Благословение детей перед началом учебного года. Последование молебных пений

Анастасия, Иркутск

Можно ли вступать в брак спустя полгода после смерти бабушки?

Добрый день! Скажите, пожалуйста, можно ли вступать в брак спустя полгода после смерти бабушки? Мы уже подали заявление в ЗАГС по незнанию и только сейчас услышали о том, что нужно выждать год. Правда ли это? Я чту ее память, всегда, когда бываю в церкви, ставлю свечу за упокой ее души, но сейчас забеспокоилась.

Доброго здоровья. Прежде всего хочется вас успокоить, чтобы вы не переживали. В старых книгах, в церковных правилах ничего подобного не описывается. Поэтому можно утверждать, что данная традиция относится больше к народному преданию и нельзя говорить о каком-то серьезном грехе. Все серьезные грехи описаны в церковных правилах.

Как мне кажется, более разумно было бы думать об этой ситуации в следующем русле. Смерть близкого человека всегда сопровождается печалью и скорбью, естественно, будет неуместно, неприлично и некрасиво родственникам есть, пить и веселиться в ближайшее время. Во-первых, по внутреннему чувству утраты, а во-вторых, по чувству стыда — что скажут посторонние люди. Это общая картина.

К ней хотелось бы добавить три замечания:

  • первое — если есть возможность переждать первые 40 дней, то, на мой взгляд, этого будет достаточно;
  • второе — в категорию самых близких людей входят мать, отец, братья, сестры, а бабушка — это уже немного дальше. Понимаю, что для многих людей бабушка может быть ближе, чем мать;
  • третье — если говорить про организацию свадьбы в прошлом, особенно в селе, и сейчас, то можно утверждать, что раньше свадьбы были проще и не требовалось огромного количества всевозможных договоренностей, как сейчас, особенно если свадьба в городе. Если можно привести такое сравнение, то это как лодка и океанский лайнер. Отменить и перенести выезд лодочки гораздо проще, чем выезд огромного лайнера. А в каких-то случаях и просто невозможно из-за огромной массы обстоятельств.

При любом из вариантов мы должны помнить главное: меняясь сами внутренне, стараясь жить по правде, по совести и по Божьему закону, молясь за близкого нам человека, мы приносим себе и ему пользу. Душа не может умереть, она жива, а позже соединится с телом на страшном суде. Вот главная наша цель.

Мы знаем, что в христианской традиции есть обычай всякое дело начинать и заканчивать молитвой. Скоро начало нового учебного года — кто-то пойдет в школу, кто-то начнет постигать азы науки в вузах, а такое важное дело, как учение, требует усиленной молитвы.

Поэтому Церковь уделяет большое внимание этому моменту в жизни школьников, студентов, преподавателей и родителей учащихся.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ У БОГА НА УЧЕБНЫЙ ГОД

28 августа, в день двунадесятого праздника Успения Пресвятой Богородицы,в нашем храме был второй раз отслужен молебен перед началом учебного года.Первый молебен в этом году был отслужен 24 августа.Все ребята подготовились и во время Божественной литургии причастились

Святых Христовых тайн.

Уже по сложившейся ежегодной традиции в последние дни августа Церковь совершает сугубую молитву для начинающих учение с 1 сентября. Это молебен на начало учебного года. Этот молебен – один из любимейших богослужений церковного года, потому как в этот день храм наполнен детьми, их светлыми чистыми душами, особой атмосферой.

На богослужение многие приходят целыми семьями: с бабушками и дедушками, крестными родителями и маленькими сестренками и братиками, совсем еще малышами. В молитвословиях молебного пения священнослужители и все присутствующие молятся о том, чтобы «Господь ниспослал на отроков дух премудрости и разума, чтобы они могли разуметь и памятствовать доброе и душеполезное учение». Родители верят, что этот молебен поможет их детям учиться лучше. А преподаватели надеются получить помощь от Господа в обучении своих подопечных.

