Блаженный прокопий устюжский. Туча каменная прокопия устюжского - исторические записки

ПРОКОПИЙ УСТЮЖСКИЙ (? - 1303)


Прокопий был иностранный купец и торговал в Новгороде. Пленившись учением Православной Церкви, он отказался от папизма, принял православие и оставил торговлю. Раздав имение бедным, поселился на некоторое время в Хутынской обители (в 10 верстах от Новгорода), но вскоре удалился в Великий Устюг и там вступил на новый путь юродства. Устюг он нашел полузырянским городом с христианскими храмами; соборная церковь была деревянная и очень высокая. На паперти ее Прокопий стал проводить ночи в молитве, а днем ходил по городу, претерпевая насмешки, брань и побои. Отдыхать ложился он то на навоз, то на камне или на голой земле. Одежда на нем была изорванная и в ней он переносил северные морозы, пищу он принимал от нищих и от людей богобоязненных, а от обогащавшихся неправдою не брал ничего. Утешением для блаженного служила праведная чета – Иоанн и Мария. Иоанн Буга, или Багу, был монгольским сборщиком в Устюге. Блаженный Прокопий посещал иногда Иоанна и Марию, но не пользовался удобствами их жизни. Другом и собеседником его был блаженный Киприан, основатель Архангельской Устюжской обители, но и у него не искал покоя он для плоти своей.

В один воскресный день Прокопий говорил народу в храме: «Покайтеся, братие, во грехах своих, поспешите умилостивить Бога постом и молитвами, иначе город погибнет от града огненного». – «Он не в уме»,– говорили слушавшие Прокопия. Через неделю после первого предсказания Прокопия, в полдень, показалось на горизонте черное облако; приближаясь к городу, оно увеличивалось более и более и наконец легло над ними черною тучею. Молнии бегали огненными полосами и страшные грохоты грома раскатывались в воздухе, не прерываясь ни на минуту. Тогда-то увидели, что городу грозит гибель, вспомнили о проповеди Прокопия и устремились в соборный храм Богоматери. Прокопий был уже здесь и пред иконою Благовещения молился со слезами. И весь народ с рыданием и воплями молился о спасении от гнева Божия: вдруг от иконы потекло миро ручейком, и по храму разлилось благоухание. В то же время произошла перемена в воздухе: не стало удушливого зноя, тучи с громом и молнией ушли вдаль.

Прокопий по-прежнему продолжал юродствовать. Он носил в левой руке три кочерги. Замечено было, что когда носил их вверх «головами», в тот год бывал хороший урожай; когда же оборачивал их «головами» вниз, бывал недостаток во всем.

Блаженный Прокопий преставился в старости 8 июля 1303 года у ворот обители Архистратига Михаила. Согласно его желанию, тело Прокопия похоронили на берегу реки Сухоны, близ соборной Успенской Церкви. Камень, на котором часто сидел он на берегу Сухоны, молясь за плавающих, положен над гробом его. Местное почитание св. Прокопия началось по частной инициативе. Но в 1471 году устюжские ратные люди, испытавшие во время похода в Нижний Новгород благодатную помощь Прокопия, построили над его могилою церковь во имя его, сделали гробницу, на которой поставили образ блаженного «и от того времени начаша праздновати честно и торжественно праздник блаженного Прокопия месяца июля в 8-й день». Московский Собор 1547 года утвердил местное празднование Прокопию (21 июля по новому стилю). Мощи праведного Прокопия почивают под спудом в храме, посвященном его имени.

Наружность блаженного Прокопия в «Иконописном подлиннике» описывается так: «подобием средовек (средних лет, а по другому подлиннику – стар и сед), волосы на голове русы, борода козмина (т. е. длинная); рубище дико-багряное, с правого плеча спустилось, в руках три кочерги; на ногах сапоги разодраны, колена голы».

