Беседы с батюшкой. Как становятся святыми

О ткуда берутся святые? Как они помогают людям? Действительно ли это возможно, и зачем нам нужны такие Божьи «проводники», - обо всем этом я расспрашиваю священника Константина ПАРХОМЕНКО, клирика Санкт-Петербургской епархии, автора нескольких книг, выходящих сейчас в издательстве «Олма-пресс» и «Издательский дом «Нева».

Отец Константин, давайте поговорим о том, кого вообще православная церковь именует святыми. Например, протестанты считают святыми всех, кто стал учеником Христа. В подтверждение этому приводят слова из Евангелия, например: «... а теперь вы святы», и т.д.

В русском языке слово »святой» (по-славянски «святый») можно расшифровать как свыше ятый, то есть взятый свыше, с неба. Греческое «агиос» переводится как «неземной», древнееврейское «кодеш» можно перевести как «отделенный, отрезанный, иной».

Собственно, Святым всегда называли лишь Бога. Древний пророк, восхищенный на небо, видит на небесах Престол Божий, вокруг летают Ангелы и взывают: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф...» Человек или какой-то религиозный предмет могут быть святыми, лишь если святость им сообщит Бог, если Бог приобщит к Своей Святости.

Итак, святой - значит Божий. Это тот, в ком действует, производит Свою работу Бог. В высшем смысле это тот, в ком, как говорят Священное Писание и Предание, «изобразился» Бог.

В последнем смысле и понимают сегодня это слово православные. Едва ли вы найдете православного человека, который скажет, что он - святой. Это, по крайней мере, нескромно. Напротив, чем праведнее человек, тем очевидней для него, что его от Бога, от Божьей чистоты, праведности, святости отделяет огромная дистанция.

Но в древности, например в Ветхом Завете, святым назывался израильский народ. Не потому, что иудеи были праведными и чистыми, а потому, что это был народ Божий. Как сказал народу Бог, когда евреи вышли из египетского плена и подошли к горе Синай: «итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым». И чуть позже повеление: «...освящайтесь и будьте святы, ибо Я (Господь Бог ваш) свят».

Вот то, что Израиль был народом Божиим, как бы отделенным, отрезанным от числа иных народов, позволяло ему называться Святым народом.

Позже такое именование усвоили себе и христиане. Они, как преемники Ветхого Израиля, более того, как истинные почитатели Бога, узнавшие Его Сына, называли себя народом святым, святыми. Святыми называет своих учеников и ап. Павел в своих посланиях.

И когда в Символе Веры мы называем Церковь Святой, это означает не то, что Церковь состоит из святых людей, но что это Церковь Божия. Святость Церкви и ее членам дает Бог.

Отец Константин, а какое значение на небе может иметь причисление к лику святых на земле? Неужели тут, на земле, можно решить что-то наверняка и не ошибиться?

Конечно нет. Именно для того чтобы «не ошибиться», Церковь и не спешит канонизировать, то есть официально прославлять в лике святых каких-то подвижников.

Церковная канонизация есть лишь подтверждение того, что давно свершилось на небесах. Для канонизации человека необходимо, чтобы он... уже умер. Только проследив за его жизнью, за его подвигом до самой смерти и увидев, как он умирал, можно понять - действительно ли этот человек был праведником.

А после смерти необходимо, чтобы святость этого подвижника была подтверждена... Богом.

Как это возможно? Это чудеса, исходящие от могилы или останков святого, или происходящие в ответ на молитву к нему.

Мало народного почитания. Нужно, чтобы целым рядом чудес был подтвержден факт - святой рядом с Господом, он молится о нас!

После смерти преподобного Серафима таких сообщений было очень много. То же самое можно сказать о жизни св. праведного Иоанна Кронштадского, и других святых.

Я знаю множество людей, которые рассказывали об удивительных чудесах в их жизни, совершившихся по молитвам к св. Иоанну Кронштадскому, блаженной Ксении, преподобному Серафиму Вырицкому, блаженной старице Матроне и другим святым задолго до официальной их канонизации.

В Семинарии наша преподавательница Татьяна Марковна Ковалева рассказывала такой случай из своего детства. Ее мама во время блокады очень почитала блаженную Ксению.

Был страшный голод, маме поручили забирать карточки за весь дом, и как-то раз она потеряла все эти карточки. Представляете! Потерять карточки всего дома - да это саботаж по тем временам, расстрел! Что делать? Она оставила дочку и побежала на Смоленское кладбище - помолиться блаженной Ксении. Татьяне Марковне было тогда 10 лет. Сидит она дома - и вдруг стучат. Кто там? - Открой, деточка. На пороге женщина в вязаной кофте и зеленой юбке, без верхней одежды, хоть и мороз на улице. «Это не вы потеряли?», - и отдает Тане карточки... Да и сколько еще таких случаев было в годы войны! А к лику святых блаженная Ксения причислена лишь в 1988 году.

Возникает вопрос: зачем, в таком случае, нужна церковная канонизация? Она нужна не святому, но нам! Это как подтверждение, что путь жизни святого есть путь настоящего сына православной Церкви, это верный путь!

Святых канонизируют не для того, чтобы что-то прибавить в их небесном статусе, это не некая церковная награда, от Бога они получили уже все. Святых канонизируют как пример для других христиан.

Часто можно услышать: зачем молиться Богу через посредников, через святых? Неужели милосердный Господь и так меня не услышит? И действительно, с трудом можно представить, как «строгого» Бога уговаривает, умоляет какой-то особо приближенный к Нему святой, и Господь меняет Свое решение по этим молитвам.

Лучшим ответом на этот вопрос будет мнение Самого Господа, которое мы находим в Священном Писании.

Вот Ветхий Завет. История про страдальца Иова. Все, что с ним приключилось, было проверкой его душевной крепости и доверия Богу. Но к Иову приходят друзья и обвиняют его в безнравственности, навлекшей на него скорби. И тогда Господь гневается на друзей. Их слова лживы и притворны. Эти люди своим умом пытаются измерить замыслы Божии, пытаются просчитать действия Божии. Господь, прекрасно знающий чистоту жизни Иова, гневно говорит одному из товарищей, Елифазу: «Горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов». И далее Господь повелевает друзьям покаяться, принести жертву и... просить молитв Иова: «И раб мой Иов помолится за вас, ибо только лицо его Я приму, дабы не отторгнуть вас» (Иов 42:8 ).

Здесь Сам Господь повелевает просить молитв праведника.

В 20-й главе книги Бытия Господь увещевает Авимелеха, царя Герарского, просить молитв Авраама: «...ибо он пророк и помолится о тебе и ты будешь жив...» (Быт. 20:7 ).

