Библия – откровение Божие. Легко переводимый язык

Комментарии к главе 3

ВВЕДЕНИЕ КО ВТОРОМУ ПОСЛАНИЮ К ТИМОФЕЮ

Смотрите Введение к Первому посланию к Тимофею

Комментарии (введение) ко всей книге «2-е Тимофею»

Комментарии к главе 3

Во Втором послании к Тимофею... он (Павел), человек, который под Божьим водительством основал и построил за пределами Палестины собрание Божье на земле, излил все свое сердце; и писал он его, видя, что это собрание терпит неудачу за неудачей, что отходит от принципов, на которых было основано. Дж. Н. Дарби

Введение

I. ОСОБОЕ МЕСТО В КАНОНЕ

Последние слова знаменитых людей обычно бережно хранятся в памяти тех, кто их любил. Хотя Второе послание к Тимофею и не было последними словами Павла в буквальном смысле слова, это последнее из известных нам писем апостола христианам, первоначально посланное им своему возлюбленному молодому заместителю Тимофею.

Сидя в мрачной римской темнице, свет в которую проникал лишь через отверстие в потолке, в ожидании казни через обезглавливание, высокодуховный, мудрый и отзывчивый апостол, теперь уже постаревший, изнуренный длительным и ревностным служением Богу, записывает последний призыв - твердо держаться той истины и жизни, которой Тимофей был научен.

Подобно другим "вторым" посланиям, 2 Тимофею посвящено теме лжеучителей и вероотступников последнего времени. Невольно напрашивается мысль, что лобовые атаки на подлинность 2 Тимофею (а еще больше - 2 Петра) предпринимаются преимущественно потому, что скептические религиозные руководители, создающие все эти "опровергающие" теории, используют религию, как маску, и виновны в том самом преступлении, о котором предостерегает нас Павел (3,1-9).

Что бы там некоторые ни говорили, Второе послание к Тимофею весьма необходимо и еще как подлинно!

III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ

Второе послание к Тимофею было написано из тюрьмы (согласно преданию - Мамертинской тюрьмы в Риме, увидеть которую можно и сегодня).

Павла, как римского гражданина, не могли бросить львам или распять; он "удостоился чести" быть казненным мечом через отсечение головы. Так как он был убит при правлении Нерона, умершего 8 июля 68 г. , то и дата написания 2 Тимофею определяется где-то между осенью 67 г. и весной 68 г.

IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА

Тема 2 Тимофею ясно выражена в 2,15: "Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины". В противоположность 1 Тимофею, где главный упор делался на коллективное поведение всей общины, здесь внимание уделяется прежде всего ответственности и поведению отдельной личности. Эту тему можно было бы сформулировать так: "Личная ответственность во времена всеобщего заблуждения".

Согласно этому письму, в церкви, называющей себя христианской, это общее заблуждение достигло огромных размеров. Она далеко отошла от веры и от истины. Какое воздействие оказывает подобное отступление на отдельного верующего? Есть ли ему оправдание, перестань он держаться истины и жить благочестиво? Послание дает однозначный ответ: "Нет!" Ты "старайся представить себя достойным..." Жизнь Даниила при дворе вавилонского царя (Дан. 1) представляет подобную ситуацию. Из-за развращенности, долгое время царившей в Израиле, его вместе с другими юношами царь Навуходоносор увел в вавилонский плен. Они были лишены внешних форм иудейской религии - жертвоприношений, служения священников, поклонения в храме и т. п. Когда же через несколько лет Иерусалим был разрушен, а весь народ угнан в плен, храмовое служение на некоторое время полностью прекратилось.

Видя все это, сказал ли Даниил: "Будет лучше, если я забуду о законе и пророках и постараюсь приспособиться к обычаям и нравам Вавилона"? В анналы истории вошел поразительный ответ, которым стала вся его изумительная жизнь веры в, казалось бы, самых невыносимых обстоятельствах.

Таким образом, 2 Тимофею обращается к христианину, который видит, что коллективное свидетельство церкви нашего времени не имеет ничего общего с первоначальной новозаветной простотой и святостью. Несмотря ни на что, на нем лежит обязанность "жить благочестиво во Христе Иисусе" (2 Тим. 3,12).

План

I. ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ПРИВЕТСТВИЯ ТИМОФЕЮ (1,1-5)

II. УВЕЩАНИЯ ТИМОФЕЮ (1,6 - 2,13)

А. Быть верным (1,6-18)

Б. Быть стойким (2,1-13)

III. ВЕРНОСТЬ, ПРОТИВОСТОЯЩАЯ ЕРООТСТУПНИЧЕСТВУ (2,14 - 4,8)

А. Верность истинному христианству (2,14-26)

Б. Грядущее вероотступничество (3,1-13)

В. Призыв перед лицом вероотступничества черпать из Божьей сокровищницы (3,14 - 4,8)

IV. ЛИЧНЫЕ ПРОСЬБЫ И ЗАМЕЧАНИЯ (4,9-22)

Б. Грядущее вероотступничество (3,1-13)

3,1 Теперь апостол описывает Тимофею условия, какие сложатся в мире перед приходом Господа. Не раз отмечалось, что этот список грехов во многом совпадает с описанием нечестивых язычников в главе 1 Римлянам.

Поразительно то, что в последние дни состояние претендующих на имя христианина будет таким же, как и состояние язычников с их дикостью и нецивилизованностью. Здесь есть над чем задуматься.

Последние дни, о которых здесь говорится, - это дни между периодом апостолов и моментом, когда Христос придет, чтобы установить Свое Царство.

3,2 Изучая эти стихи, невольно поражаешься тому, как часто в них встречается понятие "любящие что-либо". В стихе 2 это, например, сребролюбцы и самолюбцы. В стихе 3 - нелюбящие добра. В стихе 4 мы читаем о людях более сластолюбивых, чем боголюбивых.

В стихах 2-5 приведены девятнадцать характерных черт человечества, живущего в последние дни. Мы перечислим их и приведем синонимы, объясняющие их значение.

Самолюбивы - эгоцентричны, самодовольны, эгоистичны.

Сребролюбивы - жадны к деньгам, алчны.

Горды - хвастливы, любящие выражаться высокопарно и напыщенно.

Надменны - высокомерны, властны.

Злоречивы - злы на язык, сквернословы, любители богохульных, оскорбительных, презрительных, обидных речей.

Родителям непокорны - недисциплинированны, непослушны, не сознающие свой долг, необузданны.

Неблагодарны - лишены признательности.

Нечестивы - отбросили всякое благочестие и почтительность, для них нет ничего святого.

Недружелюбны - жестокосердны, бессердечны, черствы, бесчувственны.

3,3 Непримирительны - неумолимы, непримиримы, отвергают всякое предложение о заключении мира.

Клеветники - распространяют лживые и злобные слухи.

Невоздержны - люди необузданных страстей, развратники, распутники.

Жестоки - свирепы, беспощадны, беспринципны.

Не любящие добра - ненавидят все доброе; восстают против добра в любой его форме.

3,4 Предатели - вероломны, ненадежны, изменники.

Наглы - дерзки, своевольны, опрометчивы.

Напыщенны - самодовольны, претенциозны, много о себе мнят.

Более сластолюбивы, нежели боголюбивы - любят плотские удовольствия, а не Бога.

3,5 Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Внешне эти люди вроде бы религиозны. Они говорят о своей принадлежности к христианству, но их дела заглушают их слова. Их нечестивое поведение свидетельствует о том, что они живут во лжи. Ничто не подтверждает присутствия в их жизни силы Божьей. Хотя в них и могли произойти какие-то изменения, возрождения там никогда не было. Веймут пишет: "Они будут воображать себя благочестивыми, хотя и не познали Его силы". Ему вторит Моффатт: "Хотя они и придерживаются видимости религии, но с ней как с силой они не имеют ничего общего". Филлипс сформулировал это так: "Они будут делать вид, что религиозны, но их поведение будет свидетельствовать о необоснованности их претензий". Они хотят быть религиозными и в то же время не отказываются ни от одного из своих грехов (см. Откр. 3,14-22). Хиберт предупреждает: "Это наводящий ужас портрет христианского мира, погрязшего в вероотступничестве, нового язычества, скрывающегося под личиной христианства". (Hibert, там же, p. 86.) Таковых людей Тимофей должен удаляться. Это сосуды, описанные в предыдущей главе, от которых он должен очищаться.

