, психика всегда расщеплена между сознательными и бессознательными процессами, отсюда вытекает вывод о своеобразной децептрации функции Я, что отмечалось еще Фрейдом. Развивая этот тезис, Лакан характеризует отдельного индивида как «субъекта, центр которого смещен». Лакан весьма скептически оценивает концепцию сопротивления и работу с сопротивлением, так как при этом, по его мнению, игнорируется расщепление, а работа с сопротивлениями рассматривается как анализ бессознательного. Однако, по Лакану, со стороны бессознательного никакого сопротивления нет, оно возникает только на уровне собственного Я. «Субъект бессознательного - это субъект, к сути которого принадлежит то, что он говорит».

Лакан выделяет три структуры психики - невроз, психоз и перверсию. Не нужно путать эти структуры с психиатрическими симптомами или синдромами, или тяжестью тех или иных психических расстройств. В данном случае речь идет о трех разных психических механизмах, лежащих в осново структурирования и функционирования психики, при этом в основе невротического структурирования психики лежит механизм вытеснения , в основе нерверсного - механизм отклонения (или отказа признать некий факт реальности), в основе психотического - механизм отбрасывания (отвержения или форклюзии означающего - за пределы символического порядка).

Как уже отмечалось, Лакан достаточно скептически относился к тезису о достижении успеха терапии через преодоление сопротивления. Применительно к речи анализанта Лакан считал наиболее важным найти ответ на вопрос: «Кто говорит?», - при этом подразумевалось, что речь не разворачивается исключительно из собственного Я субъекта. В силу расщепленности речи между сознательными и бессознательными психическими процессами субъект всегда говорит больше, нежели сознательно намеревается сказать. Это позволяет сделать дополнительный вывод, что любой акт высказывания исходно избыточен. Как известно, у каждого субъекта есть сознание и бессознательное, или, говоря языком Лакана, в каждом, так или иначе, проявляются субт)вкт сознания и субъект бессознательного . В оговорке, забывании и в других феноменах, описанных Фрейдом, говорит субъект бессознательного, который «децентрирован» по отношению к собственному Я. Лакан утверждает, что «бессознательное - это дискурс Другого». В последующем Лакан выделяет четыре основных дискурса (или четыре типа социальных отношений и связей), укорененных в языке, в частности: дискурс господина , который призван скрыть расщепление субъекта и является базовым для остальных дискурсов; дискурс университета , в котором доминирующую позицию занимает знание; дискурс истерика , где доминирует расщепленный субъект; и дискурс аналитика , которым описывается позиция последнего в процессе анализа и связано с «объектом а».

Что собой представляет «объект а» Лакана? Как известно, Фрейд описывал объект, как одну из составляющих или характеристик влечения, при этом у Фрейда объект предстает, во-первых, наиболее изменчивой частью влечения, а во-вторых, он носит вторичный характер. Этот подход не стоит путать с интерпретацией объекта у Лакана, где речь идет не о вторичных объектах, на которые направлено влечение, а о первичном, или утраченном, объекте. Будучи утраченным, он предстает в качестве причины, побуждающей субъекта желать. Именно такой объект и обозначатся Лаканом как «объект а» (как «объект - причина желания»), который характеризуется как вечно ускользающий и вокруг которого вращается желание и конституируется судьба влечения.

Развивая идею Фрейда о технике свободных ассоциаций и отмечая, что любые отношения между двумя субъектами отмечены стилем воображаемого регистра, Лакан подчеркивает, что это не диадные отношения, а отношения между тремя инстанциями, и этим третьим участником аналитического процесса является речь. Лакан отказывается от концепций и теорий, рассматривающих функцию языка как форму или процесс передачи информации. Практика психоанализа в методологии Лакана предстает как некий новый способ обращения с речью, новый способ говорить и новый способ слушать речь, отличный от того, что происходит, к примеру, на исповеди; и Лакан поясняет эту разницу: на исповеди человек говорит то, что он знает, в анализе же он призван сказать больше.