Чудеса блаженного Прокопия начали записывать во второй половине XV века, после построения (1471) во имя его храма, памятника благодарности за спасение устюжской дружины в Нижнем от повальной болезни: праведник явился тогда многим из дружины с обещанием помощи своей против страшной болезни. С того времени чаще стали происходить исцеления по молитве призываемого на помощь праведника.

Много недужных исцелилось у гроба сего праведника: расслабленных всеми членами, бесноватых, слепых, хромых, всякого возраста и звания.


Изложено по: Праведный Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец // Русские юродивые и блаженные / [Авт.-сост.: Н. Рубина и А. Северский]. – Челябинск: Аркаим, 2003

Убегая от мирской славы благословился у игумена на путешествие в "восточные страны". Зимой, без одежды, претерпевая разные издевательства, он дошел до Устюга Великого , где поселился в убогой хижине.

Житие блаженного Прокопия было таково. Славу мира суетного и мимотекущего он ни во что не ставил. Днем оскорбляемый и избиваемый людьми был истязаем многими обидами, а ночью не давал себе никакого покоя, а ходил по городу и по всем Божьим церквям и молился Господу с обильными слезами, стоя на коленях, прося у Бога помощи городу и людям. С утра же опять весь день ходил по городским улицам, пребывая в юродстве. Когда же святой хотел обрести покой от многих своих трудов или немного уснуть, тогда он ложился на улице, на помойке, или на куче мусора, или в ветхой некрытой часовне, не прикрывая свое нагое тело. И зимний мороз, и снег, и летний солнечный жар, и зной и дождь - все это переносил блаженный с радостью и благодарностью Бога ради. Как он возлюбил Бога всей своей душою и телом, так и Бог его возлюбил и прославил в мире с юного возраста. Блаженный принял от Господа пророческий дар, а также дар чудотворения.

Мощи святого были обретены и положены в раке в Великоустюжском Прокопьевском соборе , где покоятся по ныне .

На иконах святого Прокопия изображают с тремя кочергами, которые он носил в левой руке. Когда кочерги святого бывали расположены прямо, это означало, что летом будет обильный урожай хлеба и изобилие других земных плодов, а когда его кочерги не были обращены главами вверх, означало, что ожидается хлебный неурожай и скудость других всяких плодов, и случался большой голод.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

В терпении твоем от Бога мзду дарований пророчества / принял еси, блаженне, / молитвами, бдением и пощением, / тело изнурив, душу же возвысив на Небесная, / Царя всех Христа Бога славы узрети сподобися / и неувядаемым венцем увязеся. Ему же с лики святых предстоя, / за люди своя моление предлагая, / тепле пролия слез источник, / избавил еси град Великий Устюг и люди своя / от труса страшнаго, и огня, и напрасныя смерти./ Темже и мы, к честней раце твоей припадающе, вопием ти: / о Прокопие чудесне, ходатай нам буди ко Господу / во дни нашедших печалей, рабом твоим, / и молися, да спасет души наша.

Кондак, глас 1

Избранный и дивный в житии и чудесех угодниче Божий, святый блаженный Прокопие, песньми духовными любовию восхваляем тя, небеснаго заступника нашего и молим ти ся прилежно: яко имеяй дерзновение ко Господу, молитвами твоими от всяких нас бед освобождай, да зовем ти: Радуйся, святый блаженный Прокопие, великий и преславный Чудотворче .

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  • Житие на сайте Гамбургского Прокопьевского собора Русской Православной Церкви Заграницей:
  • "О храме", официальный сайт Великоустюжского Прокопьевского кафедрального собора:

чудотворец, причисленный к лику святых Русской Православной Церкви

Перешедший из католицизма в православие бывший любекский ганзейский купец, по происхождению - из прусского знатного рода (к немцам не имеет отношения).

Жизнеописание

Мирское имя, фамилия, дата и место рождения - точно не установлены (по некоторым данным Гландэ Камбила). В западноевропейском житии сказано, что он происходит из знатного рода любекских ганзейских купцов-патрициев.

