Архитектура Древней Греции. Классический период

Храм в греческой античности был домом Бога, зданием, где располагалась статуя одного или нескольких богов, а не место собрания верующих, как в христианском мире. Это показывает существительное различие в значение слова - «храм», «наос», которое происходит от глагола «NAIO» (= жить).

Статуя помещалась в задней части храма, на продольной оси. Верующие собрались за пределами здания храма, где был алтарь для жертвоприношений и существовал обряд поклонения. Эта базовая функциональная особенность греческого храма имеет важное значение для понимания архитектуры, и есть доказательство того, что храмы были задуманы для статуй, который помещались в них.

Парфенон

Афинский Парфенон

Парфенон - самый красивый памятник Афинского государства.

Строительство началось в 448/7 г. до н.э. и открытие состоялось в 438 г. до н.э. Его скульптурное оформление было завершено в 433/2 г. до н.э.

По словам источников, зодчим был Иктинос, Калликрат и, возможно, Фидий, который также отвечал за скульптурное оформление храма.

Парфенон - один из немногих мраморных греческих храмов и один дорический со всеми его скульптурными метопами.

Многие части скульптурного декора были расписаны красным, синим и золотым цветами.

Долина греческих храмов

Известная «Долина греческих храмов» расположена в южной части Италии, в области Агридженто.

Комплекс насчитывает 10 храмов, аналогов которым нет даже в самой Греции.

Долина объявлена объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храм Гефеста

Храм Гефеста

Храм Гефеста - один из самых сохранившихся древних греческих храмов. Он был посвящен богу Гефесту и расположен в районе Тисея.

Храм Гефеста стал доступен для общественности в рамках археологических раскопок Древней Агоры.

Храм был построен на холме Древней Агоры. Это дорическое сооружение, окруженное колоннами, построенное, возможно, по проекту архитектора Иктина. Здание имеет 13 колонн на каждой стороне и 6 с торцов. Хорошо сохранились не только колонны, но и крыша.

Храм Посейдона в Пестуме

Посейдония была древнегреческой колонией на юге Италии в регионе Кампания, которая расположена в 85 километрах к юго-востоку от Неаполя, в современной провинции Салерно, недалеко от берегов Тирренского моря.

Латинское название города было Pestoum (Пестум). Главные достопримечательности этой местности - три больших дорических храма: храм, посвященный Гере и Афине.

Храм Геры является старейшим храмом в Посейдонии и принадлежит к 6-му веку до н.э. Рядом с этим храмом и второй храм, посвященный Гере, построенный в 5 веке до н.э. В 18-м веке считалось, что храм был посвящена Посейдону. На самой высокой точке города находится храм Афины, построенный около 500 г. до н.э. Ранее ошибочно считали, что он был посвящен Деметре.

Храм в древнем Сегесте (Эгесте)

В древнем Эгесте (Сицилия) восхищает дорический храм 5-го века до нашей эры, возведение которого после установки колоннад было без причины остановлено. Сегодня он стоит в одиночестве, на окраине очаровательного поселения, и является образцом строительных идей того времени.

Храм Аполлона Эпикурийского в Бассах

Храм Аполлона Эпикурийского в Бассах. Фото с сайта - www.radioastra.tv

Храм Аполлона Эпикурийского в Бассах является одним из величайших и наиболее внушительных сооружений древности.

Храм возвышается на высоте 1130 метров над уровнем моря, в центре Пелопоннеса, в горах между Илия, Аркадия и Мессини.

Храм был возведен во второй половине 5-го века до н.э. (420-410 до н.э.), возможно, Иктином, архитектором Парфенона.

Храм Аполлона Эпикурийского в Бассах. Фото с сайта - www.otherside.gr

Храм Аполлона Эпикурийского - хорошо сохранившийся памятник классического периода. Он был первым древним памятником Греции, который внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1986 году. Часть фриза храма сломана в 1814 году и выставлена в Британском музее в Лондоне.

Эрехтейон

Эрехтейон был священным местом всего Акрополя. Здание из мрамора - яркий пример зрелого ионического ордера.

Храм посвящен Афине, Посейдону и афинскому царю Эрехтею. Он расположен на месте спора Афины и Посейдона за обладание Аттикой и являлся хранилищем святых древностей.

Он имел два входа, с севера и востока, которые были оформлены ионическими портиками. Южное крыльцо здания - самое известное.

Кариатиды

Вместо колонн оно имеет шесть женских статуй, кариатид, которые поддерживают крышу.

В 1801 году британский посол лорд Элджин вывез одну из кариатид Эрехтейона в Британию.

В настоящее время она, вместе с фризом Парфенона, находится в Британском музее. Остальные статуи заняли свои места в новом Музее Акрополя, а под открытым небом находятся их копии.

Храм Зевса в Кирини

Храм Зевса в Кирини

Кирини в древности была греческой колонией в Северной Африке.

Основанная в 630 г. до н.э., она взяла свое название от источника Кириш, который был посвящен Богу Аполлону. В 3-м веке до нашей эры, в городе была основана философская школа Кирини от Аристиппа, ученика Сократа. Город, расположенный в долине Джебел Ахдар, дал восточному региону Ливии название Киринаики, который существует до сегодняшнего дня.

Кирини с 1982 года входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В городе сохранились древние памятники: храм Аполлона (7 век до н.э.), храм Деметры и храм Зевса, который был частично разрушен по приказу Муаммара Каддафи в 1978 году

Рассказать об архитектуре Древней Греции кратко, самое главное — значит описать планировку городов, периоды развития и стили. Далее, выделить самое главное в каждом периоде и изложить простыми словами. Что и сделано для Вас в статье. Плюс примеры с фотографиями, чтобы было понятней о чём речь. В последнем абзаце — выжимка. Кто очень спешит — сразу туда.

Принцип строительства городов или греческая мифология и её отражение в архитектуре

Архитектурный облик Древней Эллады отражает мифы народа, жившего на её территории. В мифологии Древней Греции боги обитали на горе Олимп. А у подножия жили обычные люди. По такому же принципу строились города (полисы).

Где и как жили простые смертные?

Вокруг природного или насыпного холма строили нижний город. Ремесленники одной профессии жили компактно в кварталах. В центре всегда была торговая площадь, где они решали хозяйственные и административные вопросы, собираясь вместе. Место это называлось агора.

Вокруг агоры строили общественные здания для совета общины (булевтерии) подобно современной мэрии. Для торжественных мероприятий строили пританеи. Всякого рода развлекательные клубы (лесхи), театры, стадионы, парки располагались здесь же.

