Античный миф нарцисс. Легенда о человеке-нарциссе

Древние греки сегодня считаются учителями всего Старого мира. Это они заложили основы науки, спорта, демократического государственного строя, искусства и литературы. Многие их знания дошли до нас через античные мифы, которые объясняли мироздание и порядок вещей, стечения обстоятельств и другие необъяснимые факты. Весьма интересен миф о Нарциссе, который мы рассмотрим в нашей статье.

Итак, миф о Нарциссе. Кратко его содержание можно пересказать так: молодой человек влюбился в собственное отражение и умер, не в силах оторваться от созерцания себя в воде даже для того, чтобы поесть. На месте смерти из тела молодого человека вырос цветок, который был так же красив и клонился вниз. Его назвали именем юноши и считали символом смерти, сна, от которого можно проснуться в ином обличии, забвенья, но также и символом воскресения. Но на самом деле миф о Нарциссе намного сложнее.

Нарцисс был очень красивым парнем, сыном нимфы по имени Лириопа и речного бога Кефисса. Когда мальчик родился, прорицатель Тиресий поведал родителям о его будущем. Ему было суждено прожить долгую и счастливую жизнь, но в том случае, если он никогда не увидит своего отражения. Поскольку зеркал тогда не было, родители были спокойны.

Но время шло. Нарцисс вырос парнем удивительной внешности, в которого без памяти влюблялись девушки и женщины. Даже представители сильного пола обращали внимание на красавца. Но он оставался равнодушным и отталкивал всех. Отвергнутые поклонники призвали олимпийских богов на помощь и слезно просили наказать гордеца. Как рассказывают античные мифы дальше, богиня правосудия Немезида вняла их мольбам, и Нарцисс увидел свое лицо в речном зеркале. Давнее пророчество тут же сбылось: юноша воспылал страстью к собственному отражению и погиб, не в силах отойти от воды.

Несчастная Эхо

Миф о Нарциссе повествует не только о печальной судьбе прекрасного юноши, но и о нимфе Эхо. Многие парни и девушки сохли от любви к Нарциссу и, оттолкнутые гордым красавцем, вздымали руки к небу, моля о мести. Среди них была и нимфа Эхо.

Ее судьба особенно трагична. Когда-то она была подругой Геры (Юноны), ее поверенной спутницей. Грозная богиня доверяла ей, как самой себе. Но Эхо случайно узнала о похождениях Зевса (Юпитера), супруга Геры, и скрыла их от своей госпожи. Рассерженная хозяйка Олимпа прогнала нимфу, а также отобрала ее голос. Девушка могла только повторять последние слова, сказанные кем-нибудь. Спасти ее могла лишь любовь, и она усердно искала вторую половину.

Любовная линия Нарцисс – Эхо

Как утверждают мифы Древней Греции, Нарцисс – красивый и гордый парень, который не любил ни одну женщину. Когда он встретился с нимфой Эхо, то и она не произвела на него впечатления. Девушка же, наоборот, воспылала страстью. Она ходила за ним до тех пор, пока ее тело не иссохло, и остался только голос. Но юноша все равно не обращал внимания на нее. Тогда нимфа заломила руки к небу и прокляла парня, пожелав, чтобы тот, кого Нарцисс наконец полюбит, также остался к нему равнодушным.

Любовь не принесла счастья ни Эхо, которая исчезла с лица земли, оставив на ней только свой голос – отзыв, эхо, ни Нарциссу. Отображение в реке не могло ответить взаимностью, даже если бы хотело.

Философские изыскания

Миф о Нарциссе – это не просто история о безответной любви. Он несет в себе скрытый смысл, осуждение, но и сожаление. Юноша одарен богами редкой красотой, однако он является игрушкой в руках судьбы. Он увидел внешнюю красоту, пусть и свою собственную (Нарцисс не знал, что в реке видит свое лицо), и забыл обо всем на свете. Парень не пытается найти внутреннюю красоту, увидеть душу. Возможно, если бы он попытался это сделать, то понял бы, что человек – это и душа, и тело, он нашел бы себя, свое Я. Нарцисс действительно страдает так, как страдали влюбленные в него девушки, но не может или не хочет взять себя в руки. Он остается безвольным, предпочтя тоску и страдания, смерть борьбе за собственное счастье.

Эхо – измученная, разочарованная. Она не смогла противостоять Зевсу и скрыла от Геры его супружескую неверность. Этим она предала подругу, за что и получила наказание. Но ее удел кажется очень трудным: она потеряла себя, но так и не смогла найти утешение в любви. Нимфа также видела только зримую красоту, только внешний лоск, и поэтому была обречена.

Восхитительный цветок

Из тела мертвого Нарцисса вырос удивительный цветок. Его трогательные лепестки и невероятный аромат покоряли с первого взгляда, но также наводили грусть. Наверное, потому растение считали символом смерти, умерших людей, знаком печали. Но цветок, получивший имя героя античных мифов, также является олицетворением воскрешения, торжества жизни над царством мрачного Аида. И, наверное, потому люди взращивают нарциссы у себя в палисадниках и цветниках, и он радует их своей редкой красотой, зацветая, едва сойдет снег и солнце согреет землю своими лучиками.