Прибыв около 1243 г. на кораблях с товарами в Великий Новгород , он был невольно поражён множеством и красотой церквей и монастырей, доброгласным звоном многочисленных коло­колов, набожностью и усердием народа к церковным службам - чего он никогда не думал встретить среди людей, не повинующихся римскому первосвящен­нику.

Любознательный молодой человек посетил храм Святой Софии и другие церкви и монастыри, где увидел торжественность и благолепие обрядов Православной Церкви, услышал стройное хоровое пение, он решил принять православие. Желая подражать подвигу иноков, раздал все свои товары и завещанное ему отцом имущество городским нищим и бедным; пожертвовал его часть в незадолго до этого основанный (1192 г.) Варлаамо-Хутынский монастырь.

Здесь его наставником был старец Варлаам Прокшинич, который во всем подражал основателю обители Варлааму Хутынскому (†1192 г.)

Позже он удалился из Новгорода, где его стали прославлять за нестяжательство, в Великий Устюг , где жил на паперти храма Успения Божией Матери.

Жил на подаяние, был одет в рубище. Спал блаженный обычно на сырой земле, на куче мусора или на камнях. Утешением для блаженного Прокопия была праведная чета - Иоанн Буга (принявший православие ханский баскак) и жена его Мария, а другом и собеседником - блаженный Киприан , основатель Устюжской обители в честь Архистратига Михаила.

Чудо святого Прокопия

В 1290 году, Прокопий предвидел стихийное бедствие - сильную бурю с грозой, лесными пожарами и смерчем большой разрушительной силы, явившимися следствием падения метеорита в 20 верстах от Великого Устюга . За неделю до падения метеорита Блаженный Прокопий начал ходить по городу, призывая со слезами жителей Великого Устюга каяться и молиться, чтобы Господь избавил город от участи Содома и Гоморры. В течение недели праведник предупреждал о скором суде Божием, но ему никто не верил. Когда же разразилась буря, жители бросились в самое укрепленное и безопасное здание города - соборный храм, где застали молящегося за них и за спасение города Прокопия.

Церковное предание считает, что Прокопий молился перед древней иконой Благовещения, перенесённой позднее в Москву. В честь этой иконы, получившей название «Устюжское Благовещение», в Русской церкви 8 июля (по юлианскому календарю) установлено празднование - «Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге». Однако исторические данные не подтверждают присутствие данной иконы в Устюге.

Память о святом

Прокопий прожил в юродстве 60 лет. После смерти он был причислен к лику православных святых. Церковное прославление блаженного Прокопия совершилось на Московском Соборе в 1547 году, память ему была установлена 8 июля (по юлианскому календарю).

Прокопий Устюжский стал исторически первым святым, прославленным Церковью в лике юродивых. «Житие Прокопия» было составлено в XVI веке, то есть много спустя после преставления святого, сыном игумена Сольвычегодского монастыря Дионисия. По замечанию В. О. Ключевского житие, к сожалению, «плохо написанное, составленное из отдельных эпизодических рассказов, имеющих очень мало литературной связи». По тексту «Жития Прокопия» можно определить источники, по которым оно составлено.

Блаженный Прокопий был родом из варяг. Будучи богатым купцом, он прибыл в Новгород Великий по торговым делам. Здесь он познакомился с обрядами православной восточной Церкви, и они произвели самое благодетельное влияние на душу Прокопия.

Христианская православная вера так понравилась Прокопию, что он воспылал желанием вступить в общество православных христиан. С этой целью он искал такого человека, который бы мог научить его всему, относящемуся к православной вере христианской, и удалился в Хутынский монастырь к игумену этого монастыря Варлааму. По достаточном научении в истинах веры православной Прокопий принял святое крещение.

Глубоко проникшись духом евангельского учения, Прокопий роздал Христа ради все имение свое нищим, сделавшись нищим для царствия Божия, презрев все блага мира сего с его страстями. Он не ограничился этим, но принял еще на себя обет юродства Христа ради.