Гимназии и спортивные школы (палестры) имели большие комплексы находились неподалёку.

Где и как отдыхали боги?

На холме, окружённом городом, возводили храм для бога-покровителя. Как правило холмы имели и защитную функцию: их хорошо укрепляли на случай войны. Назывались такие холмы - акрополи.

Храм Афайи на острове Эгина в Сароническом заливе

Самыми могущественными городами-государствами в тот период являлись Афины, Спарта, Фивы и Коринф. Они как сотрудничали, так и воевали между собой.

Архитектура архаики: греческая ордерная система

К этому периоду относят VIII – VI вв до н.э.. Это времена, когда

  • впервые провели олимпийские игры,
  • Гомер написал «Иллиаду» и «Одиссею»,
  • греки захватили Сицилию, южную Италию и Фракию.

Достижениями греческого зодчества архаического периода считается создание и последовательное применение ордерных принципов. Ордер — это стоечно-балочная система, состоящая из

  • вертикальных колонн и пилястр и
  • горизонтальных перекрытий (антаблемент).

Слово это произошло НЕ от «ордена», а от латинского ORDO — строй, порядок. Возник этот принцип, как важный элемент архитектуры общественного здания.

Дорический ордер и его брутальность

В начале периода архаики использовался дорический ордер. Название своё получил от живших на северных территориях греческой метрополии дорийских племён.

Храмы тяжеловесны и приземисты, колонны, простые, мощные, немного утолщенные (Мужественные). Верхняя часть колонны – капитель – образуется двумя каменными плитами (нижняя круглая, верхняя квадратная). Вертикальные желобки вдоль создают устремленность вверх.

По всему периметру храма тянется полоса украшений – фриз. На узких сторонах храма под крышей образуются треугольники — фронтоны, которые украшали скульптурами. Когда-то были разукрашены в красный и синий цвет, но краски осыпались и теперь храмы белые.

Несущие конструкции храмов (колонны и архитравы) не раскрашивались.

Это подтверждают раскопки

  • храма Геры в Олимпии,
  • храма Афайи (Афеи) на острове Эгина в Сароническом заливе и другие.

Ионический ордер: храм богини Артемиды

Ионический ордер характеризуется легкостью в пропорциях, декоративностью и изяществом. Он сформировался под влиянием культуры Востока в богатых торговых городах островной и малоазийской Греции. Начали использовать его в конце архаического периода наряду с дорическим.

Наиболее известен храм Артемиды, всегда юной богини охоты и женского целомудрия, дающей счастье в семейной жизни (архитекторы Херсифон и Метаген) в Эфесе, выстроенный в конце VI в. до н.э. — одно из 7 античных чудес . В настоящее время — это город Сельчук на юге турецкой провинции Измир.

Руины храма Артемиды в Эфесе и модель-реконструкция в парке Миниатюрк (Турция)

Большое внимание уделялось ландшафтному дизайну вокруг храма. В VI в до н. э. греческие зодчие добились крупных успехов и в создании архитектурных ансамблей.

Классический период: архитектура Древних Афин

Классический период относят к V веку до н.э.. Это время, когда жили философы

  • Софокл, Сократ, Демокрит, Платон и
  • великий целитель Гипократ, клятву которого и сегодня произносят врачи.

Принцип планировки городов сохраняется, но здания становятся более лёгкими и воздушными. Наиболее известным памятником классического периода является Афинский акрополь (фото кликабельно).

Афинский Акрополь

Как богиня Афина стала владычицей Аттики

Миф гласит, что покровительница воинов и ремесленников, богиня Афина воткнула в землю Аттики (область Греции) копьё. На этом месте выросло оливковое дерево, которое она подарила людям. Подарок так понравился, что её признали повелительницей, а столицу назвали её именем.

Расцвет греческой архитектуры начался в 5 в до н.э. и неразрывно связан с именем знаменитого государственного деятеля Перикла. Во время его правления были начаты грандиозное строительство в Афинах, а именно на укрепленном холме Акрополе.

Вверх на холм вела широкая мраморная лестница. Справа от нее на возвышении был поставлен небольшой изящный храм богине победы Нике. Через ворота с колоннами посетитель попадал на площадь. В центре высилась бронзовая статуя покровительницы города — богини мудрости Афины.

Главное сооружение Акрополя – храм, посвященный Афине – Парфенон. Он так же является отличным примером дорического стиля. Сохранились имена его создателей – Иктин и Калликрат. В храме стояла колоссальная статуя Афины, созданная Фидием.

Хоромы богини Афины

В 447 году до н. э. началась работа над Парфеноном, чтобы заменить старый храм, разрушенный персами в 480 до р.Х.. Парфенон, который мы видим сегодня, начался именно по приказу Перикла.

Дело поручили архитекторам Иктинуи Калликарту. Отделкой занимался Фидий. Их задачей было своим талантом воскресить силу, величие и могущество общеэллинской державы.

Весь храмовый комплекс был построен из белого мрамора. Парфенон, храм богини Афины, является главным и наиболее величественным.

Он признан величайшим достижением зодчих всех времён. Имеет более стройные и изящные пропорции, чем храм Зевса в Олимпии, но высотой не уступает ему.

Парфенон в Афинах: вид сегодня и реконструкция

  • Строгие спокойные формы,
  • золотая пропорция,
  • сверкающий на солнце белый мрамор колонн,
  • яркие краски -

всё вместе вызывало гордость, восторг и восхищение.

На входе в акрополь располагались Пропилеи, где находились картинная галерея (пинотека) и богатая библиотека. Пропилеи - это торжественный вход на территорию комплекса, служащий воротами.

Шик храма богини победы Ники

Обратите внимание на маленький Храм Ники (справа), расположенный на возвышенности к юго-западу от входа. Он был построен в ок. 420 до н.э. по проекту архитектора Калликрата в ионном порядке.

Ионический ордер проник на территорию Греции из области Ионийской Малой Азии. Колонны более нарядные и утонченные. Средняя часть капители напоминает закрученную латинскую букву I , разрезанную пополам – волютами.

Реконструкция Акрополя. Храм Ники справа.

Ряды колонн перед каждой из его узких сторон украшают рельефные фризы на верхней части стен. На них изображены боги (с восточной стороны) и сцены из битв.

С точки зрения его скульптурной композиции храм Ники был шикарный. Маленькое здание было украшено больше, чем любой ионический храм в истории греческой архитектуры.