Сегодня подрастающее поколение подстерегает множество соблазнов и духовных опасностей, неведомых еще несколько десятилетий тому назад. Поток информации несет с собой как полезное, так и пагубное. В связи с этим необходимо проявить особую заботу о том, чтобы привить детям желание учиться, узнавать и возрождать наши традиции, почитать старших. Над этим должен трудиться каждый, кто связан с обучением и воспитанием подрастающего поколения. Поэтому в эти дни в храмах напоминают о том, что учеба — это большой труд и призывают с усердием и настойчивостью, с помощью Божией осваивать и совершенствовать знания. А родителям и учителям — чтобы они не унижали и не оскорбляли даже самого нерадивого ребенка, но с великим терпением и самоотречением помогали всем детям в учебе.

СВЯТЫЕ УГОДНИКИ БОЖИИ, ПОКРОВИТЕЛЬСТВУЮЩИЕ УЧАЩИМСЯ

Со своими просьбами мы часто обращаемся к тем святым, которые покровительствуют в определенной сфере жизни человека. Среди святых угодников Божиих есть такие, к которым обращаются в дни учения.

С давних времен покровителями учащихся — школьников и студентов являются святой преподобный Сергий Радонежский, святой праведный Иоанн Кронштадский, святая мученица Татиана и, конечно же, наша заступница и покровительница Пресвятая Богородица.

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ – ПОКРОВИТЕЛЬ В ПОСТИЖЕНИИ УЧЕБЫ

Одним из таких святых угодников Божиих является преподобный Сергий Радонежский, память которого в этом году отмечается по всей России особо в связи с 700-летием со дня его рождения. Именно к этому святому часто прибегают учащиеся.

Из жития преподобного известно, что в детстве ему с большим трудом давалось учение. После горячей молитвы отрока Варфоломея (мирское имя преподобного) «о даровании книжного разумения» Бог послал ему ангела в виде старца-инока, который в ответ на молитвы отрока Варфоломея вознес свои мольбы к Богу и, благословляя отрока, пообещал ему успехи в учебе. При встрече с родителями Варфоломея инок пророчески предсказал: «Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Духа Святаго». С тех пор будущий святой без труда читал и понимал содержание книг. Этот эпизод в житии Сергия служит основанием для особых молитв к нему многих поколений учеников и студентов.

Однако нет определенного алгоритма, как нужно молиться преподобному Сергию или какому-либо другому святому об успеваемости в учебе, всякая молитва обращающегося к святому от чистого сердца будет услышана. Кто знает тропари и молитвы, которые были созданы гимнографами для обращения к угодникам Божиим, может использовать их, кто не знает этих специальных молитв, может обращаться своими словами.

ОБРАЗ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА» — О ВРАЗУМЛЕНИИ

Икона Богоматери «Прибавление Ума» имеет благодать дарования премудрости, разума и благих знаний, помощи в просвещении детей, исцеления слабости ума и повреждения рассудка.

История этой иконы сложна и удивительна. По преданию, ее написал в трудном для Русской православной церкви XVII столетии один иконописец, который во время раскола никак не мог уразуметь для себя смысл реформы и определить, какие же богослужебные книги истинны — старые или новые. Он так долго мучился в этом выборе, что боялся потерять рассудок и стал горячо молиться Пресвятой Богородице о вразумлении. Во сне ли или в видении наяву он получил ответ на свою молитву — обещание исцелить его, если он даст обет написать икону Царицы Небесной в том образе, в котором Она ему явится. Иконописец исполнил свой обет и изобразил увиденное в иконографическом типе образа «Прибавление Ума».

