Библейские герои Давид и Голиаф. Битва

История из Библии о Давиде и Голиафе сегодня знакома не только верующим. Известность ей даровал удивительный сюжет: пастух побеждает огромного солдата с помощью пращи, уповая только на Божью помощь. Ученые нашли доказательства того, что такой бой происходил в действительности, но кто был победителем на самом деле – выдвигаются разные гипотезы.

Давид и Голиаф - кто это?

Историки называют Давида вторым царем израильского народа, который более 7 лет был правителем Иудеи, и потом еще 33 года - двух царств Израиля и Иудеи. А кто такой Давид в Библии? Красивый и сильный молодой пастух не раз доказывал свою смелость, поразил громадного воина Голиафа в честном бою, даровав тем самым победу израильтянам. Голиафа Ветхий Завет называет потомком великанов-Рефаимов, который бился за филистимлян и принял одиночный бой с представителем враждебного лагеря.

Давид и Голиаф - Библия

Библейская легенда о Давиде и Голиафе рассказывает о том, как молодого пастуха признали царем израильтян. Это право даровала ему победа над сильнейшим воином врагов Голиафом. Библия гласит, что молодой пастух сделал это во имя Бога Израиля, за что Господь даровал ему победу. Чем Давид поразил Голиафа? В Библии сказано, что юноша воспользовался древним оружием – пращей.

Оно работало по принципу рогатки: в веревку закладывали камень и метали в противника. Метким броском Давид попал великану в голову, а когда тот упал, отрубил ему голову мечом. Эта победа сделала юношу народным любимцев, а позднее – и правителем страны, чьи годы царствования называют золотым веком, молодой царь избавил народ от филистимлянских нападений, ввел множество полезных реформ.


Битва Давида и Голиафа

И сегодня исследователи Святого Письма спорят о реальности этой легенды. Первые ссылаются на труды историка Иосифа Флавия, который утверждает, что такой бой в истории зафиксирован. Вторые объясняют позицию тем, что нет доказательств, которые бы подтверждали: такие люди когда-то жили. Но в 1996 году археологам удалось отыскать на раскопках в долине Иудейских гор подтверждение, что Давид против Голиафа выходил на битву:

  1. Скелет великана ростом до трех метров с отрубленной головой, в которой застрял камень.
  2. Возраст находки насчитывал около 3 тысяч лет до нашей эры.

Еще одним косвенным доказательством реальности этого боя стало то, что он описывается в Коране, там говорится о сражении пророка Давида с воином неверующих Голиафом. Эта притча является назиданием, что никогда нельзя сомневаться в помощи Бога. Существует еще одна интересная версия, якобы великана сразил сын Ягаре-Оргима Вифлеемского Елханан, битва, судя по цитатам Святого Письма, происходила в Гобе. Такая путаница дала толчок к самым разным версиям теологов и атеистов, якобы позднее летописцы приписали победу великому царю Давиду.

Как Давид победил Голиафа?

Историки считают, что Давид убил Голиафа в неравном поединке, что и придало этой победе символическое значение. Пастушок отказался от доспехов, которые мешали двигаться, легко уклонялся от ударов неповоротливого великана. Есть две версии, которые объясняют победу малоопытного Давида:

  1. Реальная. Маневренность пастушка давала ему возможность свободно метать камни, смертельным мог оказаться даже не первый бросок. А уже после он превратился в единственный, и ознаменовывался, как Божья поддержка.
  2. Мистическая. Якобы парень имел при себе начертанный знак, который позже назвали «звезда Давида». Символ в виде звезды с 6 концами – гексаграмма, в этой версии Голиаф и звезда Давида выступают символами противостояния духовной и физической силы.

Фильмы про Давида и Голиафа

История Давида и Голиафа неоднократно упоминалась и в произведениях авторов разных времени и стран, и в шедеврах кино. Самые известные киноленты об этом событии:

  1. «Давид и Голиаф», 1960 год, Италия.
  2. «Царь Давид», 1985 год, США.
  3. «Давид и Голиаф», 2015 год, США.
  4. «Давид и Голиаф», 2016 год, США.


