Блаженный иероним стридонский греческие иконы. Творения блаженного иеронима стридонского

Прогресс и регресс в эволюции

Прогресс и его роль в эволюции. Развитие живой природы осуществляется от менее сложного к более сложному, от менее совершенного к более совершенному, т. е. происходила и происходит прогрессивная эволюция. Особо четко это проявляется при анализе палеонтологических данных. Если в отложениях архейской эры еще не обнаруживается никаких следов жизни, то в каждую из последующих эр и периодов строение организмов существенно усложняется. Таким образом, общий путь развития живой природы — от простого к сложному, от примитивного к более совершенному. Именно этот путь развития живой природы и обозначают термином «прогресс».

Однако всегда закономерно возникает вопрос: почему же в современной фауне и флоре одновременно с высокоорганизованными формами существуют и низкоорганизованные? Когда подобная проблема встала перед Ж. Б. Ламарком, он вынужден был прийти к признанию постоянного самозарождения простых организмов из неорганической материи. Ч. Дарвин же считал, что существование высших и низших форм не представляет затруднений для объяснения, «так как естественный отбор, или выживание наиболее приспособленных, не предполагает обязательного прогрессивного развития — он только дает преимущество тем изменениям, которые благоприятны для обладающего ими существа в сложных условиях жизни... А если от этого нет никакой пользы, то естественный отбор или не будет вовсе совершенствовать эти формы, или усовершенствует их в очень слабой степени, так что они сохранятся на бесконечные времена на их современной низкой ступени организации».

К этой проблеме в начале 20-х годов обратился А. Н. Север-цов. Учение о прогрессе в эволюции было в дальнейшем развито его учеником И. И. Шмальгаузеном.

Процесс эволюции идет непрерывно в направлении максимального приспособления живых организмов к условиям окружающей среды (т. е. происходит возрастание приспособленности потомков по сравнению с предками). Такое возрастание приспособленности организмов к окружающей среде А. Н. Северцов назвал биологическим прогрессом. Критериями биологического прогресса являются: 1) увеличение численности; 2) расширение ареала; 3) прогрессивная дифференциация — увеличение числа систематических групп, составляющих данный таксон.

Эволюционный смысл выделенных критериев заключается в следующем: возникновение новых приспособлений снижает элиминацию особей, в результате средний уровень численности вида возрастает. Стойкое повышение численности потомков по сравнению с предками приводит к увеличению плотности населения, что, в свою очередь, через обострение внутривидовой конкуренции вызывает расширение ареала; этому же способствует и возрастание приспособленности. Расширение ареала приводит к тому, что вид при расселении сталкивается с новыми факторами среды, к которым необходимо приспосабливаться. Так происходит дифференциация вида, усиливается дивергенция, что ведет к увеличению дочерних таксонов.

Главные направления эволюции. Биологический прогресс достигается различными путями. А. Н. Северцов назвал их главными направлениями эволюционного процесса. В настоящее время выделяют следующие пути биологического прогресса: ароге-нез, аллогенез и катагенез.

Арогенез — путь развития группы организмов с выходом в другую адаптивную зону под влиянием приобретения группой каких-то принципиально новых приспособлений. Адаптивная зона — комплекс экологических условий, представляющих возможную среду жизни для данной группы организмов. Такой путь достижения биологического прогресса. А.Н. Северцов определил как ароморфоз или морфофизиологический прогресс. Арогенез характеризуется повышением уровня морфофизиологичес-кой организации, развитием приспособлений широкого значения, расширением среды обитания. Примером арогенеза сравнительно небольшого масштаба является возникновение и расцвет класса птиц. Проникнуть в новую адаптивную зону предки современных птиц могли лишь благодаря возникновению крыла как органа полета, совершенного четырехкамерного сердца, что значительно повысило интенсивность обменных процессов и обеспечило теплокровность, развитию отделов мозга, координирующих движение в воздухе. Все эти изменения в строении и функции органов и привели группы триасовых динозавров к арогенезу.

В мире растений типичными арогенезами являются выход растений на сушу, возникновение голосеменных, покрытосеменных растений и др.