Его декор состоял из пяти взаимосвязанных зон. Каждая драматически отражала тему афинской победы в битве. Крыши украшали сложные скульптурные группы из позолоченной бронзы. Фронтоны — сцены битвы.

На момент строительства это было необычно: фронтоны классических ионических зданий обычно не украшались.

Реконструкция фриза храма Ники (фото увеличивается).

Кариатиды Эрехтейона

Другой пример, где встречается ионический ордер — это своеобразный и сложный по плану храм Эрехтейон (примерно 406 — 421 до р.Х.). Храм известен, потому что он был асимметричен. Греческий стиль — это прежде всего симметрия. Частично такой проект объясняется тем, что строение находится на разных уровнях.

Говорят, что в этой части Акрополя были некоторые очень древние святилища. Одним из предназначений нового здания было объять их. Здесь хранились дары, приносимые в жертву богам.

На южном крыльце (самом известном) вместо типичных колонн крыша поддержана шестью статуями девиц — Кариатидами. На внешней стороне храма можно увидеть шесть ионических колонн на стороне восточного фасада.

Храм Эрехтейон в афинском Акрополе (юго-западная сторона)

Греческие архитекторы в период классицизма умело использовали пейзажный рельеф, в том числе для строительства

  • светских зданий,
  • торговых комплексов и
  • зрелищных арен.

Стадионы находились в естественных долинах. Зрительские места в театрах спускались со склонов гор к сцене (орхестре).

Легенда о возникновении Коринфского ордера

В классический период скульптор Каллимах из Коринфа изобрёл Коринфский ордер. Его отличие — более насыщенный декор (разновидность ионического ордера). По легенде, его прообразом стала корзина, обвитая листьями буйно растущего кустарника. Архитектор увидел её на могиле девушки.

Коринфский ордер называют «девичьим» или «юношеским»,
дорический — «мужественным» или «мужским»,
а ионический — «женственным» или «женским».

Коринфский ордер храма Зевса в Олимпии

В конце классического периода к дорическому и ионическому ордеру добавился коринфский.

Эллинизм: чудеса и открытия

Эллинистический период (IV – I века до н.э.) в архитектуре был отмечен псевдодиптерой - двойной колоннадой, внутренний ряд которой скрыт наполовину в стене. Автором этого открытия был Гермоген. Римляне переняли эту формулу и широко использовали в своей архитектуре.

Как греки обогатили Египет

Эллинизм знаменит ещё возведением круглых зданий. Сохранилось несколько построек такого типа в Эретрии, Олимпии, на острове Самофракия.

Но самым грандиозным считается стометровый Александрийский морской маяк (о. Форос).

Александр Македонский во время своих походов основал 17 одноименных городов. Но лишь один дожил до наших дней - Александрия в Египте. После смерти Александра город перешёл под власть фараона Птолемея.

Он и распорядился построить маяк, вошедший в список «7 чудес «. Целью его сооружения было облегчить путь мореплавателям в плохую погоду и ночное время.

Как Колосс Родосский пал дважды

Ещё одно «чудо» из списка было построено Харесом в виде гигантской скульптуры бога Гелиоса - Колосса Родосского . Простоял он около 50 лет на Родосе и был разрушен землетрясением.

Римский император Нерон стремился увековечить себя копией Колосса. Но и тот пал, а его имя с итальянским произношением « » перешло амфитеатру.

Древнегреческий стиль: угасание

Архитектура эллинизма стремиться к большей пышности:

  • колонны становятся еще более стройные,
  • канавки более углублённые,
  • коринфские капители более украшенными растительными мотивами с преобладанием листьев аканта.

Храмам стали уделять мало внимания. Богов забывали: строили в основном

  • общественные сооружения,
  • дворцы,
  • библиотеки,
  • амфитеатры,
  • обносили площади колоннадами.

Усилилось влияние других стилей, появилась эклектика.

Архитектура Древней Греции: кратко

  • Принцип градостроительства: боги — наверху, смертные — внизу.
  • 3 периода развития архитектуры:
    • архаический (VIII – VI вв до н.э.),
    • классический (V век до н.э.),
    • эллинический (IV – I века до н.э.).
  • 3 ордера:
    • дорический,
    • ионический,
    • коринфский.

В архаике — дорический и ионический.
В классике добавился коринфский.
Эллинизм — все три.

Эрехтейон

История архитектуры и культуры древней Греции разделяется на три периода.

1. Древний период – архаика. Отразив нашествие персов, освободив свои земли, персы получили возможность свободно творить. 600-480 гг. до нашей эры.

2. Период расцвета – классика. Александр Македонский покорил огромные территории с разными культурами, эклектика этих культур была причиной упадка греческого классического искусства. Период расцвета наступил после его смерти. 480-323 годы до нашей эры.

3. Поздний период – эллинизм. Этот период закончился в тридцатом году до нашей эры при завоевании Древнего Египта римлянами, который находился под греческим влиянием.

Искусство Древней Греции, несомненно, оказало огромное влияние на последующие поколения. Для позднейших эпох развития культуры источником и образцом стали величественная красота, спокойствие, гармония.

Греция – страна с великим архитектурным прошлым, в которой уделялось много внимания возведению храмов. Греки в строительстве древнейших храмов еще в эпоху архаики заменили дерево белым мрамором и желтоватым известняком. Такой материал не только выглядел благородно, но и отличался своей многовековой прочностью.

Парфенон

Образ храма напоминал древнее жилище греков, которое по своей форме имело сходство с прямоугольным строением. Далее строительство продолжило всем известную логическую схему – от простого к сложному. Совсем скоро планировка каждого храма стала индивидуальной. Но некоторые особенности все же остались неизменными. Например, осталось неизменным ступенчатое основание храмов. Храм представлял собой помещения без окон, которые окружали в несколько рядов колонны, а внутри здания стояла статуя божества. Колонны поддерживали двускатную крышу и балки перекрытия. Народу не позволялось входить в храм, здесь имели право присутствовать только жрецы, поэтому все остальные любовались его красотой снаружи. Эта особенность и послужила приданию храму внешней гармонии и красоты.

Планы храмов. 1 Храм в Антах. 2 Простиль. 3 Амфипростиль. 4 Периптер. 5 Диптер. 6 Псевдодиптер 7 Толос.

Греческие храмы различны по своим композициям, стилистические элементы в каждом используются особым образом.