А вы знаете почему самовлюблённых людей называют нарциссами? Почему именно этот цветок, а не прекрасная роза, пышный пион или статный гладиолус?

По древнегреческой легенде у речного бога Кефисса и нимфы Лириопы был сын, прекрасный юноша (читай подросток, психологически незрелый человек, не определившийся со своей сексуальностью). В него влюбилась нимфа Эхо. Но он отверг её чувства, чем разгневал богиню любви Афродиту и навсегда был лишён способности любить взаимно. От безответной страсти нимфа стала сохнуть и остался от неё только голос — эхо, вторившее своим собеседникам (та, которая отчуждена от своего тела, не имеет своего мнения, уверенности и любви к себе, повторяет за другими). А сам Нарцисс так и умер, не в силах оторвать взор от своего отражения.

Этот цветок распускается одним из первых весной (важность быть во всём первым, в лидерах). Его соцветие всегда склонено немного набок и, когда он растёт у водоёмов, кажется, что он любуется на своё отражение. Чрезмерное акцентирование на собственной персоне, гордыня и превосходство над людьми, убеждённость в особом положении, ожидание безусловного принятия всеми и хорошего отношения, неадекватная оценка своих талантов и достижений, поглощенность фантазиями о себе и идеей о непременной зависти окружающих — всё это характеризует личность нарцисса. Я оглушаю, я ошеломляю, я одурманиваю — так переводится с греческого нарцисс (narcao).

У древних греков этот цветок считался символом смерти. Патологический нарциссизм является смертноносным. Цель — совершенство и достижение идеала во всём, по сути не несёт в себе жизни, где есть дуальность, середина и даже посредственность. Либидо направлено на себя, а не на взаимодействие с другими, где есть границы и различия себя и значимого Другого. Любовь - глубинное и интимное чувство, направленное на другую личность. Из взаимодействия двух различных энергий рождается новая жизнь. При нарциссизме же влечение испытывается к самому себе или себе подобным (считай бесполым и гомосексуальным), к таким же «великим и особенным» нарциссам. А значит там нет продолжения жизни. Биологически, конечно, в такой паре может родиться ребёнок, но себя, своего психологического пространства он не будет иметь. У нарциссичных родителей дети также становятся нарциссами.

Чрезмерные инвестиции в своё тело, желание быть вечно молодым, красивым, с идеальными пропорциями в превосходных нарядах — всё это вклад в себя ради оценки других. Когда юноша увидел своё отражение в реке, то наклонился, чтобы поцеловать его, но свалился и утонул. На этом месте вырос прекрасный, стремящийся к тёплому солнцу, нежно-хрупкий, как Эго нарциссического типа личности, холодной красоты цветок — нарцисс. Стремясь привлечь к себе внимание и получить положительную оценку Нарцисс тратит всю энергию на это, не в силах перенести отвержение.

«Достоин своей любви только я, но и себе не отвечу взаимностью» — вот проклятие богини любви Афродиты, от которого страдает нарцисс. Переполненный ненавистью, а не любовью к себе, меряя крайностями, он вынужден окружать себя свитой поклонников (подражающими влюблёнными нимфами Эхо). Короля делает свита. Не способный видеть, чувствовать и осознавать себя, ему постоянно нужно отражение. Похвалили и восхитились сегодня — я самый прекрасный и на вершине блаженства, а завтра недооценили — я полное ничтожество и на дне чёрной печали.

По сути нимфа Эхо также страдает нарциссизмом, влюбляясь в романтический образ, который сама же и спроецировала на юношу Нарцисса. Но нарциссизмом может страдать и мужчина и женщина. Сам нарцисс всегда создаёт вокруг себя флёр шарма и обаяния, стремясь завоевать признание и любовь окружающих. Имитация, копирование и подражание — в этом нарциссизм Эхо. Идеализированный в фантазиях, он является спасением для её обесцененной самости. Ею движет желание слиться с партнёром, чтобы присвоить его качества превосходства и величия, приподняв тем самым её самооценку. Сильная зависимость от мнения окружающих выражается в потребности играть роли, носить маски и желании соответствовать их ожиданиям. «Как на меня посмотрят», «что обо мне подумают», «а вдруг меня отвергнут» - такие мысли постоянно в зоне внимания. Чувства стыда и вины, гордыня и заносчивость, тревога и меланхолия — постоянные спутники нарциссов.

Над нимфой Эхо тяготело проклятие богини Геры за излишнюю болтливость и обман. В наказание она была изгнана и лишена языка, оставив возможность только повторять последние слоги слов за кем-либо. Не имея опоры на своё Я нарциссы оттачивают мастерство подражания. Копирование и присваивание себе чужого, выдавая за своё мнение где-то услышанное или позаимствованное — всё это от скудности внутренного мира Я. В отсутствие своего мнения, в стыде и страхе отвержения вместе с горделивым ощущением своего навыка копирования, (ведь это единственное, что у неё есть), несёт своё несчастное существование Эхо. «А король-то голый» (с).