О молитве праведников недвусмысленно говорит и псалмопевец Давид: «Очи Господни обращены на праведников, и уши Его - к воплю их» (Пс. 33:16 ). А в книге пророка Иеремии мы читаем такое горькое свидетельство: «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему; отгони их (нечестивых иудеев) от лица Моего» (Иер. 15:1 ).

Да и разве есть какое сомнение, что Бог слушает Своих праведников, если Он Сам утверждает: «Я прославлю прославляющих Меня» (1 Цар. 2:30 )?..

В Новом Завете тоже есть немало указаний на силу молитвы праведников. Апостол Петр: «Очи Господни обращены к праведным и уши Его к молитве их» (1 Петр. 3:12 ). Апостол Иаков: «Много может усиленная молитва праведного» (5:16 ). И далее - примеры: «Илия был человек, подобный нам (т.е. такой же обычный человек, как и мы), и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5:17–18 ). Для ап. Иакова совершенно очевидно, несомненно, что праведность жизни, скажем - святость жизни, позволяет человеку совершать чудеса.

Может ли Бог отменить приговор над людьми, народом по молитвам святых? Многие факты священного Писания и Предания свидетельствуют об этом. Помните, Авраам умолял Господа, явившегося в виде трех странников, пощадить Содом и Гоморру.

Почему так? У святых отцов находим такую мысль: Христос обещает, что Его последователям будет сообщена божественная благодать: «Отче, - славу, которую Ты дал Мне, Я дам им » (Ин. 17:22 ). Если человек трудится вместе с Богом, чтобы преобразить мир, очистить от греха, привести к Богу, можно сказать, что человек становится другом Божиим, сотрудником. Разве можно предположить, что Господь глух к человеку, который всю жизнь отдал Ему, посвятил себя Господу?.. Такой человек имеет право просить за других, причем просить настойчиво, не как раб или неверный, постоянно предающий хозяина слуга, но как сын.

Мы верим, что смерти, как исчезновения души, нет; что после физической смерти душа человека продолжает жить еще более активной в духовном отношении жизнью. А значит, что мешает и после отшествия из сего мира, по переселении на небеса, помогать почившему праведнику людям?

В книге Откровение Иоанна Богослова мы читаем о замечательном видении тайнозрителя: «Двадцать четыре старца пали пред Агнцем [то есть Христом], имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Апок. 5:8 ), и, чуть позже: «И вознесся дым кадильный с молитвами святых от руки Ангела пред Богом» (Апок. 8:3–4 ).

Странным и несколько языческим кажется, на первый взгляд, обычай православной церкви молиться в каких-то особых случаях особым святым. Понятно, например, почему в семейных неурядицах прибегаешь к помощи св. Ксении Блаженной. Но почему, например, при болящей голове - к Иоанну Предтече?

В этом, несомненно, бывают перегибы. Мы можем сказать, что некоторые святые, еще при земной своей жизни помогали людям в определенных ситуациях. Это святые целители, например, великомученик Пантелеимон, бессребреники Косьма и Дамиан, мученицы Зинаида и Филонилла и др. По преставлении от земной жизни к небесной эти подвижники будут помогать больным людям. Им от Бога был дан дар, он не отнимается и по смерти. Так считает Церковь, и в древнем чинопоследовании Таинства Соборования (иначе Елеосвящения, Таинства церковного исцеления) стоят имена этих святых врачей.

Есть и иные святые, которые помогают в определенных нуждах. Воин - воину, миссионер-мореплаватель - моряку, путешественнику и др.

Но есть примеры надуманные, которые никакой здравой логике не отвечают. Считается, что Иоанн Креститель, которому отрубили голову, помогает от головной боли. Другой святой помогает от гусениц, мышей, колорадских жуков и иных гадов полей и огородов... В некоторых благочестивых брошюрах приводятся длинные списки таких узко-специальных небесных помощников. Но ни православной вере, ни опыту Церкви это не отвечает, это благочестивая самодеятельность.

Хотя, знаете, лет десять назад со мной произошел такой интересный случай. Тогда я был начинающим семинаристом, где-то усердным, в чем-то наивным. Я ехал в поезде вместе с человеком, у которого страшно болели зубы. У него было какое-то нагноение в десне, все опухло, он не спал несколько ночей. А ехал он на операцию. Вот он сидит с перевязанной щекой, раскачиваясь, и что-то мычит. Мне его так жалко стало! Я говорю: «Может, вам водички принести?» Он кивает. Пошел я к титану воды набрать, а потом вспомнил, что при зубной боли молятся св. Антипе. И помолился ему. К стыду своему скажу, что даже не особо верил в эту затею, просто очень жалко было человека, и я помолился со всей силой этой жалости. Перекрестил воду, дал ему попить... А потом - ну просто чудо произошло. Минут через пять он говорит: «Странно. Я совсем не чувствую боли». А потом лег и спокойно уснул. На следующий день опухоль спала. Не знаю, что с ним было дальше, он утром сошел... Вот так.

У каждого человека есть несколько любимых святых. К ним чаще обращаешься в молитве, им ставишь свечи. Но в храме много других икон, разных святых - еще больше. Не «обижаем» ли мы своим невниманием других? Существует мнение, что все святые вместе с Богородицей составляют на небе как бы единое тело, которое воспевает Бога и молится Ему. Какой смысл подходить именно к «своим» иконкам? Какой смысл, вообще, кроме собственной привычки, несет обычай прикладываться к иконам и зажигать перед ними свечу? Часто можно услышать: «Вот, сходила в церковь перед экзаменом, поставила свечку, и хорошо сдала».

Начну с последнего. В отношении к Богу не должно быть никакого магизма. Не поставила этому святому свечу, не сделала поклона, не поцеловала икону - накажет, перестанет помогать. Подобное отношение недостойно христианина.

Мы должны понимать, что прежде всего Богу нужно наше горячее желание быть подлинными христианами. Господь знает наши жизненные обстоятельства, кто какую имеет нагрузку, кто какую имеет возможность молиться и прочее. Поэтому мы должны искренне не лениться посещать богослужения, стараться молиться, учиться этому... Но если не смогли, опоздали по не зависящей от нас причины, Господь никогда не прогневается.

Однако в нас все-таки очень живуче магическое отношение к Церкви. Если студенту раз помогла свечка, он будет думать, что стоит не поставить свечку, сразу завалит экзамен.