1. Дистиль - «храм в антах». Самый ранний тип храма. Состоит из святилища, передний фасад - лоджия, ограниченная по краям боковыми стенами (антами). Две колонны устанавливались по переднему фронтону между антами.

2. Простиль. Имеет сходство с антовым, только на фасаде устанавливаются не две, а четыре колонны.

3. Амфипростиль или двойной простиль. На обоих фасадах здания располагаются портики с 4-я колоннами.

4. Периптер. Встречается наиболее часто. Колонны окружают храм по всему периметру. На обоих фасадах располагаются шесть колонн, боковые определяются по формуле «2р + 1». Р – число колонн на переднем фасаде.

5. Диптер. Тип храма, на боковых фасадах которого размещались два ряда колонн.

6. Псевдодиптер. То же что и Диптер, только без внутреннего ряда колонн.

6. Круглый периптер или Толос. Святилище такого храма имеет цилиндрическую форму. Храм окружается колоннами по всему периметру.

В греческой архитектуре различались типы колонн и фризов, получившие названия ордеров.

Самый ранний-дорический-связан с культурой дорийцев, живших в материковой Греции. В дорическом ордере мощные и короткие, сужающиеся кверху, колонны с каннелюрами заканчиваются капителью с квадратной абакой и не имеют базы.

Ионический ордер развился в островной и малоазийской Греции. Ионические колонны, более тонкие и вытянутые, опираются на базу и завершаются капителью, высеченной из прямоугольного блока. Капитель образована двумя завитками (волютами). В большинстве дошедших до нас храмов применены дорический и ионический ордера.

Коринфский ордер появился в Афинах в 5 веке до н. э. Колонну венчает пышная капитель, представляющая собой вьющиеся побеги аканта. Этот ордер получил широкое применение в эпоху эллинизма.

Дорический ордер с росписью.

В строительстве исключительное внимание уделялось природным условиям, наибольшее художественное вписывание здания в окружающий пейзаж. Благородные формы архитектуры Древней Греции поражают и в наше время. Хотя с конструктивной точки зрения все было очень простым. Использовалось только два элемента: несомая часть (балки, перемычки, плиты) и несущая (стены и колонны).

Возводилось множество разных сооружений, носящих общественный характер: палестры, стадионы, театры, жилые дома. Театры строились на склонах холмов, зрительские подмостки делались поперек склона, сценическая площадка находилась внизу. Жилые дома строились таким образом, чтобы в центре получался маленький прямоугольный дворик.

Акрополь.

Акрополь. Афины.

Акрополь в ночное время

Акрополь – священный город, в котором каждая руина говорит о красоте, неподвластной даже времени. На холм ведет мраморная широкая лестница. Возле нее, справа, возведен изящный небольшой храм богине победы Нике. Его очертания напоминают драгоценную шкатулку. Чтобы попасть на главную площадь, следует миновать ворота с колоннами-Пропилеи.

План Акрополя.

Здесь возвышается статуя богини мудрости Афродиты, покровительницы города. Дальше не трудно заметить сложный и своеобразный по плану храм Эрехтейон. С его знаменитым портиком, где вместо колонн использованы женские статуи - кариатиды. Нельзя оставить без внимания главный храм Акрополя Парфенон, который был посвящен Афине. Он был построен в дорическом стиле и по праву считается самым совершенным сооружением, возведенным 2 тысячи лет назад. Калликрат и Иктин – создатели храма. Статуя Афины, над которой трудился скульптор Фидий, мраморные фризы, которые опоясывали храм своей 160 метровой лентой, удивительный рельеф из двухсот лошадей и трехсот человеческих фигур являлись главными образами в праздничном шествии афинян.
Парфенон превратился в руины более 300 лет назад, в период осады венецианцами Афин в 17 веке. Турки обосновали в храме пороховой склад. Уцелевшие рельефы храма были вывезены в 19 веке в Лондон англичанином Эльджином. Теперь они хранятся в Британском музее и напоминают лишь часть рассказа славной истории архитектурного прошлого Акрополя.

Без сомнения, самое большое влияние на последующие поколения оказало искусство Древней Греции. Его спокойная и величественная красота, гармония и ясность служили образцом и источником вдохновения для позднейших эпох истории культуры.
Греческую древность называют АНТИЧНОСТЬЮ , к античности также относят и Древний Рим.
Потребовалось несколько столетий, прежде чем дорийские племена, явившиеся с севера в XII в. до н.э., к VI в.до н.э. создали высокоразвитое искусство. Далее последовали три периода в истории греческого искусства:
1) АРХАИКА , или древний период,- примерно с 600 до 480г. до н.э., когда греки отразили нашествие персов и, освободив свою землю от угрозы завоевания, получили снова возможность творить свободно и спокойно;
2) КЛАССИКА , или период расцвета,- с 480 по 323г. до н.э. - год смерти Александра Македонского, который покорил огромные области, очень непохожие по своим культурам; эта пестрота культур была одной из причин упадка классического греческого искусства;
3) ЭЛЛИНИЗМ (от слова "эллин"- так греки называли себя), или поздний период, он закончился в 30г. до н.э., когда римляне завоевали находившийся под греческим влиянием Египет (собственно Грецию они покорили раньше, ещё во II в. до н.э.).

Величайшим достижением греческого строительного искусства были ХРАМЫ .
Древнейшие развалины храмов относятся к эпохе архаики (VI в. до н.э.), когда вместо дерева в качестве строительного материала стали использовать желтоватый известняк и белый мрамор.
Полагают, что прообразом для храма послужило древнее жилище греков- прямоугольное в плане строение с двумя колоннами у входа.
Обычно храм стоял на ступенчатом основании. Он состоял из помещеня без окон, где находилась статуя божества, здание окружали один или два ряда колонн. Они поддерживали балки перекрытия и двускатную крышу. В полутемном внутреннем помещении у статуи бога могли бывать только жрецы, народ же видел храм только снаружи. Очевидно поэтому главное внимание древниегреки уделяли красоте и гармонии внешнего облика храма.

Строительство храма было подчинено определенным правилам. Размеры, отношение частей и количество колонн были точно установлены. Таким образом, сложилась система ОРДЕРА - соотношение между частями античного здания.