3,6 Теперь из толпы нечестивцев последних дней Павел выделяет одну конкретную группу - руководителей и учителей различных сект. Все упомянутое в этом подробном описании их характера и методов характерно и для современных сект.

Прежде всего, мы читаем, что они вкрадываются, или же хитростью проникают, в дома. Не случайно это словосочетание вызывает в памяти движение змеи. Яви они свое истинное лицо, вряд ли им удалось бы попасть во многие из домов; поэтому они используют множество уловок, говоря, например, о Боге, Библии и Иисусе (даже если и не верят в то, что говорит об этом Писание).

Далее апостол говорит, что они обольщают женщин. Это очень типично. Свои визиты они наносят в то время, когда мужья, по всей вероятности, находятся на работе или где-то еще. История повторяется. В Едемском саду сатана обратился к Еве и обманул ее. Она узурпировала власть над своим мужем, приняв решение там, где не имела на то никакого права. Методы сатаны ничуть не изменились. И по сей день он обращается со своими лжеучениями к женщинам, превращая их в своих пленниц.

Женщины более уязвимы, они слабее и неустойчивее мужчин, но им не хватает не столько ума, сколько силы характера.

О них говорится как об утопающих во грехах, водимых различными похотями. Во-первых, это свидетельствует о том, что их гнетет сознание своих грехов, они чувствуют, что в жизни им чего-то не хватает. Вот в этот-то критический момент на пороге появляются сектанты. Как печально, что знающие истину Слова Божьего не проявляют большого рвения в попытках прийти таким душам на помощь.

Во-вторых, мы читаем, что они водимы различными похотями. По мнению Веймута, они водимы вечно меняющимися причудами и капризами.

Моффатт называет их "своенравными, непостоянными, импульсивными существами". Суть, вероятно, в том, что, отягощенные сознанием своего греха, стремясь избавиться от этого бремени, они с готовностью принимают всякое новомодное учение или религиозное новшество.

3,7 Говоря, что они всегда учатся, апостол не имеет в виду, что они постоянно узнают больше и больше о Господе Иисусе и Слове Божьем. Нет, они просто исследуют одну секту за другой, но никогда не могут дойти до познания истины. Эта истина - Господь Иисус. Иногда эти женщины, казалось бы, подходят к Нему очень близко, но их держит в плену враг душ, и потому они никогда не обретают покой, который возможен в одном лишь Спасителе.

Здесь необходимо отметить, что члены различных сект всегда говорят: "Я изучаю то-то и то-то", называя здесь имя своей системы. Они никогда не могут с абсолютной уверенностью говорить о завершенном искуплении через веру в Иисуса Христа.

Этот стих заставляет нас задуматься о невероятном прогрессе в любой области человеческих знаний, о том, какой упор в сегодняшнем мире делается на образовании, и о том, что все это ни в коей мере не способно привести людей к познанию истины.

3,8 В этом Послании Павел трижды упоминает имена конкретных людей: Фигелла и Ермогена (1,15) как стыдящихся истины; Именея и Филита (2,17-18) как заблуждающихся относительно истины; Ианния и Иамврия (3,8) как воспротивившихся истине.

Павел возвращается к руководителям и учителям сект. Он сравнивает их с Ианнием и Иамврием, противившимися Моисею. Кто они, эти люди? В ВЗ их имена не упоминаются, но принято считать, что это два главных волшебника Египта, которых фараон призвал, чтобы они повторили чудеса, совершенные Моисеем.

Возникает вопрос: откуда Павел знал их имена? В этом нет ничего удивительного: если они не передавались иудеями из поколения в поколение в преданиях, то вполне вероятно, что имена были даны апостолу Божественным откровением.

Здесь важно то, что они противились Моисею, подражая его делам, подделывая чудеса. Именно так поступают и секты. Они противостоят Божьему делу, имитируя его. У них есть собственная Библия, их собственный путь к спасению - короче, у них найдется замена для всего, что есть в христианстве. Они противостоят истине Божьей, изготавливая грубые подделки, а иногда и обращаясь к волшебству.

Это люди, развращенные умом. Артур Уэй переводит данные слова так: "Их разум прогнил насквозь". Их разум извращен, испорчен и порочен.

Если испытать их относительно христианской веры, то окажется, что они невежды и любители подделок. Особенно отчетливо это видно, когда им задают простой вопрос: "Бог ли Иисус Христос?" Многие из них пытаются скрыть свое лжеучение, признавая, что Иисус - Сын Божий, но при этом они имеют в виду, что Он сын Бога наряду с другими Божьими сыновьями - христианами. Однако, столкнувшись с вопросом: "Бог ли Иисус Христос", они вынуждены показать свое истинное лицо. Они не только отрицают то, что Он - Бог, но зачастую приходят в ярость, когда их об этом спрашивают. Подобное характерно для сторонников таких сект, как "Христианская наука", христодельфианизм, Свидетели Иеговы и "Путь".

3,9 Павел заверяет Тимофея, что лжеучителя не много успеют. Трудность здесь заключается в том, что в каждом веке людям кажется, что секты всячески преуспевают и ничто не в силах остановить их распространение по всему миру! Здесь, возможно, имеется в виду, что в конце концов каждое из лжеучений будет разоблачено. Системы обмана приходят и уходят одна за другой.

Хотя временами и кажется, что день ото дня они набирают силу, придет время, когда их фальшь для всех станет очевидной. Они могут привести людей к определенным высотам, даже предложить определенную степень изменений. Но они не могут дать возрождения. Они не могут предложить человеку свободу от власти греха и наказания за грех. Они не могут дать жизнь.

Прибегнув к колдовству, Ианний и Иамврий могли в какой-то мере подражать Моисею. Тем не менее, когда нужно было из смерти породить жизнь, они оказались бессильны. В этой области секты терпят полное поражение.

3,10 Разительный контраст поведению этих лжеучителей составляли жизнь и служение Павла. Тимофей был прекрасно осведомлен о девяти особых чертах, присущих этому Господнему слуге. Он внимательно следил за деятельностью Павла и мог засвидетельствовать, что это человек, безгранично преданный Христу и Его Слову.

В своем учении апостол был верен Слову Божьему и предан Личности Господа Иисуса Христа. Его житие и поведение ни в чем не противоречило тому, что он проповедовал. Его расположением, или целью в жизни, было удаляться от всякого зла как в морали, так и в вероучении. Под верой здесь может подразумеваться упование Павла на Бога или же его личная верность.

Тимофей знал его как человека, который во всем и полностью полагался на Господа и в то же время был надежен и заслуживал всяческого доверия. Великодушие апостола проявилось в его отношении к своим преследователям и критикам. Что касается любви, то он был самозабвенно предан Господу и другим людям. Чем меньше его любили, тем непоколебимее была его решимость любить. "Терпение" буквально означает "стойкое отношение", то есть сила духа, стойкость, выносливость.

3,11 Некоторые гонения и страдания Павла описаны во 2 Коринфянам 11,23-28. Здесь, однако, он имеет в виду те, которые были известны Тимофею. Так как родом Тимофей из Листры, то он наверняка знал о гонениях, обрушившихся на Павла в этом и соседних с ним городах Антиохии и Иконии. Богодухновенное описание этих страданий дано в книге Деяний: Антиохия - Деяния 13:45,50; Икония - Деяния 14,3-6; Листра - Деяния 14,19-20.

Павел ликует, потому что Господь избавил его от всех гонений. Господь не оградил его от бед, но избавил из всех гонений. Это еще раз напоминает нам, что Бог не обещает свободу от трудностей, но обещает, что в любой беде будет рядом и поможет нам.

3,12 Гонения - неотъемлемая принадлежность жизни верного христианина. Об этом полезно напомнить каждому молодому Тимофею. В противном случае, когда ему придется идти через глубокие воды, искушение допустить мысль, что он изменил Господу или же что Господь по какой-то причине им недоволен, будет весьма велико. Дело в том, что все желающие жить благочестиво неизменно будут гонимы.

Причина этих гонений проста. Благочестивая жизнь одних обличает нечестие других. Людям подобные обличения не по душе. Вместо того, чтобы покаяться в своих грехах и обратиться к Христу, они пытаются уничтожить того, кто разоблачает их истинную сущность. Подобное поведение безрассудно, но очень характерно для падшего человека.

3,13 Павел не тешит себя иллюзией, что постепенно мир будет становиться лучше и лучше, пока наконец все люди обратятся в христианство.

Через откровение свыше он знал, что будет как раз наоборот. Злые люди и обманщики будут преуспевать во зле.