Аналитическая техника строится на разрушении привычного диалога с принятой учтивостью, любезностью, уважением и послушанием Другому. Приходящий в анализ начинает говорить, но, несмотря на то, что он сам производит эту речь, он не знает, что именно он говорит. Субъект всегда говорит больше, нежели предполагает сказать: «субъект дискурса не знает себя как держащего речь субъекта». Именно в процессе анализа он узнает, что в ряде случаев (помимо его воли) говорит не он, а его Бессознательное. При этом Лакан отмечает, что сам смысл высказываемого зависит не только от того, кто говорит, но и от того, кто слушает; а от слушающего зависит даже то, кто говорит (из внутренних объектов). Поэтому аналитические интерпретации не являются простой передачей знания или восстановлением смыслов. Толкование сводится к расстановке пунктуации в речи субъекта, выступает как некая форма непрямого сообщения, позволяющего найти смысл симптомов. По мнению Лакана, феномен переноса имеет отношение не только к клиническому пространству, но принадлежит к сущности человека в целом, к любому бессознательному желанию субъекта, и проявляется всякий раз, когда появляется «субъект якобы знающий». Однако аналитик не должен занимать позицию знающего субъекта, также как и действовать в позиции воображаемого нарциссического двойника своего пациента. Позиция аналитика определяется поиском его анализантом своего желания в отношении с желанием Другого, при этом аналитик находится на месте «объекта а» субъекта - или объекта - причины желания субъекта, что и позволяет развивать перенос и достигать позитивного эффекта в терапии. Перенос Лакан определяет как приведение в действие реальности Бессознательного, а не просто перенос аффекта или повторение пережитого ранее.

Лакан достаточно критически относился к идее окончания анализа и необходимости преодоления переноса, более того, он не считал, что окончание анализа обязательно должно завершаться исчезновением симптома. Продолжительность будущего анализа и для аналитика, и для анализанта всегда является неопределенной, точно такой же неопределенностью для Лакана были протяженность и время окончания сессий. Лакан первым ввел «короткий кадр» сессии, которая не обязательно должна длиться установленное время. При этом Лакан отмечал, что для того чтобы психоанализ обрел измерение этики, важно, чтобы аналитик сохранял позицию незаинтересованности, т.е. аналитик не может выдвигать критерии нормального функционирования или правильного отношения к реальности. Анализ, по Лакану, не может быть ориентирован на нормализацию субъекта в перспективе общественной морали или общепринятых благ, так как такие подходы уже подразумевают позицию знающего.

Лакан также критически относится к попыткам ввести различие между учебным анализом, необходимым для того, чтобы стать аналитиком, и анализом вообще, считая это разделение искусственным. По его представлениям, существует только одна форма анализа, независимо от причин, побудивших пройти анализ, поэтому любой анализ является обучением анализу.

Жак Лакан - это великий французский психоаналитик и философ. Всю свою жизнь он посвятил тому, чтобы изменить мир психологии, сделать его более понятным и доступным. Благодаря этому его считают одним из самых выдающихся специалистов в этой области. В своей популярности он уступает лишь одному человеку - отцу современного психоанализа Зигмунду Фрейду.

Итак, какова же история жизни Жака Лакана? Как он смог достичь подобных высот в психологии? Кто был его учителем и наставником? И насколько популярна теория Жака Лакана?

Счастливое детство

Полное имя психиатра - Жак-Мари-Эмиль Лакан. Мальчику посчастливилось родиться в одном из самых прекрасных и мелодичных мест на планете, а именно - в Париже. Произошло это 13 апреля 1901 года в семье торговца уксусом. Следует отметить, что семья Лакана была весьма консервативна и набожна. Именно поэтому в 1907 году его отдали учиться в католический колледж Святого Станислава.

Точно неизвестно, когда именно Жак Лакан захотел стать психоаналитиком, однако его страсть к познанию разума человека была заметна с ранних лет. Наверное, из-за этого он и захотел связать свою жизнь с медициной.

Образование и ранние годы

Сразу после окончания колледжа в 1919 году Жак Лакан поступает в местный медицинский университет. Естественно, в качестве основного направления он избирает психиатрию. Также именно в этот период он впервые увлекся теориями и практиками Зигмунда Фрейда.

После окончания учебы (в 1926 году) его направляют на прохождение практики в госпиталь Святой Анны. Здесь его куратором становится выдающийся психиатр того времени Клерамбо, известный своими трудами по анализу автономной работы сознания и паранойяльному бреду.

Новый ученик сразу же завоевывает сердце своего наставника неподдельным интересом к ремеслу. А посему учитель передает Лакану все свои знания и наработки, что сильно воодушевляет будущего врача. Чуть позже он поделится со своей аудиторией такими словами: «Клерамбо - это единственный настоящий учитель, которого мне посчастливилось встретить на своем пути».