Имеются также сведения, что ее прообразом явилась Лоретанская (или Лорецкая) статуя Богоматери, изваянная из кедра, по преданию, тоже Апостолом Лукой, и хранившаяся в маленьком домике в итальянском городе Лорето. Этот святой домик раньше стоял в Назарете и был связан с земной жизнью Пресвятой Богородицы: в нем она родилась и жила в молодости. А когда в XIII веке турки стали захватывать восточные земли, христиане увезли святыню в Европу, и епископу Лорето было видение Царицы Небесной, Которая молвила ему: «Сын мой, Мое скромное жилище в Назарете, где Я родилась и провела молодость, прибывает на ваши берега». И тогда в Лорето были привезены и святой домик, и кедровая статуя: чудесным образом она и явилась иконографическим прототипом православной иконы «Прибавление Ума».

Святой праведный Иоанн Кронштадский – МОЛИТВА ВЕРЫ КРОТКОГО МАЛЬЧИКА

Святой праведный Иоанн Кронштадский родился 19 октября 1829 года. Слабенький ребенок быстро окреп и стал здоровым мальчиком. Когда пришло время учиться, родители собрали последние деньги и определили мальчика Ваню в Архангельское Приходское Училище. Учение давалось ему туго: он плохо понимал и запоминал. Это обстоятельство чрезвычайно огорчало и смущало доброго мальчика, так как он сознавал, как трудно дается родителям его учение. Больно мучила его мысль о родном доме, о тамошней нищете, и, кажется, в это время он научился с особенной болью чувствовать чужую нужду, болеть о чужой бедности и нищете; он больше всего грезил о том, что когда вырастет, то выведет отца и мать из нужды и поможет всем. В Ване развивалась болезненная чуткость к страданию. Школьная мудрость оказалась для него еще труднее начального учения. Ласковой помощи матери около него не было, учителя мало заботились о том, чтобы помогать ученикам. Школьное дело шло плохо. Он работал целые дни и все-таки не успевал. Поэтому, движимый пламенной верой в Бога, он однажды, ложась спать, особенно горячо помолился Богу, прося Господа просветить его ум к разумению учения. Молитва веры кроткого и смиренного мальчика была услышана, и Господь обильно излил на него дары Святого Духа.

ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ТАТИАНА – ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА СТУДЕНТОВ

Эта святая уже не одну сотню лет считается на Руси покровительницей всего студенчества и преподавателей, образования и просвещения.

О святой мученице Татиане на самом деле мы знаем не так много: жила в Риме в III веке девица, была диакониссой - древний церковный чин, означавший милосердное или, как бы теперь сказали, социальное служение ближним. Исповедала себя христианкой и, претерпев страдания, приняла мученический венец.

КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ – ДЛЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ РАЗУМА

Думаю, нет смысла пересказывать здесь житие этих прославленных святых, поскольку оно пространно и наши читатели могут ознакомиться с ним самостоятельно.

Нужно лишь отметить, что вечно славные и памятные труды святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в составлении славянской грамоты, в ведении славянского языка при богослужении, в переводе священных книг на родной славянский язык положили основание духовному и гражданскому величию славян, их нравственной и гражданской самобытности. Переводом священных и богослужебных книг на родной славянский язык они положили начало нашему вечному спасению, и в этом отношении святые Кирилл и Мефодий не только наши учителя и апостолы, но и отцы: они возродили нас и духовно, научив своими трудами познавать Единого Истинного Бога.

Потому и к этим святым также обращаются с молитвами о помощи в учении.

Но это не значит, что это весь список святых, к которым можно прибегать с молитвой о благополучной учебе. Все зависит также и от разности каждого человека, от душевной потребности, от его расположенности к тому или иному святому. Если человеку близок святитель Николай или какой-либо другой угодник Божий и он чувствует его молитвенную заботу и поддержку, то никак нельзя запретить молиться об успеваемости именно ему.

МОЛИТВА ПЕРЕД УРОКОМ И ПО ЕГО ОКОНЧАНИИ

Как мы уже раньше упоминали, каждое дело начинается и завершается молитвой. Это применимо и к уроку, поскольку это нелегкий труд.