Их методы будут все утонченнее, а атаки все смелее. Они не только будут обманывать других, но и сами попадут в те же сети своего лжеучения, которыми пытаются опутать своих слушателей. После стольких лет торговли собственной ложью они и сами начинают в нее верить.

В. Призыв перед лицом вероотступничества черпать из Божьей сокровищницы (3,14 - 4,8)

3,14 Снова и снова Павел напоминает Тимофею непоколебимо пребывать в учении Божьего Слова. Именно это будет его главной сокровищницей в те дни, когда лжеучения станут в изобилии встречаться на каждом шагу. Если он будет знать Писание и повиноваться ему, никакие самые изощренные заблуждения не смогут увести его с правильного пути.

Тимофей не только был научен великим истинам веры, но они были ему вверены. Он был уверен в них. Несомненно, ему говорили, что это учение устарело, что его никто не назовет высококультурным или высокоинтеллектуальным. Но он не должен оставлять истину ради теорий или человеческих домыслов.

Далее апостол советует ему помнить, кто научил его всем этим истинам. Есть небольшое разногласие в том, к кому относится местоимение "кем": к самому Павлу, к матери и бабушке Тимофея или же ко всем апостолам вообще. В любом случае главная мысль здесь такова: Священному Писанию его научили люди, которые подтверждали своей жизнью реальность их веры. Это благочестивые христиане, в жизни которых была одна лишь цель - слава Божья.

3,15 Этот стих заставляет хорошенько задуматься. Его смысл в том, что Тимофей с детства знал священные писания, или буквы. Подразумевается даже то, что, уча его алфавиту, мать использовала части ветхозаветных Писаний. С младенчества Тимофей находился под влиянием богодухновенных Писаний и ни при каких обстоятельствах не должен был забывать ту благословенную Книгу, что формировала его жизнь для Бога и для добра.

О Священных Писаниях говорится, что они могут умудрить людей во спасение. Это прежде всего означает, что о пути спасения люди узнают из Библии.

Здесь также может иметься в виду и то, что уверенность в спасении приходит от Слова Божьего.

Спасение дается верой во Христа Иисуса. Нам следует обратить на это особое внимание. Спасение приобретается не добрыми делами, не крещением, не членством в церкви, не конфирмацией, не исполнением Десяти заповедей, не исполнением Золотого правила или еще каким-то путем или методом, где какая-то роль отводится человеческим усилиям или достоинствам. Спасение дается верой в Сына Божьего.

3,16 Говоря "все Писание", Павел, несомненно, имеет в виду весь ВЗ, а также существовавшие на то время части НЗ. В 1 Тимофею 5,18 он цитирует Евангелие от Луки (10,7) как Писание. Петр говорит о посланиях Павла как о Писаниях (2 Пет. 3,16). Сегодня мы имеем право считать, что этот стих относится ко всей Библии.

Это один из самых важных стихов Библии на тему богодухновенности.

Он учит, что все Писание богодухновенно. (Греческое слово здесь "theopneustos".) Бог чудесным образом передал Свое слово людям и руководил ими, когда они его записывали, стремясь сохранить навеки. То, что они записывали, было непосредственно словом Божьим, данным свыше и непогрешимым. Хотя при этом литературный стиль каждого отдельного автора не был уничтожен, слова, которые он использовал, давал ему Святой Дух. Поэтому мы читаем в 1 Коринфянам 2,13: "Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным". Если этот стих вообще что-то утверждает, то именно то, что богодухновенные авторы использовали СЛОВА, которым учил их Святой Дух. Именно это и понимают под буквальной богодухновенностью.

Авторы Библии не пытались дать личное толкование чего-либо, но записывали то, что давал им Бог. "Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божьи человеки, будучи движимы Духом Святым" (2 Пет. 1,20-21).

Неправильно говорить, что Бог просто дал мысли конкретным авторам, а потом позволил им излагать эти мысли своими словами. Истина, на которой настаивает Писание, заключается в том, что богодухновенны были и сами слова, которые Бог дал людям.

Так как Библия - Слово Бога, она полезна. Полезна каждая ее часть. Хотя люди могут недоумевать относительно некоторых родословий или не совсем понятных мест, разум, наученный Духом, понимает, что духовная пища содержится в каждом слове, вышедшем из уст Божьих.

Библия полезна для научения. Она излагает взгляды Бога на такие темы, как Троица, ангелы, человек, грех, спасение, освящение, Церковь и будущее.

Она, опять же, полезна для обличения. Она не только указывает на все, что неправильно, но и объясняет, как его можно исправить. Так, например, Писание не только говорит: "Кто крал, вперед не кради", но и добавляет: "...а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся". Первую часть этого стиха можно расценить как обличение, вторая же часть - исправление.

И наконец, Библия полезна для наставления в праведности. Благодать Божья учит нас жить благочестиво, Слово же Божье подробно описывает, что такую благочестивую жизнь составляет.

3,17 Посредством Слова Божьего человек достигает совершенства, или зрелости. Он приготовлен ко всякому доброму делу, которое составляет цель его спасения (Еф. 2,8-10). Это прямая противоположность царящему сегодня мнению, что приготовиться можно лишь через приобретение научных степеней.

Ленски пишет: "Писание не имеет себе равных; никакая другая книга, библиотека или что-либо другое не в состоянии умудрить погибшего грешника во спасении; всякое другое писание, каким бы нужным во всех других областях оно ни было, оказывается бесполезным по причине его небогодухновенности, когда речь идет о том, чтобы: научить нас дарующим спасение истинам; опровергнуть ложь и заблуждения, отрицающие эти истины; помочь подняться павшему грешнику или оступившемуся христианину; научить, наставить, обличить и исправить человека в истинной праведности". (Lenski, Epistles, p. 841.)

«Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16).

Библия - истина Божья, план спасения рода человеческого, руководство для нашего хождения перед Богом. Наше познание Иисуса Христа как Сына Божьего и как нашего Спасителя всецело основывается на Библии.

1. Всё Писание богодухновенно.

Библия, которая включает в себя книги Ветхого и Нового Заветов, является Священным Писанием. Она написана Божьими пророками и апостолами по вдохновению от Духа Святого.

Бог желает, чтобы люди познали Его волю. В связи с этим, Он говорит словами, легко понятными людям, желая посвятить нас в Свои откровения. Для этого нужно было, чтобы Сын Божий Иисус Христос, воплотившись в человека, явился в мир и Своей жизнью и деятельностью, Своим Словом открыл людям характер вечного Бога и Его истину. Так, Иисус Христос на понятном языке, приводя доходчивые примеры,открыл нам смысл и значение Благой вести.

Пророки и апостолы под воздействием и с помощью Духа Святого передавали людям устно или письменно заповеди и обетования Божьи.

2. Главная истина Библии.

Некто заметил, что вся Библия посвящена одной теме - любви Бога к человеку. Библию можно назвать одним словом - Любовь. Любовь Бога к человеку конкретно выражается в Божьем плане спасения. Следовательно, главную идею Библии можно выразить двумя словами - благодать спасения.

С тех незапамятных времён, когда наш прародитель Адам отступил от Бога, человек лишился надлежащего ему положения и Божьей славы. С тех пор он чурается голоса Божья, не смеет видеть Его лица. Но Бог непрестанно ищет человека, всячески пытается вернуть его к Себе. «Где ты?» - был первый вопрос Бога к человеку (Быт. 3:9). Но кто бы мог разрешить проблему воссоединения человека с Богом? И каким способом это сделать?

Бог, согласно Своего плана спасения рода человеческого, принял человеческую плоть, явился в мир. Так, Богочеловек Иисус Христос, наш беспорочный Господь, согласился взять на Себя наши грехи и поругания, добровольно принял крестную смерть. Его святая Кровь послужила нам источником нашего очищения и искупления. И тот, кто теперь с покаянием приходит ко Христу, получает прощение грехов и восстанавливает сыновние отношения со своим Творцом.

В Ветхом Завете Бог через пророков многократно предсказывал в Своих откровениях о том, что придёт на землю Спаситель. В Новом Завете это обетование подтвердилось приходом на землю Господа Иисуса Христа, Который на Голгофском кресте совершил спасение рода человеческого. После вознесения Иисуса в небесные обители, Дух Святой через апостолов распространил Благую весть спасения по всему миру. Господь открыл нам истину о создании Своей Церкви и тайну Царствия Божьего на земле. Если в книге Бытие освещается, как человек отошёл от Бога, то в книге Откровение говорится о том, как человек воссоединится с Богом. Если в книге Бытие говорится, как человек, не доверяя Богу, всё дальше отходил от Него, то в книге Откровение, человек обращается к Богу с просьбой: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20).