Конкретные морфофизиологические изменения, определяющие арогенез той или иной группы, называются ароморфозами. К типичным ароморфозам у беспозвоночных относятся: симметрии тела, половая дифференцировка, появление билатеральной организации, трахейной системы дыхания, цефализация центральной нервной системы, переход на легочное дыхание; у птиц и млекопитающих — полное разделение сердца на правую и левую половины с дифференцировкой двух кругов кровообращения, увеличение рабочей емкости легких и др. Следствием этих аромор-фозов является более совершенное окисление крови и обильное снабжение органов кислородом, а значит, и интенсификация функций органов. Дифференцировка и специализация органов пищеварения приводят к более полному использованию пищевых веществ, что способствует усилению процессов обмена веществ, повышению общей активности, возникновению теплокровности, усилению активности двигательных органов и усовершенствованию их конструкции.

Все эти и другие ароморфозы связаны между собой, а эрогенные признаки оказываются полезными в самых разных условиях существования. Например, обладание животными подвижными конечностями открывает возможности их многообразною использования в пустыне, в лесу, в долине, в горах, в воде, для рытья почвы и т. д. Такие ароморфозы, как образование поперечнополосатой мускулатуры, развитие ходильных конечностей и крыльев у насекомых, открыли перед ними возможности завоевания суши и частично воздуха (по сравнению с жабернодышащими членистоногими). К крупным ароморфозам в развитии растений можно отнести возникновение тканей и органов, закономерную смену поколений в цикле развития, образование цветков, плодов и т. д.

Ароморфозы формируются на основе наследственной изменчивости и естественного отбора и являются приспособлениями широкого значения. Они дают преимущества в борьбе за существование и открывают возможности освоения новой, прежде недоступной среды обитания.

Аллогенез — направление эволюции группы организмов, при которой у близких видов происходит смена одних частных приспособлений другими, а общий уровень организации остается прежним. Этот путь достижения биологического прогресса связан с проникновением организмов в какие-либо узкие (дифференцированные) условия среды в результате развития частных приспособлений. Такие частные приспособления называют ал-ломорфозами или идиоадаптациями,

Регресс к его роль в эволюции. Биологический регресс —явление, противоположное биологическому прогрессу. Он характеризуется обратными признаками: снижением численности особей, сужением ареала, постепенным или быстрым уменьшением видового многообразия группы. Биологический регресс может привести вид к вымиранию. Общая причина биологического регресса — отставание темпов эволюции группы от скорости изменения внешней среды. Эволюционные факторы действуют непрерывно, в результате чего происходит совершенствование приспособлений к изменяющимся условиям среды. Однако когда условия изменяются очень резко (часто благодаря непродуманной деятельности человека), виды не успевают сформировать соответствующие приспособления. Это приводит к сокращению численности видов, сужению их ареалов, угрозе вымирания. В состоянии биологического регресса находятся многие виды, например крупные млекопитающие, такие как уссурийский тигр, гепард, белый медведь и др.

Морфологический регресс — это упрощение в строении организмов того или иного вида в результате мутаций. Приспособления, формирующиеся на базе таких мутаций, могут при соответствующих условиях вывести группу на путь биологического прогресса, если она попадает в более узкую среду обитания.

Сочетание и изменение направлений эволюции. В эволюции происходит закономерная смена одних направлений другими (рис. 4.3). В пределах конкретной естественной монофилетичес-кой (имеющей общее происхождение) группы организмов за периодом арогенеза всегда следует период возникновения частных приспособлений — аллогенез. Такая смена путей достижения биологического прогресса характерна для всех групп и называется законом Северцова. Этот закон может быть выведен из теории естественного отбора. Если сравнить частоту возникновения аро-генезов и аллогенезов, то можно заметить, что первые характерны для возникновения крупных групп организмов в эволюции — типов, отделов, отдельных отрядов, иногда семейств. Другими словами, арогенезы появляются значительно реже, чем аллогене-зы (определяющие появление отдельных видов, родов).

Каждая крупная естественная группа организмов начинает свое существование арогенезами, которые, в частности, обеспечивают и завоевание новой среды. Достигнув на пути арогенных преобразований нового этапа развития, новой организации, естественная группа организмов расселяется в различные местообитания, после чего начинается процесс развития частных приспособлений. Объясняется это тем, что арогенезы не ограничены узкой средой. Они имеют универсальное значение. Следовательно, на основе одних и тех же apoгенезов могут возникнуть различные «надстройки», т. е. приспособления к частным условиям (аллогенезы). Так как эрогенные черты надолго сохраняют свое значение, то становится понятной относительная редкость арогенных преобразований.

