Белокаменная церковь иконы божией матери. Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Быково
Поистине уникальна. Можно только догадываться, какое впечатление она производила в конце XVIII века. Кроме того, храм Владимирской иконы Божией Матери в Быково уникален своим планировочным решением: центральная часть сооружения имеет овальную форму.
При Владимирской церкви возвели две колокольни - одну под звон (на ней повесили семь колоколов), вторую - под часы, водрузить которые так в итоге и не получилось.
Церковь в Быково поражает своей необычной красотой. Вместе с усадьбой она могла бы стать местом туристического паломничества, привлекая любителей прекрасного, и приносить немалые деньги в бюджет. Однако церковь с усадьбой вынуждены выживать, не получая никакой поддержки от государства.
Саша Митрахович 07.06.2018 07:42
![](https://i2.wp.com/posmotrim.by/pics/e801f598c.jpg)
Возведение Владимирской церкви в Быково мы обязаны генерал-губернатору Москвы Михаилу Михайловичу Измайлову. Он был одним из фаворитов Екатерины II и участвовал в заговоре против Петра III, в результате которого государыня взошла на престол. В благодарность императрица подарила ему дворцовое село Быково.
В селе Быково Измайлов поселился вместе со своей супругой Марией, урожденной Нарышкиной. По легенде, однажды Екатерина навестила чету Измайловых и была изрядно удивлена скромностью их имения. И тогда в Михаиле Михайловиче, как говорится, взыграло ретивое. Он пригласил обустраивать свою усадьбу именитого В. И. Баженова. (Имя Баженова значится на мемориальной доске).
В процессе переустройства усадьбы М. М. Измайлов овдовел. В память о жене он решил возвести в селе и новую церковь, тем более что старая к тому времени изрядно обветшала. На строительство ушло почти девять лет, и в 1789 году в Быково появилась двухэтажная церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери.
Нестандартные архитектурные решения и нехарактерный для русского зодчества декор многие объясняют тем, что и заказчик (Измайлов), и архитектор (Баженов), похоже, симпатизировали масонам. Поэтому в оформлении церкви они якобы решили зашифровать символику «вольных каменщиков».
Храм, облицованный белым камнем, был обнесен такой же белокаменной оградой с деревянными решетками и обелисками. Эту красоту уничтожили в 1938 году.
Роспись интерьеров началась в 1912 году по инициативе прихожан Владимирской церкви, закончить работы до революции так и не успели. Нынешняя роспись церкви - частично восстановленное старое, частично сделанное заново.
Саша Митрахович 08.06.2018 06:52
![](https://i2.wp.com/posmotrim.by/pics/baf0985b1.jpg)
После Октябрьской революции какие только организации не занимали Владимирскую церковь - и мастерские, и школа подрывников, и приют для сирот красноармейцев.
Некоторое время после октябрьской революции в быковском храме Владимирской иконы Божией матери «квартировала» пошивочная мастерская. Вскоре фабрику закрыли, здание вообще заколотили, а надгробия с расположенного вокруг храма кладбища, где некогда хоронили именитых горожан, растащили. Позже в Быково разместили санаторий для больных туберкулезом так называемой внелегочной локации.
К этому времени храм пребывал в плачевном состоянии: главный купол протекал, межэтажные перекрытия из-за сырости прогнили, штукатурка отвалилась, лестницы разрушались.
Начался ремонт, на который ушло почти тридцать лет, были потрачены огромные деньги. Впрочем, именно в результате этих работ пострадала колокольня, лестницы совсем обрушились, а мраморные колонны верхнего храма были выломаны и свалены на полу.
В девяностые, на волне возврата храмов верующим, Владимирскую церковь тоже передали приходу. Началась медленная реставрация. Сейчас церковь более-менее приведена в порядок.
Теперь уже воссозданы старинные интерьеры -резьба, позолота, фрески... Появился роскошный трехьярусный барочный иконостас - его выполнили по дореволюционным фотографиям, стараясь точно повторить вид того, прежнего, который создавался мастерами XVIII века.