Вся Библия свидетельствует о нашем Господе Иисусе Христе, провозглашает и освещает Божью истину спасения человека, раскрывает великую любовь Бога к человеку-грешнику. Поэтому духовное содержание Библии целенаправленно и многосторонне. И никак нельзя интерпретировать её произвольно, по человеческой прихоти и вожделению.

3. Великое назначение Библии.

Библия свидетельствует о Сыне Божьем и о Господе нашем Иисусе Христе. В связи с этим, апостол Павел, водимый Духом Святым, советует Тимофею изучать «Священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим. 3:15).

Библия не только призывает грешников обрести спасение через покаяние и обращение к Иисусу Христу, но и показывает детально, как это происходит: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16-17).

Божьи дети при любых обстоятельствах, будь то в печали или радости, в поражении или успехе, не должны забывать Божьих наставлений, которые помогают глубже понять волю Божью, жить тем и делать лишь то, что радует Бога.

4. Как исследовать Библию?

Господь Иисус Христос учит нас по этому поводу следующему: «Когда же придёт Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Иоан. 16:13).

Библия написана по вдохновению от Духа Святого, поэтому каждый раз, когда открываем Библию, следует в спокойном ожидании перед Богом и с кротостью сердца просить руководства Святого Духа, чтобы мы понимали, что Бог хочет сказать нам.

Библия подобна закону: она может открыть скверну и пороки, скрытые в нашем сердце. Она, посредством Христовой Крови, совершает в нас перемену, делает нас чистыми, святыми. И если мы будем надменны, полагаясь на нашу «праведность», тогда слова Библии не произведут на нас никакого воздействия. «Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошёл - и тотчас забыл, каков он» (Иак. 1:23-24).

Библия отражает небесную славу Иисуса Христа. И, если мы удалим предубеждения, свою житейскую праведность и другие барьеры из нашего сердца и с открытой душой будем читать её слова, мы будем освещаться светом Господним. И тогда нашей жизнью и делами мы станем отражать облик Господень. «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор. 3:17-18).

Библия является духовным хлебом для нашей души. И только сердце, жаждущее истины Божьей, может воспринять её богатства. «Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твёрдая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:13-14).

«Итак, вера от слышания, а слышание от Слова Божья» (Рим. 10:17).

«Всё Писание вдохновлено Богом и полезно»

«Всё Писание вдохновлено Богом». Эти слова из 2 Тимофею 3:16 указывают на Бога, чьё имя Иегова, как на Автора, который вдохновил написание Библии. Какое удовлетворение и радость приносит чтение вдохновлённого Богом Писания! Это настоящий кладезь истинного знания! В нём хранится «знание о Боге», которое во все времена искали и ценили люди, любящие праведность (Прит. 2:5).

Одним из таких искателей знания был Моисей, которого Бог назначил вождём новообразованного народа Израиль. Моисей говорил, что Божье наставление освежает «словно роса… словно ласковый дождь на траву и обильные ливни на зелень».

Другим искателем знания был Давид - отважный воин, преданно защищавший имя Иеговы Бога. Он молился: «Наставь меня, о Иегова, на твой путь. Я буду ходить в твоей истине».

Позднее знание о Боге искал миролюбивый Соломон, построивший одно из самых величественных зданий на земле - дом Иеговы Бога в Иерусалиме.

Соломон ценил Божью мудрость и отзывался о ней так: «Приобретение мудрости лучше приобретения серебра и прибыли от неё больше, чем от золота.

Она ценнее кораллов, и ничто из того, что тебе дорого, не сравнится с ней» (Втор. 32:2; Пс. 86:11; Прит. 3:14, 15).

Иисус, Сын Бога, высоко ценил Божье слово и говорил: «Твоё слово есть истина». Он сказал своим последователям: «Если вы держитесь моего слова, то вы действительно мои ученики. Вы познаете истину, и истина освободит вас» (Иоан. 17:17; 8:31, 32).

Слово, которое Иисус получил от своего Отца, обладает поистине огромной силой. Это слово Бога. После того как Иисус умер, воскрес и вознёсся на небо, заняв место по правую руку от Иеговы Бога, он открыл людям другие подробности о слове своего Отца.

Например, он прекрасно описал благословения, которые Бог изольёт на людей на райской земле.

После этого Бог велел апостолу Иоанну: «Запиши, потому что эти слова верны и истинны». Да, все слова во вдохновлённом Богом Писании «верны и истинны» и приносят огромную пользу всем, кто к ним прислушивается (Отк. 21:5).

Как получить эту пользу для себя? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте полностью прочитаем слова апостола Павла, записанные во 2 Тимофею 3:16,17: «Всё Писание вдохновлено Богом и полезно для обучения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, чтобы Божий человек был сведущ во всем, полностью подготовлен ко всякому доброму делу».

Значит, вдохновлённое Богом Писание полезно для того, чтобы обучать нас, знакомя с правильными учениями и нормами правильного поведения, и исправлять наше мышление и наш образ жизни.

Кроме того, оно обличает и наставляет нас, благодаря чему мы можем смиренно ходить в истине и праведности. Если мы позволяем Божьему Слову обучать нас, то мы можем стать «Божьими сотрудниками» (1 Кор. 3:9).

Сегодня для человека нет большей чести, чем честь трудиться в деле Бога и быть Божьим человеком, который «сведущ во всем, полностью подготовлен ко всякому доброму делу».

Прочное основание для веры

Чтобы быть Божьим сотрудником, человеку необходима вера. Её не следует путать с пустым легковерием, которое так распространено сегодня.

Многие люди считают, что достаточно придерживаться хоть каких-нибудь взглядов, будь то религиозные, эволюционные или философские взгляды.

Однако Божий человек должен держаться «образца здравых слов… с верой и любовью, что во Христе Иисусе» (2 Тим. 1:13).

Его вера должна быть подлинной и живой, потому что «вера - это обоснованное ожидание того, на что надеются, очевидное доказательство существующего, хотя и невидимого».

В её основании должна лежать твёрдая убеждённость в том, что Бог существует и что он вознаграждает тех, кто поступает угодным ему образом (Евр. 11:1, 6).

Такую веру можно развить только путём усердного изучения Божьего Слова, Библии. Эта вера основывается на глубокой любви к Библии и к Иегове Богу,
о котором в ней рассказывается, а также к его Сыну, Иисусу Христу. Существует только одна живая вера, точно так же как существует только один Господь, Иисус Христос, и один Бог и Отец всех, Иегова (Эф. 4:5, 6).

Нам нужно знать, что представляет собой Божье Слово, как оно появилось, насколько авторитетным источником оно является, для какой цели оно нам дано и как оно помогает поступать праведно.

Чем лучше мы будем понимать прекрасную библейскую весть, тем крепче будет наша вера. Более того, мы полюбим Библию и её Автора настолько горячо, что ничто не сможет заглушить в нас эту веру и любовь.

Писание, в том числе и высказывания Иисуса Христа, служит прочным основанием для веры. Истинная вера выдержит все испытания, трудности и
преследования, а также все искушения, которых так много в этом безбожном мире с его материалистическим настроем и философиями.

Она всё победит и с ликованием войдёт в Божий новый мир праведности. «Вот победа, победившая мир,- наша вера» (1 Иоан. 5:4).

Чтобы обрести веру и твёрдо её держаться, нам нужно усердно развивать в себе любовь к Божьему Слову, Библии, и признательность за него.

Библия - это ни с чем не сравнимый дар Бога людям. В ней хранятся духовные сокровища, глубина мудрости которых неизмерима. Она обладает такой силой наставлять людей и побуждать их стремиться к праведности, какой нет ни у одной другой книги на земле.

Углублённое исследование Слова Бога побудит нас воскликнуть вслед за апостолом Павлом: «О бездна богатства, и мудрости, и знания Бога!»

Знакомиться с боговдохновенным Писанием и его Автором - значит идти по пути вечной радости и удовольствия (Рим. 11:33; Пс. 16:11).

Иегова - Бог, готовый общаться

Говоря о славе имени Иеговы, Давид воскликнул: «Ты велик и совершаешь удивительные дела, ты - Бог, один ты» (Пс. 86:10). Иегова совершил для людей много «удивительных дел», в частности дал им своё Слово.