Расскажу один случай. У нас в храме Духовной Семинарии накануне каждого экзамена, для желающих служится молебен перед чудотворной иконой Божией Матери. Так мы просим Богородицу помочь нам успешно экзаменоваться. Один мой знакомый семинарист, мой однокурсник, как-то понял, что он стал внутренне зависеть от этих молебнов. Он боялся, что если пропустит такой молебен - сдаст плохо. И тогда он на какое-то время перестал ходить на молебен. Молился в своей комнате, просил о помощи, но на молебен не ходил. Через какое-то время, когда он понял, что внутренне освободился от страхов, опять стал ходить на молебен.

Но мы отвлеклись. Вопрос в том, почему мы выделяем каких-то святых?.. В этом нет ничего плохого или странного. Многие святые близки нам своим душевным складом, характером, темпераментом, церковным служением, аскетическими подвигами. Конечно, к таким святым мы испытываем особенное влечение. Нам хочется знать о них, прочитать житие, молитвенно общаться с ними.

В моей жизни было много таких драгоценных для меня открытий. Это, конечно, св. праведный отец Иоанн Кронштадский, блаженная Ксения, преподобный Серафим Саровский, преп. Сергий Радонежский. Когда я поступил в Семинарию, я испытал большую помощь духовного покровителя нашей Семинарии и Академии апостола Иоанна Богослова. На втором курсе Духовной Семинарии я взял в руки книгу о преподобном Симеоне Новом Богослове и просто «влюбился» в этого человека. То же самое могу сказать о царе и псалмопевце Давиде, мученике Иустине Философе, свв. Иоанне Златоусте, Григории Богослове, Максиме Исповеднике, Григории Паламе, блаженной Матроне, многих других.

Своим «вниманием» к одним святым, мы, конечно, не обижаем других святых. Там, где пребывают святые, не бывает мелочных обид, уязвленной гордости и проч. Но, конечно, если мы как-то особенно выделяем одних святых, не следует забывать, что каждый святой Церкви - уникальная и прекрасная, созревшая для Бога личность. Следует стремиться узнать и о других святых, изучить их жизнь, вглядеться в черты их подвига.

Что значит «сильный» святой? То есть предполагается, что есть «не очень сильные»? У меня дома есть маслице от мощей преподобного Александра Свирского. Это маслице действительно обладает сильным, явно выраженным лечебным свойством. Но не с любым маслицем замечаешь такое действие. Почему так происходит?

Такого понятия, как «сильный» святой, в православной Церкви нет. Всякий святой, если мы искренне обращаемся к нему за помощью - помогает. То же самое можно сказать и о святом елее (масле) от мощей или лампады святого, о каких-то святых предметах.

Тут тоже могу пример привести из своей семинаристской юности. Вдруг у меня началась экзема. Я не знал, что делать. Она распространялась все дальше и дальше, уже целые участки кожи забирала. А у моего друга было масло с Афона, от какой-то чудотворной иконы Богородицы. Он его просто в банке стеклянной хранил. Я ему говорю: «Слушай, дай масло». Я сходил на акафист Богородице, помолился, потом дома так особенно, «духовно» поужинал, помазал этим маслом пораженные места и лег спать. А со следующего дня у меня началось явное улучшение. Тогда это меня очень потрясло...

Но, конечно, сейчас я стараюсь редко использовать святые предметы, только в крайних случаях.

Великую благодать может принести любая крошка, капля святыни. И напротив, можно иметь дома десятки частиц мощей, елей, святую воду, а никакой духовной пользы это не принесет, если мы не будем стремиться всем сердцем, всей душою, всей крепостью своей к Богу.

После революции в ГПУ был создан специальный отдел по борьбе с религией. Возглавлял его Е. Тучков. Этот человек причинил Церкви громадное зло, он осудил на смерть сотни ныне прославленных в лике святых новомучеников. Заметьте, - встречи с людьми, хоть одна из которых была бы для нас великой честью, духовным откровением, на Тучкова не оказали никакого влияния. Его сердце пылало ненавистью к Богу и Церкви и было закрытым для благодати.

В общем, любая святыня может принести нам духовную пользу, если мы принимаем ее с благоговением. И никакая святыня, даже самая величайшая, не сможет растопить лед, если человек этого не хочет, ведь Бог уважает нашу свободу...

Как мы отметили вначале, есть верующие, считающие крещеными Духом Святым только говорящих иными языками. Они считают говорение на иных языках единственным признаком пребывание Святого Духа в верующем. Действительно ли это так? Если же это не так, то как тогда узнать что в верующем живет Святой Дух?

Ранее было сказано, что следствием крещения Духом Святым является: возрождение грешника, обретение вечной жизни, становление Божьим дитем, обитание в нем Христа и Святого Духа, вхождение в Церковь-Тело Христа и многое другое. На этом основании вопрос можно повернуть в другую плоскость, и сформулировать по-другому. Как узнать, что человек спасен и имеет вечную жизнь? Как узнать, что в нем живет Христос? Как узнать что он возрожден? Этот список также можно было бы продолжить.

Мы сейчас не будем углубляться в иные языки, хотя слегка их коснемся.

Если исследовать связь между вероучением Библии и даром иных языков можно установить следующее. Нигде в книгах Нового Завета нет никаких указаний о том,что дар иных языков является: доказательством возрождения, спасения, обитания Святого Духа и крещения Им. Несмотря на то, что в Деяниях описаны три случая говорения на иных языках после схождения Духа Святого, Библия нигде не учит, что так должно быть всегда. И тем более Библия нигде не учит, что Духом Святым крещены только говорящие на иных языках. Это аналогично тому, что хотя Бог являлся людям в образе человека, Библия нигде не учит, что Бог-человек.

Но Св. Писание учит:

Жизнь вечную имеет верующий в Сына Божия, а не владеющий даром иных языков (Ин.3:16;1Ин.5:12,13);

Спасены мы по вере, но не говорением на иных языках (Еф.2:8,9);

Наследниками Царства Божия будут любящие Бога, а не говорящие на иных языках (Иак.2:5);

Признаком возрождения является праведная жизнь, а не иные языки (1Ин.2:29;5:18; 3:9);

Блаженны: нищие духом, плачущие, кроткие, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду, перенесшие искушения, а не практикующие глоссолалии (Мф.5:3-11; Иак.1:12);



Праведный верою жив будет, а не глоссолалиями (Гал.3:11).

Учеников Иисуса будут узнавать по любви, а не по иным языкам (Ин.13:35;1Ин.4:7)

Мы уже говорили, что для некоторых глоссолалии являются неким доказательством, свидетельством или знаком крещения Духом Святым. Как для израильтян обрезание было знаком принадлежности к избранному народу. Если бы сторонники глоссолалий были правы, то большинство христиан, живших на земле до 1900 года погибли, кроме учеников Монтана, секты хлыстов и еще некоторых групп.