Саша Митрахович 08.06.2018 07:10
![](https://i2.wp.com/posmotrim.by/pics/c380e4632.jpg)
Владимирская церковь в Быково - один из ярчайших примеров русской псевдоготики, «романтического течения» в отечественном зодчестве. Памятников в этом стиле сохранилось меньше, чем современных им памятников в стиле классицизма, но они заняли специфическую нишу в истории русской архитектуры.
Псевдоготическими, как правило, строили усадебные хозяйственные постройки и храмы. Интересное отличие быковской церкви - следуя «готической» традиции, зодчий использует редкий для русской архитектуры прием, строит храм с двумя колокольнями.
Саша Митрахович 08.06.2018 07:19
![](https://i0.wp.com/posmotrim.by/pics/6472abeff.jpg)
Церковь в Быково двухэтажная, она сочетает в едином здании отапливаемый зимний и «холодный» летний приделы. В верхнем этаже располагается придел, освященный во имя Владимирской иконы Божией Матери, в нижнем - фактически высокий подклет - в честь Рождества Христова. Действует в настоящее время только последний.
У Владимирской церкви четырехстолпная несущая конструкция, арочные своды, конха над алтарем. Евангелисты в парусах, купольный свод - все это традиционные элементы архитектуры православного храма! Все решено в добротном русском классическом стиле.
Стены и колонны отделаны искусственным мрамором приятного нежно-розового оттенка, в совокупности с ним пастельная зелено-голубая раскраска стен создает одно из излюбленных в классицизме колористических сочетаний.
Стоит обратить внимание на позолоту; она используется со вкусом, без переизбытка, при том, что ее роль в отделке очень важна. Ею покрыты рельефные элементы орнамента (преимущественно растительного) и капители внутренних колонн.
«Кусты» колонн сгруппированы четыре по четыре. Они фактически заменяют собой несущие столпы традиционного храма, на них опираются подпружные арки, несущие купол. Еще одна интересная деталь: ближние к алтарю колонны в этих группах не круглые, как остальные, а четырехугольные. Неизвестно, в чем причина такого решения. Однако эти
«нестандартные» колонны искусно замаскированы как фактурой облицовочного мрамора, так и рисунком капителей: их основания четырехугольные, но в целом они повторяют формы капителей «круглых» колонн.
Почти на границе Раменского района, в 15 километрах от Москвы расположено одно из крупнейших городских поселений Юго-востока ближнего Подмосковья — Быково. До недавнего времени (2004г.) Быково считалось поселком, но в некоторых источниках уже числится городом. Быково — одно из самых красивых мест района: здесь многоэтажные постройки соседствуют с частными домиками, оживленные улицы с тишиной и спокойствием близлежащих лесов и полей, а гул самолетов не заглушает шелеста листьев в садах.
Быково повторяет название крупного села, расположенного в трех километрах к югу. Впервые оно упоминается в документах XV - XVII вв. Во времена Иоанна Грозного, после захвата Казани, в столицу стали перегонять скот. В Быково его подкармливали, забивали, и мясо отправляли в столицу — отсюда, видимо, и название. Село неоднократно меняло владельцев, было частной и государственной собственностью. В 1762 г. оно перешло к представителю древнего дворянского рода Михаилу Михайловичу Измайлову (1719-1800), камергеру и генерал-майору. В 1768 г. М.М. Измайлов был назначен первоприсутствующим (председателем) Экспедиции Кремлевского строения, где под его началом работал архитектор Василий Иванович Баженов (1737-1799). В конце 80-х гг. XVIII в. М.М. Измайлов задумал превратить село Быково в роскошную дворянскую усадьбу, что и поручил своему бывшему подчиненному В.И. Баженову, который с честью выполнил этот замысел. В стороне от монарших капризов ничто не стесняло гений Баженова. Он стремился создать неповторимый архитектурно-парковый ансамбль, включающий в себя дворец, храм, парк с павильонами и прудами. Неоцененный в Царицыно, архитектор блестяще реализовал свои смелые замыслы в Быкове. Так появился величественный двухэтажный дворец на искусственном холме. Земля для насыпи бралась здесь же, в парке, отчего образовались три живописных пруда.