Это показывает, что Иегова - Бог, готовый общаться. Он с любовью открывает свои мысли ради блага своих творений. Как же мы должны быть благодарны за то, что наш Творец не равнодушный властелин, который окутан тайной и глух к нуждам любящих праведность людей!

Уже сейчас Иегова живёт с теми, кто проявляет веру в него и любовь к нему, и, как добрый Отец, он говорит своим любознательным детям хорошее. Так же будет и в приближающемся новом мире (Отк. 21:3).

Наш небесный Отец не похож на демонических божеств, представляемых страшными бессловесными идолами. Боги из металла и камня не проявляют
отцовских чувств к своим блуждающим в темноте поклонникам. Эти боги не могут рассказать им ни о чём хорошем. Поистине, «подобны им будут делающие их» (Пс. 135:15-19; 1 Кор. 8:4-6).

Иегова - «Бог милосердный и великодушный, медленный на гнев и исполненный любящей доброты и истины» (Исх. 34:6).

Именно любящая доброта побудила его с такой щедростью открыть людям истину и дать им мудрые советы о том, как следует жить, и пророчества,
освещающие путь к будущим благословениям.

«Всё написанное прежде было написано для нашего наставления, чтобы благодаря нашей стойкости и утешению из Писаний мы имели надежду» (Рим.
15:4).

Из вышних пределов, с самого неба, исходит достоверная информация для наставления людей, живущих в нижних пределах (Иоан. 8:23).

Иегова Бог никогда не передавал информацию на не известном языке. Он всегда общался с людьми на понятном им языке, на том языке, на котором говорили его верные свидетели (Деян. 2:5-11).

С Адамом, Ноем, Авраамом, Моисеем и еврейскими пророками Иегова разговаривал на языке, который был дан людям изначально и который известен
сегодня как древнееврейский.

Этот язык использовался до тех пор, пока люди его понимали. Он был всё ещё распространён во времена Савла из Тарса, с которым говорил на этом языке воскресший Иисус (Деян. 26:14).

Когда среди живших в плену израильтян распространился арамейский язык, на котором говорили халдеи, Бог передал некоторые сообщения на этом языке, потому что народ его понимал (Езд. 4:8-6:18; 7:12-26; Дан. 2:4б-7:28).

Позднее, когда международным языком стал греческий и большинство свидетелей Иеговы говорили на нём, Бог позаботился о том, чтобы его сообщения передавались и записывались на этом языке.

Записанные в Библии слова - это сообщения Иеговы, переданные на живом языке для блага смиренных, любящих истину людей.

Иегова сотворил разум и органы речи, такие, как язык, рот и гортань, благодаря которым создаётся всё многообразие речевых звуков во всех языках. Поэтому можно сказать, что Иегова Бог создал все языки.

Его власть над человеческим языком была ясно показана, когда он совершил чудо во время строительства Вавилонской башни (Исх. 4:11; Быт. 11:6-9; 10:5; 1 Кор. 13:1).

Для Иеговы Бога нет незнакомого языка. Он не только дал человеку первый, древнееврейский, язык, но сотворив разум и органы речи, заложил основание для создания арамейского, греческого и всех остальных из примерно 6 800 языков, на которых говорят сегодня люди.

Язык истины

Каким бы из человеческих языков ни пользовался Иегова, он всегда говорил на языке истины, а не религиозного мистицизма. Этот язык прост и понятен (Соф. 3:9).

Человек легко воспринимает трёхмерное изображение, то есть объёмные предметы, у которых есть длина, ширина и высота, и то, что они существуют в
потоке времени. Поэтому, рассказывая людям о невидимом, Иегова Бог пользуется образами, доступными для человеческого разума.

Например, Бог сконструировал шатёр, который затем построил в пустыне Моисей.

Под вдохновением Бога Павел использовал трёхмерные символические образы из описания этого шатра, чтобы объяснить величественные понятия небесного (Евр. 8:5; 9:9).

Другой пример. Иегова Бог - это дух, и в буквальном смысле он не сидит на чём-либо похожем на престол на небе. Однако, рассказывая о себе, Бог использует такой видимый символ, чтобы нам, людям, привязанным к видимым образам, было понятно: когда он начинает заседание небесного суда, это похоже на то, как на земле царь начинает заседание, садясь на престол (Дан. 7:9-14).

Легко переводимый язык

Так как Библия написана доступным, легко понимаемым языком, описываемые в ней символы и действия можно ясно и точно перевести на большинство современных языков. Во всех таких переводах сохраняется изначальная мощь и сила истины.

В любом языке простые, используемые в повседневной жизни слова, такие, как «конь», «война», «венец», «престол», «муж», «жена», «дети», несут точный, ясный смысл. Это в корне отличается от написанных людьми философских трудов, которые зачастую не поддаются точному переводу. Используемые в них сложные выражения и не ясные термины часто невозможно точно передать на другом языке.

Библия гораздо более выразительна. Даже когда Бог объявлял судебные вести неверующим людям, он использовал не философский язык, а символы, взятые из повседневной жизни.

Это видно, например, в Даниила 4:10-12. В этом отрывке было описано дерево, которое символически представляло царство хвастливого языческого царя. Затем говорилось, что должно было произойти с этим деревом, и этими действиями точно предсказывались будущие события.

Все эти сведения точно отражены в переводах на другие языки. Иегова Бог с любовью передавал информацию понятным для людей образом, чтобы
«истинное знание» умножилось.

Как же это помогает понимать смысл пророчеств во «время конца»! (Дан. 12:4).

Как была передана Библия?

Может возникнуть вопрос: «Как была передана Библия?» Это можно пояснить на примере из современной жизни. Линии связи включают в себя:

1) источник сообщения
2) передатчик
3) среду, по которой проходит сообщение
4) приёмник
5) слушатель

Если говорить о телефонной связи, то это:

1) абонент, делающий звонок
2) телефонный микрофон, преобразующий звуковые колебания в электрические импульсы 3) телефонные линии, по которым передаются эти импульсы
4) приёмник, преобразующий импульсы в звуки 5) абонент, принимающий звонок.

Нечто подобное происходит на небе:

1) Иегова Бог высказывает сообщение 2) часто это сообщение передаёт Слово, или Представитель Бога, известный сегодня как Иисус Христос 3) святой дух Бога (его действующая сила), используемый в качестве среды передачи информации, переносит это сообщение на землю
4) пророк Бога на земле принимает сообщение
5) оглашает его для блага Божьего народа.

Сегодня, чтобы доставить важное сообщение, иногда посылают с ним курьера. Иегова Бог тоже иногда предпочитал использовать духовных вестников, ангелов, чтобы доставить своим земным служителям некоторые сообщения с неба (Гал. 3:19; Евр. 2:2).

Как Бог вдохновлял написание Библии?

Выражение «вдохновлено Богом» - это перевод греческого слова тео́пнеустос, которое означает «Бог вдохнул». Бог «вдыхал» в верных ему людей свой дух, или действующую силу, побуждая их составлять и записывать Священное Писание.

Так он вдохновлял написание Библии. На разум пророков и других верных служителей Иеговы, которых он использовал для её написания, влияла
действующая сила Бога.

Это означает, что они получали от Бога сообщения, в том числе и видения, которые прочно запечатлевались в их умах.

«Пророчество никогда не появлялось по воле человека, но люди говорили от Бога, движимые святым духом» (2 Пет. 1:21; Иоан. 20:21, 22).

Бодрствовали ли эти служители Бога и были в полном сознании или спали и видели сны, дух Бога внушал им исходившие свыше сообщения.

Получив такое сообщение, пророк должен был передать его в словесной форме другим.

Когда Моисей и другие верные пророки воскреснут, они смогут подтвердить точность сохранившихся копий их писаний, ведь их восприимчивый воссозданный разум, вероятно, будет по-прежнему ясно помнить исходные
сообщения.

Например, апостол Пётр был так впечатлён видением преображения, что сумел живо передать его величие более 30 лет спустя (Матф. 17:1-9; 2 Пет. 1:16-21).

Автор Библии и его «палец»

Люди пишут с помощью пальцев. В древности они писали, держа перо или палочку, а сегодня - держа ручку или печатая на пишущей машинке или компьютере.

Это так, потому что Иисус говорил о духе Бога как о Его «пальце». Когда Иисус исцелил человека, одержимого демонами, и тот снова смог говорить и видеть, религиозные противники Иисуса стали говорить порочащие слова о силе, с помощью которой он исцелил того человека.

Согласно Евангелию от Матфея, Иисус сказал им: «Если… я изгоняю демонов с помощью Божьего духа, то поистине царство Бога достигло вас» (Матф. 12:22, 28).