Молитва перед началом всякого дела

Обновление во Иерусалиме храма Святого воскресения Христа и Бога нашего Святой мученицы Анастасии Узорешительницы Рождество во плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Святого апостола, первомученика и архидиакона Стефана Святого апостола, первомученика и архдиакона Стефана (другое) По плоти обрезание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Святое богоявление Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Поклонение честным веригам святого и всехвального апостола Петра Сретение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Святого священномученика Ермогена, патриаха московского и всея Руси Святого славного и всехвального апостала и евангелиста Иоана Богослова Преподобного и благоверного князя Иоанна Углического, во иноцех Игнатия, Вологодского чудотворца Положение честной и многоцельной ризы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в царствующем граде Москве Празднество всемилостивого Спаса Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Пренесение в Константин град нерукотворенного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Неделя мясопустная. Воспоминание страшного суда Последование молебного пения в неделю мясопустную Суббота пятой седмицы святой четыредесятницы. Похвала пресвятой Богородицы Неделя шестая святой четыредесятницы. Вход Господень в Иерусалим Неделя святой Пасхи. Тридневное Воскресение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Неделя первая по Пасхе. Уверение святого апостола Фомы Четверток шестой медмицы по Пасхе. Вознесение Господа и Бога нашего Иисуса Христа Неделя седьмая по Пасхе. Святая пятидесятница В понедельник Святого Духа Неделя вторая по пятидесятнице. Всех святых в земле Русской просиявших. Последование молебного пения всем святым, в земле русской просиявшим Последование общего молебна Молебные пения на различные потребы Последование молебного пения на всякое прошение Последование молебного пения перед началом дела Последование молебного пения о недугущих Иное последование молебного пения о недугующих (Без канона) Последование молебного пения о путешествиях Иное последование молебного пения о путешестующих (без канона) Последование молебного пения о хотящих по водам плыти Иное последование молебного пения о хотящих по водам плыти (Без канона) Последование молебного пения о хотящих по воздуху шествовати Иное последование молебного пения о хотящих по воздуху шествовати (Без канона) Последование молебного пения пред началом учения в низших и средних школах Последование молебного пения перед началом в высшей школе Последование молебного пения во время бездождия Последование молебного пения во время безведрия Последование молебного пения о сущих в скорбях и различных обстояниях Последование молебного пения о умножении любви и о искоренении ненависти и всякой злобы Иное последование молебного пения о умножении любви в соединении с параклисом пресвятой Богородице Последование молебного пения о врагах ненавидящих и обидящих нас Последование молебного пения о сущих в темницах и заточении Последование молебного пения во время войны Последование молебного пения в нашествие варваров Последование молебного пения о прекращении войн и о мире всего мира Последование молебного пения об отечестве (Составлено в августе 1941 г.) Последование молебного пения об отечестве (Чин совершаемый мирянином) Последование молебного пения во время губительного поветрия и смертоносные заразы Последование в различные литии и бдения молебнов Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу Последование благодарственного молебного пения о получении прошения и о всяком благодеянии Божием Иное последование благодарственного молебного пения о получении прошения и о всяком благодеянии Божием (Без канона) Последование благодарственного молебного пения по получении милостыни
Предисловие

Из всех чинопоследований так называемого частного богослужения чаще других совершаются последования различных молебнов, и как дополнение к общественному богослужению в праздники, и пред местными святынями, и в качестве всенародных мирских молений по особым случаям, и, чаще всего, по желанию и по просьбам отдельных верующих.

Последование молебна – это сокращенное последование праздничной утрени, от которой сохраняются: псалом 142, последний в шестопсалмии, Господь и тропарь, псалом 50, канон, ектении сугубая и малая, а иногда и великая, и Евангелие со всем, что на утрени предшествует ему и сопровождает, начиная от прокимна и кончая возгласом: Милостию и щедротами: В качестве образца полного молебна с каноном в богослужебных книгах дается «Последование параклиса, сиречь молебного пения ко Пресвятой Богородице».

