11 июня 1963 года сайгон южный вьетнам. Самосожжение буддийского монаха тхить куанг дыка в сайгоне

В один прекрасный июльский день 1963-года на одной из площадей г. Сайгона (ныне Хо Ши Мин Сити) остановилась легковая машина. Из нее вышли трое буддийских монахов. Один положил подушку для медитации, другой открыл канистру с бензином. Третий сел в позу лотоса достал четки и прочел круг Намо А Ди Да Пхат (Намо Амитабха Будда). Двое других тем временем обливали его бензином. После прочтения круга мантры, монах достал спички и поджег себя. Полиция пыталась погасить пламя, но буддисты образовали кольцо вокруг горящего монаха, и полицейские не смогли приблизиться к нему. Один из полицейских, который оказался буддистом, совершил простирание перед подвижником. Монахи, которые образовали кольцо вокруг подвижника, скандировали на вьетнамском и английском: «Буддистский монах совершил самосожжение! Буддистский монах стал мученником!»

Монаха-подвижника звали Тич Куанг Дук (Thich Quang Duc). А это его краткая биография:

Родился в центральном Вьетнаме. Мирское имя – Лам Ван Тук (Lam Van Tuc). В возрасте семи лет оставил мирскую жизнь, чтобы изучать буддизм у своего дяди, который и был его духовным наставником. В возрасте 15 лет принял обеты саманеры, а в возрасте 20 лет стал полностью посвященным монахом. После посвящения Тич Куанг Дук жил жизнью отшельника в течение трех лет. После того, как его затворничество завершилось, он начал путешествовать по центральному Вьетнаму, разъясняя Дхарму. Он в этот период основал 14 храмов. В 1934 он направился в южный Вьетнам и распространяя буддийское учение. Он также провел два года в Камбодже, изучая тексты традиции Тхеравады. После возвращения из Камбоджи, он руководил строительством новых храмов на юге страны. Позже он был настоятелем пагоды Phuoc Hoa, где находился офис Ассоциации Изучения Буддизма. Когда офис ассоциации был перенесен в пагоду Ха Loi, главный храм в Сайгоне, Тич Куанг Дук оставил должность настоятеля, чтобы сосредоточиться на медитативной практике.

Последние слова Досточтимого – никакой злобы, все по делу: «Перед тем как я сомкну свои глаза и устремлю взор к Будде, я с уважением прошу Президента Нго Дин Диема проявить сострадание к народу и обеспечить религиозное равенство, чтобы сила нашей родины была вечной. Я призываю Досточтимых, преподобных, членов Сангхи и мирян-буддистов проявить организованную солидарность в самопожертвовании ради защиты буддизма».

Вот, что писал, репортер Дэвид Халберстам, который был очевидцем этого события:

«Я хотел еще раз посмотреть на это, но одного раза хватило. Пламя исходило из человека; его тело медленно сгорало и тлело, его головы становилась черной и обугленной. В воздухе стоял запах горящей человеческой плоти; люди сгорают удивительно быстро. Позади меня я слышал плач вьетнамцев, которые собирались вместе. Я был слишком потрясен чтобы плакать, слишком ошарашен, чтобы писать свои заметки или задавать вопросы, слишком изумлен, чтобы вообще думать… Когда он горел, он ни разу не пошевелил ни одним мускулом, не произнес ни звука; его самообладание создавало контраст на фоне плачущих вокруг него людей».

Этот поступок вызвал шок, как у властей, так и во всем мире. Президент Нго Дин Дием пытался по-иезуитски представить это акт как простое самоубийство. А его невестка мадам Нго Дин Нху (Ngo Dinh Nhu), первая леди изрекла: «Пусть они продолжают это барбекю, а мы им поаплодируем». Она называла буддийских монахов «хулиганами в рясах». Недолго пришлось аплодировать, в том же году президент и его брат, он же ее муж, был убит своими же людьми. Известен факт, что когда мадам Нго Дин Нху узнало о намерении президента Нго Дин Диема выплатить компенсации семьям убитых демонстрантов-буддистов (ее брат был начальник полиции, который дал приказ стрелять), он запустила в него тарелкой с супом. В момент убийства ее мужа и президента, он находилась за границей, где продолжает находиться и сейчас.

Политические последствия самосожжения таковы: американцы заявили, что не они не хотят иметь ничего общего с режимом Нго Дин Диема, если тот не пойдет на уступки буддистам. 16 июня 1963 года, шесть дней после акта самосожжения принято Совместное Коммюнике и правительство нехотя прислушалось к требованиям буддистов, хотя это и не спасло режим. Этот акт самосожжения – без танков и пушек – поистине стал переломным моментом в истории Вьетнама.