А согласно Евангелию от Луки, в подобной ситуации Иисус сказал: «Если… я изгоняю демонов силой [букв. «пальцем»] Бога, то поистине царство Бога достигло вас» (Луки 11:20 и сноска).

Раньше, когда египетским жрецам пришлось признать, что казни, обрушившиеся на Египет, были проявлением силы Всемогущего Бога, Иеговы, они сказали: «Это палец Бога!» (Исх. 8:18, 19 и сноска).

Такое использование слова «палец» помогает понять, что «палец Бога» обладает огромной силой и что это название прекрасно подходит для обозначения Божьего духа, с помощью которого была написана Библия.

Так, в Библии говорится, что своим «пальцем» Иегова написал на двух каменных скрижалях Десять заповедей (Исх. 31:18, сноска; Втор. 9:10, сноска).

Когда Бог использовал людей, чтобы написать разные книги Библии, его символический палец, или дух, направлял перо в их руке. Божий святой дух
невидим, но он чудесным образом действует.

Видимым, осязаемым результатом его действия стало то, что люди получили бесценный дар - Божье Слово истины, Его Библию. Нет никаких сомнений в
том, что Автором Библии является Иегова Бог, небесный Источник информации.

Начало работы над Боговдохновенным Писанием

Как уже было сказано, Иегова дал Моисею «две скрижали Свидетельства, каменные скрижали, на которых было написано рукой [букв. «пальцем»] Бога»
(Исх. 31:18 и сноска).

Интересно, что в Десяти заповедях, написанных на этих скрижалях, восемь раз появляется имя Бога, Иегова.

В том же 1513 году до н. э. Иегова повелел Моисею начать вести записи. Так была начата работа над Священным Писанием (Исх. 17:14; 34:27).

Бог также повелел Моисею сделать «ковчег свидетельства», или «ковчег соглашения»,- красиво украшенный сундук, в котором израильтяне должны
были хранить скрижали с ценным сообщением от Бога (Исх. 25:10-22; 1 Цар. 8:6, 9).

Иегова дал Моисею описание конструкции ковчега и шатра, в котором тот ковчег должен был стоять.

Кроме того, он исполнил Веселеила - ремесленника и строителя, отвечавшего за работу,- «Божьим духом, чтобы у него была мудрость, понимание, знания и мастерство во всяком деле» и чтобы он выполнил свою работу в согласии с Божьим замыслом (Исх. 35:30-35).

Открывая свои намерения, Бог «многократно и различным образом говорил» на протяжении длительного периода времени (Евр. 1:1).

Писцы записывали его Слово с 1513 года до н. э. примерно до 98 года н. э., то есть на протяжении около 1610 лет. Автор Библии, Иегова Бог, использовал около 40 писарей, или секретарей, из числа людей.

Все они были евреями и, следовательно, принадлежали к народу, которому «были доверены священные слова Бога» (Рим. 3:2).

Среди них было восемь христиан, которые лично или через апостолов знали Иисуса. В книгах Библии, написанных в дохристианские времена, содержались свидетельства о том, что должен прийти Мессия, или Христос (1 Пет. 1:10, 11).

Люди, писавшие Библию,- от Моисея до апостола Иоанна,- принадлежали к разным слоям общества, но все они поддерживали владычество Иеговы Бога
и провозглашали на земле весть о его намерениях. Они писали от имени Иеговы и силой его духа (Иер. 2:2, 4; Иез. 6:3; 2 Сам. 23:2; Деян. 1:16; Отк. 1:10).

Некоторые из этих писателей включали в свои записи выдержки из документов, составленных очевидцами, жившими до них, и не все эти очевидцы были
вдохновлены Богом.

Например, Моисей, возможно, использовал рассказы очевидцев при написании некоторых частей книги Бытие, а Самуил - при написании книги Судей.

В основном таким способом Иеремия составил 1 и 2 Царей, а Ездра - 1 и 2 Летописи. Этими составителями руководил святой дух, который определял,
какие части из более старых документов, составленных людьми, следует включать в Писание, и тем самым подтверждал надёжность получающихся в
результате сборников.

С момента включения в сборники выдержки из более старых документов становились частью вдохновлённого Богом Писания (Быт. 2:4; 5:1; 2 Цар. 1:18; 2 Лет. 16:11).

В каком порядке были написаны 66 книг Библии? Какой период времени они охватывают?

Книга Бытие начинается с рассказа о том, как были сотворены небеса и земля и как земля была подготовлена к тому, чтобы стать домом для человека.

Затем в этой книге повествуется о самом начале истории человечества с момента сотворения первого человека в 4026 году до н. э.

После этого рассказ переносит нас более чем на 400 лет вперёд, к событиям 3 года до н. э., и мы читаем о том, что происходило с того времени приблизительно до 98 года н. э.

Таким образом, с точки зрения истории Библия охватывает период в 4 123 года.

Книга Божьей истины - единое целое

Священное Писание - собрание трудов от Бытия до Откровения - представляет собой одну книгу, одну полную библиотеку, написание которой вдохновлено одним величайшим Автором.

Эту книгу нельзя делить на две части, полагая, что одна часть менее важна, чем другая. Еврейские Писания и Христианские Греческие Писания составляют единое целое.

Последние дополняют первые, образуя одну полную книгу Божьей истины. Все вместе 66 книг Библии - это одна библиотека Священного Писания (Рим. 15:4).

Сегодня принято делить записанное Слово Бога на две части и называть первую часть - книги от Бытия до Малахии - «Ветхим Заветом», а вторую часть - книги от Матфея до Откровения - «Новым Заветом».

Однако такое деление ошибочно. Во 2 Коринфянам 3:14 в Синодальном переводе говорится о «чтении Ветхого Завета». Но в этом стихе апостол не ссылается на все древние Еврейские Писания в целом. Не подразумевает он и того, что боговдохновенные христианские Писания составляют «Новый Завет [соглашение]».

Апостол говорит о соглашении Закона, который был записан Моисеем в Пятикнижии и который является лишь частью до христианских Писаний. Поэтому в следующем стихе он говорит, что «они читают Моисея».

Во многих современных переводах греческое слово, переведённое в Синодальном переводе как «завет», переводится словами «соглашение» и «договор» (Матф. 26:28; 2 Кор. 3:6, 14, Перевод нового мира, Смысловой перевод, Радостная Весть).

Информацию, которая записана и сохранена в Священном Писании, нельзя искажать (Втор. 4:1, 2; Отк. 22:18, 19).

Апостол Павел пишет об этом так: «Но даже если бы кто-то, мы или ангел с неба, возвещал вам как благую весть что-то сверх того, что возвещали вам мы, то да будет он проклят» (Гал. 1:8; см. также Иоан. 10:35).

Все пророчества, высказанные Иеговой, в своё время обязательно исполняются. «Так и слово, выходящее из моих уст, не вернётся ко мне не исполнившимся, но сделает то, что мне угодно, и осуществит то, для чего я послал его» (Ис. 55:11).

Исследование Писания

Часто достоверность книги подтверждается точным исполнением библейских пророчеств или чертами, присущими самой книге, например её внутренней
согласованностью, честностью и прямотой.

Любовь поможет читателю ещё больше ценить записанную в Слове Бога живую весть, которой присущи такая практичность, согласованность и красота.

Библия - это не сборник мифов. В ней содержится важная весть для всех людей.

Всё боговдохновенное Писание - от первой книги Бытие до последней книги Откровение - свидетельствует о замысле Творца Вселенной, Иеговы Бога, освятить свое имя посредством Царства, управляемого Его Потомком.

На этом основывается прекрасная надежда всех, кто любит праведность (Матф. 12:18, 21).

Какую замечательную подборку боговдохновенных документов предоставил он для нас в Библии!

Это поистине бесценное сокровище, хранилище вдохновлённых Богом сведений, превосходящее по глубине и обширности знаний все труды, написанные людьми.

Усердное исследование Слова Бога никогда не будет «утомительно для плоти». Оно принесёт непреходящую пользу всем, кто знает «слово Иеговы», которое «остаётся вечно» (Эккл. 12:12; 1 Пет. 1:24, 25).