Ключевые даты: довоенный период

  • 1931 год - получение диплома судебного психиатра. Именно эту дату можно считать отправной точкой, с которой начался путь Лакана как психотерапевта.
  • 1932 год - защита докторской диссертации на тему «Параноидальный психоз и его влияние на личность». Данная работа вызвала настоящий фурор у исследователей психологии и философии. Даже сам Сальвадор Дали отметил ее значимость и ценность для будущего психотерапии.
  • 1933 год - свадьба с Мари Блондэн. Их брак был неудержимым порывом страсти, который подарил Жаку троих замечательных детей.
  • 1936 год - выступление на Международном психоаналитическом конгрессе в Англии. Именно здесь он впервые представил свою теорию «Зеркала», которая впоследствии станет одной из доктрин его учения. Правда, его выступление было прервано из-за недопонимания со стороны коллег.
  • 1938 год - Жак Лакан становится членом Парижского психотерапевтического общества. Это позволяет ему работать над своими исследованиями с еще большим рвением и энтузиазмом.

Ключевые даты: послевоенный период

Когда первые выстрелы прозвучали над головами европейцев, Лакан решил помогать своему народу всем чем сможет. Именно поэтому на протяжении всей войны он работал полевым врачом, спасая жизни и души солдат.

  • 1953 год - время больших перемен в жизни Лакана. В этом году умирает его первая жена, после чего он женится на Сильвии Батай. Также его избирают на пост президента Парижского психоаналитического общества. Но в этом же году он его и покидает, так как его вызвала негодование студентов. В конечном счете Лакан основывает собственное Психоаналитическое Общество Франции (ПОФ).
  • 1962 год - апогей недопонимания теории Лакана. Широкие массы не хотят изучать его труды, а поэтому ему запрещают вести лекции в обычных университетах. Исключением является только школа Фрейда, которую он же и основал.
  • 1966 год - выход книги «Написанное». Это поворотный момент в жизни Жака, так как его произведение побороло стену недопонимания и стало настоящим бестселлером.
  • 1969 год - всеобщее признание. Помимо обычного успеха, ему также открыли двери в преподавательский состав университетов. Более того, ему даже предложили возглавить одну из кафедр психологии.
  • 1975 год - теперь весь мир знает, кто такой Жак Лакан. Семинары и конференции с его участием проводились по всей Европе, а также за ее пределами. В частности он начал читать лекции в некоторых колледжах Америки.
  • 1980 год - Жак закрывает школу Фрейда в Париже, так как не может ею управлять. Но он открывает новое общество «Фрейдово дело» в надежде на то, что его идеалы в будущем не забудут.
  • 9 сентября 1981 года - Жак Лакан умирает. Говорят, его последними словами была фраза: «Я останусь на своем… я ухожу».

Жак Лакан: книги

К сожалению, большинство трудов Лакана не смогло дожить до наших дней. Ведь великий ученый не любил записывать свои мысли, а поэтому многие книги о его учении были записаны со слов его знакомых и коллег.

И все же изучить психоанализ Жака Лакана можно, прочитав его бестселлер «Написанное». Также в печатной форме есть большинство его семинаров, которые с годами перевели практически на все языки мира.

Также весьма интересны его книги, раскрывающие связь между речью и сознанием человека. Их названия: «Функция и поле речи языка в психоанализе» и «Инстанция буквы в бессознательном, или Судьба разума после Фрейда».

Жак Лакан: цитаты

Закончить биографию Лакана хочется небольшим набором его цитат. Ведь только они смогут показать то, каким именно был Жак в реальной жизни.

  • «До начала речи нет ни истинного, ни ложного».
  • «Для того чтобы вымысел принес мне удовольствие, в нем должно быть что-то странное даже для меня самого».
  • «Ненависть, как и сама любовь, - безграничное поприще».
  • «Цензура нужна лишь для обмана посредством лжи».
  • «Мир слов всегда порождает мир вещей».

Жак Мари Эмиль Лакан (Jacques-Marie-Émile Lacan ; 1901-1981) - французский философ ( , структуралист, постструктуралист) и психиатр. Одна из самых влиятельных фигур в истории , основатель структурного психоанализа.

Биография . Родился 13 апреля 1901 в Париже. Изучал медицину, в 1932 защитил диссертацию о параноидальных расстройствах. В послевоенные годы преподавал психоанализ, возглавлял Парижское психоаналитическое общество. После распада этой организации в 1953 примкнул к только что образованному Французскому обществу психоанализа, а с расколом последнего и фактическим исключением его самого из Международной психоаналитической ассоциации основал в 1964 Фрейдовскую школу (распустил ее в 1980). С 1953 по 1980 вел знаменитые Лакановские семинары, оказавшие значительное влияние на развитие психоанализа.