РОСТ ГОЛИАФА ДВА МЕТРА РОВНО



Есть такая наука – библейская текстология. Эта наука занимается тем, что сравнивает различные тексты Библии и выявляет, как случайные ошибки переписчиков, так и сознательные попытки изменения библейского текста – желание ввести в него новые идеи.

Благодаря исследованию самых древних библейских текстов, всплывает тот факт, что во времена раннего средневековья, рост Голиафа, а он (то есть его рост) упомянут только в одном месте Библии – в 1Царств 17:4; увеличился с «ЧЕТЫРЁХ локтей и пяди» до «ШЕСТИ локтей и пяди» то есть с 2м 00см до 2м 89см! Но обо всём по порядку.

МЕРЫ ДЛИНЫ В БИБЛИИ

Я не ставлю задачу – вычислить точный рост Голиафа, тем более, что никто его специально рулеткой и не мерял; я хочу объяснить, что рост Голиафа был очень высоким, но не рекордно высоким. Поэтому я не буду проводить дотошное исследование на тему – чему были равны локоть и пядь во времена Давида, а просто приведу данные из приложения к Библии (Перевод нового мира).

1 Ладонь = 4 пальца 7,4 см.

1 Пядь = 3 ладони 22,2 см.

1 Локоть = 2 пяди 44,5 см.

ОПИСАНИЕ РОСТА ГОЛИАФА

Которое полностью отсутствует! Отсутствие описания роста человека, чей рост 2м 89см, казалось бы, звучит неестественно. Во-первых, такой рост не может не впечатлять, а во-вторых, это рождает сомнение – нет ли тут ошибки? Однако, обратите внимание на этот текст:

«Он же убил Египтянина, человека ростом в пять локтей » (1Паралипоменон 11:23). В Переводе нового мира «огромного египтянина», но это – решение переводчиков, нет в еврейском тексте слова «огромный». Тем не менее, в Септуагинте, этот египтянин описывается словом «ορατον» (хорато́с – ‘видимый’). NETS переводит это выражением «A highly visible man», буквально – ‘высокий видимый мужчина’, на русский язык переводится: «мужчина, которого невозможно не заметить».

С Голиафом не так. Все слова, которыми он описывается, как в еврейском, так и в греческом тексте, указывают только на его силу и отвагу, но ни намёка на его рост.

КАКОЙ БЫЛ РОСТ У ЕВРЕЕВ?

Жители Палестины, как правило, низкорослы. Арабская лошадь, это лошадь размером с пони. Притом, люди за последние 100 лет стали выше на 10 сантиметров. Я называю средний рост древних евреев ≈ 1м 62 см. Эти цифры я вывел из применяемых ими мер длинны:

Локоть – расстояние от локтевого сустава до оконечности среднего пальца – 44,5 см. (У меня – 48 см).

Ладонь – четыре пальца – 7,4 см. (У меня – 9).

У моего племянника: Возраст – 13 лет; рост – 1м 55см; Локоть – 40 см; Ладонь – 6,5 см.

Впрочем, средний рост, это – как средняя температура в больнице. Если условия жизни были тяжелей, рост людей был ниже, и наоборот. Южные корейцы, в среднем, выше северных корейцев на восемь сантиметров.

ШЕСТЬ ЛОКТЕЙ, ИЛИ ЧЕТЫРЕ ЛОКТЯ?

СЕПТУАГИНТА

Во II веке до н. э. был сделан перевод Библии на греческий язык – Септуагинта (LXX ). Этот перевод старше любого мас оретского текста на многие столетия. Перевода Септуагинты на русский язык не существует, есть перевод на английский и украинский языки:

В оригинале текста Септуагинты «τέσσαρες» (те́саре́с – ‘четыре’).