Застывший в вечной юности, нарцисс является символом весны, смерти в юности, сна и возрождения. Цветок быстро увядает и в этом его влечение к смерти. Древние греки изображали его на надгробиях, символизируя метафору, что смерть есть сон. И ведь действительно, если вдуматься, то зацикленный исключительно на себе, на своём превосходстве и ничтожестве, отчуждённый от своего Я, нарцисс не живёт, он погружён в сон в своём стремлении к совершенству. Название цветка перекликается со словом «наркоз», в греческом языке имея один корень, что означает «нечувствительность». Не чувствуя себя, не чувствуя эмоций других людей, но всецело зависящий от них, нарциссу для выживания так важны власть, контроль и управление. Ставя в зависимое положение других от себя, манипулируя, есть шанс контролировать их и справляться с тревогой. Властвуя, требуя полного подчинения себе нарцисс не допускает критики, желая получить исключительное одобрение своим поступкам.

Нарцисса тяжело и больно любить, будь то дружеские отношения, любовные или родственные связи. Он не способен на взаимность, деспотичен, безразличен и не имеет жалости, холодно и жестоко игнорируя чувства другого. Используя в своих интересах и жонглируя человеческими судьбами как заблагорассудится, ведь значимого Другого для нарцисса нет, люди - функция, выполняющие свою роль для удовлетворения потребностей нарцисса. В мифе в Нарцисса влюбился юноша Аминий. Нарцисс бессердечно подал ему меч, чтобы тот убил себя. Обреченные сохнуть от любви, забывая о своих интересах, влюбленные в нарцисса также теряются по жизни, отвергая свою душу и плоть, как и Нарцисс, умерший от голода и страдания, бесконечно всматриваясь в своё отражение в реке.

В наказание за свою бессердечность гнев богов выражен в мести. Мстительность и обидчивость с отсутствием критичности мышления — метафора отчаяния в наказании богиней Немезидой за страдание отверженных молодых людей, влюблённых в нарцисса. Немезида — богиня возмездия услышала проклятия Аминия и мольбы отвергнутых нимф и повергла Нарцисса. Надменный нарцисс как будто мстит всем, кто его полюбит или отвергнет, говоря тем самым «Не нужна мне ваша любовь, вы недостойны меня». Обесценивая всех, спасаясь от любви бегством, как преступник, нанеся опережающий удар.

Весна, лето, осень, зима, и снова весна — цикл времён, который не проживает нарцисс. Не принимая свой возраст, откладывая дела на потом, нарушая границы, обещания и сроки, постоянно пребывая в мечтах о лучших временах, когда будет достигнут идеал, не замечая никого и ничего вокруг — в этом бесконечная весна и юность нарцисса и бесчувственность течения времени.

В мифе родители юноши Нарцисса обращались к прорицателю Тересию с вопросом о будущем ребёнка. Мудрец ответил, что Нарцисс проживёт до старости, если никогда не увидит своего лица. Метафора «увидеть своё лицо» означает увидеть себя, своё глубинное Я и способность трансформироваться через исследование своей души. Постоянно оглядываясь на публику, тщательно скрывая стыд своего несовершенства даже от себя, нарцисс не взрослеет психоэмоционально, оставаясь всегда в душе незрелым и по-детски хрупким. Влюблённый не в себя, а в своё отражение нарцисс совсем не знает своего внутреннего мира, когда-то получив прививку от любви. Потребность быть значимым и хорошим, при постоянном ощущении себя никем и плохим — постоянные качели, где нет самоощущения Я ЕСТЬ. Есть тело, есть работа, недвижимость, деньги — всё это функция для жизнедеятельности, а внутри лишь депрессия, пустота и эмоциональная дыра. Нарцисс как актёр, который так и не сыграл свою главную роль — быть собой, настоящим, живым, естественным и любящим кого-то, кроме себя.

Нарцисса нет без глаз других людей. Но что можно увидеть с позиции юношеского максимализма, да ещё и в течении реки? Изображение не чёткое, разрозненное, фрагментированое. Такое и самоощущение нарцисса с поверхностным искаженным знанием о себе и всемогуществом ребёнка. При всём своём стремлении к отвержению и обесцениванию людей, которые его полюбят, чувства одиночества, изоляции и отчуждённости живут бок о бок с потребностью прильнуть поближе к людям, чтобы лучше отразиться и иметь право на своё существование. «Мне так нужна была ваша близость, но она несёт только боль и разочарование, требуя постоянно её заслуживать» - обесценивающая песнь холодного цветка. «В детстве я так нуждался в любви и принятии, но получил лишь холодное отвержение от самых близких важных людей и скудную похвалу за достижения. Но я справился, я выжил благодаря только себе, я избранный, мои чувства принадлежат только мне и сколько в этом удовольствия!»

Помимо паталогического нарциссизма есть и здоровый нарциссизм. Всё дело в норме и наполненности им.

Являясь частью семейства амарилловых цветок нарцисс имеет ядовитые свойства. Одурманивающий аромат и ядовитые особенности луковиц способны вызывать отравление у животных различной степени. Гиппократ пытался лечить этим растением злокачественные опухоли. На данный момент, содержащиеся в нарциссах алколоиды, применяются для лечения радикулита и хронических воспалений лёгких. В народной медицине спектр применения полезных свойств нарциссов ещё более широк.