К сожалению, молебны по полному чину с пением или хотя бы чтением не только припевов, но и всех тропарей канона, у нас совершаются лишь в редких случаях. Обычно на молебнах поются одни только канонные припевы и особые молебные катавасии по 3-й и 6-й песням канона. На молебнах Господу Богу, совершаемых как по разным случаям, так и в великие праздники, всегда поется одна и та же катавасия, лишь с несколько изменяемым, применительно к случаю, окончанием: «Избави от бед и скорбей рабов Твоих, Владыко Всемилостиве, яко мы усердно к Тебе прибегаем, к милостивому Избавителю нашему всех Владыце, Господу Иисусу», или «…к Тебе прибегаем, к милостивому Избавителю нашему, в Троице Святей славимому Богу», или «…к Тебе прибегаем, к милостивому Избавителю нашему, на Кресте распеншемуся Господу Иисусу». Являясь завершением просительных припевов: «Милостиве Господи, помилуй нас» или «Милостиве Господи, услыши молитву рабов Твоих, молящихся Тебе» и подобных, катавасия эта не может быть признана вполне соответствующей на молебнах хвалебно-благодарственных, с радостно-торжественными припевами: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» и др. Особенно резким диссонансом катавасия «Избави от бед и скорбей…» становится в великие Господские праздники, когда не только все молебное и покаянное насколько возможно устраняется из богослужения, но когда и просительное сокращается до крайних пределов, когда главное содержание всего богослужения – хвала и славословие. На хвалебно-благодарственных праздничных молебнах и катавасия должна быть хвалебно-благодарственная, без упоминания о бедах и скорбях, по возможности даже и без просительного элемента. С другой стороны, на молебнах просительных о различных нуждах чувствуется недостаточность употребления всегда одной и той же общей катавасии и потребность особых нарочитых катавасий, только для данных случаев составленных.

Кроме молебнов с канонами в так называемой «Книге молебных пений» дается ряд более кратких молебных последований без канонов. В старопечатных книгах и для некоторых из этих последований имеются нарочитые каноны. А так как пение на молебнах даже одних канонных припевов и катавасий весьма содействует усилению молитвенного настроения, то было бы желательным пополнить некоторые последования «Книги молебных пений» внесением в них соответствующих канонов или хотя бы одних канонных припевов и катавасий. В конце иерейского молитвослова имеется отдел: «Службы на различные потребы». Но это не отдельные самостоятельные чинопоследования, а молитвословия, предназначенные для внесения их в потребных случаях в чинопоследование литургии, и в большинстве заимствованные из соответствующих последований Большого Требника и Книги молебных пений. Составленные в Южной России эти службы отражают узко местную практику. Во всяком случае, устав Православной Великороссийской Церкви не знает никаких дополнительных к даваемому в служебнике чину проскомидии молитв на проскомидии, каковыми начинается большинство названных служб иерейского молитвослова и для которых даже сам молитвослов не указывает точно, в какой именно момент проскомидии они должны произноситься. Более того, наш церковный устав, ограждая завершительную службу суточного богослужебного круга – литургию – от всяких дополнений сверх указанных Типиконом, не предусматривает возможности внесения каких-либо дополнительных прошений и на литургийных ектениях. По Типикону (см. главу 8) все чинопоследование литургии вкладываться в тесные рамки одного часа времени, а все дополнительные моления на разные случаи и потребы должны быть совершаемы до литургии или, в виде исключения, после нее. В соответствии с этим и службы иерейского молитвослова приличнее совершать отдельно от литургии в качестве самостоятельных молебнов, в каком виде большинство из них и излагается в Книге молебных пений. Те же немногие службы молитвослова, каковым нет соответствующих последований ни в Большом Требнике, ни в Книге молебных пений , легко могут быть перестроены по чину молебнов . Эти новые молебные последования, кроме совершения их в потребных случаях, по просьбе отдельных верующих было бы соответственно совершать и в определенные дни в качестве дополнения к общественному богослужению.

