Анастасий из Анастасова: больше века на земле. Рождества богородицы анастасов мужской монастырь епархиальный мужской монастырь

По точному свидетельству так называемой «Вкладной Книги», приложенной к древнему монастырскому Синодику, Анастасов монастырь «ставили, и строили его всякимъ строепьемъ, и земли к тому монастырю подавали» князья Воротынские, потому что Анастасов монастырь находился и их вотчине, в Одоеве, Князья Воротынские — это древний княжеский и боярский род, происшедший от св. кн. Михаила Всеволодовича Черниговского (+1246г.), жившие в своем удельном городе Воротынске и от него получившие свое прозвание.

Князья Воротынские, «вместе» с прочими удельными князьями Черниговскими, находились в подданстве Литвы. «Гонешя на Греческую перу» были главного побудительною причиною, по которой князья Воротынские и другие, происходившие от племени св. Михаи­ла, отложились от Литвы. Первый из князей Воротынских, перешедший на сторону России, был Михаил Федорович — в 1484 году. Это обстоятельство послужило поводом к неприятельским действиям между Россией и Литвой.

В 1494 году, 7 февраля, Московским договором признаны Литвою вотчины князей Воротынских достоянием России. Князь Иван Михайлович Воротынский отличался храбростью в войнах против Литвы и татар, во многих битвах, между прочим, в 1517-м году он отразил крымских татар, неожиданно появившихся под Тулой. Сей то «победоносный воевода» и был основателем Анастасова монастыря в своей вотчине, близ Одоева.

Когда поставлен монастырь? — Несомненно в первой половине XVI сто­летия князем Иваном Воротынским, вскоре после одержанной им победы над татарами под Тулой, в 1517-м году и, вероятно, в благодарность за эту победу. Посему, может быть, и храм во имя Рождества Пр. Богородицы, подобно тому, как построены были многие храмы этого имени после Куликовской победы, также над татарами, совершившейся в незабвенный день Рождества Пр. Богородицы, 8 сентября 1380 года.

Откуда прозвание монастыря — «Анастасов»?

Многие исследователи истории полагают, что название монастырь получил, по всей вероятности, по имени и в память строитсльницы, княгини Анастасии. Но тогда бы он назывался Анастасьин. Нет, монастырь назван "Анастасов», по имени первого настоятеля своего игумена Анастасия; отсюда, нередко и в памятниках он называется просто «Настасовъ» монастырь и никогда не называется «Настасьинъ».

По преданию, первоначальный Храм Рождества Пр. Богородицы был деревянный, а в семидесятых годах XVII столетия был выстроен каменный Храм, а именно — в 1б73 году. Строителем Храма был игумен Иона, при содействии Преосвященного Павла, Митрополита Сарского и Подонского. По свидетельству монастырской «Летописи», в 1674-м году, построена была каменная колокольня.

Об истории возрастания Обители живописуют Синодик и «Вкладная Книга» находящиеся в одном переплете. В этой Святыне упомянуты строители, жертвователи и настоятели монастыря.

Но особо выделяется Синодик М.П.

Богородице-Рождественский Анастасов монастырь

Колупаева. Рукопись 1691-го года, в кожаном переплете. В нем вписано заглавие, с которого начинается запись вкладчика, окольничего Колупаева о его вкладах.

За сим, вместо обыкновенных «предисловий», в этом Синодике изложено только общее поминовение всех «несчастных», кои особенно требуют молитв церкви или коих некому помянуть. Вот текст этого очень характерного и по языку и по типу поминовения: «Помяни Господи души иже во Христа верующих и подьвизавшихся за святыя Божия церкви и за пречестные обители, и за благоверные цари и великш князи и за православное хрис’пянство кровь свою излиявгпихъ и за весь мир главы своя подклонившихъ избиенныхъ от татар и от литвы и от немцев, и от всехъ поганыхъ иноверных языкъ i от междусобныя брани избиены умерплихъ».

Род окольничего, Михаила Петровича Колупаева, которым дан вкладом настоящий синодик. Здесь, в числе имен его рода записан и «Никита (Лушювичъ) уб^еннъ», — «тот самый, который с ворами креста не целоваль» и за то был сброшен с башни Одоевской крепости.