Так и с нарциссизмом. Патологический нарциссизм как злокачественная опухоль поражает личность и как яд отравляет всех, кто полюбит Нарцисса. Тогда как в здоровом нарциссизме —лекарство для души, в достаточном количестве любви к себе мы знаем свою внутреннюю суть и исцеляем свои душевные раны, не нуждаясь в постоянном отражении других. Позволяя себе просто быть собой, без наносного и без чрезмерной опоры на мнение окружающих. И жизнь продолжается в здоровой любви к себе, своим близким и к жизни.

Миф о Нарциссе сам по себе является замечательным примером мифологии Древней Греции, и не может оставить равнодушным даже искушенного читателя. Приведенная версия, правда, относится к позднему периоду Древнего Мира и принадлежит древнеримскому поэту Овидию Назону, написавшего свои знаменитые «Метаморфозы» (между 2 и 8 годами нашей эры) — великий поэтический труд, изложенный в пятнадцати книгах. Миф о Нарциссе можно найти в Третьей Книге «Метаморфозов», и он особенно прекрасен благодаря многочисленным деталям, которые отсутствуют в других мифах, ну и разумеется, благодаря своей глубоко чувственной форме. Именно на эту версию мифа опирается Натан Щварц-Салант, известный американский юнгианский аналитик в своей знаменитой книге «Нарциссизм и трансформация личности». Я считаю, что эта книга должна быть в библиотеке у каждого, кто всерьез интересуется терапевтическими аспектами работы с нарциссическими клиентами.

Для того, чтобы погрузится в миф, я советую прочитать его по крайней мере трижды. Первый раз, чтобы получить общее представление о трагической судьбе юноши Нарцисса. Во время второго прочтения, я рекомендую погрузиться в переживание чувств героев и уделить время для визуализации текста, и лишь при третьем прибегнуть к психологическому анализу, используя краткую информацию о феномене нарциссизма из предыдущего материала и ваших знаний о нем. Вы всегда сможете вернуться к строкам этого замечательного текста, чтобы сопоставить какие-то прозрения, примеры и ассоциации с этим вечно живым мифологическим сюжетом.

Миф начинается с восхваления слепого прорицателя Тиресия:

Он, известный и в ближних селениях, и в дальних городах всей Беотии, давал ответы пришедшим к нему людям, и никто никогда не пожалел о том, что попросил у него помощи.

Первой, кто встал на путь изреченной им истины, была нимфа Лириопа, которой однажды овладел речной бог Кефисс, окружив ее со всех сторон водой своего потока. Когда пришло время, у беотийской нимфы появился на свет младенец, которого нимфа могла полюбить даже ребенком. Она дала ему имя Нарцисс. Когда мать Нарцисса спросила Тиресия, доживет ли ее дитя до преклонного возраста, великий прорицатель дал ей такой ответ: «Да, если он никогда не увидит своего лица». Тогда ей показалось, что эти слова ничего не значат. Но все, что произошло потом, подтвердило содержащуюся в них истину: и то, что с ним произошло потом, и то, как он умер, и овладевшую им безрассудную страсть. Достигнув шестнадцати лет, Нарцисс мог считаться и мальчиком, и мужчиной. Много юношей и девушек добивались его любви, но, гордый своим стройным телом, Нарцисс был так холоден, что ни один влюбленный в него юноша и ни одна влюбленная девушка не тронули его сердце. В один прекрасный день Нарцисс отправился ставить ловушки на оленей. За ним по пятам последовала нимфа по имени Эхо, голос которой можно было услышать только в повторении чужих криков; но он сразу исчезал, как только начинали говорить другие или же когда обращались непосредственно к ней.

До сих пор у Эхо был не только голос, но и тело. Но, несмотря на свою болтливость, она не могла говорить все, что хотела, а лишь повторяла последние слова из всего множества слов, которые слышала. Так Юнона отомстила Эхо за ее болтливость: часто, когда Юпитер развлекался со своими любовницами-нимфами у себя высоко в горах, Эхо отвлекала его жену Юнону длинными историями, позволяя горным нимфам убежать и скрыться от ее ревнивых глаз. Узнав об этом, Юнона сказала Эхо: «Твой обманувший меня язык будет меньше болтать, когда станет покороче и тем больше получит наслаждение, тем меньше будет говорить». Так все и получилось. И все-таки Эхо могла повторять последние фразы услышанной речи и возвращала обратно последние услышанные ею слова.

И вот теперь, увидев Нарцисса, бродившего по лесной чаще, она воспламенилась любовью и украдкой последовала за ним. Чем больше она к нему приближалась, тем сильнее в ней разгоралось пламя любви, подобно тому, как горит на конце факела липкая сера, которая вспыхивает сразу, как только ее подносят к огню. О, как долго она пыталась приблизиться к нему с чарующей речью, как ей хотелось умолить юношу полюбить ее! Но над ней тяготел запрет Юноны, к тому же она не могла обратиться к нему первой. Но Эхо была готова ждать, пока заговорит Нарцисс, и вернуть ему все, что он ей скажет.