Так молебное пение «О умножении любви» в наше время оскудения христианской любви приличествовало бы соединять с молебным пением апостолу любви Иоанну Богослову в его праздники (26 сентября, 8 мая); молебен о врагах соединить с молебном первомученику архидиакону Стефану, который первый из христиан повторил молитву Спасителя о врагах: «Господи, не постави им греха сего» (27 декабря, 2 августа); молебен об узниках соединить с молебном апостолу Петру в день поклонения его веригам (16 января), в дни памяти святой мученицы Анастасии Узорешительницы (22 декабря) и наших русских святых князя Иоанна Угличского, проведшего всю жизнь от детства до глубокой старости в Вологодской темнице (19 мая) и священномученика (17 февраля и 12 мая), скончавшегося в темнице, к молитвенному предстательству которого, по некоторому откровению, следует обращаться узникам наших дней. Для молебнов на разные потребы в «Книге молебных пений» и в «Большом Требнике» назначаются особые на каждый случай псалмы. Но нередко в этих псалмах, иногда очень длинных всего два-три стиха относятся непосредственно к предмету моления. Поэтому было бы соответственнее для молебнов на разные потребы составить особые избранные псалмы, подобные псалмам, поемым с величаниями в полиелейные праздники. Опыт такого рода изменений и дополнений в существующих молебных последованиях и составления некоторых новых последований предлагаются ниже. Попутно в молитвословиях и песнопениях, заимствованных из богослужебных книг, сделаны опыты исправления церковно-славянского текста.

О призывании помощи, благодати и дара Пресвятаго Духа в начале всякаго доброго дела. О умножении любви и о искоренении ненависти и всякия злобы. О вразех, ненавидящих и обидящих нас. О в темнице и заточениях сущих.

Как это было сделано в свое время со службой «О мире внутреннем» и со службой «О призывании помощи в начале дела» в Требнике, изданном в 20-х годах во Владимире (в Чехословакии).

По традиции Православной церкви в начале нового 2018 -2019 учебного года в Сретенском храме г.Дрогичина 24 августа 2018 года совершилась Божественная Литургия для школьников и студентов. Они стали главными прихожанами в этот день со своими родителями, бабушками и педагогами. Вместе со священниками Дрогичинского благочиния они молились о том, чтобы «разуметь и памятствовать доброе и душеполезное учение, чтобы Господь ниспослал на отроков дух премудрости и разума». Многие участники молодежного братства Первоверховных апостолов Петра и Павла при нашем храме благодарили Господа в этот день за успешное поступление в ВУЗы. Все учащиеся смогли участвовать по своему желанию в Таинстве Исповеди и Причастия, были окроплены святой водой на успешное начало доброго душеспасительного дела.

Иерей Александр Кучма обратился к присутствующим ребятам, педагогам и родителям со словами напутствия и отметил, что новый учебный год – это новая возможность овладеть знаниями и навыкам, узнать что-то полезное и необходимое для становления характера, это новая возможность приумножить данные Богом таланты каждому из нас. Учеба – это не легкое дело. Да и просто сумма знаний сама по себе ни чего не значит, потому, что высшее образование не всегда является гарантом счастья человека, поэтому, сегодня мы просили у Господа особой милости в деле образовании души. Совсем скоро звонок позовет Вас в классы и аудитории и начнется пора обучения. Пусть же труды вашей юности по слову святого Иоанна Лествичника, дадут обильные плоды, питают и утешают в дальнейшей жизни. Прилежно учитесь и помните, что важно не только само знание, а куда важнее то, как вы его будите применять. Будьте внимательны, старательны и уважительны к педагогам, родителям, потому что они стремятся приобщить вас только к доброму и разумному.