Жизнь самый дивный дар

Мы определили, что Божий Дух – это Его сила, мысли и намерения, обнаруживаемые в Его делах, которые исполняются посредством Его Духа. Чуть раньше мы упомянули, как проявление Божиего Духа было видно при сотворении мира: «От Духа Его – великолепие неба » (Иов 26,13), - Дух Божий носился над водою, созидая этот мир (Быт.1,2). Однако мы можем также прочитать, что «словом Господа сотворены небеса » (Пс.32,6), что находится в полном соответствии с тем, что говорится в первой главе книги Бытие, ибо Бог сказал - и сделалось. А потому проявление Божиего Духа особенно хорошо видно в Его слове – точно так же, как наши слова являют наши внутренние помыслы и желания, тем самым открывая самую сущность нашего сокровенного «я». Иисус мудро заметил, что «от избытка сердца говорят уста » (Мф.12,34). А потому, если нам захочется следить за тем, что мы говорим, то в первую очередь мы начнем следить за тем, что мы думаем. Также и слова Бога отражают Его Дух, Его мысли. И то, что нам дана возможность прочитать в Библии и узнать из нее Божии слова, Его мысли, является настоящим благословением. Бог явил Свой Дух в записанных словах через чудо Богодухновения , слова, корень которого составляет слово «дух»,
БОГО-ДУХ-НОВЕНИЕ.

«Дух», означает «дыхание», следовательно «Богодухновение» - это то, что «дохнуто, вдохнуто Богом». А это значит, что слова записанные «Богодухновенными» людьми были «вдохнуты» в них Богом и были словами Бога, словами Его Духа. Павел ободрял Тимофея не оставлять Библии, не забывать того, что Библия – слова Духа Божия, а потому содержат все необходимое для того чтобы иметь полное представление о Боге:
«Ты из детства знаешь, священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою в Христа Иисуса. Все Писание Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен » (2Тим.3,15-17).

Ну, а если Богодухновенные Писания дают такое совершенно полное знание об истинном Боге, то пропадает всякая необходимость в любом «внутреннем озарении» для познания Его. И все же, как часто приходится слышать от людей об их личных чувствах и переживаниях, которые для них являются источником познания Бога!
Если одного Богодухновенного слова достаточно любому для ведения Христианской жизни, то уже нет нужды в ином источнике праведности. Если бы такой источник был еще нужен, тогда одного слова Божия, как утверждал Павел, было бы недостаточно. Ведь для того, чтобы держать Библию в руках и верить, что это Слово Его Духа, нужна вера. Израильтянам, как и многим современным «Христианам», в свое время не помешало бы чаще интересоваться тем, что говорил им Бог. Стоит хорошенько задуматься над словами:
«Ибо и нам оно возвещено, как и тем (Израильтянам в пустыне); но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышащих » (Евр.4,2).
Однако, вместо укрепления веры в силу данного нам слова/Духа Божия, гораздо привлекательнее кажется идея о внезапном «духовном озарении». Когда вдруг, нежданно-негаданно, на нас ниспадает праведность, которая делает нас приемлемыми и угодными Богу. Трудности ежеминутной сознательной борьбы ради повиновения Божиему слову с тем, чтобы Дух Божий по-настоящему обитал в нас и влиял на наши сердца, увы, среди многих не в чести.
Это нежелание принять огромную мощь, содержащуюся в слове Божием, приводит многих «Христиан» к сомнениям о полном Богодухновении Писаний. Такие люди считают, что многое, написанное в Библии, является всего лишь личным мнением древних мудрецов. Однако на подобные домыслы дал полный и обстоятельный ответ еще Апостол Петр:
«И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему… зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым » (2Пет.1,19-21).
«Прежде всего » нам нужно верить в Богодухновенность Библии. И именно поэтому один из Христадельфианских параграфов в «Положении о вере» посвящен этому вопросу.

Писатели Библии
Твердая вера в Богодухновенность Писаний вещь жизненно необходимая. Люди, писавшие Библию, не могли противиться Духу, который двигал ими, вдохновляя их записывать слова, которые не были их собственными словами. Слово Божие, будучи истиной (Ин.17,17), несет в себе обличение и исправление (2Тим.3,16,17), а потому нет ничего удивительного, что оно многим не нравится – правда глаза колет. Пророк Иеремия встретил много недовольства, когда начал говорить людям Богодухновенные слова, да так, что решил больше никогда ни говорить, ни записывать их. Однако из-за того, что слово Божие происходит не от желания человека, а от желания Божия, у него не оставалось другого выбора, как только быть «движимым Духом Святым»: «Я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною… и подумал я, не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и – не мог » (Иер.20,7,9).
Точно также, когда Валаам хотел проклясть Израиля, Бог побудил его вместо проклятий произносить благословения (Числ.24,1-13 ср. с Вт.23,5).
Удивляет число людей, которых Бог вдохновил говорить слова Его, несмотря на их полное нежелание делать это. Список имен производит впечатление:
Моисей (Исх.4,10);
Иезекииль (Иез.3,14);
Иона (Иона 1,2,3);
Павел (Деян.18,9);
Тимофей (1Тим.4,6-14);
Валаам (Числ.22,24).
Это все подтверждает то, что мы узнали из 2Пет.1,19-21, что слово Божие – не личное мнение людей, а то что было вдохновенно в них Богом. Пророк Амос заметил: «Господь Бог сказал, - кто не будет пророчествовать » (Ам.3,8)? Иногда Моисей терял ощущение своего собственного «я», начиная говорить слова Божии от собственного лица - так сильно было влияние на него Духа Божия. Все заповеди, «которые изрек Господь Моисею …» (Числ.15,22), на самом деле были пересказаны народу самим Моисеем (ст.17,23).

Еще одним доказательством Богодухновенности является то, что и сами писавшие полностью не понимали того, что они пишут. Они изыскивали и исследовали то, что «им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что » ими тогда было написано (1Пет.1,10-12). То, что они писали, не было их толкованиями и размышлениями, потому что они и сами искали толкования к написанному. Вот несколько примеров: Даниил (Дан. 12,8-10); Захария (Зах.4,4-13); Петр (Деян.10,17).
Если бы они частично писали Богодухновенно, а частично нет, тогда нам не было бы доступно истинное слово, или Дух Божий. Если они, когда писали, не целиком руководились Духом Божиим, тогда из под их пера не могло выйти чистое слово Его. Убежденность же, что Его слово – полностью Его, заставляет нас относиться к нему с большим уважением и повиновением. «Слово Твое весьма чисто, и раб Твой возлюбил его » (Пс. 118,140).
Книги, составляющие Библию, продукт труда не человеческого, а Божия Духа, и это также подтверждается взаимосвязью Нового Завета с Ветхим.

  • В Мф.2,5 дается ссылка на Ветхий Завет: «Ибо так написано чрез пророка », - т.е. написано Богом через человека.
  • «В Писании предрек Дух Святый устами Давида » (Деян.1,16), - вступление перед тем, как Петр начал цитировать из Псалтиря. Ср. с Евр.3,7.
  • «Хорошо Дух Святый сказал отцам нашим чрез пророка Исаию » (Деян.28,25), - было вступлением Павла перед тем, как он начал цитировать Исаию. (Интересно, что в Лк.3,4 говорится о «книге слов пророка Исаии », а не просто о «книге Исаии»).
  • Из всего этого мы видим, что для первых Христиан не было важно, кто из человеков записывал Библию. Важно было только то, что записанное ими было словами Божиими.
  • Мы закончим этот раздел некоторыми стихами, которые говорят, что Дух Божий был явлен нам через Его написанное слово.
  • Иисус ясно говорит, что «слова, который говорю Я вам, суть Дух …» (Ин.6,63), - тем самым подразумевая, что Он говорил Богодухновенные слова (Ин.17,8; 14,10).
  • О нашем возрождении говорится, как о возрождении от Духа (Ин.3,3-5) и от слова Божия (1Пет.1,23).
  • Закон и слова, «которые посылал Господь Саваоф Духом Своим чрез прежних пророков » (Зах.7,12)
  • «Я изолью на вас Дух мой, возвещу вам слова мои » (Пр.1,23), - сказано по поводу истинного понимания слова Божия через действие на нас Духа Его. Чтение без понимания, занятие бесполезное, ибо Дух/ум Божий в таком случае не открывается нам.
  • В Библии есть много мест, где говорится о единстве Духа Божия и Его слова. Вот некоторые из них: «Дух Мой, который на тебе, и слова Мои, которые Я вложил в уста твои …» (Ис.59,21); «Ради слова Твоего и по сердцу (по уму, по Духу) Твоему …» (2Цар.7,21); «Вложу внутрь вас (в сердце) Дух Мой… вложу закон Мой… на сердцах их …» (Иез.36,27; Иер.31,33).