Наконец юноша увидел, что отстал от своих спутников, и тогда он закричал: «Есть кто-нибудь здесь?» — «Здесь!» — ответила Эхо. Изумленный, он оглянулся вокруг и закричал громким голосом: «Приди!» — «Приди!» — отозвалась ему Эхо. Он посмотрел назад, но никого не увидел, и тогда закричал снова: «Почему ты бежишь от меня?» — и опять услышал в ответ собственные слова. Обманутый неизвестным голосом, он остановился и крикнул: «Пойдем со мной!». Эхо радостно закричала: «Пойдем со мной!» — и выскочила из своего укрытия, чтобы обвить руками шею Нарцисса и крепко сжать его в объятиях. Но, увидев, как приближается Эхо, он побежал прочь от нее со словами: «Руки прочь! Не нужны мне твои объятия! Я скорее умру, чем лягу с тобой!» — «Лягу с тобой!» — повторила она, и на этом все закончилось.

Отвергнутая нимфа скрылась в лесной чаще, пряча в листве горящее от стыда лицо, и всю оставшуюся жизнь провела одна в горных пещерах. Но хотя ею пренебрегли, любовь все еще жила в ней и даже росла вместе с ее скорбью. Бессонные бдения Эхо привели ее к полному истощению; она стала изможденной, морщинистой, а со временем ее тело совсем растворилось во влажном воздухе. От нимфы остались только кости и голос, а затем — только голос; говорят, что ее кости превратились в камни. Эхо прячется в лесах, ее больше не видно на горных склонах, но каждый может услышать ее голос, в котором она продолжает жить.

Так Нарцисс посмеялся над нею, как насмехался над другими горными и морскими нимфами и над своими товарищами-юношами. Наконец, один из них, презираемый Нарциссом, подняв к небесам руки, взмолился: «Пусть впредь он будет любить только самого себя и никогда не получит того, что любит!» Богиня Немезида услышала эту отчаянную мольбу. Неподалеку находился водоем с чистой серебряной водой. К этому водоему пастухи никогда не пригоняли стада. К нему не спускались козы, которые паслись на горных склонах. Его поверхность никогда не тревожили коровы, птицы, дикие животные и даже ветви, в тени которых он покоился. По берегам его росла трава, тянувшая из него воду, и находившаяся неподалеку рощица никогда не страдала от солнечного зноя. Привлеченный прелестью этого места, утомленный жарой и погоней юноша прилег на берегу, чтобы отдохнуть и напиться воды.

Чем больше он старался утолить свою жажду, тем сильнее она становилась. Когда он стал пить из ручья, то увидел на поверхности воды прекрасное отражение. Он влюбился в свою несбыточную надежду и поверил в то, что она сбудется, хотя она была только его тенью. В безмолвном изумлении Нарцисс смотрел на свое отражение, оставаясь лежать, подобно статуе, высеченной из парианского мрамора. Лежа на берегу, он любовался своими глазами, подобными двум сияющим звездам, своими локонами, достойными самого Бахуса и самого Аполлона, своими нежными щеками, шеей цвета слоновой кости, благородной красотой своего лица, румянцем, который от смущения выступил на его белоснежной коже: короче говоря, он обожал все это, обожая самого себя.

Завороженный, он желал самого себя; он воздавал хвалу, и предметом его восхвалений был только он сам; он долго искал, и объект его вожделений нашел его самого; он зажигал любовь в других, а теперь сам загорелся любовью. Сколько напрасных поцелуев он посылал пустому бассейну? Сколько раз он опускал в воду руки в стремлении обнять свое отражение, которое видел, и всякий раз его объятия оставались пустыми? Он не имел никакого понятия о том, что видел, но то, что он видел, воспламеняло его любовь, очаровывало его и смеялось ему в глаза. О, бедный маленький глупыш, зачем ты напрасно мучаешься, стараясь обнять ускользающий от тебя образ? То, что ты ищешь, сейчас находится здесь, но едва ты отвернешься, твой любимый образ исчезнет. То, к чему ты так стремишься, — всего лишь тень твоего отражения, в которой нет ничего реального. С тобой она пришла, с тобой она остается, с тобой она и уйдет, если, конечно, ты вообще сможешь уйти.

Так, лежа на берегу ручья, он не знал ни сна, ни отдыха и не думал о еде; распростершись в прибрежной тени, он пожирал глазами свое отражение и никак не мог на него насмотреться, пока совсем не лишился сил. Чуть приподнявшись, он повернулся к деревьям, раскинул руки и закричал: «О, лесные чащи, неужели у кого-нибудь на свете любовь была более жестокой, чем у меня? Может быть, в прошлом — вы ведь помните все, ибо живете века, — был еще кто-то, испытавший подобные страдания? Я очарован тем, что вижу; но то, что очаровало меня и чего я ищу, я никак не могу найти, и это видение приковало к себе мою любовь. И умножает мою скорбь то, что разделяет нас не огромный океан, не дальняя дорога, не горные перевалы, не городские стены с наглухо запертыми воротами, а прозрачная поверхность водной глади.