Но Библия не требует от христиан, чтобы они ходили и доказывали свое возрождение. Св. Писание учит, что мы имеем внутреннее свидетельство и окружающие люди сами должны увидеть в нас учеников Христа. Прочитаем эти места.

«Верующий в Сына Божьего имеет свидетельство в себе самом… Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его» (1Ин.5:10,11), «…но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва Отче!» Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии» (Рим 8:15,16). «Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2Кор.3:2,3).

Христиане не должны жить, постоянно доказывая себе и окружающим, что они крещены Духом Святым. Библия же утверждает, что мы должны ходить верою, а не видением.(2Кор.5:17). Ходить верой или видением – доказательством, это вещи взаимоисключающие. Что требует доказательств, не по вере. А что по вере, не требует доказательств. Библия ясно говорит: « Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом » (Евр.11:1). Конечно, под верой понимается уверенность в невидимом без всяких доказательств.Уверенность явно исключает проверки и доказательства. Итак, для нас достаточно веры. Веры в Господа, в Его Слово, в Божьи обетования. О реальностях духовного невидимого мира говорит Библия. Видимое, принимаемое органами чувств может быть обманчивым. Например, за точкой света на небосводе, которую видит наш глаз, может находиться целая галактика. Лист сплошного металла, на самом деле является решеткой состоящей из атомов.

Мы верим, если Бог обещал в Своем слове нечто, а мы верим в это и выполним Его повеления, то Бог выполнит и Свои обетования. Бог предлагает уверовать, покаяться и совершить водное крещение. Если мы выполним эти условия, то Бог обещает крестиь нас Духом Святым, возродить и даровать нам спасение. И Он

совершает это по Своему обетованию, нашему послушанию и вере. (Мк.16;16; Деян.2:38). После выполнения Богом Своих обетований, ожидать еще каких-то доказательств,– это абсурд. Когда сегодня некоторые верующие, совершив акт послушания Богу – уверовав, покаявшись и приняв водное крещение, получают незримо, по Слову Божьему Духа Святого, а потом ищут доказательства, это говорит о многом. Прежде всего о недоверии к Богу, сомнение в Его святости, неверие в Его Слово, недопонимание и искажение духа Библии. Ведь нигде в продолжение приведенных стихов мы не видим слов типа: «а теперь убедитесь в том, что вы действительно крещены Духом Святым», «докажите это себе и другим», «доказательством крещения Духом Святым объязательно для всех и всегда должны быть иные языки».

А с другой стороны глоссолалии не могут гарантировать, что они от Господа. В окружающем нас мире много тому примеров. Множество магов, колдунов, экстрасенсов, шаманов что-то шепчут, бормочут, предсказывают и исцеляют. Да и в Библии примеров предостаточно. Возьмите Симона волхва. Люди почитали его за великую силу Божью. Как и сегодняшние кудесники, он не был христианином. Господь предупреждал, что сам сатана может принять вид ангела света. Чтоб творить чудеса и знамения, вплоть до изгнания бесов, не объязательно быть христианином.

И не всегда можно точно узнать от Бога ли это. (Мф.7:21-23).

По сути дела выяснение вопроса крещения или не крещения Духом Святым

перемещается в другую плоскость. А именно, является ли человек возрожденной личностью. Если человек не рожден свыше, и следовательно не является дитем Божьим, то какие бы чудеса он не творил, на каких бы прекрасных иных языках не говорил, то вывод один – все творимое им явно не от Бога.

Если чудеса, иные языки не могут быть признаком возрождения, тогда что? Наш Господь Иисус Христос четко указал – плоды. «По плодам их узнаете их…» (Мф.7:16,20). Причем мы видим, что стихи о плодах и чудесах идут вместе. Перечень плодов христиан приведены во многих местах Писания. (Гал.5:22,23).

Плоды Духа таковы, что силы зла их подделать не могут. Это противоречит их природе. Как показывает практика, между дарами и плодами нет прямой связи. Они находятся в разных плоскостях. Если проследить за биографией святых, то можно увидеть, не все они имели великие плоды, но все великие дары. Если в христианах на самом деле живет Дух Святой, то Он в первую очередь проявляется именно в плодах. Мы видим, как человек на глазах преображается в образ Христа. Дух Святой пьяниц превращает в трезвенников, воров в честных, гордых и тщеславных в смиренных, раздражительных - в долготерпеливых людей. Силу побеждать грех и дела плоти может дать только Святой Дух. Но если христианин не имеет в себе Духа Святого, то он и не Христов. (Рим.8:9)

ДУХ СВЯТОЙ И ВЕРУЮЩИЕ

Теперь порассуждаем о верующих и святости. Отличительным признаком говорящих на иных языках является их превозношение и гордыня. Они считают, что иные языки их поднимают на высоты, недоступные другим. И думают, что они самые святые люди на земле. Когда общаешься с такими верующими, то сразу ощу-

щаешь, как они снисходят до тебя со своих духовных высот. Ибо они разговаривают свысока с теми, кто, по их мнению, не крещен Святым Духом. И даже приветствуют словами «Слава Богу», а не «приветствую», как учит Библия. Рассмотрим, что такое святость? Что Библия говорит о святости? Возможно ли достичь совершенной святости на земле?

Слово «святость» в Библии имеет два значения. Первое его значение – это отделение для служения Богу. В этом смысле слова были святыми: сосуды и приборы в храме, народ Израиля и мы христиане. Потому что мы не свои и должны посвятить себя служению Богу. Когда мы принимаем Господа в свое сердце, возрождаемся, мы мгновенно освящаемся. И с этого момента становимся святыми в первом смысле слова.

Но есть и второе значение этого слова. Оно означает безгрешность, совершенство. Именно в этом смысле считают себя святыми говорящие на иных языках. Эти два значения слова «святые» очень хорошо видно в послании к Коринфской церкви. Так, члены Коринфской церкви приняли Иисуса Христа как Господа, были освящены, а следовательно, отделены для служения Богу. И потому Ап. Павел обращается к ним словом святые, в первом значении этого слова: «церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым …» (1Кор.1:2). Но далее, тот же Апостол Павел их отнюдь не называет совершенными и безгрешными. Т.е. они никак не соответствуют стандарту святости во втором значении этого слова. Он обращается к ним не как к духовным христианам, но как к плотским и младенцам во Христе, обличая их в грехах(1Кор.3:1-3).