Останки тела Тич Куанг Дука были повторно кремированы. Его сердце осталось неповрежденным огнем, и было помещено в пагоде Xa Loi в качестве реликвии. Правда 21 августа правительственный спецназ ворвался в храм и конфисковал реликвию, но дни правящей клики были все равно сочтены.


Считается, что сожжение человека заживо – это средневековый пережиток. Однако известны случаи, когда люди сжигали себя сами в знак протеста. И происходило это не дремучую эпоху, а в ХХ веке. В 1963 году в Южном Вьетнаме произошло событие, вызвавшее широкий общественный резонанс. На одной из площадей Сайгона горел монах Тхить Куанг Дык. Зрелище было не для слабонервных.



В начале 1960-х в Южном Вьетнаме притесняли буддистов.

Причиной, побудившей монаха пойти на отчаянный шаг, стала политика, которую проводило правительство Южного Вьетнама в конце 1950-начале 1960-х годов. В то время более 70 процентов населения страны (по некоторым данным 90%) исповедовали буддизм. Тогдашний президент проводил политику притеснения буддистов и продвижения католицизма в стране. Католики получали льготы, устраивались на лучшие места на предприятиях. Пик противостояния наступил в 1963 году, когда правительство запретило проведение буддийского праздника Весака. Во время столкновения погибло девять человек.



Монаха Куанг Дыка поливают бензином из канистры.

10 июня 1963 года в филиалы американских газет, работавших в Южном Вьетнаме, поступило сообщение, что на следующий день на одной из площадей Сайгона произойдет нечто важное. Многие журналисты проигнорировали это известие, но некоторые все же явились в назначенное время и место. На площади стали собираться монахи и обычные люди. На плакатах, которые они держали в руках, можно было рассмотреть призывы о равенстве католицизма и буддизма. Затем появился , за рулем которого сидел монах Куанг Дык.



Снимок горящего монаха. 1963 год.

Машина остановилась в самом центре площади. Вместе с Куанг Дыком из нее вышли еще двое. Один положил на землю подушку, на которую в позе лотоса уселся монах, а второй достал канистру с бензином и стал поливать Куанг Дыка. Монах призвал президента страны проявить сострадание к народу и осуществить религиозное равенство. После этого он чиркнул спичкой и поджег себя. Полицейские попытались прорваться к горящему человеку, но другие монахи не дали им этого сделать, образовав плотное кольцо.



Тело сгоревшего монаха.

Журналист газеты The New York Times Дэвид Халберстем, который присутствовал тогда на площади, рассказывал о происходящем так: «Это было зрелище, увидеть которое во второй раз не захочет никто. Человек был весь в пламени, его тело сморщивалось, превращалось в пепел. Со стороны казалось, что все происходит как в замедленной съемке, но на самом деле человек сгорал очень быстро. Смрадный запах горящей плоти, стоны и рыдания стоящих рядом вьетнамцев… Я не мог задавать вопросы, не мог записывать, не мог плакать, не мог думать. Я был в шоковом состоянии. Казалось, что единственным человеком на той площади с самообладанием был тот горевший монах, ни разу не пошевелившийся и не издавший ни звука».


Более всего знаменит обстоятельствами своей смерти – 11 июня 1963-го Тхить Куанг Дык совершил самосожжение на перекрестке одной из сайгонских дорог в знак протеста против преследования новым режимом буддистов.


Самосожжение на Востоке – на удивление популярная форма протеста; подобным образом сторонники непротивления злу насилием привлекают внимание к своим требованиям. Одним из самых известных самосожженцев в истории Вьетнама стал буддистский монах Тхить Куанг Дык .

Биография монаха дошла до нас в виде целого ряда отдельных фрагментов, собранных разного рода буддистскими организациями. Судя по всему, родился Тхить Куанг Дык в деревушке Хойкхань (Hoi Khanh), во вьетнамской провинции Кханьхоа (Khanh Hoa). В семь лет будущий монах отправился изучать буддизм под началом своего дядюшки; в 15 лет он стал послушником (саманера), в 20 – полноправным монахом. Именно тогда он и взял себе имя Тхить Куанг Дык – при рождении его нарекли Лам Ван Тук (Lam Van Tuc). После принесения положенных клятв монах отправился на гору близ города Ниньхоа (Ninh Hòa), где провел три года в качестве отшельника. Позже в месте своего отшельничества монах построит пагоду.