Он, находящийся там, сам жаждет моих объятий. Ибо лишь только мои губы устремляются к сверкающей воде, он поворачивается ко мне лицом и его губы ищут встречи с моими. Вам, наверное, кажется, что к нему можно прикоснуться -так мало разделяет наши любящие сердца! Кто бы ты ни был, приди ко мне! О, одинокий юноша, почему, почему ты избегаешь меня? Куда ты исчезаешь, когда я к тебе приближаюсь? Мое стройное тело и мои годы совсем не такие, чтобы их стесняться: в меня влюблялись многие нимфы. Твой дружелюбный взгляд дарит мне какую-то надежду, и когда я раскрываю тебе объятия, ты в ответ раскрываешь мне свои. Когда я улыбаюсь, ты улыбаешься мне, и когда я рыдаю, по твоим щекам бегут слезы. На мои кивки ты отвечаешь кивками, и по движению твоих сладостных губ я могу прочитать ответ на мои слова, хотя ни одно из них не достигает моих ушей. О, я — это он! Я чувствую это, и теперь я узнал свой собственный образ; я сам зажигаю пламя и сам же от него страдаю. Что же мне делать? Должен ли он добиваться меня или я сам должен добиваться его? Зачем вообще добиваться? Я имею все, что желаю; все богатство, которое у меня есть, делает меня нищим. О, если бы я мог отделиться от своего тела! И хотя моя мольба звучит очень странно для влюбленного, я хотел бы, чтобы мой возлюбленный исчез с моих глаз! А сейчас мои силы съедает печаль; мне осталось жить совсем недолго, и жизнь для меня уже не мила. Я не боюсь умереть, ибо смерть избавит меня от несчастий. Я бы хотел, чтобы он, мой возлюбленный, продолжал жить дальше, но будет так, как должно быть: мы умрем вместе, на одном дыхании».

С этими словами он, полубезумный, вновь повернулся к своему отражению. Его слезы капали в воду, ее поверхность покрылась рябью, и на какое-то время в ручье исчезло его отражение. Тогда он вскричал: «О, жестокосердный, зачем ты покидаешь меня? Оставайся со мной, не бросай в одиночестве того, кто так тебя любит! По крайней мере, так ты останешься моим, чтобы я мог хотя бы смотреть на тебя, не имея возможности к тебе прикоснуться, и, глядя на тебя, мучиться от жгучей страсти».

Полный скорби, он разорвал на себе тунику и бил себя в истощенную грудь мертвенно-бледными руками. Под ударами его грудь стала красной: так яблоко, с одной стороны белое, с другой может быть ярко-красным или гроздь еще не созревшего винограда уже может иметь пурпурный оттенок. Когда поверхность воды успокоилась и стала гладкой, он вновь увидел свое отражение и был уже не в силах это перенести. И, как желтый воск тает от мягкого тепла, как морозный иней исчезает под лучами утреннего солнца, так и опустошенного любовью юношу медленно пожирал внутренний огонь. Исчезли красно-белые краски, иссякли все его силы и вся энергия, исчезло все, что когда-то доставляло ему радость, очень мало осталось от того стройного тела, которое когда-то так привлекало Эхо. Но, увидев его таким, все еще полная гнева и не забывшая ничего, она его пожалела, и при каждом вздохе бедного юноши, при каждом ударе в грудь она возвращала ему эти звуки скорби. Он бросил взгляд на столь желанный ему ручей и промолвил, испуская последний вздох: «Тщетна была моя любовь. Прощай, мой возлюбленный!» — и все, что его окружало, вторило его словам. И когда он сказал: «Прощай!» — «Прощай!» — повторила за ним Эхо. Некогда гордая голова Нарцисса опустилась на зеленую траву, и смерть закрыла ему глаза, которые когда-то были его украшением. Но его останки все еще продолжали смотреть на свое отражение в стигийском бассейне. Его сестры-наяды били себя в грудь и рвали на себе волосы в знак скорби о своем умершем брате. Дриады бормотали горькие причитания, а Эхо возвращала им скорбные звуки. Они стали готовиться к погребальному пиру, зажгли факелы и принесли похоронные носилки, но нигде не могли отыскать его тело. На месте, где умер Нарцисс, нашли цветок с желтой сердцевиной и белыми лепестками.

Эта нашумевшая в округе история принесла заслуженную славу прорицателю во всех греческих городах, и везде с почтением произносили имя Тиресия.

Миф

Согласно Овидию, в него были влюблены многие юноши и девушки, но он отвергал их. Тогда они воззвали к Немесиде , и та вняла их просьбам. По одному из рассказов, Аминий, один из отвергнутых влюбленных, покончил с собой перед домом Нарцисса, прося божество о мести .

Во время охоты он увидел в реке своё отражение, влюбился в самого себя, не смог с ним расстаться и умер от голода и/или страдания. Когда пришли за его телом, его там не было, но на том месте, где оно должно было быть, вырос цветок нарцисс , его сестры-наяды оплакали его .

Источник Нарцисса показывали в местности Донакон (Тростниковое ложе) на земле феспийцев. Умер у источника. По другому сказанию, у него была сестра-близнец, в которую он влюбился и, когда она умерла, стал ходить к этому источнику и утешился .

Имя Нарцисса стало нарицательным и символизирует гордость и самовлюблённость.