καὶ ἐξῆλθεν ἀνὴρ δυνατὸς ἐκ τῆς παρατάξεως τῶν ἀλλοφύλων, Γολιαθ ὄνομα αὐτῷ ἐκ Γεθ, ὕψος αὐτοῦ τεσσάρων πήχεων καὶ σπιθαμῆς·

Но можно сказать, что Бог следит за сохранностью своего слова, но не переводов, хотя бы и таких древних. Во-первых – «четыре» и по-японски – четыре, а во-вторых – иврит, на котором писал Самуил, и еврейский язык масоретов, это – разные языки. Язык изменяется. Попробуйте перевести древнееврейский текст через Гугл Переводчик, как если бы это был современный иврит – у вас ничего не получится (я пробовал). Переписчики при работе заменяли устаревшие слова и выражения – примите этот факт.

ИОСИФ ФЛАВИЙ. ИУДЕЙСКИЕ ДРЕВНОСТИ.

Иосиф Флавий, еврейское имя – Йосе́ф бен Матитья́ху (Ио́сиф, сын Матта́фии), ок. 37 – ок. 100 г. н. э. иерусалимский еврей из священнического рода. Он известен тем, что написал труд «Иудейские древности», который, по сути, является пересказом Библии для людей, говорящих по-гречески. Этот труд необычайно ценен для текстологов, так как является пересказом той Библии, которую читали в Иерусалиме, в I веке, на еврейском языке. Давайте посмотрим, каков был рост Голиафа в I веке в Иерусалиме:

«И вот однажды из лагеря филистимлян вышел исполинского роста человек, по имени Голиаф, из города Гитты. Ростом он был четырех аршин с половиною и вооружение его вполне соответствовало его исполинским размерам; так, например, на нем был панцирь весом в пять тысяч сиклов; шлем и медные поножи его также соответствовали размерам такого огромного человека; копье его не представляло собой легкой игрушки в правой руке, но по тяжести своей всегда лежало у него на плече; один наконечник его был весом в шестьсот сиклов. За Голиафом следовала толпа оруженосцев» (Иудейские древности, книга 6, глава 9. Перевод Г. Генкеля 1900 г.).

Это сообщение меня сразу насторожило. Дело в том, что в то время, в Российской Империи, официальной мерой длинны, действительно был аршин, который равнялся 0,7112 м, следовательно, согласно этому переводу, рост Голиафа – 3м 20см! Естественно, что я предположил, что Генкель, ничтоже сумняшеся, перевёл фразу «четыре локтя и пядь» фразой «четыре с половиной аршина». Так оно и оказалось . Смотрим английский перевод :

«The camps were separated from each other by a valley in between the mountains on which they were situated. There came down then a certain man from the camp of the Palestinoi, named Goliath from the city of Gitta, a very tall man. For he was four cubits plus a span , and equipped with weapons whose size corresponded to the nature of his body».

«Лагеря были отделены друг от друга долиной между горами, на которых они находились. Тогда сошел какой-то человек из стана палестинцев, по имени Голиаф из города Гитты, очень высокий мужчина. Ибо он был четыре локтя, плюс пядь [в высоту], и был вооружен оружием, размер которого соответствовал характеру его тела ».

Вот древнегреческий оригинал:

διίστη δ᾽ ἀπ᾽ ἀλλήλων τὰ στρατόπεδα μέσος αὐλὼν τῶν ὀρῶν ἐφ᾽ ὧν ἦν. καταβὰς οὖν τις τῶν ἐκ τοῦ Παλαιστίνων στρατοπέδου Γολιάθης ὄνομα: πόλεως δὲ Γίττης ἀνὴρ παμμεγεθέστατος: ἦν γὰρ πηχῶν τεσσάρων καὶ σπιθαμῆς ὅπλα τῇ φύσει τοῦ σώματος ἀναλογοῦντα περικείμενος:

Итак, у Флавия – ЧЕТЫРЕ локтя.

ДРУГИЕ ТЕКСТУАЛЬНЫЕ СВИДЕТЕЛИ

Их всё равно что нету. В иудейской пустыне не найден библейский текст данной главы (Свитки Мёртвого моря). А что касается сирийской Пешитты и латинской Вульгаты, то то что опубликовано в сети, это – не древний текст, а сравнительно недавние редакции, подогнанные под масоретский текст. Старолатинские переводы I века и моложе есть в руках учёных, но они не опубликованы, хотя работа с ними ведётся.