Около самого Храма, ниже его, есть древнее монастырское кладбище. На этом кладбище должен быть памятник Одоевскому гражданину Колупаеву который в г. Одоеве, во время междуцарствия, в 1612 г. не принял присяги на подданство Лжедмитрию и был брошен с башни древней «Одуевской» крепости, а тело его погребено в «Настасовом монастыре».

Помимо периода возрастания и благоденствия, наступила пора упадка мо­настырской жизни, и с 1784 года Анастасов монастырь упразднен. Со слов некоторых крестьян, слышавших от своих стариков, записано, что монахов перевели в Белев, по исторических справок нет. С тех пор он превращен в приходскую церковь с припискою к нему с. Анастасова, деревень: Филимоновой, Красепки и Татевой.

А что произошло с Обителью в богоборческом XX веке — — видно из фотографий. Если мы желаем возрождения России, то необходимо через покаяние очистить свои души, а лучше всего это происходит в Святых Обителях и будем молиться и посильно трудиться, чтобы быстрее возродилась частичка Святой Руси на правом берегу Упы, в красивейшем месте земли Тульской.

Решением Святейшего Синода от 12 марта 2002 года, по благословению Преосвященного Кирилла, епископа Тульского и Белевского и Святейшего Алексия II, Патриарха Московского и Всея Руси монастырь воссоздан и в его стенах начались строительные работы.

Добавить фото Редактировать страницу

Богородицерождественский Анастасов мужской епархиальный монастырьСтраница монастыряРусская Православная Церковь, Тульская митрополия, Белёвская епархия

  • Тип монастыря:мужской
  • Статус:действующий
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Наместник:игумен Парфений (Сачков)
  • Краткая историческая справка:Монастырь назван «Анастасов» по имени первого настоятеля своего игумена Анастасия; отсюда нередко и в памятниках он называется просто «Настасовъ» монастырь.
    По преданию первоначальный Храм Рождества Пр.

    Одоевский Анастасов Богородице-Рождественский монастырь: летописный очерк

    Богородицы был деревянный а в семидесятых годах XVII столетия был выстроен каменный Храм. Строителем Храма был игумен Иона при содействии Преосвященного Павла Митрополита Сарского и Подонского. По свидетельству монастырской «Летописи» в 1674-м году построена была каменная колокольня.
    Монастырь основан в 16 веке князем Иваном Михайловичем Воротынским. В 1550-х годах в монастыре была построена деревянная церковь на месте которой в 1669-1675 гг. был воздвигнут дошедший до наших времен каменный храм. Архитектор неизвестен.

    Анастасов монастырь является архитектурным памятником государственного значения с 1960г.
    В 2002 году здесь не было ни крыши ни окон ни дверей: проломленные своды и запустение. Храм был закрыт в 1931 году и поначалу его хотели взорвать но по одной версии не хватило взрывчатки для толстых стен а по другой – председатель колхоза сказал что ему негде хранить зерно и церковь стали традиционно использовать как зернохранилище.
    Решением Святейшего Синода от 12 марта 2002 года по благословению Преосвященного Кирилла епископа Тульского и Белевского и Святейшего Алексия II Патриарха Московского и Всея Руси монастырь воссоздан и в его стенах начались строительные работы.

    Сейчас уже сделаны крыши двери в приделе святой мученицы Екатерины проводятся богослужения есть надежда что в скором времени будет восстановлено все.

Главное послушание - молитва

Член ЦК КПРФ, депутат Государственный Думы Олег Лебедев, посетил город Одоев, где провел прием избирателей и по просьбе жителей села Анастасово и местного духовенства посетил Анастасов монастырь по вопросу строительства моста через реку Упа, чтобы жителям окрестных сел было удобнее посещать церковные службы.

На приеме избирателей звучали вопросы начисления МОП, переселения из аварийного жилищного фонда, ремонта дорог. Жители обращались к депутату по проблемам благоустройства, социального обеспечения, модернизации здравоохранения. Вопрос о качестве услуг здравоохранения особо значим для района в связи с острой нехваткой квалификационного персонала.

На приеме депутата Госдумы присутствовал глава районной администрации Вячеслав Косарев, для того, чтобы сразу на месте можно было бы оперативнее принять необходимые решения для устранения жалоб и проблем жителей.