![](https://i1.wp.com/xn----7sbee3bjrbk3c3d.xn--p1ai/system/images/images/000/000/090/big/%D0%94%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86_%D0%B2_%D0%91%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE._%D0%9F%D0%BE%D1%87%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%BA%D0%B0_%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%B0_20_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0.jpg)
Жемчужиной Быкова, да и всего Подмосковья, стала белокаменная церковь Владимирской иконы Божией Матери. Двухэтажное здание является архитектурным шедевром мирового значения. Первый этаж, где престол освящен в честь Рождества Христова, был построен в 1783 г. В 1788 г. появился второй этаж с приделом в честь иконы Божией Матери «Владимирская», давший и общее название церкви. Этот храм имеет в плане уникальную овальную форму и принадлежит к редким архитектурным образцам неоготического стиля. Два наружных, гармонично изогнутых марша лестницы ведут на второй этаж. Красивые парные башни-колокольни, расположенные по сторонам лестницы, образуют вместе с ней редкую по оригинальности и цельности картину. Как писал в своем путеводителе по Подмосковью известный ученый-искусствовед, профессор Московского университета Михаил Андреевич Ильин, «несмотря на свои относительно большие размеры, церковь в Быкове выглядит удивительно легкой, изящной, словно садовый павильон». В этом легко можно убедиться, глядя на картину Д.Э. Гогена «Быково. Дворец Воронцовых-Дашковых» 1853г., хранящуюся в Раменском историко-художественном музее.
![](https://i0.wp.com/xn----7sbee3bjrbk3c3d.xn--p1ai/system/images/images/000/000/085/big/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B_%D0%91%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B5%D0%B9_%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8.jpg)
С начала XIX в. владельцами усадьбы Быково становятся представители рода Воронцовых. Первым из них был Иван Илларионович (1790 - 1854), племянник знаменитой Екатерины Романовны Дашковой (урожденной Воронцовой), получивший от Александра I право именоваться Воронцовым-Дашковым.
Затем, в 1855 г. Быково перешло графу Иллариону Ивановичу Воронцову-Дашкову (1837-1916). В это время в поместье был приглашен швейцарский архитектор Бернар де Симон, частично переделавший дворец после пожара и богато украсивший его интерьеры в соответствии со вкусами своего времени. Тогда же на аттике дворца появляется герб Воронцовых-Дашковых с девизом по-латыни: «Верность всегда непоколебима».
![](https://i0.wp.com/xn----7sbee3bjrbk3c3d.xn--p1ai/system/images/images/000/000/093/small/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D0%98%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D0%BD.jpg)
Последним владельцем Быкова был Николай Иванович Ильин — инженер-путеец. В 1860-е гг. строительство железных дорог в России только налаживалось. Предвидя открывающиеся с развитием нового вида транспорта перспективы, группа единомышленников (в числе которых был и Н.И. Ильин) во главе с К.Ф. фон Мекком (1821-1876гг.) создали в 1863 г. первую частную железнодорожную компанию Общество Московско-Рязанской железной дороги. Выстроенная за два года ветка Москва — Коломна со станциями Люберцы, Быково, Раменье, Бронницкая, Фаустово, Воскресенск, Пески была к 1865 г. продлена до Рязани.
В 1874 г. Н.И. Ильин приобрел у И.И. Воронцова-Дашкова, назначенного в то время наместником на Кавказ, его усадьбу и с тех пор жил в ней постоянно. Как рачительный хозяин, Н.И. Ильин благоустраивал не только свой дом, но и Быково.
![](https://i1.wp.com/xn----7sbee3bjrbk3c3d.xn--p1ai/system/images/images/000/000/089/big/%D0%93%D1%80%D0%BE%D1%82_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B0_%D0%98.%D0%98._%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%94%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%B2_%D0%91%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE._%D0%9F%D0%BE%D1%87%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%BA%D0%B0_%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%B0_20_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0.jpg)
В 1875 г. в селе открылось земское училище, для которого Ильин построил двухэтажное здание. По инициативе и на средства Н.И. Ильина в 1884 г. рядом с церковью Рождества Христова (сейчас церковь Владимирской иконы Божией Матери) была выстроена колокольня, по стилю органично вписавшаяся в единый с храмом ансамбль. Через некоторое время в ограде церкви иждивением Н.И. Ильина была построена каменная сторожка.