ТРИ СВИДЕТЕЛЯ

Итак, мы имеем три текстуальных свидетеля, которые называют рост Голиафа:

1) Септуагинта. II век до н. э. Александрия. – ЧЕТЫРЕ локтя и пядь.

2) Иосиф Флавий. I век н. э. Иерусалим. – ЧЕТЫРЕ локтя и пядь.

3) Масоретский текст. IX век. Европа и Азия. – ШЕСТЬ локтей и пядь.

Библеистика, это – та сфера, где правит бал духовенство, а не учёные. Тем не менее, научное исследование Библии присутствует в университетах Великобритании (Оксфорд), Израиля, США… Вот слова Эмануэля Това, профессора кафедры иудейской текстологии иерусалимского университета, главного редактора публикаций свитков Мёртвого моря:

Текст сохранившийся в различных вариантах (рукописях, изданиях) того, что обычно называют масоретским текстом, во многих деталях не отражает «оригинального текста» библейских книг. [ … ]

Сходные проблемы возникают при сравнении масоретского текста с другими текстуальными свидетельствами, такими как кумранские свитки и предполагаемый источник отдельных древних переводов. Нам неизвестно, какие из этих текстов точнее отражают библейский текст. Поэтому нельзя априори утверждать, что масоретский текст воспроизводит оригинальный текст библейских книг лучше, чем другие тексты.

С одной стороны, масоретский текст – лишь один из свидетелей библейского текста. В задачу текстолога входит сопоставление его со свидетельствами, относящимися к другим этапам и формам рукописной традиции. С другой стороны, именно Масоретский извод (а не более ранние формы текста!) оказываются в центре внимания при решении вопроса об оригинальной форме текста.

Иными словами, Тов критикует ортодоксальную традицию – считать масоретский текст самым точным, чей авторитет перевешивает все другие текстуальные свидетельства. Тов утверждает, что масоретский текст содержит неточности, которые выявляются при сличении его с другими текстуальными свидетельствами, относящимися к другой рукописной традиции.

Самым высоким человеком в истории был Роберт Першинг Уодлоу 2м 72см. На иллюстрации вверху видно, как он выглядел в сравнении с нарисованным Голиафом. Он был очень больным человеком и умер в 22 года. Также и другие люди рекордного роста очень больны и не служили в армии как Голиаф. Кстати, Уодлоу весил 199 кг. Сколько должно весить то, что изображено справа?

В одной телепередаче, куда пригласили самого высокого человека земли и самого высокого человека в США, Леонид Стадник 2м 57см и Игорь Вовковинский 2м 34,5см, (оба украинцы) прозвучала здравая мысль, что гордиться тем, что Украина – родина великанов, не правильно, так как это означает – гордиться очень больными людьми. Никакая болезнь не может быть причиной для гордости.

Если бы в книге рекордов Гиннеса, существовала категория «Самый высокий человек, чей рост не является болезнью», возможно, рекордсмен был бы ростом примерно, 2м 30см. Например, Мануте Бол 2м 32см, отслужил в армии, профессионально играл в баскетбол, умер в 47 лет от тяжёлого кожного заболевания.

Самым высоким человеком упомянутым в Библии был «Египтянин пять локтей ростом » (1Паралипоменон 11:23). Конечно, это рост не точный, а округлённый и приблизительный.

Я знавал одного человека, чей рост был 2м 4см. Он рассказывал, что в его селе, все такие и выше. Подобно этому селу, в Библии упоминается племя сынов Енаковых, они-же Рефаимы, которые отличались высоким ростом и были известными воинами. Естественно, что человек такого роста обладает и большой физической силой. ● Если не указано иначе, используется «Синодальный перевод» Библии.


1) NETS – New English Translation of the Septuagint.

Данная статья посвящена истории Давида и Голиафа. О том, кто такой царь Давид и о его роли в библейском повествовании можете подробно прочесть в , мы же, прежде чем толковать историю Давида и Голиафа, остановимся на личности последнего.

Голиаф – персонаж Библии.