Научная деятельность . Для теоретической работы Лакана особое значение имел императив «возвращения к Фрейду», прочтение Гегеля, которое было задано в 1930 Александром Кожевым, а также развитие структурной лингвистики. Рассматривая описанную Фрейдом работу бессознательного, Лакан приходит к выводу о том, что она организована по тем же законам, что и язык. Тезис о тождестве структуры языка и структуры бессознательного становится важнейшей линией рассуждений Лакана. Влияние Гегеля и Кожева на Лакана сказалось в подчеркивании роли признания со стороны Другого, которое задает символическую структуру субъекта.

В теории Лакана, представленной в «Записях» (Ecrits ) и многочисленных «Семинарах», полное издание которых пока не завершено, центральное значение имеет выделение трех инстанций психической структуры бессознательного - реального, воображаемого и символического. Реальное связано с фундаментальной недифференцированной потребностью возвращения в первичный для ребенка мир отсутствия различий между «Я» и «миром», то есть в мир отсутствия субъекта. Такая первичная потребность, по Лакану, не может быть проанализирована ни путем интроспекции, ни в ходе психоаналитического сеанса, реальное, таким образом, - это та область психического, которая заранее выведена из игры. В возрасте от 6 до 18 месяцев ребенок претерпевает организацию другой психической инстанции - символического, которая характеризуется возникновением образа «Я». Эту стадию Лакан называет «стадией зеркала», поскольку ребенок в это время начинает узнавать себя в своем собственном отражении. Образ «Я», по мысли Лакана, является элементом логики иллюзии, он служит для проецирования «потребности» реального в контекст отношений с другими людьми и, прежде всего, с матерью. Основной компонент воображаемого - желание, которое никогда не может заполнить первичную нехватку бытия (le manque-a-etre ), которая конституирует реальное. Желание, руководствуясь принципом удовольствия, в действительности направлено не на присвоение тех или иных объектов, а на «желание желания»: человек стремится к признанию своего собственного желания, к тому, чтобы его желали, и только таким образом он конституируется в качестве субъекта. Момент «логики признания», заимствованный Лаканом из «Феноменологии духа» Гегеля, требует выделения дополнительной области психического - символического. Эта область, связанная с понятием «Другого» как носителя культурного закона, задающего пространство признания Другим, является тем бессознательно усваиваемым набором норм, которые представляют человека в качестве «пустого» субъекта. В таком субъекте всегда говорит язык культуры, а не его «собственный» голос. Другой или «символический Отец» выступают в качестве тотальной инстанции конституирования субъекта, в котором символическое всегда взаимодействует с воображаемым, стремящимся создать свой собственный нарциссический облик, используя топосы и язык культуры.

Теория и практика Лакана, предполагавшая отказ от биологической интерпретации психоанализа Фрейда, повлияла на становление структурализма и постструктурализма. Психоанализ Лакана стал одним из ведущих примеров отказа современной философии от традиции западноевропейской философии сознания, наделявшей субъекта особой привилегией знания о самом себе. Новаторские идеи Лакана, относящиеся к теории невроза и психоза, а также теории сексуального различия, оказали значительное влияние на современную социологию и весь комплекс гендерных исследований.

Библиография .

  • Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. - М: Гнозис, 1995.
  • Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда. - М: Русское феноменологическое общество/Логос, 1997.
  • О бессмыслице и структуре бога
  • Лакан Ж. Семинары. Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа (1953/54). - М.: Гнозис/Логос, 1998.
  • Лакан Ж. Семинары. Книга 2: «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954/55). - М.: Гнозис/Логос, 1999.
  • Лакан Ж. Семинары. Книга 5: Образования бессознательного (1957/58). - М.: Гнозис/Логос, 2002.
  • Лакан Ж. Семинары. Книга 7: Этика психоанализа (1959/60). - М.: Гнозис/Логос, 2006.
  • Лакан Ж. Семинары. Книга 10: Тревога (1962/63). - М.: Гнозис/Логос.
  • Лакан Ж. Семинары. Книга 11: Четыре основные понятия психоанализа (1964). - М.: Гнозис/Логос, 2004.
  • Лакан Ж. Семинары. Книга 17: Изнанка психоанализа (1969/70). - М.: Гнозис/Логос, 2008.
  • Лакан Ж. Имена - Отца. - М: Гнозис/Логос, 2005.