К депутату Государственной думы Олегу Лебедеву обратились жители села Анастасово Одоевского района и духовенство одноименного монастыря с просьбой помочь в вопросе строительства моста через реку Упа, чтобы облегчить жителям окрестных сел доступ на церковную службу.

Древний Анастасов монастырь - памятник русского зодчества 16 века, является культурным центром и большой достопримечательностью одоевской земли. Расположен монастырь на противоположном от Одоева берегу реки Упа.

В монастыре действует Белый храм Рождества Богородицы. Вокруг — бескрайние, пахнущие клевером поля.

Одоевские школьники вместе со своим учителем А.В. Карпушиной посещают в монастыре кружок «Основы православной культуры». Девчонки и мальчишки, а также многочисленные туристы со всей страны, знакомятся с историей Храма, архитектурными особенностями церковного комплекса.

Вместе с главой администрации Одоевского района В. Косаревым и секретарем райкома партии В. Винокуровой депутат Госдумы Олег Лебедев посетил Анастасов монастырь, где вместе с настоятелем обсудил вопросы обустройства моста через реку Упа.

Также Олег Лебедев встретился с 99-летним старцем архимандритом Анастасием, который, несмотря на почтенный возраст, живо интересуется текущим политическим моментом. Например, среди прочего, старец о.

Анастасов монастырь

Анастасий горячо поддержал возвращение Крыма в Россию.

Архимандрит Анастасий, духовник Анастасиевского Рождества Богородицы мужского монастыря, Одоевского района с. Анастасово на протяжении 50 лет служил на 35 приходах Русской Православной Зарубежной Церкви. На сегодняшний день он не только исповедует священнослужителей Белевской епархии, но и духовно помогает многочисленным паломникам, которые приходят к нему за советом.

Также в тот день Олег Лебедев возложил цветы к памятнику одоевцам, погибшим в Великой Отечественной войне.

Лебедев Олег Александрович

Лебедев
Олег
Александрович

Первый секретарь Тульского обкома КПРФ, депутат Государственной Думы ФС РФ, член комитета ГД по аграрным вопросам

Персональная страница

По точному свидетельству так называемой «Вкладной Книги», приложенной к древнему монастырскому Синодику, Анастасов монастырь «ставили, и строили его всякимъ строепьемъ, и земли к тому монастырю подавали» князья Воротынские, потому что Анастасов монастырь находился и их вотчине, в Одоеве, Князья Воротынские - это древний княжеский и боярский род, происшедший от св. кн. Михаила Всеволодовича Черниговского (+1246г.), жившие в своем удельном городе Воротынске и от него получившие свое прозвание.

Князья Воротынские, «вместе» с прочими удельными князьями Черниговскими, находились в подданстве Литвы. «Гонешя на Греческую перу» были главного побудительною причиною, по которой князья Воротынские и другие, происходившие от племени св. Михаи­ла, отложились от Литвы. Первый из князей Воротынских, перешедший на сторону России, был Михаил Федорович - в 1484 году. Это обстоятельство послужило поводом к неприятельским действиям между Россией и Литвой.

В 1494 году, 7 февраля, Московским договором признаны Литвою вотчины князей Воротынских достоянием России. Князь Иван Михайлович Воротынский отличался храбростью в войнах против Литвы и татар, во многих битвах, между прочим, в 1517-м году он отразил крымских татар, неожиданно появившихся под Тулой. Сей то «победоносный воевода» и был основателем Анастасова монастыря в своей вотчине, близ Одоева.

Когда поставлен монастырь? - Несомненно в первой половине XVI сто­летия князем Иваном Воротынским, вскоре после одержанной им победы над татарами под Тулой, в 1517-м году и, вероятно, в благодарность за эту победу. Посему, может быть, и храм во имя Рождества Пр. Богородицы, подобно тому, как построены были многие храмы этого имени после Куликовской победы, также над татарами, совершившейся в незабвенный день Рождества Пр. Богородицы, 8 сентября 1380 года.

Откуда прозвание монастыря - «Анастасов»?