Голиаф - . Описывается в Библии как Фелистимский воин-великан. В классической еврейской традиции, подчеркивали статус Голиафа как представитель язычества, в отличие от Давида, избранника Бога Израиля. Голиаф был родом из Гефа – одного из самых крупных Филистимских городов.

Описание Голиафа варьируется в различных древних рукописях: древнейшие рукописные книги - свитки Мертвого моря, текст Первой книги Царств, датируемый 1-м веком, рукописный текст Септуагинты 4-го века – все описывают его как высокого человека, ростом 2.06 м, тогда как Масоретский текст изображает его как трехметрового великана.

Давид против Голиафа

Противостояние Давида и Голиафа описано в . Саул и израильтяне столкнулись с Филистимлянами в долине Эла. В течение 40 дней Голиаф, могучий Филистимский воин выходил утром и вечером и предлагал кому-либо сразиться с ним один на один и решить исход битвы. Однако не нашлось ни одного храбреца среди воинов Саула.

Однажды пастушок Давид, который приносил еду своим братьям-воинам, услышал призыв Голиафа к сражению и вызвался противостоять Голиафу.

И сказал Давид Саулу: пусть никто не падает духом из‑за него; раб твой пойдет и сразится с этим Филистимлянином.

Саул отдал Давиду свои доспехи и меч, но Давид отказался, так как не привык к такому одеянию и оружию. Давид вооружился лишь палкой и камнями.

Перед сражением Давид сказал Голиафу:

…ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа…

Давид выпустил камень из своей пращи и со силы ударил Голиафа в лоб. Голиаф упал ничком на землю, и Давид отсек ему голову его собственным мечом. Филистимляне обратились в бегство после смерти Голиафа. Израильтяне преследовали Филистимлян до самого Гефа. Давид с отрубленной головой Голиафа вернулся в шатер к царю Саулу.

Толкование истории про Давида и Голиафа

Основная цель истории Давида и Голиафа – показать народу, что Саул не может быть царем Израиля. Мы знаем, что Саул, как и Голиаф, отличался высоким ростом и был на голову выше, чем кто-либо другой во всем Израиле, и именно он был явным претендентом на то, чтобы отстаивать честь своего народа в поединке с Голиафом. Однако Саул не нашел в себе смелости сделать этого.

Христианская традиция рассматривает битву Давида с Голиафом как символ победы Божьего царя над врагами Бога и как прообраз будущей победы Иисуса над грехом и Церкви над Сатаной.

История Давида и Голиафа показывает, как Господь защищает Свой народ. Давид, наполненный верой и любовью к Богу, имя которого хулил Голиаф, убил Голиафа практически голыми руками.

Фраза «Давид и Голиаф» или «Давид против Голиафа» давно стала нарицательной и используется применительно к ситуации, когда слабый противник сталкивается гораздо более сильным.

Давид, поражающий Голиафа, в живописи.

Сюжет о Давиде и Голиафе широко использовался в живописи. Вот несколько самых известных работ.

КАРАВАДЖО

Давид и Голиаф (или Давид с головой Голиафа или Давид побеждает Голиафа) - картина итальянского мастера эпохи барокко Караваджо (1571-1610). Она была написана в 1599, а сегодня находится в музее Прадо, Мадрид. Картина Давид и Голиаф была написана в начале творческой деятельности художника. Караваджо также является автором еще двух менее известных картин на данный сюжет.

Давид и Голиаф, Караваджо, 1607 год Давид и Голиаф, Караваджо, 1610 год

МИКЕЛАНДЖЕЛО

Мы видим, как перепуганный гигант ждет обезглавливания. Микеланджело выдержал рисунок в спокойных и мягких тонах, что делает фигуру великана еще более массивной.