Согласно одному из античных толкователей, близких платонизму , Нарцисс увидел «в текущей природе материи свою собственную тень, то есть внутри материи - живое существо, которое является последним образом истинной души, и постаравшись обнять эту душу как свою собственную (то есть, возлюбив живое существо ради него самого), он задохнулся, утонув, как если бы погубил истинную душу » .

Примечания

См. также

Ссылки

  • Николай Кун: Легенды и мифы Древней Греции . Архивировано
  • Р. Грейвз. Мифы Древней Греции . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
  • Паскаль Киньяр. Нарцисс . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. // Киньяр П. Секс и страх: Эссе: Пер. с фр. - М.: Текст, 2000, с. 130-140
  • New light on the Narcissus myth: P.Oxy. LXIX 4711 . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Заумь
  • Нарцисс

Смотреть что такое "Нарцисс (мифология)" в других словарях:

    Нарцисс - Нарцисс: В Викисловаре есть статья «нарцисс» Нарцисс (растение) род однодольных растений семейства Амариллисовые. Нарцисс (мифология) персонаж древнегреческой мифологии, сын речного бога Кефиса, влюбившийся в своё отражение.… … Википедия

    НАРЦИСС - (лат. narcissus). 1) у древних имя человека, обладавшего такою красотою, что, увидя себя в зеркале, влюбился в самого себя. От этой безнадежной любви он погиб, и из крови его вырос цветок, названный его именем. Отсюда, как общее назв.: пустой… … Словарь иностранных слов русского языка

    Нарцисс в мифологии

    Нарцисс, в мифологии - (Νάρκισσος) красивый юноша из Фестий или Лакедемона, сын реки Кефисса и нимфы Лейриопы. На вопрос, какова будет судьба мальчика, Тиресий ответил Лейриопе, что он достигнет старости, если не увидит сам своего лица. О смерти Н. мифология сохранила… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ - Сущность Г. м. становится понятной только при учёте особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой общины и в мифе обобщавших всё многообразие человеческих отношений и природных явлений. Г. м.… … Энциклопедия мифологии

    Греческая мифология - сведения о Г. м. дошли до нас в огромном кол ве памятников письменной лит ры: худож. и науч. Основными источ. изучения Г. м. явл. «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Миф у Гомера излагается как объектив. явление, сомнения в реальности к рого у… … Древний мир. Энциклопедический словарь

    Мифы Беотии - Содержание 1 Введение 2 Топонимы 3 Фивы 3.1 Царские династии … Википедия

    Флора древнегреческой мифологии - Изучению растительного кода мифа и связанных с ним систем классификации посвящена большая литература. В нижеследующем перечне систематизированы данные греческой литературы, относящиеся не только к грекам, но и к другим народам. Содержание 1… … Википедия

    Пигмалион - У этого термина существуют и другие значения, см. Пигмалион (значения). Франц фон Штук. «Пигмалион» Пигмалион (др. греч … Википедия

Никто не может противиться воле прекрасной богини Афродиты. Она может щедро одаривать счастьем, а может и наказать жестоко. До сих пор люди помнят и передают друг другу печальную историю, которая случилась с юным Нарциссом, сыном речного бога Кефисса и нимфы Лириопы. С младенческих лет Нарцисс восхищал всех своей изумительной красотой. Родители его знали, что не всегда красота приносит счастье людям, и обратились к прорицателю Тиресию, чтобы он сказал им, что ожидает их ребенка в будущем и как долго он будет жить на свете.
Посмотрел мудрый Тиресий на прекрасного малыша и сказал:
– Ваш сын может прожить до глубокой старости, но только в том случае, если он никогда не увидит своего лица.
Удивились родители маленького Нарцисса такому странному ответу, они ничего не поняли, поэтому долго смеялись над пророчеством старого Тиресия и решили не обращать внимания на его пустые слова.
Прошли годы, Нарцисс вырос и превратился в стройного прекрасного юношу. Молодые нимфы гурьбой бегали за ним, пытались привлечь его внимание. Но никого не любил Нарцисс, он уже привык, что все восхищаются только им, а сам оставался холодным и безразличным.
Однажды, когда во время охоты он загонял в сети трепетных оленей, увидела его юная нимфа Эхо. Она спряталась в лесной чаще и с восторгом смотрела на Нарцисса. До чего же прекрасен был этот юноша! Как ей хотелось заговорить с ним! Но в том-то и была ее беда, что она не могла этого сделать. Когда-то великая богиня Гера наказала ее за то, что она сообщила Зевсу о приближении Геры в то время, когда он развлекался с нимфами. Великая богиня рассердилась на Эхо и прокляла ее:
– Пусть твой язык власть потеряет свою и голос твой станет коротким, – сказала она провинившейся нимфе. С тех пор юная Эхо разучилась разговаривать, и теперь она умела повторять лишь то, что услышит, и то только последние слова.