Сила слова Божия
Божий Дух – это не только Его мысли и настроение, но также сила, через которую Он реализует эти мысли. А потому напрашивается вывод, что в Его словах содержится также скрытая мощная энергия. Истинное понимание и осознание этой мощи делает нас способными обладать ею. Любые затруднения, любые препятствия, стоящие на пути к нашему спасению, могут быть преодолены нами сознанием того, что повиновение слову Божиему дает нам силы для этого. Павел, познавший все это на своем личном опыте, писал:
«Я не стыжусь благовествования Христова (слов о Христе), потому что оно есть сила Божия ко спасению » (Рим.1,16). В Лк.1,37 говорится о том же: «У Бога не остается бессильным никакое слово ».
А это значит, что влияние чтения, изучения Библии на нас и нашу жизнь, процесс неизбежный. Однако, тут нужно избежать двух противоположных, но одинаково опасных, крайностей. С одной стороны, чтения и изучения Библии, ради самого изучения, а с другой - слишком «чувственного» восприятия Бога и веры, восприятия, основанного на нескольких часто цитируемых местах, безо всякого усилия для того, чтобы понять их, а тем более жить по ним. «Слово Божие живо и действенно », оно – слово силы Божией (Евр.4,12; 1,3). «Слово Божие… действует в вас, верующих » (1Фес.2,13). Бог словом Своим каждый день действует в душах, умах настоящих верующих.
А потому основы благовестия, которые Вы слышите ныне, - это истинная сила Божия. Если Вы разрешите ей действовать в Вас, то она изменит и Вас и Вашу жизнь, сотворив (вместе с Вами) из Вас чадо Божие, являющее уже здесь и сейчас миру Дух/ум Божий, подготавливая Вас к грядущему изменению Вашего нынешнего естества в естество подобное естеству Божиему и естеству Христову (2Пет.1,4). Так проповедь Павла была «в явлении Духа и силы » (1Кор2,4)…
Нас окружают люди, которые, несмотря на что, называют себя Христианами, мало верят в то, что Библия слово Божие и не желают признавать Бога за реальную Личность. Отрицая полную Богодухновенность Писаний и их воздействий на нас, они тем самым отрицают силу Божию. В связи с этим вспоминаются слова из 2Тим.3,5, про имеющих «вид благочестия, силы же его отрекшиеся », - отрекшиеся силы благочестия полученной через благовестие, через слово Божие, Евангелие.
Этот мир подсмеивается над основаниями нашей веры («вы не можете во все это верить, не так ли»?), как он когда-то подсмеивался над Павлом и его соратниками, «ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых сила Божия » (1Кор.1,18).
Помня обо всем этом, не будем ли мы брать в руки Библию с еще большим благоговением, читать ее с еще большим вниманием, с еще большим пониманием и охотой повинуясь ее заповедям?

Этот мир и народ Божий
Внимательное чтение Библии показывает, что люди, записывавшие слова Библии, хорошо сознавали, что не только они, но и остальные писавшие ее, находились под Богодухновением. Точно такого же взгляда придерживался и Господь Иисус. Предваряя цитату из Псалтиря Давида, Он говорил: «Давид, по вдохновению …» (Мф.22,43), - тем самым признавая, что Давид писал по Богодухновению. Также Он говорил и о Моисеевых «писаниях» (Ин.6,45-47), веря, что Пятикнижие было написано ни кем иным, а именно Моисеем. Многие сегодняшние «высокопоставленные Христиане», сомневаются, что Моисей мог написать их, однако у Христа не было никаких сомнений на этот счет. «Писания» Моисея Он называет заповедью Божиею (Мк.7,8,9). Эти же самые «Христиане» утверждают, что большая часть Ветхого Завета является мифом, притчей, вымыслом. Однако ни Иисус, ни Павел никогда не относились к Писаниям подобным образом. Иисус, например, признавал царицу Савскую, за бесспорный исторический персонаж (Мф.12,42).
Отношение Апостолов к Ветхому Завету не отличалось от отношения их Господа. Апостол Петр коротко заметил, что помимо всего того, что он лично слышал от Иисуса Христа, «мы (еще об Иисусе Христе) имеем вернейшее пророческое слово » (2Пет.1,19-21).
Также Петр приравнивал «послания » Павла к «прочим Писаниям », не отделяя их от других (2Пет.3,16).
В Деяниях, Посланиях и Откровении встречается очень много цитат или ссылок на Евангелия (например, Деян.13,51; Мф.10,14), что говорит не только о том, что и они были вдохновлены все тем же Духом, но и о том, что и Евангелия почитались первыми Христианами за Богодухновенные. Павел в 1Тим.5,18 называет «Писанием » как Ветхий Завет (Вт.25,4) так и Новый (Лк.10,7). Павел все время не устает повторять, что его благовестие не его, а Иисуса Христа (Гал.1,11,12; 1Кор.2,13; 11,23; 15,3). И это признавалось остальными Апостолами. Так Иаков в 4,5 цитирует «Писание », которые по существу являются словами Павла из Гал.5,17.

«Бог говорил нам в » Иисусе Христе, а потому нам уже нет нужды в дополнительных «откровениях» (Евр.1,2). Надо заметить, что Библия иногда упоминает Богодухновенные писания, которые ныне недоступны нам (например, книга Праведного, записи Нафана и Гада, послание Павла Коринфянам, послание Иоанна Диотрефу). Почему они не дошли до нас? Очевидно потому, что в них не было ничего для нас ценного. Ну, а на то, что сохранено, можно целиком положиться. Ибо оно сохранено для нас Самим Богом.
Иногда можно услышать, что книги Нового Завета канонизировались, принимались за Богодухновенные, не сразу, а постепенно, однако отношение Апостолов к этому вопросу, опровергает такое мнение. В то время существовал один из даров Святого Духа, с помощью которого легко можно было определить Богодухновенность того или иного послания или же сказанного слова (1Кор.14,37; 1Ин.4,1; Откр.2,2). А это значит, что Богодухновенные писания признавались сразу за Богодухновенные. Если бы подбор книг в Библии осуществлялся без всякого контроля свыше, то такое собрание сочинений вряд ли заслуживало доверия.

Часть 1: "Благовествующая о Царствии Божьем"

Глава 1: Бог
Введение | Существование Бога | Личность Бога | Имя и характер Бога | Ангелы | Отступление "Бог есть Дух ", Использование Божьего Имени , Проявление Бог а) | Вопросы
Глава 2: Божий Дух

Спрашивает Самат
Отвечает Александра Ланц, 26.07.2011


Вопрос : "Все ли Писание богодухновенно?

Все Писание богодухновенно...

Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление...

Прочим же я говорю, а не Господь...

Что скажу, то скажу не в Господе... "


Доброго вам времени суток, Самат!

Да, вся Библия богодухновенна и главное в этой богодухновенности - абсолютная честность тех слов, которые в ней записаны. Если апостол говорил от себя, он так и обозначал свои слова, без попыток превознестись над Словом Бога и над верующими собратьями.

Библия - самая честная в мире книга. Слова Бога в ней переданы, как слова Бога, а слова человека, как слова человека. И при этом каждому читающему дана полная свобода в попытках осознания того, что и для чего сказано.

Вот вы использовали данную вам свободу, дёрнув из контекста только те слова, которые подходили для вашей мысли. А что если использовать свою свободу для того, чтобы тщательно обдумать весь контекст?

"Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен"().

В окружении какой мысли стоит слово "богодухновенно"? Это мысль о том, что человек может научиться быть правильным, праведным, совершенным, приготовленным ко всякому доброму делу благодаря тому, что Бог вдохнул Себя в Писание. Это Он призывал пророков, это Он проверял их способность передавать людям Его послания и правильно записывать истории Его людей, ничего не приукрашивая и не меняя в этих историях, это Он давал им видения и следил за исполнением Его воли, это Он охранял каждую важную строчку Писания, и это Он побуждал сердца людей объединять книги так, как они сейчас объединены. Он работал над этой книгой, позволяя верным Ему людям сотрудничать с Ним. Всё Писание вдохновлено Его желанием дать человечеству ПРАВДУ, которая спасёт тех, кто хочет быть спасённым.

Поэтому апостолы, вдохновлённые Духом Божиим, могли искренне сказать, что что-то из их слов - это только их слова. В отличие от них подавляющее большинство людей как раз поступает наоборот, без тени смущения выдавая свои слова за Божии.

С уважением,

Саша.

Читайте еще по теме "Библия. О Книге книг":

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...