Воин, потомок великанов-Рефаимов в Ветхом Завете . Молодой Давид , будущий царь Иудеи и Израиля , (которого приказал выбрать сам Бог) побеждает Голиафа в поединке с помощью пращи , а затем отрубает его голову (1Цар. ). Победой Давида над Голиафом началось наступление израильских и иудейских войск, которые изгнали со своей земли филистимлян (1Цар. ).Коран (2.251)

По другой версии, Голиафа убил Елханан, сын Ягаре-Оргима Вифлеемского : «…Было и другое сражение в Гобе; тогда убил Елханан, сын Ягаре-Оргима Вифлеемского, Голиафа Гефянина, которого древко копья было, как навой у ткачей» (2Цар. ). Брата Голиафова, Лахмия (тоже великана, потомка Рефаимов) сразил Елханам, сын Иаира (1Пар. ).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Битва Давида против Голиафа

    ✪ Голиаф против танков (танкетка "Goliath")

Субтитры

Ветхий Завет

Голиаф был необычайно сильным воином огромного роста, уроженцем города Гефа . Ростом Голиаф был 6 локтей с пядью, или 2,772 м (1 локоть = 42,5 см, 1 пядь = 22,2 см). Филистимский великан был одет в чешуйчатую броню массой около 57 кг (5000 сиклей меди, 1 сикль = 11,4 г) и медные наколенники, на голове его был медный шлем, в руках медный щит. Голиаф нёс тяжёлое копьё, один только наконечник который был весом 600 сиклей железа (6,84 кг), и большой меч [ ] .

У Давида же вообще не было доспехов, а единственным его оружием была праща . Саул велел одеть его в медную броню и дать в руки меч, но Давид был непривычен к ношению оружия, и потому снял доспехи. Филистимский великан посчитал для себя оскорблением то, что сразиться с ним вышел юноша, совсем ещё мальчик. Голиаф и Давид были избраны своими соплеменниками для единоборства, которое должно было решить исход битвы: победивший в поединке завоевывал победу своей стороне. Всем, кто наблюдал за происходящим, казалось, что результат поединка предрешён, но не всегда исход битвы определяет физическая сила. Подробности единоборства Голиафа с Давидом, происходившего в долине дуба между Сокхофом и Азекой на юго-западе от Иерусалима , описаны в Библии , в 17-й главе 1-й книги Царств:

…Выступил и Филистимлянин, идя и приближаясь к Давиду, и оруженосец шел впереди его… И сказал Филистимлянин Давиду: «Что ты идешь на меня с палками и камнями? разве я собака?» И сказал Давид: «Нет, но хуже собаки». И проклял Филистимлянин Давида своими богами. И сказал Филистимлянин Давиду: «Подойди ко мне, я отдам тело твое птицам небесным и зверям земным.» А Давид отвечал Филистимлянину: «Ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил; ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам труп твой и трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле; и узнает весь этот сонм, что не мечом и копьем спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши.» Когда Филистимлянин поднялся и начал приближаться навстречу Давиду, Давид поспешно побежал к строю навстречу Филистимлянину. И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так, что камень вонзился в лоб его, и он упал лицом на землю, так одолел Давид Филистимлянина пращею и камнем, и поразил Филистимлянина и убил его; меча же не было в руках Давида. Тогда Давид подбежал и, наступив на Филистимлянина, взял меч его и вынул его из ножен, ударил его и отсек им голову его; Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали…

Меч Голиафа, сохранённый Давидом, хранился сначала в Номве, а затем был перенесён им в Иерусалим.

И менее известно то обстоятельство, что в другом месте Библии убийство Голиафа приписывается совсем не Давиду. Приведем это место: »


(2Цар.21:19)

Может быть, это какой-нибудь другой Голиаф?

Нет, все приметы совпадают: «Голиаф из Гефа» (т.е. гефянин), «древко копья его, как навой у ткачей».

3 И стали Филистимляне на горе с одной стороны, и Израильтяне на горе с другой стороны, а между ними была долина.
4 И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он — шести локтей и пяди.
5 Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его — пять тысяч сиклей меди;
6 медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его;
7 и древко копья его, как навой у ткачей; а самое копье его в шестьсот сиклей железа, и пред ним шел оруженосец.
(1Цар.17:3-7)

Понятно, что и Давид и Елханан не могли убить одного и того же человека, значит по меньшей мере, в одном из этих двух случаев в Библии ошибка. Интересно, что в другой «исторической» книге Ветхого Завета — Паралипоменоне видна попытка, как-то устранить противоречие между двумя свидетельствами книги Царств.