Древнейшим из них был ДОРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ , который сложился уже в эпоху архаики.
Он был мужественным, простым и мощным.
Название получил от дорических племён, которые его создали.
Дорическая колонна тяжеловесна, чуть ниже середины немного утолщена - она словно бы слегка раздалась под тяжестью перекытия. Верхрюю часть колонны - капитель образуют две каменные плиты; нижняя плита круглая (эхин ), а верхняя квадратная (абака ).
Устремленность колонны вверх подчеркивают вертикальные желобки (каннелюры ). Перекрытие, опирающееся на колонны, в своей верхней части окружено по всему периметру храма полосой украшения- фризом . Он состоит из чередующихся пластин: на одни нанесены два вертикальных углубления (триглиф ), на других обычно помещены рельефы (метопа ).
По краю крыши проходят выступающие карнизы ; на обоих узких сторонах храма под крышей образуются треугольники - фронтоны , которые украшали скульптурами.
Римский архитектор Витрувий считал, что дорический ордер выражает идею мужественности, ионический - женственности . Там, где античные зодчие заменяли колонны статуями, передавая им функцию опоры, они ставили мужские фигуры атлантов в постройках дорического стиля, а в ионических - женские фигуры кариатид .
Сегодня сохранившиеся части храмов белого цвета: покрывавшие их краски с течением времени осыпались. Когда -то их фризы и карнизы были раскрашены в красный и синий цвета.

Случилось так, что время пощадило старейшие дорические храмы главным образом за пределами Греции. Несколько таких храмов сохранилось на острове Сицилия и в Южной Италии.
Самый известный из них - храм бога моря Посейдона в Пестуме (слева), неподалеку от Неаполя,
который выглядит несколько тяжеловесным и приземистым.
Храм Афины на острове Эгина, ок. 500-480 гг. до н.э.(вверху в центре)
И фронтон Парфенона V в. до н.э. (вверху справа), построенные в дорическом стиле

Введение.

Архитектура античной Греции, охватывающая в своём развитии в основном VIII-I века до н.э., делится на три периода: архаический, классический и эллинистический. Им предшествовали периоды крито-микенской культуры на территории южной Греции и островах Эгейского моря. (III тыс. — XII в. до н. э.) и так называемый Гомеровский период (XII – VIII вв. до н. э.) – это время разложения родового строя и возникновения ранних классовых отношений, что привело в VIII – VII вв. до н. э. к формированию античных рабовладельческих государств. Период архаики (VIII – начало V в. до н. э.) совпадает со временем окончательного сложения полиса и формирования основных типов культовых и общественных зданий. Из второго периода, охватывающего время с 480 г. до конца IV в. следует выделить время наивысшего рассвета полисов (480-400 гг.),

к которому применяют название «классического периода». Ведущее место в эту эпоху принадлежит Афинам, где в «золотой век» правления Перикла достигает своей высшей точки развитие рабовладельческой демократии, а в месте с нею – искусство и архитектура.

Третий период - эпоха эллинизма (320-е годы IV в.- I в. н. э.) - время возникновения греко-восточных монархий и интенсивной экспансии эллинской культуры в новые города Малой Азии и Египта, ставшие крупными центрами торговой и культурной жизни.

Если говорить о самой архитектура, то в Древней Греции она развивалась быстро и многосторонне. В растущих греческих городах создаются жилые каменные здания, укрепления, портовые сооружения, но самое важное и новое появилось не в жилых и хозяйственных постройках, а в каменных общественных зданиях. Именно здесь, и, прежде всего в архитектуре храмов, сложились классические греческие архитектурные ордера.

Прямоугольное в плане, строгое и величественное сооружение, возвышающееся на трех ступенях цоколя, обнесенное строгой колоннадой и покрытое двускатной кровлей, - вот что всплывает в памяти, как только мы произносим слова «архитектура Древней Греции». И действительно, построенный по правилам ордера греческий храм был самой значительной постройкой в городе и по своему назначению, и по тому месту, какое занимала его архитектура во всем ансамбле города. Ордерный храм царил над городом; он господствовал над пейзажем в тех случаях, когда храмы сооружались в каких-либо других важных местностях, например, в местах считавшихся у греков священными. Потому что ордерный храм был своего рода вершиной в греческой архитектуре, и потому что он оказал огромнейшее воздействие на последующую историю мировой архитектуры, мы обратились именно к особенностям ордерных построек, пожертвовав многими другими видами и направлениями архитектуры и строительства Древней Греции. Итак, запомним сразу - ордер в Древней Греции, принадлежал не массовой архитектуре, а архитектуре, имеющей исключительное значение, обладающей важным идейным смыслом и связанной с духовной жизнью общества.

Как было сказано выше архитектура Древней Греции в основном охватывает VIII – I вв. до н. э. и получает своё наивысшее развитие в основном в так называемый «классический период» и в архаике, в принципе об этом периоде и пойдёт речь в данном реферате, но сначала обратимся к более ранним временам и посмотрим как же обстоит дело там.

Архитeктура(гомеровский период XI – VIII вв.)

Некоторые представления об архитектуре гомеровской эпохи дают: эпос, немногие остатки древнейших построек, терракотовые модели храмов, найденные при раскопках так называемых священных участков. Скудость археологических данных не позволяет воссоздать архитектурный облик городов того времени. В отдельных местах “Илиады” и “Одиссеи” встречаются описания древних святилищ — священных рощ и пещер с примитивными алтарями, дается характеристика жилой усадьбы, группировавшейся вокруг двора (“ауле”), разделенной на мужскую и женскую половины и включающей специальные помещения для рабов; главным помещением жилого дома был примыкавший ко двору “мегарон”- прямоугольный зал с очагом в центре, отверстием для выхода дыма в потолке и входным портиком, образуемым выступающими концами продольных стен (“антами”) и столбами между ними.

Мегарон был исходным архитектурным типом в развитие греческого храма. Судя по раскопанным фрагментам зданий, строительная техника гомеровской эпохе заметно уступает микенской и критской. Постройки возводились из глины или сырцового кирпича (редко из плитняка) на фундаментах из бута, скрепленного глиняным раствором; вытянутые в плане, они завершались криволинейной апсидой. В IX – VIII вв. до н. э. Начали применять деревянный каркас, укрепляющий стерцовую постройку (храм Артемиды Орвали в Спарте), что способствовало переходу к прямоугольным планам. Глиняная модель храма VIII в. до н. э. из Герайона близ Аргоса свидетельствует о развитие двуматной кровли и появлением потолка и фронтонов; столбы образуют самостоятельный портик. Позже возникает портик вокруг всего храма, защищающий сырцовые стены от дождя(1й храм Геры в Герайоне близ Самоса, ныне Тигани, здание в Гермоне).