После окончания срока отшельничества Тхить Куанг Дык отправился странствовать по центральному Вьетнаму; через два года он обосновался в пагоде близ Нячанга (Nha Trang). В 1942-м Тхить стал официальным инспектором Буддистской ассоциации Ниньхоа (Buddhist Association in Ninh Hòa); ему был поручен контроль над монахами его родной провинции. Известно, что он также отвечал за строительство новых религиозных сооружений – его стараниями было воздвигнуто минимум 14 храмов.

В 1934-м Тхить Куанг Дык отправился нести свою веру в южный Вьетнам; известно, что минимум два года он провел в Камбодже (Cambodia). Вернувшись из Камбоджи, Дык продолжил руководить строительством новых храмов и пагод – в общей сложности под его руководством было построено еще 17 зданий.

Серьезные проблемы у буддистов начались после прихода к власти Нго Динь Зьема (Ngo Dinh Diem). На тот момент порядка 70-90 процентов жителей страны были буддистами; Зьем, однако, был католиком и по отношению к буддистам политику вел откровенно агрессивную.

На гонения в адрес буддистов реагировали представители других стран, хотя и не особо активно. По-настоящему серьезный шум в мировой прессе начался после событий 11 июня 1963-го. Днем раньше целый ряд американских журналистов получил предупреждение о том, что следующим утром на определенном сайгонском перекрестке пройдет нечто важное; многие журналисты, впрочем, это сообщение проигнорировали, им казалось, что гонения на буддистов – дело временное и несерьезное. Некоторые, впрочем, в назначенное место прибыли. На этот же перекресток вскоре подошла процессия монахов из ближайшей пагоды; они официально объявили о своем неприятии правительства и политики Зьема – и продемонстрировали это неприятие довольно необычным образом. Известно, что один из монахов пытался вызваться добровольцем, однако Дык, как более старший и опытный, имел преимущество. Тхить Куанг Дык устроился на перекрестке в позе лотоса на специальной подушке, после чего один из монахов облил его бензином. Совершив последнее обращение к Будде, Тхить чиркнул спичкой – и мгновенно загорелся. Полицейские пытались прорваться к нему, однако их не пустили другие монахи; один полицейский все же пробился через кольцо буддистов – и в благоговении рухнул перед Тхитем на колени.

Фотографии случившегося разошлись по всему миру – и привлекли немалое внимание к действия режима Нго Динь Зьема (Ngo Dinh Diem). Один из фотографов, Мальколм Браун (Malcolm Browne), даже получил за снимок Пулитцеровскую премию (Pulitzer Prize). Впоследствии тело Тхить Куанг Дыка было кремировано; сердце его, впрочем, оставили нетронутым. Позже довольно широкой огласке было предано и прощальное письмо Дыка.

World Press Photo of the Year 1963; Pulitzer Prize for International Reporting 1964: другие ракурсы January 20th, 2014

Я задумал серию постов "Пулитцер: другие ракурсы". Тема оказалась интересной. Начнём с, пожалуй, самого известного пулитцеровского кадра.

ВНИМАНИЕ! Дорогое законодательство! Этот пост не является призывом к каким-либо действиям, а лишь анализирует классическую серию фотоснимков, получившую в 1963 году звание World Press Photo of the Year, а в 1964 году -награждённую Пулитцеровской премией. Никогда и ни при каких обстоятельствах не повторяйте изображённого на иллюстрациях под катом! Это очень больно!

Все знают знаменитую фотографию Малькольма Брауна «Самосожжение буддийского монаха». Меня она всегда поражала. Даже не самосожжение или выдержка Тхить Куанг Дыка, а именно единственно возможный ракурс, с которого смерть, такая жуткая смерть выглядит красиво. Некогда я написал об этом – с аллюзией на нашу действительность – .

Но мало кто задумывается о том, что Малькольм Браун был не единственным фотографом, которого попросили прийти на перекрёсток бульвара Фан Динь Фунг и улицы Ле Ван Дует в Сайгоне. В принципе, все иностранные журналисты, не только американцы, были оповещены. Хотя пришло их немного – что важного могло произойти в рамках продолжавшегося уже длительное время буддистского кризиса во Вьетнаме?

В общем, 11 июня 1963 года Браун сделал не один кадр, а серию. Просто он отобрал самый удачный (что не умаляет его таланта как фотографа), за который и получил свою славу. Плюс были и другие ракурсы – страшные. И была видеозапись, о которой тоже мало кто задумывается. Давайте посмотрим, как выглядела эта жуткая красота с других сторон.