![](https://i1.wp.com/xn----7sbee3bjrbk3c3d.xn--p1ai/system/images/images/000/000/087/small/%D0%90.%D0%98._%D0%B8_%D0%95.%D0%AE._%D0%98%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D0%BD%D1%8B__%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B0.jpg)
Будучи прихожанином и многолетним старостой Быковской церкви, Николай Иванович в 1880 г. пригласил своего младшего брата Александра Ивановича венчаться здесь с его невестой Каролиной Луизой Швейкерт, принявшей православие под именем Екатерины Юльевны. В этом браке в 1883 г. родился Иван Александрович Ильин — будущий философ, посвятивший России всю свою жизнь и труды.
Особый интерес представляет описание Быкова в мемуарах Маргариты Кирилловны Морозовой (1873 - 1958) — учредительницы московского Религиозно-философского общества, владелицы издательства «Путь». «Быково было тогда чудной усадьбой. Там был чудный дом-дворец (постройка Баженова) вроде замка, из красного кирпича, отделанного белым камнем. Кругом дома шли огромные террасы, а в доме были огромные красивые комнаты. Он стоял высоко на горе, внизу был пруд, на другой стороне которого стояла белая с колоннами старинная беседка «Эрмитаж». Кругом был большой парк, который спускался к Москва-реке. От въезда в усадьбу шла аллея к большому дому, по одной стороне ее тянулись оранжереи и теплицы, и я помню, что они были полны ананасов и персиков; по другую сторону аллеи шли огромные огороды клубники и разных ягод».
![](https://i0.wp.com/xn----7sbee3bjrbk3c3d.xn--p1ai/system/images/images/000/000/094/big/%D0%9F%D1%80%D1%83%D0%B4_%D0%B8_%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%B4%D0%BA%D0%B0_%D0%AD%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B6_%D0%B2_%D0%91%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE._%D0%9F%D0%BE%D1%87%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%BA%D0%B0_%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%B0_20_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0..jpg)
Сама природа со светлым сосновым лесом, чистыми водоемами, свежим воздухом, грибами, рыбалкой, располагала к полноценному отдыху. Москвичи быстро полюбили и оценили эти места, стали охотно выезжать сюда летом. В начале XX в. часть земель Ильины продали под дачи. Так появился поселок Ильинский, названный в честь владельца. Эти дачи стали брать в аренду, а позже и выкупать известные артисты, издатели, банкиры, предприниматели.
По счастью, до нашего времени дошло название «Платформа Ильинская», но исчезла с карты платформа Шереметьевская, Прозоровскую переименовали в Кратово по фамилии первого красного комиссара Казанской железной дороги; появилась станция Ухтомская в честь революционного рабочего.
![](https://i1.wp.com/xn----7sbee3bjrbk3c3d.xn--p1ai/system/images/images/000/000/095/small/%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D0%98%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D0%BD.jpg)
После 1917 г. погост в ограде храма Владимирской иконы Божией Матери, где был похоронен Н.И. Ильин, под лозунгом «разрушим до основания» сравняли с землей. Внук Н.И. Ильина, Михаил Андреевич Ильин, прошел через ГУЛАГ и штрафной батальон Великой Отечественной войны, племянник — Иван Александрович Ильин — был изгнан из Отечества.
Время все поставило на свои места. Прах великого русского философа Ивана Александровича Ильина перезахоронен в Донском монастыре, его личный архив возвращен в стены родного Московского университета.
![](https://i0.wp.com/xn----7sbee3bjrbk3c3d.xn--p1ai/system/images/images/000/000/091/small/%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D0%98%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D0%BD.jpg)
В поселках Быково и Ильинский жизнь идет своим чередом. И если вам когда-нибудь посчастливится отдыхать в этих местах, вспомните сынов старинных дворянских родов, оставивших заметный след в истории Отечества и в летописи одного из красивейших уголков Подмосковья — Быково.