Только что рожденный свыше христианин, является новорожденным и младенцем во Христе. Но он, как младенец, постоянно питаясь Словом Божьим как духовным молоком, возрастает в святости и благочестии (1Пет.2:2). Но, находясь на земле, христианин не может достичь совершенной святости, хотя и стремится к ней. В нем продолжается борьба между плотью и духом (Гал.5:17). Даже Апостол Павел не достиг совершенства (Фил.3:12). Хотя возрожденный грешник умер для греха, но это еще не означает, что грех полностью мертв (Рим.6:2). Если некоторые христиане

утверждают, что они святые во втором значении слова и потому не грешат, то они в лучшем случае обманывают самих себя. «Ибо все мы много согрешаем …»(Иак.3:2). «Если говорим, что не имеем греха , - обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Ин.1:8).

Поэтому христиане должны осознавать, что они, как и Апостол Павел, не смогут достичь совершенства и безгрешности на земле. Пока христиане все еще партизаны на вражеской территории. Плоть противится духу (Гал.5:17;Рим.7:15). Но дети Божьи в этой борьбе не представлены сами себе. Живущий в нас Дух Святой наполняет нас силой и могуществом Господа (Рим.8:10). И грех не должен господствовать над нами (Рим.6:14). Грех и плоть побеждаются только Духом Святым, живущим в нас. Но полная и окончательная победа возможна только в день нашего Восхищения на Небеса, в день искупления (Рим.8:21,22)(1Кор.15:49,51-53) Если бы

верующие имели возможность достичь совершенства и безгрешной жизни еще на земле, то это не было бы жизнью по вере. Тогда не было бы нужды и во Христе.

Информацию для сайта предоставила учитель ОПК Салтунова Екатерина Петровна

Участие 4 Б в школьном туре

10 общероссийской олимпиады школьников

По Основам православной культуры (ОПК)

Уже традиционным стало участие выпускников начальной школы в сентябре в этой олимпиаде. Ребята только начали изучать этот курс, но справились с заданиями достойно. Каждый получил сертификат за участие, а победители дипломы разной степени.

Учитель ОПК Салтунова Екатерина Петровна поможет ученикам разобраться во всех вопросах, которые будут возникать на этих уроках. Хотелось бы, чтобы родители тоже приняли активное участие в изучении данного курса. Надеемся, что ребята станут добрее к окружающим, отзывчивее и терпимее к друг другу.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ,

Фонда президентских грантов

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

Олимпиада «Основы православной культуры. «Русь Святая, храни веру Православную!»»

Школьный тур, IV класс, 2017-2018 учебный год

Работу выполнил ________________________________________________ Класс __________

Время на выполнение работы 45 минут

ЗАДАНИЕ 1. Выберите правильный ответ:


1. Как называется действие, в котором особым тайным образом человеку дается благодать Святого Духа?

А. Обряд

Б. Чинопоследование

В. Таинство

Г. Ритуал

2. Какое название носит крест, изображенный на флаге военно-морского флота РФ?

А. Александровский

Б. Андреевский

В. Владимирский

Г. Георгиевский

3. Какой из перечисленных праздников не является двунадесятым?

А. Благовещение

Б. Крещение Господне

В. Покров

Г. Рождество Христово

4. Как звали ветхозаветного праведника, с которым связана история всемирного потопа?

А. Авраам

Б. Давид

В. Иаков

Г. Ной

5. На какой день недели всегда приходится празднование Пасхи?

А. Воскресение

Б. Вторник

В. Понедельник

Г. Среда

6. Сколько двунадесятых праздников в православном календаре?

А. Двенадцать

Б. Десять

В. Одиннадцать

Г. Четырнадцать

7. С греческого языка это слово переводится как «книги»:

А. Ангел

Б. Апостол

В. Библия

Г. Евангелие

8. В Крыму был построен красивейший собор в память погибшего российского императора Александра II. Верхний престол этого храма освящен во имя святого покровителя императора Александра II . О каком храме идет речь?

А. Владимирский собор (Херсонес Таврический)

Б. Петро-Павловский кафедральный собор (Симферополь)

В. Собор святого Александра Невского (Ялта)

Г. Храм Воскресения Христова (Форос)

9. Как называется день накануне Рождества Христова?

А. Акафист

Б. День молитвы

В. Канон

Г. Сочельник

10. Какой признак отличает православные храмы от всех остальных архитектурных сооружений?

А. Вверху всегда есть крест

Б. На входе в храм над дверью всегда Вифлеемская звезда

В. Строение храма всегда кубической формы

Г. Храм всегда обнесен оградой


ЗАДАНИЕ 2.

2.1. Прочитайте текст о великом русском святом. Ответьте на вопросы.

Монашество в России явило множество удивительных святых, которых Господь прославлял великими чудесами. Одним из таких святых монахов был преподобный Серафим Саровский. Он родился в благочестивой семье купца Исидора Мошнина в ночь на 20 июля 1754 года. При крещении мальчику дали имя Прохор. Когда Прохору было три года, умер глава семейства. Прохор лишился отца, а его мать Агафья – любимого мужа. Но, несмотря на всё горе, Агафья нашла в себе силы не только воспитывать сына, но и продолжить дело своего мужа: строительство в Курске Божиего храма.

Великое чудо произошло в жизни семилетнего Прохора. Мальчик забрался на колокольню строящегося храма и упал вниз. Его мать бросилась к сыну и нашла его совершенно невредимым. Уже тогда Агафья поняла, что Господь хранит своего избранника, и что Прохора ждёт удивительная судьба. Учился Прохор хорошо, но сердце его не лежало к земному. Прошло время, и когда Прохору исполнилось семнадцать лет, он попросил у матери благословения уйти в монастырь. Мать благословила его большим медным крестом (клеймо № _____) , который Прохор всю оставшуюся жизнь с верой и трепетом носил на груди.

Много Прохор трудился в монастыре, много молился. Он принял монашеский постриг, в котором ему дали имя Серафим. И Господь даровал ему умение помогать людям: исцелять, наставлять на путь истинный. Перед тем, как начать свое служение, преподобный молился 1000 дней и 1000 ночей, стоя на камне (клеймо № _____) . После этого молитвенного подвига, старец стал помогать людям. И так велика была его любовь к каждому человеку, что и сегодня верующие ласково называют этого святого просто «батюшка». Много чудес сотворил святой за свою земную жизнь. Батюшка Серафим встречал каждого пришедшего к нему за помощью словами: «Радость моя, Христос воскресе!».

Вопросы

Ответы

Какое чудо случилось в детстве святого?

Какое новое имя получил святой, когда он стал монахом?

В чем заключался молитвенный подвиг старца?

Как святой относился к людям?

Какими словами батюшка встречал каждого человека, приходившего к нему?