1. Первое фото серии. Буддистский монах поливает Тхить Куанг Дыка бензином. К месту сожжения Тхить Куанг Дык приехал на «Остине», который всё время мелькает на заднем плане, в сопровождении огромной пешей процессии монахов.

2. Другой кадр (из кинохроники). Всё готово. Ассистент уходит в сторону.

3. Классическая фотография Брауна – первые секунды самосожжения. В оригинале – чёрно-белая, раскрашена позже.

4. Менее известный снимок того же Брауна – прошло около минуты, лицо монаха уже не похоже на человеческое, но он ещё жив. Интересно, что премию World Press Photo of the Year 1963 получила именно эта фотография, а не предыдущая.

5. Другой ракурс, другой фотограф. Машины не видно, но зато видно скопление монахов, наблюдающих за духовным подвигом.

6. Здесь тело уже упало, но ещё горит. Тоже Браун.

7. Финальная картина. Тело Тхить Куанг Дыка догорело и опрокинулось назад. Кто-то из монахов склоняется перед ним. Фото не Брауна.

8. Совсем финал. Тело догорело, его заливают водой, чтобы забрать и похоронить.

А теперь посмотрите видео. Это обычный вариант.

Здесь интереснее – замедленный вариант длительностью 5 минут. Обратите внимание на поведение полиции. В какой-то момент монахи начинают рваться к Тхить Куанг Дыку – то ли остановить его, то ли преклониться перед ним. Он ещё не горит. Полицейские не пытаются остановить его от выполнения задуманного, хотя всё прекрасно понятно (в Вики написана чушь, что они, наоборот, хотели его остановить, а монахи помешали).
Когда он загорается, все неожиданно прекращают сражаться. И полиция, и монахи замирают и смотрят на происходящее. Монахи склоняются перед Тхить Куанг Дыком.

Далее – ещё одна интересная штука. В качестве фотографий самосожжения Тхить Куанг Дыка нередко приводятся ещё вот эти фотоснимки («другой ракурс»). Но это не он. Хорошо видно, что здесь монах сидит левым боком к заборчику из колючей проволоки, и заборчик этот весьма и весьма близко, в то время как на площади с фотографий Брауна и на видео никаких заборов нет.

Дело в том, что тибетские монахи сжигали себя не раз, причём в самых разных местах. Это их метод мирного протеста, одновременно демонстрирующий нечеловеческую выдержку и способности к самоконтролю. Эти снимки сделаны на полгода позже – 5 сентября 1963 года, тоже в Сайгоне, на центральной рыночной площади. Если Тхить Куанг Дыку на момент самосожжения было 66 лет, то здесь себя убивает совсем молодой мальчик.

Вот другой ракурс этого, второго самоубийства.

Вот здесь, на видеоролике сперва показывают кадры самосожжения Тхить Куанг Дыка, а в конце – кадры ещё одного, уже третьего самосожжения в Сайгоне в том же году! К сожалению, о личности монаха я ничего не нашёл.

Вот снимок этого, третьего самосожжения – обратите внимание, что поза у монаха отличатся от двух первых случаев.

Самоубийство Тхить Куанг Дыка было первым в ряду. Сайгон ещё не раз видел горящих монахов на своих улицах. Имена их история в большинстве случаев не сохранила. Всего в протест режиму Нго Динь Зьема сожгли себя четыре монаха. Второй всплеск самосожжений пришёлся на 1966 году, уже после свержения режима, в связи с другими политическими протестами – уже против американского режима, к которому монахи, по сути, обращались за помощью в 1963-м.
Вот так.

P.S. Пулитцеровскую премию Малькольм Браун получил не только за эту конкретную фотографию, а за освещение событий, связанных с падением режима Нго Динь Зьема, в номинации Pulitzer Prize for International Reporting .

4.9 (98.67%) 30 votes


Тхить Куанг Дык (Thích Quảng Đức) вошел во вьетнамскую и мировую историю, как монах, совершивший акт самосожжения на одной из площадей Сайгона в был знак протеста против гонения буддистов и призыв к равенству всех религий.

Биография Тхить Куанг Дыка

Согласно данным, предоставленным буддийскими организациями, Тхить Куанг Дык родился в деревне Хойкхань, расположенной во вьетнамской провинции Кханьхоа (центр этой провинции — известный курорт Нячанг). Буддийскую философию Дык начал изучать в 7 лет. Его наставником стал дядя по материнской линии, который вырастил мальчика, как родного сына. В 15 лет Дык принял начальные обеты буддизма, а в 20 лет был посвящен в монахи. Вскоре после обучения юноша отправился в горы и провел три года в отшельничестве. Через много лет он вернулся и основал в месте своего уединения буддийскую пагоду.