![](https://i2.wp.com/xn----7sbee3bjrbk3c3d.xn--p1ai/system/images/images/000/000/096/big/%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0._%D0%9F%D0%BE%D1%87%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%BA%D0%B0_%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%B0_20_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0..jpg)
![](https://i1.wp.com/xn----7sbee3bjrbk3c3d.xn--p1ai/system/images/images/000/000/088/big/%D0%91%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE._%D0%94%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0_%D0%BE%D1%82_%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8._%D0%9F%D0%BE%D1%87%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%BA%D0%B0_%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%B0_20_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0..jpg)
![](https://i2.wp.com/xn----7sbee3bjrbk3c3d.xn--p1ai/system/images/images/000/000/097/big/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE._%D0%9F%D0%BE%D1%87%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%BA%D0%B0_%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%B0_20_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0..jpg)
![](https://i2.wp.com/xn----7sbee3bjrbk3c3d.xn--p1ai/system/images/images/000/000/098/big/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%A3%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F._%D0%9F%D0%BE%D1%87%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%BA%D0%B0_%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%B0_20_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0.jpg)
Владимирская церковь и усадьба в Быково January 28th, 2014
Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Рождества Христова) в усадьбе Быково была построена в 1789г. По одной, наиболее распространенной и авторитетной версии, проект ее принадлежит В.И.Баженову, по другим – М.Ф.Казакову или А.Н.Бокареву.
Баженову (возможно, вместе с Казаковым) приписывается создание всего ансамбля усадьбы сенатора и управляющего Москвы и Московской губернии М.М.Измайлова, которому и было в 1762г. пожаловано подмосковное село.
![](https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/5640/137106206.25c/0_a9b43_3e46fae2_orig.jpg)
Церковь в дворцовом селе Быково известна с начала XVII века, тогда она была деревянной, клетского типа. В 1704г. здесь на дворцовые средства построен каменный храм во имя Рождества Христова. Новый владелец имения, Михаил Михайлович Измайлов, задумал построить в Быкове новую церковь, и в 1789г. осуществил это намерение.
Белокаменная церковь в стиле русской готики (или псевдоготики) не имеет себе достойных аналогов в храмовой архитектуре Подмосковья, да и, пожалуй, в храмовой архитектуре России вообще. В здании два храма – верхний в честь Владимирской иконы Божией Матери и нижний в подклете – Христорождественский. Основной объем храма – овальный в плане, поставленный на высокий подклет; с запада к нему пристроена обширная прямоугольная трапезная с двумя башнями-колокольнями по углам.
Основной объем завершается световой ротондой с высоким шпилем наверху; окружает ее ряд таких же шпилей. По бокам в овале основного объема храма прорезаны высокие стрельчатые окна, между которыми размещены декоративные портики с колоннами, обрамляющие боковые входы. Под кровлей проведен богатый резной карниз. Высокие окна с островерхим завершением украшают и трапезную, боковые фасады которой сверху увенчаны тимпанами. Сверху на трапезную поставлена невысокая ротонда с очень маленьким шпилем с крестом. Трапезная была расширена в первой половине XIX века.
Очень эффектно смотрится храм с запада, со стороны колоколен. К площадке перед входом в верхний храм ведет парадная лестница на два всхода, под которой расположен вход в нижний храм. Одна башня-колокольня строилась как собственно колокольня, с площадкой для звона, вторая – для часов. Круглые верхние ярусы башен прорезаны арочными проемами и завершаются куполами с высокими шпилями, такими же, как над центральной главой.
Весь декор храма необыкновенно богат. Многообразие деталей, выдержанных в едином готическом стиле, придает высокому зданию устремленность ввысь, выражающуюся не только в остроконечных шпилях. В 1884г. рядом с храмом была построена отдельная колокольня в подражание тому же стилю. Одни источники называют ее архитектором Д.А.Гущина, другие – И.Т.Таманского.
Внутри храм отделан в классицистическом стиле. Своды опираются на четыре купы колонн с коринфскими капителями, отделка выполнена из искусственного мрамора, с деревянной резьбой. Интерьеры сильно пострадали в советское время: в 1937г. церковь была закрыта и разорена. Со шпилей сбили кресты, колокольня осталась без колоколов, множество церковной утвари и книг было уничтожено. В здании храма разместилась швейная фабрика. Позднее ее заменил склад управления кинофикации. В 1989г. храм снова передали верующим, начались восстановительные работы и богослужения.