Рис. 4.3. Схема соотношений арогенезов, аллогенезов и катагенезов. Восходящие ленты арогенезы (а ,—а 2 ; а 3 а 4) горизонтальные площадки а, б, в изображают последующую дивергенцию в различных аллогенных направлениях; нисходящая лента — катагенез (б 1 6 2) площадка г изображает дивергенцию в аллогенных направлениях.

Например, расцвет рептилий в ходе исторического развития вызвал различные преобразования у оставшихся амфибий, испытавших дальнейшую дивергентную дифференцировку. Одна группа (хвостатые амфибии) живет теперь в воде, другая (бесхвостые) сохранила хвост только в личиночном состоянии.; ведя водно-наземный образ жизни, третья (безногие амфибии) — обитает в почве. Таким образом, стегоцефалы путем арогенеза дали рептилий, а путем аллогенезов — современных амфибий. Группа безногих амфибий приобрела облик червеобразных форм, лишенных конечностей и хвоста (червяга). Хвостатые частично сохраняют пожизненные жабры, малоподвижные конечности и хорошо приспособленный к плавательным функциям хвост (тритоны). Бесхвостые амфибии приобрели сильные подвижные (в особенности задние) конечности (лягушки). Эта последняя группа пошла по пути завоевания суши, конечно, в пределах возможного, т. е. не слишком далеко от водоемов и во влажных лесах. Все эти формы экологически разошлись, конкуренция стала слабее, а биологический потенциал повысился.

Аллогенезы могут сменяться также катагенезом, и тогда биологический прогресс достигается благодаря морфофизиологичес кому регрессу.

Источник : Н.А. Лемеза Л.В.Камлюк Н.Д. Лисов "Пособие по биологии для поступающих в ВУЗы"

Память блаженного Иеронима Стридонского совершается в Русской Православной Церкви 28 июня по новому стилю.

Жизнеописание блаженного Иеронима
Блаженный Иероним Стридонский является одним из учителей Церкви, много потрудившимся над переводами Священного Писания. О его жизни сохранилось очень мало достоверных сведений. Известно, что Иероним принял Крещение в Риме около 360 года. В этом же городе он получил прекрасное философское образование, обучаясь у известных преподавателей того времени и по праву назывался одним из самых ученых людей IV века. Блаженный Иероним владел греческим и латинским языками, а позже освоил и древнееврейский. О времени принятия им монашества ничего не известно, однако сохранились сведения о том, что покинув Рим, Иероним четыре года провел в Халкидской пустыне в полном одиночестве, предаваясь аскетическим подвигам. Позже он поселился в Святой Земле, где занимался переводом Священного Писания на латинский язык.

Переводческие и литературные труды блаженного Иеронима
Одним из основных трудов Иеронима Стридонского является полный перевод Библии на латинский язык, над которым он трудился более двадцати лет. Вначале он работал над книгами Нового Завета, которые переводил с древнегреческого языка, а после перевел с древнееврейского и древнегреческого все ветхозаветные книги. В XVI веке постановлением Триденского собора эти тексты были отредактированы и труд Иеронима Стридонского стал считаться основным переводом Библии, который использовался повсеместно на Западе, что и дало ему название «Вульгата», то есть «общедоступная Библия». Благодаря своим переводческим работам блаженный Иероним Стридонский считается покровителем и помощником всех переводчиков. Кроме того, перу блаженного Иеронима принадлежит несколько толкований на ветхозаветные книги, а также несколько жизнеописаний святых. Им было также создано несколько исторических трудов, в которых он писал о знаменитых людях и о событиях всемирной истории. Помимо этого до нас дошло около 120 писем Иеронима Стридонского, в которых он обсуждал со своими друзьями богословские, нравственные и научные вопросы.

Блаженный Иероним Стридонский в иконописи
Изображение блаженного Иеронима было весьма распространено в средневековой иконописи. Часто его писали вместе со львом, что связано со следующим повествованием. Рассказывают, что однажды к нему в монастырь пришел лев, у которого была повреждена лапа. Все насельники монастыря были испуганы, но блаженный спокойно принял льва и вытащил у него из больной лапы занозу. Пораженные тем, что дикое животное с такой кротостью пришло к святому, монахи просили Иеронима, чтобы лев остался в монастыре и работал там. Иероним повелел льву охранять осла, на котором возили дрова. Случилось так, что однажды лев отстал во время пути от осла, и его украли. Монахи посчитали, что лев съел осла, и требовали, чтобы он выполнял его работу, то есть возил дрова, что лев и делал. Вскоре мимо монастыря проходил караван, в котором лев увидел украденного осла и привел его обратно в обитель, доказав этим свою невиновность.
Существуют и другие распространенные сюжеты из жизни блаженного Иеронима, одним из которых является его работа над переводом Библии. Также иконописцы нередко изображали святого во время его подвижнической жизни в пустыне. Часто на иконописных образах, посвященных Иерониму Стридонскому, можно видеть человеческий череп, который в средние века символизировал быстротечность жизни и победу духа над плотью.