После трех лет, проведенных в одиночестве, Дык начал путешествовать по стране с проповедями. Это продолжалось в течение двух лет, а затем он поселился в пагоде недалеко от Нячанга, наблюдал за жизнью монахов в родной провинции, участвовал в создании более десятка храмов.

Два года монах жил в соседней Камбодже, где изучал местные буддистские традиции. По возвращению во Вьетнам Дык занимался организацией строительства новых храмов, а затем стал настоятелем пагоды Фыокхоа, которая была центром Ассоциации буддийских исследований.

Гонения буддизма во Вьетнаме в конце 1950х — начале 1960х годов

Социологические опросы, датированные первой половиной XX века, показывают, что от 70 до 90% населения Вьетнама составляли буддисты. Но католичество активно насаждалось сначала французским колониальным правительством, а затем и президентом-католиком Нго Динь Зьемом. Под видом борьбы с коммунизмом он устраивал террор против буддистов и подавлял любую оппозицию.

Католикам было проще продвигаться по военной и гражданской службе, для них существовали привилегии при распределении земель и налоговые послабления. Государство вело дискриминационную политику в отношении буддистов.

Некоторые католические священники управляли вооруженными формированиями, что позволяло им насильно обращать в свою веру буддистов и разрушать пагоды. Правительство закрывало глаза на их произвол.

Католиками становились военные для продвижения по службе и крестьяне для получения материальной помощи. Вскоре католическая церковь стала крупнейшим во Вьетнаме землевладельцем.

В мае 1963 года, в день празднования рождения Будды, власти запретили пронесение флага буддийской конфессии в городе Хюэ . Но буддисты проигнорировали запрет и отправились к правительственной радиостанции с флагом. В ответ власти открыли огонь и убили девять человек.

Подготовка акта самосожжения

10 июня 1963 года иностранные журналисты, работающие в Сайгоне, получили сообщение о том, что 11 июня напротив камбоджийского посольства случится что-то важное. Подробности не уточнялись. Большинство корреспондентов проигнорировали данное сообщение, но некоторые репортеры все же прибыли к месту событий.

На площади собралось 350 монахов. Дык приехал на автомобиле. Монахи держали плакаты с требованиями прекратить преследования буддистов и призывы к равенству всех конфессий.

Самосожжение Тхить Куанг Дыка в Сайгоне

Акция самосожжения состоялась в нескольких кварталах от Президентского дворца. В своей предсмертной речи Тхить Куанг Дык обратился с просьбой к президенту Нго Динь Зьему о принятии религиозного равенства. Он сел на подушку, окруженный монахами, и продекламировал последние слова, перебирая четки. Один из участников акции вылил бензин на монаха, а Тхить Куанг Дык зажег спичку и поднес ее к своему телу.

Люди вокруг рыдали, другие молились, а Дык не издал ни звука и не повел не единой мышцей, проявив абсолютное самообладание. Один из полицейских, сумевший ворваться в кольцо, упал перед телом монаха, выражая свое почтение. Вечером этого дня тысячи горожан утверждали, что видели в небе на закате лицо плачущего Будды.

19 июня монах был кремирован и захоронен на кладбище неподалеку от Сайгона в присутствии 400 монахов. Нетронутое огнем сердце монаха было признано святыней и помещено в пагоде Xa Loi. Самого Дыка назвали бодхисаттвой, то есть человеком, чье сознание пробудилось.


Реакция СМИ и политические оценки

Фотографии акции самосожжения быстро попали в ведущие новостные агентства мира и были опубликованы на первых полосах крупнейших изданий. Акт самосожжения монаха приобрел масштабный политический эффект и стал поворотным пунктом в истории правления Нго Динь Зьема и гонений буддистов.

Президент Нго Динь Зьема был вынужден объявить о реабилитации буддистов, но по факту никакие изменения не были воплощены в жизнь. Напротив, военные атаковали буддийские пагоды и даже захватили святыню - сердце Дыка. Но в конце 1963 года, в результате государственного переворота, Зьем был убит.

Поступок Тхить Куанг Дыка несколько раз повторяли последователи во Вьетнаме, а в США акты самосожжения люди использовали в качестве протеста против Вьетнамской войны.

В городе Хошимине (Сайгоне) был поставлен памятник Тхить Куанг Дыку, к которому вьетнамцы постоянно приносят подношения (Thích Quảng Đức Monument). Жители страны чтут поступок монаха, который отдал свою жизнь, борясь за свободу вероисповедания.


Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...