В стороне от улицы, на которой стоит церковь, в глубине старинного парка, расположена сама усадьба Быково, вернее, то, что от нее сохранилось. Из огромного количества построек уцелел лишь главный дом, перестроенный в XIX веке и поставленный на цоколь от старого дома, выстроенного по проекту Баженова, и небольшая круглая беседка на острове.
В XVIII веке усадьба принадлежала Михаилу Измайлову, турку по происхождению, перешедшему в одном из сражений на сторону русских, принявшему православие и ставшему руководителем Московской комиссии отстроений. Для строительства дворца в модном тогда стиле неоготики Измайлов выписал одного из самых модных архитекторов того времени - Василия Баженова.
Одновременно с дворцом Баженов создал весь архитектурно-парковый ансамбль, включающий церковь, парк, пруды, зимний сад, грот и Эрмитаж. От дворца Баженова остались лишь фундамент и пандусы у главного входа: в середине XIX века, когда Быково перешло во владение графа Иллариона Воронцова-Дашкова, дом перестроил швейцарский архитектор Бернар Симон. Получился пышный двухэтажный дворец из красного кирпича с башней в стиле английских замков. В доме сохранилась отделка в английском стиле, и вообще он неплохо сохранился, по-видимому, во многом благодаря тому, что с советских времен здесь размещался туберкулезный санаторий.
Не меньшее впечатление оставляет огромный немноголюдный парк с прудами, запахом прелой листвы, вековыми деревьями и стаями ворон. В центре одного из прудов сохранилась беседка, построенная архитектором Баженовым.
Как добраться до усадьбы Быково:
На общественном транспорте: от Казанского вокзала нужно доехать до станции Удельная. Далее автобусами 23 или 39 до остановки «Храм». Либо от м. Выхино автобусом 424 до остановки «Храм». Здесь вы увидите Владимирскую церковь, а до главного дома нужно идти пешком среди заборов частной застройки и далее через парк.
Посмотреть на карте яндекса:
Адрес Владимирской церкви: Московская область, Раменский район, с. Быково, ул. Колхозная.
Как проехать к Владимирской церкви на общественном транспорте: с Казанского вокзала до станции «Удельная», далее автобусы № 23, 39 до остановки «Храм» («Клуб»).
Расписания автобусов - в полезных ссылках.
Далее пройти по узкому проходу между заборами, по которому нужно выйти на параллельную улицу, затем свернуть направо, немного пройти и повернуть налево. Всего идти около 400 м.
Как проехать к Владимирской церкви на автомобиле: от Москвы по Рязанскому шоссе до поворота на Быково (через Жилино) - 8 км, там свернуть налево. Далее - проезд не к аэропорту, а к г. Быково и Жуковскому. Проехать через Быково насквозь, на границе между Быково и Жуковским на светофоре свернуть направо, после этого через 200 м. свернуть еще раз направо на ул. Шоссейная, и проехать по ней до Владимирской церкви.
Владимирская церковь в Быково.
Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Рождества Христова) в усадьбе Быково была построена в 1789 г. По одной, наиболее распространенной и авторитетной версии, проект ее принадлежит В.И. Баженову, по другим – М.Ф. Казакову или А.Н. Бокареву.
Баженову (возможно, вместе с Казаковым) приписывается создание всего ансамбля усадьбы сенатора и управляющего Москвы и Московской губернии М.М. Измайлова, которому и было в 1762 г. пожаловано подмосковное село.
Церковь в дворцовом селе Быково известна с начала XVII века, тогда она была деревянной, клетского типа. В 1704 г. здесь на дворцовые средства построен каменный храм во имя Рождества Христова.
Новый владелец имения, Михаил Михайлович Измайлов, задумал построить в Быкове новую церковь, и в 1789 г. осуществил это намерение.
Белокаменная церковь в стиле русской готики (или псевдоготики) не имеет себе достойных аналогов в храмовой архитектуре Подмосковья, да и, пожалуй, в храмовой архитектуре России вообще.