Многие исследователи истории полагают, что название монастырь получил, по всей вероятности, по имени и в память строитсльницы, княгини Анастасии. Но тогда бы он назывался Анастасьин. Нет, монастырь назван "Анастасов», по имени первого настоятеля своего игумена Анастасия; отсюда, нередко и в памятниках он называется просто «Настасовъ» монастырь и никогда не называется «Настасьинъ».

По преданию, первоначальный Храм Рождества Пр. Богородицы был деревянный, а в семидесятых годах XVII столетия был выстроен каменный Храм, а именно - в 1б73 году. Строителем Храма был игумен Иона, при содействии Преосвященного Павла, Митрополита Сарского и Подонского. По свидетельству монастырской «Летописи», в 1674-м году, построена была каменная колокольня.

Об истории возрастания Обители живописуют Синодик и «Вкладная Книга» находящиеся в одном переплете. В этой Святыне упомянуты строители, жертвователи и настоятели монастыря.

Но особо выделяется Синодик М.П. Колупаева. Рукопись 1691-го года, в кожаном переплете. В нем вписано заглавие, с которого начинается запись вкладчика, окольничего Колупаева о его вкладах.

За сим, вместо обыкновенных «предисловий», в этом Синодике изложено только общее поминовение всех «несчастных», кои особенно требуют молитв церкви или коих некому помянуть. Вот текст этого очень характерного и по языку и по типу поминовения: «Помяни Господи души иже во Христа верующих и подьвизавшихся за святыя Божия церкви и за пречестные обители, и за благоверные цари и великш князи и за православное хрис"пянство кровь свою излиявгпихъ и за весь мир главы своя подклонившихъ избиенныхъ от татар и от литвы и от немцев, и от всехъ поганыхъ иноверных языкъ i от междусобныя брани избиены умерплихъ».

Род окольничего, Михаила Петровича Колупаева, которым дан вкладом настоящий синодик. Здесь, в числе имен его рода записан и «Никита (Лушювичъ) уб^еннъ», - «тот самый, который с ворами креста не целоваль» и за то был сброшен с башни Одоевской крепости.

Около самого Храма, ниже его, есть древнее монастырское кладбище. На этом кладбище должен быть памятник Одоевскому гражданину Колупаеву который в г. Одоеве, во время междуцарствия, в 1612 г. не принял присяги на подданство Лжедмитрию и был брошен с башни древней «Одуевской» крепости, а тело его погребено в «Настасовом монастыре».

Помимо периода возрастания и благоденствия, наступила пора упадка мо­настырской жизни, и с 1784 года Анастасов монастырь упразднен. Со слов некоторых крестьян, слышавших от своих стариков, записано, что монахов перевели в Белев, по исторических справок нет. С тех пор он превращен в приходскую церковь с припискою к нему с. Анастасова, деревень: Филимоновой, Красепки и Татевой.

А что произошло с Обителью в богоборческом XX веке - - видно из фотографий. Если мы желаем возрождения России, то необходимо через покаяние очистить свои души, а лучше всего это происходит в Святых Обителях и будем молиться и посильно трудиться, чтобы быстрее возродилась частичка Святой Руси на правом берегу Упы, в красивейшем месте земли Тульской.

Решением Святейшего Синода от 12 марта 2002 года, по благословению Преосвященного Кирилла, епископа Тульского и Белевского и Святейшего Алексия II, Патриарха Московского и Всея Руси монастырь воссоздан и в его стенах начались строительные работы.

Анастасов монастырь в Одоеве (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Богородице-Рождественский Анастасов мужской монастырь - главная примечательность городка Одоев в Тульской области . Стоит он не в самом городе, а в 3 км от него, в селе Анастасово, на высоком берегу Упы. Основателем обители считается князь И. М. Воротынский, прославившийся своими военными подвигами: победу над татарами под Тулой он и ознаменовал строительством храма, тогда еще деревянного. Произошло это в 16 веке, а каменные постройки появились во второй половине 17 века.

Первого настоятеля звали Анастасием, отсюда храм и получил свое имя.

Просуществовала обитель около 100 лет, затем ее упразднили из-за бедности до приходской церкви, а монастырский приход, составлявший на тот момент почти 250 крестьянских дворов, стал селом Анастасово. Церковь неоднократно перестраивали, а в 1931 г. закрыли, после чего она стала быстро разрушаться. Восстанавливать монастырь начали в 2012 г., и сейчас процесс практически завершен.