Источники и литература

ЛАКАН, ЖАК (Lacan, Jacques) (1901–1981), французский психоаналитик. Родился 13 апреля 1901 в Париже. Изучал медицину, в 1932 защитил диссертацию о параноидальных расстройствах. В послевоенные годы преподавал психоанализ, возглавлял Парижское психоаналитическое общество. После распада этой организации в 1953 примкнул к только что образованному Французскому обществу психоанализа, а с расколом последнего и фактическим исключением его самого из Международной психоаналитической ассоциации основал в 1964 Фрейдовскую школу (распустил ее в 1980). С 1953 по 1980 Лакан вел знаменитые семинары, оказавшие значительное влияние на развитие психоанализа. Умер Лакан в Париже 9 сентября 1981.

Опубликованные труды Лакана образуют две группы – собрание работ 1930-х годов, вышедшее под заглавием Тексты (Ecrites ) в 1966, и записи его семинаров, публикуемые с 1973 его зятем и руководителем Архива Лакана Ж.-А.Миллером (на 1998 вышло 10 томов). Публикация текстов первой группы создала Лакану репутацию одного из ведущих представителей французского структурализма. Семинары, носившие образовательный характер, пользовались популярностью среди парижских интеллектуалов.

Главная заслуга Лакана состоит в структуралистской ревизии фрейдовского психоанализа. Лакан опирался на исследования К.Леви-Строса , применившего к этнологии принципы структурной лингвистики (Соссюр , Трубецкой , Якобсон). Подобно Леви-Стросу, обнаружившему аналогии между языком и феноменом родства, Лакан интерпретировал язык как структурное условие «психоаналитических» феноменов; само бессознательное «структурировано как язык». Феномен вытеснения Лакан описывает в терминах классической риторики текста, а именно как процесс метафорического замещения. Другой ключевой феномен – влечение – определяется Лаканом как метонимия беспрестанного поиска, исходный и конечный пункт которого составляет мнимая первичная утрата, на деле же – неизбежный для человека как такового «недостаток бытия».

В дальнейшей разработке своей теории Лакан стремится освободить психоанализ от остатков биологизма, которые можно найти у Фрейда. Теория влечений превращается в концепцию интерсубъективных отношений, вращающихся вокруг специфических объектов (грудь, экскременты, взгляд, голос) и возникающих как между двумя субъектами (прежде всего матерью и ребенком), так и между «внутренним» и «внешним». Равным образом освобождается от биологической интерпретации и влечение к смерти: у Фрейда оно понималось как стремление к возвращению в неживое состояние, Лакан же относит это влечение к движению вокруг Ничто, которым рано или поздно становится всякое конечное существо.

Изменениям теории соответствовали и изменения в практике психоанализа. Отношение «переноса», или «трансфера», возникающее между аналитиком и пациентом, Лакан драматизирует и инсценирует по образцу отношений между действующими лицами платоновского диалога Пир – Сократом, Агафоном и Алкивиадом. Аналитик сам должен задаться вопросом о желании, которое им движет. Обычное требование психоаналитической практики – нейтральность аналитика, которая должна подавить всякий «контр-трансфер», – Лакан считает невыполнимым. В собственных психоаналитических сеансах он постоянно экспериментировал с их продолжительностью; например, стремясь к непредсказуемости для пациента, Лакан резко сокращал длительность сеанса. Такое нарушение установленных правил стало одной из причин исключения Лакана из Международной психоаналитической ассоциации.

Лакан был первым крупным психоаналитиком, пытавшимся преодолеть фрейдовский эмпиризм. Спектр идей, привлекаемых Лаканом для теоретического пересмотра психоанализа, весьма широк: от Платона до Декарта, от Канта до Хайдеггера. Лакан вступал в диалог и с современниками – Ж.-П.Сартром и М.Мерло-Понти (с последним, как и с Леви-Стросом, его связывали дружеские отношения). Хотя философствование Лакана отличается эклектичностью, к нему проявляли огромный интерес философы (например, П.Лежандр и Ж.Делёз), литературоведы и культурологи (например, С.Жижек). Инспирированный Лаканом способ чтения литературных текстов («констелляция желаний») в 1970-е и 1980-е годы получил признание наряду с «деконструкцией» Ж.Деррида и «дискурсом» М.Фуко .

Для той версии психоанализа, которую развивал Лакан, характерно притязание быть на высоте научной мысли своего времени. Помимо структурной лингвистики, лакановский психоанализ включал элементы теории игр и кибернетики. В более поздний период Лакан настойчиво стремился к формализации своей теории и занялся топологией.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...