В ней говорится, что

5 И опять была война с Филистимлянами. Тогда Елханам, сын Иаира, поразил Лахмия, брата Голиафова, Гефянина, у которого древко копья было, как навой у ткачей.
(1Пар.20:5)

Здесь уже налицо третья версия одного и того же события. Интересно то обстоятельство, что такое имя, как «Лахми», больше нигде не встречается; видимо, его не было у семитических народов Палестины. Похоже на то, что автор Паралипоменона, стараясь спасти версию о геройском подвиге Давида, придумал для Елханана (он называет его Елханамом) другого противника и назвал его первым попавшимся словом.

В начале истории о становлении Давида как царя, говорится что он победил трёхметрового война по имени Голиаф. Понятно, что такие войны, как Голиаф — не будут бегать и сражаться с деревянными мечами, копьями, латами и т.п. вещами. Он был поистине «здоровым» воином, но надо учесть, что и все филистимляне, как мы знаем, были не слабые, а рослые и здоровые люди.

Итак, Давид побеждает Голиафа в начале своей «карьеры», но затем жизнь продолжается и течёт своим чередом. Люди растут, умножаются, возмужают, занимаются своими дела, насущными проблемами, строят планы и т. д.

Вспыхивают новые войны, в семьях бывает не по одному, а по нескольку детей, кто-то умирает в детстве (как один из братьев царя Давида), кто-то в юности, кто-то в зрелом возрасте на войне с иноплеменниками. И об этом мы читаем во 2 Цар 21 главе:

15 И открылась снова война между Филистимлянами и Израильтянами. И вышел Давид и слуги его с ним, и воевали с Филистимлянами; и Давид утомился.
16 Тогда Иесвий, один из потомков Рефаимов, у которого копье было весом в триста сиклей меди и который опоясан был новым мечом, хотел поразить Давида.
17 Но ему помог Авесса, сын Саруин, и поразил Филистимлянина и умертвил его. Тогда люди Давидовы поклялись, говоря: не выйдешь ты больше с нами на войну, чтобы не угас светильник Израиля.
18 Потом была снова война с Филистимлянами в Гобе; тогда Совохай Хушатянин убил Сафута, одного из потомков Рефаимов.
19 Было и другое сражение в Гобе; тогда убил Елханан, сын Ягаре-Оргима Вифлеемского, Голиафа Гефянина, у которого древко копья было, как навой у ткачей.
20 Было еще сражение в Гефе; и был [там] один человек рослый, имевший по шести пальцев на руках и на ногах, всего двадцать четыре, также из потомков Рефаимов,
21 и он поносил Израильтян; но его убил Ионафан, сын Сафая, брата Давидова.
22 Эти четыре были из рода Рефаимов в Гефе, и они пали от руки Давида и слуг его.
(2Цар.21:15-22)

У Голиафа которого убил Давид мог быть брат, родной или двоюродный. Или, как мы бы сейчас назвали однофамилец, ведь имя Голиаф можно дать не одному мальчикам. И даже из одного и того же города. Тем более, что «Рефаимы» — это название исполинов, возможно у них была династия и в числе их был не один Голиаф, а несколько.

Тем более, как я уже говорил — филистимляне не были маленького роста сами по себе и они были сильны. Так, что нет ничего удивительного в том, что израильтянам приходилось сталкиваться с большим количеством «здоровяков», да ещё и с похожими именами.

P.S. Разон, Резон, Иофора, Иофор, Иетро, Рагуил, Реуэл – вы можете не поверить, но если верить библейской энциклопедии, то все эти имена принадлежат одному и тому же человеку.

У евреев такой язык, что одного и того же человека можно назвать по разному и это не будет ошибкой. Даже в русском языке есть подобное, да и в других наверное тоже. Меня можно называть Саша, Александр, Шура, Алекс, по немецки это звучит, как Алекзендер. Так, что всё очень понятно и прозрачно выглядит, если немного поразмышлять и поискать информацию об интересующем нас вопросе.

Александр С., г.Н.Новгород

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...