Что посмотреть

Главный храм монастыря выглядит необычно из-за близкого расположения друг к другу основного здания, двух приделов и колокольни, соединенной с церковью короткой галереей. Все постройки широкие, основательные, при этом они словно жмутся друг к другу. Крыша главного четверика плоская, с 5 высокими барабанами, которые венчают небольшие аккуратные купола-маковки. Шатровые крыши приделов тоже украшены башенками, но меньших размеров. Двухъярусная колокольня стоит на высоких арочных сводах, в виде арок выполнены и световые окна второго яруса - большие в месте расположения колоколов и миниатюрные - над ними.

Необычно храм оформлен внутри: алтаря в привычном понимании нет, зато в центре стоит колонна с изображениями растений и животных.

Территория огорожена каменной стеной, вход с двускатной деревянной крышей находится между двумя башнями. Левая - угловая, прямоугольная, внешне напоминает оборонительную башню крепостной стены. Со стороны монастыря в нее есть вход с широким крыльцом. Справа - маленькая круглая башня, за которой начинается прямоугольное здание с кельями. Кроме церкви, комплекс включает несколько хозяйственных построек и собственное кладбище.

Практическая информация

Адрес: Тульская обл., Одоевский р-н, с. Анастасово. Координаты GPS: 53.945022, 36.715576.

Село Анастасово находится рядом с Одоевом и в 66 км от Тулы , откуда в Одоев ходят автобусы: время в пути - чуть больше 1 часа. До монастыря можно прогуляться пешком или взять такси. На машине нужно ехать в сторону Суворова, через Воскресенское, при въезде в Одоев будет развилка с указателем на монастырь.

Добавить отзыв

Следить

Другие достопримечательности рядом

  • Где остановиться: для радиальных экскурсий по области удобнее всего остановиться непосредственно в Туле . В поисках природы и уединения - в одном из санаториев, пансионатов или отелей Тульской области .
  • Что посмотреть: отправляясь в земли бывшей Тульской губернии, стоит отдать должное «матерому человечищу и глыбе» Льву Толстому, заглянув в музей-усадьбу

После юбилея этого удивительного человека мы публикуем интервью, которое батюшка дал корреспондентам «Слободы» и Myslo в порядке исключения — с представителями СМИ он не общается.

Событий в жизни моей было много. Если начну подробно рассказывать, это на 26 лет растянется! Ну ладно, слушай…

Родился я 7 апреля 1915 года в городе Вятка. Сын священника, протоиерея Владимира Афанасьевича Швецова и Елены Ивановны Загарской. Нас было 9 детей — семь мальчиков и две девочки. Отец думал, что сыновья станут священниками, но получилось всё по-другому.

Я с пяти лет прислуживал папе в алтаре: кадило подавал, свечи… Храм был старинный, три придела, главный — в честь Казанской иконы Божией Матери. Колокольня — очень высокая, около 75 метров.

В семь лет пошёл учиться в школу в селе Кувшинское. С ребятками и на лыжах катался, и на коньках, и в лес ходил, и в речке купался. А когда началась коллективизация, их родители запретили деткам со мной дружить.

В школе на перемене не пускали в свои игры — уйди, ты сын попа!

Уйду в сторонку и стою смотрю, а слёзки так текут, текут… Вот это моё первое Крещение… советское.

Когда семилетку закончил, поехал подавать документы в медицинское училище в Яранск. Сидят на приёме одни женщины. Читают: Борис Владимирович Швецов, происхождение — сын священника. Нет, такой учиться не может! А среди них имелась одна, когда-то была она дьяконицей. Вступилась за меня: «Как вы можете так говорить? Разве не слышали доклад Молотова, в котором он сказал, что сын за отца не отвечает? Вы не знаете документов партии?» Все замолкли сразу. На другой день прихожу смотреть список принятых на учёбу, а моя фамилия там есть… Как же рад я был, словами не передать!

Кончил учение. Работал на участке фельдшером. Подошло время в армию идти. Вызывают, медосмотр подробный устраивают, по всем статьям подхожу. Спрашивают происхождение. Я говорю: сын священника. О-о-о-о, нет, таких нам не надо! Дважды меня так назад отправляли.