В погоне за оленями Нарцисс забрел в самую глубину леса, он отстал от своих спутников и растерянно оглядывался по сторонам. Вдруг ему показалось, что в лесной чаще промелькнула какая-то тень, и послышался шелест чьих-то осторожных шагов.
– Эй, здесь кто-нибудь есть? – крикнул юноша.
– Есть! – повторила, откликаясь, звонкая Эхо.
– Почему же ты прячешься, где же ты? – крикнул снова удивленный Нарцисс.
– Ты? – тоже спросила невидимая Эхо. Нарцисс подумал, что это кто-то из его товарищей решил пошутить с ним.
– Иди сюда, здесь мы встретимся, – позвал юноша.
– Встретимся, – радостно согласилась Эхо. Выбежала счастливая нимфа из своего укрытия и бросилась навстречу Нарциссу, протягивая к нему руки. Но Нарцисс, как только увидел девушку, нахмурился и крикнул ей презрительно:
– Убери свои руки, я лучше умру, чем останусь с тобой!
Не знала юная нимфа, куда деваться от стыда, она закрыла лицо руками и бросилась в чащу леса. Убежала несчастная Эхо далеко в горы и стала жить там одна в пещерах. Иногда она спускалась вниз и бродила по лесу.
Уже и времени много прошло с тех пор, но не могла она забыть прекрасного Нарцисса, все больше и больше любила она жестокого юношу, и все больше росла в ней обида. Высохла Эхо от любви и горя, совсем истощилось ее тело, остался один только голос, по-прежнему чистый и звонкий. Никому теперь не показывается несчастная Эхо, только печально отзывается на любой крик.
А Нарцисс так и продолжал жить гордый и безразличный ко всему на свете. Многие прекрасные нимфы страдали от любви к нему. И вот однажды собрались они все вместе и взмолились к Афродите:
– Сделай так, великая богиня, чтобы и он полюбил безответно.
В ответ им послала Афродита на землю легкий ветерок. Он пролетел над поляной, где собрались юные нимфы, нежным крылом коснулся их пылающих тел, растрепал золотые кудри.
Наступила весна. Яркая, солнечная. Нарцисс все дни пропадал в лесу на охоте. Однажды юноша долго бродил по лесу, дичь ему в этот раз не попалась, но он очень утомился, и захотелось ему попить. Скоро юноша нашел ручей и склонился над его зеркальной поверхностью. Он хотел уже зачерпнуть чистой холодной воды, но вдруг застыл в изумлении. На него из прозрачной глубины ручья смотрело чье-то прекрасное лицо. Ему и в голову не пришло, что он увидел в воде свое отражение. Нарцисс не отрываясь смотрел на него, и чем дольше смотрел, тем больше оно нравилось ему.
– Кто ты, прелестная незнакомка? – спрашивал он, наклоняясь над ручьем, – почему ты спряталась в ручье?
Прекрасное лицо тоже шевелило губами, но что оно говорило, Нарцисс не слышал.
– Выйди же из воды, любимая, – умолял он свое отражение и манил его рукой, – неужели не видишь ты, как я страдаю?
Прекрасная незнакомка тоже манила его, протягивала руки и смеялась, когда смеялся он. Нарцисс склонился к самой воде и хотел поцеловать свою любимую, но только холодной воды коснулись его губы. Вода в ручье задрожала, сморщился и расплылся прекрасный образ.
Нарцисс присел на берег ручья и задумчиво смотрел в его глубину. Снизу, так же задумчиво, смотрело на него чудесное лицо. И вдруг страшная мысль пришла ему в голову. Он даже вздрогнул от неожиданности. Неужели это его лицо смотрит на него с зеркальной поверхности ручья?
– О горе! Не полюбил ли я самого себя? Ведь это же свое отражение я вижу в воде. В таком случае мне незачем жить. Уйду я в царство мертвых, и тогда окончатся мои муки.
Весь иссох Нарцисс, уже последние силы покидают его. Но он все равно не может отойти от ручья, не может не смотреть на свое отражение.
– О великие боги! Как же жестоко наказан я, – заплакал от горя страдающий юноша, и слезы его упали в прозрачную воду. Пошли круги по ее чистой поверхности, пропал прекрасный образ, и Нарцисс со страхом воскликнул:
– Не оставляй меня, вернись, дай мне еще полюбоваться тобой!
Успокоилась вода, и опять несчастный юноша не отрываясь смотрит на свое отражение, страдая от своей страшной любви.
Страдает, глядя на него, и нимфа Эхо. Она, как может, помогает ему, как может, разговаривает с ним.
– О горе, – восклицает Нарцисс.
– Горе, – отвечает Эхо.
– Прощай, – слабеющим голосом восклицает измученный юноша.
– Прощай, – печально шепчет Эхо. – Прощай, – теряется в глубине леса ее затухающий голос.
Так и умер Нарцисс от горя. Улетела его душа в царство теней, но и там, в подземном царстве Аида, сидит он на берегу священного Стикса и печально смотрит в воду.
Горько плакала Эхо, когда узнала о смерти Нарцисса, и все нимфы оплакивали этого гордого и несчастного юношу. Они вырыли могилу в лесной чаще, где он любил охотиться, но когда пришли за телом, не нашли его. На том месте, где в последний раз склонилась голова юноши, вырос белый душистый цветок, прекрасный, но холодный цветок смерти. Назвали его нимфы нарциссом.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...