Вскоре он удалился из Новгорода в страны, лежащие на востоке, продолжая свое прежнее юродство, в кротости перенося все оскорбления, каким постоянно подвергали его за необыкновенный образ жизни. В конце концов он поселился в Устюге.

День святой Прокопий обыкновенно проводил на открытом воздухе, бродя по улицам города, принимая различного рода оскорбления и платя за них изредка приличными наставлениями и убеждениями. С наступлением же ночи Прокопий удалялся к какой-нибудь из городских церквей и здесь со слезами и коленопреклонениями изливал свою душу перед Богом в пламенной молитве. Когда сон или крайняя усталость отнимали у него возможность бодрствовать и молиться, тогда Прокопий, не заботясь много о чистоте, спокойствии и удобстве места, ложился в каком-нибудь грязном непокрытом строении или просто па голой земле. Единственной одеждой его во все времена года было одно дырявое, грязное рубище. В таком одеянии, полунагой, он подвергался летнему зною и ужасным морозам зимнего времени. Пищи вкушал он немного и то не каждый день, принимая ее только от люден богобоязненных и добрых. Приношения же, какие предлагались ему людьми богатыми и живущими нечестным образом, он всегда отвергал, вследствие чего ему случалось иногда бывать без пищи по нескольку дней кряду. Таким образом, Прокопий в своей жизни строго следовал учению Христову. Он самопроизвольно принял на себя нищету юродства и соеденимое с ним бесчисленное множество различного рода лишений и оскорблений.

Впоследствии блаженный Прокопий избрал местом своего постоянного пребывания паперть при соборной церкви Пресвятыя Богородицы в городе Устюге. Поселившись близ храма Божия, Прокопий все время свое посвящал, молитве, сопровождаемой частыми коленопреклонениями и обильными слезами.

Многочисленные и тяжкие грехи жителей города Устюга навлекли на них праведный гнев Божий, святой Прокопий пророческим оком своим предузнал страшный гнев Божий, грозивший жителям Устюга, и, как древле Иона для ниневитян явился проповедником покаяния для устюжан.

– Покайтесь, братия, о грехах своих, спешите умилостивить Бога постом и молитвою, – говорил он собравшемуся народу, – иначе Господь пошлет огненный град на вас, и вы все погибнете в грехах своих. Мера долготерпения Божия исполнилась.

Но слова святого не имели желанного успеха, народ не обращал должного внимания на них.

Неделю спустя от начала проповеди Прокопиевой, однажды в полдень сделалось так темно от надвигавшейся тучи, как будто бы это было в самую темную ночь; необыкновенный мрак привел в смущение жителей Устюга. Блеск молний и удары грома были до того велики, что подобных дотоле никто и никогда не помнил. Гнев Божий выражался в этих ударах с ужасающей силой. Тогда-то только народ уразумел волю Божию о погублении его за грехи его. Вспомнились тут и слова Прокопия, угрожавшего гневом Божиим нераскаянному народу. Теперь-то поняли они, как гибельно нераскаяние, в котором упрекал их Прокопий, и осознали необходимость обращения к Богу. Вес жители города в страшном смущении и в страхе собрались в храме и преимущественно в соборном храме, где пребывал юродивый, и с непритворными слезами просили Господа о помиловании.

После долгих и усердных молитв, воссылаемых от святого Прокопия и всего народа к Богу и Пречистой Богородице, явилось предивное чудо от иконы Богоматери. Из иконы Ее источилось миро и в таком изобилии, что были наполнены все сосуды.

Грозная туча, шедшая прежде на город Устюг, получила теперь иное направление и верстах в двадцати от города разразилась со всею своею ужасающею силою. В пустынном месте, вдали от всякого жилища, раскаленные камни ознаменовали здесь присутствие страшной грозной тучи. От страшного града каменного, по молитве святого Прокопия н предстателъству Божией Матери, не погиб никто.