2.2. Рассмотрите икону святого. В самом центре расположено изображение святого, а вокруг располагаются сюжеты из его жизни (каждый сюжет изображен на отдельном клейме). Найдите среди сюжетов те, которые выделены в тексте. В тексте укажите номер клейма, на котором отражен каждый сюжет.

ЗАДАНИЕ 3.

Русская литература наполнена православными духовными ценностями. Прочитайте стихотворения двух русских поэтов. Ответьте на вопросы.

Стихотворение № 1

Стихотворение № 2

Я помню спальню и лампадку,

Игрушки, теплую кроватку

«Ангел-хранитель над тобой!»

Бывало, раздевает няня

И полушепотом бранит,

А сладкий сон, глаза туманя,

К ее плечу меня клонит.

Ты перекрестишь, поцелуешь,

Напомнишь мне, что он со мной,

И верой в счастье очаруешь...

Я помню ночь, тепло кроватки,

Лампадку в сумраке угла

И тени от цепей лампадки...

Не ты ли ангелом была?

Иван Бунин

В тихом безмолвии ночи

С образа, в грусти святой,

Божией Матери очи

Кротко следят за тобой.

Пусть тебе в годы сомненья,

В пору тревог и невзгод,

Служит примером терпенья

Наш православный народ.

Спи же! Еще не настали

Годы смятений и бурь!

Спи же, не зная печали,

Глазки, малютка, зажмурь!..

Тускло мерцает лампадка

Перед иконой святой...

Спи же беспечно и сладко,

Спи, мой сынок, дорогой!

К.Р.

Вопросы

Ответы

Какое из двух стихотворений можно назвать колыбельной?

ЗАДАНИЕ 4. (Исторический портрет)

Перед вами факты из жизни двух знаменитых исторических личностей. По приведенным фактам определите, о ком идет речь. Для каждого факта укажите, к какой личности он относится.

Ему принадлежат строки: «В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря, Все красавцы молодые, Великаны удалые, Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор».

Был язычником, но принял христианство.

Он учился в знаменитом Царскосельском лицее.

Был князем, который крестил Русь.

Жил во время правления императора Николая I.

Его бабушку звали великая княгиня Ольга.

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Сумма баллов

Поводом для написания статьи стала просьба пожилого верующего человека. Он рассказал, что им стали досаждать свидетели Иеговы: они приходят и спорят об имени Божьем и о Святом Духе. Их маленькой общине, состоящей из пожилых людей трудно противостоять тому натиску "буквы".
-----

Прежде чем отвечать на вопрос, является ли Святой Дух личностью, предлагаю определиться со значением слова "личность" и решить, какими свойствами должна обладать личность.

"Личность – человек, как носитель каких-нибудь свойств." (Ожегов С.И. Толковый словарь)
По определению, данному в словаре Ожегова, во-первых, личностью может быть только человек и никто больше. Во-вторых, непонятно, что означают слова: "каких-нибудь свойств"? По этому определению получается, что увидев фотографию или даже тень незнакомого человека, вы уже можете считать, что знакомы с данной личностью – ведь вы восприняли некоторые его свойства: его внешние черты. Все же у Ожегова не совсем корректное и совсем неверное определение слова "личность".

Есть еще одно определение слова "личность".
"Личность – субъект отношений и сознательной деятельности. Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности." (Советский энциклопедический словарь)
Из этого определения уже следует, что личностью может быть не только человек. Но личность обязательно должна иметь свой логический разум и свою волю, вступать в осмысленные взаимоотношения с другими личностями. Личность характеризуется своим характером, имеет свое мнение (понятие) о бытии и занимает свое, определенное место во взаимоотношениях с другими личностями, а те могут иметь о ней свое мнение и оказывать на неё свое влияние. Думаю, это определение намного точнее, по крайней мере, оно не противоречит логике.
Итак, раз личностью можно считать не только человека (а, например, животное или духовное существо – Ангела), следовательно, она не обязательно должна обладать физическими свойствами человека. Но, личность обязательно должна обладать рядом определенных черт.
1. Иметь свой логический разум (уметь мыслить).
2. Иметь свою волю.
3. Иметь свой характер, самоосознание себя как личности, иметь свое достоинство.
4. Иметь свое субъективное восприятие действительности и быть способной давать оценку событиям и другим личностям.
5. Реализовывать себя во взаимоотношениях с другими личностями, оказывать воздействие на окружающий мир.
6. В свою очередь, другие личности могут иметь общение с ней, оказывать свое влияние и видеть соответственную реакцию (радость, огорчение, любовь, ненависть, послушание и управление и так далее).
Сразу хочу уточнить, что личность – это не набор черт личности 1-6, а все её черты взаимосвязаны и действуют в едином индивидуальном сочетании. Такая получается, неповторимая и, в то же время, такая схожая во многом, ЛИЧНОСТЬ.

Так Личность ли, Святой Дух? Лучше всех о Святом Духе знает, конечно же, Иисус Христос, поэтому откроем Библию и посмотрим, что Он сказал о Святом Духе.
Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. (Мф.28:19)
И Я (Иисус Христос) умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет... Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. (Ин.14:16,17,26)
Как видите, Иисус Христос считал Святого Духа, хотя и отличным от Него, но равноценным Ему, то есть, считал полноценной личностью. Иначе, получается, что Иисус Христос, тоже не личность.

Итак, Святой Дух – личность, но личность, отличная от Иисуса Христа (человека – личности). И, как на одну из отличительных от человека особенностей Святого Духа, Господь указал на то, что мы не можем увидеть Его нашими материальными глазами, а на другую Его отличительную особенность – то, что неверующие, мирские люди не могут ни слышать Его, ни познавать. Собственно эти две особенности Святого Духа (невидимость и ограниченная доступность в общении и познании) и приводят к спорам, является ли Он личностью. Некие ученые мужи рассуждают: "Быть того не может, чтобы ученики Христовы знали Духа Святого и могли общаться с Ним, а я не мог –здесь обман – никакого Духа Святого нет, ибо я ничуть не глупее и не менее талантлив, чем те христиане". И успокаивают себя люди мира сего самообманом: раз мы не можем познать Духа Святого, значит, Его и нет (самообманываются забыв, что следуя их логике, слепой тоже может утверждать: раз я не вижу радуги, значит, ее нет).