А в 39-м, когда финская война началась, взяли на два года. Тут уже не играло роли, что я сын священника. Иди воюй!

Фатальными проблемами стали массовые обморожения и сидевшие на деревьях финские снайперы-«кукушки», отличавшиеся феноменальной меткостью. За уничтожение «кукушки» давали орден Красной Звезды…

…Зима, окопы. Сидит солдатик в шинельке. Смена приходит, а он не может встать и винтовку из рук выпустить — смёрзся весь. Везут его в госпиталь, режут руки по локоть и ноги по колено, голова и туловище остаются. Называли их «культяпами». Таких были сотни! И когда обнаружилось это несчастье, были придуманы в советских лабораториях химические грелки с какой-то сухой смесью. Чтобы она «заработала», надо внутрь жидкость пустить. Вместо воды солдаты туда мочились. Спаслось много людей. А потом эти грелки мы в госпитале применяли.

В 1941 году летом немцы Ригу заняли. Такое было стремительное наступление, что никто не успел и глазом моргнуть. Ночью убегали в чём спали. Наш генерал вызывает — мы в лесу были — и говорит: «Мы окружены, выхода нет, никто не поможет. Забирайте продуктовые припасы какие есть и уходите кто как может». Все разошлись. Мы сначала втроём были, потом я один остался. Иду по полю, август, тепло. Всё созревает. Вдруг: «Хальт!» — немец подходит ко мне. Обыскал, не нашёл ничего, говорит: «Ком-ком», пошли, значит… Попал я в плен. Дальше подробностей рассказывать не буду — тяжело…

Восстановление Богородице-Рождественского Анастасова монастыря
(осн. в XV веке) началось 12 лет назад.
Постепенно, шаг за шагом, он предстаёт в своей первозданной красе .

По окончании войны Борис Швецов вместе с десятками тысяч военнопленных, которые содержались в лагерях, был интернирован на Запад. В Советский Союз возвращаться побоялся — многие наши люди, которые возвращались из плена, попадали в лагеря и тюрьмы как «предатели». Прожив два с половиной года в лагере для интернированных княжества Лихтенштейн, отбыл на корабле в Аргентину. Помогли ему митрофорный протоиерей Русской Православной Зарубежной Церкви отец Давид Чубов и «апостол Южной Америки» (так называют его многие православные) Константин Изразцов.

Через 18 дней изнурительного плавания корабль вошёл в порт столицы Аргентины.

Батюшка Изразцов нас принял, слепенький уже, старенький… Все поехали по местам, которые для них были приготовлены, — квартиры, дома и пр. Я остался у отца Константина, не захотел уезжать. Решил — надо идти работать, денег-то нет. Молодой был, полон сил, испанский немножко знал. Вижу — винный завод. Захожу, спрашиваю: «Есть ли работа для меня?» Хозяин говорит: «Что умеешь делать?» Я: «Всё что скажете». Определил меня грузчиком.

Недолго поработав грузчиком, Борис решил найти место по специальности. Местный врач, к которому он обратился, отправил его обучаться массажу к своей знакомой в маленький городок Долорес. Здесь он получил комнатку при больнице и стал трудиться. Так прошло несколько лет.

В 1951 году обратился к архиепископу Иоасафу (Аргентинскому) с просьбой о принятии монашества, получил согласие. Незадолго до тяжкой болезни Иоасафа стал его келейником, посвятил всего себя уходу за ним, трогательно заботясь о нём и насколько возможно облегчая его физические страдания. Вскоре принял от Владыки монашеский постриг с именем Анастасий, позже был возведён в сан иеродиакона и иеромонаха. Свой последний вздох Иоасаф испустил на руках Анастасия…

В середине 50-х переехал в США. Закончил семинарию, два с половиной года был келейником у митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Анастасия, возведён им в игумены.

Архимандрит Анастасий (справа) и Преосвященнейший Кирилл, архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский

Служил в разных православных храмах Южной и Северной Америки, двадцать лет был клириком Синодального собора Знамения Божией Матери (Нью-Йорк).

Именно здесь до сего дня хранится чудотворная Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение».

Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» почитается как чудотворная. Оригинал находится в Синодальном Знаменском соборе РПЦЗ в Нью-Йорке. Несколько лет послушанием о. Анастасия было сопровождение святыни по православным приходам Америки

Четыре года я при святыне состоял, возил её из Нью-Йорка по православным приходам Америки. Приезжаю, икону сдаю, батюшки её по домам возят. Потом забираю, возвращаю домой, в собор. Раньше все чудеса, от Курской Коренной произошедшие, в книги записывали, три толстенных книги было! Я сам стал свидетелем одного из чудес.

…Как-то звонит женщина, у неё папа болеет — рак, в последней стадии уже: «Привезите икону ради всего святого!» Везу. Вся семья собралась. Он лежит на кроватке. Отслужил я молебен, икону к нему поднёс, чтоб приложился. Молись, говорю. Через какое-то время звонят от него: возили на рентген, от опухоли нету и следа, одни только рубцы. Вот чудо же! Он ещё 15 лет жил там, в Сан-Франциско. И умер не от болезни — утонул на рыбалке.

Я в Москве семь раз был до того, как здесь, в Одоеве, оказаться. И вот что скажу: Россия — это не Москва, а Москва — это не Россия. За детей очень переживаю, что растут без веры, без Бога. Мальчишке сегодня 9 лет, а завтра, глядишь, станет Президентом. А в нём-то Божьего ничего не было заложено…

Я думаю, главная проблема общества — безверие.

Обращаются ко мне люди: батюшка, помогите, спасите, подскажите. Я спрашиваю их: какие молитвы знаете? «Отче наш», и больше ничего.

До революции была домашняя церковь, иконы в доме. За стол сели, дедушка молитвы прочитал — все есть начали. В тишине, с уважением к еде и тем, кто её готовил. Сейчас семья разрушена, нет почтения к старшим. Девятилетний внук может сказать девяностолетнему деду — молчи, ты ничего не знаешь! Разве могло такое быть раньше? Любовь разрушена! Из ста пар 85 разводятся… Если приходят ко мне за советом невенчанные — гоню, не принимаю. Повенчайтесь, потом и будем говорить. Я на этот счёт очень строг, по-другому не получается.

Венчание — это таинство, это великая сила! Невенчанные живут в блуде, а блудники не принимаются в царствие небесное…

Бывает так: приходит ко мне человек на исповедь и жалуется: «Ой, батюшка, вчера всё помнил, а сейчас все грехи куда-то улетели». А я говорю — знаю, куда улетели. У каждого есть добрый ангел-хранитель и рядом с ним — падший ангел. Он дух и может войти в тебя, когда Бога в голове нет. Ему твоя исповедь не нужна, он хочет к себе забрать! Как же быть? Возьми тетрадочку и запиши туда все грехи. Нет греха без имени! В ум-то лукавый может войти, а с бумажки ни одного греха взять не может. Не все батюшки признают это — записывать грехи на бумаге. А я по-другому не могу. Память лукава, она два греха вспомнила, два утаила. Какая же это исповедь? Это обман. И таинство причастия не случится, если пришёл к Богу, утаив на исповеди грехи. Ты причастился, а пользы нет, видимость одна…

Несмотря на преклонный возраст о. Анастасий всегда выходит, чтобы благословить пришедших в монастырь детей

Сюда, в Одоев, попал по воле Божией, никак по-другому свой приезд сюда не могу понять. В 80 лет на покой ушёл, мирно жил в своей квартирке в Нью-Йорке, смотрел Первый канал — оттуда только и узнавал, как в России люди живут. У меня была пенсия и очень хорошая медстраховка, в том числе и на операции. А их у меня пять было, весь изрезанный я… Но там, в Америке, я только телевизор смотрел, а здесь - дело делаю: исповедаю, помогаю советом, наставлением. Стоять трудно, поэтому принимаю не в храме, а в келье. А народу приходит много! Люди меня любят, и я им всего себя отдаю…

Из беседы с о. Анастасием, июль 2012 года.

Анастасов монастырь расположен в одноименном селе Анастасово Одоевского района. Сохранились сведения в монастырской «Кормовой» книге - согласно этому документу, основателями монастыря являлись князь Иван Михайлович Воротынский и супруга его Анастасия.