Описание в “Одиссее” дворца Алкиноя позволяет угадать эстетические воззрения той эпохи, когда архитектура еще не отделилась от ремесел, a представления о красоте- от восхищения мастерством, по словам Гомера, сияющим, подобно солнечному отсвету, на всех продуктах человеческого труда. Это сияние и делает “лучезарным” сказочный дворец, при виде которого сердце Одиссея забилось сильнее; он чарует не столько специфическими средствами архитектуры, сколько искусными металлическими деталями и обшивками, резьбой по дереву, росписями, декоративными тканями; путника манят богатый дом, искусно орошенный сад, прохлада помещений, продуманная организация всей усадьбы, наполненной творениями человеческих рук.

Архитектура (архаика VIII — VIвв.)

В то время город обычно располагался вокруг укрепленного холма-“акрополя”, на вершине кoторого находилось святилище с храмом, посвященным богу-покровителю полиса. У подножия акрополя размещались живые кварталы; их планировка складывалась стихийно; ремесленники каждой профессии селились отдельными слободами. Центром нижнего города была торговая площадь “агора” — место политических собраний граждан.

В связи с возникновением нoвых форм общественной жизни складываются различные темы зданий общественного назначения; среди них ведущее место принадлежало храмам.

Наряду с храмами сложились другие типы общественных зданий: “булевтерий” – дом для собрания совета общины; “Пританей”- дом со священным очагом общины, предназначенный для официальных приемов и торжественных трапез. Рано появились “ста”- портики, открытые спереди, а часто и с других сторон, служившие местом отдыха и прогулок. К числу общественных зданий относились также “лесхи” (своего рода клубы), фонтаны, театры, стадионы. Целые комплексы сооружений отводились для “палестр” и “гимназий”- школ для физического и общего воспитания молодежи. Большинство общественных сооружений свободно размещалось вокруг агоры.

Нaчало поисков более долговечных, чем известных прежде, более внушительных и соответствующих требованиям новой эпохи архитектурных форм знаменует храм Аполлона Терепиоса в Гермоне и храм Геры в Олимпии.

Эти храмы в большей мере свидетельствуют о поисках, чем об успехах зодчества архаики. Его крупнейшие достижения были связаны с созданием и последовательным применением ордерных принципов. Ордер представляет особый тип архитектурной композиции, характерными чертами которого является трехчастность (стереобой, колонны и антаблемент), четкое разделение частей на несомые и несущие, нарастание сложности построения снизу вверх. Ордер возник как важный элемент архитектуры общественного здания.

Дорический ордер сложился на базе строительного опыта дорийских племен, заселявших греческую метрополию. Он встречается уже в первых сооружениях, построенных из камня, как в метрополии (ст. храм Афины Пронайи и ст. фолос в Дельфах), так и в дорийских колониях (храм Артемиды в Керпире, храм Аполлона в Сиракузах). На первых порах дорические постройки имели много местных особенностей. Со временем стерлись различия в плане. Исчезли и резкие колебания в пропорциях колонн, первоначально весьма значительных. Вышла из употребления керамическая облицовка, бессмысленная в каменных сооружениях, но иногда применявшаяся по традиции (сокровищница илоян в Олимпии).

Примерами сложившейся архаической дорике служит храм Афины на о-ве Эгида, сокровищница афинян в Дельфах, храм Аполлона в Коринфе, “базилика” и храм Деметры в Пестуме.

Важным элементом архаической архитектуры был декор: cкульптура, заполнявшая поля метол и фронтонов, и раскраска фасадов (восковыми красками по тончайшей мраморной штукатурке или прямо по камню). В дорических храмах фоны для скульптуры окрашивались в синий или красный цвет. Мутулы, триглифы и регулы – в синий, нижние поверхности карниза, тении, под капителями – в красный. Основные, “работающие” части здания (архитрав, колонна) не окрашивались. Раскраска пoдчеркивала кoнструкцию и в то же время придавала архитектуре праздничный, мажорный характер.

Легкий в пропорциях декоративно-изящный ионический ордер сформировался в богатых торговых городах островной и малоазийской Греции, испытавших воздействие культуры Востока. Конструктивным прототипом ионического антаблемента была плоская, совмещенная с потолком глинобитная кровля, уложенная по сплошному накату из мелкого леса. В этой конструкции и находит свой прообраз высокая ионическая сила и зубчики, расположенные поверх архитрава. Ионический ордер встречается впервые в больших малоазийских диптерах середины VI в до н. э., возведенных из известняка и мрамора. Среди них наиболее прославлен храм Артемиды (архитекторы Херсифон и Метаген) в Эфесе.

В VI в до н. э. греческие зодчие добились крупных успехов и в создании архитектурных ансамблей. Важнейшим типом ансамбля, наряду с опорой и акрополем, было святилище. В ансамбле святилище в Дельфах, определившиеся в основных чертах в VI в до н. э., важным элементом архитектурного образа является пейзажное окружение. Композиция святилища была рассчитана на восприятие человека, который в составе торжественной процессии поднимался по зигзагам освещенной дороги, обрамленной сокровищницами и мотивными статуями; на одном из поворотов перед его взором возникали неожиданно крупные и потому особенно впечатляющие массы главного храма, стоявшего на высокой террасе.

Греческие ордена.

В древнегреческом ордере существует ясный и стройный порядок, согласно которому сочетаются друг с другом три основные части постройки: основание - стереобат , несущие опоры - колонны и несомую конструкцию - антаблемент .

Дорический ордер (возник в начале VII в. до н.э.) имел три основные части (см. выше). Ему свойственны колонна, рассеченная желобками-каннелюрами, сходящимися под острым углом, стоящая без базы и завершенная простой капителью, архитрав в виде ровной балки и фриз из чередующихся триглифов и метоп.

Ионический ордер (сложился в середине VI в. до н.э.) резко отличается от дорического стройной колонной, стоящей на базе и завершенной капителью с двумя завитками-волютами, трехчастным архитравом и лентообразным фризом; каннелюры здесь разделены плоской дорожкой.
И дорический и ионический ордера использовались в Древней Греции в широком диапазоне построек - от небольших галерей жилых зданий до грандиозных портиков храмов.
Но помимо дорического и ионического ордеров в Древней Греции существовали и другие. Вот некоторые из них.

Коринфский ордер похож на ионический, но отличается от него сложной капителью, украшенной растительными узорами (самая древняя коринфская колонна известна в храме Аполлона в Басах, ныне - Вассе в Пелопоннесе, сооруженном около 430 года до

н.э. знаменитым зодчим Иктином).