Бытие можно познавать несколькими способами, и далеко не всё возможно познать каким-либо одним, например, опытно-научным способом. Так, материальный мир можно познавать опытным путем и повторив опыт, легко прийти к единой точке зрения. Если до кого-то не дойдет с первого раза, можно еще раз повторить эксперимент.
Но ведь многое в нашем бытии невозможно познать и проверить опытом. И когда нет возможности провести опыт, остается другой способ познания – способ исследования свидетельств. Например, я утверждаю, что родился в деревне, в Казахстане. Как проверить истинность моего утверждения? Можно спросить мою маму и принять её слова за доказательство; ведь глупо требовать, чтобы она доказывала свои слова опытным путем – повторно меня родила.
Так же и со Святым Духом. То что Он – личность, нельзя доказать поставив опыт. Остается только поверить свидетельствам людей (других личностей). Те, кто видит Его сердцем (не глазами), кто общается с Ним сердцем (не ушами), кто познает Его, сначала сердцем, а затем и разумом – те понимают, что Святой Дух, это личность, и, более того, БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ. Эти люди общаются со Святым Духом как с личностью. Они водимы Им в жизни, они иногда не слушаются и огорчают Его, а позже каются и просят прощения у Него. Они знают Его, как любящего и терпеливого, как никогда не кричавшего на них и не ломавшего их волю, но мудро меняющего их по образу и подобию Божию.

Те же, кто не хочет признавать бытие Святого Духа, потому что не видит и не знает Его – только они заявляют, что Святой Дух – не личность. Они так заявляют, потому что не видят и не знают Его, не только как личность, а вообще не знают Его. Но согласитесь, если я кого-то не знаю – это не является основанием, чтобы утверждать, что его нет, или что он не может быть таким, каким его знают другие.
Вся беда в том, что, как было во времена Иисуса Христа, так и сейчас – тех, кто не видит и не знает Святого Духа, гораздо больше, чем тех, кто видит и знает Его лично.
Особенно непримиримы к свидетельствам христиан, водимых Духом Святым, в тех религиозных собраниях, где традиционно или по доктрине деноминации считают, что Святой Дух – не личность. Там вообще никакие свидетельства о Духе Святом не принимаются. Сразу же следует реакция: "Кто ты такой, что Бог даровал тебе общение со Святым Духом?", или: "Пусть докажет свое свидетельство опытным путем, тогда поверим". Ибо там, где вмешивается гордыня (особенно религиозная гордыня), там слышат только то, что хотят услышать. Гордыня приемлет логику только до тех пор, пока она не противоречит ее пожеланиям, в противном случае гордый лучше будет говорить ложь и верить лжи. Если нет аргументов, то гордыня подавляет силой любое инакомыслие. Поэтому не будем спорить: кому открыто – тому открыто, а кому не открыто, то если Бог не откроет истину – никто не откроет.

Уважаемые читатели, предлагаю вам ближе познакомиться с Божественной личностью – со Святым Духом. Какой Он?
Он внимательный и заботливый, Он утешитель и учитель наш, и пребудет здесь с нами до второго пришествия Иисуса Христа и вознесения Церкви.
Утешитель же, Дух Святой… научит вас всему и напомнит вам все. (Ин.14:26)

Посмотрите, как многогранно показал личность Святого Духа Апостол Павел.
Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией. (Рим.8:26,27)
Из слов Апостола следует, что Святой Дух характеризуется умом, что Он пребывает в общении с людьми и с Отцом, более того, Он наш ходатай пред Отцом, разбирающий ситуацию и дающий ей Свою оценку.

Я привел пример подчинения Святого Духа Отцу, ниже приведу примеры того, как Он являет Свою волю.
Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. (1Кор.12:11)
Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. (Ин.3:8)

А насколько Святой Дух эмоционален и насколько любит нас! Разве "неличность" может любить или страдать?
До ревности любит Дух, живущий в нас. (Иак.4:5)
Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его. (Ис.63:10)
И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. (Еф.4:30)
Вы увидели в стихах Писания насколько Святой Дух любящий, насколько чувствительный, насколько Он эмоционально воспринимает то, как мы, христиане, ведем себя.
ОН ЖИВОЙ!
И мы, своими словами и своими делами причиняем Ему либо печаль, либо радость.
Да это просто безумие, считать Святого Духа бездушной силой, способной только лишь передавать чужие мысли (подобно телевизору)! Исследуйте Писание: сколько заботы и любви, сколько мудрости явлено Святым Духом как Творцом.
Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь. (Иов 33:4)

С самого основания Церкви и по сей день, из принявших Иисуса Христа как Своего Господа и Спасителя, Дух Божий творит новых людей: по образу и подобию Иисуса Христа. Дух Святой освящает верующих.
По предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и кроплению Кровию Иисуса Христа. (1Пт.1:2)
Святой Дух сошел на землю к нам, грешным людям, чтобы показать, насколько прекрасен Бог, чтобы открыть нам путь познания Бога. Именно Он приходит к каждому сердцу, жаждущему познать Истину.
Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки; будучи движимы Духом Святым. (2Пт.1:21)

Так будем с почтением и благоговением относиться к Святому Духу. Воистину, Он достоин этого, хотя и не ищет Себе славы и почестей. Ибо Он сошел прославить Иисуса Христа.

И пусть история с Ананией будет нам предостережением, а для тех, кто не желает знать Святого Духа – будет уроком.
Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Святому Духу… Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. (Деян.5:3-5)
Погребняк Н. 2002

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. – М.: Российское Библейское общество, 1998. – 1244с.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю.Шведовой. – десятое издание. – М.: Советская энциклопедия, 1973. – 848с.
3. Советский энциклопедический словарь/ гл. ред. А.М. Прохоров. – 4-е издание. – М.: Советская энциклопедия, 1988. – 1600 с.: ил.

Рецензии

А кот Мурзик - это личность? :) Мне кажется, что слово "животное" лишнее, когда Вы говорите о личности. Есть ли у животных воля (или только инстинкты?)? Есть ли у них "логический разум"? Или Вы, когда пишете "животное или духовное существо - Ангела", относите слово "животное" к Ангелу? Животное - в смысле живое, в таком случае?
Про Духа, как личность, очень много говорится в Деяниях апостольских. Жаль, что Вы используете только один отрывок и тот - в конце произведения. Например, такие эпизоды еще есть: Дух говорит с Филиппом (Деян.8:29), Петром (Деян.10:19, 11:12), некоторыми учениками (пророкам, учителям) (Деян. 13:2). Дух не допускает Апостолов идти в определенные места (Деян. 16:6-7). Т.е. в целом, ведет Себя как Бог - говорит с людьми, указывая им, что делать или не делать.
Можно еще, конечно, вспомнить и святоотеческие творения - свт. Василий Великий "О Святом Духе", 20-е и 31-е Слова свт. Григория Богослова и т.д.
С уважением,

Спасибо за рецензию и цитаты мест Священного Писания!
Отвечая на просьбу верующего, я умышленно посоветовал вывести диалог из сферы богословских споров – где пожилые люди уступали напору и, главное, наглости Свидетелей Иеговы (так как те привыкли "сыпать" Библейскими цитатами по делу и не по делу).
Насчет же "Мурзика" или "Жучки", – если у Вас были домашние животные, то видели, что их поведение, их эмоции никак не могут быть вписаны в рамки инстинктов и рефлексов. У каждого из них есть свой характер, своя воля (которую они зачастую навязывают своим хозяевам), одни умнее, другие глупее, но они понимают нас и не только в рамках поесть-погулять. И, главное, например, собака, кошка или лошадь могут любить.
С уважением, Николай.

В Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших.

Протоиерей Борис Старк

Господь наш Иисус Христос, говоря о человечестве, сравнил его с полем, засеянным доброй пшеницей, на котором враг посеял сорняки. Этими сорняками являются злые, лукавые, прелюбодейные люди и ненавистники.

Но на ниве Господней есть и прекрасные благоухающие цветы, далеко распространяющие чудесный аромат. Это люди, которых мы называем праведными или святыми. Их памяти, памяти всех святых, просиявших в мире от сотворения его, .

А сегодня, во второе воскресенье после , мы отмечаем торжество, может быть, более скромное, – но для нас не менее близкое и родное. Мы празднуем день Всех святых, просиявших в нашей родной Русской Церкви. Сегодня праздник , нашего духовного отечества.

Святые эти жили и подвизались в разных углах нашей Родины, в разные исторические эпохи. Они были разными по своему социальному положению, по своему возрасту, по своему духовному пути, но всех их объединяло одно: они превыше всего возлюбили Господа Бога, возлюбили всем сердцем, всем своим помышлением. И возлюбили ближнего своего как самих себя. За Бога и Его правду они были готовы отдать все, что у них было, все силы, все время, все свое имущество, а часто и саму жизнь.

Повсюду на просторах нашей необъятной Родины мы находим их, как горящие светильники; на юге и севере, на востоке и западе эти праведники созидали Святую Русь своим подвигом, своим примером, своей жизнью и смертью.

Будем ли мы перечислять их всех? На это не хватило бы ни времени, ни места. Преподобный Трифон Печенгский, угодники соловецкие на самом северном крае нашей Родины… Святители херсонесские на юге, и еще южнее – . Угодники и просветители сибирские, иркутские, тобольские, великопермские, а на самом западном крае Руси – святые полоцкие, галицкие, виленские. Нет им числа…

А сколько примеров святости дала нам наша Центральная Россия: Белгород, Воронеж, Задонск, Новгород, Казань, Киев и Чернигов, Почаев и Загорск, Москва, Псков, Суздаль, Муром и Владимир и, конечно, наша Ярославская, Ростовская земля с ее угодниками угличскими, пошехонскими, обнорскими и переславскими, ярославскими и ростовскими…

Как небо усеяно звездами, так и наша Святая Русь – угодниками Божиими, созидавшими наше духовное отечество, знаемыми и незнаемыми.

Бытует мнение, что Церковь признавала святыми только богатых и знатных людей, князей, архиереев, монахов…

Конечно, это не так, и основано это мнение на незнании церковной жизни и на непонимании самой идеи святости.

Правда, среди канонизированных святых большой процент падает на и архиереев, но это совсем не значит, что людям иного образа жизни путь к святости был закрыт.

Ведь и в общественной жизни не только те герои, кто удостоился той или иной на грады. Сколько героев безызвестных, чей подвиг в дни войны остался незамеченным в горячих условиях боя, но тем не ме нее они являются героями. И ведь всякий военный или гражданский подвиг все же видимый, а в жизни духовной подвиг, духовный героизм, то есть , сокровенен, и только Бог его видит и знает.

Естественно, что те, кто стоит на свещнице, более видны миру, но истинная святость находит себе место в любом человеке, который . В каноне, который мы слышали вчера вечером за всенощным бдением, были такие слова, прославляющие святых: «Имени тых и безымянных, явленных и неявленных, небесного Сиона достигших и славу многу от Бога приимших… »

Такие, часто никем не знаемые, святые тоже прославляют Бога своим существованием, а мы всех их прославляем сегодня, объединяя в своих молитвах.

Поясню это еще одним примером. Один великий подвижник молился Богу, чтобы узнать, как ему достигнуть совершенства. А святой этот был уже прославлен и от людей и от Бога за многие свои подвиги и духовные труды. И был ему голос: «Иди в такую-то весь, к живущим там двум женщинам и поучись у них… Ты еще не вошел в меру их подвига».

Придя туда, куда ему было указано, он увидел двух простых тружениц, занятых плетением корзин. Угодник спросил их: «Кто вы и как спасаетесь?» Недоумевая, эти скромные женщины не знали, что отвечать, но на повторные вопросы старца сказали: «Мы не сотворили ничего особенного, живем как все, трудимся. Мы жены двух братьев. Вот разве что за долгие годы совместной жизни ни разу не повздорили и не поссорились, ни разу не осудили друг друга». И старец ушел, поняв, как много надо ему сделать, чтобы достигнуть совершенства.

Вот много таких незаметных праведников и праведниц населяли, да и сейчас населяют нашу землю, и всех их мы сегодня прославляем. И не только прославляем, но и вдохновляемся их примером, так как их – это путь каждого из нас и, каждый из нас должен найти его и найти силы идти к» жизни, не сходя с этого пути.

Вот две простые труженицы, и Господь поставил их примером для всех нас. И мы ДОЛЖНЫ следовать их примеру. Ведь мы являемся частицей великой нивы Господней, и только от нас зависит, станем ли мы сорняками или же цветами благоухающими. Наступит великий момент сбора урожая, и мы ДОЛЖНЫ быть класом многоплодным и благоухающим. Ведь и в наше время нас окружают подвижники, незаметно озаряющие нас духовным благоуханием своих подвигов.

Каждый из нас должен стремиться к такому совершенству, к такой святости, каждый из нас должен стать в строй великих угодников Святой Руси, чтобы не оказаться в момент жатвы плевелами, которые вырываются и будут сожжены. Мы должны стать доброй пшеницей, благоухающими цветами, чтобы и нас когда-нибудь причислили к этой великой плеяде святых угодников русских: именитых и безымянных, явленных и неявленных, небесного Сиона достигших и славу многу от Бога приимших. Аминь.

Феодоровский кафедральный собор г. Ярославля
23 июня 1968 г.

По изданию: Протоиерей Борис Старк. Вся моя жизнь – чудо. М. Издательство Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, 2009.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...