Слова обращенные к педагогам: Святитель Иоанн Златоуст писал, что «нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творят только безжизненные фигуры, а мудрый воспитатель создает живой образ, взирая на который, радуется Бог и радуются люди».

Пусть и Ваш самоотверженный труд приносит богатый урожай, «ибо в этом случае справедливо изречение один сеет, а другой жнет».

Обращаясь к родителям, священник, сказал, никого ближе нет у детей, чем родители и напомнил слова великого учителя и святителя Иоанна Златоуста « Прошу, умоляю, возлюбленные, будем иметь большое попечение о наших детях и всячески заботиться о спасении их душ. Родителям следует думать не о том, как бы сделать детей богатыми серебром и златом, а о том, чтобы стали они всех богаче благочестием, мудростью и стажанием добродетели – как бы они не имели надобности во многом, как бы, не увлекались житейскими и юношескими пожеланиями».

Помните, что Господь есть Истинный Педагог и Детоводитель. Пусть Он благословит вас всех на новый учебный год своею милостью и помощью!

Галина АБРАМЧУК,

старшая сестра сестричества при Сретенском храме г.Дрогичина.

Каждое доброе дело православный христианин освящает молитвой, испрашивая благословения и помощи у Господа на благое совершение начинаемого им дела. И, конечно же, прежде всего, необходима молитва в таком важном и богоугодном деле, как обучение, особенно, если речь идёт об учёбе подрастающего поколения маленьких христиан. В современном мире, наполненном различными соблазнами, в духовной поддержке нуждается каждый человек, но в силу своей уязвимости в ней особо нуждаются дети. Потому так важно освящать молитвой всё, что с ними связано, и прежде всего - их путь к знаниям, процесс обучения.

В требнике чинопоследование этой службы называется «Молебное пение перед началом учения отроков». Несмотря на название, попросить о вразумлении свыше на эту службу приходят учащиеся самого разного возраста, а также педагоги и родители. Молебен на начало учебного года служится по особому чину, в котором молящиеся просят Божией помощи в постижении и разумении доброго и душеполезного учения. Молятся в этот день не только об учениках, но и о тех, кто передаёт им свои знания - о преподавателях. Для всех верующих молебен на начало учебного года имеет глубокое и очень символичное значение, ведь учёба - дело многотрудное, надеяться в ней нужно не только на себя, но и на помощь свыше. В эти дни Церковь молится о том, чтобы «Господь ниспослал на отроков дух премудрости и разума, чтобы они могли разуметь и памятствовать доброе и душеполезное учение».

2 сентября 2018 г. молебен о начале нового учебного года был совершен в храме святителя Иннокентия Иркутского, на котором вместе со священниками храма протоиереем Евгением Лопатиным и иереем Владимиром Ермаковым прихожане — дети и взрослые, молились о том, чтобы Господь благословил наши предстоящие труды.

Обращаясь ко всем учащим и учащимся, протоиерей Евгений Лопатин напомнил, что вся наша жизнь - учеба, школа познания Бога, окружающего мира и самих себя. И очень хорошо, если знания, полученные в школе, помогают нам приблизиться к Богу, жить в единении с ним здесь, на земле и достигнуть блаженной вечности. Отец Евгений пожелал ученикам сохранения в себе интереса к жизни и познанию, любовь к чтению, стремление к самообразованию - всё это добрые качества человека, который стремится хорошо исполнять свое дело и внутренне восходит от силы в силу. А учителям пожелание было кратким — крепиться, мужаться и не бросать своего достойного поприща в такое трудное время. По окончании молебна отец Владимир щедро окропил присутствующих святой водой, призывая на них благодать Святого Духа.

Пусть же Господь, как читалось в чинопоследовании молебна, дарует всем учащимся премудрость и добродетельную жизнь, благостояние в православной вере, радость и утешение родителям и Церкви Православной утверждение, а также послушание родителям, учителям и Богу.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...