Однажды, еще в начале своего пребывания в городе Устюге, Прокопий встретился в соборной церкви с одной трехлетней девицей по имени Мария, шедшей с родителями своими. Он подошел к ней, поклонился ей до земли и во всеуслышание сказал: «Се идет мать великого Стефана епископа, учителя Пермскаго». Слышавшие удивились и говорили между собой: может ли быть епископ в Перми, стране грубого язычества? Как известно, Пермская земля в то время еще не знала христианства. Впоследствии все произошло так, как предсказывал блаженный Прокопий: Мария родила сына, ставшего первым епископом Пермским - святителя Стефана.

Кроме словесного пророчества блаженный пророчествовал еще следующим образом: он носил с собой три деревянные клюки. В тот год, когда он носил их вверх головами, было изобилие хлеба и всех плодов, а в тот год, когда он носил их вниз головами, был неурожай и скудность во всем.

Блаженный Прокопий ходил часто на берег реки Сухоны, при которой стоит город Устюг, и там, сидя на камне, смотрел на плавающих и молился о благополучном плавании их. Он так полюбил берег реки Сухоны, что просил погрести себя на том месте, где он сидел, а камень положить на гробе.

Наконец, блаженный Прокопий приблизился к смерти и, предвидя оную, пошел к обители святого архистратига Михаила и близ оной предал дух свой в руки Божий. В ту ночь поднялась холодная буря и выпало большое количество снега, но народ, по молитвам святого Прокопия, не потерпел никакого вреда, потому что на другой же день палящее солнце догнало снег и оживило растения.

Утром, соборное духовенство и народ, не видя в церкви блаженного Прокопия, который обычно не пропускал ни одной церковной службы, удивились и отправились искать его. Три дня искали, на четвертый нашли его тело под мостом. Оно было занесено снегом, который под мостом не успел растаять. Духовенство и народ взяли тело святого и с честию понесли его в соборную церковь, где, совершив надгробное пение, погребли в том самом месте, где просил святой, и положили также камень на гробе его.

Впоследствии над гробом святого построена была церковь, в которой совершилось немало чудес и исцелений.

Прокопий праведный отводит тучу каменную от Устюга Великого. Н.К.Рерих 1914.

На картине изображено знаменитое чудо юродивого Прокопия Устюжского, случившееся, согласно его житию в 1290 г., когда Прокопий своими молитвами отвел от города "тучу каменную", грозившую погубить город.

Прокопий Устюжский - юродивый, обитавший в конце XIII - начале XIV века, при паперти Успенского собора в городе Великом Устюге.

Первоначально о сем бездомном видимо ничего не известно было, кроме того, что был он не местным, "приблудшим" из "чужой стороны". Спустя столетия, после канонизации Прокопия, свершившейся в 1547 г. появилась легенда о том, что сторона это была совсем дальней, может быть "латинской", что Прокопий был купцом (иначе как он мог попасть на Русь) и конечно прибыл туда через Новгород (как многие иностранцы). А потом, раздав имение нищим, поступил в монастырь (к какому-нибудь известному старцу, напирмер Варлааму Хутынскому, жившему на 100 лет ранее этого времени. А потом и вовсе, желая еще более строго христианского подвига, стал бродить по русскому северу, дойдя до полюбившегося ему Великого Устюга. Позднейшие историки дописали биографию и дальше, определив родной город Прокопия (Любек) и даже возможное латинское имя юродивого. Но вряд ли сие можно принять на веру.


Н.К. Рерих "Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится", 1914 г.