Тропарь, глас 3:
Велика имеет тя предстателя, Богомудре, / православных собрание, / якоже убо преподобных еси собеседник / и Божественныя премудрости сопричастник, / тако, пречудне Иерониме, / Христу Богу молися // даровати нам велию милость.

Кондак, глас 8:
В преподобных преподобнейшаго и в блаженных блаженнейшаго учителя,/ песньми восхвалим Иеронима достохвальнаго,/ верных наставника и заступника, любовию тому зовуще:/ радуйся, отче Богомудре.

Величание:
Ублажаем тя, / преподобне отче Иерониме, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов / и собеседниче ангелов.

Молитва:
О священная главо, преподобие отче, преблаженне авво Иерониме, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю; не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя; поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребывавши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый, аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Житие блаженного Иеронима Стридонского

Бла-жен-ный Иеро-ним Стри-дон-ский ро-дил-ся в хри-сти-ан-ской се-мье в го-ро-де Стри-доне (Дал-ма-ция и Пан-но-ния). Для за-вер-ше-ния об-ра-зо-ва-ния ро-ди-те-ли по-сла-ли его в Рим, где он изу-чал свет-ские на-у-ки. В на-ча-ле сво-ей жиз-ни в сто-ли-це юно-ша увлек-ся мир-ской су-е-той, но вско-ре в нем со-зре-ло ре-ше-ние в корне из-ме-нить свою жизнь. Ко-гда юно-ше бы-ло око-ло 20 лет, он при-нял Свя-тое Кре-ще-ние. По-сле это-го он по-се-тил Гал-лию. Здесь у свя-то-го Иеро-ни-ма про-бу-ди-лось же-ла-ние все-це-ло по-свя-тить се-бя Бо-гу и при-нять мо-на-ше-ство.

Око-ло 372 го-да бла-жен-ный Иеро-ним вер-нул-ся в род-ной го-род, но ро-ди-те-лей в жи-вых уже не за-стал. На него лег-ли за-бо-ты о вос-пи-та-нии млад-ших сест-ры и бра-та Пав-ли-ни-а-на. По-стриг при-шлось на вре-мя от-ло-жить. Бла-жен-ный Иеро-ним стал рев-ност-но изу-чать Свя-щен-ное Пи-са-ние.

Устро-ив до-маш-ние де-ла, он по-ехал на Во-сток и око-ло 5 лет про-жил в од-ном си-рий-ском мо-на-сты-ре, со-еди-няя ра-бо-ту над Свя-щен-ным Пи-са-ни-ем с су-ро-вы-ми ас-ке-ти-че-ски-ми по-дви-га-ми. Кро-ме то-го, свя-той Иеро-ним в со-вер-шен-стве изу-чил ев-рей-ский и хал-дей-ский язы-ки. В этот пе-ри-од на-ча-лась его пе-ре-пис-ка с мно-го-чис-лен-ны-ми ли-ца-ми по са-мым раз-но-об-раз-ным во-про-сам. Со-хра-ни-лось до 120 пи-сем, бес-спор-но на-пи-сан-ных бла-жен-ным Иеро-ни-мом. В это вре-мя в Ан-тио-хии про-ис-хо-ди-ли раз-но-гла-сия меж-ду сто-рон-ни-ка-ми епи-ско-пов Ме-ле-тия, Пав-ли-на и Ви-та-лия. Спо-ры до-стиг-ли и оби-те-ли, где тру-дил-ся бла-жен-ный Иеро-ним. Вслед-ствие несо-гла-сий ему при-шлось по-ки-нуть оби-тель и уй-ти в Ан-тио-хию. Здесь епи-скоп Пав-лин по-свя-тил его в сан пре-сви-те-ра. За-тем бла-жен-ный Иеро-ним по-се-тил Кон-стан-ти-но-поль, бе-се-до-вал со свя-ти-те-ля-ми и , а в 381 го-ду от-пра-вил-ся в В Ри-ме он про-дол-жал уче-ные тру-ды. Свя-той па-па Да-мас I (366-384), так-же за-ни-мав-ший-ся изу-че-ни-ем Свя-щен-но-го Пи-са-ния, при-бли-зил его к се-бе. Но из-за об-ли-че-ния бла-жен-ным нра-вов совре-мен-но-го ему рим-ско-го хри-сти-ан-ско-го об-ще-ства об-ра-зо-ва-лась це-лая пар-тия недоб-ро-же-ла-те-лей бла-жен-но-го. По-сле трех-лет-не-го пре-бы-ва-ния в Ри-ме бла-жен-ный Иеро-ним вы-нуж-ден был на-все-гда по-ки-нуть этот го-род. Вме-сте со сво-им бра-том Пав-ли-ни-а-ном и дру-зья-ми бла-жен-ный Иеро-ним по-се-тил Свя-тую Зем-лю, мо-на-хов Нит-рий-ской пу-сты-ни, а в 386 го-ду по-се-лил-ся в пе-ще-ре в Виф-ле-е-ме, по-бли-зо-сти от пе-ще-ры Рож-де-ства Хри-сто-ва, и на-чал пол-ную су-ро-вых по-дви-гов жизнь.