Монастырь был построен в первой половине XVI века после одержанной Иваном Воротынским победы под Тулой над татарами в 1517 г. и, скорее всего, в благодарность за эту победу. Многие историки считают, что свое название монастырь получил по имени своей строительницы, княгини Анастасии. Но в этом случае его назвали бы Анастасьин. Другая группа исследователей склоняется к версии, что монастырь называется «Анастасов» по имени его первого настоятеля – игумена Анастасия; отсюда во многих документах его называют просто «Настасовъ».

При основании монастыря Воротынскими ему были даны во владения деревни: Мартыновская, Рымнино, Филимоново Подроманово.

Первоначально Храм Рождества Богородицы был деревянным, в 1673 г. был построен каменный храм. Строил его игумен Иона. Согласно «Летописи» монастыря в 1674 г. была построена каменная колокольня. Место для строительства было подобрано с высоким художественным вкусом. Массивный объём здания церкви как будто врос в пологое взгорье и органично вписался в колоритный пейзаж речного берега. Архитектура храма строгая и сосредоточенно настороженная, характерная для середины 17 в., когда тульская земля еще помнила о временах татарских набегов. Храму чужды жизнерадостность и праздничность.

Храм имел форму прямоугольника, над главным алтарём возвышался квадрат с пятью куполами. Нижний этаж был выполнен из необработанного плетняка. Возможно, он был предназначен для монастырских кладовых, а, может, и для монашеских келий монахов – в двух помещениях на нижнем этаже сохранились следы обитания людей. Стены церкви довольно толстые, в одной из них был устроен ход, который соединял кухню с приделом святой мученицы Екатерины, другой ход был сделан со сводов церкви к возвышению глав храма.

Колокольня поставлена с северной стороны церкви и соединяется с ним галереей. На втором ярусе колокольни расположена комната со странным названием «казёнки». Возможно, она являлась неким подобием сторожевой башни или служила казнохранилищем монастыря.

Об истории развития обители рассказывают Синодик и «Вкладная Книга». Здесь упоминаются жертвователи, строители и настоятели монастыря. Особенно выделяется Синодик Колупаева. Это рукопись 1691 г. в кожаном переплете. Вместо обычных «предисловий» в Синодике изложено лишь общее поминовение «несчастных», которые требуют особенных церковных молитв и которых некому поминать.

Рядом с храмом, несколько ниже его, расположено древнее монастырское кладбище, где стоял памятник гражданину Одоева, Колупаеву, который в 1612 г. не присягнул на подданство Лжедмитрию, и его сбросили с башни Одоевской крепости. В 1716 г. монастырских крестьян было 244 двора, большинство жило в «скудности».

В 1722 г. в монастыре не было ни одного монаха, кроме игумена. Бедность монастырских крестьян, вместе с прекращением крупных вкладов в петровские времена, отразилась и на монастырском достатке. Монастырь приближался к упадку. В 1764 г. обитель упразднили и превратили в село Анастасово. Селения, которые составляли вотчинные владения обители и находившиеся неподалеку от него составили приход села. Все прихожане были крестьянами, занимались земледелием и производили гончарные изделия.

Храм в течение периода своего существования подвергался многочисленным изменениям. В 1840-х гг.храм был расписан. Один старый ход был заделан, вместо него в стене пробили новый ход, с деревянной лестницей и крыльцом, замененными в 1883 г. на каменные.

Архитектор, который построил церковь Анастасова монастыря, прославил красоту и самобытность русского зодчества. В архитектурной композиции церкви использованы характерные для древнерусской архитектуры приёмы: сложный план, живописная ассиметрия объёмов, свобода решения архитектуры храма.

С храмом связаны интересные события. В старинной рукописи, которая принадлежала купцу Поликарпову, говорится о том, что в Белёве в 1805 г. был большой пожар, когда расплавилось множество колоколов. В то время из белёвского монастыря в Анастасово пришел монах, чтобы взять несколько колоколов. Прихожане воспротивились этому и по совету священника Гавриила Авксентьева прогнали кольями того, кто хотел посягнуть на собственность их церкви. За это священника отстранили от церковных дел и сослали в Коломну.

С 2012 г. в монастыре ведутся строительные работы.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...