Прокопий жил при храме Богородицы за счет милостыни, страдая от холода зимой, а летом имел обыкновение сидеть на берегу реки Сухоны и благословлять плывущие мимо корабли. Эта светлая черта его безумия послужила причиной к созданию Н.К. Рерихом еще одной картины, посвященной Прокопию. А может быть стала одной из причин начала его местного почитания. Проплывающие по Сухоне корабельщики, видимо привыкли к фигуре одинокого молельщика. Вспоминали ее и после смерти, а через какое-то время стали просить помощи Прокопия в благополучном возвращении домой. Так в 1478 г. во время похода устюжцев на Казань (в составе московских войск) устюжан поразила болезнь, люди мучились лихорадкой, болями в животе, и умирали. Тогда вспомнили устюжане о своем Прокопии, молившемся когда-то за путников, обещали если вернуться, построить ему церковь. Некторым помогло...

С собой Прокопий носил зачем-то три кочерги, которые непременно сопровождают его изображение на иконах. Может это было какое-то подобие вериг, а может кочерги эти связаны с другой, темной стороной Прокопьева безумства. Сидя у церкви, он предвещал городу и устюжанам скорую погибель в геене огненной. За что неоднократно, по житию, был бит, видимо, в наиболее светлые моменты жизни обывателей (праздники и венчания), когда такие пророчества были некстати. Кочерги может быть служили Прокопию для демонстрации того, как черти будут жарить грешников в аду. Память о них прилепилась к образу Прокопия еще и по той причине, что по кочергам его (по их повороту вверх или вниз), местные стали шутя определять погоду. Если Прокопий идет с корчергами подняв их вверх, будет ведро (солнечный день), если клонит долу - дождь.

Такие метеорологические способности стали приписывать кочергам Прокопия видимо после того, как очередная серия его пророчеств совпала по времени с необычным явлением природы. 8 июля 1290 г. над городом сощлись черные тучи, разразилась гроза и вихри, а затем в стороне от города, из тучи выпали на землю камни. Горожане, молившиеся в церкви о спасении пред иконой Богородицы, приписали чудо спасения города иконе. Но запомнили, что Прокопий, местный юродивый заранее предвещал город об опасности и молил о том Богородицу.

Место, куда, по легенде, упали из тучи камни, находится в 20 верстах от города в урочище Котовалово (о нем см. ). В XIX веке там построили часовню и проводили к нему крестные ходы. В позднейшее время краеведы искали в этой местности метеориты, но не нашли. Да собствено их и быть не могло. Из описания чуда Прокопия видно, что над городом разразилась необычной силы буря с грозой (ей, по Житию, предшествовали нахождение темной тучи и обычная в этих случаях духота). Откуда же предание о камнях? А дело в том, что с языческих времен в народе сохранялось поверие, что молнии - каменные стрелы Бога грозы, "перуновы стрелы". Когда молния попадает в землю, с неба падает камень. Такими "громовыми камнями" (стрелами) русские крестьяне считали находимые иногда древние кремневые орудия, а также белемниты (окаменевшие остатки ископаемых моллюсков). Именно это представление несомненно и легло в основу легенды о "каменной туче".

Спустя время рассказы о Чудесах св. Прокопия стали обрастать фантастическими подробностями, а у местных жителей возникло стойкое убеждение, что именно Прокопий своими молитвами сподвиг Богородицу спасти город. И город именно ему обязан своим спасением. В конце XV века на месте его могилы была сооружена церковь. А в 1547 г. Прокопий был причислен к лику святых в Москве. Прокопий Устюжский стал исторически первым святым, прославленным Церковью в лике юродивых . В 1638 г. в Великом Устюге Прокопию был выстроен большой каменный храм.

Умер Прокопий 8 июля 1303 г. ночью в поле. По Житию, Господь позаботился о том, чтобы тело его не осталось без покрова - не смотря на летнее время, выпал снег. Прокопия нашли и похоронили у камня на берегу р. Сухоны, на котором он так любил сидеть и рядом с которым завещал себя похоронить. В 1914 г. Н. Рерих написал известную картину "Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится" (см. выше), где изобразил св. Прокопия, сидящем на этом камне у реки и благославляющим, спешащие по ней корабли и лодки.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...