Это был пе-ри-од рас-цве-та его твор-че-ской де-я-тель-но-сти. Вы-да-ю-щий-ся уче-ный сво-е-го вре-ме-ни, бла-жен-ный Иеро-ним оста-вил Церк-ви бо-га-тое пись-мен-ное на-сле-дие: со-чи-не-ния дог-ма-ти-ко-по-ле-ми-че-ские, нрав-ствен-но-ас-ке-ти-че-ские, тру-ды по ис-тол-ко-ва-нию Свя-щен-но-го Пи-са-ния, тру-ды ис-то-ри-че-ские. Но глав-ным его по-дви-гом был сде-лан-ный за-но-во пе-ре-вод на ла-тин-ский язык книг Но-во-го и Вет-хо-го За-ве-та. Этот пе-ре-вод под на-зва-ни-ем Вуль-га-ты во-шел во все-об-щее упо-треб-ле-ние в За-пад-ной Церк-ви.

Бла-жен-ный Иеро-ним с глу-бо-кой скор-бью пе-ре-жил па-де-ние лю-би-мо-го им го-ро-да Ри-ма, за-во-е-ван-но-го го-та-ми в 410 го-ду. А в 411 го-ду бла-жен-но-го по-стиг-ло но-вое ис-пы-та-ние - на-бег ди-ких бе-ду-и-нов-ара-бов. Лишь ми-ло-стью Бо-жи-ей об-щи-на пре-ста-ре-ло-го по-движ-ни-ка бы-ла спа-се-на от пол-но-го ра-зо-ре-ния. Свою жизнь он окон-чил в той же Виф-ле-ем-ской пе-ще-ре. Да-той смер-ти бла-жен-но-го Иеро-ни-ма счи-та-ет-ся 420 год. Мо-щи его бы-ли пе-ре-не-се-ны из Виф-ле-е-ма в

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь блаженному Иерониму Стридонскому

Вели́ка име́ет тя предста́теля, Богому́дре,/ правосла́вных собра́ние,/ я́коже у́бо преподо́бных еси́ собесе́дник/ и Боже́ственныя прему́дрости соприча́стник,/ та́ко, пречу́дне Иерони́ме,/ Христу́ Бо́гу моли́ся// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Перевод: Великим почитает тебя защитником, Богомудрый, православных собрание, так как ты единомышленник преподобных и Божественной премудрости причастник, потому, удивительный Иероним, Христу Богу молись о даровании нам великой милости.

Кондак блаженному Иерониму Стридонскому

В преподо́бных преподо́бнейшаго и в блаже́нных блаже́ннейшаго учи́теля,/ пе́сньми восхва́лим Иерони́ма достохва́льнаго,/ ве́рных наста́вника и засту́пника, любо́вию тому́ зову́ще:// ра́дуйся, о́тче Богому́дре.

Перевод: Преподобнейшего среди преподобных и блаженнейшего среди блаженных учителя, песнопениями восславим Иеронима достойного похвал, верующих учителя и защитника, с любовью к нему взывая: «Радуйся, отче Богомудрый».