В здании два храма – верхний в честь Владимирской иконы Божией Матери и нижний в подклете – Христорождественский.
Основной объем храма – овальный в плане, поставленный на высокий подклет; с запада к нему пристроена обширная прямоугольная трапезная с двумя башнями-колокольнями по углам.
Основной объем завершается световой ротондой с высоким шпилем наверху; окружает ее ряд таких же шпилей.
По бокам в овале основного объема храма прорезаны высокие стрельчатые окна, между которыми размещены декоративные портики с колоннами, обрамляющие боковые входы. Под кровлей проведен богатый резной карниз.
Высокие окна с островерхимзавершением украшают и трапезную, боковые фасады которой сверху увенчаны тимпанами. Сверху на трапезную поставлена невысокая ротонда с очень маленьким шпилем с крестом. Трапезная была расширена в первой половине XIX века.
Очень эффектно смотрится храм с запада, со стороны колоколен.
К площадке перед входом в верхний храм ведет парадная лестница на два всхода, под которой расположен вход в нижний храм.
Одна башня-колокольня строилась как собственно колокольня, с площадкой для звона, вторая – для часов. Круглые верхние ярусы башен прорезаны арочными проемами и завершаются куполами с высокими шпилями, такими же, как над центральной главой.
Весь декор храма необыкновенно богат. Многообразие деталей, выдержанных в едином готическом стиле, придает высокому зданию устремленность ввысь, выражающуюся не только в остроконечных шпилях.
В 1884 г. рядом с храмом была построена отдельная колокольня в подражание тому же стилю. Одни источники называют ее архитектором Д.А. Гущина, другие – И.Т. Таманского.
Внутри храм отделан в классицистическом стиле. Своды опираются на четыре купы колонн с коринфскими капителями, отделка выполнена из искусственного мрамора, с деревянной резьбой.
Интерьеры сильно пострадали в советское время: в 1937 г. церковь была закрыта и разорена.
Со шпилей сбили кресты, колокольня осталась без колоколов, множество церковной утвари и книг было уничтожено. В здании храма разместилась швейная фабрика. Позднее ее заменил склад управления кинофикации. В 1989 г. храм снова передали верующим, начались восстановительные работы и богослужения.
Владимирская церковь в Быково.
Владимирская церковь в Быково.
Впервые село Быково упоминается в XIV веке в духовной грамоте (завещании) великого князя Дмитрия Донского, завещавшего его перед Куликовской битвой своим младшим сыновьям Василию и Ивану. Позже, в начале XVII века, село Быково уже упоминается в окладных книгах казенного приказа как "великого государя дворцовое село у озера" с церковью Рождества Христова, деревянной, "построенной истари". В 1704 году указом Петра I село Быково было пожаловано "за заслуги перед Отечеством" ростовскому воеводе Иллариону Воронцову.
Во второй половине XVIII века, в 1762 году, село Быково переходит в собственность к видному сановнику М. М. Измайлову, турку по происхождению, перешедшему в одном из сражений на сторону русских и принявшему православие. Михаил Михайлович Измайлов служил камергером, был гофмаршалом двора, затем стал Московским генерал-губернатором. Он был одним из участников государственного переворота 1762 года, в результате которого на престол взошла Екатерина II. Заслуги его не были забыты - ему были пожалованы земельные угодья под Москвой, сама императрица посетила Быково в 1775 году и отобедала у М. М.Измайлова в его новой подмосковной усадьбе. Позднее он был назначен Первоприсутствующим (председателем) "Экспедиций кремлевского строения". Находясь в этой должности, Измайлов руководил строительством Кремлевского дворца. Для его проектирования он привлек одного из самых талантливых архитекторов того времени - В. И. Баженова (ходили слухи, не подтвержденные документально, что и Измайлов, и Баженов состояли в масонской ложе). Однако вскоре дорогостоящее строительство в Кремле по указанию императрицы было приостановлено, и Баженов оказался не у дел. В это тяжкое для зодчего время Измайлов предложил Баженову перестроить свою усадьбу в селе Быково. Василий Иванович горячо взялся за работу. Он принял решение создать новый архитектурно-парковый ансамбль, состоящий из дворца, церкви, парка, прудов, зимнего сада, грота и Эрмитажа.