Эолийский ордер (известен по нескольким постройкам VII в. до н.э. - в Неандрии в Малой Азии, в Ларисе, на острове Лесбос) имеет тонкую гладкую колонну, стоящую на базе и завершенную капителью, большие волюты и лепестки которой воспроизводят растительные мотивы.

Происхождение древнегреческого ордера и его особенности изучены весьма обстоятельно. Не подлежит сомнению, что его источником являются деревянные, укрепленные на постаменте столбы, которые несут на себе перекрывающие их деревянные балки. Двускатная крыша каменных храмов повторяет стропильную

деревянную конструкцию. В форме перекрытий, в деталях дорического ордера можно усмотреть их происхождение от построек из крупного леса. В более легком ионическом ордере сказались приемы сооружения кровли из мелких бревен. В

капители эолийского ордера проявляется местный строительный прием, согласно которому балки укладывались на развилку ветвей древесного ствола. В Древней Греции быстро сложился и строго упорядоченный план храма, сооружавшегося по правилам ордеров. Это был храм-периптер, то есть храм, обнесенный со всех сторон

колоннадой, внутри которого за стенами находилось святилище (целла). Происхождение периптера можно проследить начиная от построек, близких древнейшим мегаронам. Наиболее близок мегарону храм «в антах», то есть храм, где на торцевой стороне выступают концы стен, между которыми помещаются колонны. Далее следуют простиль с портиком на фасаде, амфипростиль с двумя портиками на противоположных сторонах и, наконец, периптер. Разумеется, это лишь схема исторического развития: в Греции нередко одновременно сооружались храмы разных

типов. Но так или иначе древнейшим образцом послужила жилая постройка-мегарон, а в VII в. до н.э. появились храмы-периптеры (храм Аполлона Термиоса, иначе Фермосе, храм Геры в Олимпии и др.). В храмах этого времени еще применялись кирпич-сырец и деревянные колонны, которые со временем заменялись каменными.

Вместе с созданием каменных конструкций древние зодчие «из области шатких и неустойчивых глазомерных расчетов доработались до установления прочных законов «симметрии» или соразмерности составных частей здания». Так писал об этом римский архитектор I в. до н.э. Витрувий, автор единственного полностью сохранившегося античного трактата о зодчестве, по которому мы можем достоверно судить о взглядах той эпохи на архитектуру. Разумеется, с учетом того, что ордера сложились за шестьсот лет до появления на свет этого трактата. Все эти «прочные законы» закрепились в каменном зодчестве Древней Греции на века, а если считать те эпохи, когда в архитектуре снова возрождался ордер, - то и на тысячелетия.

Архитектура (классическая Греция в V в. до н.э.)

Развитие ордеров в Древней Греции было связанно главным образом с формированием основных типов зданий общественного назначения и прежде всего храмов. В связи с представлениями о храме как о жилище божества его первоначальная композиция формировалась под воздействием жилого древнейшего дома - мегарона с портиком перед ним и статуей внутри помещения. Простейший тип храма - антовый. Он состоял из прямоугольного зала - целлы и входного портика в две колонны, расположенные между выступами продольных стен - антами. Развитием храма в антах служит простиль, у которого четырёхколонный портик выдвинут по отношению к антам, а так же амфипростиль - с двумя торцовыми портиками на противоположных сторонах. Наконец, в период архаики сформировался – периптер, имеющий колоннаду с четырёх сторон.

Развитие периптера и других типов храмов в архаическую и классическую эпоху даёт наиболее яркое представление об изменениях в ордерной композиции и о сложении характерных черт греческой архитектуры. Вершиной развития стали храмы Афинского акрополя, который создаётся в V — IV вв. до н.э. и господствует над городом и его окрестностями. Разрушенный во времена персидских нашествий, Акрополь был отстроен заново с невиданным до того размахом. В течении третьей четверти V в. до н. э. были возведены сверкающие, беломраморные здания: Парфенон, Пропилеи, храм Ники Аптерос («Бескрылой Победы»). Завершающее ансамбль здание Эрейхтейона строилось позже.

Подлинно гармонии удалось достичь строителям Парфенона, Иктику и Калликрату. Колонны храма имеют ту же высоту, что и колонны храма Зевса в Олимпии, но на смену тяжёлым пропорциям «сурового» стиля пришли стройность, изящество. Влияние ионийских традиций сказалось в появлении фриза с внешней стороны западной части сооружения. К соединению обоих стилей стремился и архитектор Мнесиклет, создатель величественных ворот, ведущих на Акрополь, - Пропилеев: ионийские колонны соседствуют здесь с дорическими. Напротив, в архитектуре красивого миниатюрного храма Афины-Победительницы преобладают ионийские черты. Также в духе ионийских традиций сооружён был Эрейхтейон, расположенный весьма живописно.

Все эти замечательные творения Афинских зодчих расположены на Акрополе.

На холме Акрополя разместились основные святилища афинян, и прежде всего Парфенон - храм Афины, богини мудрости и покровительницы Афин. Там же хранится казна. В здании Пропилей, служившем входом в Акрополь, в двух их пристройках – крыльях находится библиотека и картинная галерея.

Греческие архитекторы умели прекрасно выбирать места для своих построек. Храм возводился там, где ему было словно приготовлено место самой природой, и вместе с тем его спокойные строгие формы, гармонические пропорции, светлый мрамор колонн, яркая раскраска противопоставляли храм природе, утверждали превосходство разумно созданного человеком сооружения над окружающим миром.

Акрополь воплощал представление о могуществе и величии Афинской державы и в то же время, впервые в истории Греции, выражал идею общеэллинского единства.

Смысл планирования Акрополя можно понять, лишь представляя движение торжественных процессий в дни общественных празднеств. Дорога вела вверх, к торжественным воротам - Пропилеям. Дорическую колоннаду Пропилей два не равных, но взаимоуравновешенных крыла здания, к правому, меньшему крылу прилегает храм Ники Аптерос («Бескрылой победы»), начатый строительством в 449 г. как памятник в честь победы Афин над персами. Это не большой по размера, гармоничный и ясный по форме храм, словно отделившись от общего массива холма, первым встречал процессию. Стройные ионические колонны на каждой из двух коротких сторон храма придают зданию черты изящества.