Молитва блаженному Иерониму Стридонскому

О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Иерони́ме! Не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но помина́й нас всегда́ во святы́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу: помяни́ ста́до твое́, е́же сам упа́сл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад твои́х моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти твоя́ духо́вныя, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́: не премолчи́ за ны ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя: помина́й нас недосто́йных у Престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу, и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши, не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки, с Небе́сными си́лами, у Престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся, ве́дуще у́бо тя вои́стину и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о нас Всеси́льному Бо́гу, о по́льзе душ на́ших, и испроси́ нам вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно пре́йдем от земли́ на Не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в возду́шных князе́й и от ве́чныя му́ки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́: Ему́ же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Вконтакте

Почитается как в православной, так и в католической традиции как святой и один из учи́телей Церкви.

Биография

Иероним был человеком большого интеллекта. Он изучал философию в Риме, где был крещен около 360 года уже в зрелом возрасте, хотя христианами были уже его родители. Был учеником известного грамматика Элия Доната, знатока античной и христианской литературы того времени.

Со временем Иероним стал одним из самых образованных Отцов Церкви. В Риме он был возведен в сан священника, но нажил себе много врагов и вынужден был уехать.

Он много путешествовал и, будучи молодым человеком, совершил паломничество в Святую землю. Позже (в 374 г.) он удалился на четыре года в Халкидскую пустыню, где стал аскетом. Здесь он изучал еврейский язык и спутниками себе имел, по его собственным словам, «лишь скорпионов и диких зверей».

В 386 г. Иероним обосновался в Вифлееме. За ним туда последовала римская аристократка Паула, которую он обратил в христианство. Она основывала обители и монастыри, и именно здесь в течение долгих лет Иероним переводил Ветхий и Новый Заветы на латинский язык.

Его перевод Библии - Вульгата - был одиннадцать столетий спустя провозглашён Тридентским собором в качестве официального латинского перевода священного писания.

Перевод Библии

Главные работы Иеронима - латинский перевод Ветхого завета, сделанный на основе Септуагинты (с древнегреческого языка) и еврейского текста Ветхого Завета (кроме книг, изначально написанных на арамейском и древнегреческом), и редакция латинской версии Нового завета (лат. Itala или лат. Vetus Latina ), получившие впоследствии название Вульгата (лат. Vulgata ), а также исторический труд «О знаменитых мужах» (лат. De viris illustribus ).

Рубенс, Питер Пауль (1577–1640) , Public Domain

Сохранилось другое его историческое произведение - «Хроника», в которой он излагает события всемирной истории начиная с «сотворения мира», основываясь на «Хронике» с дополнениями.

Наследие Иеронима также составляют более 120 его писем.

Фотогалерея




Полезная информация

Софро́ний Евсе́вий Иерони́м
лат. Sophronius Eusebius Hieronymus

Легенда о льве

Существует легенда о том, что, когда Иероним жил в монастыре, к нему вдруг пришёл хромой лев. Все монахи разбежались, а Иероним спокойно обследовал больную лапу льва и вытащил из нее занозу.

После этого благодарный лев стал его постоянным спутником. Монахи обратились с просьбой к Иерониму заставить льва работать, чтобы он так же, как они, сам зарабатывал себе хлеб насущный. Иероним согласился и заставил льва стеречь монастырского осла, когда тот возил дрова

Однажды лев заблудился и осёл остался без охранника. Оставленного без присмотра осла украли грабители и продали каравану купцов, которые его увели. Вернувшись, лев не нашёл осла и, глубоко опечаленный, пошёл обратно в монастырь. Монахи при виде виноватого взгляда льва решили, что он съел осла, и во искупление греха приказали льву делать работу, предназначавшуюся ослу.

Лев повиновался и стал смиренно трудиться. Но однажды лев увидел пропавшего осла в караване и в качестве доказательства своей невиновности с триумфом привёл целый караван в монастырь. (Основание этой легенды можно найти в житии преп. Герасима (Иорданского).)

В связи с этой легендой Иероним в западно-европейской живописи почти всегда изображался в сопровождении льва.

Память

Память в Католической церкви — 30 сентября, в Русской православной церкви (именуется Иероним Блаженный) — 28 июня (15 июня по юлианскому календарю), в Элладской Православной Церкви — 15 июня по григорианскому календарю

День переводчиков

Святой Иероним считается покровителем всех переводчиков.

30 сентября был объявлен в 1991 г. Международной федерацией переводчиков Международным днем переводчиков.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...