Церковь Владимирской Божьей Матери. Акварель конца XVIII века.
Жемчужиной всей усадьбы была двухэтажная белокаменная церковь, построенная по проекту Баженова в 1789 году в стиле «русской готики» в честь Владимирской Божьей Матери. Построена она была на том же месте, где исстари находилась деревянная церковь Рождества Христова. Баженов сделал два проекта; первый без наружных лестниц, ведущих в верхний храм, но с двумя симметрично расположенными церковными сторожками, не был осуществлён. Реализован был второй проект. Специалисты утверждают, что это единственный в России храм овальной формы. На его нижнем этаже был храм Рождества Христова, а на втором этаже - церковь Владимирской Божьей Матери. Основной объем храма – овальный в плане, поставленный на высокий подклет; с запада к нему пристроена обширная прямоугольная трапезная с двумя башнями-колокольнями по углам.
Нереализованный проект церкви.
Основной объем завершается световой ротондой с высоким шпилем наверху; окружает ее ряд таких же шпилей. По бокам в овале основного объема храма прорезаны высокие стрельчатые окна, между которыми размещены декоративные портики с колоннами, обрамляющие боковые входы. Под кровлей проведен богатый резной карниз. Высокие окна с островерхим завершением украшают и трапезную, боковые фасады которой сверху увенчаны тимпанами. Сверху на трапезную поставлена невысокая ротонда с очень маленьким шпилем с крестом. К площадке перед входом в верхний храм ведет парадная лестница на два всхода, под которой расположен вход в нижний храм. Одна башня строилась как колокольня, с площадкой для звона, вторая – для часов. Круглые верхние ярусы башен прорезаны арочными проемами и завершаются куполами с высокими шпилями, такими же, как над центральной главой. Весь декор храма необыкновенно богат. Многообразие деталей, выдержанных в едином готическом стиле, придает высокому зданию устремленность ввысь, выражающуюся не только в остроконечных шпилях. В 1884 г. рядом с храмом была построена отдельная колокольня, причем так удачно и гармонично, как будто она была задумана самим Баженовым. Одни источники называют ее архитектором Д. А. Гущина, другие – И. Т. Таманского. Внутри храм отделан в стиле классицизма. Своды опираются на четыре купы колонн с коринфскими капителями, отделка выполнена из искусственного мрамора, с деревянной резьбой. Роспись стен храма поздняя, была выполнена по просьбе прихожан в 1912 году, но не завершена.
В ноябре 1937 года церковь была закрыта. На глазах у верующих людей сбрасывались на землю колокола, со шпилей сшибались кресты, ломалась церковная утварь, сжигались в костре священные книги, а чтимые иконы использовались в качестве перегородок в конюшне. Настоятеля храма отца Петра вместе с матушкой Евдокией и церковным причтом отправили трудиться на стройки коммунизма, где они и сгинули навечно. Здание церкви, в котором после ее закрытия разместили пошивочную мастерскую, после войны оказалось в тяжелом состоянии. Не разобравшись толком в калориферном отоплении, которое исправно функционировало еще со времен Баженова, его заменили на привычные "буржуйки", дым от которых заполнял почти полностью все помещение и выедал у швей глаза. Погост вокруг храма, где еще не так давно хоронили именитых и уважаемых граждан, был порушен, а гранитные памятники, пока их не растащили, валялись как попало. В 1989 г. храм был возвращен Церкви, и там начались восстановительные работы и богослужения.
Фото: http://www.mostransavto.ru
Фото: misha_grizli
Фото: misha_grizli
Фото: misha_grizli
Фото: misha_grizli
Фото: misha_grizli
Фото: serge_freeman
Фото: serge_freeman
Фото: serge_freeman
Фото: serge_freeman
Фото: serge_freeman
Фото: serge_freeman
Фото: serge_freeman
Фото: serge_freeman
Фото: serge_freeman
Фото: oumnique
Фото: oumnique
Фото: oumnique
Фото: misha_grizli
Фото: misha_grizli