От Пропилей главный храм Акрополя Парфенон, возведённый на самой высокой площадке Акрополя, виден с угла. Большое здание Парфенона уравновешенно стоящими по другую сторону площади изящным и сравнительно небольшим храмом Эрехтехоном, оттенявшим свободной асимметрией возвышенную строгость Парфенона.

Парфенон - совершеннейшее создание греческой классической архитектуры и одно из высочайших достижений зодчества вообще. Это монументальное, величественное здание возвышается над Акрополем, подобно тому как сам Акрополь возвышается над городом и его окрестностями. Парфенон самый большой храм в ансамбле Акрополя и всей греческой метрополии. Внутри он располагает двумя большими залами - прямоугольным и квадратным, входы в которые располагались с противоположных сторон. Восточный прямоугольный зал со статуей Афины в глубине был разделён на три части двухъярусными колоннадами дорического ордера. Квадратный зал служил сокровищницей и носил название «Парфенон».

Тип греческого храма, над созданием которого трудились многие поколения, получил в Парфеноне наиболее совершенное истолкование. В своих основных формах - это дорический периптер с восемью колоннами на коротких и семнадцатью на длинных сторонах. Но он органически включает элементы и ионического ордера: вытянутые по пропорциям колонны, облегчённый антаблемент, сплошной фриз, опоясывающий здание, сложенное из квадратов пентелийского мрамора. Раскраска подчёркивает конструктивные детали и образовывала фон, на котором выделялись скульптуры фронтонов и метоп.

Величавой ясности и строгой гармонии Парфенона словно противостоит изящество и свобода композиции Эрехтейона - асимметричного здания, сооружённого на Акрополе неизвестным мастером в 421 – 406 гг. до н. э. Посвящённый Афине и Посейдону, Эрехтейон отличается живописной трактовкой архитектурного целого, контрастным сопоставлением архитектурных и скульптурных форм. Планировка Эрехтейона учитывает неровность почвы. Храм состоит из двух находящихся на разных уровнях помещений. С трёх сторон он имеет портики разной формы, в том числе знаменитый портик кор (кариатид) на южной стене.

Расчленённостью и живописностью форм Эрехтейон прокладывает пути искусству позднее классики, то более трагически взволнованному, то лирически утончённому, но менее ценному и героическому, чем высокая классика.

Помимо Афинского акрополя в архаический и классический периоды сложилось множество других ансамблей, включающих храмы, святилища и общественные здания (святилище Зевса в Олимпии, комплекс храмов в Посейдонии и др.). Но уже с IV века храмы начинают терять ведущее значение и получают всё большее развитие здания и комплексы светского назначения, формирующиеся как элементы общей структуры городов. Особенно стоит выделить торговые и зрелищно – спортивные комплексы, сочетавшиеся с природным ландшафтом. Стадионы устраивались в естественных впадинах, достигая иногда значительных размеров (Афины, Олимпия), театры использовали склоны гор для устройства естественного полукруглого театрона с круглой площадкой - орхестрой, где обычно выступал хор. К орхестре примыкала прямоугольная сцена.

Архитектура (эпоха эллинизма).

Для пластических искусств III – I вв. до н. э. ни в кое мере не были временами упадка. Примером может быть знаменитая скульптурная группа Лаокоона, шедевр эллинистической пластики. Группа была создана в первой половине I в. до н. э., т. е. тогда, когда греческая поэзия была уже охвачена творческим бесплодием.

В сакральной архитектуре эллинистической эпохи царил ионийский ордер. Немногочисленные дорические постройки отличались стройными колоннами и лёгкими балками перекрытий - это, как и появление некоторых других элементов, указывает на разложение старого дорического стиля, который лишь на греческом Западе ещё сохранял древние традиции. Если в сакральной архитектуре дорический орден был распространён мало, то в светском строительстве к нему прибегали часто, как это видно по колоннадам портиков.

О торжестве ионийского ордера говорит монументальный храм Дидимайон в Милете: храм был окружён двойной колоннадой, состоящей из 210 ионийских колонн. Ионийский стиль победил не только в жизни, но и в теории архитектуры. Особенно горячо работал за него зодчий и теоретик этого искусства Гермоген, работавший в середине II в. до н. э. и создавший новую архитектурную формулу - псевдодиптер: постройка, обнесённая двойной колоннадой, причём внутренний ряд колонн был до половины скрыт в стене здания. Эта форма - последнее творение ионийского стиля - воплощена была в большом храме Артемиды Левкофриены в Магнесии; позднее псевдодиптер был широко заимствован римлянами и на практике и в теории.

Помимо прямоугольных в плане построек в эпоху эллинизма всё чаще появлялись памятники круглые, продолжавшие традиции IV в. до н. э. Из сохранившихся памятников этого типа заслуживают внимания, прежде всего Арсиноэйон на острове Самофракия, хореический памятник Фрасилла, постройки в Олимпии и Эретрии. Самым выдающимся было творение Сострата из Книда - вознесённый на 100 м. с лишним в высоту морской маяк на острове Фарос близ Александрии. Александрийский маяк считался одним из семи чудес света, но до нашего времени не сохранился.

Заключение.

И так осталось только подвести итоги ко всему выше сказанному. Как следует из самой работы, развитие греческой архитектуры пришлось на время правления Перикла или по-другому на «классический период».

Здесь мы прослеживаем неоднократное изменение стилей возведения зданий, храмов. Переход от тяжёлого стиля к более лёгкому, изящному, непринуждённому.

Так же мы можем здесь узнать о том, как в классическом периоде происходит восстановление Акрополя, какие храмы он в себя включал, «пройтись» по нему торжественной процессией «увидев» расположение всех величественных храмов построенных в честь греческих Богов. Узнать о самом величественном и почётном храме того времени Парфеноне.

В данной работе я попыталась в большей или меньшей степени раскрыть все этапы формирования и преобразования архитектуры в Древней Греции, рассматривая это подробно на некоторых сооружениях и храмах того времени.

Список используемой литературы:

  1. Казимеж Куманецкий «История культуры Древней Греции и Рима» — М.: «ВЫСШАЯ ШКОЛА», 1990 г.
  2. Н. Ф. Гуляницкий «Архитектура гражданских и промышленных зданий» в 5 томах: том 1 «История архитектуры» — М.: Стройиздат 1984 г.
  3. История зарубежного искусства – М.: Изобраз. искусство, 1984 г.
  4. А. Н. Бадак и др. «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Древняя Греция» – Минск: АСТ, 2000 г.
  5. Л. Любимов «Искусство Древнего мира» — М.: Просвещение, 1980 г.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...